• Случаи насилия над маленькими детьми. Насилие над детьми в семье. Причины домашнего насилия

    Это проявление эмоционального, физического или сексуального доминирования по отношению к несовершеннолетним лицам. На сегодняшний день данный феномен является глобальной проблемой. Ежедневно на страницах газет появляется информация о подобных происшествиях. Сведения об изнасиловании и избиении детей заполонили интернет. Сегодня мы поговорим о том, как предупредить возникновения подобной ситуации, защитить своего ребенка от любого воздействия со стороны и самим не навредить малышу.

    Сексуальное насилие над детьми

    Сексуальное насилие над детьми подразумевает собой незаконное вовлечение несовершеннолетнего лица в прямые либо непрямые сексуальные действия с целью получения выгоды либо удовлетворения. Сексуальным насилием является демонстрация ребенку эротических и порнографических фото и видеозаписей. Обнажение перед ребенком своих гениталий, вовлечение несовершеннолетнего лица в изготовление порнографии, а также принуждение ребенка к показу интимных органов и подглядывание за ребенком в момент совершения им гигиенических процедур.

    Зачастую, принуждение ребенка к выполнению сексуальных действий происходит в семье. Нарушение внутрисемейных отношений нередко происходит тогда, когда в семье появляется новый член. Например, мама выходит очередной раз замуж и у ребенка появляется отчим. Мужчина пользуется доверием любящей его женщины и всячески показывает свою любовь к ее чаду – дарит подарки, носит на руках, заботится о малыше. Однако рано или поздно наступает время, когда отчим остается наедине с ребенком и позволяет себе то, во что никто и никогда не поверит. Жалобы, будь то маленького ребенка или подростка на нового папу бывают услышаны очень редко, так как все комментарии списываются на недовольство, ревность, желание видеть рядом настоящего родного отца или же на личную неприязнь.

    Признаками сексуального насилия могут быть:

    • синяки и ссадины в области половых органов ребенка;
    • обнаружение у ребенка заболеваний передающихся только половым путем;
    • инфекции мочевыводящих путей;
    • психические и нервные расстройства;
    • психосоматические болезни;
    • жалобы и признания ребенка;
    • внезапный интерес ребенка к порнографическим и эротическим материалам;
    • сильная неуверенность в себе;
    • агрессия.

    Последствия пережитой травмы без сомнения смогут повлиять на дальнейшую жизнь ребенка. Отпечаток пережитого отразится на формировании его личности, мировоззрении, складе характера, физическом и психическом здоровье. Степень вреда также зависит от того кем было совершено преступление против ребенка и сколько лет на тот момент было ребенку. Тяжелее всего переносятся травмы, нанесенные близкими и родными людьми.

    Именно поэтому защита детей от насилия сексуального характера, прежде всего, требует внимания со стороны родителей и близких людей ребенка. Не стоит сразу же опровергать жалобы своего чада, если таковые имеются, запрещать малышу высказываться и обвинять его во лжи. Всегда находите время побеседовать со своим чадом, наладьте доверительные отношения и старайтесь не потерять этого доверия со стороны ребенка. Кроме этого научите распознавать опасности, общаться с незнакомыми людьми и всегда-всегда рассказывать о неприятностях и любых странных ситуациях вам!

    Физическое насилие над детьми

    Также является очень распространенным явлением, которое затрагивает миллионы детей по всему миру. Жестокое обращение над ребенком происходит чаще всего со стороны близких, в основном родителей. Оно может быть вызвано низкой успеваемостью чада в школе, нежеланием выполнять указания родителей. В случае с маленькими детьми – их капризы, истерики, плачь и непослушание. В силу того что большинство мам и пап не знают правил воспитания детей, они используют насильственную тактику воздействия. Дети, подвергшиеся насилию, часто страдают депрессиями, обладают низкой самооценкой, на их теле часто наблюдаются всевозможные травмы в виде порезов, синяков, кровоподтеков, царапин, и прочих ран.

    Признаками физического насилия могут быть:

    • синяки, порезы и раны на теле и лице ребенка;
    • страх ребенка перед физическим контактом с взрослыми. Например, ребенок панически боится даже малейших прикосновений к себе, попытка взять его за руку может закончиться истерикой;
    • пассивное поведение ребенка в школе. Он начинает внезапно отставать в знаниях, не принимает участия в школьных мероприятиях, отказывается контактировать с окружающими.

    Самое страшное: физическое насилие над ребенком формирует в нем понимание того, что, благодаря физической силе, можно добиться всего. А это, в свою очередь, приводит к тому, что ранее угнетаемый ребенок вырастает в беспощадного тирана и также, на примере своих родителей начинает всего добиваться силой. Любая проблема, возникшая на его пути, малейшее недопонимание в общении с кем-то будет оканчиваться дракой. Ему будет гораздо сложнее строить семью, заводить друзей и адаптироваться в обществе.

    Если вовремя вмешаться в происходящее и остановить жестокое обращение по отношению к ребенку, то последствий после нанесенной травмы будет меньше. Своевременная психологическая помощь детям, пострадавшим от насилия взрослых, поможет им забыть прошлое и взглянуть на мир по-другому.

    Психологическое насилие над детьми

    Как не странно, но именно эмоциональное насилие над ребенком является самым страшным и жестоким. Данному виду преступления реже всего уделяют внимание, о нем не упоминается так часто как о других формах жестокого обращения с детьми.

    Формы эмоционального насилия:

    1. Отталкивание ребенка. Зачастую происходит, когда ребенок в семье нежелателен. Малышу всячески показывают, что он никому не нужен, к нему не проявляют любви, должного внимания, нежности, заботы. Его стараются не слышать и делают вид, что не замечают.
    2. Игнорирование ребенка. Если эмоциональные потребности взрослых не удовлетворены, они, как правило, не обращают внимания на эмоциональные потребности ребенка. Пониженный интерес к чаду, а временами и полное его отсутствие, равнодушие и безынициативность вгоняют ребенка в тоску, одиночество и депрессивное состояние.
    3. Изолирование ребенка. Принуждение ребенка отправляться в свою комнату каждый раз после непослушания, провинности и прочих неугодных родителям действий вызывает социальную деградацию малыша. Если после малейшего нарушения правил установленных родителями ребенку приходится сидеть взаперти, а на прогулки с друзьями накладывается запрет, постепенно он деградирует, теряет способность к общению.
    4. Эксплуатация ребенка. Дети, подвергшиеся насилию методом эксплуатации, лишаются детства, положенного им развлечения и радости. Они рано становятся взрослыми. Эксплуатация ребенка подразумевает собой использование детских сил для выполнения взрослых обязанностей, например ведения домашнего хозяйства, воспитание младших братьев и сестер, тяжелый физический труд, приносящий прибыль.
    5. Запугивание ребенка. Постоянные угрозы со стороны взрослых делают ребенка пугливым и недоверчивым. Как правило, малыш носит все свои эмоции и переживания глубоко в себе и боится рассказать кому- либо о том, что ему угрожают. Угрозы могут быть самого разного характера – угроза убить, покалечить, отправить в детский дом, психиатрическую больницу. Если угрозу осуществляет посторонний человек, то порой бывает достаточно сказать ребенку о том, что та или иная проделка будет известна его родителям, если он не выполнит, то, что от него требуется.

    Как защитить ребенка от насилия такого рода? Родителям в первую очередь необходимо научиться слушать и понимать свое чадо. Наказание при помощи изоляции ребенка и избиения ни к чему хорошему не приведут. Возникнет лишь еще больше проблем, как в отношениях, так и личной жизни малыша. Помните что каждый ваш неверный шаг, каждое небрежно брошенное слово навсегда останутся в сердце ребенка и непременно дадут о себе знать если не сразу, то через много-много лет. Любовь, доверие, внимание, понимание, нежность, родительская забота – это и есть защита детей от насилия. Помните, что ваш малыш вам доверяет, так не подведите же его доверия, не пытайтесь разбить, лучше найдите ключ к его сердцу.


    Есть ли шанс спасти своих детей от плохой судьбы?

    Что мы знаем про физическое насилие над детьми? Ту боль, которую причиняем нашим детям, невозможно измерить и оправдать. Дети, пережившие насилие, лишаются счастливого будущего. Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет это в полной мере.

    Но я об этом узнала намного позже…

    Как же он меня бесит!

    Он опять сделал все не так. Как будто специально мне назло. Убила бы!

    И я бью его. Бью со всей силы, наотмашь, железной вешалкой из шкафа. Что я хочу ему сказать? Что я ненавижу его? О, да! В этот момент я его действительно ненавижу. И желание мое – проучить, наказать, за все, что он причинил мне. За все неприятности, трудности и беды, которые появились у меня с его рождением.

    Я – зло. Я огромное, всененавидящее зло вымещаю на нем. Вбиваю в него.

    А потом у меня опускаются руки. Я прозреваю и вижу своего маленького беззащитного мальчика, который принял все и смирился с ударами. Он уже не плачет, а молча лежит, полностью согласившись с казнью ни за что. Я плачу над ним, пытаясь его обнять. Но он отталкивает меня.

    Он не хочет, чтоб его обнимал палач, убивший в этот момент в нем все чувства. Все до одного. И я где-то глубоко внутри ощущаю, как невидимое будущее говорит мне: «Ты еще поплачешь за это, поплачешь и поплатишься. Но будет поздно».

    Это был последний раз, когда я била своего сына, но далеко не первый. А когда-то я клялась себе, плача от обиды в подушку, что никогда не буду воспитывать своих детей так, как моя мать. К сожалению, насилие над детьми в семье, моральное или физическое, иногда «передается по наследству».

    Последствия неизбежно наступают

    Моему сыну 20. Мне давно уже ничего не надо из того, что было важно 20 лет назад. Я хочу только одного – любви сына, связи с ним. Быть свидетелем его жизни, участником и родным человеком. Но передо мной холодные глаза и чужой взгляд.

    Он не чувствует того, что чувствует ребенок по отношению к матери. Он, может быть, был бы и рад, но не может. Нет у него больше того «органа», которым чувствуют. За свою короткую жизнь он видел все. Скандалы, истерики, издевательства отца над матерью, развод, мамины попытки наладить свою личную жизнь.

    Ему попадало за все, и я даже не заметила, когда он перестал реагировать на мои истеричные вопли. Вспоминая нашу прошлую жизнь, я не вижу ни одного светлого дня, доброго воспоминания, за которые можно было бы уцепиться моему сыну и захотеть общаться со мной, жить счастливо.

    Что делать теперь? Я не знаю. Помогите…

    Существует ли защита от насилия

    Кто бьет женщин и детей? Почему? Системно-векторная психология Юрия Бурлана раскрывает, что физическое насилие в семье применяют мужчины и женщины, обладающие особым строением психики. Те, что рождены, чтобы быть идеальными родителями, мужьями, женами. Это люди, в психике которых присутствует .

    В потенциале это лучшие люди общества, гаранты семейных ценностей. Как ни странно, но именно такие метаморфозы происходят с лучшими людьми общества, если их неправильно воспитывали в детстве, а во взрослой жизни у них не оказалось возможности себя реализовать.

    Выйти из таких состояний возможно. Изучая скрытые бессознательные процессы, управляющие нами, открывая их, мы получаем возможность изменить судьбу к лучшему. Нельзя взмахнуть волшебной палочкой и все поменять по одному желанию. Но остановить цепь последствий такого жестокого обращения можно. И нужно успеть.

    Есть ли рычаги в обществе, защищающие от насилия

    Воспитание палкой, применение физической силы против самого беззащитного существа как-то давно негласно принято во многих семьях. Муж бьет жену, мать бьет детей, круговорот физического насилия в семье невозможно остановить без новых, радикальных мер.

    Нынешние законы лишь немного осуждают , но не решают этой проблемы. Центры защиты матери и ребенка, органы опеки и попечительства, реабилитационные и психологические центры не вместят и не излечат все эти раненые и покалеченные души. Сегодня дети и женщины знают, куда обращаться, попав в такую ситуацию, но не идут. Специалисты социальных служб, психологи и юристы, которые работают в подобных центрах, окажут поддержку и подскажут, как можно защититься в случае физической угрозы жизни и здоровью. Но что это поменяет?

    Системно-векторная психология учит, как распознать тирана, способного на физическое насилие в семье.

    Но почему это делают женщины? Как случается, что идеальная мать начинает бить своего ребенка с каким-то чудовищным упоением? Женщины и мужчины с анальным вектором одинаковы в своих отрицательных проявлениях. И как и в случае с мужем-тираном, так и в данном случае, причины насилия над детьми – это следствие обид и нереализованности свойств анального вектора.

    Жуткое напряжение внутри толкает нас бить и воспитывать кулаком, палкой. Да всем, что попадется под руку. И от этого действия получать «извращенное» удовольствие – ведь на время напряжение спадает. Обиды и нереализованность, потеря защищенности и безопасности, сексуальная неудовлетворенность толкают женщину, в идеале лучшую мать, на физическую расправу над собственным ребенком.


    Какой след оставляет физическое насилие над детьми

    Мой сын обладает анальным, зрительным и . Он был добрым и покладистым мальчиком, любящим «обнимашки». Я помню его большие открытые глазки с пушистыми длинными ресничками, чистый и доверчивый взгляд.

    Этот взгляд теперь – мой судья. Мое зло корчится от одного воспоминания тех детских чистых глаз. Теперь на этом месте черствость и равнодушие. Его анальный вектор выражает себя в туалетной лексике и неуважении к женщинам, злопамятности и обидах. Отличная память, присущая людям с анальным вектором, теперь работает только на то, чтобы копить и помнить обиды.

    Его звуковой вектор, закрывшись от моего крика и оскорблений, давно утонул в интернете. И все. Больше ничего нет. Он замкнулся в себе.

    Когда-то он взахлеб мог говорить о строении вселенной, черных дырах, времени, пространстве и прочих чудесах мироздания. Это было его страстью. А меня мучали депрессии, отсутствие смысла жизни, которые не мог победить даже материнский инстинкт, одиночество и страх перед завтрашним днем. Я отказывалась принимать ту реальность, и мой сын рос в ней один.

    А могло быть иначе

    Он мог бы стать умным, честным и порядочным семьянином, главой семейства. Анальный вектор рождает золотых людей, для которых семейные ценности превыше всего. Профессионализм, качество, аналитический ум, мощная по объему память дают такому человеку все возможности стать уважаемым и востребованным в обществе.

    Он смог бы остаться любящим сыном. А также заботливым мужем и отцом. наделяет человека добрым, любящим сердцем, способным к большой душевной самоотдаче.

    Он мог бы найти себя в науке, изучать новые грани вселенной и обрести свой смысл. Звуковой вектор, наделяя человека абстрактным интеллектом, помогает отыскивать ответы на самые глубинные вопросы о смысле жизни человека на земле. Такие люди идут в науку, литературу, сочиняют музыку, изобретают новые технологии.

    Но я сделала все, чтобы мой сын сутками сидел в интернете, ругался грязными словами в чатах, закрывал передо мной дверь и молчал в ответ. Это сделала я своими руками.

    Вот что делает физическое насилие с нашими детьми. И это далеко не предел ужасных последствий.

    Дети не заслуживают насилия, даже если рухнет весь мир. Это ваш выбор

    Вы все еще думаете, что вы правы, воспитывая своих детей физической силой и криком? Вы даже не представляете, куда ведет вас эта дорога. Каковы бы ни были причины вашего плохого состояния, дети не заслуживают насилия.

    Что значит наша нынешняя боль по сравнению с той болью, которую мы вбиваем в наших детей с помощью физической силы. Все эти неприятности, разрушенные планы, неустройство в личной жизни, потеря уважения, страх, что скажут люди, бытовые и денежные проблемы – все это ничего не стоит. Ничто не стоит загубленной души ребенка и потерянной связи с ним навсегда.

    Битые и униженные дети никогда не ответят вам любовью. Более того, сама жизнь не ответит им ни любовью, ни удачей, ни счастьем. Физическое и моральное насилие никогда не проходит бесследно.

    Спасайтесь сами и спасайте своих детей! Пока у ребенка еще не закончился пубертатный период, он связан с матерью. Это значит, что у вас есть шанс спасти своего ребенка и себя тоже. Спасти будущее, которое с каждым днем становится все дальше и исчезнет совсем, если вы не остановитесь в своем безумии.

    Осознавая свои душевные состояния, вы сможете все исправить, вы приобретаете спокойствие, уверенность и понимание происходящего. А самое главное – понимание своего ребенка, его природы и врожденных свойств. Вы становитесь настоящим человеком, а не комком обид или бесформенным обрывком тревоги и страха. И ваш ребенок чувствует это, его внутренние состояния тоже приходят в норму. Сотни людей, которые однажды пришли на тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана, пишут о . Они успели!


    Дайте шанс системно-векторной психологии изменить ваше отношение к жизни, себе, детям, людям, наконец. Ко всему, что движет вами и гложет, что не дает спокойно спать и жить счастливо. Торопитесь не опоздать, чтобы не было потом горько смотреть в холодные глаза своему ребенку и ждать забытой старости в престарелом доме. Будьте людьми, становитесь людьми и растите счастливых детей.

    Что делать тем, кто не успел?

    Знания системно-векторной психологии Юрия Бурлана помогают осмысливать жизнь заново, принимая ответственность на себя и делая все возможное для того, чтобы понять и осознать происходящее в полной мере. Когда человек осознает себя в отношениях с другими, понимает причинно-следственные связи происходящего, у него появляется шанс исправить ситуацию.

    Какие бы ошибки ни совершали, мы должны приложить все усилия, чтобы наши дети как можно меньше отвечали за них перед жизнью. Это возможно только со знанием системно-векторной психологии. Однажды дети последуют вашему примеру. А пока пусть ваш результат будет примером.

    На бесплатный онлайн-тренинг регистрируйтесь .

    Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

    Выделяются следующие виды насилия:

    1. Физическое насилие – это преднамерен­ное нанесение ребёнку родителями или людьми, их замещающими, физических (телесных) повреждений, причиняющих ущерб его здоровью, нарушающих его полноценное развитие, лишающих жиз­ни (избиение, истязание, сотрясение по­средством пощёчин, подзатыльников, уда­ров, укусов, прижигание сигаретами и го­рящими предметами, применение отравляющих или снотворных веществ, удуше­ние, утопление).

    2. Психическое (эмоциональное) насилие – воздействие на пси­хику ребёнка путём запугивания, угроз с целью сломить его волю к сопротивлению и к отстаи­ванию своих прав;периодическое или постоянное, вербаль­ное или невербальное воздействиероди­ телей или лиц, их замещающих,на ребён­ ка, приводящее к возникновению у него негативныхчерт ха­рактера, деформации развитияего лично­сти.

    3. Пренебрежение интересами и потребно­стями ребёнка – отсутствие со стороны родителей или лиц, их замещающих, не­обходимой заботы о ребёнке, в силу че­го нарушаются его психофизическое здо­ровье и правильное развитие (оставление детей без присмотра, недостаток питания, одежды, отсутствие внимания и забо­ты, вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков, отсутствие любви и др.).

    4. Сексуальное насилие – использование ребёнка родителями, другими взрослыми членами семьи для удовлетворения сексу­альных потребностей или получения вы­годы (вовлечение его в сексуальные отношения, проституцию, порнобизнес).

    5. Экономическое насилие – использование ребёнка родителями, другими взрослыми членами семьи для удовлетворения мате­риальных и финансовых потребностей и выгод (растрата взрослыми семейных де­нег в своих интересах, контроль поведения ребенка с помощью де­нег, использование ребёнка при разводе как средства экономического торга).

    6. Моральное насилие – унижение достоин­ства ребенка, которое проявляется в словесном оскорбле­нии, брани, угрозах в его адрес, демонстрации не­приязни к нему, а также в уничижительном срав­нении с другими детьми.

    Специалист при наличии выявленного факта физического и других видов насилия над ребенком, осуществляя работу со случаем, как правило, сталкивается с ближайшими и отдаленными последствиями насилия для ребенка:

    Ø ближайшие последствия:

    физические травмы (синяки, переломы, повреждения внутрен­них органов); головные боли; потеря сознания; кровоизлияние в глаз­ные яблоки; психические наруше­ния; депрессия с чувством собственной неполно­ценности.

    Ø отдалённые послед­ствия:

    – нарушения физическо­го и психического раз­вития (остановка в росте, весе, позднее раз­витие речи, низкий уровень успеваемости в школе);

    – плохие привычки (грызение ногтей, со­сание пальцев, раскачивание);

    – соматические заболе­вания, травмы, поху­дение, кожные сыпи, язва желудка, разрыв прямой кишки, тики, заикание, энурез, энкокрез;

    Ø личностные и эмоциональные нарушения :

    – агрессия к более младшим по возрасту детям и к животным;

    – заниженная самооценка;

    – чувство вины, частые депрессии в виде беспокойства, нарушения сна, чувство одиночества;

    – попытки самоубийства,самоубийство.

    Неменее важно также зафиксировать в работе с ребенком признаки насилия : особенности внешнего вида и поведения ребёнка, по от­ношению к которому проявляется насилие со сто­роны родителей или лиц, его опекающих. Имен­но эти особенности чаще всего выступают диагностическими признаками, позволяющими уста­новить факты жестокого обращения. Педагогу, со­циальному педагогу, педагогу-психологу следует предпринять срочные меры по выяснению ситуа­ции в семье, выявлению комплекса характерных особенностей внешнего вида и поведения ребёнка, указывающих на наличие насилия в семье (см. приложение А). Среди них можно выделить следующие:

    Агрессивность, тревожность ребёнка;

    Стеснительность, нелюбознательность, избе­гание сверстников;

    Страх физического контакта, боязнь идти до­мой;

    Любые физические травмы (ожоги, царапи­ны, синяки, ссадины и т.д.);

    Повторная травма одногои того жеместа;

    Отказ от медицинской помощи;

    Противоречивые показания о происхожде­нии повреждений;

    Сложные, необычные сексуальные познания или действия;

    Сексуальные приставания к детям и взрос­лым;

    Жалобы на физическое нездоровье;

    Беременность;

    Инфекции, передающиеся половым путём;

    Нахождение под присмотром других детей;

    Занятия опасной деятельностью, игнорируе­мые родителями;

    Кожные заболевания, развившиесяв резуль­тате плохой гигиены;

    Постоянная неопрятность;

    Регулярные пропуски занятий в школе;

    Сильное отставание в развитии;

    Антисанитарные или небезопасные жилищ­ные условия.

    Особенно важно понимание истинных причин семейного насилия в отношении несовершеннолетних, потому что на практике ни законодательство, ни общественное мнение не обеспечива­ют в полной мере защиты детей от физическо­го и особенно психического насилия со стороны взрослых. В большинстве случаев несовершен­нолетние не обращаются за помощью, а взрослые, в свою очередь, часто не осознают факта жестокого обращения с ребёнком.

    Если родители обращаются за помощью, то, как правило, не с проблемами своего поведения в отношении детей и не с желанием измениться, а с жалобами на детей. Ребёнок, подвергающий­ся моральному или физическому насилию, может вести себя как агрессор, транслируя жестокость по отношению к родителям, другим людям, либо выступать в роли жертвы, притягивая жестокое обращение сверстников и педагогов. Именно эти проблемы в поведении или развитии личности ребёнка являются содержанием жалобы родите­лей, применяющих жестокие воспитательные ме­ры. Психические травмы, вызванные жестоким обращением со стороны родителей, действительно способны привести ребёнка к серьёзным личностным нарушениям.

    В социально-педагогической и психологической практике установлены типичные психолого-педагогические проблемы детей – жертв насилия :

    Ø на когнитивном уровне – неумение сосредо­точиться, проблемы с произвольным внимани­ем, памятью, низкая самооценка, отсутствие самоуважения, иррациональные, разрушительные мысли, проблемы с принятием решения и поиском выхода из сложных ситуаций;

    Ø на аффективном уровне – неожиданные и необъяснимые приступы гнева, агрессии, тревожность, чувство вины, страх отвержения, стыд, смущение, депрессия, преобладание механизма внешнего контроля над самоконтролем;

    Ø на поведенческом уровне – драки, слёзы, упрямство, подозрительность, низкий уровень учебной успеваемости, ночные кошмары, изоляция от окружающих, конфликты, самоистязание, истязание животных.

    Лица, подвергавшиеся семейному насилию в детстве, могут быть жестокими с окружающими. Очень важным отличием взрослых жертв являет­ся неспособность справляться с проблемами, а стремление искать и получать помощь от других людей. Когда ребёнок-жертва не находит отклика у собственных родителей, это подрыва­етего стремление к поиску помощи и продуктивным взаимоотношениям в будущем.

    Взрослые, пережившие в детстве насилие, так же как и большинство жертв жизненных трав­матических событий, страдают либо от понижен­ного, либо от повышенного контроля за своими чувствами, импульсами, уровнем тревоги. Когда дети-жертвы достигают взрослости, они имеют существенный риск развития психопатологии. Взрослого человека, не справившегося с трав­мой насилия в детстве, характеризуют такие чер­ты :

    ü жестокость, насилие, отсутствие заботы по отношению к членам своей семьи;

    ü потеря интереса к собственному ребёнку и неприятие его в подростковом возрасте;

    ü низкое качество общения с членами семьи;

    ü саморазрушающее поведение.

    Большинство родителей любят своих детей и желают им добра. Но тем не менее многие мо­гут поднять руку на своего ребёнка и не отрица­ют такой возможности. Почему же это происходит? «Уж, не от того ли, – писал А. И. Герцен, – истязают детей, а иногда и больших, что их трудно воспитывать, а сечь легко? Не мстим ли мы наказанием за свою неспособность воспитывать?» При воспитании такие родители чаще всего исходят из собственного жизненного опыта (в дет­стве меня тоже били, и я стал человеком). Многие родители считают, что ребёнок – их собствен­ность и они в праве делать всё, что захотят.

    При этом многие родители не задумываются, что жестокое обращение с детьми наносит вред их физическому и психическому здоровью и имеет тяжёлые социальные последствия, глав­ное из которых – воспроизводство жестоко­сти. Те, кого в детстве били и оскорбляли, вырастая, решают свои жизненные проблемы точ­но так же. Привыкая к насилию, люди начинают считать его нормой.

    Исследования показали, что телесные нака­зания причиняют вред ребёнку и практически не приносят никакой пользы. Наказание такого рода действует только в течение короткого вре­мени, оно, может быть, и разряжает обстановку, но никак не улучшает поведение ребёнка надол­го. Один из нежелательных результатов битья заключается в том, что ребёнок начинает видеть в нём возможность излить накопившийся гнев и разрешить возникшую проблему.

    В минуту гнева ребёнок учится прибегать к драке, привыкает к тому, что для снятия напря­жения достаточно поднять на кого-то руку. Он уже считает возможным применять физическую силу и властвовать над более слабыми детьми. И всё это потому, что, демонстрируя ребёнку собственную несдержанность, родители не учат его самообладанию.

    Авторитарные родители добиваются от ребёнка беспрекословного подчинения. Воспитание строится на суровых запре­тах, запугиваниях и угрозах. У детей возникает чувство вины или страх перед наказанием, формируется лишь ме­ханизм внешнего контроля и, как правило, не­достаточно развит самоконтроль. Такие ребята с трудом устанавливают контакты со сверстни­ками, они подозрительны, недоверчивы, зам­кнуты, упрямы, угрюмы, тревожны.

    Насилие в семье порождает ряд социальных проблем. Яркими примерами являются бегство детей из дома, детская и подростковая преступ­ность, алкоголизм и наркомания, самоубийство. Не столь заметны, но не менее опасны комплекс собственной неполноценности, чувство незащи­щённости, постоянный страх, рабская психоло­гия.

    Наиболее универсальной и тяжёлой реакци­ей таких детей на любое насилие является низкая самооценка, которая способствует сохранению и закре­плению психологических нарушений, связанных с насилием. Личность с низкой самооценкой пе­реживает чувство вины, стыда. Ребёнку харак­терны постоянная убеждённость в собственной неполноценности, в том, что «он хуже всех». Вследствие этого ему сложно добиться уваже­ния окружающих, успеха, общение со сверстни­ками затруднено.

    Таким образом, семейное насилие рассма­тривается как стадия в насилии, передающем­ся из поколения в поколение, когда люди, испытавшие на себе жестокое обращение или яв­лявшиеся его свидетелями в детстве, соверша­ют насилие или становятся его жертвами, буду­чи взрослыми.

    Перед вами Деннис Флинн, бывший воспитанник российского детского дома, усыновленный семейной парой из США в 9 лет (сейчас ему 23). Приемные родители - Ральф и Каролин Флинн в течение многих лет насиловали ребенка. Деннис признался о сексуальных домогательствах на приеме у психолога и тот обратился в полицию, но дело замяли, да и сам подросток боялся связываться с насильниками. Но спустя несколько лет решился обратиться в суд.
    Сейчас бывшим опекунам вменяют 64 эпизода насилия. Активными участниками были и отец и мать.
    Флинн говорит, что его детство с момента переезда в США было разрушено стараниями этой пары.
    Он хочет подать пример другим детям пострадавшим от приемных родителей.
    Подросток не сразу понял, что из детского дома попал не в красивую жизнь, а в настоящий кошмар. "У меня была своя кровать, свой телевизор, фантастическая еда. Вещи," сказал он. "Мне дали несколько месяцев, чтобы насладиться новой жизнью."

    обычная семья американских насильников

    Но вскоре новый папаша пригласил Денниса в спальню...Денис Флинн описал это как внезапное пробуждение, но добавил, что он чувствовал себя бессильным, особенно учитывая, что он был чужой в Америке.

    "Я знал с самого начала что то что делает отец неправильно, но страх брал верх".

    Окрыленный отсутствием сопротивления извращенец стал учащать встречи после полуночи: "от трех раз в месяц до ежедневных. Когда ему исполнилось 15, Каролин Флинн, приемная мать начала участвовать в насилии. Отец заранее готовил жертву к сексу со взрослой женщиной.

    На настоящий момент отец полностью признал вину и принес извинения сыну, мать упорствует, что ни при делах.

    Иронично, что в том же году, когда был принят закон Димы Яковлева, запрещающий американцам усыновлять русских сирот, психолог Денниса первый раз обратился в полицию. Но видимо учитывая политический момент, американская полиция замела дело под коврик.
    И да. все мы помним, как стенали российские либералы, как сокрушались, что американские извращенцы и садисты лишены живых игрушек. Ведь не секрет, что в болшьшинстве своем усыновляют детей из других стран только для того чтобы получить сексуального раба. На родине брать ребенка для этих целей опасно, у них есть социальные связи, а сироты из-за рубежа не пойдут в полицию, чувствуя свое полное одиночество и бесправие на чужбине. А страшно подумать, что переживают в приемных семьях сироты-инвалиды, у которых иногда даже нет возможности понять, что с ними делают...

    Кто выступал против законы Димы Яковлева

    ПЗаслуженный оплодотворитель земель русских

    Куршавельский баловень

    мисс "Пора валить"

    прекраснная российская лесби, мать приемного ребенка

    и многие другие почтенные покойники и нынездравствующие

    Дети, являясь самой незащищенной, уязвимой социальной группой, часто оказываются в зонах стихийных и природных катастроф, военных действий, становятся жертвами физического, сексуального, эмоционального насилия. По данным ООН, от произвола родителей ежегодно страдают около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет. Каждый десятый из них умирает, а 2 тыс. кончают жизнь самоубийством (ООН, Центр по социальному развитию и гуманитарным вопросам, 1998).

    Проблема психотравмирующего влияния насилия на ребенка имеет не только психологический, но также социальный и юридический аспекты, однако в России ее изучению пока не уделяется достаточного внимания (Тарабрина, 2001).

    Насилие классифицируется по нескольким параметрам:

    Явное или скрытое (косвенное) – в зависимости от стратегии поведения обидчика;

    Происходящее в настоящем или случившееся в прошлом;

    Единичное или множественное, длящееся долгие годы;

    По месту происшествия и окружения насилие бывает: дома – со стороны родственников, в школе – со стороны педагогов или детей, на улице – со стороны детей или незнакомых взрослых.

    Наибольшее распространение получила следующая классификация насилия, предложенная в работе Асановой (1997).

    Физическое насилие – это любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет. Физическое насилие выражается в форме ударов по лицу, тряски, толчков, затрещин, удушения, пинков, заключения в запертом помещении, избиения ремнем, веревками, причинения увечий тяжелыми предметами и ножом. Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему отравляющих веществ или «медицинских препаратов, вызывающих одурманивание» (например, снотворных, не прописанных врачом), а гакже попытки утопления.

    Сексуальное насилие – использование ребенка (мальчика или девочки) взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды. Сексуальное насилие включает половое сношение (коитус), оральный и анальный секс (включая инцест), взаимную мастурбацию, другие телесные контакты с половыми органами. К сексуальному развращению относятся также вовлечение ребенка в проституцию, порнобизнес, обнажение перед ребенком половых органов и ягодиц, подглядывание за ним, когда он этого не подозревает: во время раздевания, отправления естественных нужд.

    Пренебрежение интересами и нуждами ребенка – отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим опасным для жизни и здоровья ребенка последствиям.

    Психологическое насилие – постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия относятся также постоянная ложь, обман (в результате чего ребенок теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям.

    В отдельную форму выделяется также эмоциональное насилие. Некоторые исследователи полагают, что в основе любой формы насилия, в том числе и сексуального, лежит насилие эмоциональное, депривация, отвержение, которое оказывается «особенно коварным» и «причиняет значительный ущерб развитию личности и формированию механизмов сов-ладания» (Palmer, McMahon 1997).

    Как правило, ребенок-жертва страдает одновременно от нескольких форм насилия, то есть переживает «много форм насилия сразу». Так, для детей, страдающих от инцеста, неизбежными являются сопутствующие разрушение семейных отношений и доверия к семье, манипуляции, а зачастую и запугивания со стороны родителя-насильника, квалифицируемые как психологическое насилие. Дети и взрослые – жертвы изнасилования, например, часто переживают и физическое насилие (избиение), и эмоциональное (угрозы убить или покалечить).

    Пренебрежению и насилию над детьми способствуют определенные социальные и культурные условия (Зиновьева, Михайлова 2003).

    1. Отсутствие в общественном сознании четкой оценки физических наказаний.

    2. Демонстрация насилия в средствах массовой информации.

    3. Права граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, закрепленные в Конституции, не позволяют своевременно установить факт насилия и осуществить вмешательство.

    4. Отсутствие эффективной превентивной политики государства.

    5. Недостаточное понимание обществом насилия как социальной проблемы.

    6. Низкая правовая грамотность населения.

    7. Плохая осведомленность детей о своих правах.

    8. Несовершенство законодательной базы.

    Есть различные современные теории, пытающиеся объяснить причины насилия над детьми в семье. Социологическая модель рассматривает влияние социокультурных факторов на риск возникновения насилия над детьми. К таким факторам обычно относят: стереотип семейных отношений, усвоенный еще в детстве и принятый в данной социальной группе, а также жилищные и материальные условия семьи. С психиатрической, медицинской точки зрения жестокое обращение и пренебрежение ребенком – следствие патологических изменений в психике родителей, деградации, алкоголизации. Социально-психологический подход объясняет проявления насилия личным жизненным опытом родителей, их «травмированным» детством. Психологическая теория основывается на представлении, согласно которому ребенок сам «участвует» в создании предпосылок для жестокого обращения, что автоматически выливается в концепцию: плохое обращение как конечный результат деструктивных детско-родительских отношений. Интегрируя все эти подходы в комплексную модель, насилие можно трактовать как многомерный феномен, порождаемый взаимодействием сразу нескольких элементов, как то: личностные особенности родителей и ребенка, внутрисемейные процессы, стрессы, вызываемые социально-экономическими условиями, обстоятельствами общественного характера (Орлов, 2000).

    Социально-экономические факторы риска насилия в семье:

    Низкий доход.

    Безработица или временная работа, низкий трудовой статус (особенно у отцов).

    Многодетная семья.

    Молодые родители.

    Неполная семья.

    Принадлежность к меньшинствам. © Плохие квартирные условия.

    Отсутствие социальной помощи от государства и от общественных организаций.

    Факторы риска, обусловленные структурой семьи и моделью общения (Browne, Finkelhor, 1986):

    Семья родителя-одиночки, а также многодетные семьи.

    Отчим в семье или приемные родители.

    Конфликтные или насильственные отношения между членами семьи (Михайлова, 1998, 2001).

    Проблемы между супругами (сексуальная неудовлетворенность, отсутствие или недостаток эмоциональной поддержки, ревность и пр.) (Coohey, 1995).

    Межпоколенная передача. Родители, испытавшие или видевшие в детстве насилие, склонны к нему в обращении со своими детьми. С раннего возраста родители-жертвы усвоили паттерн агрессивного поведения по отношению к другим людям и членам семьи в частности.

    Проблемы взаимоотношений родителя и ребенка.

    Эмоциональная и физическая изоляция семьи.

    Факторы риска, обусловленные личностью родителя:

    Особенности личности родителя: ригидность, доминирование, тревожность, привычная раздражительность (особенно на провоцирующее поведение ребенка), низкая самооценка, депрессивность, импульсивность, зависимость, низкий уровень эмпатии и открытости, низкая толерантность к стрессу, эмоциональная лабильность, агрессивность, замкнутость, подозрительность и проблемы самоидентификации (Алтосаар, 2000;.

    Негативное отношение родителя к окружающим и неадекватные социальные ожидания в отношении ребенка. В этом случае родители оценивают поведение ребенка как сильный стрессор. Их отличает недовольство и негативное самоощущение. Они чувствуют себя несчастными, недовольными своей семейной жизнью, страдающими от стресса.

    Низкий уровень социальных навыков. Отсутствует умение вести переговоры, решать конфликты и проблемы, совладать со стрессом, просить помощи у других. При этом работают механизмы психологической защиты: наличие проблемы отрицается, соответственно, не принимается помощь. Насилие над детьми является семейным секретом, который тщательно скрывается и открыто не обсуждается, поскольку вызывает страх, обвинения, стыд, вину и т. д.

    Психическое здоровье родителя: выраженные психопатологические отклонения, нервозность, депрессивность, склонность к суицидам увеличивают риск применения насилия в отношении детей.

    Алкоголизм и наркомания родителей и вытекающие из этого психофармакологические проблемы и аффективные нарушения: агрессивность, гиперсексуальность, раздражительность, нарушения координации, ослаблен-, ный контроль над своим поведением, снижение критики, изменения личности и др.

    Проблемы со здоровьем: патологически протекающая беременность, прервавшаяся беременность, тяжелые роды. Все это влияет на нервную систему и делает женщину менее устойчивой к стрессору.

    Эмоциональная уплощенностъ и умственная отсталость. Родитель не всегда понимает состояние ребенка – особенно больного, – поэтому может оставить ребенка без необходимой помощи.

    Неразвитость родительских навыков и чувств. Дефицит родительских чувств и навыков чаше всего характерен для молодых, умственно отсталых, психически больных родителей. Молодой родитель нервозен, так как всида испытывает страх, что не справится с требованиями. При этом депрессия и тревога снижают толерантность к стрессу и способность справляться с возникающими трудностями в воспитании (Михайлова, 1998).

    Исследования выявили целый ряд особенностей ребенка, вызывающих в родителе недовольство, раздражение и следующее за этим насилие. Высокий риск стать жертвами насилия имеют дети со следующими особенностями:

    Нежеланные дети, а также те, которые были рождены после потери родителями предыдущего ребенка;

    Недоношенные дети, имеющие при рождении низкий вес;

    Дети, живущие в многодетной семье, где промежуток между рождениями детей был небольшой (погодки);

    Дети с врожденными или с приобретенными увечьями, низким интеллектом, с нарушениями здоровья (наследственный синдром, хронические заболевания, в том числе и психические);

    С расстройствами и нетипичными вариантами поведения (раздражительность, гневливость, импульсивность, гиперактивность, непредсказуемость поведения, нарушения сна, энурез);

    С определенными свойствами личности (требовательный без насыщения, замкнутый, апатичный, равнодушный, зависимый, выраженно внушаемый);

    С привычками, действующими на нервы родителям;

    С низкими социальными навыками;

    С внешностью, отличающейся от других, или с неприемлемыми для родителей особенностями (например, «не того» пола);

    Дети, чье вынашивание и рождение было тяжелым для матерей, а также дети, которые часто болели и были разлучены с матерью в течение первого года жизни.