• А. И. Копытин Теория и практика арт-терапии. Александр Копытин - Современная клиническая арт-терапия. Учебное пособие Арт терапия копытин

    Доктор медицинских наук, доцент кафедры психологии Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования и кафедры психотерапии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова.

    Родился 4 февраля 1959 г. в Воронеже. Закончил лечебный факультет Кемеровского государственного медицинского института в 1982 г. В дальнейшем обучался в клинической ординатуре на кафедре психиатрии того же института. Ещё в период обучения в клинической ординатуре проявил интерес к изучению и использованию художественной экспрессии душевнобольных в целях диагностики и повышения эффективности лечебно-реабилитационного процесса. В 1983 г. разработал оригинальную проективную цветовую методику ("Мозаика"), которую начал активно использовать в работе с пациентами.

    С 1984 г. по 1999 г. работал врачом-психиатром участковым взрослым в Санкт-Петербурге. В 1986 г. поступил в заочную аспирантуру по клинической психологии при Ленинградском научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева. В 1990 г. успешно защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата медицинских наук по специальностям "медицинская психология" и "психиатрия" (тема диссертации: "Экспериментально-психологические методы в дифференциальной диагностике депрессивных состояний").

    С конца 1980-х годов осваивает методы арт-терапии и делает попытки их внедрения в деятельность психиатрических учреждений Ленинграда/Санкт-Петербурга, в том числе, организуя и проводя первые в России интерактивные арт-терапевтические группы на базе амбулаторных психиатрических учреждений. С середины 1990-х годов начинает активно пропагандировать арт-терапию и проводить первые в Российской Федерации программы повышения квалификации по арт-терапии (на базе НОУ Институт практической психологии "Иматон", Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования).

    Вместе с группой коллег в 1997 г. создаёт региональную общественную организацию "Арт-терапевтическая ассоциация" и в том же году учреждает "Международный журнал арт-терапии "Исцеляющее искусство"". С середины 1990-х годов развивает сотрудничество с ведущими зарубежными центрами и профессиональными организациями в области арт-терапии и организует многочисленные научно-практические форумы по проблемам изучения психопатологической экспрессии, использования творческого потенциала людей с ограниченными возможностями здоровья, арт-терапи. Занимается написанием и подготовкой первых на русском языке изданий (монографий, сборников научных трудов, методических руководств) по данному направлению; разрабатывает теоретические и методические вопросы, связанные с использованием арт-терапии в медицине, образовании и социальной сфере, создаёт оригинальный психотерапевтический подход — системную арт-терапию (САТ). Занимается научными исследованиями её эффектов.

    С 2000 г. является членом секции искусства и психиатрии Всемирной психиатрической ассоциации и в 2006 г. избирается на должность вице-председателя секции. С 2010 г. — член научно-редакционного совета международного журнала "Тело, движение и танец в психотерапии" — Body, Movement and Dance in Psychotherapy: International Journal for Theory, Research and Practice.

    В 2010 г. при Санкт-Петербургском научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева защищает диссертацию на соискание учёной степени доктора медицинских наук (по специальности "медицинская психология") на тему "Системная арт-терапия: теоретическое обоснование, методология применения, лечебно-реабилитационные и дестигматизирующие эффекты".

    Список основных работ

    Монографии и сборники научных трудов:

    1. Копытин А.И. Основы арт-терапии/А.И. Копытин. — СПб.: Лань, 1999. — 254 с.
    2. Практикум по арт-терапии (под ред. А.И. Копытина). — СПб.: Питер, 2000. — 285 с.
    3. Копытин А.И. Системная арт-терапия/А.И. Копытин. — СПб.: Питер, 2001. — 216 с.
    4. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии/А.И. Копытин. — СПб.: Питер, 2002. — 368 с.
    5. Копытин А.И. Руководство по групповой арт-терапии/А.И. Копытин. — СПб.: Речь, 2003. — 320 с.
    6. Копытин А.И. Арт-терапия детей и подростков/А.И. Копытин, Е.Е. Свистовская. — М.: Когито-Центр, 2006. — 197 с.
    7. Арт-терапия — новые горизонты (под ред. А.И. Копытина). — М.: Когито-Центр, 2006. — 336 с.
    8. Копытин А.И. Техники аналитической арт-терапии./А.И. Копытин, Б. Корт. — СПб.: Речь, 2007. — 186 с.
    9. Практическая арт-терапия: лечение, реабилитация, тренинг. — М.: Когито-Центр, 2008. — 288 с.
    10. Копытин А.И. Руководство по фототерапии/А.И. Копытин, Д. Платтс. — М.: Когито-Центр, 2009. — 184 с.
    11. Копытин А.И. Техники фототерапии/А.И. Копытин. — СПб.: Речь, 2010. — 128 с.
    12. Арт-терапия женских проблем (под ред. А.И. Копытина). — М.: Когито-Центр, 2010. — 270 с.
    13. Копытин А.И. Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии/А.И. Копытин, Е.Е. Свистовская. — СПб.: Речь, 2010. — 250 с.
    14. Копытин А.И. Арт-терапия психических расстройств./А.И. Копытин. — СПб.: Речь, 2011. — 368 с.
    15. Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам: отечественный и зарубежный опыт (под ред. А.И. Копытина). — М.: Когито-Центр, 2012. — 285 с.
    1. Копытин А.И. Применение некоторых клинико-психологических методик для дифференциальной диагностики депрессивных состояний/А.И. Копытин//Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. — 1990. — №4. — С. 95-99.
    2. Копытин А.И. Рисуночный тест Р. Сильвер для оценки когнитивной и эмоциональной сфер личности/А.И. Копытин//Психологический журнал. — 2004. — №5. — С. 90-97.
    3. Копытин А.И. Некоторые проблемы использования арт-терапии в психиатрии/А.И. Копытин//Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. — 2004. — №5. — С.77-82.
    4. Копытин А.И. Ранние аналоги и современные методы арт-терапевтической работы с психиатрическими пациентами/А.И. Копытин//Социальная и клиническая психиатрия. — 2005. — №2. — С. 90-102.
    5. Копытин А.И. "Диалог" с изобразительным искусством психически больных людей как инструмент дестигматизации/А.И. Копытин//Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. — 2007. — №12. — С. 71-77.
    6. Копытин А.И. Арт-терапия как составная часть системы психиатрического обслуживания/А.И. Копытин//Психическое здоровье. — 2009. — №3.- С. 72-78.
    7. Копытин А.И. Изменение психического и социального статуса наркозависимых в ремиссии при групповой арт-терапии/А.И. Копытин, О.В. Богачёв//Психологический журнал. — 2009. — №1. — С. 86-95.
    8. Копытин А.И. Арт-терапия в клинике пограничных состояний/А.И. Копытин//Психическое здоровье. — 2009. — №8.- С. 58-65.
    9. Копытин А.И. Арт-терапия в психиатрии и общей врачебной практике/А.И. Копытин//Вестник Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова. — 2009. — №3 (30). — С. 142-148.
    1. Kopytin A. The Silver Drawing Test of Cognition and Emotion: standartisation in Russia/А. Kopytin//American Journal of Art Therapy. — 2002. — Vol. 40, May. — P. 223-258.
    2. Kopytin A. Photography and art therapy: an easy partnership/А. Kopytin//Inscape. The Journal of the British Art Therapy Association. — 2004. — №2. — P. 49-58.
    3. Kopytin A. Using silver drawing test for assessing normal and traumatised children and adolescents living in the areas affected by Chernobyl nuclear accident/А. Kopytin//Trauma und Kreativitat. Therapie mit kunstlerischen medien (eds R. Hampe, Ph. Martius, A. Reiter, G. Schottenloher, F. Von Spreti). — Bremen: Verlag Universitat Bremen. — 2004. — P. 407-416.
    4. Kopytin A. Fantasizing about violence: using the Draw-a-Story Test in assessing adult psychiatric patients who committed severe criminal acts and delinquent adolescents (Chapter 7)/А. Kopytin, V. Sventsitskaya, E. Svistovskaya//Aggression and Depression assessed through art (ed. R. Silver). — New York: Brunner and Routledge. — 2004. — P. 141-160.
    5. Kopytino A. Meno terapija dirbant su priklausomybe turinciais paaugliais/А. Kopytino//Dailes terapija. Seminaru uzrasai (Rasa Kucinskiene). — Vilnius: Kronta. — 2006. — P. 65-84.
    6. Kopytin A. Promoting understanding and tolerance through art: antistigma experience by the means of interactive exhibitions/A. Kopytin//Collection of scientific papers. — Riga: Riga Stradins University. — 2008. — P. 124-128.
    7. Kopytin A. Antistigma experience by a means of interactive exhibitions/A. Kopytin//The person in art (eds. Hans-Otto Thomashoff and E. Suhanova). — Hauppauge, New York: Nova Science Publishers. — 2008. — P. 123-139.
    8. Копытин А.И. Арт-терапия в лечении и реабилитации пациентов с различными психическими расстройствами/А.И. Копытин//Menu terapija reabilitacijoje: situacija ir perspektivos. Respublikines mokslines-praktines konferencijos. — Klaipeda: Klaipedos universitetas. — Klaideda, November 2-4, 2009. — P. 80-95.
    9. Kopytin A. Photography and art therapy: possibilities for partnership/A. Kopytin//KunstReiz. Neurobiologische aspekte kunstlerischer therapien (eds. R. Hampe, P.Martius, D. Ritschl, F. von Spreti, P. Stalder). — Berlin: Frank & Timme. — 2009. — P. 479-492.
    10. Kopytins A. Terapeitiskie faktori makslas terapijas grupa/A. Kopytins/K. Marninsone//Makslas terapija: teorija un prakse (ed. K. Martinsone). — Riga: Drukatava. — 2009. — P. 422-431.
    11. Kopytin A. How to overcome psychiatric stigma through art/H.O. Thomashoff, E. Sukhanova, A. Kopytin //Advances in psychiatry (eds. G. Christodoulou, M. Jorge, J. Mezzich). — Athens: Beta Medical Publishers. — 2009. — P. 223-236.

    Скопировано с сайта «Самопознание.ру»

    Доктор медицинских наук, доцент (психиатрия и медицинская психология).

    Эксперт в области:

    Арт-терапии, терапии искусством, психотерапии, медицинской психологии.

    Членство в профессиональных сообществах:

    Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига, Арт-терапевтическая ассоциация.

    Сведения об образовании и образовательных учреждениях:

    Кемеровский государственный медицинский институт, специальность «Лечебное дело», ординатура по психиатрии.

    Ленинградский Государственный Университет им. Жданова, специальность «Психология».

    Заочная аспирантура при Ленинградском научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева.

    Тема кандидатской диссертации «Методы клинико-психологической диагностики депрессивных состояний».

    Тема докторской диссертации – «Системная арт-терапия: теоретическое обоснование, методология применения, лечебно-реабилитационные и дестигматизирующие эффекты».

    Профессиональный опыт:

    Стаж клинической работы психиатром – 12 лет.

    Общий стаж работы психотерапевтом - 21 год.

    Стаж научно-педагогической деятельности – 24 года.

    Основные публикации, книги:

    • Копытин А.И. Современная клиническая арт-терапия (учебное пособие). - М.: Когито-Центр, 2015, 526 с.
    • Копытин А.И. Методы арт-терапии в преодолении последствий травматического стресса (учебное пособие). СПб.: Академия постдипломного педагогического образования, 2015, 120 с.
    • Копытин А.И. Методы арт-терапи в инклюзивном образовании. - СПб.: Академия постдипломного педагогического образования, 2016, 94 с.
    • Копытин А.И. Средовый и экологический подходы в арт-терапии и арт-педагогике (учебное пособие). - СПб.: Академия постдипломного педагогического образования, 2017, 82 с.
    • Копытин А.И. Клиническая системная арт-терапия эндогенных и органических психических расстройств (шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства, органические и аффективные психозы) (учебное пособие). - СПб.: Издательство СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2017, 56 с.
    • Kopytin A. and M. Rugh (eds.). Green Studio: nature and the arts in therapy. - New York: Nova Science Publishers, 2016.
    • Kopytin A. and M. Rugh (eds.). Environmental expressive therapies: nature-based theory and practice. – New York: Routledge/Taylor & Francis Group, 2017.
    • Kopytin A. and M. Rugh (eds.). Environmental expressive therapies: nature-based theory and practice. – New York: Rlinical art psychotherapy with war veterans. - New York: Nova Science Publishers, 2018.

    Область профессиональных интересов:

    Арт-терапия, терапия искусством, визуальная антропология, постмодернистская психотерапия.

    Преподаватель в курсах:

    А. И. Копытин

    Современная клиническая арт-терапия

    Учебное пособие

    * * *

    Рецензенты:

    С. М. Бабин, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой психотерапии СЗГМУ им. И. И. Мечникова

    М. Е. Бурно, доктор медицинских наук, профессор кафедры психотерапии, медицинской психологии, сексологии РМАПО


    © Когито-Центр, 2015

    Введение

    Развитие арт-терапии как научно-практической дисциплины в нашей стране и за рубежом ознаменовано укреплением ее позиций в качестве необходимого компонента деятельности различных медицинских, социальных, образовательных учреждений. Совершенствуется научно-методическая база арт-терапии. Регламентируются ее процедуры и программы лечебно-профилактической и реабилитационной направленности, предназначенные для разных категорий больных и здоровых людей. Возрастают требования к доказательной базе и эффективности арт-терапии, подготовке специалистов, способных оказывать профессиональные арт-терапевтические услуги.

    Исторически формируясь как разновидность помогающей деятельности, объединяющей в себе художественную и психологическую (терапевтическую) практику, арт-терапия породила разнообразие форм и методов. Некоторые из них характеризуются превалированием художественной составляющей, отводят больше места изобразительной деятельности и нередко обозначаются как «лечебное изобразительное искусство» (therapeutic art, art as therapy ). Другие же придают значение не только процессу изобразительной деятельности, но и восприятию и обсуждению созданной продукции, работе с целостной личностью клиента/пациента на основе той или иной модели психологического консультирования, психотерапии. Для их обозначения в последние годы все чаще используется слово «арт-психотерапия».

    Лечебное изобразительное искусство и арт-психотерапия дополняют друг друга, создают значительные возможности для проведения работы с разными людьми и решения разных задач лечения, реабилитации, гармонизации и развития человека. Они могут составлять репертуар форм и методов работы, которые выбираются и реализуются одним и тем же специалистом с учетом индивидуальных особенностей клиента или группы. Для этого специалист должен пройти относительно длинный путь дополнительной профессиональной подготовки (магистратуру или постмагистратуру) по арт-терапии, как это характерно для некоторых стран. В то же время лечебное изобразительное искусство и арт-психотерапия могут практиковаться разными специалистами – художником, освоившим основы психологии, в первом случае и психологом/психотерапевтом, овладевшим по крайней мере основами художественной деятельности, во втором. Их профессиональные функции, возможности и оплата труда при этом могут быть соответствующим образом регламентированы. Именно по такому пути на сегодняшний день развивается арт-терапия в нашей стране.

    Настоящее издание посвящено арт-терапии как одному из активно формирующихся подходов к лечебно-профилактическому использованию изобразительной деятельности. Представлены ее история, теория и методология, инструменты практической работы в медицине и социальной сфере, планирование и осуществление вмешательств, изученные эффекты. Многолетний опыт преподавания, практической работы и исследования арт-терапии позволил автору книги обрисовать целостную картину ее развития и современного состояния, а также представить многочисленные практические примеры. Издание фактически выполняет функцию учебника, позволяющего овладеть данной предметной областью, начиная с азов и заканчивая принципиальными вопросами становления и позиционирования арт-терапии в системе научного знания, а также ее использования в разных областях практического применения.

    Издание отражает специфику отечественной арт-терапии, особенности ее развития в постсоветский период. Всесторонне изучив и освоив достижения зарубежных арт-терапевтических школ, автор тем не менее выявляет сильные стороны и преимущества отечественной арт-терапии, предлагая целостную и всесторонне обоснованную концепцию арт-терапевтического вмешательства, успешно реализованную им и его учениками.

    Глава 1. Арт-терапия в прошлом и настоящем

    1.1. Арт-терапия: определение, история и современное состояние

    1.1.1. Что такое арт-терапия?

    Согласно общепринятому международному определению, арт-терапия является одним из направлений креативной терапии искусством (creative arts therapies ), наряду с такими направлениями, как музыкальная терапия, танцевально-двигательная терапия и драматерапия. Все они используют творческую активность клиентов/пациентов как фактор лечебно-профилактического воздействия, но с преимущественной опорой на одну из модальностей, с помощью которой клиенты творчески выражают себя, – изобразительное искусство, музыку, движение и танец или искусство театра. Соответственно, имеются специалисты, осуществляющие свою работу с использованием этих модальностей – арт-терапевты, музыкальные терапевты, танцевально-двигательные терапевты и драматерапевты.

    В последние годы также развиваются иные узкоспециализированные направления креативной терапии искусством (например, терапия поэтическим творчеством) либо интегративные формы, сочетающие все возможные виды творческой экспрессии (терапия выразительными искусствами – expressive arts therapies ). Поскольку в зарубежной практике креативной терапии искусством и при подготовке специалистов мономодальный подход преобладает, сочетание разных модальностей в целях повышения эффективности лечебно-профилактических мероприятий обычно достигается путем реализации бригадного подхода, когда клиент, проходя, например, курс реабилитации, посещает занятия не только у арт-терапевта, но и у других узких специалистов.

    В ряде стран (США, Великобритания и некоторые другие) разные формы креативной терапии искусством рассматриваются как самостоятельные парамедицинские специальности, требующие соответствующей длительной профессиональной (магистерской или постмагистерской) подготовки, рассчитанной не менее чем на два или три года. Прохождение таких программ позволяет лицам с разным базовым образованием (не ниже уровня бакалавра) в сфере искусства, педагогики, психологии, медицины (как правило, специалистам по сестринскому уходу – nursing ) или социальной работы овладеть достаточным объемом знаний и сформировать комплекс умений, необходимых для оказания психологической, психосоциальной помощи разным группам населения на основе использования искусства.

    Существуют также страны, к которым относится и Россия, где креативные терапии искусством не имеют статуса самостоятельных специальностей. Они рассматриваются как узкоспециализированные методы психологической помощи, для овладения которыми и для последующего применения которых в одной из областей помогающей деятельности (лечебной, реабилитационной, консультативной и др.) необходимо иметь соответствующую профессиональную квалификацию психолога или врача-психотерапевта и пройти соответствующую программу дополнительного образования.

    Как в тех, так и других странах возможно использование поддерживающего или развивающего потенциала искусства не профессиональными арт-терапевтами, психологами или врачами-психотерапевтами, а, например, педагогами, художниками или представителями иных творческих профессий, не прошедшими специальную магистерскую или постмагистерскую подготовку. Однако их деятельность не может рассматриваться как форма психологической или лечебной помощи, а относится к сфере искусства или образования (например, художественного образования, специальной или коррекционной педагогики или арт-педагогики).

    Обращение к существующим определениям арт-терапии и иных направлений креативной терапии искусством позволяет лучше понять их основное содержание и предназначение. Согласно Резолюции Российской арт-терапевтической ассоциации, арт-терапия характеризуется как «система психологических и психофизических лечебно-коррекционных воздействий, основанных на занятиях клиентов/пациентов изобразительной деятельностью, построении и развитии терапевтических отношений. Она может применяться с целью лечения и предупреждения различных болезней, коррекции нарушенного поведения и психосоциальной дезадаптации, реабилитации лиц с психическими и физическими заболеваниями и психосоциальными ограничениями, достижения более высокого качества жизни и развития человеческого потенциала».

    Согласно определению Американской арт-терапевтической ассоциации, арт-терапия рассматривается как вид «лечебного применения изобразительной деятельности в контексте профессиональных отношений арт-терапевта с людьми, имеющими те или иные заболевания, травмы или трудности психической адаптации, либо теми, кто стремится к личному развитию. Благодаря созданию изобразительной продукции и обсуждению образов и процесса их создания, они могут прийти к лучшему пониманию себя и других, справиться с симптомами болезни и стресса или последствиями травмы, развить познавательные навыки и прийти к позитивному, жизнеутверждающему мироощущению» (АATA, 2003, p. 3).

    Книга включает работы отечественных и зарубежных специалистов в области арт-терапии. Она охватывает широкий спектр психологических проблем, с которыми чаще всего сталкиваются женщины разного возраста и социального положения, и ряд форм арт-терапевтической работы.

    Приведенные в книге материалы показывают, что в настоящее время у женщин есть возможность получить такие консультативные и психотерапевтические услуги, которые учитывают гендерные различия и свободны от редуктивных, догматических трактовок их опыта и поведения. Они также подтверждают, что арт-терапия обладает значительным потенциалом для работы с различными проблемами женщин, нередко выступая в качестве инструмента «социальной терапии».

    Произведение относится к жанру Психология. Оно было опубликовано в 2010 году издательством Когито-Центр. На нашем сайте можно скачать книгу "Арт-терапия женских проблем" в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt или читать онлайн. Рейтинг книги составляет 3.75 из 5. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.

    Копытин Александр Иванович

    Копытин Александр Иванович — психиатр, психотерапевт, доктор медицинских наук, доцент каф. психологии Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования и кафедры психотерапии Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова, вице-председатель секции искусства и психиатрии Всемирной психиатрической ассоциации.

    Профессиональные достижения А.И. Копытина

    Проявив интерес к изучению и применению художественной экспрессии душевнобольных в диагностике, лечении и реабилитации, еще во время своего обучения в клинической ординатуре, Копытин А.И. продолжил работу в этом направлении и стал создателем уникальной системы арт-терапевтического образования в России, а также основателем и председателем РОО «Арт-терапевтическая ассоциация». Во многом благодаря Александру Ивановичу Копытину арт-терапия получила свое распространение на территории бывшего СССР.

    Участие в арт-терапевтическом клубе

    ООО «Портал психологических услуг» много лет сотрудничает с Александром Ивановичем и Российской арт-терапевтической ассоциацией в организации и проведении Московской международной арт-терапевтической конференции: «Арт-терапия в современном мире: в образовании, медицине, бизнесе и социальной сфере», в организации семинаров, тренингов по арт-терапии, программ повышения квалификации, в реализации книг и публикаций.

    Под эгидой РОО «Российская арт-терапевтическая ассоциация» был создан в Москве в 2011 году «Международный арт-терапевтический клуб» (МАК).

    _____________________________________

    ПЛЕНАРНЫЕ ДОКЛАДЫ

    Арт-терапия в контексте культуры и технологии

    Копытин Александр

    Копытин Александр - психиатр, психотерапевт, канд. мед. наук, доцент каф. психологии Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования и кафедры психотерапии Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова, основатель и председатель РОО «Арт-терапевтическая ассоциация», создатель системы арт-терапевтического образования в Российской Федерации, автор оригинального метода - системной арт-терапии (САТ), имеет более 60 научных трудов (включая восемь монографий) по арт-терапии.

    Данное сообщение представляет собой краткий обзор развития арт-терапии во второй половине ХХ в. — начале XXI в. Обсуждается влияние культурных и технологических факторов на арт-терапию как преимущественно «трансатлантический» феномен, связанный с инициативами художников (и в меньшей степени, клиницистов) в таких странах, как Великобритания и США. Показаны достижения и проблемы арт-терапии на текущем этапе ее существования в разных странах, в том числе, Российской Федерации. Рассматриваются неоднозначные перспективы ее дальнейшего существования как внутри, так и за пределами «трансатлантического» сообщества.

    Следуя оригинальному англоязычному определению арт-терапии, принятому международным сообществом (Aмериканская арт-терапевтическая ассоциация, Британская ассоциация арт-терапевтов, Европейский консорциум арт-терапевтического образования), под арт-терапией автор понимает лечебное применение изобразительных средств. Арт-терапия является одной из форм терапии искусством, в ряде стран - парамедицинской профессией, наряду с такими родственными профессиями, как музыкотерапия, танцевально-двигательная терапия и драматерапия.

    Историческое развитие данной формы терапии искусством может быть разделено на три этапа:

    1.этап предшественников и пионеров арт-терапии (период до конца 1950-х гг.);

    2.этап начального становления профессии арт-терапии (1960-1980 гг.);

    3.этап «созревания», переход к доказательной арт-терапии (1990-2000 гг.).

    Этап предшественников и пионеров арт-терапии

    Данный этап развития арт-терапии был ознаменован следующими актуальными социокультурными тенденциями:

    ·социальными реформами,

    ·реформами в области образования и общественного здравоохранения (1940-е гг.),

    ·инновациями в области изобразительного искусства, поиском новых средств выразительности - развитием модернистского искусства.

    Это - период предшественников и пионеров арт-терапии, к которым можно отнести исследователей и коллекционеров психопатологической экспрессии - психиатров, художников, искусствоведов (Г. Принцхорн, Ж. Жебюффе), психоаналитиков (К.-Г. Юнг, М. Наумбург, И. Чампернон), художников и художественных педагогов, развивающих инновационные подходы к художественному образованию в клинической и образовательной среде (Э. Адамсон, А. Хилл, Э. Крамер, Г. Рид, М. Ричардсон).

    Основные проблемы, связанные с деятельностью предшественников и пионеров арт-терапии, заключались в следующем:

    ·отсутствии единого понимания сути, задач и механизмов лечебного воздействия арт-терапии,

    ·преобладании эмпирической арт-терапии со слабо оформленной методологией,

    ·отсутствии каких-либо исследований, подтверждающих воздействие арт-терапии, поскольку деятельность пионеров арт-терапии опиралась исключительно на веру в исцеляющий потенциал искусства и собственный опыт психологической интеграции,

    ·разрозненности арт-терапевтического сообщества, что не позволяло осуществлять целенаправленную политику, связанную с защитой интересов пионеров арт-терапии и ее внедрением в практику,

    ·отсутствии гарантированных рабочих мест, критериев оплаты труда арт-терапевтов,

    ·отсутствии программ арт-терапевтического образования.

    Начальная фаза становления профессии арт-терапии (1960-1980 гг.)

    Начальная фаза становления профессии арт-терапиипротекала на фоне таких актуальных социокультурных тенденций, как:

    ·поиск культурных альтернатив, социальные инновации в условиях обостряющихся противоречий между либеральной и консервативной моделью развития общества,

    ·реорганизация общественного здравоохранения, реформы в области психиатрии,

    ·переход к постиндустриальному обществу.

    Данные тенденции оказали следующее влияние на формирующееся арт-терапевтическое сообщество:

    1.придали «радикальный» характер арт-терапевтическим инициативам (арт-терапия как альтернатива сложившейся модели психиатрии, образования и др.),

    2.определили возрастание роли критической мысли (феминизма, неомарксизма и др.) среди представителей арт-терапевтического сообщества, привели к повышению их политической и культурной активности (участие в общественных движениях),

    3.в этот период имели место попытки создания первых теоретически обоснованных моделей арт-терапии, связанные, главным образом, с заимствованием положений психоанализа, семейной психотерапии, когнитивной психотерапии, гуманистического, феноменологического подходов и др.,

    4.происходила легализация и институционализация арт-терапии, расширение спектра арт-терапевтических услуг для разных категорий населения.

    В 1964 г. была создана Британская ассоциация арт-терапевтов - первая профессиональная организация специалистов, использующих изобразительное искусство в целях лечения. В 1969 г. была также основана Американская арт-терапевтическая ассоциация. Примерно в эти же годы наблюдается активизация практического использования арт-терапии, первых научных исследований в форме описания случаев, создание первых программ арт-терапевтического образования в США и Великобритании.

    В 1982 г. Британский Департамент Здравоохранения и Социальной Безопасности принимает закон, регламентирующий профессиональную роль и оплату труда арт-терапевтов. Великобритания стала первой страной, где вступил в силу закон, связанный с арт-терапевтической деятельностью. Благодаря этому государство через систему здравоохранения получило больший контроль над деятельностью арт-терапевтов, а они, в свою очередь, обрели рычаги влияния на систему здравоохранения и другие социальные институты.

    Переход к доказательной арт-терапии (1990-2000 гг.)

    Для этого периода в развития арт-терапии характерны такие социокультурные тенденции, как:

    ·возрастание влияния постмодернисткой мысли,

    ·глобализация, переход к информационному типу культуры, с характерными для нее открытостью, множественностью, мультикультурализмом, виртуальностью, неопределенностью,

    ·прагматика, давление экономических реалий,

    ·иной правовой контекст, связанный с повышенным вниманием к интересам граждан и меньшинств (гражданское общество),

    Влияние этих социокультурных тенденций на на арт-терапевтическое сообщество определило:

    1.усиление междисциплинарных связей арт-терапии, начало более активного диалога арт-терапевтов с представителями медицины, психологии, нейропсихологии, социологии, культурологии др.),

    2.включение арт-терапевтов в полипрофессиональный контекст, согласование ими своей работы с другими специалистами на основе биопсихосоциальной модели психических и соматических болезней и их лечения,

    3.возрастание роли психологических и клинических дисциплин в профессиональной подготовке арт-терапевтов, усиливающееся сближение арт-терапии с психотерапией и консультированием, ее превращение в арт-психотерапию.

    4.повышенное внимание к вопросам менеджмента и профессиональной этики,

    5.ужесточение правового регулирования арт-терапевтической деятельности, повышение требований к эффективности и доказательности вмешательств, активизация научных исследований и переход к доказательной арт-терапевтической практике (evidence - based practice ),

    6.сокращение сроков лечения, ужесточение финансовой политики государства; диверсификация услуг и финансирования,

    7.«глобализация» арт-терапевтического сообщества, развитие международных связей арт-терапевтов, определение международных, в частности, общеевропейских стандартов арт-терапевтического образования,

    8.возрастание роли информационных технологий,

    9.формирование новых философских, культурно-антропологических, психологических концепций человека.

    В 1980-1990-е гг. происходит создание профессиональных общественных объединений арт-терапевтов во многих странах мира (Канада 1981, Австралия, 1987, Германия, 1989, Нидерланды 1996, Российская Федерация 1997, Италия 1997, Испания 1999). 1990-е гг. также ознаменованы созданием образовательных программ по арт-терапии при университетах многих европейских стран. Происходит «дробление» арт-терапевтического сообщества, появление в нем разнородных школ и коалиций, отстаивающих собственное видение арт-терапии и реализующих разную профессиональную политику, стремящихся контролировать формирующийся в Европе сектор арт-терапевтических услуг и образования. В некоторых странах континентальной Европы создаются несколько общественных объединений арт-терапевтов (например, в Германии). Даже внутри объединений «со стажем» усиливается конфронтация между разными сегментами арт-терапевтического сообщества. В связи с этим, некоторые авторы (например, D.Waller, 1991) пишут о «процессуальной модели» профессии, имея при этом в виду то, что представление о том, что такое арт-терапия, и кто может оказывать арт-терапевтические услуги, динамично меняется.

    Проблемы современной зарубежной арт-терапии

    Следует отметить некоторые наиболее острые проблемы современной арт-терапии. Так, интеграция арт-терапевтического сообщества и определение международных стандартов арт-терапевтического образования встречаются с препятствиями из-за различий в национальных законах и политике национальных арт-терапевтических организаций. Переходу к доказательной практике препятствует недостаточное знание зарубежными арт-терапевтами методов исследования. Более того, наблюдается возрастающее отставание арт-терапии от развития медицины, психологии и иных областей научного знания.

    Включение в полипрофессиональные бригады затруднено по причине недостаточного знания клиники и биопсихосоциальной модели медицины, дефицита знаний в области управления и организации услуг. Консерватизм части арт-терапевтического сообщества за рубежом препятствует его развитию, наблюдается недостаточное использование современных методов и инструментов научного познания и художественной практики, информационных технологий и медиа.

    Относительная закрытость арт-терапевтического сообщества, обусловленная жесткими критериями членства в профессиональных организациях и допуска к арт-терапевтическому образованию и практике в некоторых странах ограничивает вовлечение в арт-терапевтическое движение представителей других профессиональных групп (врачей, психологов и др.) и, тем самым, затрудняет развитие арт-терапевтической методологии и исследований.

    Многие вопросы, связанные с легализацией деятельности профессиональных арт-терапевтов, остаются неурегулированными. В 1998 г. британским парламентом был принят закон, определяющий профессиональный статус и роль арт-терапевтов, а также стандарты арт-терапевтического образования. Согласно данному закону, арт-терапевты, наряду с музыкальными терапевтами и драматерапевтами, являются вспомогательными медицинскими специалистами. Их труд в лечебных учреждениях оплачивается по тарифной сетке Национальной системы здравоохранения. В то же время, не существует тарифной сетки для арт-терапевтов в образовательных учреждениях.

    Несмотря на принятые законы, арт-терапевты во многих странах (в том числе, Великобритании и США) испытывают трудности в трудоустройстве. Постоянных рабочих мест для арт-терапевтов недостаточно, и многие из них вынуждены работать по временным контрактам или имеют ограниченное количество рабочих часов и, поэтому, совмещают арт-терапетическую практику с работой в качестве художника или арт-педагога, психолога-консультанта, семейного психотерапевта (при наличии специальной дополнительной подготовки, помимо арт-терапевтической). Даже те рабочие места, которые были доступны в предыдущие годы, нередко сокращаются, но при этом отрываются рабочие места для других специалистов системы здравоохранения (эрготерапевтов, медицинских сестер). Причинами этого является сокращение финансирования общественного здравоохранения, а также повышение требований, предъявляемых к разным специалистам. Так, в частности, возрастают требования к эффективности деятельности, что диктует необходимость доказательства результатов лечения на основе применения валидных и надежных критериев. Арт-терапевты зачастую не выдерживают конкуренции с другими специалистами, поскольку в меньшей степени владеют методами исследования или ориентированы на недирективную, долгосрочную терапию, которая является более дорогостоящей и подчас менее эффективной, чем иные вмешательства.

    Начиная с 1980-х гг. Британская ассоциация арт-терапевтов (БААТ) проводит переговоры с арт-терапевтическими организациями других стран Европы, связанные с выработкой общеевропейских стандартов арт-терапевтического образования и практики. Принятие таких стандартов обеспечивало бы возможность профессиональной миграции арт-тарепвтов и гарантировало бы им единые условия труда и оплаты. Эти стандарты пока не приняты, что в значительной мере связано с отсутствием профессии арт-терапевта во многих странах Европы и различиями в их законодательствах. Жесткая позиция БААТ делает практически невозможным трудоустройство арт-терапевтов из стран континентальной Европы в Великобритании.

    Познания зарубежных арт-терапевтов в области психологии, клиники, психотерапии и психологического консультирования остаются на недостаточном уровне.Важнейшим условием поступления на программы профессиональной подготовки по арт-терапии за рубежом продолжает оставаться наличие у кандидатов художественного образования. Подавляющее большинство поступающих, как правило, не имеют какого-либо психологической или клинической (медицинской) подготовки. Образовательные программы по арт-терапии включают блок психологических и клинических дисциплин, однако количество часов по ним сравнительно невелико.

    Что касается философской и методологической платформы большинства зарубежных образовательных программ по арт-терапии, то она включает признание важной роли процесса художественного творчества, а также отношений клиента со специалистом в достижении терапевтических эффектов. Теоретической базой арт-терапии в процессе обучения выступает главным образом психодинамический подход. В этом плане система арт-терапевтического образования в таких странах, как Великобритания и США, начиная с 1970-х гг. и до настоящего времени, не претерпела существенных изменений.

    По нашему мнению, сильные стороны «трансатлантической» модели арт-терапии заключаются в следующем.

    1.В тесной связи этой модели арт-терапии с художественным сообществом и художественной практикой. Более 90% дипломированных арт-терапевтов Великобритании и США имеют художественное образование, имеют разносторонний опыт изобразительной или художественно-педагогической деятельности. Благодаря этому, они хорошо понимают возможности разных художественных материалов, динамику творческого процесса и визуальные характеристики образов.

    2.В относительно высоком уровне внедрения методов арт-терапии в разные учреждения общественного здравоохранения, образования и социальной работы. Начиная с 40-50-х гг. прошлого века арт-терапия начала применяться в государственных лечебных и реабилитационных учреждениях США и Великобритании. В дальнейшем были сделаны попытки внедрить арт-терапию в школы и исправительные учреждения, специализированные центры по оказанию помощи алкоголикам и наркоманам и некоторые другие сферы ее практического применения. Это позволило накопить эмпирический опыт работы с разными клиентскими группами и наладить взаимодействие арт-терапевтов с персоналом различных учреждений.

    3.В наличии более или менее общих стандартов арт-терапевтического образования, что в сочетании с жестким контролем над допуском к арт-терапевтической практике, осуществляемым со стороны общественных организаций арт-терапевтов и государственных структур, может способствовать качественным арт-терапевтическим услугам.

    4.В гарантированной оплате труда дипломированных арт-терапевтов, работающих в системе здравоохранения и наличии определенного количества рабочих мест для арт-терапевтов (главным образом, в медицинских учреждениях).

    В то же время, «трансатлантическая» модель арт-терапии имеет ряд недостатков, некоторые из которых профессиональное арт-терапевтическое сообщество пытается в настоящее время устранить. Пока недостаточно ясно, сможет ли оно это сделать, оставаясь на прежних позициях и сохраняя приверженность тем принципам, которые характеризовали его на протяжении прошедших нескольких десятилетий. Работа над устранением этих недостатков является серьезным вызовом данной модели арт-терапии и может потребовать изменения системы профессиональной подготовки арт-терапевтов, организации арт-терапевтических услуг.

    Развитие арт-терапии в Российской Федерации

    На сегодняшний день арт-терапия в Российской Федерации продолжает оставаться инновационным здоровьесберегающим подходом, хотя в предыдущие десятилетия был накоплен определенный опыт исследования и практического использования разных форм творческого самовыражения с целью лечения и реабилитации. Так, в 1980-е гг. активизировались исследования творчества душевнобольных с клинико-психиатрических позиций, В Швейцарии вышли три тома коллективного труда Э. Бабаяна и других отечественных авторов (на русском и английском языках) «Изобразительный язык больных шизофренией».

    В конце 1980-х гг. формируется и получает распространение оригинальный психотерапевтический метод, Терапия творческим самовыражением (М. Е. Бурно). Вторая половина 1980-х - начало 1990-х гг. были ознаменованы дальнейшим оживлением интереса к творчеству душевнобольных (Хайкин Р. Б. 1992), созданием первых специализированных коллекций их художественных работ (коллекция «Иные»; руководитель - В. В. Гаврилов). В 1996 г. в Москве открывается Музей творчества аутсайдеров. Творчество душевнобольных начинает рассматриваться уже не только с клинико-психиатрических позиций, становится предметом междисциплинарных исследований, становится объектом художественно-эстетического восприятия. Ъ

    В 1990-е гг. происходит повышение интереса к использованию инновационных программ в области художественного образования, а также методов творческого самовыражения в деятельности образовательных учреждений. Рядом психологов и педагогов нашей страны были начаты исследования, связанные с изучением здоровьесберегающего потенциала искусства в системе общего и специального образования. (М.Ю. Алексеева, 2003; Л.А. Аметова, 2003, А.В. Гришина 2004, Л.Д. Лебедева, 2000, 2003).

    Во второй половине 1990-х гг. происходит формирование арт-терапевтического сообщества Российской Федерации. В 1997 г. в Санкт-Петербурге создана Арт-терапевтическая ассоциация, ставшая ядром набирающего силу арт-терапевтического движения. Задачи деятельности ассоциации и ее печатного органа (международного журнала арт-терапии «Исцеляющее искусство») включают пропаганду исцеляющих возможностей занятий творчеством, поддержку лечебно-реабилитационных проектов и практических исследований, связанных с арт-терапией, а также разработку и реализацию программ арт-терапевтического образования.

    В конце 1990-х гг. — начале 10-е гг. XXI в. происходит превращение арт-терапии (терапии искусством) в массовый профессиональный инструмент в деятельности психологов и врачей-психотерапевтов нашей страны, возрастает внедрение арт-терапии и арт-методов в здравоохранение, образование и социальную сферу.

    В эти же годы происходит становление оригинальной отечественной системы арт-терапевтического образования, разрабатывается теория и методология арт-терапии на основе достижений отечественной психологии, психиатрии, педагогики и других наук.Была разработана модель лечебно-реабилитационных арт-терапевтических воздействий при психических расстройствах - системная арт-терапия (САТ) (Копытин А.И., 2010). Она соответствует условиям организации психиатрической и психотерапевтической помощи в нашей стране, базируется на системном и транстеоретическом подходах, биопсихосоциальной концепции развития психических расстройств, психологической концепции личности как системы отношений человека с окружающей средой, концепции творчества как особого вида деятельности, связанного с духовной сферой и механизмами адаптации.

    В настоящее времяарт-терапевтическое сообщество Российской Федерации включает специалистов с медицинским, психологическим, художественным, педагогическим и иным образованием, получивших дополнительную подготовку в области арт-терапии (в отдельных случаях также - высшее образование в области арт-терапии) и регулярно использующих ее в качестве ведущего метода в своей профессиональной деятельности.

    Согласно Резолюции РОО «Арт-терапевтическая ассоциация» (принятой 16 мая 2009 г. участниками 11-ой санкт-петербургской конференции «Арт-терапия сегодня.Методы арт-терапии в образовании, медицине, социальной работе»), арт-терапия рассматривается как система психологических и психофизических лечебно-коррекционных и профилактических воздействий, основанных на занятиях клиента (пациента) изобразительной деятельностью, построении и развитии психотерапевтических отношений. Она может применяться с целью лечения и предупреждения различных разных болезней, коррекции нарушенного поведения и психосоциальной дизадаптации, реабилитации лиц с психическими и физическими заболеваниями и психосоциальными ограничениями, достижения более высокого качества жизни и развития человеческого потенциала.

    В этом же документе отмечено: «Арт-терапия тесно связана с клинической практикой. Это определяет приоритетную роль клинических знаний, опору на концепцию биопсихосоциогенеза болезней и состояний психосоциальной дизадаптации при разработке и реализации арт-терапевтических вмешательств. Попытки использовать техники арт-терапии без достаточной клинической подготовки или при отсутствии тесного контакта со специалистами в области психического здоровья, медицинскими работниками во многих случаях могут быть признаны неэтичными и чреватыми причинением клиентам морального и физического ущерба. Арт-терапия также тесно связана с художественной практикой. Хорошее знание специалистом в области арт-терапии возможностей различных художественных материалов и форм художественной практики может способствовать повышению эффективности работы».

    Арт-терапевтическая ассоциация ориентирует своих членов, представителей арт-терапевтического сообщества Российской Федерации на систематическое повышение своей компетенции путем прохождения соответствующих программ дополнительного образования и супервизий, соблюдение норм профессиональной этики, систематические занятия художественной практикой, овладение знаниями в области визуальных искусств, психологии и психотерапии, подтверждение результатов своей деятельности путем проведения практических исследований.

    Важнейшими направлениями развития и интеграции арт-терапевтического сообщества Российской Федерации являются:

    · укрепление связей внутри самого сообщества, в частности, путем осуществления организованной деятельности в регионах и в рамках межрегиональных проектов;

    · укрепление связей с государственными институтами и общественными объединениями, работающими над решением общих с сообществом задач;

    · совершенствование менеджмента и управления деятельностью сообщества;

    · привлечение дополнительных финансовых ресурсов и проведение публичных акций;

    · разработка методологических аспектов арт-терапии и более четкое определение принципов арт-терапевтической деятельности;

    · развитие доказательной базы арт-терапии путем активизации прикладных исследований, прежде всего, связанных с изучением ее эффектов.

    Учитывая популярность в России интегративного подхода в области терапии искусством, Ассоциация допускает наличие в своих рядах специалистов, использующих разные модальности творческого самовыражения (музыку, движение и танец, драматическое искусство, литературное творчество и др.). В то же время, визуальная модальность рассматривается в качестве основополагающей.

    Заключение

    Автором доклада рассмотрены некоторые достоинства и недостатки «трансатлантической» модели арт-терапии, представленной в культурном и технологическом контексте, в процессе ее исторического развития. Несмотря на определенные достижения специалистов, реализующих эту модель арт-терапии, без решения ряда обозначенных выше проблем превращение арт-терапии в эффективный инструмент лечебно-реабилитационной практики, отвечающий современному уровню научного знания, экономическим, социальным и культурным вызовам нашего времени, вряд ли возможно.

    Надежды зарубежных специалистов в области арт-терапии (представителей «трансатлантической» модели) на то, что ее профессионализация позволит решить многие проблемы (в том числе, их трудоустройства и достойной оплаты их труда, обеспечит широкое общественное признание арт-терапии, поступательное развитие методологии и исследований) во многом не оправдались. Перспективы существования профессии арт-терапии и системы арт-терапевтического образования в этих странах в том виде, как они существуют на сегодняшний день, туманны.

    Многие проблемы, характерные для зарубежной арт-терапии, отчасти проявляются и в нашей стране. При этом автор хотел бы призвать своих соратников по арт-терапевтическому движению ценить те достоинства и преимущества отечественной арт-терапии, которые во многом связаны с ее изначально междисциплинарным характером, наличием в отечественном арт-терапевтическом сообществе представителей разных профессиональных групп (врачей, художников, психологов, педагогов). Это наделяет молодую отечественную арт-терапию значительным научным и исследовательским потенциалом, многообразием ракурсов восприятия арт-терапевтического процесса, способностью к экспериментам и развитию, а также возможностью интеграции в самые разные области лечебной, образовательной и социальной практики.

    В перспективе, возможно создание в нашей стране не столько профессии арт-терапии (согласно «трансатлантической» модели ее развития), сколько нескольких моделей специализации с разными образовательными маршрутами и разным набором профессиональных компетентностей (функций):

    · клинической модели (арт-психотерапии) для специалистов с медицинским, психиатрическим, психотерапевтическим образованием или клинических психологов, имеющих подготовку по психотерапии;

    · психологической модели («арт-методы в психологическом консультировании») - для психологов с разной специализацией (не только по клинической психологии),

    · педагогической / арт-педагогической модели («арт-методы в специальном образовании, арт-педагогике») для специалистов с высшим педагогическим образованием,

    · художественно-творческой («арт-методы в художественно-творческом развитии личности») для специалистов с художественным образованием.