• Подласый педагогика начальной школы. Подласый И.П Педагогика начальных классов. Процесс развития личности

    Иван Павлович Подласый является ведущим специалистом по теории и истории педагогики, доктором педагогических наук, профессором, директором в научно-исследовательском центре Киевского национального педагогического университета им. М. Драгоманова. Автор достаточно плодотворно работает над созданием учебной литературы, предназначенной для студентов высших учебных заведений. В последние годы им созданы учебники, отражающие теоретические вопросы современного образования и воспитания детей, в которых представлены особенности и организационные аспекты образовательно-воспитательного процесса в условиях школьного образования.

    Педагогика в двух томах (2016 год)

    В $2016$ году был выпущен учебник педагогики в двух томах, которые автор посвящает рассмотрению общих вопросов педагогики, проблем обучения и воспитания школьников в соответствии с новейшими достижениями в современной науке.

    Первый том учебника раскрывает общие основы педагогики – предмет и систему педагогики, воспитание в современном мире, эдукационный процесс; также рассматриваются закономерности эдукации и робурсации – условия и факторы эдукации, закономерности эдукационного процесса, развитие и формирование человека, механизмы воспитания-обучения, принципы и правила эдукации. Второй том учебника «Педагогика. Практическая педагогика» предназначен для закрепления теоретического материала студентами.

    Педагогика для бакалавров (2015 год)

    Данный учебник предназначен для студентов высших учебных заведений различных специализаций, содержит материал по общим основам педагогики, некоторый материал дублирует содержание учебника в двух томах ($2016$ года), однако рассмотрены некоторые разделы, которые не представлены в двухтомном издании – образовательная система России, технологии обучения и воспитания, продуктивная технология, щадящая технология, партнёрская технология, управление качеством эдукации.

    Каждая глава в учебнике заканчивается итоговым тестом и списком дополнительной литературы по изучаемому материалу. Кроме того, в приложениях представлены:

    • краткий словарь понятий и терминов;
    • литература для углубленного изучения курса;
    • ответы на тесты.

    Учебник педагогики в трёх книгах (2010)

    Учебник предназначен для студентов педагогических вузов, системно и последовательно представлены вопросы теоретической педагогики. Основное отличие данных учебников заключается в оригинальности подачи учебного материала – применении интерактивного обсуждения изучаемой проблемы.

    В первой книге изложены основные проблемы дидактики (теории обучения), подробно раскрываются принципы организации педагогического процесса в условиях школы, формы и методы организации учебного процесса.

    Во второй книге представлены современная теория и технологии обучения – учебник позволяет получить достаточно полные представления о современных образовательных технологиях, методах, формах организации дидактического процесса, особенностях деятельности современных образовательных учреждений.

    Книга $3$ позволяет усвоить проблемы взаимоотношений семьи и школы, организации коррекционного процесса в условиях школьного обучения, особенности реабилитации и перевоспитания детей, оступившихся в некоторый период своей жизни, а также условия и способы успешности в подготовке педагогических кадров.

    Кроме представленных учебников, И.П. Подласым в разные годы изданы учебники «Педагогика начальной школы», «Энергоинформационная педагогика», «Педагогика. Успешный экзамен» и ряд других учебников и учебных пособий.

    Педагогика начальной школы: учебник

    Аннотация

    В учебнике рассматриваются как общие основы педагогики, так и вопросы, связанные непосредственно с педагогикой начальной школы: возрастными особенностями детей, принципами и правилами обучения младших школьников, видами и формами обучения и воспитания, задачами, стоящими перед учителем начальной школы и т.д.

    Учебник предназначен для студентов педагогических колледжей.

    Иван Павлович Подласый

    К студентам

    Глава 1. Предмет и задачи педагогики

    Педагогика – наука о воспитании

    Возникновение и развитие педагогики

    Основные понятия педагогики

    Педагогические течения

    Система педагогических наук

    Методы педагогических исследований

    Глава 2. Общие закономерности развития

    Процесс развития личности

    Наследственность и среда

    Развитие и воспитание

    Принцип природосообразности

    Деятельность и развитие личности

    Диагностика развития

    Глава 3. Возрастные особенности детей

    Возрастная периодизация

    Развитие дошкольника

    Развитие младшего школьника

    Неравномерность развития

    Учет индивидуальных особенностей

    Гендерные различия

    Глава 4. Педагогический процесс

    Цель воспитания

    Задачи воспитания

    Пути реализации задач воспитания

    Организация воспитания

    Этапы педагогического процесса

    Закономерности педагогического процесса

    Глава 5. Сущность и содержание обучения

    Сущность процесса обучения

    Дидактические системы

    Структура обучения

    Учебные планы и программы

    Учебники и пособия

    Глава 6. Мотивация учения

    Движущие силы учения

    Интересы младших школьников

    Формирование мотивов

    Стимулирование учения

    Правила стимулирования

    Глава 7. Принципы и правила обучения

    Понятие о принципах и правилах

    Принцип сознательности и активности

    Принцип наглядности обучения

    Систематичность и последовательность

    Принцип прочности

    Принцип доступности

    Принцип научности

    Принцип эмоциональности

    Принцип связи теории с практикой

    Глава 8. Методы обучения

    Понятие о методах

    Классификация методов

    Методы устного изложения

    Работа с книгой

    Наглядные методы обучения

    Практические методы

    Самостоятельная работа

    Выбор методов обучения

    Глава 9. Виды и формы обучения

    Виды обучения

    Дифференцированное обучение

    Формы обучения

    Типы и структуры уроков

    Трансформация форм обучения

    Подготовка урока

    Домашние задания

    Современные технологии

    Глава 10. Воспитательный процесс в школе

    Особенности процесса воспитания

    Структура процесса воспитания

    Общие закономерности воспитания

    Принципы воспитания

    Духовное воспитание школьников

    Глава 11. Методы и формы воспитания

    Методы и приемы воспитания

    Методы формирования сознания

    Методы организации деятельности

    Методы стимулирования

    Формы воспитания

    Глава 12. Личностно-ориентированное воспитание

    Воспитание добротой и лаской

    Понимание ребенка

    Признание ребенка

    Принятие ребенка

    Правила для педагога-гуманиста

    Глава 13. Малокомплектная школа

    Особенности малокомплектной школы

    Урок в малокомплектной школе

    Организация самостоятельной работы

    Поиски новых вариантов

    Подготовка учителя к уроку

    Воспитательный процесс

    Глава 14. Диагностика в школе

    От контроля к диагностике

    Гуманизация контроля

    Оценка результатов обучения

    Выставление оценок

    Тестирование достижений

    Диагностика воспитанности

    Глава 15. Учитель начальной школы

    Функции учителя

    Требования к учителю

    Мастерство учителя

    Рыночные трансформации

    Учитель и семья школьника

    Анализ труда учителя

    Краткий словарь терминов

    Примечания

    К студентам

    Известно, что в структуре новых экономических и культурных достижений общества немалая роль принадлежит труду учителя. Если в школах не будут подготовлены граждане, способные решать проблемы страны на уровне нынешних и завтрашних требований, то наши надежды на стабильное и обеспеченное будущее останутся нереализованными. Вот почему выбор профессии учителя начальных классов имеет столь высокое гражданское значение.

    Допускать к начальному образованию и воспитанию следует самых знающих, талантливых, ответственных учителей – настолько важен период детской жизни в формировании и судьбе человека. Вероятно, поэтому учитель начальной школы не имеет права на ошибку. Одним неверным действием он, как и врач, может нанести непоправимый вред. Не забудем, что именно в начальной школе человек приобретает более 80 % всех знаний, умений, действий и способов мышления, которыми будет пользоваться в дальнейшем.

    Начальная школа сегодня пребывает в ожидании высокопрофессиональных педагогов. Назревшие в ней проблемы требуют свежих идей, решительных действий по преобразованию школы на ценностях истины и добра. Обучаясь в старших классах, вы не могли не заметить, какие изменения происходят в младших. Практически закончено внедрение стабильной четырехклассной системы начального обучения. Изменились состав и содержание школьных предметов, появились новые методики и технологии. Больше внимания стало уделяться духовному воспитанию.

    Уже на студенческой скамье будущий педагог начинает понимать, что главные ценности школы – ученики и педагоги, их совместный труд. Ребенок не средство, а цель воспитания, поэтому не его следует приспосабливать к школе, а наоборот – школу к нему, чтобы, не ломая природу ребенка, поднимать его на максимально доступный для него уровень развития. Работать придется и вне школы, ведь педагог – главная интеллектуальная сила общества, его призвание – служить людям, быть проводником знаний.

    Чтобы стать мастером своего дела, нужно знать педагогику, научиться профессионально мыслить и действовать. Педагогика раскрывает общие зависимости между условиями и результатами учебно-воспитательной деятельности; объясняет, как достигаются результаты обучения и воспитания, почему возникают те или иные проблемы; указывает пути преодоления типичных затруднений.

    Педагогика, как и любая другая наука, не сводится к описанию конкретных ситуаций, примеров или правил. Она выделяет главное в педагогических отношениях, раскрывает причины и следствия педагогических процессов. Многоцветье детской жизни она сводит к обобщающим понятиям, за которыми не всегда видна реальная школьная жизнь, зато можно найти объяснение множеству конкретных ситуаций. Тот, кто хорошо усвоит общую теорию, сбережет свою память от запоминания огромного количества конкретных фактов и примеров, сможет применить ее для объяснения происходящих в воспитании процессов.

    Годы вашего обучения приходятся на сложный и противоречивый период развития педагогики. В противоборстве столкнулись два направления – авторитарное и гуманистическое. Первое традиционно ставит учителя над учениками, второе – пытается сделать его равноправным участником педагогического процесса. Какими бы крепкими ни были корни авторитаризма, мировая педагогика сделала гуманистический выбор. В учебнике он представлен новыми отношениями учителя с учениками, их взаимопониманием и сотрудничеством на всех этапах учебно-воспитательного процесса.

    Учебник составлен очень экономно. В его 15 главах вы найдете основные педагогические положения, необходимые для понимания сущности, содержания и организации учебно-воспитательного процесса. Все главы завершаются вопросами для самопроверки, списком литературы для дополнительного изучения. Краткие выводы по каждой главе подытожены в опорном конспекте. Он служит основой для сознательного воспроизведения главных понятий и терминов, позволяет быстро вспоминать основные положения и структуру изученного материала, облегчает понимание сложных зависимостей, систематизирует и закрепляет их. Осознав преимущества схематических «опор», учитель будет готовить подобные конспекты и для своих учеников.

    В учебнике учтены также пожелания студентов и преподавателей курса. Больше внимания уделено разъяснению трудных для понимания идей педагогической теории, увеличено число примеров применения теории на практике. Введен раздел о формировании духовного мира ребенка. Изменены состав и содержание тестовых заданий, обновлен список основных терминов и понятий, а также литературы для дополнительного чтения.

    Проведено тщательное изучение процесса и результатов самостоятельной работы студентов. Установлены примерные значения времени, необходимого для полноценного усвоения каждой главы учебника. Ориентируясь на оптимальные затраты времени, вы сможете лучше спланировать свою самостоятельную работу, которая, как известно, является основой сознательного и продуктивного обучения. На вопросы итогового теста сначала отвечайте, положив перед собой опорный конспект, затем уберите его и объективно, как учитель, поспрашивайте сами себя.

    Расширяются связи педагогики с историей и литературой, географией и антропологией, медициной и экологией, экономикой и археологией. Даже наука о внеземных цивилизациях помогает пониманию педагогических проблем. Человек, сфера его обитания, влияние космических ритмов на формирование людей сегодня интенсивно исследуются во всем мире.
    Новые отрасли возникли на стыке педагогики с точными и техническими науками – кибернетическая, математическая, компьютерная педагогики, суггестология и др. Сегодняшняя педагогика как одна из главных наук о человеке развивается очень интенсивно.

    Итак, современная педагогика является разветвленной научной системой, в которой педагогика начальной школы занимает важное место, поскольку процессы воспитания наиболее интенсивно идут в детском возрасте и ими необходимо квалифицированно руководить. Разрабатывая свои проблемы, педагогика опирается на данные целого ряда наук.

    Методы педагогических исследований

    Методы педагогических исследований – это пути, способы, с помощью которых педагоги добывают знания о процессах и результатах воспитания, обучения, образования, развития, формирования личности. Существует много методов накопления знаний. Среди них выделим традиционные (эмпирические) и новые (экспериментальные, теоретические).
    Традиционными называются методы, доставшиеся современной педагогике по наследству от исследователей, стоявших у истоков педагогической науки. Это методы, которыми пользовались в свое время Платон и Квинтилиан, Коменский и Песталоцци, применяются они в науке и поныне. К традиционным методам относятся наблюдение, изучение опыта, первоисточников, анализ школьной документации, изучение продуктов ученического творчества, беседы.
    Наблюдение – наиболее доступный и распространенный метод изучения педагогической практики. Под научным наблюдением понимается специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Научное наблюдение существенно отличается от обыденного, житейского. Главные отличия его в том, что: 1) определяются задачи, выделяются объекты, разрабатывается схема наблюдения; 2) результаты обязательно фиксируются; 3) полученные данные обрабатываются, сопоставляются с уже известными, перепроверяются с помощью других методов. Для большей эффективности наблюдение должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным и массовым.
    Подчеркивая важность метода наблюдения, его доступность и распространенность, необходимо вместе с тем указать и на его недостатки: он не вскрывает внутренние стороны педагогических явлений, а значит – не может обеспечить полную объективность информации. Поэтому наблюдение чаще всего применяется на начальных этапах исследования в сочетании с другими методами.
    Изучение опыта – еще один издавна применяемый метод педагогического исследования. Он означает организованную познавательную деятельность, направленную на установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах. С его помощью анализируются пути решения конкретных проблем, выводятся взвешенные заключения о целесообразности их применения в новых исторических условиях. Поэтому данный метод называют еще историческим, он тесно смыкается с методом изучения первоисточников, называемым также архивным. Тщательному научному анализу подвергаются памятники древней письменности, законодательные акты, проекты, циркуляры, отчеты, доклады, постановления, материалы съездов и конференций; учебные и воспитательные программы, уставы, книги, расписания занятий – словом, материалы, помогающие понять сущность, истоки и динамику развития той или иной проблемы. Изучение передового опыта творчески работающих педагогических коллективов или отдельных учителей также имеет место. Можно привести примеры передового опыта, которые заставили критически отнестись к господствующим в педагогике взглядам, по-новому подойти к решению кажущихся бесспорными вопросов. Вспомним, как всколыхнули педагогическую мысль и школьную практику оригинальные методические находки учительницы начальных классов С.Н. Лысенковой.
    Научно-педагогические исследования предполагают анализ школьной документации, отражающей учебно-воспитательный процесс. Источники информации – классные журналы, книги протоколов собраний и заседаний, расписания учебных занятий, правила внутреннего распорядка, календарные и поурочные планы учителей, конспекты и стенограммы уроков и т. п. В них содержится масса объективных данных, помогающих установить причинно-следственные зависимости между изучаемыми явлениями. Изучение документации дает, например, ценные статистические данные для установления связи между состоянием здоровья и успеваемостью, качеством расписаний и работоспособностью учеников и т. д.
    Изучение продуктов ученического творчества – домашних и классных работ по учебным предметам, сочинений, рефератов, отчетов, результатов эстетического и технического творчества – о многом скажет опытному исследователю. Большой интерес предоставляют и так называемые продукты свободного времени, хобби-занятия. Индивидуальные особенности учеников, их наклонности и интересы, отношение к делу и своим обязанностям, старательность, прилежание, мотивы деятельности – лишь небольшой перечень воспитательных аспектов, где можно с успехом применять этот метод. Он, как и другие, требует тщательного планирования, корректного использования, умелого сочетания с наблюдениями и беседами.
    К традиционным методам педагогических исследований относятся беседы. С их помощью учителя выясняют чувства и намерения, оценки и позиции своих учеников. Но беседы очень сложный и не всегда надежный метод. Поэтому он применяется чаще всего как дополнительный для получения необходимых разъяснений и уточнений по поводу того, что неясным осталось при наблюдении или использовании иных методов. Для более высокой надежности результатов беседы необходимы:
    наличие четкого, продуманного с учетом личности собеседника и неуклонно проводимого в жизнь плана беседы;
    обсуждение интересующих исследователя вопросов в различных ракурсах и связях;
    варьирование вопросов, постановка их в приятной для собеседника форме;
    умение использовать ситуацию, находчивость в вопросах и ответах. Искусству беседы нужно долго и терпеливо учиться.
    К новым методам педагогических исследований относят педагогический эксперимент, тестирование, анкетирование, изучение групповой дифференциации и др.
    Педагогический эксперимент – это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. В отличие от методов, лишь регистрирующих то, что уже существует, эксперимент в педагогике носит созидательный характер. С его помощью пробивают дорогу новые приемы, методы, формы, системы учебно-воспитательной деятельности. Педагогический эксперимент может охватывать группу учеников, класс, школу, несколько школ или регионов. Исследования могут быть длительными или краткосрочными в зависимости от темы и цели.
    Надежность экспериментальных выводов прямо зависит от соблюдения условий эксперимента. Все факторы, кроме проверяемых, должны быть тщательно уравнены. Если, например, проверяется эффективность нового приема, то условия обучения необходимо сделать одинаковыми как в экспериментальном, так и в контрольном классе.
    Проводимые педагогами эксперименты разнообразны. В зависимости от цели различают: 1) констатирующий эксперимент, при котором изучаются существующие педагогические явления: 2) проверочный, уточняющий эксперимент, когда проверяется новое предположение (гипотеза); 3) созидательный, преобразующий, формирующий эксперимент, в процессе которого конструируются новые педагогические явления.
    По месту проведения различают естественный и лабораторный педагогические эксперименты. Естественный – это научно организованный опыт проверки выдвинутой гипотезы без нарушения хода учебно-воспитательного процесса. Если нужно обеспечить особенно тщательное наблюдение за испытуемыми (иногда с применением сложной аппаратуры), эксперимент переносится в специально оборудованное для этого помещение, в специально созданные исследовательские условия. Такой эксперимент называется лабораторным.
    Как для научных, так и для практических целей в современной педагогике широко применяется тестирование – целенаправленное, одинаковое для всех обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять характеристики и результаты обучения, воспитания, развития учеников, определять параметры педагогического процесса. От других методов обследования оно отличается точностью, простотой, доступностью, возможностью автоматизации.
    Учителя начальной школы используют тесты успеваемости, тесты элементарных умений (чтение, письмо, простейшие арифметические операции), а также различные тесты для диагностики достигнутого уровня обученности и развития – школьной зрелости, степени усвоения знаний, умений по учебным предметам и т. д.
    Итоговый тест содержит большое количество вопросов и предлагается после изучения крупного раздела учебной программы. Выделяют два вида таких тестов: скорости и мощности. В первом случае у ученика обычно не хватает времени для ответов на все вопросы, ведь нужно отвечать быстро и правильно; во втором – такая возможность есть; здесь скорость не имеет значения, важны глубина и основательность знаний. Большинство тестов для дошкольников и младших школьников составлены по щадящему варианту.
    Процессы воспитания, образования, обучения имеют коллективный характер. Наиболее часто применяемые методы их изучения – массовые опросы участников данных процесов, проводимые по определенному плану. Они могут быть устными (интервью) или письменными (анкетирование).
    Анкетирование – метод массового сбора информации с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами. В педагогической практике широко применяются различные их типы: открытые, требующие самостоятельного конструирования ответа, закрытые, в которых ученикам приходится выбирать один из готовых ответов; именные, требующие указывать фамилию, анонимные, обходящиеся без нее; полные и урезанные·, пропедевтические и контрольные и т. д. Одна из разновидностей – так называемая «полярная» анкета с балльной оценкой. По ее принципу составляются опросные листы для самооценки и оценки других. Например, при исследовании качеств личности опросные листы содержат пятибалльную шкалу:


    Число баллов в таких анкетах может быть разным. Часто применяются 12-балльные шкалы, имеющие по шесть градаций положительного и отрицательного проявления исследуемого признака:

    минимальное -6 -5 -4 -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 +4 +5 +6 максимальное
    Ученик обводит кружочком соответствующий балл по принципу: 5 – очень организован, 4 – организован, 3 – чаще организован, чем неорганизован, 2 – неорганизован, 1 – очень неорганизован.
    Анкеты должны быть составлены очень тщательно: ведь какой и как поставлен вопрос – таков будет ответ. Задавая, например, ученику прямой вопрос: «Сколько времени ты тратишь ежедневно на приготовление домашних заданий?», составитель анкеты уже провоцирует определенный тип ответа. Кто из нерадивых учеников признается в своей лени? Избавиться от указанного недостатка можно двумя способами: применением непрямых, завуалированных вопросов, чтобы ученик не догадался, о чем именно хочет узнать составитель анкеты, или же предоставлением возможности ему давать расширенные ответы. В первом случае анкета разрастается до необъятных размеров и мало кто хочет ее заполнять, во втором – напоминает ученическое сочинение на заданную тему. Обработка анкет в обоих случаях затрудняется, метод теряет одно из своих существенных преимуществ.
    Широко используется метод изучения групповой дифференциации (социометрический метод), позволяющий анализировать внутриклассные отношения. Школьников просят ответить на вопросы типа: «С кем бы ты хотел… (пойти в туристический поход, сидеть за одной партой, играть в одной команде и т. п.)». На каждый вопрос дается три выбора: «Напиши сначала фамилию того, с кем бы ты более всего хотел быть вместе; потом напиши фамилию того, с кем бы ты хотел быть, если с первым этого не получится, и, наконец, третью фамилию – в соответствии с теми же условиями». В результате у одних учеников – наибольшее число выборов, у других – меньшее. Появляется возможность обоснованно судить о месте, роли, статусе, позиции каждого ученика в классе.
    Таким образом, с помощью различных методов исследования педагоги добывают информацию о том, как протекают процессы воспитания, обучения и образования, анализируют полученные данные, выводы включают в систему научных знаний. Ни один метод, взятый отдельно, не гарантирует надежности выводов. Поэтому все они применяются в сочетании. Существует тесная зависимость между уровнем педагогической теории, практики и применяемыми методами исследования.
    Учитель начальной школы также проводит различные исследования с целью больше узнать о детях, которых он обучает и воспитывает. Важно придерживаться объективности, логики, системы и последовательности научного анализа. Тогда полученные выводы помогут вам увидеть картину такой, как она есть, а значит, принять правильное педагогическое решение.
    Проверьте себя
    Что изучает педагогика?
    Каковы задачи педагогики?
    Когда возникла наука о воспитании?
    Выделите основные периоды развития педагогической мысли.
    Что сделал для педагогики Я.А. Коменский? Когда это было?
    Расскажите о деятельности российских педагогов.
    Кого из педагогов нашей страны вы знаете? Чем они прославились?
    Что такое воспитание в социальном и педагогическом смысле?
    Почему воспитание имеет исторический характер?
    Что называется обучением?
    Что такое образование?
    В чем заключается развитие личности?
    Что называется формированием личности?
    Какие вы знаете основные педагогические течения?
    Охарактеризуйте систему педагогических наук.
    Что изучает педагогика начальной школы?
    Что вы знаете о новых отраслях педагогики?
    Что такое методы педагогических исследований?
    Какие методы относятся к традиционным (эмпирическим)?
    Какие методы относятся к новым (теоретическим)?
    Опорный конспект
    Педагогика – 1. Наука о воспитании человека. 2. Теория воспитания, обучения и образования.
    Предмет педагогики – воспитание, обучение, образование, развитие, формирование личности.
    Функции педагогики – 1. Познание законов воспитания, образования и обучения. 2. Определение целей и задач, разработка путей достижения поставленнвгх целей воспитания.
    Задачи педагогики – 1. Накопление и систематизация научнвгх знаний о воспитании. 2. Создание теории воспитания, образования, обучения.
    Выдающиеся педагоги:
    Ян Амос Коменский (1592–1670).
    Джон Локк (1632–1704).
    Жан Жак Руссо (1712–1778).
    Иоганн Генрих Песталоцци (1746–1827).
    Фридрих Дистервег (1790–1886).
    Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1871).
    Джон Дьюи (1859–1952).
    Эдвард Торндайк (1874–1949).
    Антон Семенович Макаренко (1888–1939).
    Василий Александрович Сухомлинский (1918–1970).
    Основные понятия – воспитание, обучение, образование, развитие, формирование.
    Воспитание – 1. Передача накопленного опыта от старших поколений младшим. 2. Направленное воздействие на ребенка с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей. 3. Специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие на ученика с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс. 4. Процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.
    Обучение – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил, дарований и возможностей учеников.
    Образование – система знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел ученик в процессе обучения.
    Развитие – процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека.
    Формирование – процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов – экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т. д. Воспитание – один из важнейших, но не единственный фактор формирования личности.
    Педагогические течения – авторитарное, гуманстическое.
    Методы исследований – традиционные (эмпирические): наблюдение, изучение опыта, первоисточников, анализ школьной документации, изучение продуктов ученического творчества, беседы. Новые (теоретические): педагогический эксперимент, тестирование, анкетирование, изучение групповой дифференциации и др.
    Литерaтура
    Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск, 1990.
    Антология гуманной педагогики. В 27 кн. М., 2001–2005.
    Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.
    Введение в научное исследование по педагогике. М., 1988.
    Вульфов Б. Основы педагогики в лекциях, ситуациях. М., 1997.
    Гребенюк О.С., Рожков М.И. Общие основы педагогики: Учеб. М., 2003.
    Журавлев И.К. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990.
    Занков Л.B. Дидактика и жизнь. М., 1968.
    Пидкасистый П.И., Коротяев Б.И. Педагогика как система научных теорий. М., 1988.
    Подласый И.П. Педагогика: Учеб. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы. М., 2005.
    Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учеб. пособие. В 2 ч. М., 2004.
    Снегуров А.В. Педагогика от «А» до «Я». М., 2003.
    Соловейчик С. Педагогика для всех. М., 1989.
    Спок Б. Ребенок и уход за ним. М., 1985.

    Глава 2. Общие закономерности развития

    Воспитание – это прежде всего человековедение. Без знания ребенка – его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, задатков, наклонностей – нет воспитания.
    В.Л. Сухомлинский

    Процесс развития личности

    Развитие – это процесс и результат количественных и качественных изменений человека. Результат развития – становление человека как биологического вида и как социального существа. Биологическое в человеке характеризуется физическим развитием, включающим в себя морфологические, биохимические, физиологические изменения. Социальное находит выражение в психическом, духовном, интеллектуальном росте.
    Если человек достигает уровня развития, который позволяет считать его носителем сознания и самосознания, способным на самостоятельную преобразующую деятельность, то такого человека называют личностью. Человек не рождается личностью, он становится ею в процессе развития. Понятие «личность», в отличие от понятия «человек», – социальная характеристика, указывающая на те его качества, которые формируются под влиянием общественных отношений, общения с другими людьми. Как личность человек формируется в социальной системе путем целенаправленного и продуманного воспитания. Личность определяется мерой присвоения общественного опыта, с одной стороны, и мерой отдачи обществу, посильного вклада в сокровищницу материальных и духовных ценностей – с другой. Чтобы стать личностью, человек должен на практике проявить внутренние свойства, заложенные в нем природой и сформированные жизнью и воспитанием.
    Развитие человека – сложный, длительный и противоречивый процесс. Изменения в его организме происходят на протяжении всей жизни, но особенно интенсивно физические данные и духовный мир человека меняются в детском и юношеском возрасте. Развитие не сводится к простому накоплению количественных изменений и прямолинейному поступательному движению от низшего к высшему. Характерная особенность его – диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности.
    Существуют различные объяснения этого во многом не познанного процесса. Часть специалистов придерживается мнения, что развитие человека есть процесс стихийный, неуправляемый, спонтанный; оно происходит независимо от условий жизни, определяется врожденными силами; обусловлено судьбой, в которой никто и ничего изменить не может. Другие считают, что развитие – свойство живой материи, которой присуще движение. В развитии уничтожается старое и созидается новое. В отличие от животных, пассивно приспосабливающихся к жизни, человек создает средства для своего развития своим трудом.
    Движущая сила развития – борьба противоречий. Это «вечный двигатель», который дает неисчерпаемую энергию для постоянных преобразований и обновлений. Противоречия – это столкнувшиеся в конфликте противоположные силы. Они возникают на каждом шагу как следствие изменения потребностей. Человек противоречив по своей природе.
    Различают внутренние и внешние противоречия, общие (движущие развитием всех людей) и индивидуальные (характерные для отдельно взятого человека). Универсальный характер имеют противоречия между потребностями человека, начиная от простых материальных и кончая высшими духовными, и возможностями их удовлетворения. Внутренние противоречия возникают, когда человек как бы не согласен с собой. Они выражаются в индивидуальных побуждениях. Одно из основных внутренних противоречий – расхождение между новыми потребностями и возможностями их удовлетворения. Например, между стремлением школьников участвовать наравне со взрослыми в делах и реальными возможностями, обусловленными уровнем развития их психики и интеллекта, социальной зрелостью. Хочу-могу, знаю-не знаю, можно-нельзя, есть– нет – вот типичные пары, выражающие постоянные противоречия.
    Изучая человеческое развитие, исследователи установили ряд важных зависимостей, выражающих закономерные связи между процессом развития и его результатами, с одной стороны, и причинами, влияющими на них, – с другой.
    Почему одни люди достигают более высоких результатов в своем развитии, а другие – нет? От каких условий зависят этот процесс и его результаты? Длительные исследования позволили вывести общую закономерность: развитие человека определяется внутренними и внешними условиями. К внутренним относятся физиологические и психические свойства организма. К внешним – окружение человека, среда, в которой он живет и развивается. В процессе взаимодействия с нею изменяется внутренняя сущность человека, формируются новые свойства, что, в свою очередь, приводит к очередному изменению.

    Итак, развитие человека – это процесс, результат количественных и качественных изменений. Развиваясь, человек становится личностью – носителем сознания и самосознания, способным на самостоятельную преобразующую деятельность. Движущая сила развития – борьба противоречий. Развитие человека определяется внутренними и внешними условиями.

    Наследственность и среда

    Что в развитии человека зависит от него самого, а что – от внешних условий, факторов? Условиями называется комплекс причин, определяющих развитие, а фактором – важная веская причина, включающая целый ряд обстоятельств. Какими общими условиями и факторами определяются течение и результаты процесса развития?
    В основном совместным действием трех генеральных факторов – наследственности, среды и воспитания. Основу образуют врожденные, природные особенности человека, т. е. наследственность, под которой понимается передача от родителей детям определенных качеств и особенностей. Носители наследственности – гены (в переводе с греческого «ген» означает «рождающий»). Современная наука доказала, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коде, хранящем и передающем информацию о свойствах организма. Генетика расшифровала наследственную программу развития человека.
    Наследственные программы развития человека включают детерминированную (постоянную, неизменную) и переменную части, определяющие как то общее, что делает человека человеком, так и то особенное, что делает людей столь непохожими друг на друга. Детерминированная часть программы обеспечивает прежде всего продолжение человеческого рода, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода – речь, прямохождение, трудовая деятельность, мышление. От родителей детям передаются и внешние признаки: особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи. Жестко генетически запрограммировано сочетание в организме различных белков, группы крови, резус-фактор.

    Иван Павлович Подласый

    Педагогика начальной школы:

    Аннотация

    В учебнике рассматриваются как общие основы педагогики, так и вопросы,

    связанные непосредственно с педагогикой начальной школы: возрастными особенностями детей, принципами и правилами обучения младших школьников, видами и формами обучения и воспитания, задачами, стоящими перед учителем начальной школы и т.д.

    Учебник предназначен для студентов педагогических колледжей.

    Иван Павлович Подласый

    К студентам

    Глава 1. Предмет и задачи педагогики

    Педагогика – наука о воспитании Возникновение и развитие педагогики Основные понятия педагогики Педагогические течения Система педагогических наук

    Методы педагогических исследований

    Глава 2. Общие закономерности развития

    Процесс развития личности

    Наследственность и среда

    Развитие и воспитание

    Принцип природосообразности

    Деятельность и развитие личности

    Диагностика развития

    Глава 3. Возрастные особенности детей

    Возрастная периодизация

    Развитие дошкольника

    Развитие младшего школьника

    Неравномерность развития

    Учет индивидуальных особенностей

    Гендерные различия

    Глава 4. Педагогический процесс

    Цель воспитания

    Задачи воспитания

    Пути реализации задач воспитания

    Организация воспитания

    Этапы педагогического процесса

    Закономерности педагогического процесса

    Глава 5. Сущность и содержание обучения

    Сущность процесса обучения Дидактические системы Структура обучения Содержание обучения Элементы содержания Учебные планы и программы Учебники и пособия

    Глава 6. Мотивация учения

    Движущие силы учения

    Интересы младших школьников

    Формирование мотивов

    Стимулирование учения

    Правила стимулирования

    Глава 7. Принципы и правила обучения

    Понятие о принципах и правилах Принцип сознательности и активности Принцип наглядности обучения Систематичность и последовательность Принцип прочности Принцип доступности Принцип научности Принцип эмоциональности

    Принцип связи теории с практикой

    Глава 8. Методы обучения

    Понятие о методах Классификация методов Методы устного изложения Работа с книгой Наглядные методы обучения Практические методы Самостоятельная работа Выбор методов обучения

    Глава 9. Виды и формы обучения

    Виды обучения Дифференцированное обучение Формы обучения Типы и структуры уроков

    Трансформация форм обучения Подготовка урока Домашние задания Современные технологии

    Глава 10. Воспитательный процесс в школе

    Особенности процесса воспитания Структура процесса воспитания Общие закономерности воспитания Принципы воспитания Содержание процесса воспитания Духовное воспитание школьников

    Глава 11. Методы и формы воспитания

    Методы и приемы воспитания

    Методы формирования сознания

    Методы организации деятельности

    Методы стимулирования

    Формы воспитания

    Глава 12. Личностно-ориентированное воспитание

    Воспитание добротой и лаской

    Понимание ребенка

    Признание ребенка

    Принятие ребенка

    Правила для педагога-гуманиста

    Глава 13. Малокомплектная школа

    Особенности малокомплектной школы Урок в малокомплектной школе Организация самостоятельной работы Поиски новых вариантов Подготовка учителя к уроку Воспитательный процесс

    Глава 14. Диагностика в школе

    От контроля к диагностике

    Гуманизация контроля

    Оценка результатов обучения

    Выставление оценок

    Тестирование достижений

    Диагностика воспитанности

    Глава 15. Учитель начальной школы

    Функции учителя Требования к учителю Мастерство учителя Рыночные трансформации Учитель и семья школьника Анализ труда учителя Краткий словарь терминов Примечания

    К студентам

    Известно, что в структуре новых экономических и культурных достижений общества немалая роль принадлежит труду учителя. Если в школах не будут подготовлены граждане, способные решать проблемы страны на уровне нынешних и завтрашних требований, то наши надежды на стабильное и обеспеченное будущее останутся нереализованными. Вот почему выбор профессии учителя начальных классов имеет столь высокое гражданское значение.

    Допускать к начальному образованию и воспитанию следует самых знающих,

    талантливых, ответственных учителей – настолько важен период детской жизни в формировании и судьбе человека. Вероятно, поэтому учитель начальной школы не имеет права на ошибку. Одним неверным действием он, как и врач, может нанести непоправимый вред. Не забудем, что именно в начальной школе человек приобретает более 80 % всех знаний, умений, действий и способов мышления, которыми будет пользоваться в дальнейшем.

    Начальная школа сегодня пребывает в ожидании высокопрофессиональных педагогов. Назревшие в ней проблемы требуют свежих идей, решительных действий по преобразованию школы на ценностях истины и добра. Обучаясь в старших классах, вы не могли не заметить, какие изменения происходят в младших. Практически закончено внедрение стабильной четырехклассной системы начального обучения. Изменились состав и содержание школьных предметов, появились новые методики и технологии.

    Больше внимания стало уделяться духовному воспитанию.

    Уже на студенческой скамье будущий педагог начинает понимать, что главные ценности школы – ученики и педагоги, их совместный труд. Ребенок не средство, а

    цель воспитания, поэтому не его следует приспосабливать к школе, а наоборот – школу к нему, чтобы, не ломая природу ребенка, поднимать его на максимально доступный для него уровень развития. Работать придется и вне школы, ведь педагог – главная интеллектуальная сила общества, его призвание – служить людям, быть проводником знаний.

    Чтобы стать мастером своего дела, нужно знать педагогику, научиться профессионально мыслить и действовать. Педагогика раскрывает общие зависимости между условиями и результатами учебно-воспитательной деятельности; объясняет, как достигаются результаты обучения и воспитания, почему возникают те или иные проблемы; указывает пути преодоления типичных затруднений.

    Педагогика, как и любая другая наука, не сводится к описанию конкретных ситуаций, примеров или правил. Она выделяет главное в педагогических отношениях,

    раскрывает причины и следствия педагогических процессов. Многоцветье детской жизни она сводит к обобщающим понятиям, за которыми не всегда видна реальная школьная жизнь, зато можно найти объяснение множеству конкретных ситуаций. Тот,

    кто хорошо усвоит общую теорию, сбережет свою память от запоминания огромного

    количества конкретных фактов и примеров, сможет применить ее для объяснения происходящих в воспитании процессов.

    Годы вашего обучения приходятся на сложный и противоречивый период развития педагогики. В противоборстве столкнулись два направления – авторитарное и гуманистическое. Первое традиционно ставит учителя над учениками, второе – пытается сделать его равноправным участником педагогического процесса. Какими бы крепкими ни были корни авторитаризма, мировая педагогика сделала гуманистический выбор. В учебнике он представлен новыми отношениями учителя с учениками, их взаимопониманием и сотрудничеством на всех этапах учебно-воспитательного процесса.

    Учебник составлен очень экономно. В его 15 главах вы найдете основные педагогические положения, необходимые для понимания сущности, содержания и организации учебно-воспитательного процесса. Все главы завершаются вопросами для самопроверки, списком литературы для дополнительного изучения. Краткие выводы по каждой главе подытожены в опорном конспекте. Он служит основой для сознательного воспроизведения главных понятий и терминов, позволяет быстро вспоминать основные положения и структуру изученного материала, облегчает понимание сложных зависимостей, систематизирует и закрепляет их. Осознав преимущества схематических

    «опор», учитель будет готовить подобные конспекты и для своих учеников.

    В учебнике учтены также пожелания студентов и преподавателей курса. Больше внимания уделено разъяснению трудных для понимания идей педагогической теории,

    увеличено число примеров применения теории на практике. Введен раздел о формировании духовного мира ребенка. Изменены состав и содержание тестовых заданий, обновлен список основных терминов и понятий, а также литературы для дополнительного чтения.

    Проведено тщательное изучение процесса и результатов самостоятельной работы студентов. Установлены примерные значения времени, необходимого для полноценного усвоения каждой главы учебника. Ориентируясь на оптимальные затраты времени, вы сможете лучше спланировать свою самостоятельную работу, которая, как известно, является основой сознательного и продуктивного обучения. На вопросы итогового теста сначала отвечайте, положив перед собой опорный конспект, затем уберите его и объективно, как учитель, поспрашивайте сами себя.

    ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИКИ

    а не о человеке… Детей нет – есть люди, но с иными масштабами понятий, иным запасом опыта, иными впечатлениями, иной игрой чувств. Помни, что мы их не знаем.

    Януш Корчак

    Педагогика – наука о воспитании

    Человек рождается как биологическое существо. Чтобы он стал личностью, его нужно воспитать. Именно воспитание облагораживает его, прививает необходимые качества. Этим процессом занимаются хорошо подготовленные специалисты и целая наука о воспитании, которая называется педагогикой. Свое название она получила от греческих слов «пайдес» – дети и «аго» – вести, в дословном переводе означает искусство направлять воспитание ребенка, а слово «педагог» можно перевести как

    «детоводитель».

    Во все времена педагоги искали лучших путей помощи детям в реализации данных им природой возможностей, формировании новых качеств. По крохам накапливались необходимые знания, создавались, проверялись и отвергались педагогические системы, пока не остались самые жизнестойкие, самые полезные.

    Постепенно формировалась наука о воспитании, главная задача которой – накопление и систематизация педагогических знаний, постижение закономерностей человеческого воспитания.

    Очень часто студенты, раскрывая задачи педагогики, говорят: педагогика воспитывает, обучает, формирует учеников. Да нет же! Этим делом занимаются конкретно учителя, воспитатели, родители. А педагогика указывает им пути, способы,

    средства воспитания.

    В педагогическом руководстве нуждаются все люди. Но особенно остро эти вопросы стоят в дошкольном и младшем школьном возрасте, потому что в этот период закладываются основные качества будущего человека. Вопросами воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста занимается специальная отрасль педагогической науки, которую для краткости назовем педагогикой начальной школы.

    Иногда ее разделяют на несколько взаимосвязанных ветвей – педагогику семьи,

    дошкольную педагогику и педагогику младшей школы. Каждая имеет свой предмет – то, что изучает данная наука. Предмет педагогики начальной школы – воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста.

    Педагогика вооружает учителей профессиональными знаниями об особенностях воспитательных процессов данной возрастной группы, умениями прогнозировать,

    проектировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс в различных условиях,

    оценивать его эффективность. Процессы воспитания необходимо постоянно

    совершенствовать, ведь изменяются условия жизни людей, накапливается информация,

    усложняются требования к человеку. На эти запросы общества педагоги отвечают созданием новых технологий обучения, образования и воспитания.

    Педагоги начальной школы занимаются «вечными» проблемами – они обязаны ввести ребенка в сложный мир человеческих отношений. Но еще никогда их воспитательная деятельность не была столь сложной, трудной и ответственной. Мир прежде был иным, в нем не было тех опасностей, которые подстерегают сегодня нынешних детей. От того, какие основы воспитания будут закладываться в семье,

    дошкольном детском учреждении, начальной школе, будут зависеть его собственная жизнь и благополучие общества.

    Современная педагогика – наука быстро развивающаяся, ведь за изменениями нужно поспевать. Отстает педагогика – отстают люди, пробуксовывает научно-

    технический прогресс. Значит, надо постоянно черпать новые знания из всевозможных источников. Источники развития педагогики: многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике; философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды; текущая мировая и отечественная практика воспитания; данные специально организованных педагогических исследований; опыт педагогов-новаторов,

    предлагающих оригинальные идеи, новые подходы, технологии воспитания в современных быстроизменяющихся условиях.

    Итак, педагогика – наука о воспитании. Главной ее задачей является накопление и систематизация научных знаний о воспитании человека. Педагогика познает законы воспитания, образования и обучения людей и на этой основе указывает педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей.

    Вопросами воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста занимается специальная отрасль педагогической науки.

    Возникновение и развитие педагогики

    Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Воспитание появилось вместе с людьми. Детей тогда воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о ее существовании. Наука о воспитании сформировалась значительно позже, когда уже существовали такие науки, как геометрия, астрономия и др.

    Известно, что первопричина возникновения всех научных отраслей – потребности жизни. Обнаружилось, что общество развивается быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений.

    Педагогика начальной школы. Подласый И.П.

    М.: 2008. - 474 с.

    В учебнике рассматриваются как общие основы педагогики, так и вопросы, связанные непосредственно с педагогикой начальной школы: возрастными особенностями детей, принципами и правилами обучения младших школьников, видами и формами обучения и воспитания, задачами, стоящими перед учителем начальной школы и т. д.

    Формат: doc

    Размер: 4,3 Мб

    Скачать: yandex.disk

    ОГЛАВЛЕНИЕ
    К студентам
    Глава 1. Предмет и задачи педагогики
    Педагогика – наука о воспитании
    Возникновение и развитие педагогики
    Основные понятия педагогики
    Педагогические течения
    Система педагогических наук
    Методы педагогических исследований
    Глава 2. Общие закономерности развития
    Процесс развития личности
    Наследственность и среда
    Развитие и воспитание
    Принцип природосообразности
    Деятельность и развитие личности
    Диагностика развития
    Глава 3. Возрастные особенности детей
    Возрастная периодизация
    Развитие дошкольника
    Развитие младшего школьника
    Неравномерность развития
    Учет индивидуальных особенностей
    Гендерные различия
    Глава 4. Педагогический процесс
    Цель воспитания
    Задачи воспитания
    Пути реализации задач воспитания
    Организация воспитания
    Этапы педагогического процесса
    Закономерности педагогического процесса
    Глава 5. Сущность и содержание обучения
    Сущность процесса обучения
    Дидактические системы
    Структура обучения
    Содержание обучения
    Элементы содержания
    Учебные планы и программы
    Учебники и пособия
    Глава 6. Мотивация учения
    Движущие силы учения
    Интересы младших школьников
    Формирование мотивов
    Стимулирование учения
    Правила стимулирования
    Глава 7. Принципы и правила обучения
    Понятие о принципах и правилах
    Принцип сознательности и активности
    Принцип наглядности обучения
    Систематичность и последовательность
    Принцип прочности
    Принцип доступности
    Принцип научности
    Принцип эмоциональности
    Принцип связи теории с практикой
    Глава 8. Методы обучения
    Понятие о методах
    Классификация методов
    Методы устного изложения
    Работа с книгой
    Наглядные методы обучения
    Практические методы
    Самостоятельная работа
    Выбор методов обучения
    Глава 9. Виды и формы обучения
    Виды обучения
    Дифференцированное обучение
    Формы обучения
    Типы и структуры уроков
    Трансформация форм обучения
    Подготовка урока
    Домашние задания
    Современные технологии
    Глава 10. Воспитательный процесс в школе
    Особенности процесса воспитания
    Структура процесса воспитания
    Общие закономерности воспитания
    Принципы воспитания
    Содержание процесса воспитания
    Духовное воспитание школьников
    Глава 11. Методы и формы воспитания
    Методы и приемы воспитания
    Методы формирования сознания
    Методы организации деятельности
    Методы стимулирования
    Формы воспитания
    Глава 12. Личностно-ориентированное воспитание
    Воспитание добротой и лаской
    Понимание ребенка
    Признание ребенка
    Принятие ребенка
    Правила для педагога-гуманиста
    Глава 13. Малокомплектная школа
    Особенности малокомплектной школы
    Урок в малокомплектной школе
    Организация самостоятельной работы
    Поиски новых вариантов
    Подготовка учителя к уроку
    Воспитательный процесс
    Глава 14. Диагностика в школе
    От контроля к диагностике
    Гуманизация контроля
    Оценка результатов обучения
    Выставление оценок
    Тестирование достижений
    Диагностика воспитанности
    Глава 15. Учитель начальной школы
    Функции учителя
    Требования к учителю
    Мастерство учителя
    Рыночные трансформации
    Учитель и семья школьника
    Анализ труда учителя
    Краткий словарь терминов
    Примечания