• Организация экскурсий по биологии. Экскурсия как форма обучения биологии, её учебно-воспитательное значение. Виды, тематика и структура экскурсий. Подготовка учителя к проведению экскурсий Как оформлять экскурсию по биологии

    В воспитании учащихся огромная роль принадлежит школе. Каждый год учителя биологии, в дополнения к уроку, проводят разнообразную , которая обогащает общее развитие и духовную жизнь учащихся, стимулирует желание больше увидеть, узнать, сделать, дает возможность связать полученные знания с жизнью.

    Каждая — сильное средство воздействия, формирующее у учащихся критическое мышление и способности к исследованию. Экскурсия дает хороший материал для воспитания эстетических чувств, любви к природе. «Мы теряем преданных друзей природы, глушим в людях призвание, если не открываем молодежи глаза на «красоты окружающего мира», - писал академик Н.П.Анучин.

    Место курса в учебно-воспитательном процессе

    Курс предназначен для учащихся начальной и средней школы и является одной из составных частей в изучении образовательной области «Биология», «Экология». Преподавание дисциплины осуществляется в едином комплексе дисциплин учебного плана и ведется в тесной взаимосвязи с другими дисциплинами естественного направления. Данный курс ориентирован на формирование экологической культуры учащихся, воспитание уважительного и бережного отношения к природе, освоение учащимися практических умений и навыков.

    Цели и задачи, образовательные результаты

    Цель: разработка учебно-методического курса и создание интерактивного мультимедийного пособия «Виртуальная экскурсия».

    Задачи:

    • формирование умений и навыков, необходимых для изучения и оценки экологического состояния окружающей среды;
    • развитие у учащихся желание познать многообразие живой природы;
    • развитие научных основ рационального использования и воспроизводства природных ресурсов;
    • создание представлений о положительном и отрицательном воздействии человека на природу;
    • воспитание бережного отношения к природе;
    • формирование у учащихся навыков самообучения при помощи компьютера, предоставление ему дополнительной информации по изучаемому предмету, формирование навыков отбора и анализа информации, повышение качества образования с использованием компьютерных технологий;
    • развитие познавательных, творческих, интеллектуальных способностей учащихся.

    Концепция курса

    Основа курса — практическая и продуктивная направленность занятий, способствующая обогащению эмоционального, интеллектуального, смыслотворческого опыта учащихся.

    Образовательные результаты

    В результате освоения курса учащиеся получат:
    • понимание современных проблем экологии и осознание их актуальности как для человечества, так и для каждого человека в отдельности;
    • возможность лично участвовать в выявлении экологических проблем, принятии и реализации решений в отношении качества окружающей среды;
    • навыки применения теоретических знаний в практической и исследовательской деятельности;
    • навыки информационно-аналитической работы с разнообразной информацией.
    После изучения курса учащийся должен знать:
    • методы изучения живой природы;
    • редкие, охраняемые виды животных и растений региона;
    • биологические законы и закономерности;
    • современные проблемы экологии.
    Учащийся должен понимать:
    • значение живых организмов в биологических сообществах, биологические законы и закономерности;
    • актуальность экологических проблем;
    • необходимость сохранения всего многообразия жизни;
    • назначение человека, как части природы.
    Учащийся должен уметь:
    • работать с определителями животных и растений, описывать свойства биосистем, характеризовать значение практической биологии;
    • руководствоваться в своей деятельности законами природы;
    • прогнозировать последствия игнорирования законов природы в различных сферах деятельности человека.
    Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
    • формирования целостной картины мира;
    • гуманного этического поведения в природе;
    • охраны природы и редких исчезающих видов;
    • доказательства уникальности и ценности жизни;
    • сохранения своего здоровья;
    • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразования;
    • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, электронных таблиц;

    Контроль знаний и умений

    Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий.
    Итоговый контроль реализуется в форме защиты итоговых проектов, примерный перечень которых содержится в пособии.

    Организация учебного процесса

    Учебно-методический комплекс предусматривает организацию учебного процесса в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах.
    Урочная форма, в которой учитель объясняет новый материал и консультирует учащихся в процессе выполнения ими практических заданий.
    Внеурочная форма в виде экскурсии, на которых учащиеся самостоятельно выполняют практические задания. Виды экскурсий

    Почти каждая тема в биологии связана с экскурсией, но учитывая нехватку учебного времени, учитель выбирает те темы, которые тяжело изучаются в классе, или же проводит обобщающие (заключительные) экскурсии.

    Экскурсии различают:

    • по профилю: ботанические, анатомические, общебиологические, экологические;
    • по форме проведения: урочные, внеурочные и внеклассные;
    • по целям: ознакомительные, исследовательские, обобщающие;
    • по времени: одно, двух-часовые, однодневные и многодневные.
    Структура экскурсии

    Организация экскурсий всегда содержит следующие элементы:

    • подготовка учителя к экскурсии;
    • подготовка учащихся;
    • работа учащихся на экскурсии;
    • беседа с учащимися;
    • проверка и оценка знаний учащихся по материалам экскурсии.
    Наряду с экскурсиями в природу существуют экскурсии в музеи, на выставки, в «океанариум» и т.д. Здесь свои особенности, т.к. их обычно проводят опытные и профессиональные экскурсоводы. Но в этом случае часто допускаются ошибка: учащиеся остаются только зрителями и слушателями, поэтому целесообразно план экскурсии составлять с методистом музея и обязательно обсудить увиденное и услышанное с учениками.

    Методика подготовки к экскурсии

    Экскурсии должны быть предусмотрены и продуманы учителем еще при составлении календарно-тематического плана. Нужно помнить следующие правила для того, чтобы экскурсия достигла своей цели:

    1. Экскурсия — не прогулка, а обязательная часть учебных занятий.
    2. Определить тему экскурсии, изучить место ее проведения, составить четкий план экскурсии.
    3. Придерживаться темы экскурсии, не отвлекаясь на случайные вопросы.
    4. Рассказывать только о том, что можно показать.
    5. Избегать длинных объяснений.
    6. Не оставлять учащихся только слушателями, а привлекать их к активной работе.
    7. Не перегружать учащихся новыми названиями.
    8. Уметь сконцентрировать внимание учащихся на нужном объекте.
    9. Уметь вовремя прекратить экскурсию.
    10. Закрепить материал экскурсии на последующих уроках.
    Каждая экскурсия органически входит в систему уроков темы, занимая определенное место в этой системе. Уроки подготавливают учащихся к экскурсии, а в экскурсии расширяют и конкретизируют знания. Только правильно организованные и строго продуманные экскурсии могут успешно решать учебно-воспитательные задачи.

    За несколько дней до экскурсии учитель определяет тему и продумывает структуру экскурсии, сопоставляя с учебным материалом, выбирает место экскурсии, определяет маршрут и проходит по нему, подбирая нужные объекты, места остановок, составляет план экскурсии, вопросы содержания и методы проведения, маршрут и объекты для наблюдений, вопросы для беседы.

    Большое значение имеет подготовка учащихся к экскурсии. Как показывает опыт, один лишь разговор о предстоящей экскурсии вызывает у учащихся радость, оживление. Они с большим интересом готовятся к ней и с нетерпением ожидают ее проведения. Поэтому, чтобы заинтересовать учащихся учебным предметом с первых дней изучении, можно провести тематические экскурсии на природу или в музей. Перед проведением экскурсии учитель может показать маршрут (особенно, если экскурсия выездная - это делается с целью ориентировки).

    Учитель должен сформировать у учащихся следующие правила поведения: отмечать, запоминать (но не рвать, не собирать), наблюдать (но не ловить), птичьи гнезда не фотографировать, не шуметь, не бегать, не лазать без надобности по деревьям, не причинять вреда. Учитель и учащиеся должны помнить о том, что многие виды растений и животных, которые 20-30 лет назад были обычными, сейчас стали редкими и исчезающими.

    Для обеспечения полного порядка на экскурсии учитель распределяет учащихся в группы по 4-5 человек, где избирают старшего, отвечающего за дисциплину.

    Заключение

    Конечно, экскурсия не должна быть сухим продолжением урока. В связи с этим в план экскурсии всегда должны быть включены элементы игры, наблюдений, эксперименты. Ведь никакой доклад, никакая беседа не могут заинтересовать так, как умело проведенная экскурсия. Конкретность наблюдаемых явлений, процессов, необходимость кратко записывать увиденное, провести сравнение, сделать соответствующие выводы, а затем применить полученные знания на уроке и в жизни-все это способствует развитию мышления и наблюдательности учащихся, заставляет задуматься над тем, что раньше проходило мимо внимания. Выполнение во время экскурсии заданий, связанных с конкретными наблюдениями, развивает у учащихся исследовательские наклонности и самостоятельность в добывании знаний. При этом они входят в тесный контакт с объектами природы, которые оказывают на них большое воспитывающее влияние: у них вырабатывается ответственность за порученное дело, умение доводить начатое дело до конца, развивается чувство коллективизма.

    На экскурсиях по биологии легко осуществить индивидуализацию обучения, применить дифференцированный подход, что позволяет учесть разносторонние интересы учащихся. Экскурсии дают большие возможности для ознакомления учащихся с научными основами охраны природы, дают возможность приобщить учащихся к труду, вооружить их умениями и навыками использования биологических закономерностей в практической деятельности.

    Приложение 1

    Методика проведения экскурсии
    (на примере экскурсии в 7-м классе)

    Самыми распространенными ботаническими экскурсиями являются экскурсии на природу по следующим темам: «Жизнь растений осенью», «Жизнь растений зимой», «…весной». Это - обширные темы, из них можно выделить конкретные подтемы, а можно оставить их общими.

    Например, в 7-ом классе, по новой программе, цветковые растения и их классификация изучаются, к сожалению, в зимний период. Но заключительную экскурсию по данному разделу можно перенести на конец учебного года, и это будет хорошим повторением пройденного материала, к тому же можно будет увидеть цветущими те растения, которые не цветут летом. При желании эту экскурсию можно провести за 2 урока. Методика проведения данной экскурсии довольно-таки проста, но учитывая, что этот раздел был изучен еще зимой, перед экскурсией обязательно (можно не целый урок) повторение, где повторяются семейства цветковых растений, их морфология, различия, сходства, разнообразие. Обязательно нужно вспомнить классификацию цветковых растений. Простота этой экскурсии в том, что цветковые растения встречаются повсюду, и, чтобы провести эту экскурсию, достаточно выйти на аллею, пришкольный участок, клумбу.

    Задача экскурсии: ознакомиться с миром цветковых растений окружающей местности, понять причину их разнообразия. Перед экскурсией проводится беседа по правилам поведения на природе, о бережном отношении к растениям. Затем учитель делит класс на звенья (группы). На этой экскурсии можно в большом разнообразии применить игровые формы. Например, уже в начале объявить конкурс на звено наблюдательных, смышленых и организованных. Затем идет организация работы.

    Задание 1:

    Учащимся предлагается сосчитать число видов растений, растущих в пришкольной зоне. Ученики дают обоснование подсчетам, пользуясь понятиями «особь», «вид», затем решают задачу, можно ли растущие на клумбе растения объединить в один отдел, класс, семейство.

    Задание 2:

    Каждое звено получает инструктивную карточку по какому-либо семейству.
    Инструктивная карточка
    1. Внимательно рассмотрите внешнее строение растений разных видов одного семейства и оформите записи в таблице.

    1. Проанализируйте записи и сделайте выводы:
    а) Чем отличаются растения разных видов данного семейства?
    б) Какие признаки являются общими для растений данного семейства?
    в) Чем объяснить сходство в строении растений?
    г) К какому классу и типу относятся растения данного семейства?

    Задание 3.

    Обследовать пришкольную зону, найти растения семейства, данного каждому звену, изучить особенности их внешнего строения и данные внести в таблицу (перед выполнением задания учитель проводит инструктаж по заполнению таблицы).
    Видовое название Особенности внешнего строения листьев
    цветков (формула) плодов (тип)

    При подведении итогов по этим заданиям каждое звено называет число видов растений семейства и общую характеристику.

    Здесь можно провести игру «Отгадай растение» : раздаются карточки с описанием растения, которые встретились каждому звену, учащиеся должны вспомнить, где они увидели это растение и его название.

    Примеры карточек:

    Карточка №1. Травянистое растение, листья очередные, с трилистниками. Цветы одиночные, неправильные. Венчик небольшой, окружен в белый или желтый цвет. Корни нитевидные.

    Обобщая результаты, учитель предлагает учащимися 2 вопроса: «Какими общими чертами строения характеризуются растения каждого семейства?», «Чем объяснить эти сходства?».

    Причины сходства и различий учащиеся находят с трудом, но наводящие рассуждения учителя облегчают этот путь.

    Второй этап экскурсии - изучение придорожных растений. Учащимся предлагается сравнить подорожник и одуванчик, растущие у дороги, устанавливаются сходство в строении стебля и расположении листьев. В поисках причин данного явления учащиеся обращаются к условиям жизни растений у дороги и отличают роль вытаптывания как постоянно действующего доктора. Обсуждается значение укороченного стебля, расположение листьев розеткой и утолщение жилок на листьях для выживаемости особей придорожных растений и для сохранения вида.

    Учитель предлагает учащимся сравнить подорожник большой и одуванчик лекарственный, выросшие у дороги, с особями, растущими в стороне от дороги, и охарактеризовать условия их жизни. В результате учащиеся делают вывод о влиянии местообитания на внешний вид растения.

    Учитель предлагает определить, к каким классам цветковых растений относятся подорожник и одуванчик. Учащиеся правильно классифицируют одуванчик и ошибаются с подорожником (так как у подорожника дуговое жилкование листьев, но семя с двумя семядолями). Учитель объясняет, что дуговое жилкование - есть приспособительная особенность, результат влияния вытаптывания. В результате эволюции жилки приобрели дуговое направление и утолщались, что значительно повысило упругость листа.

    Демонстрируются другие придорожные растения, рассказ учителя о соответствии их строения условиям жизни. Учащиеся находят черты приспособленности у гусиной лапки, клевера ползучего, ромашки пахучей.

    Затем устраивается небольшой отдых, который посвящается закреплению увиденного. Здесь можно предложить игру: «Вспомни увиденное». Ведущий задает вопросы играющим о том, что они видели на пройденном пути. Кто быстрее и правильнее дает ответы, тот выигрывает. Можно предложить другую игру: «Будь внимателен». Играющие становятся в круг, и ведущий дает каждому название растения. Затем ведущий называет растение и говорит, где оно растет. Если он правильно сказал, то ведущий должен сказать «да»,а если неправильно-«нет». Выигрывает тот, кто без ошибок ответил на все вопросы ведущего.

    Учитель ведет класс на пустырь, где учащиеся наблюдают лопух большой, чертополохи, крапиву двудомную и др. и отвечают на вопросы: почему лопух вытесняет другие растения? Почему животные и человек обходят растения пустырей?

    Почему животные не поедают эти растения? Чем отличаются растения пустырей от придорожных растений? Какие приспособления выработались у этих растений?

    Учащиеся определяют, к какому семейству принадлежат встреченные растения. Проводится беседа о практическом значении этих растений.

    Вернувшись к школе, ученики изучают сорные растения на пришкольном участке.

    Задание 4

    С помощью копалки удаляются сорняки участка, указанного учителем. Распределяют на 3 группы (с помощью учителя): многолетние, двулетние, однолетние. Заполняется таблица:
    № особенности внешнего строения органов Меры борьбы Семейство Видовое название
    надземных
    подземных
    Учитель проводит беседу с учащимися, дополняет ответы и рассказывает о биологии наиболее злостных сорняков.

    Завершается экскурсия итоговой обобщающей беседой. Также можно провести игру «Поставь на свое место». Цель игры - как ученики запомнили различают плодовые, декоративные, сорные, овощные растения. Для этого учащимся раздают карточки с названиями растений в произвольном порядке. Учащиеся должны сгруппировать их в 4 колонки: плод, сорняки, декоративные, овощные.

    По результатам экскурсии ученики оформляют 4 карточки с описанием растений, увиденных в процессе работы.

    Приложение 2 (игры, которые можно использовать на экскурсии)

    1. «Ботаническая эстафета»: играющие садятся в круг, ведущий объявляет, что все участники игры, начиная с первого, должны назвать по одному растению, причем каждое следующее слово начинается с последней буквы предыдущего слова. Можно видоизменить эту игру, прибавив к названию растения место, где оно растет.
    2. Подобным образом можно провести «Зоологическую эстафету».
    3. «Проверь свою наблюдательность»: на экскурсии руководитель выбирает наиболее интересный уголок природы и предлагает ученикам внимательно рассмотреть его, затем повернуться в противоположную сторону,и рассказать о том, что он запомнил.
    4. «Птичьи силуэты»: для этой игры заготавливаются не сколько карточек с симметричным изображением птиц. Ведущий показывает силуэты птиц,а участники должны правильно определить их принадлежность.
    5. «Учись различать запахи»: подбираются душистые листья или плоды, веточки, грибы, лук. По запаху определяется растение.
    6. «Что знаешь и чего не знаешь»: подготовить несколько рисунков с изображением животных в несвойственных для них условиях. Объяснить ошибки.
    7. «Инвентаризация»: подсчитать видовое разнообразие определенного участка.
    8. «Отгадай растение»: раздаются карточки с описанием растений,а учащиеся по признакам должны определить о каком растении идет речь.
    9. «Вспомни увиденное»: задаются вопросы об увиденных по пути растениях и животных. Кто быстрее и правильнее даст ответ, тот выигрывает.
    10. «Будь внимателен»: ведущий каждому дает название растения и говорит, где оно растет. Если он сказал правильно, то играющий должен сказать «да»,а если неправильно-«нет». Выигрывает тот, кто без ошибок ответил на все вопросы ведущего.
    Список использованной литературы:

    1. Бастракова Т.А., Жарких А.В. «Летняя экскурсия в лес», Казань «КГУ»,1981 г.
    2. Дмитриев Ю.Д. «Занимательная биология»:М. «Дрофа» 1996 г.
    3. Петросова Р., Рохлов В., Теремов А. «Занимательная ботаника»:М. «AST пресс»,1998 г.
    4. Тетюрев В.А. «Рассказы о наблюдениях в природе»:М. «Просвещение»,1971 г.
    5. Трайтак Д.И. «Как сделать интересной внеклассную работу по биологии», М. «Просвещение»,1971 г.

    Очень часто возникают трудности при составлении плана и заданий экскурсий, связанные с особенностями местоности своего региона. Предлагаю цикл экскурсий, расчитанных на степную зону Краснодраского края. Данные экскурсии можно полноценно провести на территории любого школьного двора или ближайшем сквере.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Цикл экскурсий на уроках биологии в 6 классе

    Экскурсия № 1

    Тема:

    Цель:

    Задачи:

    Задание

    1. Этап – Разработка экскурсии
    1. Постановка цели и задач
    1. Этап – Проведение экскурсии
    1. Этап – Рефлексия

    Экскурсия № 2

    Задание

    1. Этап – Разработка экскурсии
    1. Постановка цели и задач
    2. Разработка маршрута экскурсии
    1. Этап – Проведение экскурсии
    1. Организационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе.
    2. Выдать учащимся карточки – задания.
    3. Проведение экскурсии – Движение по маршруту

    Опять погода стужей дышит,

    Зато на окнах, сквозь лучи,

    Мороз опять узоры пишет

    Своей серебряной парчи.

    4. Поведение итогов экскурсии. Обобщение увиденного. Выводы.

    1. Этап – Рефлексия
    1. Несколько учеников зачитывают свои отчеты (все сдают на проверку)

    Экскурсия № 3

    Задание

    Душистый колос

    Птичья гречиха, спорыш

    Ежа сборная

    Клевер ползучий (белый)

    Подорожник большой

    Ромашка пахучая

    4. Оформите гербарии растений, собранных на экскурсии.

    5. Подберите загадки о нескольких из собранных вами растений.

    1. Этап – Разработка экскурсии
    1. Постановка цели и задач
    2. Разработка маршрута экскурсии
    1. Этап – Проведение экскурсии
    1. Организационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе.
    2. Объяснить требования к выполнению отчета по проведенной экскурсии
    3. Проведение экскурсии – Движение по маршруту

    6. Поведение итогов экскурсии. Обобщение увиденного. Выводы.

    1. Этап – Рефлексия

    Рассматриваем приготовленные учениками гербарии. Выбираем наиболее удачные и составляем общую папку «Растения степной зоны Краснодарского края, произрастающие в школьном парке»

    Учащиеся загадывают друг другу приготовленные загадки.

    Экскурсия № 4

    Тема:

    Природное сообщество и человек

    Цель:

    Познакомить учащихся со структурой природного сообщества и отразить роль человека в жизни биологических систем.

    Задачи:

    Задание

    1. Этап – Разработка экскурсии
    1. Постановка цели и задач
    2. Разработка маршрута экскурсии
    1. Этап – Проведение экскурсии
    1. Организационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе.
    2. Выдать учащимся карточки – задания.
    3. Объяснить требования к выполнению отчета по проведенной экскурсии
    4. Проведение экскурсии – Движение по маршруту
    1. Какие деревья произрастают в данном сообществе?
    2. Перечислить названия кустарников.
    3. Какие травянистые растения встречаются в данном сообществе?
    4. Какие споровые растения обитают в данном сообществе (мхи, лишайники, возможно грибы)?
    5. Какие организмы симбионты есть в данном биоценозе?
    6. Встречаются ли в этом сообществе редкие и охраняемые растения?
    1. Что растет у самой земли?
    1. Поведение итогов экскурсии. Обобщение увиденного. Выводы.
    1. Этап – Рефлексия
    1. Несколько учеников зачитывают свои отчеты (все сдают на проверку)

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Экскурсии на уроках биологии Учитель биологии МОУ СОШ № 3 Марина Е.В.

    6 класс Экскурсия № 1 Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных Экскурсия №2 Зимние явления в жизни растений Экскурсия № 3 Мир растений малой Родины Экскурсия № 4 Природное сообщество и человек

    Золотистою долиной Ты уходишь, нем и дик. Тает в небе журавлиный Удаляющийся крик. Замер, кажется в зените Грустный голос, долгий звук. Бесконечно тянет нити Торжествующий паук. А.Блок Экскурсия № 1 Тема: Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных. Цель: Показать многообразие живых организмов на примере школьного парка, осенние явления в жизни растений и животных в климатических условиях Краснодарского края Задачи: Научить проводить фенологические наблюдения, выделять сезонные изменения в природе, жизни растений, наблюдать связь растений и животных с окружающей средой; Показать многообразие растений и животных; Воспитывать бережное отношение к природе

    Задание Какие растения вам встретились? Какие изменилась их жизнь с наступлением осени? Выясните, у каких растений листья опадают раньше, а у каких позже. В чем особенность листопада у различных растений? Рассмотрите, найденные во время экскурсии плоды и семена. Выделите особенности их строения и способы распространения. Какие животные вам встретились? Как изменилась их жизнь с наступлением осени?

    Экскурсия № 2 Тема: Зимние явления в жизни растений Цель: Выявить изменения в жизни растений, связанные с наступлением зимы на примере растений школьного парка. Задачи: Показать на конкретных примерах взаимосвязь организма со средой; определит влияние факторов среды на рост и развитие растений; развивать умения учащихся проводить самостоятельные наблюдения в природе; проводить работу по эстетическому и экологическому воспитанию учащихся.

    «Тихо падают белые снежинки, это бесшумное движение белых мыслей вдоль неподвижного. Какие собраны сюда блаженства!» М.Пришвин Задание Назовите деревья и кустарники, рассмотренные вами во время экскурсии. Опишите форму кроны березы, липы, дуба. Опишите особенности коры различных деревьев: тополя, березы, дуба. Зарисуйте побеги клена, каштана, тополя, дуба. Обратите внимание на расположение почек на стебле. Отметьте в чем их приспособленность к перезимовке. Назовите увиденные вами вечнозеленые растения. Отметьте приспособленность этих растений к зимним температурам. Подберите наиболее понравившееся вам стихотворение, загадку или пословицу о зимней природе.

    Экскурсия № 3 Тема: Мир растений малой Родины Цель: Начать знакомство учащихся с растительным миром Краснодарского края на примере школьного парка Задачи: Познакомит учащихся с видовым разнообразием растений школьного парка; научить отличать некоторые виды растений, произрастающие на Кубани и характерные для данного региона; научить делать гербарии травянистых растений и листьев деревьев; воспитывать у учащихся бережное отношение к природе родного края.

    Спокойно небо голубое; Одно в бездонной глубине Сияет солнце золотое Над степью в радужном огне; Горячий ветер наклоняет Траву волнистую к земле, И даль в полупрозрачной мгле, Как в млечном море, утопает; И над душистою травой, Палящим солнцем разреженный, Струится воздух благовонный Неосязаемой волной. Экскурсия № 4 Тема: Природное сообщество и человек Цель: Познакомить учащихся со структурой природного сообщества и отразить роль человека в жизни биологических систем. Задачи: Познакомить учащихся с местными растительными сообществами, их видовым разнообразием; Закрепить знания о взаимосвязи растений с условиями внешней среды; Познакомить с многообразием дикорастущих растений, их приспособленностью к обитанию в сообществе; Показать влияние деятельности человека на растения сообщества.

    Задание 1. Опишите сообщество школьного парка по плану: 1) Какие деревья произрастают в данном сообществе? 2)Перечислить названия кустарников. 3) Какие травянистые растения встречаются в данном сообществе? 4) Какие споровые растения обитают в данном сообществе (мхи, лишайники, возможно грибы)? 5) Какие организмы симбионты есть в данном биоценозе? 6) Встречаются ли в этом сообществе редкие и охраняемые растения? 2. Составьте природоохранную памятку «Как вести себя во время пребывания на природе»

    Предварительный просмотр:

    6 класс

    Экскурсия № 1

    Тема:

    Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

    Цель:

    Показать многообразие живых организмов на примере школьного парка, осенние явления в жизни растений и животных в климатических условиях Краснодарского края

    Задачи:

    1. Научить проводить фенологические наблюдения, выделять сезонные изменения в природе, жизни растений, наблюдать связь растений и животных с окружающей средой;
    2. Показать многообразие растений и животных;
    3. Воспитывать бережное отношение к природе

    Задание

    1. Какие растения вам встретились? Какие изменилась их жизнь с наступлением осени?
    2. Выясните, у каких растений листья опадают раньше, а у каких позже. В чем особенность листопада у различных растений?
    3. Рассмотрите, найденные во время экскурсии плоды и семена. Выделите особенности их строения и способы распространения.
    4. Какие животные вам встретились? Как изменилась их жизнь с наступлением осени?
    1. Этап – Разработка экскурсии
    1. Постановка цели и задач
    2. Разработка маршрута экскурсии
    1. Этап – Проведение экскурсии
    1. Организационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе.
    2. Выдать учащимся карточки – задания. Объяснить требования к выполнению отчеты по проведенной экскурсии
    3. Проведение экскурсии – Движение по маршруту
    1. Учащиеся с учителем выходят в школьный парк. При помощи учителя дети делают вывод о смене времен года, описывают погодные изменения, связанные с этим временем года. Называют приметы, по которым смогли определить наступление осени.
    2. Осмотреть территорию школьного парка. Обратить внимание на разнообразие растительных форм: деревья, кустарники, травянистые растения. Дети при помощи учителя называют известные им виды растений. Обратить внимание на отличия хвойных и лиственных растений.
    3. Проанализировать протекания листопада у различных растений. Рассмотреть листья. Сравнить листья деревьев, их размер, окраску.
    4. Дети собирают плоды и семена. Определяют их видовую принадлежность. Вместе с учителем описать особенности их строения и распространения.
    5. Обратить внимание учащихся на животных, встречающихся на маршруте. Обсудить чем они заняты. Как изменилась их жизнь с наступлением осени?
    1. Поведение итогов экскурсии. Обобщение увиденного. Выводы.
    1. Этап – Рефлексия
    1. Несколько учеников зачитывают свои отчеты (все сдают на проверку)
    2. Обсуждение представленных творческих работ.
    3. Обратить внимание на стенд «Фенологический календарь». Сделать вывод о фенологических изменениях в жизни растений и животных, обратив особое внимание на климатические условия Краснодарского края.

    Предварительный просмотр:

    6 класс

    Экскурсия № 2

    Задание

    1. Назовите деревья и кустарники, рассмотренные вами во время экскурсии.
    2. Опишите форму кроны березы, липы, дуба.
    3. Опишите особенности коры различных деревьев: тополя, березы, дуба.
    4. Зарисуйте побеги клена, каштана, тополя, дуба. Обратите внимание на расположение почек на стебле. Отметьте в чем их приспособленность к перезимовке.
    5. Назовите увиденные вами вечнозеленые растения. Отметьте приспособленность этих растений к зимним температурам.
    6. Подберите наиболее понравившееся вам стихотворение, загадку или пословицу о зимней природе.
    1. Этап – Разработка экскурсии
    1. Постановка цели и задач
    2. Разработка маршрута экскурсии
    1. Этап – Проведение экскурсии
    1. Организационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе.
    2. Проведение экскурсии – Движение по маршруту
    1. Предложить детям посмотреть вокруг и рассказать, в чем проявляется зимняя красота в природе. По каким климатическим изменениям мы узнаем о наступление зимы? В чем особенность этого времени года в нашем регионе? Какие видимые изменения произошли в жизни растений?

    Опять погода стужей дышит,

    Зато на окнах, сквозь лучи,

    Мороз опять узоры пишет

    Своей серебряной парчи.

    1. Предложить детям определить, по каким признакам мы можем узнать деревья, когда с них опали все листья. Рассмотреть особенности кроны березы, липы, дуба.

    У березы боковые побеги многократно ветвятся. Однолетние побеги тонкие и обычно свисают вниз, поэтому береза принимает своеобразную поникшую форму. У липы боковые побеги отходят от ствола под углом вниз, а на концах ветви приподнимаются. Такое ветвление придает кроне липы овальную форму. У дуба форма кроны округлая, раскидистая, что также зависит от расположения боковых ветвей.

    1. Рассмотреть кору деревьев. Отметить, что по цвету и структуре коры тоже можно «узнать» дерево.

    У дуба кора темная, почти черная, но с глубокими трещинами – бороздами. У тополя кора молодых веток серо-зеленая, а на более старом стволе – серо-бурая. Кору березы каждый из нас знает с самого детства. Белая, слоящаяся с глубокими черными бороздами.

    1. Рассмотреть с учащимися побеги деревьев, предоставив им возможность самостоятельно называть цвет побегов, расположение почек на стебле, наличие и особенности строения почечных чешуек (дети делают записи и наброски в блокноты).
    2. Рассмотреть вечнозеленые растения: Ель обыкновенная, Голубая ель. В чем их отличия. Обсудит на примере данных деревьев приспособленность хвойных растений к погодным условиям зимы.
    1. Поведение итогов экскурсии. Обобщение увиденного. Выводы.
    1. Этап – Рефлексия
    1. Несколько учеников зачитывают свои отчеты (все сдают на проверку)
    2. Сравниванием свои наблюдения с «Фенологическим календарем»
    3. Слушаем выступления учащихся: стихи, пословицы, загадки о зимней природе. Делаем вывод об особенностях зимнего времени года в Краснодарском крае.

    Предварительный просмотр:

    6 класс

    Экскурсия № 3

    Задание

    1. Перечислите рассмотренные вами на экскурсии растения.
    2. Какие деревья растут в школьном парке? Изготовьте гербарий коллекции листьев различных деревьев.
    3. Определите при помощи рисунков и собственного опыта, собранные вами растения, если найденного вами растения нет на этом рисунке, воспользуйтесь справочником-определителем или помощью учителя.

      Ежа сборная

      Клевер ползучий (белый)

      Подорожник большой

      Ромашка пахучая

      1. Оформите гербарии растений, собранных на экскурсии.
      2. Подберите загадки о нескольких из собранных вами растений.
      1. Этап – Разработка экскурсии
      1. Постановка цели и задач
      2. Разработка маршрута экскурсии
      1. Этап – Проведение экскурсии
      1. Организационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе.
      2. Выдать учащимся карточки – задания.
      3. Объяснить требования к выполнению отчета по проведенной экскурсии
      4. Рассказать учащимся о правилах изготовления гербариев травянистых растений и листьев деревьев.
      5. Проведение экскурсии – Движение по маршруту
      1. Вступительное слово учителя посвящено климатическим особенностям стеной зоны Краснодарского края.
      2. Рассматриваем вместе с учащимися деревья школьного парка. Дети их называют и собирают листья для гербария.
      3. Предложить детям внимательно рассмотреть травянистые растения школьного парка. Помочь детям определить их видовую принадлежность и собрать материал для гербария.
      1. Поведение итогов экскурсии. Обобщение увиденного. Выводы.

      Основную часть территории Краснодарского края занимает степная зона. Большинство растений, представленных в школьном парке, являются типичными представителями степи.

      Задачи:

      1. Познакомить учащихся с местными растительными сообществами, их видовым разнообразием;
      2. Закрепить знания о взаимосвязи растений с условиями внешней среды;
      3. Познакомить с многообразием дикорастущих растений, их приспособленностью к обитанию в сообществе;
      4. Показать влияние деятельности человека на растения сообщества.

      Задание

      1. Опишите сообщество школьного парка по плану:
      1. Какие деревья произрастают в данном сообществе?
      2. Перечислить названия кустарников.
      3. Какие травянистые растения встречаются в данном сообществе?
      4. Какие споровые растения обитают в данном сообществе (мхи, лишайники, возможно грибы)?
      5. Какие организмы симбионты есть в данном биоценозе?
      6. Встречаются ли в этом сообществе редкие и охраняемые растения?
      1. Составьте природоохранную памятку «Как вести себя во время пребывания на природе»
      1. Этап – Разработка экскурсии
      1. Постановка цели и задач
      2. Разработка маршрута экскурсии
      1. Этап – Проведение экскурсии
      1. Организационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе.
      2. Выдать учащимся карточки – задания.
      3. Объяснить требования к выполнению отчета по проведенной экскурсии
      4. Проведение экскурсии – Движение по маршруту
      1. Обратить внимание учащихся на изменения, произошедшие с деревьями, кустарниками, травами. Рассмотреть вместе с детьми цветущие растения, предложить назвать их.
      2. Предложить детям объяснить, как осуществляется рост, питание, цветение этих растений.
      3. Изучение сообществ происходит по плану:
      1. Какие деревья произрастают в данном сообществе?
      2. Перечислить названия кустарников.
      3. Какие травянистые растения встречаются в данном сообществе?
      4. Какие споровые растения обитают в данном сообществе (мхи, лишайники, возможно грибы)?
      5. Какие организмы симбионты есть в данном биоценозе?
      6. Встречаются ли в этом сообществе редкие и охраняемые растения?
      1. Совместно с учащимися разработать положения природоохранной памятки «Как вести себя во время пребывания на природе».
      2. Беседа предложенным учителем вопросам:
      1. Как бы вы назвали данное растительное сообщество и почему? (уточнить название фитоценоза, используя принцип: название экосистемы определяет господствующая растительность местности)
      2. Определить, к какому типу относится почка данного участка. Есть ли взаимосвязь между типами почвы и растительностью?
      3. Какие породы деревьев произрастают в сообществе?
      4. Есть ли кустарники, как они расположены относительно деревьев?
      5. Что растет у самой земли?
      6. В чем причина именно такого расположения растений в фитоценозе?
      1. Поведение итогов экскурсии. Обобщение увиденного. Выводы.

      Мы сегодня наблюдали жизнь растений в фитоценозе. А что должен делать человек, чтобы не мешать жизни растений в растительных сообществах? К чему может привести неконтролируемая деятельность человека в фитоценозах?

      1. Этап – Рефлексия
      1. Несколько учеников зачитывают свои отчеты (все сдают на проверку)
      2. Выбираем самую полную природоохранную памятку «Как вести себя во время пребывания на природе» и закрепляем ее на стенде.
      3. Совместно с учащимися сделать вывод о влиянии человека на жизнь биоценозов.

      Преподавание биологии успешно только в том случае, если работа учителя с учащимися во всех ее формах представляет собой целенаправленную систему обучения и воспитания, развивающую в единстве биологические понятия, диалектико-материалистическое мировоззрение, мышление и навыки самостоятельной практической работы.

      В школе обучение и воспитание учащихся осуществляется в определенных формах организации учебной работы.

      Форма преподавания – это организация учебно-познавательной деятельности учащихся, соответствующая различным условиям проведения (в классе, в природе и т.п.), используемая учителем в процессе воспитывающего обучения.

      В настоящее время в методике и школьной практике принята система форм организации учебной работы с учащимися по биологии: уроки и связанные с ними обязательные экскурсии, домашние работы, обязательные внеурочные работы (в уголке живой природы, на учебно-опытном участке и в природе) и необязательные внеклассные занятия (индивидуальные, кружковые и массовые) .

      В методически правильно организованном процессе преподавания все формы обучения взаимосвязаны с основной формой – уроком, помогая развивать биологические понятия, мировоззрение, мышление и практические умения.

      Экскурсия (от лат. excursio - прогулка, поездка) - коллективное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т.п.; поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью.

      Учебная экскурсия - это проведение учебного занятия в условиях производства, природы, музея с целью наблюдения и изучения учащимися различных объектов и явлений действительности. Отсюда характерный признак занятия: изучение объектов связано с передвижением учащихся, с их мышечными усилиями. Являясь самостоятельной формой обучения, экскурсия входит важной составной частью в систему учебно-воспитательной работы в современной школе и вносит свой весомый вклад в формирование всесторонне развитой личности.

      Перед экскурсиями ставятся такие задачи: обогащать знания учащихся (на основе непосредственного восприятия, накопления наглядных представлений и фактов); устанавливать связи теорий с практикой, с жизненными явлениями и процессами; любовь к природе; развивать творческие способности учащихся, их самостоятельность, организованность в учебном труде, чувства коллективизма и взаимопомощи; обогащать эстетические чувства; развивать наблюдательность, память, мышление, эмоции; активизировать познавательную и практическую деятельность; воспитывать положительное отношение к учению.

      В зависимости от типа, содержания и метода проведения экскурсии, возраста учащихся, местных условий и вида передвижения в состав экскурсионной группы может входить от десяти до сорока учеников.

      Длительность учебной экскурсии (от 40 до 90 минут) определяется в зависимости от учебных задач, конкретных условий проведения, возраста учащихся. Каждая экскурсия связана с учебным материалом разных предметов .

      Практика показывает, что экскурсии помогают ученикам охватить содержание обучения широко, всесторонне, увидеть взаимосвязь изучаемых на уроках законов физики и химии, физики и биологии, истории и географии, поэтому учебная экскурсия в большей степени, чем какая-либо другая форма обучения, способствует реализации межпредметных связей.

      На экскурсии учащиеся не только усваивают новые знания или углубляют, расширяют имеющиеся, но и приобретают умения и навыки их применения.

      Например, проводя на местности измерения и вычисления площадей, расстояний к отдаленным предметам и высоты деревьев способами «полевой геометрии», учащиеся учатся применять законы геометрии на практике, пользоваться простейшими приспособлениями и приборами, делать зарисовки, записи наблюдений, фотографировать, собирать тематические коллекции, работать с картой местности.

      Экскурсия дает широкие возможности для более полного, комплексного использования методов обучения (и в первую очередь проблемных). Любая экскурсия предоставляет учителю возможность изучить своих воспитанников.

      Известно, что в естественной и непринужденной обстановке быстрее проявляются те качества личности, которые не сразу и не всегда можно выявить в условиях урока.

      Экскурсия обогащает знаниями и самого учителя, приобщая его к сфере материального производства, к людям труда, знакомя с современной технологией и техникой производства.

      Школьная экскурсия - сложная форма учебно-воспитательного процесса.

      Сложность организации и проведения экскурсии, значительные отличия ее от урока, необходимость специальной подготовки экскурсии нередко отпугивает учителей от этой эффективной формы обучения.

      Высокая результативность экскурсии, решение поставленных познавательных и педагогических задач в большой мере зависят от личности учителя, его организаторских способностей, педагогического такта, умения владеть вниманием ребят.

      Важнейшее назначение учебных экскурсий заключается в выявлении жизненности и актуальности учебного материала, в закреплении и конкретизации знаний, полученных на уроках, в применении знаний и умений на практике. Наглядность - существеннейший признак учебной экскурсии: удельный вес зрительной и слуховой наглядности в получении информации на экскурсии составляет более 70 процентов. Благодаря наглядности учащиеся быстрее усваивают знания, которые затем на уроках и других учебных занятиях становятся опорным фактическим материалом при восприятии новой темы, при обобщении и формировании соответствующих выводов. Экскурсионные наблюдения используются также для проверки, исправления, уточнения уже имеющихся у школьников знаний и представлений, для обогащения их новыми конкретными данными. Так, на экскурсии на промышленное или сельскохозяйственное предприятие происходит наглядное знакомство с практической деятельностью людей, с непосредственным использованием научных знаний, основы которых изучаются в школе, формируются представления о производственных процессах, организации производства, отношениях в коллективе. На экскурсиях по историческим местам осуществляется связь исторических, обществоведческих и экономических знаний с данными о современной, жизни села, города, республики, страны, учащиеся знакомятся с реальной народнохозяйственной практикой и задачами на будущее, что способствует формированию их коммунистического мировоззрения. Наблюдая и познавая явления общественной жизни, школьники сами готовятся к активному участию в различных сферах общественно полезной деятельности .

      Школьники должны быть осведомлены о развитии и достижениях современной науки. В доступной форме на уроках, факультативах, в кружках учащиеся знакомятся с важнейшими научными открытиями. Но даже просмотр научно- популярного фильма или специальной телепередачи не оказывает на учащихся такого влияния, как полное впечатлений непосредственное соприкосновение с научной деятельностью в научно-исследовательском институте, на агробиостанции или в лаборатории.

      Нередко на экскурсиях школьники выполняют простые исследования: изучают почву или листья методом химического анализа, проводят метеорологические или фенологические наблюдения, собирают материалы по истории родного края. При этом они используют методы научного исследования, приобщаются к научной деятельности.

      Во время экскурсии учащиеся переносят знания в новую ситуацию, открывают для себя новые способы решения познавательных задач. Например, на экскурсии по изучению геологического строения местности школьники находят в овраге небольшого размера обкатанный кусок породы. Учащиеся знают, что камень становится гладким под воздействием воды и перекатывания. По степени обработанности его поверхности можно определить путь обломков от места залегания коренной породы и найти это место.

      СОДЕРЖАНИЕ
      ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………2
      1.ЭКСКУРСИЯ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА………………………………………………………… ………4
      1.1. ЭКСКУРСИИ, РЕКОМЕНДОВАННЫЕ В УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ (на примере учебной программы В.В. Пасечника) ..6

      1.2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСКУРСИИ …………………………………… 7

      1.3 КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСКУРСИЙ ……………………………….12
      1.4 МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСКУРСИИ ……………………………………..13
      1.5 ДЕМОНСТРАЦИЯ ОБЪЕКТОВ НА биологической ЭКСКУРСИИ……………...13

      2. ТРУДНОСТИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭКСКУРСИИ …………………………………………………… ………….15

      ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………. 16
      ВЫВОДЫ……………………………………………………………… …… 25
      СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….. 27

      ВВЕДЕНИЕ
      Воспитание компетентного человека в биологии не может быть осуществлено, если преподавание ограничивается только рамками школьных учебников. Как бы ни был увлекателен и интересен рассказ учителя, мир во всем его многообразии открывается перед глазами школьника лишь тогда, когда он ощутит его в зримых наглядных проявлениях.
      Биология как предмет призвана вооружить учащихся систематизированными знаниями о разнообразных проявлениях живой природы. Решить эти сложные задачи невозможно без ознакомления учащихся с живыми объектами непосредственно в условиях их естественного окружения. Для этого учитель использует одну из важнейших форм учебно-воспитательного процесса – экскурсию. Экскурсии воспитывают учеников в иной, отличной от школьной, обстановке и в процессе необычной познавательной деятельности.
      Практическое и методическое обоснование экскурсий по биологии разработал А. Я. Герд еще в 19 веке. Он указывал на необходимость взаимосвязи урока с экскурсией, так как только в природе есть возможность привлечь внимание учащихся к тем явлениям, изучение которых изучение которых малодоступно в классе.
      В настоящее время учитель располагает многообразными педагогическими средствами, которые помогают осуществлять связь школьной программы с жизнью. В системе учебно-воспитательного процесса школы одно из ведущих мест в биологическом образовании занимает краеведческая работа. Новые учебные программы по природоведению и естествознанию расширили возможности использования многообразия форм, методов краеведческой работы. Сухомлинский В.А. в своей книге «Сердце отдаю детям» писал, что для ребенка Родина начинается с куска хлеба и нивы пшеницы, с лесной опушки и голубого неба над маленьким прудом, с экскурсий в поле, лес, на берег реки, в соседние села. Задача педагога - постепенно расширять кругозор ребенка, воспитывать у него чувство гордости за свою Родину.
      Актуальность курсовой работы определяется рядом существующих противоречий:
      - преобладанием у учащихся биологических знаний и недостаточным развитием биологических практических умений и навыков;
      - малым объемом экскурсионных занятий в учебных программах и реальной необходимостью их увеличения для более успешного осуществления процесса обучения и развития учащихся.
      Объект курсовой работы - методика и организация проведения биологических экскурсий.
      Предмет курсовой работы - учебная экскурсия как форма организации обучения биологии.
      Цель курсовой работы: изучение методики организации и проведения экскурсий в рамках школьной программы по биологии.
      Соответственно цели были определены задачи курсовой работы:

        рассмотреть экскурсию как форму организации образовательного процесса;
        изучить организацию и методику проведения биологической (зоологической) экскурсии.
      4

      >1.ЭКСКУРСИЯ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
      Сам термин «экскурсия» произошёл от латинского слова excurro (экскурро), что значит «выбегаю». Следовательно, само название экскурсии указывает на одну из существенных черт этой формы организации учебной работы, а именно - выведение учащихся за пределы школы к изучаемому объекту.
      Школьная экскурсия – форма учебно-воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимой вне школы с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту в их естественной среде или искусственно созданных условиях, по выбору учителя и по темам, связанным с программой. Это определение, данное Н. М Верзилиным и В. М.Корсунской, наиболее полно отражает специфику экскурсии как учебно-организационной формы обучения.
      Когда в экскурсии принимает участие весь класс и материал экскурсии тесно связан с программой естествознания и природоведения, она становится обязательной формой обучения. В этом случае она входит в систему уроков и является важной частью учебного процесса. Также экскурсия может быть формой внеклассной работы, если проводится с группой наиболее заинтересованных детей.
      Экскурсии входят в систему уроков по темам учебных курсов с 6 по 11 класс. Поэтому учитель заранее в перспективном плане определяет сроки проведения экскурсий, а на соответствующих уроках перед экскурсиями создаёт ситуацию необходимости ознакомления с данными явлениями непосредственно с самой природе. Учитель так же предусматривает и обратную связь – включение материалов экскурсии в последующие уроки, рекомендует учащимся вспомнить то, что видели и узнали на экскурсии, использует на практических работах и в качестве демонстрационного материала природные объекты, собранные во время экскурсии.
      Кроме познавательного значения экскурсия имеет большой образовательный потенциал. На экскурсиях школьники, воспринимают объекты в естественных условиях, а так же природные запахи, звуки, краски, обучаются видеть, чувствовать прекрасное в окружающей их природе, у них формируется ответственное отношение и любовь к природе, к родине. Наблюдение природных объектов в их естественных условиях позволяет учащимся их познавать, привлекая знания из разных дисциплин. Это способствует формированию у детей целостной картины мира.
      На экскурсиях собирается материал, который будет нужен в классе, для внеурочных работ и на внеклассных занятиях. При этом приобретаются навыки сбора растений, работы на учебно-опытном участке, навыки коллекционирования и гербаризации.
      Экскурсии могут быть ботаническими, зоологическими, общебиологическими, экологическими и комплексными с учётом учебного содержания отдельных курсов биологии.
      Программа по биологии предусматривает экскурсии для каждого учебного курса с 6 по 11 класс и рекомендует тематику программных экскурсий в природу, музеи и на различные производственные предприятия за счёт времени отводимого на изучение соответствующих тем курса, но экскурсии могут быть и внепрограммными.
      При планировании экскурсий учитель учитывает местные природные объекты и условия, а также тесную взаимосвязь с материалами, изучаемыми по темам каждого учебного курса биологии. Нередко в программе называют несколько тем экскурсий, чтобы учитель имел возможность провести любую из них по выбору. Они направлены на изучение как отдельных видов, уникальных объектов и явлений, так и на изучение природных сообществ. Экскурсии могут быть организованы по школьному учебно-опытному участку (на пришкольную территорию), на сельскохозяйственное производство (в тепличное хозяйство, на ферму), в научно-исследовательский институт, в ботанический сад, парк и пр.
      1.1.ЭКСКУРСИИ, РЕКОМЕНДОВАННЫЕ В УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ (на примере учебной программы В.В. Пасечника)
      ЭКСКУРСИИ В ПРОГРАММЕ 6 КЛАССА
      Мир растений вокруг нас. Осенние явления в жизни растений. Жизнь растений зимой. Деревья и кустарники в безлистном состоянии. Мир растений на подоконнике. Путешествие с домашними растениями. Встреча с представителями отделов царства растений в городском парке (или лесопарке). Весеннее пробуждение организмов царства растений. Лес (или парк) как природное сообщество. Весна в жизни природного сообщества. Жизнь растений в весенний период года.
      ЭКСКУРСИИ В ПРОГРАММЕ 7 КЛАССА
      Разнообразие животных, обитающих в условиях города. Разнообразие животных, обитающих в сельской местности. Животное население водоема. Разнообразие животных родного края. Удивительный мир животных (экскурсия в музей или зоопарк). Знакомство с птицами леса (или парка). Домашние и дикие звери (экскурсия в краеведческий музей или зоопарк). Жизнь природного сообщества весной. Весенние явления в водном природном сообществе.
      ЭКСКУРСИИ В ПРОГРАММЕ 8- 9 КЛАССОВ
      Биологическое разнообразие вокруг нас. Приспособленность организмов к среде обитания и ее относительный характер. Борьба за существование в природе. История живой природы в регионе школы (посещение местного музея краеведения с палеонтологическими коллекциями). Весна в жизни природы. Лес и водоем как природные экосистемы. Парк как пример искусственного биогеоценоза. Оценка состояния окружающей среды.
      ЭКСКУРСИИ В ПРОГРАММЕ 10- 11 КЛАССОВ
      Природная экосистема (лес, луг, водоем). Агроэкосистема (поле, сад). Антропогенное влияние на природный биогеоценоз. Посещение очистных сооружений или предприятий по переработке отходов. Способы размножения растений в природе. Многообразие сортов растений и пород животных (селекционная станция, или племенная ферма, сельскохозяйственная выставка). Посещение предприятия промышленного биотехнологического производства. Весенние явления в природе. Биологическое разнообразие живого мира. Природные и антропогенные воздействия в природе.

        2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСКУРСИИ

      Создание экскурсии – сложный процесс, требующий от организаторов экскурсионного дела больших творческих усилий. Нужно четко определить задачи экскурсии. На уроке, предшествующем экскурсии, устанавливается необходимая связь с содержанием изучаемой темы, предлагаются вопросы, которые нужно разрешить в ходе экскурсии, между учениками распределяются задания для наблюдений и по сбору материала.
      Нельзя вести экскурсию по неизвестной для учителя местности. За день-два до экскурсии учитель обязательно проходит по намеченному маршруту, так как даже за короткий промежуток времени здесь могли произойти значительные изменения, осматривает местность, намечает объекты внимания - остановки для объяснений, самостоятельных работ, сбора материала для обобщающей беседы. Разрабатывает маршрут экскурсии, места переходов, остановок и отдыха.
      Во время предварительного изучения объектов важно не только установить их количество и выбрать конкретное место для ознакомления с ними, но и обдумать методы работы на той или иной остановке. Методы должны быть разнообразными в зависимости от содержания и места экскурсии. Если учитель мало знаком с флорой и фауной данной территории, то необходимо просмотреть имеющиеся гербарии, коллекции, справочную литературу и определители растений и животных. Такая предварительная работа поможет учителю составить план проведения экскурсии.
      Школьники должны быть обеспечены соответствующим снаряжением: блокноты и карандаши для записи, ботанизирки и коробки для сбора материала, лупы, сачки, копалки и прочее оборудование, в зависимости от содержания экскурсии. Отсутствие или нехватка снаряжения приводит к тому, что часть учеников не сможет принять участия в самостоятельной работе, оставшись без дела, они могут переключиться на другой объект, не относящийся к содержанию экскурсии. Нарушается дисциплина, снижается интерес к работе, не выполняются намеченные задания. Все это отражается на ходе экскурсии и усвоении материала.
      Очень важно подготовить учащихся к экскурсии. Необходимо сосредоточить их внимание на определенных объектах, объяснить, как надо проводить их наблюдение. Предварительно учитель может ознакомить детей с маршрутом экскурсии, чтобы они могли ориентироваться на местности, и с требованиями к проведению экскурсии.
      Как для урока, так и для экскурсии учитель разрабатывает план ее проведения и составляет конспект. В них определяется следующее:
      Тема экскурсии, ее цель и задачи.
        Маршрут экскурсии. Следует заметить, что маршрут - это не путь движения школьников, а логически связанные между собой "объекты внимания", остановки для наблюдений и изучения природных предметов и явлений.
        Снаряжение экскурсии: необходимое оборудование для учителя, для самостоятельной работы школьников и для сбора природного материала; заранее заготовленные карточки с заданиями для индивидуальной или групповой деятельности детей во время экскурсии.
        Вводная беседа по теме экскурсии и распределение заданий (5 - 7 мин).
        Самостоятельная работа по заданиям (20 мин). Составление инструктивных карточек на каждую группу учащихся, или индивидуальных.
        Отчеты по выполнению заданий, обсуждение наблюдений и собранного фактического материала по теме экскурсии, их обобщение (10-15 мин).
        Итоговая беседа по теме экскурсии (3 - 5 мин).
        Осмотр территории и приведение ее в порядок.
        Общее заключение по экскурсии (в природе).
        Обработка (в классе, дома) учениками собранного (на экскурсии) материала и подготовка отчета, сообщения.
      Как рекомендует Пономарева И. Н (2003год), экскурсия не должна быть очень продолжительной и походить на урок или тем более на лекцию под открытым небом с демонстрацией природных объектов, встречающихся на пути. Содержание экскурсии должно следовать ее теме и целям.
      Экскурсия обычно начинается с введения в проблему - рассказа или беседы. Затем учитель поясняет цель и индивидуальные задания для учащихся, определяет место и время их выполнения (не более 20 мин). Задания могут быть общими для всей группы или разными для отдельных групп из двух-пяти школьников.
      Следует подчеркнуть, что непосредственное общение с природой, самостоятельное ее наблюдение каждым учеником, нахождение нужных объектов среди огромного их многообразия - оставляет у учеников неизгладимые впечатления.
      Во время самостоятельной работы учитель обходит все группы, помогает найти нужные объекты, охарактеризовать наблюдения, подготовить материал для дальнейшей его обработки после экскурсии.
      В установленное время ученики собираются вместе, чтобы обсудить проделанную работу, наблюдения и находки. Соблюдение определенной последовательности в отчетах школьников по самостоятельной работе помогает преподавателю раскрыть содержание темы экскурсии. Учитель дополняет и обобщает сообщения детей, помогает правильно разложить собранный материал для составления гербария или коллекции (личной или для школы), рекомендует животных отпустить, а растения с корнями прикопать в местах их сбора. Учитель разрешает взять некоторые растения и мелких животных (насекомые, черви) для уголка живой природы и посадки на школьном участке.
      По проведению экскурсий Б. Е. Райков дал учителю ряд полезных советов (1920). В методике обучения биологии они известны как "Десять заповедей экскурсионного дела":
        Помни, что экскурсия не прогулка, но обязательная часть учебных занятий.
        Изучи место, куда ведешь экскурсию, наметь тему и составь ее план.
        Выдерживай тему экскурсии, не отвлекайся случайными вопросами.
        Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать.
        Избегай длинных объяснений.
        Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать.
        Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут.
        Умей правильно показывать объекты и научи слушателей правильно смотреть их: всем должно быть видно.
        Не утомляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слушать.
        Закрепи экскурсию в памяти последующей проработкой материала.
      1.3 КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСКУРСИЙ
      Экскурсии по местоположению в темах учебных курсов делят на вводные по курсу или теме, обычно проводимые осенью, текущие (в течение всего учебного года) и заключительные (обобщающие и повторяющие пройденный материал), осуществляемые весной.
      Вводные экскурсии ставят целью заинтересовать учащихся поставленными вопросами, наблюдениями и собранным материалом. Заключительные экскурсии строятся так, чтобы учащиеся ознакомились в природе с объектами, явлениями, закономерностями и пр., которые изучали по учебнику и в классе.
      Самостоятельные работы на всех типах экскурсий развивают интерес, мышление, формируют исследовательские умения, наблюдательность и подводят учащихся к пониманию законов природы, особенностей живого и зависимости живой природы от человека.
      Кроме того, экскурсии имеют огромное значение и для самого учителя. Оказавшись вместе со школьниками лицом к лицу с природой, он ясно ощущает свою обязанность натуралиста знать и понимать живой мир. Появляется понимание необходимости собирать для учебного процесса гербарий, коллекции, работать с определителями, совершенствовать свои натуралистические умения, ботанические, зоологические и экологические знания. Без достаточного владения определенными знаниями и умениями проведение экскурсии в природу с детьми для учителя всегда будет проблематично, а это значит, что школьники не получат должного биологического образования.
      1.4 МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ
      Методика проведения экскурсий направлена на то, чтобы помочь экскурсантам легче усвоить содержание экскурсии. Делается это с помощью методических приемов, которые делятся на две группы - приемы показа и приемы рассказа.
      Задача методических приемов - обеспечить наилучшую действенность экскурсионного метода сообщения знаний аудитории.
      Все методические приемы могут быть по своему назначению подразделены следующим образом:
      - приемы непосредственного ведения экскурсии: показ и рассказ
      - приемы, направленные на создание условий для эффективного проведения экскурсии.
      1.5 ДЕМОНСТРАЦИЯ ОБЪЕКТОВ НА ЭКСКУРСИИ
      Демонстрация - процесс реализации принципа наглядности, наглядный способ ознакомления с экскурсионными объектом или несколькими объектами одновременно.
      Демонстрация объектов на экскурсиях – многоплановый процесс извлечения зрительной информации из объектов, процессов, во время, которого действия экскурсантов производятся в определенной последовательности, с конкретной целью.
      Особенностью демонстрации является способность обнаружить, раскрыть то или иное качество, наблюдаемого объекта, возможность сделать явным, очевидным то, что незаметно при первом взгляде на предмет.
      Эффективность наглядности зависит от организации демонстрации объектов, правильного их наблюдения экскурсантами. Человек на экскурсии учится правильно смотреть и видеть, наблюдать и изучать объекты живой природы. В этом и состоит задача экскурсии.
      Задача показа на экскурсии состоят в следующем:
      Показываем природные объекты
          Показать экскурсионные объекты, которые находятся перед экскурсантами
          Показать объекты, которых уже нет (сохранились только фотографии или рисунки)
      Условия необходимые для показа объекта:
          Правильно выбранные точки показа
          Время, более выгодное для изучения объекта.
          Возможность отвлечь внимание экскурсантов от объектов, далеких от темы
          Умения и навыки экскурсовода
      Примерная схема последовательности действий экскурсовода (учителя) при показе объекта

      Задача экскурсовода – помочь экскурсантам найти точку, откуда открывается наилучший вид вдаль.
      Проведение экскурсии представляет собой двусторонний процесс, который объединяет: активные действия руководителя, направленные на выявление сущности чувственно воспринимаемых объектов; активную деятельность экскурсантов.

      2. ТРУДНОСТИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭКСКУРСИИ

      h4 Проведение экскурсий в школе встречает значительные трудности. Учителю нужно осознать эти трудности для успешного их преодоления. Укажем на некоторые из них:
      1) Школа работает по строгому расписанию. На урок по каждому предмету отводится 45 минут. Провести экскурсию за это время не всегда удаётся. На это может потребоваться два часа и больше, что срывает последующие уроки по другим предметам.
      Для преодоления этой трудности надо двухчасовые экскурсии вносить заранее в календарный план, учитывать их при составлении расписания и по возможности экскурсии проводить в последние часы занятий. В начальной школе, за редким исключением, один учитель в классе ведёт все предметы. Он легко может выделить время на экскурсии. Труднее находить время учителям, которые одновременно занимаются с несколькими классами.
      2) Провести хорошую экскурсию труднее, чем дать обычный
      урок. Многие учителя не имеют экскурсоводческих навыков.
      Нужно на практике учиться проводить экскурсии, накапливать опыт. Первые экскурсии трудны. Потом будут приобретаться знания своего края и методическая экскурсоводческая сноровка; качество и эффективность экскурсий будут возрастать. Нужно читать литературу по методике экскурсий и обеспечить себя нужными справочниками.
      3) Отсутствие в некоторых школах необходимого оборудования.
      Учителю необходимо вместе с учениками наладить изготовление самодельных приборов.
      4) На экскурсии труднее организовать занятия детей и поддерживать дисциплину, чем в классе.
      Создание рабочего состояния есть лучшее средство для поддержания порядка. Нужно хорошо продумывать план экскурсии и стремиться к тому, чтобы все ученики были вовлечены в учебную работу.
      5) Для экскурсии приходится выбирать день с хорошей погодой. Иногда из-за плохой погоды срывается назначенная экскурсия.
      Тут иного выхода нет, как только перенести экскурсию на другой день
      6) Проблема, связанная с отсутствием транспортного средства для дальних экскурсий.
      ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
      Школьной программой по биологии В.В Пасечник, Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев предлагаются следующие экскурсии:
      Экскурсия «Зимние явления в жизни растений и животных»
      Цели экскурсии:
      Образовательная: знакомство учащихся с приспособленностью растений и животных к перезимовке;
      Развивающая: ? развитие практических умений и навыков распознавания древесных и кустарниковых форм по силуэтам, коре, почкам, плодам; ?умений читать следы жизнедеятельности животных; навыков проведения самостоятельных наблюдений в природе; умений исследовательско-практической работы и элементов творческой деятельности;
      Воспитательная: ?воспитание бережного отношения к природе;
      ? эстетическое воспитание учащихся на примере красоты зимнего леса.
      1. Оборудование: блокноты, карандаши, ручные лупы, бинокли, фотоаппараты, пакеты.
      Место проведения: Лес
      Время проведения: февраль
      Проведение экскурсии:
      Экскурсию начинают с вводной беседы. Находясь в зимнем лесу, учитель обращает внимание, что зима - удивительно красивое время года.
      Чародейкою-зимою
      Околдован лес стоит,
      И под снежной бахромою,
      Неподвижною, немою,
      Чудной жизнью он блестит.
      ?Ф. Тютчев.
      Затем учащимся предлагается описать зимний пейзаж. В беседе выясняем, что по календарю зима начинается 1 декабря. Астрономическим началом зимы является 22 декабря(самый короткий день и самая длинная ночь). По народному календарю - замерзание рек и выпадение снега, его сохранение.
      Очень важно обратить внимание учащихся на тишину зимнего леса, безлистное состояние деревьев, на то, что все словно остановилось, замерло. Однако жизнь растений с наступлением зимы не прекращается. Это безмолвное состояние называется зимним покоем, когда все биологические процессы, особенно ростовые, сведены к минимуму.
      Необходимо научить школьников различать деревья и кустарники зимой по их почкам, цвету коры и силуэтам. У березы, осины, тополя почки на побегах расположены поочередно; у сирени, калины, бузины - супротивно. Почки бывают сидячие(ива, сирень, рябина) и на ножках(ольха). Они могут отличаться по запаху, ароматно пахнут почки черемухи, тополя, неприятно –у бузины. Почки тополя клейкие, а у рябины они опушены.
      Зимой деревья отличаются по расположению ветвей, форме кроны, что формирует силуэт дерева. У березы поникшая форма кроны, поскольку боковые побеги обычно свисают вниз, у липы –овальная, боковые ветви отходят от ствола под углом вниз, а на концах ветви приподнимаются. Окраска коры деревьев тоже отличается. У липы она темная, почти черная с мелкими трещинками в виде узких полосок, а у дуба –с глубокими трещинками-бороздками. У тополя кора молодых побегов серо-зеленого цвета, а на старом стволе - серо-бурая.
      Жизнь животных зимой также не замирает.
      В первую очередь обращают на себя внимание птицы. В лиственных лесах часто встречаются сороки, поползни, различные виды синиц: большая, лазоревка, московка, буроголовая гаичка. В хвойных лесах нередко попадается большой пестрый дятел, его кузницы и обработанные им шишки.
      Млекопитающих увидеть гораздо труднее, однако следы их присутствия можно наблюдать. На опушке леса обычны следы зайца-русака и его лежки, около деревьев и пней активную жизнь ведут серые полевки и землеройки. На снегу хорошо видны их следы. На этих же участках могут встречаться следы волка, лося, кабана.
      После беседы учитель предлагает учащимся выполнить задания в группах. Раздает инструктивные карточки.
      ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА №1. к экскурсии «Зимние явления в жизни растений и животных»
      ?Определите виды деревьев по их силуэтам; установите, ветки и кору каких деревьев и кустарников предпочитают животные зимой в качестве корма.
      ?Рассмотрите многолетний побег тополя,определите его возраст путем подсчета почечных колец.
      ?Определите, какие деревья и кустарники распространяют свои семена зимой.
      ?Соберите и рассмотрите сохранившиеся на растениях плоды и семена, отметьте разнообразие приспособлений к распространению.
      ?Найдите и рассмотрите шишки и семена хвойных пород.

      ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА №2. к экскурсии «Зимние явления в жизни растений и животных»
      ?Определите виды птиц по внешнему облику, понаблюдайте за их поведением.
      ?Установите по следам на снегу активных в зимнее время животных.
      ?Зарисуйте отпечатки их лап.
      ?Найдите на деревьях гнезда грачей, сорок, воробьиных, составьте представление об основных чертах их устройства у разных видов пернатых.
      ?Соберите попадающиеся следы деятельности животных: обработанные шишки, погрызы ветвей.
      ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА №3. к экскурсии «Зимние явления в жизни растений и животных»
      ?Выясните адаптации разных видов растений и животных к перенесению суровых зимних условий: какую экологическую роль играет сбрасывание листьев; какие изменения происходят у растений зимой в обмене веществ; ; какие черты строения и поведения дятлов и клестов позволяют им питаться семенами шишек и вести зимой активную жизнь;
      ?Какие физиологические особенности строения и образа жизни позволяют быть в зимний период активными мышевидным грызунам, зайцам, белкам, кабанам.
      ?Какие экологические акты и действия необходимо проводить зимой, чтобы облегчить жизнь животных.
      ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА №4. к экскурсии «Зимние явления в жизни растений и животных»
      Фотосъемка «Зима в лесу ».
      После экскурсии: Оформление стендов «Способы распространения семян зимой», «Вредители леса зимой», «Зимняя природа в произведениях художников, поэтов и писателей», оформление фотоальбома «Зима в лесу».
      Экскурсия «весна в жизни растений»

      Цель:
      ? Развить у учащихся понятие о взаимосвязи растительного организма с условиями окружающей среды.
      ?Показать изменения в мире растений с приходом весны.
      ?Познакомить учащихся с многообразием цветущих растений, их приспособленностью к обитанию в сообществе.
      ?Научить узнавать наиболее распространенные виды растений, произрастающие в сообществе.
      ?Воспитать чувство прекрасного на примере красоты весенней природы.
      Место проведения: городской парк
      Время проведения: Конец апреля - начало мая.
      Подготовка к экскурсии: Учитель составляет план – маршрут. Схема маршрута рассматривается на доске в классе, после чего учащиеся перерисовывают ее в блокноты. Каждое звено получает свое задание.
      ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА №1 к экскурсии «Весна в жизни растений»
      ?На площадке площадью 10 м 2 определить количество цветущих экземпляров травянистых растений.
      ? Сравнить количество растений, цветущих на открытом и затененном месте. Установить причины различия.?
      ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА №2 к экскурсии «Весна в жизни растений»
      ?Установить различия в росте и развитии однолетников и многолетников (травянистые растения), пользуясь следующими признаками: высота растения,наличие листьев, их количество, форма, размеры, окраска.
      ?Полученные данные занести в таблицу.

      ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА №3 к экскурсии « Весна в жизни растений»
      ?Провести наблюдения за кустарниками и деревьями по следующей схеме: название растения, жизненная форма, наличие цветков, наличие листьев, однодомное или двудомное растение, способы опыления.
      После выполнения задания указать:
      ?- причины зацветания деревьев до распускания листьев или одновременно с их распусканием;
      ?приспособления к опылению;
      ?названия растений, опыляемых ветром, насекомыми;
      ?биологические особенности древесных и кустарниковых форм растений, цветущих ранней весной.
      ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА №4 к экскурсии «Весна в жизни растений»
      ?Установить приспособление к опылению однолетних и многолетних травянистых растений, цветущих весной.
      ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА №5 к экскурсии «Весна в жизни растений»
      ?Определите виды, растущие при недостатке влаги.
      ?Рассмотрите эти растения и выявите у них черты приспособленности (строение листьев, стеблей и корневой системы)
      Для выполнения заданий учитель намечает три остановки:
      первая – для вводной беседы, вторая - для выполнения заданий по наблюдению за травянистыми растениями и третья - для наблюдений за кустарниками и деревьями. На третьей остановке подводятся итоги экскурсии.
      Экскурсия «Осень в жизни растений»
      Цель экскурсии:
      ?Ознакомление с осенними явлениями в жизни древесных растений.
      ?Знакомство с правилами поведения в природе.
      ?Эстетическое воспитание учащихся на примере красоты осенней природы.
      Место проведения: Пришкольный учебно-опытный участок.
      Время проведения: Конец октября - ноябрь.
      Подготовка к экскурсии. Учитель определяет видовой состав растений данного участка для демонстрации на экскурсии, составляет карточки-задания для групповых и индивидуальных наблюдений учащихся.
      Учащиеся разбиваются на группы по 3-4 человека и получают задания.
      ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА №1 к экскурсии «Осень в жизни растений»
      ?Обследуйте определенную территорию и определите видовой состав деревьев, используя собственные знания и определительные карточки, выданные учителем.
      ?Соберите плоды и листья определяемых деревьев, при этом не ломайте ветки, собирайте только опавшие листья и плоды.
      ?Соберите листья одного вида, но различной окраски. Установите, где больше окрашенных листьев - в верхней части кроны или в нижней.
      ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА №2 к экскурсии «Осень в жизни растений»
      ?Определите, пользуясь карточками, виды кустарников, соберите плоды и сравните с плодами деревьев.
      ?Понаблюдайте за изменениями окраски листьев кустарников.
      ?Соберите коллекцию листьев и плодов.
      Инструктивная карточка №3 к экскурсии «Осень в жизни растений»
      ?Выберите самый красивый на ваш в
      и т.д.................