• Купание в проруби — не таинство. Крещенские купания. Можно ли смыть грехи, окунаясь в прорубь

    19 января христиане всего мира празднуют великий праздник – Крещение Господне. У католиков тоже есть это торжество, только оно приурочено к другим дням. До принятия реформы (Второго Ватиканского собора) Крещение праздновалось 13 января, после нее - в первое же воскресенье после таинства Богоявления.

    Во всех этих традициях праздник Крещения Господня связан с Новым Заветом, а именно с моментом, в котором описывается обряд крещения Иисуса Христа. Это произошло по достижении Иисусом уже взрослого возраста. Обряд происходил на священной реке Иордан, где крестились в то время все христиане. Крестил сына Господа верный христианин и известный креститель Иоанн.

    Уникальность этого таинства выражается в сопутствующих ему особых явлениях. Во время крещения Иисуса с неба на него опустилась белоснежная голубка. В таком образе предстал перед людьми дух Божий, одновременно освидетельствовав, что Иисус является Его Сыном.

    Обязательно ли погружаться в прорубь на Крещение

    Святые отцы церкви единодушны в этом вопросе: на Крещение не нужно, то есть не обязательно погружаться в воду. Каждый христианин в детском или уже взрослом возрасте принимает таинство крещения, окунаясь в церковную купель. Одного-единственного погружения вполне достаточно, чтобы освидетельствовать свою принадлежность к Господу.

    Если человек окунается в прорубь на Крещение Господне, он никоим образом не смывает с себя грехи и, конечно же, не крестится вновь. Раньше на Руси так вообще не делали, да и церковь этого не требует. Гораздо важнее то, что во время этого праздника освящается вся вода, в том числе и в реках. Этот глубоко символический жест напоминает людям о великой сущности Бога: Господь находится везде, в небесной выси и в глубинах морей, заполняя собой всю Вселенную.

    Для каждого человека индивидуально в этот день гораздо важнее пойти на службу в церковь, а главное, задуматься о значении великого праздника для всех христиан и себя лично. Как и всякий христианский праздник, Крещение больше взывает к духу, чем к телу, поэтому само купание в ледяной воде не имеет никакого значения для духовного очищения.

    С другой стороны, православная церковь не имеет ничего против этой сравнительно молодой традиции. Она закаляет, укрепляет иммунные силы организма, а значит, идет на пользу, а не во вред. Но не стоит жертвовать своим здоровьем, желая «достичь духовного очищения» путем купания в проруби. Если человек болен, у него температура или какое-нибудь другое не вполне здоровое состояние, окунаться в ледяную воду вообще не стоит. Это только принесет новый недуг, но никак не поспособствует внутреннему очищению.

    Вред от крещенского купания

    Несмотря на в общем лояльное отношение церкви к этому новомодному веянию, традиция окунаться в прорубь на Крещение имеет и отрицательные стороны. Многие люди сначала активно участвуют во всевозможных языческих игрищах (гадают в Сочельник или рядятся в зверей и ходят по домам с песнями и плясками), а после этого одним купанием в проруби хотят не только снять с себя все грехи, но и получить какое-то особое благословение. Это большое заблуждение и грех с точки зрения Православия.

    Протоиерей Константин Островский (Красногорск) осуждает это модное поветрие. Он объясняет, что вся освященная на Крещение вода приносит благодать. Ее можно и каплю испить, чтобы приобщиться ко всему празднующему христианскому миру. Глубоко наивен тот, кто думает, что окунувшись в ледяную речную воду, получает большее благословение. Этим он даже в какой-то мере впадает в грех гордыни.

    Более того, само сведение глубинного значения Крещения Господня к одному только окунанию в прорубленное во льду отверстие является чем-то языческим. Особенно это пагубно, если человек после купания идет домой, садится за праздничный стол и пьет водку. Это самое настоящее язычество, сведение высокого значение праздника только к узко внешней атрибутике. На Крещение полагается открывать свою душу Господу и преисполняться благоговением перед Его величием, а не демонстрировать собственное благочестие окружающим.

    Окунаться в прорубь на праздник Крещения Господня - довольно старая традиция. Писатель Аполлон Коринфский в книге, посвящённой обычаям русского народа, ещё в 1901 году писал: «несмотря на стужу, с древних времён живет в народе обычай купаться в крещенской проруби-иордани».

    Богоявление

    Крещение – один из двенадцати праздников, установленный в честь описанного в Евангелии события: крещения Христа в реке Иордан. Иоанн Предтеча после долгого поста пришёл с проповедью к Иордану – эта река считалась у иудеев священной, в ней совершались очистительные омовения.

    Именно здесь пророк стал проповедовать Царство Божие, призывать к покаянию и крестить людей, омывая их от грехов – это было прообразом того Таинства Крещения, которое существует ныне. Когда к Иордану пришёл Христос, то попросил Иоанна крестить и Его.

    «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

    Событие это и сам праздник ещё называют Богоявлением – ведь именно тогда впервые Христос явил себя израильскому народу и тогда же, согласно евангельскому повествованию, Бог явил Себя как Троицу в видимых образах: как Бог Отец, Дух Святой, и Бог Сын.

    Праздновать Богоявление стали ещё в апостольские времена, но вместе с Рождеством. Лишь с IV века этот праздник выделился как самостоятельный. В древности в этот день также принято было крестить новообращенных.

    Народная традиция, а не Таинство

    Религиозные традиции той или иной местности связаны в большей степени с культурными особенностями, нежели с догматикой, и чаще ближе к язычеству, чем к христианству. На Руси связь православной обрядности и языческих суеверий с древнейших времён была довольно прочной.

    На Крещение обыкновенно совершалось великое водосвятие больших водоёмов: рек, озёр, колодцев. Во льду прорубалась «иордань» - как правило, в форме креста. После праздничной литургии к ней шли служить молебен, священник опускал в воду крест, испрашивая Божие благословение. После этого народ набирал оттуда освящённую воду, а многие считали обязательным условием купание в проруби, полагая, что так они очистятся от грехов и получат прощение за «святочные бесчинства».

    Между Рождеством и Крещением существовал особый период – Святки. В народе считалось, что в это время можно было позволить себе некие «греховные вольности». Святочные обычаи вобрали в себя множество языческих элементов, связанных с празднованием зимнего солнцестояния.

    Согласно древним поверьям, в это время исчезала граница между видимым и невидимым миром, а разнообразные «духи» начинали свободно действовать в мире людей - именно отсюда пошла традиция святочных гаданий.

    На Руси в эти дни было принято колядовать - надевать «личины» (обычно - страшные маски) и вечерами ходить по домам, где за особое обрядовое угощение гости говорили добрые пожелания хозяевам, пели обрядовые песни. Считалось, что благополучие хозяев дома в будущем зависит от того, насколько щедро они угостят колядующих и угодят их прихотям.

    Церковь всегда негативно относилась к подобному «разгулу» в святые дни. Святитель Филарет Дроздов писал: «Дух Христов не враг благозаконных радостей». Ни в коей мере не ограничивая проявления радости, Церковь призывала людей в эти дни не забывать о Христе и, по мере сил, проявлять особую милость – например, делами благотворительности.

    Святки венчал собой праздник Богоявления, как бы «закрывая» период весёлого полуязыческого веселья, и, согласно народному поверью, купание в «иордани» якобы смывало с души и тела все «святочные» грехи.

    Конечно, ничего общего с христианством эта традиция не имеет, а купание в проруби ни в коей мере не может очистить от грехов – оно не является таинством. Это лишь народный обычай, имеющий корни в языческом прошлом. Согласно учению Церкви, грехи очищаются лишь в таинстве Крещения, Покаяния и Евхаристии при сознательном и вдумчивом участии самого человека. Никаких иных способов получить прощение грехов не существует.

    Окунаться в прорубь на праздник Крещения Господня - довольно старая традиция. Писатель Аполлон Коринфский в книге, посвящённой обычаям русского народа, ещё в 1901 году писал: «несмотря на стужу, с древних времён живет в народе обычай купаться в крещенской проруби-иордани».

    Богоявление

    Крещение – один из двенадцати праздников, установленный в честь описанного в Евангелии события: крещения Христа в реке Иордан. Иоанн Предтеча после долгого поста пришёл с проповедью к Иордану – эта река считалась у иудеев священной, в ней совершались очистительные омовения.

    Именно здесь пророк стал проповедовать Царство Божие, призывать к покаянию и крестить людей, омывая их от грехов – это было прообразом того Таинства Крещения, которое существует ныне. Когда к Иордану пришёл Христос, то попросил Иоанна крестить и Его.

    «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

    Событие это и сам праздник ещё называют Богоявлением – ведь именно тогда впервые Христос явил себя израильскому народу и тогда же, согласно евангельскому повествованию, Бог явил Себя как Троицу в видимых образах: как Бог Отец, Дух Святой, и Бог Сын.

    Праздновать Богоявление стали ещё в апостольские времена, но вместе с Рождеством. Лишь с IV века этот праздник выделился как самостоятельный. В древности в этот день также принято было крестить новообращенных.

    Народная традиция, а не Таинство

    Религиозные традиции той или иной местности связаны в большей степени с культурными особенностями, нежели с догматикой, и чаще ближе к язычеству, чем к христианству. На Руси связь православной обрядности и языческих суеверий с древнейших времён была довольно прочной.

    На Крещение обыкновенно совершалось великое водосвятие больших водоёмов: рек, озёр, колодцев. Во льду прорубалась «иордань» - как правило, в форме креста. После праздничной литургии к ней шли служить молебен, священник опускал в воду крест, испрашивая Божие благословение. После этого народ набирал оттуда освящённую воду, а многие считали обязательным условием купание в проруби, полагая, что так они очистятся от грехов и получат прощение за «святочные бесчинства».

    Между Рождеством и Крещением существовал особый период – Святки. В народе считалось, что в это время можно было позволить себе некие «греховные вольности». Святочные обычаи вобрали в себя множество языческих элементов, связанных с празднованием зимнего солнцестояния.

    Согласно древним поверьям, в это время исчезала граница между видимым и невидимым миром, а разнообразные «духи» начинали свободно действовать в мире людей - именно отсюда пошла традиция святочных гаданий.

    На Руси в эти дни было принято колядовать - надевать «личины» (обычно - страшные маски) и вечерами ходить по домам, где за особое обрядовое угощение гости говорили добрые пожелания хозяевам, пели обрядовые песни. Считалось, что благополучие хозяев дома в будущем зависит от того, насколько щедро они угостят колядующих и угодят их прихотям.

    Церковь всегда негативно относилась к подобному «разгулу» в святые дни. Святитель Филарет Дроздов писал: «Дух Христов не враг благозаконных радостей». Ни в коей мере не ограничивая проявления радости, Церковь призывала людей в эти дни не забывать о Христе и, по мере сил, проявлять особую милость – например, делами благотворительности.

    Святки венчал собой праздник Богоявления, как бы «закрывая» период весёлого полуязыческого веселья, и, согласно народному поверью, купание в «иордани» якобы смывало с души и тела все «святочные» грехи.

    Конечно, ничего общего с христианством эта традиция не имеет, а купание в проруби ни в коей мере не может очистить от грехов – оно не является таинством. Это лишь народный обычай, имеющий корни в языческом прошлом. Согласно учению Церкви, грехи очищаются лишь в таинстве Крещения, Покаяния и Евхаристии при сознательном и вдумчивом участии самого человека. Никаких иных способов получить прощение грехов не существует.

    Является ли вода в водопроводе 19 января святой?

    Ответы протоиерея Максима Козлова на вопросы о святой воде.

    - Хочется спросить – а где слышали? В какой газете прочитали, или какая кумушка по какому радио наговорила? Ведь в Церкви Вы не могли такого услышать. Это значит, сведения наши о крещенской воде исходят не от того, что мы в храме побывали, а от того, что что-то где-то кто-то сказал, и в какой-то газете что-то прочитали. Да есть такое мнение нецерковных СМИ и разных кумушек. Но мнение это восходит к более широкому пониманию современности, тому типу религиозности, который подразумевает нечто магически получаемое: - действительно, зачем идти в церковь на службу, вдруг очередь придется за святой водой стоять? Зачем Богу молиться? Зачем стараться понять, в чем смысл праздника Крещения, зачем дать себе труд задуматься, какой смысл освящения святой воды, когда можно просто включить кран в ванной и набрать ведро воды, и считать, что она святая. Думаю, ответ ясен.
    - Вода, освященная 18 января, НИЧЕМ не отличается от воды, освященной 19 января. Вода, освященная в Крещенский Сочельник и в сам день Крещения Господня является освященной крещенской водой (именуемой также великой агиасмой).

    Как пользоваться святой водой?

    Применение святой воды в повседневной жизни православного христианина достаточно многоразлично. К примеру, ее употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры (особенно это относится к великой агиасме (воде, освященной накануне и в самый день праздника Крещения Господня), кропят свое жилище.

    Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.

    Нельзя забывать, что освященная вода – это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения.

    «Окунаться в прорубь — русская благочестивая традиция,
    не имеющая сакраментального значения»

    Священник Филипп Пономарев :

    — Окунаться в прорубь на праздник Крещения Богоявления — русская благочестивая традиция, не имеющая сакраментального значения, и Церковь никого не обязывает строго ее соблюдать. Собственно, об этом написано уже довольно много. Все зависит от желания человека. Но для многих верующих эта традиция имеет очень важное значение.

    Например, в Москве, где я родился и вырос, традиция освящать вырубленную во льду купель массово возобновилась в девяностые годы. На Подворье Оптиной Пустыни в Останкине, которое сейчас является Подворьем Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, в праздник Крещения непременно служилась ночная служба, по уставу очень долгая, а утром, когда едва-едва брезжил рассвет, вокруг Останкинского пруда шел Крестный ход, после которого настоятель освящал специально вырубленную во льду купель. А потом окунались в освященной проруби старики, женщины, дети, конечно же, и взрослые мужчины — все, кто хотел. Было, однако, принято до купания подойти к священнику и взять на это благословение.

    В этом смысле вопрос о том, что в ночь на Крещение необходимо идти под душ, выглядит довольно странным. Ведь если традиция «идти на иордань» восходит к Священной Евангельской истории, когда Спаситель принял Иоанново крещение в водах Иордана, то какое значение может иметь необходимость принятие душа в крещенскую ночь? Скорее это выглядит неким суеверием или заблуждением.

    Действительно, масса людей на Крещение, не заходя в храм Божией и не задумываясь о глубочайшем смысле праздника — Богоявления Господня, стремятся окунуться троекратно в проруби просто потому, что им хочется прочувствовать какую-то экстремальную ситуацию в жизни, или, может быть, поднять душевный настрой, или просто «за компанию». В их жизни, конечно, это ничего не изменит: «Даст Бог — на будущий год еще искупаемся», — и все. Но я знаю по крайней мере один случай, когда человек, приехавший «на купания» с шумной компанией, после зашел в близстоящий храм, где ему кто-то доходчиво и аккуратно объяснил смысл того, зачем он только что окунался в ледяную воду. Юноша стал ходить в храм, на богослужения, потом исповедоваться и причащаться. Здесь, наверное, многое зависит от нас — людей, которые должны объяснять другим смысл и значение того или иного церковного действия, традиций, и делать это корректно и на доступном языке.

    Я полагаю, что главной пользой через символическое после богослужения для христианина может быть большее приобщение к реальности праздника Крещения — Богоявления Господня. Недавно мы праздновали Рождество Христово, славословили вместе с ангелами и пастухами Воплощение в мире «нашего ради спасения» Иисуса Христа. В праздник Крещения Господня Святая Церковь напоминает нам о великой тайне Бога Троицы, явленной всему миру более 2000 лет назад в водах реки Иордан. Это реальность, которой живет Церковь, и в которую призывается войти каждый христианин.

    «Купание в проруби никакого отношения
    к духовной жизни не имеет»

    , руководитель отдела по делам молодежи Саратовской епархии:

    — По моему мнению, купание в проруби никакого отношения к духовной жизни не имеет. Это одна из традиций, которая, к сожалению, переросла в суеверие. Нужно подходить с рассуждением к подобным процедурам, беречь свое здоровье и не рисковать им. Людям, которые не ходят в храм, не исповедуются и не причащаются, на мой взгляд, никакой духовной пользы от купания в проруби не будет. Многие из тех, кто традиционно погружается в прорубь на Крещение Господне, говорят потом, что по выходе из холодной воды они испытали облегчение и эйфорию: «Будто заново родился, все грехи в проруби оставил». Этому состоянию есть медицинское объяснение. Погружение в ледяную воду — большой стресс для организма. А при стрессе в кровь выбрасывается гормон адреналин, под воздействием которого и возникают подобные ощущения. Ничего общего с духовностью это состояние не имеет.

    Люди считают, что, придя раз в год на Крещение к проруби, они тем самым ведут христианскую жизнь. Это глубокое заблуждение. Не нужно этим убаюкивать свою христианскую совесть. Также бытует мнение, что если человек окунется в проруби три раза, Господь тут же отпустит все его грехи. Это тоже неправда, потому что грехи отпускаются человеку в Таинстве Исповеди, и то при глубоком, сокрушенном и покаянном чувстве, когда человек изо всех сил покаялся перед Богом и начал вести борьбу с грехом. Именно тогда Господь, видя эти труды, и отпускает человеку грехи — опять же в Таинстве Исповеди, а не в проруби. Не бывает такого, что человек грешит весь год, потом приходит к проруби, окунается в ней три раза и освобождается от греха. Люди не понимают, что как жили они во грехе, так и будут жить, если не обратятся к истинному и глубокому покаянию и не приступят к исповеди.

    «В крещенской воде нельзя не только купаться,
    но даже нельзя крестить детей»

    , настоятель Борисо-Глебского храма г. Раменское, Раменский район Московской области:

    — На праздник Крещения Господня и накануне — в Крещенский сочельник — совершается великое освящение воды в память Богоявления на реке Иордан. Это святая вода великой агиасмы, великой святыни. В последнее десятилетие повсеместно стали распространяться купания в святой воде. К сожалению, зачастую люди и без молитвы, и в нетрезвом состоянии, и даже с нецензурными криками погружаются в ледяную воду. Не вспоминая о Господе Иисусе Христе, великий церковный праздник превратили в развлечение и повод для греха. Многие не знают, что в крещенской воде не только нельзя купаться, но даже нельзя крестить детей. Крещенскую воду, как великую святыню, следует раздавать для освящения домов, для благоговейного кропления. Её можно пить с молитвой и благоговением. Обычно пьют её натощак, но в особых случаях можно пить святую воду и поевши: при чрезвычайных обстоятельствах, при страшных искушениях, а также по традиции в самый день праздника.

    Вот что читаем в настольной книге священнослужителя, изданной в конце XX века:

    «Освящение воды для Крещения — одна из важнейших частей чинопоследования, имеющая глубочайшую связь с самим Таинством. О важности этих молитв говорит то, что даже в сокращенном чине Крещения «страха ради смертнаго», где опускается чин запрещения злых духов и Символ веры, молитва на освящение воды сохраняется.

    Именно вода открывает нам значение Крещения. В молитвах и действиях при совершении освящения воды для Крещения раскрываются все стороны Таинства, показывается его связь с миром и материей, с жизнью во всех ее проявлениях. Вода является древнейшим религиозным символом. С христианской точки зрения представляются важными три основных стороны этой символики. Во-первых, вода — первичная космическая стихия. В начале творения «... Дух Божий носился над водой» (Быт. 1:2). Одновременно она — символ разрушения и смерти. Основа жизни, животворящая сила и основа смерти, разрушительная сила: таков двойственный образ воды в христианском богословии. И наконец, вода — символ очищения, возрождения и обновления. Эта символика пронизывает все Священное Писание, входит в повествование о творении, грехопадении и спасении. Мы встречаем воду в самом начале книги Бытия, где она знаменýет само творение, Космос. Когда же «увидел Господь, что велико развращение человеков на земле и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время...» (Быт. 6:5), Он обрушил праведный гнев Свой на человеков и омыл грехи их в водах всемирного потопа. Господь повелел Моисею установить умывальницу в скинии и наполнить ее водой для омовения рук и ног первосвященника перед совершением жертвоприношений Богу. Как знамение завершения Ветхого Завета и начала Нового, святой Иоанн Предтеча призывал народ к покаянию и очищению от грехов в водах Иордана. И Сам Господь Иисус Христос освятил водную стихию, приняв Крещение от Иоанна...

    Употребление при Крещении Богоявленской воды, как и вообще святой воды, допускается только в тех случаях, когда разрешается употребление даже неосвященной воды, то есть при Крещении младенцев мирянами страха ради смертного».

    То есть даже для Крещения младенцев воду великой агиасмы нельзя применять кроме случаев самых чрезвычайных, когда нельзя освятить обычную воду для Таинства Крещения. Младенца нельзя в ней крестить, а пьяным дядькам можно в ней купаться?!

    По вере вашей будет вам. Но и испытывать, искушать Господа Бога своего нельзя. Нельзя рисковать здоровьем детей и собственным здоровьем в надежде, что Бог сохранит нас, если мы поступаем безумно. Сколько людей получили инфаркты от резкого погружения в ледяную воду, сколько детей получили воспаления лёгких из-за переохлаждения! Враг рода человеческого диавол старается из всего доброго, церковного, святого вынуть внутреннюю духовную спасительную сущность, заменив внешним, пустым, не имеющим связи с Господом Иисусом Христом и вечным спасением души. Вроде бы Пасху отпраздновали, поехав на кладбище и выпив там водки, — а по сути только нагрешили и о Христе Воскресшем даже и не вспомнили. Вроде бы Крещение отпраздновали, с гиками и криками окунувшись в ледяную воду, — а по сути и не вспомнили об очищении души от греха и без всякого благоговения отнеслись к святой воде великой святыни. Вроде бы новый год радостно встретили — да не вспомнили, что Новый год от Рождества Христова, что не изменению цифры в календаре своего гаджета надо радоваться, а Воплощению Сына Божьего, нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес...

    «Если человек погружается в крещенскую прорубь,
    пусть это будет для него символом обновления»

    , кандидат богословия, проректор Николо-Угрешской духовной семинарии:

    — В нашей русской традиции вообще очень распространено погружение в святые источники, причем в любое время года. А ключевая вода — всегда холодная, круглый год там температура около 4 градусов. Это такой своего рода народный аскетизм, когда русский православный человек, посещая святое место, непременно окунается в источнике — он старается соприкоснуться со святыней как можно теснее. В день Богоявления мы вспоминаем Крещение Самого Господа Иисуса Христа, и кто-то тоже погружается в только что освященную прорубь, чтобы по образу Спасителя полностью окунуться.

    Конечно, купание в проруби не является непременной принадлежностью праздника Крещения. Церковный устав этого специально не предписывает. Это сложившийся благочестивый обычай, так что не надо упрекать тех, кто не привык к моржеванию и боится погрузиться в ледяную воду. Ведь главное назначение святой воды — пить ее понемногу, окроплять свое жилье, святая вода должна содействовать нашей духовной жизни. Принеся из храма святую воду, надо покропить ею все комнаты, а потом по утрам с молитвой пить натощак и принимать как благословение Божие. Вот это важно, а не принятие душа в день Крещения или непременное погружение в ледяную прорубь.

    Надо учесть особенности здоровья разных людей. Ведь Христос принял Крещение не в зимней российской проруби, а в более теплом Иордане. Как же быть? Если в прорубь погружается христианин со слабым здоровьем, например, с больным сердцем, для которого само погружение в ледяную прорубь является не очень полезным стрессом, то к этому мое личное отношение будет, пожалуй, двояким. Либо, как говорится, «по вере вашей да будет вам» — и за веру погружающегося Господь убережет его от нежелательных проявлений болезни, а может быть, даже и исцелит. Либо, если нет у тебя крепкой веры, то, как говорится, «не искушай Господа Бога твоего», не бери на себя подвиги, которые не соответствуют твоим силам.

    Есть люди, которые нечасто ходят в храм, не исповедуются и не причащаются, но на Крещение обязательно погружаются в прорубь. Иногда они говорят, что такое погружение смывает с человека все грехи. Нужно помнить, что все грехи с человека смываются только в двух случаях — в таинстве Крещения, когда человек вступает в Церковь и крещается во имя Отца и Сына и Святаго Духа, и при таинстве Исповеди, которое, кстати, называется вторым крещением. Впрочем, хорошо уже то, что невоцерковленные люди чтут церковный праздник хотя бы таким образом. Может быть, это служит какой-то предварительной ступенью на пути к серьезной церковной жизни, и пока они ограничиваются такой ощутимой внешней формой приобщения к празднику Крещения Господня через погружение в прорубь.

    Если человек погружается в прорубь в день Крещения, то пусть это будет для него символом обновления, чтобы после этого стараться вести жизнь так, как заповедал Христос, чтобы принятое погружение стало новым стимулом следовать за Спасителем на всех путях своей жизни. И как ты не боишься погружаться в ледяную прорубь, так же не бойся менять свою жизнь от греха к добродетели, не бойся придти в храм, исповедать свои тайные грехи, воздерживаться от того, что оскверняет нашу душу — и тогда ты примешь от Господа Иисуса Христа подлинное обновление и радость жизни.

    Когда и где набирать святую воду на Крещение, правда ли, что ныряние в крещенскую иордань смывает все грехи и даже порой заменяет таинство крещения? Мифы о крещенской воде развеял пресс-секретарь Благовещенской епархии иерей Святослав Шевченко.

    КРЕЩЕНСКАЯ ИЛИ БОГОЯВЛЕНСКАЯ?

    Расскажите, в какой день лучше брать святую воду - накануне праздника Крещения, 18 января, или в праздничный день 19-го? Чем эти два вида воды отличаются?

    Это одна и та же вода. Исторически было так, что воду набирали и освящали только в Крещенский сочельник, то есть 18 января. В дальнейшем, поскольку было много желающих поучаствовать в богослужении и помолиться за великим чином освящения воды, решили делать это дважды - и 18, и 19 января. В эти дни совершается один и тот же великий чин освящения воды, вся освященная вода имеет одинаковые благодатные свойства. Некоторые разделяют, что освященная 18 января - это богоявленская вода, а 19-го - крещенская. Но это, повторю, одна и та же вода. Богоявление - это синоним Крещения Господня. Это такое околоцерковное суеверие, с которым Церковь сталкивается и пытается бороться. Так что набирайте воду, когда вам удобнее - 18-го или 19-го.

    - Есть разница, где набирать воду - освященную в церкви или в иордани?

    Роспотребнадзор распространил предупреждение, что по санитарным нормам вода в иордани на Зее для купания пригодна, но не рекомендуется для питья. Хотел бы посоветовать благовещенцам прислушаться к мнению Роспотребнадзора. Во время чина великого освящения вода получает благодатные целительные свойства. Но при этом ни молекулярный, ни бактериальный состав воды не меняется. Если есть в реке нечистоты, они там и остаются. Поэтому нельзя освящать грязные водоемы со стоячей водой.

    В этом году владыка Лукиан призывает благовещенцев и гостей города во избежание давок и очередей приходить на службу со своей водой. Как на Пасху люди с куличами выстраиваются возле храма, так и сейчас - мимо людей со святой водой пройдет батюшка и освятит все, что они принесут. По традиции у нас есть договоренность с водоканалом, к храмам будут подаваться цистерны с водой, пригодной для питья, которую будут после освящения разливать верующим.

    - Можно ли принести с собой из дома для освящения кипяченую воду?

    Кипяченую не нужно, лучше принести обычную питьевую воду. Можно купить пятилитровую бутыль питьевой воды, освятить и использовать.

    ЧУДЕСА НА ВОДЕ

    Я расскажу два случая, которые свидетельствуют об этом. Одна женщина рассказывала, как она пришла к Богу. В ночь на Крещение она набрала из-под крана воды, полила ею цветок, который цветет раз в 25-30 лет, и он буквально на следующий день начал набирать цвет, а потом распустился, хотя цветы были всего-то год или два назад. Возможно, это было ее персональное чудо, которое было явлено, чтобы она пришла к Богу. Второй случай - об этом рассказывал рыбак, любитель подледного лова на Зее. Рыбак говорил о том, что ежегодно наблюдает одну и ту же картину. В Зее вода обычно мутная, дна не видно, когда он рыбачит. Но за несколько дней до Крещения Господня вода начинает очищаться, и к 18 января становится прозрачной, так что хорошо видно дно. Потом вода снова постепенно становится мутной. Но, несмотря на эти чудесные случаи, Церковь готова поручиться лишь за ту воду, которую освятили в храме, над которой было совершено священнодействие. Возможно, эти чудеса были показаны Богом отдельным людям, чтобы укрепить их приход к вере.

    ГРЕХИ СМОЕТ НЕ ПРОРУБЬ, А ИСПОВЕДЬ

    - Правда ли, что если искупаться на Крещение в ледяной воде, то смоешь с себя все грехи, накопленные за год?

    Конечно же, это неправда. Это одно из околоцерковных суеверий, связанных с языческими корнями Руси. Когда христианство пришло на Русь, оно не насаждало новые формы, а попыталось наполнить старые формы новым содержанием. Иван Купала у нас стал днем Иоанна Крестителя. В колядках языческие тексты заменили славлением Христа. Но есть и обратные вещи, когда люди попытались встроить христианство в языческие понятия, стали на Крещение после 12 часов ночи купаться в проруби. По учению Церкви, грехи смываются только таинством покаяния. Никакой водой, даже холодной крещенской, эти грехи не смоешь. Человек должен чувствовать стыд, раскаяние, и священник должен, накрыв исповедующегося епитрахилью, прочитать тайносовершительную формулу. А освящение воды - это священнодействие, но не таинство, и никакого отпущения грехов ждать не нужно.

    - Говорят, что человек, который искупался 19 января в иордани, может считать себя крещеным и носить крестик.

    Крещение - это тоже таинство, которое является одним из семи таинств Церкви. Во время крещения необходимо присутствие священнослужителя, который и совершает таинство. Обычный человек не имеет такой власти от Бога, ее имеет священник, она дается при таинстве рукоположения. Во время таинства крещения совершается миропомазание, чего в проруби не произойдет.

    МОЖНО ОКРОПИТЬ ПИЩУ И ОГОРОДЫ

    - Как можно использовать в домашних условиях святую воду?

    Святую воду можно добавлять в пищу - по капельке. Можно обтирать ей ребенка - капнуть на бинтик воды и обтереть младенца. Пьют ее по глотку натощак, при этом читается специальная молитва, ее можно найти в молитвословах или в интернете на православных сайтах.

    Крещенская вода - это особая святая вода. Когда на людей накладывали епитимью и лишали их таинства причастия, им вменялось пить крещенскую воду и есть пасхальный артос для духовной поддержки. Крещенская вода имеет особую целительную силу, и капля ее может освятить цистерну.

    - Что делать с оставшейся с прошлого года святой водой?

    Ею можно полить домашние цветы или цветы на клумбе летом или вылить в природный водоем - в реку или озеро. Только не в канализацию. По свидетельствам людей, крещенская вода может храниться долгое время и не портиться. Но если есть потребность обновить запас крещенской воды, то можно это сделать.