• Международный день грамотности история праздника. Как провести школьное мероприятие на День грамотности? История праздника Международный день грамотности

    В условиях современного мира быть грамотным очень важно. Но, к сожалению, сегодня на нашей планете живут миллиарды взрослых и детей, уровень грамотности которых совершенно не соответствует нынешним требованиям. Именно им и посвящен нынешний Всемирный день грамотности.

    Идея проводить ежегодно такой праздник принадлежит обществу ЮНЕСКО. В 1965 году 8 сентября в Тегеране торжественно была открыта конференция, на которой и был рассмотрен и решен главный вопрос – «Устранение и ликвидация неграмотности в мире». После этого в 1966 году ЮНЕСКО учредила День грамотности, при этом дата нового праздника совпадает с днем открытия конференции.

    На сегодняшний день технический и научный прогресс впечатляет своими темпами развития. Поэтому каждый человек, дабы идти в ногу со временем и чувствовать себя членом цивилизованного общества, должен быть образованным и грамотно обученным. Поэтому сегодня ЮНЕСКО трудится над внедрением специальных программ для распространения грамотности среди всех слоев населения нашей планеты.

    Каждый год праздник проводится под особым девизом, к примеру «Значение грамотности для женщин», «Грамотность и здоровье», «Грамотность расширяет личные возможности» и т.п.


    Международный день грамотности 2020 - поздравления

    Приятна грамотная речь –
    Внимать ей хочется безмерно!
    А грамотностью пренебречь –
    Путь в никуда отнюдь не верный!

    И я хочу вам пожелать,
    Чтоб грамотность вас окружала!
    Ее основы постигать,
    Она чтоб в жизни помогала!

    Чтоб все желания сбылись,
    И всё у вас отлично было –
    Желаю, чтобы ваша жизнь
    Вас грамотностью наделила!

    Грамотность всегда важна –
    Всем и каждому нужна!
    Может грамотная речь
    Много выгод вам извлечь.

    Я желаю в день такой
    Только счастья всей душой!
    Если грамотными быть –
    Можно к целям вам спешить!

    К месту будете всегда!
    Не грустите никогда,
    Чтобы счастье к вам пришло,
    Чтобы в жизни повезло!

    Примите поздравления
    В День грамотности вы!
    Желаю вам везения!
    И к грамоте – любви.

    Пусть всё у вас получится,
    Исполнятся мечты!
    Добра, благополучия
    Без лишней суеты.

    Чудес желаю истинных,
    Чтоб в жизни не грустить!
    В себя вы верьте искренне,
    Чтоб грамотными быть!

    Открытка на Международный день грамотности 2020

    Нажмите на репост, чтобы скопировать в соц. сеть

    (International Literacy Day). Впервые он был проведен в 1966 году по инициативе Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности, состоявшейся в Тегеране (Иран) в сентябре 1965 года, и был приурочен к дате торжественного открытия этой конференции.

    Грамотность — определенная степень владения человеком навыками чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Один из базовых показателей социально-культурного развития населения.

    Конкретное содержание понятия грамотности менялось исторически, расширяясь с ростом общественных требований к развитию человека — от элементарных умений читать, писать, считать к владению минимумом общественно необходимых знаний и навыков (функциональная грамотность).

    Грамотность — один из основных элементов, необходимых для обеспечения устойчивого развития, она помогает людям принимать правильные решения относительно экономического роста, социального развития и экологической интеграции. Грамотность является основой обучения на протяжении всей жизни и играет основополагающую роль в создании устойчивых, мирных и процветающих обществ.

    По данным ЮНЕСКО, в мире проживают 758 миллионов взрослых, которые не могут читать или писать простые предложения. Примерно две трети из них составляют женщины.

    Начиная с 2000 года, показатели уровня грамотности взрослых улучшились , достигнув 85% в глобальном масштабе, но в странах Африки к югу от Сахары, в Южной и Западной Азии по-прежнему преобладают самые низкие показатели.

    Грамотность среди молодежи в возрасте от 15 до 24 лет в настоящее время благодаря доступности школьного образования достигла 91%.

    Женщины составляют две трети всех неграмотных взрослых — 63%, молодые женщины составляют 59% от неграмотной молодежи, что соответствует 115 миллионам человек.

    В 2016 году , в 50-ю годовщину Международного дня грамотности, ЮНЕСКО отмечает этот день под лозунгом "Читая прошлое, пишем будущее". Главным мероприятием, станет двухдневная конференция в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже, которая пройдет 8-9 сентября. На конференции будут присуждены премии за распространение грамотности, также на мероприятии будет объявлено о создании Глобального альянса в поддержку распространения грамотности.

    Ежегодно ЮНЕСКО присуждает пять премий за распространение грамотности: три премии имени Конфуция (The UNESCO Confucius Prize for Literacy) за распространение грамотности, учрежденные в 2005 году при поддержке правительства КНР, и две премии имени короля Сечжона (The UNESCO King Sejong Literacy Prize) за распространение грамотности, учрежденные в 1989 году при поддержке правительства Южной Кореи.

    В 2016 году лауреатами Премии ЮНЕСКО имени короля Сечжона за распространение грамотности стали Центр информационной помощи и общинного развития за программу "Книги для сельских районов Вьетнама" и Научно-исследовательский институт языков и культур Азии Университета Махидол (Таиланд) за проект в области двуязычного/многоязычного образования Patani Malay-Thai.

    Премии ЮНЕСКО имени Конфуция в этом году были присуждены министерству базового образования ЮАР за Массовую кампанию по распространению грамотности Kha Ri Gude ("Давайте учиться"), организации Jan Shikshan Sansthan в Керале (Индия) за программу "Развитие профессиональных навыков в интересах устойчивого развития", Управлению Сенегала по вопросам распространения грамотности и национальных языков за Национальную программу в области образования посредством ИКТ для неграмотной молодежи и взрослых.

    Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

    Юлия Файзулина
    Сценарий мероприятия «Международный день грамотности»

    Цель : - познакомить детей с праздником «Днем грамотности » ;

    Способствовать развитию устной речи детей, умению четко отвечать на поставленные вопросы;

    Способствовать формированию потребности и стремления к знаниям.

    Развивать любознательность и интерес к процессам и явлениям мирового масштаба.

    Оборудование :

    Жетончики

    Мультимедиа аппаратура

    Ход мероприятия

    Вед : Здравствуйте, ребята! Сегодня 8 сентября международный день распространения грамотности . Как вы думаете что это за праздник? И почему его стали праздновать?

    (ответы детей)

    Вед : празднование этого дня - это возможность привлечь внимание к тому, что более 15% людей земного шара остаются безграмотными .

    Вед : Николай Михайлович Карамзин – великий русский писатель говорил - ….

    Ребята, а вы знаете что такое грамотность ?

    (ответы детей)

    Вед : грамотность – это степень владения человеком навыками письма и чтения.

    Как вы думаете какого человека можно назвать грамотным ?

    (ответы детей)

    Вед : традиционно «грамотным » человеком считается тот, кто умеет читать и писать или только читать на каком – либо языке. В современном смысле это означает способность писать согласно установленным нормам и правилам грамматики и правописания . Людей умеющих только читать называют полуграмотными .

    Вед : Вы уже многому научились. Сейчас у вас будет возможность показать свои знания и умения на практике.

    Я предлагаю вам немного поиграть

    Слайд 10., слайд 11.

    Игра «Я работаю волшебником»

    Ребята получают задания : превратить имена существительные в имена прилагательные женского рода единственного числа. (Кидаю мяч)

    Стол – столовая

    Мебель – мебельная

    Диван – диванная

    Земляника – земляничная

    Молоко – молочная

    Кошка – кошачья

    Книга – книжная

    Двор – дворовая

    Цвет – цветная

    Цветок – цветочная

    Дерево – деревянная

    Игра «Дополни слово»

    Ведущий называет часть слова (кни.) и бросает мяч. Ребенок должен поймать мяч и дополнить слово (. га) .

    Ру – кА, баха, сский, Но – та, га. Сок. Готь. Вость,

    В роли ведущего ребенок и взрослый могут выступать поочередно, Ле – на, с, нта, вый, стница,

    Игра «Угадай-ка!»

    Учитель бросает мяч ребёнку и называет фразеологические обороты. Ученики ловят мяч и объясняют значение. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся.

    Например : кожа да кости – худой; дырявая память – забывчивый; на всех парусах – быстро. Перемывать косточки – обсуждать; хоть кровь из носу – обязательно; рукой подать – близко; как рыба в воде – уверенно.

    Водить за нос

    Значение. Обманывать, вводить в заблуждение, обещать и не выполнять обещанного.

    Всыпать по первое число

    Значение. Сурово наказать, отругать кого-либо

    Какао – ср. р.

    Тюль - м. р.

    Тополь – м. р

    Ночь – ж. р

    Кружево – ср. р.

    Рояль –м. р лошадь ж. р пианино – ср. р

    кофе - м. р

    трель – ж. р

    сирень – ж. р

    какаду – м. р.

    слайд 14. Как называют жителей городов?

    В Москве – москвичи

    В Ленинграде- ленинградцы

    В Екатеринбурге – екатеринбуржцы

    В Омске – омичи

    В Томске – томичи

    В Хабаровске – хабаровчане

    Во Владимире – владирцы

    В Новгороде – новгородцы

    Вед : подсчитаем жетончики награждение победителей.

    МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ГРАМОТНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

    Быть грамотным необходимо в нашем веке!
    Долг каждого - грамотно писать.

    Ведущий 1

    Сегодня, 8 сентября, весь мир отмечает Международный день грамотности.

    Гра́мотность - степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать или только читать на каком-либо языке. В современном смысле это означает способность писать согласно установленным нормам грамматики и правописания. Людей, умеющих только читать, также называют «полуграмотными».

    Ведущий 2

    Празднование Международного дня грамотности – это возможность привлечь внимание к тому, что, несмотря на роль грамотности в расширении возможностей человека и ее значение для развития, в мире все еще насчитывается 776 миллионов неграмотных взрослых, а 75 миллионов детей не посещают школу.

    Ведущий 1

    Велик и могуч наш русский язык. С рождения и до седых волос мы не устаем наслаждаться его красотой. Сегодня мы проводим « Международный день грамотности в начальной школе».

    Ведущий 2

    В течение дня вы будете получать задания на знание своего родного языка. Участие в конкурсах индивидуальное и командное. Каждый из вас сможет проявить себя. Желаем вам успехов.

    Учитель

    Участвуют 2 команды: «Грамотеи» и «Знатоки». Я буду задавать вопросы. Подсчитывать баллы будет жюри. Команда должна найти ответ, а капитан - поднять руку. Если команда даёт неправильный ответ, у другой команды есть возможность озвучить свой вариант ответа.

    1 конкурс-разминка «Вопрос-ответ» (каждый правильный ответ – 1 балл)

    Сколько букв в русском алфавите? (33)

    Сколько согласных букв? (21)

    Сколько гласных букв? (10)

    Как называется часть речи, обозначающая действие предмета? (глагол)

    Как называется часть речи, обозначающая предмет? (существительное)

    Как называется часть речи, обозначающая признак предмета? (прилагательное)

    Первый звук в слове Яблоко? (й)

    Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос «кто?» или «что?» (подлежащее)

    Подлежащее и сказуемое – это… (главные члены предложения)

    2 конкурс «Весёлая грамматика»

    Из предложенных слогов составьте и запишите слова:

    Лу мон ли но ня на ре мер ма ня мо ма

    3 конкурс «Кто больше»

    В квадрате с буквами спрятались названия обитателей морей и рек. Отыщите их и запишите на лист. Чья команда назовёт больше слов, получает 1 балл. Учтите, что слова могут быть написаны по горизонтали, по вертикали и по диагонали. Одно слово – краб – уже найдено.

    Материал для учителя:

    Отгадки к конкурсу:

    1. Дельфин

    2. Щука

    3. Карп

    4. Окунь

    5. Карась

    6. Сом

    7. Краб

    8. Акула

    9. Кит

    10. Рак

    11. Медуза

    12. Осьминог

    13. Сельдь.

    4 конкурс «Доскажи словечко»

    1. Жеребенок с каждым днем

    Подрастал и стал... (конем)

    2. Кто альбом раскрасит наш?

    Ну, конечно, ... (карандаш)

    3. Кругла, рассыпчата, бела

    На стол с полей пришла.

    Ты посоли ее немножко,

    Ведь правда вкусная... (картошка)

    4. Что за скрип, что за хруст?

    Это что еще за куст?

    Как же быть, без хруста,

    Если я... (капуста)

    5. Мчусь как пуля я вперед,

    Лишь поскрипывает лед.

    Да мелькают огоньки!

    Кто несет меня? ... (коньки)

    6. По дороге наша Машенька идет,

    За веревочку козу она ведет

    А прохожие глядят во все глаза

    Очень длинная у девочки... (коса)

    7. В яме спит зимою длинной

    Но чуть солнце станет греть,

    В путь за медом и малиной

    Отправляется... (медведь)

    8. В черном поле заяц белый.

    Прыгал, прыгал, петли делал.

    След за ним был тоже бел

    Кто ж этот заяц... (мел)

    9. В подполье, в каморке

    Живет она в норке.

    Серая малышка

    Кто же это? ... (мышка)

    10. Он всю зиму в шубе спал,

    Лапу бурую сосал,

    А проснувшись стал реветь

    Этот зверь лесной... (медведь)

    5 конкурс «Половинки»

    (задание на развитие словесно-логического мышления)

    Дети, прочитав первую часть пословицы, должны подобрать к ней вторую.

    Любишь кататься, люби и саночки возить.

    Век живи, век учись.

    Старый друг лучше новых двух.

    Делу время, потехе час.

    При солнышке тепло, при матери добро.

    Вся семья вместе, так и душа на месте.

    Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

    Труд человека кормит, а лень портит.

    5 конкурс «Отгадай ребусы»

    6 конкурс «Чистописание»

    Каждый класс получает текст для списывания. Жюри оценивает чистоту, красоту и грамотность написанных текстов.

    Ведущий 1

    Надеемся, что сегодняшнее мероприятие не только доставило вам удовольствие, но и повысило вашу грамотность, приобщило к богатству русского слова, вызвало интерес к русскому языку вообще.

    Ведущий 2

    Ребята, наша веселая программа подошла к концу. Вы молодцы, много знаете и умеете дружно работать. А итоги мы подведём во второй половине дня, когда жюри подсчитает баллы и проверит ваши работы. До встречи!

    Подведение итогов начинает выступление учеников 2-4 классов

    Ученик 1. Александр Сергеевич Пушкин прекрасно относился к родному языку. По его мнению, «русский язык-это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах». Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и точность».

    Ученик 2. «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно-страстный, где нужно – бойкий и живой». Так считал Лев Николаевич Толстой.

    Ученик 3. Классик французской литературы Проспер Мериме так отзывался о русском языке: «Это прекраснейший из всех европейских языков, не исключая и греческого».

    Ученик 4. Иван Сергеевич Тургенев в 1882 году посвятил русскому языку стихотворение в прозе. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

    Ученик 5. Иван Сергеевич Тургенев просил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»

    Ученик 6. Мне очень нравятся высказывание Гоголя о русском языке: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи».

    Ведущий 1

    Слово нашему жюри. (Озвучивают итоги конкурсов)

    Ведущий 2

    Учите русский язык –

    Годы к ряду,

    С душой,

    Усердием,

    С умом!

    Вас ждет великая награда,

    И та награда – в нем самом”

    (Сабир Абдулла)

    Ведущий 1

    Спасибо за внимание!

    Цивилизованный мир борется за равенство и благополучие людей, чистоту природы, сохранение всего разнообразия животного и растительного мира Земли. С целью привлечения внимания общественности к трудностям учреждаются специальные всемирные праздники. Их инициаторами являются ООН, международные ассоциации, организации, институты. Статья расскажет, что такое Международный день грамотности.

    Понятие грамотности

    Слово "грамотность" имеет греческие корни и в буквальном переводе означает "чтение и письмо". Словарь определяет грамотность человека как умение писать без ошибок, бегло читать и правильно выражать свои мысли в беседе. Все эти навыки позволяют овладевать новыми знаниями, совершенствоваться, приносить пользу обществу.

    Актуальность проблемы

    Зачем понадобился Международный день грамотности? Государства, борющиеся с невежеством собственных граждан, повсеместно внедряют обучающие программы. Люди и сами понимают, насколько важно образование, ведь оно помогает обрести место в жизни, поэтому самостоятельно осваивают науки.

    Тем не менее на сегодняшний день в мире проживает более семисот миллионов малограмотных и полностью безграмотных людей. Есть и такие, кто никогда не видел книги. Среди них более семидесяти миллионов детей. Особенно актуальна эта проблема в странах третьего мира с низким уровнем экономического развития, где идут войны и имеют место гражданские беспорядки.

    Если в Европе, Российской Федерации, Соединенных Штатах нет этой проблемы, то в Африке, некоторых странах Азии, Латинской Америки большая часть населения полностью безграмотна, здесь не обеспечивается даже всеобщий доступ к начальному образованию, существует дискриминация по половому признаку, когда девочки и женщины отстраняются от обучения.

    Все это послужило предпосылкой для того, чтобы был учрежден грамотности.

    Краткая история праздника

    8 сентября 1965 года в Тегеране, состоялась Всемирная конференция, на которую съехались министры образования со всей планеты. Темой конференции была ликвидация безграмотности в мире, повышение тотального уровня образования. Обсуждались методы и мероприятия для достижения поставленных целей. Одними из самых важных признаны те, которые ориентированы на детей и юношество. Рекомендовано проводить Международный день грамотности в школе - в начальных и старших классах. Ребенок должен усвоить, что быть грамотным полезно и престижно, что наука открывает двери в светлое будущее, появляется стимул осваивать новые знания.

    День проведения конференции - 8 сентября - утвержден как Всемирный день ликвидации безграмотности.

    Генеральной Ассамблеей ООН период с 2003 по 2013 годы был объявлен Десятилетием грамотности. В течение этого срока ежегодно проводились всемирные конференции на самые разные темы: "Грамотность и здоровье", "Грамотность и мир", "Значение грамотности для женщин" и прочие.

    Когда отмечается

    Международный день распространения грамотности отмечают все желающие каждый год 8 сентября. Его в 1966 году утвердила ЮНЕСКО. Праздник прижился, и в 2015 году отмечали пятидесятый, юбилейный Международный день грамотности.

    В российском календаре этот день не отмечен красным, но важность его понимают все образованные люди, поэтому его отмечают в учебных заведениях всех уровней - дошкольных, школьных, средних и высших, пропагандируют в офисах и научных учреждениях.

    В целях доступности мероприятий для всего населения проводят Международный день грамотности в библиотеке, домах творчества, фойе кинотеатров и прочих публичных местах.

    Традиции

    Не только в России, но и в Казахстане, и на Украине уже стали традиционными такие мероприятия к Международному дню грамотности, как олимпиады, различные конкурсы и викторины, открытые уроки, основной целью которых является выделить наиболее грамотных и прилежных учеников и студентов. Лекторы выступают с презентациями и докладами, освещающими проблемы безграмотности, последствия этого явления и пути его преодоления. Среди населения распространяются листовки с призывами развиваться самостоятельно. Повсеместно проводится награждение выдающихся педагогов.

    Как самому стать грамотным

    Есть такие хорошие пословицы: "Хорошо учиться всегда пригодится", "Кто в науке горазд, тому не пропасть", "Не пером пишут, а умом". Они отражают народное мнение о том, насколько важно получать новые знания.

    Для достижения на этом пути хороших результатов важно:

    • Много читать хорошей литературы. Необязательно научной, пусть это будут приключения, фантастика или детектив, важно, чтобы их качество было высоким. Поэтому лучше всего читать классику жанра.
    • Почаще заглядывать в словарь, чтобы узнавать значение новых слов.
    • Постараться очистить свою речь от сленга, а тем более от ненормативной лексики.
    • Не обижаться, если кто-то исправляет ошибки вашей речи или письма.
    • Разгадывать кроссворды и головоломки. Это не повысит грамотность, но в конечном итоге поспособствует развитию интеллекта и памяти.