• Предлог и стройматериал. Конспект занятия «Название предметов мебели. Употребление пространственных предлогов. Вставьте подходящие по смыслу предлоги

    Неделя русского языка и литературы МОУ Томинская СОШ МОУ Томинская СОШ учебный год учебный год Учитель русского языка и литературы Чуйдук Наталья Александровна Учитель русского языка и литературы Чуйдук Наталья Александровна






    1-й этап «Разминка» 1.Какое лексическое средство использовано в этом стихотворении: 1.Какое лексическое средство использовано в этом стихотворении: Ты богат, я очень беден, Ты богат, я очень беден, Ты прозаик, я поэт, Ты прозаик, я поэт, Ты румян, как маков цвет, Ты румян, как маков цвет, Я, как смерть, и тощ, и бледен. Я, как смерть, и тощ, и бледен.


    1-й этап «Разминка» 2. С с синоним осьминога, а без с в метле нас много. 2. С с синоним осьминога, а без с в метле нас много. 3. Как переводится на русский язык слово апельсин? 3. Как переводится на русский язык слово апельсин? 4. Название какого очень распространенного дерева состоит из четырех предлогов? 4. Название какого очень распространенного дерева состоит из четырех предлогов?


    1-й этап «Разминка» 5. В каком падеже личное местоимение мы состоит из двух предлогов? 5. В каком падеже личное местоимение мы состоит из двух предлогов? 6. Продолжив пословицы, определите орфограмму: 6. Продолжив пословицы, определите орфограмму: а) После драки кулаками... а) После драки кулаками... б) Соловья баснями... б) Соловья баснями... в) Шила в мешке... в) Шила в мешке... г) Яйца курицу... г) Яйца курицу...




    1-й этап «Разминка» 8. Пословицы шутят: в них закрались ошибки, их надо исправить. 8. Пословицы шутят: в них закрались ошибки, их надо исправить. а)Трус своей лени боится. а)Трус своей лени боится. б)Лучшее врач хорошего. б)Лучшее врач хорошего. в)Голода не бойся, по пояс мойся. в)Голода не бойся, по пояс мойся. г)Мы сами с ушами. г)Мы сами с ушами. 9. Чем отличается поступок от проступка? 9. Чем отличается поступок от проступка?


    2-й этап «Дуэль» (из истории слов и выражений) объяснить значение данного выражения. объяснить значение данного выражения. а)Вернуться к своим пенатам. а)Вернуться к своим пенатам. (3 балла) (3 балла) б)Что означает слово вечор и где вы его слышали? (1 балл) б)Что означает слово вечор и где вы его слышали? (1 балл) в)Он в этом деле собаку съел. в)Он в этом деле собаку съел. (2 балла) (2 балла)


    3-й этап «Заморочки из бочки» 1. Она бывает длинная, густая, светлая, темная. Бывает острая, блестящая. Бывает песчаная, узкая... Что. это? 1. Она бывает длинная, густая, светлая, темная. Бывает острая, блестящая. Бывает песчаная, узкая... Что. это? 2. Прочитайте предложение двумя разными способами: 2. Прочитайте предложение двумя разными способами: Дети мои милые, зарядите тугие луки и пустите в разные стороны. Дети мои милые, зарядите тугие луки и пустите в разные стороны. 3. Как бы вы расставили знаки препинания в этом предложении, чтобы не было нелепицы: 3. Как бы вы расставили знаки препинания в этом предложении, чтобы не было нелепицы: Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу! Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу!


    3-й этап «Заморочки из бочки» 4.Составьте из слогов поговорку о весенних месяцах: 4.Составьте из слогов поговорку о весенних месяцах: Март ап гро рель зой май во тра дой вой. Март ап гро рель зой май во тра дой вой. 5.Тайны словаря. В некоторых словарях с целью экономии места повторяющееся основное слово или корень обозначается значком «~» тильдой. Какой корень заменен тильдой в данных словах: 5.Тайны словаря. В некоторых словарях с целью экономии места повторяющееся основное слово или корень обозначается значком «~» тильдой. Какой корень заменен тильдой в данных словах: -ливый человек, -ственные возгласы, -ливый человек, -ственные возгласы, -ствовать хорошее начинание, -ствовать хорошее начинание, передавать кому-либо ~? передавать кому-либо ~?


    4-й этап «Шарады» 1. Мой первый слог - число с нулями, у всех людей последних два, а вместе догадайтесь сами всем городам она глава. 1. Мой первый слог - число с нулями, у всех людей последних два, а вместе догадайтесь сами всем городам она глава. 2. Я травянистое растение с цветком сиреневого цвета, но переставьте ударение - и превращаюсь я в конфету. 2. Я травянистое растение с цветком сиреневого цвета, но переставьте ударение - и превращаюсь я в конфету. 3.Мы - для пильщиков подставка, мы - для кучера сиденье. 3.Мы - для пильщиков подставка, мы - для кучера сиденье. Но попробуй-ка поставь-ка нам другое Но попробуй-ка поставь-ка нам другое ударенье, ударенье, Осторожней будешь с нами: забодаем мы Осторожней будешь с нами: забодаем мы рогами рогами


    4-й этап «Шарады» 4. Начало - голос птицы, конец - на дне пруда. А целое в музее найдете без труда. 4. Начало - голос птицы, конец - на дне пруда. А целое в музее найдете без труда. 5. Мой первый слог провал, банкротство, второй синоним к невелик, 5. Мой первый слог провал, банкротство, второй синоним к невелик, а все с мукой имеет сходство, а все с мукой имеет сходство, на кухне он лежать привык. на кухне он лежать привык. 6. С глухим шипящим кругл, как мячик, со звонким как огонь горячий. 6. С глухим шипящим кругл, как мячик, со звонким как огонь горячий.


    4-й этап «Шарады» 7. Я цвет одинаковый часто имею. И с г зеленею, и с к зеленею. 7. Я цвет одинаковый часто имею. И с г зеленею, и с к зеленею. Но с к вам со мною рискованно быть. Но с к вам со мною рискованно быть. Могу я до слез довести и убить: Могу я до слез довести и убить: 8.С м приятен, золотист, очень сладок и душист. 8.С м приятен, золотист, очень сладок и душист. С буквой л зимой бывает, а весною исчезает. С буквой л зимой бывает, а весною исчезает. 9.Числительное + гласный = ансамбль в музыке прекрасный. 9.Числительное + гласный = ансамбль в музыке прекрасный.


    4-й этап «Шарады» 10.Первая цифра стоит в середине, буква с начала и буква с конца. 10.Первая цифра стоит в середине, буква с начала и буква с конца. А в целом леса, города и равнины, А в целом леса, города и равнины, к целому полны любовью сердца. к целому полны любовью сердца. 11.Крик птицы - это первый слог. Второй известный всем предлог. А третий - бурная волна. Теперь шарада всем ясна. 11.Крик птицы - это первый слог. Второй известный всем предлог. А третий - бурная волна. Теперь шарада всем ясна.


    4-й этап «Шарады» 12. Предлог и стройматериал морской выдерживает вал. 12. Предлог и стройматериал морской выдерживает вал. 13. Мой первый слог предлог, 13. Мой первый слог предлог, а во втором мы проживем все лето, а во втором мы проживем все лето, А целое от нас и вас А целое от нас и вас давно уж ждет ответа. давно уж ждет ответа.


    4-й этап «Шарады» 14.Союз, предлог и падежная форма 14.Союз, предлог и падежная форма личного местоимения личного местоимения Дают вкусный плод Дают вкусный плод южноамериканского растения. южноамериканского растения. 15.Суффикс и окончание ищи в слове терпеливый, 15.Суффикс и окончание ищи в слове терпеливый, приставку в слове выписать, приставку в слове выписать, корень в слове препод­носить. корень в слове препод­носить.


    Ответы. 1-й этап. 1. Антонимы 1. Антонимы 2. Спрут прут 2. Спрут прут 3. Китайское яблоко 3. Китайское яблоко 4. С-о-с-на 4. С-о-с-на 5. В родительном: на -с 5. В родительном: на -с 6. Орфограмма не с глаголами, а)...не машут; б)...не кормят; в)...не утаишь; г)...«е учат. 6. Орфограмма не с глаголами, а)...не машут; б)...не кормят; в)...не утаишь; г)...«е учат. 7. Вылезай, езжу, ляжет, нагибаться, хотим. 7. Вылезай, езжу, ляжет, нагибаться, хотим. 8.а) не лени, а тени; б) не врач, а враг; 8.а) не лени, а тени; б) не врач, а враг; в) не голода, а холода; г) не с ушами, а с усами. в) не голода, а холода; г) не с ушами, а с усами. 9.Поступок - совершенное кем-либо действие, проступок провинность, т.е. такой поступок или поведение, которые нарушают принятые нормы. 9.Поступок - совершенное кем-либо действие, проступок провинность, т.е. такой поступок или поведение, которые нарушают принятые нормы.


    Ответы. 2-й этап. а)Буквально вновь прийти к домашнему очагу; пенаты у древних римлян божества, охраняющие семью и домашний очаг. Переносно «вернуться после долгих странствий домой, к родным местам, на родину». а)Буквально вновь прийти к домашнему очагу; пенаты у древних римлян божества, охраняющие семью и домашний очаг. Переносно «вернуться после долгих странствий домой, к родным местам, на родину». б)Вечор вчера вечером, у Пушкина в стихотворении «Зимнее утро». б)Вечор вчера вечером, у Пушкина в стихотворении «Зимнее утро». в)Приобрел большой опыт, основательные знания в чем-либо, мастер на что-либо. в)Приобрел большой опыт, основательные знания в чем-либо, мастер на что-либо.


    Ответы. 3-й этап. 1. Коса 1. Коса 2. ЗарядИте и пустИте или зарЯдите и пУстите 2. ЗарядИте и пустИте или зарЯдите и пУстите 3. Поставить запятую перед союзом и. 3. Поставить запятую перед союзом и. 4. Март водой, апрель травой, май - грозой. 4. Март водой, апрель травой, май - грозой. 5. Привет. 5. Привет.




    В русском языке есть много орфографических правил. Большинство из них вызывает трудности при написании не только у школьников и иностранцев, которые изучают русский язык, но и у взрослых людей. Одно из таких правил - это правописание предлогов. В основном проблема в том, чтобы правильно найти их. С простыми непроизводными предлогами более или менее все ясно, и большинство не испытывает трудностей в их поиске. Но в русском языке есть еще одна группа слов, которые в зависимости от контекста могут относиться к разным частям речи. Это производные предлоги, которые произошли от наречий, существительных или деепричастий. Именно они так сложны в написании, что многие люди испытывают большие трудности, встречаясь с ними в тексте.

    Характеристика производных предлогов

    Все предлоги в русском языке - это служебные части речи, не имеющие своего собственного значения и морфологических признаков. Они служат связующим звеном между словами в предложении и используются для построения грамматически правильной и грамотной конструкции. Производные предлоги в русском языке появились относительно недавно. Они произошли из знаменательных частей речи вследствие утраты ими собственных морфологических признаков и значения. Из-за этого написание их часто стало отличаться от исходных слов, и это вызывает трудности в правописании. В речи они употребляются довольно часто, поэтому каждый грамотный человек должен уметь находить их и правильно писать.

    Особенности этой части речи

    1. Производные предлоги могут быть простыми, состоящими из одного слова, например, "вблизи", "вокруг", "благодаря", "навстречу" и другие. Но многие из них состоят из двух слов, сохраняя форму, которую имели в роли знаменательной части речи. Обычно это сочетание непроизводного предлога с существительным, настолько слившегося с ним по значению и грамматически, что часто воспринимается как одно слово. Например: "с помощью", "за неимением", "не считая", "за счет", "по мере" и другие.

    2. Правописание таких предлогов нужно запоминать, потому что чаще всего оно не регулируется никакими правилами. В сложных случаях нужно сверяться с орфографическим словарем. Наибольшую трудность вызывает написание предлогов "в течение", "в продолжение", "вследствие", "впоследствии".

    3. Чтобы определить, что в предложении употреблен именно производный предлог, а не самостоятельная часть речи, нужно заменить его другим предлогом или союзом. Например, "вследствие" - "из-за", "насчет" - "о", "навстречу" - "к", "вроде" - "как".

    4. Существует небольшая группа производных предлогов, которые сложно отличить от самостоятельных частей речи, от которых они произошли. Это вызывает трудности в их написании. В этом случае разобраться можно только по смыслу в контексте. Это слова: "насчет", "вследствие", "благодаря", "несмотря на" и другие.

    Виды производных предлогов

    Все рассматриваемые предлоги делятся на три группы в зависимости от того, от какой части речи они произошли.

    1. Наречные, то есть образованные от наречий производные предлоги сохранили их значение. В основном они обозначают время и место нахождения предмета в пространстве. Например, "около дома", "после уроков", "внутри коробки" и другие.

    2. Отыменные предлоги так называются, потому что образованы от имени существительного. Они могут обозначать пространственные отношения, временные, причинные или объектные. Это довольно обширная группа предлогов, и именно они чаще всего вызывают трудности правописания, например: "в связи", "по мере", "насчет", "вроде", "по прибытии" и другие.

    3. Отглагольные предлоги произошли из деепричастий, которые утратили свое значение добавочного действия. Они тесно связаны с существительными и обычно употребляются только с каким-то одним падежом. Например: "благодаря (чему?)", "вопреки (чему?)", "несмотря на (что?)".

    Какие значения они имеют

    Каждый производный предлог в сочетании с существительными придает ему определенное значение. Чаще всего они употребляются с каким-то одним падежом, но к ним можно задавать и обстоятельственные вопросы. Самые распространенные значения производных предлогов:

    Они обозначают определенный промежуток времени: "в течение", "по окончании", "в завершение", "после" и другие;

    Причинные отношения определяют предлоги: "благодаря", "вопреки", "в силу", "вследствие";

    Они могут обозначать местоположение предмета: "возле", "около", "напротив", "впереди" и другие.

    Как научиться правильно писать предлоги

    Правописание самостоятельных слов регулируется правилами орфографии. Большинство людей выучило их во время обучения в школе и не испытывает трудностей в правописании. А производные предлоги не поддаются никаким правилам. Написание их нужно запоминать. Но в сложных случаях можно свериться с орфографическим словарем. Трудность же вызывает чаще всего неумение людей отличить предложения с предлогами от конструкций с самостоятельными частями речи. Если научиться находить эти слова в тексте, то ошибок будет меньше. Ведь большинство людей все-таки знает основные правила правописания.

    Способы поиска предлогов в тексте

    1. Нужно попробовать заменить слово другим предлогом. Каждый производный предлог имеет похожий из разряда непроизводных, например, "ввиду - из-за", "насчет - о", "навстречу - к", "вслед - за" и другие. Знаменательные же части речи заменяются только синонимами: "на счет - на книжку", "на встречу - на свидание".

    2. Задайте к слову вопрос. Если в предложении предлог, то, скорее всего, он будет входить в вопрос, а ответом будет существительное: "живу напротив школы - (напротив чего?)" или же "(где?) - напротив школы". А слово в роли самостоятельной части речи само отвечает на вопрос: "этот дом напротив - (где?) - напротив".

    3. Производный предлог нельзя выкинуть из предложения без потери смысла и разрушения грамматической конструкции: "идти впереди колонны - идти (?) колонны". Если же вы уберете знаменательную часть речи, то смысл хоть и обеднится, но предложение не потеряет своей цельности: "он шел впереди - он шел".

    4. Различить их можно также по смыслу. Например, "в течение дня" - это предлог, обозначающий временной промежуток, а "в течении реки" - существительное, которое обозначает поток воды.

    Какие производные предлоги пишутся слитно

    Среди слов этой части речи есть много таких, которые уже давно употребляются в русском языке. Некоторые предлоги настолько слились с существительными по смыслу, что их правописание почти ни у кого не вызывает трудностей. Например, "вблизи", "наподобие", "ввиду", "вместо", "вроде", "внутри" и другие. Но есть и такие слова, которые пишутся слитно только в том случае, когда они употребляются в роли предлогов. И вот тут надо уметь отличать их от знаменательных частей речи. Например, "вследствие дождя" - предлог, можно заменить его словом "из-за", а "в следствии по делу" - это существительное: "(в чем?) - в следствии". Еще примеры часто употребляемых предлогов и их различие с омонимичными частями речи: "навстречу друг другу" - "на встречу с друзьями", "насчет ремонта" - "на счет в банке". Нужно запомнить также, что "не" в предлогах, образованных от деепричастий, пишется слитно: "несмотря на преклонный возраст (несмотря на что?)" - это предлог, но сравните: "он шел, не смотря (не глядя) по сторонам".

    Составные производные предлоги

    Трудности вызывает также правописание предлогов, которые состоят из двух слов. Но связаны они не с раздельным написанием этих слов, а чаще всего с буквой на конце предлога. Ее нужно запоминать, так как в основном она совсем не такая, как у существительных, от которых произошли эти слова:

    Пишется буква "и" на конце у предлогов "по истечении", "по прибытии", "по окончании", "в связи", "в соответствии", "в сравнении", "на протяжении";

    Нужно запомнить написание предлогов с буквой "е" на конце: "в течение", "в продолжение", "в заключение", "в отличие", "в завершение", "в ознаменование", "по приезде", "по прилете";

    Есть и группа предлогов, которые почти не вызывают трудностей: "в силу", "по мере", "в связи" и некоторые другие.

    Чтобы речь человека была грамотной, нужно как можно больше употреблять производных предлогов. Они обогащают язык, позволяют более точно выразить свою мысль и использовать грамматически правильные конструкции.

    ольга шувайкина
    Конспект занятия «Название предметов мебели. Употребление пространственных предлогов»

    Программное содержание

    Учить составлять вместе с воспитателем короткий рассказ; учить называть отдельные предметы мебели; упражнять в понимании и употреблении пространственных предлогов в, на, за, около; учить правильному употреблению формы родительного падежа существительных.

    Материалы, оборудование

    Кукольная мебель: стол, стул, шкаф, кровать; игрушки: кукла, утята, котята, зайчата.

    Методы, приёмы

    Художественное слово, игра «Кто что умеет делать».

    Ход занятия:

    1. Орг. момент.

    Собрались все дети в круг,

    Я – твой друг и ты – мой друг.

    Вместе за руки возьмемся

    И друг другу улыбнемся!

    2. Постановка цели.

    Игра «Доскажи словечко».

    Если ты захочешь спать, в спальне ждёт тебя….(кровать).

    С пирогами чай попьём за обеденным…. (столом).

    Как приятно нашей Тане поваляться на…. (диване).

    Свитер, кофту, тёплый шарф аккуратно сложим в….(шкаф).

    Дети отвечают, затем садятся на свои места.

    Картинки с предметами мебели вывешиваются на доске.

    Воспитатель: ребята, как вы уже догадались сегодня на занятии мы будем говорить о мебели.

    2. Основная часть.

    Воспитатель: ребята, это комната. Здесь живёт девочка Катя. Скажите, какие предметы находятся в комнате?

    Дети: стол, стул, шкаф, кровать.

    Воспитатель: правильно, стол, стул, шкаф, кровать- это мебель.

    Ребята, где сидит Катя?

    Дети: Катя сидит на стуле.

    Воспитатель: вместе с Катей в комнате живут её друзья- котёнок, зайчонок, собачка, утёнок. Они очень любят прятаться. Катя вышла из комнаты, а животные спрятались.

    Зайчонок -в шкафу, котёнок –на столе, собачка –около кровати, утёнок –на кровати.

    Вернулась Катя, видит, нет её друзей (около стула нет никого, на шкафу их тоже нет и за шкафом тоже нет никого).

    Воспитатель: ребята помогите Кате найти животных.

    Арина, кого ты хочешь найти? Где он спрятался?

    Ребёнок отвечает.

    Павлик, а ты кого найдёшь?

    3. Физ. минутка.

    Девочки и мальчики

    Прыгают как зайчики

    Ручками хлопают

    Ножками топают

    Глазками моргают

    После отдыхают.

    Игра «Поиграй с мячом».

    Ребята, положите мяч на стул, под стул, около стула.

    Дети садятся на свои места.

    Ребята, а сейчас мы с вами постараемся составить рассказ про Катю и её друзей.

    Жила-была девочка Катя. Вместе с ней жили её друзья –котёнок, зайчонок, собачка, утёнок. Однажды, когда Катя вышла из комнаты животные спрятались. Зайчонок -в шкафу, котёнок –на столе, собачка –около кровати, утёнок –на кровати. Катя пришла, а животных нет.

    Воспитатель: ребята, кто хочет рассказать про Катю?

    4. Итог занятия.

    Ребята, о чём мы сегодня говорили на занятии (о мебели).

    Что мы с вами делали? (составляли рассказ про Катю).

    Публикации по теме:

    Конспект занятия «Закрепление предлогов В-ИЗ». Лексическая тема «Школа» Цель: Закрепить полученные знания детей о школе, школьных принадлежностях Задачи: Образовательные:закрепить предлоги в, из; закреплять согласование.

    Конспект занятия «Путешествие в Царство мебели» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно.

    Конспект занятия по формированию пространственных представлений и развитию навыков пространственной ориентировки Тема: «Развивать навыки пространственной ориентировки и умения определять пространственные направления от себя» Выполнила: Воспитатель Денисова.

    Конспект занятия по математическому развитию «Определение веса предметов. Сравнение предметов по длине» (средняя группа) Задачи: 1. Учить детей определять вес предметов (тяжелый, легкий, самый легкий). 2. Продолжать упражнять детей в умении сравнивать предметы.

    Конспект занятия по развитию пространственных представлений с помощью плана класса для детей 10 лет с ОВЗ Тема: «План класса». Цель: Формирование пространственных представлений в процессе прочтения и изображения плана класса. Задачи: Находить.

    Конспект занятия «Путешествие в прошлое мебели» «Путешествие в прошлое мебели» Приоритетная образовательная область: познавательное развитие, коммуникативное развитие Интеграция образовательных.

    Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности «Дифференциация предлогов «в» и «на» Цель: Уточнить понимание предлогов «в» и «на». Упражнять в употребление предлогов «в», «на» с существительными в предложном падеже.

    Название занятия «Спасение феи Фионы» Название занятия Спасение феи Фионы Цели и задачи Образовательные Познавательное развитие: Совершенствовать умение составлять число 5.

    Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в страну предлогов» Тема: Путешествие в страну предлогов. Группа: подготовительная. Цель: закрепление правильного употребления предлогов и падежных окончаний.

    Конспект ННОД в младшей группе «Составление группы предметов из отдельных предметов и выделением из неё одного. Понятие круг» Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей во второй младшей группе

    Занятие 26. Предлог

    1. Прочитайте историю о том, как предлоги поссорились со всеми словами.

    Ссора предлогов со всеми словами

    Жили в одном из городов Морфологии предлоги. Они были драчуны, забияки и задиры и всегда старались кого-нибудь задеть или обидеть. Особенно доставалось существительным и местоимениям. Поэтому, когда их ставили рядом с предлогами, бедняги старались отодвинуться подальше, так, что между ними порой умещались целые прилагательные. Предлоги поссорились с обидчивыми словами. Они переехали в другой дом и даже перестали разговаривать с бывшими соседями. Постепенно, благодаря дурной репутации, они отдалились от всех слов – все старались держаться от них на расстоянии.

    Так предлоги стали отдельными словами.

    Делать нечего. Раз уж случилась такая ссора навек, решили записать в книгу Правил это событие, и появилось правило: предлог – это слово и с другими словами пишется всегда раздельно.

    Предлог по происхождению – калька с греческого, буквальный перевод которой значит «перед словом».

    Предлогов около 200 слов, однако они занимают 4-е место по частоте употребления в речи (после имени существительного, глагола и местоимения). 36 предлогов входит в общий частотный список, а 9 из них (в, на, с, к, по, за, у, из, о ) включены в 30 самых частотных слов, причем предлог в занимает первое место, а предлог на – второе место в этом списке.

    Почему же такая немногочисленная часть речи так часто употребляется в нашей речи? Известный лингвист В.А. Богородицкий назвал предлоги словечками отношений. Действительно, это так: предлоги, как и окончания, участвуют в установлении отношений между словами. Можно взять три слова: книга, стол, лежать . Используя разные падежные формы и предлоги, можно составить несколько предложений:

    Книга лежит на столе.

    Книга лежит в столе.

    Книга лежит под столом.

    Книга лежит за столом.

    Книга лежит у стола.

    Книга лежит перед столом.

    Книга лежит между столом и стулом.

    Предлоги не только устанавливают отношения между словами, но и уточняют значение предложно-падежных конструкций. Так, предлог в обозначает направление действия внутрь (войти в комнату, положить в ящик ), предлог на – направление на поверхность предмета (положить на стол ), оба предлога обозначают нахождение предмета, только предлог в обозначает внутри (быть в комнате, хранить в коробке ), а предлог на – на поверхности (находиться на земле, висит на стене ).

    Интересно распределение предлогов между падежами. Вы помните, что в русском языке 6 падежей, причем именительный падеж употребляется всегда без предлога. Значит, все 200 предлогов необходимо распределить между 5 падежами.

    Наибольшее количество предлогов падает на родительный падеж – 115 слов. Объясняется это тем, что предлоги пополняются за счёт существительных, а имя существительное сочетается с другими именем существительным обычно в форме родительного падежа. Остальные предлоги распределяются между тремя падежами равномерно: с творительным падежом употребляется 24 предлога (над, перед, с, за, под и др.), с винительным – 20 (в, на, с, о, про и др.), с дательным – 19 (к, благодаря, согласно, вопреки и др.) и на долю предложного падежа падает всего 7 предлогов (на, в, о (об), при, по, по вопросу о ).

    Русские предлоги в основном однопадежны, т.е. каждый предлог употребляется с одним падежом. Так, только с родительным падежом употребляются предлоги без, вдоль, до, от, из, из-за, кроме, у, около и др., только с винительным – про, сквозь, через и др.

    Только 6 предлогов употребляются с двумя и 2 предлога с тремя падежами. К двухпадежным предлогам относятся: в, на, требующие после себя винительного и предложного падежей; за, под , употребляющиеся с винительным и творительным падежами; о (об, обо ), сочетающийся с винительным и предложным падежами; между, меж , выступающие с родительным и творительным падежами. К трёхпадежным предлогам относятся с , сочетающийся с родительным, винительным и творительным падежами; по , употребляющийся с дательным, винительным и предложным падежами.

    Хорошее знание сочетаемости предлогов с падежами поможет грамотно строить предложения и словосочетания.

    2. В Крым или на Кавказ?

    Перед началом летних каникул в одном классе как-то сам собой возник разговор о том, кто куда поедет отдыхать.

    Мы едем в Крым, – громче всех сказал Толя.

    А мы – на Кавказ, – в тон ему произнёс Олег.

    А нас бабушка пригласила в деревню. Там есть речка, лес. Будем собирать грибы, ягоды, загорать и купаться, – с восторгом говорила Надя.

    Я люблю путешествовать, и мы дома решили поехать на Украину. Посмотрим на большие города и украинские сёла, – решительно сказала Таня.

    А я хотела бы поехать на море, – вздохнула Наташа. – Мне папа много рассказывал о Чёрном море, которое на самом деле синее-синее. Он служил на Чёрном море.

    Ребята так оживлённо беседовали, что не заметили подошедшего к ним старшеклассника Диму, увлекавшегося русским языком.

    Он прервал их:

    Хотите я задам вам вопрос по русскому языку?

    Ну, задавай, – не очень доброжелательно сказал Коля. Ему ещё не удалось сообщить друзьям, как он собирается провести лето (а планы были замечательные!). Но отказаться от вопроса тоже было неудобно: у него была пятёрка по русскому языку.

    Дима, получив согласие ребят, начал:

    Вот вы говорили, что куда-нибудь поедете отдыхать: в Крым, на Кавказ, на Украину, в деревню, на море. Не обратили ли вы внимания на то, что при одних словах употребляется предлог в, а при других – на?

    Чтобы убедить ребят в справедливости своих слов, он ещё привёл примеры: жить на Украине, но в Молдавии; прибыть на станцию, на вокзал, но в школу, в университет; работать на заводе, на фабрике, но в мастерской, в цехе; идти в театр, в кино, но на концерт, на гулянье.

    Можно ли узнать, когда употребляется предлог на, а когда – в?

    Ребята молчали, и все смотрели на Колю.

    Так привыкли говорить, вот и говорят, – смущаясь, ответил Коля.

    А ты прав, – подтвердил Дима. – Все эти сочетания закреплены традицией, как говорят учёные, а традицию нельзя нарушать. Фактически эти сочетания мы заучиваем в детстве и потом уже употребляем их всю жизнь. Но есть и правило, которым можно пользоваться. Предлоги в и на имеют антонимические предлоги из и с, поэтому если мы говорим на почту, на участок, на Дальний Восток, то нужно сказать с почты, с участка, с Дальнего Востока, а если говорим в Москву, в Белоруссию, в учреждение, то нужно сказать из Москвы, из Белоруссии, из учреждения.

    Теперь понятна ошибка, которую допускают многие люди, когда говорят «приехал с Москвы, пришёл со школы», – нашёлся Коля. – Если мы говорим поехал в Москву, пошёл в школу, то противоположным предлогом в должен быть из: приехал из Москвы, пришёл из школы.

    Замечательное правило! – воскликнула Надя.

    Все ребята с уважением смотрели на Диму. Как хорошо он знает русский язык!

    3. Вставьте подходящие по смыслу предлоги.

    Лето – время лесных малышей. ________ гнёзд вылетают птенцы. Медвежата послушно следуют _______ матерью. Лисята играют ________ норе. Бельчонок совершает свой первый прыжок ________ сосны. _______ сумерках выходят ________ охоту ежата.

    4. Шарады.

    Первый – предлог, за ним – другой.

    Вот первый слог перед тобой…

    Второй же очень нужен мне:

    Он над диваном на стене

    Не для одной красы висит –

    В нём лампа яркая горит.

    Сложить два слога можно.

    Но… будьте осторожны.

    _____________________________

    Я храню сокровищ много,

    Но меня легко извлечь.

    Ты прибавь меня к предлогу –

    Превращусь я тут же в речь.

    _____________________________

    Крик птицы – первый слог.

    Второй – известный всем предлог,

    А третий – бурная волна.

    Теперь шарада всем ясна.

    _____________________________

    Жилище – первый слог,

    Затем идёт предлог,

    А в целом я огромна

    И называюсь…

    _____________________________

    Мой первый слог – предлог,

    А во втором мы проживём все лето,

    А целое от нас и вас

    Давно уж ждёт ответа.

    _____________________________

    Предлог и стройматериал

    Морской выдерживают вал.

    _____________________________

    5. Грамматическая викторина.

      До какого предлога надо дойти, чтобы получить определённое количество лекарства на один прием?

      Название какого очень распространённого дерева состоит из четырёх предлогов?

    _________________________________________________________________________

      Из каких двух предлогов можно составить название домашнего животного? А из трёх?

    _________________________________________________________________________

      Из каких четырёх предлогов можно составить название принадлежности велосипеда, без которой не следует отправляться в дальнюю поездку?

    _________________________________________________________________________

      В каком падеже личное местоимение мы состоит из двух предлогов?

    _________________________________________________________________________

      Какой предлог является нотой?

    _________________________________________________________________________

      Какие предлоги похожи на деепричастия?

    _________________________________________________________________________

      Какие предлоги читаются одинаково туда и обратно?

    _________________________________________________________________________

      В конце какого предлога стоит сотня?

    _________________________________________________________________________

      В конце какого предлога стоит вывод, результат чего-нибудь?

    _________________________________________________________________________

      К какому предлогу надо добавить название ноты, чтобы получилось две ноты, часть чего-нибудь или участь, судьба?

    _________________________________________________________________________

      За какой лес надо зайти, чтобы получить ограду?

    _________________________________________________________________________

      От какой единицы площади надо отойти, чтобы получить большой гурт овец?

    _________________________________________________________________________

      От чего надо оторваться, чтобы получить тематически определённую часть книги или часть учреждения?

    _________________________________________________________________________

    Предлог является служебной частью речи, главной функцией которой является связь между местоимениями, существительными, числительными и словами, принадлежащими к другим частям речи.

    Понятие предлога

    Предлоги обозначают отношения между двумя объектами (лодка с парусом), между объектом и действием (смотреть на речку), между объектом и признаком (готовый на самопожертвование). Предлоги не могут изменяться по падежам, числам, времени и родам.

    Они никогда не выступают самостоятельными членами в предложении. Зачастую в предложении предлоги ставятся либо перед существительными, либо перед определениями, которые относятся к существительному. Например: в красном платье. Некоторые предлоги могут употребляться и после существительного. Например: чего ради или ради чего.

    Виды предлогов по образованию

    Согласно способ образованию предлоги делятся на две категории: непроизводные и производные. Непроизводные предлоги (иногда их называют первообразными) – это предлоги, которые не имеют связей с другими части речи, то есть не образованны от них. Примеры непроизводных предлогов: при, из-за, от, с, без.

    Производные предлоги (непервообразные) – это предлоги, которые образовались на основе слов, принадлежащих к самостоятельным частям речи. Производные предлоги делятся на три группы:

    Наречные: напротив, вокруг, вдоль, вблизи;

    Отыменные: в виде, за счет, ввиду, по поводу, в течение;

    Отглагольные: включая, начиная, исключая, спустя, благодаря.

    Виды предлогов по строению

    Согласно строению, предлоги делятся на две группы: простые и составные. Простые предлоги пишутся слитно: около, благодаря, вокруг, вследствие. Составные предлоги включают в себя два и более слова, которые следует писать раздельно: в продолжение, в связи с, по направлению к, в зависимости от, за исключением.

    Морфологический разбор предлога

    Предлоги следует разбирать по такой схеме:

    1. Часть речи, грамматическая роль (для чего в предложении служит данный предлог);

    2. Выделение морфологических признаков:

    Производный или непроизводный;

    Простой или составной.

    Например: Мария Ивановна, заложив руки за спину, быстро ходила по гостиной из угла в угол, смотря вперед себя, и задумчиво покачивала головой. В данном предложении есть четыре предлога:

    - по : простой, непроизводный, употреблен в предложении с существительным в дательном падеже;

    - из : простой, непроизводный, употреблен в предложении с существительным в родительном падеже;

    - в : простой, непроизводный, употреблен в предложении с существительным в винительном падеже;