• Куда движется ветер. Откуда берется ветер? Почему дует ветер с моря

    Взаимоотношения человека и ветра всегда были чрезвычайно тесно связаны друг с другом. Именно от этого природного явления в доисторические времена (как, впрочем, и сейчас) нередко напрямую зависела жизнь человека. С его помощью человечество смогло развить ремёсла и значительно облегчить себе жизнь, что можно наблюдать даже на таком банальном примере, как ветряная мельница. Нет ничего удивительного в том, что сколько существует человечество, столько люди задавали и по сей день задают себе и друг другу вопрос, почему дует ветер?

    Эта загадка до сих пор остаётся чрезвычайно сложной не только для понимания ребёнка, но и взрослого человека. Учёные, которые изучают неживую природу, до сих пор спорят о том, почему дует ветер, откуда дует ветер и куда дует ветер.

    Научно-технический энциклопедический словарь даёт определение ветру — как поток воздушных масс (смеси газов, частицы которых беспрепятственно летают в пространстве), который быстро передвигается параллельно поверхности Земли. Ещё одно толкование ветра говорит о том, что ветер – это природное явление, заставляющее воздушные массы двигаться из-за тех или иных изменений, которые происходят в окружающей среде.

    Ветер зарождается из-за неравномерного распределения давления в атмосфере. Как только он появляется, он сразу же начинает двигаться от зоны высокого давления к зоне низкого. Если говорить проще, почему дует ветер, то можно смело заявить, что если бы не Солнце, суша и Мировой океан нашей планеты, то воздух через довольно-таки непродолжительное время стал бы повсюду иметь одинаковую температуру и влажность, из-за чего ветер не дул бы никогда.

    Как движутся воздушные массы

    На протяжении дня поверхность нашей планеты неравномерно нагревается. Это касается не только предметов, которые находятся на расстоянии друг от друга, но и тех, которые расположены совсем рядом. Например, за один и тот же период времени вещи более тёмного цвета нагреваются (впитывают тепло) намного больше, чем светлые. То же самое можно сказать, сравнивая воду с сушей (последняя отражает меньшее количество солнечных лучей).

    В свою очередь, нагретые предметы неравномерно передают тепло воздуху, который их окружает. Например, поскольку земля нагревается намного больше, чем вода, то днём воздух с земли поднимается вверх, а более холодный – с моря, идёт на его место. Ночью происходит обратный процесс – тогда как земля остыла, воды моря остаются тёплыми. Соответственно, тёплый воздух над морем, уходит вверх, а воздух с суши идёт на его место.

    Более тёплый воздух поднимается вверх, где сталкивается с холодным. Это происходит потому, что нагретый воздух становится лёгким – и стремится вверх, а холодный наоборот, тяжелеет, и устремляется вниз. Чем большую разницу имеют температуры холодного и тёплого потока, тем сильнее обычно дул ветер. Таким образом, возникает не только лёгкий ветерок, но и небольшие вихри, ураганы и даже смерчи.

    Сам воздух всюду стремится быть одинаковым. Когда образовывается некая неоднородность (в одном месте теплее, в другом холоднее, в третьем – частичек газов больше, в четвёртом – меньше), он горизонтально перемещается, пытаясь ликвидировать «неравенство».

    Подобный процесс происходит по всей территории земного шара. Наиболее тёплое место на нашей планете – это экватор. Именно здесь нагретый тёплый воздух всё время уходит вверх, а оттуда направляется или к Северному, или Южному полюсам. После этого он на определённых широтах спускается снова на землю и начинает двигаться. Куда именно ветер дует – смотря по обстоятельствам. Может, дальше к полюсам, а может – возвращаться к экватору.

    Вращение Земли

    На потоки движения воздушных масс действует вращение нашей планеты. Именно из-за него все ветры, которые дуют в Северном полушарии, сдвигаются в правую, а в Южном – в левую стороны.

    Атмосферное давление

    Наш организм, даже не зная этого, всё время ощущает на себе давление воздуха – несмотря на то, что он кажется нам абсолютно невесомым. Согласно последним научным данным, вся атмосфера нашей Земли (иначе говоря, слой газов), состоящая преимущественно из азота и кислорода, весит пять квадриллионов тонн.

    Атмосферное давление в разных местах Земли – разное. Молекулы газов стремятся возместить это, и постоянно на огромной скорости двигаются в разных направлениях (эти частицы из-за силы притяжения Земли полностью к ней привязаны, и улететь в космос никак не могут).


    Вот так и получается, что ветер – это перемещение огромного количества молекул атмосферных газов в одном направлении. Воздушные массы обычно перетекают из зоны повышенного давления (когда воздух холодный – антициклон) в район пониженного (когда он тёплый – циклон), заполняя тем самым пустоты разреженного воздуха.

    Классификация ветров

    Сильные ветры, которые имеют среднюю продолжительность (одна минута) – это шквалы. Существуют такие виды ветров:

    • Бриз – тёплый ветер возле моря, где можно наблюдать легкий ветер, дующий на побережье. Направление ветра изменяется на протяжении суток дважды. Дневной (или морской) зачастую дул с моря на берег, ночной (или береговой) – наоборот. Скорость бриза обычно составляет от 1 до 5 м/с;
    • Буря – чрезвычайно сильный ветер, скорость которого составляет от 16 до 20 м/с.
    • Шторм – возникает во время циклона, скорость – от 15 до 32 м/с;
    • Ураган – очень сильная буря, которую вызвали двигающие в разных направлениях на огромной скорости воздушные массы, скорость которых – от 32 м/с;
    • Тайфун – ураган огромной разрушительной силы, который дул и дует в основном возле восточного побережья Азии, на Дальнем Востоке, а также западной части Тихого океана.

    Порывы ветра – это кратковременные (несколько секунд) и сильные (несколько часов и даже месяцев) перемещения воздушных масс. Например, для тропического климата выделяют следующие типы ветров:

    • Муссоны – ветра, характерны в основном для тропических областей, дуют несколько месяцев, иногда изменяя направление ветра. Летом – с океана на сушу, зимой – наоборот. При этом летом муссоны характеризует повышенная влажность.
    • Пассаты – такой ветер обычно дул и дует в тропических широтах на протяжении целого года, в Северном полушарии – с северо-восточного направления, в Южном – с юго-восточного. Друг от друга их отделяет безветренная полоса.

    Из-за постоянного изменения давления направление ветра постоянно меняется. Но в любом случае ветер всегда перемещается из области высокого давления в область низкого.

    На протяжении тысячелетий люди наблюдали за ветрами, делали определённые выводы, выдвигали гипотезы, составляли графики для того, чтобы как можно лучше использовать в своей деятельности это удивительное явление неживой природы. Так, появилась так называемая Роза ветров – чертёж, точнее сказать – диаграмма, которая изображает, как именно ветер дует в конкретной местности.

    Составляют Розу ветров таким образом: из центра на расстоянии друг от друга в 45° чертят восемь прямых, на которые наносят метки длиной, пропорциональной или частоте ветров, или их скоростям. После этого концы меток соединяют и получаются две многоугольные фигуры – Роза повторяемости ветров, и Роза скорости ветров.

    Роза ветров даёт возможность определить направление, силу, и продолжительность преобладающего ветра, а также частоту воздушных потоков. Розу ветров чертят как для того, чтобы определить средние показатели, так и для определения максимальных значений. Можно создать комплексный чертёж, на котором будут нанесены диаграммы, состоящие сразу из нескольких параметров, которые также будут показывать куда ветер дует.


    Чертежи чрезвычайно необходимых человеку – при строительстве, для решения различных хозяйственных задач (например, в последнее время благодаря ветру появилась возможность получать электроэнергию) и т.п. Ведь ветер вполне может быть, как другом, так и врагом – если не обращать на него внимание и не учитывать его влияние на окружающую среду, он вполне способен нанести непоправимый ущерб, разрушив созданное человеком творение. Хотя ветер — это неконтролируемое человеком явление, поскольку он дул и будет дуть куда ему захочется, но теперь человечество может предсказать ориентировочное его направление и силу, что может спасти многие жизни.

    Более трёхсот лет назад Галлей, известный главным образом благодаря открытой им комете, предложил объяснять возникновение ветра действием архимедовой силы при перепаде температуры: тёплый и лёгкий воздух поднимается, тяжёлый и холодный - опускается.

    Международная группа исследователей, в которую вошли сотрудники Петербургского института ядерной физики, предложила принципиально новый физический механизм образования ветра в земной атмосфере.

    Потоки газов возникают при перепадах (градиентах) давления. Давление воздуха уменьшается с высотой, образуя вертикальный градиент давления, однако он не создаёт ветра. Работу, производимую при движении воздуха этим градиентом давления, в точности компенсирует противоположная по знаку работа силы тяжести, и воздух находится в равновесном состоянии.

    Влажный воздух, поднимаясь, охлаждается, и водяной пар конденсируется. Поэтому давление водяного пара с высотой падает быстрее, чем этого требует условие равновесия. При этом работа, совершаемая градиентом давления над влажным воздухом при его подъёме, в несколько раз превышает работу силы тяжести, действующей на водяной пар. Именно эта разница и создаёт ветер в земной атмосфере. Неравновесное вертикальное распределение водяного пара можно сравнить со сжатой пружиной, которая распрямляется при подъёме влажного воздуха, приводя его в движение. Поэтому конденсационная мощность, связанная с вертикальным подъёмом воздуха, в соответствии с законом сохранения энергии переводится в мощность горизонтальных ветров.

    Мощность атмосферной циркуляции определяется локальной скоростью конденсации и, следовательно, осадками. Количественная оценка мощности глобальной циркуляции воздуха, полученная на основе новой теории, прекрасно совпала с накопленными данными наблюдений (о мощности ветровой циркуляции можно независимо судить по наблюдаемым горизонтальным градиентам давления и скоростям ветра).

    В области конденсации возникает зона пониженного давления, затягивающая воздух из прилегающих областей. На суше такие устойчивые зоны пониженного давления создаются обширными лесами: влага сохраняется в лесной почве, испаряется с поверхности почвы и листьев и конденсируется над пологом леса. При этом возникает ветер, приносящий влагу с океана.

    Важнейшее следствие нового механизма формирования ветра - переосмысление роли лесов в переносе влаги с океана на сушу. Этот перенос компенсирует речной сток воды обратно в океан. Уничтожение лесов приводит к обезвоживанию и опустыниванию суши и представляет собой гораздо большую угрозу для климата, чем предполагает современная климатология (об этом см. также «Наука и жизнь» № ).

    Новая теория вызвала бурную дискуссию в научном сообществе. Статья, отправленная в журнал «Atmospheric Chemistry and Physics» («Атмосферная химия и физика»), находилась на рецензировании более двух с половиной лет. В итоге редакционная коллегия журнала приняла к печати статью, снабдив её комментарием редактора. В нём подчёркивается, что публикацию «совершенно нового взгляда на движущую силу атмосферной динамики» следует рассматривать как «призыв к дальнейшему развитию» представленных авторами положений.


    Вопрос о том, почему мы ощущаем ветер, и почему он вообще имеет место в атмосфере нашей планеты относится к разряду детских, но дать исчерпывающий ответ может не каждый взрослый. Для многих это природное явления сопряжено с загадкой, хотя с точки зрения физики все объясняется довольно просто.

    Как объяснить ребенку, почему дует ветер?

    Итак, давление земной атмосферы неоднородно, где-то больше, а в других местах – меньше. Так вот, ветер являет собой передвижения воздушных масс из области высокого давления в область низкого, так и само давление становится более одинаковым. Соответственно, сила ветра зависит от разницы давления. Если на определенном, довольно объемном участке территории давление одинаковое, погода стоит безветренная.

    Если рассматривать ветер более глобально, то над сушей воздух прогревается намного сильнее, чем над морем. Таким образом, он поднимается вверх, в то время, как более прохладный над поверхностью моря воздух передвигается и занимает его место. В такой способ происходит остывание земли за ночь. Это происходит в масштабах региона, континента и земли в целом.

    Самым теплым местом нашей планеты является экватор. Соответственно, воздух в данном районе более прогретый. К тому же, при вращении земли воздушные массы перемещаются вместе с источниками тепла и холода.

    Если бы земля не вращалась, то Северные ветра и Южные ветра существовали бы не зависимо друг от друга. Иными словами, не пересекались бы. Но так все Северные ветра сдвигаются вправо, а Южные, соответственно, влево, они частично смешиваются. Если можно так выразиться, то ветры никуда не деваются и ниоткуда не берутся они есть всегда, в качестве регулятора температуры и атмосферного давления.

    Объясняя подобное ребенку, можно предложить пример на его дыхании. Так, когда мы вдыхаем, внутри легких создается высокое давление, они раздуваются от воздуха, плюс он нагревается от тепла нашего тела. Затем выдыхаем, создавая тот же ветер – маленькое движение маленького объема воздуха. Когда зимой мы выдыхаем переработанный воздух, он в виде пара поднимается вверх, ведь он теплый. Это легко увидеть.

    Также сила ветра зависит от рельефа местности. Все замечали, что в полях на открытом пространстве, ветер быстрее. Ему ничто не мешает и ничего не задерживает. В городе, где масса высотных зданий, либо в лесах, где деревья, воздушные массы двигаются медленнее, по пути подстраиваясь под температуру окружающей среды.

    А знаете ли вы?

    • Жираф считается самым высоким животным в мире, его рост достигает 5,5 метров. В основном за счет длинной шеи. Не смотря на то, что в […]
    • Многие согласятся с тем, что женщины в положении становятся особенно суеверными, они больше других подвержены всяческим поверьям и […]
    • Редко можно встретить человека, который бы не находил розовый куст красивым. Но, при этом, общеизвестно. Что такие растения довольно нежны […]
    • Кто с уверенностью скажет, что не знает о том, что мужчины смотрят порнофильмы, самым наглым образом соврет. Конечно же, смотрят, просто […]
    • Нет, наверное, в просторах всемирной паутины такого сайта автомобильной тематики или такого автофорума, на котором бы не задавали вопрос о […]
    • Воробей является довольно распространенной в мире птицей небольшого размера и пестрого окраса. Но ее особенность заключается в том, что […]
    • Смех и слезы, а точнее, плач, являют собой две прямо противоположные эмоции. О них известно то, что обе они являются врожденными, а не […]

    Элементарные вопросы чаще всего загоняют в тупик. Вроде бы понимаешь и знаешь, откуда берется ветер, но как это правильно сформулировать и красиво выразить мысль? А если спрашивает ребенок, ситуация значительно усложняется. Ведь у него еще толком не представлений об окружающем мире и познаний в области физики.

    Откуда появляется ветер?

    Чтобы объяснить что-то кому-то другому следует самому разобраться в вопросе. Хотя бы в упрощенном варианте:

    • Воздух на нашей планете прогревается не равномерно.
    • Разная температура может быть вызвана особенностями рельефа и изменчивой погодой.
    • С курса физики можно вспомнить, что более легкий нагретый воздух устремляется вверх.
    • Природа пустоты не потерпит, она нуждается в срочном замещении.
    • На место «ушедшего вверх» теплого воздуха приходят холодные массы из менее прогретого региона.
    • Холодный воздух движется горизонтально, вдоль земли.

    Вот и выходит, что если перемещения теплого воздуха вверх мы не ощущаем, то поток холодного воздуха над землей не заметить сложно.

    Конечно же, все немого сложнее, свою роль играют зону повышенного и пониженного давления , на формирование ветра и воздушных масс влияет даже солнечный ветер. Но если вдаваться в такие подробности, самостоятельно ничего понять не получится. А ведь еще кому-то «простым языком » это объяснить надо.

    Что ответить ребенку на вопрос о ветре?

    Конечно же, можно пойти по простому пути и использовать какую-то замену реальному описанию:

    • Так дышит земля и море, им ведь тоже надо дышать.
    • Ветер от того появляется, что Бог начинает сердито дышать.
    • Это так деревья листьями шелестят и воздух гоняют, чтобы общаться.

    Но все это даже близко не отображает реальное положение дел, а местами даже подменяет причину и следствие.

    Наверное, самое оптимальное объяснение: «Холодный воздух приходит в гости к теплому воздуху, оттого и дует ».

    В это легко поверить, это не имеет никакого религиозного подтекста, если ребенок запомнит, то подрастя, он поймет, что родители действительно знали, как правильно и пытались ему объяснить в меру его развития.

    Можно показать на элементарном примере - открыть дверь в подъезд и показать, что оттуда «тянет» холодный воздух. После объяснить, что в квартире тепло, а на лестничной площадке холодно. Оттого и образуется ветер и сквозняк, что холодный воздух идет туда, где теплее.

    Любознательный малыш может поинтересоваться, куда же девается теплый воздух? Здесь уже или будьте честными до конца и пытайтесь объяснить, что он поднимается выше, или придумайте какую-то убедительную отговорку. Мол, остается там же, но замерзает из-за такого соседа.

    Ветер - друг и враг человечества

    На жизнь человека ветер влияет самым разным способом:

    Положительное влияние

    Негативное воздействие

    Технология ветряных мельниц на протяжении столетий обеспечивала производство муки.

    Ураганы на протяжении тысячелетий забрал множество жизней, люди гибнут от стихии даже в наше время.

    Современные ветряки дают достаточно электроэнергии.

    Сильный ветер может «выдувать» землю, снижая ее плодородность.

    В жаркую погоду прохладный ветерок спасает от перегрева.

    Сквозняк и плохая погода - одна из самых распространенных причин простуды.

    Влияет на перемещение туч и выпадение осадков.

    На море ветер может вызвать волнения целых пластов воды.

    Человек во многом смог «приручить» первобытную стихию и научился использовать многие природные явления себе на благо. Но нет никаких эффективных способов и даже теоретических наработок, которые позволили бы победить ветер. Он всегда дует куда хочет. Даже , в этом плане, оказалась куда податливее, но может, уже через пару десятилетий, мы увидим первые воздушные плотины.

    Осталось только понять, в чем будет смысл таких сооружений. Можно привести в качестве аргумента защиту от ураганов , но такой вариант грубого воздействия на атмосферу может привести к еще более плачевным последствиям.

    Как объяснить ребенку, что такое ветер?

    Кстати, малышу даже сложно объяснить, что такое ветер и откуда он берется. Лучше двигаться поэтапно, начиная с наиболее простого:

    1. Ветер - движущийся воздух.
    2. Воздух движется, потому что он по-разному нагрет и всегда стремится туда, где теплее.
    3. Он может шелестеть листьями и даже гнуть деревья, потому что у него есть вес.
    4. Если кто-то идет и у него есть вес, во время движения он будет перемещать все, на что наталкивается.
    5. У воздуха слишком маленький вес, но его очень много и передвигается он сразу в большом количестве.
    6. Мы просто не видим этого, поэтому сложно поверить, что все дело в массе.

    Из-за надуманных объяснений у детей может сформироваться представление, что ветер это какое-то одушевленное существо , жестокое или справедливое, наделенное своей волей.

    Все это может пугать ребенка или закладывать шаткий фундамент для получения новых знаний в дальнейшем. Именно поэтому лучше научить малыша читать лет в 5-6 и купить ему пару энциклопедий, которые будут способны дать ответ на большую часть вопросов. Но это еще не гарантирует родителям хоть минуту покоя.

    На самом деле, лучше ценить тот непродолжительный отрезок, когда ребенок постоянно спрашивает «почему?» , ведь он пройдет и никогда больше не повторится. И возможности побыть для ребенка всезнающим мудрецом, способным ответить на любой вопрос, может больше и не представиться.

    Как образовывается ветер?

    1. Формирование ветра происходит за счет движения огромных воздушных масс.
    2. Перемещение пластов воздуха объясняется разным уровнем прогрева атмосферы, перемещением по градиенту давления и влиянием солнечного ветра.
    3. Холодный, ощущаемый нами воздух в виде ветра всегда перемещается как можно ближе к земле.
    4. Чаще всего сильный ветер возле водоема, потому что над водой воздух всегда холоднее.
    5. Грунт и даже асфальт нагреваются быстрее, чем вода. Это связано с химическими и физическими особенностями. Поэтому с моря и речки постоянно веет прохладой.

    Опасен ветер в некоторых северных и приморских регионах. В той же тундре на пути холодного воздуха нет никаких естественных преград, поэтому он может развивать колоссальные скорости.

    Те, кто живут недалеко от моря, знают, что такое штормовое предупреждение и прекрасно понимают, что в такую погоду на улице лучше не показываться.

    Постарайтесь не запутаться в попытке объяснить ребенку, откуда берется ветер. Ведь доверие детей очень легко потерять, малыш может разубедиться во всесильности своих родителей.

    Видео об источнике ветров

    Подобно некоторым другим планетам Солнечной системы Земля окружена слоем газов. Этот слой называется атмосферой. Земная атмосфера состоит в основном из азота и кислорода.

    Отдельные молекулы газов постоянно с высокой скоростью перемещаются в различных направлениях. Все вместе они прочно привязаны к Земле, силой ее гравитации.

    Что такое ветер?

    Ветер - это совместное перемещение в одном на правлении больших масс молекул атмосферных газов. Ручеек таких движущихся синхронно молекул может свистеть, обдувая высокое здание, и срывать с прохожих шляпы, но если молекул целая река, да еще шириной в несколько километров, то такой ветер может облететь вокруг всей планеты.

    В закрытом помещении, где воздух едва движется, можно даже забыть о его существовании. Но если выставить руку за окно движущегося автомобиля, то становится ясно, что воздух существует, и хотя он невидим, но оказывает ощутимое давление. Действительно, мы постоянно испытываем на себе давление воздуха, который кажется эфемерным и невесомым. Но на самом деле вся атмосфера Земли весит ни много ни мало 5 квадриллионов тонн.

    Интересный факт: ветер дует потому, что давление воздуха различно в разных участках атмосферы.


    Ветры случаются от того, что атмосферное давление в разных участках атмосферы несколько различается. Почему разница в давлении вызывает ветер? Представьте себе плотину. Высота уровня воды с одной ее стороны 6 метров, с другой - 3. Если открыть шлюзы плотины, то вода быстро потечет в ту сторону, где уровень воды 3 метра, и будет течь, пока уровни воды не сравняются. Нечто подобное происходит и с воздухом.