• Патриотические настроения россиян в годы Первой Мировой войны

    Патриотизм русских людей в войне 1812 г. по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»

    Полумиллионная армия, завоевавшая себе в Европе славу непобедимой, под предводительством крупного полководца Наполеона внезапно обрушилась на русскую землю. Но она натолкнулась на мощное противодействие. Против завоевателей сплоченно встала армия и весь народ, защищавшие до последней капли крови свою Родину, свою независимость.
    «В войне 1812 года решался вопрос жизни и смерти Отечества. Для всех русских людей тогда было общее желание – изгнание французов из России и истребление их армии… Цель народа была очистить свою землю от нашествия».

    Французы стремительно продвигались вглубь страны от западных ее границ. Жители всех городов и деревень героически отстаивали свою землю. В городе-герое Смоленске при приближении неприятеля начались сильные пожары. Жители бросали все свое имущество, поджигали дома и уходили из города. В романе Толстой показывает одного зажиточного торговца из Смоленска, который раздает товары из своей лавки солдатам. «Тащи все, ребята! Не доставайся дьяволам», - кричал Феропонтов. «Решилась Россея!.. Сам запалю. Решилась» и побежал к своему дому.

    После взятия Смоленска наполеоновская армия продвигалась к Москве. Наполеон был твердо уверен своей победе. Но русский народ не сдавался. Крестьяне ни за какие деньги не продавали продукты французской армии. «Карпы и Власы не везли сена в Москву за хорошие деньги, которые им предлагали, а жгли его». Чувство патриотизма, охватившее всех русских людей при возникшей опасности, объединило весь народ в единое целое. Сознание правоты своего дела придавало всему народу огромную силу.

    По всей стране организовывались партизанские отряды. Старостиха Василиса побила сотни французов, а сельский дьячок возглавил партизанский отряд. На счету отрядов Долохова и Денисова было тоже немало французов. Простой русский крестьянин Тихон Щербатый ловил «мародеров» под Гжатью и был «самым полезным и храбрым человеком» в отряде Денисова.

    «Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие». Такого мужества и стойкости, которые были проявлены русскими солдатами на Бородинском поле, Наполеон не видел во все годы войны и завоеваний. Бойцы знали, что именно здесь решается что-то очень важное, от чего зависит их дальнейшая жизнь. Перед боем солдаты прекратили пить водку, надели чистые рубахи. Лица у всех были напряженные, и в каждой черте этого лица сквозила неумолимая твердость, и глаза как-то странно, неестественно блестели.

    Наполеон сидел на складном стульчике и наблюдал за ходом сражения. Впервые за все эти годы победоносного шествия его армии по Европе у него зародилась мысль о поражении. В его голове стремительно проносились все события, которые постигли его при вступлении в Россию. Ему стало жутко. Он все сильнее чувствовал свой провал, который начинался именно здесь, на Бородинском поле. Несмотря на то, что русская армия была почти уничтожена, героизм Кутузова, Багратиона, офицеров и солдат одержал моральную победу над французской армией.

    Русской армии пришлось отступить, и Наполеон был у цели своего нашествия. Он стоял на Поклонной горе и ждал делегацию москвичей с ключами Москвы, любуясь прекрасным синим небом и блеском золотых куполов столичных церквей. Но не дождался. «Для русских людей не могло быть вопроса, хорошо или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя было быть: это было хуже всего… Все население, как один человек, бросая свое имущество, потекло из Москвы, показывая этим отрицательным действием всю силу своего народного чувства».

    Героически вели себя как простые москвичи, так и богатые дворяне. Ростовы оставили все свои дорогие картины, ковры и гобелены, все ценности, и на освободившихся от вещей повозках разместили раненых. Граф Безухов, добродушный и мягкий Пьер, остался в Москве, чтобы защитить столицу и убить Наполеона.

    Москва встретила Наполеона страшным огнем пожарищ и пустынными улицами. В Москву вошло войско, которое еще можно было назвать армией, но через пять недель оттуда уходили толпы грязных, оборванных грабителей. Моральный дух армии был подорван и никакими силами нельзя было его поднять. Мудрость и дальновидность великого полководца, отца народа Кутузова, общенародный патриотизм русских людей решил судьбу Наполеона и его армии. Наполеон понял, насколько велики в русском человеке дух независимости и свободы, любовь к своей Родине.

    Трудно себе представить, но в России того времени мировая война изначально представлялась как продолжение многолетней борьбы за свободу братских славянских народов. Ситуация в столице империи накалялась постепенно: на протяжении всего года улицы регулярно наполнялись шумными демонстрациями - с иконами, национальными флагами и лозунгами «Долой швабов!», «Да здравствует Сербия!». Устраивались «славянские обеды» и торжественные молебны. О да, в те времена торжественный обед был вполне удобным способом выражения общественного мнения. Они, обеды, могли быть и верноподданными, и оппозиционными. Обед был намного безопаснее демонстрации: его не разгоняли казаки.

    В последние годы на рабочих окраинах было беспокойно, но в 14-м на заводах и фабриках почти прекратились стачки. Политики, готовые еще недавно вцепиться друг другу в глотку, обменивались рукопожатиями. Единодушны в поддержке грядущей войны были Керенский и Милюков, Пуришкевич и Плеханов. И только горстка большевистских депутатов Думы не поддержала этого удивительного единства. Вскоре их арестовали как пораженцев и предателей и отправили в ссылку в Сибирь.

    День объявления войны государем императором, 20 июля 1914 года, в Зимнем дворце. Репродукция открытки, СПб., 1914

    Апогеем подъема (и в нашем городе, и по всей стране) стало объявление сначала мобилизации, а потом и войны Германии и Австро-Венгрии. 20 июля 1914 года (по старому стилю) император выступил с речью с балкона Зимнего дворца. Слушавшая его толпа пала на колени. Всплеск народной любви произвел глубокое впечатление на Николая II - император черпал в нем уверенность в будущем.


    Отъезд их императорских величеств из Зимнего дворца 20 июля 1914 года. Репродукция открытки, СПб., 1914

    В своей речи перед депутатами Государственной Думы 26 июля 1914 года он отметил: «Тот огромный подъем патриотических чувств, любви к Родине и преданности Престолу, который как ураган пронесся по всей земле Нашей, служит в Моих глазах и, думаю, в ваших ручательством в том, что Наша великая Матушка-Россия доведет ниспосланную Господом Богом войну до желанного конца». Народ и власть были едины в своем желании воевать: 96% призывников пришли на сборные пункты. Никто не задавал себе вопроса, зачем страна вступает в глобальный конфликт. Никто не предполагал, что придется заплатить непонятно за что несколькими миллионами жизней.

    Ликовавшие горожане развернули против ненавистных немцев волну погромов. Собственно, погром для Российской империи того времени был обычным способом социальной коммуникации. Однако доходило до абсурда. Лавочники с подозрительно похожими на немецкие фамилиями вывешивали на витринах объявления: «Это не немецкая, а еврейская лавка». Питаемая патриотическими чувствами толпа отправилась к немецкому посольству в Петербурге, которое находилось на Исаакиевской площади, и сорвало с его крыши истуканов с конями. Истуканы, скажем честно, и вправду были уродливые. Явные предтечи немецкого монументального искусства 30-х годов XX века. Согласно легенде, их кинули в Мойку, чтобы далеко не тащить, и они там покоятся и по сей день. Истуканы были крупные, а Мойка мелкая, так что это маловероятно.

    А дальше начался своеобразный «карнавал». Российские граждане немецкого происхождения десятками потянулись в полицейские управления и управы - менять фамилии. Переименовали названный вообще-то на голландский, а не на немецкий манер Петербург в Петроград (а хотели - в Свято-Петроград) и чуть не превратили бутерброд в сэндвич (это был лояльный английским союзникам вариант).

    Уже через три года власть, ввергшая страну в мировую войну, пала на волне народного недовольства. Пала, поскольку была неспособна решить самые коренные вопросы российской действительности - установить мир и разделить землю.


    Репродукция открытки, СПб., 1914

    Но, кстати, те самые большевики, которых объявили предателям и сослали, - они оказались правы в оценке войны как гибельного для империи события. Если задуматься, они были единственными, кто выиграл от всех свершившихся после 1914 года событий.

    Патриотическое помешательство
    Война в 1914 году «теснее связала государя и народ», вместо того, чтобы вызвать революцию

    В августе 1914 года жители европейских стран записывались добровольцами в армию и отправлялись на фронт, без преувеличения, как на праздник — полные энтузиазма, под звуки бравурных маршей, в атмосфере всеобщего ликования и под воздушные поцелуи восторженных дам. Лишь спустя месяцы самые прогрессивные мыслители задумаются о смысле происходящей бойни, и лишь годы спустя осознают масштабы трагедии.

    ~~~~~~~~~~~



    Солдаты Германской империи покидают гарнизон. Август 1914


    Именно в Первую мировую, например, Франция и Великобритания понесли самые страшные людские потери за всю свою историю. Именно Первая мировая породила ужасы фашизма и разрушила весь старый миропорядок блестящей европейской цивилизации. Но в августе 1914-го все казалось иначе, и граждане воющих стран были искренне убеждены, что для спасения мира необходимо убить немного «вредных» врагов.


    Выход Его Императорского Величества Государя Императора Николая II на балкон Зимнего дворца к народу после молебствия 20-го июля 1914


    «Славянское братство»

    Война началась как конфликт Австро-Венгрии и Сербского королевства, на защиту которого встала Российская империя. Высочайший манифест российского царя об объявлении войны гласил, что Россия вступает в войну: «…единая по вере и крови с славянскими народами…», и что ей предстоит «…не заступаться только за несправедливо обиженную родственную Нам страну, но оградить честь, достоинство, целость России и положение её среди Великих держав…». Шестью днями позже, после объявления России войны Германией, в ее цели добавилось устранение «…вечной угрозы германских держав общему миру и спокойствию…». Ради великой победы народу предлагалось «забыть внутренние распри» и «укрепить теснее единение Царя с Его народом». И в июле 1914 года такое единение действительно было.

    Еще до объявления войны в России начались стихийные манифестации в поддержку Сербии, причем не только в столицах, но и в таких провинциальных городах как Калуга или Тула. Царские манифесты печатали все газеты, также они распространялись и в виде уличных объявлений.

    Святейший Синод обратился к православным подданным императора с призывом защитить братьев по вере и «постоять за славу Царя, за честь Родины», а также к единению и мужеству в годину испытаний. Пастыри должны были поддерживать в народе любовь к Отечеству. Во всех церквях предписывалось установить особые кружки в пользу Красного Креста.

    Воодушевление, с которым русское общество восприняло манифест, поражало иностранцев, даже из числа союзных держав. Французский посол в России Морис Палеолог оставил следующее воспоминание: «…я выхожу на площадь Зимнего дворца, где теснится бесчисленная толпа с флагами, знаменами, иконами, портретами царя. Император появляется на балконе. Мгновенно все опускаются на колени и поют русский гимн.


    В эту минуту царь для них действительно самодержец, посланный Богом, военный, политический и религиозный вождь своего народа, неограниченный владыка их душ и тел…».

    Российская пресса подробно освещала все происходящие события, повышая и без того зашкаливающий градус патриотизма. Объявлялось священным долгом России защитить славянское единство, о чем, например, ведущая и считавшаяся одной из самых прогрессивных газета «Новое время» писала так: «Мужайся, русский народ! В великий час ты стоишь грудью за весь сонм славянских народов, измученных, задавленных и частью стертых с лица земли тевтонским натиском, который длился уже века», «Старший славянский брат тут, около нее (Сербии. — РП) и прекрасно понимает, кого вызывают на бой насильники. Через голову маленькой Сербии меч поднят на великую Россию».

    Английский посол Джордж Бьюкенен восторженно писал: «…В течение этих чудесных первых дней августа Россия казалась совершенно преображенной…вместо того, чтобы вызвать революцию, война теснее связала государя и народ. Рабочие объявили о прекращении забастовок, а различные политические партии оставили в стороне свои разногласия. В чрезвычайной сессии Думы, специально созванной царем, лидеры различных партий наперерыв объявляли правительству о своей поддержке, в которой отказывали ему несколько недель тому назад. Военные кредиты были приняты единогласно, и даже социалисты, воздержавшиеся от голосования, предлагали рабочим защищать свое отечество от неприятеля…».

    Для поддержания патриотического духа началось издание огромного числа патриотических брошюр с понятными и громкими названиями: «Немцы-варвары: творимые ими ужасы в наши дни над нашими отцами, [матерями], братьями и сестрами»; «Высокомерный народ немцы: 1242-1914 гг.»; «Священный порыв России на великий подвиг в защиту угнетенных братьев славян» и т.д. Выводы, которые должны были сделать солдаты и крестьяне из этих брошюр, можно найти, например, в конце произведения В.Погосского «Что такое право войны и как немцы его нарушают»: «..с Россией сражается не равный враг, а невероятно сильный и хитрый зверь, для которого нет ничего святого…».

    Преданность общему делу отдельные подданные русской империи, представляющие все социальные группы, спешили не только лично от себя, но и от имени целых народов, населявших империю. Например, литовские жители Вильнюса выпустили такое напутственное обращение для отправляющихся на фронт солдат: «...Ныне настал решительный шаг. Мы снова плечо к плечу с русским народом вступаем в упорную и тяжкую борьбу с тевтонским наследием — всепоглощающим германизмом, который теперь, спустя пять веков после нанесенного ему решительного удара, снова поднял голову и снова грозит славянству… Мы верим, что наши зарубежные братья по крови будут освобождены от германского ига и воссоединены с нами, ибо историческая миссия России — быть освободительницей народов».

    «Цивилизация против варварства» и «Долг Джентельменов»

    Не меньшим был градус патриотизма и во Франции. После того, как 3 августа Германия объявила войну Франции, в газетах начался отчаянный поиск причин агрессии, которые увязывались с «варварским» поведением Австро-Венгрии и Германии в отношении соседей: Сербии, России, Бельгии, Люксембурга. Сразу же началась патриотическая истерия, призывы к всеобщему сплочению перед лицом «вероломного врага», «бестактности» и «хамства». Газета Le Matin за 4 августа вышла с передовицей «Священная война цивилизации против варварства». В ней говорилось: «Отныне сама История свидетельствует, что Германия может существовать лишь путем угнетения слабых. Вперед! Война, которая начинается, это священная война». На следующий день та же газета писала: «Спустя сто двадцать пять лет [имеются ввиду события французской революции 1789 года — Р.П.] день 4 августа 1914 воскресил в памяти прекрасные воспоминания. Вчера, как и век с четвертью назад, все партии, все классы, все Франции объединились для того, что принять жертву и выразить надежду [на победу]».


    Живая картина - Антанта. Ученицы Муромской женской гимназии в костюмах стран Антанты. Муром, 1914-16 гг


    Патриотизм французов основывался на вере в скорую победу над «варварами» и чувстве культурного превосходства. Яркую картину царивших тогда в Париже настроений дает Илья Эренбург, будущий великий писатель, оказавшийся в июле 1914 в Париже: «…Трудно рассказать, что делалось в те дни. Все, кажется, теряли голову. Магазины позакрывались. Люди шли по мостовой и кричали: «В Берлин! В Берлин!» Это были не юноши, не группы националистов, нет, шли все — старухи, студенты, рабочие, буржуа, шли с флагами, с цветами и, надрываясь, пели «Марсельезу». Весь Париж, оставив дома, кружился по улицам; провожали, прощались, свистели, кричали. Казалось, что человеческая река вышла из берегов, затопила мир…».

    Формальным поводом для вступления в войну Великобритании стало нарушение Германией нейтралитета Бельгии, гарантом которого и являлась империя, над которой, как с гордостью говорили англичане, никогда не заходит солнце. Риторика газет была выстроена в ключе «долга и чести», так как страна не могла остаться в стороне от конфликта, не нарушив свои предыдущие дипломатические договоренности. Нападение Германии на Бельгию, стремившуюся сохранить свой нейтралитет до последнего, позволило английской прессе выставить немцев преступниками, остановить которых является обязанностью порядочного человека. The Times от 5 августа писала: «…мы отказываемся стоять в стороне и просто наблюдать за тем, как на наших глазах совершается самое злобное преступление в истории...сегодня мы обнажаем свой меч, ради того же, ради чего обнажали его против Филиппа II [испанский король, чей флот «Непобедимая Армада» был потоплена англичанами в 1588 году — Р.П.], Людовика XIV [французский король эпохи победоносной для англичан Войны за испанское наследство 1701-1714 — Р.П.] и Наполеона, - ради права и славы…».

    «Дух 1914-го» или Августовское Переживание

    Невероятный всплеск патриотизма и всеобщего воодушевления наблюдался в те дни и в Германии, причем позже он стал рассматриваться как историками, так и пропагандистами как особый социо-культурный феномен, получивший название «Дух 1914 года». Еще до начала войны немецкая пресса изображала Германию как добрую и миролюбивую страну, находящуюся в опасности из-за агрессивных и вооруженных до зубов соседей. Вера в свою невиновность была свойственна даже военным. Создатель стратегического наступательного плана Германской Империи на случай войны Альфред фон Шлиффен писал, что в центре Европы «стоят незащищенные Германия и Австрия, а вокруг них расположены за рвами и валами остальные державы... Существует настойчивое стремление соединить эти державы для совместного нападения на срединные государства». Офицер Российской империи и будущий президент Финляндии Карл Маннергейм писал, что «…можно было наблюдать, как в обществе нарастает военный психоз, который находил все более открытое выражение в неприязненном отношении к гостям из России…».



    Военный эшелон с немецкими солдатами отправляется на фронт. Август 1914 года


    Сообщение о надвигающейся военной угрозе, опубликованное 31 июля 1914 года, и объявленная на следующий день мобилизация были встречены коллективным экстазом и патриотической эйфорией. По свидетельству русского генерала Алексея Брусилова, возвращавшегося с лечения на водах в Киссингене через Берлин, «…мы были остановлены на улице Unter den Linden, у нашего посольства, громадным скоплением народа в несколько тысяч человек, которые ревели патриотические песни, ругали Россию и требовали войны…». У дверей редакций и мест, где вывешивались свежие газеты, собирались толпы желающих узнать последние политические новости. Даже враждебные друг другу политические группы с энтузиазмом объединились под милитаристскими лозунгами: рабочие и буржуа, крестьяне и интеллектуалы с песнями и цветами в руках отправлялись на поля сражений.

    В своей знаменитой тронной речи от 4 августа Вильгельм II провозгласил: «Я не признаю больше никаких партий, для меня теперь существуют только немцы», выразив таким образом сокровенные мысли множества своих подданных. Люди воспринимали начавшуюся войну как избавление от всех прежних проблем и трудностей, начало «нового времени», эру «нового гражданского мира». Появление императора и его супруги на улице неминуемо сопровождалось массовыми изъявлениями народной любви. Вскоре в газетах появились фотографии увенчанных цветами солдат и женщин, провожающих их на вокзалах. Патриотизм охватил даже рабочие кварталы Берлина, которые до этого были оплотами интернационализма.

    Культурный патриотизм

    Атмосфера всеобщей эйфории захватила и представителей интеллигенции, носителей великой европейской гуманистической культуры. Вот что они думали и писали 100 лет назад.

    Игорь Стравинский, композитор: «Я не из тех счастливцев, которые могут без оглядки ринуться в бой; как я завидую им. Моя ненависть к немцам растет не по дням, а по часам». (из письма Льву Баксту, 20 сентября 1914 года)

    Леонид Андреев, писатель: «Настроение у меня чудесное,— истинно воскрес, как Лазарь… Подъем действительно огромный, высокий и небывалый: все горды тем, что русские… Если бы сейчас вдруг сразу окончилась война,— была бы печаль и даже отчаяние…» (из письма к А.А.Кипену, 21 августа 1914 года)

    Томас Манн, писатель, гражданин Германии: «Как может солдат в художнике не благодарить Господа за крах этой мирной жизни, которой он сыт по горло», «Слава вооруженной борьбе против буржуазных республик, подавляющих в человеке все героическое…это война всей Германии» (из эссе «Мысли во время войны», 1914 год).

    Зигмунд Фрейд, основоположник современного психоанализа, на тот момент — подданный Австро-Венгрии: «Все мое либидо принадлежит Австро-Венгрии» (из письма Карлу Абрахаму, 26 июля 1914).

    Стефан Цвейг, писатель, на тот момент — подданный Австро-Венгрии: «Как никогда, тысячи и сотни тысяч людей чувствовали то, что им надлежало бы чувствовать скорее в мирное время: что они составляют единое целое» («Вчерашний мир»).

    Бернард Шоу, писатель и драматург, Великобритания: «мы были готовы навалять кайзеру по шее, чтобы преподать ему урок. Если он думает, что может просто подавить Европу силой, включая наших друзей французов и маленьких, но отважных бельгийцев, то ему придется считаться со старушкой Англией». (Эссе «Война с точки зрения здравого смысла», 1914 год)

    Анатоль Франс, писатель, Франция: «У Германии, которая угрожала Европе на протяжении сорока лет, нет врагов более близких и решительных, чем мы. Мы хотим победы. Мы ходим её со всеми её плодами». (из письма Густаву Эрве, 28 сентября 1914 года). Несмотря на то, что к моменту начала войны писателю было 70 лет, Франс попросил, чтобы его отправили на фронт. Разумеется, его просьба не была удовлетворена, но в качестве символического жеста ему выдали солдатскую шинель.

    В октябре в Германии был опубликован так называемый «Манифест 93-х» — открытое письмо 93 немецких интеллектуалов в защиту действий Германии в начавшейся войне. Среди его подписантов были физик Макс Планк, дирижер и композитор Зигфрид Вагнер, лауреат Нобелевской премии по медицине 1908 года Пауль Эрлих. В манифесте говорилось: «…германский милитаризм является производным германской культуры… немецкое войско и немецкий народ едины…».

    Язык твой — враг мой

    Во всех странах с началом войны небывалого размаха достиг языковой и культурный шовинизм. В Англии и Франции прокатилась волна замен вывесок кафе и ресторанов, написанных по-немецки или связанных с Германией как-то иначе. Аналогичная борьба за «чистоту языка» началась и в Германии, где войну объявили вывескам и названием, хоть как-то связанным с Францией, Англией и Россией. Но дальше всех пошли в России, где на фоне истерии по переименованию городов, улиц, торговых заведений и замены немецких фамилий на русские 31 августа была переименована даже столица. С карт пропало название «Санкт-Петербург» и появился новый город Петроград. Не осталась в стороне от борьбы со всем германским и британская королевская фамилия. Король Георг V был вынужден сменить германскую часть своего родового имени «Саксен-Кобург-Гот» на «правильную» Виндзор.


    Джордж Бернард Шоу


    На фоне небывалого народного единения одним из выходов для кипучей энергии масс стали погромы граждан из стран-противников. В Великобритании, Франции и России совершались нападения на лиц немецкого происхождения, начались грабежи. Так, уже упоминавшийся Морис Палеолог оставил воспоминание о разграблении германского посольства в Петербурге: «…Чернь наводнила здание, била стекла, срывала обои, протыкала картины, выбросила в окно всю мебель, в том числе мрамор и бронзу эпохи Возрождения, которые составляли прелестную личную коллекцию Пурталеса [германский посла в Петербурге]. А в конце нападавшие сбросили на тротуар конную группу, которая возвышалась над фасадом. Разграбление продолжалось более часу под снисходительными взорами полиции…». Французские толпы не отставали, разгромив в разных городах принадлежавшую немцам сеть молочных «Магги». Вскоре в России большая часть украинских и русских немцев была сослана в Сибирь для предотвращения возможной пропаганды пораженческих настроений и теоретического шпионажа в пользу Германской империи.

    Политика отдыхает

    Начало войны вызвало раскол среди социал-демократов: во всех странах большинство местных левых полностью поддержало решения своих правительств о начале войны и выдаче военных кредитов. Голоса протеста были крайне немногочисленны, что не удивительно, так как в условиях всеобщей эйфории «антипатриотическая позиция» могла быть опасна для жизни. 31 июля 1914 года в Париже в кафе патриотически настроенным гражданином был убит Жан Жорес — лидер французских социалистов и убежденный пацифист. На следующий день газета социалистов L’Humanité кардинально сменила позицию и выступила против покойного вдохновителя, поддержав правительство в войне с Германией и выразив восхищение единством всех партий. Из-за начала войны раскололся и II Интернационал. Большая часть входивших в него левых партий и профсоюзов отказались от идеи классовой борьбы и встали на точку зрения классового мира и защиты отечества. Например, французская социалистическая газета «Ля герр сосиаль» (что переводится как «Социальная война» — РП), которая до войны призывала солдат не повиноваться генералам, писала: «Это справедливая война, и мы будем сражаться до последнего патрона». Российские социал-демократы и эсеры призывали эмигрантов записаться добровольцами во французскую армию: «Мы повторим жест Гарибальди... Если падет Вильгельм, рухнет в России ненавистное нам самодержавие...».

    Слово митрополита Ленинградского и Новогородского Алексия (Симанского) за Литургией в кафедральном Богоявленском соборе.

    Митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Симанский)

    Патриотизм русского человека ведом всему миру. По особенным свойствам русского народа он носит особый характер самой глубокой, горячей любви к родине. Эту любовь можно сравнить только с любовью к матери, с самой нежной заботой о ней. Кажется, ни на одном языке рядом со словом «родина» не поставлено слово «мать», как у нас.

    Мы говорим не просто родина, но мать – родина; и как много глубокого смысла в этом сочетании двух самых дорогих для человека слов!

    Русский человек бесконечно привязан в своему отечеству, которое для него дороже всех стран мира. Ему особенно свойственна тоска по родине, о которой у него постоянная дума, постоянная мечта. Когда родина в опасности, тогда особенно разгорается в сердце русского человека эта любовь. Он готов отдать все свои силы на защиту ее; он рвется в бой за ее честь, неприкосновенность и целость и проявляет беззаветную храбрость, полное презрение к смерти. Не только как на долг, священный долг, смотрит он на дело ее защиты, но это есть непреодолимое веление сердца, порыв любви, который он не в силах остановить, который он должен до конца исчерпать.

    князь Димитрий Донской

    Бесчисленные примеры из нашей родной истории являются иллюстрацией этого чувства любви к родине русского человека. Вспоминается тяжкое время татарского ига, около трехсот лет тяготевшего над Русью. Русь разгромлена. Разрушены главные центры ее. Батый сокрушил Рязань; испепелил Владимир на Клязьме; разбил русское войско на реке Сити и пошел на Киев. С трудом сдерживали благоразумные вожди – князья русские – порыв народа, не привыкшего к рабству и рвавшегося освободиться от цепей. Не пришло еще время. Но вот один из приемников Батыя, лютый Мамай со все возрастающей жестокостью силится окончательно сокрушить русскую землю. Настало время для окончательной и решительной борьбы. Князь Димитрий Донской идет в Троицкий монастырь к преподобному Сергию (Радонежскому) за советом и благословением. И преподобный Сергий дает ему не только твердый совет, но и благословение идти на Мамая, предсказывая ему успех в его деле, и отпускает с ним двух иноков – Пересвета и Ослябю, двух богатырей, в помощь воинам. Мы знаем из истории, с какой беззаветною любовью к страдающей родине пошли русские люди на брань. И в знаменитой Куликовской битве, хотя и с громадными жертвами, Мамай был разбит, и началось освобождение Руси от татарского ига. Так непобедимая сила любви русского народа к своей родине, его всеобщая непреодолимая воля видеть Русь свободной одолела сильного и жестокого врага, казавшегося непобедимым.

    князь Александр Невский

    Такими же чертами всеобщего неродного подъема ознаменована борьба и победа св. Александра Невского над шведами у Ладоги, над немецкими псами-рыцарями в знаменитом Ледовом побоище на Чудском озере, когда совершен был полный разгром тевтонского войска. Наконец, знаменитая в русской истории эпоха Отечественной войны с Наполеоном, мечтавшим о покорении всех народов и дерзнувшим посягнуть и на Русское государство. Промыслом Божиим ему попущено было дойти до самой Москвы, поразить сердце России как бы для того только, чтобы показать всему миру, на что способны русские люди, когда отечество в опасности и когда для спасения его потребны почти сверхчеловеческие силы. Мы знаем только очень немногие имена этих бесчисленных героев-патриотов, отдавших всю свою кровь, до последней капли, за отечество.

    Не было тогда ни одного уголка в земле русской, откуда бы не шла помощь матери-родине. И поражение гениального полководца явилось началом его полного падения и разрушения всех его кровожадных планов.

    Можно найти аналогию между историческим положением тогдашнего времени и нынешним. И теперь русский народ в беспримерном единстве и с исключительным порывом патриотизма борется против сильного врага, мечтающего раздавить весь мир и варварски сметающего на своем пути все то ценное, что создал мир за века прогрессивной работы всего человечества.

    Борьба эта не только борьба за свою родину, находящуюся в великой опасности, но, можно сказать, за весь цивилизованный мир, над которым занесен меч разрушения. И как тогда, в эпоху Наполеона, именно русскому народу суждено было освободить мир от безумства тирана, так и теперь нашему же народу выпадает на долю высокая миссия избавить человечество от бесчинств фашизма, порабощенным странам вернуть свободу и водворить повсюду мир, так нагло нарушенный фашизмом. К этой святой цели русский народ идет с полным самоотвержением. Ежедневно <…> идут вести об успехах русского оружия и о постепенном разложении в лагере фашистов. Этот успех достается непередаваемым напряжением и невиданными подвигами наших изумительных защитников среди неперестающего гула орудий, среди страшного свиста адских снарядов, тревожные, коварные звуки которых не забудет никто их слыхавший, в атмосфере, где витает смерть, где все говорит о страданиях живых душ человеческих.

    Но победа куется не только на фронте, она зарождается в тылу, среди мирных граждан. И здесь мы видим необыкновенный подъем и волю к победе, непоколебимую уверенность в торжестве правды, в том, что «не в силе Бог, а в правде», как вдохновенно говорил грозный для врагов – позорных предков нынешних позорнейших фашистских варваров – св. Александр Невский.

    В тылу, который по нынешним условиям войны является почти тем же фронтом, и старики, и женщины, и даже дети-подростки – все активно участвуют в защите родной страны.

    Можно указать на бесчисленные случаи, когда люди, совершенно, казалось бы, непричастные к войне и военным действиям, показывают себя самыми горячими пособниками воюющих. Укажу на несколько примеров. Вот объявлена воздушная тревога в городе. Пренебрегая опасностью, не только мужчины, но и женщины и подростки спешат принять участие в защите от бомб своих жилищ. Их не удержать в доме, их не загнать в убежище. При мне один 12-летний мальчик-школьник на просьбу матери – не идти на крышу во время воздушной тревоги – с убеждением говорил ей, что он лучше взрослого может тушить бомбы, что отец его защищает родину, а он должен защищать дом и свою мать. И на самом деле этот юный патриот оказался впереди многих взрослых и за несколько дней потушил четыре бомбы. Как много примеров, когда юные и, наоборот, пожилые люди стараются скрыть свои годы, чтобы их записали добровольцами в Красную Армию. Один старый человек при мне плакал горькими слезами, потому что ему отказали в записи добровольцем и таким образом он лишен возможности внести свою долю в защиту отечества. Это и есть воля к победе, которая является залогом самой победы. И вот еще случай из самой жизни. Выходит человек из храма и подает милостыню старушке-нищей. Она говорит ему: «Спасибо, батюшка, я буду молиться за тебя и за то, чтобы Бог помог одолеть кровавого врага — Гитлера». Разве это не есть тоже воля к победе?

    А вот мать, проводившая своего сына – летчика на Южный фронт и затем узнавшая, что именно на этом фронте были жаркие сражения. Она уверена, что сын ее погиб, но чувство материнской скорби она подчиняет чувству любви к родине и, выплакав свое горе в храме Божием, говорит почти с радостью: «Бог помог и мне внести свою долю помощи родине». Я знаю не один случай, когда люди с самыми незначительными средствами откладывают по рублю, чтобы внести свою лепту на нужды обороны. Один глубокий старец продал единственную свою ценную вещь – часы, чтобы внести от себя жертву на оборону.

    Все это – факты, случайно взятые из жизни, но как много говорят они о чувстве любви к родине, о воле к победе! И таких случаев можно привести множество, у каждого из нас они на глазах, и громче всяких слов говорят они о непобедимой силе патриотизма, охватившего весь русский народ в эти дни испытаний. Они говорят о том, что подлинно весь народ и действенно, и духовно поднялся на врага. А когда весь народ поднялся – он непобедим.

    Как во времена Димитрия Донского, св. Александр Невский, как в эпоху борьбы русского народа с Наполеоном, не только патриотизму русских людей обязана была победа русского народа, но и его глубокой вере в помощь Божию правому делу; как тогда и русское воинство, и весь русский народ осенял покров Взбранной воеводы, Матери Божией, и сопутствовало благословение угодников Божиих, — так и теперь мы веруем: вся небесная рать с нами. Не за какие-нибудь наши заслуги пред Богом достойны мы этой небесной помощи, но за те подвиги, за то страдание, какие несет каждый русский патриот в своем сердце за любимую мать-родину.

    Мы веруем, что и теперь великий предстатель за землю русскую Сергий простирает свою помощь и свое благословение русским воинам. И эта вера дает всем нам новые неиссякаемые силы для упорной и неустанной борьбы. И какие бы ужасы ни постигли нас в этой борьбе, мы будем непоколебимы в нашей вере в конечную победу правды над ложью и злом, в окончательную победу над врагом. Образец этой веры в конечное торжество правды не на словах, а на деле мы видим в беспримерных подвигах наших доблестных защитников-бойцов, которые борются и умирают за нашу родину. Они как бы говорят нам всем: нам вручено было великое дело, мужественно мы приняли его на себя и сберегли до конца нашу верность родине. Среди всех испытаний, среди всех ужасов войны, каких не было с тех пор, что стоит мир, мы не дрогнули душой. За честь и счастье нашей родной земли мы стояли и за нее бестрепетно отдали и свою жизнь. И, умирая, шлем вам завет так же любить родину больше жизни и, когда кому придет черед, так же до конца постоять за нее и отстоять ее.

    Залог успешного ведения войны - наличие национального согласия в обществе. Война выявляет прочность морально-психологического духа народа.

    Народные стихийные манифестации в поддержку Сербии сразу же начались в российских городах в ответ на введение в России 13 июля 1914 г. Положения о подготовительном к войне периоде в связи с объявлением Австро-Венгрией войны Сербскому государству и бомбардировкой Белграда. Например, калужане массово выражали свою солидарность сербскому народу два дня подряд, 16 и 17 июля (здесь и далее даты приведены по ст. стилю). Пожелание победы сербскому народу продемонстрировала 10-тысячная манифестация, состоявшаяся в эти же дни в Туле.


    О важнейших событиях в мире и внутри страны оперативно информировала российская пресса. Газеты также не замедлили сообщить о выступлениях российских граждан, показавших свою солидарность с властью по поводу агрессивных действий Австро-Венгрии, и объявили о сборе средств на нужды сербов. Надо отметить, что и раньше международные события, особенно такие, которые так или иначе затрагивали интересы России, например, Боснийский кризис 1908 г., конфликт из-за миссии Лимана фон Сандерса в 1913 –1914 гг., благодаря российской периодической печати не оставались без внимания граждан.

    Массовые патриотические акции продолжились после обнародования царских Манифестов от 20 и 26 июля о состоянии войны России с Германией и Австро-Венгрией, в которых народ призывался на защиту Отечества и союзной Сербии, а также в связи с сообщением Министерства иностранных дел от 20 июля «О событиях последних дней», где говорилось о германском ультиматуме, предъявленном России, и последовавшем затем объявлении нам войны. Царские манифесты, сообщение МИД печатали все газеты, они распространялись и в виде объявлений. Святейший Синод, в свою очередь, обратился к чадам своим с призывом защитить братьев по вере и «постоять за славу Царя, за честь Родины», а также к единению и мужеству в годину испытаний. Архипастыри и пастыри призывались поддерживать в народе любовь к Отечеству. Монастыри, церкви и православная паства призывались к пожертвованиям в пользу раненых и больных воинов, семейств призванных на войну, к отводу помещений под госпитали, а также к подготовке лиц для ухода за ранеными и больными воинами. Во всех церквах предписывалось установить особые кружки в пользу Красного Креста.

    С началом войны был учреждён Комитет народных изданий, который бесплатно через имевшуюся в стране сеть народных домов и университетов, рабочих клубов, культурно-просветительных обществ, воскресных школ рассылал печатные издания по военно-патриотической тематике, к примеру, такие как «Великая война», «Русский солдат», «Попечение о солдатских семьях» и множество других. Уездные предводители дворянства, земские начальники, духовенство и другие должностные лица участвовали в распространении этой литературы. Святейший Синод выпускал большими тиражами популярные очерки и рассказы о начавшейся войне «Не в силе Бог, а в правде», адресованные для школ и народа.

    Как видим, граждане России были оповещены об оборонительном характере войны, о том, кто напал на Россию и за что воевать. Пресса фиксировала в этот период небывалый всесословный подъём патриотических настроений.

    Протестные настроения рабочих по всей стране уступили место настрою на борьбу с врагом внешним. Например, в рабочем Брянске 21 июля 15 тысяч рабочих участвовали в патриотической манифестации. Очевидец происходивших событий русский общественный и политический деятель, историк, публицист и философ П.Б. Струве отметил в ноябре 1914 г.: «Война сильнее всяких проповедей учит нас патриотизму. Мы ощутили себя в войне нацией и государством, русскими и Россией».

    С объявлением всеобщей мобилизации на призывные пункты прибывали чины запаса и ратники I разряда, перечисленные в ополчение из запаса, в количестве, как правило, больше запланированного. Готовились помещения для их приёма, расквартирования, места для приёма пищи. Полным ходом шла поставка в войска лошадей, повозок и упряжи. До конца 1914 г. успешно прошло ещё три призыва воинов. Это были ратники ополчения I разряда, не проходившие военную службу, кроме того в октябре в установленные сроки был проведен ежегодный призыв новобранцев.

    Жёнам, детям и другим нетрудоспособным членам семей мобилизованных запасных и ратников I разряда выплачивались продовольственные пособия (пайки) от казны. За государственными и земскими служащими сохранялась заработная плата, которая выплачивалась семьям. Размер пособия с начала войны до 1 декабря 1914 г. составлял 2 руб. 82 коп. (и 1 руб. 41 коп. на каждого ребенка до 5 лет) в месяц.

    В сентябре 1914 г. был разработан порядок награждения лиц, «действительно оказавших заслуги делу блистательного в сем году выполнения мобилизации», в начале 1915 г. была учреждена медаль «За труды по отличному выполнению всеобщей мобилизации 1914 года». Награждения последней военной медалью имперского периода стало массовым, награждались как непосредственные участники работ по мобилизации на местах, так и разработчики планов в рамках этого крупномасштабного мероприятия.

    Местная кустарная промышленность уже в 1914 г. выполняла военные заказы. В результате до конца года были изготовлены и отправлены в действующую армию овчинные полушубки, тёплые суконные пиджаки, сапоги и другое вещевое и обозно-хозяйственное имущество. Для обеспечения надежного снабжения армии, численность которой значительно возросла, с 1914 – 1915 сельскохозяйственного года хлебопроизводящие губернии стали поставлять хлеб государству по установленным ценам, в отличие от довоенного периода, когда государство не занималось этим вопросом.

    Проводы в армию в губернских и уездных центрах сопровождались шествиями и митингами, вначале стихийными, а затем и организованными. Люди несли флаги, портреты императора.

    Участниками шествий многократно исполнялся гимн «Боже, царя храни!», играл оркестр. На многолюдных организованных торжественных проводах присутствовали представители военной и гражданской властей, духовенства. Мероприятия сопровождались молебном о здравии императора и даровании победы русскому .

    С началом войны к воинским начальникам стали обращаться добровольцы, желавшие пополнить ряды действующей армии. В связи с этим учебным заведениям Министерства народного просвещения в октябре 1914 г. разрешили «производить испытания» по программе для вольноопределяющихся II разряда, желавших поступить на военную службу. И такая работа была незамедлительно развёрнута. Газеты писали о юных гражданах России, желавших быть причастными к событиям, развернувшимся на фронтах Великой войны.

    Действенной формой патриотизма, помимо добровольчества, стало участие широких народных масс в благотворительной деятельности в пользу призванных в действующую армию, их семей, раненых и больных воинов при непосредственном участии губернаторов и других должностных лиц. Все сословные общества, включая крестьянские, собирали пожертвования. В воинские части, выступавшие на фронт, следом отправлялась тёплая одежда, лекарства, холст, мыло, табак, чай, сахар, продукты питания и множество других вещей. К празднику Рождества 1914 г. дополнительно отсылались подарки. При этом не были забыты и воины, находившиеся на лечении в местных госпиталях и лазаретах. Для них устраивались чаепития, организовывались концерты, спектакли, киносеансы, встреча Нового года. После Рождества начался сбор пожертвований и проведение массовых благотворительных мероприятий с целью приобретения подарков к следующему большому празднику – Пасхе.

    Император Николай II до конца 1914 г. объехал губернии Европейской России и Кавказский регион с целью сбора средств на военные нужды. Курское земство пожертвовало 1 млн рублей, дворянство – 75 тысяч, крестьянство – 60 тысяч. В Туле дворянство вручило императору 40 тысяч рублей.

    В Орле крестьянская депутация заверила царя о готовности отдать хлеб армии из своих запасов и, если потребуется, то всё, до последнего зерна.

    В Воронеже земство и дворянство пожертвовало по 25 тысяч рублей, город – 10 тысяч рублей, купечество – 17 тысяч. В Рязани земство и дворянство передали государю по 10 тысяч рублей, а также мёд, холст и прочие продукты.

    Когда первые раненые в августе 1914 г. стали прибывать в тыловые губернии в количестве, которое имевшаяся лечебная сеть не в состоянии была разместить, срочно потребовалась помощь населения. Люди с большим энтузиазмом принимали участие в разгрузке, переноске и перевозке раненых, они предоставили для раненых помещения в своих домах, собирали перевязочный материал и лекарства, бельё, денежные средства, безвозмездно дежурили при больных, занимались оборудованием лазаретов под руководством специалистов. Так, в Орловской губернии крестьяне Лавровской волости Орловского уезда, собрали к ноябрю 1914 г. 6 тыс. руб. на лечение раненых в открытом ими лазарете имени своей волости на 40 коек. Орловское губернское земство внесло 100 тыс. руб. на оборудование госпиталя при губернской земской больнице. В с. Мятлеве Медынского уезда Калужской губернии был открыт лазарет на 20 коек, на содержание которого по подписке среди жителей Мятлева были собраны необходимые средства. Помещение для лазарета безвозмездно предоставил купец М.В. Арефьев. Только при действенной помощи граждан, к которым губернаторы обратились за содействием, в оптимальные сроки была создана надежная система помощи раненым и больным воинам. Фронтовики, эвакуированные в тыл, с первых дней почувствовали всеобщую заботу и внимание к своим нуждам.

    Часть созданных лечебных учреждений в дальнейшем содержалась исключительно или частично на благотворительные средства. В госпиталях и лазаретах именные койки содержали частные лица, сословные и акционерные общества, учреждения.

    К примеру, в Калуге одним из первых заявил о готовности содержать койки для раненых купец II гильдии, личный почётный гражданин М.М. Фишер. Супруга губернатора кн. А.Е. Горчакова высказала то же пожелание в память её сына, корнета В.С. Горчакова, погибшего в первые дни войны.
    В городском первом госпитале Калуги содержали по 1 койке заключённые губернской тюрьмы, чины калужской контрольной палаты, воспитанницы женской учительской семинарии, частное реальное училище Ф.М. Шахмагонова, Н.В. Теренин. В земском госпитале № 1 именных коек было 6, из них 3 – Перемышльского уездного земства, одна – памяти кн. В.С. Горчакова, по одной койке содержали служащие Калужского реального училища и депутат IV Государственной думы от Калужской губернии Н.Н. Яновский. В уездах именные койки содержали и представители высшей знати, такие как граф С.Л. Пален и кн. З.Н. Юсупова, и сельские попечительства, и учащиеся, и крестьяне, и различные общества и объединения.

    Повсеместно для подготовки вспомогательного медицинского персонала местные комитеты Всероссийского Земского союза при содействии обществ врачей объявили наборы на бесплатные курсы по уходу за больными и ранеными воинами и по подготовке санитаров-дезинфекторов. Причём количество желающих посещать курсы было гораздо больше официально объявленного набора.

    Русская православная церковь также внесла свой вклад в дело попечения о раненых. Московской Епархией к 10 октября 1914 г. было открыто 90 лазаретов на 1200 мест. В российских губерниях в августе 1914 г. при Духовных консисториях были образованы «Временные комитеты для оказания помощи раненым и больным воинам и семействам лиц, призванных на войну». Комитеты осуществляли идею организации на личные средства епархиального духовенства лазаретов в губернских и уездных городах. Епархии по всей стране из своих доходов стали делать отчисления: 1 и 2 % от доходности церквей, причтов и жалованья духовенства. Кроме того, каждая церковь в 1914 г. пожертвовала по 50 рублей на нужды, связанные с войной. Церковноприходские школы собирали пожертвования деньгами, вещами и продуктами. Так, Ильинская церковноприходская школа Козельского уезда Калужской губернии отправила в ноябре 1914 г. на фронт два тюка теплых вещей, белья, табачных изделий и письмо следующего содержания: «Славные, могучие и быстрокрылые наши орлы – отцы и братья! Шлём Вам с милой родины разного белья для укрепления новых, непоколебимых сил, на сокрушение векового русского врага – проклятого немца. Вперед, наши отцы и братья. За Вами стоят твёрдой стеной – Ваши дети! Смелее вперёд! Ура!».

    Надо отметить, что в деле благотворительности принимали активное участие представители всех религиозных конфессий и течений многонациональной Российской Империи: мусульмане, католики и протестанты, буддисты, иудеи, старообрядцы и т.д.

    С началом войны губернаторы возглавили все местные общественные комитеты, созданные для помощи армии и всем жертвам войны, в т.ч. местные управления Российского общества Красного Креста (РОКК), губернские попечительные комитеты о больных и раненых воинах. Наряду с губернаторами, в эти комитеты вошли представители земских и городских управ. Благотворительность являлась неотъемлемой частью деятельности РОКК со дня его основания в 1867 г., она стала также неотъемлемой частью деятельности всех комитетов, созданных в провинции в связи с войной. Распоряжением губернаторов в сентябре 1914 г. в пределах губерний и областей был проведён сбор пожертвований «деньгами и вещами» в пользу общества Красного Креста на помощь раненым и больным воинам, кроме того, население призывалось и впредь участвовать в пополнении израсходованных запасов белья и перевязочных средств общества Красного Креста. Обществу Красного Креста стали перечислять доходы от тиражирования и продажи сообщений Российского телеграфного агентства о ходе военных действий. Супруги губернаторов, как правило, возглавляли Дамские комитеты для оказания помощи раненым и больным воинам, куда поступали ежемесячные отчисления от заработной платы и другие пожертвования.

    С началом Первой мировой войны возникли Всероссийские благотворительные организации, которые наряду с РОКК, взяли на себя помощь пострадавшим от военных бедствий. Верховный совет по призрению семейств воинских чинов, призванных на войну, возглавила императрица Александра Фёдоровна. Император Николай II покровительствовал Обществу помощи пострадавшим на войне солдатам и их семьям.

    За всё время войны царская семья затратила на благотворительность 20 млн фунтов стерлингов собственных средств, хранившихся в Лондонском банке.
    Практически все представители Дома Романовых возглавили благотворительные организации военного времени: Комитет по оказанию временной помощи пострадавшим от военных бедствий – вел. княжна Татьяна Николаевна; Комитет по оказанию помощи семьям лиц, призванных на военную службу – сестра императрицы вел. кн. Елизавета Фёдоровна; Комитет по снабжению одеждой солдат, отправляемых из лечебных учреждений на родину – вел. кн. Мария Павловна и т.д.

    Всероссийские благотворительные организации, созданные в связи с войной открывали в провинции свои отделения, кроме того, по инициативе самоуправлений и частных лиц возникли благотворительные организации местного уровня. С предложением о расширении благотворительной деятельности в провинции обратился в 1914 г. к губернаторам Скобелевский комитет для выдачи пособий потерявшим на войне способность к труду воинам при Николаевской академии Генерального штаба в Санкт-Петербурге. Комитет стал инициатором денежных отчислений из месячного содержания служащих. Добровольно отчисляли проценты от своей заработной платы служащие различных учреждений, предприятий, фабрик, заводов, земских и городских управ, преподаватели учебных заведений и мн. др. Отчисления зависели от размера их жалованья. Если годовой доход не превышал 600 руб., отчислялось 2 %, 1800 руб. – 3 %, свыше 1800 – 4 %.К примеру, служащие Калужского губернского по воинской повинности присутствия с августа 1914 г. по март 1917 г. отчисляли 2% из получаемого содержания на поддержку семей призванных в армию. Средства направлялись в Верховный совет по призрению семейств воинских чинов, призванных на войну, под председательством императрицы Александры Фёдоровны. Все благотворительные организации занимались сборами пожертвований деньгами, вещами, продуктами, которые облекались в разнообразные формы: кружечные сборы, подписные листы, лотереи и базары, многочисленные культурные мероприятия. Даты проведения всероссийских благотворительных сборов сообщались губернаторам заранее, а они сами давали разрешения на проведение благотворительных мероприятий местного уровня.

    Местная печать информировала жителей о датах проведения массовых благотворительных акций, сообщала об их итогах, разъясняла, на что будут потрачены собранные денежные средства, помещала на своих страницах благодарности получивших материальную и моральную поддержку.
    Редакции, кроме того, выступали в роли посредников, собирая пожертвования граждан для передачи их благотворительным организациям. На «нужды войны» собирали пожертвования все сословные общества: купеческие, дворянские, мещанские, крестьянские волостные сходы. Сельские общества составляли приговоры о пожертвованиях хлеба действующей армии из своих запасов. В годы войны претерпела изменения организационная сторона благотворительности, что выразилось, прежде всего, в массовом приближении «обывателя» к участию в благотворительной деятельности, ставшей важной составляющей общественной жизни военного периода.

    Частью повседневной жизни граждан России в военный период были молебны и крестные ходы во славу русского оружия, поминовения погибших воинов. Так, по поводу взятия русской армией австрийских городов Львова и Галича в августе 1914 г. в губерниях совершались крестные ходы с «благодарственным молебствием о даровании победы русскому оружию и здоровья Государю, Верховному Главнокомандующему, всему царствующему дому и всероссийскому победоносному воинству».

    Массовым выражением сопричастности тыла к происходящим событиям на фронте являлись поздравительные послания императору, членам императорской фамилии, Верховному Главнокомандующему, воинам действующей армии, депутатам Государственной думы с выражением верноподданнических чувств, поздравлениями по поводу одержанных побед. Их направляли как отдельные лица, так и организации, учреждения, сельские и волостные сходы, прихожане церквей, группы ремесленников, рабочих и т.д.

    Исполнением национального гимна сопровождались киносеансы, концерты и театральные спектакли. Типичным примером может служить спектакль в пользу семей призванных на войну, организованный 24 августа 1914 г. артистами-любителями одного из уездных городков Российской Империи – Мосальска Калужской губернии. Перед началом местный исправник обратился к публике с речью, в которой рассказал «о последних победах доблестных наших войск в Галиции». «Ура государю императору!» было подхвачено присутствующими. Затем соединенными хорами певчих Мосальска и села Ивонина несколько раз был исполнен гимн, причём публика каждый раз в конце провозглашала «Ура!». Зал украшали национальные флаги союзных держав, Японии и «героической» Бельгии. Была устроена продажа цветов, флажков и значков за право курения. Популярным стало присвоение имён прославленных военачальников различным учреждениям, деятельность которых была связана с нуждами обороны.

    События на фронтах волновали всех в России. Пресса, ориентируясь на существующие настроения, старалась предоставлять интересующую население информацию с максимальной оперативностью.
    Периодическая печать имела решающее значение в формировании общественного мнения. С 90-х гг. XIX в. среди газет доминировали ежедневные, издававшиеся на частные средства, в которых затрагивались вопросы, имевшие значение для миллионов «новых читателей» из рабочей и крестьянской среды. Кроме того, в каждой губернии выходило как минимум по 2 официальных периодических издания – это губернские и епархиальные ведомости. Газеты выписывали не только горожане, но и сельские, и волостные правления, сельское духовенство и отдельные крестьяне. По числу и тиражам газет и журналов Россия не уступала таким европейским державам, как Англия, Франция и Германия. С началом Первой мировой войны тиражи почти всех газет выросли в 2–3 раза. Газеты раскупались за 1–2 часа. Текущие события войны, названной в прессе Второй Отечественной, сразу стали её главной темой. «Губернские ведомости» регулярно печатали списки убитых, раненых и без вести пропавших местных уроженцев.

    С началом войны властью было признано целесообразным выселить из прифронтовых районов в тыловые губернии вражеских подданных и немцев русского подданства. Значительная часть населения считала, что этнические немцы хотят поражения России. Так, в тыловых губерниях рабочие не хотели видеть их на промышленных предприятиях, а служащие – в торговых заведениях, и со стороны крестьян наблюдалось такое же отношение к немцам-управляющим имениями.

    В 1914 г. по стране прокатилась волна переименований городов, улиц, торговых заведений и замены немецких фамилий на русские.

    Выгодной немцам, т.е. враждебной, население считало антивоенную агитацию леворадикальных элементов, а агитаторов – германскими шпионами. По этой причине не имели успеха попытки провоцирования нарушений общественного порядка во время воинских призывов в 1914 г. со стороны местных представителей партии большевиков, в чьи планы входило развязывание в России Гражданской войны. С началом войны социалисты попытались применять также тактику ведения пропаганды революционных идей так называемым «легальным» способом, т.е. используя трибуну разрешенных неполитических организаций. Однако первое же их выступление там обычно становилось последним, не находя отклика у членов этих организаций. В тот период люди откликались совершенно на другие инициативы, связанные со сбором средств на военные нужды, с организацией лазаретов для больных и раненых воинов.

    Таким образом, большинство российского населения с самого начала войны, осознавая колоссальный размах вооружённой борьбы и откликаясь на призыв властей, посчитало своим долгом участвовать в общем деле одоления врага. Провинция стала главным источником пополнения людских, продовольственных и материальных ресурсов армии. Кроме того, патриотизм населения нашёл своё выражение в массовой благотворительной деятельности в пользу защитников отечества, находившихся в рядах войск, их семей, раненых и больных воинов.