• Война буддистов и мусульман в бирме. Застарелый конфликт: что происходит в Мьянме. А что случилось сейчас

    В минувшее воскресенье в Москве и других городах мира прошли митинги мусульман против дискриминации исламского населения Мьянмы. В августе члены вооруженной группировки «Армия спасения Аракан рохинджа» атаковали несколько десятков военных объектов. В ответ власти Мьянмы развернули обширную антитеррористическую операцию, в ходе которой погибли десятки мусульман, и которую международное сообщество называет геноцидом исламского населения страны. В чем причины и почему этот конфликт нельзя назвать религиозным – в материале «Футуриста».

    Что происходит в Мьянме?

    Республика Союз Мьянма - так страна стала называться недавно, избавившись от военной диктатуры, которая пребывала у власти с 1962 года. Она состоит из семи провинций, населенных бирманцами-буддистами, и семи национальных штатов, которые никогда не признавали центрального правительства. В Мьянме насчитывается более ста народностей. Разнообразные этнические, религиозные, криминальные группы, населяющие эти регионы, десятилетиями ведут гражданские войны — против столицы и друг против друга.

    Конфликт между мусульманами рохинджа и буддистами продолжается долгие десятилетия. Рохинджа - мусульманское этническое меньшинство Мьянмы. Они составляют примерно 1 млн. человек из более чем 52 млн. жителей Мьянмы и проживают на территории штата Аракан, граничащего с государством Бангладеш. Правительство Мьянмы отказывает им в гражданстве, называя нелегальными бенгальскими иммигрантами, в то время как рохинджа утверждают, что являются коренными жителями Аракана.

    Одно из самых кровавых столкновений произошло в 2012 году. Поводом стала гибель 26-летней буддистки. Тогда погибли десятки человек, а десятки тысяч мусульман были вынуждены покинуть страну. Международное сообщество не пыталось урегулировать конфликт.

    Очередное обострение конфликта случилось 9 октября 2016 года, когда около 200 неопознанных боевиков атаковали три мьянманских погранпоста. А в августе 2017 года бойцы местной вооруженной группировки "Армия спасения Аракан рохинджа" напали на 30 армейских объектов и полицейских участков и убили 15 человек. Они объявили это актом отмщения за преследования соотечественников.

    Ответную антитеррористическую операцию международное сообщество называет геноцидом мусульман штата Аракан - не только рохинджа, но и представителей других этносов. Сотни человек арестованы по подозрению в терроризме. По данным властей Мьянмы, на 1 сентября было уничтожено 400 «повстанцев» и 17 мирных жителей. Спасшиеся бегством жители лагеря беженцев сообщили агентству Reuters, что армия совместно с буддистскими добровольцами поджигает деревни мусульман, заставляя их бежать в Бангладеш. Утром 1 сентября бангладешские пограничники нашли на берегу реки тела 15 утонувших во время переправы беженцев, из них 11 - дети. По данным ООН, за последние две недели в Бангладеш переправилось более 120 тыс. беженцев, что порождает миграционный кризис.

    Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф и глава Чечни Рамзан Кадыров потребовали от ООН вмешаться и прекратить насилие. В Москве у посольства Мьянмы мусульмане устроили стихийный митинг против геноцида.

    За что буддисты не любят рохинджа?

    Есть несколько теорий о происхождении бирманских рохинджа. Часть ученых считает, что рохинджа мигрировали в Мьянму (тогда она называлась Бирмой) из Бенгалии прежде всего в период британского владычества. Британцы аннексировали претендовавший на самостоятельность штат Аракан в 1826 году и способствовали переселению туда бенгальцев в качестве рабочей силы. Часть рохинджа попали в Бирму после объявления независимости страны в 1948 году, а также после освободительной войны в Бангладеш в 1971 году. Традиционно у этого народа высокая рождаемость, поэтому численность мусульманского населения стремительно росла. Вторая теория (ее придерживаются сами рохинджа) предполагает, что рохинджа - это потомки арабов, колонизировавших побережье Индийского океана в Средние века и в том числе проживавших на территории штата.

    Первым серьезным столкновением рохинджа и буддистов-араканцев стала ракхайнская бойня в 1942 году. Во время Второй Мировой войны Бирма, тогда еще зависимая от Британии, была захвачена Японией. Мусульмане-рохинджа остались на стороне британцев, в то время как буддисты поддержали японцев, которые обещали стране независимость. Буддистские войска возглавил генерал Аун Сан - отец Аун Сан Су Чжи, нынешнего лидера демократической партии Мьянмы. По разным оценкам, были убиты десятки тысяч представителей обеих сторон, однако объективной цифры нет до сих пор. После ракханской бойни сепаратистские настроения в регионе обострились.

    Военная диктатура, которая управляла Бирмой в течение полувека, в значительной степени опиралась на смешивание бирманского национализма и буддизма Тхеравады, чтобы укрепить свою власть. Этнические и религиозные меньшинства, такие как рохинджа и китайцы, подвергались дискриминации. Правительство генерала Нейна в 1982 году приняло закон о бирманском гражданстве, который объявил рохинджа нелегалами. Ожидалось, что с окончанием правления военных и приходом к власти соратников лауреата Нобелевской премии мира Аун Сан Су Чжи в конце 2015 года, рохинджа получат мьянманское гражданство. Однако власти по-прежнему отказывают рохинджа в политических и гражданских правах.

    В чем проявляется дискриминация?

    Рохинжа считаются «одними из самых преследуемых меньшинств в мире». Они не могут свободно передвигаться по территории Мьянмы и получать высшее образование, иметь более двух детей. Рохинжа подвергают принудительному труду, у них отбирают пахотные земли. В докладе ООН от февраля 2017 года говорится, что местные жители, армия и полиция избивали, убивали и насиловали рохинджа.

    Чтобы избежать насилия, рохинджа нелегально переправляются в Малайзию, Бангладеш, Индонезию и Таиланд. В свою очередь, эти страны не желают принимать беженцев - из-за чего подвергаются международному давлению и осуждению. В начале 2015 года по данным ООН около 24 тысяч рохинджа попытались покинуть Мьянму на лодках контрабандистов. В заброшенных лагерях на юге Таиланда были обнаружены останки более 160 беженцев: контрабандисты держали рохинджа в заложниках, избивая их и требуя за их жизнь выкуп. Когда власти Таиланда усилили контроль за границей, контрабандисты стали бросать людей в "лодочных лагерях", где те умирали от голода и жажды.

    Проблема беженцев до сих пор не решена. В частности, правительство Бангладеш в феврале 2017 года объявило о плане переселить всех беженцев рохинджа на остров Тенгар Чар, который образовался 10 лет назад в Бенгальском заливе - он подвержен наводнениям и там полностью отсутствует инфраструктура. Это вызвало возмущение правозащитных организаций.

    Разве буддисты не против насилия?

    «В мировых СМИ звучит тема исключительно пострадавших мусульман и ничего не говорится о буддистах, — говорит востоковед Пётр Козьма, живущий в Мьянме. — Такая односторонность в освещении конфликта родила у мьянманских буддистов чувство осажденной крепости, а это прямой путь к радикализму».

    Традиционно считается, что буддизм — одна из самых мирных религий. Но несмотря на то, что в этом конфликте задействованы буддисты и мусульмане, его некорректно рассматривать как межрелигиозный. Речь идет о статусе определенного этноса. Эксперты утверждают , что буддисты на протяжении веков уживались с мусульманами Мьянмы: индусами, китайцами, малабарами, бирманцами и бенгальцами. Рохинджа же, будучи беженцами по одной из версий об их происхождении, выпадают из этого "конгломерата народностей".

    Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Многие деревни, где живует мусульмане-рохинджа, поджигаются

    В понедельник в столице Чечни в поддержку проживающих в штате Ракхайн в Мьянме (Бирме) мусульман-рохинджа, на который демонстранты вышли с плакатами, требующими остановить "геноцид мусульман в Мьянме".

    На несанкционированный митинг у посольства Мьянмы в Москве с призывом к российским властям отреагировать на ситуацию в Мьянме.

    Мы попытались ответить на ряд вопросов по поводу того, кто такие мусульмане-рохинджа, почему их притесняют и каковы истоки конфликта в Мьянме.

    Что происходит с рохинджа в Мьянме?

    У этой преимущественно буддийской страны, в течение многих десятилетий управлявшейся военной диктатурой, имеется долгая история взаимного недоверия и трений между различными проживающими в ней этническими и религиозными сообществами, на что власти предпочитали закрывать глаза или пользоваться распрями в своих интересах.

    В штате Ракхайн на западе страны помимо коренного буддийского населения проживают также мусульмане народности рохинджа, которые изначально пришли из исторического региона Бенгалия, ныне - территория Бангладеш.

    Власти Мьянмы называют мусульман-рохинджа нелегалами и отказывают в предоставлении им гражданства.


    Media playback is unsupported on your device

    За неделю на западе Мьянмы убиты не менее 400 мусульман

    В штате Ракхайн проживают около 1 миллиона мусульман-рохинджа. В приграничных с Бангладеш городах, где вспыхивали недавние волнения, большинство населения составляют мусульмане.

    Во время вспышки межрелигиозного насилия в 2012 году между буддийским населением штата и, как полагают, мусульманами-рохинджа более 100 тысяч мусульман оказались без крова над головой. Десятки тысяч мусульман-рохинджа до сих пор находятся во временных лагерях, откуда им не разрешают выезжать.

    Причиной вспыхнувшего с новой силой конфликта стало изнасилование и убийство молодой девушки из буддийской семьи.

    Десятки тысяч мусульман-рохинджа, бежавших из Мьянмы в течение многих лет, проживают в Бангладеш без документов.

    Находящиеся за рубежом правозащитные группы, объединяющие мусульман-рохинджа, утверждают, что они являются жертвами насилия, однако проживающие в Ракхайне буддисты утверждают обратное.

    Когда началось нынешнее обострение?

    Обострение ситуации в Мьянме началось после того, как 25 августа 2017 года боевики из "Армии спасения рохинджа Аракана" (АРСА) провели скоординированное нападение на более чем 30 полицейских постов и на базу мьянманской армии, убив не менее 12 сотрудников сил безопасности. Кроме того, боевиков обвиняют в убийстве 14 мирных жителей.

    Руководство Мьянмы утверждает, что исламистская повстанческая группировка АРСА связана с международными террористическими организациями, получая от них финансовую и иную помощь. Сами члены АРСА отрицают какую бы то ни было связь с терроризмом.

    После этого войска приступили к антитеррористической операции.

    Военные Мьянмы сообщили, что в ходе столкновений правительственных сил и боевиков-рохинджа из провинции Ракхайн были убиты около 400 человек и почти все они - боевики.

    Доступ журналистов в эту провинцию крайне ограничен, поэтому трудно подтвердить или опровергнуть конкретные цифры.

    Правозащитная организация Human Rights Watch, опираясь на спутниковые фотографии, заявляет, что волнения охватили по меньшей мере 10 районов, а журналисты на местах сообщают о горящих деревнях на границе с Бангладеш.

    Власти утверждают, что пожары - дело рук боевиков-исламистов, целенаправленно поджигающих мусульманские деревни, однако бегущие в Бангладеш мусульмане-рохинджа заявляют, что пожары были вызваны действиями мьянманских военных, а толпы разгневанных буддистов громят жилье мусульман.

    Interactive Ва Пейк (Кай Кан Пайн) после вспышки насилия в 2016 году

    Ноябрь 2016


    2014


    Что такое АРСА?

    "Армия спасения рохинджа Аракана" (другое название - "Аракан аль-Якин" или "движение веры") впервые заявила о себе в октябре 2016 года, когда ее боевики совершили схожее нападение на полицейские участки, убив девятерых сотрудников.

    Группировка утверждает, что ее цель - защита этнического меньшинства рохинджа от репрессий со стороны мьянманских властей.

    Власти Мьянмы утверждают, что это террористическая группировка, чьи лидеры получили подготовку в тренировочных лагерях за границей.

    Как заявлял руководитель следственной группы, допрашивавшей арестованных боевиков, цель АРСА - "построение демократического исламского государства для народа рохинджа".

    По данным "Международной антикризисной группы", ее лидером является Ата Улла, представитель народности рохинджа, родившийся в Пакистане, но выросший в Саудовской Аравии, где получил религиозное образование в Мекке, и до сих пор поддерживающий тесные связи с этой страной.

    Однако представитель "Армии спасения рохинджа Аракана" в интервью изданию Asia Times заявил, что у нее нет связей с джихадистскими группировками и что ее членами являются молодые мужчины народности рохинджа, огорченные тем, как стала развиваться ситуация после столкновений 2012 года.

    Между тем Международная антикризисная группа указывает в своем отчете о ситуации в штате Ракхайн от 15 декабря 2016 года: "Появление этой хорошо организованной, и, по-видимому, хорошо финансируемой группировки полностью меняет ситуацию в том, что касается попыток властей Мьянмы справиться со сложными проблемами штата Ракхайн, которые включают в себя давнюю дискриминацию против мусульманского населения, отказ в правах и гражданстве".

    По сведениям властей Мьянмы, ссылающихся на информацию от местных жителей, еще за несколько месяцев до вспышки насилия посланники АРСА начали рекрутировать сотни молодых мужчин из мусульманских деревень, которые затем проходили подготовку в Бангладеш.

    Interactive Кьет Йо Пьин после вспышки насилия в 2016 году

    Ноябрь 2016


    Март 2016


    Какова ситуация на границе с Бангладеш?

    Число мусульман-рохинджа, пытающихся бежать в Бангладеш, с 25 августа неуклонно растет и к началу сентября превратилось в непрерывный людской поток.

    По данным ООН, за последние 10 дней 87 000 мусульман рохинджа бежали из своих подожженных деревень - это больше, чем за весь прошлый год

    Большинство из них - женщины, дети и старики; многие прибывают с травмами и ранами, полученными во время противостояния.

    Правообладатель иллюстрации AFP Image caption По данным ООН, с конца августа поток беженцев удвоился

    Также поступало много сообщений о том, что людям не давали пересечь границу, несмотря на призыв ООН к властям Бангладеш позволить беженцам это сделать.

    В настоящий момент переход разрешен, однако около 20 тысяч мусульман-рохинджа, как полагают, застряли без переправы на реке Наф, по которой проходит граница между двумя странами.

    Гуманитарные организации передают, что люди могут утонуть, пускаясь вплавь, как это уже случилось с группой из 20 человек, утонувших на прошлой неделе.

    Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Некоторые буддистские семьи из штата Ракхайн также вынуждены были покинуть свои дома, опасаясь нападений боевиков

    Как реагируют власти Мьянмы?

    Официальные власти заявляют, что силы безопасности страны ведут законную операцию против террористов, ответственных за череду нападений, совершенных с октября 2016 года на полицейские участки и армейские базы.

    В отчете ООН о ситуации в штате Ракхайн , опирающемся на слова беженцев, говорится об ужасающей жестокости, которая царит там в отношении женщин, мужчин и детей народности рохинджа. Военные власти Мьянмы отрицают эти утверждения, называя их выдумкой.

    ООН приступила к полномасштабному расследованию событий. Верховный комиссар Организации Объединенных Наций по правам человека Зейд Раад аль-Хусейн на прошлой неделе заявил, что недавнее насилие в штате могло быть предотвращено.

    Также в последнее время все чаще звучит критика и обвинения в бездействии в адрес известной правозащитницы и фактического лидера страны, лауреата Нобелевской премии мира Аун Сан Су Чжи, которая занимает пост министра иностранных дели Мьянмы и госсоветника.

    Однако обозреватели указывают, что с приходом ее партии к власти в 2016 году в стране мало что изменилось. К тому же по конституции она не имеет прямого воздействия на военные силы страны, обладающие в Мьянме особым статусом.

    Бывают ситуации, когда правых нет — одни виноватые. Похоже, что столкновения в Мьянме как раз из их числа.

    Национализм или война религий?

    Мировые СМИ пишут о геноциде исламского населения буддистами в Мьянме — государстве в Юго-Восточной Азии. Но эксперты утверждают, что во-первых, жертвы почти равны с обеих сторон. Просто мусульмане обладают мощной информационной поддержкой общемирового уровня вроде Al Jazeera и подобных ей, а буддисты нет. В результате чего «мировая общественность» видит конфликт только с одной стороны. Во-вторых,

    участниками бойни стали не мусульмане в целом, а представители конкретной этнической группы

    И если бы они представляли какую-нибудь другую религию, ничего бы не изменилось, потому что причины вспышки насилия не в вероисповедании. И в-третьих, в этом противостоянии виноваты обе стороны.

    Конфликт длиной в десятилетия

    Объектом недовольства как властями Мьянмы, так и львиной доли его населения стали рохинджа (или рохинья). Это немногочисленная этническая группа, проживающая главным образом на территории Мьянмы (штат Ракхайн, другое название Аракан) и соседнего Бангладеша. Абсолютное большинство исповедует ислам суннитского толка. А почти 90% населения Мьянмы буддисты.

    Рохинджа в Аракан завозили еще англичане в XIX веке в качестве рабочей силы. Так мусульманское население региона начало постепенно расти. Сейчас из 55 млн человек, населяющих Мьянму, около 800 тыс. - рохинджа. Они считают себя одним из коренных народов Мьянмы. При этом

    их число постоянно пополняется беженцами из Бангладеша, а власти Мьянмы не желают признавать право на гражданство всех рохинджа целиком

    Мьянманские государственные деятели даже не используют этот термин, вместо этого называя их бенгальцами.

    Во Второй мировой войне, когда Бирму (прежнее название Мьянмы) оккупировала Япония, местные буддисты поддержали их, а рохинджа остались верны британской короне, начав партизанские действия. Тогда

    две стороны учинили массовые взаимные расправы, в ходе которых погибли десятки тысяч человек

    С тех пор отношение к рохинджа оставалось враждебным. Вспышки взаимного насилия были зафиксированы и в 2012, и в 2015-м, и в 2016 гг. Погромы 2012 года привели, по официальным данным, к гибели 200 человек.

    Половина из них была мусульманами, а половина буддистами

    Около 120 тыс. человек (и буддисты, и мусульмане) оказались беженцами. Погибли за последние годы тысячи человек.

    Ситуация резко обострилась 25 августа 2017-го. Несколько сотен боевиков движения ARSA «Араканская армия солидарности рохинджа» (в других переводах - «спасения рохинджа» — прим.) атаковали 30 опорных пунктов полиции. Это спровоцировало новую волну насилия.

    Впервые эта группа заявила о себе в октябре 2016 года, убив несколько бирманских пограничников и полицейских вдоль границы с Бангладешем

    По официальным данным, за неделю были убиты около 400 человек, из них большая часть якобы боевики. Еще 17 мирных жителей и 15 полицейских и военных убили члены движения. А количество беженцев рохинджа за десять дней конфликта возросло до 90 тыс. человек.

    По заверениям СМИ мусульманских стран, речь может идти о нескольких тысячах погибших мусульман

    При этом соседние государства неохотно принимают рохинджа. В Малайзии не собираются в произвольной форме выдавать им удостоверения беженцев, сообщила газета Star со ссылкой на вице-премьера страны Ахмада Захида Хамили. По его словам, такое решение приняли совместно с профильным Управлением Верховного Комиссара ООН.

    40 тысяч рохинджа планируют выслать власти Индии, несмотря на то, что ООН признала часть из них беженцами. Представитель индийского правительства на днях заявил, что все рохинджа находятся в стране нелегально.

    Когда война стала образом жизни

    Для более полного понимания ситуации нужно отметить, что Мьянма -

    одно из самых неспокойных государств в мире, где войны практически не прекращались

    последние несколько десятилетий. Разнообразные местные политические и криминальные объединения многие годы воевали с центральной властью и друг с другом. Только сравнительно недавно со всеми штатами формально было достигнуто соглашение о прекращении огня. В таких государствах и у властей, да и у жителей в целом мировоззрение отличается от благополучных (даже не в экономическом, а хотя бы политическом смысле) стран. И

    масштабные силовые сценарии рассматриваются не как что-то из ряда вон выходящее, а вполне себе рабочие варианты

    Тем временем власти Мьянмы продолжают фиксировать новые случаи нападения боевиков движения ARSA на севере штата Ракхайн (Аракан). Об этом 5 августа сообщила правительственная газета Global New Light of Myanmar со ссылкой на местные власти.

    По ее данным, «несколько сотен домов сожжены в населенных пунктах округа Маунгдау» в результате нападений исламистов. Информация о жертвах отсутствует. Как пишет издание,

    после своих вылазок боевики оставляют мины в населенных пунктах,

    которые впоследствии обезвреживают саперы регулярной армии Мьянмы. Местные СМИ активно освещают погромы, учиненные боевиками, которые поджигали буддистские храмы и оскверняли статуи Будды.

    Силовики дали официальный брифинг для иностранной прессы, на котором обвинили ARSA в целях создания «исламского государства»

    По мнению Алексея Юсупова, странового директора фонда им. Ф. Эберта в Мьянме,

    вылазки экстремистов стали идеальным поводом для бирманской армии перейти к «финальной стадии решения» вопроса рохинджа целиком

    Об этом он заявил в интервью порталу Vlastь .

    — По спутниковым снимкам видно, что систематично сжигаются целые мусульманские деревни, — сказал он. Но упомянул, что по версии местных властей, «экстремисты сами поджигают деревни в пропагандистских целях».

    Есть жертвы и со стороны буддистских жителей Ракайна.

    Около 12 тыс. жителей штата буддистского вероисповедания были эвакуированы вглубь центральных территорий, есть информация о случаях нападений на буддистские монастыри, в которых остановились буддистские беженцы из конфликтной зоны

    СМИ устроили буддистам «осажденную крепость»

    Ж ивущий в Мьянме востоковед Петр Козьма в интервью РТ утверждает, чт о

    местные буддисты многие десятилетия прекрасно уживаются с традиционной мусульманской уммой

    Эксцессы были, но дело редко доходило до масштабных конфликтов. Совсем другая история с рохинджа.

    — Среди рохинджа много тех, кто перебежал из Бангладеш, в том числе по причине проблем с законом, - рассказывает Петр Козьма.

    Вот и представьте себе анклавы, где правят бал сбежавшие из соседнего государства радикалы и преступники

    Эксперт отмечает, что у рохинджа традиционно высокая рождаемость - в каждой семье по 5-10 детей. Это привело к тому, что за одно поколение количество переселенцев возросло в несколько раз.

    — Вот однажды эту крышку и сорвало. А в это время в мировых СМИ звучит тема исключительно пострадавших мусульман и ничего не говорится о буддистах.

    Такая односторонность в освещении конфликта родила у мьянманских буддистов чувство осажденной крепости, а это прямой путь к радикализму,

    Добавляет Петр Козьма.

    О чевидно, что публикации ориентированы на многочисленную исламскую аудиторию. Востоковед утверждает, что

    мусульман было убито не намного больше, чем буддистов, а по числу разрушенных и сожженных домов стороны примерно равны

    — То есть не было резни «мирных и беззащитных мусульман», был конфликт, в котором почти в равной степени отличились обе стороны. Но, ксожалению,

    у буддистов нет своей Al Jazeera и подобных ей рейтинговых телестанций общемирового уровня, чтобы сообщить об этом,

    Говорит Петр Козьма.

    Виноваты все, как мириться будут — непонятно

    Дмитрий Мосяков, заведующий кафедрой регионоведения Московского государственного университета в интервью РТ сравнил ситуацию в Мьянме с миграционным кризисом в Европе. Какая-то часть рохинджа действительно уже долго живет в штате, но их число постоянно пополняется за счет нелегальных беженцев, чье появление никак не радует местное население.

    И тут не имеет значения, мусульмане они или представители иной религии,

    — утверждает он .

    По словам Мосякова, Мьянма - это сложный конгломерат народностей, но всех их объединяет общая бирманская история и государственность.

    Рохинджа выпадают из этой системы общностей, и именно в этом зерно конфликта, в результате которого гибнут как мусульмане, так и буддисты

    — Эти люди садятся в джонки и плывут вдоль Бенгальского залива на бирманские берега. Новая волна беженцев провоцирует новые погромы местного населения. Ситуацию можно сравнить с миграционным кризисом в Европе - что делать с потоком этих чужестранцев, толком никто не знает, - заключает Дмитрий Мосяков.

    Алексей Юсупов подвел некоторые итоги, из которых понятно, что ситуация в Мьянме далеко не так однозначна, как ее рисуют мировые СМИ. Нет «правой» и «виноватой» стороны, есть большой клубок проблем, в которых, как уже говорилось, виноваты все участники. При этом подробно изучить нынешнюю ситуацию тоже не представляется возможным. Но кое-какие моменты уже можно определить точно:

    • Вооруженный экстремизм среди рохинья реален. Наличие такой организации как ARSA, способной координировать повстанческие операции, вести пропаганду, возможно поддерживать связи с группами за рубежом, неоспоримо.
    • Систематичные притеснения рохинья реальны. После десятилетий дискриминаций и гонений они вынуждены существовать в предельно маргинализованной ситуации. А это всегда идеальный инкубатор для экстремизма — исламского или любого иного.
    • Мы все еще знаем очень мало. Все, что мы читаем в СМИ, основывается на интервью с рохинья, которым удалось пересечь границу в Бангладеш.

    Слова «геноцид», «религиозная война», «этнические чистки», подкрепленные фотографиями, не предназначенными для детских глаз – вещи устрашающие.

    Но такой страх нередко мешает правильно понимать и оценивать происходящее, а следовательно, искать и находить пути прекращения конфликта и защиты его жертв.

    Россия не признает официально геноцид в Мьянме мусульманского населения и не ограничивает контакты с этой страной и туристические поездки в нее.

    Неужели же наше государство оправдывает убийства безоружных людей по религиозному признаку?

    Конечно, нет. Но причины войны в Мьянме глубже и сложней, чем просто религиозная нетерпимость.

    Корни зла

    Жертвой геноцида в Мьянме позиционируются рохинджа – религиозно-этническая группа численностью около миллиона человек, проживающая в основном в провинции Ракхайн.

    Но вот у разных сторон конфликта и даже у иностранных специалистов возникают разногласия в выделении определяющих факторов этой группы.

    Сами рохинджа относят к себе только мусульман, проживающих в Ракхайне. Остальные мусульмане Мьянмы (их 5% населения страны) рохинджа не являются.

    Буддисты Мьянмы заявляют, что ничего не имеют против мусульман как верующих, но рохинджа – не мусульмане и не этническая группа, а незаконные мигранты из Бангладеш и их потомки.

    Среди них немало экстремистов и преступников. Этнически они в основном бенгальцы, а никакой не отдельный народ.

    Собственного языка они не имеют (а говорят на бенгальском), и к образованию бирманского государства никакого отношения не имеют (в отличие от более чем сотни других народностей, в том числе и исповедующих ислам).

    Признание рохинджа

    Международное сообщество готово признать рохинджа отдельным народом, то есть не чисто религиозной или территориальной, но этнической общностью. Из этого определения рождается и понятие «геноцид».

    Государство же Мьянмы, применяя силу против рохинджа, заявляет, что не занимается выяснением межнациональных отношений, а подавляет беспорядки и пресекает деятельность незаконных экстремистских организаций.

    «Армия спасения Аркан рохинджа», бесспорно, является таковой. Кроме того, у рохинджа очень высокая рождаемость, увеличивается их община прямо-таки в геометрической прогрессии.

    Мьянма же – бедное государство, и лишнего жилья, работы и социальных гарантий здесь нет.

    Проблема усугубляется памятью о давней трагедии. Во время Второй мировой войны буддистское население Бирмы (Мьянмой страна стала только в 1989 году) поддерживало в основном Японию – в японцах видели освободителей от британского владычества.

    Мусульмане же Ракхайна (а они и тогда были весьма многочисленны) поддержали колонизаторов и занимались массовыми «зачистками» буддийских поселений – якобы за «коллаборационизм».

    Их тогда уже рассматривали как рохинджа, то есть заезжих, «не своих» мусульман. В независимой Бирме права гражданства получили и мусульмане из других штатов, и христиане – ограничений по вероисповеданию не было.

    Но рохинджа Ракхайна остались негражданами – их рассматривали как нелегальных иммигрантов и их потомков, не имеющих права на равенство с исконно бирманским населением.

    События военных действий

    Война в Мьянме между буддистами и рохинджа началась в 2012 году , когда в одном из смешанных поселений жертвой изнасилования и убийства стала молодая женщина-буддистка.

    В ее смерти (с некоторыми основаниями, но без однозначных доказательств) обвинили нескольких молодых мусульман. В ответ пошли такие же обвинения. И вспыхнул конфликт с человеческими жертвами.

    Точных данных о масштабах ущерба нет, но, во всяком случае, пострадавших считали на десятки, а разрушенные дома – на сотни. Властям пришлось эвакуировать несколько тысяч человек. Были попытки перехода границы с Бангладеш в поисках убежища.

    Но там сожалели о преследованиях собратьев по вере, но беженцев принимать особым желанием не горели.

    Напротив, в Мьянму на лодках продолжали прибывать мигранты из этой страны, имеющей один из самых высоких показателей плотности и бедности населения в мире!

    На первом этапе противостояние в Мьянме все же выражалось в местных проявлениях – угрозах, нападениях, драках, порче имущества.

    «Армия спасения Аркан рохинджа» активно участвовала в беспорядках, а представители власти и буддистский общин не трудились отличать просто крепких молодых мусульман от боевиков.

    В 2016 году начался новый виток конфликта – группа боевиков напала на несколько военных постов на границе. Теперь государство уже просто обязано было вмешаться.

    После этого в западных и арабских СМИ стала появляться информация о массовом уничтожении рохинджа армией и полицией Мьянмы, а также представителями буддистских общин.

    Сообщалось о гибели нескольких сот человек, о сожжении деревень с целью принуждения их жителей к бегству, о пребывании полумиллиона беженцев-рохинджа в Бангладеш, о закрытии на въезд и выезд некоторых районов страны.

    Гражданская война или геноцид

    Ни у кого не вызывает сомнений – война в Мьянме является большим злом и должна быть прекращена ради представителей всех заинтересованных групп. Но вот определение ее как геноцида рохинджа – под большим сомнением.

    Среди погибших и пострадавших в ходе конфликта действительно много мусульман, в том числе детей и женщин. Но не меньше жертв и среди буддистов.

    Армия подавляла очаги сопротивления с большой жестокостью, но боевики «Армии спасения» действовали не мягче, и среди полицейских и военных тоже есть жертвы.

    Более того – конфликт вокруг рохинджа в 2016-2017 гг. в Мьянме был не единственным. Но остальные группировки уже давно пошли на переговоры с правительством страны; были заключены соответствующие договоренности, и напряженность пошла на спад.

    Лидеры рохинджа на переговоры не согласны, хотя конфликт в Ракхайне уже привел к росту негативизма по отношению к мусульманам по всей стране, чего раньше не было.

    Известно также, что правительство Ганы предложило помочь рохинджа (хоть всем до единого) переселиться в их страну. Дать им место для поселения и предоставить все гражданские права.

    Рохинджа отказались. Их радикальная идеология требует отрыва Ракхайна от Мьянмы и создания собственного государства.

    Не пошло на пользу делу и разоблачение некоторых мусульманских издательств в подтасовке видео- и фотоматериалов с целью подтвердить факт «геноцида».

    За фиксацию убийств в Ракхайне выдавались кадры из Таиланда, Китая, Непала и даже Конго, Нигерии и Руанды (непонятно, кем при этом считались читатели и зрители, которым выдавали за бирманцев нигерийцев и конголезцев!).

    Многие журналисты и общественные деятели стали обращать внимание на то, что другие районы Мьянмы почему-то не демонстрируют такой степени обозленности против мусульман – там если встречается неприязнь, то на бытовом уровне.

    Стали обращать внимание и на то, что агрессивность вообще редко присуща буддистам, отличающимся большой веротерпимостью и по всему миру спокойно уживающимся с соседями других исповеданий.

    Итог

    Так что же, война в Мьянме – выдумка? Геноцида нет? А что есть?

    Война не выдумана – люди в Мьянме погибают. Но стоит ли называть это геноцидом – вопрос. Страдают и мусульмане, и буддисты.

    Гибнут также представители армии и сил охраны порядка. Люди остаются без крова и теряют последнее имущество.

    Но все же есть веские основания сомневаться в том, что мусульман в Мьянме сжигают живыми на улицах или убивают целыми селами.

    Похоже, старый этнический и религиозный конфликт оказался выгоден представителям радикального ислама, которые готовят боевиков для рохинджа и продвигают идею «государства Аркан».

    Вряд ли таких деятелей интересует, сколько мусульманских или буддистских детей и женщин погибнет ради этой призрачной «великой цели».

    Правительство страны применило очень жесткие меры для подавления волнений. Но оно готово и вести переговоры с рохинджа, ожидая, однако, уступок и с их стороны.

    Можно понять руководство Мьянмы, не желающее стимулировать предоставлением гражданства бурный приток мигрантов из Бангладеш – страна с имеющимися-то материальными проблемами справляется с трудом.

    Жестокость проявили и остальные стороны – мусульманская и буддистская общины.

    Войну надо заканчивать. Но закончится она только при условии правильного понимания ее природы и обнаружения тех, кто заинтересован в эскалации конфликта.

    Людей в Мьянме убивают, и они не оживут от того, что погубивший их конфликт назовут геноцидом.

    На такой случай есть неофициальная русская поговорка: «дело ясное, что дело темное».

    В сути мьянманского конфликта еще многое непонятно. Поэтому российское руководство и не спешит осуждать коллег из Мьянмы, предпочитая не придумывать ярлыки, а способствовать реальному разрешению проблемы.

    Трудно представить буддистского монаха с канистрой бензина, идущего поджигать живого человека… Не так ли? (слабонервным не смотреть!!!)

    XXI век и погромы? Обычное явление…

    Трудно представить буддистского монаха с канистрой бензина, идущего поджигать живого человека… Не так ли? Также трудно представить мусульманина в качестве жертвы этой агрессии. Бесспорно. Стереотипы действуют магически. Мирный буддист и агрессор мусульманин – это да, вполне понятный и укладываемый в сознании образ. Однако жестокие события в Бирме красноречиво показали, что не всегда наши убеждения соответствуют действительности. И хотя кто-то, может, и попытается свалить вину на жертву, всё же очевидно, чёрное трудно будет перекрасить в белое.


    Ужасные события почему-то не всколыхнули, как модно говорить, прогрессивное человечество, не вызвали волну негодования у законопослушных граждан, оттого и не видно ни протестов, ни пикетов в защиту гонимого и угнетаемого народа. Тогда, как и за меньшие прегрешения, некоторые страны превращаются в изгоев, правительству Мьянмы даже бойкот не догадались объявить. Хотелось бы узнать, почему же происходит такая несправедливость в отношении целого народа, и отчего до сих пор эта проблема никак не решается? Попытаемся понять…



    История проблемы

    Рохинджа – это исповедующий Ислам народ в Мьянме, коренные жители территории современного штата Ракхайн, до этого имели своё государство под названием Аракан. Территория, населяемая рохинджа, была присоединена к Бирме только в 1700-х годах. Согласно переписи, в 2012 году число мусульман, проживающих в Мьянме, составило 800 000 человек, по другим данным, их больше ровно на один миллион. Организация Объединенных Наций считает, что они являются одним из самых преследуемых меньшинств в мире. И это преследование берёт своё начало ещё со времён Второй мировой войны, когда японские войска вторглись в Бирму, которая была тогда под британским колониальным господством. 28 марта 1942 в городах Минбая и Мрохаунг националистами Ракхайна было убито около 5000 мусульман.

    В 1978 году 200 тысяч мусульман бежали от кровавой военной операции в Бангладеш. В 1991-1992 гг. туда отправилось ещё 250 тысяч человек, а 100 тысяч – в Таиланд.

    Летом прошлого года при попустительстве местной власти произошла новая вспышка массовой резни мусульман. Весной этого года утихшее было насилие набрало ещё большие обороты. По некоторым данным, на сегодняшний день уже убито 20 тысяч (!) мусульман, а сотни тысяч беженцев не могут получить гуманитарную помощь. Современное притеснение ведётся на другом уровне и более изощрёнными методами. Власть втравливает в резню буддистских монахов, полиция и армия безучастны к погромам, а порою даже принимают участие на стороне угнетателей.


    Рохинджа не только истребляют физически, на протяжении десятилетий этих несчастных людей изгоняют, ущемляют, подвергают ужасному физическому и эмоциональному насилию со стороны правительства Мьянмы. Объявив мусульман иностранцами, так как их считают всего лишь переселенцами из Бангладеш, рохинджа лишили гражданства. В Мьянма проживает огромное количество малочисленных народов. Правительство признаёт 135 различных этнических меньшинств, но рохинджа среди них нет.

    Преследуемый народ «подчиняют» различными способами, среди которых абсолютный и необоснованный запрет большинством буддийских общин на работу мусульман в частном или государственном секторе, а также запрет на службы в полиции или вооружённых силах. Или если кого и возьмут на работу в редких случаях, то вменяют в обязанность соблюдение ими буддистских ритуалов, что, конечно, несовместимо с Исламом. Они подвергаются современному рабству посредством принудительного труда. Вследствие того, что национальное правительство отказывает им в праве на гражданство у себя на родине, многие их земли конфискованы, и их перемещение по стране ограничено, имеет место дискриминационные ограничения на доступ к образованию. Также существует строгое ограничение на каждую мусульманскую семью иметь не более двух детей, согласно законам Бирмы. А чтобы создать семью им надо заплатить несколько сотен долларов. Живущие же по никаху, не состоящие в «законном» браке, жестоко преследуются и наказываются тюремным сроком.


    А цивилизованный мир делает вид…

    И гонения по религиозному признаку, ущемление прав и как граждан, и как человека можно было бы как-то терпеть. Однако убийства и погромы никак не могут оставить равнодушным. Убивают не на войне, целыми сёлами уничтожается мирный, ни в чём не повинный народ, гибнут женщины и дети. Их сжигают заживо! И каким надо быть циником или негодяем, чтобы как-то пытаться оправдать такое бесчинство!

    В зависимости от того, кто подаёт информацию, картина конфликта сильно различается и отражает политическую (религиозную) позицию информационных агентств. Бирманские негосударственные средства массовой информации называют ситуацию «иммигрант против хозяина», спровоцированную этническими рохинджа. Да, было изнасилование двумя рохинджа женщины-бирманки. За это их приговорили к смертной казни. Преступники получили сполна. В этом году произошёл спор в ювелирной лавке. Понятно, что криминал есть везде и Бирма не исключение. И это – повод, но не причина для массовой резни, бесчеловечность которой не с чем сравнить. Откуда у вчерашних соседей такая ненависть, такое бессердечие? Представьте себе, как можно обливать бензином и поджигать живых людей, тех, кто ни в чём не виновен, тех, у которых семьи, дети, такие же, как и у тебя?! Они их за животных считают или тараканов, которых давить надо? Те в ужасе орут, кричат, в агонии, в муках… Не укладывается в голове.


    То, что кошмарно для европейцев или американцев для остальных людей как будто игра? У них такая же кожа, нервы и боль. Или их не стоит показывать по новостям? Отчего же тогда западный мир, хозяин нашего эфира, не кипит от возмущения? Робкие голоса правозащитников слышны в узких кругах, на широкую аудиторию неслышную. Организация «Amnesty International» говорит: «Ситуация в северном штате Ракхайн остаётся очень напряжённой». Организация «Human Rights Watch» сделала обширный доклад о том, как ущемляются права рохинджа, задокументировала факты жестокости и насилия со стороны властей. Но даже их умудряются обвинять в предвзятости, говорят о каких-то складах с оружием…

    Опять злополучные двойные стандарты. Ну и что, что Бирма выглядит лакомым куском для экономики и политики Запада. Страна привлекательна в плане добычи нефти, газа, меди, цинка, олова, вольфрама, железной руды и пр. Выходит, что 90% рубинов мира, которые добываются в Бирме, дороже и ценнее человеческих жизней. Рохинджа не видны за этими блестящими камешками.

    Что говорить, если даже лидер бирманской оппозиции и лауреат Нобелевской премии 1991 года, Аун Сан Су Чжи непростительно проигнорировала бедственное положение мусульман рохинджа и не сказала ни слова о трудностях и несправедливости, которые обрушились на них…



    Исламские страны молчать не будут

    Радетели прав человека, мировой жандарм – США, моментально реагирующие на ущемление человеческого достоинства, не посчитало нужным даже обратиться к бирманских властям по этому поводу. Европейский союз предпринимал дипломатические инициативы, чтобы остановить резню мусульман рохинджа. И были даже отправлены в Мьянму несколько экспертов для изучения обстоятельств произошедшего.

    Может, не так громко как хотелось бы, но всё же посильные действия в борьбе с происходящим беспределом пытаются оказать представители репрессируемых мусульман Мьянмы. Один из них, Мухаммед Юнус, за поддержкой обратился к руководству Турции, призвав его и весь мир вмешаться в ситуацию с уничтожением рохинджа. В свою очередь, премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган обратился к ООН с требованием разрешить ситуацию на западе Мьянмы, сравнив происходящее там с массовыми убийствами в Газе, Рамалле и Иерусалиме.


    Многотысячные демонстрации против геноцида мусульман в Мьянме также прошли в целом ряде стран: Иране, Индонезии, Палестине, Пакистане, Таиланде и др. В ряде стран манифестанты требовали от своих правительств оказать давление на руководство Бирмы, чтобы защитить исповедующих Ислам людей.

    Не может ни один истнный человек оставаться равнодушным к творимому злу по отношению к братьям по вере. И к небратьям тоже несправедливости не допустит. Кто-то сделает дуа-мольбу в защиту притесняемых, другой словом поддержит. Есть и те, кто способен с оружием встать на защиту. Мир таков, что притеснения и даже убийства людей, в частности мусульман-рохинджа, легко могут остаться безнаказанными. Вечно так продолжаться будет ли? Ничто не вечно под луной, как говорят друзья бирманцев мудрые китайцы.