• Где находится луксорский храм. Луксорский храм – памятник древнеегипетской архитектуры эпохи Нового царства. Храм царицы Хатшепсут

    Храмовые комплексы Луксора и Карнака - это основные достопримечательности Луксора, или, как его называют, «Города живых». Луксор находится на правом берегу р. Нил, на месте прежней Фив.

    Современный город Луксор представляет собой жилой район с магазинами, гостиницами, древнейшими многочисленными памятниками и ресторанами, где Луксорский и занимают особое место, кроме того пользуются пристальным вниманием туристов, которые отдыхают на курортах Египта.

    Эти храмы между собой соединены 3-километровой аллеей сфинксов. Это всё, что осталось от знаменитого Коридора Света, некогда соединявшего храмовые комплексы в один ансамбль.

    Луксорский храм: описание

    Он является жемчужиной среди оставшихся Древнего Египта. Это яркий пример силы фараонов, выдержанный в традициях градостроения тех лет. Безусловно, памятник до наших времен сохранился не в своем первозданном виде, хотя на некоторых колоннах можно еще увидеть следы изначальной краски, при этом в полуразрушенном храме есть возможность разглядеть очертания его залов. Луксорский поражает своими масштабами, совершенством форм и величием, а также гармонией архитектуры с пейзажем, которую даже соседство с современным Луксором не смогло испортить.

    Строительство

    Храм располагается на месте Фив - древней столицы Египта. Он посвящен трем божествам: Амону, Мут - его супруге, а также Хонсу - их сыну. Возведение его началось в период правления Аменхотепа III, но еще за двести лет до этого Тутмос III и Хатшепсут построили маленькое святилище, посещаемое в праздник Опет. Хотя именно Аменхотеп III свое имя увековечил благодаря возведению этого комплекса.

    Архитекторы фараона строительство начали с внутренних помещений (гипостильного зала, вестибюля и святилища), потом к северу создали внутренний двор, окруженный колоннами в форме пучков стеблей папируса. Известная Прецессионная колоннада, состоящая из 12-метровых колон в виде распустившихся цветков папируса, также является творением архитекторов фараона. Колонны, кроме этого, украшены иероглифами, которые повествуют о боге Амоне.

    Луксорский храм в Луксоре продолжил строить фараон Рамсес II, известный своими памятниками в Древнем Египте. Его архитекторы установили огромный столб, окруженный статуями фараона и 74 колоннами. Самыми примечательными являются фигура Рамсеса II и его супруги Нефертари. Своим величием шокируют 6 статуй фараона, словно выступающих из тени храма. По-настоящему зловещий эффект достигается при лунном освещении ночью.

    Памятники древности

    Несмотря на то что Луксорский храм в Египте является памятником истории и впечатляет даже издалека своим величием и спокойствием, на его территории также есть огромное количество культурных ценностей. К примеру, фрески, которые сохранились до наших дней, поражают воображение каждого историями, о которых они повествуют, и витиеватостью форм. Самым ценным является рельеф, рассказывающий о том, что фараон был рожден от бога Амона, который нашел самую красивую женщину и, обратившись в облик ее мужа, вместе с ней зачал ребенка - будущего Аменхотепа III. Новорожденному преподнес дары весь пантеон богов, которые ему давали процветание, силу, вечную память и славу.

    Возле входа в Луксорский храм в Египте расположен обелиск из гранита розового цвета, а также две статуи Рамсеса II. С самого начала вход украшали два обелиска, только в 1819 г. один из них был подарен Сам Луксорский храм начинается с пилона, оформленного фресками, которые описывают победу над хеттами. Далее и остальные фараоны на пилоне запечатлевали свои победы.

    Другой достопримечательностью храма являются аллеи сфинксов, соединяющих основное здание с храмами богини Мут и Хонса. Сфинксы словно охраняют путь фараона, их абсолютное спокойствие прежде всего говорит о мире и безопасности живых и мертвых.

    Александр Македонский

    Луксорский храм, фото которого можно посмотреть в данной статье, своим вниманием не обошел и Александр Македонский, великий завоеватель. В период своего правления он смог внести штрихи в этот памятник древности. Так, к задней части храма пристроили Луксорский храм уже в его честь. Также поверх египетских фресок во внутреннем части комплекса была размещена римская лепнина, несмотря на то что местные жрецы всеми силами пытались противиться подобным «усовершенствованиям».

    Мусульманский памятник

    Луксорский храм интересен также мечетью Абу-эль-Хаггаг. Она выделяется из всего ансамбля достопримечательностей. Это памятник святому, который при паломничестве мусульман в Мекку смог спасти от смерти животных и людей. Предание гласит, что когда караван двигался через пустыню, рискуя погибнуть из-за жажды, святой начал молиться аллаху, а тот его бутыль наполнил водой. Так святой весь караван напоил, что его спасло от гибели.

    Согласно другой версии, Абу-эль-Хаггаг женился на принцессе Тарзе. После этого он себе пообещал, что умереть должен только в Луксорском храме. Только болезнь его настигла вдали отсюда. Тогда Господь к нему послал двух ангелов, которые перенесли его домой. На том самом месте, где они оставили святого, возвели мечеть.

    В нынешний момент на крыше мечети находится нильская лодка. Ежегодно перед началом разлива Нила она снимается и красится. Потом почетным эскортом с ней обходят все близлежащие поля. Данный эскорт включает в себя шестьдесят пеших солдат и двух полицейских, далее за ними идут верблюды в попонах, украшенные колокольчиками и перьями. Потом к процессии присоединяются потомки святого и члены религиозного братства. Данное шествие - это напоминание о древних обрядах, которые посвящены плодородию земли.

    Луксорский храм является памятником истории. При том, что он «зажат» со всех сторон городом с его магазинами и шумными улицами, святилище древних богов до сих пор поражает воображение своим неземным спокойствием, величием, внутренней гармонией и грандиозностью…

    Знаменитый Карнакский храм

    Он представляет собой комплекс размером 700 м на 1,5 км, включающим 33 храма, а также залы. Он изменялся и дополнялся в течение 2000 лет. Каждый фараон в храм старался внести свою лепту, увековечив в нем свое имя.

    Строение храма

    Он включает в себя 3 части:

    • Центральная часть - храм Амона Ра, посвященный Это самое интересное и большое строение здесь, которое начали возводить при правлении Аменхотепа Третьего;
    • Севернее расположены руины храма Монту;
    • Южнее находится храм Мут, посвященный жене Амона-Ра и царице Мут.

    Комплекс значимые перемены претерпел при царствовании Рамсеса I, II, III, Аменхотепа III, царицы Хатшепсут, Тутмоса I и III, Птолемея и ливийских царей 22 династии.

    Во время правления Хатшепсут в храме Амона были установлены 2 гигантских 30-метровых обелиска, созданных в ее честь, а также 8 пилонов.

    При Тутмосе III комплекс был застроен стенами, при этом на барельефы были нанесены изображения побед народа Египта.

    Священное озеро

    Немного южнее храма расположено Священное озеро. Оно представляет собой пруд омовения, рядом с которым была установлена колонна, которую венчает огромный жук-скарабей. Стоит отметить, что для древних египтян он был символом благоденствия.

    Карнакский храм, как и большинство до XIX века был под слоем песка, хотя сейчас является одним из наиболее популярных туристических направлений страны.

    Карнакский и Луксорский храмы занимают 2-е место по популярности и посещаемости среди туристов, которые отдыхают на египетских курортах. Экскурсия в Луксор вас перенесет в прошлое, которое скрыто и сегодня в настенных рисунках и письменах. Такое путешествие оставит много незабываемых и ярких впечатлений!

    Храм Амона Ра в Луксоре на сегодняшний день является одним из известнейших памятников древнеегипетской культуры. Храм в свое время являлся вторым по значимости храмом Древнего Египта. Мрамор, колонны, огромные пилоны, статуи фараонов высотой 14 метров, обелиски, рельефы, иероглифы и многое другое ожидает путешественника в этом прекрасном сооружении.

    Как и храм в Карнаке Луксорский храм посвящен богу Амону. Находясь всего в трех километрах южнее Карнакского храма, храм Амона в Луксоре обычно оставался в тени славы главного храма столицы.

    Судя по оставленным иероглифам, строительством храма занимались братья Гори и Сути. Но основные сооружения выполнил зодчий Аменхотепа III Аменхотеп, сын Хапу. О славе этого архитектора ходили легенды еще при его жизни, поэтому даже сохранились его статуи с жизнеописанием.

    Аллея сфинксов и пилоны

    Луксорский храм в Египте воплотил в себе множество исторических эпох: завоевания, борьба за власть, религиозные войны. Здесь есть и храм Александра Македонского, прозвавшего себя сыном Амона, есть и крепость, возведенная римскими завоевателями. Римляне плотно поглотили храм в своем строении. Так пилоны стали служить главным входом в лагерь, а сам храм делил постройку на две части – западную и восточную. Не обошлось и без изменений в храме. Здесь были сооружены перегородки, и обустроена капелла, посвященная существовавшему в то время культу императора. Стены были украшены изображениями императора и легионеров.

    Колонны

    Здесь же можно увидеть христианскую часовню, появившуюся, судя по всем, в первых веках нашей эры. В некоторых местах храма бога Амона в Луксоре можно заметить разрушение изображений древних богов, применявшееся как раз в религиозной борьбе того времени.

    Статуя Рамзеса II стоя

    Храм не пропустил влияния и мусульманской религии. Завоевавшие Египет арабы построили здесь мечеть Абу-эль-Хагаг. Мечеть построили на крыше храма, потому что когда шло ее возведение, Луксорский храм Древнего Египта был присыпан песком, и его верхнюю часть использовали в качестве фундамента. На сегодняшний день, после расчистки, мечеть выглядит как верхняя надстройка.

    Статуя Рамзеса II сидя

    Храм имеет форму прямоугольника, вытянутого вдоль Нила. В плане выделяется четкость сооружения и почти полная симметричность. Центральное здание в длину занимает 190 метров. Примечательно обилие колонн, находящихся в храме Амона Ра в Луксоре: в залах, в вестибюле, в центральной колоннаде. Всего здесь 151 колонна, каждая из них украшена цветком папируса. Здесь же имеются и рельефы, повествующие о легендарной жизни Аменхотепа III .

    Гранитный обелиск

    Расширением Луксорского храма занимались и при Рамсесе II . Был построен новый пилон, установлены статуи Рамсеса II в стоящих и сидящих позах. Строители возвели и новые колоннады двора, гранитные обелиски.

    Мечеть Абу-эль-Хагаг

    Строительство храма уравновесило общий ансамбль древних Фив. Расположенный на юге вместе с храмом Аменхотепа III , он компенсировал влияние северных храмов – Карнакского и Хатшепсут , что подчеркивало идеальность, красоту, богатство столицы Египта.

    После разрушения города ассирийцами в 663 году нашей эры столица была перенесена, и до 1930-х годов храм Амона в Луксоре находился под завалами песка, пока не начались раскопки. И хотя его текущее положение не отражает всей былой красоты, даже эти останки не позволяют усомниться в искусности и мастерстве древних строителей.

    Ипет-Исут, Карнакский храм - крупнейший храмовый комплекс Древнего Египта, главное государственное святилище Нового царства. Расположен в современном Карнаке, небольшом селении, лежащем на восточном берегу Нила в 2,5 км от Луксора. С 1979 года этот храм, вместе с Луксорским храмом и фиванскими некрополями, включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

    Ипет-Реc, Луксорский храм - развалины центрального храма Амона-Ра, на правом берегу Нила, в южной части Фив, в пределах современного города Луксор.

    Карнакский храм

    Карнакский храм - это храмовый комплекс размером 1,5 км. на 700 метров, состоящего из 33 храмов и залов, который дополнялся и изменялся в течении двух тысячелетий. Каждый фараон старался внести в храм свою лепту и увековечить свое имя, и свои заслуги.

    Храм в Карнаке - храмовый комплекс, состоит из трех частей:

    Центральная часть посвящена богу Амону, ее занимает храм Амона Ра. Это самый большой и интересный храм, который начали строить в период правления Аменхотепа III. 134 шестнадцатиметровые колонны (фото реконструкции справа) с многочисленными барельефами, подпиравшими некогда свод, расположились в 16 рядов и образовали священный коридор. На вершине каждой колонны могли разместиться около 50-ти человек, а каждый барельеф содержит цветные, позолоченные изображения, описывающие восхождение фараона к Богам.

    • Южнее расположился храм Мут, царице Мут и жене Амону-Ра.
    • Севернее находятся руины храма Монту.

    Значимые изменения в строительстве, Карнакский храм получил во времена царствования Аменхотепа III, Рамсеса I, Рамсеса II, Рамсеса III, царицы Хатшепсут, Тутмоса I, Тутмоса III, ливийских царей ХХII династии и Птолемея.

    При правлении царицы Хатшепсут были установлены два гигантских, тридцатиметровых обелиска в ее честь и восемь пилонов в храме Амона.

    храмовый комплекс в Карнаке При Тутмосе III, Карнакский храм был застроен стенами, а на барельефах были сделаны изображения с победами египетского народа.

    Южнее Карнакского храма находится Священное озеро - пруд омовения, возле которого установлена колонна, ее венчает масштабный жук-скоробей . Для древних египтян, жук-скоробей был священным символом благоденствия.

    Луксорский храм - Храм Амон-Ра

    Луксорский храм, как и храм в Карнаке, это храмовый комплекс построенный в честь бога Амон-Ра. Его начали строить еще при фараоне Аменофисе в XIV веке до н.э., и в годы расцвета древнего Египта, он состоял из нескольких дворов окруженных гигантскими колоннами и статуями фараонам. Это храмовый комплекс размером 208 метров в длинну и 54 метра в ширину, на внутренних стенах которого имеются многочисленные барельефы изображающие культовые обряды в храме, а внешние стены украшены барельефами победоносной битве Рамсеса II при Кадеше.

    На протяжении тысячелетий храм достраивался и видоизменялся, он становился красивее и величественнее, ведь каждый фараон считал своим долгом увековечить бога Амон-Ра - божественного отца всех фараонов, и оставить о себе память.

    Мало, что сохранилось от первоначального величия, и сегодня храм в Луксоре, это в большей степени развалины. Возле входа главного пилона остались всего три из шести огромных, 20-ти метровых статуи Рамзесу II и его супруге Нефертари. А из двух украшавших вход обелисков, остался лишь один. Второй обелиск, в 1830 году был подарен Франции за разгадку и расшифровку египетских иероглифов.

    Началом упадка и забвения египетской культуры стало поражение войску Александра Македонского. Армии завоевателей сменялись, но Египет уже не мог им противостоять.

    Со временем, Луксорский храм пришел в упадок и был занесен слоем песка, мусора и грунта , из под земли торчать лишь верхушки колонн. Многие ученые утверждают, что благодаря именно этому храм в Луксоре не был полностью разрушен.

    На территории храма размещался военный лагерь римского войска, были построены христианская церковь и мечеть Абу-эль-Хаггаг, которая так и осталась стоять на своем месте после раскопок.

    Сюрпризы раскопок не прекращаются и в наше время, тайны Луксора и его сокровища открываются людям. Так, в 1989 году, во время реконструкции храма, был найден тайник, в котором находились уникальные статуи ранее украшавшие храм. Жрецы укрыли древнейшие ценности от разграбления и уничтожения, и сейчас благодаря их заботе, мы можем увидеть эти статуи во многих музеях Египта и в музее Луксора.

    Карнакский храм и Луксорский храм - это два величественных храмовых комплекса, которые напоминают нам о расцвете древнего Египта и временах царствования фараонов.

    Музейный комплекс и туристический центр Луксора, это достопримечательности "Города живых" и "Города мертвых" . Город мертвых разместился на противоположном, левом берегу реки Нила, это знаменитый некрополь - Долины Фараонов и Долины Цариц, о котором будет рассказано в статье "Луксор Город мертвых - Долина Царей и храм царицы Хатшепсут".

    Факты о Луксорском храме Амон-Ра

    1. Декоративное убранство . Колонные и стены гипостиля были украшены многоцветными рельефами со сценами подвигов царей, битв и религиозных обрядов. Портреты фараонов дошли до нас искаженными или стесанными, а иероглифы, обозначавшие их имена, были переписаны фараонами последующих династий. Таким способом каждый новый правитель стремился увековечить память о своем роде и возвеличить себя самого.
    2. Пилоны . Для возведения массивных башен (пилонов) каменные блоки втаскивали наверх по насыпи из земли и кирпича, покрытой илом. Такая насыпь сохранилась у центральной части наружного пилона, оставшегося незаконченным.
    3. Аллея сфинксов . Вдоль дороги, ведущей от причала к пилонам входа, сохранилась часть аллеи из сорока каменных сфинксов с телом льва и головой барана (священного животного Амона). В дни праздников по аллее проносили статую Амона, царя всех богов. Торжественная процессия сопровождала божество до пристани – там начиналось ритуальное плавание по Нилу до храма в Луксоре и обратно.
    4. Центральная ось . Главные залы и дворцы располагались симметрично вдоль дороги, ведущей к святилищу. После завершения работ вокруг храма возводили ограду. К ней пристраивали ворота, устанавливали памятные знаки.
    5. Строительство . Каждую новую часть сооружения засыпали землей, создавая площадку, куда поднимали каменные плиты и балки. После завершения работ постройку откапывали, и ее архитектурные формы представали взору зрителей.
    6. Волшебный зал . Огромный колонный зал перекрывала каменная крыша. Синие потолки были расписаны желтыми звездами и парящими коршунами. Свет проникал через решетки центрального нефа. Диаметр каждой из 12 колонн, поддерживавших свод – 3,6 метров. За ними располагались еще 7 рядов по 9 колонн. Уходя в полумрак, этот каменный лес создавал впечатление бесконечного пространства.
    7. Наружный пилон . К наружному пилону (высота 42,6 м) прикреплялись мачты из корабельного леса. На них развевались огромные флаги, и вход в храм был виден издалека.
    8. Наружный двор . Возле павильона фараона Тахарки (не сохранился) останавливалась основная часть торжественной процессии: пройти внутрь могли только посвященные.
    9. Внутренний двор . Входом во внутренние дворы служили пилоны, перед ними устанавливали обелиски.
    10. Священное озеро . Искусственное озеро на территории храмового комплекса играло важную роль в ежедневных обрядах купаний и омовений. В нем также разводили водоплавающих птиц для церемонии жертвоприношения.
    11. Святилище . В глубине храма находилось маленькое темное святилище со статуей бога. Амона, стоявшей на ладье.
    12. Садовый павильон . В старейшей части комплекса находился Садовый павильон фараона Тутмоса III. Его стены были расписаны изображениями животных, птиц и растений.
    13. Обелиск царицы Хатшепсут . Обелиск из асуанского гранита с верхушкой, облицованной электром (сплав золота с серебром), доставили в Карнак на барже. С помощью насыпей и рычагов его опустили в вырытую в песке яму. Высота мемориального сооружения – около 30 метров.

    Луксорский храм – один из памятников культуры и архитектуры Древнего Египта. Он находится на месте не существующей ныне столицы этого государства – города Фивы.

    Общая информация

    Луксорский храм расположен на восточном берегу Нила. Сейчас это территория современного города Луксор, а раньше здесь находились Фивы – столица древнеегипетского государства. Храмовая постройка располагалась на юге города. Конечно, до нашего времени она сохранилась не в первоначальном виде, но в некоторых местах еще встречаются следы краски, а в самом храме видны очертания залов. Изначально храм в Луксоре соединялся со знаменитым Карнакским храмом трехкилометровой мощеной аллеей сфинксов.

    Красота и размеры Луксорского храма поистине впечатляющи – его длина достигает 260 метров, а с каждой стороны от входа расположены мощные пилоны высотой 20 метров и длиной около 70 метров. Один из пилонов построен при Рамзесе II и украшен рельефами с изображениями одержанных им побед. Известно, что во времена Древнего Египта у входа в храм стояли 6 статуй этого правителя, но сейчас мы можем увидеть лишь три из них. У одного из входов находится обелиск. Раньше рядом с ним был еще один, но его увезли во Францию в конце XIX столетия. А первый обелиск хорошо виден на многочисленных фото этого места.

    Сразу после входа в Луксорский храм вы попадете в перистильный зал, созданный при Рамзесе II. Пройдя по нему, вы выйдете к колоннаде, возведенной при Аменхотепе III. Аллея из колонн имеет протяженность 100 метров и состоит из 14 рядов столпов в виде свитков папируса. Затем следует еще одна колоннада – гипостильный зал, образованный 32 колоннами и ведущими в сердце храма – святилище. Пройдя еще немного, вы попадете в Храм Амона в Луксоре – самое позднее из зданий храмового комплекса. Он возведен уже в период царствования великого полководца Александра Македонского.


    История и судьба сооружения

    Луксорский храм предположительно построен уже в эпоху Нового Царства – в XIV-XI веках до нашей эры. Хотя ученые и сейчас не могут прийти к единому мнению по поводу того, когда же все-таки была возведена эта постройка. Есть мнение, что закладка храма произошла еще в эпоху Среднего Царства – свидетельством этого служили иероглифы на стенах Белого храма.

    Луксорский храм выполнял возложенные на него функции вплоть до покорения Египта Александром Великим, который в 320 году до нашей эры попытался возродить его славу времен Аменхотепа III. Но после смерти Александра наместник Рима на территории Египта Птолемей разрушил Фивы и его великолепные храмы. Это случилось в 84 году до нашей эры.

    Уже в VII веке нашей эры Египет был захвачен мусульманами. Уже тогда Луксорский храм и большая часть его построек была скрыта под толстым слоем нильского ила. В XIII веке на вершине храма была построена мечеть Абу Хаттаг. До наших дней дожил лишь один из ее минаретов.

    В конце XIX века археолог из Франции Гастон Мосперо организовал раскопки Луксорского храма. И хотя активно его стали раскапывать лишь в 30-х годах прошлого столетия, официальным годом открытия храма считается 1884 год. А в 1989 году произошло очень значимое событие – под полом храма были обнаружены 26 статуй. Скорее всего, жрецы спрятали их, чтобы спасти от разрушения во время разграбления. Сегодня эти статуи находятся в Луксорском музее.


    Религиозное значение Луксорского храмового комплекса

    Луксорский храм был возведен в честь самой главной фиванской триады божеств: бога Солнца Амона Ра, богине Мут – его супруги, и Хонсу – его сына. Он был связующим звеном между царем, власть которого считалась божественной, и богами. Иными словами, храм являлся олицетворением божественной природы власти фараона Египта.

    Помимо этого, Луксорский храмовый комплекс был местом проведения ежегодного религиозного праздника разлива Нила, который проходил здесь на протяжении тысяч лет, пока Египет не оказался захваченным войском Александра Македонского. А уже во времена Византийской империи некоторые из помещений комплекса были превращены в христианские святилища.

    Нынешнее состояние постройки

    До наших дней Луксорский храм сохранился в очень хорошем состоянии – отчетливо видны и границы залов, и многие архитектурные элементы вплоть до изображений на колоннах. В древности он многократно реставрировался и перестраивался, а его хорошее нынешнее состояние археологи объясняют толстым слоям земли, которыми он обрастал с течением времени. Не сохранилась лишь высокая ограда, которую построил Рамзес, и которая скрывала множество величественных статуй и построек от глаз и посягательств посторонних людей. А раскопки длинной аллеи сфинксов ведутся до сих пор.


    Храм очень популярен у туристов. Каждый, кто прибывает в Луксор, не упускает возможности побывать в этом месте, сохранившем в веках следы былого величия Древнего Египта, и сделать памятное фото.

    Информация для туристов

    Луксорский храм находится прямо в центре города Луксор. С разных курортов Египта сюда ежедневно прибывают экскурсионные автобусы. Приобрести билет на экскурсию можно в отеле или в любом турагентстве. Памятник открыт для всех желающих с 7 утра до 9 вечера, за вход нужно будет заплатить 20 египетских фунтов.

    Храм Амона в Луксоре

    Белый мрамор и прекрасные портики с колоннами, гигантские ворота-пилоны, 14-метровые статуи фараонов, гранитные обелиски, статуи из красного и черного гранита, рельефы и надписи на стенах храмов, настенные изображения, показывающие церемонии жертвоприношений и другие торжества… Все это - храм в Луксоре, невероятное чудо древней культуры, которая расцвела в долине Нила более трех тысячелетий назад. Этот второй по значению и размерам храм Древнего Египта является наиболее гармоничным и законченным сооружением эпохи Нового царства. Сегодня храм в Луксоре относится к числу наиболее прославленных египетских памятников.

    Луксорский храм расположен в трех километра к югу от храма Амона в Карнаке. Меньший по размеру, но столь же впечатляющий и прославленный, как и Карнакский, он тоже посвящен богу Амону. Впрочем, несмотря на свои огромные размеры, он всегда оставался в тени Карнакского храма. В нем отмечался лишь праздник Нового года.
    Иероглифические тексты донесли до нас имена зодчих, строивших Луксорский храм. В их числе - братья-близнецы Гори и Сути. Но главную роль в строительстве храма, которое длилось несколько веков, сыграл зодчий Аменхотеп, сын Хапу, по прозвищу Хеви - придворный архитектор фараона Аменхотепа 111, во время правления которого возведены все главные постройки Луксора. Аменхотеп, сын Хапу, еще при жизни получил признание и славу, а после смерти был обожествлен как один из величайших мудрецов Египта. Сохранились три его статуи, на одной из которых высечен текст, рассказывающий о жизни великого архитектора.

    Храм в Луксоре - сложный архитектурный ансамбль, вобравший в себя особенности различных исторических эпох и плоды деятельности различных правителей. В многочисленных перестройках, производившихся в разные периоды существования храма, нашли свое отражение нашествия завоевателей, борьба за власть, попытки насаждения новой религии и другие события истории Древнего Египта. В общий ансамбль включен и храм Александра Македонского, объявившего себя сыном бога Амона и добившегося от египтян обожествления. Римляне, покорившие Египет в начале нашей эры. принялись укреплять границы своих новых владений. В древних Фивах была сооружена крепость для одного из римских легионов. Строители включили в ее территорию и храм Амона в Луксоре. Расположенный вдоль Нила храм римляне охватили крепостной стеной с башнями так, что его огромные пилоны стали служить главным входом в лагерь. Кроме того, и со стороны пилонов, и с восточной стороны были устроены укрепленные входы (с запада крепость подходила к реке). Храм делил крепость на две части, где в каждой были проложены традиционные для римлян продольная и поперечная главные улицы - кардо и декуманум - с колоннами и тетрапилонами на перекрестках. На западном тетрапилоне была высечена латинская надпись, гласящая, что в 300 г. правитель фиванской области Аврелий Регинул посвятил это сооружение императору Диоклетиану и его соправителям. Восточный тетрапилон в 308- 309 гг. был посвящен императору Константину и его соправителям.

    Римляне приспособили храм для своих потребностей. Гипостильный зал разделили перегородками на отдельные помещения, в святилище устроили капеллу, посвященную культу императора и покровителю легиона. Стены святилища украсил большой расписной фриз с изображением легионеров и императора. В центре зала с южной стороны в нише изображен сам Диоклетиан.
    Есть среди развалин храма и христианская часовня, относящаяся уже к первым векам нашей эры. В ряде мест изображения древних богов соскоблены и заменены надписями на коптском языке - это следы религиозной борьбы первых веков христианства, когда разрушались древние капища и идолы.

    После завоевания Египта арабами мусульманская религия тоже оставила свои следы в Луксорском храме. И сегодня можно видеть мусульманскую мечеть Абу-эль-Хагаг, стоящую на крыше древнеегипетского храма. Когда строилась эта мечеть, Луксорский храм был полузасыпан, и выступающая из песка верхняя часть его была использована как фундамент. Сегодня храм освобожден из песка, и мечеть выглядит надстройкой на нем.

    Луксорский храм имеет форму прямоугольника, вытянутого с севера на юг вдоль берега Нила. Планировка храма отличается исключительной четкостью, его помещения расположены почти симметрично. Длина его центрального здания составляет 190 м. Сдвоенные ряды колонн в виде связок папируса обрамляют широкий открытый двор размерами 45 x 51 м. Гигантская колоннада, примыкающая к северной стороне двора, так и осталась недостроенной, но все равно производит большое впечатление. Четырнадцать ее монументальных, совершенных по пропорциям колонн 20-метровой высоты выглядят поразительно легкими. Капители колонн украшены цветком папируса, причем на колоннаде центрального прохода цветок изображен распустившимся, а на колоннаде двора - в виде бутона. Вход в святилище вел через соединенный со двором великолепный вестибюль с тридцатью двумя колоннами в виде связок папируса.

    Гигантские колоннады - главная характерная особенность Луксорского храма. В девяти его залах - 41 колонна, в вестибюле их 64, в центральной колоннаде - 14. Всего в храме насчитывается 151 колонна, благодаря чему все сооружение напоминает собой заросли гигантских каменных папирусов.

    На стенах храма сохранились многочисленные рельефы, повествующие о жизни фараона Аменхотепа III. Выдуманная придворными летописцами легенда утверждала, что фараон был рожден от брака его матери с самим богом солнца Амоном-Ра. Вся эта история, начиная от сцены зачатия и кончая сценой передачи Амоном своему сыну Аменхотепу символов власти, последовательно развернута на стенах святилища. Рельефные композиции Луксора составляют единое целое с архитектурным пространством храма.

    При фараоне Рамсесе II Великом зодчий Бекенхонсу существенно расширил Луксорский храм. Был возведен новый пилон, перед которым стояли шесть статуй Рамсеса II. Четыре, из розового гранита, запечатлели фараона стоящим, а две, из черного гранита - сидящим. Тогда же были построены и открытые колоннады двора с 74 колоннами, у подножия которых возвышались монументальные статуи фараона. Один из двух гранитных обелисков, установленных перед Луксорским храмом, в XIX столетии был вывезен во Францию и ныне стоит на площади Согласия в Париже.

    Постройка Луксора стала важным звеном в общем плане строительства Аменхотепа III в Фивах. Сооружение в южной части города новых святилищ - Луксора на восточном берегу Нила и заупокойного храма Аменхотепа III напротив, на западном берегу, - как бы уравновесило соответствовавшие им здания храмов северной части Фив - Карнака на востоке и храма Хатшепсут на западе, а соединившие все храмы с Нилом аллеи сфинксов еще более способствовали созданию единого архитектурного комплекса. Этот комплекс был редкостно декоративен: бесконечные аллеи сфинксов, острые иглы обелисков с блестевшими на солнце позолоченными верхушками, монументальные силуэты колоссов, видневшихся на фоне массивных башен огромных пилонов, с развевавшимися над ними пестрыми флагами, бесчисленные колоннады храмов - все это создавало неповторимый облик Фив, прекраснейшего из городов Египта, знаменитой столицы могущественного государства.

    После разрушения Фив ассирийцами во главе с царем Ашшурбанипалом в 663 г. н.э. столица Египта была перенесена в Нижний Египет, в дельту Нила. Величественный город лежал в развалинах и заносился песком до 1930-х гг., когда археологи начали расчистку его руин. Но даже эти руины, дошедшие до наших дней, производят неизгладимое впечатление, и многое могут рассказать о мастерстве и искусстве древних египтян.