• Календарь и часы в древнем риме. Э. Бикерман. Хронология Древнего мира. Римский календарь. Реформа Юлия Цезаря

    План
    Введение
    1 Календарь
    2 Неделя
    3 Часы
    4 Летоисчисление

    Список литературы
    Римский календарь

    Введение

    1. Календарь

    По древнейшему римскому календарю год состоял из десяти месяцев, причём первым месяцем считался март. На рубеже VII и VI веков до н. э. из Этрурии был заимствован календарь, в котором год делился на 12 месяцев: январь и февраль следовали после декабря. Месяцы римского календаря носили следующие названия:

    Юлий Цезарь в 46 году до н. э., по совету египетского астронома Созигена, провёл коренную реформу календаря по образцу принятому в Египте. Устанавливался четырёхгодичный солнечный цикл (365 + 365 + 365 + 366 = 1461 день) с неравной продолжительностью месяцев, принятой до сих пор: 30 дней в апреле, июне, сентябре и ноябре, 31 день - в январе, марте, мае, июле, августе, октябре и декабре, в феврале - 28 дней в течение трёх лет и 29 дней для четвёртого года. Начало года Цезарь перенёс на 1 января, т. к. с этого дня консулы вступали в должность, начинался римский хозяйственный год.

    Обозначение римлянами чисел месяца основывалось на выделении в нём трёх главных дней, связанных первоначально со сменой фаз луны:

    1. 1-й день каждого месяца - календы (Kalendae или Calendae , сокр. Kal. , Cal. ); первоначально первый день новолуния, о котором возвещает верховный жрец (от лат. глагола calare - созывать, в данном случае для возвещения о новолунии).

    2. 13-й или 15-й день месяца - иды (Idus , сокр. Id. ); первоначально в лунном месяце середина месяца, день полнолуния (по этимологии римского учёного Варрона - от этрусского iduare - делить).

    3. 5-й или 7-й день месяца - ноны (Nonae , сокр. Non. ), день первой четверти луны (от порядкового числительного nonus - девятый, 9-й день перед идами, считая день нон и ид).

    В марте, мае, июле, октябре иды приходились на 15-е, ноны на 7-е число, а в остальные месяцы - иды на 13-е, а ноны на 5-е число. В истории известны, например, мартовские иды - 15 марта 44 до н. э., день убийства Юлия Цезаря: Idus Martiae .

    Названия этих дней (календы, ноны, иды) при обозначении даты ставились в аблятив времени (ablativus temporis ): Idibus Martiis - в мартовские иды, Kalendis Januariis - в январские календы, т. е. 1 января.

    Дни непосредственно предшествующие календам, нонам или идам, обозначались словом pridie - накануне (в вин. падеже): pridie Idus Decembres - накануне декабрьских ид, т. е. 12 декабря.

    Остальные дни обозначались посредством указания, количества дней оставшихся до ближайшего главного дня; при этом в счёт входили также день, который обозначался, и ближайший главный день (ср. по-русски «третьего дня» - позавчера): ante diem nonum Kalendas Septembres - за девять дней до сентябрьских календ, т. е. 24 августа, обычно писалось сокращённо a. d. IX Kal. Sept.

    В четвёртом году цикла вставлялся добавочный день непосредственно после 24 февраля, т. е. после шестого дня перед мартовскими календами, и назывался ante diem bis sextum Kelendas Martium - в повторный шестой день перед мартовскими календами.

    Год с добавочным днём назывался bi(s)sextilis - с повторным шестым днём, откуда в русский язык (через посредство греческого) проникло название «високосный».

    Обзор года назывался kalendarium (отсюда календарь), так же называлась и долговая книга, т. к. проценты платили во время календ.

    Деление месяца на семидневные недели, возникшее на Древнем Востоке, в I веке до н. э. стало употребляться в Риме, откуда позднее распространилось по всей Европе.

    В заимствованной римлянами семидневной неделе только один день имел особое название - «суббота» (др. евр. sabbath - отдых, покой), остальные дни назывались порядковыми номерами в неделе: первый, второй и т. д.; ср. в русском понедельник, вторник и т. д., где «неделя» означала первоначально нерабочий день (от «не делать»). Римляне назвали дни недели по семи светилам, носившим имена богов. Названия следующие: суббота - день Сатурна, дальше - день Солнца, Луны, Марса, Меркурия, Юпитера, Венеры.

    Латинские названия, видоизменившись, отчасти сохраняются до сих пор в названиях дней недели в Западной Европе.

    Разделение суток на часы вошло в употребление со времени появления в Риме солнечных часов (лат. horologium solarium ) в 291 году до н. э.; в 164 году до н. э. в Риме ввели водяные часы (лат. solarium ex aqua ). День, как и ночь, был разделён на 12 часов. В разное время года продолжительность одного часа дня и одного часа ночи менялась. День - это время от восхода до захода солнца, ночь - от захода до восхода солнца. В равноденствие день считался с 6 часов утра до 6 часов вечера, ночь - с 6 часов вечера до 6 часов утра. Напр.: hora quarta diei - в четвёртом часу дня, т. е. в 10 часов утра, 4 часа спустя после 6 часов утра.

    Ночь делилась на 4 стражи по 3 часа каждая: prima vigilia - первая стража, secunda vigilia - вторая стража, tertia vigilia - третья стража и qvarta vigilia - четвёртая стража.

    4. Летоисчисление

    У римлян велись списки консулов (лат. fasti consulares ). Консулы избирались ежегодно по два на год. Год обозначался по именам двух консулов данного года, имена ставились в аблятив, напр.: Marco Crasso et Gnaeo Pompejo consulibus - в консульство Марка Красса и Гнея Помпея (55 до н. э.).

    С эпохи Августа (с 16 года до н. э.), наряду с датировкой по консулам, входит в употребление летоисчисление от предполагаемого года основания Рима (753 до н. э.): ab Urbe condita - от основания города, сокр. ab U. c. , a. u. c.

    Список литературы:

    1. Названия месяцев являлись прилагательными-определениями при слове mensis - месяц, напр., mensis Martius , mensis December .

    2. Из этой таблицы видно, что в англо-германских названиях дней недели римские боги отождествляется с богами германской мифологии: бог войны Тиу - с Марсом; бог мудрости Вотан - с Меркурием; бог грома Тор - с Юпитером; богиня любви Фрейя - с Венерой.

    3. Samedi из средневек. лат. sabbati dies - день субботний.

    4. Dimanche из средневек. лат. dies Dominica - день Господень.

    04.02.2016

    Первый римский календарь был совсем не похож на современные перекидные календари , удобно отделяющие месяцы и недели друг от друга. В первоначальном варианте и вовсе не было недель, а месяцы именовались с помощью порядковых номеров. Всего месяцев было десять, а дней, содержащихся в году, — триста четыре. Календарь был позаимствован у древних греков и введен в 738 году до нашей эры царем Ромулом, в честь которого нередко можно увидеть названия «Ромулов календарь» или «календарь Ромула». В период правления царя год начинался с приходом весны, поэтому первым месяцем долгое время служил март. Он, как и некоторые другие месяцы, получил свое название только к концу 8 века до н. э.

    В честь отца легендарного Ромула, бога войны Марса, был назван март (мартиус). Апрель (априлис) имеет латинский корень «aperire» («открывать»), поскольку в этот период раскрывались почки на деревьях. В честь матери бога Гермеса, богини Майи, назван май (майус). Последним месяцем, названным не по порядковому номеру, стал июнь (юниус), посвященный богине Юноне. Когда количество дней в календаре было упорядочено, шесть месяцев вмещали в себя 30 дней. Остальные четыре, а именно март, май, июль (в те времена квинтилис) и октябрь, содержали 31 день.

    Первые реформы в римском календаре

    Календари, вмещающие 12 месяцев, появились благодаря одному из древнеримских царей - Нуме Помпилию. Он прибавил к Ромуловому календарю два дополнительных месяца — январь, посвященный двуликому богу Янусу, и февраль, названный в честь Фебрууса — бога подземного царства. После нововведений в календаре присутствовало 354 дня, что уравнивало римский календарь с грецким. Интересен способ, которым добывались дни для нового двенадцатимесячного календаря. Пятьдесят дней было прибавлено для получения равновесия с годом у греков. Еще по одному дню римляне забрали у месяцев с продолжительностью 30 дней. Они сделали это для того, чтобы прибавить не 50, а 51 день — нечетные числа считались более счастливыми, нежели четные. В результате на новые месяцы выпало целых 57 дней: 29 на январь и 28 на февраль.

    Получившийся год в 355 дней был практически идентичен лунному календарю, что нельзя назвать случайностью. Ведь каждый новый месяц начинался с появления первого лунного серпа. Глашатаи громко объявляли это событие с наставления жрецов, таким образом доводя новость до сведения римлян. Те календари были еще каменными и включали в себя знаки зодиака в центре, дни месяца по сторонам и дни недели сверху, помеченные под изображениями прикрепленных к ним богов.

    Мерцедоний и проблемы римского календаря

    Римский год отставал от тропического на 10 дней, из-за чего каждый второй год приходилось вводить промежуточный месяц — мерцедоний. Но и его введение не решало проблему, поскольку в этом случае год римлян обгонял тропический на сутки. Поэтому понтификам (жрецам) была поручена важная миссия — регулировать длительность мерцедония таким образом, чтобы календарные дни соответствовали явлениям природы. Однако жрецы имели другие цели: подстраивали дни уплаты налогов, как им удобно, удлиняли сроки правления отдельных властей и укорачивали тех, кто был им непригляден. Манипулируя временем в свою пользу, жрецы спровоцировали путаницу во времени празднования многих дат.

    В период до 46 года до нашей эры планирование календарей в Риме было сложнейшим занятием из-за их хаотичности. Но во времена правления Юлия Цезаря римляне дождались желаемых реформ. Группа астрономов под предводительством Созигена принялась за усовершенствование римского календаря. Теперь он брал за основу годовое вращение Солнца, а не Луны, сохранял равновесие с тропическим годом и соответствовал четырехгодичному солнечному циклу.

    Юлианский календарь был введен с 1 января 45 года до н. э. Это соответствовало новолунию после зимнего солнцестояния, и это единственная существующая связь между календарем Созигена и лунными циклами.
    Начало года было смещено с первого марта на 1 января — день, когда в должность вступали консулы, и брал начало римский хозяйственный год. Таким образом, римский календарь стал максимально похож на современные карманные календари . Чтобы уравнять проведение праздников с явлениями природы, в 46 году до нашей эры римлянам пришлось помимо мерцедония ввести в календарный год еще два месяца. Этот год продолжительностью в 445 дней известен как «год замешательства». Совершенствование римского календаря можно проследить в таблице:

    Счет дней в Древнем Риме был не таким, как в наше время. Первый день месяца раньше носил название «календы». Идами назывались каждое 13 или 15 число зависимо от месяца. Соответственно 5 или 7 день месяца назывался нонами. Март, май, октябрь и июль вмещали ноны 7 числа, а иды — 15. Дни считались не после, а до или от определенного события. К примеру:

    • 5 марта — второй день от мартовских нон;
    • 28 февраля — в канун мартовских календ;
    • 13 сентября — сентябрьские иды;

    Каждый 4-й год являлся високосным. Поскольку изначально дополнительный день был не 29 февраля, а спрятанным между 23 и 24, то второе 24 февраля определялось как «биссектус» — «второй раз шестой». Но из-за неправильного произношения византийских греков современные календари включают в себя именно високосный год.

    Проходят дни, недели и месяцы, мало кто из нас задумывается о том, откуда взялись нынешние названия в календаре. На самом деле, наш современный календарь насчитывает тысячи лет, корни его в Римской империи.

    И после падения Римской империи, римский календарь использовался на его прежних территориях в течение раннего Средневековья. Хотя некоторые детали изменились, наш современный календарь - просто версия древнего римского календаря.
    Вот как месяцы года получили свои названия.

    Январь


    Статуя, изображающая Януса Бифронса в музее Ватикана.

    Январь, первый месяц римского императорского календаря, назван в честь бога Януса.
    Это важное римское божество было богом начинаний, и обычно его изображали с двумя лицами: одно смотрело вперед, а другое смотрело назад.


    Храм Януса с закрытыми дверями на сестерции, выпущенный при Нероне в 66 году нашей эры на монетном дворе в Лугдунуме.

    Янус был также богом дверных проемов, ворот и переходов, и поэтому он и был выбран, чтобы обозначать месяц перехода от одного года к следующему.
    Первый день января был началом Нового года, когда праздник Януса отмечался обменом сладкими подарками, такими, как финики, инжир или мед. Пироги приносили в дар на алтарь богу.

    Февраль


    Февраль из книги «Три богатства герцога де Берри» - молитвенник, произносимый в каноническое время.

    Февраль получил свое название от праздника очищения- Фебрууса», «очистительный месяц» , который, как считалось, изгоняет злых духов из города Рима.
    В 15-й день месяца по всему Риму проводился ряд обрядов, многие из которых были связаны с жертвоприношениями или ритуальными парадами.

    Март


    Март из книги «Три богатства герцога де Берри» - молитвенник, произносимый в каноническое время.

    Март назван в честь Марса, римского бога войны. Считается, что этот месяц ознаменовал начало периода, когда римская армия готовилась к предстоящему сезону военных кампаний.
    Поэтому важно было прославлять бога войны в это время, а март был периодом ритуалов и фестивалей, которые обеспечили военный успех.


    Средневековое изображение Марса, сидящего на радуге с мечом и скипетром, призывающего людей к войне.

    Первоначально март был первым месяцем в римском календаре, который на тот момент имел всего десять месяцев. Однако, чтобы избежать путаницы с датами, были добавлены два дополнительных месяца (январь и февраль), и начало года было перенесено на январь.
    Юлианский календарь (созданный в результате реформ Юлия Цезаря в 1-м веке до нашей эры) является версией римского календаря, из которого произошла наша современная система датирования.

    Апрель


    Апрельская панель из римской мозаики месяцев (из Эль-Джема, Тунис, первая половина III в. н.э.).

    Апрель назван в честь римского месяца Aprillis, используемого в качестве названия четвертого месяца римского календаря.
    Одной из самых популярных версий является то, что Aprillis относится к латинскому апериру, что означает «открыть». Апрель - это месяц, когда цветы начинают цвести, а весна вступает в свой полный расцвет, именно поэтому такое особое название.

    Май


    Гермес и Майя, деталь керамической амфоры (ок. 500 г. до н.э.).

    Май месяц, когда земля начинает приносить свои плоды, назван в честь греческой богини земли Майи. Она была богиней плодородия и изобилия, поэтому она ассоциируется с этим теплым, обильным временем года.
    Римский поэт Овидий, однако, считал по-другому. Он утверждал, что латинское название «май» произошло от майора, что означает «старейший», в противовес названию «июнь» от юниор, или «молодой».

    Июнь


    Июнь связан с одним из самых важных божеств римского Пантеона. Юнона, жена Юпитера, прославляется в июне, и она дала свое имя этому важному месяцу.
    Юнона была также известна как богиня брака, и в римской культуре конец июня считался особенно благоприятным для свадеб. Однако вступление в брак до 15 числа считалось плохим предзнаменованием, и его обычно избегали.

    Июль


    Скульптура римского императора Юлия Цезаря у старинной оранжереи в общественном парке Лазенки, Варшава. Скульптура была сделана Франциском Пинком (1733-1798).

    Июль - первый месяц в римском календаре, названный в честь исторического лица. Юлий Цезарь, римский диктатор и завоеватель Галлии, безусловно, оставил свой след в римском обществе.


    Убийство Юлия Цезаря Винченцо Камуччини, 1804 г.

    Первоначально июль назывался Квинтилис, так как это был пятый месяц в традиционном римском календаре. Однако после убийства Цезаря в 44 г. до н. Э. Он был переименован в его честь, так как это был месяц его рождения.

    Август


    Преемник Юлия Цезаря, Октавиан, не хотел отставать от своего приемного отца, и в результате следующий месяц в римском календаре назван в его честь.

    Октавиан пришел к власти, чтобы стать первым императором Рима, после чего он изменил свое имя на Август, что означает «освященный» или «почтенный».
    Хотя многие другие римские деятели пытались вставить свое имя в календарь, ни один из них не справился с этим, Юлий Цезарь и Август остаются единственными людьми, отмечаемыми в названиях месяцев года.

    Сентябрь - декабрь

    Остальные месяцы в римском календаре имеют менее возвышенную этимологию. Их просто назвали порядковым номером, существовавшим до юлианских реформ.

    Сентябрь происходит от septem, что означает семь; Октябрь от октябрь, что означает восемь; Ноябрь от ноября, что означает девять; и декабрь от decem, что означает десять.

    Римский календарь и его юлианская реформа

    Календарь древних римлян . История не сохранила нам точных сведений о времени зарождения римского календаря. Однако известно, что во времена Ромула - легендарного основателя Рима и первого римского царя, т. е. около середины VIII в. до н. э., римляне пользовались календарем, в котором год, по свидетельству Цензорина, состоял только из 10 месяцев и содержал 304 дня. Первоначально месяцы не имели названий и обозначались порядковыми номерами. Год начинался с первого числа того месяца, на который приходилось начало весны.

    Примерно к концу VIII в. до н. э. некоторые месяцы получили свои названия. Так, первый месяц года был назван мартиус (Martius) в честь бога войны Марса. Второй месяц года был назван априлис (Aprilis). Это слово происходит от латинского «aperire», что значит «раскрывать», так как в этом месяце раскрываются почки на деревьях. Третий месяц был посвящен богине Майе - матери бога Гермеса (Меркурия) - и получил название майус (Majus), а четвертый в честь богини Юноны (рис. 8), супруги Юпитера, был назван юниус (Junius). Так появились названия месяцев марта, апреля, мая и июня. Последующие месяцы продолжали сохранять свои числовые обозначения:

    Квинтилис (Quintilis) -«пятый»
    Секстилис (Sextilis) -«шестой»
    Септембер (September) -«седьмой»
    Октобер (Oktober) -«восьмой»
    Новембер (November) -«девятый»
    Децомбер (December) -«десятый»

    Мартиус, майус, квинтилис и октобер имели по 31 дню, а остальные месяцы состояли из 30 дней. Поэтому самый древний римский календарь можно представить в виде табл. 1, а один из его образцов показан на рис. 9.

    Таблица 1 Римский календарь (VIII в. до н. э.)

    Название месяца

    Число дней

    Название месяца

    Число дней

    Март

    31

    Секстилис

    30

    Апрель

    30

    Сентябрь

    30

    Май

    31

    Октябрь

    31

    Июнь

    30

    Ноябрь

    30

    Квинтилис

    31

    Декабрь

    30

    Создание 12-месячного календаря. В VII в. до н. э., т. е. во времена второго легендарного древнеримского царя - Нумы Помпилия, была произведена реформа римского календаря и к календарному году было добавлено еще два месяца: одиннадцатый и двенадцатый. Первый из них был назван январем (Januarius) - в честь двуликого бога Януса (рис. 10), у которого одно лицо было обращено вперед, а другое - назад: он мог одновременно созерцать прошедшее и предвидеть будущее. Название второго нового месяца, февраля, происходит от латинского слова «februarius», что значит «очищение» и связано с обрядом очищения, отмечавшимся ежегодно 15 февраля. Этот месяц посвящался богу подземного царства Фебруусу.

    Очень любопытна история распределения дней по месяцам. Первоначально год римского календаря, как уже говорилось, состоял из 304 дней. Чтобы уравнять его с календарным годом греков, пришлось бы добавить к нему 50 дней, и тогда в году было бы 354 дня. Но суеверные римляне считали, что нечетные числа счастливее четных, и потому прибавили 51 день. Однако из такого количества дней невозможно было составить 2 полных месяца. Поэтому от шести месяцев, состоявших раньше из 30 дней, т. е. от апреля, июня, секстилиса, сентября, ноября и декабря, отняли по одному дню. Тогда число дней, из которых образовались новые месяцы, увеличилось до 57. Из этого количества дней были образованы месяцы январь, содержавший 29 дней, и февраль, получивший 28 дней.

    Таким образом, год, содержавший 355 дней, делился на 12 месяцев с числом дней, указанным в табл. 2.

    Здесь на долю февраля досталось всего 28 дней. Этот месяц был вдвойне «несчастливым»: он был короче других и содержал четное число дней. Так выглядел римский календарь за несколько столетий до н. э. Установленная продолжительность года в 355 дней почти совпадала с продолжительностью лунного года, состоявшего из 12 лунных месяцев но 29,53 дня, так как 29,53 × 12 == 354,4 дня.

    Такое совпадение не случайно. Оно объясняется тем, что римляне пользовались лунным календарем и начало каждого месяца определяли по первому появлению лунного серпа после новолуния. Жрецы приказывали глашатаям публично «выкликать» для всеобщего сведения начало каждого нового месяца, а также начало года.

    Хаотичность римского календаря. Римский календарный год короче тропического более чем на 10 дней. Из-за этого календарные числа с каждым годом все менее соответствовали явлениям природы. Чтобы устранить такую неправильность, каждые два года между 23 и 24 февраля вставлялся добавочный месяц, так называемый мерцедоний, который содержал попеременно то 22, то 23 дня. Поэтому по продолжительности годы чередовались так:

    Таблица 2
    Римский календарь (VII в. до н. э.)

    Название

    Число

    Название

    Число

    меоща

    дней

    месяца

    дней

    Март

    31

    Сентябрь

    29

    Апрель

    29

    Октябрь

    31

    Май

    31

    Ноябрь

    29

    Июнь

    29

    Декабрь

    29

    Кшштплис

    31

    Япнарь

    29

    Секстнлис

    29

    Февраль

    28

    355 дней

    377 (355+22) дней

    355 дней

    378 (355+23) дней.

    Таким образом, каждое четырехлетие состояло из двух простых годов и двух удлиненных. Средняя продолжительность года в таком четырехлетнем периоде составляла 366,25 дня, т. е. была на целые сутки больше, чем в действительности. Чтобы ликвидировать расхождение между календарными числами и явлениями природы, приходилось время от времени прибегать к увеличению или уменьшению продолжительности добавочных месяцев.

    Право изменять продолжительность добавочных месяцев принадлежало жрецам (понтификам), во главе которых стоял верховный жрец (Pontifex Maximus). Они часто злоупотребляли своей властью, произвольно удлиняя или укорачивая год. По свидетельству Цицерона, жрецы, пользуясь предоставленной им властью, удлиняли сроки общественных должностей для своих друзей или для лиц, подкупивших их, и укорачивали сроки для своих врагов. Время уплаты различных налогов и выполнения других обязательств также зависело от произвола жреца. Ко всему этому началась путаница в проведении праздников. Так, праздник жатвы иногда приходилось отмечать не летом, а зимой.

    Очень меткую характеристику состояния римского календаря того времени мы находим у выдающегося французского писателя и просветителя XVIII в. Вольтера, который писал: «Римские полководцы всегда побеждали, но они никогда не знали, в какой день это случалось».

    Юлий Цезарь и реформа календаря . Хаотичность римского календаря создавала такие большие неудобства, что неотложная реформа его превратилась в острую социальную проблему. Такая реформа была проведена свыше двух тысяч лет назад, в 46 г. до н. э. Инициатором ее был римский государственный деятель и полководец Юлий Цезарь. К этому времени он побывал в Египте, центре древней науки и культуры и познакомился с особенностями календаря египтян. Именно этот календарь с поправкой Канопского декрета Юлий Цезарь решил ввести в Риме. Создание нового календаря он поручил группе александрийских астрономов во главе с Созигеном.

    Юлианский календарь Созигена . Сущность реформы состояла в том, что в основу календаря было положено годовое перемещение Солнца между звездами. Средняя продолжительность года устанавливалась в 365,25 дней, что в точности соответствовало известной в то время длине тропического года. Но чтобы начало календарного года всегда приходилось на одно и то же число, а также на одно и то же время суток, приняли решение в течение трех лет считать в каждом году до 365 дней, а в четвертом 366. Этот последний год был назван високосным. Правда, Созиген должен был знать, что греческий астроном Гиппарх примерно за 75 лет до реформы, намеченной Юлием Цезарем, установил, что продолжительность тропического года составляет не 365,25дней, а несколько меньше, но он, вероятно, посчитал это различие несущественным и потому пренебрег им.

    Созиген разделил год на 12 месяцев, за которыми сохранил их древние названия: январь, февраль, март, апрель, май, июнь, квинтилис, секстилис, сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь. Месяц мерцедоний был исключен из календаря. За первый месяц года был принят январь, так как уже с 153 г. до н. э. вновь избранные римские консулы вступали в свою должность с 1 января. Было упорядочено также число дней в месяцах (табл. 3).

    Таблица 3
    Юлианский календарь Созигена
    (за 46 лет до н. э.)

    Название

    Число

    Название

    Число

    месяца

    дней

    месяца

    дней

    Январь

    31

    Квинтилис

    31

    Февраль

    29 (30)

    Секстилис

    30

    Март

    31

    Сентябрь

    31

    Апрель

    30

    Октябрь

    30

    Мал

    31

    Ноябрь

    31

    Июнь

    30

    Декабрь

    30

    Следовательно, все нечетные месяцы (январь, март, май, квинтилис, сентябрь и ноябрь) имели по 31 дню, а четные (февраль, апрель, июнь, секстилис, октябрь и декабрь) - по 30. Только февраль простого года содержал 29 дней.

    Перед осуществлением реформы, стремясь добиться совпадения всех праздников с соответствующими им временами года, римляне прибавили к календарному году, кроме мерцедония, состоявшего из 23 дней, еще два вставочных месяца - один в 33 дня, а другой в 34. Оба эти месяца были помещены между ноябрем и декабрем. Таким образом составился год в 445 дней, известный в истории под названием беспорядочного или «года замешательства». Таким был 46-й год до н. э.

    В благодарность Юлию Цезарю за упорядочение календаря и его военные заслуги сенат, по предложению римского политического деятеля Марка Антония, в 44 г. до н. э. переименовал месяц квинтилис (пятый), в котором родился Цезарь, в июль (Julius)

    Римский император Август
    (63 г. до н. э.-14 г.ы. э.)

    Счет по новому календарю, получившему название юлианского, начался с 1 января 45 г. до н. э. Как раз в этот день было первое новолуние после зимнего солнцестояния. Это-- единственный момент к юлианском календаре, имеющий связь с лунными фазами.

    Календарная реформа Августа . Членам высшей жреческой коллегии в Рыме - понтификам было поручено следить за правильностью счисления времени, однако, не поняв сущности реформы Созигена, они почему-то производили вставку високосных дней не через три года на четвертый, а через два на третий. Из-за этой ошибки календарный счет вновь был запутан.

    Ошибку обнаружили только в 8 г. до н. э. во времена преемника Цезаря императора Августа, который произвел новую реформу и уничтожил накопившуюся ошибку. По его приказанию, начиная с 8 г. до н. э. и кончая 8 г. н. э., пропускали вставление добавочных дней в високосных годах.

    Тогда же сенат принял решение переименовать месяц секстилис (шестой) в август - в честь императора Августа, в благодарность за исправление юлианского календаря и большие военные победы, одержанные им в этом месяце. Но в секстилисе было всего 30 дней. Сенат посчитал неудобным оставить в месяце, посвященном Августу, меньше дней, чем в месяце, посвященном Юлию Цезарю, тем более что число 30, как четное, считалось несчастливым. Тогда от февраля был отнят еще один день и добавлен к секстилису - августу. Так февраль остался с 28 или 29 днями. Но теперь получилось, что три месяца подряд (июль, август и сентябрь) имеют по 31 дню. Это опять не устраивало суеверных римлян. Тогда решили один день сентября перенести на октябрь. Одновременно один день ноября перенесли на декабрь. Эти нововведения совсем разрушили правильное чередование длинных и коротких месяцев, созданное Созигеном.

    Так постепенно совершенствовался юлианский календарь (табл. 4), остававшийся единственным и неизменным почти во всей Европе до конца XVI в., а в отдельных странах даже до начала XX в.

    Таблица 4
    Юлианский календарь (в начале н. э.)

    Название

    Число

    Название

    Число

    месяца

    дней

    месяца

    дней

    Январь

    31

    Июль

    31

    Февраль

    28 (29)

    Август

    31

    Март Апрель Май Июнь

    31 30 31 30

    Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

    30 31 30 31

    Историки указывают, что императоры Тиберии, Нерон и Коммод пытались три последующих месяца назвать своими именами, но их попытки не удались.

    Счет дней в месяцах. Римский календарь не знал порядкового счета дней в месяце. Счет велся по числу дней до трех определенных моментов внутри каждого месяца: календ, нон и ид, как показано в табл. 5.

    Календами назывались только первые числа месяцев и приходились на время, близкое к новолунию.

    Нонами являлись 5-е числа месяца (в январе, феврале, апреле, июне, августе, сентябре, ноябре и декабре) или 7-е числа (в марте, мае, июле и октябре). Они совпадали с началом первой четверти Луны.

    Наконец, идами назывались 13-е числа месяца (в тех месяцах, в которых ноны падали на 5-е число) или 15-е числа (в тех месяцах, в которых ноны падали на 7-е число).

    В отличие от привычного нам счета вперед, римляне вели счет дней от календ, нон и ид в обратную сторону. Так, если надо было сказать «1 января», то говорили «в январские календы»; 9 мая называлось «7-й день от майских ид», 5 декабря называлось «в декабрьские ноны», а вместо «15 июня», говорили «в 17-й день от июльских календ» и т. д. При этом необходимо помнить, что сама исходная дата всегда включалась в счет дней.

    Рассмотренные примеры показывают, что при датировках римляне никогда не употребляли слово «после», а только «от».

    В каждом месяце римского календаря было еще три дня, которые имели особые названия. Это - кануны, т. е. дни, предшествующие нонам, идам, а также календам следующего месяца. Поэтому, говоря об этих днях, произносили: «в канун январских ид» (т. е. 12 января), «в канун мартовских календ» (т. е. 28 февраля) и т. д.

    Високосные годы и происхождение слова «високос» . Во время календарной реформы Августа были ликвидированы ошибки, допущенные при неправильном пользовании юлианским календарем, и узаконено основное правило високоса: високосным является каждый четвертый год. Поэтому високосными годами являются те, числа которых делятся без остатка на 4. Учитывая, что тысячи и сотни всегда делятся на 4, достаточно установить, делятся ли на 4 последние две цифры года: так, 1968 год високосный, так как 68 делится на 4 без остатка, а 1970 год простой, так как 70 на 4 не делится.

    Выражение «високосный год» связано с происхождением юлианского календаря и своеобразным счетом дней, применявшимся древними римлянами. При реформе календаря Юлий Цезарь не решался поместить добавочный день в високосном году после 28 февраля, а спрятал его там, где раньше располагался мерцедоний, т. е. между 23 и 24 февраля. Поэтому 24 февраля повторялось дважды.

    Но вместо «24 февраля» римляне говорили «шестой день до мартовских календ». По-латыни шестое число называется «секстус», а «еще раз шестое» - «биссекстус». Поэтому год, содержащий в феврале лишний день, назывался «биссекстилис». Русские же, услышав это слово от византийских греков, произносивших «б» как «в» превратили его в «високос». Поэтому писать «высокосный», как это иногда делают, нельзя, так как слово «високос» не русское и к слову «высокий» не имеет никакого отношения.

    Точность юлианского календаря. Продолжительность юлианского года была установлена в 365 дней и 6 часов. Но эта величина больше тропического года на 11 мин. 14 сек. Поэтому за каждые 128 лет накапливались целые сутки. Следовательно, юлианский календарь не отличался большой точностью. Его важным достоинством было другое - значительная простота.

    Хронология . В первые столетия своего существования датировка событий в Риме велась по именам консулов. В I в. н. э. начала распространяться эра «от сотворения города», имевшая важное значение в хронологии римской истории.

    Согласно римскому писателю и ученому Марку Теренцию Варрону (116-27 гг. до н. э.), предполагаемая дата основания Рима соответствует третьему году 6-й олимпиады (Оl. 6.3). Так как день основания Рима ежегодно отмечался как весенний праздник, то удалось установить, что эпохой римского календаря, т. е. его отправным моментом, является 21 апреля 753 г. до н. э. Эра «от основания Рима» применялась многими западноевропейскими историками до конца XVII в.

    Римский календарь и основные праздники

    Самый древний римский календарь был аграрным, то есть основывался на сроках проведения сельскохозяйственных работ. Он насчитывал десять неравных месяцев: в некоторых не было и двадцати дней, в некоторых - тридцать пять, а то и больше. Начинался древний римский календарь с марта, когда земледельцы приступали к работе. Двенадцатимесячный лунный календарь ввел легендарный римский царь Нума Помпилий, который добавил два новых месяца: январь и февраль. Ученые расходятся во мнениях, когда начало года было перенесено с 1 марта на 1 января: при Нуме или уже при Юлии Цезаре.

    Некоторые месяцы римского года были напрямую посвящены тем или иным богам. Так, январь - месяц Януса, март - Марса, май - богини плодородной земли Майи, июнь - Юноны, супруги Юпитера. Остальные месяцы назывались просто пятым, шестым и так до десятого. Правда, когда начало года было перенесено с марта на январь, все сместилось и март превратился в третий месяц года, а значит, пятый по счету месяц стал седьмым, шестой - восьмым и так далее. Римскими названиями этих месяцев мы пользуемся по сей день: девятый месяц года, сентябрь, мы именуем седьмым (от латинского septem - семь), десятый, октябрь - восьмым (octo - восемь), одиннадцатый и двенадцатый - девятым и десятым соответственно (novem и decem - девять и десять). Слово «февраль» происходит от латинского februare, что означает «очищать», так как февраль считался месяцем религиозного очищения, а «апрель» - от aperire, «открывать», так как именно в апреле появлялись первые побеги растений.

    Откуда же возникли названия «июль» и «август»? В древности они назывались просто «пятый» и «шестой», но получили новые имена в честь Юлия Цезаря и его преемника Октавиана Августа. Император Домициан тоже попытался дать месяцам свои имена, назвав сентябрь «германиком», а октябрь «домицианом», но после его смерти к ним вернулись прежние названия.

    Числа месяца римляне определяли, отсчитывая их от трех главных дней, первоначально связанных с лунным календарем: это календы, ноны и иды. Календы - первый день месяца, который приходился на новолуние, ноны - день первой четверти луны, а иды - середина месяца, полнолуние. В марте, мае, июле и октябре иды приходились на 15-е, ноны на 7-е число, а в остальные месяцы - иды на 13-е, а ноны на 5-е число.

    От календ, нон и ид дни отсчитывались назад, например говорили: «Это было в пятый день перед июньскими календами». Календы принадлежали Янусу, богу всех начинаний, а иды считались днем, посвященным Юпитеру, - в середине каждого месяца жрец Юпитера приносил в жертву овцу. В культурном европейском контексте особую известность получили мартовские иды, став понятием нарицательным, так как в этот день в 44 году до н. э. был убит Юлий Цезарь.

    В году римляне отмечали более пятидесяти праздников в честь разных божеств. О некоторых, самых интересных и важных, мы расскажем подробнее.

    В поздние времена в январские календы, первого числа, римляне отмечали праздник нового года. В этот день приносили ладан и вино в жертву Янусу, богу начала и конца; принято было желать друг другу добрых начинаний и дарить деньги, так как на медных ассах изображался сам двуликий Янус. Янусу же был посвящен и январский праздник Агоналии, приходившийся на 9-е число, когда богу приносились очистительные жертвы.

    Приготовления к празднику. Художник Л. Альма-Тадема

    15 февраля справляли посвященный Фавну, покровителю стад, праздник Луперкалии. Церемонию проводили жрецы одной из древнейших коллегий - луперки, которые собирались в пещере Луперкаль у подножия Палатинского холма, в самом древнем святилище Рима, где, по преданию, волчица вы кормила близнецов Ромула и Рема. Там луперки приносили в жертву козу или козла, одного из самых плодовитых животных, а после устраивали пир. На пиру двух юношей из благородных семей подводили к месту заклания животных, и там один жрец касался их лбов окровавленным жертвенным ножом, а второй тут же стирал кровь смоченной в молоке шерстяной тряпицей.

    Пан. Художник М. Врубель

    Затем луперки нарезали из козьих шкур ремни и, вооружившись этими ремнями, в одних набедренных повязках бежали вокруг Палатинского холма, а после по Священной дороге, главной улице Рима, до основания Капитолия и обратно. Всех встречных луперки били ремнями, и бездетные женщины специально подставлялись под удары луперков, так как считалось, что это поможет им забеременеть.

    Существуют различные мнения об истоках и значении этого праздника. Еще в античности знали несколько легенд о происхождении Луперкалий. Согласно одной из них, Ромул и Рем после победы над Амулием с ликованием помчались туда, где их вскормила волчица. Суть праздника - подражание этому бегу, окровавленный нож ко лбам двух юношей прикладывают как напоминание об опасностях и убийствах, окружавших близнецов, а очищение молоком - символ пищи, которой были вскормлены Ромул и Рем.

    Античные авторы полагали Луперкалии церемонией очищения, так как весь февраль, последний месяц древнего календаря, считался месяцем очистительных обрядов. Возможно также, что цель обрядов луперков - увеличение плодородия. Еще бытует мнение, что Луперкалии - не что иное, как праздник первого выгона стад на луга, и обряды луперков символизируют защиту скота от волков, поскольку лесной бог Фавн считался покровителем стад и пастухов, а «луперк» переводится как «гонитель волков».

    В феврале же проводились и Паренталии, родительские дни, исчислявшиеся с 13-го по 21-й день месяца. Это были дни поминовения умерших, когда у могил родственников или на дорогах оставляли цветы, преимущественно фиалки, фрукты, соль и хлеб. Считали, что праздник этот введен в обиход благочестивым Энеем, который стал ежегодно приносить жертвы своему отцу Анхизу. В поминальные дни закрывались храмы всех богов, запрещалось совершение браков, а римские должностные лица снимали знаки своей власти. Бытовало мнение, что в это время по земле путешествуют души мертвых и вкушают оставленные им приношения. Заканчивались Паренталии большим празднеством, Фералиями, когда на Палатинском холме приносили жертвы манам.

    27 февраля и 14 марта отмечали посвященный Марсу праздник Эквирии, предположительно основанный его сыном Ромулом, когда проводились конные состязания на Марсовом поле и ритуальное очищение коней. Праздники предшествовали месяцу бога войны и символизировали начало времени военных походов. Закрывали «военный сезон» октябрьские иды, праздник Октябрьского коня с приношением Марсу жертвенных животных. В марте и октябре проходили и шествия салиев, знаменующие начало и конец времени военных действий.

    В мартовские календы римляне праздновали Матроналии, устраиваемые в честь богини Юноны. В нем принимали участие только замужние женщины - свободные жительницы Рима. По преданию, праздник этот был также учрежден Ромулом в знак почтения к римским женам, остановившим битву с сабинянами. В тот же день на Эсквилинском холме был заложен храм Юноны Луцины, покровительницы деторождения, которой женщины молятся в Матроналии, прося безболезненных родов. И в этот день домочадцы преподносят подарки римским матерям и женам.

    Приготовления в Колизее (фрагмент). Художник Л. Альма-Тадема

    С 19 по 23 марта проводились Квинкватрии в честь Минервы. На второй день празднеств устраивали гладиаторские бои как отражение воинственной натуры этой богини, в остальное же время Квинкватрии справляли те, чьим занятиям Минерва покровительствовала: ученики и учителя, вязальщицы и прядильщицы, различные ремесленники и художники, врачи и поэты. В июне проходили малые трехдневные Квинкватрии, устраиваемые флейтистами.

    Весна. Художник Л. Альма-Тадема

    В честь Цереры, богини плодородия и земледелия, возник праздник Цереалии, приходящийся на дни с 12 по 20 апреля. В основном Цереру чествовали плебеи, так как культ богини получил наибольшее распространение среди простого народа, особенно в сельской местности. Даже в Риме храм Цереры находился у подножия Авентинского холма, в районе, где жили преимущественно плебеи. В жертву Церере приносили свиней, люди же в эти дни надевали белые одежды, собирали праздничные угощения и посылали друг другу цветы.

    В мае проводили Лемурии, призванные задобрить неспокойные души умерших, и Флоралии, торжества в честь Флоры, богини цветения.

    С 7 по 15 июня устраивали Весталии в честь Весты, хранительницы очага, а в разгар лета, 23 июля, отмечали Нептуналии, посвященные богу всех потоков Нептуну, прося его предотвратить засуху. О праздновании Нептуналий известно немного: строились хижины из ветвей, в которых, надо полагать, и отмечали торжество, предаваясь обильным возлияниям. Во времена империи в это же время шли игры в честь Нептуна.

    Осень в Риме была временем публичных игр, посвященных Юпитеру, - Римских в сентябре и Плебейских в ноябре, в декабре же римляне пышно отмечали праздник Сатурналии.

    Сатурналии проходили с 17 по 23 декабря и ознаменовывали окончание всех земледельческих работ. Название праздника связано с тем, что именно Сатурну римляне приписывали изобретение земледелия. Сатурналии носили характер общенародного фестиваля: на это время приостанавливались все государственные дела, нельзя было объявить войну, закрывались суды, прекращались занятия в школах и запрещалось наказывать преступников.

    Празднество начиналось с жертвоприношения в храме Сатурна, после чего устраивался пир для сенаторов и всадников. В римских семьях в честь Сатурна закалывали свинью и дарили подарки, среди которых были восковые свечи и выпеченные из теста фигурки. Первые - в честь того, что окончание Сатурналий приходится на зимнее солнцестояние, самую долгую ночь в году, после которой солнечный день начинает прибывать; вторые символически замещали человеческие жертвоприношения, видимо, полагавшиеся Сатурну в древности.

    Праздник урожая. Художник Л. Альма-Тадема

    В дни Сатурналий улицы Рима были запружены людьми, которые приветствовали друг друга традиционными выкриками: «Io, Saturnalia!» В течение всего фестиваля продолжались пиры, гулянья, различные игры, так что праздник пользовался большой любовью у римского народа. На время Сатурналий рабы уравнивались в правах со свободными людьми - возможно, в память о всеобщем равенстве, царившем на земле в Золотой век Сатурна. Это, пожалуй, самая известная особенность Сатурналий: рабы получали право сидеть за одним столом с хозяевами, свободно распоряжаться собой и даже ругать господ и отдавать им распоряжения.

    Этот повторявшийся из года в год распорядок праздников и обрядов составлял неотъемлемую часть жизни римского общества.

    Данный текст является ознакомительным фрагментом.