• Как разгонять облака? Чем разгоняют дождевые облака. Технология создания благоприятной погоды ("разгон облаков"). Справка Чем разгоняют градовые тучи

    Многие люди интересуются разгоном туч. И действительно, очень занятная тема. Как их разгоняют? Сколько денег уходит на это? Вообще, стоит отметить, что приходится действительно очень много тратить. Данное удовольствие сейчас очень дорого стоит. Так, один из последних праздников обошелся правительству России в 430 тысяч рублей. Это очень большая сумма. Многие считают это пустой тратой денег. Но интересно все равно. Как разгонять облака?

    На какие праздники разгоняют тучи?

    Давайте разберемся, На какие праздники это делают? И чем разгоняют дождевые облака? Вообще, основные даты такие: 9 мая, 12 июля и в первую субботу сентября. Это В четыре часа утра поднимается самолет. Его цель очень проста - разведать нынешнюю обстановку. Если есть угроза дождя, то поднимаются самолеты с реагентами. Есть еще специальные генераторы мелкодисперсных частиц. К ним подключаются баллоны с реагентами. После этого под высоким давлением они рассеиваются. Как следствие, выпадают осадки.

    Когда начали разгонять облака?

    Первые попытки начались через небольшое время после Второй мировой войны. В этой области все передовые разработки достались американцам. Они предложили использовать два вещества - и для этих целей. В Советском Союзе начали это делать где-то в начале 60-х годов. То есть достаточно поздно.

    Ничего сложного в процессе нет. Но данный процесс называется немного не так. Все-таки это не разгон облаков. На самом деле тучи проливаются дождем и просто пропадают. Чтобы разогнать тучи в классическом понимании этого термина, нужно уметь создавать очень сильный ветер. К сожалению, этого еще не научились делать. Кстати, было бы хорошо. Ведь можно неплохо сэкономить в этом случае. Но пока используются совсем другие методики разгона облаков.

    Также могут это делать с помощью специальных самораскрывающихся контейнеров. Технология более дешевая, но есть риск того, что они не раскроются самостоятельно и упадут на землю. А они далеко не легкие. Следовательно, привести это может даже к травмам. Хотя данные аргументы не настолько критичны в силу того, что часто приходится разгонять облака над безлюдными участками страны. Но вот если придется делать это над каким-то селом, то нужно быть поосторожнее.

    Когда пригодилось умение разгонять облака на практике?

    Умение разгонять облака на практике понадобилось после Чернобыльской катастрофы. Дожди были очень опасными в то время. Поэтому нужно было уметь создавать осадки прямо в зоне отчуждения и ни в коем случае не допускать их в других участках планеты. Это была очень ответственная задача. Вот тогда была действительно практичная польза от рассеивания облаков. А вот сейчас особого толку нет, если честно. Хотя кто-то из людей может считать иначе. Все-таки хорошая погода - залог прекрасного настроения.

    Какие реагенты используются?

    А теперь более детально разберем, как разгонять облака. Какие же реагенты используются, чтобы воплотить данную задачу в жизнь?

    1. Жидкий азот.
    2. Сухой лед.
    3. Гранулированная углекислота.
    4. Специальный цемент. Данный материал также вызывает сомнения касаемо экологичности.
    5. Йодид серебра. Он используется в совсем безнадежных случаях.

    Как видим, для реализации данной задачи используется достаточно большое количество реагентов. Все зависит от того, какой облачный слой нужно рассеять. Также влияет на то, какой материал используют, тип облака. Далеко не каждую тучу можно развеять, как оказывается. Так что науке есть еще куда расти. Впрочем, технология использования такого вещества, как йодид серебра, достаточно нова.

    Аргументы за разгон туч

    Естественно, есть свои защитники и противники разгона туч. И ничего странного здесь нет. Данная процедура действительно неоднозначная. Для объективности нужно рассмотреть аргументы как той, так и другой стороны. А вы уж сами решите. Итак, тучи нужно разгонять, потому что:

    • Хорошая погода улучшает настроение. И это не голословные заявления. Действительно, под воздействием световых, а тем более солнечных лучей, повышается уровень серотонина в крови у человека. Его называют "гормоном счастья". Следовательно, усиливается ощущение праздника.
    • Никакие мероприятия, в которые были вложены деньги, не сорвутся. Особенно это актуально как аргумент против сторонников мнения, что стоимость разгона очень высокая. Вообще, праздники стоят немалых денег. Есть ли тогда вообще смысл их проводить?
    • Показывается технологический уровень страны. Это больше касается внешней политики. Хотя данный аргумент достаточно сомнительный. Но поскольку некоторые люди его используют, его есть смысл привести здесь.

    Причин достаточно немного. Действительно, они достаточно весомые для некоторых людей. Особенно если проводятся какие-то мероприятия под открытым небом.

    Аргументы против разгона туч

    Есть же и аргументы людей, которым не важно, как разгонять облака, если это так дорого. Для них просто знания суммы, которую придется тратить на это, хватает. При этом есть и более лояльные люди, которые все равно против. Но при этом не настолько категорично. Какие же аргументы они имеют?

    1. Стоимость не оправдывает результатов. Здесь все предельно просто. Те деньги, которые тратятся на проведение таких работ, можно использовать в более конструктивном направлении. Например, можно реализовать строительство новых парковок или транспортных развязок. Это более конструктивные элементы. Или же, например, можно улучшить канализацию и систему стока дождевой воды. Сейчас активно идет глобальное потепление. Поэтому осадки стали более масштабными. Скоро городская канализация не будет выдерживать такого напряжения. Но вот людям хочется ясного неба. В общем, спорное решение. Все-таки вопрос "сколько стоит разогнать облака" стоит на первом месте.
    2. Проблемы с экологией. Некоторые люди считают, что реагенты не экологичные. Конечно, это вопрос спорный. Многие исследователи говорят, что ничего страшного в этом нет. Но вот порой из-за разгона туч страдают хозяйства. Многие жители сел жалуются, что когда проводят эти работы, им как раз нужен дождь. А тучи до полей так и не доходят, пролившись над городом. Все должно идти своим чередом в природе. Сейчас неизвестно точно, к чему может привести выпадение локально настолько сильных осадков. То же самое касается воздействия этих реагентов на людей. Ведь раньше считали ртуть и радиацию безопасными. Но вот потом данные тезисы были опровергнуты.

    В общем, аргументы не менее весомые, чем у сторонников. Мы разобрались в том, как разгонять облака. Оказывается, что ничего очень сложного в этом нет. Если у вас есть деньги, вы точно так же можете сделать. Ведь вы теперь тоже знаете, как разгоняют облака. Над Москвой приходится делать это достаточно часто, особенно пасмурной дождливой осенью.

    Ранним утром 8 мая на аэродроме Чкаловский в Московской области царило оживление. К полёту подготваливали борты, которые должны были обеспечить безоблачное небо в день проведения Парада Победы. Я раньше понятия не имел как это делается, поэтому решил пожертвовать сном и поехал смотреть.

    Сотрудники пресс-службы ВВС РФ и небольшая группа журналистов: выдвигаемся к площадкам, где стоят самолёты, которые будут осуществлять метеорологический контроль и при необходимости выбрасывать реагенты для ликвидации облачности.

    Всего в работе по обеспечению благоприятных метеоусловий участвует до 10 транспортных самолётов Ан-12 и Ан-26.

    Пока ждем начала движухи, отправился лазить по самолёту.

    Вход в кабину. Юмор экипажа.

    Ан-12 первый раз взлетел в 1957 году. Производился серийно до 1973 года. Так что тут всё «олдскульное», никаких модных ЖК экранов.

    Кабина штурмана. Наверно, тут самый лучший обзор. Давно мечтаю поснимать из такой кабины в полёте…

    Место КВС.

    Приборная панель высокая, из за неё мало чего видно даже человеку высокого роста. В прочем, для этого есть штурман.

    Место бортинженера?

    Угадайте, что это.

    Кислородные баллоны: самолёт взлетает на высоту до 9000 метров, некоторые реагенты выбрасываются через открытый люк, при этом экипаж использует кислородные маски.

    Бывшая кабина стрелка. Ан-12 изначально военный транспортный самолёт.

    Кабина штурмана.

    Кабина Ан-26.

    Наконец началось движение: к одному из самолётов подъехал грузовичок и от туда начали что-то выгружать.

    Это были баллоны с жидким азотом, одним из используемых при разгоне облаков реагентов.

    Баллон подключают к «генератору мелкодисперсионных частиц льда». Наружу борта выведена трубка-распылитель. Под давлением через нее выбрасывается струя глубоко охлажденного воздуха, температурой -90°C, влага из которой состоит облако при этом кристализуется и выпадает в виде осадков.

    Следом загружают коробки с цементным порошком. Их выбрасывают с большой высоты вручную над областью кучевых облаков вертикального развития.

    При падении такая коробка раскрывается и содержащийся в них цемент рассыпаясь выполняет две функции: во-первых создает силу, обратную восходящим потокам воздуха, за счёт которой такие облака развиваются вверх, во-вторых частицы этого порошка собирают влагу, тяжелеют и увлекают за собой капли воды, вызывая осадки и разрушая таким образом облако.

    Этот метод используется не только против «высоких» кучевых облаков, но и против так называемых теплых: жидкий азот неэфективен при температуре окружающей среды выше -0,5°С.

    Облака можно не только заставить пролиться дождём. Если переборщить с реагентами, они будут держаться дольше обычного. Иногда так поступают, если есть риск того, что при разгоне осадки случатся как раз там где не надо, но больше вероятности того, что ветер умчит перенасыщенные реагентами облака подальше от «охраняемой» территории.

    После загрузки приехали заправщики.

    Самолёты могут находиться в воздухе до 9 часов.

    Погода осадков не предвещала, но несколько самолётов-разведчеков всё равно должны были находиться в воздухе 9 мая, что бы до праздничного салюта исключить даже малейшую вероятность осадков.

    Тучи над Москвой в случае необходимости разгоняют до 12 самолетов Военно-воздушных сил (ВВС) РФ, оснащенных специальной аппаратурой по воздействию на облака. Для выполнения этих работ, совместно с Агентством атмосферных технологий Росгидромета, подобраны лучшие экипажи на самолетах Ан-12, Ан-26, Ан-28, Ан-32, Ил-18 и Су-30,имеющие опыт выполнения работ по воздействию на облака.
    В их отсеках размещены системы, включающие в свой состав "сосуды Дюара" для перевозки и распыления жидкого азота. С внешней стороны, в хвостовой части, на некоторых самолетах установлены специальные устройства, предназначенные для отстрела патронов, содержащих соединение серебра.
    Работы выполняютcя с аэродрома Чкаловский и в окрестностях столицы сбрасываются около 280 тонн экологически безопасных реагентов.
    Задача операторов воздействия – попасть в самый центр облака, чтобы реагенты вобрали в себя максимальное количество влаги и таким образом спровоцировали дождь в запланированной зоне. Тучи обрабатывают не над Москвой, а вокруг нее, в радиусе 300 километров. Получается, что над столицей возникает своеобразный “зонтик”. Эффективность разгона туч высокая, но 100-процентной гарантии все-таки не дает никто.
    Специалисты Росгидромета и военные заявляют, что используют экологически безопасные вещества: углекислоту и йодистое серебро. Безоблачная погода в Москве может продлиться двое-трое суток после “воздействия”.

    Dmitriy Pichugin - Russian AviaPhoto Team - Antonov An-26

    Dmitriy Pichugin - Russian AviaPhoto Team - Antonov An-28

    Teemu Tuuri - FAP - Antonov An-32A

    Как многие, наверное, помнят, доктор Феликс Хонникер, персонаж ироничной антиутопии Курта Воннегута« Колыбель для кошки», создал таинственный и ужасный« лед-девять». Стоило лишь бросить один кристаллик этого льда в лужу, как вся влага на Земле, включая атмосферную, начинала кристаллизоваться и твердеть уже при положительной температуре. Фантастика фантастикой, но у творения доктора Хонникера есть некий реальный прототип. Сам же писатель вдохновлялся трудами собственного брата Бернарда, известного химика и метеоролога, придумавшего, как вызвать искусственный дождь или снег


    Лаборатория Перед началом активного воздействия на облака со специального самолета-метеолаборатории проводится разведка состояния облачности. На борту самолета установлен измерительно-вычислительный комплекс, получающий и обрабатывающий информацию от разнообразных датчиков


    Ледяной факел На фото показан распылитель жидкого азота, установленный на самолете Ан-26


    Общий вид генератора мелкодисперсных частиц льда


    Стрельба по облакам На фото — самолетные устройства отстрела пиропатронов с йодистым серебром. Конструктивно это «оружие» схоже с установками для отстрела ложных тепловых целей


    Генератор льдообразующего аэрозоля ГЛА-105 — на основе 105-мм фейерверочного изделия


    На основе штатных пусковых установок — одноствольной


    На основе штатных пусковых установок — многоствольной

    Точнее говоря, Бернард Воннегут был лишь одним из американских ученых, работавших в этой области. Другой исследователь — физик Винсент Шефер — экспериментировал с искусственно созданным в камере переохлажденным (то есть состоящим из находящейся при минусовой температуре, но не принявшей кристаллическую форму водяной взвеси) облаком. Чтобы заставить воду изменить агрегатное состояние, он «вдувал» в облако мелкодисперсные вещества (соль, тальк, пыль), частички которого могли стать центрами кристаллизации. Но почему-то никак не становились. Наконец Шефер, решив, что температура в камере недостаточно низка, бросил туда кусочек сухого льда (замороженного углекислого газа CO2) и… в насыщенном влагой воздухе заклубился густой сизый туман, а затем пошел снег. Капельки воды самопроизвольно кристаллизовались и выпали в виде осадка. Эффекта с аналогичным результатом, но несколько иной природой (об этом мы скажем позже) добился и Бернард Воннегут — правда, с помощью не сухого льда, а йодистого серебра (AgJ). Эти два лабораторных эксперимента были проведены в 1946 году (теоретические работы велись как в США, так и в других странах еще с начала XX века). 13 ноября того же года шесть фунтов сухого льда распылили с самолета над облаком, плывшим вдоль склонов горы Грейлок в Восточном Массачусетсе. Облако просыпалось снегом. Так был сделан первый шаг в области активного воздействия на атмосферные процессы.

    От Чернобыля до Венеции

    «Первые практические работы по воздействию на погоду начались в СССР еще в 1960-х, — рассказывает директор Автономного некоммерческого объединения (АНО) «Агентство атмосферных технологий» Виктор Петрович Корнеев, — и так исторически сложилось, что наиболее активно у нас развивались технологии искусственного уменьшения осадков. Еще в первой половине 1980-х годов при Мосгорисполкоме создали экспериментальную производственную лабораторию, которой, в частности, было поручено добиться уменьшения количества выпадающего над столицей снега, — руководители города хотели сэкономить на уборке и вывозе. Кроме того, в дни парадов и демонстраций 1, 9 мая и 7 ноября организовывались работы по улучшению погодных условий. Для этого нужно было сделать так, чтобы ‘предназначенные" Москве облака пролились дождем где-то за пределами кольцевой автодороги».

    Особым этапом стала ликвидация последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Тогда была поставлена задача не допустить смыва в Днепр и Припять радиоактивной пыли, укрывающей почву в зоне катастрофы. При помощи специальных реагентов пыль удалось связать, предохраняя ее от развеивания ветром. Но потоки дождя представляли серьезную опасность. На борьбу с дождевыми облаками были отправлены транспортные самолеты Ан-12 и даже дальние бомбардировщики Ту-95, вылетавшие к Чернобылю с аэродрома Чкаловский.

    В те времена строились большие планы. Например, прорабатывался проект восстановления водозапасов Аральского моря за счет увеличения уровня осадков в горах, откуда берут начало питавшие умирающее море реки Сырдарья и Амударья. Но с распадом СССР научно-исследовательские работы в этой области резко сократились. Правда, как выяснилось, российские технологии оказались весьма интересны некоторым зарубежным партнерам. В 1990-х работы по увеличению осадков проводились в Сирии, а уже в последнее десятилетие — в Иране. Наши эксперты также участвовали в проекте рассеивания туманов на ключевых участках автострады Венеция-Триест (Италия) и передавали опыт китайским коллегам накануне пекинской Олимпиады-2008.

    Бороться с облаками и туманами периодически приходится и в России. В 1995—1997 годах возможностью увеличить количество осадков заинтересовалось правительство Якутии. Коротким, но жарким сибирским летом эта республика испытывала недостаток влаги на пастбищах, что создавало проблемы местным животноводам. Как рассказывает В.П. Корнеев, прибывших в Якутию московских специалистов встречали представитель районной власти, сотрудник Института проблем Севера и местный шаман, весьма глубокомысленно изложивший собственную точку зрения на круговорот воды в природе. Однако наиболее известным и самым востребованным направлением работы АНО «Атмосферные технологии» и их коллег из Центральной аэрологической обсерватории по‑прежнему остается то, что в народе называют «разгоном облаков» над крупными мегаполисами, и прежде всего над Москвой.

    Воспитание холодом

    В основе почти всех способов воздействия на гидрометеорологические процессы лежит использование неустойчивого состояния облачной атмосферы. Прежде всего речь идет о фазовой неустойчивости облачной воды — это, как уже говорилось, присутствие в облаках, находящихся выше нулевой изотермы (так называют высоту, где атмосфера «переходит» через температуру в 0°С), мелких капелек влаги, которая продолжает оставаться жидкостью, несмотря на отрицательную температуру (до -40°С) окружающего воздуха. Чтобы вызвать осадки, требуется заставить эту воду кристаллизоваться.

    Сделать это можно двумя способами: либо резко охладить облако, принудив капельки переохлажденной влаги к самопроизвольной кристаллизации под действием резкого охлаждения (для этого применяются хладагенты), либо внести в него центры кристаллизации.

    Самыми популярными хладагентами уже многие десятилетия остаются сухой лед, с которым экспериментировал еще Винсент Шеффер, и жидкий азот (N2). Температура испарения для твердого углекислого газа составляет -78°С, а для жидкого азота -169°С. При всех своих плюсах хладагенты имеют ряд недостатков, поэтому иногда применяется реагент, имеющий иной механизм действия, — йодистое серебро (AgJ). Кристаллы этого вещества практически изоморфны кристаллам льда и прекрасно выполняют функцию центров кристаллизации для воды и пара. Этот эффект как раз и был открыт Бернардом Воннегутом, так что йодистое серебро можно считать отдаленным прототипом «льда-девять» из романа «Колыбель для кошки».

    Как только в переохлажденном облаке появляются кристаллы, они тут же «съедают» окружающий пар; давление вокруг поверхности кристалла падает, что заставляет испаряться жидкую влагу в облаке; пар снова поглощается растущим кристаллом и т. д. Тяжелеющие кристаллы силой притяжения Земли увлекаются вниз. Этим методом возможно также предотвратить формирование больших капель переохлажденной воды, которые рано или поздно способны превратиться в крупный град. Кроме того, применение реагентов, формирующих кристаллы из переохлажденной жидкости, может не только вызвать осадки, но и… задержать их. Если произвести «перезасев» облака реагентами, то из-за возникновения слишком большой концентрации ядер кристаллизации осадкообразование будет замедлено. Так что у «специалистов по хорошей погоде» всегда есть выбор: заставить облако пролиться дождем, до того как ветер погонит его над защищаемой территорией, или, напротив, «перезасеять» его, чтобы дождь прошел уже после того, как туча уйдет прочь. Как правило, второй метод применяется в отношении фронтальной облачности.

    Для каждого из типов реагентов существует своя технология диспергирования, или «засева». Гранулы «сухого льда» размерами от 0,2 до 2 см получают непосредственно на борту самолета путем дробления промышленных брикетов. Эту ледяную крошку рассеивают над облаками с помощью бункерных или шнековых устройств.

    Для кристаллизации облачной воды жидким азотом применяются жидкоазотные самолетные генераторы мелкодисперсных частиц льда ГМЧЛ-А. Под давлением жидкий азот подается в установленный за бортом самолета распылитель и выводится в атмосферу, создавая там «факел» глубоко охлажденного воздуха с температурой -90°С. Попадающая в него вода мгновенно кристаллизуется.

    Для засева облачности аэрозолем йодистого серебра используются пиропатроны, которые отстреливаются специальными автоматическими устройствами.

    Цементированное небо

    Еще в 1950-х годах, на заре советских экспериментов по активному воздействию на атмосферные процессы, перед исследователями встала проблема. Спустя лишь несколько минут после распыления реагентов экипаж самолета уже затруднялся опознать обработанное облако среди множества других похожих. А без этого было нелегко отследить эффективность работ и не допустить повторного засева. Решение нашлось в одной из многочисленных в те времена керосинных лавок. Там была куплена синька — порошок, широко использовавшийся хозяйками для легкого подкрашивания постельного белья при кипячении и стирке. Предполагалось, что если вместе с реагентами распылить над облаком синьку, то на нем появится голубоватое пятно, которое сыграет роль метки. Однако когда дело дошло до практических опытов, выяснилось, что облака, на которые высыпали синьку, через некоторое время просто исчезали, диссипировались. Возникшее поначалу разочарование вскоре сменилось радостью открытия. Ведь, как оказалось, был найден новый способ воздействия на атмосферу — динамический.

    В основном он применяется в борьбе с кучево-дождевыми облаками вертикального развития (конвективными облаками). Эти тучи, растущие вверх высокими «башнями», можно разрушать с помощью той же самой энергии атмосферной неустойчивости, которой обусловлено их возникновение. Попросту говоря, восходящему потоку воздуха, в результате которого растет конвективное облако, надо противопоставить встречное движение, которому по силам это облако разрушить. Такое движение можно создать, сбросив грубодисперсный порошковый реагент со свойствами адсорбента. Это может быть, например, соль или, что чаще всего применяется в отечественной практике, цемент. Набухая от влаги, тяжелый порошок пробьет облако, увлекая вслед за собой капельки воды. Распыление цемента применяется не только в борьбе с конвективными облаками, но и для воздействия на так называемые теплые облака, находящиеся ниже нулевой изотермы. Против них кристаллизующие реагенты бессильны — даже имеющий самый высокий температурный порог активности жидкий азот может работать при температуре облачной среды не выше -0,5°С.

    Применение цементного порошка в качестве реагента вызывает обеспокоенные вопросы у широкой публики — не надо ли нам всем надевать респираторы, когда на праздники делают хорошую погоду? «Для органов дыхания распыление цемента не несет никакой опасности, так как после обработки облаков концентрация частиц порошка в воздухе, и так перенасыщенном аэрозолями, ничтожна — всего 1−2 частицы на м3», — успокаивает нас В.П. Корнеев. И все же признать этот способ на 100% безопасным нельзя. Дело в том, что порошковый реагент сбрасывают с самолета в виде картонных и пенопластовых контейнеров размером 26 х 26 х 38 см и массой 25−30 кг. Контейнер предусматривает автоматическое принудительное раскрытие, после чего распадается на фрагменты, безопасные для людей и строений. Однако 12 июня 2008 года, когда по случаю Дня России проводились мероприятия по обеспечению солнечной погоды в Москве, крышу частного дома в Нарофоминском районе Московской области пробил нераскрывшийся контейнер с цементом. К счастью, никто не погиб, однако всем пришлось лишний раз убедиться, что безотказной техники не бывает.

    Предпринимались специалистами-метеорологами еще во времена СССР. Еще в 1970 х годах для этого применяли специальные реактивные самолеты Ту-16 "Циклон", созданные на базе стратегического бомбардировщика Ту-16. Российская служба по разгону облаков считается одной из лучших в мире.

    Технология создания благоприятных погодных условий была разработана в 1990 году специалистами Государственного комитета по гидрометеорологии и контролю природной среды (Госкомгидромета), а с 1995 года после первого масштабного применения во время празднования 50-летия Победы начала применяться достаточно широко.

    Руководитель лаборатории гигиены атмосферного воздуха НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды РАМН Мигмар Пинигин заявил, что жидкий азот представляет собой сконцентрированный при низких температурах одноименный газ, содержание которого в атмосфере составляет около 78%. По его словам, "вопрос о вредности этого реагента отпадает сам собой". Что касается гранулированной углекислоты, то ее формула - СО2 - совпадает с формулой углекислого газа, также присутствующего в атмосфере. Руководитель климатической программы Всемирного фонда дикой природы Алексей Кокорин заверил, что людям не угрожает даже распыление порошка цемента: "При разгоне облаков речь идет о минимальных дозах".

    Реагент существует в атмосфере меньше суток . После попадания в облако он вымывается из него вместе с осадками, уверены метеорологи.

    По словам помощника главкома ВВС Александра Дробышевского, "применение реагентов, в плане загрязнения, никак не сказывается на состоянии земной поверхности . Количество частиц реагента, выпадающих на единицу площади земли, ничтожно мало, оно в сотни раз меньше естественного уровня наноса пыли".

    Вместе с тем, у данной методики есть и противники. Так, экологи из общественной организации "Экозащита" утверждают, что существует определенная зависимость между разгоном облаков и проливными дождями , выпадающими в последующие дни. По словам руководителя организации Владимира Сливяка, "современная наука пока не в состоянии говорить о последствиях подобного вмешательства, а они могут быть самыми разными". В связи с этим позиция экологов однозначна: "Подобные действия нужно прекратить". Не менее однозначен и ответ метеорологов. Согласно заявлению начальника управления мониторинга геофизических процессов, активных воздействий и государственного надзора Росгидромета Валерий Стасенко, "выводы экологов относительно того, что дождливая погода является следствием наших мероприятий, это не более чем домыслы. Чтобы делать такие выводы, необходимо измерять уровень аэрозоля в атмосфере, его концентрацию, установить тип аэрозоля. Без этих данных подобные утверждения голословны".

    Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников