• Можно ли хоронить в Cтрастную пятницу? О поминовении покойников на страстной и пасхальной неделях

    Великий пост – время глубокой скорби. Особенно тяжело его пережить, если умирает родной человек. Близкие в таких случаях совершенно теряются, ведь событие случилось в особые дни, и нужно сделать всё правильно и достойно. Церковь четко регламентирует, как и , если человек умер в Великий пост. Но в народе существуют различные суеверия и приметы на этот счет.

    Народные суеверия

    Великим постом обостряются чувства и мысли. Человек всё чаще задумывается о душе и своих поступках. И поэтому часто обычные ситуации кажутся большими испытаниями. А смерть воспринимается особенно остро и с глубокой скорбью. Само время Поста – это подготовка человека к загробной жизни, к жизни после смерти. Рекомендуют обязательно исповедоваться, причаститься и собороваться, чтобы грехи были отпущены.

    В старину считали, что Господь призывает к себе чаще всего в Великий пост. Даже существовала такая поговорка: «Снег растает, и люди за водой уйдут». Современные ритуальные и похоронные агентства также отмечают большой прирост посетителей и покупателей в марте-апреле.

    Если человек крещеный, верующий и причащался и исповедовался, готовясь таким образом к загробной жизни, то его смерть в любое время будет легче, и душа его обретет покой и свою тихую обитель.

    Особенно благодатно с точки зрения спасения души считалось умереть в Пасху или на Пасхальной неделе.

    Мнение православной церкви

    Священнослужители опровергают особое значение смерти и похорон во время Великого поста. В этот период поминки на 9-й, 40-й дни и годовщину смерти не устраивают, а переносят их на субботу или воскресенье текущей недели. Исключение составляет только Вербное воскресенье, когда поминки не проводятся.

    В церкви во время Поста православные заказывают панихиды каждую среду и пятницу. Суббота и воскресенье – дни для посещения обедней об упокоении душ умерших. Не принимают заказы на сорокоусты во время Великого поста.

    Для того чтобы молиться за покойного, в период Поста существуют специальные поминальные субботы. За весь период Поста их три:

    • суббота 2-й седмицы;
    • суббота 3-й седмицы;
    • суббота 4-й седмицы Великого поста.

    Конкретной даты для них нет. Они передвигаются по календарю соответственно Посту и Пасхе.

    Также перед Христовым Воскресением служится Великая панихида, которую посещают те, кто хочет отмолить грехи своих усопших родственников.

    Пасхальная неделя – особенная для поминания умерших. Это время вселенской радости, когда умершие видят Христа. В этот период панихиды и обедни не служат.

    Нужно помнить, что в церкви можно молиться только за крещеных в православной вере. За самоубийц, иноверцев и некрещёных подают милостыню.

    Как правильно провести поминки в Пост

    В дни поминок заказывают проскомидии и служат литургии после службы. Нужно только подать записки об упокоении умерших сродников.

    Стол для угощений также должен быть постным. Поминают усопших молитвой перед обедом или ужином.

    В самом начале подают кутью – кашу из зерен. Также на столе должны быть постные блины. Кроме этого, должны быть суп, овощные и холодные закуски. Смысл трапезы заключается в поминовении и скорби. Спиртное не допускается. Наливать покойному рюмку водки, накрывать её хлебом и ставить рядом с фотографией православной церковью не благословляется.

    Земная Церковь помогает душе умершего на пути в Царствие Небесное. по молитве близких и родственников готовит для покойного соответствующую участь: чем горячее и искреннее молитва, тем лучше ему будет на небесах. Если человек умер в Великий пост, то ничего плохого или хорошего для его души не произошло. Гораздо важнее, как человек жил, как молился и совершал ли благие дела.

    Можно ли поминать в храме умерших вследствие болезни, вызванной пьянством?

    Можно, если они были православными и верующими и умерли не от самого пьянства (не упились до смерти).

    Можно ли ставить за престол свечи о упокоении?

    Для этого есть особое место - канун, туда и должно ставить.

    Можно ли на могилу или крест могильный помещать фотографию умершего? Надо ли ухаживать за могилой? Можно ли ставить столики, скамейки, трапезничать?

    Ни в коем случае недопустимо помещать фотографию. Благочестивые верующие ставят футляр с иконкой и лампадой. Также нельзя ставить столики, скамейки и трапезничать. Это обычай языческий. Верующие поминают усопших молитвой, некоторые читают «Серафимово правило».

    Можно ли на могилу ставить памятник, на котором выбит крест?

    На могиле должен быть только крест.

    Есть обычай возжигать на могиле свечи или лампадки. Правильно ли это?

    Ставить свечи на могиле можно при условии, если эти свечи будут гореть перед иконой, а не перед памятником или фотографией усопшего.

    Многие люди в первый день Пасхи ходят на кладбище. Правилен ли этот обычай?

    Это современный обычай. Верующие знают, что поминовение усопших начинается после Антипасхи. Сейчас есть и такие обычаи, что проводы покойника без водки не бывают. А пословица народная говорит: «Кто усопших водкой поминает, тот им больших мук уготовляет».

    Существует поверье, что до сорокового дня ничего нельзя отдавать из вещей умершего. Верно ли это?

    Это - поверье, внушенное диаволом. Наоборот, надо делать добро за усопшего. Жертвовать в монастырь, в церковь вино - кагор (для Св. Таин), муку (для просфор), воск (для свечей), раздавать из вещей умершего, покупать священные книги (и раздавать верующим) до сорокового дня, а не после. Когда надо ходатайствовать за судимого - до суда или после суда? Так и здесь: душа проходит мытарства, совершается суд, надо ходатайствовать за нее: молиться и совершать дела милосердия, а люди этого не делают.

    Надо ли оставлять на сорок дней в храме икону, которая была при отпевании на умершем, и куда ее девать потом?

    Есть обычай, что икона остается до сорокового дня в храме, а в сороковой (или после) берется домой. В гроб икона не кладется. Об этом пишет святитель Феофан Затворник.

    Как часто и в какие лучше дни надо бывать на могилах близких людей и что желательно там делать? Можно ли брать с собой собак?

    В дни памяти усопших, если это не отвлекает от храма, а иначе в другой день, посетить могилы. Прочитать из Псалтири 118-ю кафизму или «Серафимово правило». На кладбище, особенно в ограду, где находится храм, брать собак нельзя.

    Хорошо ли украшать могилы близких?

    Украшение могилы усопших пользы усопшим никакой не приносит, но еще и доставляет вред душам их.

    Что важнее в день памяти близких: побывать на кладбище или отслужить обедню в церкви?

    Отслужить обедню в храме важнее посещения могил родственников.

    Что важнее всего при поминовении усопших: милостыня, панихида, обедня?

    Хорошо и приятно усопшему всё; но если усопший мало веровал или без креста умер, то лучше за него милостыня, чем молитва.

    Хорошо ли приглашать священника отслужить панихиду на могиле?

    Был случай, когда после служения на могиле усопшая явилась родственнице и сказала: «До сих пор на мне как бы камень лежал, а как только ты отслужила по мне литию, так как бы камень с меня сняли».

    Слышал, что умершие на Светлой Седмице сподобляются Царствия Небесного. Так ли это?

    Может ли священник, за неимением поблизости храма и невозможностью перевозки, совершать отпевание на дому или обязательно в храме?

    Конечно, может, но в храм для того приносят усопшего, чтобы о нем помолились на Литургии.

    Можно ли в случае смертельной и неизбежной опасности исповедаться человеку, не имеющему священнического сана? Есть ли в этом смысл или это безполезно?

    Лучше перед монахом и если человек ранее прибегал к священнику и исповедовался.

    В календарях (православных), кроме церковных праздников, юбилейных и памятных дат и др., приводятся дни особого поминовения усопших. А когда нельзя поминать? Я имею в виду поминальные домашние трапезы. Два года назад у меня умер брат, в среду на Страстной неделе. Хоронили, как и положено, на третий день, в пятницу. А первые поминки Церковь разрешила только во вторник после пасхальной недели. Хотелось бы знать, в какие дни нельзя устраивать поминки и как это объясняется. И еще: какие из поминок (девятый день, сороковой день, полгода, год) можно делать, как их называют, встречными, т.е. с переносом на другой день?

    Поминальные трапезы устраиваются не по Церковному Уставу, а по обычаю. По Уставу Церкви поминовения, а следовательно, и трапезы не полагаются Великим постом, кроме суббот и воскресений, на Светлой Седмице, в великие праздники. Объясняется это тем, что в дни, когда Церковь призывает к радости праздника, всякая печаль не уместна. Великим же постом не бывает Литургии (кроме Литургии Преждеосвященных Даров), а следовательно, и проскомидии, за которой священник вынимает частицы из просфор [в память усопшего -Прим. ред.], которые в конце Литургии омываются Кровью Христа в Св. Чаше. Постом и трапеза поминальная очень скудная. В последние несколько десятилетий сложилась практика: вместо богослужения многие на Пасху идут на кладбище и устраивают там поминки. Сложился этот обычай вследствие того, что народ отучали от Церкви длительное время. Но так как веру в бессмертие уничтожить невозможно, то и нецерковные люди старались ее в День Светлого Христова Воскресения выразить тем, что шли на кладбища и там общались со своими усопшими так, как это понимали. Церковь же, по традиции, поминает усопших на «Радоницу» - первый вторник после Пасхальной седмицы, а на Пасху призывает к великой радости и не благословляет ходить на кладбище, так как особенно недавняя смерть близких вместо радости повергает человека в печаль: вместо радости - слезы, чего быть не должно. На Пасху лучше помолиться в церкви и дома и порадоваться празднику. Кто не может быть во вторник - в день «Радоницы» - в связи с работой, то более логично побывать на кладбище в первый воскресный день после Пасхи (он еще называется «Сошествием Иисуса Христа в ад»). Девятый день, сороковой и годовщины - нужно поминать в Церкви в эти же дни, а трапезы устраивать - как вам удобно.

    Я - пенсионерка, у нас в селе нет церкви. Живу одна, по воскресеньям собираются у меня старухи, как и я. Молимся, читаем молитвослов. Нам нужно знать: при похоронах и на поминках в девятый, сороковой дни, на полгода и год, если поминать, то что читать и в каком порядке?

    Обычно за упокой мирян читают Псалтирь. В ней указан и порядок чтений. После нескольких коротких или одного длинного псалма указано: «Слава Отцу и Сыну и Св. Духу, и ныне и присно и во веки веков» и трижды - «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже», а затем: «Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего (имя)». После каждой «Славы» помин повторяется снова. Можно читать помянник, который есть в молитвословах после утренних молитв.

    Какое самое важное поминовение для усопших?

    Проскомидия - самое важное поминовение, ибо вынутые части за усопших погружаются в Кровь Христову и очищаются грехи сей великой жертвой. Вообще же хороший пример поминовения оставила нам св. праведная Иулиания. Читаем, что когда скончались Василий и Евдокия, она раздала за упокой их души щедрую милостыню, заказала по церквам сорокоусты и в течение сорока дней ставила поминальные столы для монахов, священников, вдов, сирот и нищих, а также посылала обильные подаяния по тюрьмам (есть еще милостыня духовная: раздача духовных книг за усопших).

    Скажите, какую молитву, сколько поклонов и в течение какого времени нужно совершать по новопреставленной усопшей?

    Должно читать молитву: «Упокой, Господи, душу усопшей новопреставленной рабы Твоея (имя ее) и прости ей всякое согрешение вольное же и невольное», - двенадцать раз с двенадцатью поклонами утром (после утренних молитв), вечером так же (после вечерних молитв), в течение сорока дней.

    Все ли усопшие молятся там о нас?

    «Очень ошибаются те, которые говорят про умерших: «Они теперь молитвенники за нас». Мертвые уже не молятся, а требуют молитв и забот о их душах от живых; но когда их грехи очищены молитвами, верою и делами живых, тогда только молитва поминовения обращается на пользу душам поминавших. Избавлена бывает воздушных мытарств только та душа, которую Господь сподобил с полной верой причаститься в час кончины или получить христианскую кончину в неделю Светлого Христова Воскресения» (игумения Феофания Говорова).

    Что важно во время смерти?

    Надо всегда думать о том, чтобы встретить смерть в мире со всеми. Многие этого не знают, поэтому и не придают значения немирствию.

    Имеет ли значение для вечной участи умершего внешний обряд погребения?

    Знай, что для вечной участи умершего внешность погребения (гроб, венки, почет, музыка, отпевание высшими церковными чинами и пр.) мало имеет значения. Каждый будет судим по делам своим.

    Имеет ли для спасения души значение, в чем застанет человека смерть?

    Спасение души немало зависит от последних минут жизни. «В чем обрящу, в том и сужду», - говорится в Евангелии.

    Чего должно более всего опасаться при приближении смерти?

    Отчаяния. Надо помнить, что сказал Господь св. Екатерине: «Грешники, которые при кончине жизни своей отчаиваются в Моем милосердии, больше всего прогневляют Меня и очень Мне не угодны за свой грех, нежели за все иные беззакония и злодеяния свои».

    Нужно ли служить панихиды по младенцу?

    По младенцу не нужно служить панихид, а довольно поминать на проскомидии; панихиды служатся о прощении грехов, а на проскомидии приносится жертва и о святых вынимаются частицы: погребение младенческое поется - прося не о прощении грехов, но «об упокоении младенца».

    Как избавиться от боязни внезапной смерти?

    По уверению св. отцов, внезапная смерть не случается с людьми, желающими очистить себя покаянием, хотя бы они по временам и побеждались своими немощами.

    Как оправдаться на мытарствах?

    Святая Феодора хорошо отвечала, когда ее пытали (на мытарствах). «Ты то и то сделала», -говорили бесы. Она отвечала: «Да, сделала, но каялась и получила прощение, разрешение». Вот самый добрый ответ. Сюда все наше внимание и должно быть обращено. Сперва исповедь, а затем исправление жизни.

    Как смотреть на посмертные завещания?

    Иные делают разные посмертные распоряжения, завещания, но такая жертва далеко не может равняться с тою, которая делается своими теплыми руками.

    Должно ли нам рисковать жизнью или надо сохранять себя от безвременной смерти?

    Когда Бог явно не определяет нам смерти или когда смерть наша не приносит пользу ни вере, ни Церкви, ни ближним, ни отечеству, тогда можно ли думать, что Бог «не хотяй смерти грешнику», могущему обратиться, захотел смерти безвременной людям? Читаем, что святитель Афанасий Великий многократно убегал от гонителей, искавших его смерти. Святой Поликарп Смирнский вышел из храмины, угрожавшей падением и по его исходе подавившей многих. Сам Господь заповедал и ученикам Своим не подвергать себя безвременно опасности и, когда будут гнать их в одном каком-либо городе, убегать в другой.

    Можно ли брать определенную таксу (деньги) за чтение Псалтири по умершим?

    Можно ли молиться за усопших не только Господу, но и Его святым?

    Уже известны нам слова от лица умерших на большой панихиде: «Того прилежно мученицы молите долгов разрешение нам даровати». Вообще же Церковь заканчивает заупокойные свои молитвы обращением к Божией Матери.

    Что делать, если трепещешь Страшного Судного дня?

    Если ты, душа христианская, воистину трепещешь Страшного Судного дня и ищешь помилования у Господа, то страхом Суда Божия возбуди в себе твердую решимость покаяться и жить для одного Господа в благочестии и чистоте, и в свидетельство своей искренности понуди себя, на первый раз, благоговейно провести наступающую седмицу, в благочестивом размышлении, в воздержании и молитвенном приготовлении к подвигам приближающегося поста, как того требует Св. Церковь.

    Если в этом деле останавливают и соблазняют тебя обыкновенные мирские мысли, из-за которых большая часть людей остается в нераскаянности и беспечности, то опять противопоставь им образ Страшного Суда - и соблазны исчезнут.

    Все ли дела человека на Страшном Суде будут исследованы?

    Приити бо имать Сын Человеческий во славе Отца Своего со Ангелы Своими, и тогда воздаст комуждо по деянием его (Мф. 16: 27); когождо дело явлено будет: день бо явит, зане огнем открывается: и когождо дело, якожеесть, огнь искусит (1 Кор. 3: 13);яко все творение приведет Бог на судео всяцем погрешении, аще благо и ащелукаво (Еккл. 12: 14). По сих востанет и воздаст им, и воздаяние их на главу их воздаст (Сир. 17: 19). Не думай, чтобы я, говоря о суде, внушал ложный страх подобно кормилицам, которые, чтобы удержать детей от плача, имеют обыкновение пугать их вымышленными рассказами. О суде говорит неложное учение. Итак, будь уверен, что все дела, совершенные тобой в продолжение жизни, будут исследованы.

    Кто должен более бояться Страшного Суда?

    Будет ли наша будущая жизнь лучше настоящей?

    Будущая наша жизнь несравненно будет превосходнее настоящей.

    «Сила, поддерживающая жизнь души, будет там не совокупность чего-либо твердого и жидкого, но ведение Божественной природы, общение с истинным и Святым Духом. Там нет ни горестей сиротства, ни несчастий вдовства, ни тех разнообразных болезней, кои терзают наше тело. Там не завидуют счастливым, не презирают несчастных... Там, в оном народе душ, царствует совершенная справедливость прав и законов и высочайшая мирная свобода; ибо там каждый имеет то, что еще здесь приготовил себе по собственному произволу и выбору. И если кто, по неблагоразумию, приготовил себе худшее вместо лучшего, - смерть не виновата; ибо всякий имеет здесь власть избрать себе то, чего ему хочется» (святитель Григорий Нисский. Слово о жизни будущей).

    Чем можно помочь душе усопшего?

    Можем принести отраду его душе милостынями, молитвами, а паче Бескровной Жертвой, приносимыми за него. Хотя душа преставившегося обретается во временном месте, где удерживается за свои прегрешения, но совершаемые Церковью молитвы о преставившихся могут искупить ее от долгов, и мы, грешные, преставившимся этим споспешествовать можем.

    Хочу, чтобы меня похоронили с почестями. Грех ли это?

    Святой Феофил предузнал свою кончину и велел послушнику похоронить его так: привязать веревкой за ногу и стащить (волоком) по земле в глубокий овраг. Пред кончиной же он лег на пол, на рогожу и сказал: «Радуюсь я вам, Святые Ангелы, радуюсь я Тебе, Пресвятая Богородица, радуюсь я вам, все святые», - и скончался. Пример этот поучает нас не о пышных похоронах заботиться, а лучше стараться совершать больше добрых дел при жизни.

    Должно ли кропить св. водою тело и гроб умершего?

    В православном обряде погребения читаем: священник (или если нет его, то мирянин) на дому кропит св. водою тело умершего и ковчег его извне и изнутри и тотчас влагает (тело) в него.

    О духовном чтении и понимании

    Священного Писания

    Сейчас очень большое количество православной литературы. Какую лучше литературу читать, чтобы избежать ошибок и заблуждений (богословскую, современную, святоотеческую и пр.), или вообще лучше ограничиться только чтением Священного Писания?

    Священное Писание написано Святым Духом через пророков и апостолов, и Тот же Святой Дух через св. отцов разъяснил нам, как правильно понимать его. Все еретические веры произошли от неправильного понимания Св. Писания. Только одни св. отцы правильно разъясняют нам Св. Писание.

    Как должно толковать Священное Писание?

    «Не дерзай сам истолковывать Евангелие и прочие книги Священного Писания. Святой Дух истолковал его через св. отцов. И бывает слово Божие, слово спасения, для дерзких толкователей его волею в смерть, мечом обоюдоострым, которым они заколают сами себя в вечную погибель», - говорит нам святитель Игнатий Брянчанинов. Св. Писание могут понять правильно только чистые сердцем; они разумеют волю и намерение Божие в Писании, а людям с неочищенным от страстей сердцем оно послужит камнем преткновения. Посему нам надо читать творения святых отцов, в которых они изъясняют смысл Св. Писания.

    Что, в частности, можно посоветовать почитать для новоначальных православных?

    Закон Божий, толкование Св. Евангелия, наставления о духовной жизни.

    Книги «Спутник христианина», «Духовный цветник», «Училище благочестия», «Духовные посевы», «Пролог» священника Гурьева.

    У некоторых есть мнение, что чтение духовных книг может заменить церковные службы. Так ли это?

    Чтение Божьего слова - что хлеб, а молитва - что вода живая для души. Может ли хлеб заменить воду или вода - хлеб? Нужно то и другое.

    Великий старец, преподобный Амвросий Оптинский, на такое же заявление отвечал: «Ты не понимаешь, но зато бесы прекрасно понимают и бегут прочь. Читай пока не понимая, а когда-нибудь и понимать начнешь».

    Изменил ли Иисус Христос закон, данный Богом Моисею? Вообще-то на этот вопрос я нахожу ответ в Библии в Святом благовествова-нии от Матфея: гл. 15, ст. 17: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков. Не нарушить пришел Я, но исполнить». Почему же в церквах почитают воскресенье - первый день недели, а не субботу - седьмой день, как заповедал нам Бог?

    Внимательно читая Евангелие, вы увидите, что очень многие положения Ветхого Завета (Моисеева Закона) вызывали особое отношение к ним Иисуса Христа. Посмотрите, как Он обличал фарисеев и законников за их внешнее почитание обрядов и законов Моисея. Когда Он говорил, что пришел исполнить закон, Спаситель тут же пояснял, каким образом нужно исполнять эти законы. «Вы слышали, - говорил Он, - что сказано древним: не прелюбодействуй. Я же говорю вам, что всякий, кто воззрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействует с ней в сердце своем», и т.д. Кроме того, из книги Деяний апостолов мы знаем, как апостолу Петру было видение пищи, которую по Моисееву закону было запрещено принимать, как нечистую. Однако апостолу было сказано: «Что Бог очистил, того не почитай нечистым» (см. гл. 10 Деяний апостолов). Можно привести еще много мест из Священного Писания, Нового Завета, где сказано, что многие положения Ветхого Завета не обязательны для христиан. Из церковной истории мы знаем, что уже в I веке христиане собирались для молитвы не в день субботний, а в день недельный, т.е. в день Воскресения Христа из мертвых, потому что это событие стало центральным для всякого верующего во Христа: Если Христос не воскрес, то тщетна вера наша, тщетно и исповедание наше, - писал апостол Павел к христианам Коринфа (1 Кор. 15: 14). Поэтому суббота и была заменена воскресеньем.

    Есть ли литература, где описано, что означает каждая икона? Что означает икона Божией Матери «Одигитрия», «Владимирская» и т.д.? Есть ли икона «Казанская»? Мой племянник родился 21 июля - на «Казанскую», недавно принял крещение, ему будет 24 года; я советую купить ему икону «Казанскую». Права ли я?

    Об иконах Богоматери сообщается довольно полно в книге, которая называется «Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание Ее чудотворных икон», - она постоянно переиздается издательством «Благовест». «Одигитрия» в переводе с греческого означает «Путеводительница». «Владимирская» икона по преданию написана святым апостолом и евангелистом Лукой, принесена к нам из Византии. Первоначально находилась в г. Владимире (откуда и название), затем была перенесена в Москву. Здесь было совершено от нее множество чудес. В частности, она спасла Москву от нападения Тамерлана. В настоящее время находится в Третьяковской галерее. Патриархия ходатайствует о том, чтобы этот образ занял прежнее место в Успенском Соборе Кремля. «Казанская» икона обретена неподалеку от г. Казани. Была в войске Минина и Пожарского при освобождении г. Москвы. Очень почитаемая всероссийская святыня. Будет хорошо, если вы подарите ее своему племяннику.

    Почему в Библии нигде не встречается слово «ад»?

    Вас неправильно информировали. «Ад» в Библии встречается неоднократно. «Ад» (евр. шеол) встречается в книге Бытия (37, 35), в книге Чисел (16, 30-33), в книге Псалмов (15, 10) и др. В буквальном переводе с греческого языка, ад означает место, лишенное света. В христианском учении под этим словом разумеется духовная темница, т.е. состояние духов, грехом отчужденных от лицезрения Божия и соединенного с Ним света и блаженства (см. Иуд. 1: 6).

    Христианство всегда утверждало и утверждает, что Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых (Лк. 20: 38). Ф. М. Достоевский писал в своем дневнике: «Без веры в свою душу, в ее бессмертие бытие человека неестественно, немыслимо, невыносимо». Если нет загробной жизни, то вся наша жизнь бессмысленна. Многие современные ученые не только признают загробную жизнь, но даже занимаются проблемами бессмертия, исследуя опыт людей, переживших клиническую смерть.

    Как понять, что в одном месте в Библии написано: «наказываю детей за грехи отцов до четвертого поколения», а в другом, что дети не несут ответов за грехи отцов?

    Ответ на ваш вопрос дан в 18 главе книги пророка Иезекииля. Читайте внимательнее Библию; там еще есть разъяснения.

    Почему есть такие противоречия: «возлюбите друг друга» и «благословенны миротворцы», а в другом месте: «Не мир Я принес вам, а меч», «Я пришел восстановить человека против его отца, дочь против ее матери и т.д.»?

    Да, христианство - это религия любви, и не вина Иисуса Христа, что многие не смогли принять Его вероучение. Его Самого, не имевшего греха, предали истязаниям и позорной смерти на Кресте. Словами: «Не мир Я принес вам, а меч», Он предсказывал, как мир часто будет ненавидеть всех верующих в Него. И не вина мучеников, верующих во Христа, что даже родители истязали их (см. житие святой Варвары-великомученицы), а беда мучителей, что они не восприняли это учение любви и желали силой истребить его.

    Как понимать слово «блаженны», именно «блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное»? Какие нищие духом и почему?

    «Блаженны» - значит счастливы. Счастливы нищие духом - это те люди, которые осознают себя находящимися только в начале духовного движения к Царствию Небесному, сознают, что имеют недостаток собственных сил для достижения духовных дел и им требуется Божественная помощь. У таких людей всегда стремление к идеалу святости. Им чужда фарисейская самоудовлетворенность, которая порождает косность и застой и конец совершенствования. Поэтому «нищие духом» недалеки от достижения Царствия Небесного, а это есть величайшее счастье.

    Я слышала, что в Библии сказано: «Пей из сосуда своего, и будешь долго жить и не болеть». Но почему-то я в Библии этого не прочла. Дело в том, что я лечусь уриной - больны ноги. Правильно ли я поступаю? Библия у меня американская, каноническая, в переводе, но крестик на обложке нехристианский. Может, не следует ее читать или в принципе они одинаковы?

    Текст Библии звучит так: Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя... Источник твой да благословен - и утешайся женою юности твоей (Притчи Соломоновы, гл. 5, ст. 15-20). В вашей Библии этой книги нет, так как ваша Библия содержит только канонические книги. Читать ее можно, но в ней не хватает одиннадцати книг. Сегодня появились новые переводы, по крайней мере Нового Завета, Евангелия, которые верующих вводят в сомнение. Там действительно есть тексты, которые православные не принимают. Поэтому старайтесь приобретать Библию, которая напечатана с текста, одобренного Священным Синодом.

    Почему в одном из четырех Евангелий дается родословная Христа по Иосифу, тогда как считается, что Иисус родился от Марии без мужского семени и, значит, родословную нужно описывать Марии, а не Иосифа?

    В Евангелии от Луки действительно написано, что Иисус, «как полагали, был сыном Иосифовым». Однако в Александрийском Кодексе - тексте - дается пояснение этой родословной: «И был (точнее будучи) сын, как полагали Иосифов - (на самом деле) - Илиев». Но кто же такой Илий? По наиболее вероятному предположению, это был отец Пресвятой Девы Марии. Сама Она, по обычаю еврейскому, не вводится в число членов родословия Христа, но зато евангелисту было очень важно указать, что Христос по плоти являлся настоящим потомком Давида, что он и делает, давая родословие отца Марии и показывая, что Мария действительно происходила от Давида. Евангелист Лука ведет, таким образом, родословие Христа через Его деда по матери и в восходящем порядке. Так как предание называет отца Марии не Илием, а Иоакимом, то в объяснение этого можно припомнить обычай иудеев носить по два имени - одно, данное при рождении, и другое, принятое по случаю какого-нибудь необычайного события в жизни человека (см. Толковую Библию).

    В Ветхом Завете читаем: «И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на востоке от Едема. И познал Каин жену свою: и она зачала и родила Еноха. И построил он город: и назвал город по имени сына своего Енох» (Бытие, гл. 4, 16-17). Мой вопрос: «Кто является женой Каина? Если она являлась дочерью Адама и Евы и имя ее не упоминается, то как не возникла проблема кровосмешения?»

    Жена Каина действительно была дочерью Адама и Евы. В первые века после сотворения человека вопрос о кровосмешении и не возникал, потому что главной была заповедь о размножении рода человеческого. Об этом говорят и святитель Иоанн Златоуст и блаженный Феодорит. При умножении рода человеческого необходимость браков в близком родстве отпадает. А в законе Моисеевом - уже считается большим грехом (см. книгу Второзаконие, 27 гл., и книгу Левит, 18 гл.). Хотя в истории Лота и рассказывается, как его дочери обманом вошли к своему отцу и зачали от него, толкователи Библии говорят, что поступили они таким образом потому, что считали, что все человечество погибло, и они не ради удовлетворения страсти так поступили, а ради продолжения рода человеческого.

    Не могли бы вы истолковать в Псалтири церковные произношения, например, иерей, тропари, икос, ирмос, клирицы?

    В современных молитвословах довольно часто помещаются краткие словарики, где вы можете найти перевод непонятных слов. Рекомендую приобрести «Словарь русского языка» Даля. Иерей - священник (греч.), архиерей - старший священник или епископ. Тропарь - краткое песнопение, посвященное празднику или святому. Кондак и икос - также специальные песнопения, только кондак - короче, а икос - длиннее. Кондак - это тема, а икос - развитие темы. Из кондаков и икосов составлены акафисты - более обширные церковные песнопения, посвященные праздникам, иконам и т.д. Ирмос - греческое название песен канона (буквальный перевод - связываю, соединяю). Ирмос есть образец, по которому составлены все прочие тропари той же песни. Зная напев ирмоса, всегда можно правильно петь все тропари; поэтому-то ирмос полагается в начале всякой песни канона. Клирицы (церковнослав.), клирики (от слова клир) - служители церкви.

    Не беру ли я грех на душу? Набираю книг, а читать - времени очень мало. Работаю, хозяйство, летом огороды - и до пенсии еще им долго лежать.

    Хотя сегодня и очень трудно жить и не всегда есть время читать, но если мы забросим свою духовную жизнь до пенсии, вот этим мы действительно грешим, потому что Господь никому из нас не обещал, что мы завтра будем жить. Он сказал, что примет наше покаяние в любой момент. Но мы сами себя очень обедняем, ничего не читая. Ведь даже в правила христианина входит не только чтение молитв, но и духовное чтение. Время поста - это время, когда мы особенно должны усилить свои духовные упражнения, в том числе и чтение Нового Завета и других духовных книг.

    Какие книги Церкви относятся к Священному Писанию?

    Объясните, как понимать евангельские слова: «Кто постыдится Меня в роде сем прелюбодейном, того и Я постыжусь»? Если я стыжусь перекреститься (на храм, когда сажусь есть, трогаюсь в путь и т.п.), - это обо мне?

    Да, мы не должны стыдиться исповедовать имя Христово крестным знамением; несниманием нательного креста в общественной бане или идя к врачу; беседами о святом и добром; не должны постыдно молчать, когда попирается вера православная, а мы часто стыдимся исповедовать веру во Христа из-за ничтожных обычаев света, из малодушного страха прослыть между знакомыми отсталыми, фанатиками, как обычно именуют люди «мира сего» тех, кто хочет честно относиться к своим христианским обязанностям; не должны бояться перекреститься до и после обеда, благоговейно обнажить голову, проходя возле храма, стыдиться украшать свои жилища св. иконами.

    Чтобы чтение Священного Писания было полезно, надо: 1) перед чтением призвать благодать Духа Святого в помощь себе; 2) читать неспешно, повторяя несколько раз то, что непонятно для тебя; 3) не стараться прочитать сразу много; 4) остерегаться чтения разнокнижного.

    Не пренебрегайте псалмами, потому что они отгоняют от души лукавых духов и вселяют в нее Святого Духа. «Чтением Псалтири и милостынею душа очищается от грехов», - говорил затворник Георгий Задонский.

    Жития святых лучше для начинающих; писания отеческие - для средних; Божие слово - для совершенных. Пред чтением надо упразднить душу от всего, обратиться молитвенно к Богу. Читаемое следить со вниманием и складывать в сердце. Что не дошло до сердца, на том стой, пока дойдет. Читать должно весьма медленно. Прекратить чтение, когда душа не хочет уже читанием питаться, - сыта, значит. Если поразит душу какое место, стой на нем и не читай далее. Лучшее время для слова Божия - утро, житий святых - после обеда, св. отцов - незадолго пред сном. Есть такие тексты Св. Писания, которые возгревают дух, действуют на сердце и вызывают умиление и слезы. Такие места надо выписывать и хранить на случай нужды, для возбуждения
    (старец Адриан Югский) .

    Надо ли каждый раз заново слушать слово Божие, поучения, ибо я слушаю, а не исполняю; не делаю то, чему оно учит?

    «Слушай, хотя бы ты и не делал, потому что от слушания доходят и до делания. Хотя бы ты и не делал, но будешь стыдиться за грех, хотя бы и не делал, но переменишь образ мыслей; хотя бы и не делал, но будешь осуждать себя за то, что не делаешь»(святитель Иоанн Златоуст"^.

    Как понимать апостольские слова: «Суд без милости не сотворшему милости»?

    Ночью пришел ко мне о. Никита, недавно умерший, - рассказывал валаамский старец, - а я его и спрашиваю:

    А как вы, батюшка, проходили мытарства? - Ох, тяжело на мытарствах всем человекам - отвечал он. - Хорошо, кто добрый и милостивый, тогда и суд ему на мытарствах бывает снисходительный, а кто злой и жестокий, тому и судии поставляются лютые и злобные. Кто как на земле живет и проходит свою жизнь, так все там и спрашивают по его делам и жизни на земле.
    Полезно ли читать Св. Писание?

    «Чтение Писания - великая защита от греха» (святитель Епифаний Кипрский).

    Необходимо ли покупать душеполезную литературу?

    «Приобретение христианских книг для имеющих средство к такому приобретению - необходимо; одно зрение этих книг останавливает в нас стремление ко греху, возбуждает в нас стремление к добродетели» (святитель Епифаний Кипрский).

    Страстная пятница является самым траурным днем перед Пасхой. Ведь именно в этот день предали Иисуса Христа, и он был распят. Весь этот день посвящен молитвам и скорби по умершему Иисусу. После утренней службы выносят плащаницу. Это плат, на котором изображен Христос в гробу в настоящую величину. Ее (плащаницу) устанавливают в центре храма и украшают цветами и повевают благовониями. В этот день нельзя проводить какие-либо работы и употреблять пищу до выноса плащаницы.

    Ответ на вопрос, можно ли хоронить в Страстную пятницу умершего, неоднозначен. Конечно, по христианским канонам нет такого запрета и, если похороны православного приходятся именно на этот день, то они должны состояться. Ритуальные конторы всегда работают и такие мирские дела, как праздник , для них не помеха.

    Другой вопрос в возможности пригласить батюшку на отпевание. Ведь в церковном храме идут подготовительные работы и молитвенные службы перед пасхальным воскресением. Поэтому лучше будет сходить именно в вашу церковную обитель и узнать наверняка – сможет ли священник провести похоронный обряд.

    Что, если человека хоронят в Страстную пятницу?

    Как правило, у православных людей похороны должны приходиться на третий день со дня смерти. И если этот день выпадает на Страстную пятницу, то ничего криминального в этом нет. Но если есть возможность, то можно будет хоронить умершего не в страстную пятницу, а за один-два дня раньше. Опять же это связано с занятостью церковных служащих накануне Великой Пасхи. В Великую Пятницу, возможно, вы уже не сможете пригласить священника для отпевания.

    Но если вы хотите соблюсти все каноны и выдержать три дня перед похоронами или же необходимо дождаться далеко живущих родственников, то хоронят людей и в Страстную пятницу. Главное заранее узнать, как относятся к этому именно в вашем храме.

    Что такое добрая воля к смерти? Как объяснить загадку клинической смерти? Почему умершие приходят к живым? Можно ли дать и получить разрешение умереть? Мы публикуем фрагменты выступления на семинаре, который провел в Москве Андрей Гнездилов, врач-психотерапевт, доктор медицинских наук, почетный доктор Эссекского университета (Великобритания), основатель первого в России хосписа, изобретатель новых методов арт-терапии и автор многочисленных книг.

    Смерть как часть жизни

    В быту, когда мы разговариваем с кем-то из знакомых, и он говорит: «Ты знаешь, вот такой-то умер», обычная реакция на это вопрос: как умер? Очень важно, как умирает человек. Смерть важна для самоощущения человека. Она имеет не только негативный характер.

    Если философски смотреть на жизнь, мы знаем, что нет жизни без смерти, понятие жизни может быть оценено только с позиции смерти.

    Мне как-то пришлось общаться с художниками и скульпторами, и я спросил их: «Вы изображаете различные стороны жизни человека, можете изобразить любовь, дружбу, красоту, а как бы вы изобразили смерть?» И никто не дал сразу внятного ответа.

    Один скульптор, который увековечил блокаду Ленинграда, обещал подумать. И незадолго до смерти он мне ответил так: «Я бы изобразил смерть в образе Христа». Я спросил: «Христос распятый?» – «Нет, вознесение Христа».

    Один немецкий скульптор изобразил летящего ангела, тень от крыльев которого и была смерть. Когда человек попадал в эту тень, он попадал во власть смерти. Другой скульптор изобразил смерть в образе двух мальчиков: один мальчик сидит на камне, положив голову на колени, он весь устремлен вниз.

    В руках второго мальчика, свирель, голова его запрокинута, он весь устремлен вслед за мотивом. И объяснение этой скульптуры было таким: невозможно изобразить смерть без сопутствующей жизни, и жизни без смерти.

    Смерть – естественный процесс. Многие писатели пытались изобразить жизнь бессмертной, но это было ужасное, страшное бессмертие. Что такое бесконечная жизнь – бесконечное повторение земного опыта, остановка развития или бесконечное старение? Трудно даже представить то мучительное состояние человека, который бессмертен.

    Смерть – это награда, передышка, она ненормальна только тогда, когда наступает внезапно, когда человек еще на подъеме, полон сил. А пожилые люди хотят смерти. Некоторые старушки просят: «Вот, зажилась, пора бы и умереть». И образцы смерти, о которых мы читаем в литературе, когда смерть постигала крестьян, носили нормативный характер.

    Когда деревенский житель чувствовал, что он уже не может работать, как прежде, что он становится обузой для семьи, он шел в баню, надевал чистую одежду, ложился под образа, прощался с соседями и родными и спокойно умирал. Его смерть наступала без тех выраженных страданий, возникающих, когда человек борется со смертью.

    Крестьяне знали, что жизнь – это не цветок-одуванчик, который вырос, распустился и рассеялся под дуновением ветра. Жизнь имеет глубокий смысл.

    Этот пример смерти крестьян, умирающих, дав себе разрешение на смерть – не особенность тех людей, подобные примеры мы можем встретить и сегодня. Как-то к нам поступил онкологический больной. Бывший военный, он держался молодцом и шутил: «Я прошел три войны, дергал смерть за усы, а теперь вот наступило ее время подергать меня».

    Мы, конечно, его поддерживали, но вдруг однажды он не смог подняться с постели, и воспринял это совершенно однозначно: «Все, я умираю, я уже не могу встать». Мы говорили ему: «Не волнуйтесь, это метастаз, люди с метастазами в позвоночнике живут долго, мы будем ухаживать за вами, вы привыкнете». – «Нет, нет, это смерть, я знаю».

    И, представьте себе, через несколько дней он умирает, не имея к этому никаких физиологических предпосылок. Он умирает потому, что он решил умереть. Значит, эта добрая воля к смерти или какая-то проекция смерти совершается в реальности.

    Нужно предоставить жизни естественную кончину, ведь смерть запрограммирована еще в момент зачатия человека. Своеобразный опыт смерти приобретается человеком в родах, в момент рождения. Когда занимаешься этой проблемой, видно, как разумно построена жизнь. Как человек рождается, так он умирает, легко рождается – легко умирает, тяжело рождается – тяжело умирает.

    И день смерти человека также не случаен, как и день рождения. Статисты первые поднимают эту проблему, открыв частое совпадение у людей даты смерти и даты рождения. Или, когда мы вспоминаем какие-то значимые годовщины смерти наших родных, вдруг оказывается, что бабушка умерла – родился внучок. Вот эта передача в поколения и неслучайность дня смерти и дня рождения – бросается в глаза.

    Клиническая смерть или другая жизнь?

    Ни один мудрец до сих пор не понял, что такое смерть, что происходит во время смерти. Оставлен практически без внимания такой этап как клиническая смерть. Человек впадает в коматозное состояние, у него останавливается дыхание, сердце, но неожиданно для себя и для других он возвращается к жизни и рассказывает удивительные истории.

    Недавно умерла Наталья Петровна Бехтерева. В свое время мы часто спорили, я рассказывал случаи клинической смерти, которые были в моей практике, а она говорила, что это все ерунда, что просто в мозге происходят изменения и так далее. И однажды я привел ей пример, который она потом стала сама использовать и рассказывать.

    Я работал 10 лет в Онкологическом институте в качестве психотерапевта, и как-то раз меня позвали к молодой женщине. Во время операции у нее остановилось сердце, его долго не могли завести, а когда она очнулась, меня попросили посмотреть, не изменилась ли ее психика из-за долгого кислородного голодания мозга.

    Я пришел в реанимационную палату, она только-только приходила в себя. Я спросил: «Вы можете со мной поговорить?», – «Да, только я хотела бы извиниться перед вами, я причинила вам столько хлопот», – «Какие хлопоты?», – «Ну, как же. У меня же остановилось сердце, я пережила такой стресс, и я видела, что для врачей это было тоже большим стрессом».

    Я удивился: «Как вы могли это видеть, если вы были в состоянии глубокого наркотического сна, а потом у вас остановилось сердце?», – «Доктор, я бы вам рассказала гораздо больше, если вы пообещаете не отправлять меня в психиатрическую больницу».

    И она рассказала следующее: когда она погрузилась в наркотический сон, то вдруг почувствовала, что как будто мягкий удар в стопы заставил что-то внутри нее повернуться, как выворачивается винт. У нее было такое ощущение, что душа вывернулась наружу, и вышла в какое-то туманное пространство.

    Приглядевшись, она увидела группу врачей, склонившихся над телом. Она подумала: какое знакомое лицо у этой женщины! И потом вдруг вспомнила, что это она сама. Вдруг раздался голос: «Немедленно прекращайте операцию, сердце остановилось, нужно заводить его».

    Она подумала, что умерла и с ужасом вспомнила, что не попрощалась ни с матерью, ни с пятилетней дочерью. Тревога за них буквально толкнула ее в спину, она вылетела из операционной и в одно мгновение очутилась у себя в квартире.

    Она увидела довольно мирную сцену – девочка играла в куклы, бабушка, ее мать, что-то шила. Раздался стук в дверь, и вошла соседка, Лидия Степановна. В руках у нее было маленькое платье в горошек. «Машенька, – сказала соседка, – ты все время пыталась быть похожей на маму, вот я сшила для тебя такое же платье, как у мамы».

    Девочка с радостью бросилась к соседке, по дороге задела скатерть, упала старинная чашка, а чайная ложка попала под ковер. Шум, девочка плачет, бабушка восклицает: «Маша, как ты неловка», Лидия Степановна говорит, что посуда бьется к счастью – обычная ситуация.

    И мама девочки, забыв о себе, подошла к дочке, погладила ее по головке и сказала: «Машенька, это не самое страшное горе в жизни». Машенька посмотрела на маму, но, не увидев ее, отвернулась. И вдруг, эта женщина поняла, что когда она прикасалась к головке девочки, она не почувствовала этого прикосновения. Тогда она бросилась к зеркалу, и в зеркале не увидела себя.

    В ужасе она вспомнила, что должна быть в больнице, что у нее остановилось сердце. Она бросилась прочь из дома и очутилась в операционной. И тут же услышала голос: «Сердце завелось, делаем операцию, но скорее, потому что может быть повторная остановка сердца».

    Выслушав эту женщину, я сказал: «А вы не хотите, чтобы я приехал к вам домой и сказал родным, что все в порядке, они могут повидаться с вами?» Она с радостью согласилась.

    Я поехал по данному мне адресу, дверь открыла бабушка, я передал, как прошла операция, а затем спросил: «Скажите, а в пол-одиннадцатого не приходила ли к вам соседка Лидия Степановна?», – «Приходила, а вы что, с ней знакомы?», – «А не приносила ли она платье в горошек?», – «Вы что волшебник, доктор?»

    Я продолжаю расспрашивать, и все до деталей сошлось, кроме одного – ложку не нашли. Тогда я говорю: «А вы смотрели под ковром?» Они поднимают ковер, и там лежит ложка.

    Этот рассказ очень подействовал на Бехтереву. А затем она сама пережила подобный случай. В один день она потеряла и пасынка, и мужа, оба покончили жизнь самоубийством. Для нее это было жутким стрессом. И вот однажды, войдя в комнату, она увидела мужа, и он обратился к ней с какими-то словами.

    Она, прекрасный психиатр, решила, что это галлюцинации, вернулась в другую комнату и попросила свою родственницу посмотреть, что в той комнате. Та подошла, заглянула и отшатнулась: «Да там же ваш муж!» Тогда она сделала то, о чем просил ее муж, убедившись, что подобные случаи не выдумка.

    Она говорила мне: «Никто лучше меня не знает мозга (Бехтерева была директором Института мозга человека в Петербурге). И у меня ощущение, что я стою перед какой-то громадной стеной, за которой слышу голоса, и знаю, что там чудесный и огромный мир, но я не могу передать окружающим то, что я вижу и слышу. Потому что для того, чтобы это было научно обоснованно, каждый должен повторить мой опыт».

    Как-то я сидел около умирающей больной. Я поставил музыкальную шкатулку, которая играла трогательную мелодию, затем спросил: «Выключить, вам мешает?», – «Нет, пусть играет». Вдруг у нее остановилось дыхание, родственники бросились: «Сделайте что-нибудь, она не дышит».

    Я сгоряча сделал ей укол адреналина, и она снова пришла к себя, обернулась ко мне: «Андрей Владимирович, что это было?» – «Вы знаете, это была клиническая смерть». Она улыбнулась и говорит: «Нет, жизнь!»

    Что это за состояние, в которое переходит мозг при клинической смерти? Ведь смерть есть смерть. Мы фиксируем смерть тогда, когда мы видим, что остановилось дыхание, остановилось сердце, мозг не работает, он не может воспринимать информацию и, тем более, посылать ее наружу.

    Значит, мозг только передатчик, а есть нечто в человеке более глубокое, более сильное? И тут мы сталкиваемся с понятием души. Ведь это понятие почти вытеснено понятием психики. Психика – есть, а души нет.

    Как бы вы хотели умереть?

    Мы спрашивали и здоровых, и больных: «Как бы вы хотели умереть?». И люди с определенными характерологическими качествами по-своему строили модель смерти.

    Люди с шизоидным типом характера, типа Дон Кихот, довольно странно характеризовали свое желание: «Мы бы хотели умереть так, чтобы никто из окружающих не видел моего тела».

    Эпилептоиды – считали немыслимым для себя спокойно лежать и ждать, когда придет смерть, они должны были иметь возможность каким-то образом участвовать в этом процессе.

    Циклоиды – люди типа Санчо Панса, хотели бы умереть в окружении родных. Психостеники – люди тревожно-мнительные, беспокоились, как они будут выглядеть, когда умрут. Истероиды хотели умереть на восходе или на закате солнца, на берегу моря, в горах.

    Я сравнивал эти желания, но мне запомнились слова одного монаха, который сказал так: «Мне безразлично, что будет меня окружать, какая будет обстановка вокруг меня. Мне важно, чтобы я умер во время молитвы, благодаря Бога за то, что Он послал мне жизнь, и я увидел силу и красоту Его творения».

    Гераклит Эфесский говорил: «Человек в смертную ночь свет зажигает себе сам; и не мертв он, потушив очи, но жив; но соприкасается он с мертвым – дремля, бодрствуя – соприкасается с дремлющим», – фраза, над которой можно ломать голову чуть ли не всю жизнь.

    Находясь в контакте с больным, я мог договориться с ним, чтобы, когда он умрет, он попытался дать мне знать, есть ли что-то за гробом или нет. И я получал такой ответ, не один раз.

    Как-то я договорился так с одной женщиной, она умерла, и я скоро забыл о нашем договоре. И вот однажды, когда я был на даче, я вдруг проснулся от того, что в комнате зажегся свет. Я подумал, что забыл выключить свет, но тут увидел, что на койке напротив меня сидит та самая женщина. Я обрадовался, начал с ней разговаривать, и вдруг я вспомнил – она же умерла!

    Я подумал, что мне все это снится, отвернулся и попытался заснуть, чтобы проснуться. Прошло какое-то время, я поднял голову. Свет снова горел, я с ужасом оглянулся – она по-прежнему сидит на койке и смотрит на меня. Я хочу что-то сказать, не могу – ужас. Я осознал, что передо мной мертвый человек. И вдруг она, печально улыбнувшись, сказала: «Но ведь это не сон».

    Почему я привожу подобные примеры? Потому что неясность того, что нас ожидает, заставляет нас возвращаться к старому принципу: «Не навреди». То есть «не торопи смерть» – это мощнейший довод против эвтаназии. Насколько мы имеем право вмешиваться в состояние, которое переживает больной? Как мы можем ускорять его смерть, когда он, возможно, в этот момент переживает ярчайшую жизнь?

    Качество жизни и разрешение на смерть

    Важно не количество дней, которое мы прожили, а качество. А что дает качество жизни? Качество жизни дает возможность быть без боли, возможность контролировать свое сознание, возможность быть в окружении родственников, семьи.

    Почему так важно общение с родственниками? Потому что дети часто повторяют сюжет жизни своих родителей или родственников. Иногда в деталях, это удивительно. И это повторение жизни часто является и повторением смерти.

    Очень важно благословение родных, родительское благословение умирающего детям, оно даже потом может спасти их, уберечь от чего-то. Опять-таки, возвращаясь к культурному наследию сказок.

    Помните сюжет: умирает старик-отец, у него трое сыновей. Он просит: «После моей смерти три дня ходите на мою могилу». Старшие братья или не хотят идти, или боятся, только младший, дурак, ходит на могилу, и в конце третьего дня отец открывает ему какую-то тайну.

    Когда человек уходит из жизни, он иногда думает: «Ну, пусть я умираю, пусть я заболел, но мои родные пусть будут здоровы, пусть болезнь оборвется на мне, я заплачу по счетам за всю семью». И вот, поставив цель, неважно рационально или аффективно, человек получает осмысленный уход из жизни.

    Хоспис – это дом, в котором предлагается качественная жизнь. Не легкая смерть, а качественная жизнь. Это место, где человек может завершить свою жизнь осмысленно и глубоко, в сопровождении родственников.

    Когда человек уходит, из него не просто выходит воздух, как из резинового шара, ему нужно сделать скачок, ему нужны силы для того, чтобы шагнуть в неизвестность. Человек должен разрешить себе этот шаг. И первое разрешение он получает от родственников, затем – от медицинского персонала, от волонтеров, от священника и от самого себя. И это разрешение на смерть от самого себя – самое сложное.

    Вы знаете, что Христос перед страданиями и молитвой в Гефсиманском саду просил своих учеников: «Побудьте со мной, не спите». Три раза ученики обещали Ему бодрствовать, но засыпали, не оказав поддержку. Так вот хоспис в духовном смысле является таким местом, где человек может попросить: «Побудьте со мной».

    И если такая величайшая личность – Воплощенный Бог – нуждался в помощи человека, если Он говорил: «Я уже не называю вас рабами. Я назвал вас друзьями», обращаясь к людям, то последовать этому примеру и насытить духовным содержанием последние дни больного – очень важно.

    Андрей Гнездилов
    Подготовила текст; фото: Мария Строганова

    В быту, когда мы разговариваем с кем-то из знакомых, и он говорит: «Ты знаешь, вот такой-то умер», обычная реакция на это – вопрос: как умер? Очень важно, как умирает человек. Смерть важна для самоощущения человека. Она имеет не только негативный характер.

    Если философски смотреть на жизнь, мы знаем, что нет жизни без смерти, понятие жизни может быть оценено только с позиции смерти.

    Мне как-то пришлось общаться с художниками и скульпторами, и я спросил их: «Вы изображаете различные стороны жизни человека, можете изобразить любовь, дружбу, красоту, а как бы вы изобразили смерть?» И никто не дал сразу внятного ответа.

    Один скульптор, который увековечил блокаду Ленинграда, обещал подумать. И незадолго до смерти он мне ответил так: «Я бы изобразил смерть в образе Христа». Я спросил: «Христос распятый?» – «Нет, вознесение Христа».

    Один немецкий скульптор изобразил летящего ангела, тень от крыльев которого и была смерть. Когда человек попадал в эту тень, он попадал во власть смерти. Другой скульптор изобразил смерть в образе двух мальчиков: один мальчик сидит на камне, положив голову на колени, он весь устремлен вниз.

    В руках второго мальчика свирель, голова его запрокинута, он весь устремлен вслед за мотивом. И объяснение этой скульптуры было таким: невозможно изобразить смерть без сопутствующей жизни, и жизни без смерти.

    Смерть – естественный процесс. Многие писатели пытались изобразить жизнь бессмертной, но это было ужасное, страшное бессмертие. Что такое бесконечная жизнь – бесконечное повторение земного опыта, остановка развития или бесконечное старение? Трудно даже представить то мучительное состояние человека, который бессмертен.

    Смерть – это награда, передышка, она ненормальна только тогда, когда наступает внезапно, когда человек еще на подъеме, полон сил.

    А пожилые люди хотят смерти. Некоторые старушки просят: «Вот, зажилась, пора бы и умереть». И образцы смерти, о которых мы читаем в литературе, когда смерть постигала крестьян, носили нормативный характер.

    Когда деревенский житель чувствовал, что он уже не может работать, как прежде, что он становится обузой для семьи, он шел в баню, надевал чистую одежду, ложился под образа, прощался с соседями и родными и спокойно умирал. Его смерть наступала без тех выраженных страданий, возникающих, когда человек борется со смертью.

    Крестьяне знали, что жизнь – это не цветок-одуванчик, который вырос, распустился и рассеялся под дуновением ветра. Жизнь имеет глубокий смысл.

    Этот пример смерти крестьян, умирающих, дав себе разрешение на смерть – не особенность тех людей, подобные примеры мы можем встретить и сегодня. Как-то к нам поступил онкологический больной. Бывший военный, он держался молодцом и шутил: «Я прошел три войны, дергал смерть за усы, а теперь вот наступило ее время подергать меня».

    Мы, конечно, его поддерживали, но вдруг однажды он не смог подняться с постели и воспринял это совершенно однозначно: «Все, я умираю, я уже не могу встать». Мы говорили ему: «Не волнуйтесь, это метастаз, люди с метастазами в позвоночнике живут долго, мы будем ухаживать за вами, вы привыкнете». – «Нет, нет, это смерть, я знаю».

    И, представьте себе, через несколько дней он умирает, не имея к этому никаких физиологических предпосылок. Он умирает потому, что он решил умереть. Значит, эта добрая воля к смерти или какая-то проекция смерти совершается в реальности.

    Нужно предоставить жизни естественную кончину, ведь смерть запрограммирована еще в момент зачатия человека. Своеобразный опыт смерти приобретается человеком в родах, в момент рождения. Когда занимаешься этой проблемой, видно, как разумно построена жизнь. Как человек рождается, так он умирает, легко рождается – легко умирает, тяжело рождается – тяжело умирает.

    И день смерти человека также не случаен, как и день рождения. Статисты первые поднимают эту проблему, открыв частое совпадение у людей даты смерти и даты рождения. Или, когда мы вспоминаем какие-то значимые годовщины смерти наших родных, вдруг оказывается, что бабушка умерла – родился внучок. Вот эта передача в поколения и неслучайность дня смерти и дня рождения – бросается в глаза.

    Клиническая смерть или другая жизнь?

    Ни один мудрец до сих пор не понял, что такое смерть, что происходит во время смерти. Оставлен практически без внимания такой этап, как клиническая смерть. Человек впадает в коматозное состояние, у него останавливается дыхание, сердце, но неожиданно для себя и для других он возвращается к жизни и рассказывает удивительные истории.

    Недавно умерла Наталья Петровна Бехтерева. В свое время мы часто спорили, я рассказывал случаи клинической смерти, которые были в моей практике, а она говорила, что это все ерунда, что просто в мозге происходят изменения и так далее. И однажды я привел ей пример, который она потом стала сама использовать и рассказывать.

    Я работал 10 лет в Онкологическом институте в качестве психотерапевта, и как-то раз меня позвали к молодой женщине. Во время операции у нее остановилось сердце, его долго не могли завести, а когда она очнулась, меня попросили посмотреть, не изменилась ли ее психика из-за долгого кислородного голодания мозга.

    Я пришел в реанимационную палату, она только-только приходила в себя. Я спросил: «Вы можете со мной поговорить?» – «Да, только я хотела бы извиниться перед вами, я причинила вам столько хлопот». – «Какие хлопоты?» – «Ну, как же. У меня же остановилось сердце, я пережила такой стресс, и я видела, что для врачей это было тоже большим стрессом».

    Я удивился: «Как вы могли это видеть, если вы были в состоянии глубокого наркотического сна, а потом у вас остановилось сердце?» – «Доктор, я бы вам рассказала гораздо больше, если вы пообещаете не отправлять меня в психиатрическую больницу».

    И она рассказала следующее: когда она погрузилась в наркотический сон, то вдруг почувствовала, что как будто мягкий удар в стопы заставил что-то внутри нее повернуться, как выворачивается винт. У нее было такое ощущение, что душа вывернулась наружу и вышла в какое-то туманное пространство.

    Приглядевшись, она увидела группу врачей, склонившихся над телом. Она подумала: какое знакомое лицо у этой женщины! И потом вдруг вспомнила, что это она сама. Вдруг раздался голос: «Немедленно прекращайте операцию, сердце остановилось, нужно заводить его».

    Она подумала, что умерла, и с ужасом вспомнила, что не попрощалась ни с матерью, ни с пятилетней дочерью. Тревога за них буквально толкнула ее в спину, она вылетела из операционной и в одно мгновение очутилась у себя в квартире.

    Она увидела довольно мирную сцену – девочка играла в куклы, бабушка, ее мать, что-то шила. Раздался стук в дверь, и вошла соседка, Лидия Степановна. В руках у нее было маленькое платье в горошек. «Машенька, – сказала соседка, – ты все время пыталась быть похожей на маму, вот я сшила для тебя такое же платье, как у мамы».

    Девочка с радостью бросилась к соседке, по дороге задела скатерть, упала старинная чашка, а чайная ложка попала под ковер. Шум, девочка плачет, бабушка восклицает: «Маша, как ты неловка», Лидия Степановна говорит, что посуда бьется к счастью – обычная ситуация.

    И мама девочки, забыв о себе, подошла к дочке, погладила ее по головке и сказала: «Машенька, это не самое страшное горе в жизни». Машенька посмотрела на маму, но, не увидев ее, отвернулась. И вдруг эта женщина поняла, что, когда она прикасалась к головке девочки, она не почувствовала этого прикосновения. Тогда она бросилась к зеркалу и в зеркале не увидела себя.

    В ужасе она вспомнила, что должна быть в больнице, что у нее остановилось сердце. Она бросилась прочь из дома и очутилась в операционной. И тут же услышала голос: «Сердце завелось, делаем операцию, но скорее, потому что может быть повторная остановка сердца».

    Выслушав эту женщину, я сказал: «А вы не хотите, чтобы я приехал к вам домой и сказал родным, что все в порядке, они могут повидаться с вами?» Она с радостью согласилась.

    Я поехал по данному мне адресу, дверь открыла бабушка, я передал, как прошла операция, а затем спросил: «Скажите, а в пол-одиннадцатого не приходила ли к вам соседка Лидия Степановна?» – «Приходила, а вы что, с ней знакомы?» – «А не приносила ли она платье в горошек?» – «Вы что, волшебник, доктор?»

    Я продолжаю расспрашивать, и все до деталей сошлось, кроме одного – ложку не нашли. Тогда я говорю: «А вы смотрели под ковром?» Они поднимают ковер, и там лежит ложка.

    Этот рассказ очень подействовал на Бехтереву. А затем она сама пережила подобный случай. В один день она потеряла и пасынка, и мужа, оба покончили жизнь самоубийством. Для нее это было жутким стрессом. И вот однажды, войдя в комнату, она увидела мужа, и он обратился к ней с какими-то словами.

    Она, прекрасный психиатр, решила, что это галлюцинации, вернулась в другую комнату и попросила свою родственницу посмотреть, что в той комнате. Та подошла, заглянула и отшатнулась: «Да там же ваш муж!» Тогда она сделала то, о чем просил ее муж, убедившись, что подобные случаи не выдумка.

    Она говорила мне: «Никто лучше меня не знает мозга (Бехтерева была директором Института мозга человека в Петербурге) . И у меня ощущение, что я стою перед какой-то громадной стеной, за которой слышу голоса, и знаю, что там чудесный и огромный мир, но я не могу передать окружающим то, что я вижу и слышу. Потому что для того, чтобы это было научно обоснованно, каждый должен повторить мой опыт».

    Как-то я сидел около умирающей больной. Я поставил музыкальную шкатулку, которая играла трогательную мелодию, затем спросил: «Выключить, вам мешает?» – «Нет, пусть играет». Вдруг у нее остановилось дыхание, родственники бросились: «Сделайте что-нибудь, она не дышит».

    Я сгоряча сделал ей укол адреналина, и она снова пришла в себя, обернулась ко мне: «Андрей Владимирович, что это было?» – «Вы знаете, это была клиническая смерть». Она улыбнулась и говорит: «Нет, жизнь!»

    Что это за состояние, в которое переходит мозг при клинической смерти? Ведь смерть есть смерть. Мы фиксируем смерть тогда, когда мы видим, что остановилось дыхание, остановилось сердце, мозг не работает, он не может воспринимать информацию и, тем более, посылать ее наружу.

    Значит, мозг только передатчик, а есть нечто в человеке более глубокое, более сильное? И тут мы сталкиваемся с понятием души. Ведь это понятие почти вытеснено понятием психики. Психика – есть, а души нет.

    Как бы вы хотели умереть?

    Мы спрашивали и здоровых, и больных: «Как бы вы хотели умереть?» И люди с определенными характерологическими качествами по-своему строили модель смерти.

    Люди с шизоидным типом характера, типа Дон Кихот, довольно странно характеризовали свое желание: «Мы бы хотели умереть так, чтобы никто из окружающих не видел моего тела».

    Эпилептоиды – считали немыслимым для себя спокойно лежать и ждать, когда придет смерть, они должны были иметь возможность каким-то образом участвовать в этом процессе.

    Циклоиды – люди типа Санчо Панса, хотели бы умереть в окружении родных. Психастеники – люди тревожно-мнительные, беспокоились, как они будут выглядеть, когда умрут. Истероиды хотели умереть на восходе или на закате солнца, на берегу моря, в горах.

    Я сравнивал эти желания, но мне запомнились слова одного монаха, который сказал так: «Мне безразлично, что будет меня окружать, какая будет обстановка вокруг меня. Мне важно, чтобы я умер во время молитвы, благодаря Бога за то, что Он послал мне жизнь, и я увидел силу и красоту Его творения».

    Гераклит Эфесский говорил: «Человек в смертную ночь свет зажигает себе сам; и не мертв он, потушив очи, но жив; но соприкасается он с мертвым – дремля, бодрствуя – соприкасается с дремлющим», – фраза, над которой можно ломать голову чуть ли не всю жизнь.

    Находясь в контакте с больным, я мог договориться с ним, чтобы, когда он умрет, он попытался дать мне знать, есть ли что-то за гробом или нет. И я получал такой ответ, не один раз.

    Как-то я договорился так с одной женщиной, она умерла, и я скоро забыл о нашем договоре. И вот однажды, когда я был на даче, я вдруг проснулся от того, что в комнате зажегся свет. Я подумал, что забыл выключить свет, но тут увидел, что на койке напротив меня сидит та самая женщина. Я обрадовался, начал с ней разговаривать, и вдруг я вспомнил – она же умерла!

    Я подумал, что мне все это снится, отвернулся и попытался заснуть, чтобы проснуться. Прошло какое-то время, я поднял голову. Свет снова горел, я с ужасом оглянулся – она по-прежнему сидит на койке и смотрит на меня. Я хочу что-то сказать, не могу – ужас. Я осознал, что передо мной мертвый человек. И вдруг она, печально улыбнувшись, сказала: «Но ведь это не сон».

    Почему я привожу подобные примеры? Потому что неясность того, что нас ожидает, заставляет нас возвращаться к старому принципу: «Не навреди».

    То есть «не торопи смерть» – это мощнейший довод против эвтаназии. Насколько мы имеем право вмешиваться в состояние, которое переживает больной?

    Как мы можем ускорять его смерть, когда он, возможно, в этот момент переживает ярчайшую жизнь?

    Качество жизни и разрешение на смерть

    Важно не количество дней, которое мы прожили, а качество. А что дает качество жизни? Качество жизни дает возможность быть без боли, возможность контролировать свое сознание, возможность быть в окружении родственников, семьи.

    Почему так важно общение с родственниками? Потому что дети часто повторяют сюжет жизни своих родителей или родственников. Иногда в деталях, это удивительно. И это повторение жизни часто является и повторением смерти.

    Очень важно благословение родных, родительское благословение умирающего детям, оно даже потом может спасти их, уберечь от чего-то. Опять-таки, возвращаясь к культурному наследию сказок.

    Помните сюжет: умирает старик-отец, у него трое сыновей. Он просит: «После моей смерти три дня ходите на мою могилу». Старшие братья или не хотят идти, или боятся, только младший, дурак, ходит на могилу, и в конце третьего дня отец открывает ему какую-то тайну.

    Когда человек уходит из жизни, он иногда думает: «Ну, пусть я умираю, пусть я заболел, но мои родные пусть будут здоровы, пусть болезнь оборвется на мне, я заплачу по счетам за всю семью». И вот, поставив цель, неважно, рационально или аффективно, человек получает осмысленный уход из жизни.

    Хоспис – это дом, в котором предлагается качественная жизнь. Не легкая смерть, а качественная жизнь. Это место, где человек может завершить свою жизнь осмысленно и глубоко, в сопровождении родственников.

    Когда человек уходит, из него не просто выходит воздух, как из резинового шара, ему нужно сделать скачок, ему нужны силы для того, чтобы шагнуть в неизвестность. Человек должен разрешить себе этот шаг.

    И первое разрешение он получает от родственников, затем – от медицинского персонала, от волонтеров, от священника и от самого себя. И это разрешение на смерть от самого себя – самое сложное.

    Вы знаете, что Христос перед страданиями и молитвой в Гефсиманском саду просил Своих учеников: «Побудьте со Мной, не спите». Три раза ученики обещали Ему бодрствовать, но засыпали, не оказав поддержку. Так вот, хоспис в духовном смысле является таким местом, где человек может попросить: «Побудьте со мной».

    И если такая величайшая личность – Воплощенный Бог – нуждался в помощи человека, если Он говорил: «Я уже не называю вас рабами. Я назвал вас друзьями», обращаясь к людям, то последовать этому примеру и насытить духовным содержанием последние дни больного – очень важно.

    Если вам не безразличны вопросы жизни и смерти,