• Ложка дегтя в бочке меда значение. Ложка дёгтя в бочке мёда. Ложка меда в пороховой бочке

    Что же сказал Герман Оскарович? А сказал он вот что: «Мы проиграли конкуренцию и оказались в стане стран, которые проигрывают» (подробности о Гайдаровском форуме ). В Государственной думе это заявление сочли скандальным и потребовали отправить главу Сбербанка в отставку. Между тем, кроме резкости формулировок, в словах Г. Грефа нет ничего нового. Суждения о том, что страна теряет темпы развития, проигрывает в конкуренции и опускается на уровень региональной державы, звучали и ранее из уст уважаемых экономистов и политиков. Почему же слова Г. Грефа были восприняты столь болезненно? Причин несколько.

    Во-первых, они были сказаны на форуме, мнения которого очень серьёзно воспринимаются не только у нас, но и на Западе. Во-вторых, слова Г. Грефа прозвучали серьёзным контрастом (почти вызовом) тем суждениям, которые высказывал на этом же форуме глава правительства Д. Медведев . А это уже «скандал в благородном семействе». Ну и наконец, в-третьих, Г. Греф обострил диагноз болезни в тот самый момент, когда по всем канонам политики его следовало бы смягчать. Россия входит в электоральный период. В 2016 году грядут парламентские, а в 2018-м президентские выборы. Казалось бы, самое время «писать картины маслом», а не рубить зубилом по граниту.

    Так кто же Герман Оскарович? Российский патриот? Или без пяти минут «пятая колонна»?

    Фото: АиФ/ Андрей Дорофеев

    Русский казачок

    Думаю, что без осмысления понятия «русский патриотизм» ответить на этот вопрос трудно. Особенно сегодня, когда демонстрация показного патриотизма стала чуть ли не национальной игрой и порой приобретает весьма сомнительные формы. Кое-где (пока, к счастью, в тёмных уголках России, а именно в -Коми) чиновники в стремлении угодить начальству уже попытались сжечь книги, которые, по их мнению, «формируют в молодёжной среде искажённое восприятие истории и популяризируют чуждые россий-ской идеологии установки». В Омске местные казачки, объявившие себя патриотами, устроили аттракцион со стрельбой из лука в стенды с изображениями Обамы и Порошенко . А к какому типу патриотизма можно отнести ставшие уже привычными рекламные надписи на наших такси и част-ных авто «Вперёд, на Берлин!», «Броня крепка и танки наши быстры»? В последнее время такого рода плакаты стали появляться и на государственных автобусах и троллейбусах. Интересно, как подобные патрио-тические порывы оценивают приезжающие в Москву немецкие туристы?

    Слов нет: россияне в массе своей привержены чувству патриотизма, и им не нужны навязчивые подсказки. Но проблема в том, что люди далеко не всегда понимают, а что же это такое - настоящий, цивилизованный патриотизм. Патриотические чувст-ва порой проявляются в весьма экстравагантной форме. Особенно в глубинке, где уровень политической культуры (и просто культуры) не слишком высок. Ведь для многих быть патриотом - значит превозносить всё своё и оплёвывать всё чужое. Особенно американское. Региональная пресса полна описаниями самых нелепейших ситуаций. В деревне Бреховская Ярославской области один из жителей (естественно, по пьянке) забил соседа до смерти, заподозрив его в том, что тот работает на американскую разведку.

    Грани патриотизма

    Многие россияне не осознают, что патриотизм лишь тогда является настоящим, когда он проявляется не в виде хулы в адрес «врагов народа», а в созидательной, трудовой форме. Патриотизм укрепляется не когда о нём сочиняют поэмы или читают лекции «о национальной гордости великороссов», а когда люди из своего окна видят, как улучшается их жизнь, жизнь их улицы, как крепнет страна, как открываются новые заводы, строятся хорошие дороги и дома. Когда растёт численность населения, а в детских садах и школах появляются новые места.

    Сегодня, полемизируя о патриотизме в СССР и РФ, нередко говорят о том, что советский патриотизм искусственно насаждался сталинской пропагандой. Да, пропагандистский напор был действительно серьёзным. Страна просыпалась с гимном, отходила ко сну с «Широка страна моя родная», а в промежутках были рапорты об успехах. Но Сталин , будучи прагматиком, понимал, что одними парадами и рапортами об успехах народного энтузиазма не поднимешь. Ведь солдаты-победители, вернувшиеся из Европы в Россию, слышали не только песни. Они видели разорённые города и деревни, опустевшие поля, разрушенные заводы, тысячи сирот, нищих и безутешных вдов-солдаток. И, наверное, неслучайно, проведя грандиозный Парад Победы на Красной площади в 1945 г., Сталин уже на следующий год все парады отменил. Их возобновили лишь 20 лет спустя. Это был строгий посыл и чиновничеству, и военным, и народу: хватит маршировать, пора строить, пора пахать. И действительно, послевоенный этап ускоренного восстановления народного хозяйства стал реальным драйвером развития страны и народного энтузиазма.

    К сожалению, пафосные трактовки патриотизма носят, в сущности, исторический характер. Особого расцвета практика затушёвки проблем и выпячивания «небывалых успехов» достигла в России при Николае I. Хрестоматийным является высказывание главного николаевского «силовика» графа Бенкендорфа : «Прошедшее России удивительно, её настоящее более чем великолепно; что же касается будущего, то оно выше всего, что может нарисовать самое смелое воображение». Увы, безудержно охранительская трактовка состояния страны привела к катастрофе. Развитие России было настолько приторможено, что армия оказалась неприспособленной к современной войне. Россию ждало поражение в Крымской кампании. Царь, считавший себя патриотом и, в сущности, бывший таковым, не перенёс поражения. Смерть его (от простуды) была скоропостижной. По некоторым свидетельствам, Николай I покончил с собой.

    К сожалению, традиции пафосного патриотизма не умирают. Подмена дела бахвальст-вом остаётся любимой игрой чиновничества и драйвером карьеры. Кто громче крикнет «ура!», тот уже и патриот и при новой должности. А между тем ложка горького дёгтя в барреле сладкой нефти была бы очень полезна. Я бы Герману Грефу памятник поставил…

    Первого сентября на глаза попалась информация об открытии новой школы построенной на личные деньги Германа Грефа, первая мысль... у нас появились меценаты уровня Гаврилы Гавриловича Солодовникова пожертвовавшего на благотворительность более 20 миллионов рублей (по нынешним деньгам... порядка 10 миллиардов долларов) из 22 заработанных.

    На свои деньги Гаврила Гаврилович построил на Большой Дмитровке концертный зал с театральной сценой, где можно было ставить балеты и феерии (сегодня в этом помещении Театр оперетты). Благодаря меценату в городе появилась Клиника кожных и венерических болезней, оснащенная всем самым интересным. Сегодня в ее помещении располагается Московская медицинская академия имени И. М. Сеченова. Треть капитала, из 20 миллионов, пошла на обустройство земских женских училищ в ряде губерний, другая треть - на создание профессиональных школ и приюта для бездомных детей в Серпуховском уезде, а оставшаяся часть - на строительство домов с дешевыми квартирами для бедных и одиноких людей. Таких меценатов как Солодовников в дореволюционной России были сотни, у многих на слуху... Морозов, братья Третьяковы, Мамонтов, Солдатенков...

    На их пожертвования много создавалось и строилось для простого народа, в том числе и школы...

    Построил свою школу и Герман Греф.

    Школа уникальная... ее проект получил приз международного конкурса Re-thinking the Future, на видео это видно и в первый момент захотелось порадоваться... в стране появились богатые люди готовые жертвовать миллионы долларов на благотворительность...

    Ошибочка вышла...
    нашлась ложка дегтя.
    Школа оказалась не для простых детей, живущих по соседству, а для очень состоятельных родителей, которые могут себе позволить платить 80 тысяч рублей в месяц за обучение ребенка и
    66 тысяч за пребывание ребенка в детском саду. Получается, что это... не обычная благотворительность, а бизнес проект частной школы который возглавляет супруга Германа Оскаровича.
    По гамбургскому счету... ничего страшного, появилась еще одна частная школа, таких школ уже сотни по всей стране и можно было поставить видео с заголовком "Греф открыл частную школу" и забыть об этом его бизнес проекте... если бы не одно но!

    Нашлась вторая... ложка дегтя
    ЧОУ «Хорошевская школа» предоставляется субсидия из бюджета города Москвы в целях возмещения затрат в связи предоставлением гражданам Москвы и Московской области дошкольного образования.
    Богатые детишки "тоже плачут", 66 тысяч в месяц мало... без государственной субсидии их детство было бы не такое веселое и беззаботное... как сегодня... с бюджетным финансированием.

    Не доросли наши нью-меценаты до Солодовникова и Морозова... все их в бизнес и в государственный карман (бюджет) тянет, а так хочется увидеть заголовок - "Герман Греф построил уникальную школу за свои деньги и передал ее городу"...
    мечты, мечты...

    Странную закономерность подметила как-то скудоумная Варвара: «Хочу как лучше, стараюсь изо всех сил сделать хорошее, а выходит не пойми что и сверху бантик».
    Засиделась однажды Варвара вечерком у своей соседки Нино за чаем. Распивали её любимый – из сушеного инжира.

    Нино, княжна-крестьянка по совместительству, возьми и поделись своей головной болью.

    – Так хочется помочь Гии Илуридзе! Он золотой человек. Всегда мне помогает: и за пчелами моими присматривает, когда я в городе, и виноградник опрыскивает за компанию. Пропала б я без него! Не знаю, как отблагодарить. Бедняга в этом году не знает, куда свой мёд продать. Наши деревенские не возьмут, а в Тбилиси везти – времени нет. Работы в непроворот.

    Варвара тут же включила свои мозги на максимальную мыслительную мощность и предложила блистательную комбинацию.

    – Я Семёну предложу оптом 500 килограмм. Он всегда при деньгах. У него они напрасно лежат. Семьи нет. Капитал не должен простаивать. А он потом весь год потихоньку будет мёд реализовывать среди своих сотрудников. За двойную цену. В итоге все в выигрыше.

    Нино возликовала и бросилась душить в объятиях тщедушного генератора идей.

    На другой же день Варвара выловила в церкви Семёна, мойщика офисных стекол, и в красках разрисовала ему план сказочного обогащения:

    – Сперва возьмешь первые полтонны. За три месяца продашь с наценкой. Потом вторые полтонны. Деньги некуда будет складывать. Божье дело! Это скольким бабкам можно будет помочь! Аж дух захватывает!

    Осмотрительный Семён сперва запросил баночку на пробу. Потом, еще раз все взвесив, заказал начальные две бочки сладкого золота.

    На автовокзал встречать маршрутку и Нино с драгоценным грузом Семён с Варварой пришли за полчаса. Непризнанная миром финансистка, чтоб не терять времени даром, стала изливать на молчуна-заказчика дальнейшие радужные перспективы:

    – А потом ты еще прополис закажи. Этак килограмм 10. Нет, лучше сразу 20. Тоже выгодное дело. С руками оторвут. Нино еще из прополиса мази умеет делать – эффект потрясающий!

    Тут подъехала маршрутка, и Нино с трудом выгрузила неподъемные бочки на изломанный асфальт. И тут Семён разлепил наконец-то уста, впервые за всё утро:

    – Нино, я… это самое… ну …короче… Возьму только одну бочку… Пока.

    Нино хлопнула себя по бокам:

    – Как одну?! Мы же договорились! А вторую куда я дену?

    Обвиняемая сторона после непродолжительного мычания с трудом сформулировала причину:

    – Я не уверен, что смогу продать. Вот чувствую так… Меня Ангел предупреждает.

    Нино широко перекрестилась и призвала Варвару в свидетели нарушения договора:

    – Видишь, что делается!

    Семён стоял перед ней как провинившийся школьник, не отрывая глаз от собственных туфлей.

    – Это нечестно! – Нино дала волю справедливому гневу, – Это не по-христиански!

    У Семёна уши стали цвета знамени победившего пролетариата. Он позорно молчал. Варвара чувствовала себя очень неловко. Именно она на днях пела хвалебные оды Семёновой пунктуальности.

    Через неделю новый владелец бочки отозвал Варвару после службы в уголок и сказал убитым голосом:

    – Что мне делать? Я предлагал и на работе, и здесь, нашим. Никто не берет. Кто-то сказал, что там сахар. Фальшивка.

    Было от чего схватиться за голову. Причем не ясно было, как это так на глаз определили. Но черный пиар – страшная штука. По церкви тем временем пополз слух. Семёна, честнейшего трудолюбивого человека, аферистка Варвара кинула на деньги – всучила негодный мёд. Причем интерпретации множились и обрастали новыми подробностями. Про Нино и производителя Гию никто ничего не говорил, т.к. их в церкви никто не знал, а балаболка Варвара была тут, у всех на виду. Нино со своей стороны по вечерам клялась и божилась, по сотому разу осеняя себя крестным знамением на своей территории, что ее сосед в деревне Гия – олицетворение порядочности и мёд продал «чистый, как слезу ребенка».

    Если есть такой – бес национализма, то он тут же стал плести новые сети. Семён, пытаясь сбагрить товар, выродил Варваре при встрече новое умозаключение:

    – Грузины все такие. Так и хотят бедного армянина обставить.

    Нино, как ни странно, тоже стала синхронно рассуждать в подобном ключе:

    – Видишь, какой Семён непорядочный. Армяне все аферисты. Не надо было с ним связываться.

    «А вы на это дело благословение брали?»

    Варвара на другой день понеслась на гору к Елене – изливать израненную душу. Отшельница поневоле, выслушав всю эту эпопею, только уточнила:

    – А вы на это дело благословение брали или нет?

    Враждующие стороны уставились на нее как в детской игре «Замри». Потом переглянулись:

    – Н-нет, а что?

    – Вот враг и подложил вам свинью. Надо было с батюшки начинать.

    Варвара с тех пор избегала быть посредником в чем бы то ни было. Семён еще долго мыкался со злосчастной бочкой. Потом пожертвовал ее в детдом. Хоть там его успокоили:

    – Наши все сметут. Не проблема! Если что, несите еще….

    (Из цикла “Любопытная Варвара”)

    Во время Битвы за Атлантику немецкие подводники не раз доказывали делом свои лучшие качества: храбрость, высокий боевой дух и профессионализм. Однако, как справедливо гласит пословица, бочку с мёдом ложка дёгтя портит, и немецкий подплав не стал исключением. Если «мёдом» в нем были Прин, Кречмер, Лют и другие, то «ложкой дёгтя» оказался близкий друг адмирала Дёница корветтен-капитан Хуго Фёрстер, ставший поводом для стыда немецких подводников.

    Хуго Фёрстер (Hugo Förster) родился 21 января 1905 года в гессенском городке Бад-Вильдунген. В апреле 1923 года он связал свою жизнь с флотом, придя служить в рейхсмарине. Подробности начала его карьеры военного моряка не блещут изобилием. Известно лишь, что 1 апреля 1925 года он стал фенрихом цур зее, через два года – обер-фенрихом, а 1 октября 1927 года получил погоны лейтенанта цур зее. Как складывалась его служба дальше, неизвестно, однако то, что Фёрстер спустя девять лет в звании капитан-лейтенанта командовал миноносцем «Тигр» (Tiger), говорит об успешном продвижении его по карьерной лестнице.

    В 1937–1938 годах он служил в Берлине, в военном министерстве. Где находился Фёрстер к началу войны, неизвестно, но 1 января 1940 года он был назначен штурманом на новый тяжёлый крейсер «Блюхер» (Blücher), будучи уже корветтен-капитаном. На нем он принял участие во вторжении вермахта в Норвегию и пережил гибель своего корабля в Осло-фьорде 9 апреля 1940 года. После захвата немцами норвежской столицы Фёрстер до конца апреля исполнял обязанности коменданта порта Осло.

    Канадский корвет «Шамбли», 1941 год (https://en.wikipedia.org)

    В мае 1940 года в карьере Фёрстера произошли значительные изменения: он перешёл служить в подплав. Вероятно, это было вызвано тем, что после Норвежской кампании в строю кригсмарине осталось не так много надводных кораблей, и должности на них уже были заняты. В течение следующего года он прошёл обучение в Школе подводного плавания и окончил курсы командиров подлодок. Неизвестно, проходил ли Фёрстер практику на боевой лодке, но в начале 1941 года он был назначен командиром на достраивавшуюся U 501, которая 30 апреля вошла в строй кригсмарине.

    Эта субмарина принадлежала к серии IXC, отличавшихся от «девяток»-предшественниц чуть большим водоизмещением и другим расположением топливных цистерн. Последнее позволило поднять запас топлива на 43 тонны, что автоматически увеличило радиус действия.

    Командир и экипаж

    После окончания сдаточных испытаний U 501 отправилась из Гамбурга в Киль, а затем вернулась на Балтику для тренировок экипажа и проверки функциональности лодки в целом. Надо сказать, что Фёрстеру не сильно повезло с экипажем: в большинстве своём команда U 501 состояла из моряков, не имевших опыта службы на подлодках, причем самому молодому из них было всего 17 лет. Исключение составляли инженер-механик лодки, четверо старшин и несколько рядовых с боевым опытом.

    Подобная проблема с кадрами возникла из-за роста количества вводимых в строй субмарин. Германия начала войну с 57 лодками, и на протяжении двух лет численность ее подводных сил только уменьшалась, но в конце 1941 – начале 1942 гг. количество субмарин резко выросло после достройки сотни лодок, заложенных в 1938–1939 гг. Это привело к потребности в увеличении числа подводников для формирования новых экипажей, что повлияло на качество отбора в подводники – он стал отличаться от довоенного времени в худшую сторону.


    Орудие главного калибра канадского корвета «Мус-Джо» (http://www.forposterityssake.ca)

    Если командиру U 501 не повезло с экипажем, то экипажу так же не повезло с командиром. У Фёрстера не только не было опыта командования лодкой, но и отсутствовали необходимые для этого качества. В итоге он не пользовался авторитетом у своих людей, которые презирали его за неопытность, трусость и позёрство. Хотя Фёрстер и не принадлежал к потомственному офицерскому сословию, ему удалось приобрести определённый лоск, но можно сказать, что его комплекс неполноценности привёл в итоге к некой психологической компенсации, которая выливалась в отталкивающую привычку тыкать всем в лицо своим рангом, требовать неукоснительного чинопочитания и разных привилегий. Любопытно, что при этом, по воспоминаниям очевидцев, Фёрстер был близко знаком с Дёницем.

    Очевидно, что командир U 501 был карьеристом, и его отношение к нацистскому режиму проистекало не столько из идеологических или патриотических соображений, сколько из осознания выгод, которые можно извлечь из подобного положения вещей. Это не мешало ему проводить для экипажа частые патетические лекции о долге и смерти, в которых он часто повторял любимую поговорку: «Немцы знают, как надо умирать». Но подводники не особо верили своему командиру, считая, что в боевой обстановке его слова будут расходиться с делом. В результате боевой дух команды лодки был таким невысоким, что даже офицеры не горели желанием сражаться. Всё это не могло не сказаться на действиях U 501 уже в первом её походе, который предсказуемо закончился катастрофой.

    В первый поход

    После окончания испытаний U 501 вернулась на верфь в Гамбург для устранения выявленных дефектов, затем перешла в Киль, откуда 2 июля 1941 года отправилась в Норвегию. Спустя сутки лодка прибыла в Хортен, где пробыла 10 суток, после чего совершила переход в Тронхейм, придя туда 15 июля и задержавшись на три недели для необходимого ремонта и проведения последних тренировок в торпедной стрельбе и учебных погружений.


    Гидроакустик корвета «Шамбли» старшина Дж. Бэйн, который обнаружил U 501 в подводном положении (Imperial War Museums)

    7 августа U 501 снова вышла в море и взяла курс в Атлантику, чтобы достичь района южнее Исландии. Как писал в своём труде американский историк Клэй Блэйр, к этому моменту все находившиеся в море лодки были развёрнуты Дёницем в три группы: Северная у Исландии, Центральная между Шотландией и Ирландией, Южная в районе Гибралтара. U 501 шла на соединение с Северной группой, которая вызывала наибольшее беспокойство у британского Адмиралтейства: она представляла реальную угрозу линкору «Принс оф Уэлс» (HMS Prince of Wales), на котором Уинстон Черчилль совершал вояж к Ньюфаундленду в Арджентию на встречу с Рузвельтом.

    11 августа следовавший к Исландии Фёрстер доложил в штаб о контакте с большим конвоем – это был ON-5, покинувший Ливерпуль 6 августа и охранявшийся кораблями и самолётами сопровождения. В этот же день U 501 была атакована британским кораблём: глубинные бомбы, которые, вероятно, сбросил корвет «Сноудроп» (HMS Snowdrop), не причинили лодке никакого вреда. Поскольку после этого преследование конвоя было ею прекращено, и рядом не было других лодок, Дёниц счёл любые действия против ON-5 бесперспективными.

    После этого U 501 была включена в группу лодок «Грёнланд» (Grönland), действовавшую на участке маршрута конвоев между Гренландией и Исландией. К слову сказать, группа не добилась каких-либо существенных успехов: за 17 суток её существования лодки сумели потопить только несколько судов и корвет «Пикоти» (HMS Picotee). Одной из главных причин неудачи было чтение британскими дешифровальщиками немецких радиограмм после захвата кодовых таблиц к «Энигме» на U 110 в мае 1941 года. Заглядывая в карты противника, британцы проводили свои конвои в обход завес «волчьих стай».


    Канадский корвет «Мус-Джо», 1941 год (https://en.wikipedia.org)

    За это время Фёрстер совершил только одну атаку, выпустив под перископом две торпеды в неизвестное судно, но промахнулся. Большую часть времени U 501 проводила под водой, прячась от британских самолётов, которые активно патрулировали местные воды. В один из дней она подверглась угрозе нападения с воздуха, когда один из вахтенных – молодой матрос замешкался на мостике, не нырнув быстро в люк при приближении самолёта. Однако немцы отделались испугом, так как пилоты, видимо, не заметили лодку вовремя, и она успела погрузиться.

    Успеха Фёрстеру удалось добиться 5 сентября 1941 года, когда после полудня было замечено одиночное судно – норвежский пароход «Айнвик» (Einvik), отставший от конвоя SC-41. Лодка атаковала его из надводного положения, выпустив шесть торпед тремя залпами, из которых только одна попала в цель. Так как торпедированный пароход продолжал держаться на плаву и начал передачу в эфир, лодка открыла огонь из орудия и, потратив 30–40 снарядов, отправила его на дно. Экипаж судна сумел спустить шлюпки и спастись: с одной из них люди были подобраны исландским судном, другая достигла Исландии самостоятельно.

    «Немцы знают, как надо умирать»

    В последних числах августа штаб подводных сил распустил неудачливую группу «Грёнланд» и сформировал новую группу «Маркграф» (Markgraf). Дёниц приказал лодкам новой группы занять позиции к юго-востоку от Гренландии, за радиусом действия авиации противника из Исландии. С момента развёртывания лодок в завесу англичане провели в обход неё восемь конвоев, но девятый – под номером SC-42 – был обнаружен и атакован немцами 9 сентября. В результате сражения, развернувшегося вокруг конвоя, подлодки потопили 16 судов общим тоннажем 68 259 брт.


    Приблизительно так выглядели действия абордажной партии с «Мус-Джо», когда она подбирала членов экипажа U 501. В реальности на фото шлюпка с корабля Береговой охраны США подбирает подводников с тонущей U 175 (https://en.wikipedia.org)

    U 501 также вошла в «Маркграф» и была подключена штабом подводных сил к атаке SC-42. 10 сентября Фёрстер получил сообщение от Дёница с координатами конвоя, после чего скорректировал свой курс так, чтобы обойти противника и занять позицию по курсу его следования. Однако вскоре было получено сообщение с одной из лодок, что конвой изменил направление движения на восток. U 501 в этот момент шла с юга и успела пересечь курс конвоя раньше, чем он появился. В результате Фёрстер промахнулся и ушёл севернее, поэтому ему пришлось развернуться на 180° и идти на юг, после чего он вышел на правильную позицию.

    В этот момент «серые волки» уже безжалостно вцепились в SC-42, нанося ему потери. Командир канадской группы эскорта был вынужден просить срочной помощи. В ответ на его радиограммы Адмиралтейство послало к погибающему конвою самолёты и корабли ПЛО. Приблизительно в 02:00 11 сентября U 501 уклонилась от самолёта погружением. Спустя полчаса экипаж лодки услышал работу гидролокатора, но не было возможности определить, с какой стороны, пока акустик не засек шумы винтов приближающихся кораблей.

    Как писал уже упомянутый Блэйр, это были корабли первой канадской «группы поддержки» – корветы «Шамбли» (HMCS Chambly) и «Мус-Джо» (HMCS Moose Jaw), которые, находясь в учебном плавании, были отправлены Адмиралтейством для усиления эскорта SC-42. Корабли шли в кильватерной колонне навстречу конвою. Находясь в 4 милях впереди него, «Шамбли» установил гидроакустический контакт с подводной целью и сбросил четыре глубинные бомбы, выставленные на глубины 30, 45 и 75 (две штуки) метров. «Мус-Джо» немедленно вышел из кильватера влево, чтобы вступить в бой.

    Взрывы глубинных бомб нанесли значительные повреждения находившейся на глубине 40 метров U 501: многие приборы разбились, кормовые горизонтальные рули вышли из строя, погасло основное и аварийное освещение. Впоследствии члены экипажа лодки единодушно заявляли, будто слышали ещё два удара в центральном посту, за чем последовал запах газа – вода попала на калиевые патроны. Также якобы оказались повреждены забортные клапаны, и вышел из строя глубиномер. Но, несмотря на это, все немцы уверены, что воды в лодке не было, кроме небольшого количества, попавшего через носовой гальюн. Некоторые из них считали, что это произошло из-за разрушения забортных труб самого гальюна.


    U 570 после капитуляции перед британским самолётом «Хадсон» из 269-й эскадрильи Королевских ВВС 27 августа 1941 года. Снимок сделан с борта «Каталины» из 209-й эскадрильи Королевских ВВС, которая прилетела на смену «Хадсону». В кадр также попала 450-фунтовая глубинная бомба, подвешенная под крылом «Каталины» (Imperial War Museums)

    Сразу после взрыва бомб с «Мус-Джо» заметили всплывшую между ним и «Шамбли» субмарину. Так как U 501 имела ход, то, как только «Шамбли» оказался вне директрисы, «Мус-Джо» открыл огонь. К несчастью для канадцев, после первого же выстрела орудие заклинило, поэтому корвет увеличил ход, чтобы догнать лодку и таранить её. U 501 изменила курс, и какое-то время корабли шли совсем рядом, борт о борт. Дальше произошло то, чего ещё не никогда не было в подводной войне! Вот как описывает случившееся отчёт разведотдела Адмиралтейства:

    «Командир U 501 сразу же перепрыгнул на борт «Мус-Джо», и другие немцы, по-видимому, хотели последовать его примеру. Однако на «Мус-Джо» были явно не готовы к отражению абордажной атаки, и поэтому корвет отвернул от лодки».

    Затем лодка как будто попыталась «подрезать» корвет, поэтому последний увеличил ход до полного и ударил её в правый борт под углом в 45°. Подлодка прошла под носом «Мус-Джо», хотя и заметно медленнее. К этому времени на корвете снова ввели в строй орудие и возобновили стрельбу. Немцы сразу начали прыгать за борт. По свидетельствам спасённых, их 20-мм орудие на мостике было готово к стрельбе, когда лодка всплыла, но бой закончился, так и не начавшись.

    С «Мус-Джо» запросили на «Шамбли» помощи в спасении немцев, так как уже почти весь экипаж корвета был занят поднятием подводников из воды, и спускать шлюпки было некому. «Шамбли» попробовал подойти к борту лодки и взять её на абордаж, но из этого ничего не вышло, так как дизеля на лодке ещё работали, и она имела ход. Поэтому «Шамбли» пришлось посылать свою шлюпку с абордажной партией под началом 1-го лейтенанта корвета.


    Подводная лодка Его Величества «Граф» – бывшая U 570, введённая в строй Королевского флота Великобритании (Imperial War Museums)

    Канадцам удалось взойти на борт лодки. Согласно рапорту партии, они видели большую пробоину, более метра в диаметре, в месте соединения корпуса и надстройки на левой раковине. Также, по-видимому, был оторван левый кормовой горизонтальный руль. Пребывание на лодке было недолгим, так как U 501 быстро погружалась, и 1-й лейтенант с «Шамбли», находившийся в рубке, был утянут под воду, но сумел выбраться. Приблизительно в 03:00 субмарина затонула.

    К сожалению, не обошлось без жертв – погиб канадский кочегар из состава абордажной партии. Шлюпка с «Шамбли» спасла офицера и семь нижних чинов, а всего канадцы подобрали 37 человек; 11 немцев погибли. U 501 стала первой немецкой субмариной, потопленной канадцами в Битве за Атлантику.

    Расплата за трусость

    Как оказалось впоследствии, никакого абордажа немцы не замышляли. На допросе Фёрстер объяснял свой преждевременный прыжок с лодки таким образом:

    «…Он якобы должен был немедленно перейти на борт «Мус-Джо» для передачи британцам требования непременно спасти его людей. В противном случае, добавил он, немецкий экипаж мог быть оставлен в воде. Это его объяснение не только не убедило англичан, но и довело его собственных людей до исступления».

    Выжившие подводники с U 501 были в ярости от поступка своего командира. Как офицеры, так и нижние чины презирали его за трусость, причём некоторые угрожали физической расправой в случае, если после войны он не пойдёт под трибунал и не понесёт справедливую кару. По словам членов экипажа, Фёрстер не только сдался без боя, но и позже думал исключительно о спасении собственной шкуры, не позаботившись ни о корабле, ни об экипаже. Он первым сбежал с лодки, и был единственным, кто перепрыгнул на канадский корвет, не только не искупавшись перед спасением, но даже не замочив ноги.


    Улыбка победителя: довольный старшина с корвета «Шамбли» позирует фотографу с макетом немецкой субмарины в руках (Imperial War Museums)

    Пленные были уверены, что все, кто погиб, утонули, когда пытались доплыть до корветов, так как экипаж покинул обречённую, по их мнению, субмарину в полном составе, и винили командира в гибели этих 11 человек. Дело дошло до того, что позже, во время встречи со своими людьми, Фёрстер подал руку штурману лодки, человеку с 14 годами флотской службы за плечами, но последний ответил своему командиру отказом. На допросе этот ветеран с горечью признался англичанам – если бы на лодке был другой командир, она могла бы продолжить борьбу и имела неплохие шансы уйти от канадских корветов.

    История нахождения Фёрстера в плену похожа на историю командира U 570 Ганса-Йоахима Рамлова (Hans-Joachim Rahmlow), сдавшего свою лодку англичанам 27 августа 1941 года к югу от Исландии. Когда об этом узнал Отто Кречмер (Otto Kretschmer), находившийся в плену с марта 1941 года, он, как старший офицер лагеря, в котором содержались подводники, устроил над прибывшими офицерами U 570 суд чести.

    Карл Дениц после освобождения из Шпандау вместе со своим адвокатом военным юристом доктором Отто Кранцбюхлером. Последний был защитником Дёница на Нюрнбергском процессе, а также адвокатом Гуго Фёрстера на военном трибунале после возвращения Фёрстера из плена (Karl Doenitz and the Last Days of the Third Reich by Barry Turner)

    Приговор этого суда был суров для первого вахтофицера, которого признали виновным в попустительстве своему командиру в сдаче лодке. Осуждённый должен был совершить побег из лагеря, добраться до U 570 и затопить её. Побег был совершён, но беглеца застрелили. В результате, когда сам Рамлов позже прибыл в лагерь подводников, англичане во избежание ещё одной жертвы перевели его в другой лагерь, где содержались офицеры люфтваффе.

    Известно, что такой же суд чести ждал и Фёрстера, когда его привезли в лагерь Кречмера. Однако снова вмешались англичане, которых не радовала перспектива гибели ещё одного пленного офицера. Кроме того, командир U 501 мог не дожить даже до суда Кречмера, так как с ним грозились расправиться собственные подчинённые, поэтому Фёрстера быстро перевели в лагерь, где не было пленных немецких подводников.

    Пребывание в плену плохо сказалось на его здоровье. В лагере у Фёрстера началось нервное расстройство, и в итоге его признали душевнобольным и с помощью Международного Красного Креста с партией раненых и больных немецких пленных отправили в Германию. Англичане не могли не понимать, что отправляют Фёрстера на верную смерть. Так и вышло – по прибытию в Рейх он был арестован и предан суду военного трибунала. Экс-командира U 501 ждала смертная казнь, но он покончил собой в тюремной камере 27 февраля 1945 года. Возможно, в его судьбу вмешался его высокопоставленный друг гросс-адмирал Дёниц, который мог предложить Фёрстеру такую милость, как самоубийство вместо расстрела и позора.

    Литература:

    1. Blair С. Hitler"s U-boat War. The Hunters, 1939–1942 – Random House, 1996
    2. Busch R., Roll H.-J. German U-boat Commanders of World War II – Annapolis: Naval Institute Press, 1999
    3. Edwards B. Attack and Sink! The Battle of the Atlantic Summer 1941: The Battle for Convoy SC42 – New Guild, 1995
    4. Sebag-Montefiore H. Enigma. The Battle for the Code – John Wiley & Sons, 2001
    5. Niestlé A. German U-Boat Losses during World War II: Details of Destruction – Frontline Books, 2014
    6. Rohwer J. Axis Submarine Successes of World War Two – Annapolis: Naval Institute Press, 1999
    7. Wynn K. U-Boat Operations of the Second World War. Vol.1–2 – Annapolis: Naval Institute Press, 1998
    8. http://www.uboat.net
    9. http://www.uboatarchive.net
    10. http://historisches-marinearchiv.de
    11. http://www.convoyweb.org.uk

    мера дегтя в бочке с медом

    Альтернативные описания

    Столовый прибор

    Обеденная принадлежность

    Русский ударный музыкальный инструмент

    . "Сухая... рот дерет" (посл.)

    . "Хлебательный" столовый прибор

    . "Черпак" Антошки

    Главный "рабочий" инструмент едока

    Дорога к обеду

    Ее Антошка готовил к обеду в песенке

    Ж. орудие для хлебанья, для еды жидкостей; хлебалка, шевырка, едалка. Разливная ложка, ковш. Род железного черпака, которым разливают медь, при мелкой отливке; такой же, более плоский ковш, которым достают каления ядра, или штыки, слитки из изложниц; широкая лопасть бурава; широкий насадок земляного бура; нижний конец грудной кости, ложечка, ямочка под грудною костью. Деревянная ложка (главный промысел Ниж. губ. Сем. уезда) обрубается из баклуши топориком, теслится теслою, острагивается ножом и режется кривым резаком, а черенок и коковка на нем точатся пилкою, от руки. Ложка бывает: межеумок, простая русская, широкая; бутырка, бурлацкая, такая же, но толще и грубее; боская, долговатая, тупоносая; полубоская, покруглее той; носатая, остроносая; тонкая, вообще тонкой, чистой отделки. Белая т. е. некрашеная, из первых рук идет

    Мера дегтя

    Музыкальный инструмент к обеду

    Орудие одного, когда семеро с сошкой

    Предмет домашней утвари, в обрядах - символ члена семьи, живого или умершего

    Предмет, дорожающий к обеду

    Прибор - щи хлебать

    Рабочий инструмент обжоры

    Русский народный музыкальный инструмент

    Русский ударный музыкальный инструмент

    Столовая "коллега" ножа и вилки

    Столовый прибор

    Суповая черпалка

    То, что готовил к обеду Антошка

    Ударный инструмент народного оркестра

    Чем ближе к обеду, тем она дороже

    Черпак для Антошки

    Черпалка

    Всех кормлю с охотой, а сама безротая (загадка)

    Деталь бурового устройства, предназначенная для извлечения из скважины жидкой, полужидкой и рассыпчатой породы

    К обеду она дорожает

    Один из самых древних столовых приборов

    Она дорога к обеду

    Предмет для зачерпывания жидкой рассыпчатой пищи

    Предмет домашнего обихода, один из товаров кустарного производства

    Приспособление для еды

    Праща-ложка

    В Древней Греции даже в богатых домах подавали к обеду засохшие корочки хлеба, а что вместо них сейчас используем мы

    Бурлаки называли ее "бутызкой" и носили за ленточкой шляпы на лбу, как кокарду

    Инструмент едока

    . "сама не ем, а людей кормлю" (загадка)

    Самый главный столовый инструмент

    Без нее есть суп было бы очень трудно

    Музыкальный инструмент, которым можно и щи похлебать

    Посредница между супом и едоком

    Минимально необходимое количество меда на порчу одной бочки меда

    Один с сошкой, а семеро с нею

    Столовый прибор у солдата за голенищем

    Столовый прибор на семерых

    Доза дегтя, смертельная для бочки

    Черпалка бульона

    Супохлебательница

    . "черпак", дорогой к обеду

    . "совок" для обуви

    Отлично!

    Главный «рабочий» инструмент едока

    В Древней Греции даже в богатых домах подавали к обеду засохшие корочки хлеба, а что вместо них сейчас используем мы?

    Бурлаки называли ее «бутызкой» и носили за ленточкой шляпы на лбу, как кокарду

    . «сама не ем, а людей кормлю» (загадка)

    . «сухая... рот дерет» (посл.)

    Хлебательный столовый прибор

    . «черпак», дорогой к обеду

    . «черпак» Антошки

    Столовая «коллега» ножа и вилки

    Прибор - щи хлебать

    . «совок» для обуви