• План-конспект урока по биологии (5 класс) на тему: Технологическая карта "С какой целью в биологии используется моделирование?" (5 класс). Вьюнок трехцветный (Convolvulus tricolor) Вопросы на закрепление

    Растения - предсказатели погоды

    Человек давно заметил, что у многих растений накануне перемены погоды изменяется положение отдельных частей. Они могут уловить то, что не под силу нашим органам чувств. Такая способность зеленых «детей солнца» объясняется зависимостью их жизни от условий среды: температуры, влажности и давления воздуха, а также от солнечного света.
    Дело в том, что растения, в отличие от животных, в борьбе за жизнь и сохранение потомства не могут убежать или улететь от непогоды, спрятаться в защищенном месте. Поэтому они по своей природе очень чувствительны и заблаговременно реагируют на малейшее изменение состояния атмосферы. Одни растения перед дождем закрывают цветки, чтобы защитить от повреждения пыльцу и уменьшить теплоотдачу; другие - при низкой относительной влажности воздуха уменьшают испарение, обильно выделяя ароматный нектар, привлекающий крылатых тружениц - пчел и других насекомых; третьи - «плачут» липкими капельками сока; четвертые - меняют форму и положения листьев. Подмечая изменения в поведении растений, наблюдательные люди могут предсказать погоду.
    Растений - «барометров» много. Это верные предсказатели погоды. Расскажем о некоторых из тех, которые произрастают на территории Дунайского биосферного заповедника.
    Одуванчик - хороший «метеоролог». Перед ненастьем цветки его закрываются, как бы прячась от дождя. Отцвел одуванчик, а на месте соцветия появляется белый пушистый шарик. Вероятно, каждый видел, как легкие белые парашютики одуванчика разлетаются даже при слабом ветре. Но это в сухую погоду. Перед дождем же ветер никак не может сорвать, словно приклеенные, семянки. А все потому, что, чувствуя изменения погоды, растение складывает свой пушистый шарик, как зонтик.
    Интересно наблюдать за луговым клевером . Растение чутко реагирует на тепло, влагу и на изменение атмосферного давления. К ненастью клевер складывает свои листки и склоняет головки соцветий, а перед устойчивой хорошей погодой стебли и листья его расправлены, соцветия подняты вверх.
    Присмотритесь к обыкновенному полевому вьюнку . Если цветки вьюнка закрываются - близок дождь, распускаются в пасмурную погоду - к хорошим солнечным дням.
    Перед наступлением дождливой погоды цветочные венчики чистотела заметно поникают.
    Если небо хмурится, а цветки лютиков открыты - дождя не будет. А бывает так: на небе ни облачка, и вдруг среди бела дня цветки лютиков закрываются - ждите дождя. При устойчивой сухой погоде они только к вечеру сжимаются и поникают на подвижных стебельках. С рассветом опять загорается желтое пламя цветков.
    Цветок белой кувшинки - своеобразная метеостанция. При солнечной погоде в 7-8 часов утра из воды начинают подниматься и раскрываться бутоны белой кувшинки, которую иначе называют водяной белой лилией. В конце дня, часов в 17-18, они незаметно уходят под воду. Бывает, что лилия опаздывает с выходом на поверхность. Начало девятого, а она едва-едва поднимается над водой. Значит во второй половине дня будет дождь. А уж если совсем не поднимается из воды - либо будет затяжной ливень, либо наступит похолодание.
    В ожидании дождливой погоды не раскрывают своих бутонов роза и шиповник .
    Перед наступлением ненастной погоды цветоножки картофеля изгибаются вниз и цветки поникают.
    Морковь в огороде и та предсказывает погоду. Ее белый семенной зонтик перед дождем опускается вниз.
    Перед дождем на листьях ивы появляются капельки. Порой с ее листьев капли капают так часто, что под деревьями земля становится мокрой. Отсюда, наверное, и пошло народное название - «плакучая».
    За сутки или двое до дождя на листьях конского каштана проступают «слезы» - липкие капельки сока.
    С давних времен человек, присматриваясь к сезонным явлениям природы, подмечал предвестников хорошей и плохой весны, лета или осени и тем самым пытался проникнуть в тайну долгосрочного предопределения погоды будущего сезона. Приведем некоторые приметы долгосрочного прогнозирования.
    Если весной из березы течет много сока - лето будет дождливым. Осенью листья березы начинают желтеть с верхушки - ждите ранней весны, снизу - поздней, а если равномерно - средней. Если в октября с нее лист не опал - жди суровой зимы. А если все происходит в обычные календарные сроки, то в конце января - начале февраля будет продолжительная оттепель.
    Если летом очень много полевого осота , зимой будет холодно, если же много щавеля - зима будет теплой.
    Если летом на деревьях появляется много желтых листьев, наступит ранняя осень.
    Пока лист на вишне не опал, выпавший снег тает.
    На дубе много плодов к суровой зиме.
    Дуб раньше ясеня лист распустит - к сухому лету.
    Дружный листопад - к суровой зиме.
    Если орехов обильно, а грибов мало, - зима будет снежная и суровая.
    Кожура на луковицах тонкая - зима будет мягкая, толстая и грубая - зима суровая.
    Проверьте, так ли это.

    Подготовила Ольга Ганган

    Отрежь верхушку пониже этих корешков, посади в песок, накрой стаканом-и посмотрим, что будет.

    Я этот опыт конечно поставила. Подойду потом, посмотрю и думаю: «Вот растут мои два корешка, вот начали ветвиться».

    А верхушка в песке цветёт и цветёт, и плоды на ней толстеют, как будто ничего и не случилось. Как хотелось поскорее раскопать песок и посмотреть, что там делается, но я всё сдерживаюсь. Две недели сдерживалась!

    Потом раскопала. Корней - уйма! И все корни на две стороны, ну, кто оказался прав - я или мама?

    Принесла ей показать. Она всё рассмотрела и спрашивает:

    А это что?

    А это те два зелёных столбика! Как были по обе стороны листа, так и остались, а корни выросли из стебелька немножко пониже.

    Верхушку я пересадила в землю, и она жила до середины октября, а сама недотрога после первого же мороза завяла и так и не оправилась.

    Думаете, что про недотрогу уже всё? Нет, я ещё открыла кое-что очень интересное.

    В начале августа иду по берегу ручья и вдруг вижу какое-то растение. Скучное, жалкое и даже не цветёт, хотя всё в бутонах. Стебли у него просвечивают, а листья тонкие и продолговатые. Но только и листья эти какие-то тусклые, и зубчики у них не острые, а туповатые, и верхушка тоже, а бутоны мелкие, есть даже с манную крупинку, чуточку желтоватые, и хотя с острым кончиком, но без шпорца. Совсем невидные бутончики, да ещё часто прячутся под листья! Ну и чудная недотрога! Я конечно решила за ней наблюдать и стала ждать, когда она расцветёт. Раз прибежала, два прибежала, не цветёт! И видно, чувствует себя неважно, все листики опустила.

    Правда, было очень жарко. Я её пожалела и стала каждый день поливать. Скучная недотрога чуточку повеселела, но ни один бутон на ней не распустился.

    Вдруг вижу - молодые плоды! Даже есть такие зрелые, как у моей недотроги мелкоцветной. А на самых молоденьких плодах надет бурый колпачок - это засохший бутон. Есть бутоны, есть плоды, а где же цветки? Нет их!

    А отгадка вот какая: цветки тут же, где и бутоны, но они никогда не раскрываются, поэтому и не поймёшь, где бутоны, а где цветок. Цветки, не распускаясь, опыляются своей пыльцой и превращаются в плод.

    Всё-таки странно: цветок - и вдруг перестал быть цветком...

    Когда я была маленькая, я любила вьюнок больше всех цветов. Сорвёшь его, и сердце замрёт: белая с розовым вазочка, тоненькая, нежная, кажется, упадёт - разобьётся вдребезги. А как пахнет! Вдохнёшь и будто полетишь в тёплую страну эльфов, к Дюймовочке.

    Вьюнок, который я собирала тогда, был совсем низенький, у самой земли. Точно такой же вьюнок растёт сейчас у нас на солнечном склоне. И выбрал же он себе местечко - сухой серый песок! Редко-редко где торчит полынь да серый тысячелистник... А нежные цветки-вазочки вьюнка так и светятся. И листья у вьюнка хороши, они похожи на рыбок, которых разводят в аквариумах, - продолговатые и с хвостиком на две стороны.

    Веточки вьюнка от корня расходятся в разные стороны и ложатся на песок. Я приподняла одну веточку. Сколько же на ней цветков и бутонов! По всему ползучему стеблю стоят парочками - лист и цветочный стебелёк, лист и цветочный стебелёк и так до самой верхушки. А на цветочных стебельках по два бутона или на макушке уже цветок, а пониже бутон. Очень строгий порядок.

    А сами веточки ползут по склону кто куда. Одни спускаются к тропинке, другие подползают к соседним травам, приподнимаются и сразу начинают обвиваться. А травы сгибаются, как удочки. Даже полыни не выдержать тяжести вьюнка, она горбатится, будто вьюнок влез ей на спину.

    А вот у соседней деревни вьюнок растёт на совершенно голом месте. Лежит зелёными звёздами на нагретом сухом песке и не думает виться. Но ничего - и растёт, и цветёт, и мухи к нему прилетают, а кругом - ни травинки!

    Почему только вьюнок может здесь расти? Отчего он не сохнет?

    Рассказала об этом маме.

    Это, Ната, конечно, загадка. Но ведь травы и в пустыне растут. Была я в экспедиции в пустыне Каракум, в Туркмении. Солнце палит, песок раскалился, сквозь толстые подошвы ноги жжёт. И вдруг ярко-зелёный, весёлый, нарядный кустик! Это верблюжья колючка. Хоть и знаешь её секрет, всё равно удивишься. Какая сила жизни! А секрет такой: у верблюжьей колючки корень достигает восемнадцати метров длины. Представляешь? Он уходит в землю на три глубины нашего колодца. А на такой-то глубине и в пустыне есть вода.

    Может, мама мне про верблюжью колючку и просто так рассказала, но скорее всего подсказала, как разгадать загадку вьюнка. Не люблю, когда мне подсказывают! Но всё-таки решила раскопать и посмотреть, какой у вьюнка корень. Взяла из дома лопату полегче и пошла работать. У первого вьюнка корень сразу же нечаянно перерезала. Ну, что же поделать! Стала его рассматривать. Он толщиной почти с карандаш, но карандаш прямой, а корень вьюнка согнут, а иногда даже пружиной скручен. И ещё - на этом корне везде почки и подземные стебельки. Легко ли такой корень выкопать? Вот я и второй вьюнок погубила...

    А третий копала, копала и чуть не откопала. Ямищу выкопала до колена! А корень всё такой же толстый, ничуть тоньше не становится. Ещё немного покопала - то же самое. И вдруг лопата соскользнула и прямо в корень. До половины перерезала! Я скорее яму засыпала, вьюнок оправила, но больше копать не стала. И так видно, что корень у вьюнка длинный-предлинный, может быть, уходит в землю глубже нашего колодца. Значит, вьюнок, как верблюжья колючка, тянет воду из глубины.

    Пришли мы как-то в гости к соседке, а у неё по всему саду вьюнок цветёт. Кустов смородины даже не видно. Все ветки до самой верхушки заплетены вьюнком. А цветёт-то он как - цветок к цветку! Стебли толстые, часто даже двойные, один стебель с другим перевился. И внизу, между кустами, вьюнок, только он не лежит на земле, а подползает к смородине, обовьётся и лезет вверх до самой верхушки, а дальше свешивается. Очень красивое зрелище!

    Но мама раскрутила вьюнок на кусте и показала хозяйке:

    Посмотрите, почти все листья отмерли. Хуже, чем осенью, - голые ветки, листья только на верхушках и те больные, желтоватые.

    Вот что наделал вьюнок!

    А какой крепкий стебель вьюнка! Ужасно трудно его разорвать. Не круглый, а с рёбрышками. Того и гляди, порежешься.

    Потом мы пошли на участок, где росла земляника. Мама с хозяйкой стали осматривать ягоды, а я опять занялась вьюнком. Здесь, посреди участка, раньше стояло пугало, а теперь от него осталась только кепка на палке. И вот вьюнок полез по этой палке.

    Будто объявили: кто долезет до кепки, тому она и достанется. Вьюнок долез и даже на свою премию - кепку - влез и с козырька свесился. Вот как высоко он может взобраться!

    И тут я вспомнила о вьюнке, что в соседнем совхозе видела. Там сад огорожен проволочной сеткой, и в одном месте всю эту решётку снизу доверху затянул вьюнок. Получилось очень красиво - бело-розовый занавес. Кажется, вот-вот он взовьётся и ты услышишь музыку. А интересно, как этот вьюнок взбирается по сетке? Ведь он привык виться только вокруг палочек. Мне захотелось опять попасть в тот уголок и всё хорошенько рассмотреть.

    По счастью, маме тоже нужно было пойти в совхоз, и мы отправились туда на другой же день.

    Вот он, цветочный занавес. Ну и заросла решётка! Даже не понять, где у вьюнка один стебель, а где другой.

    А проволока в сетке подходящая, толстая, вокруг неё удобно обвиваться. Однако если так всё виться да виться, то будешь расти или вправо, или влево, внаклонку, а не прямо, потому что решётка вся из ромбиков, а не из квадратов.

    С приходом первых тёплых дней появляются ростки-ниточки с небольшими овальными листочками . И скоро они паутинками заполняют землю вокруг, чтобы потом расцвести граммофончиками бледно-розовых цветов, которые в народе называют вьюнками. Вьюнки доставляли немало хлопот садоводам и цветоводам, но некоторые сорта этого растения стали прекрасным украшением клумбы, но изящным в своей простоте элементом ландшафтного дизайна.

    Уход и выращивание из семян трёхцветного вьюнка занятие благодарное - несколько лет ваш глаз будут радовать синие колокольчики с ярко-жёлтой серединкой.

    Садовый вьюнок представляет собой многолетний цветок с ползучим стеблем , длина которого может достигать трёх метров. Многолетним трёхцветный вьюнок будет в южных областях, а в условиях умеренных температур - однолетним растением, устойчивым к резким снижениям температур, заморозкам. Привлекателен трёхцветный вьюнок и тем, что устойчив к поражению вредителями и болезням.

    Описание растения

    Вьюнок трёхцветный (Convolvulus tricolor) относится к семейству Вьюнковых, ареал распространения которых первоначально был в южной Европе.

    Представляет собой невысокое растение со множеством боковых побегов-отростков. Побеги длинные, гибкие, длиной от 50 сантиметров до двух-трёх метров. Высота вьюнка составляет 18-40 см. Иногда растение начинает куститься.

    Листья очерёдные, темно-зелёного цвета. Имеют продолговатую овальную или сердцевидную форму, по краям могут быть зубчатой формы.

    Цветок похож на колокольчик или воронку , края которой бывают разных оттенков синего, а иногда и фиолетового цвета. Внутренняя часть цветка белого цвета с ярко-жёлтой серединой. Диаметр воронки цветка может достигать 4-5 сантиметров.

    Вьюнок трёхцветный - популярный для выращивания цветок в первую очередь потому, что характеризуется обильным цветением. Период цветения продолжается с начала лета и до октября. Опытные цветоводы стараются добиться обильного и продолжительного цветения своевременным удалением подвядших и отцветших цветков.

    Плод садового вьюнка - коробочка с одним-двумя крупными семенами, имеющими бурый цвет.

    Корень ползучий с тонкими нитевидными отростками.

    Вьюнок в садовом дизайне

    Цветок вьюнка всегда привлекает внимание своей непритязательной красотой , неприхотливостью и быстрыми темпами роста, и поэтому столь популярен в оформлении любого цветника.

    Выращивают вьюнки на солнечных местах, где трудно приживаются другие сорта цветов. Обычно располагают их перед высокорослыми растениями или среди многолетних сортов, не отличающихся обильным цветением.

    Использовать цветок можно и на вертикальных шпалерах , специальных опорах, формировать из них бордюры. Он послужит прекрасным декором для заборов, скроет их недостатки, эффектно смотрятся на декоративных фигурных каркасах.

    Выращивание цветка вьюнка не представляет трудности - это одно из самых непритязательных в этом плане растений. Это садовый цветок можно выращивать и как горшечную культуру, которая украсит вашу лоджию, балкон или оранжерею не только в летнее, но и в зимнее время года.

    Выращивание

    В первую очередь необходимо определиться с местом для посадки этого цветка. Это солнцелюбивое растение, для которого оптимальной температурой выращивания будет 18-22 градусов тепла. При этом оно хорошо переносит неполное затемнение. Следует учесть, что растение раскрывает воронки цветов лишь в солнечную погоду, в пасмурную погоду и в тени они раскрыты неполностью.

    Выбор почвы

    Вьюнки неприхотливы и могут расти на любом грунте. Но если вы хотите получить обильное и продолжительное цветение, то следует учесть некоторые факторы:

    • лучше всего цветок приживается на некислых почвах ;
    • земля должна быть предварительно обработана: хорошо разрыхлена, смешана с песком и торфом;
    • можно внести органические и минеральные удобрения.

    Посадка и уход

    Выращивание вьюнка трехцветного возможно как из семян, так и с помощью черенков, посадкой части корней. Семена высеивают в открытый грунт, а также используют для выращивания рассады.

    Выращивание в открытом грунте состоит из следующих шагов:

    В открытый грунт семена высеивают не ранее середины апреля - начала мая.

    Если же вы стремитесь получить ранее цветение этого садового цветка, то подготовьте рассаду.

    Выращивание рассады состоит из следующих шагов:

    На рассаду семена высаживают в марте , а в мае побеги переносят в открытый грунт.

    Расстояние одного вьюнка от другого должно составлять около полуметра, вьюнка от другого садового цветка- 20-25 сантиметров. Если вы планируете использовать цветок для оформления балконов и веранд, то в одной емкости целесообразно выращивание 1-2 растений.

    В летний период вьюнок можно размножать с помощью черенков или разделённых на части корневищ. Для этого часть корня или черенок помещают в ёмкость с водой или увлажнённый специальный субстрат. При появлении корней на черенках и побегов на корнях следует пересадить формирующиеся растения в грунт.

    Дальнейший уход представляет собой своевременное уничтожение сорняков, подкормку, по мере необходимости обрезку и подвязку побегов с целью формирования растения.

    После полива почву целесообразно рыхлить не чаще одного раза в неделю, чтобы не спровоцировать быструю потерю влаги почвой.

    Важно учесть, что чрезмерное внесение удобрений неблагоприятно скажется на формировании бутонов.

    Контейнеры и горшки, предназначенные для выращивания вьюнков в закрытых или полуоткрытых помещениях, заполняют питательным субстратом , который дренируют.

    Профилактика вредителей и заболеваний

    Несмотря на то, что этот садовый цветок является одним из самых устойчивых к болезням и вредителям, следует проводить профилактические мероприятия для того, чтобы избежать неприятных последствий.

    Мучнистая роса проявляется в виде белых налётов на листьях растений, стеблях, бутонах. Это грибковое заболевание, поражающее вьюнок при неправильном уходе: чрезмерном поливе, отсутствии прореживания, провоцирующего зарастание участка, его затенение. Толчком к распространению заболевания могут стать дождливые бессолнечные дни.

    При несвоевременно принятых мерах цветок погибает.

    При первых признаках мучнистой росы удаляют поражённые листья, бутоны и отростки, в отдельных случаях - все растение целиком.

    Проводят опрыскивание фунгицидом не только самого вьюнка, но и земли под цветком. Если растение выращивается в контейнере - меняют верхний слой почвы.

    С первыми лучами восходящего солнца заметно меняется облик лужаек, лесных полян. Сверкают всеми красками радуги капли росы. Начинают порхать легкокрылые бабочки, отправляются на поиски нектара пчелы и шмели. Из множества растений они отдают предпочтение тем, у которых раскрылись яркие венчики. С каждым часом цветочная палитра обогащается все новыми колерами. А к вечеру цветки в определенной последовательности закрываются. Вместе с тем некоторые дремавшие днем растения, наоборот, раскрывают свои цветки лишь в сумерки и благоухают до утра.

    Первым, кто заинтересовался таким поведением цветущих растений, был великий шведский естествоиспытатель Карл Линней (1707-1778). Долгое время он жил в небольшом университетском городке Упсала, руководил кафедрой ботаники. Линней создал систему классификации живых организмов, которая завершила огромный труд ботаников и зоологов первой половины XVIII века. Ученый этим по праву снискал себе мировую славу.

    Линней открыл и изучил явление, которому дал название “сон цветов”. Он долго наблюдал за тем, как “просыпаются” и “засыпают” цветки. Изучая эти ритмы, ученый установил их закономерности у разных растений и нашел для своих наблюдений практическое применение. Однажды в его саду появилась необыкновенная клумба. На ней были посажены растения, которые распускали и закрывали венчики в строгой очередности и последовательности. “Циферблат” этих своеобразных часов был разбит на ряд секторов, в каждом из которых высаживались определенные виды растений. Такие часы без стрелок и цифр тем не менее работали безошибочно и без перерыва. Каждый час распахивал лепестки какой-нибудь цветок, другие же в это время оставались закрытыми.

    Эти необычные часы были гордостью хозяина и немало удивляли многочисленных гостей ученого. С легкой руки Карла Линнея часы-клумбы появились во многих городах Европы. Однако они “шли” неточно, и главной ошибкой их создателей было механическое, без учета местных временных, пространственных и климатических условий, использование таблицы Линнея.

    Дело в том, что в каждой конкретной местности цветочные часы показывают время по-разному. Это вызвано как географическими, так и экологическими факторами. К примеру, если козлобородник луговой на клумбе Линнея начинал раскрываться уже в три часа утра, то под Москвой он раскрывается между 4 и 5 часами утра. Один и тот же вид будет в разное время открывать цветки под Ленинградом, на Украине и на Кавказе.

    Какие же причины заставляют растения открывать и закрывать свои венчики в определенное время?

    Такое “поведение” растений объясняется особенностями их эволюции и условиями обитания. Главное воздействие оказывает смена дня и ночи. Только при условии достаточной освещенности в зеленых растениях протекает реакция фотосинтеза. С рассветом травы и деревья словно пробуждаются. Однако каждому виду определено свое время. Одни растения раскрывают венчики с восходом солнца, другие распрямляют лепестки гораздо позже, некоторые же и вовсе не распускаются днем.

    Цветки очень чувствительны к изменениям температуры и влажности воздуха. Одни из них не переносят сырости, поэтому они в конце дня закрываются, так как ночью влажность воздуха повышается, а водяной пар при снижении температуры конденсируется в капельки росы. Вот и прячут на ночь такие растения свои тычинки и пестики, закрывая их лепестками и чашелистиками. А как только сверкнут лучи солнца, их цветки начинают раскрываться, так как многим из них не только не вредит, но даже полезна дневная жара.

    Другие же растения любят тепло, но не переносят зноя. Они, как правило, распускаются ранним утром или во второй половине дня, а когда солнце стоит в зените – укрываются от жары. И так изо дня в день, в одно и то же время, покуда длится эстафета цветения.

    Однако не только этим объясняется ритмичность жизни растений. Более важное значение в работе биологических часов играет связь растений с насекомыми-опылителями, у которых также существует свой ритм жизнедеятельности. Оказывается, их биологические часы идут синхронно. Такое соглашение о режиме работы взаимовыгодно для партнеров. Растение раскрывает свои цветки и готовится отдать пыльцу и нектар точно в то время, когда к нему подлетят пчелы, шмели, осы, бабочки, мухи. Благодаря такой согласованности насекомым в поисках корма не приходится совершать холостые вылеты. Такое поведение крылатых существ можно сравнить с поведением покупателя, который идет в магазин только во время его работы и не торопится туда в неурочное время.

    Ученые экспериментально установили, что внутренние биологические часы растений надежно работают даже в тех случаях, когда искусственно устраняются на несколько дней внешние признаки суточного режима, например восход или закат солнца, отсутствует колебание температуры воздуха и др. Цветки раскрываются как по команде, в определенное время суток, а насекомые точно соблюдают установленный час свидания.

    Именно таким негласным контрактом объясняется ночное цветение некоторых видов растений. Они распускают свои венчики лишь с наступлением темноты. Днем их цветки “спят”, потому что дневные насекомые с их короткими хоботками не в состоянии перенести пыльцу с тычинок на глубоко расположенное в трубочке венчика рыльце. Ночные же насекомые, прежде всего бабочки, отлично справляются с этим. А чтобы предмет их внимания был хорошо заметен, лепестки распускающихся ночью цветков окрашены, как правило, в белый, бело-розовый или желтый цвета. В этих же целях растения источают свои ароматы. Обоняние насекомых очень развито, и запах нектара они чувствуют на значительном расстоянии. Вспомните, как приятно пахнут с наступлением сумерек маттиола (левкой), душистый табак, ночная фиалка (гесперис).

    Со времени создания Карлом Линнеем цветочных часов прошло более двух столетий. Но загадка суточных ритмов растений продолжает до сих пор интересовать ученых. Биологами уже давно исследуются пространственные аспекты приспособления растений и животных к окружающей среде, а проблемы биологических ритмов изучены в гораздо меньшей степени, хотя результаты наблюдений показывают, сколь поразительными могут быть приспособления растительных организмов в этом отношении. Однако, несмотря на усилия исследователей, сегодня можно лишь догадываться, каким же образом и при помощи каких средств растения столь верно определяют время, вернее, приурочивают свои физиологические процессы к определенному поведению животных или другим факторам. Вот уж действительно удивительное рядом!

    Биологам еще предстоит снять завесу с тайны биологических часов. А наблюдательные путешественники и сейчас смогут воспользоваться живыми хронометрами, созданными природой. Но во избежание ошибки лучше воспользоваться одновременно несколькими индикаторами. В мире растений существует строгая очередность. Например, цветки мака-самосейки не откроются раньше соцветий козлобородника, а венчики цикория всегда закрываются позже, чем цветки картофеля. Скажем, на лугу вы заметили, что цветки смолки обыкновенной уже открылись, а соцветия козлобородника еще не закрылись. Значит, сейчас около 10 часов 30 минут.

    Следует, однако, помнить, что “ходят” цветочные часы лишь в солнечную погоду. В пасмурный день некоторые цветки вовсе не раскрываются или цветочные часы начинают обнаруживать значительные погрешности.

    Не следует также забывать, что цветочные часы показывают лишь солнечное время данного пункта. Мы же живем по усредненному поясному времени. При этом в пунктах, лежащих в западной и восточной частях каждого пояса, расхождение с солнечным временем составляет 1 час. Кроме того, в целях экономии электроэнергии устанавливают на весенне-летний период декретное время, которое также значительно отличается от местного солнечного времени. Поэтому каждому туристу рекомендуется составить на основании собственных наблюдений цветочные часы для района своих путешествий с учетом поясного и декретного времени.

    При этом, конечно, не обойтись без знания особенностей растений. Систематические наблюдения за жизнью цветков станут исходным материалом для составления таблицы распускания и закрывания их венчиков.

    Бодяк огородный

    Растет на влажных лугах, в заболоченных кустарниках, по берегам рек. Стебель прямостоячий, бороздчатый, почти голый. Голые листья перисто-раздельные, с яйцевидными сегментами, усаженными по краям колючками. Прикорневые и нижние стеблевые листья с крылатыми черешками. Корзинки (“цветки”) располагаются по два-три на верхушке стебля и прикрыты верхушечными листьями. Крохотные трубчатые цветки желто-белой или желто-зеленой окраски. Их трубочка короче отгиба. Цветет почти все лето. Свои соцветия-корзинки раскрывает в 7-8 часов утра, закрывает в 14- 15 часов.

    Бодяк полевой

    Этот злостный сорняк доставляет немало неприятностей земледельцам. Он глушит посевы многих культур, снижает их урожайность. Листья у него цельные с крепкими колючками по краям. Цветки розово-фиолетовые, трубочка в несколько раз длиннее отгиба. Обертки грязно-пурпурные, их листочки снабжены колючками. Корзинки собраны в небольшое метельчатое соцветие. Распускается в 8-9 часов утра.

    Вербена лекарственная

    Местами в южных районах европейской части СССР и в Средней Азии растет как сорняк. Встречается в лесу, по берегам водоемов, в садах, огородах, на пустырях. Стебель четырехгранный, прямостоячий, вверху разветвленный. На нем супротивно размещены листья, сидящие на коротких черешках. Мелкие невзрачные цветки собраны в длинное колосовидное соцветие. Венчик бледно-лиловый, с косым, почти двугубым отгибом. Цветок вербены начинает раскрываться между 7 и 8 часами утра.

    Вьюнок полевой

    Его граммофончики открываются в 9-10 часов утра и лишь в 20 часов закрываются.

    Гвоздика полевая

    Растет в сосновых и смешанных лесах, на полянах, среди кустарников. Стебель простой или от основания ветвистый, как и листья, гладкий. На ланцетно-линейных листьях хорошо заметны три жилки. Цветет в июне – сентябре. Цветки на верхушках веточек одиночные, реже их бывает два-три. Зубцы чашечки ланцетные, заостренные. Лепестки (их пять, бледно-розовые, с темными пятнами) раскрывает в 5-6 часов утра,

    Картофель

    Примерно в 8 часов картофельное поле становится от раскрывшихся цветков белым или розовым (в зависимости от сорта). В 15-16 часов цветки закрываются.

    Кислица обыкновенная

    Ее листочки начинают распрямляться в 3-4 часа утра, а в 9-10 часов распускаются белые, реже розоватые цветки. В 18-19 часов они закрываются.

    Козлобородник луговой

    Его большое ярко-желтое соцветие напоминает соцветие (корзинку) одуванчика, только гораздо крупнее. Стебель прямой, ветвистый, с многочисленными узкими заостренными сизо-зелеными листьями. На каждом экземпляре распускается несколько корзинок на длинных, полых внутри, не утолщенных в верхней части цветоносах. Соцветие состоит из язычковых обоеполых цветков.

    Растение цветет, по существу, все лето. Одновременно можно наблюдать и распускание корзинок, и созревание семян. Отцветший козлобородник бросается в глаза наличием лохматых “папах”. Однако перед ненастьем, чтобы укрыться от влаги, его плоды с длинными серебристыми хохолками собираются в плотный пучок, прикрываются листочками обертки, что несколько напоминает козлиную бороду. Отсюда и название растения.

    Соцветия раскрываются с восходом солнца. Но вот на ваших глазах они стали торопливо закрываться и вскоре спрятали все свои язычковые цветки. Можете не сомневаться: сейчас 10-11 часов. Соцветие снова раскроется лишь утром следующего дня.

    Колокольчик крапиволистный

    От других видов колокольчиков он отличается прежде всего листьями, похожими на листья всем знакомой крапивы двудомной. Стебель прямостоячий, острогранистый с красноватым оттенком, иногда достигающий метровой высоты. В верхней части стебля в июне – августе поочередно распускаются красивые цветки, образующие короткометельчатое или кистевидное соцветие. Цветок довольно крупный – 3-6 см в длину. Чашечка в 2-3 раза короче венчика. Венчик сине-фиолетовый или лиловый (очень редко белый), колоколообразный, с пятью лопастями, снабженными по краям ресничками. Цветки колокольчика крапиволистного раскрываются в 8-9 часов утра.

    Коровяк скипетровидный

    Его плотное верхушечное соцветие-кисть напоминает скипетр. Длинные (до 25 см) листья удлиненно-эллиптические, заостренные, по краю городчатые, на ощупь бархатистые, густо покрыты мягкими волосками, на стройном, высоком (до 2 м) стебле все лето один за другим распускаются многочисленные цветки. Венчик состоит из пяти желтых лепестков. Тычинок пять, у трех из них нити беловойлочно-опушенные, а у остальных – голые. Раскрывает свои цветки в 5-6 часов утра.

    Кувшинка белая

    В хорошую погоду цветки появляются на поверхности водоема в 5-6 часов утра.

    Лютик едкий

    Раскрывает цветки в 7-8 часов утра, закрывает в 15-16 часов.

    Мак-самосейка

    В южных районах европейской части СССР его можно увидеть в посевах пшеницы, ржи, яровых культур, возле дорог. Каждый цветок мака живет не более двух дней. Лепестков всегда четыре, они ярко-красные или розовые. Цветки раскрываются в 5 часов утра, закрываются в 20-21 час.

    Мать-и-мачеха обыкновенная

    Это интересное растение зацветает раньше всех. Листьев еще и в помине нет, а на глинистых склонах, в оврагах, по берегам рек и ручьев видны его соцветия-корзинки. Цветоносные побеги покрыты маленькими чешуевидными листочками. Они прижатые, яйцевидно-ланцетные, буровато-красноватые. Только после цветения развиваются прикорневые листья, сидящие на длинных черешках. Они округло-сердцевидные, неравномерно-зубчатые. Сверху листовая пластинка зелёная, голая, гладкая и кажется холодной. По народному понятию, это – “мачеха”. А нижняя поверхность листа – покрыта беловатым войлоком. Она мягкая, нежная – “мать”. Вот откуда происходит название этого растения. растения.

    Корзинки мать-и-мачехи одиночные, состоящие из множества цветков (краевые цветки – язычковые, пестичные; срединные – трубчато-колокольчатые, обоеполые). Все они раскрываются в 9-10 часов, а закрываются около 18 часов.

    Одуванчик лекарственный

    Растение раскрывает свои корзинки в 5-6 часов утра, а после 17 часов их уже и не заметишь среди сплошной зелени трав.

    Ослинник двулетний

    Встречается на лесных опушках, главным образом на песчаных почвах, вдоль дорог. Растет как прямостоячий, вверху немного разветвленный, густо облиственный очередными цельнокрайними продолговатыми листьями, достигающими 20 см в длину. Прикорневые листья на длинных черешках, верхние – сидячие. Листовые пластинки с красными пятнами. Цветет в течение всего лета и даже осенью. Цветки собраны в длинную кисть. Венчик состоит из четырех больших ярко-желтых лепестков. Плод – длинная четырехгранная коробочка.

    Цветки ослинника распускаются примерно в темноте цветущее растение напоминает – свечу. Поэтому иногда его называют “ночной свечкой”. Каждому распустившемуся цветку суждено жить менее суток уже в 12-13 часов следующего дня, независимо от состояния погоды, его лепестки увянут.

    Смолка обыкновенная

    Многолетнее растение из семейства гвоздичных. Образует небольшие дернинки. Внизу, у самой земли, растет густая копна обратноланцетных сизоватых листьев. Стебель простой, голый, темно-красный, липкий. Тронешь его рукой – и кажется, что он намазан смолой. Таким образом растение защищает себя от насекомых, которые повреждают его цветки, расположенные по пять – семь в мутовках, в совокупности образующих метельчатое соцветие. Чашечка трубчатая, с пятью зубчиками, на ней можно насчитать десять красных жилок. Лепестков, как и у большинства гвоздичных, пять. Они малиновые или пурпурные.

    Раскрываются цветки в 10-11 часов и весь день весело сверкают рубинами среди сочной зелени. Они закроются лишь в 21 – 22 часа, когда зайдет солнце.

    Цикорий обыкновенный

    Эта трава начинает цвести в июле. Нежные голубые краевые цветки (“лепестки”) распрямляются с 7 до 8 часов утра, а сворачиваются, будто вянут, в 16-17 часов.

    Шиповник

    Цветки шиповника раскрываются рано утром, когда восходит солнце, и посещаются насекомыми до самого заката.

    Ястребинка зонтичная

    Имеет высокий прямостоячий стебель, щитковидно-ветвящийся на верхушке. Листья ланцетные, с завернутыми внутрь краями. Золотистые цветки собраны в корзинки, образующие щитковидное соцветие. Корзинки раскрываются ранним утром, а закрываются в 16-17 часов.

    Время распускания и закрывания венчиков некоторых растений средней полосы европейской части России (ч)

    Открывают цветки

    • Козлобородник луговой 4.00- 5.00
    • Мак-самосейка, кувшинка белая, одуванчик лекарственный, гвоздика полевая, коровяк скипетровидный, ястребинка зонтичная, шиповник 5.00- 6.00
    • Бодяк огородный, цикорий обыкновенный, лютик едкий, вербена лекарственная, картофель 7.00- 8.00
    • Бодяк полевой, колокольчик крапиволистный 8.00- 9.00
    • Мать-и-мачеха обыкновенная, вьюнок полевой, кислица обыкновенная 9.00- 10.00
    • Смолка обыкновенная 10.00-11.00
    • Ослинник двулетний 21.00

    Закрывают цветки

    • Козлобородник луговой 10.00-11.00
    • Ослинник двулетний 12.00-13.00
    • Бодяк полевой 13.00-14.00
    • Лютик едкий, картофель 15.00-16.00
    • Ястребинка зонтичная, цикорий обыкновенный, одуванчик лекарственный, кувшинка белая 16.00-17.00
    • Мать-и-мачеха обыкновенная 17.00-18.00
    • Кислица обыкновенная 18.00-19.00
    • Мак-самосейка 20.00-21.00
    • Смолка обыкновенная 21.00-22.00

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

    Предмет- биология

    Класс- 5

    Тема урока: С какой целью в биологии используется моделирование?

    Цели урока.

    Образовательная: расширить и углубить знакомство учащихся с понятием «научные методы познания» путем характеристики метода моделирования; описать этапы моделирования.

    Развивающая: продолжить развивать общеучебные умения и навыки – работать с текстом параграфа и его составляющими; анализировать и обобщать различные виды информации, формулировать определение понятий, устанавливать причинно – следственные связи, моделировать явления живой природы; развивать познавательный интерес, наблюдательность.

    Воспитательная: воспитывать дисциплинированность, ответственность за свои поступки, самостоятельность, уважительное отношение к собеседнику, культуру поведения при групповой работе; продолжить формировать экологическую культуру учащихся и научное мировоззрение.

    Планируемые образовательные результаты :

    Личностные

    Формирование ответственного отношения к учению, труду, готовности к саморазвитию и самообразованию;

    Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками

    Формирование основ экологической культуры.

    Метапредметные

    Уметь проводить простейшие наблюдения, опыты;

    Уметь ставить учебную задачу под руководством учителя, работать в соответствии с поставленной задачей, участвовать в совместной деятельности, осуществлять контроль своей деятельности;

    Уметь систематизировать и обобщать разные виды информации, определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, устанавливать причинно – следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы;

    Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками и учителем, работать индивидуально и в группе.

    Предметные

    - уметь формулировать определение понятия «модель»;

    Приводить примеры различных моделей;

    Понимать значение научного моделирования;

    Описывать этапы моделирования.

    Методы обучения : словесные (беседа, опрос, повествовательный рассказ, инструктаж, консультирование), наглядные (демонстрация слайдов презентации, работа с иллюстрациями учебника), практические (работа с текстом учебника, выполнение практической работы)

    Средства обучения: презентация по теме, проектор, ноутбук, интерактивная доска, учебник и рабочая тетрадь «Биология. 5 класс» В.А. Самкова, Д.И. Рокотова, изд-во Академкнига/Учебник; карточки с таблицами «Знаю/ не знаю» по числу учащихся (Приложение 2); карточки с текстами по числу учащихся (Приложение 1); оборудование для практической работы- цветная бумага, ножницы, линейки, миска с водой.

    Тип урока - комбинированный

    Этапы

    урока

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    Формируемые УУД

    1. Организация начала занятия

    Приветствие.

    Беседа с дежурным

    Приветствуют учителя.

    Демонстрируют готовность к уроку

    Л.: положительное отношение к обучению, к школе

    2.Проверка домашнего задания

    1)Организует работу с текстом с пропусками.

    2)Организует проверку результата домашнего эксперимента.

    Самостоятельно заполняют пропуски в тексте.

    Читают текст вслух по очереди.

    Поясняют результат домашнего опыта.

    Контролируют ответы одноклассников, исправляют ошибки.

    П.: формулировка гипотезы исследования,

    проведение простейших опытов, трактовка результата,

    3.Сообщение темы урока, формулировка задач. Мотивация учебной деятельности

    Обращает внимание учащихся на изображение предметов- кукла, глобус, игрушечный автомобиль.

    Организует работу по вопросам :

    1.Что изображено на слайде?

    2.На какие реальные объекты похожи эти предметы?

    3.Каким общим термином можно назвать эти объекты?

    4.Кто догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

    Рассматривают иллюстрации

    Отвечают на вопросы

    Предлагают варианты общего понятия. Звучит термин «модель»

    Называют тему урока, записывают в тетрадь.

    Л.: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;

    К.: построение речевых высказываний; умение слушать собеседника

    У.:В наше повседневной жизни мы часто имеем дело с моделями. Термин «модель» происходит от латинского слова «модулюс» и переводится как мера, мерило, образец, норма.

    Демонстрирует слайд презентации с термином.

    В :Что вы знаете о процессе научного моделирования?

    Заполните столбик «Начало урока» в таблицах, которые лежат у вас на партах. Если вы знаете ответы на вопросы, ставьте знак «+», если нет – знак «-«.

    Слушают учителя.

    Рассматривают слайды презентации

    Отвечают на вопрос.

    Заполняют таблицу «Знаю/ не знаю»

    Формулируют цели урока

    Р.: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что еще неизвестно; проговаривание последовательности своих действий

    К.: построение речевых высказываний; умение слушать собеседника

    Л.: понимание границы собственного «знания и не знания»

    4. Усвоение новых знаний и способов действий

    А)Понятие модели

    Задание: попробуйте сформулировать определение понятия «модель». Прочитайте на слайде определение этого понятия. Сравните со своим. Запишите его в тетрадь.

    Предлагают варианты определения понятия «модель». Читают определение на слайде. Сравнивают со своим. Выписывают определение понятия в тетрадь.

    П.: поиск и выделение нужной информации в тексте; формулирование определения нового понятия.

    Р.: контроль и корректировка ответов одноклассников; высказывание и аргументация своего мнения

    Б)Примеры моделей

    У:Чаще всего под моделями мы подразумеваем уменьшенную копию какого – либо реального объекта.

    Демонстрирует слайд презентации с уменьшенными моделями реальных объектов.

    У.: Одна из таких моделей - модель «Биосфера –2». Это огромное (2 футбольных поля), изолированное от окружающей среды сооружение в пустыне США. Станция создана американскими учеными как модель возможных будущих обитаемых станций на Луне и других планетах. Удался ли эксперимент ученых? Об этом вы почитаете дома.

    В: Как вы считаете, бывают ли модели, выполненные не в уменьшенном, а в увеличенном масштабе?

    Демонстрирует слайд презентации с моделями увеличенного масштаба.

    Слушают учителя.

    Рассматривают иллюстрации на слайде

    Слушают учителя. Рассматривают фотографии

    Высказывают свою точку зрения, аргументируют свой ответ

    Рассматривают иллюстрации слайда

    К.: построение речевых высказываний.

    Р.: контроль и корректировка своих ответов и ответов одноклассников; высказывание и аргументация своего мнения.

    У:Рассматривая карту в учебнике, вычисляя объем какого – либо тела по формуле или рисуя математический график, вы тоже имеете дело с моделями.

    Задание : рассмотрите график на рис. 19Б (стр.33) и укажите годы, когда регистрировалась наибольшая численность рысей. Охарактеризуйте взаимосвязь «рысь – заяц»

    У: Таким образом, модели могут быть материальными или информационными.

    Слушают учителя

    Рассматривают иллюстрации учебника. Анализируют график. Отвечают на вопросы.

    П.: анализ графика, установление причинно – следственных связей по графику

    Р.: контроль и корректировка ответов одноклассников

    К.: построение речевых высказываний

    В)Метод научного моделирования

    У.: Моделирование – важнейший метод получения новых знаний

    Задание: В каких же ситуациях следует применять метод моделирования? Найдите примеры таких ситуаций в тексте учебника.

    Слушают учителя.

    Находят в учебнике информацию, читают вслух.

    К.: построение речевых высказываний

    П.: поиск и отбор нужной информации в тексте учебника; смысловое чтение

    Г)Этапы научного моделирования

    У:Научное моделирование проходит в несколько этапов.

    Задание. Рассмотрите схему «Этапы моделирования» (рис.21 стр.35). Назовите эти этапы. Сколько их? Какой из этапов моделирования вы считаете самым сложным? Почему?

    Рассматривают иллюстрации учебника. Анализируют схему. Выделяют этапы процесса научного моделирования. Отвечают на вопросы. Высказывают и доказывают свою точку зрения.

    П.: анализ схемы, выделение главного

    Р.: контроль и корректировка ответов одноклассников, высказывание и аргументация своего мнения

    К.: построение речевых высказываний

    Д)Практическая работа «Моделируем распускание цветков вьюнка»

    У: Сейчас я хочу предложить вам выполнить практическую работу и проследить все этапы моделирования на практике.

    Организует работу в группах над заданием №4 рабочей тетради – моделирование распускания цветков вьюнков.

    Визуальный контроль. Оказывает помощь учащимся (при необходимости), консультирует.

    Делятся на группы. Самостоятельно распределяют обязанности внутри группы. Работают по инструкциям в рабочей тетради. Создают модели цветка из цветной бумаги, проводят простейший эксперимент, наблюдают. Заносят результаты наблюдений в рабочую тетрадь.

    Р.: составление плана и последовательности действий; контроль в форме сличения с эталоном

    П.: моделирование, установление причинно – следственных связей; построение логической цепи рассуждений; проведение простейших наблюдений, установление аналогии, оформление наблюдений в тетради

    4.Первичная проверка понимания знаний и способов действий

    Организует работу по вопросам:

    1.Что такое модель?

    2.Какие модели вам приходилось использовать в повседневной жизни или учебе?

    3.В каких случаях необходимо использовать моделирование?

    4.Какие этапы включает научное моделирование?

    Отвечают на вопросы. Контролируют ответы одноклассников. Исправляют ошибки в ответах одноклассников.

    Р.: контроль и корректировка ответов одноклассников

    К.: построение речевых высказываний, использование в речи научной терминологии; умение слушать собеседника

    5. Подведение итогов урока. Рефлексия

    Обращает внимание учащихся на листы, которые заполняли в начале урока.

    В .Все ли цели, поставленные в начале урока, были достигнуты? В :Довольны ли вы своей работой на уроке?

    Заполняют третью колонку («Конец урока») в карточках.

    Отвечают на вопросы. Оценивают свой вклад в изучение темы.

    П.: обобщение, формулировка выводов

    К.: построение монологических высказываний

    Р.: адекватное отношение к оценке своей работы, самооценивание.

    6. Информация о домашнем задании

    Инструктирует по домашнему заданию:

    1)п.6 – пересказ,

    2)Задание №3 (стр. 35)

    3)Творческое задание: сделать из пластилина или бумаги модель понравившегося на рис. 19А (стр.32) соцветия (по желанию).

    Записывают домашнее задание в дневник.

    Л.: положительное отношение к обучению

    МОДЕЛЬ – это объект, который отражает существенные особенности реального объекта, явления или процесса.

    Уменьшенные модели Модель танка Модель Солнечной системы

    Модель «Биосфера – 2»

    Увеличенные модели Модель строения клетки Модель строения бактерии

    Задание: рассмотрите график на рис. 19Б (стр.33) и укажите годы, когда регистрировалась наибольшая численность рысей. Охарактеризуйте взаимосвязь «рысь – заяц»

    МОДЕЛИ МАТЕРИАЛЬНЫЕ (натуральные) ИНФОРМАЦИОННЫЕ

    Задание. Рассмотрите схему «Этапы моделирования» (рис.21 стр.35). Назовите эти этапы. Сколько их? Какой из этапов моделирования вы считаете самым сложным? Почему?

    Моделирование распускания цветков вьюнка Цель: выяснить, почему раскрываются цветки вьюнка. Гипотеза: возможно, цветки вьюнка распускаются потому, что …

    Ход работы. 1.Сложите лепестки готовой заготовки из бумаги, как показано на рисунке 2.Положите готовые модели цветков в миску с водой сложенными лепестками вверх

    Результат Я наблюдаю, как … Я думаю, что это происходит потому … Похожее явление происходит и с цветками вьюнка…

    Контрольные вопросы 1.Что такое модель? 2.Какие модели вам приходилось использовать в повседневной жизни или учебе? 3.В каких случаях необходимо использовать моделирование? 4.Какие этапы включает научное моделирование?

    Домашнее задание 1)п.6 – пересказ, 2)Задание №3 (стр. 35) 3)Творческое задание: сделать из пластилина или бумаги модель понравившегося на рис. 19А (стр.32) соцветия (по желанию).

    Предварительный просмотр:

    Приложение 1

    Текст с пропусками

    Задание: заполнить пропуски.

    Метод – это способ получения научных данных. Универсальными методами научного познания окружающего мира являются: ___________, _________ и моделирование. Наблюдение – это __________________________________

    ________________________________________________________________.

    Наблюдать можно за ____________________________________________.

    Эксперимент – это _______________________________________________

    ______________________________________________________________.

    Любое научное исследование начинается с формулировки предположения, т.е. ________________.

    Приложение 2

    Таблица «Знаю/ не знаю»

    Вопросы

    Начало урока

    Конец урока

    1.Могу сформулировать определение понятия «модель»

    2.Знаю, в каких ситуациях используется метод моделирования

    3.Знаю этапы процесса моделирования

    4.Могу создавать модели и проводить с ними эксперименты