• Можно ли красить ногти когда держишь уразу. Что можно, а что нельзя во время Уразы? Спреи, капли и ингаляторы

    – Рустам Хамитович, кому нельзя соблюдать пост? – С точки зрения ислама, не соблюдать пост могут несовершеннолетние дети, пожилые, беременные женщины и кормящие матери. А вот с точки зрения медицины нельзя держать уразу при сложных формах заболеваний – диабете, язве желудка, хронической сердечной недостаточности, ишемии, болезни сосудов, тромбообразовании. Беременным можно перенести уразу на более поздний срок. А те, у кого нет возможности соблюдать пост или это невозможно по состоянию здоровья, могут каждый день накормить одного нуждающегося, то есть отдавать садаку фидия. – Соблюдение уразы – стресс для организма. Как и когда нужно начинать готовиться к посту, чтобы не пришлось в тягость? – В исламе кроме уразы Рамадан есть дополнительный пост нафль. Наш пророк держал уразу каждый понедельник и четверг. Чтобы приучить организм, можно держать несколько дней поста по начала месяца Рамадан. Человек должен условно разделить желудок на три части, и не только во время поста. Это – сунна Пророка. Одна часть – для еды, вторая – для воды и третья для воздуха. У нас зачастую культура питания такова, что встаем из-за стола, наевшись до отвала. Информация о том, что организм наелся, до мозга доходит только через 20–30 минут после принятия еды. А за эти полчаса человек может съесть много чего. Потом, конечно, жалеет об этом. Поэтому нужно вставать со стола, не насытившись полностью. Вот это и есть способ подготовки организма к стрессу. – Некоторые, по указанию врача, должны принимать лекарство три раза в день. Можно ли менять время принятия препарата во время уразы? – Это зависит от болезни. Некоторые лекарства может принимать дважды в день. В этом году ураза приходится на лето, когда дни длинные. Может получиться так, что препараты можно будет принимать один раз в сутки. А если больному нельзя пропустить прием лекарств, то можно перенести уразу на то время, когда дни будут короче. – В нашей местности постящимся приходится не кушать и не пить по 18–19 часов. Какие советы нужно учитывать, чтобы не обессилеть? – Человек должен употреблять в день не менее двух литров воды. Постящемуся необходимо выпивать столько воды после ифтара. Конечно, не сразу. Если организм не будет нуждаться в жидкости, то не обессилит. В жаркие дни нужно пить еще больше. Особенно полезны минеральные воды. Потому что в жару мы теряем много соли через пот. Чтобы держать в балансе водно-солевой обмен, можно во время уразы принимать комплекс минералов и витаминов. Вода необходима особенно. Жажда отразится и в деятельности сердца и сосудов: кровь сгущается, могут возникнуть тромбы. Во время сухура обязательно нужно есть или хотя бы выпить воды. Наш Пророк тоже говорил о пользе сухура. – Чем лучше питаться, чтобы в течение дня сохранить силы и не захотеть есть и пить? – Что касается напитков, пейте то же, что и употребляли до уразы. Если раньше пили черный чай, то не надо переходить на зеленый, или наоборот. Нашему мозгу и мускулам необходима глюкоза. Поэтому ешьте продукты с углеводами. Но это не должны быть быстрые углеводы – сахар и конфеты, от них только навредите. Нужно есть фрукты, богатые глюкозой. После ифтара можно начать трапезу финиками или изюмом. Первые или вторые блюда – разницы нет. Главное, после ифтара не наброситься на еду резко. Это – стресс для организма и создает тяжесть в желудке. Не зря во время ифтара делают глоток воды или съедают один финик и сразу же удаляются для чтения намаза. Нужно приучиться к тому, чтобы есть понемногу до утреннего сухура. – Некоторые ощущают пользу кофе. Но он, хоть и утоляет чувство голода, вызывает жажду. Можно ли пить кофе во время поста? – Кофе – и полезный и вредный одновременно напиток. Если организм обессилен, то он усугубит состояние. Как невролог могу сказать одно: среди нервных узлов, исходящих из головного мозга, есть специальные соединения – синапсы. Там находятся нейромедиаторы – они передают импульс из одной нервной клетки в другую. Кофе стимулирует работу этих медиаторов. И тогда человек просыпается и начинает чувствовать себя хорошо. Если человек без сил, значит, медиаторов и так мало. Организм не может восстановиться, а выпив кофе, человек, наоборот, теряет силы. – Как начать первый день поста, чтобы правильно его организовать? – Я сам стараюсь брать отпуск с началом уразы. В этом году так же ухожу на отдых. Кто-то, вероятно, может в этот день взять отгул на работе. На самом деле первый день уразы – время адаптации организма, стресс. Но это полезный стресс. Недавно прочитал слова руководителя лаборатории нейробиологии национального института проблем старения США Марка Мэттсона. Он пишет, что кратковременное голодание полезно для нервных клеток. Клетки переживают стресс, во время голодания формируются кетоны, они способствуют выработке в клетках энергетических станций – митохондрий. Они в свою очередь улучшают память. Этот специалист считает, что в целях профилактики болезни Альцгеймера полезны кратковременные голодания. Также недавно читал об исследованиях биологов университета в Массачусетсе. Они пишут, что голодание в течение 24–48 часов полезно для кишечника. Любой стресс может принести пользу. Наши дедушки и бабушки не могли себе позволить есть столько, сколько сейчас едим мы. А какая продолжительность жизни! Они всю жизнь не наедались, и организм постоянно был в состоянии стресса. Ураза – это отдых для желудка, поджелудочной железы, кишечников. Такие перерывы нужны и важны нашему организму. – Не вредно ли голодать на протяжении дня и кушать на ночь? Многие боятся, что питание перед сном приводит к ожирению. – Об этом я уже сказал – не нужно наедаться. Через два-три дня организм уже привыкает к такому режиму и не просит много еды. Конечно, если много есть, можно прибавить в весе и во время уразы. Знаю такие случаи. – По мнению хазратов, организму требуется три дня, чтобы привыкнуть к посту. Что считает на этот счет медицина? – Да, необходимо два-три дня. Лично мне для привыкания хватает и одного дня. Организм может приучиться ко всему, Всевышний так задумал. Человек чаще хочет не кушать, а пить. Особенно в жару. Во время голодания организм начинает использовать свои запасы – гликогены. – Как подготовить себя перед уразой, чтобы резко не остановить работу организма? – За две недели можно отказаться от обеда и заменить его водой. Можно уменьшить порции еды и пить вместо этого воду.

    Что можно, а что нельзя во время уразы? Отвечая на этот вопрос, хотелось бы указать, что разрешенные действия бывают обязательными, желательными и второстепенными, также как и запретные действия бывают строго запрещенными, нежелательными и действия нарушающие этикет поста.

    Обязательные действия Обязательные действия делятся на две категории: на внутренние обязательства (рукн) и внешние обязательства (шурут) и к ним можно отнести следующие вещи:

    Внутренние обязательства поста (рукн) - это есть его основа, не соблюдение которых приводит к нарушению поста: воздержание от еды, питья и полового сношения с наступлением рассвета до заката солнца.

    Внешние обязательства (шурут) делятся на три вида:

    · Условия обязательства (шурут вуджуб).

    · Условия исполнения обязательств (шурут адаи вуджуб).

    · Условия правильности исполнения (шурут сыхха).

    Условия обязательства:

    1. Ислам. Как известно, что пост является поклонением ради Всевышнего Аллаха, значит, требуется, чтобы постящийся был мусульманином и проявил свое подчинение к Аллаху и постился ради лика Его. Пост не принимается, пока человек не будет поститься ради Единого Всевышнего Аллаха.

    3. Совершеннолетие. Эти условия также обязательны для соблюдения поста. В исламе ребенок или сумасшедший не являются дееспособными, с них не требуется соблюдение канонов ислама, но надо отметить если ребенок будет поститься, то вознаграждение будет записываться как ребенку, так и родителям. Желательно приучать детей к посту с семилетнего возраста, заставлять же их поститься следует, когда они достигают десяти лет. Основанием являются слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: "Приучайте своих детей к молитве к семи годам и бейте (заставляйте) их, когда они достигнут десяти лет". Сунун Дар Кутани1\ 230 Делая сравнение к молитве ученые ислама говорят, что такое же положение касается и поста.

    4. Знание о наступлении месяца Рамадан. Незнание в исламе имеет значимость на прощение грехов и снятия исполнения обязательства.

    Условия исполнения обязательства:

    Этот пункт отличается от предыдущей тем, что на вышеперечисленных не возлагается соблюдение поста вообще, а эти две категории обязаны соблюдать пост в основе, но не обязаны в данном положении, но имеют право на соблюдение поста.

    1.Быть здоровым для соблюдения поста

    2.не находиться в пути (то есть не быть путником).

    Эти два условия разрешения разговения упоминаются в Коране в Суре "аль-Бакара" в 184 аяте: "А кто из вас болен или находится в пути то число других дней".

    Условия правильности исполнения: Несоблюдение этих условий приводит к нарушению поста.

    1. Намерение для соблюдения поста. Как сообщил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: "Каждое дело по намерению". Хадис приводит Аль-Бухари №1. Достаточно сделать намерение на соблюдение поста в Рамадан в начале месяца. Если даже не намеревается на Рамадан, то пост все равно будет считаться, как будто бы держал Рамадан.

    2. Женщине необходимо быть чистой от месячных и

    3. Послеродовых кровотечений. Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: "Во время месячных и послеродовых кровотечений мы оставляли пост и молитву, восполняли же только пост". Хадис приводит Имам Муслим № 335;

    4.Необходимо воздерживаться от поступков портящих пост.

    Желательные действия во время поста:

    1. Принятие "сухура" (ред.-завтрак постящегося до наступления рассвета. Как передается от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: "Ешьте перед рассветом, поистине в сухуре - есть благодать (баракят)". Хадис приводит аль-Бухари;

    2. Не откладывать разговение (ред. - ифтар). Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует сказал: "Люди будут пребывать во благе до тех пор, пока будут спешить с разговением" Хадис приводит аль-Бухари;

    3. Оставлять действия, которые в последствии могут привести к нарушению поста (как, например, долгое плавание в бассейне, кровопускание, пробовать еду на вкус, при приготовлении, полоскание горла;

    4. Кормить постящихся. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Кто накормит постящегося, то его вознаграждение подобно вознаграждению того постящегося, которого он накормил и не будет убавление награды у того постящегося". Это хадис приводит ат-Тирмизи в книге "Таргиб и Тархиб" 2\146;

    5. Начинать пост не в оскверненном состоянии. А при случае осквернения желательно искупаться до наступления зари;

    6. Произношение дуга при разговении (ред. - ифтаре): "Аллахумма лякя сумту ва аля ризкыкя афтарту ва аляйка таваккальту ва бикя амянту фагфирли ма каддамту ва ма аххарту";

    7. Сдерживать языка от лишних слов а части тела от ненужных поступков (как, например, пустословить, смотреть телевизор). Здесь речь идет о пустых делах, что касается запрещенных дел, то оставление их является обязательным как, например, распространять клевету, лгать;

    8. Побольше совершать добрые дела. Вознаграждение за благие дела в месяц Рамадан увеличивается до 70 раз;

    9. Постоянное чтение Корана и поминание Аллаха;

    10. Соблюдение "Игтикяфа" (ред. - нахождение в мечети), особенно, в последние десять дней. Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в последние 10 дней поклонялся так, как никогда не поклонялся в обычное время". Хадис приводится в Сборнике Муслима № 1175;

    11. Частое произношение слова "Аллахумма иннакя афуввун тухиббуль афва фагфу анни", что означает, "О Аллах поистине ты Прощающий и любишь прощать, так прости меня!".

    12. Ожидание ночи Предопределения.

    Второстепенные действия, в соблюдении которых нет ни греха, ни вознаграждения:

    1. Поцелуи, если человек возобладает собой. Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, целовал свою жену, будучи постящимся. Хадис приводится у аль-Бухари и Муслима;

    2. Нанесение сурьмы и благовоний;

    3. Чистка зубов, пользование мисваком. "Как передается от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он постоянно пользовался мисваком во время поста.". Этот хадис приводит ат-Тирмизи;

    4. Полоскание рта и носа;

    5. Недолгое купание. "Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, купался от осквернения, будучи постящимся". Это хадис приводится аль-Бухари, Муслим;

    6. Непроизвольное попадание снега или пыли в рот;

    7. Непреднамеренная рвота;

    8. Нюхать запахи.

    Положения, которые являются причинами для разрешения разговения человеку:

    1. Болезнь. Если пост является причиной приостановления лечения или усиления болезни;

    2. Путь, расстояние которого составляет более 89 километров. Человек становится путником с момента выезда с населенного пункта в котором проживал. Если человек начал поститься и если днем пришлось ему выехать в путь, то ему категорически запрещается прерывать пост в этот день. Разрешается путнику соблюдать пост во время пути если он уверен в себе и это ему не приносит неудобств. На это указывает аят Корана: "А кто из вас болен или находится в пути то число других дней." Сура "аль-Бакара" 184 аят;

    3. Беременность и кормление грудью, если есть угроза здоровью ребенка. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Поистине Всевышний Аллах снял путнику исполнения поста и сократил молитву, также Он снял обязательство поста с беременных и кормящих женщин". Передал Имам Ахмад, "Асхаб Суннан" книга Найлуль-Автар 4\230;

    4. Немощность по причине старости, неизлечимой болезни, инвалидности. Все ученые единогласны в этом законоположении. Ибн Аббас, да будет ловолен им Аллах, сказал по поводу слов Аллаха "А на тех кто может это, - выкуп накормлением бедняка" Сура "аль-Бакара" 184 аят: "Эти аяты касаются старых немощных людей, которые не могут поститься. Взамен за свое разговение, они должны накормить одного бедняка за каждый пропущенный день" Этот хадис приводит аль-Бухари;

    5. Принуждение, не зависящее от самого человека.

    Нежелательные действия во время поста:

    1. Проба пищи на вкус;

    2. Жевание чего-нибудь;

    3. Поцелуи если человек не сможет возобладать собой;

    4. Совершение таких действий, которые приводят к слабости организма и могут послужить причиной нарушения поста как, например, сдача крови во время поста;

    5. "Объединенный пост" - поститься два дня или больше последовательно не разговляясь между ними. Посланник. Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, постился несколько дней подряд и не разговлялся. Его сподвижники постились также и посланник. Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил им. Тогда посланник. Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Я не как вы, поистине Аллах кормит меня и поит" Хадис приводит Бухари и Муслим Найлуль Автар 4\219;

    6. Полоскание горла;

    7. Трата времени на пустые разговоры.

    Запрещенные действия - действия нарушающие пост, они делятся на два вида:

    1.Действия нарушающие пост и требующие восполнения и возмещения (60 дней непрерывного поста за один нарушенный день в месяц Рамадан). Таких нарушений два:

    1. Преднамеренное принятие пищи во время поста. Если же постящийся принял пищу по забывчивости, то его пост не нарушается. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Кто поест или попьет во время поста по забывчивости, то пусть не прерывает пост - поистине Аллах накормил его и напоил". Хадис приводит аль-Бухари №1831 и Муслим №1155;

    2. Преднамеренное половое соитие во время поста. Когда один бедуин совершил половой акт со своей женой, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, повелел ему освободить раба, а если нет, то поститься 60 дней непрерывно, а если не сможет то накормить 60 бедных. Хадис приводит Аль джамага, Найлуль Автар 4\214;

    Действия нарушающие пост и требует только восполнения (1 день поста за 1 нарушенный день в месяц Рамадан). Таких нарушений более 75(семидесяти пяти), но их можно упорядочить в трех правилах:

    1. Глотать то, что не является пищей или лекарством, как, например, пуговицу;

    2. Принятие пищи или лекарства по вышеперечисленным положениям, разрешающим разговение как, например, при болезни. Ошибочное проглатывание воды при омовении, допущение ошибки во времени разговения (принятие пищи, подумав, что солнце зашло, а это не так), преднамеренная рвота;

    3. Неполный половой акт (когда два половых органа не прикасались друг к другу) как, например, выход спермы при касании к жене.

    Дорогие братья и сестры, поздравляем вас еще раз с началом благословенного Рамадана. Пусть Аллах примет ваши посты, намазы, зикры и дуа. Ниже приводится небольшое напоминание для постящихся — какие действия можно совершать в пост, а какие могут его нарушить (согласно ханафитскому мазхабу).

    Данные действия НЕ нарушают пост:
    1. Есть и пить по забывчивости (но нужно сразу же прекратить, как только человек вспомнит, что держит пост!)

    2. Закапывать ушные капли (или попадание воды в уши во время купания)

    3. Глазные капли или контактные линзы

    4. Использование никотиновых пластырей, кремов, дезодорантов, других косметических средств или масла.

    5. Прикосновение или поцелуи супругов

    6. Непроизвольное семяизвержение или вовлечение в половой акт по забывчивости.

    7. Использование мисвака или зубной пасты, если нет опасности проглотить пасту.

    8. Анализы крови или хиджама, или любой способ извлечения крови.

    9. Начинать пост, находясь в состоянии большого осквернения.

    10. Инъекции, переливание крови, диализ почек или введение каких-то лекарств через капельницу.

    11. Лечение или удаление зубов, если нет опасности проглотить лекарство.

    12. Лапароскопия/иные хирургические вмешательства

    13. Рвота, произошедшая случайно или преднамеренно, если она не заполняет весь рот.

    14. Проглатывание рвотных масс ненамеренно.

    15. Вдыхание дыма или пыли ненамеренно.

    16. Проглатывание собственной слюны или слизи, даже если она спустилась в горло.

    17. Купание, если вода не попадает в нос или горло.

    18. Введение лекарств через интимные органы женщины или осмотр у врача-гинеколога (иные обследования этих органов).

    19. Злословие или ложь.
    Данные действия НАРУШАЮТ пост:
    1. Есть или пить сознательно, зная, что держишь пост.

    2. Проглатывание зубной пасты или жидкости для полоскания рта.

    3. Проглатывание пищи, застрявшей между зубами (даже на размер горошины).

    4. Проглатывание слюны другого человека (к примеру, другого супруга во время поцелуя).

    5. Использование назальных капель (закапывание в нос лекарства).

    6. Прием каких-либо лекарств через рот.

    7. Применение медицинских ингаляторов.

    8. Вдыхание дыма сознательно (при курении, например).

    9. Сознательное совершение полового акта.

    10. Семяизвержение, вызванное сознательной стимуляцией (к примеру, мастурбация).

    11. Эндоскопические исследования (введение зонда через рот или прямую кишку, поскольку их смазывают лекарствами).

    12. Введение каких-то веществ через прямую кишку (клизма, например).

    Примечание: Еда, питье и совершение полового акта намеренно в течение дня поста требуют каффары (непрерывного поста в течение 60 дней).

    Что можно, а что нельзя во время уразы? Отвечая на этот вопрос, хотелось бы указать, что разрешенные действия бывают обязательными, желательными и второстепенными, также как и запретные действия бывают строго запрещенными, нежелательными и действия нарушающие этикет поста.

    Обязательные действия Обязательные действия делятся на две категории: на внутренние обязательства (рукн) и внешние обязательства (шурут) и к ним можно отнести следующие вещи:

    Внутренние обязательства поста (рукн) - это есть его основа, не соблюдение которых приводит к нарушению поста: воздержание от еды, питья и полового сношения с наступлением рассвета до заката солнца.

    Внешние обязательства (шурут) делятся на три вида:

    · Условия обязательства (шурут вуджуб).

    · Условия исполнения обязательств (шурут адаи вуджуб).

    · Условия правильности исполнения (шурут сыхха).

    Условия обязательства:

    1. Ислам. Как известно, что пост является поклонением ради Всевышнего Аллаха, значит, требуется, чтобы постящийся был мусульманином и проявил свое подчинение к Аллаху и постился ради лика Его. Пост не принимается, пока человек не будет поститься ради Единого Всевышнего Аллаха.

    3. Совершеннолетие. Эти условия также обязательны для соблюдения поста. В исламе ребенок или сумасшедший не являются дееспособными, с них не требуется соблюдение канонов ислама, но надо отметить если ребенок будет поститься, то вознаграждение будет записываться как ребенку, так и родителям. Желательно приучать детей к посту с семилетнего возраста, заставлять же их поститься следует, когда они достигают десяти лет. Основанием являются слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: "Приучайте своих детей к молитве к семи годам и бейте (заставляйте) их, когда они достигнут десяти лет". Сунун Дар Кутани1\ 230 Делая сравнение к молитве ученые ислама говорят, что такое же положение касается и поста.

    4. Знание о наступлении месяца Рамадан. Незнание в исламе имеет значимость на прощение грехов и снятия исполнения обязательства.

    Условия исполнения обязательства:

    Этот пункт отличается от предыдущей тем, что на вышеперечисленных не возлагается соблюдение поста вообще, а эти две категории обязаны соблюдать пост в основе, но не обязаны в данном положении, но имеют право на соблюдение поста.

    1.Быть здоровым для соблюдения поста

    2.не находиться в пути (то есть не быть путником).

    Эти два условия разрешения разговения упоминаются в Коране в Суре "аль-Бакара" в 184 аяте: "А кто из вас болен или находится в пути то число других дней".

    Условия правильности исполнения: Несоблюдение этих условий приводит к нарушению поста.

    1. Намерение для соблюдения поста. Как сообщил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: "Каждое дело по намерению". Хадис приводит Аль-Бухари №1. Достаточно сделать намерение на соблюдение поста в Рамадан в начале месяца. Если даже не намеревается на Рамадан, то пост все равно будет считаться, как будто бы держал Рамадан.

    2. Женщине необходимо быть чистой от месячных и

    3. Послеродовых кровотечений. Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: "Во время месячных и послеродовых кровотечений мы оставляли пост и молитву, восполняли же только пост". Хадис приводит Имам Муслим № 335;

    4.Необходимо воздерживаться от поступков портящих пост.

    Желательные действия во время поста:

    1. Принятие "сухура" (ред.-завтрак постящегося до наступления рассвета. Как передается от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: "Ешьте перед рассветом, поистине в сухуре - есть благодать (баракят)". Хадис приводит аль-Бухари;

    2. Не откладывать разговение (ред. - ифтар). Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует сказал: "Люди будут пребывать во благе до тех пор, пока будут спешить с разговением" Хадис приводит аль-Бухари;

    3. Оставлять действия, которые в последствии могут привести к нарушению поста (как, например, долгое плавание в бассейне, кровопускание, пробовать еду на вкус, при приготовлении, полоскание горла;

    4. Кормить постящихся. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Кто накормит постящегося, то его вознаграждение подобно вознаграждению того постящегося, которого он накормил и не будет убавление награды у того постящегося". Это хадис приводит ат-Тирмизи в книге "Таргиб и Тархиб" 2\146;

    5. Начинать пост не в оскверненном состоянии. А при случае осквернения желательно искупаться до наступления зари;

    6. Произношение дуга при разговении (ред. - ифтаре): "Аллахумма лякя сумту ва аля ризкыкя афтарту ва аляйка таваккальту ва бикя амянту фагфирли ма каддамту ва ма аххарту";

    7. Сдерживать языка от лишних слов а части тела от ненужных поступков (как, например, пустословить, смотреть телевизор). Здесь речь идет о пустых делах, что касается запрещенных дел, то оставление их является обязательным как, например, распространять клевету, лгать;

    8. Побольше совершать добрые дела. Вознаграждение за благие дела в месяц Рамадан увеличивается до 70 раз;

    9. Постоянное чтение Корана и поминание Аллаха;

    10. Соблюдение "Игтикяфа" (ред. - нахождение в мечети), особенно, в последние десять дней. Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в последние 10 дней поклонялся так, как никогда не поклонялся в обычное время". Хадис приводится в Сборнике Муслима № 1175;

    11. Частое произношение слова "Аллахумма иннакя афуввун тухиббуль афва фагфу анни", что означает, "О Аллах поистине ты Прощающий и любишь прощать, так прости меня!".

    12. Ожидание ночи Предопределения.

    Второстепенные действия, в соблюдении которых нет ни греха, ни вознаграждения:

    1. Поцелуи, если человек возобладает собой. Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, целовал свою жену, будучи постящимся. Хадис приводится у аль-Бухари и Муслима;

    2. Нанесение сурьмы и благовоний;

    3. Чистка зубов, пользование мисваком. "Как передается от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он постоянно пользовался мисваком во время поста.". Этот хадис приводит ат-Тирмизи;

    4. Полоскание рта и носа;

    5. Недолгое купание. "Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, купался от осквернения, будучи постящимся". Это хадис приводится аль-Бухари, Муслим;

    6. Непроизвольное попадание снега или пыли в рот;

    7. Непреднамеренная рвота;

    8. Нюхать запахи.

    Положения, которые являются причинами для разрешения разговения человеку:

    1. Болезнь. Если пост является причиной приостановления лечения или усиления болезни;

    2. Путь, расстояние которого составляет более 89 километров. Человек становится путником с момента выезда с населенного пункта в котором проживал. Если человек начал поститься и если днем пришлось ему выехать в путь, то ему категорически запрещается прерывать пост в этот день. Разрешается путнику соблюдать пост во время пути если он уверен в себе и это ему не приносит неудобств. На это указывает аят Корана: "А кто из вас болен или находится в пути то число других дней." Сура "аль-Бакара" 184 аят;

    3. Беременность и кормление грудью, если есть угроза здоровью ребенка. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Поистине Всевышний Аллах снял путнику исполнения поста и сократил молитву, также Он снял обязательство поста с беременных и кормящих женщин". Передал Имам Ахмад, "Асхаб Суннан" книга Найлуль-Автар 4\230;

    4. Немощность по причине старости, неизлечимой болезни, инвалидности. Все ученые единогласны в этом законоположении. Ибн Аббас, да будет ловолен им Аллах, сказал по поводу слов Аллаха "А на тех кто может это, - выкуп накормлением бедняка" Сура "аль-Бакара" 184 аят: "Эти аяты касаются старых немощных людей, которые не могут поститься. Взамен за свое разговение, они должны накормить одного бедняка за каждый пропущенный день" Этот хадис приводит аль-Бухари;

    5. Принуждение, не зависящее от самого человека.

    Нежелательные действия во время поста:

    1. Проба пищи на вкус;

    2. Жевание чего-нибудь;

    3. Поцелуи если человек не сможет возобладать собой;

    4. Совершение таких действий, которые приводят к слабости организма и могут послужить причиной нарушения поста как, например, сдача крови во время поста;

    5. "Объединенный пост" - поститься два дня или больше последовательно не разговляясь между ними. Посланник. Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, постился несколько дней подряд и не разговлялся. Его сподвижники постились также и посланник. Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил им. Тогда посланник. Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Я не как вы, поистине Аллах кормит меня и поит" Хадис приводит Бухари и Муслим Найлуль Автар 4\219;

    6. Полоскание горла;

    7. Трата времени на пустые разговоры.

    Запрещенные действия - действия нарушающие пост, они делятся на два вида:

    1.Действия нарушающие пост и требующие восполнения и возмещения (60 дней непрерывного поста за один нарушенный день в месяц Рамадан). Таких нарушений два:

    1. Преднамеренное принятие пищи во время поста. Если же постящийся принял пищу по забывчивости, то его пост не нарушается. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Кто поест или попьет во время поста по забывчивости, то пусть не прерывает пост - поистине Аллах накормил его и напоил". Хадис приводит аль-Бухари №1831 и Муслим №1155;

    2. Преднамеренное половое соитие во время поста. Когда один бедуин совершил половой акт со своей женой, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, повелел ему освободить раба, а если нет, то поститься 60 дней непрерывно, а если не сможет то накормить 60 бедных. Хадис приводит Аль джамага, Найлуль Автар 4\214;

    Действия нарушающие пост и требует только восполнения (1 день поста за 1 нарушенный день в месяц Рамадан). Таких нарушений более 75(семидесяти пяти), но их можно упорядочить в трех правилах:

    1. Глотать то, что не является пищей или лекарством, как, например, пуговицу;

    2. Принятие пищи или лекарства по вышеперечисленным положениям, разрешающим разговение как, например, при болезни. Ошибочное проглатывание воды при омовении, допущение ошибки во времени разговения (принятие пищи, подумав, что солнце зашло, а это не так), преднамеренная рвота;

    3. Неполный половой акт (когда два половых органа не прикасались друг к другу) как, например, выход спермы при касании к жене.

    На вопросы отвечает исламовед Шерзод Пулатов.

    Считанные часы остаются до начала священного для всех мусульман месяца Рамадан. В этом году он продлится с 27 мая по 25 июня 2017 года.

    В эти дни мусульмане всего мира будут держать пост (на тюркских и персидском языках - Ураза, а на арабском произносится - Саум), то есть воздержание в дневное время суток от еды и питья, супружеской близости, непристойной мысли, слова или взора.

    Информационно-консультативный центр «Горячая линия 114» по вопросам религии собрал для вас самые распространенные вопросы, касающиеся выполнения этого столпа ислама.

    На вопросы отвечает Шерзод Пулатов, исламовед, член Ассамблеи народа Казахстана, эксперт АЦИР, сертифицированный медиатор (Peace Institute New York).

    Какое значение поста в месяц Рамазан для мусульман?

    Мусульманский пост делится на два вида: обязательный и добровольный. К обязательным постам относится пост в месяц Рамазан. А к добровольным относятся посты, которые соблюдал Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) в другое от месяца Рамазан время и советовал мусульманам его соблюдение.

    Необходимо отметить, что важную значимость поста в Рамазан, придает именно тот факт, что в этом месяце Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) начало ниспосылаться откровение – это первые стихи (аяты) Корана.

    Известно, что в один из последних десяти дней месяца Рамазан наступает ночь предопределения. Мольбы в эту ночь принимаются, а поклонение приравнивается к поклонению тысячи месяцев, что примерно составляет 83 года. Многие ученные предполагают, что она наступает в ночь с 26 на 27 месяца Рамазан, даже при наличии в достоверных хадисах сведений о ее признаках, никто не может с уверенностью сказать о точной дате наступления данной ночи.

    В Коране об этом говорится в суре "Предопределение": "Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в ночь предопределения. Откуда ты мог знать, что такое ночь предопределения? Ночь предопределения лучше тысячи месяцев. В эту ночь ангелы и Дух (Джабраил) нисходят с дозволения их Господа по всем Его повелениям. Она благополучна вплоть до наступления зари".

    О значимости поста имеется множество хадисов (изречений) Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Так в широко известном хадисе, приведенном в сборнике "Аль-Бухари", в котором Абу Хурайра передает, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Вознаграждение за каждое деяние сына Адама увеличивается от десяти до семисот раз". Великий и Могучий Аллах сказал: "Кроме поста. Поистине, пост - для Меня, и Я вознаграждаю за него. Раб оставляет свою страсть и еду ради Меня, и постящийся испытывает радость дважды: при разговении и при встрече со своим Господом».

    В другом хадисе, также приведенном в сборнике "Аль-Бухари", сообщается со слов Абу Хурайры, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Когда наступает Рамадан, врата Рая открываются, врата Ада закрываются, и шайтанов заковывают в цепи».

    Какие имеются доказательства, предписывающие мусульманам обязательное соблюдение поста?

    Пост в месяц Рамазан является одним из пяти столпов ислама и обязателен к исполнению для всех мусульман. Однако соблюдение поста не является новым обязательством для мусульман, пришедшим с приходом ислама, так как его соблюдение предписывалось народам, жившим и в прежние времена, называемым в Коране народами писания (иудеи и христиане).

    Об этом говорится в Коране в суре "Корова" стих 183: "О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, - быть может, вы устрашитесь".

    Соблюдая пост в этот месяц, мусульмане испытывают силу своей веры и проявляют терпение и умение совладать над своими желаниями и страстями. Прямые доказательства об обязательном соблюдении поста имеются как в Коране, так и в изречениях Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).

    Таким образом, мы можем наблюдать предписание об обязательном посте в месяц Рамазан в суре "Корова" в 185 стихе, где говорится: "В месяц Рамазан был ниспослан Коран - верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны".

    В хадисе, приведенном в сборнике "Аль-Бухари", сообщается со слов Ибн Умара, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Ислам основывается на пяти составляющих: свидетельстве, что нет никого и ничего достойного поклонения кроме Всевышнего Аллаха; совершении обязательной пятикратной молитвы; выплате закята; совершении паломничества в Мекку; соблюдении поста в месяце Рамазан».

    Кроме приведенных выше доказательств, существуют множество стихов в Коране, в которых говорится о том, какие правила предписаны для соблюдения поста и существует ряд достоверных хадисов, где показано как Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) соблюдал пост во время месяца Рамазан, а также соблюдал добровольные посты в другие месяцы года.

    Кому положено соблюдать мусульманский пост, и есть ли исключение из правил?

    Соблюдение поста в месяц Рамазан является обязательным предписанием для каждого здорового, сознательного, совершеннолетнего мусульманина.
    Пожилые люди и хронически больные, которые не способны соблюдать пост в течение года, освобождаются от поста. Они обязаны выплачивать (т.н. фидйю-садака), то есть накормить одного бедного мусульманина за каждый день поста. Разрешается накормить 30 человек одновременно либо в разное время. Женщины в положении и кормящие грудью могут не соблюдать пост, но обязаны восполнить его позже.

    Путешественникам или путникам разрешается не соблюдать пост в месяце Рамадан, но они также обязаны возместить утраченный пост в течение года. Согласно норм исламского права (шариата), путником (мусаффиром) считается человек, который отъехал от своего населенного пункта более чем на 88 км в соответствии с правилами ханафитской правовой школы. Кроме того, чтобы путнику дозволялось не соблюдать пост, необходимо, чтобы путешествие продолжалось до конца дня. Тому, кто ещё будучи дома начал соблюдать пост - то есть, он вышел в путь после времени фаджр (утренней молитвы), не разрешается разговляться, т. е. прерывать пост.

    Пост в Рамазан не разрешается держать женщинам во время месячных (хайд) и послеродовых кровотечений (нифас). Если женщина будет поститься во время хайда или нифаса, это считается грехом. Пропущенные дни поста нужно будет также восполнить позже.

    Не держат пост душевнобольные и умственно отсталые люди, а также дети, не достигшие возраста булюг (полового созревания, после которого человек становится совершеннолетним по шариату, для мальчиков это 12-15 лет, для девочек – 9-15).

    Однако пропущенные по таким уважительным причинам дни поста обязательно нужно будет восполнить после окончания Рамадана (в любое время в течение года, но желательно - до начала следующего Рамадана).
    Если у человека имеется какая-то хроническая болезнь, которая не позволяет ему держать пост (к примеру, диабет или язва желудка, когда нельзя долго быть без пищи), и установлено врачами, что его состояние ухудшается от продолжительного голодания, ему дозволено не держать пост.

    В стихе 184 суры "Корова" об этом говорится следующим образом: "Поститься следует считанное количество дней. А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка. А если кто добровольно совершает доброе дело, то тем лучше для него. Но вам лучше поститься, если бы вы только знали!"

    Какие действия нарушают пост и как его восполнять?

    Как мы говорили ранее, пост нарушают менструация и послеродовое кровотечение (если наступает до захода солнца), восполняется другим днем в течение года.

    Половое сношение (совершивший его днем в месяц Рамадан обязан поститься 60 дней подряд для искупления греха; нарушивший пост в один из этих дней обязан начать этот пост заново; женщина, вступившая в подобную связь не по своему желанию должна только возместить пост без искупления).

    Преднамеренная рвота.

    Отклонение от намерения держать пост, даже если не разговелся.

    Еда и питье (если постящийся поел или выпил по забывчивости, то его пост не нарушается).

    Курение, жевание жевательной резинки, уколы с целью парентерального питания.

    Преднамеренное возбуждение с выделением спермы.

    Все указанные выше нарушения поста, которые не носят в себе искупление, восполняются другим днем в течение года.

    Какие действия не нарушают пост?

    Купание для очищения от осквернения либо с другой целью. Уколы (кроме питательных и витаминов) и закапывания в глаз. Прием пищи или воды по забывчивости. Полоскание рта и носа без проглатывания воды. Определение кончиком языка вкуса пищи при ее приготовлении. Использование сурьмы. Глотание слюны, пыли и дыма. Кровопускание в лечебных или других целях. Поцелуй жены (для тех, кто в состоянии контролировать себя). Выделения из половых органов без семяизвержения. Ночью в месяц рамазан разрешается, есть, пить и совершать половой акт с супругой.

    Что такое фитр-садака и как его выплачивать?

    Все мусульмане обязаны выплачивать фитр-садака (закят аль-фитр), которое выплачивается за мужчину, женщину, маленького, взрослого и даже за плод во чреве матери (только за мусульман). Закят аль-фитр нужно выплачивать в количестве одного са" фиников, ячменя, пшеницы, кишмиша, риса или сыра. Один са" равен 2,4 кг. Выплачивается до выхода людей на праздничную молитву (айт намаз). Можно его выплачивать и за два дня до праздника. Глава семьи выплачивает закят аль-фитр за себя, своих детей, своих жен и даже за ребенка в чреве матери и распределяет среди бедных, нищих, сирот и нуждающихся.

    В хадисе, приведенном в сборнике "Аль-Бухари", сообщается что Ибн ‘Умар рассказывал: "Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вменил в обязанность раздавать закят аль-фитр в виде одного са’ еды. Он вменил это рабу и свободному, мужчине и женщине, малому и старому из числа мусульман, повелев делать это перед выходом на праздничную молитву".

    На заседании президиума Духовного управления мусульман Казахстана, прошедшего в Усть-Каменогорске, был установлен размер закят-уль-фитра для мусульман в период Рамадана в 2017 году. Сумма закят-уль-фитра определена с учётом средней цены за пшеницу на рынках каждой области страны. Единогласным решением членов заседания президиума установлена сумма в размере 300 тенге.

    Разрешено ли не держать пост тому, у кого тяжелая работа?

    Сам пост является непростым испытанием для нас. Ведь и суть поста в Рамазан состоит в том, чтобы обуздать свои страсти и желания (нафс), воспитать себя посредством воздержания от еды, питья, суметь подчинить разуму инстинкты, не идя на поводу у чревоугодия ради довольства Аллаха. Поэтому, если кратковременный отказ от еды и питья, не влечет за собой опасности смерти или не наносит большой вред здоровью, то есть не приведет к тому, что постящийся может потерять сознание, то из-за малых неудобств отказываться от намерения поститься и нарушить тем самым повеление Всевышнего, будет неправильным.

    Необходимо ли во время Рамазана исключать использование Интернета и мобильных приложений?

    В наши дни среди мусульман, которые намереваются соблюдать пост, гуляет такое мнение, что во время поста необходимо отгородить себя от всего мирского, например, не использовать Интернет и удалить все мобильные приложения, которые могут отвлекать постящегося.

    Да, конечно, как мы говорили ранее, пост включает в себя воздержание от мирских благ в определенный период времени, которое включает в себя отказ в дневное время суток от еды и питья, супружеской близости, непристойной мысли, слова или взора, в общем временный отказ от всего того, что любит человеческая душа, и от чего человек получает наслаждение и удовольствие.

    Однако это не значит, что человек должен полностью отключаться от повседневной жизни. Мусульманин во время поста должен продолжать работать, трудиться и заниматься другими своими делами, как это он делал в обыденные дни, но придерживаясь правил, которые прописаны для постящегося. Необходимо отметить, что мусульманин, придерживающийся поста, должен в первую очередь поменять свое мировоззрение вместе с образом своей жизни, должен стараться стать лучше, исправить свои недостатки.

    Так же обстоит дело и с использованием Интернета или мобильных приложений. Если в обычные дни мусульманин бессмысленно и бесполезно для себя и окружающих проводил время в Интернете или в использовании приложений, то во время поста нужно пересмотреть свои интересы и приложить максимум усилий для направления данного времени и тех ресурсов, которые он имеет, во благо своего духовного совершенствования и пользы окружающих. Например, эти же ресурсы можно использовать для самообразования, совершенствования своих моральных качеств и духовного обогащения. Общаясь в тех же мобильных приложениях - не впадать в бессмысленную беседу, как он делал ранее, а наоборот применить эту возможность для совершения благих дел. Во время поста мусульманин должен сделать работу над своими ошибками, и так настроить себя, чтобы в течение последующего года, он смог продолжить вести себя так же, как он это делал на протяжении месяца Рамазан.

    Можно ли держать пост три дня в начале месяца, три дня в середине и три дня в конце?

    Пост в месяц Рамазан обязателен мусульманам для соблюдения в полном объеме, и исключения существуют для отдельных случаев, которые мы описали в предыдущих вопросах.

    В народе существует мнение о том, что в Рамазан разрешается поститься по три дня, однако никаких доводов, дозволяющих поститься таким методом, в священном месяце не существует. Такое мнение у мусульман, скорее всего, образовалось в связи с существованием хадисов, которые гласят о ежемесячном трехдневном добровольном посте, которые пророк совершал и советовал своим сподвижникам. Например, в хадисе, приведенном в сборнике "Ат-Тирмизи" Пророк (мир ему и благословение) повелел Абу Хурайре выполнять три действия, одним из которых был трехдневный пост в каждом месяце.

    Другой пример, в хадисе, приведенном в сборнике "Ат-Тирмизи", сообщается, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал Абу Зарру "Если ты будешь поститься три дня каждый месяц, то постись тринадцатого, четырнадцатого и пятнадцатого числа".

    Необходимо разъяснить, что указанные хадисы были сказаны о добровольных постах в другие месяцы года. Эти хадисы не имеют отношения к месяцу Рамазан, так как поститься в нем нужно весь месяц.

    Самые интересные новости в нашем