• План воспитательной работы для детей с ОВЗ (VIII вид). Особенности работы учителя-предметника в С(к)К VIII вида Работа с детьми 8 вида

    Воспитательная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

    Дети с нарушением интеллекта обладают гораздо меньшими возможностями, чем их нормально развивающиеся сверстники. Они затрудняются самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, полученную из окружающей среды. У них значительно снижена познавательная активность, весьма узок круг интересов. Помимо интеллектуального недоразвития учащиеся, обучающиеся по программе коррекционной школы VIII вида отличаются проблемами эмоционально - личностного развития, подвержены любому влиянию, особенно негативному. Именно школа призвана отвлечь ребят от улицы, воспитать полезные привычки и сформировать социально-нормативные модели поведения.

    Целью коррекционной работы является исправление психических и физических функций ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процессе общего образования, подготовка к жизни и труду.

    В коррекционно-воспитательной работе с детьми с ограниченными возможностями в здоровье в первую очередь необходимо использовать педагогические приемы, направленные на организацию и упорядочение учебной деятельности.

    Ц ель воспитательной работы с детьми с ОВЗ: создание специального реабилитационного пространства для оптимального развития личности ребёнка с ограниченными возможностями, для его адаптации в обществе и помощь в социализации личности.

    Основными задачами данной работы являются:

    Коррекция дефектов развития умственно отсталого ребенка в процессе обучения его по общеобразовательным дисциплинам, профессионально-трудовой подготовки, разностороннего воспитательного воздействия на ход его развития;

    Подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности с младшего школьного возраста по одной из рабочих профессий в условиях современного производства, то есть социально-трудовая адаптация;

    Проведение лечебно-оздоровительной работы, направленной на укрепление общего физического и психического состояние школьников.

    При организации воспитательной работы, педагог работает по нескольким направлениям:

    Воспитание в процессе обучения;

    Внеклассная работа по предметам (учителя- предметники);

    Работа с детьми, имеющими девиантное поведение;

    Индивидуально-групповые занятия со специалистами;

    Стиль, тон отношений в школьном коллективе, морально-психологический климат;

    Воспитательные мероприятия (воспитатели групп);

    Социально- бытовая ориентация;

    Клубы, секции, творческие объединения дополнительного образования (педагоги дополнительного образования);

    Организованный досуг.

    Всю воспитательную работу целесообразно направить на коррекцию поведения учащихся, воспитание учебной и поведенческой дисциплины, гуманного отношения к окружающим людям.
    Данная работа способствует социализации и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, профилактике правонарушений несовершеннолетних.

    Основная направленность социальной адаптации - практическая подготовка ребенка к самостоятельной жизни. У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечается своеобразие социально-эмоционального развития. Они с трудом выделяют сверстников в качестве объектов для взаимодействия, длительно усваивают правила поведения, не проявляют инициативы в организации взаимодействия с окружающими людьми, не применяют полученные знания в повседневной жизни. Поэтому необходимо создавать особое образовательное и воспитательное пространство. Для этого важно создавать такие программы воспитания, где социально - нравственный аспект развития стоит на первом месте. В воспитательные программы рекомендуется включить следующие направления работы:

    Нравственное воспитание.

    Правовое воспитание.

    Гражданско-патриотическое воспитание.

    Эстетическое воспитание.

    Трудовое воспитание.

    Физическое воспитание.

    Безопасное жизнеобеспечение.

    Экологическое воспитание.

    Профилактическая работа.

    Основная роль в организации воспитательного процесса принадлежит классному руководителю и воспитателю. Классные руководители разрабатывают свои воспитательные программы, где одна из главных задач- формирование коллектива класса, так как классный коллектив является главной структурной единицей коллективного творчества. Начиная с первого класса, ученик должен ощущать себя частью единого коллектива и жить идеями и настроениями всей школы.

    Задачи решаются следующими способами:

    Моделирование жизненных ситуаций в социуме;

    Создание банка данных (коллективные дела);

    Выполнение общественно-значимых дел;

    Установление связей с внешней средой

    Годовое планирование воспитательной работы с учащимися с ОВЗ отражает основные направления и формы воспитательной работы, актуальные педагогические проблемы, пути совершенствования методов воспитания учащихся. План воспитательной работы с детьми с ОВЗ должен быть объективен, реален и выполним, создавать базу для роста творческой активности детей.

    Работая с данными детьми, классный руководитель руководствуется:

    Мотивами и ведущим видом деятельности каждой возрастной группы;

    Учитывает особенности характера и недостатки ребенка;

    Изучает структуру дефекта, механизмы его возникновения, влияющие на формирование личности;

    Постоянно наблюдает, отслеживает динамику, изменение, устранение или коррекция его недостатков, возможностей и способностей.

    Функции классного руководителя в работе с детьми с ОВЗ направлены на:

    Организационно-координирующую деятельность:

    Установление связи общеобразовательного учреждения с семьей;

    Взаимодействие с учителями-предметниками, работающими в классе, другими специалистами общеобразовательного учреждения;

    Учет и стимулирование разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;

    Индивидуальное, воздействие и взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом как субъектами этой деятельности;

    Коммуникативную деятельность:

    Регулирование межличностных отношений между обучающимися;

    Установление субъект-субъектных отношений между учителем и обучающимся;

    Содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе;

    Оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

    Аналитико-прогностическую деятельность:

    Изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;

    Определение состояния и перспектив развития классного коллектива.

    В соответствии со своими функциями классный руководитель СКШ VIII вида отбирает формы работы с обучающимися с ОВЗ:

    индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);

    групповые (советы дел, творческие группы и др.);

    коллективные (коллективные дела, конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).

    Особое место занимает классный час - форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников с ОВЗ, в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные и нравственные проблемы.

    Классный руководитель, осуществляя воспитательную работу детей с ОВЗ, выполняет:

    Коррекционно-развивающую работу с обучающимися класса;

    Индивидуальную работу с «трудными» обучающимися, относящимися к группе риска;

    Работу по подготовке и проведению культурно-воспитательных мероприятий силами обучающихся класса;

    Просветительскую работу для родителей (законных представителей).

    Принимает родителей (законных представителей) по вопросам организации воспитательного процесса.

    В рамках реализации работы с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, классный руководитель организует практикумы, тренинги по общению с детьми, развитию коммуникативных навыков, оказывают помощь семье в преодолении вредных привычек, тяги к бродяжничеству, обследует социально-бытовые условия.

    Эффективность воспитательного процесса зависит от того, в какой среде он протекает, каково отношение окружающих к дефекту.

    Для педагогически грамотного, успешного и эффективного воспитания детей с ОВЗ необходимо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания. На основе результатов диагностических исследований, проведенным психологом школы или лично классным руководителем, создавать программу педагогической коррекции, включающую в себя:

    Создание ситуации успеха;

    Пропедевтическую работу по ликвидации пробелов в поведении, обучении;

    Привлечение ребенка к коллективной деятельности;

    Помощь в реализации социальных потребностей;

    Организацию профориентационной работы с учетом интересов учащихся.

    «Дело воспитания ребенка есть дело величайшей сложности и трудности.

    Воспитывает не учитель, а все общество в целом, вся атмосфера и вся обстановка нашей культуры и быта, вся живая повседневность, в которой нет мелочей. Каждый наш поступок, который видят или слышат дети, каждое наше слово, интонация, в которой оно произносится, является капельками, падающими в тот поток, который мы называем жизнью ребенка, формированием личности». В.П. Кащенко

    План воспитательной работы

    Пояснительная записка

    Должно знать что любишь,

    а понимание настоящего невозможно

    без знания прошлого.

    Н.М.Карамзин

    Обоснование актуальности программы

    Изменения в российском обществе вызвали изменения и в социальном заказе общества к образовательным учреждениям. Образование ставит и, главное, решает задачи развития личности, превращаясь тем самым в действенный фактор развития общества. В этих условиях очевидна неотложность решения проблемы воспитания патриотизма, так как патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины. Все основы будущего гражданина закладываются в школе. Поэтому разработка новых концептуальных подходов к организации патриотического воспитания является актуальной задачей для педагога. Этим и определяется необходимость организации воспитательного процесса в классе через создание долгосрочных творческих дел, среды совместных детско-взрослых проектов, на которых сходятся учебная и вне учебная жизнь. Представленный план воспитательной работы класса ориентирован на реальную жизнь, проблемы, которые решает общество, а именно обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры; воспитание патриотов России, граждан правового, социального, демократического государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью (согласно «Национальной доктрине образования в Российской Федерации»).

    Центральное место в воспитательной системе класса занимает

    Гражданско-патриотическое воспитание:

    Духовно - нравственное воспитание;

    Трудовое воспитание:

    Культура здорового образа жизни;

    Профилактика правонарушений:

    Профориентация учащихся с ОВЗ.

      формирование гражданственности, патриотизма, трудолюбия, нравственности, формирование социально значимых ценностей,

      уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе;

      развитие познавательных интересов и потребностей.

      Воспитание положительного отношения к труду как важнейшей ценности в жизни.

      Развитие потребности в творческом труде.

      формирование правовой культуры,

      воспитание уважения к закону, к правам и законным интересам каждой личности.

      Формирование экологической культуры.

    Принципиально новым является подход к воспитанию в целостном образовательном процессе: не подготовка к жизни, а реальное включение в жизнь (т.е. социализация личности).

    Основы:

    • формирование ведущих качеств личности;
    • практическая совместная деятельность педагога, родителей и учащихся;
    • оптимальное сочетание индивидуального воспитания, воспитания в коллективе и самовоспитания;
    • неразрывную связь с воспитательными факторами среды: внешкольными воспитательными учреждениями и организациями
    • непрерывная педагогическая диагностика.

    Цели:

    Исходя из анализа актуальности, можно сформулировать цели воспитательной системы класса:

    Создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

    Воспитание личности, обладающей чувством национальной гордости и гражданской ответственности за свое будущее;

    Привитие культуры здорового образа жизни;

    Приобщение к трудовой деятельности;

    Профилактика правонарушений.

    Профориентация.

    Задачи:

    Формировать патриотические чувства и сознание граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранять и развивать чувства гордости за свою страну.

    Способствовать развитию познавательных интересов учащихся.

    Воспитывать у детей бережное отношение к родному учебному заведению, а также любовь к родному городу, стране.

    Содействовать развитию культуры общения и формированию гуманных межличностных отношений.

    Приобщать к труду.

    Тесно сотрудничать с родителями в деле воспитания и обучения детей.

    Помощь в выборе профессии.

    К данному плану воспитательной работы прилагаются 4 основные рабочие программы:

    Рабочая программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей с ОВЗ.

    Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию детей с ОВЗ.

    Рабочая программа по формированию ЗОЖ у детей с ОВЗ.

    Рабочая программа по профориентации детей с ОВЗ.

    Циклограмма работы классного руководителя

    Ежедневно

    Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия учащихся.

    Организация и контроль питания учащихся.

    Организация дежурства в классном кабинете.

    Индивидуальная работа с учащимися.

    Оформление классного журнала.

    Еженедельно

    Проверка успеваемости класса.

    Проведение мероприятий в классе (по плану).

    Работа с родителями (по плану и по ситуации).

    Работа с учителями-предметниками (в течении года).

    Встреча со школьной медсестрой по справкам о болезни учащихся.

    Ежемесячно

    Посещение уроков в своем классе.

    Консультации у школьного психолога, логопеда, дефектолога, соц.педагога.

    Встреча с родительским активом.

    Один раз в четверть

    Оформление классного журнала по итогам четверти.

    Семинар (вебинар, ШМО) классных руководителей.

    Анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция плана воспитательной работы на новую четверть.

    Проведение родительского собрания.

    Один раз в год

    Проведение открытого мероприятия (урока, кл.часа).

    Написание характеристик на каждого учащегося.

    Оформление личных дел учащихся.

    Организация и контроль трудовой практики класса.

    Анализ и составление плана работы класса.

    Сведения об учащихся класса

    Ф.И.О. учащихся

    Дата рождения

    Ф.И.О родителей

    Место работы

    образов

    телефон

    Дом.адрес

    Социальный паспорт класса

    1. Дети-сироты

    2. Семьи без матери

    3. Семьи без отца

    4. Воспитываются в приемной семье

    5 Воспитывается опекуном

    6. Группа риска:

    а) на учете в ОДН, ИДН

    б) на внутришкольном контроле

    в) необходимо поставить на внутришкольный контроль

    г) дети гр.риска

    7. Дети-инвалиды

    8. Дети, страдающие физическими недостатками

    9. Неблагополучные семьи:

    родители не оказывают должного внимания реб.

    родители не справляются с воспитанием ребенка

    родители состоят на учете в милиции

    10.Родители-инвалиды

    11. Малообеспеченные семьи

    12. Многодетные семьи (с указанием количества детей)

    Занятость учащихся во внеурочное время

    п/п Фамилия учащегося Название кружка, секции, факультатива, и время занятий

    Понедельник вторник среда четверг пятница примечание

    Органы самоуправления класса

    Староста

    Заместитель старосты

    Ответственный за дежурство по классу

    Ответственный за сохранность учебников

    Физорг. класса

    Цветовод

    Родительский комитет класса

    Основные задачи родительского комитета

    Содействие администрации школы:

    в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья обучающихся, свободного развития личности;

    в защите законных прав и интересов обучающихся;

    в организации и проведении общешкольных мероприятий.

    Организация работы с родителями (законными представителями) обучающихся по разъяснению их прав и обязанностей, значения всестороннего воспитания ребенка в семье.

    Функции Родительского комитета класса

    Содействует обеспечению оптимальных условий для организации обучения (оказывает помощь в части приобретения дидактических материалов, подготовки наглядных методических пособий).

    Координирует деятельность класса в подготовке обще школьных мероприятий.

    Проводит разъяснительную и консультативную работу среди родителей (законных представителей) обучающихся об их правах и обязанностях.

    Оказывает содействие в проведении классных мероприятий, экскурсий

    Участвует в подготовке школы к новому учебному году.

    Совместно с администрацией школы контролирует организацию качества питания обучающихся, медицинского обслуживания.

    Оказывает помощь администрации школы в организации и проведении общешкольных родительских собраний.

    Рассматривает обращения в свой адрес

    Принимает участие в организации безопасных условий осуществления образовательного процесса, соблюдения санитарно-гигиенических правил и норм.

    Взаимодействует с общественными организациями по вопросу пропаганды школьных традиций, уклада школьной жизни.

    Взаимодействует с педагогическим коллективом школы по вопросам профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних обучающихся.

    Права Родительского комитета

    Комитет имеет право:

    Вносить предложения администрации и получать информацию о результатах их рассмотрения.

    Обращаться за разъяснениями к директору школы и его заместителям.

    Принимать участие в обсуждении локальных актов школы

    Выносить общественное порицание родителям, уклоняющимся от воспитания детей в семье.

    Поощрять родителей (законных представителей) обучающихся за активную работу в Комитете, оказание помощи в проведении общешкольных мероприятий и т.д.

    Ответственность Родительского комитета класса

    Комитет отвечает за:

    Выполнение плана воспитательной работы в классе.

    Установление взаимопонимания между администрацией школы и родителями (законными представителями) обучающихся в вопросах семейного и общественного воспитания.

    Организация работы

    В состав Комитета входят представители родителей (законных представителей) обучающихся, не менее трех человек.

    Из своего состава Комитет избирает председателя (в зависимости от численного состава могут избираться заместители председателя, секретарь).

    Комитет работает по разработанным и принятым им регламенту работы и плану

    О своей работе Комитет отчитывается перед родительским собранием класса не реже двух раз в год.

    Комитет правомочен выносить решения при наличии на заседании не менее половины своего состава. Решения принимаются простым большинством голосов.

    Раздел 2.

    Характеристика классного коллектива

    В классе 9 учеников. Из них 7 мальчиков и 2 девочки. Из неполных семей 3 ученика:

    Определенные проблемы существуют с дисциплиной на перемене и уроках. Ученики плохо контролируют свое поведение на занятиях, нарушают дисциплину. Родители и законные представители этих учеников ставятся в известность, но это ситуацию не улучшает. Это приводит к тому, что и другие ученики класса могут нарушить дисциплину на уроке. У девочек хорошее поведение на уроках. Они удовлетворительно относятся к учебе, к выполнению домашних заданий, и поручениям в классе. Проблемы с поведением на переменах и уроках нет.

    Уровень мотивации к обучению у учащихся низкий.

    Раздел 3.

    План работы классного руководителя на год

    Окруж. мир

    День знаний. Торжественная линейка «Первый звонок»

    Кл.час «Что значит быть гражданином»

    Определение уровня воспитанности учащихся

    Выбор старосты класса и актива.

    Кл.час «Мир твоих увлечений»

    Презентация творческих объединений и спортивных секций.

    Культура

    Оформление классного уголка.

    Конкурс поделок из природного материала «Дары осени».

    Отечество

    «Символика Хакасии и России»

    Прослушивание гимна России

    Человек

    День здоровья. Игры, развлечения на свежем воздухе.

    Беседа о соблюдении ПДД

    Семья

    Кл.час «Наш класс. Законы жизни»

    Родительское собрание «Вместе - дружная семья.»

    Труд

    Организация дежурства в классе.

    Генеральная уборка класса.

    ОКТЯБРЬ

    Направление деятельности

    1 неделя

    2 неделя

    3 неделя

    4 неделя

    Познавательная деятельность. Развитие творческих способностей. Формирование готовности к самонаблюдению, самопознанию.

    Подготовка к осеннему балу

    Конкурс работ из природного материала.

    Кл. час «Итоги четверти. Успехи и неудачи: анализ причин»

    Духовно-нравственное воспитание, приобщение к культурным ценностям, нравственным традициям народа.

    Поздравление учителей, работающих в классе с Днем учителя.

    Кл.час «Отношение к школе и её имуществу» (Тест диагностика «Мое состояние»)

    Посещение библиотеки.

    Беседа «Кто много читает, тот много знает»

    Патриотическое воспитание. Воспитание гражданственности.

    День пожилого человека

    Кл. час «Что такое совесть»

    Культура здорового образа жизни. Охрана жизни детей.

    Кл. час «Здоровый образ жизни»

    Беседа о курении

    Профилактика правонарушений, формирование правовой культуры, воспитание уважения к закону, к правам и законным интересам каждой личности. Формирование экологической культуры.

    Индивидуальные беседы с родителями учащимися.

    Индивидуальные беседы с учащимися.

    Посещение семей трудных детей.

    Трудовая деятельность. Воспитание положительного отношения к труду как важнейшей ценности в жизни. Развитие потребности в творческом труде.

    Уборка кабинета.

    НОЯБРЬ

    Направление деятельности

    1 неделя

    2 неделя

    3 неделя

    4 неделя

    Познавательная деятельность. Развитие творческих способностей. Формирование готовности к самонаблюдению, самопознанию.

    Каникулы на тему «Я познаю мир»

    Кл.час . «Начало четверти. Организация рабочего времени дома. Как нужно вести себя на уроке»

    Духовно-нравственное воспитание, приобщение к культурным ценностям, нравственным традициям народа.

    Выставка рисунков «Моя мама лучше всех».

    Патриотическое воспитание. Формирование политической культуры, воспитание гражданственности.

    Кл час «Права и обязанности школьника»

    Беседа «Что такое конституция»

    Культура здорового образа жизни. Охрана жизни детей.

    Проведение инструктажа по ТБ.

    «Веселые старты»

    Профилактика правонарушений, формирование правовой культуры, воспитание уважения к закону, к правам и законным интересам каждой личности. Формирование экологической культуры.

    Кл. час «Один за всех и все за одного»

    Кл. час «В здоровом теле - здоровый дух» (профилактика простудных заболеваний, закаливание)

    Оформление альбома «Мои родители на работе»

    Уборка кабинета.

    Уход за комнатными растениями.

    ДЕКАБРЬ

    Направление деятельности

    1 неделя

    2 неделя

    3 неделя

    4 неделя

    Познавательная деятельность. Развитие творческих способностей. Формирование готовности к самонаблюдению, самопознанию.

    «Начало зимы»

    Беседа «Покормите птиц зимой»

    Подготовка к новогоднему празднику.

    Кл.час : «Подведение итогов II четверти и полугодия. Успехи и неудачи».

    Духовно-нравственное воспитание, приобщение к культурным ценностям, нравственным традициям народа.

    Праздник у Новогодней елки.

    Патриотическое воспитание. Воспитание гражданственности.

    Кл.час «Урок Конституции», посвященный дню конституции РФ.

    Культура здорового образа жизни. Охрана жизни детей. Спортивная эстафета

    Беседа «Школа без наркотиков».

    Профилактика правонарушений, формирование правовой культуры, воспитание уважения к закону, к правам и законным интересам каждой личности. Формирование экологической культуры.

    Кл.час «Этикет и мы! Проблема разговорной речи»

    Кл. час «Как учишься таким и получишься»

    Родительское собрание «Поведение в школе»

    Трудовая деятельность. Воспитание положительного отношения к труду как важнейшей ценности в жизни. Развитие потребности в творческом труде.

    Беседа «Помоги родителям по дому»

    Уборка кабинета.

    Уход за комнатными растениями.

    ЯНВАРЬ

    Направление деятельности

    1 неделя

    2 неделя

    3 неделя

    4 неделя

    Игра-викторина «Юные натуралисты - отвечайте!»

    Участие в конкурсе «Сздание снежных фигур»

    Духовно-нравственное воспитание, приобщение к культурным ценностям, нравственным традициям народа.

    Каникулы на тему Рождественские праздники.

    Конкурс рисунков «Волшебница зима»

    Кл.час . «Наш город»

    Культура здорового образа жизни. Охрана жизни детей.

    Кл.час «Соблюдение личной гигиены»

    Беседа «Как не заразиться гриппом»

    Профилактика правонарушений, формирование правовой культуры, воспитание уважения к закону, к правам и законным интересам каждой личности. Формирование экологической культуры.

    Операция «Занятость»

    Беседа «Что такое совесть»

    Кл. час «Твои права и обязанности»

    Беседа « Твоя ответственность за общие дела»

    Трудовая деятельность. Воспитание положительного отношения к труду как важнейшей ценности в жизни. Развитие потребности в творческом труде. Профориентационная работа.

    Кл. час «В мире профессий».

    Уборка кабинета.

    Уход за комнатными растениями.

    ФЕВРАЛЬ

    Направление деятельности

    1 неделя

    2 неделя

    3 неделя

    4 неделя

    Познавательная деятельность. Выявление и развитие природных задатков, творческих способностей. Формирование готовности к самонаблюдению, самопознанию.

    Организация и проведение месячника оборонно-массовой работы.

    Конкурс рисунков «Защитник отечества»

    Конкурс «А ну-ка мальчишки»

    Духовно-нравственное воспитание, приобщение к культурным ценностям, нравственным традициям народа.

    Изучение военных песен на уроках музыки.

    День Святого Валентина.

    Сочинение «Я горжусь своим отцом»

    Военно-патриотическое воспитание. Формирование политической культуры, философско-мировозренческая подготовка, воспитание гражданственности.

    Кл. час «Благодарная память народа ваши хранит имена».

    Кл.час « День защитника Отечества»

    Культура здорового образа жизни. Охрана жизни детей.

    Просмотр тематических видеофильмов на здоровье сберегающие темы.

    Эстафета «Папа, мама и я - спортивная семья»

    Профилактика правонарушений, формирование правовой культуры, воспитание уважения к закону, к правам и законным интересам каждой личности. Формирование экологической культуры.

    Кл. час о нормативно-правовой базе, регламентирующей поведение учащихся.

    Кл. час по экологическому воспитанию.

    Классный час «Вежливое отношение в семье»

    Совместная работа с родителями: «Сделай кормушку для птиц»

    Трудовая деятельность. Воспитание положительного отношения к труду как важнейшей ценности в жизни. Развитие потребности в творческом труде. Профориентационная работа.

    Уборка кабинета.

    Уход за комнатными растениями.

    МАРТ

    Направление деятельности

    1 неделя

    2 неделя

    3 неделя

    4 неделя

    Познавательная деятельность. Выявление и развитие природных задатков, творческих способностей. Формирование готовности к самонаблюдению, самопознанию.

    Итоговая линейка для учащихся по окончанию 3 четверти.

    Духовно-нравственное воспитание, приобщение к культурным ценностям, нравственным традициям народа.

    Кл.час «С кого можно брать пример»

    Кл. час «Посмотри, весна наступает»

    «Масленица широкая»

    Конкурс стихотворений о весне.

    Военно-патриотическое воспитание. Формирование политической культуры, воспитание гражданственности.

    Кл.час «Мой дом - моя крепость»

    Культура здорового образа жизни. Охрана жизни детей.

    «Веселые старты»

    Проведение инструктажа по ПДД и ТБ.

    Профилактика правонарушений, формирование правовой культуры, воспитание уважения к закону, к правам и законным интересам каждой личности. Формирование экологической культуры.

    Игра-викторина «Юные натуралисты - отвечайте!»

    Родительское собрание «Итоги 3 четверти»

    Трудовая деятельность. Воспитание положительного отношения к труду как важнейшей ценности в жизни. Развитие потребности в творческом труде. Профориентационная работа.

    Подготовленные рассказы детей о профессиях.

    Уборка кабинета.

    Уход за комнатными растениями.

    АПРЕЛЬ

    Направление деятельности

    1 неделя

    2 неделя

    3 неделя

    4 неделя

    Познавательная деятельность. Выявление и развитие природных задатков, творческих способностей. Формирование готовности к самонаблюдению, самопознанию.

    Конкурс рисунков «Там на другой планете»

    Кл. час ко Дню космонавтики.

    Духовно-нравственное воспитание, приобщение к культурным ценностям, нравственным традициям народа.

    Беседа «посмотри на прилетевших птиц»

    Военно-патриотическое воспитание. Формирование политической культуры, философско-мировозренческая подготовка, воспитание гражданственности.

    Экскурсия

    Кл.час «Встреча с ветеранами войн»

    Культура здорового образа жизни. Охрана жизни детей.

    Кл. час, посвященный профилактике правил пожарной безопасности.

    Профилактика правонарушений, формирование правовой культуры, воспитание уважения к закону, к правам и законным интересам каждой личности. Формирование экологической культуры.

    Трудовая деятельность. Воспитание положительного отношения к труду как важнейшей ценности в жизни. Развитие потребности в творческом труде. Профориентационная работа.

    Участие в озеленении села.

    Субботники по уборке школьной территории.

    Направление деятельности

    1 неделя

    2 неделя

    3 неделя

    4 неделя

    Познавательная деятельность. Развитие творческих способностей. Формирование готовности к самонаблюдению, самопознанию.

    Беседа по противопожарной безопасности.

    Контроль уровня воспитанности учащихся.

    Составление плана занятости на лето.

    Линейка для учащихся посвященная окончанию учебного года. Подведение итогов.

    Духовно-нравственное воспитание, приобщение к культурным ценностям, нравственным традициям народа.

    Праздник «До свидания школа, здравствуй летняя пора»

    Военно-патриотическое воспитание. Воспитание гражданственности.

    Кл. час «Вспоминаем День войны». Декада памяти ко Дню Победы.

    Культура здорового образа жизни. Охрана жизни детей.

    Весенний поход

    Поход на футб.поле

    Проведение инструктажа по ПДД и ТБ.

    Профилактика правонарушений, формирование правовой культуры, воспитание уважения к закону, к правам и законным интересам каждой личности. Формирование экологической культуры.

    Родительское собрание

    Кл. час «Проблемы экологии»

    Кл.час «Впереди летние каникулы»

    Кл.час «Нет - вредным привычкам»

    Трудовая деятельность. Воспитание положительного отношения к труду как важнейшей ценности в жизни. Развитие потребности в творческом труде.

    Субботники по уборке школьной территории.

    Уборка кабинета. Уход за цветами.

    Субботники по уборке школьной территории.

    Приложение №1

    Извлечение из конвенции о правах ребенка

    Дети имеют право жить в своей семье или с теми, кто лучше всего заботится о них.

    Дети имеют право на достаточное питание и чистую воду.

    Дети имеют право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

    Дети имеют право на медицинское обслуживание.

    Дети с ограниченными возможностями имеют право на особую заботу и специальную профессиональную подготовку.

    Дети должны иметь право разговаривать на своем языке, исповедовать свою культуру и пользоваться своей культурой.

    Дети имеют право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях.

    Дети имеют право на образование.

    Дети имеют право на защиту обо всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствие заботы или небрежного отношения.

    Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы или солдат.

    Дети имеют право свободно выражать свое мнение и встречаться со своими сверстниками для выражения своих взглядов.

    ПАМЯТКИ КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЯМ

    ПРИЛОЖЕНИЕ №2

    Щенок, воспитанный пинком,

    Не будет преданным щенком.

    Ты после грубого пинка

    Попробуй, подзови щенка.

    Где раздают щенкам пинки,

    Там воспитатели - пеньки. С. Михалков

    Думайте о своих отношениях с детьми, выстраивайте их.

    Помните, что психологическая атмосфера в детском коллективе, прежде всего, зависит от отношения к человеку, как высшей ценности.

    Умейте слушать детей.

    Не забывайте, что у детей могут быть конфликты, и что вы можете спровоцировать их своей педагогической несостоятельностью.

    Обращайте внимание в общении на особенности девочек. Они более эмоциональны, ранимы.

    Преодолевайте отрицательное отношение к некоторым ребятам.

    При общении с детьми педагог не должен забывать об эмпатии (сочувствие, сопереживание ребенку) и педагогической рефлексии (объективной оценки себя, самоконтроль).

    При работе с «трудными» подростками следует так организовывать деятельность, при которой «трудному» ребенку был бы гарантирован успех, как следствие, уважение сверстников, то есть обеспечить «ситуацию успеха».

    Помните, что преподаватель должен быть творческой личностью, «исследователем», а не простым «урокодателем», обезличенным носителем информации».

    Чаще улыбайтесь детям. Школа, лишенная оптимизма, деградирует и умирает, преподаватель, не видящий перспективы своих отношений с детьми, не верящий в их способности, не может научить их даже таблице умножения.

    Анкета по изучению семей учащихся приложение №3

    ФИО ученика _____________________________________________________________--____

    Дата рождения ______________________________________________________________

    Состояние здоровья

    Друзья (их возраст, характер взаимоотношений, их влияние) ____________________________________________________________________

    Увлечение, интересы ___________________________________________________________________

    Особенности характера __________________________________________________________________

    Чем занят в свободное время

    Участие в домашнем труде ________________________________________________________________________

    В какой помощи нуждается ребенок (что необходимо для полноценной учебы) ______________________________________________________________________

    Фамилия, имя, отчество

    Мать

    Отец

    Образование

    Профессия

    Место работы, должность

    Рабочий телефон

    Возраст, дата рождения

    Как часто бываете в школе?

    Количество детей в семье

    Жилищные условия(дом,кв,комн.)

    Материальное положение

    Помощь классу(транспорт, ремонт, беседа, экскурсия, матер. помощь)

    Домашний адрес, телефон

    Мобильный телефон

    ВМЕСТЕ С УЧАЩИМИСЯ

    Цель должна быть четко сформулирована.

    («Если ты не знаешь, куда плыть, то никакой ветер не будет попутным». Сенека).

    Желательно пригласить специалиста: психолога, социального педагога, врача-нарколога.

    Следует познакомиться с литературой по теме собрания.

    Нужно продумать подготовительный этап (до собрания предложить вопросы для обсуждения, анкету, провести классный час, родительское собрание и т. п.).

    Формы работы должны быть активными («вовлеки меня, и я пойму»): работа в группах, деловые игры и т. п.

    Продумать организацию рефлексии (сформулировать вопросы, фразы, которые нужно закончить).

    Помещение должно быть проветрено, подумайте, как удобнее разместить участников собрания, как оформить доску; приготовьте карандаши, бумагу.

    Помните, что на таком собрании нельзя говорить об успеваемости и поведении конкретных учащихся, создайте доверительную, а не обвинительную атмосферу.

    Помните, что родители обязательно должны узнать что-то хорошее о детях.

    Не забудьте поблагодарить всех участников собрания.

    Взрослым полезно услышать мнение детей, увидеть их рост, а ребятам важно, чтобы их услышали (дома могут и отмахнуться). Собрание - это общее дело. Следовательно, есть темы для совместного разговора, обсуждения.

    Вспомним японскую мудрость:

    «Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис, умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работника».

    Протокол

    родительского собрания №_____

    в ______ классе МБОУ «СОШ» от «___» _____________ 20__г.

    Повестка собрания:

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Присутствовали:__________ человек

    По теме собрания выступили:

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Решение собрания:

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Классный руководитель.

    Особенности работы учителя-предметника с учащимися специальных (коррекционных) классов VIII вида

    Ни для кого не секрет, что с каждым годом увеличивается количество детей, имеющих отклонения в умственном развитии. Работая в специальных (коррекционных) классах и проводя одновременно урок в классе, где есть ученик 8 вида, столкнулась с проблемой: как организовать учебную деятельность так, чтобы объяснить новый материал, закрепить и повторить его за 45 минут урока? Небольшой опыт работы с детьми, занимающимися по программе 8 вида, у меня был. Мне пришлось работать с учащимися, имеющими отклонения в развитии, когда в школе был открыт специальный (коррекционный) класс.

    Начиная работать, столкнулись с серьезными проблемами:

    1) Отсутствие учебно-методической и материальной базы в школе. Учебники были очень старыми х годов издания), и даже их не хватало. Образовательные программы и учебники не соответствовали друг другу.

    Но! В классе все ребята обучались по данной программе, и учитель планировал урок для одной категории детей.

    Сейчас ситуация изменилась. Есть новая программа и новые учебники. Вроде бы неплохая материальная база, но вновь проблема: необходимые методические пособия отсутствуют, недостаток методических навыков при обучении и опыта проведения уроков, когда в классе одновременно дети нормы и дети 8 вида, причем последних 1 – 2, а первых 18 – 19.

    2) Оказалось, что необходимо не только учитывать психологические, интеллектуальные особенности детей, но и скорректировать методику преподавания.

    Пришлось поработать с методической и психологической литературой (в данных источниках не встретила методики преподавания географии таким образом), поэтому пытаюсь использовать опыт работы педагогов малокомплектных школ в преподавании в классах нормы (хотя и такого опыта достаточно немного) и опыт педагогов, работающих в специальной (коррекционной) школе VIII вида по географии.

    География, являясь одной из важнейших учебных дисциплин в как в общеобразовательной, так и в специальной (коррекционной) школе VIII вида, располагает большими образовательными, коррекционно-развивающими и воспитательными возможностями. Изучение географического материала расширяет кругозор об окружающем мире у учащихся с нарушением интеллектуального развития, они получают знания о природе, населении, хозяйстве родного края, своей страны и других государств, об особенностях взаимодействия человека и природной среды, знакомятся с культурными традициями народов России и других стран.

    География, несмотря на привлекательность учебной информации, вызывает определенные трудности у школьников с интеллектуальной недостаточностью по причине большой доли абстракции изучаемого материала, значительного количества специальных терминов, отсутствием адаптированных стенных географических карт, ограниченности информации об окружающем мире у учащихся и т. п.

    Для начала познакомилась с особенностями таких детей. Для этого обратилась к изучению специальной литературы, посещала семинары в школе, вела собственные психолого-педагогические наблюдения.

    Для себя отметила, что:

    Такие дети имеют проблемы, как в интеллектуальном развитии, так и в психофизиологическом (характеризуются повышенной возбудимостью нервной системы);

    Легче воспринимают (запоминают) яркие и красочные образы;

    Неусидчивы, не могут долго концентрировать внимание (требуется частая смена деятельности и разнообразие приемов работы);

    Характеризуются слабо развитым абстрактным мышлением, лучше воспринимают материал, который опирается на практику, личный опыт;

    Имеют слабую память, особенно долгосрочную;

    Характеризуются также обедненной речью (неохотно отвечают устно);

    Опираясь на полученную информацию, определила основные направления работы:

    1. формирование на доступном уровне простейших знаний и навыков о природе и окружающем мире, основ безопасной жизнедеятельности ;

    2. формирование и развитие продуктивных видов деятельности , социального поведения, коммуникативных умений;

    3. развитие творческих умений средствами предметной и игровой деятельности

    Проанализировала различные технологии и методы преподавания, выбираю оптимальное сочетание форм и приемов на уроке, рассматриваю возможности совместного и взаимного обучения, подбираю задания, которые были бы не только интересны детям, но и позволяли бы продуктивно организовать работу на уроке, с учетом особенностей учащихся. В итоге были сформулированы основные требования, с учетом которых планирую урок:

    1. постановка чёткой цели, последовательность и завершённость этапов урока;

    2. смена видов деятельности, опора на различные анализаторы;

    3. наличие наглядности;

    4. развитие речемыслительной деятельности;

    5. чёткие законченные инструкции;

    6. опора на жизненный опыт ребенка;

    7. использование словесного поощрения.

    б) холодный материк

    в) сухой материк

    5. На Южном полюсе восходом и заходом солнца можно любоваться:

    а) два раза в год

    б) один раз в год

    в) каждый день

    6. Органический мир Антарктиды:

    в) разнообразен

    7. В Антарктиде растут:

    б) лишайники

    в) и то и другое

    8. На побережьях Антарктиды обитают:

    а) белые медведи

    в) пингвины

    9. В недрах Антарктиды обнаружены:

    а) каменный уголь

    б) цветные металлы

    в) и то и другое

    10. Средняя толщина ледникового покрова Антарктиды:

    (1-в, 2-а, 3-в, 4-в, 5-б, 6-а, 7-в, 8-в, 9-в, 10-а)

    Тема: Северная Америка

    1. Материк Северная Америка по величине:

    2. Самый крупный остров земного шара:

    3. Западное побережье Северной Америки омывает океан:

    4. Приток Миссисипи:

    5. Река с одноимённым красивейшим водопадом :

    6. Растение, приспособившееся к сухому, пустынному климату:

    7. Самое большое озеро Северной Америки:

    8. Коренное население Северной Америки:

    9. Столица США:

    10. Город Оттава является столицей:

    2. Ниагара

    3. г. Нью-Йорк

    7. Гренландия

    8. Верхнее

    9. Индейцы

    10. Миссури

    (1-4, 2-7, 3-1, 4-10, 5-2, 6-5, 7-8, 8-9, 9-3, 10-6)

    4. Таблицы и инструкции.

    В процессе преподавания географии в коррекционной школе таблицы часто применяются в форме обычных графических наглядных пособий. Такие таблицы заранее вычерчивают и демонстрируют в момент объяснения соответствующего материала в виде стенных пособий. Часто таблицы составляют на классной доске параллельно объяснению нового материала. В форме таблицы удобно также записывать выводы из объясняемого материала или конспект основного содержания урока. Построение такой таблицы диктуется самим содержанием урока. Иногда, когда требуется закрепление основных фактов, полезно давать задание домой – заполнить простые таблицы. Кроме того, таблицы можно использовать при проверке усвоения учащимися материала урока. Времени на это требуется немного. Работа заключается в следующем. Учащиеся чертят таблицу по образцу, нарисованному на доске. Первую графу таблицы учащиеся заполняют под диктовку учителя, последующие графы – самостоятельно. Естественно, возможно это лишь в том случае, если изучаемый материал уже достаточно хорошо знаком учащимся, и они имеют достаточный опыт заполнения подобных таблиц.

    *Запиши, какие океаны омывают каждый из материков

    МАТЕРИКИ

    АНТАРКТИДА

    АВСТРАЛИЯ

    СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА

    ЮЖНАЯ АМЕРИКА

    Инструкция на тему: «Реки мира».

    2. Найдите данную реку на карте.

    А) название реки;

    Б) На каком материке протекает река;

    В) исток (начало) реки;

    Г) устье (конец) реки;

    Д) найдите и запишите притоки реки;

    Е) какие крупные города расположены на этой реке.

    4*. По территории каких государств протекает данная река?

    Инструкция на тему: «Океаны».

    1. Рассмотрите физическую карту полушарий.

    2. Найдите данный океан на карте.

    3. Ответить на следующие вопросы:

    А) название океана;

    Б) берега каких материков омывают;

    В) какие основные линии (экватор, нулевой меридиан, тропики) пересекают океан;

    Г) найдите и назвать моря и заливы данного океана;

    4. * Какие проливы соединяют данный океан с другими океанами Земли.

    Инструкция на тему: «Материки».

    1. Рассмотрите физическую карту полушарий.

    2. Найдите данный материк на карте.

    3. Ответить на следующие вопросы:

    А) название материка;

    Б) в каких полушариях расположен материк;

    В) какие основные линии (экватор, нулевой меридиан, тропики) пересекают материк;

    Г) какими океанами и морями омывается данный материк;

    Д) крупнейшие острова, расположены около материка;

    Е) крупнейшие реки и озера материка.

    4. * Какие горы и равнины расположены на материке.

    5. Контурные карты.

    Работа на контурных картах – это важное экономное средство изучения и закрепления в памяти карты, развития столь необходимых в практической жизни географических, пространственных представлений.

    Работы на контурных картах корригируют пространственную ориентировку учащихся с отклонениями в развитии, их умение сравнивать, сопоставлять, делать соответствующие выводы, осуществлять отбор главных и второстепенных признаков заданного объекта или явления.

    Обычно для обозначения на контурной карте даются названия 1-2, реже 3 объектов. Нельзя перегружать урок названиями. Кроме того, объекты, изучаемые в процессе прохождения курса, наносятся на одну и ту же карту. Это делается для того, чтобы создать целостное представление о взаимном расположении объектов, что особенно важно при обучении географии детей с отклонениями в развитии. Учащиеся должны быть ознакомлены с требованиями, предъявляемыми к оформлению контурных карт: они оформляются простым карандашом, аккуратным почерком, а еще лучше – чертежным шрифтом. Что именно должно быть надписано на контурной основе, определяет учитель, руководствуясь программой.

    Из всего перечисленного чаще использую буквенные и цифровые задания, тесты и таблицы. Применяю данные задания (а также сама составляю подобные) на различных этапах урока: в начале урока для повторения материала или для определения темы урока (как загадку), при объяснении нового материала (если он не сложный и ученик готов к этому), в конце урока для закрепления пройденного и проверки усвоения материала.

    Следующим этапом стала работа над тематическим планированием. Проблема для меня как учителя заключалась в том, что одновременно на уроке приходится объяснить материал всему классу (основная школа) и ученику из вспомогательного класса. Особенности детей таковы, что необходим индивидуальный подход к учащимся, очень сложно организовать самостоятельную работу.

    6кл Темы курсов основной школы и вспомогательной, совпадают в данном классе, отличаясь количество материала и порядком их изучения. Для удобства при объяснении материала и эффективности его усвоения учащимися по возможности совмещаю темы. Поэтому ученик коррекционного класса изучает тему со всем классом, записывая все в своей тетради, а затем приступает к выполнению заданий, которые специально приготовлены для него. Это позволило сэкономить время на объяснение и повторение материала в классе.

    Например , при объяснении темы «Ориентирование на местности» весь класс изучает следующие понятия: горизонт, линия горизонта, стороны горизонта, ориентирование по местным признакам. Используется презентация на данную тему, которая помогает всем ребятам запомнить материал, особенно это касается ученика вспомогательной школы. Ребята работают, приводя примеры из своей жизни. Затем каждый выполняет свое задание (ученик 8 вида - задания на карточке, а все остальные – составляют кластер на тему « Ориентирование»), для закрепления материала. Домашнее задание так же дается всем разное, выделяя индивидуально д/з для ученика 8 вида.

    8,9 класс К сожалению, практически не нашлось таких возможностей в 8 и 9 классе, но к этому времени у ребят уже формируется навык самостоятельной работы, что значительно облегчает работу учителя. Используется наглядность рисунки, картинки, инструкции, схемы. Упор делается на фиксацию и оформление материала в тетрадях учащихся в виде схем и таблиц (заполнение схем и таблиц, которые частично заполнены). Во всех классах предлагается задание подготовить небольшие выступления (пересказы) из 5-10 предложений (которые сдаются письменно или устно после урока). В 8 и 9 классах упор на самостоятельную, выполнение заданий по алгоритму. Например, в 8 классе - описание материка (в течение нескольких уроков), в 9 классе – описание страны по плану (обращаясь за помощью к тексту учебника или приложениям).

    С появлением мультимедийной аппаратуры и внедрением ее в систему образования возникла необходимость технического переоснащения специальных (коррекционных) классов VIII вида и её применение для обучения умственно отсталых учащихся. Многие отечественные исследователи в области специальной педагогики и психологии считают, что более интенсивное внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья будет способствовать его совершенствованию

    Общеизвестно, что преподавание географии невозможно без использования наглядности, так как большинство объектов и природных явлений, изучаемых в школьном курсе, в силу их разнообразия, удаленности, больших или малых размеров и других особенностей не может наблюдаться школьниками в своей местности в естественных условиях. Это позволят учителю с помощью средств мультимедиа продемонстрировать учащимся различные процессы (сход горных лавин, землетрясение, наводнение и др.), происходящие в природе, их динамику, объяснить причины возникновения, сформировать у детей правильные представления о взаимосвязях живой и неживой природы, окружающего мира и человека. Однако в настоящее время исследования, посвященные изучению проблемы применения компьютерных технологий в процессе обучения географии детей с интеллектуальными нарушениями, отсутствуют.

    Современный рынок электронных обучающих продуктов не располагает специально созданными программами для обучения географии учащихся с нарушением интеллектуального развития, поэтому у педагогов в настоящее время появилась настоятельная потребность в разработке и использовании мультимедийных учебных пособий своими силами. Однако недостаточный уровень подготовки учителей в этом отношении, отсутствие методических рекомендаций по созданию и использованию мультимедийных учебных презентаций не позволяет реализовать желаемое.

    Используются презентации по темам и видеофильмов (использую готовые презентации в Интернете и создаю свои). Это позволяет не только сделать урок интереснее, но и при сниженной мотивации к обучению (когда у ребят плохое настроение или упадок сил) «расслабить» детей.

    Но главным подтверждением эффективности работы является: доброжелательное отношение учащихся к предмету, психологически комфортная обстановка на уроке и практически отсутствие прогулов уроков географии без уважительных причин.

    Методические пособия,книги,необходимые при работе с детьми с ОВЗ

    Пособия для 1 классов по ФГОС для педагогов,работающих с детьми с ОВЗ

    учебное пособие для общеобразовательных организаций,реализующих АООП

    Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы

    Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы

    Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные

    Учебники по программе VIII вида(интеллектуальные нарушения)

    1 класс

    6 класс

    7 класс

    Рабочие тетради на печатной основе по программе VIII вида

    Тетради по математике для самостоятельной работы:

    Технология.Швейное дело. Г.Б.Картушина Г.Г.Мозговая

    История Отечества 7 класс

    Справочник по математике (геометрия)

    Математика, М.Н.Перова 9 класс: учеб. для специальных (коррек.) образоват. учреждений VIII вида /

    Математика, В.В.Эк 8 класс: учеб. для специальных (коррек.) образоват. учреждений VIII вида /

    Алышева Т. В. А59 Математика. 7 класс: учеб. для специальных (коррек.) образоват. учреждений VIII вида /

    С.В.Фадеева Рабочая тетрадь по математике: для учащихся 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений / С.В. Фадеева. — М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014. — 79 с. : ил.

    Математика, М.Н.Перова Г.М.Капустина 5 класс: учеб. для специальных (коррек.) образоват. учреждений VIII вида /

    Рабочая тетрадь по математике М.Н.Перова 5 класс для специальных (коррек.) образоват. учреждений VIII вида

    Мир природы и человека 3 класс,1 часть Н.Б.Матвеева,И.А.Ярочкина

    Мир природы и человека 3 класс,2 часть Н.Б.Матвеева,И.А.Ярочкина

    Н.Б.Матвеева,М.А. Попова Мир природы и человека.Рабочая тетрадь, 4 класс

    Мир природы и человека 2 класс,1 часть Н.Б.Матвеева,И.А.Ярочкина, М.А.Попова

    Мир природы и человека 2 класс С.В.Кудрина

    Рашель Давыдовна ТРИГЕР, Елена Викторовна ВЛАДИМИРОВА дидактический материал по русскому языку для детей с задержкой психического развития


    Название: Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей
    Издательство: Москва, Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС
    Год: 2008г.
    Размер: 8Mb

    Логопсихология

    Лауткина С.В.
    Издательство УО «ВГУ им. П. М. Машерова»
    Год: 2007
    Формат: doc
    Размер: 1,63 мб

    Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития

    В данном пособии раскрываются особенности воспитательного процесса построенного на основе современных достижений специальной педагогики

    и психологии в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида.

    О детях с отклонениями в развитии

    Власова Т.А., Певзнер М.С.
    Издательство: Просвещение
    Год: 1973
    Страниц: 157
    Формат: DOC

    Система коррекционного воздействия при моторной алалии

    Г.Ф. Кумарина, М.Э. Вайнер, Ю.Н. Вьюнкова
    Издательство: ИЦ "Академия"
    Год: 2003
    В пособии раскрыты теоретические, психолого-педагогические и диагностические аспекты коррекционной педагогики - новой ветви научного педагогического знания, призванной помочь педагогам в решении задач профилактики и коррекции адаптационных нарушений, возникающих у детей в процессе их школьного обучения. Может быть полезна также студентам высших педагогических учебных заведений, а также учителям коррекционно-развивающего образования в начальной школе, слушателям ИПК и переподготовки педагогических работников.

    Подсказки учителю в коррекционной работе с младшими школьниками

    Название: Подсказки учителю в коррекционной работе с младшими школьниками
    Автор/составитель: Строганова Л.В
    Издательство: Педагогическое общество России
    В этом пособии учитель и родитель получат ответы на конкретные вопросы, каковы возможные причины отклонений, каковы характерологические особенности таких детей и какие выбрать направления коррекционной работы.

    Стимульный материал предназначен для логопедов, воспитателей, методистов дошкольных учреждений, а также родителей детей преддошкольного и младшего дошкольного возраста.
    Иллюстрированная методика логопедического обследования

    Учебно-методическое пособие для логопедов, студентов дефекторлогических факультетов. В данном пособии даны методические рекомендации по обследованию импрессивной и экспрессивной речи. Дан наглядный материал по обследованию связной речи, словарного запаса, грамматического строя речи, слоговой структуры, звукопроизносительной стороны речи. Даны речевые карты и возможные варианты логопедических заключений.

    h Е.В. Мазанова Альбом упражнений по коррекции аграмматической дисграфии

    Логопедическая работа в коррекционных классах
    В книге дана характеристика речевых расстройств у умственно отсталых дошкольников, освещена методика коррекции нарушений звукопроизношения, лексико-грамматической стороны речи, чтения и письма, а также приведены конспекты логопедических занятий.
    Автор: Лалаева Р.И.
    Издательство: ВЛАДОС
    Книги по коррекции дисграфии и дислексии

    В пособиях раскрываются особенности нарушений чтения и письма у детей с нормальным интеллектом и различными видами аномалий (нарушениями интеллекта, зрения и слуха), приводится методика устранения наиболее распространенных видов нарушения чтения и письма, а также материал для коррекционной работы.
    1. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. 2. Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы. 3. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. 4. Выявление дизорфографии у младших школьников
    Автор: Лалаева Р.И.
    Издательство: Просвещение, Феникс, СПбГУПМ
    Учимся говорить правильно. Домашний логопед
    Год выпуска: 2009
    Интерфейс: Русский
    Лекарство: Не требуется
    Размер архива: 200,66 мб
    Неречевые звуки (знакомство со звуками предметного мира: музыкальные инструменты, транспорт, бытовые приборы и др., знакомство со звуками мира природы: звуки в лесу в разные времена года и др.)
    Звукоподражание (знакомство со звуками животного мира, разнообразием человеческих голосов)
    Речевые звуки (развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка)
    Развитие связной речи (обучение построению связной речи от словосочетания до текста)

    Минимальные системные требования:
    Pentium III и выше, RAM 256 Мб,
    Windows XP (SP2) / Vista / Seven,
    Разрешение монитора: 1024 х 768, или 1152х648 для широких экранов дисплеев,
    CD-дисковод или эмулятор,
    Плеер WMP или аналогичный.
    Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практическое пособие

    Описание:
    В пособии освещается система коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи. Охарактеризованы основные проявления недоразвития речи детей дошкольного возраста и их психологические особенности; изложены приемы формирования звуковой стороны речи, лексики, грамматического строя, связной речи; отражена специфика коррекционно-воспитательного процесса. Методические положения иллюстрированы конспектами логопедических занятий. Пособие включает тематическое планирование, недельное распределение логопедических и воспитательных занятий по периодам обучения, а также рекомендации по использованию лексического материала.
    Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина
    Издательство: Айрис-Пресс
    Волковская Т. Н "Иллюстрированная методика логопедического обследования" М 2009 скачать бесплатно
    Красочное пособие по логопедическому обследованию с инструкцией и методическими рекомендациями. Приложение: возможные варианты логопедических заключений и речевая карта.
    Размер: 15.92Mb
    Картотека упражнений для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп
    Нищева Н. В.
    Издательство: Детство-Пресс
    В пособии представлены упражнения для автоматизации и дифференциации тех звуков, произношение которых вызывает наибольшие трудности у детей.
    Адресовано учителям-логопедам детских дошкольных образовательных учреждений и школьных логопедических пунктов, воспитателям детских садов, родителям детей, имеющих проблемы речевого развития.
    Воронкова В.В. (ред.) Программы специальных (коррекционных) ОУ VIII вида 5-9 классы. Сборник 1
    М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 224 стр.
    Сборник 1 включает в себя программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы по следующим предметам: русский (родной) язык, математика, природоведение, биология, география, история, обществоведение, социально-бытовая ориентировка, музыка, изобразительное искусство, физическая культура.
    Программы учитывают особенности познавательной деятельности умственно-отсталых детей. Они направлены на разностороннее развитие личности учащихся, способствуют их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Содержание обучения по всем программам носит практическую направленность и способствует социальной адаптации учащихся.

    Воронкова В.В. (ред.) Программы специальных (коррекционных) ОУ VIII вида 5-9 классы. Сборник 2

    М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 стр.
    Сборник 2 включает в себя программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы по профессионально-трудовому обучению: столярное, слесарное, швейное дело, сельско-хозяйственный труд, переплетно-картонажное дело, подготовка младшего обслуживающего персонала, цветоводство и декоративное садоводство.
    Программы данного сборника содержат учебный материал для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида (первый этап). Второй этап предполагает обучение в ПТУ или в учебно-производственном отделении учебно-воспитательного комплекса для детей с нарушениями интеллектуального развития.
    Последний этап соответствует 1-2 ступени профессиональной квалификации лиц с нормальным интеллектом. Сборник включает программы по столярному, слесарному, швейному, скорняжному, переплётно-картонажному, штукатурно-малярному делу, сельскохозяйственному труду, подготовке младшего обслуживающего персонала, цветоводству и декоративному садоводству. По построению и объёму учебного материала программы являются базовыми. Исходя из местных условий обучения и трудоустройства выпускников, школа выбирает соответствующие виды труда, уточняет содержание базовых программ (некоторые темы могут опускаться) или по их образцу разрабатывает новые для других видов труда.

    Иллюстрированная методика логопедического обследования

    Автор:Волковская Т.Н.
    Издательство "Коррекционная педагогика", Москва
    Учебно-методическое пособие для логопедов, студентов дефекторлогических факультетов. В данном пособии даны методические рекомендации по обследованию импрессивной и экспрессивной речи. Дан наглядный материал по обследованию связной речи, словарного запаса, граммотического строя речи, слоговой структуры, звукопроизносительной стороны речи. Даны речевые карты и возможные варианты логопедических заключений.
    В книге представлена система дидактических игр и упражнений, направленных на коррекцию имеющихся у умственно отсталых дошкольников нарушений в интеллектуальном развитии.
    Она предназначена учителям-дефектологам и воспитателям специальных
    дошкольных учреждений, а также родителям. Может быть использована студентами дефектологических факультетов педагогических институтов.
    Эта книга адресована учителям специализированных школ, дефектологам, логопедам, студентам высших и средних учебных заведений, преподавателям, а также родителям детей с аномалиями развития, поскольку она позволяет больше узнать о предмете и эффективнее воздействовать на ребенка в процессе воспитания и развития. Книга дает общее представление о дефектологии как науке, рассматривает ее основные направления, содержание, задачи, методы и принципы.

    В учебнике рассматриваются вопросы организации и содержания работы психолого-медико-педагогических консультаций (ПМПК). Главное внимание уделено комплектованию специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с нарушениями интеллекта.
    Предназначен студентам дефектологических факультетов педвузов, может быть интересен педагогам дошкольных и школьных учреждений, а также членам ПМПК.
    2-е издание (1-е издание вышло в 1988 г. под названием «Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения») дополнено материалом, отражающим изменения в системе комплектования специальных учреждений в России.

    Предлагаемый материал для различного рода занятий по развитию устной и письменной речи учащихся поможет им увидеть предложение и текст, правильно их прочесть, лучше разобраться в содержании, развить умения работать с книгой, самостоятельно разбираться в заданиях, выработать орфографическую зоркость, развить внимание, мышление.

    Если родители сами поняли или врачи и другие специалисты установили, что ребенок имеет особенности в развитии, нужно как можно раньше найти подходящее учебное заведение. И чем раньше вы найдете то, которое подходит именно вашему ребенку с его индивидуальными особенностями, тем выше шансы его реабилитации, социальной адаптации, психологической коррекции и преодоления трудностей, связанных со здоровьем.

    Материалы по теме:

    Детский сад плюс начальная школа

    Существуют так называемыеначальные школы-детские сады компенсирующего вида, где малыши, имеющие особенности в развитии, сначала просто находятся в саду и социально адаптируются в обществе других малышей, а потом пребывание в садике плавно переходит к обучению в начальной школе. Потом, в зависимости о того, как ребенок справляется с программой, он поступает в 1-й или сразу во 2-й класс коррекционной школы.

    Особенности в развитии слишком разные

    Особенностей в развитии так много и они такие непохожие, что «особые дети» подчас не вписываются в «трафарет» того или иного диагноза. И главная проблема их обучения состоит как раз в том, что все ребятишки абсолютно разные и непохожие, и каждый - со своими странностями и проблемами здоровья. И все же специалисты установили основные проблемы в развитии или диагнозы, которые обозначаются такими аббревиатурами:

    ДЦП - детский церебральный паралич;

    ЗПР - задержка психического развития;

    ЗРР - задержка речевого развития;

    ММД - минимальная мозговая дисфункция;

    ОДА - опорно-двигательный аппарат;

    ОНР - общее недоразвитие речи;

    РДА - ранний детский аутизм;

    СДВГ - синдром дефицита внимания с гиперактивностью;

    ОВЗ - ограниченные возможности здоровья.

    Как видите, из всего вышеперечисленного здесь разве что ДЦП, ММД и проблемы с опорно-двигательным аппаратом являются конкретными медицинскими диагнозами. В остальном же названия детских особенностей, странностей и проблем весьма и весьма условны. Что значит «общее недоразвитие речи»? И чем оно отличается от «задержки речевого развития»? И это «задержка» относительно чего - относительно какого возраста и уровня интеллекта? Что касается «раннего детского аутизма», то этот диагноз ставят настолько непохожим в поведенческих проявлениях детям, что, похоже, наши отечественные специалисты сами не сходятся во взглядах на аутизм, поскольку еще недостаточно хорошо изучили это заболевание. А уж «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» сегодня ставят едва ли не каждому второму непоседливому ребенку! Поэтому, прежде чем согласиться с тем, что вашему чаду припишут тот или иной диагноз, покажите его не одному, а как минимум десятку специалистов и добейтесь от них внятных аргументов и четких медицинских показаний, по которым ребенку будет присвоен диагноз. Такой диагноз как слепота или глухота очевиден. А вот когда шаловливому ребенку, доставляющему воспитателям и учителям больше хлопот, чем остальные дети, спешат присвоить «диагноз», лишь бы избавиться от него, переведя в детский сад или школу для «детей с особенностями», то тут за свое чадо можно и побороться. Ведь приклеенный с детства ярлык может основательно подпортить ребенку жизнь.

    Специальные (коррекционные) школы I , II , III , IV , V , VI , VII и VIII видов. Каких детей в них обучают?

    В специальных (коррекционных) общеобразовательных школах I вида обучаются дети-инвалиды по слуху, слабослышащие и глухие. В школах II вида учатся глухонемые дети. Школы III-IV вида предназначены для слепых и слабовидящих детей. Школы V вида принимают в свои стены учеников с нарушениями речи, в частности заикающихся детей. Школы VI вида созданы для детей, имеющих проблемы в физическом и психическом развитии. Порой такие школы функционируют при неврологических и психиатрических больницах. Основной их контингент - дети с разными формами детского церебрального паралича (ДЦП), спинномозговыми и черепно-мозговыми травмами. Школы VII вида для детей с СДВГ и ЗПР. Школы VII вида занимаются коррекция дислексии у детей. Алексия - это отсутствие речи и полная неспособность к усвоению речи, а дислексия - это частичное специфическое расстройство овладения чтением, обусловленное нарушением высших психических функций. И, наконец, в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида обучают умственно отсталых детей, главная цель этих учебных учреждений - научить детей читать, считать и писать и ориентироваться в социально-бытовых условиях. При школах VIII вида имеются столярные, слесарные, швейные или переплетные мастерские, где ученики в стенах школы получают профессию, позволяющую заработать на хлеб. Путь к высшему образованию для них закрыт, по окончании школы они получаю лишь справку о том, что прослушали программу десятилетки.

    Коррекционная школа: стремиться в нее или ее избегать?

    Этот сложный вопрос решать вам. Как мы знаем, и ДЦП имеет столь разные и непохожие формы - от глубокой умственной отсталости, при которой врачи выносят вердикт: «необучаем» - до совершенно сохранного интеллекта. У ребенка с ДЦП может страдать опорно-двигательная система и при этом быть совершенно светлой и умной голова!

    Учитывая все индивидуальные особенности ребенка, прежде чем выбрать ему школу, сто раз посоветуйтесь с врачами, дефектологами, логопедами, психиатрами и родителями особых детей, у которых больше опыта в силу того, что их дети старше.

    Скажем, обязательно ли ребенку с сильным заиканием находиться в среде таких же как он? Пойдет ли ему такое окружение на пользу? Не лучше ли пойти по пути инклюзивного образования, когда дети с диагнозами погружаются в среду здоровых сверстников? Ведь в одном случае коррекционная школа может помочь, а в другом… навредить. Ведь каждый случай настолько индивидуален! Вспомните первые кадры фильма Тарковского «Зеркало». «Я могу говорить!» - произносит подросток после сеанса гипноза, навсегда освобождаясь от угнетавшего его долгие годы сильного заикания. Гениальный режиссер таким образом показывает нам: в жизни случаются чудеса. И тот, на ком педагоги и медики ставили крест, порой может удивить мир незаурядным талантом или как минимум стать социально адаптированным членом общества. Никаким не особым, а обычным человеком.

    Посетите школу лично!

    Судить о способностях вашего ребенка будут прежде всего врачи. Они-то и направят его на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Посоветуйтесь с членами комиссии, какая школа вашего округа лучше других подойдет вашему ребенку, позволит раскрыться его способностям, скорректировать его проблемы и недостатки. Обратитесь в окружной ресурсный центр по развитию инклюзивного образования: может, там помогут советом? Для начала обзвоните по телефону имеющиеся в вашем округе школы. Пообщайтесь на форумах с родителями детей, которые уже учатся. Довольны ли они образованием и отношением учителей? А лучше, конечно, лично познакомиться с директором школы, учителями и обязательно - с будущими одноклассниками! Вы должны знать, в каком окружении будет находиться ваш ребенок. Можно зайти на сайты школ, но там вы получите лишь минимум формальных сведений: в интернете можно изобразить красивую картинку, но будет ли она соответствовать действительности? Истинное представление о школе даст только ее посещение. Переступив порог здания, вы сразу поймете, есть ли здесь чистота, порядок, дисциплина, а главное - трепетное отношение педагогов к особым детям. Все это вы почувствуете прямо при входе!

    Надомное обучение - как вариант

    Некоторым детям врачи предлагают надомное обучение. Но этот вариант годится опять же не для всех. Некоторые психологи вообще категорически против надомного обучения, потому что для детей с особенностями в развитии нет ничего ужаснее изоляции от общества. А надомное обучение - это и есть изоляция от сверстников. Тогда как общение с ними может благотворно сказаться на умственном и эмоциональном развитии ребенка. Даже в обычных школах педагоги говорят о великой силе коллектива!

    Обратите внимание на то, что школ, например, VIII вида в каждом округе существует несколько, и даже есть выбор, а вот школы для слепых или глухих детей есть не в каждом округе. Что ж, придется далеко ездить, возить или… снимать квартиру там, где есть нужная вашему ребенку школа. Многие иногородние приезжают в Москву исключительно ради обучения и реабилитации своих особых детей, потому что в провинции коррекционное образование по большому счету попросту отсутствует. Так вот приезжим безразлично, в каком округе снимать жилье, поэтому сначала они находят подходящую для ребенка школу, а потом уже снимают квартиру поблизости. Может быть также поступить и вам в интересах собственного ребенка?

    Согласно Конституции РФ все равны

    Знайте, что согласно Конституции РФ и закону об образовании каждый имеет право на обучение, независимо от диагноза. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (статьи 7 и 43 Конституции РФ). Положения Конституции РФ разъясняются в Федеральном законе от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании», в соответствии с п.3 ст.2 которого одним из принципов государственной политики в области образования является общедоступность образования , а также адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся .

    Итак, для зачисления ребенка в первый класс Вы должны представить в общеобразовательное учреждение заявление о приеме, свидетельство о рождении, медицинскую карту по форме 0-26/У-2000, утвержденную приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.07.2000 № 241, справку о регистрации ребенка (форма № 9). У родителей есть право не сообщать диагноз ребенка при приеме его в образовательное учреждение (ст. 8 Закон РФ от 02.07.1992 N 3185-1 (ред. от 03.07.2016) "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017), а администрация школы не имеет права получать эту информацию ни от кого, кроме родителя (законного представителя) ребенка.

    И если вы считаете, что права вашего ребенка ущемляют, приписывая ему ложный диагноз (ведь неугодных во все времена упрятывали в психиатрические клиники), смело вступайте в борьбу! Закон на вашей стороне. Помните, кроме вас защитить права вашего ребенка некому.

    В процессе коррекционной работы с младшими школьниками необходимо сделать акцент на развитие межфразовых связей, на умение озаглавливать тексты. Этому способствуют такие типы заданий как составление рассказа по картинке, пересказ текстов различной стилевой принадлежности и другие типы заданий, представленные в данной работе. Стараться развивать не ситуативную речь, а контекстную, стремится, чтобы младшие школьники переходили от ситуативной речи к контекстной (описание картинки, составление рассказа по серии сюжетных картинок, задания на пересказы увиденного (фильмы, поездки)).

    В процессе коррекционной работы с детьми среднего школьного возраста учителям следует обращать внимание на формирование целостности в порождение текста. В этом случае акцент в заданиях по развитию речи нужно сделать на работе по разворачиванию заданной семантической программы в завершённое речевое произведение и, наоборот, по компрессированию целостного текста, сведению его к формуле, выражающей замысел. Этому способствуют задания, связанные с перекодировками (большой текст в маленький), задания на редактирование текста (составление текста на данную тему).

    Так же в процессе работы с необходимо серией заданий способствовать развитию вербального мышления, вырабатывать оценочно-аналитические элементы в спонтанной речи. Здесь могут быть использованы задания, провоцирующие на размышление, требующие высказывания собственного мнения.

    На протяжении всех лет обучения можно рекомендовать проводить с детьми следующие виды работ: формирование мотивов общения, которые являются необходимым условием развития связной речи умственно отсталых детей. В процессе коррекционного воздействия рекомендуется создавать такие ситуации, которые актуализировали бы потребность в речевых высказываниях. Обогащение словарного запаса, работа над уточнением значения слова должна быть тесно связана с уточнением имеющихся у ребёнка представлений об окружающих предметах и явлениях.

    В процессе развития грамматического строя речи у умственно отсталых школьников необходимо учитывать структуру речевого дефекта, несформированность грамматических знаний.

    В процессе развития связной речи большое внимание следует уделять формированию внутреннего программирования связных высказываний с постепенным их углублением и расширением.

    Развитие связной речи у умственно отсталых детей должно быть теснейшим образом связано с развитием анализа, синтеза, сравнения, обобщения, особенно при обработке операций внутреннего программирования.

    Основная задача коррекционного обучения умственно отсталых детей-научить их связанно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли. Это имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств.

    Эффективность коррекционного воздействия зависит от того, насколько точно будут соблюдаться условия систематичности проведения занятий, распределение упражнений в порядке нарастающей сложности, соотнесённость заданий цели занятия, чередование и вариативность упражнений.

    Выявленные особенности речевого мышления умственно отсталых подростков 10-11 летнего возраста свидетельствуют о необходимости разработки рекомендаций для практической деятельности логопедов и педагогов коррекционных общеобразовательных школ VIII вида.

    Широко распространенный в практике обучения метод формирования описательно-повествовательной речи направлен преимущественно на развитие связного изложения через усвоение образцов связной речи путем «прилаживания», интуитивного «схватывания» отдельных закономерностей построения связного сообщения. Такой путь обучения малоэффективен для обучения связной речи умственно отсталых школьников: связная речь, усвоенная через неосознанный перенос по аналогии, изобилует ошибками как в последовательности передачи мысли, т.е. смысловыми, так и в оформлении мысли средствами языка, т.е. речевыми. Данные настоящего исследования также выявили низкий уровень связной речи у умственно отсталых детей.

    По мнению Н.И. Жинкина, именно знание психологического механизма речи поможет разработать адекватную методику формирования связной контекстной речи, центром которой должна стать работа над ее смысловой, семантической стороной.

    Намечая общий контур специальных речевых мероприятий, Н.И. Жинкин критикует широко применяемый в логопедической практике путь отраженного, механического заучивания образца, поскольку, «выученные с голоса словесные связи уже не являются смысловыми связями». Признаком смысловой связи автор считает «самостоятельность ее составления на основе переработки полученной информации» (48).