• Святая мученица любовь. Вера, Надежда, Любовь и мать их София – когда мучениками становились дети. Завершение земного пути вдовы

    Память свв. мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии совершается 30 сентября (17 сентября ст. ст.). Это один из самых примечательных дней в христианском церковном календаре, когда воспоминается одно из самых трогательных житийных повествований, говорящее о непреклонном мужестве трех совсем еще юных христианских дев и святой их матери.

    Тропарь, глас 1.

    Агницы словесныя Агнцу и Пастырю приведостеся мучением, ко Христу течение скончавше и веру соблюдше. Тем же днесь радостною душею совершаем досточюднии святую вашу память, Христа величающе.

    Кондак, глас 1.

    Агницы словеснии, Агницу и Пастырю беседовати сподобистеся. Огневи лютому и мукам предани бысте, и явистеся ангелом равночестнии. Тем вси священную вашу память празднуем в веселии сердца девы богомудрыя.

    Седален.

    София, честныя священныя леторасли, Вера, и Надежда, и Любы явльшеся, мудрость объюродиша еллинскую, благодатию. Страдавше, и победоносны явившеся, венцы нетленными от всех Владыки увязошася.

    Библиотека Русской веры

    Свв. мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София. Иконы

    Поскольку святые мученицы жили во II в., почитание их образа имеет давнюю историю. Изображаются они фронтально, за спинами невысоких дочерей стоит св. София. Как правило, все держат в руках кресты - это символ великой жертвы Спасителя. Также он означает мученические испытания.

    Часто икона «Вера, Надежда, Любовь и мать их София» выглядит очень красочно - на девочках ризы разных цветов (используются красный, белый, лазоревый, иногда зеленый и желтый). Чаще всего юные отроковицы не имеют на себе головного покрова, что весьма редко встречается в иконописной традиции женского образа в христианстве. Стиль изображения ликов зависит от времени выполнения иконы и школы, к которой принадлежал иконописец. Но всегда семейство находится вместе, как достойный образец для подражания.

    На традиционных образах византийской школы святые отроковицы держат в руках православные восьмиконечные кресты, их мать стоит, молитвенно воздев руки к небу - она испрашивает Божьей помощи. Лики святых спокойны, головы наклонены, словно в знак согласия с волей Бога, который приготовил Своим детям испытания.

    Существует также икона с клеймами, на которых изображены сцены из жития: на одном из них св. София с чадами изучают Священное Писание, на другом - предстают перед правителем, затем ведут беседу с языческой жрицей. Далее идут сцены мучений каждой из сестер, затем - погребение. В центре - классическое фронтальное изображение всей семьи. Икона эта также считается «семейной», как образец крепкой, дружной и благочестивой христианской семьи. Перед ней чаще всего молятся о семейном благополучии и здоровье своих домочадцев.

    Народные традиции в день свв. мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии

    Праздник этот называют «Вселенскими бабьими именинами», ведь День Ангела выпадает здесь сразу четырем различным именинницам: Вере, Надежде, Любови и Софии. «Бабьи именины» в старину праздновали три дня. В эти дни прославляли материнскую мудрость (Софию) и женские добродетели - веру, надежду и любовь. В этот день женщине дозволялось поплакать о своей нелегкой доле, а также помянуть в слезной молитве родственниц и подруг. Однако плачь - не плачь, а за плиту становиться все равно придется. Поплакав, женщины принимались за стряпню, чтобы в свой именинный день ублажить домочадцев-мужчин именинными пирогами и кренделями.

    Храмы в честь свв. мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии

    В честь свв. мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии освящен придел собора Смоленской иконы Пресвятой Богородицы Новодевичьего монастыря в Москве. Смоленский собор был возведен в 1524-1525 гг. По другим данным, собор был отстроен в камне между 1533 и 1551 гг. В соборе пребывает чтимая Смоленская икона Пресвятой Богородицы (список середины XV века). Новодевичий монастырь находится в совместном ведении РПЦ и ГИМ.


    Собор Смоленской иконы Пресвятой Богородицы Новодевичьего монастыря в Москве

    Русская Древлеправославная Церковь в 2015 году начала строительство в селе Моты Шелеховского района Иркутской области. Пока здесь огорожен участок, установлен деревянный крест и размещена небольшая сторожка. Храм предполагается изготовить из дерева.


    Место будущего храма РДЦ во имя св. мучениц Веры, Надежды, Любви в с. Моты Иркутской области

    Душеполезное поучение

    Вера, Надежда и Любовь - три тезоименитые начальные добродетели, на которых созидается духовное стремление к совершенству и спасению души.

    «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35).

    «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, - нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; вся покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти прекратится. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше». (1-е Коринфянам, 13, 1-13).

    Среди многочисленных православных икон можно найти одну, на которой изображены святые девы. Они олицетворяют собой три основные христианские добродетели. Речь идет об иконе Веры, Надежды, Любви. Их имена содержат в себе все то главное, что когда-то принес человечеству Спаситель, для чего Он терпел крестные муки.

    Начало истории вдовы Софии

    Чтобы понимать смысл, который заложен в образах святых дев, следует обратиться к их житию. Символы пришли из глубины веков, но по-прежнему актуальны в современное время, в котором зачастую материальные ценности превалируют над духовными.

    История повествует о глубоко верующей вдове Софии. Жила она во втором веке, когда правил император Адриан, ярый гонитель христиан. Само имя девушки переводилось как «премудрость», и в нем содержалось предназначение, который дал Всевышний. С детства София проводила все время среди язычников, но сердцем сумела постичь учения Христа.

    Находясь в браке, женщина родила от своего мужа трех девочек. Она решила их назвать в честь христианских добродетелей. Когда на свет появилась младшая дочь, вскоре умер супруг. Овдовев, благочестивая София посвятила себя воспитанию своих детей. Девочки уже с ранних лет осознанно творили милостыню, понимая, что они исполняют заповеди Христа, который призывал к любви и состраданию к ближним. Все свои дни мать и дочки проводили в молитвах, постах и чтении Слова Божия.

    Духовный путь

    Шли годы, девочки подрастали и все больше крепли в добродетелях, которые мать заложила в их имена. Этому способствовали домашние труды, занятия с учителями, и чтение книг, которые были написаны древними пророками и святыми апостолами. Девочки шли по пути духовного возрастания, руководствуясь наставлениями мудрой матери.

    Со временем слухи об их уме и красоте разошлись по всему Риму. В том числе они дошли до Антиоха, фанатичного язычника и начальника области. Он пожелал с ними встретиться и побеседовать. Уже с первых секунд разговора стало ясно, что перед ним стоят истинные христианки. Больше всего его разгневал тот факт, что они открыто проповедуют учение Иисуса и даже не пытаются это скрыть.

    Перед римским императором

    Антиох не смог сдержать свою ярость и отправился к повелителю Адриану, чтобы рассказать о дерзких последовательницах Христа. Слуги незамедлительно были посланы с приказом привести во дворец Веру, Надежду, Любовь и мать их Софию.

    Покидая дом, вдова с дочерьми осознавали, что их ожидает впереди. Они обратились с молитвой к Господу, прося укрепить сердца, дать мужество и силы, чтобы не дрогнуть перед палачами. Стоя перед троном разгневанного римского правителя, они мысленно обращались к Небесному Царю. Именно это придавало силы смотреть на Адриана величественным и спокойным взором.

    Допрос благочестивых дев

    Императора поразило бесстрашие и благородство пришедших. Он стал расспрашивать их, кто они и к чьему роду принадлежат. Первой отвечала мать София, поскольку была старшей и исполнена премудрости, сообразно Божественному имени. Она рассказала о себе, дочерях и перешла к тому, ради чего их доставили во дворец.

    Вдова бесстрашно поведала императору о вере, в которой воспитала дочерей и выросла сама. Говорила она об Иисусе, учение которого считает истинным и единственно верным. Потом женщина заявила, что Любовь, Надежда и Вера стали угодницами Божиими, чтобы принести в дар нетленную чистоту Небесному Жениху.

    Непоколебимость перед страхом и соблазном

    Римский правитель не захотел вступать в спор с премудрой женщиной и сказал, что вынесет свое решение через три дня. Он отослал дочерей и их мать к знатной женщине Палладии, чтобы та постаралась поколебать их твердые убеждения. По прошествии обозначенного срока девушки снова предстали перед Адрианом.

    Ему не удалось достичь желаемого, вдова и девочки остались при своем мнении, еще больше укрепленные духовными беседами и молитвами, которые совершили в эти дни. Разъяренный император описал им беспечную и счастливую жизнь, которая настанет, если они откажутся от христианской веры и склонятся перед рукотворными языческими богами. Закончив с рассказом о земных радостях, он перешел к угрозам. Правитель перечислил все мучения, которые их ждут в случае отказа.

    Ни соблазн земными радостями, ни страх перед палачами не смогли поколебать решимость христианок. На иконе Веры, Надежды и Любви, которая была написана позже, как раз изображены четыре женщины, исполненные неземной силой духа и готовые принести себя в жертву, очистившись мучениями.

    Готовность терпеть земные муки

    Женщины снова и снова неуклонно и твердо отвечали, что их истинным Богом является Творец Сущего. Они отметили, что будут поклоняться только Ему и даже готовы ради Него одного принять все мучения и смерть. Более того, после этого в будущей жизни они навеки смогут соединиться с Ним. От этого убеждения христианок не смогли заставить отказаться ни соблазны, ни угрозы императора. Произнося все эти слова, София и дочери взялись за руки, образуя венок, который сплетен во имя Единого Бога.

    Адриан понял, что уже исчерпал все свои средства убеждения, и приказал отдать женщин в руки палачам. Христианок укрепляла сила молитвы, они были полны Благодати и сносили мучения, произнося тексты из Слова Божия.

    Принятие смерти за христианскую веру

    Мучители на все уговоры получали отрицательные ответы. Тогда начали пытать дочерей, а мать принудили наблюдать за всем процессом. Таким вот образом палачи хотели заставить ее отказаться от веры во Христа.

    Первой обрекли на муки Веру (Пистис, если брать греческое имя). Она во время пыток не сказала ни слова, а лишь пообещала молиться за сестер и мать перед тем, как ей отрубили голову. После настала очередь Надежды (Елпис). Сначала ее жестоко избивали, а затем заставили идти в горящую печь. Заметив, что огонь не навредил девочке, правитель велел и ей снять голову с плеч. Младшую дочь Любовь (Агапе) изуродовали до неузнаваемости, а потом тоже казнили.

    Адриан не стал пытать вдову и оставил ее в живых. Но чтобы побольнее ранить ее сердце, он отдал ей головы и тела умерших сестер. Проявленные в тот момент бесстрашие и величие подвижниц в полной мере передает впоследствии написанная икона Веры, Надежды и Любви. Но мученицы изображены на ней уже не земными женщинами, а как символы святости.

    Завершение земного пути вдовы

    Девочки, претерпев все страдания, принесли многоценную жертву во имя Иисуса Христа. София положила останки своих дочерей в дорогие гробы и сделала все то, что полагается свершать над усопшими. Похороны состоялись в пригороде римской столицы на высоком холме на Аппиевой дороге у восемнадцатого столба. Процессия проходила тридцатого сентября (впоследствии эта дата стала христианским праздником).

    Предав останки детей земле, вдова три дня провела в непрерывной молитве о сестрах. После этого она и сама тихо скончалась возле могил. Христиане погребли ее тело на том же холме, рядом с ее дочерьми. Подвиг Софии и трех девочек запечатлелся в памяти людей и непрерывно передавался из поколения в поколение.

    Вера, Надежда, Любовь и мать их София стали святыми символами. Икона с изображением их лик вскоре появилась на Руси после крещения киевского народа князем Владимиром. В то же время и был сделан славянский перевод жития. С ним связан довольно-таки любопытный факт. Имена мучениц в греческом оригинале звучат иначе и не переводятся так, как задумали составители славянского жития. Исключение составляет имя матери девочек - София. Вопреки традициям, переводчики дали сестрам имена, которые соответствуют трем главным христианским добродетелям. История христианства знает только несколько подобных случаев. Как правило, при составлении жития святых имена записывали без каких-либо изменений.

    Также интересен тот факт, что до середины восемнадцатого века на Руси новорожденным не давали имена святых, поскольку они считались символами нарицательными. Лишь в период правления Елизаветы Петровны к этому стали относиться по-другому. Святые имена получили широкое распространение, а их носительницы обладательницами ангелов-хранителей. В их честь на Руси тридцатого сентября и установили праздник.

    Значение иконы

    София была мудрой женщиной, поэтому дала своим дочерям имена, которые означают важные душевные качества. Их должен взращивать в себе каждый христианин. Смысл иконы с изображением святых мучениц Веры, Надежды, Любови и их матушки заключается в том, что она должна напоминать людям о тех вечных ценностях, которые зачастую становятся не такими важными, как преходящие земные радости.

    София олицетворяет премудрость Божию, являясь матерью трех христианских добродетелей.

    Вера представляет собой единение с Творцом, доверие к его дарам, силе и милости. Это то, что делает человека ближе к Богу со времен грехопадения. Так, Адам в раю мог непосредственно смотреть на Создателя и беседовать с Ним.

    Надежда олицетворяет чувство упования на то, что божественная милость не имеет границ. Без этой добродетели не может существовать вера, поскольку это и есть уверенность в ежеминутной и повсеместной защите.

    Любовь - это сила, на которой держится весь мир в целом и христианское бытие. Также это смысл жизни любого человека. Любовь определяет отношения людей к себе, друг к другу и Богу. Именно это качество апостол Павел считал самой главной из добродетелей. Иисус же заповедовал возлюбить даже врагов.

    Молитва иконе

    «Вера, Надежда, Любовь» является той иконой, значение которой полностью выражается в молитве. Нельзя с полной уверенностью сказать, когда точно она была составлена. Но в ней заключаются проникновенные слова, которые обращены, прежде всего, к матушке юных великомучениц-христианок. В молитве Софии воздаются хвалебные слова как женщине, сумевшей воспитать дочерей достойными невестами для Спасителя. Текст содержит в себе прошение у Бога о ниспослании для всех людей премудрости и сохранения трех добродетелей. Ведь именно на вере, надежде и любви держится весь мир. В подобных молитвенных речах выражается глубинный смысл иконы.

    Описание иконы

    Икону великомучениц легко узнать по нескольким признакам. Девушки изображаются фронтально, спереди стоят три невысокие дочери, а за их спинами - мать София. Обычно у всех в руках находятся кресты, как символ жертвы Спасителя и мученических испытаний.

    Зачастую икона выглядит очень красочной. Девочки облачены в ризы различных цветов: используют белый, лазоревый, красный, иногда желтый и зеленый. На некоторых образах они изображены как священницы. Стиль исполнения ликов будет зависеть от школы и времени, в котором жил иконописец. Но семейство всегда находится вместе как образец для подражания.

    Варианты икон

    Если обратиться к истории иконы, можно увидеть несколько вариантов ее исполнения.

    На традиционных образах, которые принадлежат к византийской школе, у девочек в руках находятся восьмиконечные православные кресты. Их матушка стоит и молитвенно поднимает руки к небу, испрашивая Божией помощи. Головы святых наклонены, а лики спокойны, словно соглашаются с волей Творца и приготовленными испытаниями.

    Существует икона, на которой изображены девочки разного роста. Самая старшая держит Евангелие, у средней дочери в руках деревянный крест, а у младшей - развернутый свиток. Мать София обнимает сестер за плечи. Позади мучениц виднеются холмы, а сверху - перистые облака на голубом небе.

    Также известна икона Веры, Надежды, Любви с клеймами, которые показывают сцены из жития. Одна из них изображает, как София с детьми читают Священное Писание, другая - беседу с римским правителем. Далее идут клейма с мучениями сестер и их погребением. В самом центре иконы находится классическое изображение христианской семьи.

    Помощь иконы

    Молитва, произнесенная рядом с иконой, может помочь сохранить семью, создать крепкие отношения, уберечь от завистливых людей, вернуть утраченную любовь, выбрать жениха незамужним девушкам и облегчить болезни рук. Можно попросить о даровании здоровья для родных и детей, даже если сейчас с этим нет проблем. В молитвах находят облегчение те, кто внезапно потерял близких.

    Испокон веков эта икона - покровительница домашнего очага. Возле нее замужние девушки просили у Всевышнего о воцарении мира в доме. Тридцатого сентября все женщины должны были начать утро со слез. Это являлось своего рода оберегом от невзгод. Также в этот день устраивались гулянья, на которых присматривали жениха.

    25×50 (ростовая)

    * Цены указаны на типовой образец и могут различаться в зависимости от вариантов отделки и дополнительных образов (предстоящие, образы на полях).

    ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБРАЗЕ

    Икона Любви Римской находится в христианских храмах издавна. Память святой мученицы отмечают 17 сентября по новому календарю и 30 сентября по-старому.

    Любовь была младшей дочерью святой мученицы Софии. Овдовев, София самостоятельно воспитывала своих трех дочерей – Веру, Надежду и Любовь. Она приучала их к молитве, постам и к труду. Слушать Священное Писание девочки очень любили. Когда Любовь могла подать милостыню, это было для нее счастьем.

    Истинную христианку Софию вызвали вместе с ее тремя дочерьми на суд, за их вероисповедание. Они стали молится Господу Богу о помощи. Они пришли на суд к императору Адриану с чистой душой и мужественным сердцем. Первой к истязаниям подвергли старшую дочь Веру, которой на то время было всего лишь 12 лет. Пытки были жесточайшие – ее избивали, отрезали груди, но вместо крови из ран истекало молоко. Положили ее на раскаленное железо, но ее тело осталось невредимым благодаря Господу. Ее бросили в котел, и там она молилась, прославляя Господа Бога, и осталась невредимой. Тогда Адриан приказал отсечь девочке голову.

    После Веры стали истязать Надежду. Ее тело царапали железными крюками и куски ее плоти падали на окровавленную землю, но Надежда все же улыбалась. Ее утешала благодать Святого Духа. В конце мучительных истязаний ее убили мечом.

    Самую младшую Любовь, которой было на то время всего лишь девять лет, били палками. Разожгли печь и хотели ее кинуть. Но первой в печь вошла мать София и вышла из нее невредимой. В печи она пела и прославляла Господа Бога, при этом нечестивых обожгло огнем. Младшей дочери отсекли голову.

    Софии пришлось похоронить своих дочерей на высоком холме за городом. На их могиле она умерла через три дня после похорон. Мученица Любовь одна из самых почитаемых в христианстве. Икона Святая Любовь излучает веру и свет.

    РАССКАЗАТЬ ДРУЗЬЯМ:

    КАК ЗАКАЗАТЬ ИКОНУ "Любовь Римская, мученица"?

    Заказать икону можно по тел. +7 495 642 12 42 или +7 925 717 60 30

    Одной из главных человеческих добродетелей является любовь во всех ее проявлениях – любовь к ближнему, любовь к Богу. В православной иконографии есть святые образы, которые олицетворяют это прекрасное чувство. О многих своих чаяниях и желаниях возносят молитвы православные христиане святым, которые особо отличились перед Всевышним своими преданными и жертвенными поступками. Среди них особое почитание получила святая .

    Верующими христианами одной из особо дорогих православных святынь является многие годы православная икона Святая Любовь . История этой святой великомученицы является истинным примером самопожертвования и праведной жизни во имя Господа. Любовь была самой младшей дочерью христианки Софии. Когда слуги римского императора Адриана истребили семью Любви, покалечив, а затем, убив ее сестер, она продолжала молиться Всевышнему, прося о помощи. Она, также, как и вся ее семья, пострадала за веру.

    Когда Любовь подвергли пыткам, а затем, захотели сжечь заживо, она сама вошла в горящую печь. К ужасу палачей, девочка осталась невредима, ходила и, радуясь, воспевала хвалу Господу. Через три дня Любовь была обезглавлена. В настоящее время в православных храмах совершаются празднования в честь святой великомученицы Любови 30 сентября. Женщины с этим прекрасным именем считают обязательным купить именную икону Любови для домашних молитв, почитая ее своей главной покровительницей перед Господом. Местами самой широкой реализации этой дивной иконы являются иконные мастерские, православные интернет магазины.

    Именная икона Святая Любовь, вышитая бисером

    В большом многообразии представленных иконописных вариантов образа святой Любви особо выделяются работы из бисера, выполненные в самых лучших традициях прикладного искусства. В иконе св Любви, вышитой бисером переданы все черты этого изысканного образа.

    Красиво оформленный и украшенный современными ювелирными материалами оклад, умелое сочетание цветовой палитры разноцветного бисера, а также, правильно подобранный религиозный сюжет, относящийся к этой святой, дают право называть эту прекрасную икону самым уникальным сочетанием древнего образа и современного искусства. Христианская икона Любовь будет очень уместно и достойно смотреться в виде подарка всем, кто заслужит стать его обладателем. Святая Любовь станет для своего обладателя хранительницей домашнего очага и защитницей от всех бед.

    Житие.
    Во II веке, в царствование императора Адриана (117–138 гг.), в Риме жила благочестивая вдова София (имя София значит «премудрость»). У нее были три дочери, носившие имена главных христианских добродетелей: Вера, Надежда и Любовь. Бу­дучи глубоко верующей христианкой, София воспитала дочерей в любви к Богу, уча не привязываться к земным благам. Слух о принадлежности к христианству этого семейства дошел до императора, и он пожелал лично увидеть трех сестер и воспитавшую их мать. Все четверо предстали перед императором и безбоязненно исповедали веру во Христа, воскресшего из мертвых и да­ющего вечную жизнь всем верующим в Него. Удивленный смелостью юных христианок, император отослал их к одной язычни­це, которой приказал убедить их отречься от веры. Однако все доводы и красноречие языческой наставницы оказались на­прасными, и пламенеющие верой сестры христианки не изменили своих убеждений. Тогда их снова привели к императору Адриа­ну, и он стал настойчиво требовать, чтобы они принесли жертву язычески богам. Но девочки с негодованием отвергли его при­каз.

    «У нас есть Бог Небесный, – ответил они, – его детьми мы желаем остаться, а на твоих богов плюем и угроз твоих не боимся. Мы готовы пострадать и даже умереть ради дорогого нам Господа нашего Иисуса Христа».
    Тогда разгневанный Адриан велел предать детей различным пыткам. Палачи начали с Веры. Они на глазах у матери и сестер стали беспощадно бить ее, отрывая части от ее тела. Потом они положили ее на раскаленную железную решетку. Силой Божи­ей огонь не причинил никакого вреда телу святой мученицы. Обезумевший от жестокости Адриан не вразумился чудом Божиим и велел бросить отроковицу в котел с кипящей смолой. Но по воле Господней котел охладился и не причинил исповеднице ника­кого вреда. Тогда ее присудили к усечению мечом. «Я с радостью пойду к возлюбленному моему Господу Спасителю», – сказала святая Вера. Она мужественно преклонила свою голову под меч и так предала свой дух Богу.

    Младшие сестры Надежда и Любовь, воодушевленные мужеством старшей сестры, претерпели подобные ей муки. Огонь не причинил им вреда, тогда им отсекли мечом голову. Святую Софию не подвергли телесным мучениям, но обрекли ее на еще бо­лее сильные душевные мучения от разлуки с замученными детьми. Страдалица погребла честные останки своих дочерей и два дня не отходила от их могилы. На третий день Господь послал ей тихую кончину и принял ее многострадальную душу в небес­ные обители. Святая София, претерпев за Христа большие душевные муки, вместе с дочерьми причислена Церковью к лику святых. Пострадали они в 137 году. Старшей, Вере, тогда было 12 лет, второй, Надежде, – 10, а младшей, Любови, – лишь 9 лет.

    Так три девочки и их мать показали, что для людей, укрепляемых благодатью Святого Духа, недостаток телесных сил нисколь­ко не служит препятствием к проявлению сил духа и мужества. Их святыми молитвами Господь да укрепит и нас в христианской вере и в добродетельной жизни.