• Характер и функции пейзажа в литературном произведении. Роль пейзажа Роль пейзажа

    Основной темой романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” является борьба двух противоположных “лагерей”: либерального дворянства и революционно настроенных молодых демократов, “отцов” и “детей”. Подобного рода конфликт ярко отражает само название романа - “Отцы и дети”.
    Тургенева по праву можно считать художником человеческих образов. На страницах романа мы встречаем целую галерею по-своему ярких личностей - это и типичные представители лагеря “отцов” - Николай Петрович и Павел Петрович Кирсановы, образованные и глубоко интеллигентные люди, и яркие и самобытные приверженцы “молодой” идеи, как, например, главный герой романа Евгений Базаров.
    С огромным интересом мы, читатели, наблюдаем за положительными и отрицательными сторонами характера героев, за их успехами и неудачами, за соответствием или несоответствием их современной им эпохе. Но, как известно, понять и оценить образы героев невозможно, не поняв и не оценив ту обстановку в стране, в которой складывались и формировались взгляды персонажей. И потому Тургенев рисует перед читателем широкую панораму современной ему России, передавая детально быт, нравы и описания природы. Последняя занимает особое место в произведении писателя, выступая в роли едва ли не главного персонажа романа.
    Практически все произведения Тургенева отличаются великолепными пейзажными зарисовками русской природы, на страницах его прозы - масса описаний, подобных следующему: “все кругом золотисто зеленело, все широко и мягко волновалось и лоснилось под тихим дыханием теплого ветерка, все - деревья, кусты и травы...”. И на фоне прекрасной природы Тургенев в романе “Отцы и дети” рисует картину действительности - русскую деревню с “низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами”, с “покривившимися молотильными сарайчиками с плетеными из хвороста стенами и зевающими воротцами”, с ее невежеством, бескультурьем, нищетой и полной разрухой.
    Глазами приятеля Базарова - Аркадия Кирсанова, вернувшегося из Петербурга в имение своего отца, мы видим картину, заставляющую невольно сжиматься наше сердце: “Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Поля, все поля тянулись до самого небосклона, то вздымаясь, то опускаясь снова; кое-где виднелись небольшие леса и, усеянные редким и низким кустарником, вились овраги, напоминая глазу их собственное изображение на старинных планах екатериновского времени... Как нарочно, мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках, как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корою и обломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам...”.
    Резко контрастирует со столь неприглядными картинами быт аристократов: Николай Петрович играет на виолончели в то время, когда голодные и нищие крестьяне, доведенные до отчаяния, “готовы себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке”. Рядом с запущенными и полуразвалившимися домиками крестьян мы видим сад Кирсановых с клумбами, с “беседкой из сиреней и акаций”, где иногда пили чай и обедали, с дорожками, вымощенными камнем.
    Подобного рода противопоставления заметны и в бытовых зарисовках. Изящному кабинету Павла Петровича с “красивыми обоями дикого цвета и с развешанным оружием на пестром персидском ковре”, с ореховою мебелью, библиотекой, бронзовыми статуэтками и камином противопоставляются ветхие избенки с провалившимися крышами, разрушенными заборами, за которыми, замечает Базаров, прячутся “скот плохой и лошади разбитые”.
    Главный герой - нигилист, “новый человек” - Евгений Базаров заявляет: “природа не храм, а мастерская...”, но этим словам сам Тургенев не раз дает опровержение. Так как действие романа происходит в деревне, то наряду с поистине ужасными картинами быта (достаточно вспомнить голодных детей, ловящих за копейку лягушек для опытов Базарова, и вечно пьяных от безысходности мужиков) автор рисует целую галерею великолепных пейзажей: леса, поля, овраги...
    Эти картины подспудно убеждают нас в ложности воззрений Базарова: природа - храм, а отнюдь не мастерская. И только жизнь в гармонии с окружающим миром, а не насилие над ним способно принести человеку истинное счастье. Будучи по своим убеждениям близким к лагерю отцов, Тургенев с особой нежностью создает образ Николая Петровича Кирсанова, человека, замечающего и обожающего красоту природы, человека, не понимающего, “как можно не сочувствовать природе”
    Задумываясь над финалом романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”, невольно приходишь к следующему выводу: Пушкин и игра на виолончели гораздо важ- нее всей “полезной” деятельности Базарова. Глупая и скоропостижная смерть героя - не от революционной борьбы, а от трупного яда, попавшего ему в кровь во время одной из операций, - заставляет задуматься: “А нужен ли был такой человек своей эпохе?”.
    В финале романа на могиле нигилиста и революционера Базарова мы видим не толпу последователей, а лишь две сгорбленные фигуры его стариков-родителей и... вечно спокойную, равнодушную природу: цветы и траву, “глядящую своими невинными глазами”, напоминая о вечной, бесконечной жизни. Описывая могилу Базарова, так яростно отрицающего природу, Тургенев снова рисует пейзаж: “Но между ними (могилами) есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре. Железная ограда ее окружает; две молодые елки посажены по ее краям...”. Только непритязательные ели способны прижиться на земле, под которой покоится тело человека, отрицавшего величие природы - самого удивительного из всего того, что есть на свете.

    Задачи и тесты по теме "Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного содержания романа"

    • Роль мягкого и твёрдого знаков - Правописание гласных и согласных в значимых частях слова 4 класс

      Уроков: 1 Заданий: 9 Тестов: 1

    • Именительный падеж имён существительных. Роль в предложении существительных в именительном падеже - Имя существительное 3 класс

    «Пейзаж в литературе (Франц. Paysage от pays- страна, местность) – один из содержательных композиционных компонентов художественного произведения, это описание природы, шире любого незамкнутого пространства внешнего мира1, выполняющее различные идейно эстетические функции.

    Как художественный образ пейзаж прошел сложный путь развития. С течением времени менялось его содержание и назначение в зависимости от литературных направлений, метода и стиля писателей.

    В фольклоре пейзаж антропоморфичен, в древнем эпосе мифологичен, т.е. в общих картинах мира он самостоятельной ценности не несет. Пейзажа в современном понимании как объективно-реального изображения действительности до XVIII века в литературе не было. Открытие пейзажа связано с осознанием нового положения человека во Вселенной как включенного вписанного в нее.

    «До той поры, пока пейзажу в книге отводилась только малая декоративная роль – информировать читателей, когда и где происходят события, на каком свете мы, так сказать, находился – заботы об описании живой природы не слишком то обременяли автора. Порой достаточно было лишь беглого упоминания. Без особого ущерба для книги пейзаж можно было опустить: редко к пейзажным описаниям обращались как к аргументам в литературных спорах.

    С развитием литературного процесса писатели стали больше внимания уделять картинам природы, и пейзаж стал уравниваться в правах с другими лицами романа или повести. С этого времени присутствие или отсутствие пейзажа в произведении уже не оставалось не замеченным. В этом улавливался какой-то авторский подтекст, который вкладывался писателем в художественное произведение.

    С годами художники слова научились не только лучше видеть, слышать и понимать природу, но и через нее отражать свои чувства, настроение. Теперь в картинах природы писатель мог выразить чувство родины, душу своего народа, свою патриотическую авторскую позицию. В сравнении с красотой природы четче проявляются характеры героев, их помыслы и поступки.

    Итак, роль природы в литературном произведении высокая и важная.

    Различают три основные функции художественного пейзажа:

    1. Природа может выступать в качестве объективного отражения действительности и одновременно служит фоном повествования;

    2. пейзаж играет роль специфического средства в раскрытии характера действующих лиц;

    3. природа может изображаться главным героем литературного произведения.

    2. изображение характерных черт местности, области, страны (создание местного колорита);

    3. дополнительное средство для более выразительного отражения характера действующих лиц: путем контраста; путем соответствия природных явлений чувствам и мыслям персонажа;

    4. символическое значение пейзажа;

    5. природа как главный герой художественного произведения.

    Сравнивая эти два определения функций пейзажа в литературе, можно сделать вывод, что во втором определении роль пейзажа определена более подробно, выявлены не только основные, но и вспомогательные функции описания природы. Особое внимание здесь уделено принципу психологического параллелизма, который был распространен во всех направлениях литературы. Этот принцип основан на контрастном сопоставлении или уподоблении внутреннего состояния человека жизни природы. Прием олицетворения является основным в данном случае.

    Проблема изучения функций пейзажа в художественном произведении с давних пор привлекает внимание многих исследователей. Имеются многочисленные работы, раскрывающие роль пейзажа в творчестве отдельных писателей, а также попытки обобщения и систематизации обширного материала.

    Горький высоко ценил в писателях пластический, изобразительный талант. Умение поэтически видеть, живописать, словом Алексей Максимович считал редким и ценным даром. Читатель хочет наглядно и полно представить мир окружающей природы во всей его поэтической красе, привлекательности или безобразии, а иногда, в зависимости от задуманной писателем роли пейзажа, он может усиливать комизм ситуации, ее драматизм или нагнать страх.

    Считаем, сто вдумчивому читателю важно нравственное, эстетическое воздействие пейзажной поэтики. Духовная, эмоциональная, неразвитость, наряду с экологической необразованностью, являются одной из причин равнодушного и варварского отношения к природе. Особенно эти мысли важны для воспитания подрастающего поколения. Юность по природе своей избегает мысли о конечности жизни. Литература напоминает об этом, тревожит вопросами: зачем живешь, что оставишь после себя, все более и более усиливает свою тревогу о судьбе человека и о судьбе земли, где мы живем. Если в творчестве писателей XIX века видна ненарушимая гармония природы и человека, выступающее как единое целое, то уже в творчестве М.Пришвина появляются тревожные нотки, они усиливаются в произведениях В. Солоухина, призывающего к сотрудничеству с природой и набирает силу в «Царь – рыбе» В.Астафьева, главная мысль которой в том, что гибель природы из-за вмешательства человека ведет к гибели самого человека. Человек, который губит природу, губит, прежде всего, себя, в раскрытие этой проблемы неизменную роль играет пейзаж, причем он может одновременно сыграть несколько функций и нести в себе философические мысли автора.

    Рассмотрим роль пейзажа на конкретных примерах прозы, обратим внимание на творчество В.Г. Короленко, который был учителем Л.М. Леонова, поэтому изучение особенностей его пейзажных описаний становится особенно интересным.

    В.Г. Короленко. Литературоведы называют его тонким психологом и талантливым пейзажистом.

    Проанализируем повесть «Слепой музыкант». Сложную задачу поставил перед собой Короленко – показать духовное становление обиженного судьбой человека. И в этом основную роль играет природа. Первый контакт с ней происходит к концу третьей в жизни мальчика зимы. Короленко описал живую многообразную весеннюю природу при помощи звуковых образов. Писатель использует звукопись, редко употребляющуюся в прозе, что придает особенную выразительность: «он слышал, как бегут потоки весенней воды, точно вдогонку друг за другом, прыгая по камням, прорезаясь в глубину размякшей земли; ветки бука шептались за окнами, сталкивались и, звеня легкими ударами по стеклам…».

    Пейзаж дается и в восприятии «зрячих» героев, например, матери: «Был полдень. Солнце тихо катилось по синему небу. С холма, на котором они сидели, виднелась широко разлившаяся река…». В композиционном плане имеет место сравнение двух восприятии. Пейзаж увиденный глазами матери, столь же живописен, слышим пейзаж Петра.

    Описание природы у Короленко не только реально, но и воображаемо: «В его воображении, вызванная чудесным мотивом, удивительно сливающееся с содержанием песни, выплыла эта картина, будто освященная каким-то меланхолическим отблеском заката. В мирных полях, на горе, беззвучно наклоняясь над нивами, виднеются фигуры жрецов. А внизу бесшумно проходят отряды один за другим, сливаясь с вечерними тенями долины».

    ГЛАВА 1. ПЕЙЗАЖ И ЕГО ФУНКЦИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ

    Анализируя роль пейзажа в «Слове о полку Игореве», необходимо разобраться в том, что такое пейзаж и каковы его функции в художественных произведениях. Краткий словарь литературоведческих терминов дает такое определение термину «пейзаж»:

    ПЕЙЗАЖ (франц. Paysage, от pays - страна, местность) - картина природы, имеющая различное художественное значение в зависимости от стиля автора, литературного направления или же течения, с которым он связан. В лирике пейзаж может иметь самостоятельное значение: восприятие природы лирическим героем. В прозе пейзаж связан с характером повествования и соотносится с настроением действующих лиц.

    Впервые пейзаж играет важную роль у сентименталистов, которые изображают человека на фоне природы, противопоставленной цивилизованному миру, причем картина природы представлена подчеркнуто эмоционально.

    В противоположность пейзажу сентименталистов, выдержанному в спокойных, светлый тонах, пейзаж в романтизме представляет картины могучей, бушующей природы (море и скалы в восточных поэмах Байрона) или величественно-богатой (прерия в романах Купера). Романтический пейзаж является частью местного колорита и служит одним из средств создания необычного, иногда фантастического героя, меланхонично-мечтательного или неспокойного, бунтующего.

    В реалистическом произведении значение пейзажа более разнообразно: он интересен сам по себе, как часть реальной обстановки, в которой разворачивается действие; им подчеркивается или оттеняется душевное состояние персонажей, характер происходящих событий (эпизод из романа «Война и мир»: князь Андрей по дороге в Отрадное).

    Иногда пейзаж имеет символическое содержание («Песня о Буревестнике» М.Горького, «Утес» М.Лермонтова)

    В то время как в живописи пейзаж в ряде случаев имеет самостоятельное значение как законченное художественное произведение, в литературе пейзаж обычно включается в общую систему образов произведения, занимая в ней специфическое для данного стиля место и характеризуясь специфическими особенностями. Отсюда -- различное качество пейзажа в различных литературных стилях

    Теория и история литературного пейзажа не имеет специальной литературы. В общих трудах по теории словесности отводится несколько строк пейзажу иногда под названием описания. В литературе об идиллии, об описательной поэме, о сентиментальном и романтическом стилях можно найти разбросанные характеристики пейзажа разных стилей. В монографиях, посвященных отдельным писателям, можно часто встретить особые главы, анализирующие пейзажи данного писателя, например, о байроническом пейзаже.

    В русской литературе почти нет произведений, в которых отсутствовал бы пейзаж. Писатели стремились включать этот элемент в свои произведения с самыми разными целями. Так, например, в повести «Бедная Лиза» Карамзина живописные картины природы, на первый взгляд, можно счесть случайными эпизодами, которые являются всего лишь красивым фоном для основного действия. Но пейзаж - это одно из главных средств раскрытия душевных переживаний героев. Кроме того, он служит для передачи отношения автора к происходящему.

    В начале повести автор описывает Москву и «ужасную громаду домов», а сразу же после этого начинает рисовать совершенно иную картину: «Внизу…по желтым пескам, течет свежая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок… На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада…» Карамзин встает на позицию защиты прекрасного и естественного, ему неприятен город, его тянет к «натуре». Таким образом, здесь описание природы служит для выражения авторской позиции.

    Большинство пейзажей повести направлены на то, чтобы передать душевное состояние и переживание главной героини. Именно она, Лиза, является воплощением всего естественного и прекрасного, эта героиня максимально близка к природе: «Еще до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве и подгорюнившись смотрела на белые туманы…, но скоро восходящее светило дня пробудило все творение…»

    Героиня печальна, потому что в ее душе рождается новое, доселе неизвестное чувство, но ее оно прекрасно и естественно, как пейзаж вокруг. Уже через несколько минут, когда происходит объяснение между Лизой и Эрастом, переживания девушки растворяются в окружающей природе, они так же красивы и чисты. А после расставания влюбленных, когда Лиза чувствует себя грешнице, преступницей, в природе происходят такие же перемены, как и в Лизиной душе. Здесь картина природы раскрывает не только душевное состояние Лизы, но и предвещает трагичный финал данной истории.

    Одна из основных пейзажных функций в романе «Герой нашего времени» - более полно и глубоко раскрыть личность главного героя, Печорина. Его характер отражается в принадлежащих ему описаниях природы («Фаталист», «Тамань», «Княжна Мери»).

    Печорин способен чувствовать движение воздуха, шевеление высокой травы, восхищаться «туманными очерками предметов», обнаруживая душевную тонкость и глубину. Ему, человеку одинокому, природа в тяжелые минуты помогает сохранить душевное равновесие. «С жадностью глотал я благовонный воздух», - пишет Печорин после эмоционально напряженного свидания с Верой.

    Природа в романе постоянно противопоставляется миру людей с их мелкими страстями, причем стремление Печорина слиться с гармоничным миром природы оказывается тщетным. Пейзажи, принадлежащие перу главного героя, полны движения - такие описания подчеркивают внутреннюю энергию героя, его постоянное напряжение, жажду действия, отражают динамику его душевных состояний.

    Таким образом, пейзажи в художественном произведении помогают глубоко проникнуть в душу героев и их переживания, лучше понять идейный замысел автора.

    В целом пейзаж в художественном произведении выполняет следующие функции:

    1) способствует созданию образа лирического героя;

    2) служит одним из средств создания местного колорита;

    3) выступает фоном, связанным с местом и временем действия;

    4) является формой психологической характеристики, подчёркивает или оттеняет душевное состояние персонажей;

    5) является источником философских рассуждений писателя;

    6) является призмой и способом видения мира, когда границы между природным и человеческим миром размываются;

    7) служит средством характеристики социальных условий жизни;

    8) может приобретать символическое значение.

    Глава 2. Значение «Слова о полку Игореве» в литературе и жизни человека Древней Руси

    2.1 «Слово о полку Игореве» как произведение древнерусской литературы

    Древняя литература наполнена глубоким патриотическим содержанием, героическим пафосом служения русской земле, государству, родине.

    Главная тема древнерусской литературы -- мировая история и смысл человеческой жизни. Древняя литература прославляет моральную красоту русского человека, способного ради общего блага пожертвовать самым дорогим -- жизнью. Она выражает глубокую веру в силу, конечное торжество добра и способность человека возвысить свой дух и победить зло.

    Характерной особенностью древнерусской литературы является историзм. Героями выступают преимущественно исторические лица. Литература строго следует факту.

    Говоря об отличительной черте древнерусского искусства в целом, в том числе и литературы, Б. И. Бурсов отмечает ее эпическую тему: «На протяжении всего древнего периода истории русского искусства, при учете непрерывного его развития в целом и отличительных свойств разных школ и направлений, преобладали тенденции к темам общего характера - теме судьбы государства в первую очередь, то есть к эпической теме. Нет спору, что к самым замечательным памятникам древнерусской литературы принадлежат произведения эпические по своему заданию» . Но эпическая тема воплощается в произведения, проникнутые сильным лирическим началом. Эпическая тема в древнерусской литературе проникнута не спокойным и созерцательным отношением к миру, как это было в классическом эпосе древней Греции, а всевозрастающей тревогой. В ней звучат голоса, полные тоски и боли. Но они перебиваются другими, которые зовут к подвигам и жертвам и которые исполнены веры в победу. События и люди изображаются в древнерусской литературе с резко определенных позиций, а потому окрашены ярким лирическим чувством. И если уже доводить эту мысль до конца, то следует сказать, что в смысле средств изображения лирическая стихия является ведущей в древнерусской литературе. Она не столько показывает, сколько рассказывает, что нередко подчеркнуто самими названиями произведений: „Слово...“, „Сказание...“ и т. д. Носитель лирической стихии - именно тот, кто в наибольшей степени испытывает тоску и боль за судьбу родины.

    В приведенной цитате дана характеристика одной из самых важных особенностей древней русской литературы. Эпическая тема, разрешаемая лирическими средствами, боль и тоска за судьбу родины, взволнованный рассказ об исторических событиях, непосредственное авторское толкование этих событий, прямой призыв к спасению родины, к преодолению неурядиц, к согласованным действиям всех ради общественного блага, преобладание рассказа над показом, ораторства над авторским самоустранением последующих литературных произведений или трансформаций образа автора как одной из форм авторского самоустранения - все это, действительно, очень типично для древней русской литературы, для всех ее жанров и всех веков вплоть до начала XVII в.

    Эта типичная особенность нашла себе одно из самых ярких выражений в «Слове о полку Игореве». «Слово» посвящено теме защиты родины, оно лирично, исполнено тоски и скорби, гневного возмущения и страстного призыва. Оно эпично и лирично одновременно. Автор постоянно вмешивается в ход событий, о которых рассказывает. Он прерывает самого себя восклицаниями тоски и горя, как бы хочет остановить тревожный ход событий, сравнивает прошлое с настоящим, призывает князей современников к активным действиям против врагов родины.

    Автор «Слова» «действительно заполняет собою все произведение от начала до конца. Голос его отчетливо слышен везде: в каждом эпизоде, едва ли не в каждой фразе. Именно он, „автор“, вносит в „Слово“ и ту лирическую стихию, и тот горячий общественно-политический пафос, которые так характерны для этого произведения.

    Те же черты мы найдем во всех исторических повестях древней Руси, но особенно характерны они для XII и XIII вв. - для «Слова о погибели Русской земли», для «Повести о разорении Рязани Батыем», для повестей о битве на Калке, о взятии Владимира татарами и многих других.

    Для домонгольского периода в развитии древней русской литературы была характерна «эстетика дистанций» - дистанций пространственных и временных. Чтобы быть эстетически ценным, явление должно быть представлено в громадной перспективе, с далекого расстояния, как бы «с птичьего полета».

    В летописях этого времени сопрягаются различные географические точки. Изложения событий перекидываются из одного княжества в другое. И это не только потому, что летописные своды соединяли в себе различные по своему географическому происхождению источники, но и потому, что именно такое повествование производило впечатление наибольшей значительности.

    «Слово о полку Игореве» - произведение очень небольшое, но вместе с тем необычайно монументальное по своему сюжету, образам, пространственным границам. Его героем является все Русская земля, и в повествование «Слова» также втянуты огромные географические пространства - от Новгорода на севере и до Тмуторокани на Черном море на юге, от Волги на востоке до Галича на западе. Десятки рек, городов, княжеств захвачены действием «Слова» и создают его титанический фон.

    Половецкая степь («страна незнаема»), «синее море», реки: Дон, Волга, Днепр, Донец, Дунай, Западная Двина, Рось, Сула, Стугна, Немига, а из городов - Корсунь, Тмуторокань, Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переяславль, Белгород, Новгород, Галич, Путивль, Римов и др. - вся Русская земля находится в поле зрения автора, введена в круг его повествования. При этом автор «Слова» не выключает Русскую землю из состава окружающих ее народов, заставляя прислушиваться происходящим в ней событиям немцев и венецианцев, греков и моравов, а половцев, литву, ятвагов и деремеллу (литовские племена) - быть непосредственно втянутыми в ход событий.

    Монументальность XI-XIII веков требовала силы, выраженной в быстроте, способности преодолевать огромные пространства, энергии походов, переездов. Герои древнерусской литературы этого периода постоянно находятся в переездах, но переездах не мирных, а с войском - с «силою великой» («идоша князь в силе великой», «в силе тяжцей»).

    В «Слове» широкие пространства действия условно объединяются гиперболической быстротой передвижения героев. Их быстрота сказочна, фантастична. Всеслав доткунлся копьем до золотого престола киевского, отскочил от него лютым зверем; в полночь из Белгорода скрылся в синей ночной мгле, наутро же, поднявшись, оружием своим отворил ворота Новгорода, расшиб славу Ярослава… Всеслав - князь людей судил, князьм города уряжал, а сам в ночи волком рыскал; из Киева дорыскивал до петухов Тмуторокани, великому Хорсу (солнцу) волком путь перерыскивал. Святослав, словно вихрь, исторгнул поганого Кобяка из лукоморья, из железных великих полков половецких, и пал Кобяк в городе Киеве, в гриднице Святославовой.

    Размеры битвы русских с половцами охватывают всю степь благодаря слиянию природы с действиями людей: перед битвой с половцами кровавые зори свет поведают, черные тучи с моря идут… быть грому великому, идти дождю стрелами с Дону великого… Земля гудит, реки мутно текут, прах над полями несется. После поражения войска Игоря широкая печаль течет по Руси.

    Не менее велики образы «Плача Ярославны». Ярославна в «плаче» обращается к ветру, веющему под облаками, лелеющему корабли на синем море; к Днепру, который пробил каменные горы сквозь землю Половецкую и лелеял на себе Святославовы насады до Кобякова стана; к солнцу, которое всем тепло и прекрасно, а в степи безводной простерло жгучие свои лучи на русских воинов, жаждою им луки скрутило, истомою им колчаны заткнуло.

    «Там, где в искусстве динамика, там в нем и история. Движение в пространстве едино с движением во времени. В «Слове» сказывается необычайная чуткость к истории. Оно проникнуто историзмом - не тем, конечно, к которому мы привыкли сейчас, а своим - средневековым и опять-таки очень монументальным».

    Таким образом, для «Слова о полку Игореве» как произведения древнерусской литературы характерно следующее:

    1. Эпическая тема произведения разрешается лирическими средствами.

    3. «Слово о полку Игореве» - произведение очень небольшое, но вместе с тем необычайно монументальное по своему сюжету, образам, пространственным границам. Его героем является все Русская земля.

    Женский портрет в романе Л.Н. Толстого "Война и мир" (на примере образа Элен)

    Интертекстуальность как доминирующий принцип поэтики "Записок потерпевшего крушение" Уве Йонсона

    интертекстуальность текст йонсон поэтика В трудах по лингвистике текста термины «интертекст», «интертекстуальность» вместе с термином «диалогичность» получили очень широкое распространение. Однако как в отечественной...

    Образ читателя в романе У.М. Теккерея "Ярмарка тщеславия"

    Ономастическое пространство рассказов, с помощью которых создаются образы персонажей произведений

    В лингвистике есть ряд альтернативных вопросов, на которые нельзя ответить однозначно. К ним, в частности, относится и проблема наличия или отсутствия значения имён собственных (ИС)...

    Особенности пространственно-временной организации пьес Бото Штрауса

    Пространство и время - категории, которые включают представления, знания о мироустройстве, месте и роли человека в нем, дают основания для описания и анализа способов их речевого выражения и репрезентации в ткани художественного произведения...

    В настоящее время, лингвисты и литературоведы уделяют большое внимание роли эмоционально-оценочной лексики в структуре художественного произведения. Художественный текст многофункционален...

    Перевод англоязычных лексических единиц с негативной коннотацией на английский язык

    Компонент «образности» не всеми учеными сознается как однопорядковый с компонентами «эмоциональность», «экспрессивность», «оценочность». Подобное отношение к образности происходит, преимущественно, из взгляда...

    Понятие и назначение олицетворения в произведении А.С. Пушкина "Цыганы"

    литературный олицетворение неодушевленный выразительность В поэтическом языке А.С. Пушкина олицетворения как средство повышения выразительности используется при описании явлений неодушевлённого мира: «Прощай, свободная стихия!»...

    Роль аллюзий на роман Иоганна Вольфганга Гёте "Страдания юного Вертера" в повести Ульриха Пленцдорфа "Новые страдания юного В."

    Символы можно обнаружить в произведениях литературы разных эпох и направлений, они придают художественному образу глубину и выразительность, связывают разные планы текста (сюжетный, подтекстовый, реальный, мифологический, исторический)...

    Функции вещей в "Петербургских повестях" Н.В. Гоголя

    Традиционно в литературоведении принято выделять следующие функции вещей в художественном тексте: культурологическая, характерологическая, сюжетно-композиционная . Вещь может быть знаком изображаемой эпохи и среды...

    Функция чисел в романе Е.И. Замятина "Мы"

    Пифагор полагал, что все есть число, что все вещи можно представить в виде чисел. Античный миф гласит, что магией чисел владели еще атланты. Числовые модели изначально присущи человеческому сознанию и находили выражение в деятельности человека...

    Характерологические свойства пейзажа

    Пейзаж (франц. paysage от pays - страна, местность) - это один из содержательных и композиционных элементов литературного произведения, выполняющий многие функции в зависимости от стиля автора, литературного направления (течения), с которым он связан...

    Человек и природа в русской литературе

    Формы присутствия природы в литературе разнообразны. Это и мифологические воплощения ее сил, и поэтические олицетворения, и эмоционально окрашенные суждения (будь то отдельные возгласы или целые монологи). И описания животных, растений, их...

    - 156.00 Кб

    Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

    Отдел образования Ленинского района

    МБОУ Гимназия № 161

    Роль пейзажа в «Слове о полку Игореве»

    Исполнитель: Тюрина Ирина,

    ученица 9 «Б» класса

    Руководитель: Тяпугина Вера Александровна,

    учитель русского языка и литературы

    Екатеринбург

    ВВЕДЕНИЕ.……………………………………………………… …………… 3

    ГЛАВА 1. ПЕЙЗАЖ И ЕГО ФУНКЦИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ……………………………………………… ………………5

    ГЛАВА 2. «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» В ЛИТЕРАТУРЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА ДРЕВНЕЙ РУСИ………..……………………………………………………… …………… 9

    2.1. «Слово о полку Игореве» в древнерусской литературе.………………9

    2.2. Союз природы и человека.…..………………………………………… 13

    2.3. Образы-символы и образ Русской Земли в «Слове…».………………19

    ГЛАВА 3. КОММЕНТАРИЙ К КАРТИНАМ ПРИРОДЫ В «СЛОВЕ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»..…………………………………………………… …… 24

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.………………………………………………… …………… 33

    ВВЕДЕНИЕ

    Около восьми веков назад, в 1187 году, было создано «Слово о полку Игореве» - памятник древнерусской культуры. « «Слово о полку Игореве» –это одно из первых дошедших до нас лиро-эпических произведений, уникальное по своему поэтическому уровню. Эта повесть является историческим повествованием, главными героями являются реальные лица нашей истории: князь Игорь, Ярослав Мудрый, Святослав, Всеволод и другие».

    Протекшие столетия не приглушили его поэтического звучания и не стерли красок. Интерес к «Слову и полку Игореве» не только не уменьшился, но становится все более и более широким, все более и более глубоким.

    «Слово о полку Игореве» проникнуто большим человеческим чувством – теплым, нежным и сильным чувством любви к родине. Это чувство сказывается и в том душевном волнении, с которым автор «Слова» говорит о поражении войск Игоря, и в том, как он передает слова плача русских жен по убитым воинам, и в радости по поводу возвращении Игоря, и в широкой картине русской природы. Неоценима культурная ценность этого произведения: ведь без знания прошлого своего народа у нас нет будущего, а история все время повторяется, и основная идея произведения, как мне кажется, актуальна всегда. Эта идея – в призыве к прекращению междоусобиц, к единению великого народа.

    Свой призыв к объединению, свое чувство единства родины автор «Слова о полку Игореве» воплотил в живом, конкретном образе Русской земли.

    Читая «Слово …», понимаешь, что люди XII века были тесно связаны с природой. В разных явлениях природы они видели предсказания судьбы или послания от бога. По разнообразным природным знакам люди часто решали, что и как им лучше делать завтра, какие дела нужно отложить, а какие - срочно переделать. Вывод о тесной связи наших предков с природой можно сделать и из того, что автор «Слова …» показывает чувства героев через образы, картины природы. Природа играет прямую, а не косвенную роль в произведении, она событийна, она жива - описываются ее изменения, ее влияние на человека, она включена в самый ход повествования и развития сюжета.

    Для современных читателей, несомненно, большую ценность будет представлять рассмотрение вопроса об изображении природы в этом древнерусском произведении. Обычно подробно обсуждается особенности жанра, стиля, вопрос об авторстве и т.п. Однако вышеназванная сторона «Слова…» недостаточно анализируется. А ведь именно она и заслуживает особого внимания и рассмотрения со стороны исследователей древнерусской литературы и читателей.

    Цель исследования: определить роль пейзажа в произведении «Слово о полку Игореве».

    • изучить теорию о роли пейзажа в художественном произведении;
    • познакомиться с литературоведческими работами по «Слову о полку Игореве»;
    • найти в тексте описания природы или её явлений;
    • проанализировать, как описания природы связаны с сюжетом произведения;
    • определить, какую роль выполняют в произведении описания природы.

    Гипотеза: пейзаж в «Слове о полку Игореве» не просто фон, на котором разворачиваются события; он передает авторскую оценку событий и чувства героев, является органической составляющей образа Русской земли.

    Объект исследования: «Слово о полку Игореве».

    Предмет исследования: роль пейзажа в произведении «Слово о полку Игореве» и взаимодействие природы и человека.

    ГЛАВА 1. ПЕЙЗАЖ И ЕГО ФУНКЦИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ.

    Анализируя роль пейзажа в «Слове о полку Игореве», необходимо разобраться в том, что такое пейзаж и каковы его функции в художественных произведениях. Краткий словарь литературоведческих терминов дает такое определение термину «пейзаж»:

    ПЕЙЗАЖ (франц. Paysage, от pays – страна, местность) – картина природы, имеющая различное художественное значение в зависимости от стиля автора, литературного направления или же течения, с которым он связан. В лирике пейзаж может иметь самостоятельное значение: восприятие природы лирическим героем. В прозе пейзаж связан с характером повествования и соотносится с настроением действующих лиц.

    Впервые пейзаж играет важную роль у сентименталистов, которые изображают человека на фоне природы, противопоставленной цивилизованному миру, причем картина природы представлена подчеркнуто эмоционально.

    В противоположность пейзажу сентименталистов, выдержанному в спокойных, светлый тонах, пейзаж в романтизме представляет картины могучей, бушующей природы (море и скалы в восточных поэмах Байрона) или величественно-богатой (прерия в романах Купера). Романтический пейзаж является частью местного колорита и служит одним из средств создания необычного, иногда фантастического героя, меланхонично-мечтательного или неспокойного, бунтующего.

    В реалистическом произведении значение пейзажа более разнообразно: он интересен сам по себе, как часть реальной обстановки, в которой разворачивается действие; им подчеркивается или оттеняется душевное состояние персонажей, характер происходящих событий (эпизод из романа «Война и мир»: князь Андрей по дороге в Отрадное).

    Иногда пейзаж имеет символическое содержание («Песня о Буревестнике» М.Горького, «Утес» М.Лермонтова)

    В то время как в живописи пейзаж в ряде случаев имеет самостоятельное значение как законченное художественное произведение, в литературе пейзаж обычно включается в общую систему образов произведения, занимая в ней специфическое для данного стиля место и характеризуясь специфическими особенностями. Отсюда - различное качество пейзажа в различных литературных стилях

    Теория и история литературного пейзажа не имеет специальной литературы. В общих трудах по теории словесности отводится несколько строк пейзажу иногда под названием описания. В литературе об идиллии, об описательной поэме, о сентиментальном и романтическом стилях можно найти разбросанные характеристики пейзажа разных стилей. В монографиях, посвященных отдельным писателям, можно часто встретить особые главы, анализирующие пейзажи данного писателя, например, о байроническом пейзаже.

    В русской литературе почти нет произведений, в которых отсутствовал бы пейзаж. Писатели стремились включать этот элемент в свои произведения с самыми разными целями. Так, например, в повести «Бедная Лиза» Карамзина живописные картины природы, на первый взгляд, можно счесть случайными эпизодами, которые являются всего лишь красивым фоном для основного действия. Но пейзаж – это одно из главных средств раскрытия душевных переживаний героев. Кроме того, он служит для передачи отношения автора к происходящему.

    В начале повести автор описывает Москву и «ужасную громаду домов», а сразу же после этого начинает рисовать совершенно иную картину: «Внизу…по желтым пескам, течет свежая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок… На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада…» Карамзин встает на позицию защиты прекрасного и естественного, ему неприятен город, его тянет к «натуре». Таким образом, здесь описание природы служит для выражения авторской позиции.

    Большинство пейзажей повести направлены на то, чтобы передать душевное состояние и переживание главной героини. Именно она, Лиза, является воплощением всего естественного и прекрасного, эта героиня максимально близка к природе: «Еще до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве и подгорюнившись смотрела на белые туманы…, но скоро восходящее светило дня пробудило все творение…»

    Героиня печальна, потому что в ее душе рождается новое, доселе неизвестное чувство, но ее оно прекрасно и естественно, как пейзаж вокруг. Уже через несколько минут, когда происходит объяснение между Лизой и Эрастом, переживания девушки растворяются в окружающей природе, они так же красивы и чисты. А после расставания влюбленных, когда Лиза чувствует себя грешнице, преступницей, в природе происходят такие же перемены, как и в Лизиной душе. Здесь картина природы раскрывает не только душевное состояние Лизы, но и предвещает трагичный финал данной истории.

    Одна из основных пейзажных функций в романе «Герой нашего времени» - более полно и глубоко раскрыть личность главного героя, Печорина. Его характер отражается в принадлежащих ему описаниях природы («Фаталист», «Тамань», «Княжна Мери»).

    Печорин способен чувствовать движение воздуха, шевеление высокой травы, восхищаться «туманными очерками предметов», обнаруживая душевную тонкость и глубину. Ему, человеку одинокому, природа в тяжелые минуты помогает сохранить душевное равновесие. «С жадностью глотал я благовонный воздух», - пишет Печорин после эмоционально напряженного свидания с Верой.

    Природа в романе постоянно противопоставляется миру людей с их мелкими страстями, причем стремление Печорина слиться с гармоничным миром природы оказывается тщетным. Пейзажи, принадлежащие перу главного героя, полны движения – такие описания подчеркивают внутреннюю энергию героя, его постоянное напряжение, жажду действия, отражают динамику его душевных состояний.

    Таким образом, пейзажи в художественном произведении помогают глубоко проникнуть в душу героев и их переживания, лучше понять идейный замысел автора.

    В целом пейзаж в художественном произведении выполняет следующие функции:

    1) способствует созданию образа лирического героя;

    2) служит одним из средств создания местного колорита;

    3) выступает фоном, связанным с местом и временем действия;

    4) является формой психологической характеристики, подчёркивает или оттеняет душевное состояние персонажей;

    5) является источником философских рассуждений писателя;

    6) является призмой и способом видения мира, когда границы между природным и человеческим миром размываются;

    7) служит средством характеристики социальных условий жизни;

    8) может приобретать символическое значение.

    Глава 2. Значение «Слова о полку Игореве» в литературе и жизни человека Древней Руси

    2.1 «Слово о полку Игореве» как произведение древнерусской литературы

    Древняя литература наполнена глубоким патриотическим содержанием, героическим пафосом служения русской земле, государству, родине.

    Главная тема древнерусской литературы - мировая история и смысл человеческой жизни. Древняя литература прославляет моральную красоту русского человека, способного ради общего блага п ожертвовать самым дорогим - жизнью. Она выражает глубокую веру в силу, конечное торжество добра и способность человека возвысить свой дух и победить зло.

    Характерной особенностью древнерусской литературы является историзм. Героями выступают преимуществе нно исторические лица. Литература строго следует факту.

    Говоря об отличительной черте древнерусского искусства в целом, в том числе и литературы, Б. И. Бурсов отмечает ее эпическую тему: «На протяжении всего древнего периода истории русского искусства, при учете непрерывного его развития в целом и отличительных свойств разных школ и направлений, преобладали тенденции к темам общего характера - теме судьбы государства в первую очередь, то есть к эпической теме. Нет спору, что к самым замечательным памятникам древнерусской литературы принадлежат произведения эпические по своему заданию» . Но эпическая тема воплощается в произведения, проникнутые сильным лирическим началом. Эпическая тема в древнерусской литературе проникнута не спокойным и созерцательным отношением к миру, как это было в классическом эпосе древней Греции, а всевозрастающей тревогой. В ней звучат голоса, полные тоски и боли. Но они перебиваются другими, которые зовут к подвигам и жертвам и которые исполнены веры в победу. События и люди изображаются в древнерусской литературе с резко определенных позиций, а потому окрашены ярким лирическим чувством. И если уже доводить эту мысль до конца, то следует сказать, что в смысле средств изображения лирическая стихия является ведущей в древнерусской литературе. Она не столько показывает, сколько рассказывает, что нередко подчеркнуто самими названиями произведений: „Слово...“, „Сказание...“ и т. д. Носитель лирической стихии - именно тот, кто в наибольшей степени испытывает тоску и боль за судьбу родины.

    2.2. Союз природы и человека.…..………………………………………… 13
    2.3. Образы-символы и образ Русской Земли в «Слове…».………………19
    ГЛАВА 3. КОММЕНТАРИЙ К КАРТИНАМ ПРИРОДЫ В «СЛОВЕ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»..………………………………………………………… 24
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………………………… 33
    СПИСОК использованной ЛИТЕРАТУРЫ...………………………35

    Роль и функции художественного пейзажа природы в литературном произведении весьма важные. Пейзаж может быть необходим для географического обозначения места действия; для обрисовки местности, чтобы читатели могли лучше ознакомиться с природными условиями проживания людей, с экзотическими красотами и т. п.; для динамичного описания сменяющихся картин путешествия; для запечатления различных явлений природы и т. д. Пейзаж может нести как фоновую, так и смысловую нагрузку, раскрывая нечто новое в человеке. Обращение к природе выводит писателя на рассуждения философского плана, которые, с одной стороны, характеризуют особенности авторского мировосприятия, с другой - характер героев произведения.

    Пейзажные компоненты обычно выступают в качестве фона, характеризующего место действия. Введение пейзажных элементов необходимо в тех случаях, когда без этих выразительных средств невозможно передать атмосферу происходящего, проникнуть в суть человеческого мировосприятия, выяснить отношение человека к окружающему миру и т. д. В этом случае пейзаж становится смыслообразующим элементом .

    Пейзаж может также применяться в качестве контрастного сравнения между внутренним состоянием героя и окружающей его природой; как средство в раскрытии человеческого характера; в качестве фона для портрета героя; как прием в раскрытии мировоззренческих позиций героя и т. д.; в качестве художественного средства в постановке социально значимых проблем; для воссоздания социальной жизни людей .

    Пейзаж в произведениях применяется не только в качестве украшения или своеобразного фона. Его «служебные» функции очень широки. Пейзаж может использоваться в качестве обрисовки места и обстановки, жизненной ситуации, разрядки напряженного повествования, постановки социально значимых проблем, передачи читателям определенного настроения и показа внутреннего состояния героя произведения, наконец, как композиционный элемент. Формы и приемы использования пейзажных описаний во многом зависят от стоящих перед писателем целей и задач.

    Пейзаж, в зависимости от функционального предназначения, может иметь разнообразные формы проявления в художественных текстах. В литературоведении достаточно известны пейзажные описания, пейзажные образы, пейзажи-предварения, пейзажные штрихи, психологические и эпические пейзажные параллели. Дополнением к устоявшейся терминологической схеме могут быть пейзажные детали, так часто рассматриваемые в связи с творчеством А. П. Чехова; пунктирные пейзажные линии, пейзажные мазки. В связи с ролью пейзажа в художественном мире произведения исследователи предлагают функциональную классификацию пейзажных описаний. Выделяются следующие функции картин природы: обозначение места действия, создание определённой атмосферы, раскрытие характера героя. В соответствии с этими функциями можно говорить о пейзаже-фоне, об эмоциональном пейзаже и пейзаже психологическом .

    В целом же пейзаж может выполнять огромное число самых разнообразных функций: он незаменим для тонкого анализа психологического состояния героев, для усиления картин каких-либо событий, яркой характеристики обстановки, в которой развертывается действие. Картины природы могут служить для выражения какой-либо мысли автора или его чувств и переживаний, выполнять идейно- композиционную роль, то есть помогать раскрытию идеи произведения .

    Пейзаж является одним из средств сюжетно-композиционного построения. С этой точки зрения пейзаж может представлять собой статическое или динамическое описание. Статическое описание не входит во временное развитие действия. Динамическое описание включено в событие и не приостанавливает действие (например, пейзаж даётся через призму восприятия героя при его передвижении). Пейзаж представляет в тексте и эмоционально-оценочное содержание. В художественном описании природы признаки описываемого предмета имеют обычно авторскую оценку в форме олицетворений, эпитетов, метафор, сравнений. Пейзажу отводится особая роль в формировании эмоционально-оценочного уровня стиля художественного произведения .

    Можно обозначить некоторые принципы классификации композиционно-речевой формы «описание» (портрет, пейзаж, интерьер), выработанные в современной лингвистике. Описания классифицируются по функциям при передаче текстовой информации. Предполагается выделять такие функции:

    • - моделирующая, или координирующая функция (вводит три основные координаты условного мира: время, пространство, субъект);
    • - сигнализирующая функция (свидетельствует о переходе от одной композиционно-речевой формы к другой);
    • - эстетически настраивающая функция (привлекает внимание читателя к сообщаемой информации);
    • - символическая функция (превращает описание в знак-символ объекта описания) .

    Суммируя все вышеприведенные мнения, можно констатировать, что в основном различают три основные функции пейзажа:

    • 1) природа может выступать в качестве объективного отражения действительности и одновременно служит фоном повествования;
    • 2) пейзаж играет роль специфического средства в раскрытии характера действующих лиц;
    • 3) природа может изображаться главным героем литературного произведения.

    Роль пейзажа заключается:

    • 1) в выражении авторского отношения к природе;
    • 2) в изображении характерных черт местности, области, страны (создании местного колорита);
    • 3) в использовании его как дополнительного средства для более выразительного отражения характера действующих лиц путем контраста; путем соответствия природных явлений чувствам и мыслям персонажа;
    • 4) в символическом значении;
    • 5) в понимании природы как главного героя художественного произведения.

    Сравнивая эти два последних определения функций и роли пейзажа в литературе, можно сделать вывод, что во втором определении роль пейзажа определена более подробно, выявлены не только основные, но и вспомогательные функции описания природы. Особое внимание здесь уделено принципу психологического параллелизма, который был распространен во всех направлениях литературы. Этот принцип основан на контрастном сопоставлении или уподоблении внутреннего состояния человека жизни природы. Прием олицетворения в данном случае является основным .

    В истории пейзажа действуют две тенденции, обосновывающие его разную трактовку: 1) пейзаж - мир вообще, вне человека; 2) пейзаж -выражение внутреннего мира человека через изображение природы.