• Добрые и злые духи древних славян. Славянский бог воды и противоречия мифологии. Славянская богиня воды Дана

    Славяне – крупнейшая в Европе группа народов, объединенная общностью происхождения и родством языков. В эту группу входят восточные славяне (русские, украинцы, белорусы), западные (поляки, чехи, словаки, лужичане, кашубы), южные (болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, боснийцы).

    Славянская мифология – совокупность мифологических представлений древних славян (праславян) времени их единства (до конца 1-го тыс. н. э.).

    Развиваясь, славянская мифология прошла через три этапа - духов, божеств природы и богов-кумиров (идолов). Славяне почитали богов жизни и смерти (Жива и Морана), плодородия и растительного царства, небесных светил и огня, неба и войны; олицетворялись не только солнце или вода, но и многочисленные домовые и лесные духи;

    Баба – яга

    Баба – Яга – древнейший персонаж славянской мифологии род ведьмы, злой дух, под личиною безобразной старухи. Первоначально это было божество смерти: женщины со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших в царство мёртвых. Этим она немного напоминала древнегреческую деву-змею Ехидну. Согласно античным мифам, от брака с Гераклом Ехидна родила Скифов, а скифы считаются древнейшими предками славян.

    Смерть предает усопших Бабе - Яге, вместе с которой она разъезжает по белу свету. При этом Баба – Яга и подвластные ей ведьмы питаются душами покойников и от того делаются лёгкими, как сами души.

    Но все - таки Баба – Яга – существо более опасное, обладающее куда большей силою, чем какая – то ведьма. Чаще всего она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мертвых и живых. Не зря же её избушка обнесена частоколом из человеческих костей и черепов, и во многих сказках Баба – Яга питается человечиной, да и сама зовётся «костяная нога».

    даже когда баба-яга предстаёт в самом неприглядном виде и отличается лютостью натуры, она ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями.

    Эта старая колдунья не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе (то есть самокатной колеснице), и когда прогуливается, то понуждает ступу бежать скорее, ударяя железной палицей или пестом. А чтобы, для известных ей причин, не видно было следов, заметаются они за нею особенными, к ступе приделанными метлою и помелом. Служат ей лягушки, черные коты, в их числе Кот Баюн, вороны и змеи: Все существа, в которых уживается и угроза, и мудрость.

    в волшебных сказках она действует в 3 воплощениях. Яга-богатырша обладает мечом кладенцом и на равных бьётся с богатырями. Яга-похитительница крадёт детей, иногда бросая их на крыши родного дома уже мёртвыми, но чаще всего унося в свою избушку на курьих ножках, или в чистое поле, или под землю. И, на конец, яга-дарительница приветливо встречает героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, даёт полезные советы, вручает богатырского коня или щедрые дары, например, волшебный клубочек, ведущей к чудесной цели, и т. д.

    Лесовик-леший-дух и хранитель леса в славянской мифологии, который живет в лесной чащобе. Он умеет оборачиваться, являться в виде дряхлого старика, либо дерева, медведя. Иногда он кричит в лесу и пугает людей. Леший - волчий и медвежий пастух, ему подчиняются все звери в лесу. Он охраняет лес и лесных зверей, потому его опасаются лесорубы и охотники. Прознав, что в какой-то чаще живет леший, люди обходят ее стороной. Она считается заповедной, священной рощей.

    Леший начальник над всеми деревьями и зверями, без его разрешения в лес заходить не стоит. Леший то ростом с траву, то высотой с сосну, а обычно – простой мужичок, только кафтан у него запахнут на правую сторону и обутка обута наоборот; глаза горят зеленым огнем, волосы у Лешего длинные серо-зеленные, на лице нет ни ресниц, ни бровей.

    Обличием с человека схож, да только весь с головы до пят шерстью оброс. Встречному старается прикинуться человеком, но легко его разоблачить, когда глянешь через правое ухо коня.

    Леший любит морочить голову путникам и сбивать их с тропинки, путая тропы и начиная водить кругами. Может он действовать и заочно, издавая дикие, наводящие ужас крики, отчего человек сбивается с пути и затем долго плутает. Довольный, что шутка удалась, леший истошно хохочет и хлопает в ладоши, что, бесспорно, радости заблудившимся не прибавляет. Единственным средством против этих злых козней в народе считался следующий метод: обнаружив, что пути-дороги потеряны, следует вывернуть и надеть абсолютно всю одежду наизнанку – и тогда чары развеиваются, и горе-путнику удается покинуть страшный лес

    Леший может обойти вокруг неосторожного человека, и тот долго будет метаться внутри волшебного круга, не в силах переступить замкнутую черту. Но Леший, как и вся живая, природа умеет воздавать добром за добро. А нужно ему только одно: чтобы человек, входя в лес, уважал лесные законы, не причинял лесу вреда. И очень обрадуется Леший, если оставить ему где-нибудь на пеньке лакомства, какие в лесу не растут, пирожок, пряник, и сказать вслух спасибо за грибы, за ягоды.

    Забавное поверье связано в народе с днем 17 октября. «На Ерофея, - считали крестьяне,- лешие с лесом расстаются». Именно в этот день они ломают деревья, гоняют зверей по лесу до тех пор, пока не проваливаются под землю. Не полагалось в эту пору даже заглядывать в лес – там страшно: «леший бесится».

    Леший был полноправным господином лесов. Но при этом он не гнушалсяпокинуть свою территорию и досаждать людям в их жилищах. Сказывают, что лешие жили в лесу в избушке, брали в жены заблудившихся девушек, и вели самое обычное хозяйство. Необходимую еду Лешие добывали в деревне: смотрели, кто из хозяек не благословляет пищу, кто ленится перекрасить домашнюю утварь и одежду, кто не читает молитву перед дойкой или севом,- а затем похищали всю это не благословлённое добро. Впрочем, одинокие Лешие обитали в густых камышах или лесных трущобах, и в основном развлекались заморачиванием людей. Подчиняется Богу Яриле и его отцу – Велесу.

    Водяно́й

    Водяно́й - в славянской мифологии дух, обитающий в воде, хозяин вод.

    Когда в половодье от весеннего таяния снегов или от долгих проливных дождей выступит река из своих берегов и стремительным напором волн поломает мосты, плотины и мельницы, крестьяне думают, что это водяные подпили на свадьбе, предались буйному веселью и пляскам и в своей гульбе разрушили все встречные преграды. Ну а когда жена водяного должна родить, он принимает вид обыкновенного человека, является в город или деревню, приглашает к себе повивальную бабку, ведет в свои подводные владения, а потом щедро награждает за труд серебром и золотом. Рассказывают, что однажды рыбаки вытащили в сетях ребенка, который резвился и играл, когда его опускали в сетях в воду, но томился, грустил и плакал, когда приносили в избу. Ребенок оказался детищем водяного; рыбаки отпустили его к отцу с условием, чтобы тот нагонял им в сети как можно больше рыбы, и это условие было соблюдено. Впрочем, если водяной идет в люди, пусть и приняв человеческий облик, его легко узнать, потому что с левой полы его постоянно капает вода: где бы он ни сел, место постоянно оказывается мокрым, а начнет причесываться - и с волос струится водица.

    Облик водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Он опутан тиной, имеет большую окладистую бороду(по некоторым источникам до пояса), зеленые усы. Мог обернуться крупной рыбой, бревном, утопленником, ребёнком или лошадью. Кроме того, выступает в облике мужчины с отдельными чертами животного (лапы вместо рук, рога на голове), или безобразного старика, опутанного тиной, с большой бородой и зелеными усами.

    Из воды выходит редко; его любимым местом являются речные омуты, да притом около водяных мельниц. Любит ночевать под мельничным колесом, где струя воды вымывает глубокие омуты. Водяной тоже требует к себе уважения. Месть его заключается в порче мельниц, в разгоне рыбы, а иногда, говорят, он посягает и на жизнь человека. Ему приписывают сома, как любимую рыбу, на которой он разъезжает и которая ему доставляет утопленников. За это сома в народе называют «чёртова лошадь». Особенно любит водяной забираться на ночлег под водяную мельницу, возле самого колеса, оттого в старину всех мельников непременно числили колдунами. Однако есть у водяных и свои дома: в зарослях тростника и осоки выстроены у них богатые палаты из ракушек и самоцветных речных

    Водяные утаскивали людей себе на дно, пугали и топили купающихся. Эти поверья о водяных сопоставимы с легендой о морском (водяном, поддонном) царе, отразившейся в русских былинах о Садко. В волшебных сказках водяной схватывает свою жертву, когда она пьет из ручья или колодца, требует у захваченного царя или купца сына в залог, и т. п. В славянских поверьях о водяном и морском царе можно видеть отражение на более низком уровне мифологической системы представлений, некогда относившихся к особому богу моря и вод.

    Итак, вода - как и другие природные сути - была для славянских язычников исконно доброй, дружественной стихией. Но, как и все стихии требовала обращения с нею на "вы". Могла ведь и утопить, погубить ни за что. Могла потребовать жертв. Могла смыть деревню, поставленную "без спросу " у Водяного - мы бы сказали теперь, без знания местной гидрологии. Вот почему Водяной часто выступает в легендах как существо, враждебное человеку. Видимо славяне, как опытные жители леса, заблудиться боялись все-таки меньше, чем утонуть, поэтому и Водяной в сказаниях выглядит опаснее Лешего.

    Водяному приписывают то же значение, что и домовому, чему служит доказательством пословица: «дедушка водяной, начальник над водой». Ему также приписывают власть над русалками, ундинами и прочими водяными жителями, которые поэтому не составляют самобытного божества. Водяные пасут на дне рек и озёр стада своих коров - сомов, карпов, лещей и прочей рыбы. Командует русалками, ундинами и прочими водными жителями. Вообще он добрый, но иногда любит водяной побаловаться и затащить на дно какого-нибудь зазевавшегося человека, чтобы он его развлекал. Утопленники кстати тоже ходят в услужении у водяного. Особой силой наделялись родниковые Водяные, ведь родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна - самого сильного божества. Такие ключи назывались «гремячими», и это сохранилось в названии многих источников.

    В своей родной стихии водяной неодолим, а на земле сила его слабеет. Но уж на реках все рыбы ему подвластны, все бури, штормы и ураганы: он бережет пловца - или топит его; дает рыбаку счастливый улов - или рвет его сети. Случается, что рыбаки, подымая невод, вытаскивают вместе с рыбою и «водяного чуду», который тотчас же разрывает сеть, ныряет - и уводит за собою всю добычу. Один рыбак, завидев, что река несет мертвое тело, взял утопленника в лодку, но, к его ужасу, мертвец вдруг ожил: вскочил, захохотал и бросился в пучину. Так подшутил над ним водяной.

    Можно увидеть, что при молодой луне волосы его свежи и зелены, будто водоросли, а на исходе месяца - седы. Так же меняется и возраст водяного: при рождении месяца он молод, на ущербе - стар. Летом он бодрствует, а зимой спит, ибо зимние холода запирают дожди и застилают воды льдами. С началом же весны, в апреле, водяной пробуждается от зимней спячки, голодный и сердитый, как медведь: с досады ломает он лед, вздымает волны, разгоняет рыбу в разные стороны, а мелкую и совсем замучивает. В эту пору гневливого властелина реки ублажают жертвами: поливают воду маслом, даруют гусей - любимую птицу водяного.

    Сила Кощея

    Кощей связан со стихией воды: Вода придаёт Кощею сверхъестественную силу. Выпив три ведра воды, принесенные ему Иваном-царевичем, Кощей разрывает 12 цепей и освобождается из подземелья Марьи Моревны.

    Кощей является весьма могущественным чародеем, что также подтверждается в сказке «Иван Соснович», где Кощей превращает в камень целое царство.

    1)В сказке «Елена Прекрасная» превращает Ивана Царевича в орех. 2)В сказке «Царевна Лягушка» наказывает царевну надевая на неё мощным заклятием лягушачью кожу. 3)В сказке «Царевна-Змея» превращает царевну в змею. 4)Также Кощей. любитель превращаться в ворона

    Существует также версия, согласно которой Кощей принимает смерть от своего волшебного коня. В народной сказке о Марье Моревне Кощей принимает смерть от коня: Иван откормил жеребёнка на зелёных лугах и вырос из него славный конь. Поехал он на коне за Марьей и снова её от Кощея увёз. Кощей попробовал было за ними угнаться, но теперь у Ивана конь был даже ещё лучше Кощеева коня. Долго ли, коротко ли, нагнал Кощей беглецов и хотел разрубить Ивана саблей, но Иванов конь ударил Кощея и размозжил ему голову. Иван развёл огонь и сжёг Кощея на костре, а пепел его пустил по ветру. Хотя, возможно, смерть от коня представляет собой более раннюю версию. 5 слайд. Также существует версия сказки о Марье Моревне, где Иван не сжигает труп Кощея, а добивает его палицей после того, как его лягнул богатырский конь.

    Также во многих сказках упоминается, что Кощей является пленником, триста лет пробывшим в заточении либо в башне, либо в подземелье, скованным цепями

    Происхождение слова «кощей»

    1версия. Слово «кощей» в XII веке означало раба, пленника; в Слове о полку Игореве термин упомянут дважды: Игорь, попав в плен к Кончаку, садится «в седло кощеево»; автор «Слова» говорит, что если бы против половцев явился на помощь Всеволод Юрьевич Большое Гнездо, то рабыня была бы по ногате, а кощей по резане.

    В этом же значении кощей фигурирует в Ипатьевской летописи. В берестяных грамотах XII века из Новгорода и Торжка Кощей (также Кошькей, с диалектным новгородским чтением -щ- как -шьк-) встречается как личное имя.

    Это слово, по наиболее распространённой этимологии, от тюркского košči «невольник», которое, в свою очередь, образовано от koš «лагерь, стоянка». Впрочем, А. И. Соболевский предлагал славянскую этимологию - от костить "бранить".

    Кощей, как имя героя сказки и как обозначение тощего человека, Макс Фасмер в своём словаре считает не тюркизмом, а исконно славянским словом и связывает со словом кость,то есть это адъективная форма koštьі , склонявшаяся по типу «божий».

    Враги Кощея

    В ряде сказок врагом Кощея выступает Баба-Яга, которая сообщает главному герою информацию о том, как его убить, однако иногда они заодно.

    Также врагами Кощея являются богатыри Дубыня, Горыня, Усыня из сказки Иван Соснович, двоих из них Кощей убивает, а Дубыню смертельно ранит. В этой сказке Кощей погибает от рук Ивана Сосновича.

    У Кощея много врагов, но мало кто из них переживал встречу с ним.

    Мифологический архетип Кощея

    1)Кощей – сын Матери Земли в древней славянской мифологии. Утка, как хранительница яйца со смертью Кощея, почиталась птицей Вия. Прообразы Вия и Кощея скорее всего слились в единое целое под тяжестью времени. В православии заменён злым святым Касьяном, чей день отмечается 29 февраля. 2)Несомненно, связан с сезонными омертвениями, является врагом Макоши-Яги, которая проводит героя в его мир – кощеево царство. Интересно, что имя героини, похищаемой Кощеем – Марья Моревна, т. е. Кощей – смерть без возрождения. Относится к новым богам. Считалось, что Вий обладал смертоносным взглядом, поэтому его глаза были закрыты тяжёлыми веками, ресницами или бровями. Имел образ старика.

    Сказки Про Кощея

    Русалки, Купалки, Водяницы.

    Кем только не была населена земля наша в древности! Какие только необыкновенные тайны не открывались далеким предкам нашим Одна из них связана с загадочными существами, ставшими героинями многочисленных легенд и страшных рассказов, – русалками. Русалки, купалки, водяницы, в славянской мифологии существа, как правило вредоносные, в которых превращаются умершие девушки, преимущественно утопленницы, люди, купающиеся в неурочное время, те, кого нарочито утащил водяной к себе в услужение, некрещёные дети.

    Название “русалка” (в слав. миф) происходит от слова “русый”, что означает на древне славянском “светлый”,”чистый” Обитание русалок связано с близостью водоемов, рек, озер, которые считались путем в подземное царство. По этому водному пути русалки выходили на сушу и обитали уже там. Так же по славянским поверьям русалки эти не имели хвоста. Чаще их путали с сиренами из античных мифов и жить они могли не только в воде но и на деревьях и в горах. подчиняются Богу Яриле и его отцу - Велесу.

    Русалки представляются в виде красивых девушек с длинными распущенными зелёными волосами, реже - в виде косматых безобразных женщин. Часто Русалок изображали в виде чучела (иногда - обряженного ржаного снопа), несли его в поле и там оставляли на меже или разрывали и разбрасывали по полю.

    Женские духи вод - водяницы, русалки выплывают на поверхность только под вечер, а днем спят. Они заманивают прекрасными песнями путников, а потом затаскивают их в омут. Живут русалки не только в воде. С Троицына дня они выходят и, рассыпаясь, вплоть до осени, по полям, перелескам и рощам, они выбирают себе развесистую, склонившуюся над водой иву или плакучую березу, где и живут.

    Большой праздник у русалок - Купала. В ночь на Купалу, русальную неделю (следующая за троицей), русалки выходят из воды качаются на ветвях, аукаются между собой веселятся, бегают по полям, могут защекотать встречных до смерти или увлечь в воду. водят хороводы вместе с Купалой и Костромой, которые утонули в реке.

    Ночью, при луне, которая для них ярче обычного светит, они и водят веселые хороводы с песнями, играми и плясками. Где они бегали и резвились, там трава растет гуще и зеленее, там и хлеб родится обильнее.

    Особенно опасны в четверг - русальичин велик день. Поэтому в эту неделю нельзя было купаться, а выходя из деревни, нужно брать с собой полынь, которую русалки якобы боятся. Полагали, что до этого времени русалки спокойно живут в воде и без особой надобности из своих жилищ не выходят. Но от них много и вреда. Могут, например, запутать сети у рыбаков или испортить, а у мельников портить жернова и плотины. Они могут насылать на поля сокрушительные бури, проливные дожди, разрушительный град; похищают у заснувших без молитвы женщин нитки, холсты и полотна, разостланные на траве для беленья; украденную пряжу, качаясь на древесных ветвях, разматывают и подпевают себе под нос хвастливые песни. Еще русалки могут украсть некрещеных девочек или утопить женщину, которая пошла купаться, не надев креста. Они тоже станут русалками.

    А мужчин русалки обольщают. Есть легенда про то, как один молодой человек влюбился в русалку и ни один знахарь не мог заставить его разлюбить ее. А увидев предмет своей любви в огне печи (конечно, это было наваждение) - подумал, что она горит и кинулся в огонь, чтобы спасти ее, и погиб.

    Обычно женщины, хотя бывают рассказы о русалках-мужчинах.

    Так что же, есть на самом деле русалки или нет? На этот вопрос никто не может дать точного ответа. В официальной науке они, конечно, считаются мифическими персонажами. А истино верующие христиане стараются не купаться без креста или хотя бы креститься перед тем, как войти в воду.

    Как их увидеть?

    Есть такая легенда. Одному молодому человеку сильно захотелось увидеть русалку. Чтобы избежать опасности, он сначала обратился к знахарю. Тот ему посоветовал: “Когда настанет ночь и все лягут спать, и ты ляжь на своей постели и не спи, пока все не заснут. Когда все захрапят, ты поднимись, разденься догола и надень два креста: один на грудь, другой на спину. Русалки оттого нападают сзади, а не спереди, что боятся креста на груди; а как у тебя будет висеть крест и на спине, и притом ты будешь гол, то они будут играть с тобой, но до тебя не коснутся”. Парень строго выполнил наставления знахаря. Он лег первый и притворился спящим; когда полегло все семейство и заснуло, он снял себя рубашку и пошел в лес. Там он увидел множество русалок. Одни качаются по ветвям, другие водят хороводы, иные поют, хохочут. Они все были голые. Тела их были белы как снег; лица сияли, как полная луна; волосы светло-огненные кудрями падали по плечам. Парень остолбенел от страха и восторга. Долго он любовался красотою русалок, грациозными движениями, приятными и звонкими голосами и неподдельным восторгом и весельем их. Вдруг русалки затихли и стали неподвижны. Они почуяли дух человека и, взглянув в ту сторону, где стоял парень, вдруг бросились к нему с хохотом и рукоплесканиями и окружили его. Каждая хотела обнимать и целовать парня, но руки и губы не прикасались к нему. Каждая забегала назад и старалась схватить под мышки, чтобы щекотанием расположить его к хохоту и веселью; но опять руки их не прикасались к парню. Тогда парень ободрился; он сам начал играть с ними, старался схватить которую-нибудь, но руки его не прикасались к ней. Он пел и плясал с русалками целую ночь. К утру они заманили парня в кусты - на густую и высокую траву и стали качаться по траве. Им последовал и парень. Но вдруг крест, висевший на спине, спал с него. Русалки схватили его сзади под мышки и начали щекотать. Он хохотал до тех пор, пока не упал. Тогда ему показалось, что русалки положили его на ветви и понесли его молча. А с утра его разбудил отец”.

    Водяной, известный также как Водяной дед или Водовик, является главным духом Воды в мифологии древних славян. Он принимает обличие старика, у которого борода и волосы зеленого цвета. Нередко вместо ног у Водяного деда был рыбий хвост (символ водной стихии и всего, что с ней связано), а тело его опутывала тина. Силы Водяного сильно зависят от фазы Луны – при возрастающей Луне Водяной обладает наибольшим могуществом, а при убывающей – становится значительно слабее.

    Кому помогает Водяной

    Считалось, что Водяной знает о тайнах прошлого и будущего, ведь вода хранит всю информацию о том, что было, и о том, что только будет. Распространенным был обряд на Святки, когда молодые девушки гадали возле проруби на суженого, прося Водяного деда показать им будущего мужа. Также и у рыбаков Водяной олицетворял добрый дух, который помогает с уловом, если его как следует задобрить. Кончено, многие приносили дары Водяному для того, чтобы он не причинял людям вред. Делали это в основном те, чей промысел был связан с водой.

    Свита Водяного

    Свиту Водяного деда составляют Водяницы – красивые длинноволосые молодые девушки, обладающие бледной кожей. Утопленницы и женщины, которых погубила злая воля недоброжелателей, становились по поверью Водяницами.

    Поведение Водяниц (иногда называемых русалками) не такое уж однозначное. Считается что, они в основном вредили людям, совершали мелкие пакости. Однако, Водяницы приносили и пользу – если они пробегут по полю, то на этой земле будет отличный урожай. Встречались случаи, когда Водяницы из свиты Водяного выходили замуж за простых смертных людей, но счастья в подобном браке было не видать человеку.

    Кикимора – опасный дух топких болот

    Другим духом Воды у древних славян была . Она принимала обличие женщины невысокого роста, реже – молоденькой девочки, у которой в волосах красуются болотные цветы, а нарядом является мох пушистый. Это очень опасное существо, которое приносит людям только беды. Не стоит забывать об этом никогда.

    Обитает Кикимора на топи, встретить её удается крайне редко. В основном же дух издает страшные крики из трясины, но иногда может и утащить к себе в логово человека. И страшна будет участь того, кто попадет в плен к Кикиморе, ибо живым ему уже не вернуться.

    Бродницы – добрые духи Воды

    Были у древних славян и добрые духи Воды, всячески помогающие людям. Главными из них считались Бродницы. Красивые девы, которые следили за бродами, указывали на них потерявшимся путникам. Обычно обитали возле бобровых плотин. Духи помогали людям попасть с одного берега реки на другой, выкладывая из веток аккуратные переходы через воду.

    Издавна знали люди, что шутки с духами Воды ничем хорошим не заканчиваются, а потому всегда стремились задобрить этих существ. И не имеет значения – добрый ли дух или злой, ведь, если не выразить глубочайшее почтение, не принести дары, не позаботиться о стихии, то можно будет вызвать страшный гнев водяных существ. Не следует забывать об этом и сейчас, и тогда духи водной стихии будут только помогать вам в любых жизненных ситуациях.

    Вода представляет собой одну из стихий, которая играет важную роль в жизни человека. Наиболее известными богами воды у древних славян – Переплут и Дана. Люди почитали их, просили помощи, особенно для хорошего урожая. Вода дана человеку для того, чтобы осветить и очистить как тело, так и душу.

    Факты о боге воды Переплуте у славян

    Представляли его добрым толстяком, который постоянно что-то ел. Была у него также борода. Считалось, что Переплут покровительствует земле, изобилию и всходам. Верили, что у него в подчинении находятся водяные. В общем, существующих данных об этом боге недостаточно, поэтому более широко и полно определить его функции невозможно.

    Славянская богиня воды Дана

    Представляла она собой девушку-реку. Она помогала путникам напиться и поливала землю, чтобы взошли семена. Ее почитали, как светлую богиню, дающую жизнь всему живому на земле. Праздником Даны можно считать , поскольку именно в это время ее больше всего почитали. Прославляют эту богиню возле рек, которые предварительно очищались и украшались по периметру лентами. Славяне верили, что такая вода становится целительной. Эту языческую богиню воды призывали также молодые девушки, чтобы найти свою вторую половинку. Она поддерживает здоровье и красоту, поскольку именно такую роль играет в жизни славянского народа вода.

    Дана является женой Даждьбога, который помогает освободить ее, когда зима сковывает движения. Союз противоположностей Воды и Солнца благословлен богами. Для того чтобы вызвать дождь и попросить Дану о помощи славяне приносили ей в жертву хлеб, поскольку именно его считали самым ценным и лучшим даром от человека. Священным деревом этой богини является липа, а лучший день для обращения – пятница. Была у славян

    Лобасты - русалки, живущие в камышах. По повериям, это дети, умершие некрещенными или девушки-утопленницы. Подвижные, резвые, грациозные, они проводят в играх и шалостях все время. На русальную неделю могут увести с собой девушку, увлечь в хороводе и сделать ее своей подругой лобастой.

    Болотняник - дух болота, живет в большом каменном доме с женой и детьми. Жена - болотница, дева-утопленница. Состоит в родственных отношениях с водяным и лешим. Обычно имеет вид седого старика с широким желтоватым лицом. Обернувшись монахом, завлекает путника в трясину. Любит гулять по берегу и пугать прохожих резкими звуками, выдувая воздух пузырями и причмокивая.

    Водяной - дух рек и озер. Всегда голый, в черной чешуе, обмотанный и подпоясанный тиной, с длинными зелеными волосами и бородой. Вместо рук у него лапы с перепонками, как у лягушки, хвост рыбий, глаза горят, как раскаленные угли. Обычно сидит на коряге и звон-ко хлопает по воде. Когда рассердится, рвет плотины, подмывает мельницы, а животных и людей тащит в воду.

    Водяница - жена водяного. Утопленница из крещеных, потому и не принадлежит к нечистой силе. Она предпочитает лесные и мельничные омуты, но больше всего любит пади под мельницами, где быстрина мутит воду и вымывает ямы. Иногда водяницы резвятся и тогда могут рвать сети и портить жернова. Водяниц часто называют шутихами или шутовками.

    Анчутка - злой дух, бесенок, обитающий в болоте и имеющий крылья. Помощник водяных и болотных. В сказках он беспятый, потому что волк откусил ему пятку.

    Мавки - злые духи, часто смертоносные. Само имя этих лесных русалок образовано от слова «навь» - покойницы. Они бестелесны и не отражаются в воде, не имеют тени, спины у них нет, поэтому видны их внутренние органы.

    Ичетик - злой дух из рода водяных. Не обладает могучими свойствами своего старшего сородича, да и меньше ростом, но такой же зеленый, весь в пиявках и водорослях. Всплывает в сопровождении лягушек и водяных змей. Любит играть в карты с прохожими, охотно пьет с ними бражку, а если пакостит, то понемногу - посевы заливает, подмывает мостики и крутые берега. Хотя не упускает возможности утянуть под воду ребенка или пьяного взрослого. В холодное время года спит на дне, просыпается на Никиту вешнего (16 апреля), а на покой отправляется на Никиту осеннего (18 сентября).

    Бродницы - духи, охранители бродов, миловидные девушки с длинными волосами. По преданиям, бродницы живут вместе с бобрами в тихих заводях. Когда приближаются враги, девушки незаметно разрушают хворостяные броды, направляют неприятеля в топь или омут.

    Дана - славянская богиня воды. Светлолицая девушка-река, напевающая свою журчащую жизнерадостную песню. Уставшего путника напоит, омоет рану воина, а поднявшись в небо, упадет благодатным дождем на нивы. Ее имя означает «Вода Мать» («Да» - «вода», «неня» - «мать») и осталось в названии многих рек (Днепр, «Данаприс», Днестр, Дунай, Двина, Донец). Особые почести этой богине воздавались во время Купальских праздников.

    (Из книги В. Калашникова, "Славянская мифология", 2007)

    - 1444

    Сегодня, четвёртого октября, здесь пошёл густой белый снег. По-праздничному посыпал зеленые тополя, жёлтые березки, просыпался белой порошей на серую гладь хмурой реки Двины. Вот так природа даёт знать, что, по традициям древних славян пора сегодня устраивать Проводы Водяного ! Вот такие северные традиции и обряды! Встречали весной Водяного, радовались девам воды – русалкам, завивали берёзки, да миловались парочки в Зелёные Русалии. Полно! Повернулось Коло Сварога, пора готовиться к долгой зиме! Приглядимся к старым традициям и обрядам!

    Уважение к Водяному – старая традиция древних славян

    Расскажу, почему славяне так чествовали водяного Духа, главного среди русалок.Для народа, что селился подле моря, рек, озер, естественно общаться с Душой этих мест. Водяной – неотъемлемая часть жизни славянина.

    Водяной и Мельник

    Дедушко - водяной (водовик, водяник) обитает в глубине озёр, омутов, водоворотов, любит развлекаться под мельницей, подле самого колеса.Есть мельница – есть Водяной, если у мельницы несколько постав, то у каждого колеса свой хозяин – Водяной.Неугомонного Духа заметно, когда колесо крутится и брызжет водой – это Водяной сидит на самом верху и руки подставляет.

    Старая традиция древних славян считает, что Мельник – должен быть непременно колдун, должен дружить с водяными духами, возле мельницы благодаря этому всегда всякие чудеса происходят.Если мельник дружен с Водяными, то исправна всегда будет мельница, станет давать большие доходы.Если вдруг мельник рассорится с Водяным, то, конечно, мельница будет останавливаться.А пуще того рассердится Водяной – может обобрать пальцы у шестерного колеса, или, того пуще, прососёт дыру - тут вода и уйдёт из пруда.Ну а еще рассерженный Водяной может и вовсе вздуть воду весной с так сильно, что совсем снесёт постройку.Водяной, судя по традициям и обрядам, так же важен для мельницы, как Домовой для дома.

    Какой он, Дедушко Водяной?

    Надо сказать, что на мельницах Водяные развлекаются, а живут в глубине вод, в больших хоромах.У них, кстати, есть стада овец, коз, коров, их водяные пасут на лугах возле водоёмов по ночам.Водяные женятся на русалках, от этого брака рождаются дети. Сказывают, что однажды рыбаки сетью вытащили из Двины ребёнка.На суше он томился, грустил, в воде резвился, играл, подолгу плавал без воздуха. Это оказался ребёнок Водяного.Дите отпустили с просьбой пригонять как можно рыбы в сети, и это с тех пор свято соблюдалось.

    Известно по сказам, что Водяного можно вполне встретить на суше. Вот, например, когда его супруга рожает, Водяной частенько ходит за повивальной бабкой, принимая вид обыкновенного человека.Внимательный наблюдатель легко его отличит – ведь с левой полы одежды капает вода, и где он посидит, оказывается мокро. На суше сила Водяного слабеет, в воде Дедушко силен неимоверно.

    Хозяин вод, Водяной повелевает рыбами, сберегает пловцов в непогоду, даёт рыбакам прекрасный улов, направляет лодку к родным берегам.Но он склонен к злым проказам. Кто пугает скотину на водопое, заманивает пловцов в водовороты, размывает плотины и гребли, переворачивает лодки, разрывает рыболовные снасти? Всё он!

    Вот, любимая злая шутка, что частенько проделывалась над нашими рыбаками.Поднимут невод, а в ней – водяной дед. Захохочет, разорвёт прочную снасть, выплывет обратно в воду, а за ним – весь ночной улов.

    Традиции и обряды встречи и проводов Водяного

    Сегодня праздник Водяного. Традиции и обряды этого праздника основаны на представлении, что Водяной летом бодрствует и шутит шутки, зимой же спит подо льдом.С началом весны Водяной, чувствуя пробуждение природы, пробуждается, злой и голодный.С досады он часто ломает лёд на льдины, срывает плохое настроение на рыбе, гоняя её в разные стороны, мелкую совсем может замучить.Поднимает воду в реке и она несётся, срывая мосты, мельничные снасти, гати, прибрежные склады.Славяне, понимая, принимая этого природного Духа таким, как он есть, договарились о мирном сосуществовании, принося Водяному жертву.

    Афанасьев А.Н. в «Поэтических воззрениях славян на природу» пишет о традициях и обрядах жертвоприношений, связанных с Водяным:


    Рыбаки как-то обходились без таких жестокостей.


    Хорошо ли плохо пройдет лето, это другой сказ, но вот наступает октябрь. Время проводов на зимний сон. Время благодарностей за добрые дела в течение лета.

    Мельники, чтобыВодяной не разорвал плотины, однажды в год, осенью, приносят ему в дар гуся; кто этого не делает, того он замучивает во время сна, а плотину наверно размоет.Как петух, служивший символом огня, был посвящен домовому и считался лучшею для него жертвенною яством, так гусь, представитель водной стихии, посвящался Водяному.

    Вот что записали этнографы у нас на Севере уже в двадцатом веке.


    Вот такие они, традиции древних славян!

    Двадцать второго сентября (четвертого октября по новому стилю) носили подарки Водяному: «Храни, спасай нашу семью». Прямо в речку бросали муку: «Храни, паси нашу семью». И ещё гуся откормленного.

    Вот что сказывали:

    ─ А водяной? Он, верно, зеленый весь. Ну, так всегда в воды, так как же! С бородой, да.Говорит, как человек, только зеленый весь. Он тоже плохой, но и хороший бывает.Вот сентябрь, так надо ему подарки нести, бросать в реку, чтоб не трогал никого этим годом. Может, тогда и не утащит. Но ведь есть люди, которые по судьбе должны туда идти.

    Вот такие сказки про Духа воды Водяном рассказывают славяне. И это часть нашего знания о природе, в самом сердце которой мы живем, трудимся, растим детей.Так будем чувствовать биение этого огромного щедрого сердца, и откроем свои сердца навстречу ритмам Природы.