• Для чего нужны учебно наглядные пособия. Типы и виды наглядных пособий. Учебно-наглядные пособия. Наглядные пособия – как использовать их с наибольшим эффектом

    Наглядные учебные пособия - плоскостные и объёмные изображения предметов и явлений, создаваемые для целей обучения, производственные и природные объекты в их естественном или препарированном виде. Применение наглядных учебных пособий способствует формированию у учащихся материалистических представлений и понятий, выработке у них умений и навыков. Наглядные учебные пособия используются в школе на различных этапах учебного процесса: при объяснении учителем нового материала, при закреплении его учащимися, во время повторения изученного материала и при проверке учителем знаний учащихся. Наглядные учебные пособия должны соответствовать содержанию программ и учебников, методам и приёмам обучения, возрастным особенностям учащихся, а также удовлетворять определённым научным, эстетическим, санитарно-гигиеническим, техническим и экономическим требованиям.

    Наглядные учебные пособия очень разнообразны по своему назначению, содержанию, способам изображения, материалам и технологии изготовления, по методам и приёмам использования. Их принято делить на 2 основные группы: натуральные наглядные учебные пособия, состоящие из природных или производственных объектов, и изобразительные наглядные учебные пособия, изображающие предметы и явления средствами искусства (живописи, графики, скульптуры) и техники.

    По способам изображения различают:

    · Образные наглядные учебные пособия, показывающие предметы и явления в реальном, образном виде (модели, макеты, муляжи, картины, иллюстративные таблицы и др.)

    · Схематические условные наглядные учебные пособия, передающие в предмете или явлении только самое главное, основное, в известной логической обработке и с использованием условных графических знаков, условной раскраски и символики (карты, схемы, диаграммы и др.)

    B зависимости от дидактических функций различаются следующие виды наглядности.

    · Естественная наглядность (детали, агрегаты, работа агрегатов); ее функция - знакомство учащихся с реальными объектами.

    · Экспериментальная наглядность (явления испарения, таяния льда); функция - знакомство с явлениями и процессами в ходе опытов, наблюдений.

    · Картинная и картинно-динамическая наглядность (картины, рисунки, фотографии, диапозитивы, кино); функция - познакомить с какими-то фактами, предметами, явлениями через их отображение.

    · Объемная наглядность (макеты, муляжи, геометрические фигуры); функция - знакомство с теми предметами, где объемное, а не плоскостное изображение играет роль в восприятии.

    · Звуковая наглядность (грамзаписи, магнитофонные записи, радио); функция - воспроизведение звуковых образов.

    · Символическая и графическая наглядность (чертежи, схемы, карты, таблицы); функция - развитие абстрактного мышления, знакомство с условно-обобщенным, символическим отображением реального мира.

    · Смешанная наглядность - учебный звуковой кинофильм; функция - воссоздание наиболее полного живого отображения действительности.

    Технические средства обучения (ТСО), как вытекает из самого их названия, являются средствами обучения, т. е. носителями информации различного плана. Используются они в учебно-воспитательном процессе.

    Технические средства обучения (ТСО) - совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации. ТСО объединяют два понятия: технические устройства (аппаратура) и дидактические средства обучения (носители информации), которые с помощью этих устройств воспроизводятся.

    Классифицировать технические средства обучения сложно в силу разнообразия их устройства, функциональных возможностей, способов предъявления информации. Перечислим их основные классификации:

    · по функциональному назначению (характеру решаемых учебно-воспитательных задач);

    · по принципу устройства и работы;

    · по роду обучения;

    · по логике работы;

    · по характеру воздействия на органы чувств;

    · по характеру предъявления информации.

    По функциональному назначению технические средства обучения делят на три основных класса: информационные, дидактические обучающие и контролирующие.

    Информационные средства обучения : аудиовизуальные - радиовещание, учебное кино и учебное телевидение, статическая диапроекция (мультимедийное оборудование), лингафонное оборудование (лингафонный кабинет).

    Информационные средства обучения используются как для предъявления учебной информации в пределах заданного этапа обучения (лекция, цикл лекций), так и для усиления наглядности изучаемой информации при различных формах учебной деятельности. Аудиовизуальные средства обучения используются при самостоятельном обучении. В качестве информационных средств обучения могут применяться электронные вычислительные устройства.

    Дидактические (обучающие) технические средства определяются степенью совершенства программ. Наиболее полно требованиям, предъявляемым к дидактическим техническим средствам обучения, отвечают автоматизированные обучающие системы (АОС). АОС - функционально взаимосвязанный набор подсистем учебно-методического, информационного, математического и инженерно-технического обеспечения на базе средств вычислительной техники, предназначенный для оптимизации процессов обучения в различных его формах и работающий в диалоговом режиме коллективного пользования. Применение АОС в учебном процессе позволяет решить ряд фундаментальных проблем педагогики, основные из которых - индивидуализация обучения в условиях массовости образования; развитие творческой активности и способностей учащихся к познавательной деятельности; унификация учебно-методического материала.

    Контролирующие технические средства обучения предназначены для определения степени и качества усвоения учебного материала и используются на всех этапах учебного цикла. Контроль - неотъемлемая часть процесса обучения, он выполняет функции обратной связи между обучающимся и преподавателем. Основные формы контроля: текущий контроль усвоения учащимися некоторого объёма учебного материала; промежуточный и итоговый контроль на определённой стадии учебного процесса. Контролирующие технические средства обучения разделяются на индивидуальные и групповые, основанием дифференциации является тип обучающих программ и методы ввода ответа обучаемого. В наиболее совершенных контролирующих устройствах используются разветвленные обучающие программы с конструируемым ответом. При автоматизированном контроле качества усвоения материала преподаватель освобождается от трудоёмких операций, присущих обычным методам контроля знаний, что даёт ему возможность уделять больше внимания творческим аспектам обучения и индивидуальной работе с обучающимися. Контроль становится более регулярным, достоверным, экономичным (с точки зрения затрат времени).

    Вспомогательные технические средства объединяют средства малой автоматизации (механизации) и аппараты, используемые для вспомогательных целей: движущиеся ленточные классные доски, устройства для перемещения карт, плакатов; устройства дистанционного управления комплексами компьютерной техники и затемнением предметных кабинетов; радиомикрофоны, микрофонную проводную технику, усилители, полиэкраны, электронные доски и т.п.

    К комбинированным техническим средствам (универсальным), выполняющим несколько функций, относятся лингафонные устройства, замкнутые учебные телевизионные системы, компьютерные системы.

    По принципу устройства и работы компьютерной техники выделяют механические, электромеханические, оптические, звуко-технические, электронные и комбинированные ТСО.

    По роду обучения выделяют технические устройства индивидуального, группового и поточного (для больших групп обучаемых, например, в вузах для целого потока) пользования.

    По логике работы компьютерной техники ТСО могут быть с линейной программой работы, т.е. не зависеть от обратной связи, и с разветвленной программой, обеспечивающей различные режимы работы в зависимости от качества и объема обратной связи.

    По характеру воздействия на органы чувств выделяют визуальные, аудиосредства и аудиовизуальные средства.

    По характеру предъявления информации компьютерной техники ТСО можно разделить на экранные, звуковые и экранно-звуковые средства.

    Глава 2. Применение принципа наглядности при изучении профессионального модуля «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей»

    2.1 Анализ профессионального модуля «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей»

    При анализе данной дисциплины мы должны ответить на следующие вопросы:

    I. - где применяется данная дисциплина;

    II. - каковы цели и задачи;

    III. - сколько часов отводится на изучение;

    IV. - наименования разделов профессионального модуля.

    V. - требования к техническому обеспечению

    I. Область применения программы

    Профессиональный модуль «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» изучается в образовательных учреждениях подготовки выпускников среднего профессионального образования выпускниками школ на базе общего среднего и основного общего образования.

    Программа профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта в части освоения основного вида профессиональной деятельности: Организация и проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта и соответствующих профессиональных компетенций:

    1. Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.

    2. Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств.

    3. Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей.

    Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области технического обслуживания и ремонта автомобилей при наличии среднего общего образования.

    II. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля:

    С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

    иметь практический опыт:

    В осуществлении разборки и сборки агрегатов и узлов автомобиля;

    В осуществлении технического контроля эксплуатируемого транспорта;

    В разработке и осуществлении технологического процесса технического обслуживания и ремонта автомобилей;

    Разрабатывать и осуществлять технологический процесс технического обслуживания и ремонта автотранспорта;

    Осуществлять технический контроль автотранспорта;

    Оценивать эффективность производственной деятельности;

    Осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации для решения профессиональных задач;

    Анализировать и оценивать состояние охраны труда на производственном участке;

    Устройство и основы теории подвижного состава автомобильного транспорта;

    Базовые схемы включения элементов электрооборудования;

    Свойства и показатели качества автомобильных эксплуатационных материалов;

    Правила оформления технической и отчетной документации;

    Классификацию, основные характеристики и технические параметры автомобильного транспорта;

    Методы оценки и контроля качества в профессиональной деятельности;

    Основные положения действующей нормативной документации;

    Основы организации деятельности предприятия и управление им;

    Правила и нормы охраны труда, промышленной санитарии и противопожарной защиты.

    максимальной учебной нагрузки обучающегося – 1645 часов, включая:

    обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 1033 часов;

    самостоятельной работы обучающегося – 316 часов;

    учебной и производственной практики – 612 часов.

    IV. Наименования разделов профессионального модуля:

    раздел 1. Освоение технических конструкций и теории автомобильного транспорта и эксплуатационных материалов. Максимальная учебная нагрузка – 503 часа;

    раздел 2. Овладение технологией технического обслуживания автомобильного транспорта. Максимальная учебная нагрузка – 233 часа;

    раздел 3. Овладение видами, методами и средствами качественного ремонта автомобильного транспорта. Максимальная учебная нагрузка – 297 часов;

    учебная практика – 522 часа;

    Производственная практика (по профилю) – 90 часов.

    V. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

    Успешное освоения студентами профессионального модуля«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» зависит, прежде всего от наличия соответствующих учебно-материальной базы. Благодаря хорошему оборудованию кабинетов и применению учебно-наглядных пособий на занятиях

    Оборудование учебных кабинетов и рабочих мест кабинетов:

    «Техническое обслуживание автомобилей»:

    Наглядные пособия.

    «Ремонт автомобилей»:

    Комплект деталей, узлов, механизмов, моделей, макетов;

    Комплект инструментов, приспособлений;

    Комплект учебно-методической документации;

    Наглядные пособия.

    Оборудование мастерских и рабочих мест мастерских:

    Демонтажно-монтажной:

    Оборудование и оснастка для производства демонтажно-монтажных работ;

    Инструменты, приспособления для разборочных и сборочных работ;

    Стенды для разборки, сборки и регулировки агрегатов и узлов.

    Оборудование лабораторий и рабочих мест лабораторий:

    «Технического обслуживания автомобилей»

    Методические пособия;

    Комплект плакатов;

    Лабораторное оборудование.

    «Ремонта автомобилей»

    Автоматизированное рабочее место преподавателя;

    Автоматизированные рабочие места студентов;

    Методические пособия;

    Комплект плакатов;

    Лабораторное оборудование.

    «Технических средств обучения»

    Компьютеры;

    Принтер;

    Проектор;

    Плоттер;

    Программное обеспечение общего назначения;

    Комплект учебно-методической документации.

    Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику, которую рекомендуется проводить рассредоточено.


    Похожая информация.


    На уроках осуществляются во взаимосвязи все основные принципы обучения: сознательность, наглядность, систематичность, прочность, учет возрастных возможностей, индивидуальный подход. В обучении особую роль играет принцип наглядности .

    Правильное использование наглядности на уроках способствует формированию четких пространственных и количественных представлений, содержательных понятий, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются на практике.

    Применение различных средств наглядности активизирует учащихся, возбуждает их внимание и тем самым помогает их развитию, способствует более прочному усвоению материала, дает возможность экономить время. Тема урока и возраст учащихся определяют и характер средств наглядности, и особенности применения их. В таких учебных предметах, как естествознание, история, география, наглядные пособия чаще всего используются для показа изучаемых объектов. Чтобы учащиеся могли составить наиболее правильное, наиболее полное представление о животном или растении, о том или ином событии, о природном явлении и т.п., все это необходимо показать в возможно более естественном виде и так, чтобы хорошо были различимы все нужные детали .

    Виды наглядных пособий, используемых в обучении: предметы окружающей обстановки, демонстрационные изобразительные пособия, таблицы: познавательные, инструктивные, тренировочные, справочные; счетные приборы; измерительные приборы; иллюстрации; дидактический материал.

    Многие наглядные пособия - таблицы, некоторые модели, абаки для индивидуального пользования, палетки, счетный материал, некоторые виды раздаточного материала и т. п. - могут быть сделаны самими учащимися. При изготовлении того или иного пособия, у учащихся неизбежно возникает интерес к нему, появляется желание разобраться в его назначении и математической структуре. А это приводит к лучшему пониманию и лучшему усвоению учебного материала. В ходе работы по изготовлению пособий осуществляются межпредметные связи: с одной стороны, дети применяют свои математические знания и навыки (расчет, измерение, черчение). А с другой -- они опираются на навыки, приобретенные на уроках труда (вырезание из бумаги, склеивание и др.) .

    С точки зрения использования наглядные пособия делят на обще классные и индивидуальные.

    К изготовлению наглядных пособий полезно привлекать детей. Это имеет большое образовательное и воспитательное значение, содействует сознательному и прочному овладению знаниями и умениями, помогает выработке определенных трудовых навыков. Работая с пособиями, изготовленными своими руками, ребенок учится уважительно относиться к труду.

    В процессе обучения наглядные пособия используют с различными целями: для ознакомления с новым материалом, для закрепления знаний, умений, навыков, для проверки их усвоения.

    Когда наглядное пособие выступает как источник знаний, оно особенно должно подчеркивать существенное- то, что является основой для обобщения, а также показывать несущественное, его второстепенное значение.

    Знакомя с новым материалом, нужно использовать наглядное пособие с целью конкретизации сообщаемых знаний. В этом случае наглядное пособие выступает как иллюстрация словесных объяснений.

    Согласно «методической пирамиде», эффективность такого вида деятельности, как «работа с наглядными пособиями», достаточно высока - 30 % усвоения информации. А можно ли еще увеличить этот процент? -- Оказывается, можно, если руководствоваться китайской пословицей: «Скажи мне -- и я забуду. Покажи мне -- и я запомню. Дай мне сделать самому -- и я пойму». Можно (и нужно!) использовать для демонстрации стандартные наглядные пособия (различные модели, коллекции минералов, гербарии и т.п.), а можно пойти еще и другим путем: самим изготовить оригинальные пособия с обязательным привлечением к этой работе детей. У пионеров и школьников существует хорошая традиция: собирать во время каникул, экскурсий и походов коллекции растений, насекомых или минералов для своей школы.

    Такие коллекции обогащают учебные кабинеты школы, являются ценным наглядным пособием, которое помогает учителям укреплять и углублять знания школьников .

    Признаки хорошего наглядного пособия:

    Доступность сюжета;

    Достоверность содержания;

    Достаточный формат для фронтальной работы;

    Красочность и яркость изображения;

    Соответствие содержанию изучаемого материала;

    Аккуратность и эстетичность самодельных наглядных пособий;

    Дозировка наглядных пособий, чтобы урок не был ими перенасыщен;

    Время демонстрации наглядного пособия (пособие должно появляться в нужный момент урока и убираться после завершения работы по нему).

    Отечественная дидактика, исходя из единства чувственного и логического, считает, что наглядность обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, содействует развитию абстрактного мышления, служит внешней опорой внутренних действий, совершаемых учеником под руководством учителя в процессе овладения знаниями .

    Словесное изложение материала допускает второстепенную информацию, а средства наглядности помогают выделить главное. Именно поэтому наиболее высокое качество усвоения информации достигается при сочетании словесного изложения материала и использовании средств наглядности. Наглядность применяется и как средство познания нового, и для иллюстрации мысли, и для развития наблюдательности, и для лучшего запоминания материала. Средства наглядности используются на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала учителем, при закреплении знаний, формировании умений и навыков, при выполнении домашних заданий, при контроле усвоения учебного материала .

    Использование средств наглядности обеспечивает успешное решение следующих дидактических задач:

    развитие у учащихся наглядно-образного мышления;

    формирование навыков работы с информацией, представленной в графической форме;

    фиксация внимания при усвоении учебного материала;

    развитие познавательного интереса;

    активизация учебно-познавательной деятельности учащихся;

    конкретизация изучаемых теоретических вопросов;

    наглядная систематизация и классификация изученных явлений на схемах, таблицах и т.д .

    Печатные наглядные пособия -- обязательный атрибут каждого специализированного учебного кабинета. Занятия по информатике и информационным технологиям проходят в кабинете информатики -- учебно-воспитательном подразделении средней общеобразовательной школы, оснащенном комплектом учебной вычислительной техники, соответствующими учебным оборудованием, мебелью, оргтехникой и приспособлениями. Это психологически, гигиенически и эргономически комфортная среда, организованная так, чтобы в максимальной степени содействовать успешному преподаванию, умственному развитию и формированию информационной культуры учащихся, приобретению ими прочных знаний по информатике при полном обеспечении требований к охране здоровья и безопасности труда . Печатные наглядные пособия (плакаты) по информатике и информационным технологиям включены в Перечень учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений.

    Наглядность – одна из специфических черт изобразительного искусства как учебного предмета. Обучение рисованию с натуры уже является наглядным. Невозможно проводить уроки тематического и декоративного рисования, уроки-беседы об изобразительном искусстве без таблиц, моделей, рисунков и репродукций с картин художников.

    Наглядность представляет собой путь к познанию сущности явления, к раскрытию его характерных свойств и закономерностей. Наглядность содействует развитию у учащихся наблюдательности и логического мышления. Когда учащиеся воспринимают предметы и процессы в натуре, наглядность служит источником знаний, но когда изучаемые объекты не могут быть показаны учащимся, наглядность при помощи зрительной памяти помогает воспроизводить их образы. Наглядность помогает лучшему усвоению многих абстрактных положений, т. е. способствует развитию абстрактного мышления. В этом случае она обусловливается особенностями развития мышления детей. На ранних этапах развития ребенок мыслит больше образами, чем понятиями. В это время понятия доходят до детского сознания значительно легче, если они подкрепляются конкретными фактами, примерами, образами.

    В процессе познания окружающей действительности (то же и в процессе учения) участвуют все органы чувств человека. Поэтому принцип наглядности выражает необходимость формирования у учащихся представлений и понятий на основе всех чувственных восприятий предметов и явлений. Однако пропускная способность у органов чувств или «каналов связи» человека с окружающим миром различна. По мнению специалистов, если, например, орган слуха пропускает 1000 условных единиц информации за единицу времени, то орган осязания за ту же единицу времени пропускает 10 000 условных единиц информации, а орган зрения - 100 000, т.е. около 80% сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения.

    Таким образом, отмечая наибольшую пропускную способность информации у органов зрения, мы ставим принцип наглядности на первое место. Однако он предусматривает не только опору на зрение, но и на все другие органы чувств. На это положение обращал внимание и великий русский педагог К.Д. Ушинский. Он отмечал, что чем большее количество органов чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления, тем прочнее оно закрепляется в нашей памяти. Физиологи и психологи объясняют это положение тем, что все органы чувств человека взаимосвязаны. Экспериментально доказано, что если человек получает информацию одновременно с помощью зрения и слуха, то она воспринимается более обостренно по сравнению с той информацией, которая поступает только через посредство зрения, или только через посредство слуха. Психологические основы наглядности заключаются в том, что в сознании человека решающую роль играют ощущения, т. е., если человек не видел, не слышал, не ощущал, у него нет необхо­димых данных для суждения. Чем больше органов чувств участ­вует в восприятии, тем познание предмета у человека глубже и вернее.

    В обучении рисованию огромную роль играет принцип наглядности , который состоит в том, что учащиеся идут к до­стоверным знаниям, обращаясь к самим предметам и явлениям как источнику познания. Наглядность обучения и воспитания предполагает как широкое использование зрительных ощущений, восприятий, образов, так и постоянную опору на свидетельства органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью.

    Принцип наглядности должен пронизывать всю систему обуче­ния изобразительному искусству. Наглядность обучения состоит не только в том, чтобы рас­крыть закономерность строения натуры, помочь детям понять процесс построения изображения, но и в том, чтобы научить их приемам работы. Например, школьник уже понял, что в начале построения изображения рисунок наносится легким касанием ка­рандаша, но на практике у него это не получается. Учитель пока­зывает, как это делается. Другой пример. Ученик неправильно пользуется резинкой: он то сильно трет ею по бумаге, которая загрязняется от этого, и в конце концов протирает ее до дыр, то пытается стереть весь рисунок. Педагог показывает, как надо пользоваться резинкой, аккуратно убирая только лишние и не­правильно намеченные линии.

    Наглядные методы.

    Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объекта в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций; схем и т.п. В современной школе широко используются с этой целью экранные технические средства. Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

    Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр.

    Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.
    Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные является условным. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных. (Например, показ иллюстраций через эпидиаскоп).

    Виды наглядности.

    Наглядность, используемая в процессе изучения различных учебных дисциплин, имеет свои конкретные особенности, свои виды. Однако дидактика изучает процесс обучения как таковой, безотносительно к какому-либо учебному предмету, поэтому она изучает наиболее общие виды наглядности:

    Натуральная или естественная наглядность. К этому виду относятся естественные объекты и явления, т.е. такие, какие встречаются в действительности. Например, в процессе обучения демонстрируются растения или животные на уроках биологии, электродвигатели при изучении физики и т. п.

    Изобразительная наглядность. К этому виду относятся: макеты, модели каких-то технических устройств, стенды, разнообразные экранные средства (учебные фильмы, диафильмы и пр.), графические учебные пособия (плакаты, схемы, таблицы, рисунки и пр.). К этому виду относится большинство наглядных пособий, которые используются в процессе обучения. Преимущества изобразительной наглядности (учебные кинофильмы, например) заключаются в том, что она дает возможность показать некоторые явления в ускоренном темпе (образование ржавчины при коррозии металлов) или в замедленном (сгорание горючей смеси в двигателе).

    Специфическим видом наглядности является словесно-образная наглядность. К этому виду относятся яркие словесные описания или рассказы об интересных случаях, например, при изучении истории или литературы, различного рода звуковые средства (видео и магнитофонные записи).

    Другим видом наглядности является практический показ обучающим тех или иных действий: выполнение физических упражнений на уроках физкультуры, работа с определенным инструментом на уроках трудового обучения, выполнение конкретных практических операций при обучении в ПТУ и т. п.

    Все названные основные виды наглядности очень часто дополняются еще одним своеобразным видом, это так называемая внутренняя наглядность , когда в процессе обучения как бы осуществляется опора на прежний опыт обучающихся, когда им предлагается просто представить какую-либо ситуацию, какое-то явление.

    Типы наглядности.

    Наглядные пособия можно выделить в следующие группы:

    Предметы, служащие объектами изображения на уроках изобразительного искусства. В качестве натуры могут быть использованы предметы кубической, призматической, пирамидальной, цилиндрической, конусообразной, шарообразной и комбинированной формы. Это могут быть фрукты, овощи, посуда, мебель, книги, рабочие инструменты, цветы, вазы, чучела птиц, животных.

    Модели, объясняющие конструктивные закономерности построения предметов, законы перспективы, светотени, цветоведения. Это могут быть проволочные модели геометрических тел, предметов быта, фигуры человека, модели геометрических тел оргстекла. Для объяснения перспективных сокращений пользуются моделями вращающихся кругов, квадратов на подставках, вертушки для раскрытия закономерностей смешения цветов.

    Методические схемы, рисунки и таблицы. Поэтапное выполнение рисунка или живописного этюда. Заменяя рисунок учителя на доске они способствуют экономии времени. Динамические таблицы.

    Репродукции с картин, рисунков, изображения предметов, декоративно-прикладного искусства. Знакомство с творчеством выдающихся мастеров изобразительного искусства, с искусством народных умельцев.

    Демонстрационные наглядные пособия (видеофильмы,CD, DVD, диафильмы, диапозитивы). Применение технических средств обучения для демонстрации видеофильма, диафильма или диапозитивов о творчестве того или иного художника, о различных видах и жанрах изобразительного искусства в процессе беседы об изобразительном искусстве активизирует мысль школьников, эмоциональное отношение к материалу, и в конечном итоге повышает эффективность урока.

    Педагогический рисунок. Особое значение в педагогическом процессе имеет педагогический рисунок – показ учителем хода работы над рисунком, объяснение того или иного приема работы карандашом, кистью, показ конструктивного построения, пространственного положения предмета.


    Многообразие средств наглядности и видов наглядных пособий по истории, которыми пользуется в настоящее время советская школа, вызывает необходимость их научной классификации. Отсутствие такой классификации неизбежно приводит к путанице понятий и к несовершенству методов использования наглядных пособий на уроках.

    Мы считаем, что для полноты классификации наглядных пособий по истории одного признака по содержанию недостаточно, мы в них различаем содержание и форму, т. е. технику исполнения данного типа пособий.
    Один и тот же сюжет может быть напечатан на бумаге типографским способом и использован в качестве настенного или настольного пособия (как раздаточный материал), воспроизведен фотографическим способом на стекле или на пленке в виде диапозитива или диафильма и показан учащимся с экрана, нарисован учителем на доске мелом или сделан учащимися в виде модели, показан при помощи стереоскопа (который почти не встречается в школьной практике), наконец, может быть показан в звуковом или немом кинофильме.
    Наоборот, серия диапозитивов включает как памятники, так и реконструкции, исторические картины, схемы, карты, таблицы и т. п.
    Мы делаем попытку классифицировать наглядные пособия по истории, которыми в настоящее время пользуется школа, по двум’признакам - по содержанию и по форме (по технике воспроизведения).
    По содержанию мы различаем изобразительные и условные наглядные пособия.
    К изобразительным наглядным пособиям относятся: репродукции исторических памятников и их реставрации (архитектурные, бытовые), памятники письменности, живописные миниатюры и пр.; 2) портреты исторических деятелей; 3) карикатуры как свидетельство острой классовой и политической борьбы; 4) реконструкции, т. е. картины, как художественные, так и учебные, воспроизводящие деятельность народных масс, те или другие исторические события и явления общественной жизни.
    К условным наглядным пособиям мы относим графически выраженные обобщения и соотношения по времени и пространству. Здесь мы различаем: 1) карты - общие, тематические и контурные; 2) схемы - экономические, социально- политические, военно- и революционно-исторические, а также культурно-исторические, таблицы - хронологические, синхронистические и текстовые.
    По форме (по технике выполнения) мы различаем печатные, экранные и самодельные наглядные пособия.
    Печатные наглядные пособия: 1) настенные, приспо
    собленные для работы с классом, - картины, карты и аппликации; 2) настольные - альбомы и атласы (историко-географические и культурно-исторические); 3) иллюстрации в учебнике. Последние две подгруппы объединяет общий признак - индивидуальная работа учащегося над содержанием изображения. Иллюстрация учебника - наиболее доступный вид наглядного пособия, находящийся перед глазами учащегося. Под руководством учителя учащиеся могут рассматривать и делать выводы из иллюстративного материала.

    Вторую группу составляют экранные наглядные пособия. Они воспроизводятся фотографическим способом и экспонируются на экране при помощи светоэлектроаппаратуры. К ним мы относим диапозитивы, диафильмы и кинофильмы.
    К третьей группе относятся многочисленные самодельные наглядные пособия. Поскольку они являются результатом творческой деятельности учителя и учащихся, нельзя исчерпать всего богатства их разновидностей. Мы намечаем две основные подгруппы: 1) плоскостные самодельные пособия, к которым относятся: а) схематические рисунки, диаграммы, планы, схемы сражений и прочие рисунки учителя и учащихся на классной доске или на бумаге; б) аппликации - заранее заготовленные рисунки, которые дополняют и иллюстрируют схематические изображения на доске (аппликации могут быть самодельными, а также напечатанными типографским способом; они вводятся в

    схематический рисунок в процессе рассказа); 2) объемные наглядные пособия по истории, которые также относятся к числу самодельных, так как фабричное производство их почти не налажено. К ним относятся муляжи, модели, макеты, диорамы.
    Таким образом, мы видим, насколько многообразны виды наглядных пособий по истории, которыми пользуется в настоящее время советская школа. Классификация наглядных пособий по двум признакам нужна для того, чтобы определить методику раскрытия сюжета, содержание данного пособия, с одной стороны, а с другой - наметить способ его экспозиции для коллективной (настенные и экранные пособия) или индивидуальной работы (иллюстрации в учебнике, атласы, альбомы, раздаточный материал).
    Для того чтобы дать определение любого индивидуального пособия, мы должны найти его место в каждом из двух основных отделов нашей схемы. Так, учебная историческая картина «Продажа рабов в Древней Греции» является реконструкцией, печатным настенным изобразительным наглядным пособием, а схема «Грюнвальдская битва» - печатным условным настольным пособием, иллюстрацией в учебнике по истории СССР для VII класса М. В. Нечкиной и П. С. Лейбенгруба (с. 86), изображение дворца дожей в Венеции является репродукцией архитектурного исторического памятника в «Альбоме по истории культуры средних веков» Д. Н. Никифорова (табл. 62) - изобразительным настенным пособием, а «План феодального поместья» (учебник по истории средних веков, с. 27) - настольным условно-графическим пособием и т. д.
    В дальнейшем мы будем рассматривать практические приемы работы с различными видами наглядных пособий, главным образом по раскрытию их содержания, а вопросов экспозиции будем касаться попутно, в зависимости от наличия тех или других изданий наглядных пособий, которыми располагает в настоящее время советская школа.
    ’Особое место в классификации средств наглядного обучения занимают исторические памятники как средства монументальной пропаганды, а также технические аудиовизуальные средства обучения (кино, радио, телевидение) как средства массовой информации. Однако их нельзя считать школьными учебными пособиями в узком смысле, так как первые предполагают внеклассную экскурсионную работу, а последние - наиболее эффективное использование средств массовой информации в педагогических целях. В этом отношении делаются лишь первые шаги научной разработки методов использования массовой информации для классной работы в школе.
    Мы различаем понятия средств обучения и наглядные пособия. Первые шире вторых. В учебной школьной практике мы пользуемся главным образом наглядными пособиями, во внеклассной работе - различными средствами наглядного обучения!

    Учебно-наглядные пособия и технические средства учебного процесса следует классифицировать по тем видам учебных действий, в которых они участвуют при учебной деятельности.

    Ориентировочным действиям помогают учебно-наглядные информационные пособия и технические средства информации. Они ускоряют обработку информации, повышают эффективность восприятия сложных явлений, динамичных процессов, оптимизируют ориентировку в предстоящих исполнительских и контрольных действиях. Обучающие учебно-наглядные пособия и обучающие технические средства помогают эффективно провести исполнительские действия, переработать информацию, упражняться в приобретении и закреплении знаний, умений и навыков, индивидуализировать обучение в соответствии с особенностями каждого обучающегося. Кроме того, они дают возможность уменьшить штат инструкторов и учебных мастеров, снизить затраты на оборудование.

    Контрольные учебно-наглядные пособия и контрольные технические средства ускоряют проверку результатов контроля, позволяют при этом частично или полностью заменить высококвалифицированного преподавателя лаборантом или даже одним из учащихся. Они помогают обеспечить регулярность и объективность проверки работы учащихся.

    К классу информационных учебно-наглядных пособий относят следующие виды:

    Плакаты - широко распространенное средство наглядного показа обучающимся сложных изображений. Они вполне удовлетворяют требованиям преподавателя в условиях занятий с небольшой группой при изложении информации по процессам, не имеющим динамических изменений.

    Плакаты можно изготовить и в стенах школы (комбината) силами лаборантов или в предметном кружке учащихся. Наиболее трудоемкую операцию - перенесение изображения на большой лист чертежной бумаги, на полотно из холста или на обратную сторону клеенки с эскиза, рисунка в журнале, чертежа можно делать с помощью эпидиаскопа. При изготовлении плакатов следует придерживаться следующих простых правил:

    • - высота букв в миллиметрах должна быть не менее утроенного расстояния до последнего ряда столов, выраженного в метрах;
    • - на цветном плакате наиболее ярко воспринимается черный цвет на желтом фоне. В порядке убывания яркости идут зеленый и синий на белом, белый на синем и зеленом, черный на белом, желтый на черном, белый на красном, белый на черном, красный на желтом, зеленый на красном, красный на зеленом.

    Для долговечного использования плакатов, напечатанных на обычной бумаге, их следует наклеить на плотный. картон, а для удобства использования разместить их в строгом тематическом порядке в специальных плакатницах, стеллажах, прямоугольных или цилиндрических поворотных шкафах.

    Макеты статичные и динамичные используют в тех же целях, что и плакаты. (Прилож. №2)

    Статичные макеты обеспечивают более легкое восприятие благодаря объемному изображению, особенно для тех учащихся, которые не имеют навыка пространственного воображения плоскостных видов.

    Динамичные (действующие) макеты позволяют в условиях учебной аудитории успешно изучать работу сложных механизмов.

    Обычные учебники наряду с сообщениями преподавателя - основной источник информации. К органическим недостаткам учебников относят отсутствие инструктажа и ориентирования по исполнительским и контрольным действиям.

    Раздаточные информационные дидактические материалы (таблицы, схемы, чертежи) дают возможность экономить время занятий на изображение их преподавателем на доске и учащимися в конспектах. Способствуют работе в дидактической системе «Современная».

    К классу обучающих учебно-наглядных пособий относят следующие виды:

    Программированный учебник, который в отличие от обычного содержит не только информацию, но также и руководство к исполнительным и контрольным действиям. Это позволяет с успехом применять его в дидактической системе «Программированное обучение» и при самостоятельной работе учащихся.

    Слепые раздаточные дидактические материалы, которые дают возможность уменьшить затраты времени на выполнение упражнений как в аудитории, так и при самостоятельной работе учащегося. Это, например, неполные схемы, в которые обучаемый должен внести дополнительные изображения и обозначения, что и составляет основу заданного упражнения. Это может быть и чертеж, в который надо внести недостающие детали или указать их названия, назначение.

    Методические указания - инструкции по выполнению практических работ, составленные так, чтобы избавить преподавателя от тривиальных операций, обеспечить их самостоятельное выполнение учащимися и высвободить время на руководство наиболее сложными действиями.

    К обучающим пособиям следует отнести и опорные конспекты (сигналы), успешно применяемые В.Ф. Шаталовым и его многочисленными последователями. Они представляют собою произвольно применяемые символы, изображающие основную информацию. Многократно оперируя с опорными сигналами в аудитории и дома, учащийся твердо запоминает и глубоко понимает учебную информацию.

    К контрольным учебно-наглядным пособиям относят вопросники, которые представляют собою перечень вопросов и заданий, используемый при подготовке к зачетам и экзаменам, и тесты.

    В заключении 1-ой главы можно сказать, что выбор конкретных моделей технических средств учебных процессах и разновидностей учебных наглядных пособий определяется видом учебной деятельности, для которой они предназначаются, целями обучения по качеству усвоения (определяется уровнем усвоения), по универсальности умений и навыков (характеризуется типом ориентировочной основы действия). Выбор решающим образом зависит, конечно, и от условий, в которых предполагают проводить обучение, т. Е. от принятой дидактической системы, и от того, какие именно технические средства учебного процесса и учебные наглядные пособия могут быть в распоряжении преподавателя.

    Имея в своем распоряжении набор учебных наглядных пособий и технических средств информации, нужно начинать выбор с самого простого - с классной доски. Если выполнить на ней нужное изображение слишком сложно, если у учащихся или у преподавателя может возникнуть простой, откажемся от доски, посмотрим, нельзя ли обойтись плакатом или диапозитивом. И только в том случае, когда статичная проекция нас не устраивает, следует обратиться к кино или телевидению. Выбор должен идти по принципу от простого к сложному, и останавливаться нужно на том средстве, которое необходимо и по своим дидактическим возможностям достаточно для реализации поставленных преподавателем целей. Показанный путь выбора помогает решить в определенной степени и проблему дефицита технических средств.

    Вывод ясен: автоматизированный класс надо использовать для программированного обучения; для выборочного тестового контроля годятся простейшие способы.