• Конспект НОД в средней группе "Золотая осень" план-конспект занятия (средняя группа) на тему. Конспект нод на тему "осень" средняя группа Нод в средней группе на тему осень

    Организация: МБДОУ Детский сад №43

    Населенный пункт: Чувашская Республика, г. Новочебоксарск

    Цель: обобщить знания детей по теме «Осень».

    Задачи: уточнить и расширить знания детей об осенней поре года;

    активизировать словарь детей по теме занятия; совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы; формировать у детей представление о том, как дикие животные готовятся к зиме.

    Развивать познавательный интерес детей, их внимание и память; развивать интерес к выполнению заданий.

    Воспитывать у детей бережное отношение к природе; развивать культуру речевого общения детей друг с другом и воспитателем, создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.

    Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное.

    Оборудование: презентация «Осень», 3 осенние куклы, листочки для физминутки, дидактический материал для каждого ребенка, корзины и предметы для дидактической игры.

    Ход занятия.

    Ребята, давайте сейчас присядем на стульчики. Я вам предлагаю послушать загадку и сказать, о каком времени года в ней говорится:

    Листья падают с деревьев

    Снова птицы улетают

    Дождь опять в окно стучится

    Когда это бывает?

    Дети отвечают – Осень.

    Правильно, ребята, это осень. Смотрите, к нам в гости пришла новая кукла. Ее зовут Ноябринка. Как вы думаете, почему ее так зовут? (Ответы детей)

    Давайте вспомним, какие еще куклы приходили к нам в гости? (Ответы детей)

    Вот они, наши осенние куклы – Сентябринка, Октябринка и Ноябринка.

    Значит, какие осенние месяцы бывают? (Ответы)

    А теперь посмотрим на экран. Давайте посмотрим, какая разная бывает осень. Вот это, ребята, ранняя осень – пока еще тепло, листья только начинают желтеть, поспевает урожай. А что значит урожай? Правильно, ребята это овощи и фрукты. Какие овощи мы знаем? Где они растут? А где растут фрукты?

    Молодцы, ребята! А вот и золотая осень – листья пожелтели, уже падают на землю. Как вы думаете, ребята, почему эту пору называют золотой осенью?

    Правильно, конечно потому, что листья желтые, похожи на золото, они падают на землю, образуя золотой ковер. Время, когда падают листья, называют листопад. Ребята, какое красивое слово – листопад. Давайте повторим это слово. Вот смотрите, ребята, Октябринка принесла нам золотые листочки, давайте с ними поиграем. Возьмем по две веточки и встанем в круг.

    Мы листики осенние

    На ветках мы сидим.

    Дунул ветер, полетели

    Мы летели, мы летели

    И на землю тихо сели.

    Ветер снова набежал

    И листочки все поднял

    Закружились, полетели

    И на землю тихо сели.

    (Собираем листочки в корзину)

    Спасибо Октябринке за веселую игру. И снова посмотрим на экран.

    А это, ребята, поздняя осень – стало холодно, идут дожди и даже снег, может быть и ледяной дождь, пасмурно. А что значит пасмурно? Это слово означает «темный, хмурый, сумрачный, с облаками».

    Ребята, наступила поздняя осень и жизнь лесных зверей изменилась – они готовятся к зиме. Как они это делают, что они едят – вот об этом давайте узнаем сегодня.

    Отгадайте, пожалуйста, загадку:

    Маленький, беленький, по полю скачет, ушки прячет.

    Дети отвечают – зайчик.

    (Показываю два слайда – заяц серый и заяц белый)

    Как вы думаете, ребята, почему заяц поменял к зиме серую шубку на белую? (Ответы)

    Чем заяц питается зимой? (Ответы)

    Зайцы не готовят жилище к зиме, они не копают норки, а просто зарываются в снег поглубже и спят.

    Ребята, а как мы называем детеныша зайца?

    А у ежа как называем детеныша? А у лисы? Конечно, ребята!

    Послушайте, ребята, кто-то рычит. Кто же это? Да, это медведь.

    Он в берлоге спит зимой, под большущею сосной, а когда придет весна, просыпается от сна. (Показываю слайд про медведя)

    Как вы думаете, ребята, медведь готовится к зиме? (Дети отвечают)

    Да, правильно. Все лето и осень медведь ест много ягод, ловит в реке рыбу, ест мед и накапливает жир на зиму. В конце осени он находит себе место под сосной, где лежат листья, ветки и ложится спать до весны. Снег зимой закрывает берлогу медведя и ему там тепло.

    Еще одну загадку послушаем: В дупле живет, да орешки грызет. (Дети отвечают)

    (Показываю слайд про белку)

    Да, конечно, это белочка. А вы знаете, как называется дом белочки? (Ответы детей)

    Что любит есть белочка? (Ответы)

    Знаете, ребята, оказывается, белка всегда делает запасы на зиму в разных местах, по всему лесу и запоминает эти места. Такая у нее хорошая память. А еще интересно узнать про белку то, что своим большим пушистым хвостом белка закрывает вход в дупло, и ей и деткам в дупле тепло и уютно.

    Ребята, мы сказали, что животным сейчас холодно, давайте им поможем, найдем каждому животному домик. Поможем?

    Игра « Найди норку»

    Молодцы, ребята, нашли домик лесным зверям.

    А еще мы сказали, что животным стало голодно, им нечего есть Давайте поможем нашим животным найти любимую еду. Вот у нас тут карточки, на одной стороне животные, на другой их любимая еда. Давайте карандашом проведем линию от животного к тому, лакомству, которое любят животные.

    (Работа детей)

    Молодцы, ребята. Только давайте посмотрим, всех ли животных мы накормили? Мне кажется, мы про кого-то забыли. Кого же мы не накормили? (Ответы детей)

    Конечно же, белочку. Поможем белочке? Что любит белочка, ребята?

    (Ответы детей)

    Давайте ребята, сядем за стол и перевернем карточки. Что на них нарисовано? Да, это еловые ветки.

    Одна веточка длинная, другая – короткая. Давайте большие грибочки повесим на большую ветку, а маленькие – на маленькую.

    Дети работают.

    Какие вы все молодцы, ребята! Помогли белке и бельчатам.

    Ребята, кому мы сегодня помогли? (Ответы детей).

    Да, а другим животным поможем на следующих занятиях.

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе. Образовательная область «Коммуникация». Тема: «Осень. Овощи и фрукты». Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Здоровье».
    Программное содержание: закрепить знания детей о признаках осени, закрепить знания детей об овощах, фруктах, учить узнавать фрукты на ощупь; развивать речь, внимание, память.
    Оборудование: муляжи фруктов, карточки, иллюстрации овощей, коробочка, мольберт, иллюстрация «Осень».
    Содержание НОД.
    Дети стоят на ковре. Воспитатель предлагает послушать стихотворение.
    Ветерок поднимает дорожки
    И кружит золотую листву
    Что случилась в природе ребята?
    Подскажите мне я не пойму.
    - Верно, это наступила осень. И сегодня мы будем с вами говорить об осени.
    Беседа о времени года.
    -Ребята, скажите по каким признакам можно определить, что наступила Осень? Что происходит в природе Осенью?
    Ответы детей:
    -На улице идут дожди.
    -Стало холодно.
    -Дует холодный ветер.
    -Листочки желтеют и опадают.
    -Осенью листочки бывают разноцветные.
    -Солнышко светит, но не греет.
    -Птицы улетают в тёплые края.
    -Звери готовятся к зиме.
    -Люди заготавливают овощи и фрукты на зиму.
    Воспитатель:
    -Молодцы ребята вы перечислили много признаков Осени.
    – Скажите, дети, какие осенние месяцы вы знаете? Давайте вспомним и назовём каждый месяц. (Ответы детей, повторяют все вместе: сентябрь, октябрь, ноябрь).
    Физкультминутка.
    Мы листочки осенние,
    На ветках мы сидим.
    Дунул ветер – полетели.
    Мы летели, мы летели
    И на землю тихо сели.
    После физкультминутки дети садятся на стульчики полукругом на ковре.
    – А теперь внимательно посмотрите на мольберт. Я хочу картинками вам рассказать об осени: «Наступила осень. Солнце меньше греет. Небо закрыто тучами. Идут дожди. Люди ходят под зонтами. Деревья стоят голые. Листья пожелтели и опали. Перелетные птицы улетели на юг. В саду и огородах созрел урожай». (Свой рассказ воспитатель сопровождает иллюстрациями)
    – А теперь вы расскажите об осени. (Дети у мольберта рассказывают об осени).
    Пальчиковая гимнастика.
    Осень в гости к нам пришла
    И подарки принесла
    Яблоки душистые, (поочередно загибают пальцы)
    Репку золотистую,
    Кабачки пузатые
    И морковку сладкую.
    – Ребята, посмотрите, какая красивая коробочка у меня есть. А как вы думаете, что в ней лежит? (Высказывания детей).
    Воспитатель приглашает несколько детей к столу. Дети по очереди ощупывают то, что лежит в коробке (яблоко, груша, лимон, мандарин, банан), если смогут, называют, но не достают.
    Воспитатель опускает руку в коробку и говорит, что достает круглое, румяное, сладкое, гладкое.
    - Что это? (Яблоко)
    – Длинное, желтое, мягкое, сладкое, перед тем, как есть, надо очистить. - Что это? (Банан)
    – Круглое, оранжевое, немного кисловатое, перед употреблением чистится, делится на дольки.
    – Что это? (Мандарин)
    – Круглое, желтое, очень кислое, перед употреблением чистится. Что это? (Лимон)
    – Желтое, сладкое, гладкое, похоже на лампочку. - Что это? (Груша)
    – Как одним словом назвать то? (Фрукты).
    – Где растут фрукты? (На деревьях в саду).
    Воспитатель: Сейчас я вам загадаю загадки, а вы попробуйте их отгадать.
    – Сидит в темнице
    Красная девица,
    А коса на улице. (Морковь)
    – Прежде чем его мы съели,
    Все наплакаться успели. (Лук)
    – В огороде вырастаю,
    А когда я созреваю,
    Варят из меня томат,
    В щи кладут и так едят. (Помидор)
    – Без окон, без дверей,
    Полна горница людей. (Огурец)
    Воспитатель хвалит детей за правильные ответы и выставляет картинки с овощами, которые называли дети.
    – Что изображено на картинках? Назовите одним словом. (Овощи). А какие овощи вы еще знаете?
    – Где растут овощи? (На грядке в огороде)
    – Как можно использовать овощи? (Варить суп, борщ, щи, жарить, делать салат, сок)
    – Что нужно сделать с овощами и фруктами прежде, чем их использовать? (Помыть)
    Дидактическая игра «Не ошибись». (Две корзинки. В одну корзинку собрать фрукты, в другую - овощи).
    Итог занятия:
    – Ребята, вам понравилось занятие?
    Воспитатель обобщает материал, изученный на занятии. Благодарит детей за хорошую работу на занятии.

    Нелли Лигонькова
    Конспект НОД в средней группе по теме «Осень»

    Конспект НОД в средней группе по теме «Осень » .

    Выполнила воспитатель МБДОУ №30 детский сад «Ёлочка» г. Выкса, Нижегородской области – Лигонькова Нелли Борисовна.

    Цель : Закрепить знания об осенних явлениях природы .

    Упражнять понимать художественные образы в музыке, стихотворении, живописи.

    Задачи :

    образовательные :

    Уточнить и расширить знания детей об осенней поре года ;

    Закреплять употребление слов : листопад, золотая осень ;

    Совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;

    Упражнять в умении рисовать дерево, подводить к образной передаче явлений природы.

    развивающие :

    Развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;

    Развивать художественное восприятие;

    Развивать интерес к выполнению заданий.

    воспитательные :

    Воспитывать у детей бережное отношение к природе;

    Воспитывать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.

    здоровьесберегаюшие :

    Создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.

    Интеграция образовательных областей : познавательная, социально – коммуникативная, художественно – эстетическая, физическая.

    Предварительная работа с детьми :

    Наблюдение за осенними изменениями в природе во время прогулки;

    Рассматривание иллюстраций на тему «Осень » ;

    Знакомство с деревом «берёза» ;

    Повторение приемов расположения рисунка по всему альбомному листу;

    Оборудование :

    Макет березы в осеннем убранстве ;

    Магнитная доска;

    Иллюстрация осенней природы ;

    Берёзовые листочки из бумаги;

    Музыкальный центр, аудиозапись «Осенней песни » муз. П. И. Чайковского; фоновое музыкальное сопровождение при изобразительной работе детей.

    Альбомные листы тонированные бледно – голубым цветом, гуашь, кисти, ёмкость с водой, подставки для кистей, салфетки.

    Ход занятия

    Вводная часть : Звучит «Осенняя песня » П. И. Чайковского.

    Воспитатель подходит к окну и под музыку читает стихотворение.

    Осень на опушке краски разводила,

    По листве тихонько кистью проводила.

    Пожелтел орешник, и зарделись клёны,

    В пурпуре осинки, только дуб зелёный.

    Утешает осень : не жалейте лета.

    Посмотрите - осень в золото одета !

    Воспитатель : Ребята, подойдите тихонько к окну и молча, понаблюдайте. Какое настроение у вас возникло?

    Дети : Хорошее. Приятное.

    Воспитатель : Почему возникло такое настроение?

    Дети : Музыка приятная. Солнышко светит. Деревья красивые.

    Воспитатель : Ребята, это осень к нам в гости пришла.

    Воспитатель : Давайте посмотрим в наше окно и поговорим о том, что мы там видим. Какая сегодня погода : солнечная или дождливая?

    Дети : Солнечная.

    Воспитатель : Посмотрите, какое чистое синее небо, по нему плывут белые облака, светит солнышко. Когда вы шли в детский садик, вам было прохладно? Как вы были одеты?

    Дети : (ответы) .

    Воспитатель : Воздух ещё довольно теплый. На улице ещё тепло. Сегодня почти нет ветра. Солнышко пригревает. Какое время года за окном?

    Дети : Осень

    Воспитатель : Молодцы!

    Основная часть : - А теперь давайте, все вместе посмотрим на вот это дерево в нашей группе . (Воспитатель обращает внимание детей на макет дерева в осеннем убранстве ). Вы знаете, как оно называется?

    Дети : Береза.

    Воспитатель : А по каким признакам мы можем узнать березу? Чем она отличается от других деревьев?

    Дети : Она белая, у нее зеленые и жёлтые листочки.

    Воспитатель : Молодцы! Про нее говорят : «белоствольная» . Береза стройная, у нее длинные тонкие ветви. А какие листочки мы видим на берёзе?

    Дети : Желтые и зелёные.

    Воспитатель : - Осень - удивительное время. Она словно художник раскрашивает деревья разными цветами : красным, желтым, оранжевым. И дождь ранней осенью идет необыкновенный - из ярких листьев - листопад. Подумайте, почему весной все растения старались, чтобы у них появились листочки, а теперь деревья и кустарники сбрасывают листья?

    Дети : Они готовятся к зимнему сну, чтобы не замерзнуть.

    Воспитатель : - А куда весной деваются листья, которые осенью ковром устилают землю?

    Дети : Их убирают и сжигают.

    Воспитатель : - А в лесу, где листья никто не убирает. Представьте, из года в год с деревьев опадают листья, устилая почву многометровым слоем. Так и леса скоро не увидишь.

    Дети : Листья перегнивают.

    Упражнение на дыхание «Березовые листочки» . - Воспитатель приглашает детей к столу, на котором приготовлены осенние листья березы из цветной бумаги. Каждый ребёнок берёт по листочку.

    Воспитатель : - Можно ли ветер увидеть? (Воспитатель дует на листочек с силой) .

    Как называется слабый ветер?

    Дети : Ветерок.

    Воспитатель : - Давайте с вами представим, что мы ветер и поиграем с листочками.

    По команде воспитателя дети дуют на листочки с разной силой. Упражнение выполняется 4 раза.

    Физкультминутка.

    Мы - листочки,

    Мы - листочки. (Дети стоят с поднятыми вверх руками) .

    Мы - осенние листочки .

    Мы на веточках сидели. (Покачиваются из стороны в сторону) .

    Ветер дунул – полетели. (Разбегаются по группе ) .

    Мы летали, мы летали, (Бегают, кружатся) .

    Все листочки так устали!

    Перестал дуть ветерок

    Все уселись мы в кружок. (Приседают на корточки) .

    Воспитатель : Осень пришла в гости в нашу группу . Посмотрите внимательно, где же она?

    Дети выполняют поисковые действия, показывают на атрибуты «осеннего убранства » в групповой комнате . Воспитатель заостряет внимание на иллюстрацию осенней природы , прикрепленную к магнитной доске.

    Воспитатель организует рассматривание иллюстрации, проводит беседу по ней, привлекает внимание детей, используя кисть руки к той её части, о которой идёт речь. Воспитатель ещё раз уточняет время года, изображенное на иллюстрации, внешний вид деревьев, побуждает использовать в ответах слова : листопад, золотая осень . Напоминает, как дети рисовали разноцветные листья, и предлагает нарисовать картинку про золотую осень . Уточняет части дерева, с чего нужно начинать рисовать дерево (ствол, толстые и тонкие ветки, листья) . Обращает внимание на композицию : землю устилает ковёр осенней листвы , на деревьях разноцветные листья - жёлтые, оранжевые, зелёные, убирает иллюстрацию и предлагает начать рисовать. Дети проходят за приготовленные для рисования столы. Воспитатель включает негромкое, лёгкое, фоновое музыкальное сопровождение.

    В процессе работы воспитатель побуждает рисовать несколько деревьев, разноцветные листья на деревьях, опадающие с деревьев листья, лежащие на земле.

    Заключительная часть. (Рефлексия) . При анализе детских работ воспитатель отмечает выразительность рисунков. Рисунки детей прикрепляются к магнитной доске.

    Воспитатель. Посмотрите, ребята, какие замечательные рисунки у вас получились. Да, вы настоящие художники! Спасибо вам. Мы с вами откроем выставку и пригласим ребят из других групп , посмотреть на ваши работы.

    Публикации по теме:

    ЦЕЛЬ: 1. Расширить и конкретизировать представления об одежде, её назначении, деталях, из которых она состоит. 2. Закрепить в речи существительное.

    Бесспорно,что осень самая щедрая и благодатная пора для творчества. Благодаря вашим материалам на сайте я,конечно, почерпнула для себя нового,хотя.

    Конспект логопедического занятия по развитию речи в средней группе обобщение и закрепления знаний по теме «Осень» Цель. Знакомство с характерными.

    Конспект на игровую ситуацию в образовательной области «Ознакомление с окружающим» в средней группе на тему «Осень» Подготовила воспитатель:.

    Конспект НОД во второй младшей группе по окружающему миру. Тема: «Осень». Цель: создание условий для закрепления детьми представлений о.

    Цель: Закрепить и обобщить имеющиеся знания детей о приметах осени, об изменениях в природе. Задачи: Развивать умение называть приметы осени,.

    Программное содержание: учить детей рисовать листья нетрадиционным способом; познакомить детей с оранжевым цветом; развивать умение.

    Итоговый марафон к теме «Грибы» и «Осень» по математике и рисованию в средней группе «Маша в лесу» КОНСПЕКТ МЕРОПРИЯТИЯ Итоговый марафон к теме «Грибы» и «Осень» по математике и рисованию в средней группе «Маша в лесу». ЦЕЛЬ: Формирование.

    Конспект НОД в старшей группе по теме «ОСЕНЬ» (образовательная область «познание») Цель: обобщить знания детей

    Описание работы: Предлагаю Вам конспект интегрированного занятия "Здравствуй, Осень Золотая" для детей среднего дошкольного возраста. Данный конспект будет интересен воспитателям, музыкальным руководителям, работающим с возрастной категорией 4-5 лет

    Цель: Расширять представления детей о характерных признаках осени; Уточнять и расширять активный словарь детей по теме «Осень».
    Образовательные задачи:
    1. Формировать представление о признаках Осени;
    2. Формировать умение составлять рассказ об Осени.
    Развивающие задачи:
    1. Развитие у дошкольников воображения, мыслительной деятельности, кругозора, памяти, речи.
    2. Развитие интереса у детей к сезонным изменениям в окружающем мире.
    Воспитательные задачи:
    1. Воспитывать желание познавать природу.
    2. Воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться её красотой.
    Оборудование: Картина с изображением осени, письмо, картинки с изображением животных, мячик
    Действующие герои: Старичок-Лесовичок
    Место проведения: групповая комната

    Конспект НОД «Здравствуй, Осень золотая» для среднего дошкольного возраста

    Ход занятия:
    Воспитатель:
    Если на деревьях
    листья пожелтели,
    Если в край далекий
    птицы улетели,
    Если небо хмурое,
    Если дождик льется,
    Ребята, какое это время года?
    Дети: Осень
    (Стук в дверь. Появляется печальный Старичок – Лесовичок.)
    Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, а кто к нам пришёл в гости такой расстроенный!
    Лесовичок: Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки! А куда это я попал (растеряно) ?
    Дети: В детский сад.
    Лесовичок: Вот, мне к вам и надо! Я Старичок – Лесовичок, я хранитель леса! Ой – ё – ёй, ребята, у нас в лесу происходит что – то не понятное! Должен был выпасть снег, а у нас в лесу идёт дождик; деревья в листве, а должны быть покрыты снегом; медведь должен быть в спячке, а он роет берлогу; всё так ярко, красочно, красиво! Ребята, вы мне не подскажите, а какое сейчас у нас время года? А то я совсем старенький стал и ничего не помню!
    Дети: Подскажем, сейчас у нас Осень!
    Лесовичок: Правильно, Осень – вспомнил! А где снег? Где лёд? Сосульки?
    Дети: Нет, Лесовичок, ты перепутал, снег, лёд и сосульки бывают Зимой, а сейчас Осень!

    Лесовичок: Да, так и есть. И это теперь я вспомнил! Ребята, а вы мне поможете вспомнить про Осень, какая она бывает?
    Воспитатель: Конечно, Лесовичок, ребята тебе расскажут всё про красавицу Осень! Ребятки, а давайте мы сейчас встанем все в большой, большой хоровод и поиграем в замечательную игру! Для начала мы выберем водящего при помощи считалочки! (проводится считалочка и выбирается водящий) . А теперь Полиночка (водящая) кидает мячик каждому из вас, и вы отвечаете на вопрос «Какая Осень?» Например: Осень золотая! Начинаем!
    Дети: Теплая, холодная, золотая, дождливая, хмурая, красивая, грустная, печальная, яркая, разноцветная, удивительная и т.д.
    Лесовичок: Какие вы молодцы, столько прилагательных знаете об Осени! (у Лесовичка выпадает из кармана письмо)
    Лесовичок: Ой, а что это у меня? Письмо? (удивлено) Точно, вспомнил, письмо! Его мне для вас передали лесные жители! А что бы узнать, какие это животные, отгадайте про них загадки!
    Серая шубка, мех серебристый,
    Очень красивая, хвостик пушистый,
    Если вам немного повезёт,
    Орешек из руки у вас возьмёт.
    А от вас летит как стрелка,
    Ну конечно это …
    Дети: Белка
    Лесовичок: Ну конечно, это Белка!
    Лесовичок: А сейчас мы узнаем, кто хочет вам задать ещё вопрос!
    Он зимой в берлоге спит,
    Потихонечку храпит,
    А проснётся, ну реветь,
    Как зовут его...
    Дети: Медведь
    Лесовичок: Ой, от кого же следующий вопрос?
    Вот иголки и булавки
    Выползают из - под лавки.
    На меня они глядят,
    Молока они хотят!
    Дети: Ёжик
    Лесовичок: Правильно, Ёжик.
    Лесовичок: Ребята, а вы хотите узнать, какие вопросы вам задали в этом письме белка, медведь и ёж?
    Дети: Да
    Лесовичок: Для того, чтобы помочь нашим белке, медведю и ёжику, нам необходимо разделится на три подгруппы. (Разделение на подгруппы) .
    Так как белка совершенно не готова к зиме, для первой подгруппы детишек, она задала интересующий её вопрос «Какие ей надо сделать запасы на зиму?» На столе перед вами лежат картинки с изображением шишек, колбаски, орешек, сыра, ягод, грибочек и молочка. Вы выбираете только те картинки, на которых изображено то, что белка собирает на зиму!
    Наш забывчивый Мишка, для второй подгруппы, задает такой вопрос «Что он делает зимой?» Перед вами лежат картинки с изображением сна, прогулки, приёма пищи, купания. Ребята, а вам нужно выбрать картинку, на которой изображено, что делает Мишка зимой?
    А для вас ребята, ёжик задал вот такой интересный и очень важный для него вопрос «Что ему нужно спрятать у себя в норке на зиму?» Перед вами картинки с изображением грибов, хлеба, пирожков, фруктов, котлет и ягод. Вы выбираете, что нужно ёжику!
    Первая подгруппа детишек: Белка складывает в дупло шишки, орешки, ягоды и грибочки.
    Вторая подгруппа детишек: Мишка зимой спит.
    Третья подгруппа детишек: Ёж прячет у себя в норке грибы, фрукты и ягоды.
    Лесовичок: Ребята, а у меня тоже есть для вас вопросы!
    - Для чего звери делают запасы на зиму?
    Дети: Чтобы не остаться голодными, так как зимой под снегом не будет ни грибов, ни ягод, ни колосков.
    Лесовичок: Хорошо, а какого цвета осенью трава и листики?
    Дети: Листья разноцветные: оранжевые, жёлтые, красные, коричневые;
    Трава жёлтая, коричневая.
    Воспитатель: Лесовичок, а говорят ты немного волшебник?
    Лесовичок: Да, ребята, волшебство я люблю и колдую понемножку!
    Воспитатель: А можешь сейчас сделать для нас что - нибудь волшебное?
    Лесовичок: Ребята, старенький я совсем стал, но заклинания волшебные ещё помню. Сейчас я скажу волшебные слова и все ребята превратятся в осенние листочки. Хотите?
    Дети: Да
    Лесовичок: А вы мне поможете произнести волшебные слова?
    Дети: Да
    Лесовичок: Повторяйте за мной: Раз, Два, Три, мы закружились и в листочки превратились!
    Мы - осенние листочки. (Машем головой вправо-влево.)
    Мы на веточках сидели. (Медленно поднимаем руки вверх, затем плавно опускаем вниз.)
    Дунул ветер – мы цепочкой
    Друг за другом полетели. (Бегаем на носочках.)
    Полетели, полетели,
    И на землю сели. (Присаживаемся на корточки.)
    Ветер снова набежал (Встаем на носочки, тянемся вверх руками.)
    И листочки все поднял,
    Повертел их, покрутил, (Кружимся вокруг себя на месте.)
    И на землю опустил. (Снова садимся на корточки.)
    Лесовичок: Молодцы, ребята! А теперь: Раз, Два, Три, мы закружились и в ребят мы превратились! Ой – ё – ёй, ребята, у меня случилось беда, на моём волшебном дереве (дерево изображено на ватмане) , листики потеряли цвет. Что ж мне делать?
    Воспитатель: Лесовичок, не расстраивайся, мы тебе с ребятами поможем!
    Ребята, давайте поможем Лесовичку, и раскрасим листики на его волшебном деревце?
    Дети: Давайте!
    Воспитатель: Перед вами лежат листики, выбирайте себе понравившейся, возьмите в руку кисть и выберете себе краску: красного, желтого или золотистого цвета! Теперь раскрашиваем наши листики (Раскрашивают гуашью листики) . А сейчас мы с вами при помощи клея приклеим наши разноцветные, красивые листики на волшебное дерево Лесовичка! (Приклеивают листики)
    Лесовичок: Ребята, какие вы умнички и умники! Теперь моё волшебное деревце ожило разноцветными листочками!
    Лесовичок: Я предлагаю вам встать в большой, красивый хоровод и спеть песню «Осень наступила». (Поют песню и выполняют соответствующие движения)
    Лесовичок: Молодцы, ребята! Очень мне понравилось, как вы хорошо отвечаете на вопросы, с интересом и задорно играете, весело поёте! Спасибо вам, что помогли мне и лесным жителям вспомнить, какое сейчас время года! Мне пора возвращаться к себе в лес, к моим лесным жителям! До свидания, до новых встреч!
    Дети: До Свидания!
    Воспитатель: Ребята, какие вы у меня уже взрослые, смышленые, помогли Лесовичку всё вспомнить, ответили на все его вопросы! Вам понравилось помогать Лесовичку?
    Дети: Да
    Воспитатель: А что больше всего понравилось?
    Воспитатель: А чем мы занимались?
    Дети: мы рассказывали про Осень, разгадывали загадки, играли, рисовали и приклеивали листики.

    Воспитатель: Делать хорошие дела, всегда приятно!

    Конспект непосредственной образовательной деятельности "Дарит осень чудеса" для детей средней группы (4 - 5 лет).

    Автор: Акинина Жанна Анатольевна, воспитатель МБДОУ №22 "Улыбка", город Старый Оскол, Белгородская область.
    Описание материала: данный конспект рассчитан на детей 4 - 5 лет (средняя группа). Может быть использован воспитателями для работы по экологическому воспитанию и ознакомлению с окружающим миром. Развивает у детей любознательность, наблюдательность, эстетическое восприятие природных явлений.

    Цель: формирование представлений об осени, на основе ознакомления с существенными признаками сезона.

    Задачи:
    1. Развивать любознательность, творческое воображение, координацию движений с речью, слуховое и зрительное восприятие, умение различать листья разных деревьев, ловкость.
    2. Учить понимать содержание поэтических текстов, упражнять в образовании разных форм глаголов, совершенствование грамматического строя речь (образование множественного числа существительных), активизация обогащения словарного запаса по теме осень.
    3. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе, интерес и заботливое отношение к растительному миру.
    4. Вызвать интерес к собственной руке, познакомить с возможностью создания образов на основе одинаковых элементов.

    Словарная работа : осень, пожелтели, покраснели, позолотились, воет, гудит, стонет, льёт, идёт, моросит.

    Предварительная работа: рассматривание на прогулке листьев деревьев, наблюдение за осенним небом, деревьями, за явлениями неживой природы.

    Оборудование : сюжетные картины с изображением времён года, магнитофон, кассета с записью «Осенние песни» П.И.Чайковского, листья деревьев из цветной бумаги, коробка - посылка, раскладной зонтик, предметные картинки с изображением фруктов и овощей, мяч, лист картона размером А3, гуашевые краски, мольберт, салфетки на каждого ребёнка.

    Друзья, сегодня мы отправимся в необыкновенное путешествие. В чудесную страну, страну загадочную, полную тайн.
    «Но в эту страну не идут поезда,
    И самолёт не летает туда,
    Как же страну эту назвать?
    Страну, до которой рукою подать!»

    А здесь простой секрет. Попасть туда можно только если сказать волшебные слова (воспитатель включает запись «Осенней песни» П.И.Чайковского). Закройте глаза и повторяйте за мной: «Раз, два, три! Дверь нам в сказку отвори!». Откройте глаза, кажется мы на месте (дети рассматривают панно с изображением осеннего времени года, любуются яркими красками. Воспитатель читает стихотворение о рыжей осени).

    «Летний сад»
    Летний сад порыжел немножко.
    Хоть возьми да и перекрась!
    Это осень - рыжая кошка -
    Тёмной ночью в него пробралась.
    Где ступала на мягких лапках,
    Там и след оставляла свой:
    Крона дуба - в жёлтых заплатках
    Клён горит огневою листвой.
    На газоне - смотрите сами -
    Не трава, а рыжая шерсть!
    Это кошка лазать устала
    И решила в траве присесть.
    Г. Новицкая

    Скажите ребята, о чём это стихотворение? (об осени).
    С кем поэт сравнивает осень? (с рыжей кошкой).
    А вам хочется, что бы наступила осень? (да).
    Грустно расставаться с летом, но осень будет радовать нас своими чудесами. Осень словно искусный художник, выбрала самые яркие краски для украшения природы.
    Дети, как вы думаете, какого цвета осень? (жёлтая, красная, оранжевая).
    А можно сказать, что осень разноцветная? (да).
    Отгадайте осеннюю загадку: «Падают с ветки золотые монетки?» (это листья).
    Посмотрите какое чудо этот осенний букет из листьев (воспитатель раздаёт листья детям). Листья осины красные. Значит, что они сделали? (покраснели). На что похожи листья осины? (на монетки). Листья клёна жёлтые. Значит, они что сделали? (пожелтели). Как вы думаете, на что похожи листья клёна? (на ладошку). А какое дерево потеряло вот этот листок, похожий на пёрышко? (рябина). Листья рябины золотые. Значит, они позолотились. Давайте вместе скажем это слово (проговаривают хором).
    Какой ветер дует осенью? (холодный, пронизывающий, злой). А что делает ветер? (воет, гудит, стонет, ревёт). И вдруг подул осенний ветерок. Листочки разлетелись. Сколько листьев! Да у нас здесь целое дерево, как на участке детского сада.

    Подвижная игра: «Листья»
    Листья осенние тихо кружатся (кружатся на месте, руки в стороны)
    Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают)
    И под ногами шуршат, шелестят (движение руками вправо - влево)
    Будто опять закружиться хотят (кружатся на месте, на носочках).

    Соберём прекрасный букет в вазу. Пусть он радует нас своей красотой (дети садятся на ковёр). Воспитатель читает стихотворение.

    «Что случилось»
    Ах, что было,
    Что случилось!
    Дверь тихонько отворилась
    И тихонько затворилось.
    Мы судили, мы рядили
    Да и думать бросили:
    Кто же нам через порог
    Кинул жёлтенький листок -
    Письмецо от осени?
    О.Дриз

    Воспитатель показывает коробку, открывает её и сообщает, что в нашу группу пришла посылка от осени. Ребята, вы знаете приметы осени? (да). Поиграем в игру «Осенние приметы». Когда я назову приметы осени, говорите дружно «да». Если приметы относятся к другому времени года, говорите дружно «нет». Вы готовы? (да). Дайте правильный ответ:
    Осенью цветут цветы? (нет).
    Осенью растут грибы? (да).
    Тучки солнце закрывают? (да).
    Часто - часто льют дожди? (да).
    Туманы осенью плывут? (да).
    Ну а птицы гнёзда вьют? (нет).
    Звери норки закрывают? (да).
    Урожай все собирают? (да).
    Птичьи стаи улетают? (да).
    Солнце светит очень жарко? (нет).
    Все купаются в реке? (нет).
    Можно детям загорать? (нет).
    Ну а что же надо делать? Куртки, шапки надевать? (да).
    Сапоги всем обувать? (да).
    Молодцы! Вы знаете приметы осени. Загадаю вам загадку, слушайте внимательно. Загадка:
    «Появилась в небе клякса
    Если клякса заревёт,
    Разбежится весь народ» (туча).
    Осенью часто идут дожди. А что делает дождь? (моросит, идёт, шумит, льёт). Посмотрите, стало пасмурно, кажется дождик начинается (воспитатель раскрывает зонтик).
    Подвижная игра: «Дождик»
    Капля раз, (прыжок на носочках, руки на поясе)
    Капля два, (прыжок на носочках, руки на поясе)
    Очень медленно сперва (четыре прыжка на носочках, руки на поясе)
    А потом, потом, потом (восемь прыжков на носочках, руки на поясе)
    Всё бегом, бегом, бегом.
    Мы зонты свои раскрыли, (развести руки в стороны)
    От дождя себя укрыли. (сомкнуть руки над головой полукругом).

    Дожди прошёл. Выглянуло солнышко. Присаживайтесь на лесную полянку (ковёр). «Нынче, друг, не зевай, собирай урожай». Дидактическая игра «Один - много». Давайте поиграем в мяч. Я бросаю мяч и называю один овощ или фрукт, а вы ловите мяч, бросаете мне его и называете много овощей или фруктов (огурец - огурцы, помидор - помидоры, яблоко - яблоки).
    Рисование «Цветные ладошки» (осенние листья). Сегодня мы нарисуем листочки, но рисовать мы красками и карандашами не будем. Ребята, а вы знаете, можно рисовать руками. Есть выражение «наши руки не для скуки». Мы сегодня будем раскрашивать свои ладошки гуашевыми разноцветными красками и ставить отпечатки на листах бумаги. Воспитатель опускает ладошки в тарелочки с разведённой гуашевой краской, прикладывает свою ладонь с расставленными пальцами к листу бумаги, размещённому на мольберте. На что похожа моя ладошка? (на листья клёна). Воспитатель предлагает детям перенести «ручки» на большой лист белой бумаги. Вот какой у нас получился листопад, листья жёлтые, красные, зелёные летят.

    Молодцы!

    Список литературы:
    1. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). - М.: ВАКО, 2005. - 240с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
    2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. - М.: «КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА», 2008. - 208 с., 16 л. вкл., переиздание дораб. и. доп.
    3. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР. - Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. - 656с.