• Иерархия святых православной церкви. Лики святости в православной церкви. Добропобедные мученики Христовы

    Чины (Разряды) святости

    Святость многообразна, как многообразны те благодатные дары, которыми Бог наделяет своих угодников в разных странах и в разные эпохи. В православной традиции сложилось несколько основных форм святости, в соответствии с которыми святых подразделяют на разряды – чины. В первые века христианства святыми считались ветхозаветные праотцы, ветхозаветные пророки, апостолы и мученики. С IV в. началось почитание преподобных и святителей, с утверждением христианства государственной религией и появлением благочестивых правителей – благоверных царей, князей и т.д.

    Такое деление в известной степени условно. Один и тот же человек может прославиться различными подвигами. Например, св. Иннокентий Московский (1797-1879) прославлен как святитель (заботился о сохранении и укреплении христианской веры, будучи епископом Камчатской, Курильской и Алеутской епархий, а затем митрополитом Московским и Коломенским) и как равноапостольный (просвещал евангельским учением народы Сибири и Дальнего Востока). Св. Исаакий, затворник Киево-Печерский (ум. ок. 1090), прославился иноческим подвигом (как преподобный) и юродством Христа ради (некоторые считают его первым юродивым на Руси, блаженным).

    Формы святости не являются застывшими: каждый чин задает тот или иной образ служения Богу, но в разные исторические периоды могут открываться разные грани этого образа. Могут возникать и новые чины святости. Ниже дан краткий обзор разрядов святых.

    Апостолы

    Апостольство считается особым даром, которым Господь наделил некоторых из Своих учеников и последователей. Апостолы стали свидетелями жизни и воскресения Христа, проповедовали миру Евангелие, основывали христианские общины, исцеляли больных, могли изгонять бесов. Апостолы (от греч. «посылаю», «высылаю») приняли на себя миссию распространения христианства. Почти все они приняли мученическую смерть. Апостолы стали первыми христианскими святыми, их святость удостоверена Самим Христом. Богослужения в память о них совершали уже в III в. Общий праздник – Собор 12 апостолов – был введен в V-VI вв. Один из четырех церковных постов – Петровский – называют апостольским, т.к. его завершает день памяти апостолов Петра и Павла, именуемых «первоверховными». В церковной неделе (седмице) апостолам посвящен четверг.

    Количество апостолов четко определено:

    1) 12 апостолов – ближайших учеников Христа: Петр, Андрей, Иаков Зеведеев, Иоанн, Филипп, Варфоломей, Фома, Матфей, Иаков Алфеев, Иуда Иаковлев (Леввей, прозванный Фаддеем), Симон Кананит и Матфий, причисленный к одиннадцати вместо предавшего Христа Иуды Искариота;

    2) 70 апостолов;

    3) Павел – «апостол языков» (принял особый дар проповедовать учение Христа язычникам).

    В послеапостольское время в разных странах в разные эпохи некоторые христиане, подобно апостолам, прославились обращением народов в православную веру: Нина (IV в.) просветила грузин, братья Кирилл и Мефодий (IX в.) крестили славян, князь Владимир и княгиня Ольга (X в.) – русских, архиепископ Николай (Касаткин) (1836-1912) – японцев и т.д. Их тоже почитают святыми, но называют не апостолами, а равноапостольными.

    Пророки

    Пророчество рассматривается как особый дар: Бог выбирает человека, чтобы тот передавал людям Его волю (пророчествовал). Книги нескольких пророков вошли в Ветхий Завет.

    В отдельных стихах этих книг содержатся пророчества о пришествии в мир Мессии (Христа). Так, пророка Исаию (VIII в. до Р. Х.) называют даже «пятым евангелистом». Почитание пророков пришло из ветхозаветных времен. Несколько дней церковного года, в основном в декабре, посвящены памяти отдельных пророков. Всех ветхозаветных пророков Церковь вспоминает перед Рождеством Христовым: в Неделю праотец (предпоследнее воскресенье перед Рождеством Христовым) и Неделю святых отец (последнее воскресенье перед Рождеством Христовым). Пророкам посвящен отдельный ряд икон в иконостасе. Ветхозаветных пророков можно перечислить поименно: 1) Моисей, Аарон, Самуил, Иоад, Азария, Илия, Елисей, Давид Псалмопевец, Иессей; 2) пророки, называемые великими: Исаия, Иеремия, Иезекииль, Даниил. Книги этих пророков имеются в ветхозаветном каноне; 3) 12 малых пророков, чьи книги также входят в Ветхий Завет: Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария, Малахия; 4) пророк и креститель Иоанн Предтеча.

    Праотцы

    Это жившие до Христа благочестивые патриархи (от греч. «родоначальники», «праотцы»), которые своими действиями способствовали приходу в мир Мессии (Христа Спасителя), приняв тем самым участие в деле спасения человечества Богом. Свидетельства о почитании праотцов известны со второй половины IV в. В православном календаре им посвящена Неделя праотец (см. выше).

    К праотцам относятся:

    1) патриархи, жившие до потопа: Адам, Енох, Ной и многие другие;

    2) патриархи, жившие до первого пророка Моисея (ум. ок. 1531 г. до Р.Х.): Авраам, Исаак, Иаков, Иосиф; преемник Моисея Иисус Навин;

    3) родители Богородицы праведные Иоаким и Анна, называемые богоотцами;

    4) праведный Иосиф (обручник Девы Марии).

    Святители

    Святители – архиереи (епископы, архиепископы, митрополиты, патриархи). Их служение – пастырское (церковное учение, проповедь, защита чистоты веры, церковное управление), соединено с праведной жизнью. Бог за праведность, как правило, наделяет даром творить чудеса. Поэтому среди святителей многие именуются «чудотворцами». Сначала каждая христианская община чтила всех своих архиереев, т.к. дар пастырского служения восходит к апостолам, в свою очередь принявшим этот дар от Христа. С развитием церковной иерархии почитание святителей стало общецерковным. Так, к святым были причислены все папы римские первых веков христианства и почти все константинопольские патриархи до X в. В Русской Православной Церкви к лику святителей изначально причисляли на основании праведной жизни.

    Мученики

    В переводе с греческого «мученик» – «свидетель». Своей готовностью принять ради Христа страдания и смерть, но не отступить от веры мученики свидетельствуют о вере в победу Спасителя над смертью. Многие из них по примеру Христа, молившего при распятии: Отче! прости им, ибо не знают, что делают (Лк. 23, 34), помолились за своих мучителей. Бог помогает мученикам так, что они могут переносить нечеловеческие страдания. Мучеников, претерпевших особенно тяжелые и продолжительные мучения, называют великомучениками. Если мучения претерпел священник или епископ, его называют священномучеником. Преподобномученики – это замученные за православную веру монахи. Страстотерпец, т.е. претерпевший страсти (страдания), – тот, кто принял смерть от своих соплеменников и единоверцев. На месте захоронения мучеников христиане с древних времен совершали богослужение (литургию), позднее стали строить храмы. Списки мучеников (мартирологи) с описанием обстоятельств их гибели стали основой церковного календаря и житийной литературы.

    Первомученики : архидиакон Стефан и Фекла.

    Великомученики : Георгий Победоносец, Пантелеимон, Варвара, Екатерина и др.

    Священномученики : Игнатий Богоносец, Гермоген и др.

    Преподобномученики : Кукша Печерский, великая княгиня Елизавета Федоровна и др.

    Страстотерпцы : князья Борис и Глеб, многие русские князья ХII-ХIII вв., царственные мученики – император Николай II с супругой и детьми и др.

    XX в. в России был веком новых гонений на Церковь, превзошедших по своей жестокости гонения первых веков христианства. В 2000 г. Русская Православная Церковь причислила к лику святых более 1200 новомучеников и исповедников Российских – православных христиан, пострадавших от репрессий и не изменивших вере во Христа даже под пытками. Важными документами по их канонизации стали следственные дела. В отличие от древних мучеников, новомучеников Российских нередко убивали по обвинению, напрямую не связанному с исповеданием веры, или вообще без суда.

    Исповедники

    Исповедничество является открытым признанием (исповедованием) веры, невзирая на опасность смерти. В основе подвига лежат слова Иисуса Христа: Кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф. 10, 32-33). В отличие от мучеников, скончавшихся во время мучений за веру, исповедники переживают мучения и гонения, но их смерть ненасильственна. Исповедничество было широко распространено наряду с мученичеством во времена гонений на первых христиан. В Русской Церкви исповедничество стало особенно актуальным во времена гонений на Церковь советского периода. Исповедничество, как правило, не единственный подвиг в жизни того или иного святого, поэтому оно часто соединяется с другими формами святости. Так, Василий Исповедник (ум. 750), пострадавший за почитание икон во времена иконоборчества, и Максим Исповедник (ок. 580-662), подвергшийся пыткам за непреклонность в богословских спорах, прославлены как преподобные (см. ниже). Архиепископ Лука Крымский, прошедший в 1920-1940-х гг. через несколько арестов и ссылок, причислен к лику святителей. Иоанн Русский Исповедник (ум. 1730), пострадавший от иноверцев в турецком плену, прославлен как праведный.

    Преподобные

    Это святость, достигнутая в монашестве, которая понимается как высшая степень подобия Богу (преподобие) и приближение человека к ангельскому образу; преподобных называют «земными ангелами» и «собеседниками Ангелов». Святость основана на непрестанной молитве, посте, постоянном труде; непременные условия – смирение и безбрачие. Труды и подвиги в монашестве могут быть самыми различными. Преподобные, выбравшие тот или иной вид монашеского подвига, не выделены в отдельные разряды, но характер их подвига часто обозначен в имени. Например, Иоанн Молчальник (обет молчания – безмолвие); Феофан Затворник (затвор – жизнь в келье без всякого общения с внешним миром); Симеон Столпник (столпничество – стояние на столпе, под которым может подразумеваться башня, столб, узкая глубокая яма, камень и т.п.); Иоанн Постник (подвиг усиленного поста) и т.д. Культ начал складываться с возникновением в Церкви монашества. На него повлияло почитание прп. Антония Великого (уже при его жизни). Большинство русских святых до гонений XX в. – преподобные; особо почитают основателей монастырей: Пахомия Великого, Анну Кашинскую, Афанасия Афонского, Антония и Феодосия Печерских, Сергия Радонежского, Варлаама Хутынского.

    Благоверные

    Благоверными называют правителей (князей и княгинь, царей и цариц), отличавшихся благочестивой жизнью и употребивших монархическую власть на укрепление православной веры (в мирное или военное время), на дела милосердия (забота о своих подданных) и т.д. Культ связан с тем, что в Византии императоры обладали значительными полномочиями в церковной сфере. В Русской Церкви по традиции называют святых князей благоверными, хотя среди них есть равноапостольные, преподобные (например, все канонизированные княгини), мученики и страстотерпцы, а собственно благоверных немного.

    К благоверным относятся: князья Александр Невский, Даниил Московский, Довмонт (Тимофей) Псковский, Петр и Феврония Муромские, Михаил Тверской, Анна Кашинская и др.

    Праведные

    Праведными называют тех, чья благочестивая жизнь в миру стала примером для окружающих. В широком смысле праведность является синонимом святости. К праведным относятся: Иулиания Лазаревская, священники Стефан Омский, Иоанн Кронштадтский и Алексий (Мечев), миряне Артемий Веркольский, Симеон Верхотурский, благочестивый воин Феодор Ушаков и др.

    Бессребреники

    Бессребреничество – это бескорыстное профессиональное служение (бессребреники обычно врачи), которое основано на том, что любой талант – дар от Бога и должен быть употреблен для прославления Бога, т.е. беззаветное служение людям. Христос, наделив апостолов способностями исцелять больных, изгонять бесов, воскрешать мертвых, велел: Даром получили, даром давайте (Мф. 10, 8). Бессребреничество может быть соединено и с другими христианскими подвигами, например с мученичеством (Косма и Дамиан, в Риме пострадавшие; Косма и Дамиан, мученики Аравийские). Бессребреники Косма и Дамиан, жившие в Малой Азии, известны также как чудотворцы.

    Юродивые (блаженные)

    Это самая необычная, парадоксальная форма святости. Оставаясь в миру, юродивый (полное название «Христа ради юродивый»), прикрываясь обликом безумия, бросает вызов ценностям этого мира, в том числе и внешнему, показному благочестию. Таким способом он ставит под сомнение мудрость мира сего, которая, по апостолу Павлу, есть безумие пред Богом (1 Кор. 3, 19). «Перевернутое благочестие» юродивых часто вызывает недоумение окружающих, за что святые подвергаются унижениям, поношениям, побоям. Их добровольное страдание Церковь рассматривает как следование Христу. Бог дает юродивым дар пророчества (прозорливости). Юродство возникло в среде монашества, но как одна из его крайних форм широкого распространения не получило. Как особая форма святости сложилось в VI-VII вв. На русскую традицию юродства (была распространена в XIV-XVII вв.) оказала влияние византийская традиция. На Руси (если сравнивать с другими Поместными Церквами) юродивых достаточно много: из трех десятков прославленных Православной Церковью юродивых более двадцати – русские. В русской традиции юродивых принято называть блаженными. Не следует путать это с поздней традицией употребления слова «блаженный» по отношению к святым, почитаемым также в католичестве и жившим до 1054 г. (например, блаженный Августин). К юродивым относятся: Андрей Константинопольский, Иоанн Власатый, Иоанн Большой Колпак, Ксения Петербуржская, Василий Московский и др. См. - общее наименование святых иноков, достигших высоты монашеского делания и являющихся образцом монашеской жизни. См. Чины святости (разряды) … Православие. Словарь-справочник

    Прославляя святых Божиих, Церковь воздает им в своих песнопениях различные величания, соответственно образу их жития на земле, званию, сану, различным подвигам и, наконец, роду их кончины, почему в богослужебных книгах и Православном календаре она и разделяет всех святых на сонмы или чины - святителей, мучеников, преподобных и прочих.

    • Под общим названием бесплотных сил Церковь разумеет весь духовный - ангельский - мир, который разделяется на девять чинов: престолы, херувимы, серафимы, господства, силы, власти, начала, архангелы и ангелы.
    • Праотцами называются святые мужи Ветхого Завета, которые были предками по плоти Господа Иисуса Христа. Память им празднуется в «неделю Праотцев», перед Рождеством Христовым.
    • Пророками называются святые Ветхого Завета, избранные Богом для приготовления людей к принятию Спасителя и обладавшие даром предвидения будущего. Святой Иоанн Предтеча был последним Ветхозаветным пророком.
    • Апостолы - то избранные ученики Господа Иисуса Христа; одни из них принадлежат к числу 12 ближайших, другие - к числу 70 его учеников.
    • Равноапостольными и просветителями называются святые, которые после времен апостольских своею проповедью привели к Христу целые страны и народы.
    • Отцами церкви («иже во святых отец наш») называются святые архиерейского сана: сюда относятся святые - патриархи, митрополиты и епископы разных городов Вселенской Православной Церкви. Епископы города Рима называются папами.
    • Мучениками или великомучениками называются святые, принявшие Мученическую смерть за веру во Христа. Те из них, которые были замучены в сане епископа или священника, называются священномучениками, а пострадавшие в иночестве (монашестве) - преподобномучениками.
    • Исповедники и страстотерпцы - святые, потерпевшие за веру во Христа гонение, заточение и мучения, но скончавшиеся в мире. Некоторым из них вовремя истязаний положены были особые клейма на лице. Поэтому они называются начертанными.
    • Преподобные (мужи и жены) -святые из иноческого (монашеского) чина. Некоторые из них, принимавшие на себя особые подвиги, носят еще и частные названия: пустынники - удалявшиеся в пустыни и там спасавшиеся в уединении, затворники - добровольно заключавшие себя на всю жизнь в отдельные пещеры или келии; столпники - подвизавшиеся на столпах или высоких башнях под открытым небом; безмолвники - принявшие на себя подвиг молчания.
    • Праведными называются святые, которые угодили Господу, живя в миру и не слагая с себя обязанностей семейных и общественных.
    • Бессребрениками называются святые, которые угодили Господу, живя в миру и не слагая с себя обязанностей семейных и общественных.
    • Христа ради юродивые, или блаженные,- святые, которые по слову Божию были безумными Христа ради и странниками, не имевшими постоянного жилища; за свое смиренномудрие они одарены были от Бога.

    Согласно христианскому вероучению, «един Бог без греха», все люди, даже самые большие праведники, совершают грехи. Тем не менее, церковь выделяет людей, которые молитвой, добрыми делами удостоились перед Богом особой чести, стяжали святость.

    Канонизация святых – возведение в чин святых. Условия канонизации – должен сложиться культ почитания святого, чудеса от мощей, предметов, нетленность мощей, мироточение освященных икон в церкви, доказательства святости жизни.

      Пресвятость («святее всех святых») – только одна Богородица, Дева Мария.

      Апостолы – это особый чин святости. К апостолам примыкают равноапостольные – они, подобно апостолам, принесли христианство целым народам (РПЦ почитает как Равноапостольных княгиню Ольгу и князя Владимира).

      Пророки – ветхозаветные пророки Моисей, Илья Пророк и т.д.

      Праведные – канонизированные миряне (Авраам, праведная Иулиания и т.д.).

      Преподобные – канонизированные монахи (Преподобный Сергий Радонежский, Преподобный Серафим Саровский).

      Святители – канонизированные высшие церковные иерархи (патриархи, митрополиты) – митрополит Петр (ХIVв.), патриарх Тихон (ум. в 1925 г.).

      Мученики – умершие за веру, самый массовый чин святости (Великомученица Татьяна, Вера, Надежда, Любовь и их мать Софья –IIв., сейчас канонизированы новомученики ленинско-сталинского времени)

      Благоверные – канонизированные правители (цари, князья) – Борис и Глеб, Александр Невский, Дмитрий Донской.

      Страстотерпцы – «претерпевшие страсти», умершие глубоко по-христиански, но не за веру – как царственные страстотерпцы, канонизированы НиколайIIи царская семья.

      Блаженные – канонизированные юродивые, на Руси их было особенно много, это своеобразный вклад русского православия во Вселенское православие («юродь» - божья болезнь, юродивые во Христе ходили голыми, делали вид, что они страшные грешники, но на самом деле не грешили даже в женских банях). Василий Блаженный. На Руси было немало обманщиков, которые только играли роль юродивых, но на самом деле юродивыми во Христе не были – они, естественно, не канонизировались (пример: Гришка Распутин)

    До 1054 г. церковь была единой и православной и на Западе и на Востоке (папы Римские иногда даже спасали православие, т.к. на Востоке, в Византии часто развивались ереси).

    1054 г. – Великая схизма (раскол) церквей – восточная часть осталась православной, западная сталакатолической .

    ХVIв. –Реформация - раскол в западной церкви на католиков ипротестантов . Т.о, сложились три христианские конфессии: православие, католицизм, протестантизм.

    Основные отличия католицизма от православия

      Отличия в таинствах :

    Крещение – у православных полное погружение крещаемого (так же, как крестили первые христиане), у католиков – окропление.

    Причастие – у православных – как в первые века существования христианства - полное причастие для всех (и священникам, и мирянам дают и хлеб и вино), у католиков – мирянам только хлеб, с 1965 г. католики-миряне могут требовать для себя полного причастия; освященный хлеб тоже разный – у православных квасный хлеб, у католиков - опресноки

    Миропомазание – у православных сразу после крещения, у католиков – миропомазание только при совершении церковного совершеннолетия (не раньше 12-14 лет)

      покаяние – у православных видят исповедующегося, у католиков – в кабинках.

    2. В управлении церквами – у католиков единоличный глава всей католической церкви во всем мире (папа Римский), у православных принцип автокефалии – самоуправления поместных церквей (греческой, болгарской, русской и т.д.).

    3. Главный праздник – у православных Пасха, у католиков Пасху затмило Рождество.

    4. Дни поста – у православных традиция раннего христианства – среда и пятница, у католиков – суббота. Один из Вселенских Соборов отметил это нарушение апостольского обычая в западной церкви.

    5. Литургия (служба с причастием) у католиков – только на латыни, у православных – на национальных языках (с 1965 г. католики разрешили службу на национальных языках, но латинский язык остается главным). «Вульгата» - латинский перевод Библии - признана боговдухновенной.

    6. Целибат (безбрачие) – в православии только для монахов, у католиков – и для священников (в православии попы брачные).

    7. В обрядах и символах – православные крестятся тремя пальцами справа налево, католики – пятью пальцами слева направо, основной крест - у католиков четырехконечный, у православных - восьмиконечный.

    8. Католики ввели новые догматы , которых нет в православии:

    О непогрешимости папы Римского (в православии непогрешим только Вселенский Собор).

    О чистилище (в православии только рай и ад).

    О непорочном зачатии Девы Марии (согласно православной доктрине, она была зачата обычным образом и была подвержена первородному греху).

    О сверхдолжных заслугах святых (отсюда вековая практика индульгенций)

    О филиокве (вставка «и от Сына» в Символ веры – о том, что Святой Дух исходит не только от Бога-Отца, как считают православные, но и от Бога-Сына). Отсюда – особая техника католической молитвы – вживание в роль распятого Христа. Искусственность в богослужении – орган, скульптуры в костелах. В православии – «умная» (сердечная) молитва, вживание в роль Христа соседствует с гордостью, нет органа и скульптур, есть только иконы и духовное хоровое пение.

    Все эти отличия существуют при очень большом сходстве двух конфессий . Очень важно, что католики и православные взаимопризнают благодатность священников, каноничность их рукоположений, реальность таинств друг друга (если католический священник переходит в православие или наоборот – его не рукополагают заново, а сразу ставят священником – считается, что он уже рукоположен).

    География христианских конфессий :

    Православные страны – Россия, Украина, Белоруссия, Грузия, Молдавия, Греция, Болгария, Румыния, Сербия (Армения близка к православию, но есть и определенные отличия).

    Католические страны – Италия, Франция, Испания, Португалия, Австрия, Польша, Чехия, Филиппины, вся Латинская Америка, Литва.

    Протестантские страны – Англия, США, Швейцария, Швеция, Норвегия, Финляндия, Германия, Канада, Австралия, Эстония.

    Больше всего в мире католиков, меньше всего– православных (так сложилось исторически)

    Святость многообразна, как многообразны те благодатные дары, которыми Бог наделяет своих угодников в разных странах и в разные эпохи. В православных традициях сложилось несколько основных форм Святости, в соответствии с которыми всех святых подразделяют на чины — разряды. В первые века христианства Святыми считались ветхозаветные праотцы, ветхозаветные пророки, апостолы и мученики.

    Канонизация Святого свидетельствует о глубокой вере в Христа, стойкости духа и благих делах за веру. Святые становятся нашими помощниками в житейских невзгодах. Мы обращаемся к ним за помощью через молитву.

    Сонм православных Святых многочислен. Каждый из них имеет свой чин в зависимости от того, кем он был и какими делами прославился в земной жизни. Чин мы видим на иконах в кратком написании перед именем Святого.

    Выделяют следующие чины:

    1. Апостолы (ап. ) — 12 ближайших учеников Иисуса ( , Петр Кифа, Варфоломей, Иуда Фаддей, Иуда Искариот и др.) и апостолы от семидесяти, распространявшие православие в 1 в. н.э. Имена последних озвучены спустя несколько столетий после событий Евангелия.
    2. Бессребренники (бесср. ) — врачеватели болезней и другие мастера, не бравшие платы за свой труд (Пантелеймон, Ермолай, Косма и Дамиан).
    3. Благоверные (блгв. ) — правители, укреплявшие веру своего народа в Господа и Небесные Силы ( , ).
    4. Блаженные (блж., блаж. ) — юродивые и некоторые другие святые (Блаженная Матрона Московская, Августин Блаженный).
    5. Исповедники (исп. ) — христиане, которые во времена религиозных гонений, отстаивали веру и распространяли ее среди других. В списках РПЦ исповедники появляются только в 20 в. (Николай Могилевский, Амвросий Полянский, Виктор Островидов, Иоанн Оленевский).
    6. Мученики (мч., мц. ) — умершие насильственной смертью за распространение веры (Феодосия Морозова, Павел Коломенский). Мученики, имевшие церковный сан, называются священномучениками (сщмч., сщмц. ) — , патриарх Гермоген. Новомученики (нмч., нмц.) — погибли во времена советской власти (Иоанн Кочуров, Петр Полянский). Великомученики (вмч., вмц. ) — христиане, погибшие за веру в особо тяжких муках ( , Феодор Стратилат, Екатерина Александрийская). Преподобномученики (прмч., прмц. ) — монахи ( , Григорий Печерский).
    7. Праведные (прав. ) — священнослужители и простые миряне, жившие праведной жизнью (Феофан Затворник, старец Силуан).
    8. Преподобные (прп. ) — монахи, распространявшие веру (Иоанн Лествичник, Антоний и Феодосий Печерские, Никита Переяславский).
    9. Пророки (прр., прор. ) — участники библейских событий, несшие народу Божью волю (Иоанн Креститель, Иезекииль, Иеремия, Исайя, Даниил).

    Для всех чинов, как и для отдельных Святых написаны церковные чтения и песнопения. Существуют иконы, на которых Святые изображаются группами, объединенными по лику святости, например, Три Святителя, Мученики и Новомученики Государства Российского.

    Православная Церковь устанавливает каждому прославленному ею святому день памяти. Чаще всего это день блаженной кончины. Этот день отмечается как рождение святого в вечность и день, когда он в небесных обителях начинает молиться за Церковь, предстоя Престолу Божиему. Иногда празднование устанавливается в память обретения или перенесения честных мощей святого или в день его общецерковного прославления.

    Святые, согласно подвигу, которым они просияли перед Богом, распределяются по чинам святости:

    Пророки . В этом чине прославляются не только древние ветхозаветные пророки, но и, прежде всего, Пророк, Предтеча и Креститель Спасов Иоанн .

    Апостолы . Собор, то есть общая память, двенадцати апостолов совершается на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла (30 июня/13 июля). Каждому апостолу устанавливается свой день памяти. Кроме двенадцати апостолов совершается память семидесяти апостолов, избранных Христом для проповеди Евангелия. Церковь прославляет также людей — мужчин и женщин, — понесших труды, подобные трудам апостолов Христовых. Их называют равноапостольными .

    Святители — епископы и иерархи Церкви, послужившие Богу и людям своими пастырскими трудами и достигшие святости.

    Мученики . Мученик по-гречески обозначается словом мартис , что значит свидетель. Мученик — это человек, который своей смертью засвидетельствовал веру в Бога, в спасение, в бессмертие души и в воскресение . Людей, мужественно и стойко претерпевших страдания за Христа, но по тем или иным причинам оставшихся в живых и умерших позднее, принято называть исповедниками (исповедником был, например, святитель Тихон, патриарх Московский).

    Священнослужители, принявшие мученическую кончину, называются священномучениками , а монахи — преподобномучениками .

    Преподобные — монахи и монахини, своими иноческими трудами угодившие Богу. Немало преподобных вошло в святцы (списки святых) под прозваниями, раскрывающими суть их подвига: Затворник (монах, добровольно укрывшийся от мирской суеты и человеческой славы), Постник, Молчальник, Столпник (монах, совершающий свой подвиг на особой башне — столпе).

    Праведные — мужчины и женщины, не бравшие на себя монашеских обетов и не сподобившиеся мученического венца, но послужившие Богу своей христианской жизнью . Среди праведных есть те, кто прославился подвигом юродства — мнимого безумия. Юродивых святых мы называем блаженными. Подвигом юродства блаженные навлекали на себя поношения и воспитывали в себе смирение, под юродством скрывали добродетели. Кроме того, с помощью юродства подвижники порой обличали безумие мирских ценностей и устремлений. Такой юродивой была, например, блаженная Ксения Петербургская.

    В чине праведных Церковь прославляет и священников (не монашествующих), угодивших Богу своей святой жизнью. Например, праведный Иоанн Сергиев (Кронштадтский) и праведный Алексий Мечёв.