• Что такое целомудрие в христианстве. Мудрость целомудрия. Что содействует целомудрию

    Целомудрие в широком смысле

    Целомудрие – христианская добродетель, целое, неповрежденное, здравое мудрование, мудрая цельность человека, его целостность, внутренняя чистота и непорочность тела, души и духа.

    Целомудрие – это здравость, неповрежденность, единство и вообще нормальное состояние внутренней духовной жизни христианина, цельность и крепость личности, свежесть духовных сил, духовную устроенность внутреннего человека. /Свящ. Павел Флоренский/

    Целомудр тот, кто соблюдает себя в чистоте от всякого греха и в мыслях, и в чувствах, и во всех желаниях, намерениях, и в самых действиях. /Иеросхим. Мордарий/

    Целомудрие

    1) в отношении ума: чистота и доброта в помыслах; благоразумие, здравомыслие, трезвомыслие;

    2) в отношении сердца: скромность, почтительность, благонравие и благородство;

    3) в отношении тела: телесная чистота и непорочность или непричастность к плотским грехам.

    Целомудрие есть всеобъемлющее название всех добродетелей. /Преп. Иоанн Лествичник/

    Целомудрие состоит в том, чтобы соблюдать целыми все добродетели, наблюдая за собой во всех действиях, словах, делах, помыслах. /Преп. Амвросий Оптинский/

    Целомудрие требует самоотверженной жизни со всесторонним попранием эгоизма и всякого самоугодия, все к себе стягивающего. /Свят. Феофан Затворник/

    Внутренне целомудрие состоит в том, чтобы все доброе мы делали для Бога и пред Богом, а не для людей (по человекоугодию), чтобы подавляли в себе самом зародыши зловредных мыслей и пожеланий; считали всех лучшими себя, никому не завидовали, не предполагали ничего сами от себя, но все относили к воле и расположениям Промысла Божия; памятовали всегда о присутствии Божием, привязаны были к одному Богу, сохраняли свою веру чистой и недоступной никаким ересям и внутреннюю чистоту приписывали не себе, но Спасителю нашему Иисусу Христу, которой Он и есть источник. /Сщмч. Киприан Карфагенский/

    Внешнее целомудрие состоит в том, чтобы избегать всего, что может положить малейшее пятно на чистоту души, не предаваться неумеренному смеху, не говорить ничего, что оскверняет приличие и истину, избегать общества людей зазорной жизни, не блуждать взорами, не выступать горделиво, не принимать кичливого или сладострастного вида, не издеваться над недостатками других, не говорить, чего не знаем, а равно и не говорить бессмысленно и неуместно всего, что знаем. /Сщмч. Киприан Карфагенский/

    Целомудренная скромность христианина проявляется не только в словах и поступках, но и в самых телодвижениях, в походке, в умении скромно вести себя в обществе. Добродетель истинного целомудрия невозможно иметь иначе, как по благодати Божией, и ее имеют только те христиане, которые служат Богу с сокрушенным духом. /Преп. Иоанн Кассиан Римлянин/

    Целомудрие в узком смысле

    Нравственная чистота как добродетель, противоположная плотским страстям и разврату.

    Целомудрие есть чистота души и тела от всякой плотской греховной скверны. /Преподобный Иоанн Лествичник/

    Целомудрие как нравственная чистота – это добродетель, противоположная блудной страсти, это отчуждение тела от действительного впадания в грех и от всех действий, приводящих к греху, отчуждение ума от помышлений и мечтаний блудных, а сердца от ощущений и влечений блудных, за чем последует и отчуждение тела от плотского вожделения. /Святитель Игнатий Брянчанинов/

    Целомудрие не в отрицании плоти, а в ее преображении и освящении.

    Священное Писание о целомудрии и чистоте

    ЦЕЛОМУДРИЕ

    а) заповедано : «Не прелюбодействуй». (Исх. 2:14,17). «Храни себя чистым» (1Тим. 5:22). «Тело не для блуда, но для Господа. Всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственнаго тела» (1Кор. 6:13,18). «Блуд и всякая нечистота не должны даже именоваться у вас» (Еф. 5:3).

    б) заповедуется и во взглядах : «Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5:28);

    в) заповедуется в речах: «сквернословие не прилично вам, а напротив, благодарение» (Еф. 5:4). «Отложите сквернословие уст ваших» (Кол. 3:8);

    г) заповедуется сердцу: «не пожелай красоты женщины в сердце твоем» (Прит. 6:25).

    Мудрость соблюдает в целомудрии: «когда мудрость войдет в сердце твое: тогда рассудительность будет оберегать тебя» (Прит. 2: 10-11).

    Пьянство вредит целомудрию (Прит. 23: 31-33).

    Нечестивые не имеют целомудрия. «Они заменили истину Божию ложью. Потому предал их Бог постыдным страстям» (Рим. 1: 22,24-26).

    Побуждение к целомудрию : «разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит (растлит) храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а сей храм вы» (1Кор. 3: 16,17). «Недостаток целомудрия лишает неба: не обманывайтесь: ни блудники, ни прелюбодея, ни малакии, ни мужеложники царства Божия не наследуют» (1Кор. 6:9-10).

    Святые отцы о целомудрии и чистоте

    Предел и крайняя степень совершенной и всеблаженной чистоты состоит в том, чтобы в одинаковом устроении пребывать при виде существ одушевленных и бездушных, словесных и безсловесных.

    Хранение чистоты возможно лишь с помощью Божией.

    Матерь чистоты есть безмолвие с послушанием. Чистота нас усвояет Богу, и сколько возможно, делает Ему подобными. /Преподобный Иоанн Лествичник/

    «Истинно целомудрен, кто не только тело хранит от блуда, но и каждый член телесный, когда, например, глаз и язык соблюдают целомудрие, каждый в собственной его деятельности, и во внутреннем человеке душевные помышления не входят в сочетание с прочими мыслями» /Прп. Ефрем Сирин/

    «Признак чистоты - веселиться с веселящимися и плакать с плачущими». /Прп. Исаак Сирин/

    «Чистота сердца зрит Бога, она воссиявает и цветет в душе не вследствие учения человеческого, но от невидения злобы человеческой». /Свт. Игнатий Брянчанинов/

    «Целомудрие, праведность и благочестие обнимают всю святую жизнь и совмещают все заповеди, всю волю Божию о нашем спасении». /Свт. Феофан Затворник/

    «Всякий, любящий чистоту и целомудрие, становится храмом Божиим». «Возлюби целомудрие до крайней степени, чтобы вселился в тебя дух Божий». /Преп. Ефрем Сирин/

    «Целомудрие есть небесное приобретение, удел Ангелов, дар Божий.» «Целомудрию содействует благодать Духа... где целомудрие, там пребывает Господь Иисус Христос.» «То достойно удивления, когда целомудрие блистает в юноше. Кто целомудрен в старости, тот заслуживает небольшую награду; его самый возраст делает уже целомудренным» /Свт. Иоанн Златоуст/

    «Целомудрие в старости - уже не целомудрие, а невозможность предаваться невоздержанию.» /Свт. Василий Великий/

    Что содействует целомудрию?

    Святитель Тихон Задонский:

    Первое : мало ешь и пей, полюби пост.

    Второе : никогда не будь празден, всегда делай что-нибудь полезное.

    Третье : помни всегда, что ходишь пред Богом, и Он на тебя везде и всегда смотрит, и наблюдает твои дела, слова и мысли. Как пред Богом дерзнешь согрешить и осквернить себя? Берегись же не только делом, но и мыслью грешить. Перед отцом и матерью не смеешь согрешить, как же пред Всевидящим Богом будешь безбоязненно грешить?

    Четвертое : когда приходит плохая мысль, тотчас отгоняй ее от себя и молись: «Господи Иисусе Христе, помоги мне, грешному».

    Пятое : часто молись и проси у Христа: «Господи, дай мне смирение, целомудрие» (из молитвы на 24 часа свт. Иоанна Златоустого) и другие добродетели. Без молитвы и Божией помощи целомудрия и прочих добродетелей иметь не можем.

    Шестое : храни глаза от взглядов на красивые лица, и уши от соблазнительных песен и не прельщайся ими.

    Седьмое : стоя в церкви, не смотри по сторонам, но смотри в землю и к святому алтарю, а ум возводи к Богу.

    Преп. Антоний Великий:

    Для сохранения чистоты душевной и телесной недостаточно одного воздержания от пищи, нужны и другие добродетели духовные. Прежде всего через послушание, сокрушение сердечное и утомление тела трудом надо научиться смирению, желание денег надо истребить, гнев подавить, уныние победить, тщеславие отвергнуть, гордость попрать, непостоянные помыслы ума обуздать непрестанным памятованием о Боге.

    Преподобный Исаак Сирин:

    Вера и милостыня помогают человеку быстро очиститься. Телесный труд и поучение в Божественных Писаниях охраняют чистоту.

    Целомудренное воспитание детей –
    забота о чистоте тела, души и духа

    ✦ В Новый Иерусалим не войдет ничто нечистое (Откр. 21: 27): «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5: 8);

    ✦ Господь призывает людей очищать свои сердца от страстей и наставлять в том же своих чад;

    ✦ Начало премудрости и основа всякого доброго воспитания – страх Божий;

    ✦ Наставление детей в благочестии и в страхе Господнем должно начинаться с младенчества, потому что дети по природе своей склонны как к доброму, так и к злому;

    ✦ Необходимо греховную наклонность ребенка подавлять и направлять к добру, терпеливо бороться с недостатками и одновременно способствовать развитию добрых душевных и сердечных качеств;

    ✦ основные возбудители греха по св. Феофану Затворнику – своеумие в уме, своеволие в воле, самоуслаждение в чувствах, поэтому воспитывать детей нужно так, чтобы не отдать их в плен этим возбудителям греха, а напротив, попытаться возобладать над ними;

    ✦ Гармоничное воспитание подразумевает одновременное воспитание тела, души и духа ребенка;

    ✦ Поскольку принято условно разделать человеческую душу на три части: умную (ум), вожделетельную (волю) и чувственную (чувства), то воспитывать душу ребенка нужно гармоничным положительным влиянием на все эти три составляющие;

    ✦ Первые и ближайшие воспитатели ребенка – родители. Семья должна стать малой (домашней) Церковью;

    ✦ Воспитание в детях здравомыслия, доброй воли, трудолюбия, послушания и истинных чувств любви, сострадания, милосердия, правдивости, стыдливости - необходимые элементы гармоничного целомудренного воспитания детей;

    ✦ Сердце ребенка – сад, а родители – садовники, поставленные от Бога; воспитание детей в духе целомудрия и чистоты – святая обязанность родителей, за которую они несут ответственность пред Богом.

    Соблюдение детей от соблазнов мира

    ✦ «Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18:7);

    ✦ Крайнее развращение нравов современного общества в результате отпадения от Бога и погружение в язычество и идолопоклонство, и при этом абсолютное неосознание греха, и полное самооправдание;

    ✦ Философия освобождения от совести и свободы для греха, философия жизни ради удовлетворения похотей плоти, неизбежно влекущая к обожествлению плотских страстей, внедряется в сознание людей, особенно молодежи, всеми возможными методами;

    ✦ Огромную роль в развращении нравов играют современные технические, особенно аудиовизуальные средства;

    ✦ Качественно новое влияние на души детей и взрослых оказывает компьютер, позволяющий быть не только пассивным наблюдателем событий, но и их активным участником в виртуальной реальности;

    ✦ Отвратить детей от соблазнов этого мира, научить их любить истину и противостоять злу этого мира любовью и молитвой, научить их хранить себя в чистоте и целомудрии - вот задача родителей и воспитателей;

    ✦ В современных условиях непрекращающейся войны за души детей воспитание детей в духе чистоты и целомудрия является настоящим подвигом, и первая помощница в этом – Святая Церковь.

    Воспитание детей для целомудренного брака

    ✦ Гиперсексуальность стала одной из неотъемлемых черт современной эпохи: похоть возбуждается со всех сторон, все в мире вращается вокруг страсти блуда.

    ✦ В современном обществе все подталкивает молодых людей к тому, чтобы лишиться целомудрия до брака, настраивает на добрачные и внебрачные отношения, учит воспринимать семью как пережиток прошлого, а детей как ненужную обузу.

    ✦ Сейчас дети воспитываются так, как будто их не ожидает семейная жизнь, обязанности перед государством, обществом, они оказываются совершенно не готовыми к браку и семейной жизни и даже не имеют истинных представлений о таинстве брака.

    ✦ Правильно ориентированное нравственное воспитание молодежи должно начинаться с младенчества и готовить молодых людей к сознательному материнству и отцовству, формируя качества, характерные полу и соответствующее поведение;

    ✦ Человек, сохранивший целомудрие до брака, вероятно, сохранит его и в браке, потому что целомудрие есть всеобъемлющее название всех добродетелей.

    ✦ В Церкви над головами брачующихся держат венцы. Чтобы брак был счастливым, он не должен строиться на принципе пробы; девичья честь, юношеская целомудренная чистота и супружеская верность – генетическая основа семейного счастья и благополучия нации и государства.

    В Православной Церкви, с самого начала ее установления, во все времена христианства и доныне существует прекрасный обычай девства.

    Девство имеет свое особенное значение для тех, которые могут сохранить его в чистоте. Девство – особенный дар Божий и потому дается немногим. Сам Господь наш Иисус Христос говорит: «Не все вмещают слово сие, но кому дано... Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19,11–12).

    Святые Отцы Церкви о девстве

    Преимущества девственного состояния указывает святой апостол Павел в Первом своем послании к Коринфянам: «Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения... Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо, а не выдающий поступает лучше» (1 Кор. 7,33,35,38).

    И святые Отцы Церкви высоко ценили чистоту целомудрия девства и много писали в похвалу девства. По словам Мефодия Тирского или Патарского «девство выше брака. Девство освящено жизнью Господа Иисуса, и тогда когда брак позволен апостолом как мера укротительная против плоти, девство – состояние первого человека, возвышение всего организма человеческого на степень жизни духовной, торжество над материальною жизнью и лучший дар Господу».

    Святой Антоний Великий говорит: «Девство есть печать совершенства, подобие Ангелам, духовная и святая жертва; венец, сплетенный из цветов добродетели, благоухающая роза, оживляющая всех, находящихся вблизи ее, приятнейшее благоухание Господу Иисусу Христу, великий дар Божий, залог будущего наследия в Царстве Небесном».

    «Девство, – говорит святой Иоанн Златоуст , – есть дело столь великое и чудное, что превосходит все человеческие добродетели. Девство украшало первых людей больше, нежели царей диадима и золотые одежды. Что честнее, сладостнее, светозарнее девства? Ибо оно издает сияние, блистательнейшее самых солнечных лучей, и, отрешив нас от всего житейского, приучает светлыми очами со вниманием созерцать солнце правды. Как драгоценное миро, хотя и в сосуде заключается, наполняя воздух благоуханием, исполняет приятности не только находящихся внутри дома, но и около него стоящих; так и благоухание девственной души, напаяя чувства, показывает сокровенную внутри добродетель».

    Тайновидец святой Иоанн Богослов , видевший будущее блаженство, уготованное на небе девственникам, пишет: «И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах... ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он не пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу, в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим» (Апок. 14,1,4,5).

    Хотя святые Отцы Церкви жизнь девственную и называют равноангельною, но внушают проводящим такую жизнь не возноситься и не гордиться пред теми, которые вступили в брак. Святой Кирилл Иерусалимский пишет: «И ты, сохраняющий невинность, не от брачных ли рожден? Не презирай серебра потому, что имеешь золото. Да пребудут в благой надежде и брачные, кои живут, как должно в браке, кои вступают в брак по закону, а не по любострастию».

    Святые Отцы Гангрийского собора пишут: «Мы и девство, со смирением соединенное, чтим, и воздержание, с честностью и благочестием соблюдаемое, приемлем, и смиренное отшельничество от мирских дел одобряем, и брачное честное сожительство почитаем».

    Святой Афанасий Великий говорит: «Два пути в жизни. Один обыкновенный и житейский, то есть брак; другой же ангельский, коего нет превосходнее, то есть девство. Если кто избрал мирской путь, то есть брак, то не подлежит порицанию, но не получит толиких даров, хотя, впрочем, получит некии, ибо и он приносит плод тридесятикратный. Аще же кто воспринял честный и премирный путь, хотя путь его скорбнее и труднее первого, но таковый приемлет более чудные дарования: ибо принес плод совершенный, сторичный».

    Не девство соединяет c Богом, а праведность

    Но если соблюдающие девство ведут жизнь непристойную, преданы мирским удовольствиям: пьянству, играм, роскоши, изнеженности, всевозможным порокам, не следуют правилам Святой Церкви, не бывают сострадательны и милостивы к бедным, – такое девство не принесет им никакой пользы, как тем юродивым евангельским девам, не запасшим елея в сосудах своих и оставшимся вне чертога брачного. «Господи! Господи! – говорили они, – отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас» (Мф. 25,11–12).

    Святой Григорий Богослов пишет: «В жизни возможны два состояния – супружество и девство, и одно выше и Богоподобнее, но труднее и опаснее, а другое – ниже, но безопаснее»... «Ни девство, ни супружество не соединяют и не разделяют нас всецело с Богом или с миром, так чтобы одно само по себе было достойно отвращения, а другое – безусловной похвалы. Напротив того, ум должен быть хорошим правителем и в супружестве, и в девстве, и из них, как из некоторого вещества, художнически обрабатывать и созидать добродетель»... «Хотя супружество имеет земное начало, а безбрачная жизнь уневещивает Всецарю Христу; однако же бывает, что и девство низлагает на тяжелую землю, и супружеская жизнь приводит к Небу. А потому, если бы стали винить, один – супружество, а другой – девство, то оба сказали бы неправду»... «Девственная жизнь лучше, подлинно лучше; но если она предана миру и земному, то хуже супружества».

    Венец девства есть высшая христианства добродетель, она есть красота и венец Церкви. И все девственницы именуются Святою Церковью невестами Христовыми. Святитель Димитрий Ростовский учит: «Отыми у Ангела крылья, и он будет девица. И дай девице крылья, и она будет ангел» (преп. Анатолий, 7, с. 124).

    Таинство странное вижу и преславное: небо – вертеп, престол Херувимский – Деву. И все девы, которые терпят от бесов и от людей за сохранение своей чистоты, тоже, подобно Пресвятой Деве, служат Чистейшему Сыну Девы, Господу Иисусу Христу престолом. Оттого-то враг так и ненавидит девственниц и всячески старается их осквернить (преп. Анатолий, 7, с. 239).

    Богородица – образец чистоты

    Девство имеет великое значение пред Богом. Святая Дева паче естества сподобилась быть Материю Пресущественного Сына Божия и, оставаясь всегда Девою, называется Пресвятою. Впрочем, не всякое девство хорошо и похвально, как Сам Господь объявил во Евангелии о десяти девах: «Из них пять было мудрых и пять неразумных» (Мф.25, 2), т. е. девы неразумные, которые соблюдали только наружное девство, а внутренно осквернялись нечистыми помышлениями, также побеждены были и другими страстями – сребролюбием и тщеславием, завистью и ненавистью, гневом и памятозлобием, и вообще невоздержанием... Почему Господь и упрекает таковых в Евангелии: «истинно говорю вам, что мытари и блудницы», кающиеся, «вперед вас идут в Царство Божие» (Мф. 21, 31); мнящиеся же быть «сыны царства извержены будут во тьму внешнюю» (Мф. 8, 12) (преп. Амвросий, 23, ч. 2, с. 22).

    Замуж выйти не возбраняется и не грех, если девица не обручена жениху, а как только заключат контракт, тогда бесчестьем считается бросить данное обещание и нарушить договор. Мы с тобой теперь невесты, обрученные Господу Иисусу, и дали обет блюсти девство. И если нарушим его, то делаемся повинны, как изменники, как прелюбодеи (преп. Анатолий, 7, с. 123).

    Я тебе послал книжку «О девстве» святого Иоанна Златоуста, но, видно, ты не получила. А между тем я ничем не надеялся тебя так утешить, как этою книжкою. Ибо и сам до глубины души тронут ею, зная, как многие из вашей сестры томятся неопределенностью своих ожиданий и надежд, не видя пред собою ничего, кроме скорбей, труда, томления, неясных воздаяний в будущем. А тут, как день, ясно представлены невыгоды брачующихся и красота и высота девства. Прочти эту книжку со вниманием и давай другим для прочтения (преп. Анатолий, 7, с.182).

    Целомудрие можно было бы занести в Красную книгу добродетели, если бы таковая существовала.

    В современном обществе такие понятия, как благородство, невинность, целомудрие воспринимают, скорее, как пережитки прошлого, и только христианство поддерживает ценность чистоты души и целостность разума, которые не запачкались страстями.

    Целомудрие в современном обществе

    Целомудрие является всеобъемлющим словом, в состав которого входит:

    Русский язык, богатый синонимами, называет безукоризненных, безупречных, здравомыслящих людей целомудренными, если им присуща честность, непорочность и скромность. В это понятие входит и девственность, которую сравнивают с девичьим цветом, неиспорченностью.

    В толковом словаре под редакцией Ушакова целомудренность приравнивается к добродетели и строгости в отношении нравов, это нравственная чистота.

    На заметку! Более точное и приемлемое понятие в современном обществе дается в словаре Даля, где целомудренным назван человек, как мужчина, так и женщина, который сохранил девственность до вступления в брачные отношения и сумел жить чистой, непорочной семейной жизнью.

    В здоровом обществе, где ценится понятие чистоты, достоинства и чести, целомудрие является положительной характеристикой человека, умеющего поставить в жизни рамки, самозапрещающие вхождение в нее всего, что может ослабить противостояние злу.

    Что такое целомудрие в православии

    В массовом сознании целомудренность связывают с отказом от сексуальных отношений вообще, это уход в монашество , или же хранением чистоты как до брака, так и во время него. В дохристианском периоде людей, согрешивших в блуде, привязывали за руки и ноги к земле и забрасывали камнями. Вспомним блудницу, которую привели к Иисусу для суда. Священники требовали казни, и только мудрое и милостивое повеление Христа спасло женщину от смерти.

    Также читайте:

    Многие родители и их дети заблудились, что означает, приняли блуд, как норму, в этом вопросе. Почему-то некоторые мамы позволяют сыновьям физически развлекаться на стороне, но в невестки они хотят принять только девственницу.

    Вне брака целомудрие связано с хранением девства, а в браке – с хранением супружеской верности

    Царство Небесное не приложится к тем, кто ограничивает себя только в еде, соблюдая посты, но не ведет целомудренной жизни, в основе которой находится стыд впасть в разврат.

    Только укоренившееся понятие целомудренной жизни может защитить и укрепить душу христианина. Для воцерковленного христианина важно понимать, что «хочу» и «можно» не всегда применимы к целомудренным людям. Нельзя желать тела другого человека, перед которым у тебя нет никакой ответственности, отсутствует уважение, двигаясь одними инстинктами, тогда человек сравним со скотиной.

    Нельзя только иметь человека, его надо любить! Блуд стирает все грани приличия, в мире признается право на демонстрацию чувств геями и лесбиянками, за этот грех были сожжены Богом города Содом и Гоморра.

    Истинную любовь, которая всему верит и все покрывает (Кор.13) заменили похотливыми желаниями, убрав из жизни понятие целомудренности и невинности.

    Учение Христово явило миру истинность девства на примере Пречистой Девы Марии, поведении святых. Жизнь по заповедям Божьим и исполнение указаний Христа становится целомудренной, защищенной от греховных мыслей и дел.

    Важно! Каждый христианин может покаяться в блуде и прилепиться к девственной жизни истинного христианина.

    Святые отцы о целомудрии

    Многие люди слово «целомудрие» воспринимают, как понятие невинности. Однако, это слово описывает не просто физиологическое состояние человека, девственного, верного в супружестве, оно намного шире. Понять целомудренность без знания религиозных основ практически невозможно, только Библия дает четкое понимание греха и праведности, которое можно приобрести в послушании.

    У католиков это понятие выражается в безбрачии священников - целибате.

    Монахиня Нина, в мире известная как Крыгина, определила целомудрие, как целостное отношение к жизни, приправленное мудростью.

    По словам Иоанна Лествичника, это слово объединило все добродетели.

    В записях Святителя Игнатия Брянчанинова целомудренность является уклонением от всяких греховных помыслов и дел, куда входят сладострастные беседы, произношение скверных выражений.

    Целомудрие – это строгая нравственная и телесная чистота, уклонение от блуда, разврата

    В понятие добродетели входит хранение своих чувств, куда входит зрение, слух и осязание, в чистоте и скромности.

    Чтобы стать целомудренным, человеку необходимо научиться:

    • молчанию и безмолвию;
    • пребыванию в размышлениях о рае и аде;
    • отказу от блудных фантазий;
    • служить бедным и сиротам.

    В записках Святого Амвросия Медиоланского приводится три формы этой добродетели - целомудренности: вдовства, мужа и жены, девственности.

    Святой Амвросий пишет, что это добродетель не для восхваления, а как дар богатства христианской дисциплины.

    Высказывание священника РПЦ, архимандрита Иоанна Крестьянкина, покинувшего этот мир в 2006 году звучит гимном чистоте, он называет эту добродетель красотой души, наполненной правдой, духовным здоровьем, что выражается в благоразумии и мужестве противостоять злу мира.

    Ныне правящий русский священнослужитель Павел Гумеров в проповедях призывает прихожан хранить в чистоте не только глаза, но и разум, ибо греховные помыслы и мысли покрывают грязью, как душу, так и сердце.

    Помимо служителей о чистоте нравов писали и великие писатели, публицисты и драматурги. Представитель французской философии Альбер Камю, утверждал, что в разнузданности человек теряет смысл бытия, и только целомудрие способно вернуть человечеству смысл жизни.

    Прекрасно выражение французского драматурга XVIII века Пьера Огюста Карон де Бомарше о том, Божьи Небеса всегда покровительствуют невинным, чистым душой людям.

    Священное Писание призывает к целомудрию и чистоте

    Как взрастить целомудрие

    По словам Иоанна Кассиана, без жизненной позиции, основанной на смирении, находящемся в сердце, нельзя облачиться в целомудренность. Мы можем заставить себя усилием воли соблюдать посты, голодать, постоянно трудиться и пребывать в молитвах, но никогда нельзя приобрести чистоту, ибо она дается только Творцом по Его великой милости.

    Только Спаситель может освободить от страстей, видя постоянное пребывание в подвиге веры и смирения. Для приобретения этой добродетели христиане должны жаждать чистоты, как жадный человек преодолевает все ради богатства, а влюбленный, который готов побороть все препятствия на пути к любимой. Также необходимо бороться и со страстями.

    О страстях:

    Только ненасытное желание стать непорочными в глазах Творца и Спасителя, готовность пожертвовать пищей, питьем и даже сном, отказаться от коварных обольщающих мыслей, может наполнить христианина целомудрием.

    Этот подвиг можно совершить только по благодати милости Всевышнего Бога. Чтобы достичь целомудрия, нужна не строгость по отношению к себе, а любовь к Богу и способность наслаждаться собственной искренней чистотой.

    «Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 44 000 подписчиков.

    Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

    Современное общество к невинности и нравственности относится как пережиткам прошлого. Только христианство дает правильную оценку. Целомудрие — что это означает? Духовная и физическая чистота, непорочность, мысли и поступки, связанные со словом честь — это и есть истинное значение целомудрия.

    Это понятие включает нравственную чистоту. Девушки с ранних лет хотят повзрослеть, и для этого не гнушается любыми способами. Они редко думают о последствиях своего поведение. Встречи с мужчинами, употребление алкоголя, сигареты, обладание современными гаджетами – это не относится к целомудренности.

    Характерные черты для целомудрия:

    • кротость и скромность, которая не позволяет хвалить себя перед преподавателями, а лучшее доказательство – это изучение предмета и способность правильно понимать материал;
    • серьезное отношение к словам и данным обещаниям;
    • отсутствие пагубных страстей.

    Нравственная женщина осознает, что сигарета во рту и бокал спиртного смотрятся дешево. Такое поведение провоцирует презрение и заинтересует мужчину для одноразового секса.

    Целомудрие – это духовная чистота. Такие девушки не гонятся за славой и материальными благами. Они живут интересами семьи. Для них характерны добрые дела, помощь животным, больным и детям.

    С точки зрения православной веры, значение слова целомудрия в церкви – девушка проявляет строгость в отношении посторонних мужчин, не нарушает пост, причащается и исповедуется. Кроме этого прививать девушке чувство личного достоинства, уважение к старшим и понимание нравственности должна семья.

    Святые отцы о целомудрии

    Монахиня Нина дала определение нравственности, как мудрого отношения к жизни.

    Так же заходите в нашу православную группу в телеграме https://t.me/molitvaikona

    По мнение Иоанна Лествичника, это объединение всех положительных достоинств.

    Святитель Игнатий Брянчанинов говорил, что высокая нравственность является избавлением от всех грешных мыслей, скверных слов.

    Как результат, вот что такое целомудрие:

    • учиться молчанию и посвящать мысли раздумьям о рае и аде;
    • отказаться от блудных мыслей;
    • помогать больным и сиротам.

    Святой Амвросий Медиоланский приводит три вида нравственности: вдова, супруги, девственность. Он говорит, что это правило христианской дисциплины.

    Архимандрит Иоанн Крестьянкин назвал целомудрие красотой души, наполненное духовной силой, здравым смыслом и отвагой сопротивления злу.

    Кроме святых отцов о нравственности говорили известные писатели. Философ Альбер Камю, утверждал, что в распущенности теряется смысл бытия, только нравственность его возвращает.

    Пьер Огюста Карон де Бомарше прекрасно сказал что, чистые душой люди под покровительством Святых Небес.

    Мужское целомудрие

    Сила целомудрия для мужчин помогает не оказаться в ловушке, которая может его погубить. Человек, украшающий себя добродетелью, обеспечивает защиту, которая поможет выдержать любые искушения.

    Те, кто легко окунается вволю сексуальных страстей, теряет быстро мужскую активность. Это ведет к алкоголизму и другим серьезным отклонениям в физическом смысле. Мужчине обладает даром оплодотворения, и осквернение этого источника в православной вере считается грехом.

    Отношения будущих супругов

    И вот что говорит православие о целомудрии до брака: во-первых, не коснутся нравственных людей негативные последствия ранних половых связей, во-вторых, целомудрие до брака обладает массой преимуществ. Будет много времени для собственного духовного развития.

    Молодость – это время сильных эмоциональных нагрузок, которые необходимо пережить. Когда человек научится справляться с собой и контролировать свои чувства до брака, можно говорить о доверии и не нарушении верности друг другу.

    Пусть хранит Вас Господь!