• Черчение графическая работа 10. Руководство для выполнения графических работ по начертательной геометрии для студентов вузов. Практические и графические работы по черчению

    Т Г Т У

    П.А. Острожков, М.А.Кузнецов, С.И. Лазарев
    для студентов ВУЗов, обучающихся по направлениям техники
    и технологии

    Графическая работа № 1
    Графическая работа № 2
    Графическая работа № 3
    Проверочный
    тест
    Приложение

    Графическая работа № 1
    Взаимное положение двух плоскостей.
    Цель работы: закрепление знаний при
    позиционных задач.
    Задача
    Задача №
    № 11
    решении
    Задача
    Задача №
    № 22

    Задача № 1
    1. В плоскости, заданной тремя точками
    А,В,С (координаты точек смотри в
    приложении) построить треугольник,
    образованный горизонталью, фронталью и
    профильной прямой. Начертить
    полученный треугольник в натуральную
    величину.
    2. Построить плоскость, параллельную
    заданной и отстоящую от нее на
    расстоянии 50 мм.

    формата А3
    (290х420 мм)
    меню

    Размечаем мысленно лист на 2 части

    В левой части листа формата А3 намечаем оси координат.
    z
    x
    0
    y

    Согласно координатам индивидуального задания отмечаем точки А, В и С –
    вершины ∆ АВС в координатных плоскостях.
    B”
    A”
    z
    C”
    x
    0
    B’
    A’
    C’
    y

    Соединяем точки отрезками, образуем плоскость ∆ АВС, соответственно в
    проекциях.
    B”
    A”
    z
    C”
    x
    0
    B’
    A’
    C’
    y

    Проводим проекцию горизонтали D”P” во фронтальной плоскости
    (параллельно оси Х) и проецируем ее в горизонтальную плоскость
    проекций.
    B”
    z
    D”
    P”
    A”
    C”
    x
    B’
    0
    D’
    A’
    P’
    C’
    y

    Проводим в горизонтальной плоскости проекции фронталь D’E’, затем
    проводим профильную прямую. Образуем DEF, в котором с помощью
    способа прямоугольного треугольника находим натуральную величину
    катета EF.
    B”
    z
    Е”
    D”
    A”
    F”
    P”
    C”
    x
    0
    B’
    D’
    A’
    E*
    Е’
    F’ P’
    C’
    y

    Строим натуральную величину DEF, образованного прямыми частного
    положения.
    B”
    z
    Е”
    D”
    A”
    F”
    P”
    C”
    x
    0
    B’
    E”
    D’
    A’
    Е’
    F’ P’
    C’
    F
    D
    нв
    E
    y

    Построение плоскости параллельно данной и удаленной от нее на 50 мм.
    Продляем горизонтальную проекцию горизонтали (DF) И фронтальную проекцию
    фронтали (DE), затем к этим прямым восстанавливаем перпендикуляр из т. А и на этом
    перпендикуляре произвольным образом отмечаем т. К
    B”
    z
    K”
    Здесь мы применили теорему о
    проецировании прямого угла
    Е”
    D”
    A”
    F”
    P”
    C”
    x
    0
    B’
    E”
    D’
    A’
    F” P’
    C’ y
    K’
    E
    нв
    D
    Е’
    F

    Замеряем разность расстояний между точками К и А (отрезок КL) и откладываем его на
    перпендикуляре опущенным в точку K” ,образуя т. К*.
    B”
    S”
    S*
    K”
    K*
    50
    мм
    D”
    A”
    x
    Соединив между собой т. А и т. К* мы получим
    z натуральную отрезка АК, продлив этот отрезок
    отложим на нем отрезок равный 50 мм и отметим
    Е”
    т. S*.
    Из т. S* проведем прямую параллельную отрезку
    P”
    К*К” до пересечения с первоначальным
    F”
    перпендикуляром (А”K”) , образовав т.S” .
    C”
    Из т. S проводим плоскость параллельную данной.
    Для этого в т.S пересекаем две прямые, параллельно
    0 двум любым прямым заданной плоскости.
    B’
    E”
    D’
    A’
    L”
    F” P’
    C’ y
    K’
    S’
    E
    нв
    D
    Е’
    F

    Задача №2
    Согласно координатам индивидуального варианта задания(см. приложение) отмечаем
    точки А,В,С и D,E,F.
    Соединив их отрезками получим треугольники АВС и DEF, соответственно в проекциях.
    D”
    B”
    Z
    E”
    C”
    A”
    F”
    X
    0
    B’
    F’
    E’
    C’
    A’
    D’
    У

    Отмечаем в горизонтальной плоскости проекции т.1 и т.2, точки пересечения стороны А’В’
    (АВС) соответственно со сторонами E’F’ и D’E’ DEF.
    Проецируем т.1 и т.2 во фронтальную плоскость проекции на соответствующие прямые и
    соединяем отрезком т.1 и т.2 между собой.
    На пересечении прямой А”B” и отрезка 1”2” образуем т.К”, затем проецируем ее в
    горизонтальную плоскость проекции на соответствующую прямую.
    1”
    E”
    D”
    B”
    Z
    K”
    C”
    2”
    A”
    F”
    X
    0
    B’
    2’
    E’
    K’
    F’
    C’
    1’
    A’
    D’
    У

    Во фронтальной плоскости проекции отмечаем т.3 и т.4, точки пересечения сторон А”В” и
    А”С” (АВС) со стороной D”F” (DEF).
    Проецируем т.3 и т.4 в горизонтальную плоскость проекции на соответствующие стороны
    треугольника, соединяем их между собой отрезком.
    На пересечении отрезка 3’ 4’ со стороной D’F’, образуем т. L .
    Проецируем т.L во фронтальную плоскость проекции на соответствующую сторону (D”F”).
    D”
    3”
    1”
    Соединив т.К и т.L между собой,получим
    искомую линию KL - линию пересечения
    плоскостей, заданных треугольниками.
    E”
    B”
    Z
    K”
    L”
    2”
    C”
    4”
    A”
    F”
    X
    0
    B’
    2’
    E’
    F’
    3’
    K’
    L’
    C’
    4’
    1’
    A’
    D’
    У

    Методом конкурирующей точки определяем видимость плоскостей, заданных
    треугольниками АВС и DEF.
    B”
    S”
    z
    D”
    3”
    1”
    S*
    K”
    K*
    50
    мм
    Е”
    E”
    B”
    K”
    L”
    2”
    D”
    A”
    F”
    Z
    P”
    C”
    4” (6”)
    5”
    A”
    F”
    C”
    x
    0
    X
    B’
    0
    B’
    E”
    D’
    A’
    L”
    Е’
    F” P’
    C’ y
    K’
    S’
    2’
    E’
    6’
    3’
    K’
    L’
    (5’) 1’
    F’
    C’
    4’
    A’
    E
    У
    D’
    нв
    D
    F
    меню

    Графическая работа №2

    Способы преобразования чертежа
    Цель работы: закрепление знаний и основных
    приемов при решении метрических задач.

    Условие задачи.
    Дана пирамида SABCD с основанием АВСD (координаты
    точек смотри в приложении) расположенным в
    плоскости общего положения.
    Требуется:
    1.Методом вращения вокруг линии уровня определить
    натуральную величину основания АВСD.
    2.Методом плоско-параллельного перемещения
    определить расстояние от вершины S до плоскости
    основания АВСD.
    3. Методом перемены плоскостей проекции определить
    истинную величину двугранного угла при ребре ВC,
    образованного основанием и боковой гранью
    пирамиды.

    Для выполнения данной графической работы используется лист
    формата А3 (290х420 мм)

    Оформляется рамкой, угловым штампом и заполнением основной надписи.

    Z
    B”
    D”
    L”
    C”
    S”
    X
    A”
    0
    S’
    B’
    D’
    L’
    C’
    A’
    У
    Согласно индивидуального задания
    отмечаем по координатам точки
    S,А,В,С и D“,недостающую
    координату т. D’ - определяем
    построением.
    Соединяем точки отрезками,
    образуем плоскость основания
    пирамиды ABCD.

    Z
    B”
    L”
    D”
    C”
    S”
    H”
    X
    0
    A”
    S’
    B’
    D*
    D’
    RD
    L’
    C’
    O’1
    A’
    ось вращ
    .
    H’
    D
    У
    Задаемся осью вращения (линия
    уровня-AH).
    В горизонтальной плоскости
    проекции из точки D’ опускаем
    перпендикуляр на ось вращения
    A’H’, на их пересечении образуем
    центр вращения (т.О’1)
    соответствующей точки D” .
    Методом прямоугольного
    треугольника получаем
    натуральную величину радиуса
    вращения точки D.
    Вращаем т.D до пересечения с
    перпендикуляром, на их
    пересечении образуем т. D

    Z
    B”
    L”
    D”
    C”
    S”
    H”
    X
    0
    A”
    S’
    B’
    D*
    D’
    RD
    L’
    B*
    RB
    C’
    O’1
    A’
    O’2
    O’3
    H’
    D
    B
    У

    из точки В’ опускаем перпендикуляр
    на ось вращения A’H’ , на их
    пересечении образуем центр
    вращения (т. О’2) соответствующей
    точки В.
    Методом прямоугольного
    треугольника получаем натуральную
    величину радиуса вращения точки В.
    Вращаем т.В до пересечения с

    образуем т.В

    Z
    B”
    L”
    D”
    C”
    S”
    H”
    X
    0
    A”
    S’
    B’
    D*
    D’
    RD
    L’
    B*
    RB
    C’
    O’1
    C*
    RC
    A’
    O’2
    O’3
    H’
    C
    D
    B
    У
    В горизонтальной плоскости проекции
    из точки С’ опускаем перпендикуляр на
    ось вращения A’H’, на их пересечении
    образуем центр вращения
    (т.О’3)соответствующей точки С.
    Методом прямоугольного треугольника
    получаем натуральную величину
    радиуса вращения точки С.
    Вращаем т.C до пересечения с
    перпендикуляром, на их пересечении
    образуем т.С.
    Точку А не вращаем, так как она лежит
    на оси вращения.

    Z
    B”
    L”
    D”
    C”
    S”
    H”
    X
    0
    A”
    S’
    B’
    D*
    D’
    RD
    L’
    B*
    RB
    C’
    O’1
    C*
    RC
    A’
    O’2
    НВ
    D
    B
    O’3
    H’
    C
    У
    Соединяем образованные точки
    отрезками, получаем
    натуральную величину
    основания пирамиды АВСD.

    Z
    B”
    L”
    D”
    C”
    S”
    A” H”
    H”
    X
    0
    A”
    S’
    B’
    D*
    D’
    R1
    RB
    R2
    C’
    A’
    O’2
    R3
    RC
    O’3
    RC
    RC
    C*
    H’
    B’
    НВ
    D
    B
    RC
    C’
    RB
    L’
    RB
    O’1
    B*
    C
    RB
    A’ H’
    У
    Приводим плоскость АВС в
    положение проецирующей
    плоскости, т.е. перпендикулярной
    плоскости проекции. Для получения
    фронтально-проецирующей
    плоскости необходимо горизонталь
    АH плоскости вместе с системой
    всех точек плоскости (АВС)
    поставить в положение,
    перпендикулярное фронтальной
    плоскости проекций.

    Z
    Переносим т.S – вершину пирамиды.
    B”
    L”
    D”
    C”
    S”
    A” H”
    H”
    X
    0
    A”
    S’
    B’
    D*
    D’ RS
    R1
    O’1
    B*
    RS
    L’
    A’
    R2
    RS
    C’
    C’
    RS
    C*
    R3
    O’2
    O’3
    H’
    B’
    НВ
    D
    C
    RS
    A’ H’
    S’
    B
    У

    Z
    B”
    B”
    K”
    L”
    D”
    C”
    C”
    S”
    H”
    S”
    X
    A” H”
    0
    A”
    S’
    B’
    D*
    D’
    R1
    L’
    B*
    R2
    C’
    O’1
    A’
    C’
    C*
    R3
    O’2
    O’3
    H’
    B’
    НВ
    D
    C
    A’ H’
    S’
    B
    S” K” = 32 мм
    K’
    У
    По перемещенной горизонтальной
    проекции A’В’С’ и его исходной
    фронтальной проекции строим
    новую фронтальную проекцию АВС
    и точки S. Определяем расстояние
    от т.S до заданной плоскости. Оно
    равно отрезку перпендикуляра SK,
    опущенного из т.S на плоскость
    выродившуюся на новой
    фронтально-проецирующей
    плоскости проекций в прямую
    линию.
    Получив основание перпендикуляра
    SK, строим его горизонтальную
    проекцию на исходном чертеже
    задачи.

    Z
    B”
    B”
    K”
    L”
    D”
    C”
    Двугранный угол измеряется
    линейным углом, составленным
    линиями пересечения граней
    двугранного угла с плоскостью,
    перпендикулярной к его ребру.
    C”
    S”
    H”
    S”
    X
    A” H”
    0
    A”
    S’
    B’
    D*
    D’
    RD
    L’
    B*
    B”
    RB
    C’
    O’1
    C’
    C*
    RC
    A’
    O’2
    O’3
    H’
    B’
    НВ
    D
    X
    C
    A’ H’
    S’
    B
    S” K” = 32 мм
    C”
    S”
    K’
    П2
    П1
    0
    A”
    S"
    B’
    У
    C’
    A’

    Z
    B”
    B”
    K”
    L”
    D”
    C”
    C”
    S”
    H”
    S”
    X
    A” H”
    0
    A”
    S’
    B’
    D*
    D’
    RD
    L’
    B*
    BIV
    RB
    RC
    A’
    C’
    SIV
    C’
    O’1
    При применении способа замены плоскостей
    нужно иметь в виду, что фигура не меняет
    своего положения в пространстве, плоскость же
    проекций П1 заменяем новой плоскостью,
    соответственно П4. При построении проекций
    фигуры на новой плоскости проекций
    необходимо помнить, что происходит переход от
    одного изображения к другому, на котором
    соответственные проекции точек также
    расположены на линиях связи. Координаты
    точки на новой плоскости проекций равна
    координате точки на заменяемой плоскости
    AIV
    проекций.
    O’2
    O’3
    CIV
    C*
    B”
    H’
    B’
    НВ
    D
    C
    A’ H’
    S’
    K’
    X
    B
    S” K” = 32 мм
    У
    П4
    C”
    S”
    П2
    П2
    A”
    П1
    0
    S"
    B’
    C’
    A’

    Z
    B”
    B”
    K”
    L”
    D”
    C”
    Для того чтобы линейный угол
    спроецировался на плоскость проекций в
    натуральную величину, надо новую
    плоскость проекций П5 поставить
    перпендикулярно к ребру ВС двугранного
    угла.A
    V
    П5 П4
    C”
    S”
    H”
    S”
    X
    0
    A”
    AIV
    A” H”
    SV
    BV C V
    S’
    SIV
    B’
    D*
    D’
    RD
    L’
    CIV
    B*
    C’
    B”
    RB
    C’
    O’1
    C*
    =40°
    RC
    A’
    O’2
    O’3
    H’
    D
    X
    C
    A’ H’
    S’
    B
    S” K” = 32 мм
    K’
    П4
    C”
    S”
    B’
    НВ
    BIV
    П2
    П2
    П1
    0
    A”
    S"
    B’
    У
    C’
    A’
    меню

    Графическая работа №3 лист 1
    Пересечение поверхности плоскостью.

    навыков в решении позиционных задач на поверхности
    и построении разверток поверхностей.

    Условие задачи.
    1.Построить проекции сечения правильной пирамиды
    плоскостью общего положения заданной тремя точками
    А,В,С (координаты точек смотри в приложении). Центр
    окружности описанной вокруг основания пирамиды
    расположен в точке К с координатами (70,60,0).
    2.Построить полную развертку усеченной пирамиды по
    условию предыдущей задачи.

    Для выполнения данной графической работы используется лист формата
    А3 (290х420 мм)

    Оформляется рамкой, угловым штампом и заполнением основной надписи

    Z
    S”
    B”
    А”
    C”
    П1
    D”
    F”
    E”
    0
    П2
    А’
    D’
    У
    B’
    S’
    F’
    K’
    E’
    C’
    В левой половине листа формата А3 намечаются оси
    координат, согласно своему варианту берутся
    величины, которыми задаются поверхность пирамиды
    и плоскость АВС (см. приложение). Определяется
    центр(точка К) окружности радиусом R основания
    пирамиды в плоскости уровня. На вертикальной оси
    на расстоянии Н от плоскости уровня и выше ее,
    определяется вершина пирамиды.

    Z
    S”
    B”
    А”
    C”
    П1
    D”
    F”
    E”
    0
    П2
    А’
    D’
    У
    B’
    S’
    F’
    K’
    E’
    C’
    По координатам точек А, В, С определяется
    секущая плоскость.

    Z
    S”
    B”
    А”
    В целях облегчения построения линии сечения
    строится дополнительный чертеж заданных
    геометрических образов.
    Выбирается дополнительная система П1/П4 плоскостей
    проекций с таким расчетом, чтобы секущая плоскость
    была представлена как проецирующая.
    Дополнительная плоскость проекций П4
    перпендикулярна заданной плоскости АВС.
    AIV BIV
    П1
    C”
    П1
    D”
    F”
    П4
    E”
    0
    П2
    DIV
    А’
    SIV
    D’
    У
    B’
    KIV
    FIV
    S’
    F’
    K’
    EIV
    E’
    C’
    CIV

    Z
    S”
    B”
    А”
    Линия сечения проецируется на плоскость
    проекции П4 в виде отрезка прямой на следе
    этой плоскости. Имея проекцию сечения на
    дополнительной плоскости П4 строят основные
    ее проекции.
    L”
    N”
    C”
    П1
    D”
    F”
    П1
    M”
    AIV BIV
    П4
    E”
    0
    П2
    DIV
    LIV
    А’
    D’
    SIV
    У
    B’
    L’
    NIV
    KIV
    FIV
    S’
    N’
    MIV
    K’
    E
    IV
    M’
    F’
    E’
    C’
    CIV

    Z
    S”
    B”
    А”
    L”
    L”
    N”
    N”
    M
    C”
    П1
    В правой половине листа строят полную развертку
    пирамиды.
    На фронтальной проекции определяют натуральную
    величину ребра пирамиды.
    Сносим характерные точки сечения пирамиды на
    натуральную величину ребра.

    D”
    F”
    M”
    П1
    AIV BIV
    П4
    E” E”
    0
    П2
    DIV
    LIV
    А’
    D’
    SIV
    У
    B’
    L’
    NIV
    KIV
    FIV
    S’
    N’
    MIV
    K’
    E’
    E
    IV
    M’
    F’
    E’
    C’
    CIV

    S
    R1
    R1
    Z
    S”
    R1
    D
    D
    R1
    B”
    А”
    R
    R1
    R
    L

    L”
    N”
    M”
    C”
    П1
    F
    N”
    D”
    F”
    M”
    П1
    A
    BIV
    П4
    R
    E” E”
    0
    П2
    E
    R
    IV
    R
    DIV
    LIV
    А’
    D’
    У
    B’
    L’
    SIV
    NIV
    KIV
    R
    FIV
    M
    S’ K’
    N’
    EIV
    M’
    F’
    E’
    CI
    V
    C’
    IV
    D
    Зная натуральную величину ребра
    пирамиды, строят ее развертку.

    S
    RL
    RL
    L
    Z
    S”
    L
    RN
    RM
    D
    B”
    А”
    RN
    L

    RL
    N
    RM
    П1
    M
    L”
    N”
    F
    N”
    M”
    C”
    D”
    F”
    D
    M”
    П1
    A
    П4
    IV
    B
    E
    IV
    E” E”
    0
    П2
    DIV
    LIV
    А’
    D’
    У
    B’
    L’
    SIV
    NIV
    KIV
    FIV
    MIV
    S’ K’
    N’
    E
    IV
    M’
    F’
    E’
    CI
    V
    C’
    D
    На ребрах и на гранях пирамиды
    (на развертке) определяют
    вершины пространственной
    ломанной пересечения пирамиды
    с плоскостью.

    S
    M
    L
    L
    Z
    S”
    R1
    D
    B”
    D
    R
    R1
    N
    А”
    R
    L

    L”
    N”
    П1
    F
    N”
    M”
    C”
    D”
    F”
    M
    M”
    П1
    E
    A
    BIV
    IV
    П4
    E” E”
    0
    П2
    DIV
    LIV
    А’
    D’
    У
    B’
    L’
    SIV
    NIV
    KIV
    D
    FIV
    MIV
    S’ K’
    N’
    Получаем развертку пирамиды.
    EIV
    M’
    F’
    E’
    CI
    V
    C’
    меню

    Графическая работа №3 лист 2

    Взаимное пересечение поверхностей.
    Развертка конуса.
    Цель работы: закрепление знаний и приобретение
    навыков в решении позиционных задач на поверхности и
    построение разверток поверхностей

    Условие задачи.
    1) построить проекции линии пересечения двух
    поверхностей способом вспомогательных
    секущих плоскостей.
    2) построить проекции линии пересечения двух
    поверхностей способом концентрических сфер.
    3) построить развертку боковой поверхности
    конуса с нанесением линии пересечения по
    условию задачи 1 или 2.

    Для выполнения данной графической работы используется лист
    формата А3 (290х420 мм)

    Оформляется рамкой, угловым штампом и заполнением основной надписи.

    K”
    S”
    К’
    S’
    В левой половине листа намечают
    изображение трех поверхностей
    вращения согласно своему варианту (см.
    приложение). Выбирают для двух
    пересекающихся поверхностей
    (имеющих параллельные оси) способ
    вспомогательных секущих плоскостей, а
    для двух других пересекающихся
    поверхностей (имеющих
    пересекающиеся оси) способ
    концентрических сфер.

    При решении задачи с помощью
    вспомогательных секущих плоскостей
    определяют точки линии пересечения
    поверхностей.
    Начинают построения с характерных
    краевых точек линии пересечения.
    K”
    S”
    S”
    3”
    2”
    1”

    1’
    K’
    S’
    3’
    S’
    2’

    K”
    S”
    S”
    3”
    1”
    4”
    5”
    R 1’
    R1
    1”
    2”
    1’
    R 1’

    S’
    K’
    5’
    3’
    R1
    S’
    4’
    2’

    Проведя вспомогательные секущие
    горизонтально-проецирующие плоскости
    1- n, получаем в сечении каждой
    поверхности окружность. Проекции двух
    окружностей на горизонтальной
    плоскости проекции пересекаются между
    собой в двух точках 4’ и 5’,
    принадлежащих искомой линии
    пересечения. Фронтальные проекции
    этих точек строятся с помощью линий
    связи, они расположены в плоскости П2
    на следе секущей плоскости.

    K”
    S”
    S”
    3”
    1”
    4”
    5”
    R1
    2”
    R 1’
    7”
    6”
    R2
    R 2’
    1”
    2”
    R2 ’
    R1 ’
    1’
    7’

    5’
    S’
    K’
    3’
    R2
    R1
    S’
    4’
    6’
    2’

    K”
    S”
    S”
    3”
    1”
    4”
    5”
    R1
    2”
    R 1’
    7”
    6”
    R2
    3”
    R 2’
    9”
    8”
    R 3’
    R3
    1”
    2”
    R3 ’
    R2 ’
    9’
    1’

    R1 ’
    7’
    5’
    S’
    K’
    3’
    R2
    R1
    S’
    R3
    4’
    6’
    8’
    2’

    По точкам строится линия пересечения
    поверхностей вращения и
    устанавливается ее видимость в
    проекциях.
    S”
    S”
    3”
    1”
    4”
    5”
    R1
    2”
    R 1’
    7”
    6”
    R3
    3”
    R 2’
    9”
    8”
    R 3’
    R4 ’
    1”
    2”
    R3 ’
    R2 ’
    9’
    1’

    R1 ’
    7’
    5’
    S’
    K’
    3’
    R2
    R1
    S’
    R3
    4’
    6’
    4’1
    8’
    2’

    S”
    S”
    3”
    1”
    1”
    4”
    5”
    R1
    2”
    R 1’
    7”
    6”
    R3
    3”
    R 2’
    9”
    8”
    R 3’
    R4 ’
    1”
    2”
    2”
    R3 ’
    R2 ’
    9’
    1’

    R1 ’
    7’
    1’
    5’
    S’
    K’
    3’
    R2
    R1
    S’
    R3
    4’
    6’
    8’
    2’

    2’
    При решении задачи с помощью
    вспомогательных концентрических сфер
    необходимо выполнение следующих
    условий:
    обе поверхности должны быть
    поверхностями вращения;
    их оси должны пересекаться;
    каждая ось должна быть параллельна
    какой-либо плоскости проекций.
    Построение начинаем с определения
    характерных краевых точек 1 и 2 линии
    пересечения поверхностей.

    S”
    S”
    3”
    1”
    1”
    R1
    7”
    6”
    R 2’
    9”
    8”
    R 3’
    R4 ’
    1”
    R1
    R 1’
    R3
    3”
    3” 3”1
    4”
    5”
    2”
    Из точки пересечения осей как из центра
    проводится сфера произвольного радиуса.
    Она пересекает обе поверхности по
    окружностям.
    2”
    2”
    3’
    R3 ’
    R2 ’
    9’
    1’

    R1
    R1 ’
    7’
    1’
    5’
    S’
    K’
    3’
    R2
    R1
    S’
    R3
    4’
    6’
    3’1
    8’
    2’

    2’

    S”
    S”
    3”
    1”
    1”
    R1
    7”
    4” 4”1
    6”
    R 2’
    R2
    9”
    8”
    R 3’
    R4 ’
    1”
    R1
    R 1’
    R3
    3”
    3” 3”1
    4”
    5”
    2”
    Изменяя радиус вспомогательной секущей
    сферы, можно получить
    последовательный ряд точек линии
    пересечения.
    2”
    2”
    3’
    4’
    R3 ’
    R2 ’
    9’
    1’

    R1
    R1 ’
    7’
    1’
    5’
    S’
    K’
    2’
    R2
    3’
    R2
    R1
    S’
    R3
    4’
    6’
    3’1
    8’
    2’

    4’1

    S”
    S”
    3”
    1”
    1”
    R1
    2”
    7”
    4” 4”1
    6”
    R 2’
    R2
    9”
    8”
    5” 5”1
    R3
    R 3’
    R4 ’
    1”
    R1
    R 1’
    R3
    3”
    3” 3”1
    4”
    5”
    2”
    2”
    3’
    4’
    5’
    R3 ’
    R2 ’
    9’
    1’

    R1
    R1 ’
    7’
    1’
    5’
    S’
    K’
    3’
    R2
    R3
    R3
    R1
    S’
    5’1
    4’
    6’
    3’1
    8’
    2’

    2’
    R2
    4’1

    S”
    S”
    3”
    1”
    1”
    R1
    7”
    4” 4”1
    6”
    R 2’
    R2
    9”
    8”
    5” 5”1
    R3
    R 3’
    R4 ’
    1”
    R1
    R 1’
    R3
    3”
    3” 3”1
    4”
    5”
    2”
    Построив достаточное число точек для
    построения линий пересечения
    поверхностей и определив ее видимость в
    проекциях, обводим линию пересечения
    поверхностей.
    2”
    2”
    3’
    4’
    5’
    R3 ’
    R2 ’
    9’
    1’

    R1
    R1 ’
    7’
    1’
    5’
    S’
    K’
    3’
    R2
    R3
    R3
    R1
    S’
    5’1
    4’
    6’
    3’1
    8’
    2’

    2’
    R2
    4’1

    S”
    S”
    3”
    1”
    1”
    R1
    7”
    4” 4”1
    6”
    R 2’
    R2
    9”
    8”
    5” 5”1
    R3
    R 3’
    R4 ’
    1”
    R1
    R 1’
    R3
    3”
    3” 3”1
    4”
    5”
    2”
    В правой половине листа строят
    развертку боковой поверхности конуса.
    Делим окружность (основание конуса) на
    12 равных частей.
    2”
    2”
    3’
    4’
    5’
    R3 ’
    R2 ’
    9’
    1’

    R1
    R1 ’
    7’
    1’
    5’
    S’
    K’
    3’
    R2
    R3
    R3
    R1
    S’
    5’1
    4’
    6’
    3’1
    8’
    2’

    2’
    R2
    4’1

    S”
    S”
    3”
    1”
    R1
    R1
    R 1’
    7”
    R 2’
    R2
    9”
    8”
    2”
    2”
    3’
    1’

    X
    7’
    R1
    2’
    1’
    5’
    S’
    5’
    R2 ’
    R1’ VII
    IX
    9’
    4’
    R3 ’
    VIII
    K’
    VI
    3’
    R2
    XI
    V
    4’
    S’
    6’
    3’1
    8’
    XII
    2’
    III
    I
    II
    R2
    R3
    R1
    R3

    5” 5”1
    R3
    R 3’
    R4 ’
    1”
    4” 4”1
    6”
    R3
    3”
    3” 3”1
    4”
    5”
    2”
    1”
    IV

    Получить хорошее высшее образование у нас не так уж и легко. Для этого нужно будет не только посещать лекции, семинарские занятия и практикумы, но еще и выполнять различные самостоятельные задания, такие как рефераты или курсовые работы. В данной статье хочется рассказать о том, что такое расчетно-графическая работа.

    О понятии

    В первую очередь нужно разобраться в самом понятии. Нередко, впервые услышав аббревиатуру РГР, студент приходит в замешательство. Но тут нет ничего страшного, так сокращенно называется расчетно-графическая работа. Это ученика, предназначенная для более полного усвоения пройденного им материала по определенному предмету. Стоит сказать и о том, что РГР может быть частью курсовой работы, то есть практической ее составляющей. Суть данного вида работы - предоставление не только теоретического, но и практического материала. Так, РГР обязательно будет содержать определенные расчеты, возможно, графики, таблицы, диаграммы.

    Что должно быть?

    Из каких важных элементов состоит РГР?

    1. Обоснование выбранной темы. Это теоретическая составляющая, где студент должен рассказать о важности проделанной им работы.
    2. Характеристика
    3. Проведение основных расчетов.
    4. Предоставление полученных результатов в удобной форме: таблицы, графики, диаграммы.
    5. Выводы и, возможно, рекомендации.

    Структура

    Расчетно-графическая работа должна иметь свою структуру. Невозможно подавать на рассмотрение материал в произвольной форме. Итак, РГР должна состоять из следующих пунктов:

    1. Оглавление. Тут студент подает информацию обо всех разделах своей работы.
    2. Задание. На данном этапе надо полностью «озвучить» данное студенту задание.
    3. Исходные данные. Студент предоставляет все существующие исходные данные, которые могут понадобиться для проведения расчетов.
    4. Далее следуют разделы, которые будут содержать практические решения и анализ полученных результатов.
    5. Предоставление результатов расчетов в наиболее удобной для восприятия форме.
    6. Выводы.
    7. Список литературы.
    8. Приложения (если таковые имеются).

    Основные моменты

    Существует также перечень особых требований, которые студент должен соблюдать, если подготавливается расчетно-графическая работа.

    Оформление таблиц, рисунков

    Экономика, статистика, теоретическая механика… Расчетно-графическая работа может быть выполнена практически по любому предмету, где есть расчеты (независимо от специальности обучения студента). Однако стоит помнить и о том, что надо не только грамотно оформить сам текст, но еще и предоставить все таблицы, рисунки и диаграммы.

    Информатика

    Как же может выглядеть расчетно-графическая работа по информатике? Так, стоит сказать, что тут определенных рамок нет. Все зависит от уровня того материала, который преподается в вузе для данной специальности. Так, для гуманитариев РГР по информатике будет одной, для программистов - совершенно иной. Это может быть просто демонстрация навыков работы с ПК (например, в "Ворде" или "Екселе"), а может быть и программирование, использование для работы различных систем счисления, выполнение всевозможных переводов между различными и т.д.

    БЖД

    По курсу «Безопасность жизнедеятельности» некоторые вузы также предлагают студентам выполнить РГР. И опять же хочется сказать о том, что работы на разных специальностях будут друг от друга отличаться. Ведь для каждой профессии есть свои меры предосторожности, свои требования. Расчетно-графическая работа по БЖД - что тут можно изучать или исследовать? Так, можно просчитывать наиболее комфортные условия труда для группы работников, можно планировать размещение рабочих мест в цеху или на предприятии, можно анализировать и т.д. На самом деле тем для рассмотрения - огромное количество.

    Иные предметы

    Стоит сказать о том, что практически по любому предмету может быть написана расчетно-графическая работа: по экономике, электронике, логистике, теоретической механике и т.д. Однако цель данной работы всегда останется одной и той же: научить студента не только правильно проводить нужные расчеты, но еще и уметь их грамотно представлять на рассмотрение.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    ИНЖЕНЕРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

    Кафедра "Водохозяйственное и гидротехническое строительство "

    Дисциплина "Дорожное строительство "

    Расчетно-графическая работа по Дорожному строительству

    Санкт-Петербург

    1.3.4 Видимость пути

    Литература

    1. Определение требуемых параметров дороги

    В соответствии со СНиП 2.05.02-85* категория автомобильной дороги зависит от интенсивности движения по ней. Ожидаемая интенсивность движения в период строительства объекта зависит от количества перевозимых грузов, сроков строительства, марок транспортных средств и определяется по формуле:

    Где q - количеств грузов, перевозимых на 1 млн.руб сметной стоимости строительно-монтажных работ, т; принимаются в пределах 8000-10000т;

    C - сметная стоимость строительно-монтажных работ по объекту, млн.руб;

    Т - срок строительства объекта, годы;

    n- число рабочих дней в году;

    Kпр - коэффициент использования пробега автомобиля (отношение пробега автомобиля с грузом к его общему пробегу); для условий строительства объекта Кпр=0,5-0,6;

    Кгр - коэффициент использования грузоподъемности автомобиля (отношение веса груза на автомобиле к его паспортной грузоподъемности), в практических расчетах назначается Кгр=0,7…0,8);

    Г - грузоподъемность автомобиля, т. Примем за расчетный автомобиль КАМАЗ-5510.

    По интенсивности движения N в соответствии с приведенной в табл. 1 СНиП 2.05.02-85* классификацией автомобильных дорог определяем категорию дороги.

    7349 авт/сутки

    Согласно таблице 1 СНиП 2.05.02-85* дорога с расчетной интенсивностью движения 7349 авт/сутки является дорогой II категории областного значения.

    1.2 Установление расчетной скорости дороги по СНиП 2.05.02-85*

    1.3 Определение параметров дороги

    1.3.1 Установление числа полос движения

    Число полос движения определяется из сопоставления ожидаемой часовой интенсивности по дороге и пропускной способности одной полосы по формуле:

    где Nч - часовая интенсивность движения, авт./час;

    Nп - пропускная способность полосы движения, авт./час.

    С учетом неравномерности движения в течение суток

    авт./час

    Пропускная способность полосы движения зависит от скорости движения автомобилей, их марки, типа и состояния покрытия.

    В этом случае пропускная способность полосы движения:

    Здесь v - расчетная скорость движения, км/ч;

    ц - коэффициент сцепления, принимается равным 0,5, что соответствует сухому покрытию;

    i - продольный уклон дороги (определяем пропускную способность полосы на горизонтальном участке, т.е. i=0);

    f - коэффициент сопротивление качению (табл.1);

    Длина автомобиля, м; (расчетный автомобиль КАМАЗ 5510)

    Запас расстояния, равный 5-10м;

    Кэ - коэффициент эксплуатационного состояния тормозов, равный 1,4.

    Таблица 1 - Распределение коэффициентов сопротивления качению

    Требуется 2 полосы движения.

    1.3.2 Определение ширины проезжей части, полосы движения и земляного полотна

    Ширина земляного полотна зависит от ширины полосы движения, количества полос и от ширины обочины.

    Значения ширины полосы движения, проезжей части, обочины и земляного полотна запишем в таблицу 3.

    1.3.3 Определение наименьших радиусов кривых в плане

    Наименьший радиус кривой в плане, при котором возможно применение двускатного профиля при данной расчетной скорости движения определяем по формуле:

    При назначении радиусов поворота, меньших Rн, необходимо предусматривать устройство виража. Это наименьшее значение радиуса поворота автомобильной дороги с виражом вычисляется по формуле:

    Коэффициент сцепления колеса с дорогой в поперечном направлении, равен 0,1 - 0,15;

    Поперечный уклон проезжей части (табл. 2);

    Уклон виража (СНиП 2.05.02-85*, п. 4.17).

    Таблица 2. - Значения поперечного уклона в зависимости от типа дорожного покрытия

    При устройстве виража длина отгона L определяется по выражению:

    где b - ширина проезжей части, м;

    Дополнительный продольный уклон отгона виража (5‰)

    1.3.4 Видимость пути

    Для обеспечения безопасности движения с расчетной скоростью водитель должен видеть дорогу на определенном расстоянии, которое равно

    где, м - путь, проходимый автомобилем за время реакции водителя, принимаемое равным 1 сек; - длина тормозного пути

    = 5- 10 м -- запас расстояния.

    На дорогах с одной полосой движения водители автомобилей должны видеть дорогу на еще большем расстоянии. Оно называется расстоянием видимости встречного автомобиля и вычисляется по формуле

    Данные расчеты не удовлетворяют требованиям СНиП 2.05.02-85*, поэтому при проектировании дороги будем руководствоваться значениями наименьшего расстояния видимости из табл. 10 СНиП 2.05.02-85*, которые равны 250м и 450м для остановки и встречного автомобиля соответственно.

    1.3.5 Определение наименьших радиусов вертикальных кривых

    Наименьший радиус выпуклой кривой устанавливается из условия видимости дороги:

    где d= 1,2 м -- высота луча зрения водителя над поверхностью дороги.

    Наименьший радиус вогнутой кривой определяется из условия ограничения величины центробежной силы:

    где v -- расчетная скорость движения, км/час.

    Данные расчеты не удовлетворяют требованиям СНиП 2.05.02-85*, поэтому при проектировании дороги будем руководствоваться значениями наименьших радиусов кривых в продольном профиле из табл. 10 СНиП 2.05.02-85*, которые равны 15 000м и 5000м для выпуклых и вогнутых кривых соответственно.

    1.3.6 Определение уширения проезжей части на кривых

    Величина уширения устанавливается для принятых в проекте радиусов поворота.

    При движении по кривой ширина проезжей части, занимаемой автомобилем, увеличивается (рис. 4). Из геометрических соображений уширение одной полосы движения

    где L -- расстояние между задней осью и передним бампером расчетного автомобиля (см. П-1 метод. указаний); R -- радиус кривой, принятый в проекте - 800м (согласно табл. 10 СНиП 2.05.02-85*)

    Учет зависящих от скорости движения отклонений автомобиля средней траектории производится по эмпирической формуле

    Полная величина уширения

    При двухполосном движении величина е П в два раза больше согласно п.4.19 СНиП 2.05.02-85*, и в данном случае равна 0,5м

    1.3.7 Определение максимального продольного уклона дороги

    Максимальный продольный уклон i mах устанавливается по условиям сцепления ведущих колес автомобиля с покрытием при трогании с места и по мощности двигателя по формулам, выведенным из уравнения движения автомобиля и автопоезда.

    По условиям сцепления при трогании с места:

    -- для одиночных машин

    f - коэффициент сопротивления качению, принимается для дорог I и II категории 0,01 - 0,02, III и IV категории - 0,015 - 0,025;

    г -- коэффициент сцепного веса -- отношение веса, приходящегося на ведущие оси ко всему весу автомобиля (для грузовых автомобилей г = 0,65-0,75);

    ц - коэффициент сцепления колеса с покрытием (ц =0,5);

    j -- коэффициент сопротивления инерции,

    где а -- ускорение, принимаемое в расчетах равным 0,3--0,5 м/сек2;

    g -- ускорение силы тяжести;

    Коэффициент, учитывающий инерцию вращающихся частей автомобиля. автомобильный дорога строительство груз

    Для грузовых машин

    1,0+0,06К = 4,67,

    где К - передаточное число в коробке скоростей расчетного автомобиля = 7,82 (табл. П-1 указаний).

    При проектировании автомобильной дороги продольный уклон не должен превосходить наименьшего из определенных по формулам. Сравниваем полученный уклон с уклоном из п. 4.20 СНиП 2.05.02-85* и заносим данные в табл. 3 пояснительной записки.

    Таблица 3. - Технические параметры автомобильной дороги

    Наименование параметров

    Значение параметров

    по расчету

    Принятое в проекте

    Основная расчетная скорость движения, км/ч

    Не определяется

    Число полос движения, шт

    Ширина полосы движения, м

    Не определяется

    Ширина проезжей части, м

    Не определяется

    Ширина обочины, м

    Не определяется

    Ширина земполотна, м

    Не определяется

    Наименьшие радиусы кривых в плане, м:

    Без устройства виража

    С устройством виража

    Не определяется

    Расстояния видимости, м:

    Поверхности дороги

    Встречного автомобиля

    Наименьшие радиусы вертикальных кривых, м

    Выпуклых

    Вогнутых

    Величина уширения проезжей части, м

    Не нормируется

    Наибольший продольный уклон, ‰

    Не нормируется

    асфальтобетон

    асфальтобетон

    2. Проектирование продольного профиля земляного полотна, водоотвода

    2.1 Проектирование продольного профиля

    Продольный профиль содержит линию поверхности земли (черный профиль), рельеф местности по оси дороги, грунтовый и проектную линию (красный профиль). В целом продольный профиль характеризует геологические условия и высотное положение бровки земляного полотна. Высотное положение бровки относительно линии поверхности земли, оцениваемое рабочими отметками, в решающей мере определяет эксплуатационные, прочностные и экономические показатели дороги, а также ее долговечность. Для получения оптимальных результатов при проектировании продольного профиля должны быть обеспечены:

    Необходимые условия для движения автомобилей и экономически эффективной работы автотранспорта;

    Плавность и безопасность движения автомобилей, достигающих расчетной скорости;

    Устойчивость, надежность и долговечность дороги;

    Бесперебойное функционирование дороги;

    Экономичность строительства дороги.

    Необходимые эксплуатационные условия обеспечиваются путем прокладывания проектной линии с пологими продольными уклонами.

    СНиП 2-05.02-85* рекомендует применять уклоны до 30%о. При экономической нецелесообразности выполнения этой рекомендации из-за рельефа местности, допускается применять продольные уклоны, не превышающие следующих максимальных значений: при категории дороги категории II - 40%о.

    Плавность движения автомобилей достигается вписыванием в переломы проектной линии круговых вертикальных кривых, а безопасность - назначением таких радиусов вертикальных кривых, которые обеспечивают расчетные расстояния видимости (на выпуклых переломах) и ограничивают центробежную силу в пределах 5% от веса автомобиля (на вогнутых переломах). Вертикальные кривые необходимо вписывать в переломы, где алгебраическая разность смежных уклонов Дi равна или превышает на дорогах I-II категории - 5%. Подъемы считаются положительными уклонами, спуски отрицательными. Величина Дi на переломах попутных уклонов (два подъема или спуска) определяется как разность сопрягаемых уклонов, а на переломах встречных уклонов (спуск и подъем, подъем и спуск)- как их сумма.

    Наименьшие значения параметров продольного профиля, при которых еще обеспечиваются плавность и безопасность движения автомобилей, приведены в таблице 10 СНиП. В проектах следует стремиться к применению возможно больших значений параметров - это повышает удобство и безопасность движения.

    2.2 Требования к проектированию кюветов

    На вертикальных кривых кюветы повторяют реальное круговое очертание бровки земляного полотна. Проектирование кюветов производится в такой последовательности:

    1. по величинам рабочих отметок устанавливаются места, где необходимо устройство кюветов.

    2. задается уклон дна кювета и тип укрепления;

    3. на чертеж вчерне наносится линия дна кювета;

    4. аналитически определяется расстояние от ближайшего пикета до точек с нулевыми рабочими отметками и до точек пересечения дна кювета с черным профилем (для этого необходимо рассмотреть получившуюся на чертеже геометрическую фигуру: треугольник или трапецию, а так же составить и решить соответствующую пропорцию);

    5. указываются проектные отметки дна кювета на всех его переломах, на пикетах и в местах выхода на поверхность;

    6. записываются проектные уклоны кюветов;

    7. указываются расстояния между переломами и производится привязка к пикетажу точек начала и конца кювета, а также точек с нулевыми отметками;

    8. выполняется проверка вычислений (отметки дна кюветов в местах выхода на поверхность должны соответствовать отметкам земли; разность между проектными отметками бровки земляного полотна и проектными отметками дна кювета должна быть равной принятой глубине кювета; кроме того, в соответствии должны находиться указанные расстояния, уклоны и отметки);

    9. производится окончательное оформление чертежа и соответствующих граф. Проектные данные, относящиеся к кюветам, проставляются красным цветом.

    2.3 Конструкция дорожной одежды

    Дорожная одежда является наиболее ответственным элементом, поэтому от правильного ее проектирования зависят как прочность и долговечность, так и общая стоимость дороги. Нежесткими называются одежды, слои которых либо не обладают сопротивлением изгибу, либо обладают им в малой степени. К ним относятся асфальтобетонные, щебеночные (с обработкой или без нее), гравийные, цементогрунтовые, грунтогравийные и подобные им одежды. Проектирование и расчет нежестких одежд производится в соответствии с Инструкцией по проектированию дорожных одежд нежесткого типа ВСН 46-83.

    При конструировании нежесткой одежды необходимо:

    Учесть назначение дороги, ее категорию, состав и интенсивность движения, удельное давление на покрытие и размер отпечатков пневматиков автомобилей, климатические и грунтово-гидрогеологические условия строительства, наличие дорожно-строительных материалов и их расчетные параметры;

    Установить материал основания, а также необходимость введения в конструкцию морозозащитных и дренирующих слоев;

    Принять минимальную толщину конструктивных слоев по технологическим требованиям.

    Проектирование нежестких одежд заключается в:

    1. В выборе материалов конструктивных слоев,

    2. Назначении числа этих слоев,

    3. Размещении их в конструкции,

    4. Определение толщины каждого слоя на основе прочностных расчетов,

    5. Расчетов на морозоустойчивость.

    Из табл. 25 СНиП выбираем усовершенствованное капитальное покрытие из асфальтобетонной смеси, укладываемое в теплом состоянии. Из методических указаний рис.24 выбираем асфальтобетонное покрытие на щебеночном основании.

    Конструкция дорожной одежды

    3. Гидравлический расчет водопропускных сооружений

    3.1 Гидравлический расчет трубы

    Гидравлический расчет трубы включает в себя определение:

    Диаметра трубы и типа укрепления русла;

    Высоты подпора воды и высоты насыпи над трубой;

    Длины трубы.

    Расчет безнапорных труб производится по табл. П-15, которая составлена из условия, что трубы имеют уклоны, не менее критического i кр. Практически трубы укладываются по уклону местности. Так как он меньше критического более чем в 2 раза, то надо увеличить подпор Н , полученный по таблице, на величину:

    22,3*(0,006-0)=0,13 м

    где l -- длина трубы, м; i 0 -- уклон трубы.

    По заданному расчетному расходу для определения диаметра трубы Qр=2,4 м3/с и типу оголовка I по табл. П-15 методических указаний определяем высоту напора воды перед трубой Н , скорость протекания воды в трубе v и диаметр трубы d .

    H =1,27м, v =2,47м/с при d =1,5м, оголовок трубы раструбный .

    По скорости протекания воды (Табл.П-16 методических указаний) назначаем укрепление русла типа каменной наброски из булыжного или рваного камня .

    Для определения высоты насыпи над трубой Н нас следует руководствоваться указанием СНиП 2.05.03.84* табл. 1.

    Кроме того, высота насыпи должна обеспечивать размещение над трубой дорожной одежды.

    H нас = d + h до + 0,5=1,5+0,68+0,5=2,68 м.

    Примерная длина трубы может быть определена по выражению:

    l = B + 2mH нас=15+2*1,5*2,68=23,04м,

    где B - ширина земляного полотна, м; m - коэффициент крутизны откоса насыпи, равный 1,5.

    Из таблицы П-17 находим:

    Толщину звена = 0,14м,

    Длину оголовка = 2,74м.

    3.2 Расчет отверстия малого моста

    Расчет отверстия малого моста ведется в такой последовательности:

    Определяется бытовая глубина протекания воды в нестесненном русле водотока;

    Устанавливается схема протекания воды под мостом;

    Определяется величина отверстия моста;

    Уточняются расчетные данные применительно к типовым размерам малых мостов.

    3.2.1 Определение бытовой глубины

    Принимаются к расчету следующие данные: расчетный расход Q р = 15,0 м 3 /с; i 1 = 0,100; i 2 = 0,060; уклон русла i р = 0,007; задаем h б =0,95 м. Определяем площадь живого сечения, смоченный периметр р и гидравлический радиус R:

    где - уклон русла.

    где - русловой коэффициент, устанавливаемый по табл.; y=0,25 - показатель степени. Зная площадь сечения и скорость в бытовых условиях, находим расход:

    Полученный расход Q сравниваем с расчетным Q p . При отличии Q от Q p менее 10% принимаем назначенную бытовую глубину и скорость за действительные:

    Полученный расход отличается от расчетного на 3,6%.

    3.2.2 Установление схемы протекания воды под мостом

    Для установления схемы протекания воды под мостом необходимо знать критическую глубину потока:

    где - скорость потока, при которой не размывается грунт или укрепление русла - каменная наброска из булыжного камня;

    g=9,8 - ускорение силы тяжести.

    Так как, то истечение свободное и водослив незатопленный.

    3.2.3 Определение величины отверстия моста

    При свободном истечении отверстие моста на уровне свободной поверхности определяют по формуле:

    где =0,9 - коэффициент сжатия потока, зависящий от формы устоев.

    Полученную величину округляем до типового размера.

    3.2.4 Уточнение расчетных данных

    Определим фактическую скорость под мостом:

    Определим глубину потока под мостом:

    Глубина потока перед сооружением:

    где - коэффициент скорости, зависящий от формы опор.

    3.2.5 Определение высоты и длины моста

    Наименьшая высота моста находится по выражению:

    где Z=0,75 - наименьшее возвышение низа пролетного строения над ГВВ;

    K=0,96 - конструктивная высота моста.

    Длину моста находим по формуле:

    где B = 7,5 - отверстие моста; m = 1,5 - коэффициент крутизны откоса насыпи; = 3,0 - высота моста; d = 0 - ширина промежуточной опоры; p = 0,1 - расстояние от передней грани устоя до основании насыпи; q = 0,3 - расстояние от задней грани устоя до вершины откоса насыпи.

    Литература

    СНиП 2.05.02-85* Автомобильные дороги.

    1. Методические указания по выполнению расчетно-графической работы "Дорожное строительство " (для студентов инженерно-строительного института заочной формы обучения).

    2. В.Г. Попов, Строительство автомобильных дорог. Пособие для мастеров и производителей работ дорожных организаций, Москва 2001.

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Основы тягового расчета движения автомобилей. Расчет отгона виража и составной кривой. Обоснование ширины проезжей части, земляного полотна и технической категории автомобильной дороги. Пропускная способность полосы движения и загрузка дороги движением.

      курсовая работа , добавлен 02.06.2009

      Проектирование плана пути железной дороги на перегонах. Определение ширины проезжей части, полосы движения и земляного полотна. Конструкция дорожной одежды. Расчет числа путей в районном парке и количества парков. Расчет водопропускных сооружений.

      курсовая работа , добавлен 12.03.2013

      Определение основных технических нормативов проектируемой автомобильной дороги. Проектирование кюветов и закругления с симметричными переходными кривыми. Нанесение геологического профиля. Расчет проектной линии, ширины проезжей части и земляного полотна.

      курсовая работа , добавлен 23.02.2016

      Общие вопросы проектирования и технологии строительства земляного полотна, условия производства работ. Составление дорожно-климатического графика. Разработка проекта возведения земляного полотна для автомобильной дороги III категории протяженностью 10 км.

      курсовая работа , добавлен 09.11.2013

      Расчет пропускной способности дороги и коэффициента загрузки движения: интенсивность движения, направление движения пешеходов и автомобилей. Анализ дорожных условий, схема перекрёстка, тип пересечения. Ширина пешеходного тротуара и проезжей части дороги.

      курсовая работа , добавлен 22.11.2009

      Характеристика природных условий района проектирования дороги. Определение продольных уклонов, ширины проезжей части и земляного полотна. Варианты проложения трассы дороги в обход сложных участков рельефа. Проектирование дороги в продольном профиле.

      курсовая работа , добавлен 04.04.2012

      Исследование параметров дорожного движения, необходимость светофорного регулирования. Определение необходимого количества полос движения и ширины проезжей части дороги и пешеходных переходов. Расчёт режимов светофорной сигнализации по методике Вебстера.

      курсовая работа , добавлен 16.09.2017

      Проектирование светофорного регулирования на изолированном перекрестке. Определение расчетной интенсивности движения. Определение ширины проезжей части. Выбор оптимальной схемы пофазного разъезда. Построение графика работы светофорной сигнализации.

      курсовая работа , добавлен 18.12.2010

      Общие данные для проектирования автомобильной дороги. Разработка вариантов трассы на карте. Земляное полотно и дорожная одежда. Обустройство дороги, организация и безопасность движения. Определение нормативов перспективной интенсивности движения.

      курсовая работа , добавлен 29.09.2009

      Анализ экономических и климатических факторов в районе проложения автомобильной дороги. Анализ дорожных условий и выделение сложных для организации движения участков дороги. Характеристика транспортного потока, оценка безопасности движения на дороге.

    Графические и зачетные работы по предмету "Черчение" позволяют организовать самостоятельную, индивидуальную и коллективную работу на уроках с учетом особенностей обучающихся.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Стартовый контроль обучения по черчению в 8 классе (за 7 класс )

    Фамилия, класс:_____________________________________________________________

    1. Что является предметом изучения предмета «Черчение» ? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    2. Как расшифровывается: Е С К Д?

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    1. Назовите основные линии чертежа: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    2. Напишите известные размеры чертежного шрифта и угол наклона букв для наклонного шрифта типа Б: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    3. Назовите виды треугольников: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    4. Назовите виды четырехугольников: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    5. Перечислите названия геометрических тел: ______________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    6. Разновидности углов и их обозначение: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    7. Что такое сопряжение? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Предварительный просмотр:

    https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Предварительный просмотр:

    7 класс

    1. На ГОРИЗОНТАЛЬНО
    1. Построить ЧЕТЫРЕ окружности радиусом 30 мм каждая
    2. на 3, 4, 5 и 6 равных частей

    7 класс

    ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ЧЕРЧЕНИЮ

    «Деление окружности на равные части» Задание:

    1. На ГОРИЗОНТАЛЬНО расположенном листе тетради по центру рабочего поля провести осевую (центровую) линию для дальнейшего построения на ней окружностей.

    Тип линии- штрихпунктирная тонкая линия.

    1. Построение окружностей начать с середины проведенной центровой линии.
    2. Построить ЧЕТЫРЕ окружности радиусом 30 мм каждая при помощи циркуля. Обратить внимание на то, что построение окружности начинается с построения перпендикулярной второй центровой линии, проходящей через центр окружности.
    3. Слева направо построенные окружности поочередно разделить ранее изученными способами на 3, 4, 5 и 6 равных частей . Вспомогательные для построения линии сохранить.
    4. В результате проведенной работы должны получиться четыре правильных многоугольника, вписанных в окружности.

    7 класс

    ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ЧЕРЧЕНИЮ

    «Деление окружности на равные части» Задание:

    1. На ГОРИЗОНТАЛЬНО расположенном листе тетради по центру рабочего поля провести осевую (центровую) линию для дальнейшего построения на ней окружностей.

    Тип линии- штрихпунктирная тонкая линия.

    1. Построение окружностей начать с середины проведенной центровой линии.
    2. Построить ЧЕТЫРЕ окружности радиусом 30 мм каждая при помощи циркуля. Обратить внимание на то, что построение окружности начинается с построения перпендикулярной второй центровой линии, проходящей через центр окружности.
    3. Слева направо построенные окружности поочередно разделить ранее изученными способами на 3, 4, 5 и 6 равных частей . Вспомогательные для построения линии сохранить.
    4. В результате проведенной работы должны получиться четыре правильных многоугольника, вписанных в окружности.

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Предварительный просмотр:

    ЧЕРЧЕНИЕ - 7 КЛАСС

    _________________________________________

    Графическая работа по теме «Линии чертежа.

    Работа с чертежными инструментами».

    1. Начертить в рабочей тетради на отдельном листе квадрат со стороной 15 см.
    2. Разделить квадрат диагональю, проведенной от левого нижнего угла.
    3. В получившихся в результате деления областях выполнить следующие построения:

    А) в одной области провести горизонтальные линии с интервалом в 1 см.

    Б) в другой области провести вертикальные линии с интервалом 0,5 см.

    _______________________________________________________________

    Зачетная работа по теме « Предмет «Черчение». Чертежи»

    1. Что изучает предмет «Черчение» ?
    2. Что называют чертежом?
    3. Перечислите чертежные инструменты, используемые на уроках черчения в школе.
    4. Перечислите области промышленности, где используют чертежи.
    5. Что можно определить по чертежу изделия, «прочитав» его?

    При ответах на вопросы не следует переписывать сам вопрос.

    Нужно написать его порядковый номер и ответить

  • Над квадратом начертить равнобедренную трапецию с основаниями 120 мм (нижнее) и 70 мм (верхнее). Высота трапеции 50 мм.
  • Под квадратом расположить прямоугольник со сторонами 140 мм и 50мм.
  • Прямоугольник разделить диагоналями на четыре части.
  • _________________________________________________________

    Работу следует выполнять четко и аккуратно,

    стараясь проводить все линии одинаковой толщины.

    _______________________________________________________________


    Рабочая тетрадь

    Введение в предмет черчения

    История возникновения графических способов изображений и чертежа

    Чертежи на Руси изготавливались «чертежщиками», упоминание о которых можно найти в «Пушкарском приказе» Ивана ІV.

    Другие изображения – чертежи-рисунки, представляли собой вид на сооружение «с высоты птичьего полета»

    В конце 12 в. в России вводятся масштабные изображения и проставляются размеры. В 18 веке русские чертежники и сам царь Петр І выполняли чертежи методом прямоугольных проекций (основателем метода является французский математик и инженер Гаспар Монж). По приказу Петра І преподавание черчения было введено во всех технических учебных заведениях.

    Вся история развития чертежа неразрывно связана с техническим прогрессом. В настоящее время чертеж стал основным документом делового общения в науке, технике, производстве, дизайне, строительстве.

    Создать и проверить машинный чертеж невозможно, не зная основ графического языка. С которыми вы познакомитесь, изучая предмет «Черчение»

    Разновидности графических изображений

    Задание: подпишите названия изображений.

    Понятие о ГОСТах. Форматы. Рамка. Линии чертежа.

    Задание 1

    Графическая работа №1

    «Форматы. Рамка. Линии чертежа»

    Примеры выполнения работы

    Тестовые задания к графической работе №1



    Вариант №1.

    1. Какое обозначение по ГОСТу имеет формат размером 210x297:

    а) А1; б) А2; в) А4?

    2. Чему равна толщина штрихпунктирной линии, если на чертеже сплошная основная толстая линия равна 0.8 мм:

    а) 1мм: б) 0.8 мм: в) 0.3 мм?

    ______________________________________________________________

    Вариант №2.

    Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.

    1. На каком месте чертежа располагается основная надпись:

    а) в левом нижнем углу; б) в правом нижнем углу; в) в правом верхнем углу?

    2. На какую величину должны выступать за контур изображения осевые и центровые линии:

    а) 3…5 мм; б) 5…10 мм4 в) 10…15 мм?

    Вариант №3.

    Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.

    1. Какое расположение формата А4 допускается ГОСТом:

    А) вертикальное; б) горизонтальное; в) вертикальное и горизонтальное?

    2. . Чему равна толщина сплошной тонкой линии, если на чертеже сплошная основная толстая линия равна 1 мм:

    а) 0.3 мм: б) 0.8 мм: в) 0.5 мм?

    Вариант №4.

    Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.

    1. На каком расстоянии от краев листа проводят рамку чертежа:

    а) слева, сверху, справа и снизу – по 5 мм; б) слева, сверху и снизу – по 10 мм, справа – 25 мм; в) слева – 20 мм, сверху, справа и снизу – по 5 мм?

    2. Каким типом линии выполняются осевые и центровые линии на чертежах:

    а) сплошной тонкой линией; б) штрихпунктирной линией; в) штриховой линией?

    Вариант №5.

    Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.

    1. Какие размеры по ГОСТу имеет формат А4:

    а) 297x210 мм; б) 297x420 мм; в) 594x841 мм?

    2. В зависимости от какой линии выбираются толщины линий чертежа:

    а) штрихпунктирной линии; б) сплошной тонкой линии; в) сплошной основной толстой линии?

    Шрифты (ГОСТ 2304-81)



    Типы шрифтов:

    Размеры шрифтов:

    Практические задания:

    Расчеты параметров чертежных шрифтов

    Тестовые задания

    Вариант №1.

    Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.

    Какая величина принимается за размер шрифта:

    а) высота строчной буквы; б) высота прописной буквы; в) высота промежутков между строк?

    Вариант №2.

    Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.

    Чему равна высота прописной буквы рифта №5:

    а) 10 мм; б) 7 мм; в) 5 мм; г) 3.5 мм?

    Вариант №3.

    Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.

    Чему равна высота строчных букв, имеющие выступающие элементы в, д, б, р, ф:

    а) высоте прописной буквы; б) высоте строчной буквы; в) больше высоты прописной буквы?

    Вариант №4.

    Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.

    Различаются ли по написанию прописные и строчные буквы А, Е, Т, Г, И:

    а) различаются; б) не различаются; в) различаются в написании отдельных элементов?

    Вариант №5.

    Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.

    Чему соответствует высота цифр чертежного шрифта:

    а) высоте строчной буквы; б) высоте прописной буквы; в) половине высоты прописной буквы?

    Графическая работа № 2

    «Чертеж плоской детали»

    Карточки – задания

    1 вариант

    2 вариант

    3 вариант

    4 вариант

    Геометрические построения

    Деление окружности на 5 и 10 частей

    Деление окружности на 4 и 8 частей

    Деление окружности на 3, 6 и 12 частей

    Деление отрезка на 9 частей

    Закрепление материала

    Практическая работа:

    По данным видам постройте третий. Масштаб 1:1

    Вариант №1

    Вариант №2

    Вариант №3

    Вариант №4

    Закрепление материала

    Напишите ответы в рабочей тетради:

    Вариант №1

    Вариант №2

    Практическая работа №3

    «Моделирование по чертежу».

    Указания к работе

    Для изготовления модели из картона сначала вырежьте ее заготовку. Размеры заготовки определите по изображению детали (рис.58). Наметьте (очертите) вырезы. Обрежьте их по очерченному контуру. Удалите вырезанные части и изогните по чертежу модель. Чтобы картон после изгибания не распрямлялся, в месте изгиба прочертите с внешней стороны линии каким-нибудь острым предметом.

    Проволоку для моделирования необходимо использовать мягкую, произвольной длины (10 – 20 мм).

    Закрепление материала

    Вариант №1 Вариант №2

    Закрепление материала

    В рабочей тетради выполнить чертеж детали в 3-х видах. Нанести размеры.

    Вариант №3 Вариант №4

    Закрепление материала

    Работа по карточкам

    Закрепление материала

    Используя цветные карандаши, выполните задание по карточке.

    Сумма (наращивание)

    Отсечение

    Задание на закрепление

    Овал -

    Алгоритм построения овала

    1. Построим изометрическую проекцию квадрата – ромб ABCD

    2. Обозначим точки пересечения окружности с квадратом 1 2 3 4

    3. Из вершины ромба (D) проводим прямую до точки 4 (3). Получим отрезок D4, который будет равен радиусу дуги R.

    4. Проведем дугу, которая соединит точки 3 и 4.

    5. При пересечении отрезка В2 и АС получим точку О1.

    При пересечении отрезка D4 и АС получим точку О2.

    6. Из полученных центров О1 и О2 проведем дуги R1, которые соединят точки 2 и 3, 4 и 1.

    Закрепление материала

    Выполните технический рисунок детали, два вида которой даны на рис. 62

    Графическая работа №9

    Эскиз детали и технический рисунок

    1. Что называется эскизом ?

    Закрепление материала

    Задания для упражнений

    Практическая работа №7

    «Чтение чертежей»

    Графический диктант

    «Чертеж и технический рисунок детали по словесному описанию»

    Вариант №1

    Корпус представляет собой сочетание двух параллелепипедов, из которых меньший поставлен большим основанием в центре верхнего основания другого параллелепипеда. Через центры параллелепипедов вертикально проходит сквозное ступенчатое отверстие.

    Общая высота детали 30 мм.

    Высота нижнего параллелепипеда 10 мм, длина 70 мм, ширина 50 мм.

    Второй параллелепипед имеет длину 50 мм, ширину 40 мм.

    Диаметр нижней ступени отверстия 35 мм, высота 10 мм; диаметр второй ступени 20 мм.

    Примечание:

    Вариант № 2

    Опора представляет собой прямоугольный параллелепипед, к левой (наименьшей) грани которого присоединен полуцилиндр, имеющий с параллелепипедом общее нижнее основание. По центру верхней (наибольшей) грани параллелепипеда, вдоль ее длинной стороны, проходит паз призматической формы. В основании детали находится сквозное отверстие призматической формы. Его ось совпадает на виде сверху с осью паза.

    Высота параллелепипеда 30 мм, длина 65 мм, ширина 40 мм.

    Высота полуцилиндра 15 мм, основание R 20 мм.

    Ширина паза призматической формы 20 мм, глубина 15 мм.

    Ширина отверстия 10 мм, длина 60 мм. Находится отверстие на расстоянии 15 мм от правой грани опоры.

    Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.

    Вариант № 3

    Корпус представляет собой сочетание квадратной призмы и усеченного конуса, который стоит большим основанием в центре верхнего основания призмы. Вдоль оси конуса проходит сквозное ступенчатое отверстие.

    Общая высота детали 65 мм.

    Высота призмы 15 мм, размер сторон основания 70x70 мм.

    Высота конуса 50 мм, нижнее основание Ǿ 50 мм, верхнее - Ǿ 30 мм.

    Диаметр нижней части отверстия 25 мм, высота 40 мм.

    Диаметр верхней части отверстия 15 мм.

    Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.

    Вариант № 4

    Втулка представляет собой сочетание двух цилиндров со ступенчатым сквозным отверстием, которое проходит вдоль оси детали.

    Общая высота детали 60 мм.

    Высота нижнего цилиндра 15 мм, основание Ǿ 70 мм.

    Основание второго цилиндра Ǿ 45 мм.

    Отверстие снизу Ǿ 50 мм, высота 8 мм.

    Верхняя часть отверстия Ǿ 30 мм.

    Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.

    Вариант № 5

    Основание представляет собой параллелепипед. По центру верхней (наибольшей) грани параллелепипеда, вдоль ее длинной стороны, проходит паз призматической формы. В пазу имеются два сквозных цилиндрических отверстия. Центры отверстий отстоят от торцов детали на расстоянии 25 мм.

    Высота параллелепипеда 30 мм, длина 100 мм, ширина 50 мм.

    Глубина паза 15 мм, ширина 30 мм.

    Диаметры отверстий 20 мм.

    Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.

    Вариант № 6

    Корпус представляет собой куб, вдоль вертикальной оси которого проходит сквозное отверстие: сверху полуконическое, а затем переходящее в ступенчатое цилиндрическое.

    Ребро куба 60 мм.

    Глубина отверстия полуконической формы 35 мм, верхнее основание Ǿ 40 мм, нижнее - Ǿ 20 мм.

    Высота нижней ступени отверстия 20 мм, основание Ǿ 50 мм. Диаметр средней части отверстия 20 мм.

    Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.

    Вариант №7

    Опора представляет собой сочетание параллелепипеда и усеченного конуса. Конус большим основанием поставлен в центре верхнего основания параллелепипеда. По центру меньших боковых граней параллелепипеда проходят два выреза призматической формы. Вдоль оси конуса просверлено сквозное отверстие цилиндрической формы Ǿ 15 мм.

    Общая высота детали 60 мм.

    Высота параллелепипеда 15 мм, длина 90 мм, ширина 55 мм.

    Диаметры оснований конуса 40 мм (нижнее) и 30 мм (верхнее).

    Длина выреза призматической формы 20 мм, ширина 10 мм.

    Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.

    Вариант № 8

    Корпус представляет собой полый прямоугольный параллелепипед. В центре верхнего и нижнего основания корпуса имеются два прилива конической формы. Через центры приливов проходит сквозное отверстие цилиндрической формы Ǿ 10 мм.

    Общая высота детали 59 мм.

    Высота параллелепипеда 45 мм, длина 90 мм, ширина 40 мм. Толщина стенок параллелепипеда 10 мм.

    Высота конусов по 7 мм, основания Ǿ 30 мм и Ǿ 20 мм.

    Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.

    Вариант № 9

    Опора представляет собой сочетание двух цилиндров с одной общей осью. Вдоль оси проходит сквозное отверстие: сверху призматической формы с квадратным основанием, а затем цилиндрической формы.

    Общая высота детали 50 мм.

    Высота нижнего цилиндра 10 мм, основание Ǿ 70 мм. Диаметр основания второго цилиндра 30 мм.

    Высота цилиндрического отверстия 25 мм, основание Ǿ 24 мм.

    Сторона основания призматического отверстия 10 мм.

    Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.

    Контрольная работа

    Графическая работа №11

    «Чертеж и наглядное изображение детали»

    По аксонометрической проекции постройте чертеж детали в необходимом количестве видов в масштабе 1:1. Нанесите размеры.

    Графическая работа №10

    «Эскиз детали с элементами конструирования»

    Выполните чертеж детали, у которой удалены части по нанесенной разметке. Направление проецирования для построения главного вида указано стрелкой.

    Графическая работа №8

    «Чертеж детали c преобразованием ее формы»

    Общее понятие на преобразование формы. Связь чертежа с разметкой

    Графическая работа

    Выполнение чертежа предмета в трех видах с преобразованием его формы (путем удаления части предмета)

    Выполните технический рисунок детали, сделав вместо выступов, отмеченных стрелками, выемки такой же формы и размеров на том же месте.


    Задание на логическое мышление

    Тема «Оформление чертежей»

    Кроссворд «Проецирование»

    1.Точка, из которой исходят проецирующие лучи при центральном проецировании.

    2. То, что получается в результате моделирования.

    3. Грань куба.

    4. Изображение, получаемое при проецировании.

    5. В данной аксонометрической проекции оси располагаются под углом 120° друг к другу.

    6. По–гречески это слово означает «двойное измерение».

    7. Вид сбоку лица, предмета.

    8. Кривая, изометрическая проекция окружности.

    9. Изображение на профильной плоскости проекций – это вид…

    Ребус по теме «Вид»

    Ребус

    Кроссворд «Аксонометрия»

    По вертикали:

    1. В переводе с французского языка «вид спереди».

    2. Понятие в черчении на чем получается проекция точки или предмета.

    3. Граница между половинками симметричной детали на чертеже.

    4. Геометрическое тело.

    5. Чертежный инструмент.

    6. В переводе с латинского языка «бросать, отбрасывать вперед».

    7. Геометрическое тело.

    8. Наука о графических изображениях.

    9. Единица измерения.

    10. В переводе с греческого языка «двойное измерение».

    11. В переводе с французского языка «вид сбоку».

    12. На чертеже « она» бывает толстой, тонкой, волнистой и т. д.

    Технический словарь черчения

    Термин Определение термина или понятия
    Аксонометрия
    Алгоритм
    Анализ геометрической формы предмета
    Бобышка
    Буртик
    Вал
    Вершина
    Вид
    Вид главный
    Вид дополнительный
    Вид местный
    Винт
    Втулка
    Габарит
    Гайка
    Галтель
    Геометрическое тело
    Горизонталь
    Готовальня
    Грань
    Деление окружности
    Деление отрезка
    Диаметр
    ЕСКД
    Инструменты чертежные
    Калька
    Карандаш
    Компоновка чертежа
    Конструирование
    Контур
    Конус
    Кривые лекальные
    Кривые циркульные
    Лекало
    Линейки
    Линия – выноска
    Линия выносная
    Линия перехода
    Линия размерная
    Линия сплошная
    Линия штриховая
    Линия штрихпунктирная
    Лыска
    Масштаб
    Метод Монжа
    Многогранник
    Многоугольник
    Моделирование
    Надпись основная
    Нанесение размеров
    Обводка чертежа
    Обрыв
    Овал
    Овоид
    Окружность
    Окружность в аксонометрической проекции
    Орнамент
    Оси аксонометрические
    Ось вращения
    Ось проекций
    Ось симметрии
    Отверстие
    Паз
    Паз шпоночный
    Параллелепипед
    Пирамида
    Плоскость проекций
    Призма
    Проекции аксонометрические
    Проекция
    Проекция изометрическая прямоугольная
    Проекция фронтальная диметрическая косоугольная
    Проецирование
    Проточка
    Развертка
    Размер
    Размеры габаритные
    Размеры конструктивные
    Размеры координирующие
    Размеры элемента детали
    Разрыв
    Рамка чертежа
    Ребро
    Рисунок технический
    Симметрия
    Сопряжение
    Стандарт
    Стандартизация
    Стрелки
    Схема
    Тор
    Точка сопряжения
    Транспортир
    Угольники
    Упрощения и условности
    Фаска
    Форматы чертежей
    Фронталь
    Центр проецирования
    Центр сопряжения
    Цилиндр
    Циркуль
    Чертеж
    Чертеж рабочий
    Черчение
    Число размерное
    Чтение чертежа
    Шайба
    Шар
    Шлиц
    Шраффировка
    Шрифт
    Штриховка Штриховка в аксонометрии
    Эллипс
    Эскиз

    Рабочая тетрадь

    Практические и графические работы по черчению

    Тетрадь разработала учитель высшей категории черчения и ИЗО Нестерова Анна Александровна учитель МБОУ «СОШ№1 г. Ленска»

    Введение в предмет черчения
    Материалы, принадлежности, чертежные инструменты.