• Игра в нарды средневековой европе. История нард и исторические факты об игре. Одиночные партии и матчи

    НАРДЫ. Интересная история происхождения

    По Согласно старинной легенде, игру в нарды изобрел мудрец Важургмихр, советник персидcкого царя Хосрова I Ануширвана (509-579 годы н.э.). Изобретение нард, по легенде, было ответом Важургмихра на присланную из Индии игру в шахматы. Мудрец так объяснил царю сущность новой игры: "Из владык этого тысячелетия Арташир был самым действенным и мудрым, и я составил игру нэв-ардашир по имени Арташира. Доску нэв-ардашир я уподобляю земле Спандармат, 30 камней я уподобляю 30-ти дням и 30-ти ночам. Каждую кость уподобляю движению звезд и небосклона. Расстановку камней на доске нардов я уподобляю тому, как господь Ормазд дал творение земному миру. Вращение и возвращение камней с помощью костей уподобляю тому, как человек в земном мире связан с небесными силами, он движется и передвигается под влиянием семи планет и двенадцати зодиакальных созвездий. При возможности они бьют друг друга и вытесняют подобно тому, как люди в земном мире побивают друг друга. И когда с помощью костей все камни вытесняются, это напоминает людей, которые все до единого так или иначе оставляют земной мир. Когда же камни ставятся вторично, это напоминает людей, которые при воскресении из мертвых вновь оживают".

    Самая древняя из досок для игры в нарды была обнаружена в Малой Азии и датируется 3-им тыс-ем до н. э. Игра была популярна даже среди фараонов - подтверждением тому служит комплект нард, найденный в гробнице Тутанхамона. Разумеется, древние доски имели совершенно иной вид, заметно отличающийся от современного: они состояли из 12-ти клеток, которые размещались в двух скрепленных между собой ящиках. Одна из этих досок хранится в городе Ур, бывшей столице Месопотамии. Именно в этом древнем государстве (современный Ирак, Иран и часть Сирии) игра получила название "тахте нард" или "тахте", что в литературном переводе означает "битва на деревянной доске".

    Благодаря крестоносцам нарды проникли в большинство стран восточной Европы. Произошло это приблизительно в XII столетии. В средние века эта игра называлась триктраком. В нее играли люди высшего сословия. Многие считают, что это название произошло от звука удара костей о деревянную доску. В средневековой Руси играли в нарды-тавлеи (похожее название встречается в Турции: тавла), хотя во многих источниках указывают, что это были шашки. Среди европейских названий игры попадаются такие, как: стол или королевский стол (table, royal table), табула для римлян, тавли для греков, тавола реале для итальянцев, таблас реалес для испанцев и tables для англичан. Другое название, жакет, получило распространение в Англии и Франции в XIX веке. В некоторых регионах Исландии люди до сих пор используют доску, похожую на римскую, и играют в игру Ad Elta Stelpur, или "Охота за девушкой".
    Изначально игра в нарды считалась королевским развлечением. Постепенно она стала популярна во всех слоях общества. Особый интерес к нардам наблюдался на Среднем Востоке и в средиземноморских странах. В наше время, несмотря на свой более чем солидный возраст, игра не только не утратила былой славы, но и укрепила свои позиции.

    Подробно:
    http://blogs.privet.ru/community/the_Holy_Land/55775738

    Привет, Мариша! Удачи Тебе!)))

    Нарды – старинная и очень увлекательная игра, известная во всем мире. Однако никто доподлинно не может рассказать, как же эта игра появилась, и кто придумал из незамысловатых предметов сделать развлечение на века.

    Самая древняя доска, предположительно служившая для игры в нарды, была найдена на территории нынешней Турции. Археологи смогли датировать находку 5000 лет до новой эры.

    Достоверно известно, что в гробницах египетских фараонов также находили неплохо сохранившиеся дощечки, похожие на современные доски для игры в нарды.

    Несомненно, предметы для игры в нарды должны отличаться от современных аналогов. При их изготовлении, наверняка, использовались не просто другие материалы, но и другие технологии. Доски, фишки делали не только из дерева, но и из камня, особенно это подтверждают находки в экваториальных странах. Игральные кости, или зары, чаще изготавливали из костей или из глины.

    На досках был нарисован или высечен рисунок из двенадцати клеток, по шесть с каждой стороны, а сами игральные доски соединялись друг с другом по длинной стороне.

    Ученым удалось установить, что в Месопотамии (сегодня это Ирак, Иран и Сирия) нарды называли «тахте нард», что можно перевести на современный язык как «битва на деревянной доске». Еще в дохристианской Руси нарды именовались «тавлеи», что обозначало «игра на столе», Османская империя называла их «тавла», также от слова «стол». Европейская культура не стала исключением: во всех языках нарды назывались производным понятием от слова «стол»: table, tabula, tablas.

    Исследователи предполагают, что игра «нарды» в древности носила символический и даже несколько мистический характер. Числа, начертанные на доске, были кратны шести, с каждой из сторон доски было отмечено по двенадцать точек. Скорее всего, это было обозначением двенадцати месяцев года. Разделение доски на четыре части, возможно, обозначало четыре времени года. Двадцать четыре пункта, очевидно, обозначали количество часов в сутках, а фишки в количестве тридцать – число дней в месяце. Если попытаться сложить числа на противоположных сторонах кости, то выйдет цифра семь - в давние времена людям было известно только семь планет нашей солнечной системы и, вероятно, такое совпадение не случайно.

    Помимо графического символизма, присутствовал в древних нардах и игровой: так, круговое движение фишек обозначало движение звезд по небу, собственноручное выбрасывание костей отожествлялось с выбором своей судьбы, а взаимоотношения костей на доске было сравни отношениям людей в жизни. Если камни стесняют друг друга или выкидывают с поля игры, то также ведут себя и люди, не так ли?

    В Европу нарды были принесены крестоносцами, вернувшимися из далеких путешествий, на рубеже ХII века. В средние века в Европе игра изменила свое название на «трик-трак», возможно, это было связано со звуком, который издавали костяные кубики, ударяющиеся о доску.

    Почему же человечество во все времена увлекалось этой удивительной игрой - нардами? Ответ очевиден: стратегия, развитие логического мышления, разнообразие ходов и неожиданные повороты в течение игры позволяют игрокам наслаждаться нардами снова и снова. Ведь двух одинаковых «битв на деревянной доске» никогда не будет!

    Описание некоторых вариантов и правил игры в нарды

    Американка

    Американка это разновидность игры в нарды, которая была очень популярна в южных штатах Америки. Перед началом игры проводится жеребьевка, в ходе которой игроки определяют, кто какими шашками будет ходить. Игрок белыми расставляет по две шашки в нижней левой четверти - в 1-ю, 2-ю и 3-ю лунки, а остальные 9 выкладывает на бортик. Игрок, который играет черными расставляет все шашки в нижней правой четверти: две шашки в 9-й лунке, пять - в 10-й лунке, три - в 11-й и пять - в 12-й.

    Игрок черными делает обычные ходы, а белый постепенно вводит в игру свои шашки. Но за это «неудобство» в случае победы он получит сразу три ставки. Право первого ходя принадлежит игроку, который играет белыми. Движение в игре происходит против часовой стрелки. Черные двигаются в левую верхнюю четверть, затем в левую нижнюю - в свой дом. Белым шашкам тоже нужно сделать круг на игровом поле и собраться в своем доме - в левой верхней четверти.

    Битых шашек в этой игре нет, а главная цель игроков является поскорее собрать шашки в доме и выбросить их оттуда. В процессе игры можно запирать шашки противника, т.е. стараться выстроить на их пути цепочку из шести шашек.

    Игрок, который первым выбросил все шашки, считается победителем. Перед началом игры оговаривается сумма одной ставки. В случае победы игрока черными шашками он получает одну ставку. Если игрок белыми успевает первым выбросить шашки, то он получает сразу три ставки.

    Голландский триктрак

    В этом варианте все шашки вводятся в игру с борта. Игроки поочередно бросают кости и начинают делать ходы, когда все шашки сняты с борта. Далее все идет по общим правилам.

    Гюльбар

    Если один игрок не может доиграть выпавший ему камень, не доигранные ходы за него делает противник. Игрок, кинувший дубль и доигравший его до конца, бросает снова. Если доиграть выпавший камень нельзя, доигрывает противник и ход переходит к противнику.

    Змей

    Эта разновидность триктрака. Черные шашки располагаются следующим образом: две на линии 1, одна — на линии VIII и по пять — на линиях 12 и VI, как в традиционном варианте. Белые располагаются по две на линиях I, II и III и девять по борту. Играющий белыми обязан ввести все свои шашки в игру с борта и затем ходы делаются по обычным правилам.

    Исландские нарды

    Шашки при игре в исландские нарды расставляются с правой стороны. Причем игроки могут кинуть жребий или договориться о том, кто будет занимать верхнюю правую четверть, а кто правую нижнюю. В этой игре от положения шашек зависит, будут ли они нападающими или убегающими. Движение в игре происходит против часовой стрелки. Те шашки, которые настигли убегающие фигуры, бьют их и занимают освободившиеся лунки. Битые шашки не выставляются на бортик, т.е. не возвращаются в игру. Игра продолжается до тех пор, пока у одного из игроков не останется ни одной шашки.

    До тех пор, пока шашки из верхней правой четверти не настигнут шашки противника, они будут считаться убегающими, но, сделав круг на игровом поле они настигают шашки противника и становятся нападающими. Таки образом, движение фигур происходит по кругу, до тех пор, пока одному из игроков будет нечем делать ходы.

    Когда у игрока останется всего одна шашка, он при желании, независимо от тех очков, которые выпали на зарах, может передвигать ее в угол (линии 24, 19, 18, 13, 12, 7, 6, 1). Оставшиеся же очки переходят противнику, и он может передвинуть свои шашки в соответствии с теми очками, которые достались от противника.

    В такой игровой ситуации, когда движение одной шашки происходит по углам доски, особое значение приобретаются очки «1» и «6», поскольку только с помощью этих очков шашки легко передвигать из одного угла в другой.

    Игрок с уцелевшими шашками может пытаться побить эту последнюю шашку и стать победителем.

    Матадор

    Это разновидность игры в жакет. Применяются все правила жакета, пока один из игроков не выбросит на костях очки 4-3, так называемый матадор. После этого он делает ход в соответствии с этими очками, потом ход в соответствии с любым выбранным дублем (четыре по шесть, пять и т. п.), а затем снова бросает кости для внеочередного своего хода. Далее игрют по общим правилам до следующего появления матадоров.

    Погоня

    Исландский вариант триктрака. Расстановка шашек по шесть белых на линиях 1—6 и шесть черных — на линиях I—VI. При бросках костей учитываются только единички, шестерки и дубли.

    Дубль шесть дает право на удвоение хода (четыре раза по шесть). Прочие дубли не удваиваются. После выбрасывания дубля игрок повторяет бросок, пока на костях не выпадут разные очки.

    Шашки, белые и черные, передвигаются по доске против хода часовой стрелки до тех пор, пока все шашки одного из игроков не будут сбиты.

    Когда на доске у одного из игроков останется последняя шашка, правила для него изменяются. Этот игрок должен завести свою шашку в ближайший угол доски (линии 1, 6, 7, 12, XII, VII, VI, I). Из этого угла шашки переставляются только при выбрасывании очков один или шесть: дубли один или шесть дают право на два хода как обычный дубль. При выбрасывании единицы шашка передвигается в ближайший угол, при выбрасывании шестерки через угол. Сбить эту шашку можно только в углу, если она не стоит при этом между шашками противника.

    Русский триктрак

    Все шашки, белые и черные, вводятся в игру с борта, причем вводятся в дом белых. Далее все они передвигаются в одном направлении 1-12 и XII — I в дом черных и выводятся на двор из дома черных.

    Приобрсти нарды можно в интернет-магазине эксклюзивных подарков

    Нарды. История нард. Правила игры.

    Нарды.

    Нарды -это настольная игра для двух игроков на специальной доске, разделённой на две половины. Цель игры - бросая кости и передвигая шашки в соответствии с выпавшими очками, пройти шашками полный круг по доске, зайти ими в свой дом (иногда фигурирует уличное название хата) и выбросить их за доску раньше, чем это сделает противник. Есть две основные разновидности - длинные и короткие нарды.

    История нард.

    Нарды - очень древняя восточная игра. Родина игры «нарды» точно не определена, но известно, что в них играют уже более 5 тысяч лет.

    Древние египтяне играли в игру «сенет», которая принадлежит к семейству «гоночных игр», где ходы контролируются игральными костями, ещё в 3500 до нашей эры. В древней Месопотамии была похожая царская игра «ура». Археологические находки в Шахри-Сухте в Иране показали, что там примерно около 3000 до нашей эры существовала похожая игра, в которой использовались две кости и 60 фишек.

    А вот римская игра «табула», которая была описана в эпиграмме византийского императора Зенона (476-481 н. э.), была уже практически идентична современным нардам. Доска для этой игры была такая же, как для нард: она содержала 24 пункта, по 12 на каждой стороне, игроки двигали свои фишки навстречу друг другу, и использовались кости в виде кубиков, как и в наше время. Так же, как и в современных нардах, целью игры было первым вывести свои 15 шашек. Правила взятия, освобождения и вывода шашек были такими же, как сейчас. Основные отличия состояли в том, что использовалось три кубика вместо двух, в начале игры шашки находились за доской (шашки входили на доску по тем же правилам, что и вывод пленников), и не было правила для дубля (которое было введено в 1920-х годах).

    Прямым предшественником игры табула считается более ранняя древнеримская игра Ludus duodecim scriptorum (лат. - игра двенадцати знаков). В этой игре было три ряда по 12 пунктов в каждом, по которым двигались фишки. Ходы определялись броском трех костей. Эта игра упоминается в «Науке любви» Овидия, написанной между 1 годом до нашей эры и 8 годом нашей эры.

    Одна из легенд о происхождении игры «нарды» гласит, что некогда индийцы, желая проверить сметливость персов, послали им комплект шахмат, полагая, что те не догадаются, как играть в эту мудрую игру. Однако персидский мудрец Вазург Михр не только легко справился с этой задачей, но и предложил свою, которую индусы не смогли разгадать за 40 дней. Вазург Михр придумал и послал своим оппонентам новую игру - нарды (нэв-ардашир - в честь основателя династии Сасанидов Ардашира I).

    В Европе новая мощная волна распространения игры «нарды» была связана с возвращением крестоносцев из крестовых походов XII века. Игра стала очень популярной в средневековой Европе и называлась «трик-трак». Это название, видимо, произошло от звука удара костей о деревянную доску. В то время слово «нарды» употреблялось для обозначения игры королей. Только представители высшей аристократии имели привилегии играть в нарды.

    Хотя корни игры «нарды» находятся на Востоке, правила наиболее распространённого в Европе современного варианта игры в нарды были установлены в 1743 году англичанином Эдмондом Хойлом. Этот вариант носит название «Короткие нарды», в противоположность более старым «Длинным нардам», придуманным на Востоке.

    На сегодняшний день нарды пользуются широкой популярностью во всём мире. Во всех крупных столицах мира есть клубы любителей игры «нарды», и регулярно проводятся международные турниры.

    Правила игры в нарды.

    Короткие нарды. Правила игры в короткие нарды.

    Короткие нарды - это игра для двух игроков, на доске, состоящей из двадцати четырех узких треугольников, называемых пунктами. Треугольники объединены в четыре группы по шесть треугольников в каждой.

    Эти группы называются - дом, двор, дом противника, двор противника. Дом и двор разделены между собой планкой, которая выступает над игровым полем и называется бар.

    Пункты нумеруются для каждого игрока отдельно, начиная с дома данного игрока. Самый дальний пункт является 24-м пунктом, он также является первым пунктом для оппонента. У каждого игрока имеется 15 шашек. Начальная расстановка шашек такова: у каждого из игроков по две шашки в двадцать четвертом пункте, пять в тринадцатом, три в восьмом и пять в шестом.

    Цель игры - перевести все свои шашки в свой дом и затем снять их с доски. Первый игрок, который снял все свои шашки, выигрывает партию.

    Движение шашек.

    Игроки поочередно бросают по две кости и выполняют ходы.

    Число на каждой кости показывают, на сколько пунктов, или шагов, игрок может и должен передвинуть свои шашки. Шашки всегда движутся только в одном направлении, против часовой стрелки, - от пунктов с большими номерами к пунктам с меньшими.

    При этом применяются следующие правила:

    Шашка может двигаться только на открытый пункт, то есть на такой, который не занят двумя или более шашками противоположного цвета.

    Числа на обеих костях составляют отдельные ходы.

    К примеру, если у игрока выпало 5 и 3, то:

    Он может пойти одной шашкой на три шага, а другой - на пять,

    Либо он может пойти одной шашкой сразу на восемь (пять плюс три) шагов, но последнее лишь в том случае, если промежуточный пункт (на расстоянии три или пять шагов от начального пункта) также открыт.

    Игрок, у которого выпал дубль, играет каждое из чисел на каждой из костей дважды. Например, если выпало 6-6, то игрок должен сделать четыре хода по шесть очков, и он может передвинуть шашки в любой комбинации, как сочтет нужным.

    Игрок должен использовать оба числа, которые ему выпали, если они допускаются правилами (либо все четыре числа, если у него выпал дубль). Когда можно сыграть только одно число, игрок обязан сыграть это число.

    Если каждое из чисел по отдельности можно сыграть (но не оба вместе), игрок должен играть большее число.

    Если игрок не может сделать хода, то он пропускает ход. В случае, если выпал дубль, и если игрок не может использовать все четыре числа, он должен сыграть столько ходов, сколько возможно.

    Как побить и зарядить шашку.

    Пункт, занятый только одной шашкой, носит название блот. Если шашка противоположного цвета останавливается на этом пункте, блот считается побитым и кладется на бар. В любой момент, когда одна или несколько шашек находятся на баре, первая обязанность игрока - это зарядить шашки в доме соперника. Шашка вступает в игру, перемещаясь на пункт, соответствующий выброшенному значению кости.

    К примеру, если игроку выпало 4 и 6, он может зарядить шашку в четвертый либо в шестой пункты, если они не заняты двумя или более шашками противника.

    Если оба пункта, соответствующие значениям выброшенных костей, заняты, игрок пропускает свой ход.

    Если игрок может ввести некоторые из своих шашек, но не все, он должен зарядить все шашки, которые возможно, и затем пропустить оставшуюся часть хода. После того, как все шашки будут введены с бара, неиспользованные значения костей можно использовать, как обычно, перемещая шашку, которую вы зарядили, либо любую другую шашку.

    Как выбросить шашки.

    Когда игрок привел все свои пятнадцать шашек в свой дом, он может начать выбрасывать их с доски. Игрок выбрасывает шашку следующим образом: бросается пара костей, и шашки, которые стоят на пунктах, соответствующих выпавшим значениям, снимаются с доски. Например, если выпало 6 очков, можно снять шашку с шестого пункта.

    Если на пункте, соответствующем выпавшей кости, нет ни одной шашки, игроку разрешается переместить шашку с пунктов, больших, чем выпавшее число. Если игрок может сделать какие-либо ходы, он не обязан выбрасывать шашку с доски.

    В стадии выбрасывания шашек все шашки игрока должны находиться в его доме. Если шашка будет побита в процессе выбрасывания шашек, то игрок должен привести шашку обратно в свой дом, прежде чем он продолжит выбрасывать шашки. Тот, кто первый снял все шашки с доски, выигрывает партию.

    Длинные нарды. Правила игры в длинные нарды.

    Количество игроков - двое. Количество шашек на доске - по 15 у каждого игрока.

    Место начального расположения шашек, каждого из игроков называется голова, а ход из начального положения называется «из головы» или «взять с головы». За один ход с головы можно брать только одну шашку.

    Игрок кидает одновременно два кубика. Сделав бросок, игрок должен передвинуть любую шашку на число клеток, равное выпавшему числу одного из кубиков, а затем одну любую шашку - на число клеток, равное выпавшему числу другого кубика. Т.е. если на кубиках выпало, например, шесть-пять, игрок должен одну шашку передвинуть на шесть клеток, а затем любую (можно ту же, можно другую) на пять клеток. При этом с головы всегда можно брать только одну шашку. Исключение составляет только первый бросок в партии. Если одна шашка, которую можно снять с головы, проходит, то можно снять вторую. Таких камней для первого игрока всего три: шесть-шесть, четыре-четыре и три-три (мешают шашки противника, стоящие на голове). Если выпадает один из этих камней, игрок снимает с головы две шашки. Для второго игрока количество камней, при которых с головы можно снять две шашки, увеличивается, так как мешает пройти первому камню, имеет право не только голова, но и камень, снятый противником. Если противник первым броском кинул: два-один, шесть-два или пять-пять, то второй игрок может снять вторую шашку также при бросках пять-пять и шесть-два (кроме: шесть-шесть, четыре-четыре и три-три, которые тоже не идут напрямую).

    Передвинуть две шашки на число клеток, показанное одним кубиком нельзя. Т.е. если на кубиках выпало - шесть-пять, игрок не может пойти одной шашкой, например, на три и другой на три клетки, чтобы вместе получилось шесть, а затем сходить «пятёрку».

    Если выпал дупль, то есть одинаковые очки на двух кубиках, например, пять-пять, игрок делает четыре хода (на соответствующее кубикам число клеток).

    Нельзя поставить свою шашку на клетку, занятую шашкой противника. Если шашка попадает на занятую клетку, то про неё говорят что она «не идёт». Если шашки противника занимают шесть клеток перед какой-нибудь шашкой, то такая шашка оказывается запертой.

    Нельзя запереть все пятнадцать шашек противника. То есть, выстроить заграждение из шести шашек подряд можно только в том случае, если хотя бы одна шашка противника находится впереди этого заграждения.

    Если игрок не может сделать ни одного хода на то количество очков, которое выпало на каждом кубике, то есть если шашки не идут, то очки пропадают, а шашки не двигаются.

    Если игрок может сделать ход на то количество очков, которое выпало на одном из кубиков, и не может сделать хода на то количество очков, которое выпало на втором кубике, он делает только тот ход, который возможен, а остальные очки пропадают.

    Если у игрока есть возможность сделать полный ход, он обязан его сделать даже в ущерб своим интересам. Если выпал такой камень, который позволяет игроку сделать только один ход, причем любой из двух то игрок должен выбрать больше. Меньшие очки пропадают. Смысл игры заключается в том, чтобы, пройдя всеми шашками полный круг, прийти ими в дом и выбросить все шашки раньше, чем это сделает противник.

    Домом для каждого игрока является последняя четверть игрового поля, начиная с клетки, отстоящей от головы на 18 клеток. Выбрасывать шашки - это значит делать ими такие ходы, чтобы шашки оказывались за пределами доски. Игрок может начать выбрасывать шашки только тогда, когда все его шашки пришли в дом.

    Ничьей не существует. Если игрок, начинавший первым, выбросил все свои шашки, а второй игрок может сделать тоже следующим броском, второй считается проигравшим, так как следующего броска не будет: партия заканчивается, как только один из игроков выбросил все свои шашки.

    Нарды. История нард. Правила игры.

    Нарды — это древняя восточная игра, в течение тысячелетий пользующаяся популярностью. Имя изобретателя и родина этой древней игры в нарды скрыто от нас в глубине веков. Был ли это египтянин, перс, грек или быть может индиец? Никто не знает. Мы знаем лишь что люди играют в эту игру уже более 5000 лет, чему есть исторические доказательства.Так, самая древняя из досок для игры в нарды была найдена в Малой Азии и датируется 5000 лет до н.э, аналог этой игры обнаружен в гробнице фараона Тутанхамона (XV в. до н.э.).

    Одна из легенд гласит, что некогда индусы, желая проверить сметливость персов, послали им комплект шахмат, полагая, что те не догадаются, как играть в эту мудрую игру. Однако персидский мудрец Бюзюркмехр не только легко справился с этой задачей, но и предложил свою, которую индусы не могли разгадать 12 лет. Бюзюркмехр придумал и послал своим оппонентам новую игру — нарды (нард тахте).

    В Персии, в III тысячелетии до н.э. эта игра имела символическое и мистическое значение. Персидские астрологи с помощью нард предсказывали судьбы владык. Поле для игры они считали небом, а движение фишек по кругу обозначало движение звезд. И вообще, в древности игра носила довольно символический характер.

    Все игры, от которых предположительно произошли нарды, имели сходные доски. На этой доске все было кратно шести и имело связь со счетом времени. Двенадцать пунктов на каждой стороне доски представляют 12 месяцев, деление доски на 4 части — временам года, 24 пункта представляют 24 часа в сутках, 30 шашек — числу лунных и безлунных ночей в месяце, а их движение по кругу изображало движение звезд на небе. Сумма очков на противоположных сторонах кости равная 7 — соответствовала числу известных тогда планет, от которых происходило все дурное и хорошее. Доска и шашки изготавливались обычно из камня или дерева, а кости вырезались из камней, костей или лепились из глины. Древние доски могли иметь вид, отличающийся от современного: одна из досок была найдена в городе Ур, бывшей столице Месапотамии. Каждая доска состояла из 12 клеток которые размещались в ящиках по 6, ящики же в свою очередь, объединялись по два.

    В разных странах эта игра называлась по-разному. У испанцев — tablero, немцев — bretspiel, греков — diagramismos, итальянцев — tavola reale, французов — trick-track, турок — tavla и backgammon — у англичан. В Месопотамии персы (современный Ирак, Иран и часть Сирии) называли эту игру «Тахте Нард» или «Тахте», что в литературном переводе означает «битву на деревянной доске». Но наиболее древнее имя игры это просто «Таблица» или «Королевская таблица» (Table, Royal Table). Табула для римлян, Тавли для греков, Тавола Реале для итальянцев, Таблас Реалес для испанцев и даже Tables для Англичан, которые могли быть в числе тех, кто играл в эту игру.

    Все эти игры отличались от современной игры в короткие нарды, поскольку не существовало «Правила Куба», которое было добавлено позже. Вместо фиксированных позиций на доске шашки расставлялись в соответствии с брошенными костями. В некоторых регионах Исландии люди до сих пор используют доску, похожую на римскую, и играют в игру AD ELTA STELPUR, или «Охота за девушкой».

    Распространение игры в Западной Европе связано с возвращением крестоносцев из крестовых походов 12-го века. Игра стала очень популярной в средневековой Европе и называлась Трик-трак (вариант игры в которую играли люди из высшего сословия). Это название видимо произошло от звука удара костей о деревянную доску. В эпоху Средневековья в Европе слово «нарды» употреблялось для обозначения игры королей. Только представители высшей аристократии имели привилегии играть в нарды.

    Интерес к нардам очень возрастал на Среднем Востоке и в средиземноморских странах. На протяжении веков игра стала хорошо известной во всем мире, но она никогда не была столь популярна, как в наше время. Хотя корни нард уходят на Восток, правила современной игры в нарды были установлены в 1743 году англичанином Эдмондом Хойлом (Edmond Hoyle). Название «Backgammon» пришло из английских слов «Back» и «Game» и связано с тем, что шашка вашего оппонента, будучи побита, возвращается назад.

    Другая версия связывает название «Backgammon» с галльскими словами «Baec» (маленький) и «Gammum» (битва), которые напоминают по значению персидские слова Tахте Нард.

    Правило Куба было введено в Соединенных Штатах только в 1931 году и стало официально признанным в Международных Правилах игры в нарды. На сегодняшний день нарды пользуются широкой популярностью не только на Ближнем Востоке, но и во всем мире. Во всех крупных столицах мира есть клубы любителей нард и проходят международные турниры.

    Назад