• Святой Андрей Кесарийский - Толкование на Апокалипсис св. Иоанна Богослова. Толкование на апокалипсис Святитель андрей кесарийский толкование на апокалипсис

    Андрей - архиепископ Кесарии Каппадокийской, - первый церковный писатель, от которого дошло до нас святое толкование на Апокалипсис.

    О времени жизни его историки разногласят; одни относят к VIII или IX веку, а другие к V или VI веку. Из содержания его толкования можно сделать вывод, что он мог жить до конца V века, так как в нем не упоминается ни о каких-либо событиях или личностях, позже этого времени, между тем как с другой стороны, тот способ, как говорится им о гуннах, а также, и то, как Григорий Назианзин и Кирилл Алекасандрийский сопоставляются с Папием и Иринеем как, «старейшими», указывает на 2-ю половину названного века.

    Так как Андрей Кесарийский принадлежит еще к сравнительно раннему времени, то его свидетельство о том, что Апокалипсис признавали подлинною и боговдохновенною книгою такие древние писатели, как Папий, Ириней, Мефодий, Ипполит и другие важные личности, служит доказательством того, что эти древние отцы и учителя Церкви признавали Апокалипсис творением святого апостола Иоанна и что признание его принадлежности этому апостолу древнее отрицательного отношения к нему. Что касается метода истолкования, то Андрей Кесарийский находит в Апокалипсисе тройственный смысл (соответственно троечастности человека, как состоящего из тела, души и духа, в назидание которому дана эта книга): смысл буквальный или исторический, затем смысл тропологический (иносказательный), приводящий от чувственно воспринимаемого к тому, что может быть познаваемо только духовно, и наконец, смысл аналогический, который раскрывает недоступный чувственному восприятию тайны будущего и вечной жизни (буква есть как бы тело, тропология или образность - душа и аналогия соотвествует духу). Аналогический смысл, по мнению Андрея Кесарийского, есть главный в Апокалипсисе, почему и объяснение этой книги сопряжено с величайшими затруднениями. Главная его задача сводится к тому, чтобы указать в истории исполнение содержащихся в Апокалипсисе пророчеств, причем однако он признает, что такое указание возможно только отчасти, так как многое из того, о чем говорится в Апокалипсисе, принадлежит еще неопределенной будущности. Замечательно, что по его толкованию вслед за царством Константина Великого должно наступить царство антихриста. Под восемью царями (Откр. 17, 10 и см.) он разумеет восемь мировых царств, и из них шестое есть римское, седьмое - царство Константина Великого и восьмое - царство антихриста. Комментарий Андрея Кесарийского есть главное патристическое толкование на Апокалипсис, так как все последующие патристические толкования книги примыкают к нему и отчасти являются извлечениями из него с присоединением лишь немногих, новых, объяснений и некоторых незатронутых им преданий. Греческий подлинник, с латинским переводом творения Андрея Кесарийского см. у Миня, Греческая Патрология 106, 199. Русский перевод - 1882, 1884 и 1889 (вместе с старым славянским переводом Лаврентия Зизания).

    * Александр Иванович Пономарев,
    магистр богословия, профессор
    Киевской духовной академии.

    Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 1, столб. 764. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1900 г.

      АНДРЕЙ КЕСАРИЙСКИЙ - архиеп. Кесарии Каппадокийской, автор первого сохранившегося толкования на Откровение Иоанна Богослова (между 563 и 614). Работа А. К. имеет большое значение для изучения истории текста Апокалипсиса и ранней истории его толкования, т. к. содержит … Православная энциклопедия

      АНДРЕЙ КЕСАРИЙСКИЙ - свт., архиеп. (6–7 вв.). О жизни А. ничего не известно, кроме того, что он был архиеп. Кесарии Каппадокийской. Спорными остаются даже даты его жизни. Единственное сохранившееся его произведение толкование на Апокалипсис. Это был один из первых… … Библиологический словарь

      - (др. греч. Ἀνδρέας) греческое Род: муж. Этимологическое значение: «мужественный, храбрый» Отчество: Андреевич, Андреич Андреевна, Андревна Производ. формы … Википедия

      У этого термина существуют и другие значения, см. Андрей Первозванный (значения). Запрос «святой Андрей» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Запрос «святой Андрей» перенаправляется сюда. В Википедии есть статьи о кораблях «Святой… … Википедия

      Мученичество апостола Андрея Апостол Андрей (греч. Ανδρέας , лат. Andreas), больше известный как Андрей Первозванный один из апостолов (учеников) Иисуса Христа, брат Симона Петра, персонаж Нового Завета. Содержание … Википедия

      Прокопий Кесарийский греч. Προκόπιος ο Καισαρεύς … Википедия

      Жена, облечённая в солнце (миниатюра Геррады Ландсбергской, конец XII века) Слева от Жены изображена битва со зверем из моря, справа красный дракон извергает на неё водный поток, в небе над ней её младенец, восхищаемый к престолу Бога Жена,… … Википедия

      - (миниатюра Геррады Ландсбергской … Википедия

      - (Греческая патрология) отредактированное собрание трудов Отцов Церкви и различных светских авторов, написанных на греческом койне и византийском языке. Состоит из 161 го тома, напечатанных в 1857 1866 годах в Католической типографии Миня.… … Википедия

      Patrologia Graeca (Греческая патрология) отредактированное собрание трудов Отцов Церкви и различных светских авторов, написанных на греческом койне и византийском языке. Состоит из 161 го тома, напечатанных в 1857 1866 годах в Католической… … Википедия

    Книги

    • , Архиепископ Андрей Кесарийский; Лопухин Александр Павлович; Митрополит Вениамин (Федченков); Архиепископ Аверкий (Таушев) Категория: Религия и духовная литература Серия: Подарочные издания. Мир православия Издатель: ЭКСМО , Производитель: ЭКСМО ,
    • Толковый Апокалипсис , Арихиепископ Андрей Кесарийский , Лопухин А. и др. , Апокалипсис - самая загадочная книга Нового Завета и единственная пророческая книга, в которой говорится о будущем. Многие поколения верующих христиан, философов, мистиков пытались разгадать… Категория: Христианство
    • Толковый Апокалипсис. Откровение святого Иоанна Богослова и самые авторитетные толкования от древности до наших дней ,

    АНДРЕЙ КЕСАРИЙСКИЙ

    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

    Андрей (ок. VI - VII), архиепископ Кесарийский, святитель.

    О жизни святого Андрея ничего неизвестно, кроме того, что он был архиепископом Кесарии Каппадокийской. Спорными остаются даже даты его жизни.

    Единственное сохранившееся его произведение — Толкование на Апокалипсис. Как один из первых полных святоотеческих комментариев на Откровение Иоанна Богослова, он оказал большое влияние на дальнейшую традицию толкований последней книги Библии. Подлинность Откровения, которую часто ставили под сомнение, святой Андрей подтверждает ссылками на Папия Иерапольского, свт. Иринея Лионского, сщмч. Мефодия Патарского и свт. Ипполита Римского. О своем труде святитель пишет: Потому же и мы приступаем к изъяснению виденного блаженным Богословом не как постигшие глубину сокрытого в нем духа, ибо не осмеливаемся и не имеем в виду даже изъяснить всего сказанного в буквальном смысле, но желаем только дать упражнение уму в дальнейшем стремлении, презрении, как непостоянного, настоящего и желании будущего, как вечного (Предисловие).

    Толкование святителя Андрея высоко ценили в Древней Руси, существовало много его списков, в т.ч. и лицевых (иллюстрированных). Последняя дореволюционная публикация русского перевода (Апокалипсис, СПб., 1909) содержит обстоятельное введение Ивана Ювачева.

    Толкование на Апокалипсис:

    http://www.arhimed007.narod.ru/a2.htm

    Литература

    Migne, PG , t. 106.

    Schmid J., Untersuchungen zur Geschichte des griechischen Apocalypse textes , Bd.1, Munch., 1955.

    l ПБЭ, т. 1, с. 764.

    Zahn T., Die Offenbarung des Johannes , Lpz., 19243, S. 106-18 (Kommentar zum Neuen Testament , Bd.18).

    Еnc.Кat. , t. 1, s. 539.

    Использованные материалы

    "Андрей Кесарийский" из Мень, Александр, свящ., Библиологическоий словарь:

    http://www.krotov.info/spravki/persons/07person/and_kes.html

    ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

    О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

    Православная энциклопедия Древо. 2012

    Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое АНДРЕЙ КЕСАРИЙСКИЙ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

    • АНДРЕЙ
      Андрей - в христианстве один из двенадцати апостолов. Брат Петра, галилеянин, рыбачил на Тивериадском озере ("море Галилейском") и входил в …
    • АНДРЕЙ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
      (греч.???????) в христианской мифологии один из двенадцати апостолов. Брат Петра, галилеянин, рыбачил на Тивериадском озере («море Галилейском») и входил в …
    • АНДРЕЙ в Словаре полководцев:
      Ольгердович (1325-1399), рус. кн. Сын вел. кн. литов. Ольгерда, старший брат Владислава Ягайло. Княжил в Пскове, Полоцке, Трубчевске. Участник Куликовской …
    • АНДРЕЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
      -св. апостол Иисуса Христа, был брат Петра и занимался вместе с ним в Капернауме, на Галилейском озере, ловлею рыбы, когда …
    • АНДРЕЙ
      АНДР́ЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ, по церк. легенде, апостол, один из первых (отсюда прозвание) и ближайших учеников Христа. Рус. летописи наз. его первым …
    • АНДРЕЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
      АНДР́ЕЙ ОЛЬГЕРДОВИЧ (1325-99), рус. князь, сын вел. кн. литов. Ольгерда. Княжил в Пскове, Полоцке. Участник Куликовской битвы и походов против …
    • АНДРЕЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
      АНДР́ЕЙ КРИТСКИЙ (ок. 660-740), христ. проповедник. Архиепископ о. Крит. Автор многочисл. церк. гимнов-песнопений и покаянного "Великого канона" (ок. 250 тропарей), …
    • АНДРЕЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
      АНДР́ЕЙ ИВАНОВИЧ (1490-1537), старицкий удельный князь, мл. сын Ивана III. В 1537 поднял мятеж против Елены Глинской. Умер в …
    • АНДРЕЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
      АНДР́ЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ (не ранее 1100- 1174), вел. кн. владимирский (с 1157), сын кн. Юрия Долгорукого. Помогал отцу в борьбе за …
    • АНДРЕЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
      АНДР́ЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (до 1261-1304), вел. кн. владимирский (1281-83 и с 1293), кн. городецкий; сын кн. Александра Невского. Удерживал великокняж. стол …
    • АНДРЕЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
      АНДР́ЕЙ (в миру кн. Ал-др Ал. Ухтомский, князь) (1872-1937), епископ Уфимский и Мензелинский (1913-21). В 1925 перешёл в старообрядчество. В …
    • АНДРЕЙ в словаре Синонимов русского языка.
    • КЕСАРИЙСКИЙ в Словаре русского языка Лопатина:
      кесар`ийский (от Кесар`ия); но: Вас`илий Кесар`ийский, Прок`опий …
    • КЕСАРИЙСКИЙ
      кесарийский (от Кесария); но: Василий Кесарийский, Прокопий …
    • АНДРЕЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
      Андрей, (Андреевич, …
    • КЕСАРИЙСКИЙ в Орфографическом словаре:
      кесар`ийский (от кесар`ия); но: вас`илий кесар`ийский, прок`опий …
    • АНДРЕЙ в Большом современном толковом словаре русского языка:
      I м. Мужское имя. II м. разг. Народное название дня 17 июля как приметного для земледельцев; …
    • ЯСЕНЕВ АНДРЕЙ ИВАНОВИЧ
      Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ясенев Андрей Иванович (1868 - 1938), протоиерей, священномученик. Память 22 февраля, …
    • ФИРС КЕСАРИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
      Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Фирс Кесарийский (+ ок. 250), мученик. Память 17 августа, 14 декабря. Святой …
    • ФИНОД КЕСАРИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
      Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Финод Кесарийский (+ 253 - 259), мученик. Память 29 мая Пострадал в Кесарии Каппадокийской …
    • ФЕОФИЛ КЕСАРИЙСКИЙ, МУЧЕНИК в Православной энциклопедии Древо:
      Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феофил Кесарийский (+ ок. 288 - 300), мученик. Память 6 февраля. Жил в …
    • ФЕОФИЛ КЕСАРИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
      Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феофил Кесарийский - имя нескольких лиц. Св. Феофил, еп. Кесарии Палестинской (+ 190 / 200 , …
    • ФЕОДУЛ КЕСАРИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
      Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодул Кесарийский (+ 309), мученик. Память 16 февраля. Один из слуг правителя Кесарии …
    • ФЕОДОТ КЕСАРИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
      Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодот Кесарийский - имя двух мучеников, пострадавших в Кесарии Каппадокийской. мученик (+ 108) …
    • ТРЕДЕНТИЙ КЕСАРИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
      Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Тредентий Кесарийский (+ 253 - 259), мученик. Память 29 мая Пострадал в Кесарии Каппадокийской …
    • ТИМОЛАЙ КЕСАРИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
      Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Тимолай Кесарийский (ок. 303), мученик. Память 15 марта. Пострадал вместе с другими мучениками …
    • СЕРГИЙ КЕСАРИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
      Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сергий Кесарийский (301 / 304), мученик. Память 2 января (Греч.). Скончался за веру …
    • СЕЛЕВКИЙ КЕСАРИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
      Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Селевкий Кесарийский (+ 309), мученик. Память 16 февраля. Благочестивый христианин Селевкий, бывший воин, …
    • СЕВЕРИН КЕСАРИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
      Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Северин Кесарийский (Sévérien) (+ 303 или 304), мученик . Память 23 января . …
    • САТОРИН КЕСАРИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
      Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Саторин Кесарийский (III в.), мученик. Память 10 марта. Пострадал вместе с мучениками Кодратом Никомидийским …
    • САМУИЛ КЕСАРИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
      Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Самуил Кесарийский (+ 309), мученик. Память 16 февраля. Один из пяти братьев, провожавших …
    • РУФИН КЕСАРИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
      Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Руфин Кесарийский (III в.), мученик. Память 10 марта. Пострадал вместе с мучениками Кодратом Никомидийским …
    • РОМИЛ КЕСАРИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
      Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ромил Кесарийский (ок. 303), иподиакон Диаспольской церкви, мученик. Память 15 марта. Пострадал вместе …
    • ПРОКОПИЙ КЕСАРИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
      Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Прокопий Кесарийский, имя нескольких лиц: Прокопий, великомученик (+ 303 , память 8 июля). Прокопий …
    • ЕВПСИХИЙ КЕСАРИЙСКИЙ, СТАРШИЙ в Православной энциклопедии Древо:
      Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Евпсихий Кесарийский (+ 117 - 138), мученик. Память 9 апреля. Родился в Кесарии …
    • ЕВПСИХИЙ КЕСАРИЙСКИЙ, МЛАДШИЙ в Православной энциклопедии Древо:
      Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Евпсихий Кесарийский (+ 362), мученик. Память 9 апреля. Родился в городе Кесарии Каппадокийской …
    • ЕВПСИХИЙ КЕСАРИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
      Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Евпсихий Кесарийский, имя двух мучеников: Мч. Евпсихий Кесарийский, Старший (+ 117-138, память 7 сентября). Мч. …
    • АНДРЕЙ СТРАТИЛАТ в Православной энциклопедии Древо:
      Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Андрей Стратилат, Таврийский (+ ок. 302), воин, мученик. Память 19 августа. Мученик Андрей …
    • АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ в Православной энциклопедии Древо:
      Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Андрей Первозванный (+ ок. 67), апостол от 12. Память 30 ноября; 30 июня (в …
    • АНДРЕЙ КРИТСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
      Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Андрей Критский (греч. Andreas ho Krites, Hiersolumites) (ок. 660 - 740), архиепископ, преподобный …
    • АНДРЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
      Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Андрей Константинович (не позднее 1323 - 1365), святой благоверный князь Нижегородский. Память 2 июня …
    • АНДРЕЙ (УХТОМСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо:
      Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Андрей (Ухтомский) , (1872 - 1937), бывший епископ Уфимский и Мензелинский, старообрядческий архиепископ, основатель …
    • АЛЕКСАНДР КЕСАРИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
      Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Александр Кесарийский - имя ряда мучеников, пострадавших в городах под названием Кесария: Мч. Александр …
    • ДЕНИСОВЫ (АНДРЕЙ И СЕМЕН) в Краткой биографической энциклопедии:
      Денисовы - братья, Андрей (1674 - 1730) и Семен (1682 - 1741) - известные вожди старообрядчества. Происходили из князей Мышецких …
    • АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ в Большом энциклопедическом словаре:
      (ок. 1111-74) князь владимиро-суздальский (с 1157), сын Юрия Долгорукого. Сделал столицей г. Владимир. Убит боярами в своей резиденции с. Боголюбово.* …
    • ДЕНИСОВЫ, АНДРЕЙ И СЕМЕН в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
      (братья: Андрей, 1664?1730, и Семен, 1682?1741) ? настоятели раскольничьей Выговской пустыни, главные вожди раскола в первой половине XVIII в. Сами …

    Толкование на Апокалипсис св. Иоанна Богослова

    ОТДЕЛ I

    Статья первая

    Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре.

    Апокалипсис есть такое откровение сокрытых тайн, которое бывает во время озарений ума или в видениях во время сна, или в бодрственном состоянии при помощи Божественного осияния. Если апостол говорит, что это Откровение дано Христу от Бога, то употребляет выражение применительно к природе человеческой, ибо в своем Евангелии он более всех других евангелистов изображает Его в чертах возвышенных и выражениях Божественных. Также и здесь чрез служащего ангела и именем учащихся рабов указывает нам на величие Божества Христова, ибо Ему работна всяческая (Пс. 118,91).

    Выражение быти вскоре обозначает, что некоторое из предсказанного в Откровении находится, так сказать, под руками, да и относящееся к концу не замедлит исполниться, ибо у Господа тысяча лет яко день вчерашний, иже мимо иде (Пс. 89, 5; 2 Пет. 3, 8).

    И Он показал, послав оное чрез ангела Своего рабу Своему Иоанну, который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа, и что он видел.

    Христос, как Владыка, явил мне это чрез ангела, мне, Своему рабу, свидетельствовавшему в него исповедание, чтобы чрез виденное я засвидетельствовал и проповедал для обращения слушающих как о том, что хотя и существует, но сокрыто от людей, так и о том, что имеет быть. Ибо тайновидец пророчески << видел то и другое; это же ясно и из слов яже суть и имже подобает быти, указываюна настоящее и будущее время.

    Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего, и соблюдающие написанное в нем: ибо время близко.

    Прославляет тех, которые читают и слушают, чтобы исполнять, потому что назначенное людям время для делания и получения блаженства кратко. «Делайте, дондеже день есть, приидет нощь, егда никтоже может делати», - говорит Господь (Ин. 9,4). Иначе: по сравнению этой кратковременной жизни с будущею, вечною, близко время воздаяния коемуждо по делам его (Мф. 17,27).

    Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть, и был, и грядет, и от семи духов, находящихся пред престолом Его, и от Иисуса Христа.

    Хотя много было местных церквей, но он послал только седмим церквам. Это сделал ради седмеричного числа, означающего таинственно все церкви, а также и по соответствию этого числа настоящей жизни, в которой принят седмеричный круг дней. По той же причине он упоминает только о семи ангелах и семи церквах, которым шлет свое приветствие: «благодать вам и мир от Триипостасного Божества». Словом Сый означается Отец, сказавший Моисею: Аз есмъ Сый (Исх. 3, 14); выражением иже 6е - Слово, которое в начале 6е к Богу (Ин. l, l); словом грядый - Утешитель, всегда во святом крещении нисходящий на верующих чад Церкви и имеющий излиться на них во всей полноте в будущем веке (Деян. 2). Под семью духами можно разуметь семь ангелов (получивших управление церквами), не поставляемых вместе с Богоначальною и Царственною Троицею, но воспоминаемых с Нею, как рабов ее, как и божественный апостол говорит подобным же образом: засвидетельствую пред Богам и Господам Иисусам Христом, и избранными Его ангелы (1 Тим. 5, 21). Но можно понимать это и в другом смысле: под выражением Сыа, в иже 6е, и иже есть грядый - разуметь Отца, Который содержит в Себе Самом начало, средину и конец бытия всего существующего; под семью духами - дары Животворящего Духа; под имеющим следовать затем - Иисуса Христа, Бога, нас ради соделавшегося Человеком. Ибо и у апостола Божественные Ипостаси поставляются прежде и после без всякого различия, поэтому и здесь говорит и от Иисуса Христа и т. д.

    Который есть свидетель верный, Первенец из мертвых и Владыка царей земных.

    Ибо Он, свидетельствовавший пред Понтием Пилатом, верен во всех словесех своих (Пс. 144, 13), как жизнь и воскресение; Он перворожден из мертвых (Кол. 1,18; l Кор. 15, 20), и над кем начальствует Он, те не увидят смерти, подобно прежде умиравшим и воскресавшим, но будут жить вечно. Он - Владыка царей, как Царь царствующих и Господь господствующих (Пс. 2,6; Кол. 2,10; 1 Тим. 5,16), равномощный Отцу и Единосущный Ему (Ин. 10, 30; 14,20). Иначе: Он Царь царей земных, царей над земными страстями. И если блаженный Григорий Богослов относит ко Христу выражение Сыа, и иже 6е, и грядый, Вседержитель, ТО нисколько не будет неуместным отнести к Нему и нижеприведенные изречения. К этим словам и добавлено Вседержитель и не упоминается о другом лице. Этот смысл вышеизложенного подтверждают и дальнейшие слова: а от Иисуса Христа, потому что, если б говорилось только об одном Боге Слове и Сыновней Ипостаси, то было бы совершенно лишним словами в от Иисуса Христа отделять Его от иного другого. Боголепные слова приличествуют одинаково как каждой в отдельности Ипостаси, так и всем вместе, за исключением разве, по словам Григория Богослова, отличий и свойств особенных и личных, и относящихся к воплощению Бога Слова. Это подтверждается еще и тем, что Трисвятую песнь серафимов мы поучаемся в Евангелии относить к Сыну, в Деяниях, в проповеди апостола Павла - к Духу Святому, а в приношении Святых Тайн - к Отцу, к Которому мы обращаем молитву эту, как говорит о сем блаженный Епифаний в слове о Святом Духе. Все это мы приводим как доказательство того, что наше изъяснение не противоречит мнению отцов церкви, а теперь с Божьей помощью перейдем к следующему.

    Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею, и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь.

    Подобает, говорит, слава Ему, разрешившему нас по любви Своей от уз смертных и омывшему нас излиянием Своей Животворящей Крови и воды от скверн греховных и соделавшему нас царским священством, приносящим Отцу живую жертву - словесную службу вместо жертв бессловесных животных.

    Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око, и те, которые пронзили Его; и возрыдают над Ним все племена земные. Ей, аминь.

    Здесь Он, закланный как агнец, приидет во славе Отчей как Судия, на облаках, или силах бесплотных, или подобных тому облаку, которое на горе Фавор осенило Его с апостолами. Грядущаго со славою Его увидит всякое око; распинатели же Его и неверующие в Него племена земные восплачутся (Мф. 24,29–30). Ей, аминь значит: совершенно, так. Этими словами обозначается одно и то же как на греческом, так и на еврейском языке. Аминь - да будет.

    Я есмь Алфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть, и был, и грядет, Вседержитель.

    Словами Алфа и Омега означается Христос, как Бог, все содержащий, безначальный и бесконечный: Сый, и прежде сый, и конца не имый, соприсносущный Отцу, и потому имеющий воздать каждому по делам его.

    Я Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в Царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа.

    Я же, как брат ваш и соучастник в скорбях Христа ради, вполне заслужил ваше доверие, ибо, осужденный за исповедание Христа на остров Патмос, возвещаю о тайнах, которые я на нем видел.

    Статья вторая

    Видение, в котором видел Одеяиного в подир посреди семи златых светильников

    Я был в духе в день воскресный и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Алфа и Омега, Первый и Последний; то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес и Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филаделфию, и в Лаодикию.

    Объятый Святым Духом и получив духовный слух, я услышал в чтимый более других воскресный день голос Господа, подобный трубе по своей звучности, ибо во всю землю изыде вещание их (Пс. 18,5). Указав словами Алфа и Омега на Божию безначальность и бесконечность, Он мне повелел поведать о виденном семи церквам, обозначая числом семь, оканчивающимся в субботу, субботствование, то есть покой века будущего. Потому же, пишет великий Ириней, созданы Богом семь небес и семь ангелов, которые начальствуют над другими.

    Голос, слышанный апостолом, не был чувственный; на это он указывает словом обратихся, то есть оборотился не за тем, чтобы слышать, но видети его, потому что слышание духовное и видение означают одно и то же. А обратившись, говорит он затем, увидел семь златых светильников (ниже они называются у него церквами) и среди них Христа, подобна Сыну Человечу (не простой человек, но вместе и Бог!) и облеченного в подир, как вышнего Архиерея, по чину Мелхиседекову (Пс. 109,4). Препоясан Он был поясом золотым не по бедру, как препоясываются люди для укрощения похотей (от них свободна Божественная плоть), но при сосцу - по груди, чтобы показать этим, что и крайние меры гнева Божественного удерживаются человеколюбием и что заветы, эти сосцы Владычнии, которыми питаются верные, препоясует истина. Златым пояс назван для обозначения высшего превосходства, чистоты и нескверности.

    Толкование на Апокалипсис св. Иоанна Богослова

    ОТДЕЛ I

    Статья первая

    Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре.

    Апокалипсис есть такое откровение сокрытых тайн, которое бывает во время озарений ума или в видениях во время сна, или в бодрственном состоянии при помощи Божественного осияния. Если апостол говорит, что это Откровение дано Христу от Бога, то употребляет выражение применительно к природе человеческой, ибо в своем Евангелии он более всех других евангелистов изображает Его в чертах возвышенных и выражениях Божественных. Также и здесь чрез служащего ангела и именем учащихся рабов указывает нам на величие Божества Христова, ибо Ему работна всяческая (Пс. 118,91).

    Выражение быти вскоре обозначает, что некоторое из предсказанного в Откровении находится, так сказать, под руками, да и относящееся к концу не замедлит исполниться, ибо у Господа тысяча лет яко день вчерашний, иже мимо иде (Пс. 89, 5; 2 Пет. 3, 8).

    И Он показал, послав оное чрез ангела Своего рабу Своему Иоанну, который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа, и что он видел.

    Христос, как Владыка, явил мне это чрез ангела, мне, Своему рабу, свидетельствовавшему в него исповедание, чтобы чрез виденное я засвидетельствовал и проповедал для обращения слушающих как о том, что хотя и существует, но сокрыто от людей, так и о том, что имеет быть. Ибо тайновидец пророчески << видел то и другое; это же ясно и из слов яже суть и имже подобает быти, указываюна настоящее и будущее время.

    Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего, и соблюдающие написанное в нем: ибо время близко.

    Прославляет тех, которые читают и слушают, чтобы исполнять, потому что назначенное людям время для делания и получения блаженства кратко. «Делайте, дондеже день есть, приидет нощь, егда никтоже может делати», - говорит Господь (Ин. 9,4). Иначе: по сравнению этой кратковременной жизни с будущею, вечною, близко время воздаяния коемуждо по делам его (Мф. 17,27).

    Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть, и был, и грядет, и от семи духов, находящихся пред престолом Его, и от Иисуса Христа.

    Хотя много было местных церквей, но он послал только седмим церквам. Это сделал ради седмеричного числа, означающего таинственно все церкви, а также и по соответствию этого числа настоящей жизни, в которой принят седмеричный круг дней. По той же причине он упоминает только о семи ангелах и семи церквах, которым шлет свое приветствие: «благодать вам и мир от Триипостасного Божества». Словом Сый означается Отец, сказавший Моисею: Аз есмъ Сый (Исх. 3, 14); выражением иже 6е - Слово, которое в начале 6е к Богу (Ин. l, l); словом грядый - Утешитель, всегда во святом крещении нисходящий на верующих чад Церкви и имеющий излиться на них во всей полноте в будущем веке (Деян. 2). Под семью духами можно разуметь семь ангелов (получивших управление церквами), не поставляемых вместе с Богоначальною и Царственною Троицею, но воспоминаемых с Нею, как рабов ее, как и божественный апостол говорит подобным же образом: засвидетельствую пред Богам и Господам Иисусам Христом, и избранными Его ангелы (1 Тим. 5, 21). Но можно понимать это и в другом смысле: под выражением Сыа, в иже 6е, и иже есть грядый - разуметь Отца, Который содержит в Себе Самом начало, средину и конец бытия всего существующего; под семью духами - дары Животворящего Духа; под имеющим следовать затем - Иисуса Христа, Бога, нас ради соделавшегося Человеком. Ибо и у апостола Божественные Ипостаси поставляются прежде и после без всякого различия, поэтому и здесь говорит и от Иисуса Христа и т. д.

    Который есть свидетель верный, Первенец из мертвых и Владыка царей земных.

    Ибо Он, свидетельствовавший пред Понтием Пилатом, верен во всех словесех своих (Пс. 144, 13), как жизнь и воскресение; Он перворожден из мертвых (Кол. 1,18; l Кор. 15, 20), и над кем начальствует Он, те не увидят смерти, подобно прежде умиравшим и воскресавшим, но будут жить вечно. Он - Владыка царей, как Царь царствующих и Господь господствующих (Пс. 2,6; Кол. 2,10; 1 Тим. 5,16), равномощный Отцу и Единосущный Ему (Ин. 10, 30; 14,20). Иначе: Он Царь царей земных, царей над земными страстями. И если блаженный Григорий Богослов относит ко Христу выражение Сыа, и иже 6е, и грядый, Вседержитель, ТО нисколько не будет неуместным отнести к Нему и нижеприведенные изречения. К этим словам и добавлено Вседержитель и не упоминается о другом лице. Этот смысл вышеизложенного подтверждают и дальнейшие слова: а от Иисуса Христа, потому что, если б говорилось только об одном Боге Слове и Сыновней Ипостаси, то было бы совершенно лишним словами в от Иисуса Христа отделять Его от иного другого. Боголепные слова приличествуют одинаково как каждой в отдельности Ипостаси, так и всем вместе, за исключением разве, по словам Григория Богослова, отличий и свойств особенных и личных, и относящихся к воплощению Бога Слова. Это подтверждается еще и тем, что Трисвятую песнь серафимов мы поучаемся в Евангелии относить к Сыну, в Деяниях, в проповеди апостола Павла - к Духу Святому, а в приношении Святых Тайн - к Отцу, к Которому мы обращаем молитву эту, как говорит о сем блаженный Епифаний в слове о Святом Духе. Все это мы приводим как доказательство того, что наше изъяснение не противоречит мнению отцов церкви, а теперь с Божьей помощью перейдем к следующему.

    Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею, и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь.

    Подобает, говорит, слава Ему, разрешившему нас по любви Своей от уз смертных и омывшему нас излиянием Своей Животворящей Крови и воды от скверн греховных и соделавшему нас царским священством, приносящим Отцу живую жертву - словесную службу вместо жертв бессловесных животных.

    Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око, и те, которые пронзили Его; и возрыдают над Ним все племена земные. Ей, аминь.

    Здесь Он, закланный как агнец, приидет во славе Отчей как Судия, на облаках, или силах бесплотных, или подобных тому облаку, которое на горе Фавор осенило Его с апостолами. Грядущаго со славою Его увидит всякое око; распинатели же Его и неверующие в Него племена земные восплачутся (Мф. 24,29–30). Ей, аминь значит: совершенно, так. Этими словами обозначается одно и то же как на греческом, так и на еврейском языке. Аминь - да будет.