• Социальные причины зпр. Задержка психического развития — это…. Педагогическая и социальная запущенность - следствие незнания правил воспитания

    Этот тип связан с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка. Неблагоприятные средовые условия, рано возникшие, длительно действующие и оказывающие травмирующее влияние на психику ребенка, могут привести к стойким сдвигам его нервно-психической сферы (вегетативных функций и эмоционального развития). В результате наблюдается аномальное, патологическое развитие личности.

    Этот тип ЗПР следует отличать от явлений педагогической запущенности, которые не представляют собой патологию, а заключаются в дефиците знаний и умений вследствие недостатка интеллектуальной информации.

    ЗПР психогенного происхождения имеет 3 варианта :

    а) Аномальное развитие личности по типу психической неустойчивости . Чаще всего обусловлено явлениями гипоопеки .

    Ребенок безнадзорен, у него не воспитывается чувство долга и ответственности, формы поведения, связанные с активным торможением аффекта.

    Не стимулируется и развитие познавательной деятельности, интеллектуальных интересов и установок.

    Патологическая незрелость эмоционально-волевой сферы проявляется в виде аффективной лабильности, импульсивности, повышенной внушаемости и сочетается с недостаточным уровнем знаний и представлений, необходимых для школьного обучения.

    б) Аномальное развитие личности по типу кумира семьи обусловлено гиперопекой – ребенку не прививаются черты самостоятельности, инициативности, ответственности.

    Характерны малая способность к усилию, черты эгоизма и эгоцентризма, нелюбовь к труду, установка на постоянную помощь и опеку.

    в) Аномальное развитие личности по невротическому типу . В семьях, где существуют грубость, жестокость, деспотичность, агрессия, формируется личность боязливая, недостаточно самостоятельная, нерешительная, с малой активностью и инициативностью (в этом проявляется эмоциональная незрелость). Неблагоприятные условия воспитания приводят к задержке и познавательной деятельности.

    4. Зпр церебрально-органического происхождения.

    Соответствует типу, выделенному Власовой-Певзнер.

    Встречается чаще других вышеописанных типов, обладает большой стойкостью и выраженностью нарушений в эмоционально-волевой сфере и познавательной деятельности.

    Имеется негрубая органическая недостаточность нервной системы, чаще остаточного характера.

    Наблюдается задержка физического развития, общая гипотрофия.

    Эмоционально-волевая незрелость представлена органическим инфантилизмом – у детей отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций. Дети слабо заинтересованы в оценке, у них низкий уровень притязаний. Игровая деятельность характеризуется бедностью воображения и творчества, определенным однообразием, преобладанием двигательной расторможенности.

    Органический инфантилизм проявляется в одной из 2-х форм :

    а) Неустойчивый органический инфантилизм . Характерны:

    Психомоторная расторможенность,

    Эйфорический оттенок настроения,

    Импульсивность,

    Малая способность к волевому усилию и систематической деятельности,

    Повышенная внушаемость,

    Отсутствие стойких привязанностей.

    б) Тормозимый органический инфантилизм . Преобладает:

    Пониженный фон настроения,

    Нерешительность,

    Безынициативность,

    Боязливость.

    Нарушения познавательной деятельности заключаются в:

    Неустойчивости внимания,

    Инертности психических процессов,

    Медлительности и пониженной переключаемости,

    Недостаточном развитии фонематического слуха,

    Зрительного и тактильного восприятия,

    Оптико-пространственного синтеза,

    Моторной и сенсорной сторон речи,

    Недостаточности долговременной и кратковременной памяти,

    Зрительно-моторной координации,

    Автоматизации движений и действий.

    Наблюдается плохая ориентировка в «правом-левом»,

    Явления зеркальности в письме,

    Затруднения в дифференцировке сходных фонем.

    Удовлетворительно разбираются в конкретно-наглядном материале, но уровень процессов обобщения и отвлечения низкий.

    Отсутствует интерес к целенаправленной деятельности, дети не любят самостоятельно, без понуждения учителя, работать.

    Дети с ЗПР церебрально-органического генеза направляются в специальные школы , в которых лечение сочетается с педагогической коррекцией в отличие от ЗПР конституционного, соматогенного и психогенного генеза, которые могут быть компенсированы в условиях массовой школы при индивидуальном педагогическом подходе.

    Информированность в часто встречающихся и распространенных темах в той или иной области может спасти судьбу человека. Ярким примером служит информированность о патологиях, которые часто встречаются в детском возрасте. С ними следует быть особенно осторожным и внимательным, ведь знания о том, как вовремя распознать задержки развития и психический инфантилизм у детей, дают возможность вовремя скорректировать отклонения.

    Существует множество примеров достаточно быстрого выравнивания темпов развития детей с задержками, благодаря своевременному вмешательству родителей и специалистов. За счет длительных экспериментов и исследований на эту тему были сделаны выводы о том, что группа детей с отклонениями в психическом развитии неоднородна в природе происхождения заболевания. За счет особенностей происхождения и их преимущественного проявления выделяется несколько видов ЗПР.

    Особенности психического развития

    Что представляет собой задержка психического развития? Это обратимые, то есть поддающиеся коррекции нарушения развития центральной нервной системы у детей в возрасте 4-6 лет. Они выражаются в замедленном развитии интеллектуальных и эмоционально-волевых личностных качеств. Отсутствие коррекции ЗПР может представлять опасность для развития растущей личности, так как данные нарушения характеризуются трудностями в обучении и формировании здоровых эмоций, мировоззрения и адекватного социального восприятия окружающей среды. Именно поэтому так важно вовремя выявить проблемы в данной сфере и обратиться к врачу - для начала к педиатру. Диагностика ЗПР проводится исключительно коллегиально, специальной комиссией в составе медицинских специалистов, педагогов и психологов. В ходе обследования ребенка проверяют всесторонне, после чего устанавливают общее заключение. На его основе в случае необходимости назначается необходимое лечение или, иначе, коррекция ЗПР.

    Сегодня количество детей с задержкой психического развития составляет около 15% всего детского населения. Данное заключение чаще всего устанавливается для детей от 4 до 5 лет. К этому возрасту у формирующейся личности должны проявляться некоторые способности к обучению и желание принимать более зрелые, соответствующие возрасту решения. Ярким примером здоровой психики может служить стремление к самостоятельному поведению 4-летнего ребенка в автономных ситуациях и желание действовать независимо, познавая окружающий мир.Так как проблемы детей с особенностями психического развития характеризуют личность ребенка как менее подвижную, с не соответствующим возрасту психическим инфантилизмом, плохо поддающуюся к обучению, врачи рекомендуют специально разработанную программу обучения. Перед началом лечения необходимо убедиться в наличии замедленного темпа развития ребенка. В отличие от задержка умственного развития затрагивает широкую область функций ЦНС, однако каждая из них редуцирована в легком виде. Изначально подобные отклонения очень трудно различимы, поэтому для предотвращения усугубления возможных задержек в развитии лучше обратиться к врачу.

    Диагностика ЗПР

    По статистике, 1 из 4 детей подвержен развитию задержек психического развития, поэтому очень важен мониторинг развития центральной нервной системы у детей в возрасте до 6 лет.

    • Собирается информация о перенесенных в раннем детстве заболеваниях.
    • Проводится полный анализ условий жизни ребенка и наследственная информация.
    • Обязательно вводится нейропсихологическое тестирование с учетом анализа самостоятельности и социальной адаптации ребенка.
    • Диагностируется подвижность речи.
    • Особое внимание отводится беседе с пациентом, чтобы выявить особенности интеллектуального процесса и эмоционально-волевые характеристики.

    Классификация

    Итак, задержка психического развития (ЗПР) делится на несколько видов. Согласно классификации ЗПР, предложенной К. С. Лебединской, выделяется 4 основных клинических типа задержки.

    • ЗПР соматогенного происхождения. Те же самые признаки задержки психического развития: преобладание игровых интересов, отсутствие внимания и памяти обусловлены длительными заболеваниями в раннем возрасте, носившими соматический характер. Примеры: заболевания сердечно-сосудистой системы и почек, дыхательных путей, в том числе бронхиальная астма. Определенного рода давление на созревание ЦНС оказывается длительным лечением соматических заболеваний в больнице, что также добавляет ограниченность воздействия на органы чувств (сенсорную депривацию).
    • ЗПР конституционального происхождения. Случай, обусловленный произвольным замедленным созреванием в результате воздействия наследственных факторов. Дети не по возрасту инфантильны, ведут себя не соответственно своему возрасту, а словно остаются на предыдущей ступени развития более младших детей. Область интересов детей с подобными отклонениями носит более игровой характер, чем познавательный или учебный. Важную роль здесь играет не только желание учиться, но также невозможность запоминать большие объемы информации и концентрировать внимание на одном объекте, в случае детей школьного возраста.
    • ЗПР психогенного генеза. Причинами ЗПР этого типа является недостаток внимания или гиперопека, а также жестокое обращение с детьми. Они могут вызвать те или иные задержки в развитии психогенного происхождения. Гиперопека вызывает такие симптомы замедленного развития: безволие, психологическую слабость, непонимание собственных желаний, безынициативность, эгоцентризм. Недостаток внимания делает детей психически неустойчивыми и болезненно негативными к окружающим, инфантильно импульсивными. Жестокое обращение формирует непредвиденные симптомы отставания в психическом развитии.
    • ЗПР церебрально-органического генеза. Согласно исследованиям составляющих классификации ЗПР, этот тип замедленного развития - наиболее распространенный вариант проявления заболевания. Он проявляется при первичном не грубом органическом поражении головного мозга. Отклонения и ЗПР у детей выражаются в виде таких симптомов, как отсутствие интереса к окружающему миру, недостаточная яркость эмоций и воображения, высокий уровень внушаемости и т. д.

    Подробнее о конституциональном ЗПР

    При ЗПР конституционального происхождения все патологии определяются наследственными факторами. Дети с этим типом задержки отличаются незрелостью относительно своего возраста как в физическом, так и в ментальном плане. Именно поэтому такого рода отклонение называется гармоническим психическим инфантилизмом.

    Дети с задержками и отклонениями в развитии психики, вовлеченные в общий образовательный процесс, обращают на себя внимание с первого дня в школе, сразу же приобретая статус неуспевающего по всем предметам. Единственное, что хорошо дается детям с ЗПР конституционального происхождения, - общение с окружающими и со сверстниками, в силу веселого и доброго нрава.

    Задержка психического развития - это нарушение его темпов относительно нормального периода развития ребенка. Особенности отставания детей с ЗПР от сверстников носят неоднородный характер. В основном это психические и эмоциональные особенности, иногда проявляющиеся и в физическом развитии детей. Общая образовательная программа не подходит детям с такими особенностями психики. Их обучение среди быстрее развивающихся сверстников будет снижать эффективность и темпы восприятия информация всего класса, к тому же нарушая дисциплину. После такого заключения врачи советуют назначение специализированных школ для детей с задержкой психического развития.

    Гармонический инфантилизм - не окончательный диагноз. При правильном подходе к коррекции ребенок очень быстро достигает уровня сверстников. Правильная организация учебного процесса для таких детей - основа успешной коррекции. Например, организуются подвижные игры для детей с ЗПР.

    Что может быть причиной

    Основа отклонений в психике ребенка - биологические и социально-психологические факторы и недочеты, которые приводят к снижению темпа развития интеллекта и эмоционального фона психики ребенка.

    Причинами ЗПР конституционального происхождения могут быть:

    1. Биологические факторы. В эту группу включают незначительные локальные повреждения и травмы ЦНС, а также их последствия. Они вызывают дальнейшее частичное замедление психического развития ребенка. Подобные факторы проявляются в проблемной беременности и некоторыми осложнениями, которые могут сопровождать беременность: конфликты резусов, некоторые виды внутриутробных инфекций, травмы, полученные при родах и многие другие.
    2. Социальные факторы или факторы среды. Вызывают задержки и сбои в развитии психики под воздействием гиперопеки или недостатка внимания, жестокого обращения или изоляции ребенка от внешней среды и общения со сверстниками.
    3. Вторичные факторы. Возникают при ранних детских заболеваниях, сложных для неокрепшего организма. Например, нарушения слуха или зрения при поражении соответствующих органов при заболеваниях.
    4. Метаболические факторы. Изменения ментального метаболизма и повышение необходимости в определенных витаминах и минералах.

    Особенности детей с ЗПР

    Рассмотрим, чем выделяется ребенок с такой патологией. Отличие умственной отсталости от задержки психического развития в том, что ЗПР отличается обратимостью и возможностью коррекции. Нарушения интеллекта у детей с задержкой психического развития носят легкий характер, однако затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь. Данная особенность требует индивидуального и внимательного подхода, так как психика детей с ЗПР отличается особенной неустойчивостью и хрупкостью.

    Особенности психики детей с задержками развития сводятся к таким признакам:

    1. Отличия в реакции на окружающую среду. Оживленность мимики, яркая жестикуляция, резкие движения. Предпочтения обучения исключительно в игровой форме.
    2. Особенности в восприятии и обучаемости. Нежелание учиться путем общеобразовательных программ: обязательные объемы учебного материала на тренировку чтения, письма и черчения.
    3. Предпочтение игровой части другим способам получения информации. Неутомимость и творческий подход в играх, рассеянность и отсутствие внимания в учебе.
    4. Со стороны эмоционально-волевой составляющей психики. Ярко выражена эмоциональная нестабильность. На фоне высокой утомляемости встречаются нервные перепады настроения и истерики при встрече незнакомых или неприятных для ребенка ситуаций.
    5. Любовь фантазировать. Это средство психологического уравновешивания. Вытеснение неприятных ситуаций и информации с помощью замещения их несуществующими событиями или людьми.

    Особенностью задержки психического развития является то, что компенсация и коррекция всех видов нарушений возможна на ранних этапах их выявления и только в условиях специального обучения и воспитания. Игровые наклонности восприятия окружающего мира учитываются при вовлечении детей с ЗПР в обучающие и развивающие занятия.

    Специалисты разрабатывают составные программы с подвижными играми для детей с задержками психического развития в сочетании с обучающей дозированной информацией из общей программы. Этот стиль обучения необходим для компенсационного восстановления пропущенных этапов развития, соответствующих возрасту и необходимому уровню психики, интеллекта и развития центральной нервной системы.

    Профилактика

    Не всегда представляется возможным предупреждение всех факторов, влияющих на отставание ребенка в развитии, по сравнению с общепризнанными возрастными нормами. Однако существует целый ряд методов, гигиены и профилактических средств.

    В список основных методов профилактики входит планирование беременности, предотващение любых инфекционных и соматических заболеваний как у матери, так и у ребенка в раннем возрасте, избегание механических, химических и иных негативных воздействий на плод, а также обеспечение благоприятных условий для воспитания и развития ребенка.

    Лечение

    Гармонический инфантилизм или отставание в психическом развитии корректируется достаточно успешно при условии помещения ребенка с ЗПР в грамотно организованную развивающе-обучающую среду.

    Динамика развития ребенка обусловливается значительностью нарушений и патологий, уровня интеллекта, потенциала и уровня работоспособности ребенка. Большое внимание следует уделить времени - чем раньше будет установлен диагноз ЗПР, тем быстрее можно будет начать коррекцию, не дав ситуации усугубиться.

    Одна из ключевых проблем построения и подбора корректирующих программ обусловлена многообразием видов ЗПР и их проявления. Нужно знать, что каждый ребенок с гармоническим инфантилизмом имеет целый ряд особенностей, включающих недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы и несформированность познавательной деятельности.

    Гармонический инфантилизм довольно успешно поддается коррекции при условии правильно организованной развивающей среды.

    Динамика развития ребенка зависит от глубины нарушений, уровня интеллекта, особенностей умственной работоспособности и ранней коррекции. Время начала коррекционно-развивающей работы имеет первостепенное значение. Чем раньше выявлена задержка и начата коррекционная деятельность, тем больше шансов у ребенка приблизиться в своем развитии к требованиям нормы.

    Что включают корректирующие программы

    Индивидуальные коррекционные программы учитывают многие особенности ребенка и степень развития интеллекта и потенциальной работоспособности, а также особенности формирования структуры мыслительной деятельности, развитие сенсомоторной функции и многого другого.

    1. Работа с детьми с задержкой психического развития требует общего, многостороннего подхода. В лечение и коррекцию подобных отклонений входит участие детских врачей различных направлений. В комплекс осмотров и наблюдений включается работа детских неврологов, психологов, психиатров и логопедов. В работу также включаются дефектологи и педиатры общей практики. Подобная коррекция рекомендуется к проведению в течение длительного времени и еще с дошкольного возраста.
    2. Для детей с установленными задержками психического развития рекомендовано посещение специализированных школ и групп или классов в дошкольных образовательных учреждениях.
    3. Главные особенности детей с ЗПР - дозированность учебного материала и его игровой тип преподавания. Весь материал разбит на небольшие информационные элементы упором на наглядность, частую смену деятельности и многократное повторение.
    4. Особое внимание уделяется разработке программ по улучшению памяти, мышления и внимания. За счет многочисленных методик арт-терапии и игровых элементов достигается улучшение эмоциональной и сенсорной сферы деятельности.
    5. Очень важный элемент работы - постоянный контроль со стороны дефектологов, психологов и психиатров.
    6. Данный тип легких нарушений восстанавливается за счет медикаментозной терапии в соответствии с выявленными нарушениями. Важное дополнение: массажи, лечебная физкультура (ЛФК), физиотерапия и водолечение.

    Важно!

    Взрослым необходимо помнить, что психика ребенка очень подвижная и мягкая. Это дает возможность корректировать любые задержки и легкие патологии Адаптированные образовательные программы для детей с ЗПР разработаны специально для таких отклонений и способны нормализовать психику и эмоционально-волевые качества ребенка до соответствующих его возрастной категории. Практически все отклонения от нормы поддаются коррекции. Однако работа с задержками в психическом развитии ребенка должна проводиться с учетом индивидуальных особенностей ребенка и вовремя.

    Родители и педагоги специализированных образовательных учреждений должны знать, что не существует общих программ для коррекции особенностей развития детской психики, даже в школах для детей с задержкой психического развития.

    Подобные коррекционные образовательно-развивающие программы формируются индивидуально для каждого ребенка. Даже для работы в специализированных классах для детей с ЗПР рекомендуется обработка программы для каждого ребенка. Разработка и коррекция программы проводится совместно со специалистами психологических и психиатрических центров. Будьте внимательны к своим детям, следите за их здоровьем и вовремя обращайтесь к специалистам в области педиатрии.

    Дети с ЗПР (задержкой психического развития) входят в особую смешанную по степени психофизиологического развития группу лиц. Задержку психического развития психиатры относят к классу маловыраженных отклонений психического развития. ЗПР сегодня считается часто встречаемым видом психических патологий в раннем возрасте. О наличии заторможенности развития психических процессов говорить следует исключительно при условии, что индивидуум еще не вышел за границы младшего школьного периода. В случаях, когда симптомы ЗПР наблюдаются на фазе старшего школьного периода, уже следует говорить об или инфантилизме. Отклонение, выраженное в задержке психического формирования, занимает позицию между анормальным развитием и нормой.

    Малышам с замедленным развитием присуще опасение перед новыми, неожиданными впечатлениями, неминуемо появляющимися в их жизни вследствие изменений условий обучения. Они ощущают повышенную потребность в одобрении и внимании. Некоторые дети могут проявлять при смене привычных для них условий, некоторые – проявляют своеобразную реакцию на наказание (могут начать раскачиваться, либо петь). Подобная реакция может расцениваться в качестве избыточной компенсации в травмирующей ситуации. Таким детям присуща повышенная чувствительность к воздействиям ритмического характера, потребность в таких действиях и любовь к музыке. Малыши с удовольствием посещают музыкальные занятия. Они способны быстро освоить различные танцевальные движения. Вследствие воздействия ритма такие дети быстро успокаиваются, настроение у них становится ровным.

    У детей с ЗПР наблюдаются ярко выраженные трудности с адаптивным поведением, что может проявляться в различных формах. Ограниченные возможности к самообслуживанию и обучению социальным навыкам наряду с серьезными недостатками поведения являются характерными чертами малышей с ЗПР. Болезненное реагирование на критику, ограниченный самоконтроль, неуместное поведение, агрессивность, нередко членовредительство – все это может наблюдаться. Проблемы с поведением обуславливаются степенью задержки развития – чем глубже уровень замедления развития, тем ярче выражено нарушение поведенческих реакций.

    Таким образом, патологическое состояние, выраженное в задержке формирования процессов психики, можно рассматривать в качестве полисимптомного типа изменений интенсивности и характера развития детей, который охватывает многообразные комбинации расстройств и их симптомов. Несмотря на это в психическом статусе детей с ЗПР следует выделить ряд ключевых особенностей, представленных ниже.

    Незрелостью различных анализаторных систем и неполноценностью зрительно-пространственного ориентирования представлена сенсорно-перцептивная сфера. Расстройство психомоторной сферы включает разбалансированность двигательной активности, импульсивность, тяжесть в усвоении двигательных навыков, различные нарушения координации движений. Мыслительная деятельность представлена преобладанием простейших мыслительных операций, снижением степени логичности и абстрактности мышления, сложностями в переходе к абстрактно-аналитическим конфигурациям мыслительной деятельности. В мнемической сфере наблюдается доминирование механического запоминания над абстрактно-логической памятью, преобладание непосредственной памяти над опосредованным запоминанием, понижение объема памяти, существенное снижение непроизвольного запоминания. Речевое развитие представлено ограниченностью словарного запаса, замедлением усвоения грамматической структуры, сложностями в овладении письменной речью, недостатками в произношении. Эмоционально-волевая сфера представлена общей незрелостью, инфантилизмом. Преобладание игровой мотивации, устремленность к получению удовольствий, неприспособленность мотивов и интересов наблюдаются в мотивационной сфере. В характерологической сфере заметно усиление вероятности возникновения различных акцентуаций характерологических качеств и психопатоподобных проявлений.

    Работа с детьми с ЗПР

    Методы воздействия и коррекционная работа с детьми ЗПР должны строго соответствовать ключевым позициям формирования в конкретном возрастном периоде, опираясь на характерные для данного возрастного периода черты и достижения.

    На первом месте должна стоять коррекционная работа с детьми с ЗПР, направленная на выправление и доразвитие, компенсацию таких процессов психики и ее новообразований, которые на предыдущем возрастном промежутке начали образовываться и которые представляют собой фундамент для развития в последующем возрастном промежутке.

    Коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР надлежит создавать условия и их организовывать с целью максимально эффективного развития функций психики, особенно интенсивно вырабатывающихся в текущем периоде.

    Программа для детей с ЗПР в идеале должна быть целенаправленна на формирование предпосылок для дальнейшего успешного развития на последующем возрастном промежутке, на гармонизацию развития личности малыша на текущем возрастном этапе.

    При построении стратегии коррекционной работы, направленной на развитие, не менее важным будет, как полагал Л. Выгосткий, учет зоны ближайшего формирования. Под такой зоной развития можно понимать различие между степенью сложности поставленных задач, доступной малышу при самостоятельном ее разрешении, и той, которую он может достичь при помощи взрослых лиц или товарищей в группе.

    Коррекционную работу с детьми с ЗПР надлежит выстраивать с учетом периодов развития, которые являются максимально оптимальными для формирования определенного качества или психической функции (сензитивных периодов). Тут нужно понимать, что при заторможенности формирования процессов психики сензитивные периоды могут также сдвинуться по времени.

    Можно отметить несколько важнейших направленностей коррекционной работы с больными детьми. Первое направление имеет оздоровительный характер. Ведь полноценное формирование детей возможно исключительно при условии его физической развитости и здоровья. К этому направлению относятся также задачи упорядочения жизни малышей, т.е. создание нормальных условий для их дальнейшей оптимальной жизнедеятельности, введение разумного режима дня, создание наилучшего двигательного распорядка и др.

    Следующим направлением можно считать коррекционно-компенсаторное воздействие при помощи нейропсихологических методик. Современный уровень развития нейропсихологии детей позволяет достигать значительных результатов в работе коррекционного характера с познавательной деятельностью детей. При помощи нейропсихологических методик успешно выравниваются такие школьные навыки, как чтение, письмо и счет, поддаются коррекции различные нарушения поведенческой сферы, например, целенаправленность или контроль.

    Следующее направление работы включает в себя формирование сенсорно-моторной сферы. Данное направление обладает особым значением при работе с учениками, имеющими отклонения в сенсорных процессах и дефекты опорно-двигательного аппарата. Для выработки творческих способностей малышей с замедленным формированием процессов психики очень важна стимуляция сенсорного развития.

    Четвертое направление представляет собой стимуляцию познавательных процессов. Наиболее разработанной сегодня можно считать систему психологического воздействия и педагогической помощи в полноценном формировании, выравнивании и компенсации дефектов развития всех процессов психики.

    Пятое направление – это работа с эмоциональными процессами. Повышение эмоциональной осведомленности, предполагающее способность понимать чувства других индивидов, выражающиеся в адекватном проявлении и контроле собственных эмоций, важно абсолютно для всех малышей вне зависимости от степени выраженности патологии.

    Последним направлением будет выработка видов деятельности, характерных для определенной возрастной категории, например, игровых или продуктивных видов деятельности, учебной деятельности и коммуникативной.

    Обучение детей с ЗПР

    К моменту начала обучения у малышей с замедленным развитием психических процессов, обычно, полностью не сформированы стержневые мыслительные операции, такие как анализ и синтез, обобщение и сравнение.

    Дети с ЗПР не способны ориентироваться в поставленных задачах, не умеют планировать собственную деятельность. Если их сравнивать с умственно отсталыми малышами, то обучаемость у них будет на порядок выше, чем у олигофренов.

    Ученики с ЗПР намного лучше используют помощь, они способны переносить продемонстрированный способ произведения действий на сходные задания. При условии соблюдения педагогами специальных требований к обучению таких детей, они способны изучить учебную информацию значительной сложности, рассчитанную на учащихся с нормальным развитием, соответствующим их возрастной категории.

    Особенности обучения детей с ЗПР в значительной степени обусловлены тем, насколько на подготовительном этапе ученики усваивают навыки учебной деятельности. В подготовительном классе стержневыми задачами обучения являются коррекционная работа в отношении специфических дефектов развития когнитивной деятельности обучающихся, их мыслительных процессов, компенсирование недостатков в азбучных знаниях, подготовка к усвоению ключевых предметов, формирование умственной активности в ходе постижения учебного материала.
    В обучении детей, страдающих заторможенностью развития процессов психики, следует основываться на задачах, поставленных требованиями программы обучения общеобразовательной школой, а также учитывать ряд специфических задач и коррекционную направленность, вытекающую из особенностей психофизиологических характеристик школьников указанной категории.

    Практика показывает, что целесообразнее начинать предупреждение возможных сложностей в обучении и школьной адаптации детей еще в условиях дошкольных центров. С этой целью разработана специфическая модель дошкольного учреждения (ДОУ) образовательной направленности компенсирующего вида для малышей, характеризующихся заторможенностью развития процессов психики. В таких учреждениях коррекционная работа представлена: диагностико-консультативным направлением, лечебно-оздоровительным и коррекционно-развивающим направлением. Специалисты-дефектологи или логопеды ведут коррекционно-развивающую работу с детьми-дошкольниками с участием семьи малышей.

    Занятия для детей с ЗПР учитывают состояние и степень развитости малышей, вследствие чего предполагают обучение по различным направлениям: ознакомление с окружающей средой, развитие функций речи, выработка правильного звукопроизношения, знакомство с художественной литературой, обучение игровой деятельности, подготовка к дальнейшему обучению грамоте, формирование примитивных математических представлений, трудовое воспитание, физическое развитие и эстетическое воспитание.

    При продуктивном усвоении учебных программ в специализированных классах вследствие решения школьного медико-психолого-педагогического консилиума ребенок переводится в общеобразовательную школу в соответствующий его уровню класс.

    Информация, представленная в данной статье, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию и квалифицированную медицинскую помощь. При малейшем подозрении о наличии у ребёнка данного заболевания обязательно проконсультируйтесь с врачом!


    В медицине и педагогике нет четкой дифференциальной диагностики проблемы ЗПР, ЗРР и ЗПРР. Родителям предлагают усредненные рекомендации, которые должны быть пригодными для коррекции диагнозов ЗПР, ЗРР и ЗПРР у всех детей. Но на практике получается далеко не так, и лечение помогает не всегда. В чем причина ЗПР, ЗРР и ЗПРР у ребенка и как возможно снять диагноз, читайте в этой статье.

    ЗПР, ЗРР, ЗПРР: что это за диагнозы

    • ЗПР. Задержка психического развития. Ставится детям, у которых нарушено нормальное развитие психических функций - мышления, памяти, внимания, способностей к обучению и приобретению новых навыков.
    • ЗРР. Задержка речевого развития. Ставится детям, у которых к 3-4 годам мал словарный запас или нет фразовой речи, при нормальном темпе развития психики.
    • ЗПРР. Задержка психического и речевого развития. Совмещает в себе и отставание в формировании психики, и задержку развития речи.

    Воспитатели детского сада могут сообщать, что ребенок ведет себя «странно», агрессивно, кричит, предпочитает находиться один. Не выполняет задания вместе со всеми из-за неусидчивости. Ему может требоваться дополнительное время, в памяти не удерживаются новые знания, и приходится повторять все, как в первый раз. Отставание в ранние детские годы, когда дети наиболее активно развиваются, может оказаться невосполнимым. В первых классах школы у ребенка с диагнозом ЗПР, ЗРР и ЗПРР часто выявляются нарушения чтения, письма и счета. Если не исправить ситуацию, то малыш становится кандидатом на обучение по коррекционной программе. Как этого избежать, читайте далее.

    Диагностика ЗПР, ЗРР и ЗПРР у детей

    Диагностика детей с ЗПР, ЗРР и ЗПРР включает в себя несколько этапов:

    • Исследование анамнеза и условий жизни;
    • Обследование ребенка у педиатра, невролога и ЛОР-врача;
    • Обследование ребенка у логопеда, психолога и психиатра.

    Сначала выясняется наличие травм, инфекций и других факторов, которые могли повлечь за собой нарушение развития нервной системы малыша. Значение имеет также информация о поведении ребенка и обращении с ним в семье и в детском саду. Врачи-специалисты помогают определить сопутствующие заболевания и состояние организма в целом. Постановка диагноза ЗПР, ЗРР или ЗПРР осуществляется медико-педагогической комиссией на основании заключений логопеда, психолога, врача-психиатра и педагога-дефектолога.

    Задержка речевого и психического развития также выявляется при профилактических медицинских осмотрах детей установленных возрастов, а также при врачебном осмотре ребенка для поступления в детский сад. Методики диагностики ЗПР, ЗРР и ЗПРР основаны на определении соответствия уровня развития ребенка возрастным нормам.

    Если ребенку поставили диагноз ЗПР, ЗРР или ЗПРР - это значит, что на развитие малыша нужно обратить особое внимание.

    Причины ЗПР, ЗРР и ЗПРР у детей

    Причинами ЗПР, ЗРР и ЗПРР у детей являются:

    • Органическое поражение ЦНС

    Поражение головного мозга на физическом уровне может возникать при родовой травме, тяжелой гипоксии, инфекционных болезнях центральной нервной системы, травмах головы и неоднократно перенесенных операциях под наркозом.

    • Хромосомные, генетические и соматические заболевания

    Такие заболевания, как синдром Дауна, ДЦП, врожденная нейросенсорная тугоухость и другие, несут в себе вторичную задержку развития речи и психики.

    В этой статье поговорим о тех детях, которые не имеют явных признаков поражения головного мозга. Когда беременность и роды протекали нормально, и ребенок отстает в развитии из-за несоответствия условий окружения его индивидуальным психическим особенностям. К этим условиям относится и выбор неправильных методов воспитания и обучения.

    ЗПР, ЗРР и ЗПРР у детей: симптомы и признаки

    К симптомам ЗПР, ЗРР и ЗПРР относятся:

    • Бедность или отсутствие самостоятельной речи с 3 лет;
    • Ребенок плохо понимает и не выполняет простые задания;
    • Медленно приобретает новые навыки;
    • Неусидчивость, синдром дефицита внимания и гиперактивности;
    • Невротические реакции (ночной энурез, плаксивость, страхи);
    • Замкнутость, отгороженность, отсутствие или слабая реакция на обращение к ребенку при сохранном слухе;
    • Аутоподобное поведение;

    У ребенка с ЗПР, ЗРР или ЗПРР могут быть отдельные симптомы или все вышеперечисленные признаки.

    Проблема классификаций симптомов ЗПР, ЗРР и ЗПРР в том, что они не учитывают индивидуальные особенности малыша, уравнивают разных детей и подгоняют их под общепринятые нормы. В чем причина задержки психического и речевого развития у определенного ребенка? Разберемся в этом с помощью системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

    Психические особенности детей с диагнозами ЗПР, ЗРР и ЗПРР

    Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, человек рождается обладателем определенных векторов. У каждого вектора свои свойства, непохожие на другие, и свои психофизические особенности.

    Знание векторов ребенка позволяет правильно его развивать. Ведь то, что норма для одного - может быть патологией для другого. У детей с диагнозами ЗПР, ЗРР и ЗПРР причины их появления кроются в нарушении развития в одном или нескольких из нижеперечисленных векторов.

    У ребенка со звуковым вектором особая чувствительность к звукам и словам других людей. Это они - дети, которые долго молчат, а потом сразу начинают говорить предложениями. Когда ребенок не обращается к взрослым, мало стремится к общению, не говорит, но все понимает и делает, что ему говорят - это может быть малыш со звуковым вектором. Если звуки снаружи неприятны для его чувствительного уха, то психика защищается. Ребенок «уходит в себя», нарушается его взаимодействие с окружающей средой. Такое может быть, когда в семье ссоры, скандалы, шумы, громко работают бытовые приборы и тому подобное. Резкий голос мамы и даже нежелательные слова тихим голосом, которые она говорит невзначай, могут быть причиной задержки психоречевого развития у детей со звуковым вектором. Когда внешние условия слишком травматичны, у такого ребенка могут диагностировать аутоподобное поведение и детский аутизм .

    Это тяжелое расстройство коммуникации и поведения с частичной или полной утратой способности различать смысл речи окружающих при сохранности слуха. Ребенок не может развиваться дальше, потому что его психика сворачивается в клубок внутри его самого. Ему нужно помочь «выйти наружу». Для этого должны соблюдаться правила звуковой экологии дома. Близким людям, в первую очередь маме, необходимо знать особенности таких детей . Ребенок со звуковым вектором устроен не так, как все. А чем сложнее психика, тем более она хрупкая, тем легче ее нарушить, даже не желая этого.

    Дети с анальным вектором медлительные и обстоятельные. Для них жизненно необходимо закончить начатое дело до конца, будь то сидение на горшке или застегивание пуговиц. Такому ребенку психологически важно поставить точку в любом деле.

    Если его торопить или прерывать, то он начинает упрямиться и обижаться . Как реакция на стресс может появляться ступор - малыш останавливается и не может продолжить начатое. При хроническом стрессе в анальном векторе мышление становится чрезмерно медленным, начинается застревание на несущественных деталях. Внимание переключается с трудом, малыш не может усваивать знания, не приобретает новых навыков. Отставание в развитии у ребенка с анальным вектором появляется из-за несоответствия темпа его психической деятельности с требованиями окружения. Может возникать заикание. Следует отличать анальный вектор от других и создать ребенку оптимальные условия для развития .

    Кожный вектор противоположен по свойствам анальному вектору. Ребенок с кожным вектором шустрый, гибкий, способен быстро переключаться с одного на другое. Хвататься за несколько дел и не доводить их до конца - это про него. При неправильном воспитании такого ребенка у него может возникать задержка психического развития с синдромом дефицита внимания и гиперактивности .

    Тогда ему трудно обучаться и приобретать навыки из-за отвлекаемости и неусидчивости. Такому малышу более других необходима дисциплина и адекватная система запретов, потому что в кожном векторе самоограничение имеет особый смысл. Родители, раздражаясь на поведение ребенка, начинают резко хватать его, шлепать, ругать. Этого делать нельзя - унижение, причинение боли, битье малыша с кожным вектором затормаживает его развитие .

    Дети со зрительным вектором обладают самой большой эмоциональностью и склонны к перепадам настроения. Воспитать их чувственность - задача родителей. Если ребенок со зрительным вектором не научен сопереживанию к другим людям, то он может испытывать страхи , закатывать истерики , плакать и раздувать из мухи слона по любому поводу. Когда у ребенка формируется привычка получать эмоции таким способом, это нарушает его взаимодействие с другими людьми. Возникает страх общения, и тогда разговорчивый дома малыш молчит и боится незнакомых людей, может появляться заикание.

    Роль чувства защищенности и безопасности у ребенка в развитии ЗПР, ЗРР и ЗПРР

    Мама - самый близкий человек для ребенка, и самый важный. Она дает ему чувство защищенности и безопасности . Это является обязательным условием для развития психики малыша. Мама сохраняет его жизнь и психологический комфорт. Тогда ребенок способен развить свойства в своих векторах максимально.

    Потеря чувства защищенности и безопасности чревата для него остановкой в развитии. Тогда в ребенке начинают проявляться еще незрелые свойства векторов, некоторые из которых распознаются как симптомы и признаки ЗПР, ЗРР и ЗПРР.

    До 6-7 лет бессознательная связь ребенка с мамой абсолютна - он перенимает ее внутреннее состояние без слов. Если мама раздражена, подавлена, расстроена, сама подвержена частым стрессам, то и ребенок не будет чувствовать себя защищенным. Когда мама приводит свою психику в порядок, состояние малыша улучшается. Спокойная, уравновешенная мама способна не совершать ошибок в воспитании, правильно реагировать на любое поведение ребенка и не срываться на него.

    Когда мама узнает, что ребенку поставили диагноз ЗПР, ЗРР и ЗПРР, ее накрывает волной страха за его будущее. Нарастает внутреннее напряжение, чувство вины. Она стремится дать ему самое лучшее, и если результата нет, наступает отчаяние. Такое тревожное состояние мамы влияет на ребенка негативно. Маме необходимо знать, что делать, обрести уверенность в своих действиях, повысить стрессоустойсивость .

    Получить знания на тренинге «Системно-векторная психология» - лучший совет, какой можно дать в этой ситуации.

    Педагогическая и социальная запущенность - следствие незнания правил воспитания

    Когда ЗПР, ЗРР или ЗПРР у ребенка появляется вследствие неправильных методов воспитания и воздействия неблагоприятных условий, таких как унижение, физическое и психологическое насилие, гиперопека или беспризорность в семье, отсутствие воспитания эмоциональной сферы, трудовых, гигиенических навыков и неумение преодоления лени - говорят о педагогически запущенном ребенке.

    Часто это социально неблагополучные семьи, но даже в примерных семьях находятся педагогически запущенные дети.

    Когда к человеку применяют то, что противоречит его природе, когда не знают особенностей его психики - это вопрос психологической грамотности родителей.

    Каждый рождается с определенными задатками, которые можно как развить, так и погубить. Любого малыша легко вовлечь в ту деятельность, которая предназначена ему природой, если знать, к чему он склонен.

    Диагнозы ЗПР, ЗРР и ЗПРР включают в себя много состояний, каждое из которых имеет свою векторально обусловленную причину возникновения. Если ребенку поставили диагноз ЗПР, ЗРР или ЗПРР, это не приговор. Как снять диагноз ЗПРР - необходимо знать, какой ребенок с диагнозом ЗПРР . Разобравшись в особенностях психики ребенка, получится правильно его развивать .

    Если Вы мама маленького сына или дочери с диагнозом ЗПР, ЗРР или ЗПРР, приходите на бесплатные онлайн-лекции тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Смотрите и читайте

    Перечисленные особенности учащихся с соматогенной ЗПР являются серьезным препятствием в их обучении. Частые пропуски по болезни, «выключение» такого ребенка по мере нарастания утомления из учебного процесса, незаинтересованность в учебе приводят его в разряд стойко неуспевающих школьников.

    Дети с соматогенной ЗПР нуждаются в систематической лечебно-педагогической помощи. Наиболее целесообразно помещать такого ребенка в школы санаторного типа, при их отсутствии - в класс компенсирующего обучения, если такового нет, необходимо создать в условиях обыкновенного класса охранительный медикаментозно-педагогический режим.

    ЗПР психогенного происхождения

    Дети этой группы имеют нормальное физическое развитие, соматически здоровы. По данным исследований, у большинства таких детей имеется мозговая дисфункция. Их психический инфантилизм обусловлен социально-психологическим фактором - неблагоприятными условиями воспитания. Яркий пример - дети, воспитанные в Доме ребенка. Эмоциональная депривация (лишение материнского тепла, эмоционального богатства отношений), однообразие социальной среды и контактов, обделенность, слабая индивидуальная интеллектуальная стимуляция часто ведут к замедлению темпов психического развития ребенка; как результат - снижение интеллектуальной мотивации, поверхностность эмоций, несамостоятельность поведения, инфантильность установок и отношений.

    Нередко очагом формирования данной детской аномалии являются неблагополучные семьи: асоциально-попустительские и авторитарно-конфликтные. В асоциально-попустительской семье ребенок растет в атмосфере полной безнадзорности, эмоционального отторжения в сочетании со вседозволенностью. Родители своим образом жизни (пьянство, распущенность, неустроенность, воровство) стимулируют эффективность (импульсивные, взрывные реакции), безвольное следование влечениям, непроизвольность поведения, гасят интеллектуальную активность. Такие условия воспитания становятся длительным психотравмирующим фактором, способствующим накоплению черт психического инфантилизма в эффектно неустойчивой возбудимой форме. Данное состояние часто является благоприятной почвой для формирования стойких асоциальных установок, т.е. педагогической запущенности. В авторитарно-конфликтной семье жизненная сфера ребенка пропитана ссорами, конфликтами. Между взрослыми. Основная форма родительского воздействия - Подавление и наказание систематически травмирует психику ребенка, в ней накапливаются черты пассивности, несамостоятельности, забитости, повышенной тревожности. У ребенка формируется психический инфантилизм по астеническому тормозному типу.