• Список тем классных часов. Классные часы для старшеклассников и студентов колледжа. Как правильно подобрать тематику классных часов для школьников? Тематика классных часов по нравственному воспитанию

    Сегодня одной из наиболее важных форм организации воспитательной работы с учащимися считается классный час. Проводится он раз в неделю, в определенный день и время. Во время занятия педагог проводит беседы с учащимися, воспитывает их, расширяет кругозор, определяет задачи и цели классного коллектива.

    Основные сведения

    Классный час - это между учителем и учениками. На сегодняшний день он проводится в каждой школе. Занятие внесено в учебное расписание и проводится, как говорилось выше, раз в неделю. Длительность его составляет 40 - 45 минут.

    В целом, такая политика не совсем верна. может занимать и меньшее количество времени, так как главная его задача - выполнить поставленные учителем задачи. Проводить занятие можно как в классной комнате, так и в актовом зале, библиотеке, музее, даже на улице.

    Основные цели и задачи

    Классный час в школе преследует несколько целей.

    В первую очередь, это просветительская , которая заключается в расширении круга знаний учеников в различных сферах жизни.

    Далее следует направляющая . Она воздействует на практическую сторону жизни школьников, их поведение и отношение к жизни. Реализуется с помощью разговора о той или иной жизненной ситуации, подкрепленного примерами.

    Последняя цель - ориентирующая . С ее помощью формируется определенное отношения к объектам окружающей действительности, духовные и материальные ценности.

    К основным классного часа относится:

    Создание условия для проявления индивидуальности учащихся;

    Обогащение их знаний об окружающем мире;

    Формирование эмоционально-чувственной сферы;

    Формирование классного коллектива.

    Формы проведения

    Классный час - это занятие, которое можно проводить не только в форме лекции, но и:

    Конкурса;

    Викторины;

    Встречи;

    Экскурсии.

    Подготовка к занятию

    Приступая к подготовке классного часа, необходимо определиться с темой занятия. Сделать это можно заранее, проведя беседу с учениками или анкетирование. При выборе темы классного часа нужно выявить возрастные особенности ученика, их интересы.

    Прежде чем писать сценарий классного часа, необходимо сесть и задать себе несколько ключевых вопросов:

    1. Как настроить детей на участие в классном часе?

    2. Как и когда провести подготовительно работу?

    3. В каких заданиях дети смогут проявить себя наиболее полно?

    4. Кто из учащихся сможет помочь в проведении классного часа?

    5. Как правильно подвести итоги занятия?

    Ответы на эти вопросы следует записать на бумагу и периодически возвращаться к ним по мере написания конспекта занятия.

    После этого необходимо приступать к составлению сценария и проведению подготовительной работы. В некоторых ситуациях можно использовать уже готовые разработки классных часов, взятые из специализированных журналов для педагогов, различных интернет-ресурсов. Но при этом важно помнить, что большинство из них требуют внесения правок. Так, те или иные задания могут показаться детям слишком сложными или не заинтересовать их. Следует заменить такие задания на более легкие или интересные.

    В целом подготовка состоит из следующих моментов:

    1. Определение темы и задач.
    2. Определение места и времени проведения.
    3. Определение ключевых моментов.
    4. Подготовка плана и сценария.
    5. Подбор материала.
    6. Оформления помещения.
    7. Определение участников классного часа.

    После проведения занятия необходимо обязательно выполнить его анализ.

    Структура занятия

    При подготовке занятия необходимо учитывать, что классный час имеет свою структуру. В целом, она такая же, как и структура любого урока:

    1. Вступление, основная задача которого - активизация внимания учеников, обозначение проблемы.
    2. Основная часть, содержание которой определяется задачами классного часа.
    3. Заключительная часть, которая стимулирует потребности учеников в самовоспитании.

    Час общения

    Одно из форм, в которой может быть проведен классный час - это час общения. Он определяется как совместный творческий процесс ребенка и взрослого. Дети принимают участие в организации часа общения наравне со взрослыми, вместе с педагогом определяют тему и круг интересов.

    Час общения имеет одно важное правило - создать благоприятную обстановку, в которой каждый из учащих может без опаски высказать свое мнение.

    К основным формам часа общения относятся:

    Дискуссия;

    Сюжетно-ролевая игра;

    Устный журнал;

    Социально-культурный проект.

    Информационный классный час

    Классные часы в классе могут также проводиться и в форме защиты и реализации информационных проектов, политминуток.

    Главная цель такого занятия - формирование понимания собственной важности, необходимости участия в общественно-политической жизни страны и мира в целом. В ходе информационного классного часа дети учатся разбираться в сложных современных проблемах, правильно реагировать на происходящее вокруг них.

    Основные формы работы на таких уроках:

    Газетные сообщения;

    Пересказ события с помощью цитат;

    Работа со словарем;

    Работа с политической картой;

    Комментирование информации;

    Формулирование проблемных вопросов и поиск ответов на них;

    Просмотр и обсуждение видеоматериалов.

    Тематика

    Несколько слов о том, какой может быть тематика классных часов. Занятия могут быть посвящены:

    1. Морально-этическим проблемам.
    2. Вопросам в сфере науки.
    3. Эстетическим проблемам
    4. Вопросам государства и права.
    5. Психологическим вопросам.
    6. Осоенностям физиологии и гигиены.
    7. Вопросам здорового образа жизни.
    8. Экологическим проблемам.
    9. Общешкольным проблемам.

    В рамках той или иной тематики можно провести целый ряд классных часов, объединенных одной целью и имеющих схожие задачи.

    Примерные темы

    Исходя из интересов учеников и их возраста, тематика классных часов может быть следующая:

    Для учеников 5 класса:

    1. "Каким я вижу себя через... лет?"
    2. "Какой я?"
    3. "Книги вокруг нас".
    4. "Что я могу?"

    Для учеников 6 класса:

    1. "Мое хобби".
    2. "Я в школе и дома".
    3. "Собственное мнение. Важно ли оно?"
    4. "Мои сильные и слабые стороны".
    5. "Учимся слушать и слышать".

    В 7 классе можно проводить воспитательные часы на следующие тематики:

    1. "Хочу и могу".
    2. "Учимся управлять собой".
    3. "Внимание и внимательность".
    4. "Скажи мне, кто твой друг".

    В 8 классе можно проводить классные часы на темы:

    1. "Что такое гениальность и талант?"
    2. "Тренируем память".
    3. "Ответственность и безопасность".
    4. "Страна моей мечты".

    Учеников 9 класса заинтересуют беседы:

    1. "Человек и творчество".
    2. "Мои права".
    3. "Моя будущая профессия".
    4. "Красота в нашей жизни".

    Для 10 класса целесообразно подготовить такие классные часы:

    1. "Я и мое окружение".
    2. "Взрослость - что это?"
    3. "Недостатки человека: причины и последствия".
    4. "Учимся владеть собой".

    В 11 классе можно провести часы на тему:

    1. "Будет ли помнить обо мне школа?"
    2. "Мой профессиональный выбор".
    3. "Мое предназначение".
    4. "Юмор в жизни человека".

    В зимний период можно провести классный час «Профилактика гриппа», а также «Профилактика травм», «Правила поведения на льду», «Как вести себя в зимнее время», «Праздники без нарушений» и прочие.

    Интересный ход, который может сделать педагог для определения тематики занятий, - озвучить в начале года или семестра планы классных часов и дать возможность детям самостоятельно предложить те или иные темы, дополнив существующий план, предложить участвовать в их подготовке.

    Не забывайте проводить игры КВН, в ходе которых ученики смогут проверить свои знания и умения. Форму проведения также стоит изредка менять. К примеру, сегодня была лекция, значит, в следующий раз это может быть экскурсия или беседа.

    Для более эффективного проведения классного часа необходимо придерживаться следующих советов:

    1. Комната, в которой проводится занятие, должна быть убрана и проветрена.

    2. Желательно украсить кабинет с помощью цветов. Можно использовать как настоящие, так и искусственные.

    3. Тему классного часа необходимо записать на доске. Уместно будет также использование афоризма.

    4. Не забывайте о мультимедийных проекторах и презентациях, они существенно повысят интерес учеников к материалу.

    5. При анкетировании, тестах используйте бланки. Не забывайте о наглядных материалах - брошюрах, буклетах.

    6. Особое внимание уделите подготовке к занятию, если это классный час в начальной школе. Особенности развития и восприятия детей таковы, что воспитательные часы лучше всего проводить в виде игры, путешествия. Так вы сможете куда быстрее заинтересовать учеников, привлечь их внимание.

    7. Не забывайте о комфорте учеников. Позвольте им сесть так, как им нравится. Можно также расставить парты по кругу, сдвинуть две парты в одну, если предполагается групповая работа.

    8. Не бойтесь приглашать на классный час специалистов - врачей, психологов, историков, библиотекарей. Конечно, если они разбираются в теме вашего классного часа лучше вас и могут рассказать много полезной информации.

    Выводы

    Классный час - это одна из важнейших Проводится он раз в неделю. В ходе занятия учитель повышает культурный уровень учеников, формирует их жизненные установки и ценности, организовывает коллектив. Форма проведения может быть любой, в зависимости от темы занятия и поставленных учителем целей.

    До сих пор одной из приоритетных форм внеклассной воспитательной работы в школе с 1 по 11 класс, выбираемой педагогами и учениками, остается классный час. Это мероприятие, имеющее различные формы и технологии в зависимости от возраста, особенностей учащихся, опыта педагога, а также школьных условий, способствующих самовоспитанию и самореализации детей.

    При этом необходимо помнить, что классный час - это не урок , а свободное творческое общение педагога и его воспитанников, направленное на достижение поставленной цели.

    Чтобы определить тематику классных часов , необходимо выделить круг интересующих тем и вопросов из пожеланий учащихся, а затем уже составлять воспитательную программу на учебный год.

    Для этого обучающимся, например, в виде анкеты можно предложить несколько тематических направлений, чтобы каждый ученик сделал свой выбор или предложил что-то свое. Очень важно, чтобы в классе был доверительный психологический микроклимат, где дети не боятся высказывать свое мнение или остаться вовсе непонятыми. При таком подходе, классному руководителю удастся узнать больше о проблемах, которые интересуют детей, а не навязывать свою точку зрения.

    Естественно, что в начальной школе, учителю придется подталкивать ребят к формулированию своей точки зрения и обозначению круга проблем, но уже к 5 классу дети будут говорить свободно о том, что их волнует и интересует.

    При умело поставленной организации воспитательной работы в школе старшеклассники сами будут не только выбирать актуальные темы классных часов, но и готовиться к ним, поднимая вопросы, из которых, по их мнению, они «не выросли».

    После этого, можно смело планировать классные часы на весь учебный год, согласно выбранным тематическим направлениям воспитательной работы. Они могут быть такими:

    1. Классные часы, направленные на развитие интеллектуальных способностей школьников .

    Данные классные часы разрабатываются с целью развития умственных способностей обучающихся и повышения интереса к получению новых знаний и образования в целом.

    Историческая эстафета

    Своя игра по окружающему миру

    Брейн-ринг по физике

    Интеллектуальная игра: «О, математики!»

    Экономическая игра «Морской бой»

    Деловая игра: Проценты

    Путешествие в страну Информатики

    2. Классные часы по трудовому и семейному воспитанию .

    Их цель: вовлечение учащихся в различные виды труда и передача опыта, а также осуществление начальной профориентации. Семейное воспитание направлено на укрепление престижа и роли семьи в обществе.

    Примерные темы классных часов:

    Путешествие в город мастеров

    Мир профессий и твое место в нем

    Деловая игра: Мы лучшие в своей профессии

    3. Классные часы по формированию здорового образа жизни

    Они нацелены на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни.

    Примерные темы:

    Здоровье свое сбережём с малых лет - оно нас избавит от болей и бед

    Способы борьбы со стрессом

    Хлеб да каша - пища наша

    Как Иван был пожарным

    Великая тайна господина Витамина

    Уважая правила движенья, к Гене мы идем на день рожденья!

    4. Классные часы о нравственном воспитании

    Целью данных мероприятий является формирование чувства долга и ответственности за свою страну и свое поведение, гуманного отношения к окружающим и культуры общения, бережного отношения к природе, законопослушности, формирование социально одобряемых взглядов и отношений в семейной и половой жизни, потребности в труде, потребности и умений в самопознании и самовоспитании.

    Например, такие темы:

    Ты и твои друзья

    Жизнь дана на добрые дела

    Все люди разные, а права у всех одинаковые

    Мы в мире вещей

    Поведение в театре

    Обида. Взаимоотношения с окружающими

    5. Классные часы военно-патриотического и правового воспитания

    Здесь основной целью является формирование и развитие патриотической личности, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

    Примерные темы классных часов:

    Урок толерантности с писательницей Ордем Гали

    И шли на фронт сибиряки

    Дети войны

    Легко любить все человечество, соседа любить сумей

    Подвигу народа жить в веках

    Сей орден никогда не снимать, ибо заслугами оный приобретается

    6. Праздничные классные часы

    Это самый популярный вид классных часов в школах. Подготовка к праздникам начинается еще задолго до торжественного дня, и как правило, классные руководители, стараются рассказать об истории возникновения праздника в занимательной форме - конкурсы, КВН, викторины, вечера и т.д. Одним словом, учи и воспитывай, играя!

    7. Классные часы по экологическому воспитанию

    Это направление становится приоритетным в воспитательной работе школы . Сегодня очень важно воспитание экологически-культурной личности, формирования в ней экологического сознания и ответственного отношения к окружающей среде.

    Примеры тем для классных часов:

    Экологический КВН

    Путешествие в страну экологии

    Новогодняя экологическая сказка

    Экозанятие: национальная экологическая безопасность

    Экологическая сказка: Лес полный чудес!

    Земля - наш дом родной!

    Игра по экологии: Про зеленые леса, и лесные чудеса!

    Подробнее о формах внеклассной работы по экологии можно прочитать

    Далеко не секрет, что у классных руководителей не хватает времени на составление и разработку всех школьных мероприятий, поэтому приходится прибегать к поиску информации в сети Интернет.

    Надеемся, что наша коллекция классных часов, ориентированная на все возрастные группы детей поможет вам достойно подготовиться к предстоящему мероприятию:

    Помните о том, что интересно составленный классный час не только порадует учащихся, пополнит вашу методическую копилку, но и позволит получить от Конспект.ру

    воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов);

    I блок УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    В рамках изучения предметов: история, обществознание, литература, ОБЖ.

    II блок ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    духовно-нравственное;

    Музей истории школы

    спортивно-оздоровительное;

    «Чирлидинг»

    социальное;

    Школа социального театра «Motoria»;

    Объединение «Живое слово (школьная газета «Тринашка»)»;

    Объединение «Юный экскурсовод»;

    Подростковый клуб «Патриот»

    общеинтеллектуальное;

    Интеллектуальный клуб «Созвездие талантов»

    общекультурное

    Школа-студия вокально-хореографического мастерства;

    Объединение «Бумажная пластика»

    Объединение «Час права»;

    Объединение «Веб-дизайнер»;

    Студия эстрадного пения «Fantasy»

    III блок ВНЕКЛАССНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (мероприятия, конкурсы, классные часы, акции)

    Школьные мероприятия

    Праздник «День Знаний»

    Праздник «День Учителя»

    Праздник-фестиваль («Рождественская звезда» 5-9 классы)

    Уроки мужества

    Радиоминутки, посвященные дням воинской славы

    Школьный турнир «Созвездие талантов» «Знаю ли я закон» (8-9 классы)

    Викторина Мои права и обязанности (5 -7 классы)

    Праздник «Папа, мама, я – вместе дружная семья»

    Праздничный концерт «Для наших милых мам»

    Праздник «Гордость школы»

    Последний звонок

    Выпускной вечер

    Праздник, посвященный Дню защиты детей «Пусть всегда будет солнце»

    Конкурсы

    Конкурс рисунков и фотографий «Моя Самара» (5-9 классы)

    Конкурс рисунков «Учительница первая моя» » (5-9 классы)

    Конкурс военно-патриотической песни «Аты-баты, шли солдаты»

    Конкурс рисунков «Этот день Победы»

    «Права человека глазами детей» конкурс презентаций

    «Война в истории моей семьи», «Военный орден в твоей семье»конкурс презентаций

    Конкурс фестиваль национального творчества «Венок дружбы» (5-9 классы)

    Конкурс юных правоведов (игра-путешествие по станциям) (5-6 классы)

    Акция, посвященная Дню пожилого человека «Ты не один»

    Акция «Ветеран»

    Акция «Сто дел на благо города»

    Акция «Очистим мемориальные доски самарского района»

    Акция «Георгиевская ленточка»

    Круглый стол «Страна в которой мне хотелось бы жить» (7-8 классы)

    Дебаты «Почему законы не работают?» 9 класс

    Экскурсии

    «Здесь тыл был фронтом»

    «Музей истории города»

    Музей П. Алабина

    Классные часы

    5 класс.

    «Что значит любить Родину?»;

    «Край мой Самарский»;

    «Духовное наследие России»;

    «Люблю тебя, моя Самара, горжусь людьми, историей твоей»,

    «Самара - крепость на Волге» (История основания и развития города Самары от крепости до губернского центра)

    6 класс.

    «Праздники русского народа»;

    «Отец, отчизна, Отечество»;

    «Защищать Родину – это почетный долг»; «Власть и город» (история и современность);

    «Воин, летописец, гражданин» (Жизнь и деятельность на благо Самары губернатора П.В.Алабина).

    7 класс.

    «Чем я могу помочь, тем, кто нуждается в моей помощи»;

    «Народ и я единая семья»

    «Искусство России и Самарского края»; «Великая Отечественная на Самарской земле»;«Что значит быть ответственным»; «Здесь тыл был фронтом» (Летопись жизни и трудового подвига Куйбышева -запасной столицы. страны в годы Великой Отечественной войны 1941-45г.г.);

    «Самарских улиц имена»; «Почетные граждане Самары».

    8 класс .

    «Гражданин ли я России?»;

    «Русские за границей»;

    «Город, шагнувший в космос» (История достижений Самары как города конструкторов первых космических аппаратов и ракетных двигателей);

    «Храмы»; «Самара - город театральный».

    9 класс.

    «Дети на защите Отечества»;

    «Семейные праздники и традиции»; «Обязанность, долг и присяга»; «Самара - город театральный»;

    «Мелодии милой Самары»;

    «Самара - город цветов и фонтанов»;

    «Самара - город новостроек»;

    «Самара - узловая станция железнодорожных и водных магистралей страны»;

    «Дружбой народов Самара сильна!».

    IV блок

    Проект «Сохраним памятники»

    Проект «Аллея Славы»

    Проект «Встреча поколений»

    Проект «Георгиевская ленточка»

    Проект «Письмо солдату»

    Проект «Книга судеб»

    Проект «Виртуальный музей «Выпускник нашей школы – герой ВОВ»»

    Акция «Ветеран живет рядом»

    Акция «Улицы города» информационные листовки на остановках общественного транспорта

    Благотворительные акции «Акция Добра» (ко дню пожилого человека), «Посылка воину»,

    «Солдатский платок», «Игрушка в детский дом», «Новогодняя гирлянда», «Весенняя

    неделя Добра», «Цветы ветеранам»

    воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны);

    I блок УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    В рамках изучения предметов:

    II блок

    Объединение Школа лидера

    Школьное ученическое самоуправление Государство «СОТЫ»

    III блок ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    Школьные мероприятия

    Выборы президента государства «СОТЫ»

    День самоуправления

    Классные часы

    «Что мы знаем о Конституции» ;

    «Я – подросток. Я – гражданин”;

    «Уголовное право. Преступление. Ответственность»; «Права детей – забота государства»

    «Герои нашего времени»;

    «Права и обязанности обучающихся»;

    «Я – гражданин России»;

    «О культуре поведения в школе»

    «Я и право»;

    «Преступление и наказание»;

    «Права и обязанности человека»;

    «Моя конвенция»

    «О культуре поведения в школе»

    «Мораль и закон»;

    «Действие и бездействие»;

    «Трудовое право и несовершеннолетние»;

    «Почему подросток совершает преступление?»;

    «Суд над хулиганством»

    «О культуре поведения в школе»

    «Гражданственность. Какой смысл вкладывается в это понятие?»;

    «Я и право»;

    «Уголовная ответственность несовершеннолетних»; «Права ребенка в современном мире. Гарантии прав ребенка»;

    «Подросток в обществе»

    «О культуре поведения в школе»

    IV блок СОЦИЦИАЛЬНО – ЗНАЧИМАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога;духовно-нравственное развитие личности);

    I блок УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    В рамках изучения предметов:

    II блок ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (кружки)

    III блок ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    Школьные мероприятия

    Конкурс-фестиваль «Рождественская звезда» (5-9 классы)

    Конкурс-фестиваль «Пасхальный сувенир» (5-9 классы)

    Праздник-фестиваль «Масленица пришла»

    Конкурсы

    Конкурс рисунков, поделок «Рождественский сувенир»

    Поэтический турнир «Рождественская звезда»

    Классные часы

    «Честь (репутация) класса»;

    «Что значит быть дружным?»,

    «Мудрые заповеди предков»,

    «Книги учат..(правильно понимать мир)»,

    «Что такое культура?»

    «Роль знаний, умений и навыков в приобретении профессии»

    «Человек! Помоги себе сам!» (Бетховен);

    «Прекрасно там, где пребывает милосердие» (Конфуций); «Лень – помощник или враг?»;

    «Берегите язык (нецензурная брань: почему она получила распространение)»;

    «Семейные обряды»;

    «Совесть – это наш внутренний судья» (П.Гольбах);

    «Кем я хочу быть и почему?»

    « Мир добрых дел»;

    «Как развить свои способности (восприятие, память, мышление, воображение,…)»;

    «Зачем мы учимся?»;

    «Ценности. Что человек должен ценить»;

    « Почему люди лгут?»;

    «Моя семья – мое богатство».

    «Чтобы быть понятым»;

    «Как узнать себя и развить свои способности»;

    «Отчего бывает одиноко?»;

    «Привычки и воля?»;

    «Как устроена обида?»;

    «Природа силы личности»;

    «Самоконтроль»;

    «Внутренние противоречия»;

    «Почему подросток совершает преступление?»; «Семейные ценности»;

    «Как правильно выбирать профессию»

    «Как ладить с людьми (любить, строить взаимоотношения, находить понимание со взрослыми, дружить с товарищами)»;

    «Что значит быть взрослым. Чем отличаются взрослые от детей»;

    «Честь и собственное достоинство сильнее всего» (Ф.М.Достоевский);

    « Самовоспитание. Цели самосовершенствования. Оптимизм. Способность к прощению»;

    «Трудности профессионального самоопределения (классификация профессий для ориентации в мире труда, алгоритм выбора профессии.)»;

    «Гражданственность. Какой смысл вкладывается в это понятие?»

    воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой);

    I блок УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    В рамках изучения предметов:

    II блок ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (кружки)

    III блок ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    Школьные мероприятия

    Спортивный праздник «Мы- будущие защитники Родины»

    Конкурсы чтецов, сочинений, рисунков на темы:

    Классные часы

    5 класс. «Здоровые дети - в здоровой семье», «Здоровые привычки – здоровый образ жизни»; «Я здоровье берегу, сам себе я помогу»; «Кто наши враги»; «О спорт, ты мир»; «Режим питания».

    6 класс. «Режим питания»; «Вредные привычки и их преодоление»; «Пока горит свеча»; «Здоровый образ жизни – главное условие профилактики возникновения вредных привычек»; Память: как ее тренировать»; «Особенности влияния никотина и других токсических веществ на развитие организма человека».

    7 класс. «Сотвори сам себя»; «Нет наркотикам»; «О ВИЧ-инфекции»; « Питание и восстановление»; «Пищевые добавки и витамины»; «Стрессы и их влияние на здоровье».

    8 класс. «Зависимость здоровья человека от окружающей среды»; «Вредные привычки и здоровье человека»; «Здоровье человека XXI века»; «Гармония тела и духа»; «Кушайте на здоровье».

    9 класс. «Кушайте на здоровье»; «Прелести “свободной любви”»; «Умение управлять собой»; «Крик о помощи»; «Прощайте, наркотики!»; «Бросай курить – ты уже не маленький».

    Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии (ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии) ;

    I блок УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    В рамках изучения предметов:

    II блок ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (кружки)

    III блок ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    Школьные мероприятия

    Конкурсы чтецов, сочинений, рисунков на темы:

    Классные часы

    6 класс. Беседы о профессиях; «Берегите нашу Землю»;

    «Об аккуратности».

    7 класс. «Труд в нашей жизни»; «Его величество – Хлеб» ;

    "Я в мире профессий".

    8 класс.«Мир профессий и твоѐ место в нѐм»; «Разделение труда. Классификация профессий"; "Путешествие в Город мастеров".

    9 класс. «Влияние темперамента на выбор профессии»; «Профессии, которые мы выбираем»; «Чем пахнут ремѐсла»; "Новое время - новые профессии".

    Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры - эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности ).

    I блок УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    В рамках изучения предметов:

    II блок ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (кружки)

    III блок ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    Школьные мероприятия

    Конкурсы чтецов, сочинений, рисунков на темы:

    Классные часы

    5 класс. «Музыка и мы»; «Красота внешнего облика. Мои жесты»; «Голубые цветы Гжели»; «Путешествие в страну "Чистых слов"; "Культура поведения в школе и школьный этикет".

    6 класс. «О красоте и мужестве»; «Музыкальная семья»; «Жостовский букет»; "Для чего нужна улыбка?"

    7 класс. «Золотая хохлома»; «Птица счастья»; «Гость в доме – хозяину радость»; «Русские традиции. Масленица»; «Отговорила роща золотая»;

    "Как стать интересным собеседником".

    8 класс. «Красота и труд вместе идут»; «Человек и творчество. Великие творения человечества»; «Русские традиции. Рождество»; "Светский этикет"; "Язык, мимика, жесты как средства общения".

    9 класс. "Язык, мимика, жесты как средства общения»; "Музыка и мы"; «История развития туристской песни в Самаре. Лучшие авторы и исполнители. Грушинский фестиваль»; «Наш друг – кино».

    Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. Образовательное учреждение может отдавать приоритет тому или иному направлению духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности гражданина России, конкретизировать в соответствии с указанными основными направлениями и системой ценностей задачи, виды и формы деятельности.

    Классный час №1 "Культура общения"

    Нет большей роскоши, чем роскошь человеческого общения

    А. Сент-Экзюпери

    Основные вопросы темы:

      Классовая и историческая сущность общения людей.

      Гуманистическое содержание современного этикета.

      Эмоциональная сторона общения. Культура чувств, способность сопереживания как формы выражения эмоциональной стороны отношений людей.

    Классный час №2 "Эстетическое и этическое поведение человека"

    Всегда особенно ценна

    Бывает внешность той,

    Чья красота озарена

    Душевной красотой

    Омар Хайям

    В человеке все должно быть прекрасно:

    и лицо, и душа, и одежда, и мысли

    А.П.Чехов

    Между красотой и красивостью такая разница, какая существует между живым листком,

    выращенным землей, и бумажным цветком, сработанным в мастерской

    К.С. Станиславский

    Основные вопросы темы:

      Культура человека внутренняя и внешняя, их единство.

      Вкус и мода. Основные требования к внешнему виду.

      Что такое "манера". Манеры хорошие и плохие. Как выработать в себе хорошие манеры поведения?

      Тактичность и деликатность. Почему они так важны в общении людей?

    Классные часы № 3-4 "Твое поведение в школе"

    Цикл бесед на эту тему должен быть проникнут мыслью о том, что дисциплина – это дисциплина борьбы и преодоления трудностей. Воспитать в себе такую дисциплину можно и необходимо, учась в школе. В основу проведения бесед на эту тему должны быть положены Правила для учащихся школы, а также Устав школы.

    Классный час № 5 "Твое поведение в общественных местах"

    Основные вопросы темы:

      Как вести себя на улице?

      Умей вести себя в театре, концертном зале, кинотеатре.

      Ты в городском транспорте.

      Если ты идешь в магазин, как себя вести в нем?

    Классный час № 6 "Культура взаимоотношений мальчиков и девочек, юношей и девушек"

    Люблю, но реже говорю об этом

    Люблю людей, но не для многих фраз.

    Торгует чувством тот, кто перед светом

    Всю душу выставляет напоказ

    В. Шекспир "Отношение к женщине определяет степень культуры нации"

    Основные вопросы темы:

      Нужны ли рыцари в наши дни?

      Девичья гордость. Как ее понимать?

    Классный час № 7 "В гостях и дома"

    Основные вопросы темы:

      Правила поведения за столом.

      Ты принимаешь гостей.

      Заботливое отношение к родителям – признак высокой культуры человека.

    Приложение 5

    Примерная тематика классных часов

    по развитию интеллектуальных умений учащихся.

    5 класс

    В. И. Даль и его толковый словарь.

    Я и мои способности.

    Мир энциклопедий.

    6 класс

    Мои сильные и слабые стороны.

    Как развить в себе умение слушать и слышать, смотреть и видеть?

    Мои “почему?” и ответы на них.

    7 класс

    Глубинные тайны человеческого познания.

    Внимание и внимательность. Слова одного корня?

    Как научиться управлять собой.

    8 класс

    Талантливость и гениальность. В чем оно проявляется?

    Тренировка памяти – залог будущего успеха.

    9 класс

    Человек и творчество. Великие творения человечества.

    Разговор с самим собой по душам.

    10 класс

    Как научиться властвовать собой?

    Мои лингвистические способности. Как они проявляются?

    Недостатки человека и их влияние на его судьбу.

    11 класс

    Пока я мыслю, я живу.

    Юмор в жизни человека.

    Приложение 6

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

    «КЛАССНЫЙ ЧАС В СИСТЕМЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ВОСПИТАНИЯ»

    ЦЕЛЬ : повышение компетенции педагогов школы в вопросах современных воспитательных технологий, способствование формированию у педагогов установки на использование личностно-ориентированного подхода в воспитательной работе, овладение классными руководителями методикой подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа.

    ЗАДАЧИ:

      проанализировать систему подготовки и проведения классных часов в школе;

      выявить сущностные характеристики личностно-ориентированного подхода в воспитании;

      определить пути и способы освоения педагогами технологии подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа.

    ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

      изучение методической литературы по обсуждаемой проблеме;

      создание инициативной группы по подготовке и проведению педсовета;

      проведение анкетирования среди педагогов школы по проблеме подготовки и проведения классного часа;

      посещение классных часов с целью изучения технологий, используемых при проведении воспитательных мероприятий классными руководителями;

      разработка памяток для классных руководителей по технологии подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа;

      оформление стенда методической и художественной литературы по проблеме педсовета;

      подготовка инициативной группой проекта решения педагогического совета.

    ХОД ПЕДСОВЕТА:

      Введение в тему педагогического совета (заместитель директора по воспитательной работе):

    (На экране – тема педсовета «Классный час в системе личностно-ориентированного воспитания»).

    В настоящий период радикального преобразования воспитательной практики очевидна необходимость освещения проблемы классного часа. В нынешней ситуации развития российского образования к нему относятся по-разному: в одних учебных заведениях проведение классных часов отменили, отнеся их к застойным авторитарным формам воспитательной работы. В других, наоборот, решили проводить ежедневно, отводя первый урок учебного дня для общения классного руководителя со своим классом. Приходится констатировать, что ни тот, ни другой вариант отношения к классному часу не является педагогически целесообразным. В первом случае педагоги просто потеряли специально отводимое время для общения со своими воспитанниками, а во втором – это время оказалось чрезмерно большим, чтобы использовать его строго по назначению, и учителя стали проводить вместо часов общения дополнительные учебные занятия. Разумеется, учителей волнует сегодня не только и не столько периодичность проведения классных часов, сколько содержание и способы их организации.

    Целью проведения воспитательных мероприятий в форме классных часов должно являться способствование формированию у ребенка младшего школьного возраста активной жизненной позиции, интереса к общественной, познавательной, трудовой деятельности, развитию коммуникативных и организаторских способностей.

    В ходе анкетирования, проведенного в 3-4 классах нашей школы, выявлено, что более 60% учащихся чувствуют себя на классном часе, как на уроке: слушают «объяснение» учителя, отвечают на вопросы. Среди основных видов деятельности школьники отмечают монологи учителя «о чем-то» (40%), разговоры об успеваемости (25%), обсуждение поведения отдельных учащихся (10%). (Результаты анкетирования выводятся на экран).

    Такой подход к использованию времени ученика после уроков ни в коей мере не способствует развитию младшего школьника как члена ученического коллектива, как личности. Не всегда то, что интересно учителю, интересно и его воспитанникам, так как классными руководителями не всегда учитываются возрастные особенности детей, их умение воспринимать на слух ту или иную информацию, выполнять задуманное учителем, пусть даже интересное (по мнению взрослого), задание.

    Поэтому сегодня мы говорим о новых подходах в воспитании детей через классный час. Большинство педагогов полагает, что стратегическим направлением совершенствования этой формы воспитательной работы является повышение роли классного часа в развитии личности ребенка, формировании его неповторимой индивидуальности. Рождается новый тип классного часа – личностно-ориентированный. Именно о нем и пойдет сегодня речь.

      Классный час как форма воспитательной работы

    Чтобы выявить характерные черты личностно-ориентированного классного часа, особенности его подготовки и проведения, следует сначала выяснить, что в педагогике понимается под такой формой работы, как классный час. С этой целью проанализируем результаты анкетирования педагогов об их определении классного часа и об отношении классных руководителей к этому виду воспитательной работы (на экран выводятся результаты анкетирования педагогов).

    Исходя из названных определений классного часа, можно выделить его характерные черты. К ним целесообразно отнести следующие:

      во-первых , это форма внеурочной воспитательной деятельности, и в отличие от урока ему не должны быть присущи академизм и поучающий тип педагогического взаимодействия;

      во-вторых , это форма фронтальной (массовой) воспитательной работы с детьми, но важно помнить и то, что при подготовке и проведении классного часа возможно использование и групповых, и индивидуальных форм воспитательной деятельности;

      в-третьих , это гибкая по составу и структуре форма воспитательного взаимодействия, однако это не означает, что все педагогические контакты классного руководителя с коллективом учащихся класса можно считать классными часами;

      в-четвертых , это форма общения классного руководителя и воспитанников, приоритетную роль в организации которой играет педагог. Эту форму воспитательной работы называют часом классного руководителя.

    Из этого можно вывести следующее определение понятия «классный час»: классный час – это гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой специально организуемое во внеурочное время общения классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов (определение выводиться на экран).

    В процессе деятельности по подготовке и проведению классных часов возможно решение следующих педагогических задач:

      обогащение сознания учащихся знаниями о природе, обществе, человеке;

      формирование у детей умений и навыков мыслительной и практической деятельности;

      развитие эмоционально-чувственной сферы и ценностно-смыслового ядра личности ребенка;

      содействие становлению и проявлению субъектности и индивидуальности учащегося, его творческих способностей;

      формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.

    Разумеется, что решение всех перечисленных задач следует связывать не с неким отдельным часом общения учителя со своими воспитанниками, пусть даже блестяще проведенным, а с хорошо продуманной и детально разработанной системой их организации, где каждому классному часу отводится определенное место и роль.

    Какое же место в этой системе должен занять личностно-ориентированный классный час? В чем заключается его основное предназначение? Постараемся найти ответы на эти вопросы. Мы полагаем, что главное его предназначение связано с решением задачи содействия становлению и проявлению индивидуальности учащегося, его творческих способностей. Чтобы реализовать это предназначение, надо внести изменения во все компоненты классного часа.

      Технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа

    (практическая часть педсовета проводится руководителем методического объединения классных руководителей)

    Чтобы педагоги, присутствующие на сегодняшнем педсовете, имели возможность лучше понять технологию подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа, предлагаем Вам на практике смоделировать алгоритм совместной деятельности классного руководителя и его воспитанников (педагогам предлагается распределиться на 4 группы и создать экспертную группу).

    Первый шаг – составление педагогом совместно с учащимися и их родителями тематики классных часов на новый учебный год. Участникам каждой группы, в состав которой входят «учащиеся», «родители», «классные руководители», используя метод брейнсторминга («мозгового штурма»), предлагается определить темы классных часов, учитывая возрастные особенности, интересы младших школьников. (Работа в группах 5-7 минут, заслушивание представителей групп, оценка работы экспертной группой).

    Второй шаг – уточнение темы классного часа и генерирование идей по его подготовке и проведению. Используя методику составления цветограммы «Почва», из тем, определенных участниками групп, предлагается распределить темы классных часов на «слои». Верхний «слой» - карточки зеленого цвета – первоочередные темы, подлежащие обсуждению на классном часе; средний «слой» – карточки желтого цвета – то, что следует обсудить во вторую очередь; нижний – карточки красного цвета – то, что можно обсудить еще позже (представители групп зачитывают результаты выполнения задания). В результате работы предлагается уточненная тема классного часа «Я в мире, мир вокруг меня».

    Третий шаг – уточнение цели, содержания, даты и места проведения классного часа, формирование сообщества его организаторов (совета дела, инициативной или творческой группы). Этот этап не представляет сложности для организаторов классного часа.

    Четвертый шаг – это индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа. Группам предлагаются различные виды заданий: 1 группе – по словарям найти определение понятия «толерантность», 2 группе – найти примеры известных произведений, в которых герои были непохожими на других (литературные произведения, кинофильмы, песни); 3 группе – выработать свод правил толерантного поведения; 4 группе – индивидуальное задание: выучить стихотворение А. Усачева «Удивительный гном»; коллективное задание – подобрать вопросы для этого стихотворения.

    Пятый шаг – составление учителем совместно с другими организаторами сценарного плана классного часа. Этот этап подготовки классного часа очень важен, так как он определяет алгоритм проведения воспитательного мероприятия. Классный руководитель должен подумать и найти оптимальный вариант проведения классного часа, рационально распределив его время, в то же время включив в сценарный план эмоционально-психический настрой и мотивационную подготовку к участию в коллективном разговоре и деятельности; продумать моменты, когда дети смогут проявить свою индивидуальность и творческие способности; каким образом подвести итоги классного часа, чтобы стимулировать дальнейшую деятельность по самопознанию и саморазвитию. Также следует предусмотреть время для незапрограммированных ситуаций, возникающих в ходе проведения классного часа.

    Шестой шаг – проведение классного часа (моделирование хода проведения классного часа с участниками педсовета).

      Введение в тему классного часа.

    Как разнообразен мир вокруг нас. Как противоречив мир внутри нас. Сегодня мы рассмотрим одну из граней внутреннего мира каждого из нас – индивидуальность. Легко ли быть индивидуальным?

      Эмоционально-психологическая подготовка к занятию.

    Участникам предлагается из различных по цвету листов бумаги любым способом изготовить макет птицы (вырезать, сложить, нарисовать). Обратить внимание на то, что все птицы непохожи друг на друга, так же как и все люди. Можно предложить объяснить свой выбор цвета бумаги.

      Чтение одним из участников стихотворения А. Усачева «Удивительный гном». Вопросы:

      О чем это стихотворение?

      Что делает нас непохожими на других?

      Что такое индивидуальность?

    Каждый участник придумывает два качества, характеризующие его (условие – качества должны начинаться на ту же букву, что и его имя. Например, Татьяна – творческая, терпеливая и т.д.).

      Диагностика «Мой портрет в интерьере».

    На фоне своего автопортрета нарисовать (или написать) то, что для него значимо и без чего автопортрет не значим. Это и станет интерьером автопортрета.

      Просмотр мультфильма «Адажио». Вопросы по просмотренному:

      Объясните причины того, что никто не любил белую птицу, и она стала предметом нападок со стороны других?

      Кажутся ли вам эти причины обоснованными и справедливыми?

      Считаете ли вы, что люди относятся друг к другу не всегда справедливо?

      Вспомните известные случаи несправедливого, а может быть даже жестокого отношения (ответы группы № 2).

      Мы все очень разные, но мы должны жить рядом и понимать друг друга. Существует понятие «толерантность». В разных языках оно трактуется по-разному (группа № 1 предлагает варианты объяснения этого понятия в разных языках – английском, французском, арабском, персидском, русском).

      Какими качествами должен обладать толерантный человек? (зачитываются результаты подготовительной работы группы № 3).

      Игра «Вместе мы поможем друг другу вырасти»: стать в круг друг за другом, положить лист бумаги на спину впередистоящему. Написать то хорошее, что есть в соседе. Снять листы и прочитать, что там написано.

      Заключительная часть: Каждый из нас неповторим, уникален. Пусть ваша звездочка по имени Индивидуальность всегда живет рядом с вами, удивительная, неповторимая, независимая и дружелюбная!

    Седьмой шаг – анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению. Участникам педсовета предлагается ответить на вопросы анкеты для выявления результативности проведенного «воспитательного мероприятия»:

      Значима ли для вас лично тема классного часа? Да. Нет. Не могу ответить.

      Комфортно или нет вы чувствовали себя на мероприятии? Да. Нет. Не могу ответить.

      Имели ли вы возможность проявить свои индивидуальные или творческие способности? Да. Нет. Не могу ответить.

      Имели ли вы возможность обогатить свой жизненный опыт? Да. Нет. Не могу ответить.

      Носил ли классный час духовно-нравственную ценность? Да. Нет. Не могу ответить.

      Какова степень вашей вовлеченности в подготовку и проведение классного часа? Да. Нет. Не могу ответить.

    3. Обобщающая часть (заместитель директора по воспитательной работе).

    Из всего услышанного на сегодняшнем педсовете давайте совместно определим общие и характерные черты традиционного и личностно-ориентированного классного часа (анализ памятки).

    Традиционный классный час

    Личностно-ориентированный классный час

    Целевой компонент

    Направленность на усвоение учащимися принятых в обществе ценностей, норм отношений и образцов поведения, т.е. на формирование в личности ребенка социально типичного.

    Целевые установки связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности и субъектности ребенка, проектированием и становлением уникального образа его жизнедеятельности.

    Организационно-деятельностный компонент

    Главным и часто единственным организатором совместной деятельности и общения выступает классный руководитель. Взаимодействие участников классного часа строится на основе монолога, фронтальных и групповых форм работы, субъектно-объектных отношений между педагогом и другими членами классного сообщества. Совместная деятельность, как правило жестко регламентируется и осуществляется в строгом соответствии с разработанным учителем планом классного часа.

    Учащиеся являются полноправными организаторами классного часа, происходящей на нем совместной деятельности. Акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого ребенка, актуализации его жизненного опыта, проявлении и развитии его индивидуальности. Педагог заботится о создании для детей и взрослых ситуаций выбора и успеха. Преобладают субъект-объектные отношения, диалоговые и полилоговые формы общения.

    Оценочно-аналитический компонент

    При анализе и оценке эффективности классного часа внимание обращается на объем, новизну и духовную ценность передаваемой детям информации, культуру и оригинальность ее изложения, качество ее усвоения учащимися.

    В качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияние на развитие индивидуальности и творческих способностей учащихся, комфортность и активность их участия в классном часе.

    4. Заключительная часть. Завершая разговор об организационно-методических аспектах личностно-ориентированного классного часа, следует подчеркнуть, что успешность проведения такого часа общения классного руководителя со своими воспитанниками зависит не только от освоения педагогом технологии его организации, но от того, насколько принципы личностно-ориентированного подхода поняты и приняты учителем, насколько они соответствуют его педагогическому кредо.

    Понятно, что такой классный час нельзя проводить по указке сверху. Он не только готовится на основе слепого воплощения технологических конструкций. Для созидания личностно-ориентированного взаимодействия педагогу необходимо безгранично верить и доверять ученикам, видеть смысл педагогической деятельности не в формирующем воздействии на детей, а в стимулировании и поддержке их внутренних сил и стремлений.

    Желаем Вам успехов в Вашей работе!

    ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА

      Отметить системный характер проведения классных часов в соответствии с планом работы школы.

      Классным руководителям совершенствовать методику подготовки и проведения классных часов, разнообразить формы, приемы и методы их организации.

      Активно овладевать технологией использования личностно-ориентированного подхода при подготовке и проведении классных часов, используя материалы педагогического совета.

      Заместителю директора по воспитательной работе и руководителю методического объединения классных руководителей разработать критерии анализа и самоанализа личностно-ориентированного классного часа.

    Цель : Нравственное воспитание старшеклассников.

    Форма: Мастерская общения.

    Участники: Классный руководитель, учащиеся класса.

    Ход классного часа

    Вступительное слово учителя

    В наше время многие молодые люди, как, впрочем, и вполне зрелые, совершенно не знакомы с правилами поведения в обществе.

    Но так ли нужно их знать? Для чего вообще нужны хорошие манеры?

    Учитель (обобщает, выслушав ответы учащихся): Знать и выполнять основные правила этикета необходимо прежде всего для того, чтобы уметь общаться, наладить контакт с собеседником или партнером; не причинять окружающим беспокойства, которого можно избежать; показать себя человеком цивилизованным, воспитанным, оставить о себе самое приятное впечатление. В каждой культуре, в каждом сообществе людей есть своего рода кодекс взаимных ожиданий, моделей и правил общения. Именно он и составляет основу этикета, который пронизывает все виды официального (служебного, общественного, гражданского), ci также неофициального (семейного, бытового, товарищеского) общения. Правила, входящие в этот кодекс, не новы и не сложны. Суть их проста: поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой! Вы улыбнулись— получили улыбку в ответ. Проявили внимание, интерес к собеседнику — он будет вспоминать о вас с теплотой и признательностью. Разве это не приятно? Не нужно делать вид, будто вам безразлично, что о вас подумают: каждый человек в той или иной мере озабочен мнением окружающих о себе, впечатлением, которое он производит. И чтобы это впечатление было благоприятным, надо в первую очередь усвоить несколько правил поведения в общественных местах, которые ни при каких обстоятельствах не должен нарушать воспитанный человек.

    — Прежде всего, конечно, ни один мужчина (кроме очень пожилых и инвалидов) не должен сидеть в присутствии стоящей женщины и садиться без приглашения. Кроме того, недопустимо начинать разговор с женщиной или кланяться ей прежде, чем она вас узнала. Правда, в этом случае есть небольшое исключение. К примеру, проходя мимо доброй знакомой на улице или в служебном коридоре и видя, что она вас не заметила, вы можете остановить ее и осторожно дотронуться до ее руки или негромко окликнуть по имени. Ни в коем случае нельзя обращаться в общественном месте к даме по фамилии. Если вашим попутчиком (попутчицей) оказался пожилой человек, недопустимо, чтобы он держал тяжелую поклажу. Если вы не можете уступить ему место, то надо хотя бы забрать у него тяжелую сумку или чемодан. Если, конечно, он не возражает.

    Безусловно, непозволительно говорить о неприятных вещах за столом, критиковать чьи-либо религиозные убеждения, унижать или принижать какую бы ни было национальность или страну, смеяться над ошибками или промахами других людей.

    Воспитанный мужчина никогда не пройдет в комнату впереди женщины. Но это правило следует нарушить в том случае, когда в комнате темно и там нужно включить свет, чтобы дама случайно не наткнулась на стоящую в комнате мебель. Находясь с женщиной на лестнице, мужчина должен следовать таким правилам: при подъеме быть сзади нее, а при спуске — впереди. Таким образом мужчина убережет свою попутчицу от возможного падения.

    — Любое общение начинается с приветствия. Кто должен здороваться первым? Надо ли здороваться с незнакомым человеком, если он находится в комнате?

    — Здороваться надо в любом случае, это никогда не унизит вашего достоинства, а лишь покажет ваше уважение к незнакомому человеку, что всегда приятно. И не нужно ломать голову над вопросом, кто первым скажет «здравствуйте». Ведь правила этикета основаны на всем понятных нормах поведения: уважение к старшим по возрасту, по положению, к женщинам... Естественно, что положено младшему приветствовать старшего, мужчине — даму. А вот пожимать руку при этом не обязательно, рукопожатие предполагает достаточно давнее или тесное знакомство. При этом младший не должен первым протягивать руку, тут инициатива за старшим по возрасту или за дамой, с которой здороваются. При рукопожатии всегда смотрите в глаза друг другу, протянутую руку пожимайте не слишком крепко, однако свою ладонь никогда не держите безвольно, неподвижно: это всегда неприятно.

    — Можно ли подавать руку в перчатке или надо обязательно снять ее?

    — Мужчине — обязательно. Женщина может подавать руку, не снимая перчатки. Если она это делает, примите это как знак особого уважения. В любом случае, здороваясь, выньте руки из карманов, избавьтесь от сигареты. Если вы сидите, то лучше привстать, приветствуя входящего в комнату, если, конечно, он старше вас или если это дама. Женщина же может вести себя более свободно: и руки из кармана, муфты может не вынимать, может и вообще не протянуть руки, а ограничиться кивком, это ее право.

    — Существуют ли такие ситуации, при которых женщина или пожилой человек должен все-таки здороваться первым с молодым мужчиной?

    — Да, если вы обгоняете его или если присоединяетесь к его компании.

    — А что такое комплименты и как правильно их делать?

    — Делать комплименты — это особое искусство, потому что не все могут естественно и тонко говорить красивые и приятные слова в адрес других, тем более, что неумело сделанный комплимент может быть воспринят как лесть или неискренность. Не считайте, что комплименты делают только мужчины женщинам — это ошибочное мнение. Конечно, женщинам всегда приятно услышать добрые слова в свой адрес, но мужчинам тоже нужно уделять внимание. Как это делается? Если в женщине особенно ценится внешняя красота, то в мужчине прежде всего ум, мужественность. Именно эти качества можно отмечать, если хотите оказать внимание, завоевать дружбу или просто сделать симпатичному вам человеку приятное.

    Старайтесь говорить комплименты не только, когда того требует обстановка, но и тогда, когда внутри вас вспыхивает восхищение. Это будут самые удачные комплименты и самая удачная похвала. Очень часто молодые люди и девушки испытывают неловкость, когда нужно сказать приятные слова. Умение говорить красиво и к месту приходит с опытом. Этому можно научиться, поэтому не стоит отказываться, когда вам предлагают на каком-либо мероприятии произнести поздравительные или приветственные слова, пытайтесь, вам это пригодится в жизни.

    Как правильно общаться с другими людьми?

    Мы живем среди людей, и мы одни из всех живых существ имеем уникальную возможность говорить, слушать, делиться впечатлениями, спорить, высказывать свои мысли, шутить, т.е. общаться друг с другом с помощью речи. Вы наверняка уже сталкивались с такими ситуациями, когда собеседник вас не понял или неправильно понял. Вполне возможно, это произошло потому, что вы не знали о правилах общения. С собеседником нужно вести себя вежливо, доброжелательно, внимательно. Тему для беседы следует выбирать интересную для всех участвующих в разговоре. Постоянно говорить о себе неприлично. Нельзя перебивать собеседника.

    Умение слышать, а не только слушать является важнейшим фактором эффективного общения. К древнегреческому философу Сократу в Афины издалека приехал молодой человек, жаждущий овладеть искусством красноречия. Поговорив с ним несколько минут, Сократ потребовал за обучение ораторскому искусству двойную плату. «Почему?» — удивился ученик. — «Потому, — ответил знаменитый философ, — что мне придется обучать тебя не только говорить, но и молчать и слушать».

    Эти слова, прозвучавшие более двух тысячелетий назад, перекликаются с мнением писателя XX века Л. Фейхтвангера, утверждавшего, что «человеку нужно два года, чтобы научиться говорить, и шестьдесят лет, чтобы научиться держать язык за зубами». Во время разговора следует показать свою заинтересованность к человеку, с которым ведете диалог. Слушающий не только должен воспринимать информацию, но и понимать эмоции, чувства и переживания собеседника. Иногда лучше промолчать, чем сказать лишнее. Например, если знаешь, что произнесенное тобой слово может обидеть собеседника.

    Информация для учителя. Эффективными средствами нравственного стимулирования личности учащихся могут стать любительские психологические тесты, используемые на классных часах с целью самопознания, самоанализа учениками тех или иных личностных качеств, побуждения их к саморазвитию и самосовершенствованию. Не претендуя на абсолютную объективность, они дают человеку информацию, которая помогает ему задуматься о самом себе, определить перспективы своего личностного роста.

    Тест «Добрый ли вы человек?»

    1. У вас появились деньги. Могли бы вы истратить все, что у вас есть, на подарки друзьям?

    2. Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что это вас мало интересует, даже если это так?

    3. Если ваш партнер плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать ему приятное?

    4. Часто ли вы говорите приятное людям, чтобы просто поднять им настроение?

    5. Любите ли вы злые шутки?

    6. Вы злопамятны?

    7. Сможете ли вы терпеливо выслушать даже то, что вас совершенно не интересует?

    8. Можете ли вы бескорыстно помочь человеку?

    9. Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?

    10. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?

    11. Вы охотно выполняете просьбы?

    12. Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?

    А теперь поставьте себе 1 балл за ответ «Да» на вопросы 1, 3, 4, 7, 11 и за ответ «Нет» на вопросы 2, 5, б, 8, 9, 10, 12.

    Если вы набрали больше 8 баллов. Вы любезны, нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей, вас считают хорошим другом.

    От 4 до 8 баллов — ваша доброта — дело случая. Для одних вы можете пойти на все, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Старайтесь быть ровным со всеми, чтобы люди на вас не обижались.

    Менее 4 баллов — общение с вами, надо признаться, порой бывает мукой даже для самых близких вам людей. Вам необходимо пересмотреть свое отношение к окружающим.

    Тест «Хорошо ли вы воспитаны?»

    Это можно проверить (впрочем, не принимая результаты слишком серьезно), если ответить «Да» или «Нет» на следующие вопросы:

    1. Всегда ли вы приветливо здороваетесь с людьми, несмотря на свое настроение?

    2. Выходя из здания, придерживаете ли вы тяжелые двери, чтобы они не ударили человека, который идет следом?

    3. Продвигаясь в трамвае к выходу, вежливо ли вы обращаетесь к пассажирам: «Пожалуйста, разрешите пройти»?

    4. Здороваетесь ли вы везде, куда бы ни пришли, даже в лифте и в магазине?

    5. В театре вы проходите к своему месту, повернувшись лицом к людям, которые уже сидят?

    6. Вы считаете, что указательный палец назван так для того, чтобы указывать им направление?

    7. Вы пришли в кинотеатр. Должна ли женщина снимать свой головной убор?

    8. Может ли левша протягивать для рукопожатия левую руку?

    9. При механическом обрыве телефонной связи, если разговор еще не закончен, вновь набрать номер телефона должен тот, кто звонил?

    Если на большинство вопросов вы ответили положительно, то можете считать себя вполне воспитанным человеком. Главное, чтобы вы всегда помнили о правилах вежливости.

    Викторина знатоков этикета

    За столом

    1. Следует ли, наливая чай в чашки, наполнять их до краев? (Нет, уровень чая должен быть на 1-1,5 см ниже края чашки.)

    2. Можно ли есть варенье из общей вазочки? (Нет. Варенье кладут в специальную розетку и едят из нее.)

    3. Как принято есть лимон? (Ломтик лимона- кладут в чашку с чаем, ложкой выдавливают сок, остатки извлекают и кладут на край блюдца.)

    4. Как следует есть пирожные? (Пирожные берут специальной вилкой или чайной ложкой. Твердые пирожные, которые легко крошатся, можно брать рукой.)

    5. Можно ли брать хлеб с общей тарелки вилкой? (Хлеб с общей тарелки берут всегда рукой, стараясь не дотрагиваться до других ломтиков, и, положив на свою тарелку, отламывают кусочки.)

    На улице, в транспорте

    1. Вас случайно толкнули и извинились. Ваш ответ?

    2. С какой стороны от женщины должен идти мужчина? (Слева от женщины, военный — справа.)

    3. Можно ли познакомить двух людей, просто подведя их друг к другу и не называя имен, предложить им самим себя представить? (Нет. Человек, знакомящий их между собой, обязан представить каждого.)

    4. Кто здоровается первым, если встретились младший и старший? (Младший.)

    5. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? (Да.)

    6. Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать? (Да, можно просто кивнуть.)

    7. С вами, наверное, такое бывает: вы встречаете человека часто, например, в скверике, через который ходите в школу, но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться? (Да.)

    8. Может ли юноша, знакомясь с девушкой, свободную руку держать в кармане? (Нет, он должен вынуть руку из кармана.)

    9. Нужно ли улыбаться, приветствуя человека? (Приветливая улыбка желательна всегда.)

    10. Кто здоровается первым: входящий или присутствующий? (Первым здоровается входящий.)

    Правила общения, которые помогут вам быть приятным собеседником

    1. В беседе старайтесь не говорить о вещах, которые могут неприятно задеть собеседника.

    2. Не унижайте других, не задевайте чувств своего собеседника, не старайтесь его «подколоть», обидеть, возвыситься за его счет.

    3. Не сплетничайте. Неприлично говорить об отсутствующих плохо.

    4. Следите за своей речью. Не следует разговаривать слишком громко, привлекая к себе внимание окружающих, но и слишком тихо говорить также не стоит, так как собеседник вынужден будет изо всех сил напрягать свой слух, чтобы вас понять.

    5. Если вы чего-то недопоняли или не расслышали, попросите повторить: «Извините, я не расслышал».

    6. Очень невежливо отвечать вопросом на вопрос.

    7. Если к вашему разговору присоединился третий человек, найдите тему, которая будет интересна всем троим.

    8. В споре не стремитесь быть правым, не демонстрируйте свою обиду, если ваша точка зрения не принята всеми. Примите к сведению аргументы других. Это не значит, что вы должны отказаться

    от своего мнения, но форма несогласия должна быть корректной.

    9. Не засоряйте свою речь бранными словами. Помните, что, употребляя нецензурные выражения, вы не только вызываете брезгливость окружающих, но и совершаете правонарушение.

    Рефлексия: «Сегодня я понял, что...»