• Церковный сосуд для миро. Освященное масло — источник духовных сил и средство телесного врачевания. Помазание миром в Крещении

    Состав и история

    И сказал Господь Моисею, говоря: возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот [сиклей], корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят, касии пятьсот [сиклей], по сиклю священному, и масла оливкового гин; и сделай из сего миро для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания

    В первые века христианства, как видно из писаний отцов и учителей Церкви, для помазания крещённых использовалось «некое смешение разнообразных благовонных веществ » , которое освящалось особым священнодействием «на алтаре» (то есть на престоле), а право приготовлять и освящать миро принадлежало только епископам .

    Кирилл Иерусалимский. Тайноводственное поучение третье

    Установление особого обряда освящения мира Василий Великий и ряд других церковных авторов приписывают апостолам . До V века для чина освящения не существовало особо установленного дня, с V века на Востоке таким днём стал великий четверг . На Западе с V века освящение мира стало совершаться в основном на средней из литургий великого четверга, которая стала называться missa chrismatis . Чин освящения мира описан Псевдо-Дионисием Ареопагитом в его сочинении «О церковной иерархии» (рубеж V-VI веков):

    …иерарх, взяв миро, полагает на божественном жертвеннике под осенением двенадцати крыл, между тем как все священнейшим гласом воспевают священную песнь вдохновения богодухновенных пророков, и, совершив над ним (миром) молитву освящения, затем употребляет его в святейших священнодействиях над освящаемыми вещами и лицами для всякого почти рода священно-начальственного священносовершения.

    В католической традиции латинского обряда в состав мира входят только оливковое масло и благовонный бальзам, смешиваемые непосредственно перед освящением мира.

    Мироварение

    В Русской православной церкви

    "Кадь" для хранения мира (XVIII в.)

    Предварительное приготовление веществ для мироварения начинается на Крестопоклонной седмице Великого поста . В среду совершается малое освящение воды и окропление всех приготовленных для мироварения веществ. Часть приготовленного елея смешивается с виноградным вином и варится в котле. Мелко истолчённые благовонные вещества заливаются сваренным елеем и настаиваются в течение двух недель. В среду шестой седмицы поста масло сливается в сосуды, а вещества заливаются вновь виноградным вином.

    Торжественный чин мироварения совершается на Страстной седмице в малом соборе Донского монастыря . До 1917 года для этих целей использовалась Крестовая палата бывшего Патриаршего дворца в Московском Кремле , благодаря этому известная также как Мироваренная (Мироварная), где до сих пор сохраняется сделанная в XIX веке мироваренная печь.

    В Католицизме

    В латинском обряде католической церкви освящение мира проводится на утренней литургии Великого четверга , служащейся по особому чину и носящей название «Месса освящения мира и благословения елея» (Missa Chrismatis ). Служить эту литургию должен только епископ , по уважительным причинам допустимо переносить её на несколько дней назад (но не вперёд). Как правило, епископ совершает мессу в сослужении со всеми епархиальными священниками. Месса освящения мира и благословения елея носит особо торжественный характер и обычно проводится в кафедральном соборе епархии. Название мессы связано с тем, что наряду с освящением мира на ней проводится благословение елея больных и елея оглашаемых. Елей больных используется для соборования , елей оглашаемых для помазания катехуменов во времена таинства крещения . В отличие от мира оба вида елея состоят из чистого оливкового масла.

    Католический сосуд для мира

    Освящение мира

    Во время утренней литургии Великого четверга после Литургии слова и обряда обновления священнических обетов совершается процессия принесения елеев, во время которой диаконы и министранты выносят к алтарю четыре сосуда, содержащих елей больных, елей оглашаемых, а также елей и бальзам для приготовления мира. Епископ принимает сосуды и ставит их на алтарь. Затем служится Евхаристическая литургия обычным порядком. После её окончания епископ благословляет елей больных и елей оглашаемых, после чего приступает к освящению мира. Епископ в молчании вливает благовонный бальзам в елей, затем призывает верующих к молитве, и с простёртыми руками читает молитву освящения. Во время молитвы все сослужащие священники простирают правую руку в направлении сосуда с миром. После освящения миро рассылается по всем приходам епархии, где хранится в специальных сосудах.

    В Армянской апостольской церкви

    В Армянской апостольской церкви миро варят 1 раз в 7 лет во время специально учреждённого для этого Праздника Мироварения. Обязательным условием при приготовлении нового мира является вливание в него оставшегося старого мира. Это символизирует преемственность традиции. Считается, что древнейшим миром таким образом входящим в состав свежеприготовленного, является миро принесенное в Армению самими апостолами.

    См. также

    • Мироточение - образование маслянистой жидкости на мощах и иконах

    Примечания

    Ссылки

    • Фотогалерея чина мироварения в Американской православной церкви
    • Мироварение при патриархе Алексии II (2007): фотогалерея и видеосюжет
    • Мироварение при патриархе Кирилле (2009): фотогалерея и видеосюжет (с официального сайта Московской Патриархии)

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Синонимы :

    Смотреть что такое "Миро" в других словарях:

      МИРО, (миро) ср. благовонное масло, пахучая масть или душистое маслянистое вещество. | В церк. ·знач. вареное деревянное масло, с красным вином и благовониями, освящаемое в великий четверток, для совершения таинства миропомазания. Они везде (попы … Толковый словарь Даля

      - (греч. myron жидкое благовоние, от myro течь капля по капле). Деревянное масло и красное вино, сваренные с благовониями и освященные по уставу церкви. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МИРО греч.… … Словарь иностранных слов русского языка

      миро - МИРО, арх., церк. – Благовонное масло, миро. Образы, местные, и книги, и двери царские, и ризы, и поручи, и покровы, колокола и кадило, копье и всякие церковные деревянные сосуды присланы на Пелым с сыном боярским Петром Албычевым да со стрельцом … Словарь трилогии «Государева вотчина»

      - (греческое myrrha благовонное масло), в христианстве состав, употребляемый при совершении таинства миропомазания. Миро первоначально представляло собой растительное масло. С 6 в. к нему добавляют бальзам и ароматические вещества. В православной… … Современная энциклопедия

      Габриель (Gabriel Miro, 1879 1930) испанский писатель. Учился в иезуитской коллегии и в валенсианском университете, юрист. Художник интимных, самоуглубленных и спиритуалистических мотивов, М. является своеобразным выразителем буржуазной реакции… … Литературная энциклопедия

      Одним миром мазаны.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. миро мазь, елей, масло Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

    Особое масло, освященное Церковью в ходе длительных обрядов — это елей и миро. Это два несколько разных вида жидкости. Используются они в разных случаях, в двух Таинствах и на одном виде богослужений.

    Таинства с помазыванием миром и елеем

    Православная Церковь имеет семь благодатных Таинств. Все они установлены Господом и имеют своим основанием Его слова, сохраненные в Евангелии. Таинством Церкви называется священнодействие, где с помощью внешних знаков, обрядов незримо, то есть таинственно, откуда и название, людям подается благодать Святаго Духа. Спасительная сила Божия истинна, в отличие от «энергетики» и магии духов тьмы, которые только обещают помощь, на самом же деле губят души.

    Кроме того, Предание Церкви говорит, что в Таинствах, в отличие от домашних молитв, молебнов или панихид, благодать обещана Самим Богом и просвещение подается человеку, подготовившемуся к Таинствам верно, приходящего с искренней верой и покаянием, пониманием своей греховности перед Безгрешным Спасителем нашим.

    Господь благословил апостолов совершать семь Таинств, которые обычно именуются в порядке от рождения до смерти человека: Крещение, Миропомазание, Покаяние (исповедь), Причащение, Венчание (брак), Священство, Елеосвящение (Соборование).

    Крещение и Миропомазание сегодня совершаются подряд, одно за другим. То есть пришедшего креститься человека или принесенного ребенка помажут Святым Миром — особой смесью масел, которая создается в большом количестве раз в году, в присутствии Патриарха.

    Таинство Соборования, которое нельзя путать с елеопомазанием. Елеопомазание совершается за Всенощным бдением (вечерней службой, совершающейся каждую субботу и перед церковными праздниками) и является символическим благословением Церкви. Соборуют всех желающих, даже здоровых телом, обычно в Великий пост, а тяжелобольных весь год — по необходимости даже дома. Это Таинство исцеления души и тела. Оно имеет целью очищение от неисповеданных грехов (особенно это важно сделать перед смертью) и исцеление болезни.


    Что такое елей, где используется святое масло

    Поскольку елей применился в Таинстве Соборования, он всегда считался целебным маслом. О нем часто пишут в книгах Библии. В древние времена елеем помазывали почетных гостей.
    Елей отличается от мира. Во время Соборования и Елеопомазания используется Елей, во время Таинства Крещения — миро.

    Елеопомазание происходит за каждым Всенощным бдением, то есть богослужением вечером в субботу и вечером перед двунадесятыми праздниками и днями почитаемых святых.

    Нужно сказать о лампадном масле — часто его также называют елеем.
    Итак, елеем пользуются при

    • помазании,
    • соборовании,
    • возжигании лампад,
    • освященный во время молебна или Всенощного бдения перед почитаемой иконой или мощами елей разбавляют и продают или раздают в благословение.


    Состав святого елея

    По сути, елей — это обычное мало. Иногда используют чистое льняное, хорошее подсолнечное, оливковое. Его освящают на Всенощной бдении или во время Таинства Соборования. А как освящают миро, нужно рассказать подробнее.

    В состав елея могут входить и эфирные масла, но не сильно пахнущие.


    Миро — это особая священная жидкость

    Святое миро освящается раз в году — в Великий Четверг на Страстной седмицы накануне Пасхи. В древней Церкви этот обряд был установлен потому, что Крещение новых христиан обычно проводилось в Великую Субботу и на Пасху. Сегодня он проводится, следуя обычаю. В Русской Православной Церкви Ее глава, Святейший Патриарх, освящает в качестве мира масло оливкового дерева со смесью драгоценных ароматов. Оно варится на протяжении первых будних дней Страстной седмицы по особому древнему способу, а после освящения рассылается по всем приходам Церкви. Без мира неполным остается Таинство Крещения, соединенное с Таинством Миропомазания — через миро новокрещаемый обретает дары благодати Святого Духа.

    Затем миро в особых сосудах-мирницах передают в храмы, где оно и хранится на престоле.


    Состав освящаемого миро

    В составе его, по свидетельствам людей, находилось более 50 компонентов. Сейчас их, вероятно, 40.
    Для изготовления миро с елеем смешивают хорошее виноградное вино. Говорят, оно предупреждает пригорание и даже возгорание во время мировидения — ведь оно по Уставу длится почти неделю.
    Другие ингредиенты мира – благовония. В Уставе Церкви для них нет особых указаний, и в разных национальных традициях они различаются.

    Например, в мире может быть:

    • розовое эфирное масло;
    • ладан;
    • масла фиалки, лимона, мускатного ореха и другие.


    Зачем миро нужно

    Для завершения Таинства Крещения, освящения всего человека.
    Также в Православной церкви миро требуется для освящения новых храмов: помазывают стены, престол, антиминс.


    Помазание миром в Крещении

    По необходимости тяжелобольного новорожденного ребенка крестят прямо в роддоме, умирающего, выразившего желание креститься — на месте. Это может сделать и не священник — достаточно достать воды и полить на человека, сказав: «Крещается раб Божий (раба Божия) (имя) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Если человек выздоровеет или ему несколько полегчает — пригласите священника, чтобы он восполнил Таинство Крещения Миропомазанием. Совершенное Таинство в обычных условиях необходимо дополнить в церкви, попросив священника совершить Миропомазание.
    Миропомазание как бы завершает Таинство Крещения, совершаясь вместе с ним и символизируя очередной этап воцерковления человека.

    В то время, как Крещение очищает человека от грехов, он заново рождается, Миропомазание подает благодать Божью, зримо ставя печать Святого Духа на его тело, даруя ему силы на праведную христианскую жизнь.

    В Миропомазании священник, повторяя: «Печать Дара Духа Святого» крестообразно помазывает лоб, глаза, ноздри, уши, губы, руки и ступни человека. Именно для этого крещаемый одет в крестильную рубашку, открывающую эти места.

    Миропомазание происходит лишь раз в жизни — помазание елеем на вечерних богослужениях и на Соборовании является не Митропомазанием.


    Исцеление елеем, святым маслом

    В болезни нельзя унывать и отчаиваться. Если вы столкнулись с болезнью, особенно если симптомы болезни опасны — закажите молебен о здравии в храме. Это краткое богослужение, которое совершает священнослужитель. От имени всей Церкви земной и Небесной он молится о том, кто заказал молебен. Конечно, такая сильная молитва имеет особую благодать.

    Полезно заказать молебен о здравии болящего святым целителям в церкви, попроси освятить на молебне масло, а после богослужения взять освященное масло. После молитвы больной или родные могут показывать его лоб крестообразно лоб святым елеем, окуная в него чистую кисточку или палец.
    Также в болезни с утра, натощак, возьмите за правило пить святую воду и есть часть просфоры (церковный пресный хлеб с печатью из креста на плоской вершине, из которого вынимаются частицы с поминанием имен людей; просфору дадут вашим близким или вам при подаче записки «О здравии» на Литургию, что тоже нужно сделать для вас, если вы больны). с молитвой «Господи, благослови!» Или « Господи, Боже мой, пусть будет мне твой святой дар: просфора и святая вода для прощения грехов моих, просвещение моего ума, укрепление душевных и телесных сил моих, здоровье души и тела моего, избавление от моих пороков и болезней по твоему беспредельному милосердию и молитвам Матери Твоей пречистой и всех святых Твоих. Аминь». Святую воду и освященный елей можно также добавлять в пищу. Например, если ваш супруг или родственник неверующий, можно капать воды и елей при приготовлении пищи с молитвой.

    Поставьте рядом с кроватью иконы Господа, святых целителей — святителя Луки Крымского, Пантелеймона Целителя и Пресвятой Богородицы. Молитесь чаще.
    В болезни человек должен лечиться и молиться одновременно. Это время размышлений о своей жизни не только обычной, но и духовной, о состоянии своей души — ведь делами в это время заниматься нельзя или очень сложно. Молитва же — общение в тишине с Богом, Который вразумляет нас.

    В свою очередь, медикаментозное и иное лечение, назначенное вам лечащим врачом — это ваша забота о себе. Ведь если вы лечитесь только молитвой, вы как бы заставляете Бога творить чудо. А это неприемлемо: вы должны и сами прилагать усилия к выздоровлению.


    Можно ли мазать елей на лоб во время месячных

    Этот вопрос часто задают православные девушки и женщины. Да, можно.
    По одной из строгих традиций, прикладываться к иконам в это время нельзя. Но современная Церковь смягчает требования к людям.

    Во время месячных ставят свечи, прикладываются к иконам и даже приступают ко всем Таинствам: Крещения, Венчания, Миропомазания, Исповеди, — кроме Причастия. Но и в этом случае священник может дать Причастие находящейся в опасности, тяжелобольной женщине.

    Можно подходить к Елеопомазанию и мазаться самостоятельно.

    Да хранит вас Господь силой Своей благодати и святынь!

    Что такое Ми́ро?

    Ми́ро (ст.-слав. мѵ́ро от др.-греч. μύρον «ароматное масло») — в христианстве специально приготовленное и освящённое ароматическое масло, используемое в таинстве миропомазания для помазания тела человека. В православии используется также и при освящении вновь построенного храма, для помазания антиминса, престола и стен. В католицизме и в Армянской апостольской церкви кроме таинства миропомазания используется при рукоположении священников и епископов и при освящении храмов и алтарей. Ранее в православной традиции использовалось также при помазании на царство. Освящённое миро хранится в православных храмах в специальном сосуде — мирнице , которая устанавливается на престоле.

    В Библии впервые о мире сообщает книга Исход:

    Мироварение

    Предварительное приготовление веществ для мироварения начинается на Крестопоклонной седмице Великого поста. В среду совершается малое освящение воды и окропление всех приготовленных для мироварения веществ. Часть приготовленного елея смешивается с виноградным вином и варится в котле. Мелко истолчённые благовонные вещества заливаются сваренным елеем и настаиваются в течение двух недель. В среду шестой седмицы поста масло сливается в сосуды, а вещества заливаются вновь виноградным вином.

    Торжественный чин мироварения совершается на Страстной седмице в малом соборе Донского монастыря. С 1763 до 1917 года для этих целей использовалась Крестовая палата бывшего Патриаршего дворца в Московском Кремле, благодаря этому известная также как Мироваренная (Мироварная), где до сих пор сохраняется мироваренная печь сделанная тогда же, а в XIX веке дополненная декоративной сенью (навесом)

    «По древнему обычаю, при таинственном освящении мира в Успенском соборе в память общения нашей отечественной церкви с восточной, прибавляется из алавастра в состав мира несколько капель и пополняется новым, чтобы никогда не иссякал сей священный источник» («Древности Российского государства»).

    В Великий Понедельник патриарх (или по его благословению — митрополит) в сослужении клириков полагает начало мироварению. После молебна совершается малое освящение воды. Святой водой окропляются все вещества, приготовленные для мироварения, а также она добавляется в котёл, в который затем вливаются масло и вино.

    Патриарх благословляет рукой котёл и зажигает трикирием огонь под ним. После этого начинается непрерывное чтение Евангелия духовенством в течение трёх дней.

    В Великий Вторник в мироваренный котёл добавляют виноградное вино и благовонные вещества, а в Великую Среду — виноградное вино и елей, сваренный в четвёртую седмицу Великого поста. В среду в присутствии архиерея заканчивается мироварение и после остывания мира в котёл вливаются благовонные масла и всё тщательно перемешивается.

    Освящение приготовленного мира

    Освящение мира происходит в Великий Четверг за богослужением в Богоявленском соборе. Предварительно из Крестового храма Московской Патриархии в собор перевозится алавастр — сосуд с освящённым миром, хранимым в Церкви издревле с добавлением в него мира от каждого нового освящения.

    На Литургии в во время великого входа сосуды с миром переносятся к престолу. Алавастр ставится патриархом на престол. Остальные сосуды поставляются вокруг престола. Патриарх трижды благословляет каждый сосуд с миром, тайно читает молитву и добавляет в каждый сосуд из алавастра немного древнего мира, а также пополняет алавастр новоосвящённым миром.

    После освящения миро рассылается по всем епархиям и монастырям РПЦ.

    Миропома́зание

    Миропома́зание (др.-греч. χρίσμα, лат. chrisma ) — священнодействие в христианских церквях; является таинством в православии, католицизме, Древних восточных церквях и в некоторых протестантских церквях; через которое верующему подаются дары Святого Духа, укрепляющие его в духовной жизни. По мнению Православной церкви, как поясняет протопресвитер Александр Шмеман, речь идет не о различных дарах Святого Духа, а о самом Святом Духе, Который сообщается человеку как дар. По мнению Католической церкви, Святой Дух снисходит на христианина в момент крещения, а конфирмация лишь углубляет связь соСвятой Троицей и умножает дары Святого Духа.

    Историческое происхождение

    Установление таинства миропомазания восходит к апостольским временам. В первоначальной Церкви каждый новокрещёный получал благословение и дар Святого Духа через возложение рук апостола или епископа. Но уже в самих апостольских посланиях дар Святого Духа, которым обладают христиане, иногда называется «помазанием » (1Ин. 2:20, 2Кор. 1:21).

    Лаодикийский собор (343 год) закрепил следующее 48 правило: «Подобает просвещаемым быть помазуемым Помазанием Небесным, и быть причастниками Царствия Божия » . Этим собор закрепил практику совершения миропомазания сразу после крещения, что вероятно не всегда совершалось во времена Лаодикийского собора.

    О таинстве миропомазания писали богословы первых веков христианства :

    • Григорий Богослов (IV век): «Если оградишь себя печатью, обезопасишь свою будущность лучшим и самым действенным способом, ознаменовав душу и тело Миропомазанием и Духом, как древний Израиль ночной и охраняющей кровью первенцев и помазанием (Исх. 12:13), тогда что может с тобой случиться? ».

    Архиепископ Фессалоникийский Симеон о миропомазании пишет следующее :

    В Православной церкви внешняя сторона таинства заключается в том, что епископ, а гораздо чаще священник, ритуально мажет некоторые части тела человека особо освящённым ароматическим маслом —миром, через которое передаётся божественная благодать. Перед миропомазанием священник читает молитву о ниспослании на человека Духа Святого, а затем помазывает ему крестообразно лоб, глаза,ноздри, уши, грудь, руки и ноги. При каждом помазании каждой части тела священник повторяет слова молитвы: «Печа́ть да́ра Ду́ха Свята́го. Ами́нь ».

    Изначально апостолы на новокрещённых возлагали руки, но когда в отдалённые местах это стало практически невозможно, стали освящать особым чином благоухающее масло и раздавать священнослужителям для помазания новообращённых. После смерти апостолов, миро стали освящать только собор архиереев (их непосредственных преемников) во главе с предстоятелем той или инойПоместной церкви.

    Миропомазание совершается обычно сразу после таинства крещения, однако может совершаться и отдельно, например, как дополнение крещения, совершённого мирянином. Без миропомазания человек не допускается до причащения, даже если он уже крещён.

    Миропомазание совершается над человеком второй раз в жизни, если человек поставляется через церковь на царство, так называемое инаугурационное миропомазание (помазание на царство, греч. τò χρίσμα τῆς βασιλείας) монархов. В Полном православном богословском энциклопедическом словаре в двух томах 1913 года написано, что помазание на царство это вторая, высшая, степень таинства Миропомазания.

    Согласно 105 главе Большого Требника через миропомазание принимаются лица, крещенные в младенчестве в православии, но затем воспитанные с самого раннего детства вне православной веры.

    Допускается принятие в православие через миропомазание (а не через крещение) лиц из христианских конфессий, в которых сохраняется правильная форма крещения, например над католиками, старообрядцами. Над лютеранами и кальвинистамитаинство миропомазания совершается обязательно, эти деноминации принимаются и через крещение в православие. Над представителями Древних восточных церквей согласно 95 правилу Трулльского собора миропомазание не совершается (люди, приходящие в православие, должны приниматься через письменное отречение от своих ересей). В древности через миропомазание в Православную церковь, согласно 7 правилу 2 Вселенского собора, принимались ариане, македониане, савватиане, новациане, четыренадесятники, аполинириане. Принимались в православие через миропомазание и представители монофизитства, в греческих древних евхологиях и в славянских кормчих сохранился чин принятия армян и яковитов (у русских называвшийся чин принятия хвалисин) .

    Кроме того, совершается помазание миром престола православного храма при его освящении.

    Елеопомазание

    Елеопомазание — обряд православной и некоторых других Церквей, состоящий в помазании священником лба верующего освящённым маслом — елеем. При этом изображается знак креста, что символически обозначает излияние Божией милости на помазуемого.

    Исторически восходит к установленному через Моисея указанию помазывать освящённым маслом Аарона, его сыновей, а затем всех их потомков, ставших священнослужителями в Иерусалимском Храме (до его постройки — в скинии). Елеопомазание упоминается и в Новом Завете (Иак. 5:14) как обряд, совершаемый пресвитером над больным.

    Елеопомазание совершается:

    • на воскресной и праздничной утрени. В России это происходит после чтения Евангелия (на полиелее), в Греции — по окончании утрени. Верующие после поклонения праздничной иконе и Евангелию подходят к священнику, который их помазывает с произнесением слов «Во и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха» , или «Сла́ва Го́споди свято́му воскресе́нию Твоему́» , или «Пресвята́я Богоро́дица спаси́ нас» , или «Святы́й (имярек) моли́ Бо́га о нас» . В Типиконе это описано так:

    И исхо́дит иерей с кадилом, предыду́щу ему́ свети́льнику, кади́т на анало́гии ико́ну свята́го апо́стола, и отда́в кади́ло стои́т одесну́ю страны́ анало́гиа: и прихо́дит игумен ко анало́гию, и твори́т два покло́ны, и целу́ет ико́ну свята́го апо́стола. И по целова́нии еди́н покло́н: и взем струче́ц на то устро́енный, помазу́ет себе́ от канди́ла святы́м еле́ем крестообра́зно, на челе́ свое́м: и бра́тия подо́бне целу́ет ико́ну свята́го, игу́мен же помазу́ет святы́м еле́ем иере́а, и про́чую бра́тию. По пома́зании же свята́го еле́а, пое́м час пе́рвый.

    Архиепископ Вениамин (Румовский-Краснопевков) полагает, что к елею из кандила (лампады) следует добавлять и елей, освящённый на литии. Он же возводит эту традицию, как «нерушимую связь» между Законом Моисеевым и христианством.

    На Афоне помазание совершается во время пения т. н. хвалитных псалмов. В некоторых монастырях сохраняется старинный обычай помазания при помощи двух пальцев.

    • во время таинства крещения перед погружением в купель. Помазание «елеем радования» («елеем заклинания», «елеем оглашенных») известно с древних времён, о нём сообщают Ипполит Римский, Амвросий Медиоланский, Кирилл Иерусалимский, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Симеон Солунский и другие. Это действие, по мнению учителей церкви, напоминало крещаемому о «духовной брани» и готовило его к миропомазанию, а также отгоняло нечистую силу. После погружения в купель ранние христиане помазывали «елеем благодарения» (впоследствии этот обряд был вытеснен миропомазанием).
    • над усопшим. Это также весьма древний обычай. По мнению Дионисия и Симеона Солунского, он связан с предыдущим и символизирует завершение «жизненного подвига».

    Помазание также совершается по желанию верующих елеем из лампад от почитаемых икон и мощей.

    Что такое Мироточе́ние?

    Мироточе́ние — явление в христианстве, связанное с появлением маслянистой влаги (так называемое миро) на иконах и мощах святых. Явление представляет собой появление на иконе светлого маслянистого вида вещества, испускающего благоухание. Различные случаи мироточения отличаются друг от друга по виду, цвету и консистенции появляющейся жидкости. Она может быть густой и тягучей, как смола, или напоминать росу (в данном случае мироточение иногда называют «елеоточением » или «росоточением »).

    Для некоторых верующих мироточение является одним из чудес, однако дискуссии о причинах и характере этого явления ведутся как среди богословов, так и учёных. Проведению научного объективного исследования феномена мироточения препятствует отсутствие способов надёжного воспроизведения этого явления.

    Священное Писание не сообщает ничего о мироточении, все упоминания о данном явлении содержатся только в Священном Предании. К наиболее ранним сообщениям о мироточении относятся:

    • благовонное миро из гробницы апостола Иоанна Богослова, исходившее ежегодно;
    • мироточение мощей апостола Филиппа (согласно апокрифу «Деяния апостола Филиппа », памятник II—III веков);
    • «Мученичество Феодота» (III век) сообщает об истечении мира от останков мученика;
    • многочисленные сообщения об обильном мироточении мощей Димитрия Солунского (Димитрий Ростовский сообщает, что мироточение известно с VII века, но Иоанн Скилица первый письменно сообщил о том, что мироточение впервые появилось в 1040 году);
    • мощи св. Николая Чудотворца, находящиеся с 9 мая 1087 года в крипте базилики святого в городе Бари (Италия), постоянно источают миро, которое ежегодно извлекается священниками через небольшое отверстие в крышке гробницы.

    Современные примеры:

    • Монреальская Иверская икона Божией Матери по многочисленным свидетельствам почти непрерывно мироточила в течение 15 лет (1982—1997).
    • В 2009 году во время богослужения в воинской части в Севастополе святая икона Божьей Матери «Умягчение злых сердец» замироточила с кровью.

    Когда икона источает миро, это может считаться добрым знаком, умилением образа. Лабораторные анализы показывают, что миро - это жидкость органического происхождения. Каким образом она возникает на святынях, остается необъяснимым. В результате исследования влаги, взятой с одной из плачущих икон, было установлено, что "это самые настоящие слезы". Миро возникает на иконе буквально "из ничего".

    Теперь и в нашем храме есть такое чудо - Мироточит икона святого князя Александра Невского!

    Миро (греч. – благовонное масло) – особая смесь растительных масел, душистых трав и благовонных смол (всего – 50 веществ). В ветхозаветную пору им помазывались Скиния , первосвященники, пророки и цари. Жены-мироносицы шли ко гробу Иисуса именно с таким миром. Миром помазуют при совершении Таинства Миропомазания , в случаях, когда приобщаются к православию инославные христиане. Миро употребляют и для освящения новых престолов в храмах.

    Установление таинства Миропомазания восходит к апостольским временам. В первоначальной Церкви каждый новокрещеный получал благословение и дар Святого Духа через возложение рук апостола или епископа.

    Впоследствии с умножением христиан из-за невозможности личной встречи каждого новокрещеного с епископом рукоположение было заменено Миропомазанием.

    Миропомазание совершает священник, однако само миро приготовляется епископом, и правом приготовления мира обладает только глава автокефальной Церкви (патриарх, митрополит).

    В Москве, Патриарх совершает чин мироварения один раз в несколько лет и затем раздает освященное миро на приходы, таким образом, благословение патриарха получает каждый, кто становится членом Церкви.

    Среди многих священнодействий и молитвенных последований, которыми Церковь Христова сообщает благодатные дары своим чадам, есть одно священное действие, совершаемое один раз в несколько лет самим Патриархом Московским и всея Руси. Это приготовление Мира (мироварение) и освящение его. Это священнодействие имеет чрезвычайно важное значение, ибо через святое Миро в таинстве Миропомазания Церковь сообщает своим новым членам благодатный дар Духа Святого.

    Еще пророк Моисей, по глаголу Божию, впервые излил Миро на голову брата своего Аарона, возводя его в сан израильского первосвященника, и пророк Самуил совершил то же действие над Саулом и Давидом, помазуя их на царство. Первосвященники и цари, по закону, а пророки по чрезвычайному повелению Божию принимали это таинственное помазание от руки других пророков или первосвященников в знамение нисходящего на них Духа Божия, которым священнодействуют святители и вещают пророки.

    Еврейское слово Мессия и греческое Христос означают в переводе на русский язык – Помазанник. В трояком смысле оно было’ дано на земле Сыну Божию, явившемуся в образе Сына Человеческого, как пророку Своего Небесного Отца, как Царю Израиля и Вселенной от колена Давидова и, наконец, как Первосвященнику Бога Всевышнего, Который Сам принес Себя в жертву за грехи мира.

    Потому в Новом Завете, заключенном Богом с людьми в крови Агнца, святое Миро служит нетленною печатью дара Духа Святого выходящему из купели и самого имени христианина. Оно освящает все престолы и антиминсы храмов, на которых должна совершаться таинственная Жертва Христова.

    Обряд приготовления святого Мира начинается на Крестопоклонной седмице Великого поста с подбора масла и вина, благовонных трав и ароматов, необходимых для варения Мира. В первый же день страстной седмицы духовенство собирается в особой мироварной палате, где приготовлены серебряные котлы и сосуды. Патриарх, благословляя начало обычных молитв, освящает воду, при пении тропарей на сошествие Святого Духа и Успение Богородицы и кропит все вещества, из которых должно образоваться Миро. Он вливает эту воду в котлы, а священники льют масло и вино, и кладут горящие угли; Первосвятитель же, после краткой молитвы к Господу Иисусу Христу о совершении начинаемого дела, которое благословляет именем Пресвятой Троицы, отходит, оставив диаконов и священников, продолжающих мироварение в течение трех дней при непрерывном чтении святого Евангелия. В Великую среду в приготовляемое Миро кладут ароматы и разливают его в двенадцать больших сосудов по числу апостолов Христовых.

    Самое освящение совершается во время литургии Великого четверга. Перед чтением часов Патриарх со всем духовенством идет в мироварную палату за приготовленными сосудами Мира, и священники торжественно несут их в соборный алтарь, где ставят вокруг жертвенника, а хор поет во время шествия: «Благословен еси, Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлей, ниспослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную: Человеколюбче, слава Тебе».

    Это торжественное перенесение, двенадцати сосудов руками иереев повторяется на великом входе перед Святыми Дарами, ибо подобно им Миро должно быть освящено на престоле. Впереди всего шествия идет старший архимандрит или епископ и несет под осенением двух рипид, как бы под крыльями херувимов, драгоценный алавастровый сосуд, полный Мира. Он напоминает о том алавастре с драгоценным Миром, который излила на голову и ноги Иисуса кающаяся жена, исполненная любви к Спасителю. За ним несут прочие сосуды и ставят по сторонам престола, а первый алавастр Патриарх приемлет в царских вратах и ставит на трапезу. Когда должно совершаться освящение Святых Даров, он открывает постепенно каждый сосуд и благословляет крестным знамением .

    Потом вслух всей церкви произносит молитву освящения над Миром, взывая к Господу Милосердному и Отцу светов, «да даст ему благодать тайнодейственнаго служения, подобно Моисею, Самуилу и апостолам, и ниспослет Духа Святаго на Миро сие, сотворив его помазанием духовным, хранилищем жизни, освящением душ и телес и елеем радования, воссиявшаго из Ветхого Завета в Новом». Он молит, чтобы через эту печать духовного совершенства все выходящие из бани Крещения были признаны гражданами и домашними Божиими от святых ангелов и страшны были демонам. Да будут они людьми избранными, царским священством, народом святым, запечатленным таинством и носящим в сердцах своих Христа, дабы сотворилась в них обитель Пресвятой Троицы.

    Затем Патриарх обращается к молящимся с желанием мира и после призыва диакона преклонить главы опять приступает к престолу и втайне благодарит Бога, даровавшего ему благодать служения. Он просит об излиянии и на него самого освящения, подобно Миру, ибо Миро излиянное есть само Имя Христа, Единородного Сына Божия, в котором благоухает весь видимый и невидимый мир. По возглашении славы Пресвятой Троице, он еще трижды благословляет крестным знамением каждый из сосудов, которые после литургии торжественно переносятся в хранилище при пении псалма: «Отрыгну сердце мое слово благо…», изображающего таинственно помазание и славу Сына Божия.

    Все эти молитвы и действия освящения Мира принадлежат собственно к таинству Миропомазания, ибо одни архиереи имеют высшую власть запечатлевать христиан в вере по примеру апостолов; и освящают Миро для всей Церкви, дабы впоследствии священники могли сообщать при самом Миропомазании благодатный дар Духа Святого. Святое Миро, разливаясь по всей Церкви из одного благодатного источника, содержит ее в неразрывном союзе мира печатью Имени Христова, в залог общего спасения во едином Господе Иисусе Христе.

    Чин мироварения происходит только на Страстной седмице. В понедельник Страстной седмицы Патриарх совершает молитвы на начало чина мироварения, в этот день миро доводят до кипения и потом варят на малом огне, постоянно перемешивая его. Миро варится в течение трех дней: в Великий понедельник до вечера, весь Великий вторник и утро Великой среды. Все это время священники по очереди читают Святое Евангелие, а диаконы перемешивают миро веслами. Освящение мира совершается Святейшим Патриархом в Великий четверг за Божественной литургией. Освящение бывает после Евхаристического канона при открытых Царских вратах.

    Из книги митр. Иллариона (Алфеева)

    «Таинство веры. Введение в православное богословие»

    ▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰

    Здравствуйте, все! Сегодня на поговорим о эфирном масле миро. Может быть кому интересно? Присоединяйтесь!

    В настоящее время в России наблюдается упадок веры. Чаще всего в воскресенье люди толпятся в торговых центрах, удовлетворяя свои нескончаемые мирские потребности.

    Даже не все христиане знают что такое эфирное масло миро. Хотя его используют в таинстве помазания тела человека.

    В переводе с греческого слово «миро» означает ароматное масло. Оно используется и для освящения некоторой христианской атрибутики. Даже при постройке нового храма маслом могут освящаться стены.

    Эфирное масло миро имеет сугубо религиозное значение: об этом можно догадаться даже просто по названию. Для хранения масла в православном храме используется специальная мирница — вытянутый сосуд. Алавастр — это медный сосуд с вытянутым горлом.

    История возникновения масла миро начинается с приходом на Русь христианства.

    Уже тогда специальная смесь из нескольких благовонных масел использовалась для помазания крещенных.

    Для того, чтобы миро стало особенным, оно освящалось на алтаре.

    Только архиепископы имели право приготавливать миро и освящать его.

    Удивительно и великолепно, что данные традиции сохраняются до сих пор.

    Отличие мирры и миро

    Следует знать, что миро и мирра — это не одно и то же. Хотя многие путают данные понятия.

    Впрочем, это может объясняться тем, что слова произносятся практически одинаково.

    Мирра в качестве смеси была популярна еще в Древней Греции. Ее использовали для того, чтобы улучшить кровообращение, заживить раны, опухоли.

    Одним словом, мирра хороша при болезнях с застоем крови. Многие специалисты признают данный факт.

    А миро — это священная смесь. Она готовится из елея — очень высокого качества. В состав миро также входят:

    Еще совсем недавно для мироварения из царской аптеки брались мед дикий, перетрун, корень азар, смирна, кассия, ладан росной, янтарь добрый. Можно зайти по предложенным ссылкам и узнать о свойствах некоторых масел.

    Считается, что православное масло миро состоит из сорока различных ингредиентов. Процесс приготовления масла имеет очень строгие правила и является традиционным ритуалом. Издревле мироварение доверяется лишь статусным лицам в христианстве.

    Масло миро — применение

    Православные верующие знают, что миропомазание происходит в церкви после Ритуал заключается в том, что священник крестообразно смазывает лоб, глаза, уши, грудь, ноги, руки человека. Более подробнее о можете узнать в статье на эту тему. Заходите по ссылке.

    Однако мнение людей в данном случае расходятся: кто-то действительно чувствует что-то особенное, а кто-то абсолютно ничего.

    Вера складывается из многих вещей. Для некоторых людей это достаточно эфемерное понятие.

    А для других вера может выражаться в использовании определенной атрибутики: крестик, святая вода, молитвы, свечи, иконы, масло миро. Как использовать те или иные предметы — определено канонами русской православной церкви.

    Иногда считается, что помазание тела человека несет избавление от всех болезней. Ведь не зря эфирные масла обладают особыми свойствами. К тому же даже здоровые люди склонны к тому, чтобы окружать себя приятными маслами.

    Однако если вы не знаете никаких молитв, то можно молится горячо своими словами. Главное, чтобы это было искренне и с верой.

    Миро можно приобрести в храме. Так как данное масло считается священным предметом, то его нельзя хранить где попало: с косметикой, в аптечке и так далее. Лучше всего завести для него отдельное место. Можно поместить его рядом с иконами — это самое подходящее место.

    Следует знать, что елей хранят в холодильнике: таким образом оно долго остается свежим.

    Не следует покупать масло вне церковных магазинов. Так как в других местах оно не является освященным. Существует особое церковное правило: масло нельзя выбрасывать. Если случится так, что оно испортиться, то можно просто вылить его в проточную воду.

    Особой известностью обладает нардовое миро — это масло миро из Иерусалима. По своей сути это выжимка из нардового цветка, которая освящается в Иерусалиме на гробе Господнем и несет благоприятное воздействие данного места. Оно также используется для освящения и исцеления.

    Считается, что масло миро должно быть в доме каждого христианина. Оно защищает от всех неприятностей, напастей, нежданных болезней.

    Помазание нужно воспринимать, как оказание почтения и никак иначе. Такое отношение к христианской атрибутике укрепляет русскую православную веру.