• Экологический поезд игра для детей своими руками. Игровая программа "ботанический поезд". Сценарий игры «экопоезд»

    Учитель начальных классов Травнева Ольга Юрьевна.
    КГУ «СШ №21 села Сарыозек»
    Осакаровского района Карагандинской области.

    Ботанический поезд. (Экологическая игра.)
    Игру можно проводить командно или индивидуально. В ходе игры за правильные ответы ребята получают жетоны.

    Станция «Лесная аптека»
    Вопросы:
    1. Стоит дуб на горе,
    Никто к нему не подойдёт:
    Ни царь, ни царица,
    Ни красная девица.
    А кто подойдёт,
    Тот с собой унесёт. (Репейник.)
    2. Не шмель, не пчела, а жалит. (Крапива.)
    3. Две сестрицы летом зелены, к осени одна краснеет, а другая чернеет. (Красная и чёрная смородина.)
    4. Ядовитое растение с ярко-жёлтыми цветками, прозванное в народе «куриной слепотой». (Лютик.)
    5. Трава от девяносто девяти болезней. (Зверобой.)
    6. Название этого растения говорит о том, где оно живёт. (Подорожник.)
    7. Какое из этих растений не используют в парфюмерной промышленности?
    а) Мяту;
    б) Душицу;
    в) Базилик;
    г) Петрушку.
    8. Какую траву любят кошки? (Валериану.)
    9. Какое из этих растений поможет при сильном кашле?
    а) Мать-и-мачеха;
    б) Мята;
    в) Полынь;
    г) Лопух.
    10. Плоды каких растений богаты витамином С? (Смородины, лимона, клюквы.)

    Станция «Зелёный друг»
    Вопросы:
    1. Кудри в речку опустила
    И о чём-то загрустила.
    А о чём она грустит,
    Никому не говорит. (Ива.)
    2. Какое дерево изображено на государственном флаге Ливана? (Кедр.)
    3. С каким деревом люди связывают похолодание в мае? (С черёмухой.)
    4. Дерево – символ России. (Берёза.)
    5. Лист какого дерева считается символом славы, доблести?
    а) Лавра;
    б) Кедра;
    в) Дуба;
    г) Каштана.
    6. Ветка этого дерева украшает головной убор лесника. (Дуб.)
    7. Лист какого дерева изображён на флаге Канады? (Клёна.)
    8. Древесина какого дерева не поддаётся гниению? (Лиственницы.)
    9. Из древесины какого дерева делают музыкальные инструменты? (Ели.)
    10. Из какого дерева делают спички? (Из осины.)

    Станция «Цветное шоу»
    Вопросы:
    1. Какой цветок лето начинает? (Колокольчик.)
    2. Из-под снега вышел друг –
    И весной запахло вдруг. (Подснежник.)
    3. Цветами какого овощного растения украшала себя французская королева? (Картофеля.)
    4. Как называется североамериканский солнечный цветок? (Подсолнух.)
    5. Какой цветок плавает по воде? (Кувшинка.)
    6. Этот цветок называют цветком-букетиком? (Медуница.)
    7. Какого цвета цветки у папоротника? (Не имеет цветков.)
    8. Как называется цветок, в котором сошлись два имени? (Иван-да-марья.)
    9. Это растение с ярко-жёлтыми цветками можно встретить на опушках и гарях. У него два имени. Одно дано растению за то, что из него можно приготовить вкусный напиток, похожий на чай. (Иван-чай или кипрей.)
    10. Как называется национальный цветок японцев?
    а) Тюльпан;
    б) Роза;
    в) Хризантема;
    г) Василёк.

    Станция «Самые-самые»
    Вопросы и задания:
    1. Какое дерево самое толстое на земле? (Баобаб.)
    2. Это растение является хищником для насекомых? (Росянка.)
    3. Самая высокая трава. (Бамбук.)
    4. Самый красивый цветок. (Роза.)
    5. Какое растение весной зацветает одним из первых? (Мать-и-мачеха.)
    6. Самое сладкое дерево лесов? (Липа.)
    7. Кустарник от сорока болезней?
    а) Боярышник;
    б) Шиповник;
    в) Калина;
    г) Бузина.
    8. Что без боли и печали доводит до слёз? (Лук.)
    9. Жёлтая курица под тыном дуется.
    а) Патиссон;
    б) Дыня;
    в) Тыква;
    г) Кабачок.
    10. Какая ягода появляется в лесу самой последней? (Клюква.)

    Станция «Это интересно»
    Вопросы:
    1. Какая ягода похожа на малину, но чёрного цвета? (Ежевика.)
    2. В один из праздников ирландцы посылают своим друзьям, живущим на чужбине, это растение с кислыми листочками. Что это за растение? (Кислица.)
    3. Верхняя сторона листьев этого растения холодная, злая, как мачеха в сказке, а нижняя – гладкая, мягкая, как мама. О каком растении идёт речь? (О мать-и-мачехе.)
    4. Без какого растения невозможно сварить пиво? (Без хмеля.)
    5. У какого растения нет листьев? (У кактуса.)
    6. Это растение называют «кормильцем Востока». (Рис.)
    7. В странах Западной Европы было распространено поверье, что шишки с этого дерева обладают магической силой и приносят удачу. Поэтому охотники всегда брали с собой на охоту горсть семян из этих шишек. Назовите дерево.(Ель.)
    8. Это дерево является символом счастья и мира в семье. Раньше молодожёны должны были посадить именно это дерево перед своим домом. Ягоды на этом дереве висят всю зиму. (Рябина.)
    9. Предание гласит, что, когда Адам был изгнан из рая, он долго шёл и плакал. На тех местах, куда падали слёзы, появились эти скромные и прекрасные цветы. (Фиалки.)
    10. Это растение является символом горечи. (Полынь.)

    Подведение итогов. Награждение победителя.

    Игровая программа

    «Экологический поезд»

    Цель: - Расширить кругозор, интерес к природе; активировать познавательную деятельность

    Прививать детям культуру поведения в природе, учить бережно, относиться ко всему, что там растёт и живёт.

    Напомнить детям о разнообразных дарах, которые даёт природа человеку и умело их использовать в самостоятельной жизни. Напомнить правила проезда в поезде.

    Раскрыть творческие способности.

    Оборудование: наглядное оформление игры; названия остановок; задания на остановках; жетоны; билеты; награды для победителей.

    Ведущий: Внимание! Внимание со станции «Верино» отправляется «Экологический поезд»

    (На этой станции представлена разнообразная наглядность по теме «Лес»: плакаты, иллюстрации, самодельные знаки поведения в лесу).

    Здравствуйте ребята! Сегодня вы будете путешествовать по району им. Лазо на «Экологическом поезде». В пути вы сделаете четыре остановки; вас ждёт лесной доктор, грибная полянка; следы неизвестных животных и много других лесных приключений.

    Сейчас вы находитесь на станции «Верино». И так для того чтобы зайти в поезд вы должны купить билеты, а денежным эквивалентом у нас будут речёвки, которые вы сейчас нам выразительно прочитаете и получите билет на поезд. (каждый отряд называется своим именем и читает речёвку).

    1 Отряд «Муравьёв»

    Раз – два, три – четыре

    Три – четыре, раз – два

    Кто шагает дружно в ряд?

    Муравьиный наш отряд.

    Мы сильны, как носороги,

    Прочь, вредители с дороги.

    Пять – шесть, семь – восемь!

    В лес зелёный в гости просим

    Только добрых мы гостей,

    Злых обгложем до костей

    2 Отряд «Лекари»

    Лес, как сказочное царство,

    Там кругом растут лекарство,

    В каждой травке, в каждой ветке-

    И микстура и таблетки,

    Ну, а что и как лечить

    Можем мы вас научить.

    Все целебные растения

    Знаем мы без исключенья,

    Нужно только не лениться,

    Нужно только научиться

    Находить в лесу растения,

    Что пригодны для лечения!

    3 Отряд «Экологи»

    Про природу люди

    Перестали думать,

    Разрушают, портят,

    Убивают, мутят,

    И зверей и птиц

    Жестоко убивают,

    Мусором, отходами

    Речки засоряют,

    Так давайте люди

    Будем мы нежнее,

    И природу будем.

    Мы оберегать!

    4 Отряд «Заповедник»

    «Заповедник» - это слово

    Всем и каждому знакомо

    В нем животных охраняют,

    Кормят и оберегают.

    Запрещают здесь охоту,

    Проявляют здесь заботу!

    Молодцы! Вы выкупили забронированные билеты (раздача билетов) и сейчас вы отправитесь в путешествие. Постарайтесь на всех остановках заполнить билеты баллами и сдать их в конце путешествия для получения наград и призов. В конце игры мы определим лучших знатоков экологии.

      Остановка. «Рыбацкая викторина»

    Вопросы и задания:

    1.Какие продукты можно использовать для приготовления блюд из рыбы? Как оно будет называться? (рыбный суп, селедка под шубой, тала, хе и т.д.)

    2.Как рыбаки называют предмет, без которого не обойтись на рыбалке и не поймать ни одной рыбы? (наживка)

    3.Какой спортивный инвентарь используют моряки при измерении силы? (канат)

    4.Какая рыба вооружена лучше всех? (рыба – меч)

    5.Какая рыба, кроме «золотой» способна исполнить желание? (щука)

    6.Какая рыба в праздничные дни надевает «шубу»? (сельдь)

    7.Каким орудием ловил рыбу старик из «сказки о рыбаке и рыбки» А.С Пушкина? (неводом)

    8. Какая рыба носит имя человека? (Карп)

    9.Вспомните пословицу о рыбке («Без труда не выешь и рыбку из пруда»)

    10.Какие слова говорил волк из сказки, сидя у проруби? (Ловись рыбка, большая и маленькая)

    11.Что нужно взять с собой на рыбалку. (какой класс больше назовёт предметов)

    12.Назвать любимый танец моряков и станцевать несколько движений его (Яблочко)

    13.Изобразить понтамимой «Случай на рыбалке»

    14.Нарисовать рыбку и дать её название. (Можно рисовать с закрытыми глазами всей командой или одному человеку)

    2. Остановка «Путешественник – отличник»

    Викторина.

    Вспомните правила путешественника.

    1. В лес с собой надо брать. (1.Компас , 2.Глобус)

    2. Костёр надо разводить. (1.На поляне , 2. Под деревом)

    3.Ветки для костра надо …. (1.Ломать с живых деревьев, 2.Подбирать с земли )

    4. Прежде чем уйти, костёр надо … (1.Залить , 2.Засыпать торфом)

    5. Мусор надо … (1.Взять с собой , 2.Оставить в лесу)

    6. Что не разлагается в почве? (1.Полиэтилен , 2.Бумага, 3.Угли)

    7.Грибы надо есть … (1.Жаренными, 2.Сырыми)

    8.Увидев ёжика надо ….. (1.Пройти мимо , взять его домой)

    9.В лесу надо ….. (1.Слушать громкую музыку, 2.Вести себя тихо и сдержанно)

    Загадки:

    Предлагаются загадки короткие и длинные. Оформлены они по разному: короткие загадки вписаны в сердцевинки ярких цветов, длинные -на обратной стороне отдельных лепестков.

    Ведущий: Много цветов на моей остановке? Но мои цветы не простые, а с секретом – с лесными загадками. Лёгкие загадки - на цветах, на лепестках трудные.

    Выбирай кому, какие нравятся.

    Короткие загадки.

    Четыре листа вроде креста, да чёрный глаз глядит на нас (Вороний глаз)

    Никто не пугает, а вся дрожит (осина)

    Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник (Дятел)

    Весной – зеленеет, осенью – желтеет, упадёт – почернеет (Яблоко)

    Растёт стеной, её не тронь, сожжёт, как огонь (Крапива)

    Прыгает ловко, любит морковку (Заяц)

    Платье скинет, а пуговки останутся (Рябина)

    Длинные загадки.

    Царства тёмного жильцы ползут в разные концы.

    Неустанно влагу пьют, всем растениям жизнь дают. (Корни)

    Я - старуха вредная, на мне шляпа бледная.

    А нога в ботинке, на чулке пестринки.

    Кто меня коснется – больше не проснётся. (Бледная поганка)

    Носит этот «мальчик» жёлтый сарафанчик.

    Подрастёт – нарядится в беленькое платьице.

    Пышное, воздушное, ветерку послушное

    Нежный хрупкий, небольшой, постарел и стал седой.

    А как только постарел, вместе с ветром улетел (Одуванчик)

    Стоит дом, в нём тысяча хором.

    Хозяева из сада уносят нам усладу.

    Не мешай, не тронь – сожгут, как огонь (Пчёлы)

    2.Остановка «Зелёная аптека»

    На столе разложены листовки аптекоуправления, иллюстрации лекарственных трав.

    Ведущий: (в белом халате со знаком «зелёная аптека», в руках у него карточки с «диагнозами»). Дети, вас приветствует лесной доктор. Вы шагаете по экологической тропе. Представьте, что с вами случилась непредвиденная ситуация. Возможно, вы заболели. Я не буду давать горьких таблеток. Лечиться будем с помощью растений. Выбирайте диагнозы и приступайте к лечению.

    Шагая по тропе я напоролся на острый сучок, повредил плечо и приложил растение….. (Подорожник, тысячелистник, сок крапивы).

    Отправляясь путешествовать по тропе, я надел новые кроссовки. Они натёрли мне ноги до мозолей. Пришлось остановиться, приложить лечебное растение…. И забинтовать ноги. (подорожник, мох).

    С утра было солнечно, я отправился путешествовать в лёгкой одежде. Вдруг пошёл проливной, холодный дождь. Я промок до нитки. К вечеру поднялась высокая температура. Мне помог чай ….. (Из малины, липового цвета, зверобоя).

    Шагая по тропе я, увидел не затушенный костёр. Я поторопился сбить огонь и обжёг руку. Хорошо, что мне попался … Это настоящий лесной пластырь (Гриб – дождевик, измельченная хвоя сосны).

    Набродившись в лесу, мы долго не могли успокоиться от впечатлений. Пришлось нашему руководителю заваривать нам особый, успокоительный чай…….(Из валерианы, пустырника).

    Переходя болотистое место, я сошёл с тропы и провалился в трясину. Друзья спасли меня, но от испуга у меня заболело сердце. Вылечил меня отвар…….(Из валерианы, плодов боярышника, купены).

    Шагая по тропе, я нечаянно потревожил осиное гнездо. Оса больно ужалила меня. Когда я приложил …. Боль стала стихать.(Подорожник).

    Шагая по тропе, мы набрели на родник. Я выпил много студёной воды и вскоре не мог удержаться от кашля. Мне помогла……. (Мать - и- мачеха, багульник, подорожник, шалфей).

    4.Остановка «Шифровка»

    Реши задачу;

    1.Длина реки Кия 3660 км. , а реки Хор 5780. На сколько километров длина реки кия короче длины реки Хор. (2120 км.)

    2.Длина водоема «Драга» 3500 м. , а «Бамовского» озера 2400 м. На сколько водоем «Драга» длиннее «Бамовского» озера. (1100 м.)

    3.Один хомяк запасает на зиму 800 г. Зерна. Сколько зерна запасает на зиму 2 хомяка, 20 хомяков. (1кг. 600г, 10 кг. 600 г.)

    4. Густая шерсть хорошо защищает верблюда от холода и жары. Он не требователен к пище – ест любые пустынные растения, пьет солоноватую и соленую воду. Причем верблюд за один раз может выпить 57 литров воды. Сколько литров выпьет он за 2 раза. (114 л.)

    5. Вес белого медведя 500кг. Сколько килограммов весят 2 таких медведя (1000 кг.)

    6. В разных частях земного шара в течении всего года сверкает молния и гремит гром. По данным статистики, в каждую секунду молния сверкает, а следовательно, и гремит, не менее 100 раз. Сколько раз на всем земном шаре сверкнет молния за 1 час.

    Впиши в рамочку числа, начиная с большего, в порядке уменьшения. Под ними запиши соответствующие им буквы


    Впиши в рамочку числа, начиная с большего, в порядке уменьшения. Под ними запиши соответствующие им буквы


    Запиши в рамочку числа, начиная в порядке возрастания. Под ними запиши соответствующие им буквы.


    -Впиши в рамочку только нечётные числа в порядке возрастания. Под ними запиши соответствующие им буквы.

    Впиши в рамочку только чётные числа в порядке возрастания. Под ними запиши соответствующие им буквы.


    ИТОГ ИГРЫ:

    После прохождения всех привалов все собираются в актовом зале для подведения итогов. Ведущий называет победителей и вручает им награды и сувениры, благодарит всех детей за активное участие в игровой программе «Экологический поезд»

    Билет 6 класса

    Название станций остановок

    Баллы

    «Рыбацкая викторина»

    «Путешественник – отличник»

    «Зелёная аптека»

    «Шифровка»

    Примечание:

    ОБЩИЙ БАЛЛ_______________

    Билет 7 класса

    Название станции

    Баллы

    «Путешественник – отличник»

    «Зелёная аптека»

    «Шифровка»

    «Рыбацкая викторина»

    5 баллов – за правильные ответы, за большее количество участников

    4 балла - если допущены незначительные ошибки

    3 балла - если допущены ошибки

    2 балла - если допущены грубые ошибки

    Примечание:

    Самые активные участники: (2-3 учащихся)____________________________

    __________________________________________________________________

    ОБЩИЙ БАЛЛ_______________

    Билет 8 класса

    Название станции

    Баллы

    «Зелёная аптека»

    «Шифровка»

    «Рыбацкая викторина»

    «Путешественник – отличник»

    5 баллов – за правильные ответы, за большее количество участников

    4 балла - если допущены незначительные ошибки

    3 балла - если допущены ошибки

    2 балла - если допущены грубые ошибки

    Примечание:

    Самые активные участники: (2-3 учащихся)____________________________

    __________________________________________________________________

    ОБЩИЙ БАЛЛ_______________

    Билет 9а,б класса

    Название станции

    Баллы

    «Шифровка»

    «Рыбацкая викторина»

    «Путешественник – отличник»

    «Зелёная аптека»

    5 баллов – за правильные ответы, за большее количество участников

    4 балла - если допущены незначительные ошибки

    3 балла - если допущены ошибки

    2 балла - если допущены грубые ошибки

    Примечание:

    Самые активные участники: (2-3 учащихся)____________________________

    __________________________________________________________________

    ОБЩИЙ БАЛЛ_______________

    Путешествие на экологическом поезде для 5 класса

    Цели игры – 1) познакомить с экологической ситуацией на нашей Земле, у нас в стране, республике, районе;
    2) сформировать желание беречь природу;
    3)воспитывать бережное отношение к ней, чувство сострадания к животным и чувство любви.

    Ход игры:
    (Шум ж/д вокзала)
    Учитель: Уважаемые пассажиры! Наш экологический поезд готов к отправлению. Прошу занять свои места и сесть удобно.
    1 слайд – название путешествия
    Учитель: Прошу вас ознакомиться с маршрутом нашего путешествия:
    2 слайд – название станций
    1. Станция «Водная»
    2. Станция «Зеленый дом»
    3. Станция «Красная книга»
    4. Станция «Всезнаек»
    5.Станция «Школа» Счастливого вам пути!
    Учитель: Наш поезд тронулся, и я прошу вас посмотреть в окно: мимо нас проносятся леса, поля, озера. Как удивительна, прекрасна и неповторима наша Родина.
    3-6 слайды – пейзажи
    Учитель: Но этот дивный мир очень нежен, хрупок и не может уцелеть без нашей любви, заботы, помощи. Будущее всего человечества зависит от совместных действий государств и народов.
    Учитель: Для этого каждый человек должен внести свой вклад в дело спасения нашей планеты.
    (стихи Е. Шкловского читает учитель)
    Смотрю на глобус – шар земной.
    И вдруг вздохнул он, как живой.
    И шепчут мне материки:
    «Ты береги нас, береги».

    В тревоге рощи и леса.
    Роса на травах, как слеза.
    И тихо просят родники
    «Ты береги нас, береги».

    Грустит глубокая река,
    Свои, теряя берега,
    И слышу голос я реки:
    «Ты береги нас, береги!»

    Остановил олень свой бег:
    «Будь человеком, человек!
    В тебя мы верим, не солги
    Ты береги нас, береги!»

    Смотрю на глобус – шар земной,
    Такой прекрасный и родной!
    И шепчут губы на ветру:
    «Я сберегу, вас, сберегу!»
    Учитель: Человек уже причинил немало вреда природе. Пытаясь изменить её, люди не задумывались о ее последствиях.
    Учитель: Наш поезд прибыл на станцию «Водная»
    7 слайд – станция «Водная»
    (стихи о воде читает учитель)
    Вы слыхали о воде?
    Говорят, она везде!
    В луже, в море, в океане
    И в водопроводном кране.
    Как сосулька, замерзает,
    В лес туманом заползает,
    Ледником в горах зовется,
    Лентой серебристой вьется.
    Мы привыкли, что вода –
    Наша спутница всегда!
    Без неё нам не умыться,
    Не наесться, не напиться.
    Смею вам я доложить:
    Без неё нам не прожить!
    Учитель: В катастрофическом состоянии находятся Чёрное, Азовское, Балтийское моря, озёра Ладога, Байкал.
    Учитель: За последние 50 лет практически высохло Аральское море.
    8 и 9 слайды – с видом Аральского моря
    Учитель: Чистой воды остаётся все меньше и меньше, а виноват в этом сам человек. В реки, озера, моря сливаются грязные воды с заводов и фабрик, канализации крупных городов.
    Учитель: Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоёмы попадает столько вредных веществ, что ими можно заполнить 10 тысяч товарных поездов.
    Учитель: Например, река Теча когда-то была красивой и богатой рыбой. Приносила жителям своих берегов огромную пользу и удовольствие. Люди купались в её водах, ловили рыбу. И никто не знал, что ожидает её впереди.
    10-11 слайды – с рекой Течей
    Учитель: Но однажды случилась авария на атомной электростанции «Маяк» и радиоактивные отходы были спущены в Течу. Жителей некоторых деревень эвакуировали, переодев в солдатскую одежду, не разрешили им взять даже самое необходимое. Бульдозерами все дома, скот свалили в огромные ямы и зарыли. Буд-то этих деревень и не было на земле никогда. Люди узнали, что нельзя купаться в реке, нельзя ловить рыбу и надо держаться от реки подальше. Течу загородили колючей проволокой.
    Учитель: Но люди, не понимали опасности. Все равно они купались, ловили рыбу, выгуливали скот и птицу, собирали ягоды на берегу реки. Жители берегов реки начали болеть и умирать от болезней рака и не знали, что виновата во всем река.
    Учитель: Так загрязненная людьми река, без вины виноватая, до сих пор уносит жизни людей.
    Учитель: Ребята, как же можно сохранить водоёмы? Что же делать? (выслушать предложения детей)
    Учитель: Продолжаем наше путешествие. Просим занять свои места.
    Учитель: У меня возник вопрос, а что же на нашей планете никто не занимается проблемами природы?
    Учитель: Конечно, же есть такие люди, которые защищают природу, которые оберегают все, что растет и всех животных от исчезновения.
    Учитель: Кто же эти люди? Ребята, а вы знаете, как эти люди называются?
    12 слайд – экологи
    Учитель: Экологи говорят: нужно бережно относиться к окружающему миру, к Земле, потому что это наш дом. А дом нужно всегда беречь, защищать и содержать в чистоте.
    Учитель: Как экологи называют Землю?
    (ответы детей – «Зеленый дом»)
    Учитель: Мы подъехали к следующей станции, которая так и называется – Зеленый дом.
    13 слайд – станция «Зеленый дом»
    Учитель: Подышим свежим воздухом, когда я была маленькая, здесь был лес.
    Учитель: Но я не чувствую свежего воздуха, да и леса я не вижу.
    Учитель: Люди уничтожали и продолжают уничтожать леса, которые являются «легкими планеты». Леса очищают воздух и являются уникальным сообществом живых организмов.
    Учитель: Фабрики, заводы своими выбросами в атмосферу сделали воздух Земли практически непригодным для дыхания.
    14-15 слайды – трубы заводов
    Учитель: А как же спасти нашу атмосферу и свежий воздух?
    (ответы детей)
    Учитель: Мы прошли немного дальше и вот увидели лес.
    16-17 слайды - лес
    (звуки леса, пение птиц)
    Учитель: Сядем в наш поезд, мы продолжаем путешествие.
    Учитель: Пока поиграем: разделимся на команды. Каждая команда должна перепеть другую. А поём песни, в которых содержатся строчки о цветах, зверях, птицах.
    Учитель: Мы подъезжаем к следующей станции.
    Учитель: Её название вы сейчас угадаете. Как называется книга, в которую заносят растения, животных, нуждающихся в охране и защите человека?
    Учитель: Станция «Красная книга».
    18 слайд – станция «Красная книга»
    Некоторые растения и животные стали редкими. Они внесены в красную книгу. Эта книга называется так потому, что красный цвет – сигнал опасности.
    19 слайд – «Красная книга»
    Учитель: Каких же зверей, птиц, занесенных в Красную книгу, вы знаете?
    Учитель: Чем же полезны хищники, почему их тоже занесли в Красную книгу, потому что они такие злые?
    (ответы детей)
    Учитель: Какие растения занесены в Красную книгу?
    Учитель: А как случилось, что растения тоже попали в Красную книгу?
    (стихотворение читает ребенок)
    Если я сорву цветок,
    Если ты сорвешь цветок,
    Если все: и я, и ты,
    Если мы сорвем цветы –
    Опустеют все поляны
    И не будет красоты.
    Учитель: Ребята, кто знает, есть ли у нас в Республике Марий Эл такая Красная книга? Какие животные, растения, птицы, рыбы занесены в нее?
    (Растения: Живокость, медуница мягкая и т.д.; животные: , Птицы: , Рыбы: Хариус европейский)
    Учитель: Кто знает, что делается, для того, чтобы сохранить редких животных, птиц, растений, рыб?
    Учитель: Совершенно верно, у нас в Республике создаются заказники, национальные парки, зоны, на территории которых разводят и охраняют редкие виды растений, животных, птиц и рыб. У нас в Мари-Турекском районе тоже есть такие заказники. Это – Государственный природный биологический заказник республиканского значения «Холодный ключ». Или река Ирека – зоологический памятник природы. Он находится на южной окраине деревни Юмочка. Этот памятник природы создан с целью сохранения редкого вида рыбы хариуса европейского и его местообитания.
    Учитель: С давних пор люди занимаются хозяйством. Строят города, дороги, возделывают поля, тянут газопровод и нефтепровод. Все это необходимо и часто для этого уничтожаются леса. Много деревьев уничтожается ради получения древесины. С каждым годом потребности
    людей растут, а лесов становится все меньше.
    Учитель: Зато все больше загрязняется воздух и водоемы, высыхают реки, озера. Поэтому страдают и погибают растения и животные, болеют люди.
    Учитель: Люди истребляют животных ради мяса, красивого меха, ради развлечений.
    Учитель: А какой же выход из этой ситуации вы предлагаете, ребята?
    (ответы детей)
    Учитель: Ну, подумаешь, пошли в лес и сорвали цветы, сломали несколько веточек, поймали бабочек Я же одна
    Учитель: Это мы так думаем, что одна. Одну рану нанесем мы, другую рану – твой друг. А если весь класс, вся школа, весь город пойдут и нанесут раны природе? Ребята, природе трудно залечивать даже самые маленькие раны. Давайте подумаем почему?
    (ответы детей)
    Учитель: Наша планета Земля добра к нам. И мы должны отвечать ей теплом на тепло, любовью на любовь. Ученые – экологи бьют тревогу: природа в опасности! Но есть несколько простых правил, как вести себя на природе и они помогут сохранить нашу природу. А вы их знаете, ребята?
    (ответы детей)
    20 слайд – правила поведения
    Учитиель: Как долго мы находились на станции «Красная книга». Как много узнали!
    Физкультминутка: «Буратино»
    Учитель:
    Учитель: Следующая станция «Всезнайка».
    21 слайд - станция «Всезнайка»
    Что же мы знаем о нашей природе, о том, что нас окружает:
    Как называют «фруктовую» утку? (мандаринка)
    Какая птица оживляет часы? (кукушка)
    Какую птицу используют как ловчую? (сокол)
    Как называется любитель рано вставать? (жаворонок)
    А любитель поздно ложиться? (сова)
    Как кукует кукушка: с открытым или закрытым клювом? (закрытым)
    Для чего плачут дельфины? (для защиты глаз от повреждений)
    Какое насекомое, находясь в Подмосковье, чувствует землетрясение в Японии? (кузнечик)
    Какая рыба носит имя человека? (карп)
    Какой овощ самый распространенный на земле? (лук)
    Зачем зайцу большие уши? (чтобы не перегреться)
    «Умываются» ли насекомые? (многие очень тщательно)
    Самое большое млекопитающее? (кит)
    Самое маленькое млекопитающее? (летучая мышь)
    Каких птиц называют «птицей мира»? (голубей)
    Есть ли зубы у комаров? (да, 22 зуба)
    Какая птица не является водоплавающей, но живет у водоемов? (кулик, цапля, журавль)
    Чем дышат пиявки? (кожей)
    Какая вода в айсбергах: пресная или соленая? (пресная)
    Как муравьи спасаются от пожара? (тушат огонь)
    Личинки какого насекомого рыбаки называют мотылем? (комаров)
    Является ли городской воробей перелетной птицей? (нет)
    Учитель: Ну, а теперь пора возвращаться в школу.
    22 слайд – станция «Школа»
    (читает учитель)
    Все – все
    Все на свете
    На свете все нужны!
    И мошки
    Не меньше нужны, чем слоны.
    Нельзя обойтись
    Без чудищ нелепых
    И даже без хищников
    Злых и свирепых!
    Нужны все на свете подряд –
    Кто делает мед
    И кто делает яд.
    Плохие дела
    У кошки без мышки,
    У мышки без кошки
    Не лучше делишки.
    Да! Если мы с кет-то не очень дружны,
    Мы все-таки очень друг другу нужны.
    А если нам кто-нибудь лишним покажется,
    То это, конечно, ошибкой окажется
    Все – все
    Все на свете
    На свете все нужны!
    И это все дети запомнить должны! Б. Заходер

    Давайте, люди,
    Дружить друг с другом,
    Как птицы с небом,
    Как ветер с лугом,
    Как парус с морем,
    Трава с дождями,
    Как дружит солнце
    Со всеми с нами.
    Рефлексия:
    Учитель: Итак, ребята, мы с вами совершили путешествие на экологическом поезде. Понравилось вам путешествие? (Ответы детей)
    На каких станциях мы с вами побывали? (Ответы детей)
    А какая станция понравилась больше всего? (Ответы детей) Что нового вы узнали для себя? Мне тоже понравилось с вами путешествовать! Спасибо за внимание и работу!

    МБОУ ДОД «Дворец Детского (юношеского) Творчества»

    г. Лысьва Пермский край

    Методическая разработка

    Игры по станциям

    «ЭКОПОЕЗД»

    Педагог – организатор ДД(Ю)Т

    Аннотация: Игра была разработана и проведена для детей 7-10 лет в лагере «Эрудит» ДД(Ю)Т. Данное мероприятие имеет экологическую направленность и может быть использовано при проведении тематических недель, внеклассного мероприятия, мероприятия в загородном или пришкольном летнем оздоровительном лагере.

    Цель: Организация интересного и познавательного досуга детей.
    Задачи: Развитие экологической культуры.

    Реквизит:

    Карточки с заданиями на станциях, зеленый ящик, маркеры, ватманы, тексты песни, маршрутные листы

    Предварительная подготовка:

    Подбор музыкального оформления

    Творческие задания командам

    Оформление станций

    Подготовка помощников для работы на станциях (вожатых, педагогов).

    Подготовка призового фонда.

    Ход игры:

    Команды (составы поезда) собираются на старте, где их приветствует ведущий, раздает маршрутные листы и объясняет задачу. Суть задачи – совершить путешествие по станциям, выполняя на них определенные задания, а затем вернуться на старт для подведения итогов.

    Сценарий игры «ЭКОПОЕЗД»

      ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. Общее построение. Звучат песни по экологии.

    Ведущий : Добрый день дорогие, друзья! Совершенно не случайно в нашей одежде сегодня присутствует зеленый цвет. Ведь сегодня международный день экологии, науки о связях между живыми существами и окружающей средой, между человеком и природой. Мы привыкли считать, что природа всесильна, забывая при этом, что она ранима и хрупка. Поэтому, давайте лишний раз напомним себе об этом, и прокатимся в нашем экопоезде по самым удивительным уголкам природы, пообщаемся с ней, раскроим её тайны, признаемся ей в любви. Вы готовы к этому? Тогда представьте свои составы. Сегодня с зеленого перрона отправляются поезд №1, №2…

    МИНИ ВИЗИТКА (отряды представляют свои поезда)

    Вижу наши экологические составы в полной боевой готовности, прошу машинистов получить путевой лист (маршрутки) , напоминаю время на остановках 7мин. Доброго вам пути, не сверните с маршрута!

    ФНГ: гудок паровоза

      ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. ИГРА ПО СТАНЦИЯМ

    (Отряды расходятся по станциям. От станции к станции они передвигаются только паровозиком с определенной кричалкой, речёвкой, песней)

      Станция «Народные приметы»

    Как много было дедовских примет!

    Иных из них давно уж нет в помине.

    Другие сквозь десятки зим и лет

    Дошли до нас и вот – живут поныне.

    Составьте из отдельных фраз народную примету, связанную с погодными явлениями. (Начало приметы одного цвета, конец приметы –другого.) за каждую правильную примету – 1балл.

      Кошка свернулась клубочком – к похолоданию

      Ворона кричит зимой – к метели

      Лягушки квакают – к дождю

      Воробьи в пыли купаются – к дождю

      Около луны звезда народилась – к потеплению

      Собаки катаются – к пурге

      Паук усиленно плетет паутину – к сухой погоде.

      Уж на дороге греется – перед дождем

      Стрижи, ласточки низко летают – дождь предвещают

      Когда цветет черемуха – к холоду, заморозкам

      Если утром трава сухая – к вечеру ожидай дождя

      Из березы течет много сока – к дождливому лету

      Станция «Зеленый ящик» (по описанию угадать, что за предмет лежит в ящике). За каждый угаданный предмет – 1 балл

      из неё получается много мусора. её изобрели китайцы. у нас её получают из древесины. она легко горит. на ней обычно рисуют или пишут. /Бумага./

      её нельзя выбрасывать, так как в природе она не разлагается. Она бывает разноцветной, её очень трудно сломать. предметы, сделанные из неё мало весят. У меня очень много игрушек сделано из неё; если её поджечь, то становится чёрный едкий дым. /Пластмасса./

      брошенное в лесу, оно может стать причиной пожара. Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто. Его делают из песка; чаще всего оно прозрачное; когда падает, оно разбивается;/Стекло./

      При попадании в водоёмы он разрушается, рыбы и другие водные животные начинают задыхаться. в небольших количествах он очень полезен в качестве удобрения; когда его слишком много, он становится настоящим бедствием. Его производит обыкновенная корова. /Навоз./

      Это получается, когда становится старым или ломается; это можно увидеть везде: в городе, деревне, вдоль дорог; это можно сдать и получить деньги; это можно переплавить, чтобы сделать что-то новое; это бывает цветным, и его можно сдать на переплавку и получить деньги. /Металлолом./

      Его много в городе, но мало в деревне; особенно силён он в промышленном городе, где много заводов, фабрик, машин; от него люди болеют, нервничают, громко кричат и его становится всё больше; его издают разные приборы и машины; он вызывает загрязнение окружающей среды. /Шум./

      Станция «Необычный зоопарк»

    (какие мутации могут произойти, если не относиться к природе бережно)

    Отрядам предлагается вытянуть две карточки с животными и нарисовать гибрид этих животных.

      Станция «Четыре стихии» (преодолеть полосу препятствий)

    Вода – надеть спасательный жилет

    Воздух – пройти по бревну (с поддержкой)

    Земля – проползти под натянутой сеткой

    Огонь – пролезть через обруч

      Станция «Музыка природы»

    Разучивание песни про природу

      Станция « SOS » или знаки говорят»

    Придумать и создать знак в защиту окружающей среды (например: «осторожно редкий вид муравьев»)

      С танцем по жизни

    Разучивание танца «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

      ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

    Общее построение.

    Демонстрация творческих заданий:

    Представление знака

    Общее исполнение песни

    Награждение.

    Финальный флешмоб ««Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»»

    Дорогие, друзья! Давайте помнить, что наша планета – наш общий дом, это земля и твоя, и моя. Будьте добры друг к другу и не причиняйте зла ни природе, ни людям!

    ПУТЕВОЙ ЛИСТ ЭКОПОЕЗДА

    станции

    местоположение

    баллы

    Народные приметы

    « SOS » или знаки говорят

    Четыре стихии

    Зеленый ящик

    Музыка природы

    Необычный зоопарк

    С танцем по жизни

    Есть просто храм,

    Есть храм науки,

    А есть ещё природы храм –

    С лесами,тянущими руки

    Навстречу солнцу и ветрам.

    Он свят в любое время суток,

    Открыт для нас в жару и стынь,

    Входи сюда, будь сердцем чуток,

    Не оскверняй его святынь

    Игра – путешествие на экологическом поезде для 4 класса

    Карачурина Елена Марсовна – учитель МБОУ «Кунашакская СОШ»

    Цель игры – познакомить с экологической ситуацией на нашей Земле, у нас в районе; сформировать желание беречь природу; воспитывать бережное отношение к ней, чувство сострадания к животным и чувство любви.

    Ход игры:

    (Шум ж/д вокзала)

    1 ведущий: Уважаемые пассажиры! Наш экологический поезд готов к отправлению. Просим занять свои места и сесть удобно.

    1 слайд – название путешествия

    2 ведущий: Просим вас ознакомиться с маршрутом нашего путешествия:

    2 слайд – название станций

    1. Станция «Водная»

    2. Станция «Зеленый дом»

    3. Станция «Красная книга»

    4. Станция «Всезнаек»

    5.Станция «Школа» Счастливого вам пути!

    1 ведущий: Наш поезд тронулся, и я прошу вас посмотреть в окно: мимо нас проносятся леса, поля, озера. Как удивительна, прекрасна и неповторима наша Родина.

    3-6 слайды – пейзажи

    2 ведущий: Но этот дивный мир очень нежен, хрупок и не может уцелеть без нашей любви, заботы, помощи. Будущее всего человечества зависит от совместных действий государств и народов.

    1 ведущий: Для этого каждый человек должен внести свой вклад в дело спасения нашей планеты.

    (стихи Е. Шкловского читают дети)

    Смотрю на глобус – шар земной.

    И вдруг вздохнул он, как живой.

    И шепчут мне материки:

    «Ты береги нас, береги».

    В тревоге рощи и леса.

    Роса на травах, как слеза.

    И тихо просят родники

    «Ты береги нас, береги».

    Грустит глубокая река,

    Свои, теряя берега,

    «Ты береги нас, береги!»

    Остановил олень свой бег:

    «Будь человеком, человек!

    В тебя мы верим, не солги

    Ты береги нас, береги!»

    Смотрю на глобус – шар земной,

    Такой прекрасный и родной!

    И шепчут губы на ветру:

    «Я сберегу, вас, сберегу!»

    2 ведущий: Человек уже причинил немало вреда природе. Пытаясь изменить её, люди не задумывались о ее последствиях.

    1 ведущий: Наш поезд прибыл на станцию «Водная»

    7 слайд – станция «Водная»

    (стихи о воде читают дети)

    Вы слыхали о воде?

    Говорят, она везде!

    В луже, в море, в океане

    И в водопроводном кране.

    Как сосулька, замерзает,

    В лес туманом заползает,

    Ледником в горах зовется,

    Лентой серебристой вьется.

    Мы привыкли, что вода –

    Наша спутница всегда!

    Без неё нам не умыться,

    Не наесться, не напиться.

    Смею вам я доложить:

    Без неё нам не прожить!

    2 ведущий: В катастрофическом состоянии находятся Чёрное, Азовское, Балтийское моря, озёра Ладога, Байкал.

    1 ведущий: За последние 50 лет практически высохло Аральское море.

    8 и 9 слайды – с видом Аральского моря

    2 ведущий: Чистой воды остаётся все меньше и меньше, а виноват в этом сам человек. В реки, озера, моря сливаются грязные воды с заводов и фабрик, канализации крупных городов.

    1 ведущий: Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоёмы попадает столько вредных веществ, что ими можно заполнить 10 тысяч товарных поездов.

    2 ведущий: Наша река Теча когда-то была красивой и богатой рыбой. Приносила жителям своих берегов огромную пользу и удовольствие. Люди купались в её водах, ловили рыбу. И никто не знал, что ожидает её впереди.

    10-11 слайды – с рекой Течей

    1 ведущий: Но однажды случилась авария на атомной электростанции «Маяк» и радиоактивные отходы были спущены в Течу. Жителей некоторых деревень эвакуировали, переодев в солдатскую одежду, не разрешили им взять даже самое необходимое. Бульдозерами все дома, скот свалили в огромные ямы и зарыли. Буд-то этих деревень и не было на земле никогда. Люди узнали, что нельзя купаться в реке, нельзя ловить рыбу и надо держаться от реки подальше. Течу загородили колючей проволокой.

    2 ведущий: Но люди, не понимали опасности. Все равно они купались, ловили рыбу, выгуливали скот и птицу, собирали ягоды на берегу реки. Жители берегов реки начали болеть и умирать от болезней рака и не знали, что виновата во всем река.

    1 ведущий: Так загрязненная людьми река, без вины виноватая, до сих пор уносит жизни людей.

    1 ведущий: Продолжаем наше путешествие. Просим занять свои места.

    2 ведущий: У меня возник вопрос, а что же на нашей планете никто не занимается проблемами природы?

    1 ведущий: Конечно, же есть такие люди, которые защищают природу, которые оберегают все, что растет и всех животных от исчезновения.

    2 ведущий: Кто же эти люди? Ребята, а вы знаете, как эти люди называются?

    12 слайд – экологи

    1 ведущий: Экологи говорят: нужно бережно относиться к окружающему миру, к Земле, потому что это наш дом. А дом нужно всегда беречь, защищать и содержать в чистоте.

    2 ведущий: Как экологи называют Землю?

    (ответы детей – «Зеленый дом»)

    1 ведущий: Мы подъехали к следующей станции, которая так и называется – Зеленый дом.

    13 слайд – станция «Зеленый дом»

    2 ведущий: Подышим свежим воздухом, когда я была маленькая, здесь был лес.

    1 ведущий: Но я не чувствую свежего воздуха, да и леса я не вижу.

    2 ведущий: Люди уничтожали и продолжают уничтожать леса, которые являются «легкими планеты». Леса очищают воздух и являются уникальным сообществом живых организмов.

    1 ведущий: Фабрики, заводы своими выбросами в атмосферу сделали воздух Земли практически непригодным для дыхания.

    14-15 слайды – трубы заводов

    2 ведущий: А как же спасти нашу атмосферу и свежий воздух?

    (ответы детей)

    16-17 слайды - лес

    (звуки леса, пение птиц)

    2 ведущий: Сядем в наш поезд, мы продолжаем путешествие.

    1 ведущий: Пока поиграем: разделимся на команды. Каждая команда должна перепеть другую. А поём песни, в которых содержатся строчки о цветах, зверях, птицах.

    2 ведущий: Мы подъезжаем к следующей станции.

    1 ведущий: Её название вы сейчас угадаете. Как называется книга, в которую заносят растения, животных, нуждающихся в охране и защите человека?

    2 ведущий: Станция «Красная книга».

    18 слайд – станция «Красная книга»

    Некоторые растения и животные стали редкими. Они внесены в красную книгу. Эта книга называется так потому, что красный цвет – сигнал опасности.

    19 слайд – «Красная книга»

    1 ведущий: Каких же зверей, птиц, занесенных в Красную книгу, вы знаете?

    2 ведущий: Чем же полезны хищники, почему их тоже занесли в Красную книгу, потому что они такие злые?

    (ответы детей)

    1 ведущий: Какие растения занесены в Красную книгу?

    2 ведущий: А как случилось, что растения тоже попали в Красную книгу?

    (стихотворение читает ребенок)

    Если я сорву цветок,

    Если ты сорвешь цветок,

    Если все: и я, и ты,

    Если мы сорвем цветы –

    Опустеют все поляны

    И не будет красоты.

    (рассказы детей)

    2 ведущий: С давних пор люди занимаются хозяйством. Строят города, дороги, возделывают поля, тянут газопровод и нефтепровод. Все это необходимо и часто для этого уничтожаются леса. Много деревьев уничтожается ради получения древесины. С каждым годом потребности

    людей растут, а лесов становится все меньше.

    1 ведущий: Зато все больше загрязняется воздух и водоемы, высыхают реки, озера. Поэтому страдают и погибают растения и животные, болеют люди.

    2 ведущий: Люди истребляют животных ради мяса, красивого меха, ради развлечений.

    1 ведущий: А какой же выход из этой ситуации вы предлагаете, ребята?

    (ответы детей)

    2 ведущий: Ну, подумаешь, пошли в лес и сорвали цветы, сломали несколько веточек, поймали бабочек… Я же одна…

    1 ведущий: Это ты так думаешь, что одна. Одну рану нанесешь ты, другую рану – твой друг. А если весь класс, вся школа, весь город пойдут и нанесут раны природе? Ребята, природе трудно залечивать даже самые маленькие раны. Давайте подумаем почему?

    (ответы детей)

    2 ведущий: Наша планета Земля добра к нам. И мы должны отвечать ей теплом на тепло, любовью на любовь. Ученые – экологи бьют тревогу: природа в опасности! Но есть несколько простых правил, как вести себя на природе и они помогут сохранить нашу природу. А вы их знаете, ребята?

    (ответы детей)

    20 слайд – правила поведения

    1 ведущий: Как долго мы находились на станции «Красная книга». Как много узнали!

    2 ведущий: Наша дорога будет приятней, если мы станцуем танец маленьких утят.

    1 ведущий: Следующая станция «Всезнайка».

    21 слайд - станция «Всезнайка»

    Что же мы знаем о нашей природе, о том, что нас окружает:


    1. Как называют «фруктовую» утку? (мандаринка)

    2. Какая птица оживляет часы? (кукушка)

    3. Какую птицу используют как ловчую? (сокол)

    4. Как называется любитель рано вставать? (жаворонок)

    5. А любитель поздно ложиться? (сова)

    6. Как кукует кукушка: с открытым или закрытым клювом? (закрытым)

    7. Для чего плачут дельфины? (для защиты глаз от повреждений)

    8. Какое насекомое, находясь в Подмосковье, чувствует землетрясение в Японии? (кузнечик)

    9. Какая рыба носит имя человека? (карп)

    10. Какой овощ самый распространенный на земле? (лук)

    11. Зачем зайцу большие уши? (чтобы не перегреться)

    12. «Умываются» ли насекомые? (многие очень тщательно)

    13. Самое большое млекопитающее? (кит)

    14. Самое маленькое млекопитающее? (летучая мышь)

    15. Каких птиц называют «птицей мира»? (голубей)

    16. Есть ли зубы у комаров? (да, 22 зуба)

    17. Какая птица не является водоплавающей, но живет у водоемов? (кулик, цапля, журавль)

    18. Чем дышат пиявки? (кожей)

    19. Какая вода в айсбергах: пресная или соленая? (пресная)

    20. Как муравьи спасаются от пожара? (тушат огонь)

    21. Личинки какого насекомого рыбаки называют мотылем? (комаров)

    22. Является ли городской воробей перелетной птицей? (нет)
    2 ведущий: Ну, а теперь пора возвращаться в школу.

    22 слайд – станция «Школа»

    (дети читают стихи)

    Все – все

    Все на свете

    На свете все нужны!

    И мошки

    Не меньше нужны, чем слоны.

    Нельзя обойтись

    Без чудищ нелепых

    И даже без хищников

    Злых и свирепых!

    Нужны все на свете подряд –

    Кто делает мед

    И кто делает яд.

    Плохие дела

    У кошки без мышки,

    У мышки без кошки

    Не лучше делишки.

    Да! Если мы с кет-то не очень дружны,

    Мы все-таки очень друг другу нужны.

    А если нам кто-нибудь лишним покажется,

    То это, конечно, ошибкой окажется…

    Все – все

    Все на свете

    На свете все нужны!

    И это все дети запомнить должны! Б. Заходер

    Давайте, люди,

    Дружить друг с другом,

    Как птицы с небом,

    Как ветер с лугом,

    Как парус с морем,

    Трава с дождями,

    Как дружит солнце

    Со всеми с нами.

    Исполняется песня.

    Конспект открытого урока по предмету « Окружающий мир»

    ТЕМА: « Экологическая безопасность Земли»

    КЛАСС: 3 В

    ЦЕЛИ: 1.систематизировать и расширить знания учащихся о состоянии природы нашей планеты; раскрыть некоторые экологические проблемы;

    2. формировать представление о Земле, как общечеловеческом доме;

    3. показать важность международного сотрудничества в области охраны окружающей среды;

    4. развивать речь, память, мышление, воображение;

    5. воспитывать ответственное отношение к природе;

    ОБОРУДОВАНИЕ: рисунки планеты, слайды с изображением природы, карточки с названиями групп, конверты с заданиями для групп, таблички с признаками экологической беды, информационные листы, макет Книги-памятки.

    ХОД УРОКА:


    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Примечание

    ТСО

    Эмоциональ

    ный настрой
    Организацион

    ный момент

    Постановка целей.

    Изучение

    материала

    Итог урока


    Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Какой сегодня чудесный день, сколько улыбок он нам несет! Улыбнитесь друг другу, чтобы улыбка и хорошее настроение сопровождали нас в течение всего урока!
    Сегодня на уроке мне понадобиться ваше внимание, поддержка и помощь. Закройте глаза и вслушайтесь в слова:

    «Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего раньше и не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это-Земля. Жизнь начинается… Мир ослепительно переливается. Как важно, чтобы это продолжалось вечно…
    Есть такое высказывание: «Встал утром, умылся, приведи в порядок планету» к сожалению все чаще и чаще мы забываем об этом. Поэтому тема нашего урока- «Экологическая безопасность Земли» Мы обсудим экологические проблемы, попробуем найти пути решения некоторых из них, поговорим о правилах поведения в природе.

    Поможет нам в этом экология. Что это такое?

    Экологи пытаются определить, какое влияние оказывают друг на друга человек и природа, как добиться взаимопонимания и сотрудничества.

    Наша Земля очень красива и многое дает человеку

    Байкал -самое глубокое озеро и крупнейшая сокровищница пресной воды.
    Чистый горный воздух обладает настоящими целебными свойствами.
    Лес – это легкие нашей планеты.

    Согласны ли вы, что наша планета красива?

    Разноцветная, веселая, живая.

    Ты для нас, как мать, одна на свете,

    Мы твои заботливые дети.
    Но порой, под нашими руками

    Красота твоя бесследно исчезает.

    Задыхаются от грязи океаны,

    Звери, птица, травы погибают.
    Ребята, что случилось, почему наша Земля загрустила?
    Что угрожает нашей планете?

    Необходимо помочь планете. Поэтому сегодня вы окажитесь в роли ученых-специалистов: ботаников, зоологов, географов, экологов.

    Что изучают ученые- ботаники?

    Что изучают зоологи?
    А географам специальное задание: рассказать, что угрожает почве, воде и воздуху.
    А экспертная группа экологов расскажет нам, что такое цепь загрязнения и как можно защитить свое здоровье в данной ситуации.
    На подготовку вам отводится 5 минут.

    Кто из ученых готов начать свое выступление?

    Кто виноват во всех этих бедах?

    И больше всего от этого он сам и страдает. А как это происходит, нам расскажут ЭКОЛОГИ.

    ФИЗМИНУТКА.
    Наша планета огромна и лишь объединившись мы сможем ей помочь.

    Но неужели до этого момента человек не задумывался обо всех этих проблемах, неужели ничего не предпринималось в защиту Земли?

    Мы видим, что в нашей стране принимаются меры по охране природы. Но достаточно ли этого, чтобы спасти природу всей планеты?
    Люди создали границы, отгородились друг от друга, и забыли, что.

    У всех людей одна планета

    И ветрам нет на ней границ,

    Как нет границ потокам света

    И перелетам диких птиц.
    И нам беречь планету надо

    Для тех, кто будет после нас.

    А мы бездумно сыплем яды

    И дом свой травим не скупясь.

    В природе нет границ, и только сообща люди могут спасти планету и себя. Государства заключают конвенции - т.е. соглашения. Например, Конвенция по ограничению торговли редкими и исчезающими видами растений и животных.

    Сейчас каждая группа получит информационные листы. Выберите те международные соглашения, которые соответствуют вашей специальности
    Экспертная группа в лице экологов принимает отчеты
    Созданы и создаются международные организации, служащие делу охраны природы. Одна из них – Международный союз охраны природы (МСОП). Именно эта организация издает « Международную красную книгу». Создан всемирный фонд дикой природы.
    А мы попробуем создать КНИГУ-ПАМЯТКУ экологической безопасности жителей Земли. В ней вы опишите, что нужно делать, чтобы сохранить природу в чистоте и не допустить экологической катастрофы. Поможет нам в этом учебник. Откройте его на стр. 31.

    Вот такая книга у нас получилась. Посмотрите, и планета наша заулыбалась.

    Планета улыбается, она обрадовалась, т.к. поняла, что у нее появились защитники, которые вылечат ее и превратят в цветущий сад.

    На этом наш урок заканчивается и остается только подвести итоги.

    Что нового узнали? Что наиболее запомнилось? Достигли ли мы поставленных целей?
    Коль суждено дышать нам воздухом

    Давайте же мы все навек

    объединимся.

    Давайте наши души сохраним!

    Тогда мы на Земле и сами сохранимся!
    Всем спасибо! Урок закончен. До свидания!

    Дети приветствуют учителя, гостей и улыбаются друг другу.

    Дети закрывают глаза и представляют все то, о чем говорит учитель

    Экология- это наука о нашем общем доме, о нашей планете.

    Да! Наша планета очень красива.

    Человек стал сильно загрязнять ее.
    Загрязнение воды, воздуха, вырубка лесов, истребление животных и т.д.

    Они изучают «легкие» планеты, т.е. растения
    Они изучают животных-братьев наших меньших.

    Самостоятельная работа учащихся по решению поставленной задачи.
    Поочередное выступление групп БОТАНИКОВ, ЗООЛОГОВ, ГЕОГРАФОВ. Выступает 1 человек от каждой группы.

    Виноват человек.

    Выступает группа ЭКОЛОГОВ.

    Человек задумывался над этими бедами. Создавались заповедники, национальные парки, ботанические сады и, конечно Красная книга.
    Нет, этого не достаточно.

    Здравствуй, планета!

    Здравствуй, Земля!

    Отныне мы дети твои и друзья.

    Отныне мы вместе большая семья.

    Мы твои дети,

    Планета Земля!
    Ответы детей.


    Дети поделены на 4 группы и сидят за отдельными столами.

    На доске появляется рисунок

    улыбающейся Земли

    На доске появляется рисунок грустной планеты

    За каждым столом появляется таблички БОТАНИКИ

    ГЕОГРАФЫ

    ЭКОЛОГИ
    Каждая группа получает конверты с заданиями. (приложение1)

    По мере выступления на доске появляются таблички:

    1 вырубка лесов

    2 уничтожение редких растений

    3 лесные пожары
    4 бесконтрольное уничтожение животных

    5 гибель животных в результате загрязнения окр. среды.
    6.Загрязнение водоемов

    7. загрязнение воздуха.

    8. накопление мусора.

    9.отравление почвы (свалки, ядохимикаты)

    Дети получают информационные листы (приложение 2)

    Дети получают странички книги-памятки (приложение 3) и заполняют их.

    На доске рисунок улыбающейся планеты

    ибель животных в результате загрязнения окр. .кое цепь загрязнения и как можно защитить свое здоровье в данной ситуациитва.бли

    Слайд 1. Озеро Байкал
    Слайд2. Горы

    Слайд3. Ласа

    Слайд 4. Красоты Земли

    Слайды 5, 6, 7. красота Земли.
    Слайды 8,8,10.

    Загрязнение воды, воздуха, вырубка лесов.

    Во время работы звучит музыка и показ слайдов 1-7