• Характеристика социальных наук

    Науки об обществе
    Философия. Философия изучает общество с точки зрения его сущности: структуры, идейных оснований, соотношения в нем духовных и матери-альных факторов. Так как именно общество порождает, развивает и передает смыслы, то философия, исследующая смыслы, уделяет обществу и его проблематике центральное внимание. Любое философское исследование обязательно затрагивает тему общества, так как мысль человеческая всегда развертывается в общественном контексте, предопреде-ляющим ее строй.
    История. История рассматривает поступательное развитие обществ, давая описание фаз их развития, структуры, устройства, особенностей и характеристик. Различные школы исторического знания ставят акценты на разных аспектах истории. В центре внимания классической исторической школы стоят религия, культура, мировоззрение, социальное и политическое устройство общества, описание периодов его развития и наиболее важных событий и действующих лиц общественной истории.
    Антропология. Антропология – дословно, «наука о человеке» – как правило, исследует архаические общества, в которых стремится найти ключ к пониманию более развитых культур. Согласно эволюционистской теории, история есть единый линейный и однонаправленный поток развития общества, и т. н. «примитивные народы» или «дикари» живут по сей день в тех же социальных условиях, что и все человечество в глубокой древности. Поэтому, исследуя «примитивные общества» , можно получить «достоверные» сведения о первоначальных этапах становления обществ, прошедших в своем развитии и другие, более поздние и «развитые» , ступени.
    Социология. Социология является дисциплиной, главным объектом которой является само общество, изучаемое как целостное явление.
    Политология. Политология изучает общество в его политическом измерении, исследуя развитие и изменение властных систем и институтов общества, трансформацию политической системы государств, смену политических идеологий.
    Культурология. Культурология рассматривает общество как культурное явление. В этой перспективе социальное содержание проявляет себя через культуру, порожденную и развиваемую обществом. Общество в культурологии выступает субъектом культуры и одновременно тем полем, на котором развертывается культурное творчество и в котором интерпретируются культурные явления. Культура, понятая в широком смысле, охватывает всю совокупность общественных ценностей, создающих коллективный портрет идентичности каждого конкретного общества.
    Правоведение. Правоведение преимущественно рассматривает общественные отношения в юридическом аспекте, который они приобретают, будучи зафиксированными в законодательных актах. Правовые системы и институты отражают преобладающие тенденции общественного развития, совмещают в себе мировоззренческие, политические, исторические, культурные и ценностные установки общества.
    Экономика. Экономика изучает хозяйственный уклад различных обществ, исследует влияние экономической деятельности на социальные институ-ты, структуры и отношения. Марксистский метод политэкономии делает экономический анализ главным инструментом в исследовании общества, сводя социальные исследования к выяснению их экономической подоплеки.
    Обществоведение. Обществоведение обобщает подходы всех социальных дисциплин. В дисциплине «Обществоведение» присутствуют элементы всех вышеописанных научных дисциплин, помогающих понять и правильно интерпретировать основные социальные смыслы, процессы и институты.

    Гуманитарные и социальные науки представляют собой комплекс многих дисциплин, предметом изучения которых является и общество в целом, и человек как его член. К ним относят политологию, философию, филологию, психологию, экономику, педагогику, правоведение, культурологию, этнологию и другие теоретические знания.

    Специалистов в данных областях готовит и выпускает наук, который может быть и отдельным образовательным учреждением, и являться подразделением любого гуманитарного университета.

    общественных наук

    В первую очередь они исследуют социум. Общество рассматривается как целостность, развивающаяся исторически и представляющая собой объединения людей, сложившиеся в результате совместных действий и имеющие свою систему отношений. Наличие различных групп в социуме позволяет увидеть, насколько индивиды взаимозависимы друг от друга.

    Социальные науки : методы исследования

    Каждая из перечисленных выше дисциплин применяет характерные только для нее Так, политология, исследуя общество, оперирует категорией «власть». Культурология рассматривает как аспект социума, имеющий ценность, культуру и формы ее проявления. Экономика исследует жизнь общества с позиции организации ведения хозяйства.

    С этой целью она использует такие категории, как рынок, деньги, спрос, товар, предложение и другие. Социология рассматривает общество как постоянно развивающуюся систему отношений, складывающихся между социальными группами. История изучает то, что уже произошло. При этом, пытаясь установить очередность событий, их взаимосвязь, причины, она основывается на всевозможных документальных источниках.

    Становление общественных наук

    В античные времена социальные науки преимущественно входили в философию, так как та изучала одновременно и человека, и весь социум. Только история и правоведение частично выделялись в отдельные дисциплины. Первую социальную теорию разработали Аристотель и Платон. Во времена средневековья общественные науки рассматривались в рамках теологии как знания нерасчлененного и объемлющего абсолютно всё. На их развитие повлияли такие мыслители, как Григорий Палама, Августин, Фома Аквинский, Иоанн Дамаскин.

    Начиная с Нового времени (с 17 века), некоторые социальные науки (психология, культурология, политология, социология, экономика) полностью отделяются от философии. В высших учебных заведениях по этим предметам открываются факультеты и кафедры, издаются специализированные альманахи, журналы и т.п.

    Науки естественные и общественные: различие и сходство

    Данная проблема решалась в истории неоднозначно. Так, последователи Канта делили все науки на два вида: изучающие природу и культуру. Представители такого течения, как «философия жизни», вообще резко противопоставляли историю природе. Они считали, что культура является результатом духовной деятельности человечества, и понять ее можно, только пережив и осознав тех эпох, мотивы их поведения. На современном науки и естественные не только противопоставляются, но имеют и точки соприкосновения. Это, например, использование математических методов исследования в философии, политологии, истории; применение знаний из области биологии, физики, астрономии с целью установить точную дату событий, произошедших в далеком прошлом.

    Познание. Часть II.

    Элементы содержания

    Научное познание.

    Социальное и гуманитарное знание.

    Виды человеческих знаний.

    Знание – информация об окружающем нас мире, накопленная в течение жизнедеятельности человечества. Формы знания:

    а) в зависимости от формы общественного сознания – обыденные (житейские), мифологические, научные, философские, религиозные;

    б) в зависимости от формы закрепления – понятийные, символические, художественно-образные;

    в) в зависимости от степени научности – научные (обобщенное систематизированное знание, оперирующее законами, соответствующее существующей научной картине мира) и ненаучные (ненаучное знание – разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами и находится в противоречии с существующей научной картиной мира) Формы ненаучного знания:

    а) мифы – сказания древних народов о происхождении и сущности мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях;

    б) жизненная практика (опыт) – формирует практические сведения об окружающем мире, они побочный продукт повседневной практики;

    в) народная мудрость – достижения практики, зафиксированные в виде описаний (поговорки, загадки, афоризмы);

    г) здравый смысл – стихийно складывающиеся под воздействием повседневного опыта взгляды людей на окружающую действительность и самих себя (очевидные, ясные, однозначные сведения);

    д) паранаука (пара – около-, при-, после-) – различные формы наукообразной деятельности, направленные на изучение паранормальных явлений (необычных, достоверность которых не подтверждена современной наукой). Она использует сведения, не подтвержденные экспериментом, не вписывающиеся в существующие теории. Паранаука нетерпима к традиционной науке, претендует на универсальность, использует псевдонаучную терминологию;

    е) художественное познание – познание мира с помощью художественных образов (обобщенное отражение действительности, облеченное в форму конкретного, индивидуального явления). С помощью образа в единично, преходящем раскрывается сущность

    Научное познание.

    Научное познание – процесс получения объективного, истинного знания.

    Отличительные признаки научного познания:

    а) объективность открываемых наукой принципов и законов, соотнесенность научных понятий с опытом,

    б) воспроизводимость полученного результата в одних и тех же условиях,

    в) систематичность выдвигаемых положений, их обоснованность, доказательность,

    г) открытость научной теории, идеи любой рациональной критике,

    д) использование специальных способов и методов познавательной деятельности, особого языка, четко фиксирующего значение понятий.

    Два уровня научного познания - эмпирический и теоретический. Главной задачей эмпирического познания является описание явлений и предметов, а основной формой получаемого знания – эмпирический научный факт. Эмпирическое познание предполагает методы наблюдения и эксперимента. Наблюдение – целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знания о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта. Итог наблюдения – эмпирическое описание. Эксперимент – метод изучения явлений, который осуществляется в строго определенных условиях (последние могут при необходимости воссоздаваться и контролироваться субъектом познания). Эксперименты могут быть исследовательскими (направлен на получение нового знания), контрольными (осуществляется проверка теоретических предположений) и мыслительными (заданные условия являются воображаемыми, ученый оперирует не реальными объектами, а их теоретическими образами). Мыслительный эксперимент – связующее звено между эмпирическим и теоретическим уровнями познания.

    Теоретический уровень познания – объяснение изучаемых явлений, раскрытие их сущности. Методы: создание мысленных моделей (модель – нечто, способное заменить в определенном отношении изучаемый предмет), выдвижение гипотезы (предположение, с помощью которого можно дать объяснение эмпирическим фактам, не укладывающимся в рамки прежних объяснений), открытие научных законов (объективная, всеобщая, необходимая и существенная связь явлений и предметов, которая характеризуется устойчивостью и повторяемостью), формулирование научных теорий (логически непротиворечивое описание явлений и процессов окружающего мира, которое выражено особой системой понятий).

    Социальные науки, их классификация.

    Социальные (общественные) науки – система наук об обществе, о формах и законах его развития. Философия – наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления (но она лежит в основе всех наук, не может быть названа только общественной). Социология – наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах, социальных группах и общностях, отношениях личности и общества. Отдельные сферы общественной жизни изучают экономика, история (развитие общества), политология, юриспруденция (право), культурология, религиоведение, этика (наука, изучающая мораль), эстетика (наука, о прекрасном и безобразном).

    социальный институт демократия общество

    Социальные науки или общественные науки, изучающие разные стороны общественной жизни человека (политическая экономия, статистика, юридические и государственные науки, история).

    Социальные науки (общественные науки) -- это группа академических дисциплин, которые изучают аспекты бытия человека в сфере его общественной деятельности. Они отличаются от искусства тем, что акцентировано используют научный метод и научные стандарты в исследовании человеческого общества, включая в методику исследований количественный и качественный анализ проблем.

    Социальные науки в изучении межсубъективных, объективных или структурных аспектов общества иногда рассматриваются как гуманитарные науки. Это отличает их от «заведомо» естественных наук, которые сосредоточены исключительно на объективных явлениях природы. Кроме того, социологи участвуют в теоретических и практических исследованиях как о совокупном, так и об индивидуальном поведении людей. Столяренко Л.Д. Основы социологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - С. 155-156

    Социальные науки (общественные науки) изучают разные стороны общественной жизни человека, но иногда этот термин употребляется в единственном числе в смысле общего обществоведения, и тогда он является синонимом социологии. В ближайшем родстве социальные науки находятся с науками гуманитарными, изучающими духовную сторону жизни человека; некоторые видят в них лишь особый отдел гуманитарных наук. Самой старой из социальных наук должно признавать политику в аристотелевском смысле науки о государстве. С развитием специализации в изучении государства образовался даже особый цикл государственных (или политических) наук, причем под этим именем разумеют и общие теории о природе и структуре государства и о законах, управляющих явлениями, которые происходят в его жизни, и исторические расследования в той же области, и учение о нормах государственной жизни или средствах воздействия на эту жизнь для достижения тех или других практических целей. В широком смысле слова к числу политических наук относят и те юридические и экономические дисциплины, которые так или иначе касаются государства: государственное и финансовое право, политическую экономию, статистику. Но по существу право и народное хозяйство, как категории, отличные от категории государства, изучаются особыми циклами социальных наук, имеющими самостоятельное значение рядом с науками политическими. Начало юриспруденции в смысле научного изучения права было положено еще римскими юристами, преследовавшими больше практические цели, но создавшими при этом и первые начала теоретического учения о праве. Гораздо позднее выделилась в самостоятельную науку политическая экономия, изучающая социальные отношения людей, обязанные своим происхождением их хозяйственной деятельности. Тесная связь ее с прежней "политикой" отразилась и на её имени, которое, впрочем, у немцев заменяется названиями "национальной экономии" или "науки о народном хозяйстве" ("Nationaloekonomie, Volkswirtschaftslehre"). В самое последнее время стало распространяться и название "социальной экономики", под которой разумеют или политическую экономию в старом смысле, или даже особую науку с новой постановкой экономических вопросов. Таким образом, социальные науки могут быть разделены на политические, юридические и экономические по категориям государства, права и народного хозяйства, не считая общей социальной науки, т. е. социологии, изучающей общество со всех сторон его бытия. Тесная связь, существующая в действительности между государством, правом и народным хозяйством, конечно, не позволяет изолировать один круг знаний от другого, и в частности существуют отдельные дисциплины, которые одинаково входят в область, по крайней мере, двух категорий. Таковы, например, государственное право, как дисциплина политико-юридическая, финансовое право, как дисциплина и экономическая, и политическая, и т. п. Социальные науки не могут претендовать на такое совершенство, каким более или менее отличаются науки о природе. Это зависит: 1) от большей сложности социальных явлений, сравнительно с явлениями физического характера, 2) от более долговременного подчинения социальных наук метафизическим умозрениям, 3) от недавней систематической разработки их методологии и 4) от влияния, оказываемого на них практическими интересами, партийными страстями и национальными, вероисповедными, сословными и т. п. традициями, предрассудками и предубеждениями. Розанова З.А. Социология: Учебно-практическое пособие. М.: Гардарики, 2007. - С. 102-103

    Под наукой принято понимать систематически организованные знания, основанные на фактах, добытых с помощью эмпирических методов исследования, основанных на измерении реальных явлений. В вопросе о том, какие дисциплины относятся к социальным наукам, единого мнения не существует. Существуют различные классификации этих социальных наук.

    В зависимости от связи с практикой науки делятся:

    1) на фундаментальные (выясняют объективные законы окружающего мира);

    2) прикладные (решают проблемы применения этих законов для решения практических задач в производственной и социальных областях).

    Если придерживаться этой классификации, границы этих групп наук условны и подвижны.

    В основе общепринятой классификации лежит предмет исследования (те связи и зависимости, которые непосредственно изучает каждая наука). В соответствии с этим выделяют следующие группы социальных наук.

    Классификация социально-гуманитарных наук Группа социальных наук Социальные науки Предмет изучения
    Исторические науки Отечественная история, всеобщая история, археология, этнография, историография и др. История - это наука о прошлом человечества, способ его систематизации и классификации. Она является базисом гуманитарного образования, его первоосновой. Но, как замечал А. Герцен, «последний день истории - это современность». Только на основе прошлого опыта человек может познать современное общество и даже предсказать его перспективу. В этом смысле можно говорить о прогностической функции истории в обществознании. Этнография - наука о происхождении, составе, расселении, этнических и национальных отношениях народов
    Экономические науки Экономическая теория, экономика и управление народным хозяйством, бухгалтерский учет, статистика и т. д. Экономика устанавливает характер закономерностей, действующих в сфере производства и рынка, регулирующих меру и формы распределения труда и его результатов. По утверждению В. Белинского, она поставлена в положение конечной науки, выявляющей эффект познания и преобразования общества, экономика и право и др.
    Философские науки История философии, логика, этика, эстетика и др. Философия является самой древней и фундаментальной наукой, устанавливающей наиболее общие закономерности развития природы и общества. Философия выполняет познавательную функцию в общество - знании. Этика - теория морали, ее сущности и воздействия на развитие общества и жизнь людей. Мораль и нравственность играют большую роль в мотивации поведения человека, его представлениях о благородстве, честности, смелости. Эстетика - учение о развитии искусства и художественного творчества, способе воплощения идеалов человечества в живописи, музыке, архитектуре и других областях культуры
    Филологические науки Литературоведение, языкознание, журналистика и др. Данные науки изучают язык. Язык - совокупность знаков, используемых членами общества для коммуникации, а также в рамках вторичных моделирующих систем (художественной литературе, поэзии, текстах и т. д.)
    Юридические науки Теория и история государства и права, история правовых учений, конституционное право и т. д. Правоведение фиксирует и разъясняет государственные нормы, права и обязанности граждан, вытекающие из основного закона страны - Конституции, и вырабатывает на этой основе законодательную базу общества
    Педагогические науки Общая педагогика, история педагогики и образования, теория и методика обучения и воспитания и т. д. Анализируют индивидуально-личностные процессы, соотношение физиологических, психических и социально-психологических особенностей, свойственных человеку определенного возраста
    Психологические науки Общая психология, психология личности, социальная и политическая психология и др. Социальная психология - пограничная дисциплина. Она сформировалась на стыке социологии и психологии. Она исследует поведение человека, его чувства и мотивацию в групповой ситуации. Она изучает социальную базу формирования личности. Политическая психология изучает субъективные механизмы политического поведения, влияние на него сознания и подсознания, эмоций и воли человека, его убеждений, ценностных ориентации и установок
    Социологические науки Теория, методология и история социологии, экономическая социология и демография и т. д. Социология исследует отношения между основными социальными группами современного общества, мотивы и закономерности поведения людей
    Политические науки Теория политики, история и методология политической науки, политическая конфликтология, политические технологии и пр. Политология изучает политическую систему общества, выявляет связи партий и общественных организаций с государственными институтами управления. Развитие политологии характеризует степень зрелости гражданского общества
    Культурология Теория и история культуры, музыковедение и др. Культурология - одна из молодых научных дисциплин, формирующихся на стыке многих наук. Она синтезирует знания о культуре, накопленные человечеством, в целостную систему, формируя представления о сущности, функциях, структуре и динамике развития культуры как таковой

    Итак, мы выяснили, что в вопросе о том, какие дисциплины относятся к социальным наукам, единого мнения не существует. Тем не менее, к социальным наукам принято относить социологию, психологию, социальную психологию, экономику, политологию и антропологию. У этих наук много общего, они тесно связаны между собой и составляют своего рода научный союз.

    К ним примыкает группа родственных наук, которые относят к гуманитарным. Это философия, язык, искусствознание, литературоведение.

    Социальные науки оперируют количественными (математико-статистическими) методами, а гуманитарные - качественными (описательно-оценочными).

    Из истории формирования социально-гуманитарных наук

    Раньше предметные области, которые известны как политическая наука, право, этика, психология и экономика, попадали в сферу компетенции философии. Классики античной философии Платон, Сократ и Аристотель были уверены в том, что все многообразие окружающего человека и ощущаемого им мира можно подвергнуть научному исследованию.

    Аристотель (384-322 до н. э.) провозгласил, что все люди по своей природе склонны к познанию. Среди того, о чем люди стремятся узнать в первую очередь, находятся вопросы типа: почему ЛЮДИ ведут себя именно таким образом, откуда произошли социальные институты и как они функционируют. Нынешние социальные науки появились только благодаря завидному упорству древних греков в стремлении все анализировать и рационально мыслить. Поскольку античные мыслители являлись философами, то результат их размышлений считался частью философии, а не социальных наук.

    Если античная мысль была по своему характеру философской, то средневековая - теологической. В то время как естественные науки освободились от опеки философии и получили собственное название в конце Средних веков , социальные долго еще оставались в сфере влияния философии и теологии. Основная причина заключалась, видимо, в том, что предмет социальных наук - поведение людей - был тесно связан с божественным Промыслом и потому находился в юрисдикции церкви.

    Ренессанс , возродивший интерес к познанию и обучению, так и не стал началом самостоятельного развития социальных наук. Ученые эпохи Возрождения больше изучали греческие и латинские тексты, особенно работы Платона и Аристотеля. Их собственные сочинения зачастую сводились к добросовестным комментариям к античной классике.

    Поворот произошел только в XVII-XVIII столетиях, когда в Европе появилась плеяда выдающихся философов: француз Рене Декарт (1596-1650), англичане Френсис Бэкон (1561-1626), Томас Гоббс (1588-1679) и Джон Локк (1632-1704), немец Иммануил Кант (1724-1804). Они, а также французские просветители Шарль Луи Монтескье (1689-1755) и Жан Жак Руссо (1712-1778) изучали функции правительства (политическая наука), природу общества (социология). Английские философы Дэвид Юм (1711-1776) и Джорж Беркли (1685-1753), а также Кант и Локк пытались выяснить законы действия разума (психология), а Адам Смит создал первый великий трактат по экономике «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776).

    Эпоху, в которую они трудились, называют Просвещением . Оно иначе взглянуло на человека и человеческое общество, освободив наши представления от религиозных пут. Просвещение поставило традиционный вопрос иначе: не как Бог создал человека, а как люди создают богов, общество, институты. Над этими вопросами философы продолжали думать вплоть до XIX в.

    На возникновение социальных наук большое влияние оказали кардинальные изменения в обществе, которые произошли в XVIII столетии.

    Динамизм социальной жизни благоприятствовал освобождению социальных наук из пут философии. Другим условием освобождения социального знания явилось развитие естественных наук, в первую очередь физики, изменивших образ мышления людей. Если материальный мир может быть предметом точного измерения и анализа, то почему таковым не может стать социальный мир? На этот вопрос первым попытался ответить французский философ Огюст Конт (1798-1857). В своем «Курсе позитивной философии» (1830-1842) он провозгласил появление «науки о человеке», назвав ее социологией.

    По мысли Конта, наука об обществе должна встать в один ряд с науками о природе. Его взгляды в то время разделяли английский философ, социолог и юрист Иеремия Бентам (1748-1832), увидевший в морали и законодательстве искусство руководить поступками людей, английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820-1903), развивший механистическое учение о всеобщей эволюции, немецкий философ и экономист Карл Маркс (1818-1883), основоположник теории классов и социального конфликта, и английский философ и экономист Джон Стюарт Милль (1806-1873), написавший фундаментальные труды по индуктивной логике и политэкономии. Они считали, что единое общество должна изучать единая наука. Между тем в конце XIX в. исследование общества расщепилось на множество дисциплин и специальностей. Подобное несколько раньше произошло в физике.

    Специализация знаний - неизбежный и объективный процесс.

    Первой среди социальных наук выделилась экономика. Хотя термин «экономика» употреблялся еще в 1790 г., предмет этой науки именовался политической экономией до конца XIX в. Основателем классической экономики стал шотландский экономист и философ Адам Смит (1723-1790). В своем «Исследовании о природе и причинах богатства народов» (1776) он рассмотрел теорию стоимости и распределения доходов, капитал и его накопление, экономическую историю Западной Европы, взгляды на экономическую политику, финансы государства. А. Смит подходил к экономике как к системе, в которой действуют объективные законы, поддающиеся познанию. К классикам экономической мысли причисляют также Давида Рикардо («Принципы политической экономии и налогообложения», 1817), Джона Стюарта Милля («Принципы политической экономии», 1848), Альфреда Маршалла («Принципы экономики», 1890), Карла Маркса («Капитал», 1867).

    Экономика изучает поведение больших масс людей в рыночной ситуации. В малом и большом - в общественной и частной жизни - люди и шага ступить не могут, не затрагивая экономических отношений. Договариваясь о работе, покупая товары на рынке, считая свои доходы и затраты, требуя выплаты зарплаты и даже собираясь в гости, мы - прямо или косвенно - учитываем принципы экономии.

    Как и социология, экономика имеет дело с большими массами. Мировой рынок охватывает 5 млрд людей. Кризис в России или Индонезии тут же отражается на биржах Японии, Америки и Европы. Когда производители готовят к продаже очередную партию новой продукции, их интересует мнение не отдельного Петрова или Васечкина, даже не малой группы, а больших масс людей. Это и понятно, ведь закон прибыли требует производить больше и по меньшей цене, получая максимальную выручку с оборота, а не с одной штуки.

    Без исследования поведения людей в рыночной ситуации экономика рискует остаться просто техникой счета - прибыли, капитала, процентов, связанных между собой абстрактными построениями теории.

    Под политической наукой подразумевается академическая дисциплина, изучающая формы правления и политическую жизнь общества. Основы политической науки заложены идеями Платона («Республика») и Аристотеля («Политика»), живших в IV в. до н. э. Политические явления анализировал также римский сенатор Цицерон . В эпоху Ренессанса самым известным мыслителем был Никколо Макиавелли («Государь», 1513). Гуго Гроци опубликовал «О законах войны и мира» в 1625 г. В эпоху Просвещения к вопросам о сущности государства и функционирования правительства обращались к мыслителям. Среди них были Бэкон, Гоббс, Локк, Монтескье и Руссо. В самостоятельную дисциплину политология оформилась благодаря работам французских философов Конта и Клода Анри де Сен-Симона (1760-1825).

    Термин «политическая наука» применяется в западных странах для того, чтобы отличить научные теории, точные методы и статистический анализ, которые применяют к изучению деятельности государства и политических партий и которые отражаются термином политическая философия. К примеру, Аристотель, хотя и считается отцом политической науки, на самом деле был политическим философом. Если политическая наука отвечает на вопрос о том, как действительно устроена политическая жизнь общества, то политическая философия отвечает на вопрос о том, как должна быть устроена эта жизнь, что надо делать с государством, какие политические режимы являются правильными, а какие - неправильными.

    В нашей стране не проводится различия между политической наукой и политической философией. Вместо двух терминов используется один - политология. Политология, в отличие от социологии, касающейся 95% населения, затрагивает только вершину айсберга - тех, кто реально обладает властью, участвует в борьбе за нее, манипулирует общественным мнением, участвует в переделе общественной собственности, лоббирует в парламенте принятие выгодных решений, организует политические партии и т. п. В основном политологи строят умозрительные концепции, хотя во второй половине 1990-х гг. наметился определенный прогресс и в этой области. В самостоятельное направление выделились некоторые прикладные области политологии, в частности технология проведения политических выборов.

    Культурная антропология явилась следствием открытия европейцами Нового Света. Незнакомые племена американских индейцев поражали воображение своими обычаями и образом жизни. После этого внимание ученых привлекли дикие племена Африки, Океании и Азии. Антропологию, которая дословно означает «наука о человеке», интересовали в первую очередь примитивные, или дописьменные, общества. Культурная антропология занимается сравнительным изучением человеческих обществ, В Европе ее еще называют этнографией и этнологией.

    Среди выдающихся этнологов XIX в., т. е. ученых, занимавшихся сравнительными исследованиями культуры, числятся английский этнограф, исследователь первобытной культуры Эдуард Бернетт Тайлор (1832-1917), разработавший анимистическую теорию происхождения религии, американский историк и этнограф Льюис Генри Морган (1818-1881), в книге «Древнее общество» (1877) первым показавший значение рода как основной ячейки первобытного общества, немецкий этнограф Адольф Бастиан (1826-1905), основавший Берлинский музей народоведения (1868) и написавший книгу «Люди Восточной Азии» (1866-1871). Английский историк религии Джеймс Джордж Фрезер (1854-1941), написавший всемирно известную книгу «Золотая ветвь» (1907-1915), хотя творил уже в XX в., также относится к числу пионеров культурной антропологии.

    Особое место среди социальных наук занимает социология, которая в переводе (лат. socium - общество, греч. logos - знание, учение, наука) означает буквально знание об обществе. Социология - наука о жизни людей, опирающаяся на строгие и проверенные факты, статистику и математический анализ, а факты часто берутся опять же из самой жизни - из массовых опросов мнения простых людей. Социология для Конта, придумавшего ее название, означала систематическое исследование людей. В начале XIX в. О. Конт построил пирамиду научного знания. Все известные тогда фундаментальные области знания - математику, астрономию, физику, химию и биологию - он расположил в иерархическом порядке так, что внизу оказались самые простые и наиболее абстрактные науки. Над ними размещались более конкретные и более сложные. Самой сложной наукой оказалась социология - наука об обществе. О. Конт мыслил социологию как всеохватывающую сферу знания, изучающую историю, политику, экономику, культуру и развитие общества.

    Однако европейская наука вопреки ожиданиям Конта пошла не по пути синтеза, а наоборот, по пути дифференциации и расщепления знания. Экономическую сферу общества стала изучать самостоятельная наука экономика, политическую - политология, душевный мир человека - психология, традиции и обычаи народов - этнография и культурная антропология, а динамику народонаселения - демография. И социология выделилась в узкую дисциплину, которая уже не охватывала все общество, а детальнейшим образом изучала только одну, социальную сферу.

    На становление предмета социологии большое влияние оказал француз Эмиль Дюркгейм («Правила социологического метода», 1395), немцы Фердинанд Теннис («Община и общество», 1887), Георг Зиммель («Социология», 1908), Макс Вебер («Протестантская этика и дух капитализма», 1904-1905), итальянец Вильфредо Парето («Разум и общество», 1916), англичанин Герберт Спенсер («Принципы социологии», 1876-1896), американцы Лестер Ф. Уорд («Прикладная социология», 1906) и Уильям Грэм Самнер («Наука об обществе», 1927-1928).

    Социология возникла как ответ на потребности формирующегося гражданского общества. Сегодня социология подразделяется на множество отраслей, включая криминологию и демографию. Она стала, наукой, помогающей обществу глубже и конкретнее познать себя. Широко применяя эмпирические методы - анкетный опрос и наблюдение, анализ документов и методы наблюдения, эксперимент и обобщение статистики, - социология смогла преодолеть ограниченность социальной философии, которая оперирует чрезмерно обобщенными моделями.

    Опросы общественного мнения накануне выборов, анализ распределения политических сил в стране, ценностных ориентации избирателей или участников забастовочного движения, изучение уровня социальной напряженности в том или ином регионе - вот далеко не полный список вопросов, которые все чаще решаются средствами социологии.

    Социальная психология - это пограничная дисциплина. Она сформировалась на стыке социологии и психологии, взяв на себя те задачи, которые не в силах были решить ее родители. Оказалось, что большое общество не прямо воздействует на индивида, а через посредника - малые группы. Этот ближайший к человеку мир друзей, знакомых и родных играет исключительную роль в нашей жизни. Мы вообще живем в малых, а не в больших мирах - в конкретном доме, в конкретной семье, в конкретной фирме и т. п. Малый мир влияет на нас порой даже сильнее, чем большой. Вот почему появилась наука, которая вплотную и очень серьезно им занялась.

    Социальная психология представляет собой область исследования поведения человека, его чувств и мотивации, в групповой ситуации. Она изучает социальную базу формирования личности. Как самостоятельная наука социальная психология возникла в начале XX в. В 1908 г. американский психолог Уильям Макдоугал опубликовал книгу «Введение в социальную психологию», которая благодаря своему названию дала имя новой дисциплине.