• Методическая разработка спектакля на примере сказки «Двенадцать месяцев» по мотивам сказки С. Я. Маршака. Сценарий сказки. Сценарий сказки «12 месяцев» для детей старшей группы Чтение сказки 12 месяцев

    Сказка Маршака многократно переиздавалась в советское время — и пере-изда-ется сей-час. Она входит в стандартную программу по литературе для сред-них школ. В 1947 году ее впервые поставили в театре — во МХАТе, и за этой поста-новкой последовали сотни других. В 1956-м «Двенадцать месяцев» адап-тиро-вали для мультфильма, в 1972-м — экранизировали. В 1980-м на основе пьесы в Японии сняли мультфильм.

    Реабилитация Нового года

    Обложка пьесы-сказки Самуила Маршака «Двенадцать месяцев». 1946 год Российская государственная детская библиотека

    «Двенадцать месяцев» — новогодняя сказка: ее действие происходит 31 декабря и 1 января. Этот хронологический рубеж особенно важен, если вспомнить, что в оригинальной богемской сказке, которую перекладывал для театра Маршак, мачеха и сестра посылают па-дче-рицу в лес за фиалками в середине января, а не под Новый год. Образ Нового года как времени чудес и удивительных происшествий неоднократ-но подчеркивается и обыгрывается в пьесе. Для чего это понадобилось Маршаку?

    Возобновление празднования Нового года как аналога и светского замещения Рождества в Советском Союзе произошло после долгого перерыва только в 1935 году. Многие родители и дети, не говоря уже о работниках детских учре-ждений, плохо представляли себе, как следует отмечать Новый год: как наря-жать елку, организовать ритуал дарения подарков, какое представление поста-вить, какие стихи читать. Начиная с 1936 года в помощь родителям, учителям и массовикам-затейникам издавались специальные сборники со сценариями детских праздников, стихами о елке и Новом годе. Немало написал в предвоен-ные годы для таких сборников и Самуил Маршак. Его пьеса «Двенадцать меся-цев» стала, наверное, самым популярным советским сценарием для Нового го-да, поддержав начатую в 1935 году традицию создания семейного светского праздника.

    Военная сказка

    «Двенадцать месяцев» написаны зимой 1942-го — ранней весной 1943 года, в раз---гар битвы за Сталинград. В позднейших воспоминаниях Маршак писал о том, что, создавая свою пьесу, пытался максимально отдалить ее от тревож-ных военных событий: «Мне казалось, что в суровые времена дети, да, пожа-луй, и взрослые, нуждаются в веселом праздничном представлении, в поэти-ческой сказке». Однако он не скрывал, что писал свое драматургическое сочи-нение в перерывах между работой для газет, писанием листовок и плакатов и выступлениями на фронте.

    На первый взгляд, в пьесе действительно нет ни войны, ни боев, ни враждую-щих стран и наций. Однако в ней есть рассказ о тяжелом труде, который выпа-дает на долю главной героини, и о лишениях, которые она претерпевает в доме мачехи. Первые читатели и зрители сказки не могли не обратить внимания на эти подробности — ведь их и без того не самые благополучные жизни пере-вернула война.

    «Юный Фриц», режиссеры Григорий Козинцев и Леонид Трауберг. 1943 год

    Впрочем, в пьесе можно увидеть и более глубокие связи с советской культур-ной историей военного времени. Маршак начинал в 1920-е годы как автор пьес для детского театра, однако потом надолго оставил это занятие. В «Двенадцати месяцах» он вернулся к драматургической форме и сразу стал писать текст для театральной постановки. Этому предшествовал еще один опыт — не театраль-ного, но кинематографического рода: Маршак написал стихотворный сценарий к фильму Григория Козинцева и Леонида Трауберга «Юный Фриц» — о немец-ком мальчике, которого воспитали в «истинно арийском духе», потом взяли на службу в гестапо, потом отправили в завоевательные походы по странам Европы и, наконец, на Восточный фронт, где он и закончил свою военную карье-ру, попав в плен. Фильм был снят, но так и не вышел на экраны. Маршак считал, что причиной тому стала слишком юмористическая и легкомысленная манера постановки. Спустя несколько месяцев после запрета фильма Маршак взялся за пьесу.


    Киностудия «Союзмультфильм»

    В «Двенадцати месяцах» есть отчетливые структурные переклички с «Юным Фрицем---», которые заставляют нас иначе посмотреть на некоторые сцены пьесы. В обоих произведениях едко высмеивается рабское послушание, в кото-ром в фа--шистской Германии и сказочном королевстве живут подданные. Но осо-бенно яркое сходство проявляется в финалах обоих произведений. Фриц и его военный товарищ, кутаясь в женские шубы и муфты, едва не замерзают до смер--ти зимой 1942 года в подмосковном лесу — зимний лес становится мес-том их «проверки на прочность». Точно такое же испытание проходят и отри-цательные персонажи «Двенадцати месяцев» — королева, мачеха и доч-ка. Симметричны и наказания, которые победители раздают побежденным: ма--чеху и дочку месяцы-волшебники превращают в собак, а Фрица помещают в клетку в зоопарке и демонстрируют детям на экскурсии. Эти трансформации тел и душ должны были сообщить зрителям очевидную мораль: корыстные и глупые люди, начав служить силам зла, заслуживают исключения из мира людей.

    Антитоталитарная сказка


    Кадр из мультфильма «Двенадцать месяцев». 1956 год Киностудия «Союзмультфильм»

    Определение «антитоталитарная сказка» чаще всего используется примени-тельно к драматическим сказкам Евгения Шварца «Тень», «Дракон» и «Обык---но--венное чудо», а также к сказочной пьесе Тамары Габбе «Город мастеров». В этом жанре под видом сказочных королевств и их обитателей изображаются худшие черты тоталитарных государств XX века и то разруши-тельное влияние, которое они оказали на человеческую психологию. Неудиви-тельно, что своего расцвета в советской литературе антитоталитарная сказка достигла в годы войны, когда под видом сатиры на нацистскую Германию мож-но было писать и даже публиковать сатиру, которая была нацелена и на совет-ские порядки. Из военных лет особенно щедрыми на произведения такого жанра стали 1942-1943 годы, когда появились «Двенадцать месяцев», «Город мастеров» и «Дракон».

    О причинах такой урожайности писал и Василий Гроссман в романе «Жизнь и судьба», и Мариэтта Чудакова в своих статьях по истории советской литера-туры: советское государство, а за ним и советская цензура, почувствовав смер-тель-ную опасность, несколько ослабили прессинг, и в печати стали появляться ранее недозволенные вещи. Однако уже к лету 1943 года маятник качнулся в противоположную сторону — военная оттепель оказалась очень недолгой.


    Кадр из мультфильма «Двенадцать месяцев». 1956 год Киностудия «Союзмультфильм»

    Мотивы бездумного распоряжения чужими жизнями, безосновательных угроз лишить жизни из-за малейшей прихоти самовлюбленного правителя видны в «Двенадцати месяцах». Все помнят сцену урока, на котором королева пове-левает казнить одного из своих подданных только потому, что слово «казнить» более короткое, чем «помиловать», а задуматься над собственным решением, как просит ее профессор, категорически не хочет. В другом эпизоде королева угрожает казнью главному садовнику: тот не смог найти в январе подснежни-ков. Механизм репрессивного страха запускается, и садовник в панике объявля-ет виновным главного лесничего.


    Кадр из мультфильма «Двенадцать месяцев». 1956 год Киностудия «Союзмультфильм»

    В январе королева решается на лесную прогулку за ягодами, орехами и слива-ми. Никто не смеет ей перечить, и прогулка заканчивается настоящей ката-стро-фой: пережив за несколько минут смену всех времен года, королева и при--дворные остаются в лесу без средств передвижения и без зимней одежды в один из самых холодных зимних дней. Конечно, эту цепочку событий можно воспринимать только в сказочном контексте, ведь сказка не была пря-мой сати-рой на советскую действительность. Однако к концу 1942 года у мно-гих выро-сло ощущение неуверенности и неудовлетворенности решениями, кото-рые руководители страны, в том числе Сталин, принимали и на фронте, и в ты-лу. Об этом, конечно, должен был неоднократно думать и автор «Двенадцати месяцев».

    Апокалипсис 1942 года


    Кадр из мультфильма «Двенадцать месяцев». 1956 год Киностудия «Союзмультфильм»

    Юная королева у Маршака — правительница, своими безответственными реше-ниями радикально меняющая весь ход мировых событий. В сказке она устраи-вает просто-таки конец света, от которого все спасаются только чудом:

    К о р о л е в а (гневно) . Никаких месяцев в моем королевстве больше нет и не будет! Это мой профессор их выдумал!
    К о р о л е в с к и й п р о к у р о р. Слушаю, ваше величество! Не будет!
    Становится темно. Поднимается невообразимый ураган. Ветер валит деревья, уносит брошенные шубы и шали.
    К а н ц л е р. Что же это такое? Земля качается…
    Н а ч а л ь н и к к о р о л е в с к о й с т р а ж и. Небо падает на землю!
    С т а р у х а. Батюшки!
    Д о ч к а. Матушка!
    <…>
    Тьма еще больше сгущается.

    Среди произведений советской литературы, написанных незадолго до «Две-надцати месяцев», есть одно, в котором порядок действий именно таков: пра-витель принимает одно-единственное безответственное решение — и меня-ет всю мировую историю, причем роковой и необратимый характер его реше-ния, как и вселенский масштаб происходящих событий, подчеркивается наступаю-щей тьмой и ураганом. Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Мар-шак должен был прочитать в 1941-1942 годах Судя по сохранившимся документам, вплоть до 1942 года в руководстве Союза писателей обсуждалась возможность издания много-томного собрания сочинений Булгакова. . После распятия Иешуа «тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокура-тором го-род». В этот момент Пилат — желающий, видимо, встретить стихию (или волю высшей силы?) лицом к лицу — остается в колоннаде дворца и прояв-ля-ет само-дурство, ничем не уступающее злым капризам королевы:

    «Слуга, перед грозою накрывавший для прокуратора стол, почему-то растерялся под его взглядом, взволновался от того, что чем-то не уго-дил, и прокуратор, рассердившись на него, разбил кувшин о мозаичный пол, проговорив:
    — Почему в лицо не смотришь, когда подаешь? Разве ты что-нибудь украл?
    Черное лицо африканца посерело, в глазах его появился смертельный ужас, он задрожал и едва не разбил и второй кувшин, но гнев прокура-тора почему-то улетел так же быстро, как и прилетел» Другой очевидный источник сцены апока-лип-сиса в «Двенадцати месяцах» — «Мисте-рия-буфф» Маяковского, где есть и слово «тьма»: «Нечистые двинулись ввысь. Ломае-мые, па-дают тучи. Тьма». .

    Маршак регулярно общался с Булгаковым в последние месяцы его жизни, а по-сле смерти писателя 10 марта 1940 года вошел в комиссию по его литератур-ному наследству. Члены комиссии иногда собирались у Маршака дома. Он не то-----ль-ко имел доступ к неопублик--ованному роману, но и, как член комис-сии по литературному наследству, был обязан его прочитать.


    Кадр из мультфильма «Двенадцать месяцев». 1956 год Киностудия «Союзмультфильм»

    Вероятно, после того, как «Юного Фрица» обвинили в излишнем легкомыслии, Маршак в самом деле решил написать нечто более серьезное и моралистичес-кое. Он создал сказку, в которой могущественные потусторонние силы — оли-цетворенные духи времени — после мирового катаклизма восстанавливают спра-ведливость, спасая слабых и униженных и наказывая надменных и само-уве-ренных.

    Двенадцать месяцев – сказка, которая неизменно ассоциируется с Новогодними праздниками. Сюжет сказки, ставший любимым у многих поколений, был создан С. Маршаком. Сказка Двенадцать месяцев была изначально задумана как драматическое творение, предназначенное для постановки сразу в нескольких ведущих театрах. Наверное, именно поэтому и сегодня это нетленное произведение для детей часто разыгрывается в детских садах и школах. Читать сказку Двенадцать месяцев не только интересно, но и чрезвычайно полезно: помимо поучительного сюжета, из которого малыши непременно извлекут нужные уроки, волшебная история поможет ребятишкам разучить названия месяцев. Мы советуем вам читать сказку вашим детям – и пусть они рисуют братьев-месяцев в характерных нарядах. Так вы поможете крохам в становлении зрительной фантазии.

    Сюжет сказки Двенадцать месяцев.

    Своенравная принцесса считает, что по ее велению в зимнюю стужу могут расцвести подснежники, поэтому она издает указ щедро наградить любого, кто принесет ей заветные цветы. Злая мачеха, прослышав об указе, отправляет в зимний лес свою падчерицу, чтобы та любыми способами раздобыла подснежники. Уже порядком замерзшая девчушка случайно набредает на поляну, где у яркого костра греются братья-месяцы. Они помогают падчерице найти цветы. А самый красивый брат Апрель дарит девушке колечко. Но на этом наша история только начинается… Интересно? Тогда читайте сказку своим детям и получайте удовольствие от красивой истории.

    ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

    2. Злая мачеха

    3. Родная дочь мачехи

    4. Падчерица-Настенька

    5. Принцесса

    6. Профессор

    7. Министр

    8. Первый глашатый

    9. Второй глашатый

    20. Первая белка

    21. Вторая белка

    22. Заяц

    СЦЕНЫ:

    1. Во дворце

    2. В доме мачехи

    3. В зимнем лесу

    4. В доме мачехи

    5. Во дворце

    6. В зимнем лесу

    НАЧАЛО: Музыкальное вступление.

    Сцена I (в зимнем лесу).

    На сцене, на ветке сидит белка. На поляну выскакивает Заяц. На ветвях рядом с прежней Белкой появляется еще одна.

    Заяц (хлопая лапкой о лапку). Холодно, холодно, холодно! От мороза дух захватывает, лапы на бегу к снегу примерзают. Белки, а белки, давайте играть в горелки. Солнце окликать, весну зазывать!

    Первая Белка: Давай, заяц. Кому первому гореть?

    Косой, косой,

    Не ходи босой,

    А ходи обутый,

    Лапочки закутай.

    Если будешь ты обут,

    Волки зайца не найдут,

    Не найдет тебя медведь.

    Выходи – тебе гореть!

    Заяц становится впереди. За ним – две Белки.

    Заяц: Гори, гори ясно,

    Чтобы не погасло.

    Глянь на небо –

    Птички летят,

    Колокольчики звенят!

    Первая Белка : Лови, заяц!

    Вторая Белка: Не догонишь!

    Белки, обежав Зайца справа и слева, мчатся по снегу. Заяц – за ними. В это время на полянку выходит Падчерица. На ней большой рваный платок, старая кофта, стоптанные башмаки, грубые рукавицы. Она тянет за собой санки, за поясом у нее топорик. Девушка останавливается между деревьями и пристально смотрит на Зайца и Белок. Те так заняты игрой, что не замечают ее. Белки с разгона взбираются на дерево.

    Заяц: Вы куда, куда? Так нельзя, это нечестно! Я с вами больше не играю.

    Первая Белка: А ты, заяц, прыгни, прыгни!

    Вторая Белка: Подскочи, подскочи!

    Первая Белка: Хвостом махни – и на ветку!

    Заяц (пытаясь прыгнуть, жалобно): Да у меня хвост короткий…

    Белки смеются. Девушка тоже. Заяц и Белки быстро оглядываются на нее и прячутся.

    Падчерица, собрав хворост, уходит из леса.

    Сцена II во дворце.

    (Принцесса, профессор, министр)

    Антураж: дворцовые покои, зал для уроков, стол, кресло, чернильница

    Уже прошло 5 лет, как король оставил этот мир, оставив профессору заботу о принцессе. А юная принцесса мнит себя королевой, капризна и беспечна. Что ж сделаешь, с рождения росла без матери и привыкла всем указывать.

    На сцену выходит профессор.

    Принцесса (за сценой):

    – Профессор, где вы?

    Профессор:

    – Я здесь дитя! Пора начинать наш урок. Приступим, Ваше Величество. Повторим правила написания.

    Принцесса:

    – О, право это все так скучно. Каждый раз одно и то же: учись, учись…

    Профессор:

    – Ваше Величество, вы бываете, упрямы, но если вы хотите стать королевой, то вам нужно учиться!

    Принцесса:

    – Надоело, учиться, учиться, учиться… Только это и знаете. Вот издам сейчас указ и велю всех казнить. (Топает ногой)

    – Вы забываете, что слово “помиловать”, писать длиннее, чем слово “казнить”

    Профессор:

    – Помилуйте, Ваше Величество, за что такая немилость?!

    Принцесса (капризно):

    – За то, что я снова разозлилась. Вы меня все время поучаете, надоело. Ладно, сделаю одно задание, и велите обед нести. Ну, что там у вас?

    Профессор (диктует):

    – “Травка зеленеет, солнышко блестит, Ласточка с весною в сени к нам летит!”

    Принцесса (капризно):

    – Этот стих такой длинный, и сейчас не весна, а Рождество. Не буду так писать.

    Профессор:

    – Но ведь поэт написал так

    Принцесса:

    – А я вот хочу написать “Травка блестит” или только “Травка зеленеет”. И попробуйте мне только возразить. Я – королева, а не ребенок!

    Принцесса начинает старательно выводить строчку, и в то же время смотрит в окно.

    Принцесса:

    – Какая метель за окном, завывает и метет. Хочу весны. Точно, пусть придет весна!

    Профессор:

    – Но, Ваше Величество, этого не может быть. Весна наступит, лишь, когда кончится зима.

    Принцесса:

    – Вот опять вы мне перечите.

    Принцесса зовет министра.

    Принцесса (Министру):

    – Прикажите зиме, пусть она уходит, а весна пусть наступить. Хочу, чтобы сугробы растаяли, а травка зеленела и росла. И птички пусть поют.

    Профессор:

    – Но, Ваше Величество, а как же праздники? Новый год, Рождество?

    Принцесса:

    – Праздники отменить. Пока не доставят цветы мне в покои, никакого Нового года не будет!

    Профессор:

    – Но, первые цветы появятся только в апреле…

    Принцесса (удивленно):

    – В апреле? А что за цветы?

    Профессор:

    – Подснежники.

    Принцесса:

    – Да как они смеют, только в апреле…

    Профессор:

    – В середине зимы подснежников не бывает – это закон природы. А в конце декабря весны не будет.

    Принцесса:

    – А сегодня что?

    Профессор:

    – Конец декабря. А после, начало января. Потом февраль, март, и только потом апрель.

    Принцесса:

    – Нет, января не будет до тех пор, пока мне не принесут подснежники. А кто принесет эти цветы, велю обменять их на золотые монеты.

    Принцесса (обращается к Министру):

    – Министр! Немедленно готовьте Указ: Цветы во дворец!

    Сцена III. В доме мачехи.

    (Мачеха, Дочка, Падчерица)

    Антураж: деревенская избушка.

    Мачеха (дочке):

    Сегодня – Рождество! В церкви целый день песни поют. Надоело дома сидеть. Может к кому в гости сходить…

    Первый глашатый: Жители королевства! Слушайте королевский указ!

    Второй глашатый: Тому кто принесет корзину подснежников под Новый год королева насыплет целую корзину золота!!!

    Мачеха (дочке):

    – Слышала? Где наша корзина?! Да побольше ищи, побольше!!!

    Начинают искать.

    Мачеха (о Падчерице):

    – Где эта лентяйка ходит. Мы её пошлем!

    Появляется Падчерица с вязанкой дров.

    Мачеха:

    – Где ты ходишь?! Мы уже целый час тебя ждем.

    Дочка:

    Вечно где-то ходишь, бродишь…

    Падчерица (Настенька):

    – Ходила за хворостом.

    Дочка и мачеха (хором):

    – А теперь пойдешь в лес за подснежниками!

    Падчерица (Настенька):

    Что вы, какие в лесу подснежники зимой?

    Мачеха:

    – Опять споришь? Сказано, бери корзину, ступай в лес и без подснежников не смей возвращаться!

    Выталкивает падчерицу за дверь.

    Мачеха (дочери):

    – Если эта лентяйка наберет подснежников, то мы отнесем их королеве, получим много денег. Ох, и заживем тогда!

    Сцена IV. Заснеженный лес.

    Итак, Настеньке пришлось опять отправиться в лес! А что делать? Ведь мачеха велела, нельзя ослушаться! Но как найти подснежники зимой? Не бывает ведь такого… Долго бродила Настенька, замерзла! Все тропинки в лесу снегом замело! Как обратно выбираться будет? Вдруг смотрит, костер, а около костра двенадцать человек греются. Все разного возраста, от детей-подростков до стариков с бородами. Пошла к костру Настенька, может быть, пустят ее обогреться?

    (Падчерица, братья-месяцы)

    Падчерица (Настенька):

    – Целый день брожу по снегу, и метелица метет. Страшно-то, как и холодно. Сил нет уже, и домой идти боюсь. Видно, придется мне здесь смерть свою встречать…

    Вдруг Падчерица замечает костер среди деревьев.

    Открывается картина: у волшебного костра сидят братья-месяцы.

    На сцене стоят Двенадцать месяцев вокруг костра. Зимние месяцы с бородами. Чем дальше месяц от текущего месяца (от декабря, января), тем они моложе выглядят, т.е. осенние месяцы еще дети. Можно, чтобы было яснее, на каждый месяц, на грудь повесить крупно написанное название месяца.)

    Январь:

    Все: Гори, гори ясно! Чтобы не погасло!

    Месяц Февраль:

    – Кто это там бродит среди деревьев? Выходи на свет.

    Падчерица:

    – Здравствуйте. Можно мне немного погреться у вашего костра?

    Январь:

    – Проходи к огню, дитя. Ближе, садись.

    Декабрь:

    – Я её здесь часто вижу.

    Апрель:

    – Что же ты делаешь в лесу в такое время?

    Падчерица (Настенька):

    – Мачеха послала меня в лес за подснежниками. И сказала без них не возвращаться. А какие подснежники зимой?

    И Девочка заплакала.

    Месяц Январь (говорит остальным):

    – Ну что братцы, поможем?

    Братья (хором):

    – Поможем.

    Братья передают друг другу посох и стучат им об землю. Последним берет посох Апрель.

    Апрель:

    – Иди, скорей, собирай свои подснежники. Мы на полчаса для тебя весну сделали.

    Девочка убегает собирать подснежники и возвращается с корзинкой цветов.

    Падчерица (Настенька): (радостно):

    – Большое спасибо, дорогие братцы-месяцы! Вы меня спасли от лютой смерти.

    Апрель:

    – За добро всегда добром платят. Ну, теперь иди домой смело. И вот что еще…

    Протягивает Девочке кольцо.

    Апрель:

    – Вот тебе кольцо волшебное. Если мы тебе будем нужны, просто брось его, и мы придем. Только никому не говори о том, что видела и слышала у этого костра.

    Сцена V. В доме Мачехи

    Дочь:

    – Кто-то в дверь стучится. Может зверь? Или метель бьется?

    Входит в дверь Падчерица и ставит корзину перед Мачехой и ее Дочкой.

    Падчерица (Настенька): (устало):

    – Вот вам подснежники. Ну, я пошла, отдохну и погреюсь возле печки.

    Дочка:

    – Мамка, смотри, принесла-таки! Чего мы ждем? Бежим во дворец за наградой!!!

    Спешно одеваются и уходят.

    Сцена VI. Во дворце.

    (Профессор, Министр, Принцесса)

    Антураж: тронный зал, наряженная елка, на троне сидит принцесса.

    Профессор:

    – С Новым годом вас, Ваше Величество!

    Министр:

    – И с Рождеством!

    Принцесса:

    – Вы что, совсем не понимаете? Я же сказала, что без цветов Новый год и Рождество не наступит!

    Профессор (нервно):

    – Ваше Величество – это же шутка?

    Принцесса:

    – Мне не до шуток. Так, где цветы? Принесите мне их срочно!

    Профессор:

    – Но, Ваше Величество, в канун Рождества в лесу – только метели!

    Принцесса (раздраженно):

    – Вы снова мне посмели перечить?!

    Вдруг за сценой слышится шум. Министр уходит узнать, что там такое.

    Появляются Министр, Мачеха и Дочка.

    Профессор (увидев цветы):

    – Я, наверное, схожу с ума. Там – цветы!!! Весна – зимой? О, Боже!!!

    Принцесса (радостно):

    – профессор, ну, что я вам говорила? Давайте цветы сюда! Где вы их взяли?

    Мачеха (запинаясь):

    – Мы с утра с Дочкой и всю ночь среди сугробов в лесу плутали, плутали и вдруг нашли цветы.

    Принцесса (удивленно):

    Мачеха (толкая дочку локтем):

    – Продолжай ты!

    Дочка:

    – Ну, вот идем, по лесу и видим птичка сидит и зовет весну…

    Принцесса:

    Кого зовет?

    Дочка (толкая в бок Мачеху):

    – Продолжай!

    Мачеха:

    – Ну, весну зовет, ну… солнце там,… цветенье! И расцвели цветы от ее пенья…

    Министр (недоверчиво):

    – Не может быть!

    Принцесса:

    Мачеха:

    – Ну мы быстрей наВрали целую корзину!

    Дочка (толкает Мачеху в бок):

    – Не наВрали, а НаРвали!

    Мачеха:

    – А я что говорю, нарвали сразу во дворец.

    Дочка:

    – Чтобы за них получить золото. Вот.

    Принцесса (важно и величественно):

    – Министр, наградите их. Насыпьте корзину золота.

    Принцесса (обращается к мачехе и дочке):

    – Немедленно отведите нас туда, где вы нашли цветы! Иначе прикажу вас казнить!

    Мачеха и Дочь падают на колени в испуге.

    Мачеха:

    – Ваше Величество, помилуйте. Спасите, пощадите! Это не мы цветы нашли, а наша лентяйка.

    Дочка:

    – Да, да это все моя сестра. Вы у нее спросите.

    Принцесса:

    Сестру сюда доставьте! Нет, лучше мы за ней заедем по дороге. Карету мне. Немедленно!

    Сцена VII. В зимнем лесу.

    (Принцесса, Профессор, Министр, Мачеха с Дочкой, Падчерица, 12 братьев-месяцев)

    На сцене Принцесса, Мачеха и Дочка. Мачеха молча показывает на Падчерицу.

    Падчерица в это время рассматривает колечко и любуется им.

    Принцесса подкрадывается к Падчерице.

    Принцесса:

    – Ну-ка покажи мне свое колечко и покажи, где растут подснежники зимой!

    Падчерица (Настенька): (испуганно):

    – Ты кто?

    Принцесса (нетерпеливо):

    – Я – Королева! А ну живо рассказывай.

    Падчерица:

    – Но там нет больше цветов.

    Принцесса (нетерпеливо):

    – А где взяла их?

    Падчерица (Настенька):

    – Я не могу сказать. Это секрет!

    Принцесса (в гневе):

    – Что?! От меня секреты!!! Казнить!!! Ах, да… давай сюда кольцо!

    Вырывает колечко, оно падает и катится.

    Падчерица (Настенька):

    – Ах, милый братцы, придите мне на помощь.

    Братья-месяцы выходят на сцену

    Январь:

    – Звала ты нас? Мы пришли.

    Мачеха:

    – А это кто?

    Принцесса (Январю):

    – Кто ты такой!

    Мачеха (громко, догадалась):

    – Наверное, он – Снеговик!

    Дочка (ехидно на Мачеху): тогда вы- Снежная баба!

    Мачеха:

    – Да как посмела родную мать бабой снежною обозвать?

    Дочка:

    – А вы точно как снежная баба. Такая же холодная и злая, как собака.

    Мачеха и Дочка начинают ругаться и друг друга обзывать.

    Май:

    – Вот сцепились, словно собаки. По делам и награда!

    Март:

    – Глянь, превратились в двух собак.

    Падчерица (Настенька): (испугано):

    – Я, хоть и Королева, но я боюсь. Я не хотела вас обидеть.

    Принцесса (показывает на министра):

    – Это все он. Он писал указы.

    Министр:

    – Ну, вот опять нашла крайнего.

    Январь (Принцессе):

    – Ты лучше попроси прощенья и у людей и у Бога.

    Принцесса (кается):

    – Простите меня за то, что я была горда, упряма, капризна, не учтива. Обещаю, я исправлюсь.

    Принцесса (обращается к Падчерице):

    – И ты, меня прости за все. Мы с тобою обе сиротки.

    Падчерица (Настенька):

    – В святое Рождество – всех нас господь простит!

    Все встают полукругом и хором говорят:

    – С Рождеством Христовым!

    ЗАНАВЕС

    Год издания книги: 1943

    Пьеса «Двенадцать месяцев» Маршака впервые увидела свет в 1943 году. Произведение было написано специально для постановки его в одном из московских театров. По мотивам рассказа были сняты мультипликационные и художественные фильмы. Последней экранизацией пьесы сказки «Двенадцать месяцев» стало одноименное японское аниме, выпущенное в 1980 году.

    Пьесы «Двенадцать месяцев» краткое содержание

    В зимнем дремучем лесу переговариваются между собой и звери и птицы. Их замечает маленькая девочка, которую мачеха отправила в лес, чтобы набрать дрова. Там Падчерица встречает Солдата и заводит с ним беседу о погоде и лесных животных. Она рассказывает служивому о том, как видела, что маленькие звери играют между собой. Тот рассказывает, что под Новый год возможно увидеть и не такие чудеса. В пьесе «Двенадцать месяцев» читать можем, что, заметив, как Падчерица холодно, Солдат решает помочь ей насобирать нужное количество дров. Он рассказывает, что отправился в лес, чтобы найти самую пышную и красивую елку для Королевы. Как только они прощаются, на поляне появляются двенадцать месяцев. Они разводят костер и начинают вести душевные беседы.

    Маленькая Королева, как и Падчерица, была круглой сиротой. Целыми днями четырнадцатилетняя девочка должна была учиться у Профессора, как правильно писать и считать. Однако у неё ничего не получалось, ведь Королева не любила, когда ее критикуют. Когда Профессор начинает рассказывать девочке о весенних цветах, она тут же желает, чтобы ей как можно быстрее доставили подснежники. Учитель говорит, что это невозможно, однако девочка выдает указ, которым обещает целую корзину золота тому, кто как можно быстрее принесет ей цветы. Приказ этот быстро расходится во все углы. Слышит его и Мачеха. Старуха со своей Дочкой начинает мечтать о том, как получит большую награду. Как только Падчерица возвращается домой, они тут же как в выгоняют ее обратно на улицу, чтобы та пошла искать подснежники.

    Если «12 месяцев» пьесу читать полную версию, то увидим, как, бродя по лесу, девочка ужасно замерзла. Она замечает вдалеке костер и решает подойти и погреться. Там она видит двенадцать месяцев. Они спрашивают у Падчерицы, почему же она бродит так поздно в дремучем лесу, и девочка рассказывает им свою историю. Тогда Апрель решает помочь новой знакомой. Он просит своих братьев, чтобы тебе разрешили ему на несколько минут сделать так, чтобы наступила весна. Тут же кругом появляются маленькие белые цветы. Взяв нужное количество, Падчерица уже собиралась отправиться домой. Как тут Апрель, как в , преподнес ей красивое кольцо. Он сказал, что, если во время беды подбросить украшение и сказать волшебные слова, он его братья тут же придут на помощь. Прощаясь, они просят девочку никому не рассказывать о том, что она их видела.

    Той же ночью, когда Падчерица вернулась домой, Дочка старухи украла у неё подаренное кольцо. Та со слезами на глазах просила вернуть ей подарок, однако утром Мачеха быстро взяла подснежники и вместе со своей Дочерью направилась к королеве. В пьесе «Двенадцать месяцев» краткое содержание рассказывает, что тем временем во дворце происходит переполох. Королева утверждает, что Новый год не наступит до тех пор, пока она не увидит букет подснежников. Все придворные пытаются угодить ей и преподносят самые разнообразные цветы. Однако это не делает девочку счастливой. Тут заходит Мачеха и преподносит Королеве то, чего она так хотела. Та просит их сказать, что это за волшебное место, в котором растут весенние цветы.

    Мачеха начинает врать, рассказывая о некоем волшебном месте с полянами, полными грибов, цветов и самых вкусных ягод. Королева говорит, что хочет отправиться туда вместе с ними. Тогда пьеса «12 месяцев» описывает, как Мачеха со своей Дочкой испугались и сказали правду. Королева всё ещё хочет отправиться в то волшебное место. Она говорит, чтобы Мачеха, ее Дочка и Падчерица сопровождали ее во время поездки. По дороге в лес Падчерица говорит Королеве, что ее сводная сестра украла у неё подаренное кольцо. Та тут же приказывает вернуть украшение его владелице. Спустя некоторое время Королева спрашивает у Падчерицы о том, где именно она видела подснежники. Однако та, помня свое обещание двенадцати месяцам, отказывается говорить правду. Тогда маленькая Королева со злостью бросает золотое кольцо в холодную прорубь.

    В произведении Маршака «Двенадцать месяцев» пьесе читать можем о том, что, пока кольцо летело в воду, Падчерица успела сказать волшебные слова. Тут же девочка исчезла, а вокруг всех остальных наступила весна. Далее происходило что-то невероятное. Уже через несколько минут настало лето, и Королева увидела возле себя в большого медведя. Она ужасно испугалась, а Профессор вместе с Солдатом кинулись защищать девочку. Скоро погода сменилась на осеннюю: пошёл ужасный ливень и поднялся сильный холодный ветер. А через несколько минут снова настала зима. Королева хотела отправиться обратно во дворец, однако заметила, что все придворные ускакали на лошадях, оставив ей только сани.

    Вдруг показывается седой Старик в длинной светлой шубе. Он говорит, что выполнит одно желание каждого присутствующего. Королева заявляет, что хочет поехать домой, Профессор просит сделать так, чтобы времена года снова шли своим чередом и со своей скоростью. Замерзший Солдат ужасно хочет погреться возле огня, Мачеха же со своей Дочерью говорят, что хотят получить в подарок хоть какую-то тёплую шубу, пусть даже и из собачьего меха. Старик тут же кидает им две шубы и те начинают ругаться между собой. Мачеха злиться, что не попросила в подарок соболиные шубы. Так кричали они друг на друга, пока не превратились в собак. Герои пьесы «Двенадцать месяцев» решают запрячь их в сани.

    Тем временем Падчерица вместе с двенадцатью месяцами греется возле большого костра. Братья подарили девочке большой сундук с одеждой и огромные сани с двумя белыми лошадьми. Тут мимо проезжают сани Королевы, запряженные двумя собаками. Все решают выйти и погреться возле костра. Когда Королева замечает сани Падчерицы, она требует у девочки пустить ее вместе со своей свитой. Та отказывается, и Солдат говорит маленькой Королеве, что нужно попросить вежливо. Как только она произносит слово «пожалуйста», Падчерица с радостью даёт ей шубу и помогает сесть в сани. Упряжка скрывается за горизонтом, а двенадцать месяцев продолжают сидеть и разговаривать возле костра.

    Пьеса «Двенадцать месяцев» на сайте Топ книг

    «Двенадцать месяцев» пьесу читать всегда было очень популярно. Не даром именно по пьесе был снят художественный фильм. Это позволило произведению попасть в наш . И учитывая стабильно высокий интерес к пьесе мы еще не раз увидим ее на страницах нашего сайта .

    «Двенадцать месяцев» пьесу читать полностью на сайте Топ книг вы можете .

    Двенадцать месяцев - сказка С. Я. Маршака, которую полюбило не одно поколение детей. В сказке рассказывается о жизни девушки в доме с мачехой и сводной сестрой. Однажды услышав приказ юной королевы, мачеха отправляет падчерицу в новогоднюю ночь за подснежниками в лес. Девушка понимает, что ей грозит гибель, но идёт на поиски цветов в стужу. Найдёт ли она заветные подснежники, за которые обещана щедрая награда? Узнайте вместе с детьми, что приключится с сиротой в лесу из сказки о добре и зле, жадности, трудолюбии и умении прощать обиды.

    Словацкая сказка в обработке С. Маршака

    Знаешь ли ты, сколько месяцев в году?

    Двенадцать.

    А как их зовут?

    Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

    Только окончится один месяц, сразу же начинается другой. И ни разу ещё не бывало так, чтобы февраль пришёл раньше, чем уйдёт январь, а май обогнал бы апрель.

    Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются.

    Но люди рассказывают, будто в горной стране Богемии была девочка, которая видела все двенадцать месяцев сразу.

    Как же это случилось? А вот как.

    В одной маленькой деревушке жила злая и скупая женщина с дочкой и падчерицей. Дочку она любила, а падчерица ничем ей не могла угодить. Что ни сделает падчерица — всё не так, как ни повернётся — всё не в ту сторону.

    Дочка по целым дням на перине валялась да пряники ела, а падчерице с утра до ночи и присесть некогда было: то воды натаскай, то хворосту из лесу привези, то бельё на речке выполощи, то грядки в огороде выполи.

    Знала она и зимний холод, и летний зной, и весенний ветер, и осенний дождь. Потому-то, может, и довелось ей однажды увидеть все двенадцать месяцев разом.

    Была зима. Шёл январь месяц. Снегу намело столько, что от дверей его приходилось отгребать лопатами, а в лесу на горе деревья стояли по пояс в сугробах и даже качаться не могли, когда на них налетал ветер.

    Люди сидели в домах и топили печки.

    В такую-то пору, под вечер, злая мачеха приоткрыла дверь, поглядела, как метёт вьюга, а потом вернулась к тёплой печке и сказала падчерице:

    — Сходила бы ты в лес да набрала там подснежников. Завтра сестрица твоя именинница.

    Посмотрела на мачеху девочка: шутит она или вправду посылает её в лес? Страшно теперь в лесу! Да и какие среди зимы подснежники! Раньше марта месяца они и не появятся на свет, сколько их ни ищи. Только пропадёшь в лесу, увязнешь в сугробах. А сестра говорит ей:

    — Если и пропадёшь, так плакать о тебе никто не станет! Ступай да без цветов не возвращайся. Вот тебе корзинка.

    Заплакала девочка, закуталась в рваный платок и вышла из дверей.

    Ветер снегом ей глаза порошит, платок с неё рвёт. Идёт она, еле ноги из сугробов вытягивает.

    Всё темнее становится кругом. Небо чёрное, ни одной звёздочкой на землю не глядит, а земля чуть посветлее. Это от снега.

    Вот и лес. Тут уж совсем темно — рук своих не разглядишь. Села девочка на поваленное дерево и сидит. Всё равно, думает, где замерзать.

    И вдруг далеко меж деревьев сверкнул огонёк — будто звезда среди ветвей запуталась.

    Поднялась девочка и пошла на этот огонёк. Тонет в сугробах, через бурелом перелезает. «Только бы, — думает, — огонёк не погас!» А он не гаснет, он всё ярче горит. Уж и тёплым дымком запахло, и слышно стало, как потрескивает в огне хворост. Девочка прибавила шагу и вышла на полянку. Да так и замерла.

    Светло на полянке, точно от солнца. Посреди полянки большой костёр горит, чуть ли не до самого неба достаёт. А вокруг костра сидят люди — кто поближе к огню, кто подальше. Сидят и тихо беседуют.

    Смотрит на них девочка и думает: кто же они такие? На охотников будто не похожи, на дровосеков ещё того меньше: вон они какие нарядные — кто в серебре, кто в золоте, кто в зелёном бархате.

    И вдруг обернулся один старик — самый высокий, бородатый, бровастый — и поглядел в ту сторону, где стояла девочка.

    Испугалась она, хотела убежать, да поздно. Спрашивает её старик громко:

    — Ты откуда пришла, чего тебе здесь нужно? Девочка показала ему свою пустую корзинку и говорит:

    — Нужно мне набрать в эту корзинку подснежников. Засмеялся старик:

    — Это в январе-то подснежников? Вон чего выдумала!

    — Не я выдумала, — отвечает девочка, — а прислала меня сюда за подснежниками моя мачеха и не велела мне с пустой корзинкой домой возвращаться.

    Тут все двенадцать поглядели на неё и стали между собой переговариваться.

    Стоит девочка, слушает, а слов не понимает — будто это не люди разговаривают, а деревья шумят.

    Поговорили они, поговорили и замолчали.

    А высокий старик опять обернулся и спрашивает:

    — Что же ты делать будешь, если не найдёшь подснежников? Ведь раньше марта месяца они и не выглянут.

    — В лесу останусь, — говорит девочка. — Буду марта месяца ждать. Уж лучше мне в лесу замёрзнуть, чем домой без подснежников вернуться.

    Сказала это и заплакала.

    И вдруг один из двенадцати, самый молодой, весёлый, в шубке на одном плече, встал и подошёл к старику:

    — Братец Январь, уступи мне на час своё место! Погладил свою длинную бороду старик и говорит:

    — Я бы уступил, да не бывать Марту прежде Февраля.

    — Ладно уж, — проворчал другой старик, весь лохматый, с растрёпанной бородой. — Уступи, я спорить не стану! Мы все хорошо её знаем: то у проруби её встретишь с вёдрами, то в лесу с вязанкой дров. Всем месяцам она своя. Надо ей помочь.

    — Ну, будь по-вашему, — сказал Январь. Он стукнул о землю своим ледяным посохом и заговорил:

    Не трещите, морозы,

    В заповедном бору,

    У сосны, у берёзы

    Не грызите кору!

    Полно вам вороньё

    Замораживать,

    Человечье жильё

    Выхолаживать!

    Замолчал старик, и тихо стало в лесу. Перестали потрескивать от мороза деревья, а снег начал падать густо, большими, мягкими хлопьями.

    — Ну, теперь твой черёд, братец, — сказал Январь и отдал посох меньшому брату, лохматому Февралю. Тот стукнул посохом, мотнул бородой и загудел:

    Ветры, бури, ураганы,

    Дуйте что есть мочи!

    Вихри, вьюги и бураны,

    Разыграйтесь к ночи!

    В облаках трубите громко,

    Вейтесь над землёю.

    Пусть бежит в полях позёмка

    Белою змеёю!

    Только он это сказал, как зашумел в ветвях бурный, мокрый ветер. Закружились снежные хлопья, понеслись по земле белые вихри. А Февраль отдал свой ледяной посох младшему брату и сказал:

    — Теперь твой черёд, братец Март. Взял младший брат посох и ударил о землю. Смотрит девочка, а это уже не посох. Это большая ветка, вся покрытая почками.

    Усмехнулся Март и запел звонко, во весь свой мальчишеский голос:

    Разбегайтесь, ручьи,

    Растекайтесь, лужи,

    Вылезайте, муравьи,

    После зимней стужи!

    Пробирается медведь

    Сквозь лесной валежник.

    Стали птицы песни петь,

    И расцвёл подснежник.

    Девочка даже руками всплеснула. Куда девались высокие сугробы? Где ледяные сосульки, что висели на каждой ветке?

    Под ногами у неё — мягкая весенняя земля. Кругом каплет, течёт, журчит. Почки на ветвях надулись, и уже выглядывают из-под тёмной кожуры первые зелёные листики.

    Глядит девочка — наглядеться не может.

    — Что же ты стоишь? — говорит ей Март.- Торопись, нам с тобой всего один часок братья мои подарили.

    Девочка очнулась и побежала в чащу подснежники искать. А их видимо-невидимо! Под кустами и под камнями, на кочках и под кочками — куда ни поглядишь. Набрала она полную корзину, полный передник — и скорее опять на полянку, где костёр горел, где двенадцать братьев сидели.

    А там уже ни костра, ни братьев нет: Светло на поляне, да не по-прежнему. Не от огня свет, а от полного месяца, что взошёл над лесом.

    Пожалела девочка, что поблагодарить ей некого, и побежала домой. А месяц за нею поплыл.

    Не чуя под собой ног, добежала она до своих дверей — и только вошла в дом, как за окошками опять загудела зимняя вьюга, а месяц спрятался в тучи.

    — Ну, что, — спросили её мачеха и сестра, — уже домой вернулась? А подснежники где?

    Ничего не ответила девочка, только высыпала из передника на лавку подснежники и поставила рядом корзинку.

    Мачеха и сестра так и ахнули:

    — Да где же ты их взяла?

    Рассказала им девочка всё, как было. Слушают они обе и головами качают — верят и не верят. Трудно поверить, да ведь вот на лавке целый ворох подснежников, свежих, голубеньких. Так и веет от них мартом месяцем!

    Переглянулись мачеха с дочкой и спрашивают:

    — А больше тебе ничего месяцы не дали?

    — Да я больше ничего и не просила.

    — Вот дура так дура! — говорит сестра.- В кои-то веки со всеми двенадцатью месяцами встретилась, а ничего, кроме подснежников, не выпросила! Ну, будь я на твоём месте, я бы знала, чего просить. У одного — яблок да груш сладких, у другого — земляники спелой, у третьего грибов беленьких, у четвёртого — свежих огурчиков!

    — Умница, доченька! — говорит мачеха.- Зимой землянике да грушам цены нет. Продали бы мы это и сколько бы денег выручили. А эта дурочка подснежников натаскала! Одевайся, дочка, потеплее да сходи на полянку. Уж тебя они не проведут, хоть их двенадцать, а ты одна.

    — Где им! — отвечает дочка, а сама — руки в рукава, платок на голову.

    Мать ей вслед кричит:

    — Рукавички надень, шубку застегни!

    А дочка уже за дверью. Убежала в лес!

    Идёт по сестриным следам, торопится. «Скорее бы, — думает, — до полянки добраться!»

    Лес всё гуще, всё темней. Сугробы всё выше, бурелом стеной стоит.

    «Ох, — думает мачехина дочка, — и зачем только я в лес пошла! Лежала бы сейчас дома в тёплой постели, а теперь ходи да мёрзни! Ещё пропадёшь тут!»

    И только она это подумала, как увидела вдалеке огонёк — точно звёздочка в ветвях запуталась.

    Пошла она на огонёк. Шла, шла и вышла на полянку. Посреди полянки большой костёр горит, а вокруг костра сидят двенадцать братьев, двенадцать месяцев. Сидят и тихо беседуют.

    Подошла мачехина дочка к самому костру, не поклонилась, приветливого слова не сказала, а выбрала место, где пожарче, и стала греться.

    Замолчали братья-месяцы. Тихо стало в лесу. И вдруг стукнул Январь-месяц посохом о землю.

    — Ты кто такая? — спрашивает. — Откуда взялась?

    — Из дому, — отвечает мачехина дочка. — Вы нынче моей сестре целую корзинку подснежников дали. Вот я и пришла по её следам.

    — Сестру твою мы знаем, — говорит Январь-месяц, — а тебя и в глаза не видали. Ты зачем к нам пожаловала?

    — За подарками. Пусть Июнь-месяц мне земляники в корзинку насыплет, да покрупней. А Июль-месяц — огурцов свежих и грибов белых, а месяц Август — яблок да груш сладких. А Сентябрь-месяц — орехов спелых. А Октябрь:

    — Погоди, — говорит Январь-месяц. — Не бывать лету перед весной, а весне перед зимой. Далеко ещё до июня-месяца. Я теперь лесу хозяин, тридцать один день здесь царствовать буду.

    — Ишь какой сердитый! — говорит мачехина дочка.- Да я не к тебе и пришла — от тебя, кроме снега да инея, ничего не дождёшься. Мне летних месяцев надо.

    Нахмурился Январь-месяц.

    — Ищи лета зимой! — говорит.

    Махнул он широким рукавом, и поднялась в лесу метель от земли до неба — заволокла и деревья и полянку, на которой братья-месяцы сидели. Не видно стало за снегом и костра, а только слышно было, как свистит где-то огонь, потрескивает, полыхает.

    Испугалась мачехина дочка.

    — Перестань! — кричит. — Хватит!

    Да где там!

    Кружит её метель, глаза ей слепит, дух перехватывает. Свалилась она в сугроб, и замело её снегом.

    А мачеха ждала-ждала свою дочку, в окошко смотрела, за дверь выбегала — нет её, да и только. Закуталась она потеплее и пошла в лес. Да разве найдёшь кого-нибудь в чаще в такую метель и темень!

    Ходила она, ходила, искала-искала, пока и сама не замёрзла.

    Так и остались они обе в лесу лета ждать.

    А падчерица долго на свете жила, большая выросла, замуж вышла и детей вырастила.

    И был у неё, рассказывают, около дома сад — да такой чудесный, какого и свет не видывал. Раньше, чем у всех, расцветали в этом саду цветы, поспевали ягоды, наливались яблоки и груши. В жару было там прохладно, в метель тихо.

    — У этой хозяйки все двенадцать месяцев разом гостят! — говорили люди.

    Кто знает — может, так оно и было.