• Украинская роспись в холодных тонах. Урок рисования в детском саду. Старшая группа. Настоящее села Петриковка

    Украинское народное искусство с древнейших времен прошло великий путь самобытного развития, обогащаясь в тесных связях с искусством других народов, прежде всего, русского и белорусского. В быту украинцев нет ни одного предмета, которого не коснулась бы рука художника.

    В представлениях украинцев человек приходит в этот мир еще и для того, чтобы украшать его. Народное творчество находится в гармоничной взаимосвязи с путем исторического развития народа, его бытом и трудовой деятельностью.

    Резьба по дереву.

    Издавна Украина была известна своими мастерами обработки дерева. Из древесины строили жилье, хозяйственные и защитные сооружения, церкви, памятники; из натурального дерева изготовляли предметы сельскохозяйственного и домашнего употребления, мебель, посуду и многое другое.

    Некоторые элементы сооружений и другие деревянные изделия оформлялись резьбой и часто росписью. Сначала резьба имела плоскостной характер. Приемы плоской резьбы сохранились и до наших дней во многих областях западной Украины, в частности, в Закарпатье. Чтобы сделать плоский резной рисунок более фактурным и заметным, в углубления втирали угольную пыль.

    В 17 — 18 веках особенно широко применялась резьба в иконостасах, киотах, свечниках, а также статуарная резьба. Это можно заметить в иконостасах Успенской церкви Киево — Печерской Лавры, Николаевского и Михайловского соборов в Киеве и собора в Больших Сорочинцах.

    Для многих сельских изделий из древесины Центральной Украины и частично Галичины во второй половины XVIII века и начала XIX века была характерна резьба, которая отличалась от старинной техники плоскостной резьбы.

    Значительно обогатилась орнаментика геометрического и флористического характера. В большинстве изделий орнаментом покрывались большие поверхности. В композиции орнамента часто встречаются круги и полукруги больших размеров, которые состояли из отдельных мелких элементов. В конце XIX века увеличивается объем изготовления на продажу мелких изделий из дерева, для которых было характерным не бытовое, в декоративно — художественное значение.

    В технике гуцульской резьбы орнаментика объединяется с инкрустацией и имеет преимущественно плоскостной геометрический характер. Именно поэтому и по сей день гуцульские резные изделия невозможно перепутать ни с одним другим видом подобных предметов искусства.

    Настенная роспись.

    Еще одним из характернейших видов украинского народного декоративного творчества является настенная роспись. Наибольшего развития настенная роспись приобрела в степных районах Украины. Чаще всего рисунки выполнялись цветными охристыми и красными глинами, которые были разведены с сажей и синькой, а также растительными и минеральными красками.

    С XIX века начали широко использовать различные анилиновые красители. Росписи стали более полихромными (многоцветными), роскошными и богатыми. Среди самых распространенных мотивов орнаментики были цветы и растительные мотивы.

    В начала XX века центрами народной настенной росписи были Умань, Подолье, Хмельницк, Днепропетровск, Одесса и Херсон. Своеобразный характер имела роспись на Лемкивщине и в Закарпатье. Стены декорируются росписью снаружи, а также элементы росписи широко используются во внутреннем оформлении интерьера украинского жилья. Чаще всего расписными элементами украшают окна и двери, а также главный элемент в каждом доме — печь.

    Для украшения мебели и различных бытовых предметов в степной и лесостепной зоне была распространена роспись по дереву. Это можно заметить по сохранившимся элементам росписи мебели и сундуков. В этом случае тоже чаще всего использовались растительные орнаменты.

    Украинская писанка.

    Традиционная для Украины роспись писанок также имела чисто декоративные цели и придерживалась строго определенных традиций. Приемы росписи отображали художественные вкусы отдельных районов, даже в некоторых селах были свои традиционные узоры, по которым их отличали от других населенных пунктов.

    Основным приемом являлось симметричное размещение орнамента. В писанках встречаются все виды орнамента — геометрический, геометризированный и флористический. Гуцулы создали огромное количество разнообразных композиций из геометрических элементов и фигур, часто использовали изображения животных — коней и оленей.

    Керамическая посуда.

    В народном творчестве значительное место занимает также керамика. Основные группы украинского народного гончарного производства XIX века соответствуют территориальному размещению месторождений глины. Среди них можно выделить следующие территории:

    • Киевская (Киев, Дыбинцы, Межгорье, Канев, Васильков);
    • Черниговская (Ичня, Нежин, Короп, Глухов);
    • Полтавская (Миргород, Опошня);
    • Сумская;
    • Харьковская (Змеев, Изюм);
    • Подольская (Бор, Адамовка, Жердяновка, Бубновка);
    • Львовская (Сокаль, Толстое);
    • Ивано — Франковская (Косов, Куты).

    Период развития художественного гончарства приходится на конец XVIII — первую половину XIX века. Одним из самых распространенных типов керамических изделий Киевской, Полтавской, Черниговской и Винницкой территорий размещения гончарного производства является красная керамическая посуда — покрытый глазурью и росписью.

    В южных и юго — западных районах была распространена белая глазированная керамика. В некоторых местностях, например, на Тернопольщине был чрезвычайно распространена » лощенная» посуда, выполненная в глазури слегка дымчатого цвета. А вот геометрический орнамент поражал своей красотой и необычностью — он был нанесен методом гравировки.

    В XIX веке была распространена фигурная посуда для вина и других напитков, выполненная в форме животных и птиц. Это вид посуды представлял собой настоящие предметы искусства, которые украинцы широко использовали в быту.

    Известны имена мастеров гончарного искусства XIX века Адама Бацуцы из Адамовки (Подолье) и Василия Шестипальца из Львова. Для керамики центральных областей Украины характерными элементами орнаментики являются виноград, сосенки, звездочки, ягодки и листочки.

    Особенной декоративностью характеризуются изделия мастеров из Опошни — Ф. Черешка, Ю. Ризника, В. Паросного, Либещака, А. Сластена, А. Бахметюка и П. Кошака. В росписи посуды прослеживается увлечение растительными узорами, сдержанность композиции, насыщенность орнаментики. Постепенно вводятся крупные стилизованные цветочные элементы рельефного характера.

    Керамическая плитка.

    Расцвет производства кафеля приходится на конец XVII века. И уже в XVIII веке керамическая плитка широко используется украинцами для оформления поверхности печей. С тех пор кафельная печь прочно входит в народный быт.

    Кафельная плитка отличается разнообразием и высокими декоративными качествами. В тот период существовало много разновидностей керамической плитки, среди которых можно назвать следующие:

    • рельефная;
    • глазированная;
    • терракотовая;
    • расписная;
    • живописная;
    • орнаментальная;
    • зеленая, с голубым рисунком;
    • с коричневой окантовкой;
    • желтая;
    • с рисунками на бытовую тематику;
    • с изображением животных и птиц;
    • с фиалкой по центру;
    • с изображением медальона и многие другие.

    Очень часто в процессе изготовления кафельной плитки мастера ставили дату и свое имя. Так, до наших дней дошли работы мастеров сюжетной керамической росписи Бахметюка (Гуцульщина), Панасенко (Ичня) и многих других. В орнаментике керамической плитки можно проследить постепенный переход от мотивов, заимствованных из профессионального искусства, до развития декоративной сюжетной орнаментальной росписи на основе местных традиций.

    Стеклянные изделия.

    Одним из самых оригинальных видов народного промысла на Украине стало изготовление стеклянных изделий — посуды в виде животных и птиц. Среди другой стеклянной посуды можно назвать различные рюмки. бокалы и штофы — цветные и прозрачные, чистые и с рисунком.

    Стеклянные изделия изготовляли тремя способами: выдуванием, отливом и вытягиванием. Производство стекла была распространено главным образом на Волыни и Черниговщине. Но и другие районы не оставались в стороне — стеклянную посуду делали также на Подолье, на севере Киевщины и на Полтавщине.

    Ткачество и вышивка.

    В конце XVIII — начале XIX веков чрезвычайно высокого уровня достигли ткачество и . Изготовлялись различные ткани, а также различные изделия — коврики, скатерти и рушники. Их украшали ткаными узорами, выбивкой и вышивкой.

    Было широко распространено производство безворсовых настенных ковров, а также различных домотканых дорожек, которые служили для покрытия пола. Изготовлялись ковры трех видов: с поперечными полосками, медальонного типа, а также с цветочными узорами.

    Для украинских ковров характерным было то, что все поле никогда полностью не было покрыто узорами. Именно фон чаще всего играл огромную композиционную роль. Народные обычно были окрашены в цвет натуральной шерсти — поэтому их оттенок чаще всего был темно — коричневым или черным.

    К декоративному виду ткачества относится изготовление узорчатых полотен, шерстяных тканей для пошива одежды и высокохудожественной вышивки. В XIX веке центрами декоративного ткачества были:

    • на Киевщине — Переяслав, Богуслав, Иванков, Обухов;
    • на Полтавщине — Зеньков, Решетиловка, Сорочинцы;
    • на Винничине — Климбовка, Яланець;
    • на Западной Украине — Золотов, Глиняны, Збарат, Микулинцы.

    Украинские рушники.

    В конце XIX века особенное распространение получило изготовление декоративных рушников. До этого периода их делали белыми с красными рисунками, а со второй половины XIX века в быт вошли и красные с белым рушники.

    Основными элементами были геометризированные фигуры дубовой и березовой листвы, переплетенных ветвей, цветов, репейника, винограда, петушков, голубей, уток, орлов, а также мотивы , посуды и другие элементы.

    Одним из древнейших элементов является мотив » райского дерева». Наибольшего разнообразия вариантов и совершенства этот мотив достиг в Полтаве и Киеве. Также можно отметить тот фактор, что украинские рушники в каждой местности отличались своими орнаментальными мотивами, узорами и цветовой гаммой.

    Вышитый рушник выполнял немаловажную роль в быту каждой украинской семьи. Он служил не только для повседневных нужд, но и использовался в праздничных и ритуальных церемониях, а также служил важным элементом оформления каждого украинского жилья.

    Для начала пару слов о Петриковской росписи.
    Яркой страницей вошла декоративная роспись в историю культуры украинского народа. Далеко за пределами Украины известные имена народных мастеров села Петриковки Днепропетровской области.

    Ажурный, графически четкий орнамент, который в прошлом развивался как настенная роспись и декор бытовых предметов, сегодня широко используется в художественной промышленности, книжной графике, оформлении и.т.п… Волшебный петриковский цветок расцвел на замечательному фарфоровом блюде, загадочным узором лег на шелковую ткань, ценным самоцветом засверкал на лакированной поверхности сувенирной шкатулки.

    Своеобразный орнамент Петриковки имел давние традиции, свой пластический язык, технику и свой арсенал художественных образов. Из поколения в поколение передавались традиции росписи, самобытного, преимущественно растительного орнамента, который впоследствии все более совершенствовался. Бытовые вещи с петриковской росписью, которые находятся в музеях, относятся к ХУШ-ХІХ столетиям. Сам же орнамент ведет начало от старинной традиционной орнаментики, которая широко применялась в быте запорожцев, украшая жилья, начинку и оружие.

    Современный петриковский орнамент характеризуется, прежде всего, как растительный, преимущественно цветочный. Он основывается на внимательном изучении реальных форм местной флоры и создании на этой основе фантастических, несуществующих в природе цветов (например, «лучка» или «кучерявки»). Широкое применение имеют мотивы садовых (георгины, астри, розы) и луговых (ромени, василька) цветов и ягод калины, клубники и винограда. Характерными являются также изображение листвы, которую называют «папоротником», бутонов и перистой ажурной листвы. Для петриковсих орнаменталистов характерные чрезвычайно точный глазомер и удивительная ловкость руки - все мастера рисуют без предварительно намеченного контура, не пользуясь ни одним измерительным инструментом. Виртуозность выполнения достигается письмом с помощью тоненькой кисточки из кошачьей шерсти. Кроме кисти, Петриковские мастера применяют стебли, щепочки, а ягоды и некоторые цветы рисуют просто пальцем.

    … Петриковская роспись зародилась на побеленой стене украинской хаты-мазанки. Технология изготовления краски была проста и в тоже время уникальна - яичный желток размешанный с соком. Естественно, такая краска не долговечна и раз в год или к праздникам приходилось перекрашивать. Но во внегласном соревновании на лучшую роспись своей хаты уже недостаточно было просто перекрасить или нарисовать такой же узор - его обязательно нужно сделать еще более красивым, более эксклюзивным… Так, из любви простого народа к прекрасному, возник этот отдельный по методике исполнения и по истории развития вид изобразительного искусства Петриковская РОСПИСЬ. Прошло немало лет с тех пор, как была раскрашена первая казацкая хата поселения славного казака Петрика, посеяны первые семена нового народного искусства. Считается, что именно от него произошло название - Петриковка, где впоследсвии была зарождена и взрощена знаменитая петриковская роспись силами Центра народного искусства «Петриковка»
    Фотографий много, но я даже не все сфотографировала)
    Мне выставка очень понравилась! Приятного просмотра!





























    Обещала рассказать о своём обучении основам Украинской росписи и наконец выполняю обещание. Сейчас у меня дома затянувшийся ремонт и что-то найти проблематично, особенно если это не требуется тебе в данное время. Я не занимаюсь росписью уже лет пять, сразу после того, как сменила работу. Все как-то некогда. Всё что было - раздарила. Несколько первых работ осталось которые делала в процессе обучения и их не могу найти. Нашла буквально пару работ, которые и покажу. Что нужно для Украинской росписи? Прежде всего кисти. Кисти здесь используются кошачьи и беличьи. Кошачьи - мастерицы делают сами, а беличьи используются с 1 -5 номера. Чтобы сделать кошачью кисточку, нужно иметь кота своего или знакомого. Нас учили срезать пряди кошачьей шерсти с боковых сторон шеи до ушка котика и за ушками. Кот должен быть не длинношерстных пород. Кисточка делается не сложно, главное - практика. Внимание! Ни один кот не пострадал! Кот со временем обрастает и никаких следов от срезанных клочков шерсти не остаётся. Я нарисовала как я делала эти кисти. Берём срезанную прядь шерсти и аккуратно помещаем на бумагу. При этом стараемся чтобы не нарушить целостность этого кусочка кошачьей шерсти. Как срезали, так и положили на бумагу. Далее спичку или какую-нибудь палочку затачиваем с одного конца (можно зубочистку), смазываем клеем ПВА и помещаем на шерсть острым концом. Палочка должна располагаться на шерсти, занимая как минимум третью часть длинны шерсти. Затем аккуратно окручиваем шерстью палочку и обматываем ниткой, смазывая периодически клеем ПВА. Обматываем как можно туже, но не перестараться, чтобы обмотка не соскользнула с острого конца кисточки. Ещё раз в конце хорошенько смазываем обмотку клеем и даём полностью высохнуть. Чтобы удобнее было пользоваться кистью, палочку вставляем если надо, в стержень от гелиевой ручки или в подходящий по объёму. Надо чтобы кисточка плотно вошла в стержень и не выпадала. Лучше в стержне её тоже посадить на клей. Кисть готова.

    Мои две кошачьи сохранившиеся кисточки.

    Краски используются в основном гуашь и масляные. Рука "набивается" на постоянном выполнении различных сочетаний мазков кошачьей и беличьей кисточкой. Здесь показаны 22 упражнения.

    Их надо выполнять каждое не по одному листу, а по несколько причем мазки выполняются движениями кисти. Лист бумаги крутить нельзя.

    Сначала получается плохо, а затем все лучше и лучше. Любой рисунок можно стилизовать росписью. Преподаватель давала задания делать наброски карандашом, а затем стилизовать росписью. И постоянно придумывать комбинации с мазками цветов, листьев.

    Урок ИЗО для старших дошкольников

    Радостные краски Петриковской росписи. Мастер-класс. «Цветочно-ягодное панно»

    Лери Елена Александровна, воспитатель ТМК ДОУ «Хатангский детский сад комбинированного вида «Солнышко» с. Хатанга, Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, Красноярский край

    Мастер-класс рассчитан для педагогов дошкольного и школьного образования, детей старшего дошкольного возраста, родителей.
    Назначение: украшение интерьера комнаты, наглядный материал в познавательной деятельности, а еще такую простую композицию можно использовать для поздравительной открытки.
    Цель: знакомство с народным изобразительно-прикладным искусством Петриковская роспись. Учить создавать декоративное изделие для украшения интерьера.
    Задачи:
    - развивать творческие способности детей;
    - учить ритмично, рисовать панно, сочетать цвета;
    - развивать воображение, пространственное мышление, мелкую моторику рук;
    - развивать художественный вкус, чувство композиции;
    - воспитывать аккуратность в работе и умение довести начатое дело до конца;
    - воспитывать интерес к народным промыслам, к традициям, к росписи;
    Материалы:
    Лист плотной бумаги А4 (лучше ватман или полуватман), простой карандаш, несколько кистей разных размеров (самодельных кошачьих или беличий или колонковых акварельных), стакан для воды, небольшую фарфоровую или пластмассовую чашечку, палитру или плоскую тарелочку, которая будет использоваться как палитра, и акварельные краски.


    Петриковская роспись - визитная карточка Украины
    Село Петриковка в Днепропетровской области – одно из немногих, где бережно хранят традиции древних народных промыслов. Знаменитая Петриковская роспись давно стала визитной карточкой Украины. Петриковку 230 лет назад основал сам Петр Калнышевский. И сразу же в этом вольном казацком селе возник интересный обычай: женщины стали расписывать стены хат красочными цветочными узорами. Их рисовали кистями, сделанными из кошачьей шерсти, спичками, обмотанными мягкой материей, и просто пальцами. Краски разводили на яйцах и молоке, а цвета выбирали самые яркие, под стать красочной природе Приднепровья. Хозяйки соревновались друг с другом, стремясь сделать свой дом самым живописным, и ревниво заглядывались на чужое искусство. О самых удачных росписях говорили: красиво, как в церкви. А вот если хата оставалась белой, с хозяйкой переставали здороваться, как с чужой.
    Характерные особенности петриковской росписи:
    Современный петриковский орнамент характеризуется, прежде всего, как растительный, преимущественно цветочный. Он основывается на внимательном изучении реальных форм местной флоры и создании на этой основе фантастических, несуществующих в природе цветов (например, "лучка" или "кучерявки"). Широкое применение имеют мотивы садовых (георгины, астри, розы) и луговых (ромени, василька) цветов и ягод калины, клубники и винограда.
    Характерными являются также изображение листвы, которую называют "папоротником", бутонов и перистой ажурной листвы.
    Кроме кисти, Петриковские мастера применяют стебли, щепочки, а ягоды и некоторые цветы рисуют просто пальцем.

    Пошаговый процесс выполнения работы:

    1. Настоящие петриковские мастера не используют в работе простой карандаш, но наш мастер-класс рассчитан на детей, и поэтому перед началом работы мы придумываем приблизительно свой орнамент и зарисовываем карандашом. Контуры цветов обводим круглым лекалом, чтоб они получились четкими. В ягодах просто намечаем верх и низ. И наметить расположение листьев.


    2. К пятому году жизни дети уже знакомы с нетрадиционной техникой рисования «пальцеграфия», и поэтому совсем без труда сделают любые ягодки, на нашем орнаменте это калина.
    На самом деле, ягодки можно рисовать чем угодно, но пальцы удобны тем, что они всегда « под рукой» да и причем из пяти размеров.



    3. Далее приступаем к рисованию цветов, первый - мы будем рисовать, используя элемент «зернышко».
    "Зернышко" - это простой мазок, профиль которого зависит от кисточки. Он является одним из основных элементов петриковской росписи, с помощью которого создаются все орнаментальные мотивы.
    Вдоль линии, проведенной карандашом, кисточкой наносят мазки - "зернышка". Держать кисточку надо так, чтобы усик "зернышка" был перпендикулярный к линии. При этом корпусом кисточки нажимают так, чтобы мазок имел форму капли воды. Повторяя мазок много раз, надо стараться получить одинаковое расстояние между мазками. Это оказывает содействие развитию глазомера и ритма в изображении.






    Второй цветок рисуем пальцем. Начиная сверху, плотно прижать палец к бумаге и спуская вниз послабить, сверху ярче и виднее контуры, а внизу получится слабее цвет.




    Так же заполняем и середину этого цветка, лепестки получатся короче.


    5. Цветок меньшего размера мы исполняем элементом, который называется «изогнутое зернышко».
    "Изогнутое зернышко" - очень распространенный элемент, с помощью которого образовывают "перистую листву", "бутоны", лепестки цветков.
    Чтобы сделать "изогнутое зернышко" надо кончик кисточки опустить на бумагу возле вертикальной линии. Вытягивая тонкую линию усика, делают легкий поворот кисточки. Завершают этот мазок прижиманием "пятки" кисточки к бумаге.


    5.3. Вот такие получаются цветочки.


    6. Итак, рисуем листики. Я нарисовала основные формы листиков, но это не значит, что нужно ограничиваться примером, вариантов может быть множество, на сколько хватит фантазии. В рисовании листика используется переходный мазок: сначала на кисть набирается более светлый тон, а затем самый кончик погружается в краску более темного тона, вплоть до черного.


    6.2. Начинается мазок вестись с кончика кисти (точки) и затем, нажимая к середине все больше и уменьшая к окончанию мазка, снова выходим в точку.


    Таким образом делаем зубчики у листка


    6.3. Середину листка просто закрашиваем светлым тоном.


    6.4. Вот такие получаются листочки


    7. Середину первого цветка закрашиваем ярким цветом, я закрасила желтым. И дорисовываем стебельки тоненькой кисточкой.



    8. Рисуем маленькие трехлепестковые цветочки,в пустых местах. Так же рисуются с «зернышок» и «изогнутых зернышек».




    8.3. Получилось 5 цветочков, можно больше.


    9. Таким образом, рисуем и листики цветочков.


    9.1. Дорисовываем стебельки просто тоненькой кисточкой. Детям можно предложить дорисовать фломастером.


    И вот в самом конце объединение деталей орнамента с помощью "питушинок".

    Роспись стен как традиция возникла достаточно давно, но точная дата, к сожалению, не определена. Конечно, существуют рассказы, почти былинные, о домах c нанесенными изображениями небесных светил, есть раскопки археологов помещений киевского региона IX -XII вв., в которых находят остатки фресок. Но это тем не менее не позволяет с точностью определить время возникновения росписи.

    Это народное искусство периода XIX - начала XX в. было очень распространено в культуре Украины, свидетельствуют об этом разнообразные исследования культуры и жизни различных регионов страны. Достаточно часто упоминается об этом виде творчества и в литературных источниках, описывающих крестьянский быт.

    Существует версия, что настенная роспись возникла и развивалась как отражение осознания украинцами окружающего мира, и это изображалось магическими или аграрно-бытовыми знаками и символами. Со временем их сакральное значение постепенно исчезало из рисунков, развивалось орнаментальное, декоративное рисование тех же самых знаков, но с другим наполнением, скорее эстетичным и декоративным. А магическое, культовое и обрядовое значение выходило из употребления. И с XIX в. настенная роспись начинает формироваться только как орнаментальное украшение и декор.

    Роспись не была одним из первых видов искусства, она возникла гораздо позже других направлений декоративно-прикладного искусства, таких как вышивка, писанкарство, ковроткачество, ткачество или изготовление изразцов. Поэтому она включает традиции и некоторые элементы, свойственные этим видам, и объединяет их через свое отражение. Роспись стен иногда была заменой привычным приемам украшения сельского жилища, иногда употреблялась вместе с ними, тем самым подчеркивая построение и архитектурные особенности того или иного сооружения.

    Каких-либо предварительных эскизов к будущему рисунке не делалось, сам процесс росписи не делился на этапы и не имел четкой схемы подготовки. Он выполнялся сразу, а порой и вообще только возобновлял предыдущий рисунок. Делалось это два раза в год, и каждый раз имел закрепленность к определенному событию - нового мащения, то есть перед праздниками весной и осенью. Роспись выполнялась только женщинами.

    Краски для этого действа использовались обычно природного происхождения. Это могла быть сажа, ягоды бузины, сок лебеды, отвар из луковой шелухи, сок вишен или шелковицы, лепестки подсолнечника, могли использоваться анилиновые краски, глины. Иногда растительный сок перемешивали с перетертой белой глиной, сажей, толченым углем или брали красную глину. Иногда просто перемешивали разные глины. Таким образом мастерицы получали целую палитру цветов, оттенков и возможность их смешивать, создавая новые оттенки. Поэтому трудно было встретить роспись только двумя или тремя красками. К краскам нужно было добавлять вяжущее вещество, поэтому к ним примешивали яичный желток, иногда молоко. Краска, содержащая такие примеси, была более прочной и не изменяла свой цвет, не «линяла».

    Кисти для росписи делались из кошачьей шерсти и использовались любые щетки, по необходимости, даже можно было применять обычную тряпку. Чтобы правильно и четко изобразить геометрические фигуры, разные линии, пользовались посудой, шнурками как лекалами, сложные фигуры изготавливали из картофельных клубней, такая себе вариация штампа.

    Начиналась роспись с печи и трубы, после печи переходила на стены, проходила над окнами, шла по углам. Печь разрисовывали схематически стилизованными изображенными птиц - это могли быть павлины, фазаны, или даже грифоны. Там же на печи рисовали дерево жизни с сидящими на нем птицами, спирали, вращающиеся диски, в кругах изображали кресты, зигзаги, вырисовывались растительные орнаменты, созвездия. Эта символика была знакома еще с первобытных времен. Стены расписывались обычно деревом жизни и птицами, символическим кувшином – из него как основы вырастает куст. Этот кувшин назывался вазон. На стенах также часто были нанесены брачные символы - ими были райские птицы, кисти винограда.

    В народной росписи отображалось фольклорно-образное осознание украинцами мира вокруг них, изображенном в знаках и символах. Они несли космологическое осмысления мироздания. Так роспись была напрямую связана с силами природы, одухотворяла постройку, дом, привязывала ее к миру, к земле, насыщала земной силой. Так символика несла в себе народные знания, верования и представления о себе, мир, смысл жизни.

    Заимствования в росписи традиций и элементов предыдущих видов, и направлений народного искусства хорошо видно, учитывая ее производность от ранее возникших направлений искусства и само время ее возникновения.

    Например, из ткачества роспись позаимствовала ломаную зигзагообразную ломаную линию, которая была обрамлена двумя прямыми линиями, перечеркнута штрихами между изломами. Узор под названием «косицы» можно найти на глиняных изделиях древности. В старинных рукописях встречается листок лотоса, похожий на куриные лапки. Писанкарство подарило росписи спиралевидного «вертуна». Вначале элементы и части росписи были очень похожи на характер орнаментов в вышивке, резьбе, ковроделии и подобном. Однако со временем роспись развивалась во все более самостоятельный вид творчества, приобретала свои собственные черты и мотивы, составила свою систему и закономерности и продолжила развиваться уже по своим законам.

    Образы настенной росписи имеют в своей основе аграрно-космологическую идею о том, что жизнь человека и природа связаны и переплетены между собой. Даже само время создания новых росписей или возобновление старых связано с этим – ведь это происходит накануне праздника великой Пасхи, который еще с язычества является символом воскресения, оживления природы, жизни, красоты его цветения и жизненной силы.

    Почему печь стала основным композиционным центром росписи? Надо полагать, потому, что именно там живет огонь, который является одним из элементов жизнетворения. А еще там, под печью, если верить народным приметам, живет охранник дома и домашнего очага - домовой. К тому же культ предков сосредоточивал внимание именно на печи: в старину под очагом хоронили умерших. А учитывая то, что росписью занимались женщины, которые по сути своей были хранительницами традиций и верований, сами охраняли очаг дома, то и все культовые традиции, ритуалы и обряды тщательно хранились и почитались ними.

    Печь очень часто покрывали геометрическими орнаментами, деревом жизни - это напоминало о дохристианских временах, когда души живых и умерших объединялись через деревья и растения.

    Так можно увидеть, что основным и наиболее употребляемым элементом росписи является дерево жизни, «вазон». Он может быть самостоятельной композицией, а может быть частью ленты - бесконечного орнамента росписи. Такой орнамент является наиболее распространенным в этом направлении народного искусства. Он изображается в вышивке, на коврах, керамике, вытынанках, расписанных сундуках. Кроме изделий и культуры Украины, «вазон» распространен также и в искусстве Европы.

    Дерево жизни в культуре Украины имеет фольклорное происхождение: дерево и птицы являются символом мироздания. Трехъярусность мира передавалась идеограммами, которые встречались в росписи сундуков, саней (спинок) и др. Большой солярный знак в таких идеограммах символизирует светило, дающее всему вокруг жизнь. Малые солярные знаки также несут в себе символический смысл: вазоны, птицы - земная жизнь, рыбы и змеи - потусторонний мир.

    Элементы в виде виноградных листьев, гроздьев на «вазоне» составляют «чудесное дерево», которое символизирует благополучие семьи, порой напоминает о невесте. Проходило время, действовали разные социально-исторические условия, и роспись как искусство понемногу начала терять свой глубокий сакральный смысл, заменяясь на проявления богатой творческой фантазии.

    Новые виды росписи приобретали другие формы и качества, переходили на другую материю - например, бумагу. Центром таких «малевок» считается село Петриковка, расположенное на Днепропетровщине. Сначала «малевка» была заменителем определенных деталей росписи настенного, в отдельных местах дома, но со временем отмежевалась и стала отдельным самостоятельным видом искусства. Петриковская роспись приближена к традициям искусства писанкарства. Центральный образ в петриковских композициях выделялся, что создавало иллюзию, будто рисунок был выгнут наружу, и это усиливало восприятие композиции как округлой формы - по форме яйца.

    Как писанка, так и роспись на бумаге указывает на зарождение жизни, цветения, цикличность развития и жизненного круговорота. Роспись этого направления искусства, подобно настенной росписи, активно прославляет жизнь во всех ее видах и проявлениях. Букет, вазон, куст - все это символизирует древо жизни. В петриковской росписи есть свои особенности: например, расположение центрального элемента - цветка, плода или ягоды - осуществляется таким образом, чтобы изображение и ракурс получилось привлекательным, со многими деталями и подробностями, самые выразительные из них особо подчеркиваются.

    Цветок обычно повернет своей головкой к зрителю, может рисоваться полупрофильно с наклоном к переднему краю, возможным было изображение в полный профиль. Характерными особенностями в петриковском рисунке являются также листочки, развернутые к зрителю, четкое и внятное очерчивание контуров разноцветными чертами и линиями - это делает более заметными на белом фоне мельчайшие детали. Краски для росписи берутся густые, очень хорошо отличается каждый мазок, он виден отдельно от соседнего. В росписи все выражено через форму, цвет, линию. Элементы не накладываются один на один, существуют отдельно и не мешают друг другу, листок не скрывает цветок или стебель и тому подобное. Это является отражением особенностей народного быта, в котором нет лишних деталей, нагромождения вещей и хаоса.

    И по сей день развиваются традиции народной росписи и народного рисунка. Мастерицы села Петриковка известны всему миру своими талантливыми росписями и композициями. Существует термин «наивная живопись» - и его представители, Мария Примаченко, Екатерина Билокур и многие другие народные мастерицы-художницы нынче признаны во всем мировом искусстве.