• Чины в православной церкви по возрастанию: их иерархия. Храм Святой Троицы в Хохлах

    Настоятель Троицкого храма

    Протоиерей Алексей Уминский

    Настоятель храма - протоиерей Алексей Уминский, член редакционного совета журнала "Альфа и Омега", духовник Свято-Владимирской православной гимназии. Ведущий телепередачи "Православная энциклопедия" 8.30 ТВЦ суббота. На странице настоятеля вы можете познакомиться с его статьями, беседами и проповедями.

    Отец Алексей родился третьего июля 1960 года в городе Москве в обычной советской семье: папа - инженер, мама - учительница, люди совершенно далекие от Церкви, но с настоящими глубокими нравственными устоями. Как обычно в жизни каждого человека - учился в шкоде, был пионером, комсомольцем. Кстати сказать, комсомольцем был очень активным, видимо открылись какие-то организаторские способности, он продвинулся по комсомольской линии, был председателем комсомольского штаба Перовского района, и даже имел награды от ЦК ВЛКСМ. Родители уже думали, что сын пойдет по этой линии пойду, но он поступил в педагогический институт имени Крупской на факультете романо-германских языков. Мама была преподавателем французского языка, и с детства он неплохо говорил по-французски.

    В институте Алексей встретил верующих людей, стал читать Евангелие и много других ранее ему неизвестных книг, и постепенно стал обращаться к Богу. В 1980 году крестился и к окончанию института был уж сознательным христианином.

    После института отец Иоанн Крестьянкин благословил Алексея Уминского работать в школе и, видимо, не случайно, потому что в дальнейшем, уже будучи священником, ему пришлось участвовать в создании православной гимназии и стать сначала ее директором, а потом - духовником. В конце восьмидесятых годов, он уже сознательно выбрал для себя путь священства, поехал в Псково-Печерский монастырь и получил на это благословение отца Иоанна.

    Рукоположили отца Алексея в 1990 году. Сначала он служил несколько месяцев дьяконом в городе Клин в кладбищенской церкви, а потом был настоятелем Успенского собора в городе Кашире. Время было сложное, храм был захвачен Богородичным центром, его пришлось освобождать, буквально отвоевывать, и потом как-то налаживать в нем приходскую жизнь. До сих пор отец Алексей поддерживает отношения со своими прихожанами из Каширы, которым очень благодарен за неизменную память и любовь.

    И через три года служения отец Алексей перевелся в Москву и стал клириком храма святого князя Владимира и одновременно - директором православной Свято-Владимирской гимназии. Директором он оставался в течение шести лет, а в настоящее время является духовником гимназии.

    В 1994 году был назначен также исполняющим обязанности настоятеля храма Святой Троицы в Хохлах, и с этого момента занимается нашим приходом. За это время в храме возобновились регулярные богослужения, сформировалась община, открылась воскресная школа, проводятся беседы о духовной жизни и истории церкви, и многое другое, о чем вы можете узнать на нашем сайте.

    Одновременно с этим является членом редколлегии журнала "Альфа и омега", автором многочисленных статей по православной педагогике, работает на телевидении. Сначала на канале культура вел программу "Дела житейские", а потом сериал, посвященный житиям святых "Тесные врата". В последнее время отец Алексей является ведущим программы "Православная энциклопедия" на канале ТВЦ.

    Женат. Имеет двоих детей.

    Пробст, начальник, приор, аббат, архимандрит, кюре, игумен, шанцзо, монах, киновиарх Словарь русских синонимов. настоятель игумен Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

    НАСТОЯТЕЛЬ, я, муж. 1. Начальник, управляющий православного или католического мужского монастыря. 2. Старший священник в православной церкви. | прил. настоятельский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    В Православной церкви старший клирик прихода или монастыря. В современной Русской церкви настоятель храма имеет сан протоиерея (если он является лицом белого духовенства) или иерея. Согласно пп. 18 и 19 Главы XI Устава РПЦ (от 2000), «во главе… … Википедия

    настоятель - я, м. 1) Начальник мужского монастыря; игумен. Старичка отправили тотчас же в монастырь... в Суздальский, где настоятелем и комендантом был отец Мисаил (Л. Толстой). 2) Старший священник собора или приходской церкви. Ничего с этим дураком не… … Популярный словарь русского языка

    Настоятель - старшее духовное лицо в монастыре или храме. Настоятеля мужского монастыря называют архиереем, а женского – игуменьей. Настоятель представляет административную церковную власть … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    настоятель - НАСТОЯТЕЛЬ1, я, м Священнослужитель в русской православной церкви, управляющий причтом и приходом какого либо храма, назначаемый на эту должность епархиальным архиереем. Таким образом в Алабинской церкви причет и подсобные служащие были… … Толковый словарь русских существительных

    М. 1. Глава мужского христианского монастыря; игумен (в православии). 2. Старший священник собора или приходской церкви. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Настоятель, настоятели, настоятеля, настоятелей, настоятелю, настоятелям, настоятеля, настоятелей, настоятелем, настоятелями, настоятеле, настоятелях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

    Настоятель - старшее духовное лицо в монастыре, храме … Православный энциклопедический словарь

    настоятель - Заимствование из старославянского, в котором образовано как калька с греч. epistatos, где epi – на, states – тот, кто стоит … Этимологический словарь русского языка Крылова

    Книги

    • Настоятель и прихожане
    • Настоятель и прихожане , Протоиерей Сергий Филимонов. Эта книга рассказывает о том, как по Богу управлять церковной общиной, как старшие и младшие, начальники и подчиненные соработничают ради Христа. Это обобщение и опыта Церкви, и собственного…

    Иерей Никифор. Первым настоятелем Храма Воскресения Христова села Вешнякова был иерей Никифор. О нем известно только то, что его дом находился рядом с храмом. Священник Петр Семенович Воскресенский. При о. Петре и церковном старосте Е.Н. Кокорине в 1848 году храм полностью расписан и заново освящен. Священник Константин Петрович Зверев (1846-1918 гг.) Родился в Подмосковье в многодетной семье. После учебы в Вифанской семинарии (1863-68гг.), в 1869 году он поступает псаломщиком в храм Николы Красный звон на Ильинке. В этом же году венчается с Анной Русовой. В 1872 году святителем Московским Иннокентием (Вениаминовым) рукоположен во пресвитера и назначен настоятелем Вешняковского храма. В 1875 году усердием о. Константина в Вешняках открывается церковно-приходская школа, в которой обучались 150 мальчиков, а так же 40 девочек учились рукоделию. В 1880 году верхний летний храм был полностью отреставрирован и заново освящен преосвященным Амвросием (Ключаревым), епископом Дмитровским. Усердное служение и активная приходская деятельность отца Константина не остались не замеченными как у священноначалия, так и у светских властей. В 1890 году он переводится настоятелем в храм св. Александра Невского при доме московского генерал-губернатора. А в 1891 году генерал-губернатором г. Москвы назначается Великий князь Сергей Александрович. Между ними, без сомнения, установились подлинно христианские, духовные отношения. Когда в 1905 году террористы убивают Сергея Александровича, по просьбе св. прмц. вел. кн. Елисаветы Федоровны о. Константин со всем причтом переводится в церковь Петра и Павла Малого Николаевского Кремлевского дворца, чтобы служить заупокойные службы у могилы убиенного Великого князя. У отца Константина и матушки Анны было четверо детей: Арсений, Кассиан, Василий и дочь Варвара. Арсений стал чиновником, Кассиан – офицером, он был убит в 1914 году, а Василий (Будущий священномученик Петр (Зверев)) – священнослужителем. Священник Андрей Семенович Розонов (1825-1893 гг.) С 1890г. по 1893г. настоятелем храма был священник Андрей Розанов. Преосвященный Иоанн(Василевский), епископ Бронницкий. (1863-1931). В 1893 году настоятелем храма назначается иерей Иоанн Александрович Василевский. Он был заведующий и законоучителем в Выхинской церковно-приходской школе, а также законоучителем в Выхинской земской школе. На 25-летие служения в священническом сане церковный совет и прихожане подарили о. Иоанну золотой наперстный крест и торжественно поднесли юбилейный адрес. Вот его текст: Ваше Благословение Честнеший отец Иерей Иоанн Александрович! По случаю исполнившагося двадцатипятилетия служения Вашего в священническом сане, мы прихожане храма Воскресения Христова, в Вешнякове, считаем долгом принести Вам сердечное наше поздравление и глубоко благодарить Вас за Ваши постоянные заботы, как о благолепии сказанного храма, так и о торжественности совершаемых в нем богослужений. Вознося молитвы наши о ниспослании Вам от Бога сил и здоровья в дальнейшем Вашем служении, позволяем просить Вас, многоуважаемый отец настоятель, не оставлять нас в Ваших молитвах пред престолом Господа Вседержителя. Почтительнейше просим вас принять от нас на добрую и молитвенную память золотой наперстный крест в знак глубокого к Вам нашего уважения. с. Вешняково 27 июня 1910 года. Подписи:Церковный староста Иван Храменков, Иван Федорович Смирнов, Федор Федорович Коликов, Алексей Тарасович Голубков, Андрей Николаевич Демин, Антон Матвеевич Соколов, Николай Кокорин, Регент А. Марков и другие… Одновременно с настоятельством о. Иоанн нес послушание духовника 1-го округа благочиния. В 1918 году о. Иоанн заканчивает Московскую духовную академию. В том же году скончалась супруга о. Иоанна – Любовь Егоровна. 7 октября 1923г. Святейшим. Патриархом Тихоном, который летом того же года только вышел из-под ареста, протоиерей Иоанн был рукоположен, во епископа Бронницкого, викария Московской епархии. Владыка Иоанн продолжал жить и служить в Вешняках. В 1925 году в Вешняках он рукополагает диакона Иоанна Гавриловича Плеханова во пресвитера Владыка Иоанн скончался 4 марта 1931 года. Отпевание состоялось в Вешняковском храме. Возглавил отпевание митрополит Сергий (Старогородский), ему сослужили архиепископ Великоустюжский Софроний, епископ Подольский Иннокентий и епископ Кимрский Иоанн. Похоронен владыка в семейной могиле на Вешняковском кладбище с левой стороны алтаря. протоиерей Николай Андреевич Величкин (1874-1935(?)гг.) В 1930-х годах настоятелем храма был протоиерей Николай Андреевич Величкин Точная дата смерти о. Николая и обстоятельства его смерти неизвестны. Похоронен он за алтарем храма. На кресте дата смерти явно ошибочна. Вероятно всего, что умер он во время войны. Священник Николай Фрязинов Восстановление храма после его возвращения Церкви возглавил настоятель отец Николай Фрязинов (с 1946 по 1962 гг.). Священник Павел Митрофанович Максимов С 1962 года по 1970 гг. настоятелем храма был отец Павел Митрофанович Максимов, а старостами были братья Александр и Андрей Максимовы. Их усердие в деле возрождения святыни было отмечено Патриаршими наградами. протоиерей Виктор Сергеевич Дмитриев С 1973 года по 1981 год настоятелем храма был протоиерей Виктор Сергеевич Дмитриев. протоиерей Матфей Грицак (1929 – 2006гг) В 1981 году настоятелем Успенского храма в Вешняках был назначен протоиерей Матфей Грицак Родился в с. Нанково, Закарпатской области. С 1948 по 1952 гг. был послушником в Свято-Николаевском монастыре в селе Нанково. С 1952 по 1956 гг. обучался Волынской духовной семинарии г. Луцка. Затем учился Московской и Санкт-Петербургской духовных академиях. В 1963 году отец Матфей защитил кандидатскую диссертацию. С 1963 по 2002 год отец Матфей поочередно нес послушания настоятеля в пяти храмах. После ухода за штат в 2002г. и до своей кончины он продолжал служить по воскресным и праздничным дням в Успенском храме. Скончался о. Матфей 22 января 2006 года, похоронен за алтарем Успенского храма. Преосвященный епископ Никон (Миронов) В октябре 2002 года настоятелем храма назначен Преосвященный епископ Никон (Оле́г Васи́льевич Миронов). Родился 26 мая 1960 года в посёлке Заречный Смоленского района Алтайского края в крестьянской семье. 24 апреля 1983 года епископом Воронежским и Липецким Мефодием (Немцовым) был рукоположен в сан диакона. В 1984 году поступил на заочный сектор Московской Духовной семинарии, которую окончил в 1987 году. 19 декабря 1984 году пострижен в монашество с именем Никон. 6 января 1985 года рукоположен в сан иеромонаха. 20 июня 1989 г. был назначен настоятелем Покровского кафедрального собора города Воронежа с возведением в сан архимандрита. 21 июля 1993 года в Московском Богоявленском кафедральном соборе Патриарх Алексий II в сослужении архиереев совершили хиротонию архимандрита Никона во епископа Задонского, викария Воронежской епархии. 26 февраля 1994 г.был назначен Священным Синодом на Екатеринбургскую кафедру. 19 июля 1999 года был почислен на покой, согласно поданному прошению. С 2002 по 2013г являлся настоятелем Успенского храма в Вешняках. В 2003 году начинается ремонт храма. Укрепляется фундамент, крыша покрывается медью, проводится полное поновление храмовой живописи. Также был отлит новый набор храмовых колоколов. В 2013 году владыка Никон (Миронов) назначается Священным Синодом епископом Добрянским, викарием Пермской епархии. 17 июля 2013 года Святейший патриарх Кирилл подписал указ об освобождении владыки Никона от настоятельства над нашим храмом. В этот же день настоятелем назначается Высокопреосвященнейший

    Протоиерей Александр Колычев,

    1. Первый настоятель храма села Богородского

    1891 – 1907гг.

    В 1891 году в Преображенский храм был назначен заслуженный протоиерей благочинный Александр Тихонович Колычев. В священнический сан он был посвящен в 1863 году митрополитом Филаретом (Дроздовым).

    По отзывам старожилов, он был строг и требователен к людям богатым; к неимущим же – проявлял мягкость и снисходительность. В настоятельство отца Александра храм был расширен посредством пристройки к нему двух боковых приделов в виде галерей – правый во имя Тихвинской иконы Божией Матери и левый во имя святителя Алексия, митр. Московского, и святого пророка Илии. В 1907 году, скончался первый настоятель, протоиерей Александр Колычев, прослужив в нашем храме 16 лет. Погребён он был на Богородском кладбище. Позже, по его завещанию, на оставленные им средства над его могилой была сооружена часовня в стиле древних новгородских построек.

    Протоиерей

    Михаил Александрович Суворовский

    1907 – 1917 гг.

    Вторым настоятелем храма был назначен протоиерей, благочинный отец Михаил Александрович Суворовский. Он был прислан из Бронниц. Имея высокое академическое образование, он отличался простотой и доброжелательностью в общении с людьми. Особенно любил детей. Старожилы рассказывают: « Бывало едет отец Михаил на извозчике в школу, из школы или по каким другим делам, — только одна борода торчит, а кругом весёлые детские головки».

    При отце Михаиле был выстроен каменный двухэтажный дом для религиозно-нравственного просвещения прихожан, для чтения лекций, показа туманных картин.

    Духовно просветительская деятельность отца Михаила не раз отмечалась как церковными, так и светскими наградами.

    Протоиерей

    Алексий Добросердов
    1917 – 1949 гг.

    Свою фамилию, отец Алексий постоянно воплощал в жизни: он имел действительно доброе сострадательное отзывчивое сердце пастыря. Самые трудные годы он мудро вел паству по бурным волнам житейского моря.Он снискал любовь и уважение у всех жителей Богородского. Люди, даже далекие от церкви, видя его стройную фигуру в духовной одежде, которую он никогда и нигде не снимал, невольно останавливались и приветствовали его. Некоторые подходили и прямо на улице просили у него благословение. И он, сняв шляпу, как положено, не взирая ни на кого и ни на что, истово давал благословение. Отец Алексий все свои силы и энергию отдавал своей пастве, и паства его очень любила.

    Господь удостоил его быть настоятелем до самой смерти, а всего он прослужил в нашем храме 47лет. Хоронило его буквально все Богородское. Его гроб несли на плечах, огромная процессия заполнила Большую Богородскую улицу, так что были остановлены трамваи. У ворот кладбища его встретило духовенство с иконами. Похоронен он недалеко от часовни.

    Протоиерей

    Симеон Васильевич Касаткин

    1949 – 1953гг.

    Отец Симеон родился в 1869 году в Москве. По окончании Московской Духовной Академии он некоторое время работал корректором в Синодальной типографии. В 1906 году отец Симеон принял священство и был назначен в храм Покрова Пресвятой Богородицы, что на Яузе. Затем он служил в храме на Семёновском кладбище, в храме пророка Илии, что в Черкизове, а затем в сентябре 1941 года был назначен в храм Преображения Господня, что в селе Богородском. Это был человек высокой духовной культуры. Благодаря этому он также снискал себе любовь и уважение со стороны прихожан. Скончался он в 1953 году, непорочно прослужив Церкви Божией в сане священника 47 лет. Погребён он также на Богородском кладбище.

    Протоиерей Василий Студенов

    1953-1954 гг.

    Отец Василий Студенов исполнял обязанности настоятеля до 1954 года.

    Протоиерей Василий Скворцов

    1954-1955

    В настоятельство отца Василия, в 1954 году 14 августа, в храме случился большой пожар. Чудом храм не сгорел весь. Внутренность храма – иконостас, иконы, настенная живопись, даже обшивка фанерная – все сгорело. Очень сильно пострадала от пожара богатая парчовая ризница. Остались в целости лишь образ Божией матери Тихвинской и образ святителя Николая рядом.

    «Помню как на Преображение», — вспоминал очевидец тех событий, отец Александр Егоров, — «отец Василий сказал глубоко прочувственное слово о храме и о постигшем его несчастье и, заканчивая, он воззвал: «Православные, восстановим храм?» — «Восстановим…» — могучим эхом отозвались прихожане в стенах обожженного храма. И слово свое они сдержали. Большие пожертвования, как говорится, потекли рекой. Что особенно трогательно, некоторые пенсионеры отдавали сразу всю свою месячную пенсию. «Только бы храм поскорее восстановить, а мы как-нибудь, много ли нам надо»,- говорили они. Жертвовали также иконы, материю. – кто что мог.»

    Протоиерей

    Аркадий Станько

    1955-1957 гг., 1978-1981 гг.

    В 1955 году отец Василий по болезни вынужден был уйти за штат, а на освободившееся место был назначен только что окончивший Московскую Духовную академию иерей Аркадий Станько. С присущим его молодому возрасту горением и усердием, он принялся восстанавливать благолепие храма. По его инициативе храм был вновь обит дорогой фанерой, прокрашен и расписан. Иконостас и другие иконы – поновлены. Было заменено отопление.

    Таким образом, с помощью Божией, усердием, старанием и помощью наших прихожан, в короткое время храм был полностью восстановлен ещё в лучшем виде.

    В 1978 году отец Аркадий вновь был переведен настоятелем а наш храм.

    Архимандрит

    Сергий Савельев

    1957-1959гг.

    В 1957 году настоятелем храма стал архимандрит Сергий Савельев. Архимандрит Сергий ревностно потрудился над прославлением чудесно сохранившейся в пожаре Тихвинской иконы Божией Матери. Это он начал соборно служить еженедельно по вторникам торжественное вечернее богослужение с пением акафиста Божией Матери и обязательной проповедью. Вообще, архимандрит Сергий, очень любил торжественность и пышность богослужения, и тем самым привлек в храм множество людей. Также Сергий много потрудился над благоустройством и благоукрашением храма.

    Протоиерей

    Анатолий Новиков

    1959-1978 гг.

    В 1959 году настоятелем к нам в храм был назначен окончивший Московскую Духовную академию протоиерей Анатолий Васильевич Новиков, который стал ревностно продолжать торжественное богослужение архимандрита Сергия, ещё более украшая его своею осанкою, обаянием проповедью. Все торжественные богослужения сопровождались пением замечательного правого хора под управлением старейшего регента Москвы — Серафима Ивановича Виноградова

    Протоиерей

    Геннадий Нефедов

    1981-1991гг.

    Немалый срок потрудился в нашем храме протоиерей Геннадий Нефедов. Будущий пастырь воспитывался в семье деда - Андрея Козьмича Нефедова, бывшего одно время казначеем храма Преображения Господня в Богородском. После переезда семьи на жительство в Богородское, Геннадий пономарил в нашем храме.

    18 ноября 1981 г. указом Святейшего Патриарха Пимена назначен настоятелем храма Преображения Господня в Богородском, «с предложением восстановить полный порядок в Преображенском храме». Множество людей собирали его живые и проникновенные проповеди. Были осуществлены и хозяйственные работы: произведена перепланировка внутреннего пространства храма, торговля вынесена в боковые приделы, выстроен новый притвор. Благодаря трудам отца настоятеля значительно выросла община храма, возникла молодежная часть общины,которая собиралась в храм со всей Москвы. В 1990-м году, после произошедших изменений в государственной жизни в нашем храме отцом Геннадием была организована Воскресная школа для детей, где он и сам преподавал.

    Впоследствии отец Геннадий был настоятелем собора Богоявления б. Богоявленского монастыря в Китай-городе и благочинным Покровского округа города Москвы, ректором и преподавателем регентско-певческой семинарии при храме Богоявления. Протоиерей Геннадий отошел ко Господу 28 июля 2017 года.

    Протоиерей

    Виктор Петлюченко

    1991-1992гг.

    Протоиерей Виктор недолгое время исполнял обязанности настоятеля в нашем храме, когда нес свое послушание на посту заместителя Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.

    В настоящее время протоиерей Виктор настоятель Свято-Троицкого собора города Одессы и преподаватель Одесской духовной семинарии.

    Протоиерей

    Дамиан Круглик

    С 1992 года по настоящее время

    Служение отца Дамиана с 1992 года неразрывно связано с нашим храмом.

    После празднования тысячелетия Крещения Руси, можно сказать, началась новая эпоха в жизни нашего народа. Многие люди, воспитанные в безбожии, стали приходить в храмы, принимать Святое Крещение. В это удивительное время Бог судил быть настоятелем в нашем храме отцу Дамиану.

    И отец настоятель, со всей присущей ему энергией, принялся за свое новое послушание, откликнулся на задачи и возможности этой новой эпохи.

    Нужно было создать Воскресную школу, объединить людей желающих помочь храму, особое внимание уделить проповеди Слова Божия, работе с молодежью, социальному служению прихода.

    Много усилий приложил отец Дамиан, трудясь на этом поприще, и с достоинством ответил на поставленные цели, чем снискал любовь и уважение прихода и даже всего района.

    Воспоминания о храме и настоятелях были составлены протоиереем Александром Егоровым (+2000). Бывшим старинным прихожанином храма в Богородском. Его отец, Николай Никифорович, работая токарем на заводе «Красный богатырь», был чтецом храма Спаса Преображения в Богородском и помощником старосты. Отец Александр в свое время получил от протоиерея Алексия Добросердова благословение на поступление в семинарию, венчался со своей супругой в нашем храме в 1947 году. К столетию храма, в 1980 году, отец Александр составил свои воспоминания о храме, которые были изданы в самиздате.

    В монастырях, как и в любых структурах, есть своя иерархия. Настоятель монастыря занимает в ней не последнее место. Можно сказать, что этот человек следит за всем происходящим. Это касается и экономических, духовных вопросов, благоустройства.

    Кто такой настоятель монастыря? Обязанности

    В обязанности настоятеля входит контроль за всем происходящим. Следит за соблюдением всех канонов церкви. Он должен заботиться о духовном развитии и совершенствовании служителей. Именно настоятель монастыря должен смотреть, чтобы причащались монахи. Также он обязан следить за тем, дабы они как можно чаще посещали храм и очищали свои души от грехов, чтобы они поменьше заботились о мирских делах и отдавали себя всецело и полностью на служение Всевышнему. Также настоятель монастыря отвечает и за материальные блага (например, за внешнее состояния храма). Он печется о хозяйстве и следит за тем, чтобы монастырь не пришел в упадок. Глава в храме принимает иностранных, и не только, гостей, также высокопоставленных чинов и других представителей церквей. Делает он это на свое усмотрение.

    Следовательно, можем подвести итоги и сказать, что настоятель монастыря - это человек, который полностью посвящает свою жизнь Всевышнему и служению своей общине.

    Главной целью настоятелей становится спасение как можно большего количества душ. Они выполняют очень тяжелую работу не только физически. Духовная ноша тоже довольно-таки тягостна. Но настоятель, который занимается своим делом по призванию, никогда не унывает. Так как верит в то, что за его мирские страдания ему воздастся после смерти.

    Храмы и настоятели

    Первые христианские монастыри на территории Европы появились еще в начале четвертого века. По поверью, их появлению предшествовал разврат, который творился везде, и боговерующие нигде не могли найти покоя и понимания. Поэтому начали создаваться своего рода христианские общины. В них любой верующий мог спокойно посвятить себя служению и молитвам Господу Богу. Следовательно, общинам понадобился управляющий, который будет следить за порядком. Таким человеком и стал настоятель. И с тех времен мало что изменилось в обустройстве монастырей и правил, согласно которым в них могут существовать все желающие. На сегодняшний день, как и прежде, настоятелей принято называть игуменами. И получить этот сан не так уж и просто. Игуменом в древние времена мог быть необязательно верующий человек. Теперь же все изменилось. Сейчас настоятелем может стать только верующий, посвятивший себя Богу человек. Также его кандидатуру на столь ответственный пост должны одобрить священники высшей епархии. Настоятелем монастыря может быть игумен разных рангов. Как от самого низшего, так вплоть до епископа.

    Еще одной главной обязанностью настоятеля является посвящение в монахи. Он, помимо всего прочего, должен вести в своем храме священослужения.

    И именно настоятель монастыря назначает монахов на разные должности на свое усмотрение.

    Женский и мужской храмы. Настоятели

    Обязанности главы в женском и мужском монастырях несколько разные. Так как игуменья не имеет права, согласно христианской вере, проводить обряды священнослужения.

    Исходя из этого, стоит подробнее рассмотреть, чем именно должен заниматься настоятель мужского монастыря.

    Игумен, в отличие от игуменьи, обязан проводить все церковные обряды. От также имеет право исповедовать людей. Это не имеет права делать настоятельница женского монастыря. В случае преждевременной кончины или болезни игумена его обязанности возлагаются на казначея на временных основаниях. После чего духовенство рассматривает новые кандидатуры на освободившийся пост и принимает решение.

    Также следует отметить, что роли настоятеля католической и православной церкви несколько отличаются друг от друга. В чем именно? Особенности каждого мы рассмотрим далее.

    Кто такой настоятель католического монастыря?

    С течением веков роль храмов в католическом христианстве несколько раз видоизменялась. В какое-то время монастыри перестали быть просто общинами для монахов. Они стали территориально-административными единицами. И правящий настоятель в них отвечал уже не только за благоустройство своей общины, ему принадлежали все земли, которые подпадали под его управление. Следовательно, должность из церковной превратилась в общественную, куда многие правители разных чинов пытались пристроить своего родственника.

    То есть можно смело утверждать, что настоятель католического монастыря или, как их еще принято называть, аббат стал не только духовной, но и коммерческой личностью. Изначально аббатами называли исключительно настоятелей. Но со временем так стали именовать всех монахов. По иерархии католической церкви аббаты выполняли разные обязанности. Одни не подчинялись никому и управляли монастырями на свое усмотрение, другие же, наоборот, без указаний вышестоящих епископов не могли ступить и шагу. Еще одной особенностью было то, что аббатами могли быть представители знати. Также в церкви существовали звания военных монахов и разные ордена.

    Православный храм. Игумен

    Настоятель православного монастыря, в отличие от своего коллеги, должен был вести аскетичный образ жизни. Он не имел права владеть каким-либо имуществом. Также православная церковь всегда выступала за мир. Поэтому настоятель монастыря ни в коем случае не должен был иметь никакого отношения к военным действиям, кроме того, что должен был помогать раненным. Отсутствовали звания святых воинов и орденов. Главной задачей настоятелей было поддержание монастыря и забота о его обитателях. За все свои действия и финансовые расходы он должен был отчитываться перед вышестоящими служителями.

    Никаких важных решений, в отличие от своих коллег, он сам не принимал. И уже только со временем настоятелям разрешилось самостоятельно распоряжаться доходами монастыря. Поступления могли быть не только внешними, но и внутренними. Монахи, которые сами занимались и ремесленничеством, и земледелием, скотоводством, все заработанные деньги отдавали в общий доход храма.

    Заключение

    Теперь вы знаете, кто такой настоятель. Рассмотрев обязанности и особенности глав разных храмов, можно сделать вывод, что к какой бы церкви они ни относились, главной их целью было и есть служение Богу и облегчение жизни другим монахам.