• Что такое лексический запас. Словарный запас. Как сложатся отношения

    «Словарь Вильяма Шекспира по подсчету исследователей составляет 12 000 слов. Словарь негра из людоедского племени "Мумбо-Юмбо" составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью», - всем знакома эта цитата из «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова. Сатирики, а вместе с ними и читатели, вдоволь посмеялись над недалёкой и неразвитой, но чрезмерно самоуверенной и наглой Эллочкой, все интересы, мысли и эмоции которой легко укладывались в тридцать слов. Между тем, принимаясь за написание текстов, многие, сами того не замечая, превращаются в людоедку Эллочку. О чём бы они ни хотели написать, из-под пера выходит всё то же «Хо-хо!» и «Хамите, парниша!». В этом уроке мы с вами поговорим о том, как избавиться от проблемы людоедки Эллочки, расширить свой словарный запас. А в следующем уроке мы узнаем, как научиться пользоваться им правильно.

    Словарный запас

    Словарный запас (словарь, лексикон ) - это совокупность слов, которые понимает и использует в своей речи человек.

    Словарный запас принято делить на два вида: активный и пассивный.

    Активный словарный запас - это те слова, которые человек регулярно употребляет в устной речи и письме.

    Пассивный словарный запас - этот набор слов, которые человек знает и понимает на слух или при чтении, но сам ими не пользуется. Проверить свой пассивный словарный запас вы можете на этом сайте .

    Обычно объём пассивного словарного запаса превышает объём активного словарного запаса в несколько раз. При этом объёмы активного и пассивного словарного запаса - подвижные величины: человек постоянно узнаёт новые слова и в то же время забывает или перестаёт пользоваться словами, которые он уже выучил.

    Какими же должны быть объёмы активного и пассивного словарного запаса? Неожиданно оказалось, что ответить на этот вопрос довольно сложно. Объём словаря В.И. Даля насчитывает двести тысяч слов, академического словаря современного русского литературного языка - около ста тридцати тысяч, последнее издание толкового словаря Ожегова - семьдесят тысяч слов. Очевидно, подобные значения превышают словарный запас даже самого эрудированного человека. К сожалению, точных научных данных о том, каким в среднем является активный и пассивный словарный запас взрослого образованного человека, нет. Оценки активного словарного запаса разнятся от пяти тысяч до тридцати пяти тысяч слов. Что касается, пассивного словарного запаса, то разброс составляет от двадцати тысяч до ста тысяч слов. Скорее всего, истина, как всегда, лежит где-то посередине. Разумно предположить, что активный словарный запас взрослого человека достигает примерно пятнадцати тысяч слов (как известно, активный словарный запас такого мастера слова как Пушкин был порядка двадцати тысяч слов), а пассивный словарный запас - сорока-пятидесяти тысяч слов (сложно представить себе обычного человека, который знал бы все значения слов из словаря Ожегова).

    Существует простой способ, помогающий примерно оценить объём пассивного словарного запаса. Возьмите толковый словарь, например, тот же словарь Ожегова, откройте его на произвольной странице, посчитайте, сколько из определяемых слов вам известно. Будьте честны с собой: если слово кажется вам знакомым, но его значение вы точно не знаете, то это слово считать не нужно. Далее умножьте эту цифру на количество страниц. Конечно, нужно учитывать, что такой результат приблизителен: вы должны допустить, что все страницы содержат одинаковое количество статей, из которых вы знаете одинаковое количество слов. Для чистоты эксперимента можно повторить эти действия несколько раз. Однако точного результата вы всё равно не получите.

    Если вам лень возиться со словарём и подсчётами самостоятельно, вы можете воспользоваться нашим тестом .

    Способы расширения словарного запаса

    При написании текстов очень важно, чтобы используемые слова были как можно более разнообразны. Это, во-первых, позволяет наиболее точно выразить свою мысль, а во-вторых, делает восприятие текста более лёгким для читателя. Существует несколько правил, помогающих расширить свой словарный запас. Они были разработаны прежде всего для людей, изучающих иностранные языки, но могут также эффективно использоваться и для родного языка.

    Пассивный словарный запас

    Читайте как можно больше. Чтение - это один из основных источников поступления новой информации, а соответственно и новых слов. При этом старайтесь выбирать литературу как можно более высокого уровня - не важно, идёт ли речь о художественной литературе, исторической литературе или публицистике. Чем выше уровень авторов, тем больше шанс, что они используют разнообразную лексику, а главное - употребляют слова корректно. Так вы будете запоминать не только новые слова, но и правильные способы их употребления.

    Не бойтесь показаться невеждой. Многие люди чувствуют себя крайне неловко, когда их собеседник кажется очень образованным, начитанным и употребляет массу незнакомых слов. В такой ситуации многие боятся прослыть невеждами, а потому стесняются спросить о значении того или иного нового слова. Никогда не поступайте подобным образом. Всегда лучше спросить о незнакомом вам слове, чем на всю жизнь остаться в неведении. Не думайте, что вы посмотрите это слово в словаре, когда вернётесь домой. Вы просто его забудете. Если ваш собеседник действительно умён, ваш вопрос никогда не покажется ему смешным.

    Пользуйтесь словарём. Полезно иметь дома набор академических словарей и энциклопедий, к которым вы можете обратиться при первой необходимости. Естественно, хорошие словари недешёвы, часто издаются маленькими тиражами и занимают много места на полках. К счастью, с развитием интернета, проблема доступа к словарям решена. Сейчас можно найти словари и энциклопедии практически по любой тематике. Довольно удобны в использовании порталы: slovari.yandex.ru и www.gramota.ru .

    Активный словарный запас

    Приведённые выше советы помогают расширить, прежде всего, пассивный словарный запас. Однако главная тема наших уроков - это эффективное написание текстов. Поэтому цель состоит не только в том, чтобы узнать новые слова, но и научиться активно их использовать в письменной речи. Вот несколько упражнений, направленных на перевод слова из пассивного лексикона в активный:

    Метод записок. Нужно взять карточки, листочки или цветные стикеры. На одной стороне вы пишите слово, которое хотите запомнить, на другой - его значение, синонимы, примеры употребления. Такие карточки можно перебирать дома, в транспорте, на работе. Быстро, удобно и эффективно!

    Тетрадь синонимов. Можно взять простую тетрадь или создать электронный документ, куда вы будете записывать слова и ряды синонимов к ним. К примеру, возьмём слово результат. Ряд синонимов к нему: следствие, последствие, след, плод, сумма, итог, вывод, заключение. Нужно помнить, что сюда можно присоединить не только синонимичные слова, но и целые конструкции: таким образом, итак, отсюда можно сделать вывод, мы пришли к тому, что и т.д. Также в подобную тетрадь можно вносить пометки о характере того или иного слова: устаревшее, высокое, просторечие, пейоративное. Если вы пользуетесь электронным документом, то слова на одну тематику можно объединять в отдельные блоки. Кроме того, подобную тетрадь можно также дополнить антонимами.

    Тематические карточки. Их удобно использовать, если вы хотите запомнить и перевести в свой активный словарь сразу несколько слов, связанных общей тематикой. Запишите их на одну карточку и прикрепите на видное место. В итоге, если вы вспомнили хотя бы одно слово из карточки, вам неминуемо придут в голову и остальные.

    Метод ассоциаций. Старайтесь сопровождать запоминание слов ассоциациями: образными, цветовыми, обонятельными, тактильными, вкусовыми, моторными. Наличие подобной ассоциации поможет гораздо быстрее вспомнить нужное слово. Более того, вы можете зарифмовать важное для вас слово в какой-нибудь короткий стишок или вставить его в глупое и не имеющее смысла, но запоминающееся высказывание.

    Изложения и сочинения. Мы привыкли, что изложения и сочинения - это школьные упражнения, и, закончив школу, к ним можно никогда не возвращаться. Между тем, они помогают существенно улучшить писательские навыки и расширить свой активный словарный запас. Изложения подходят для ситуации, когда вы прочитали текст, в котором вам встретилось много незнакомых, но полезных слов. Сделайте краткий письменный пересказ этого текста, используя эти ключевые слова, и они останутся в вашей памяти. Что касается сочинений, то не нужно писать длинные трактаты, достаточно короткого рассказика в пять предложений, в который вы вставляете новые слова.

    Календарь памяти. Это график повторения слов, которые вы хотите перевести в активный словарь. Он основан на исследованиях работы человеческой памяти. Учёные давно выяснили, что через неделю человек забывает восемьдесят процентов всей полученной новой информации. Однако этот процент можно значительно сократить, если повторять материал через определённые промежутки времени. Тогда он попадает в долгосрочную активную память. Для этого был разработан так называемый режим рационального повторения. Для удобства приведём таблицу:

    • Первое повторение. Сразу после окончания чтения
    • Второе повторение. Через полчаса
    • Третье повторение. Через день
    • Четвертое повторение. Через два дня
    • Пятое повторение. Через три дня
    • Шестое повторение. Через неделю
    • Седьмое повторение. Через две недели
    • Восьмое повторение. Через месяц
    • Девятое повторение. Через два месяца

    Для достижения максимально эффекта желательно не отклоняться от графика. Также лучше всего не пытаться одновременно запомнить большой массив слов. Лучше разбивать слова на маленькие тематические группы и для каждой группы создавать свой календарь повторений.

    Кроссворды, языковые игры и головоломки. Отличный способ совместить полезное с приятным: попрактиковать выученные слова и поиграть! Вот несколько наиболее распространённых языковых игр: скрэббл (в русском варианте - эрудит, балда), анаграммы, антифразы, буриме, метаграммы, шляпа, контакт.

    Проверьте свои знания

    Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

    Словарный запас представляет собой набор слов родного для человека языка, понятных ему по значению и применяемых в общении. Он состоит из слов, постоянно используемых в устной и письменной речи, а также слов понятных по значению во время разговора или чтения литературы.

    Выделяют два вида словарного запаса:

    • Активный. Это запас слов, ежедневно используемых человеком в речи при общении с окружающими людьми.
    • Пассивный. Это слова, не используемые в общении, но знакомые на слух и содержание.

    Активный и пассивный словарный запас содержат неодинаковые показатели объема слов. Активный словарный запас взрослого человека сильно превышает пассивный. Объемы слов в обоих словарях склонны к постоянным переменам. Они способны увеличиваться, если человек узнает новые термины, читает, развивается или уменьшаться.

    Уменьшаться активный и пассивный словарь может вследствие возраста, когда происходит забывание слов или при прекращении использования в общении. В этом случае слова исчезнут из словарного запаса человека или заменятся на новые.

    Оценить точные объемы запаса слов у среднестатистического человека трудная задача. Никто не знает конкретно, каким он обязан быть по содержанию и количеству слов. Ориентиром в этом вопросе является словарь русского языка В. И. Даля, который содержит в себе около двухсот тысяч слов и толковый словарь Ожегова, объемом в 70 тысяч русских слов.

    Конечно, понятно, что такой объем слов не под силу даже самому умному человеку. Человеческая память не способна вместить в себя такое количество информации, без вреда для здоровья.

    Для определения объема слов у носителей русского языка недавно было проведено интересное исследование. Оно проводилось в форме тестирования, где желающие отмечали в предоставленном списке понятные и используемые ими слова. Слова отмечались только в случае полного понимания определения.

    Для повышения качества тестирования и отсортировки недостоверной информации в списках присутствовали несуществующие обозначения. Присутствие в анкете испытуемого хотя бы одного слова из несуществующих и отмеченного как знакомого ему, считалось недостоверной информацией и не учитывалось.

    В ходе проводимой работы были получены следующие данные:

    • Пассивный словарь человека увеличивается с каждым годом вплоть до 20 летнего возраста. Далее темп развития снижается, постепенно исчезая после 40 лет. В этом возрасте и до конца жизни запас слов у человека остается неизменным.
    • Учеба в школе добавляет детям в пассивный словарь до 10 слов каждый день. Активный и пассивный словарный запас школьника постоянно растет.
    • К концу учебы подростки владеют в среднем 50 тысячами слов.
    • Школьное время увеличивает рост объема слов почти в 3 раза.
    • После окончания школы пассивный словарь человека приостанавливается в росте и составляет в среднем 3–4 слова ежедневно.
    • В 55 лет запас слов продолжает свое снижение, за счет необратимого ухудшения памяти и применения некоторых слов на практике.

    Проведенное исследование оценило уровень образования испытуемых, получив интересные выводы. Оказывается, что обладание наибольшим объемом слов у людей происходит в неодинаковый момент жизни. Средне специальное образование подразумевает окончание роста слов в 40 летнем возрасте, а высшее немного позже – после 50 лет. Такой разрыв в 10 лет объясняется в расхождении выполняемой работы и занимаемой должности у людей с разным образованием. Некоторые люди в 50 лет читают научные книги и получают новые знания из-за специфики работы или по собственному желанию для самообразования.

    Также был выявлен интересный факт, который показал, что испытуемые, доучившиеся в учебном заведении и не закончившие его по личным причинам, имеют одинаковый по объему пассивный словарь.

    Запас слов взрослых людей с разным уровнем образования:

    • Пассивный запас слов имеет одинаковые показатели у людей со средним образованием и средне специальным. Он варьируется в пределах 70–75 тысячи слов.
    • Люди, получившие высшее образование, или не окончившие институт имеют в своем багаже запас из 80 тысяч слов.
    • Образованные люди, кандидаты наук имеют богатый словарный запас в 86 тысяч слов, что на 6 тысяч больше, чем у получивших высшее образование.

    Полученное образование, конечно, влияет на запас слов человека, но не на все 100%. Огромный вклад в развитие лексикона вносит сам человек, постоянно самосовершенствуясь и занимаясь самообразованием. Поэтому легко повстречать человека, заканчивавшего только школу со словарным запасом больше в несколько раз, чем у получившего высшее образование. Главную роль в этом вопросе играет общительность, род занятий и образ жизни человека.

    Проведенное исследование не дает полное представление о словарном запасе среднестатистического русского человека, так как содержит небольшие погрешности. Но несмотря на это помогает определить связь запаса слов с возрастом и уровнем образования.

    Как расширить свой лексикон

    Нет универсальных способов для увеличения слов в лексиконе родного языка. Каждый человек выбирает то, что подходить только ему. Для пополнения словарного запаса поможет несколько методов, разработанными полиглотами для изучения иностранного языка.

    Для увеличения пассивного словарного запаса:

    • Чтение литературы.

    Чем больше и чаще читает человек книг, тем богаче и интереснее звучит его речь. С начитанными людьми приятно общаться и проводить время. Это универсальный способ обогащения запаса новых слов. Качество выбираемой литературы имеет не последнее значение. Предпочтение в выборе лучше отдавать научно-популярным книгам, классической литературе, избегая современных «мыльных» романов или детективов в них, точно не найти новых слов в правильном применении.

    • Интересоваться значением непонятных слов.

    Всегда интересуйтесь значением непонятных слов или новых терминов у собеседника, не нужно пропускайте их мимо ушей. В ходе общения намного легче усвоится новая информация и можно быстрее восстановить при необходимости в памяти. Если новое интересное слово прозвучало от дикторов на радио, то его значение можно подсмотреть в специальном словаре.

    • Словари.

    У каждого грамотного человека должен присутствовать дома набор словарей, которыми нужно периодически пользоваться. Это толковый словарь В. И. Даля, Ожегова, а также «Словарь ударений для работников радио и телевидения». Он поможет восстановить пробелы в постановки ударений и содержит много интересных слов.

    «Словарь ударений для работников радио и телевидения» выпускается с 1960 года. Его авторами являются М. В. Зарва и Ф. Л. Агеенко. История создания словаря ударений для работников радио и телевидения началась с выпуска в 1951 справочника диктора, а уже через 3 года выпущен «Словарь ударений. В помощь диктору».

    В основу всех словарей для работников радио и телевидения легли запасы «тяжелых» слов, накопленных в картотеке в период образования первого радио в эпоху СССР. Пополнение картотеки радио и телевидения происходило постоянно. Многие слова так и не вошли в словари. «Словарь радио и телевидения» содержит название географических названий, названия произведений искусства, фамилии и имена людей.

    Как расширить активный словарный запас

    Для увеличения словарного запаса понадобится умение человека переводить слова из пассивного словаря в активный. В этом помогут приведенные ниже способы:

    • Записки.

    Записывайте на листочки новые слова вместе со значением и расклеивайте по дому в тех местах, где они чаще будут бросаться в глаза. Такой способ поможет эффективнее и быстрее запомнить информацию без заучивания.

    • Ассоциативный ряд.

    Для запоминания слова выстраивайте к нему подходящую ассоциацию. Она может быть направлена на обоняние, вкусовые, моторные, тактильные характеристики или привязана к цветовой гамме. Результат зависит от воображения человека, и желания закрепить полученную информацию. Ассоциативный ряд помогает запомнить трудные слова и легче вспомнить в нужное время.

    Также существуют упражнения для развития запаса слов. Одним из самых эффективных считается устное упражнение на сочинение истории. Для этого нужно попытаться рассказать маленькую историю, пользуясь одними существительными, потом только глаголами или прилагательными. Это непростое упражнение. Оно помогает задействовать имеющийся запас слов, при этом освежая их в памяти человека.

    Чем больше словарный запас человека, тем выше вероятность того, что он преуспеет в жизни.

    Богатый словарный запас: методы, способы и приемы его увеличения

    В современном мире, красивая и насыщенная речь говорит о культуре и хорошем образовании. Общество воспринимает человека с богатым словарным запасом как умную и творческую личность. Чем больше словарный запас человека, тем выше вероятность того, что он преуспеет в жизни.

    Методы, способы и приемы увеличения словарного запаса:

    1. Подумайте о том, какие из банальных, избитых, заезженных слов и выражений вы привыкли ежедневно употреблять в стандартных ситуациях общения. Запишите их на листке бумаги. Записали?

    Теперь возьмите с полки толковый словарь или словарь синонимов. Найдите эти слова, которые вам самим уже режут слух и которые надоело слышать изо дня в день.

    Изучите длинный список альтернативных вариантов и произнесите каждое из этих слов вслух. Какое из них отражает вашу индивидуальность? Какое подходит лично вам?

    Попробуйте употребить каждое из них , как вы примеряете костюм, и посмотрите, какие из них покажутся вам удобными и уютными.

    Выберите несколько таких слов и поупражняйтесь , произнося их вслух, пока они не станут естественной частью вашего словарного запаса;

    2. Общение - это основной источник пополнения словарного запаса человека. Во время разговора каждый его участник пополняет свой словарный запас из арсенала собеседника, происходит словообмен между ними.

    Как можно больше говорите с друзьями, знакомыми, родными. Употребляйте новые в вашем лексиконе слова, знание о слове ничто без его использования;

    3. Читайте, чтение книг полезно. Начните с тех авторов, которые более понятны и близки Вашим интересам.

    Постепенно добавляйте литературу сложнее. Текст где встречаются интересные слова и выражения, которые вы хотите запомнить и в дальнейшем применить, перечитайте вслух (читая про себя, мы тоже пополняем свой лексикон, но не так быстро, потому что таким способом мы слова только видим, при чтении же вслух, мы их помимо этого еще и слышим и, что самое важное, - произносим, поэтому лучше запоминаем);

    4. Когда замечаете новое слово, не просто смотрите на его определение в словаре. Обратите внимание, в каком обороте речи используется это слово, попробуйте заменить его для себя соответствующим синонимом.

    Пробуйте рифмовать, придумывать как можно больше подходящих словосочетаний. Чем больше знаешь о слове - тем быстрее научишься пользоваться им, не затрудняя при этом свою память. Это незамедлительно отразится на красоте и индивидуальности вашей речи ;

    5. Пишите. Переписывайте чужие статьи и ваши любимые литературные произведения по примеру Демосфена, который переписал «Историю» Фукидида целых восемь раз подряд.

    Кроссворды - это не просто развлечение, но и способ развития словарного запаса. Используйте эту возможность в дороге, на отдыхе. Выбирайте кроссворды в известных изданиях или тех, что имеют хорошую репутацию;

    6. Для тех, кто проводит много времени в дороге, за рулем или совершенно не имеет свободного времени , чтобы пользоваться книгами и словарями есть уникальная возможность развить свою речь и увеличить словарный запас с помощью аудиокниг .

    Подобный способ будет так же приемлем для аудитории, которая воспринимает лучше на слух. В любом случае, коротать время в пробках под чтение хорошей литературы много полезнее и эффективнее для Вашего развития. опубликовано

    Если сейчас вы смотрите на Оксфордский словарь и думаете: «Я никогда не выучу столько слов!» - отвлекитесь от грустных мыслей и прочтите эту статью. Сколько слов вам нужно знать на самом деле? Возможно, вы приятно удивитесь!

    Одноклассники


    Слово, предъяви паспорт!

    Студенты, изучающие английский, часто спрашивают: «Сколько слов я должен выучить, чтобы суметь поддержать разговор на любую тему?» Хороший вопрос, но прежде чем ответить на него, позвольте задать другой: как вы думаете, ? Вопрос, на который нет вразумительного ответа. Почему? Подсчитать количество слов в языке невозможно по одной простой причине — сложно определиться с тем, что считать словом.

    Утверждают, к примеру, что для слова “set” Оксфордский словарь даёт 464 толкования . Считать ли многозначное слово одним словом или каждое толкование — отдельным словом? И как быть с (phrasal verbs): “set up”, “set about”, “set apart” и т. д.? А что насчёт так называемых open compounds — слов вроде “hot dog”, “ice cream”, “real estate”? Добавьте к этому формы единственного и множественного числа, спряжения глаголов, разные окончания, префиксы и суффиксы — и вы поймёте, почему так проблематично ответить, сколько слов в английском языке.

    На самом деле вопрос нужно ставить так: «Вы знаете, сколько слов в самом большом словаре английского языка?» Если приблизительно представить себе число слов в языке, его можно будет сравнить с количеством слов, используемых 90—95% времени в повседневной речи и в новостях.

    Меньше слов — больше дела

    В 1960 году известнейший американский детский писатель Теодор Сьюз Гейзель (больше известный под псевдонимом Доктор Сьюз, автор «Гринча, который украл Рождество», «Кота в шляпе», «Лоракса» и др.) опубликовал книгу «Зелёные яйца и окорок». Книга была написана с использованием всего 50 слов и являлась результатом спора между Сьюзом и его издателем, Беннеттом Серфом. Издатель полагал, что Сьюз не сможет создать законченное произведение в таких жёстких условиях (перед этим Сьюз уже написал «Кота в шляпе», где фигурировало 225 слов).

    Если возможно написать книгу, используя всего 50 слов, значит ли это, что нам не нужно обладать словарным запасом в 40 000 слов, чтобы общаться друг с другом? Отметим, впрочем, что, если верить Susie Dent , учёному-лексикографу , средний активный словарный запас взрослого носителя английского языка составляет примерно 20 000 слов, пассивный — около 40 000 слов.

    В чём разница между активным и пассивным словарным запасом? Выражаясь простым языком, активный словарный запас включает слова, которые вы можете вспомнить самостоятельно и применить. Что до пассивного словарного запаса, то это те слова, которые вы опознаёте, значение которых знаете, но которые не в состоянии использовать сами.

    Сколько слов вы знаете, сэр?

    И тут мы подходим к самому интересному. С одной стороны, взрослый носитель английского языка обладает активным словарным запасом около 20 000 слов. С другой, The Reading Teacher’s Book of Lists утверждает, что первые 25 слов используются в 33% повседневных письменных текстов, первые 100 слов — в 50%, а первая тысяча слов встречается в 89% таких текстов!

    Таким образом, можно смело сказать, что всего 3000 слов покрывают около 95% текстов общей тематики (новостные заметки, записи в блогах и т. п.). Liu Na и Nation доказали, что 3000 — это приблизительное количество слов, которые мы должны знать, чтобы, читая неупрощённые тексты, остальное понимать из контекста.

    Посчитайте сами!

    Оксфордский словарь английского языка содержит 171 476 общеупотребительных слов. 95% текстов общей тематики покрывает словарный запас всего в 3000 слов. Это 1,75% всех слов!

    Именно так: зная 1,75% английского словаря, вы сможете понимать 95% того, что читаете. Это только 7,5% среднего пассивного словарного запаса носителя языка (40 000 слов). Разве не здорово?

    Учёные оценивают словарный запас взрослого человека в 3-10 тысяч слов. Предположи, от чего зависит количество слов, употребляемых человеком. Выскажи четыре-пять предположений.

    Ответ

    В первую очередь, все зависит от того, насколько человек начитан. В настоящее время, молодое поколение очень мало читает, и потому иногда и двух слов связать не могут. Именно поэтому многие очень часто используют мат, почти через каждое слово, а все потому, что человеку не хватает слов, чтобы описать свои мысли и чувства.

    Конечно же от круга общения, потому что, если общаться с людьми, которые кроме мата ничего сказать не могут, то и ты ничего умного не скажешь. Если же тебя окружают умные люди, от них всегда можно услышать умные слова и высказывания.

    Таким образом, словарный запас каждого из нас, конечно, зависит от:

    1) Степень увлеченности чтением книг (чем больше читает, тем больше лексикон).

    2) Круг общения (человек, общающийся с кандидатами наук несколько обгоняет людей, общающихся с среднестатистическими подростками).

    3) Досуг (человек, предпочитающий в свободное время смотреть научные передачи и документальные фильмы все же имеет более «сильный» лексикон, нежели тот, кто смотрит развлекательные телепередачи).

    4) Профессия (учитель, который может каждый день пополнять слова неологизмами учеников имеет более объемный словарный запас, нежели инженер, работающий в одиночку).

    5) Качество (наличие) образования (человек с тремя высшими образованиями будет опережать дошкольника в объеме используемых в речи слов).

    6) Возраст (опыт), чем старше человек, тем больше слов он услышал, запомнил, узнал, изучил, «приобрел».