• Пропаганда здорового образа жизни определение. Пропаганда зож в деятельности социально ориентированных нко. Здоровье - на двоечку

    Разделы: Внеклассная работа

    Здоровый образ жизни.

    Профилактическая работа в школе.

    1. «Правильное питание»

    2. «Здоровое поколение – здоровье нации»

    Профилактика курения.
    Профилактика алкоголизма и наркомании.
    Профилактика СПИДа.
    Основные направления профилактики в школе:
    Анализ анкетирования на тему: «Курение»
    Анализ ситуации по табакокурению
    Анализ анкетирования на тему: «Алкоголь»
    Сравнительный анализ причин употребления и альтернатив употребления наркотиков подростками.
    Анализ анкетирования по вопросам ВИЧ/СПИДа.
    Закон «О предотвращении распространения на территории РФ заболевания, вызываемого ВИЧ

    3. «Твой выбор».

    Заключение.

    Литература.

    Здоровый образ жизни

    Здоровый образ жизни – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. Каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности.

    Низкий уровень нравственной культуры населения ведет к росту социально опасных явлений, масштабы которых увеличиваются в геометрической прогрессии.

    Увлечение наркотиками, особенно среди молодежи, достигло критического уровня. Преступность и насилие – наиболее очевидные результаты их распространения. Не менее серьезными последствиями употребления наркотиков являются безнравственность, незаконченное образование и разрушение жизни.

    Растет среди подростков и употребление алкоголя, поскольку алкоголь легко доступен и его употребление приемлемо в обществе.

    Порой спрашивают, а с какого возраста следует вести пропаганду ЗОЖ? Профилактику вредных привычек родителей-задолго до появления ребенка на свет. Первые же понятия по ЗОЖу ребенку необходимо прививать с возраста, когда он начинает активно познавать мир, т. е. с 2-3 лет. И этот процесс должен непрерывно продолжаться всю человеческую жизнь. Именно со школы, а еще лучше в дошкольном учреждении должен закладываться фундамент трезвого поколения.

    В последние годы у детей все чаще появляются неврозы, все чаще дети не могут справиться со школьными трудностями, с конфликтными ситуациями. Не научившись справляться со стрессом, не умея выражать и принимать себя и свои чувства, дети прибегают к деструктивным формам поведения, попадая в криминальные группировки, приобщаясь к употреблению психоактивных веществ. На учете в наркологических диспансерах находятся дети 8-9 лет. Младший школьный возраст считается непроблемным, в литературе ему мало уделяется внимания и не придается особенного значения в области профилактики отклоняющегося поведения и употребления наркотиков и алкоголя. Но именно в этом возрасте формируются многие физиологические и психические особенности ребенка. В зависимости от того, как пройдет этот период, зависит его дальнейшая жизнь.

    Младший школьный возраст - это период интенсивного усвоения самых разных правил, не только учебных, но и общественной жизни. Всю информацию, которую дети этого возраста получают из внешнего мира, они буквально впитывают как губки. Кроме того, дети этого возраста наиболее восприимчивы к тому, что им говорят взрослые. Поэтому профилактику отклоняющегося поведения и злоупотребления психоактивными веществами необходимо проводить уже в младшем школьном возрасте, еще до того как дёти приобретут дезадаптивные формы поведения и начнут употреблять алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества. Детям важно, как они приобретают новые знания. Если этот процесс будет навязанным и вынужденным, дети не усвоят новой информации. Обучение должно приобрести личностный смысл, быть не просто сухой формулой, а живым источником.

    Профилактическую работу с подростками необходимо вести очень тонко, без раскрытия технологии изготовления и применения того или иного наркотика, (о том, где и как произрастают наркотические растения, как изготовляют наркотики, как их применяют, их внешний вид и т. д.). Такая информация может спровоцировать их на опробование наркотиков и других отравляющих веществ

    Работу проводить дифференцированно, без запугивания или риска. Известно, что подростки считают всякий риск вполне естественным, а запугивание без глубокого разъяснения проблемы дает эффект порой сиюминутный

    Необходимо говорить о непредсказуемости наркомании и токсикомании, о том, что наркотический взрыв может быть моментальный с первого пригубления, вдыхания или укола, говорить не просто о физиологии в целом, а конкретно о влиянии наркотика на мозг: о том, что процессы, происходящие в организме после приема наркотика, во многом аналогичны тому, что происходит при психических расстройствах. Показать, что потребление наркотиков, алкоголя и табака сейчас немодно и крайне вредно влияет на спортивные возможности юноши, на внешность девушки. Подчеркнуть в беседе, что наркоман или токсикоман - это автомат, робот, управляемый наркотиком и прочими ядами. Раскрывая перед учащимися опасность потребления алкоголя, основное внимание следует сконцентрировать на том огромном ущербе, который наносят пьянство и алкоголизм экономике страны, производительности и качеству труда, работоспособности людей.

    Необходимо убеждать подростков в том, что жизнь может предоставить им много интересного, что нет неразрешимых проблем и безвыходных ситуаций. Вовлекать подростков в общественную деятельность, которая потребует от них выработки положительных качеств, будет способствовать профилактике отклоняющегося поведения. Задача учителя - из просвещенного подростка воспитать социально неравнодушную личность, которая в любой ситуации сможет противостоять наркомании.

    Профилактическая работа в школе

    Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ивановская средняя общеобразовательная школа» расположена в Ступинском районе Московской области. Школа сельская, поэтому имеет свою специфику, одной из которых является большая роль педагогического коллектива не только в обучении, но и в воспитании, так как родители большей частью работают вне пределов села, возвращаются домой уже поздно и заняты, прежде всего, проблемой зарабатывания денег. Многие современные родители не уделяют достаточного времени общению со своими детьми, не обладают достаточным уровнем психолого-педагогической и правовой культуры. Они не могут оказать необходимое воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку в результате чего, подростки оказываются одинокими и психологически беспомощными в связи с утратой связи с родителями.

    Среди населения велика доля равнодушия, нейтральности и терпимости к происходящим вокруг негативным явлениям, родители очень часто подвержены ошибочной иллюзии, состоящей в уверенности в том, что беда наркомании не может коснуться их ребенка. Это в какой-то степени отражает эффект «привыкания», а в некоторых случаях осознания собственного бессилия в борьбе не просто с наркоманией, а в борьбе за физическое и психическое здоровье конкретного близкого, родственника, друга, знакомого.

    В школе обучается 123 чел, неполные семьи – 31, многодетные семьи -8 – 15 чел, опекаемые – 1, малообеспеченные семьи – 37, стоят на ВШУ – 9 чел, неблагополучные семьи, стоящие на учёте КДН и ЗП – 3..

    В антиалкогольной работе школы принимают участие все члены педагогического коллектива, независимо от предмета, который они ведут,- здесь для каждого есть достаточно обширное поле деятельности. Стремимся к расширению социальных связей - подключаем к этой работе родителей учащихся, сотрудников ОДН ГУ ОВД, КДН и ЗП,. специалистов организаций, проводящих профилактическую работу («Оптималист Подмосковья», кризисный центр «Надежда»). Главное – это объединение образовательных, социальных и медицинских мер в рамках первичной, вторичной и третичной профилактики, обеспечивающих достижение общего результата:

    • снижение спроса и, следовательно, распространенности наркотиков среди детей и молодежи и вовлечения их в наркогенную ситуацию и субкультуру;
    • снижение заболеваемости наркоманиями, токсикоманиями и алкоголизмом;
    • снижение медико-социальных последствий злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ).

    Остановить поток негативных явлений среди подростков, считаем возможным через возрождение нравственных идеалов, которые помогают человеку определить свою жизненную позицию, и через широкую пропаганду здорового образа жизни.

    Одним из основных направлений деятельности школы является профилактика социально опасных явлений и формирование здорового образа жизни.

    Цель: поднятие престижа нравственных ценностей и здорового образа жизни в подростковой среде.

    В школе накоплен определенный положительный опыт по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, наркомании, ВИЧ-инфекции и других социально опасных явлений, по формированию ЗОЖ среди учащихся и их родителей.

    Администрация школы тесно взаимодействует с различными ведомствами системы профилактики.

    Так, например, в начале каждого учебного года планируется совместная с ОДН ГУ ОВД деятельность по организации профилактической работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении.

    В школе создана система сбора, обработки, хранения информации, в том числе оперативной, по различным категориям учащихся и их семьями, а также направлениям профилактической деятельности (занятость, оздоровление учащихся и т.д.).

    Профилактическая работа начинается с ликвидации факторов риска. В самом начале обучения изучаются семьи школьников, выявляются преобладающие в них взгляды на наркотические вещества и особенности «антинаркотического» поведения и воспитания. В результате можно уже заранее предвидеть, кто из школьников может стать своеобразным лидером среди ребят. Начало употребления никотина и алкоголя подростками,- явный признак ненормального развития личности. Здесь может быть две причины:

    1. воспитание окружающими (обычно взрослыми) у подростка некритического отношения к наркотическим веществам как к естественному, допустимому, желательному и даже необходимому компоненту жизни;
    2. недостаточно сформированная у школьника потребность в обучении, утрата им этой потребности, отчуждение от школы и как итог-переход из школьного коллектива в среду уличных компаний.

    Кроме отсутствия потребности в учебе, существует целый ряд обстоятельств, способствующих приобщению подростка к наркотическим веществам. Общей предпосылкой к отклонениям в поведении в подростковом и юношеском возрасте, в том числе и к такой разновидности наркотизации, как потребление алкоголя, является незрелость личности. В подростковом возрасте чрезвычайно сильны стремление к самоутверждению, как среди сверстников, так и в общении с взрослыми, склонность к подражанию, протесту против опеки старших. Создается ситуация, когда подросток стремится жить «по взрослому», не имея для этого опыта, ни знаний. Он еще плохо ориентируется в разлнчных образцах социального поведения, не всегда выбирает для подражания лучшие. Так же обстоит и с взглядами на наркотические вещества. Подросток поневоле приобщается к доминирующему в его ближайшем окружении отношению к ним.

    Особое внимание уделяется группе учащихся, имеющих отрицательные отклонения в своём поведении. Такие подростки общаются между собой ежедневно, проводя вместе по 6-8 часов.

    Совместно с врачом амбулатории выявляются отклонения в здоровье школьника, в случае необходимости родителям рекомендуется показать ребёнка специалисту, в том числе и детскому психиатру.

    В процессе сбора первичной информации мы получаем возможность выявить наиболее нуждающиеся в социальной и психолого-педагогической поддержке категории семей (инвалиды, многодетные, опекаемые, дети группы «риска», подростки, стоящие на ВШУ, внешнем (ОДН, КДН и ЗП), семьи, находящиеся в социально опасном положении и т.п.).

    Имеется положительный опыт организации профилактической работы с учащимися. Действует Совет профилактики. Представители Совета учащихся школы приглашаются на заседания, ведут подшефную работу с неуспевающими детьми. Органы ученического самоуправления: создают общешкольное волонтерское движение (12 чел - учащиеся 7–11 классов), проводят социологические опросы, участвуют в антинаркотических мероприятиях.

    В целях профилактики и пропаганды здорового образа жизни в школе введены программы:

    • «Правильное питание» в объёме 15 часов, за счёт занятий в группе продлённого дня.
    • «Здоровое поколение – здоровье нации» в объёме 12 часов в 5 классе и 8 часов в 6, 7 и 8 классах за счёт уроков ОБЖ, биологии и классных часов.
    • «Твой выбор» в объёме 8 часов в 10 и 11 классах за счёт классных часов.

    Цели:

    • привлечение несовершеннолетних, прежде всего категорий, попавших в трудную жизненную ситуацию, к занятию общественно значимыми видами деятельности,
    • профилактика всех видов зависимости и пропаганда ЗОЖ
    • сохранение и укрепление здоровья учащихся.
    • привлечение внимания общественности к проблеме сохранения и укрепления здоровья детей.
    • создание системы взаимосвязи и сотрудничества со всеми заинтересованными службами.

    Задачи:

    • снижение уровня заболеваемости учащихся;
    • соблюдение валеологических требований на занятиях;
    • формирование у педагогов, учащихся и родителей здорового образа жизни;
    • формирование системы спортивно- оздоровительной работы;
    • проведение разъяснительной работы с несовершеннолетними на правовые темы,
    • организация совместной работы всех заинтересованных служб, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся,
    • профессиональная ориентация учащихся

    Краткое обоснование

    Статистические данные за последние три года показывают высокую заболеваемость детского населения в с. Ивановское. Анализ показал, что это обусловлено ухудшением социально-экономической обстановки, снижением уровня здоровья родителей и детей, наследственностью. У учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний, здорового образа жизни.

    В работе по сохранению и укреплению здоровья учащихся принимают участие педагогический состав школы, работники Ивановской амбулатории, ЦГСЭН, организации, проводящие профилактическую работу и родители.

    Ожидаемые результаты

    1. Снижение уровня заболеваемости детей школьного возраста.
    2. Создание действующей системы работы с социумом села и другими организациями по формированию здорового образа жизни.
    3. Формирование здорового образа жизни в семье.
    4. Разработка и соблюдение валеологических требований на занятиях.
    5. Улучшение организации питания учащихся.
    6. Повышение уровня материально-технического оснащения школы.

    Деятельность по реализации.

    • улучшение материально-технического обеспечения школы
    • использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе; диагностика, коррекция и развитие учащихся;
    • соблюдение валеологических требований на занятиях (физкультминутки, подвижные перемены);
    • формирование системы спортивно-оздоровительной работы;
    • контроль за выполнением мероприятий по укреплению и сохранению здоровья учащихся;
    • контроль за инфекционными заболеваниями;

    В начальной школе «Правильное питание» проводится в клубный час в группе продлённого дня.

    Из всех СМИ исчезла реклама алкогольных напитков, на пачках сигарет появились фото изъеденных раком лёгких, гнилых прокуренных зубов и прочие ужастики. Но как относятся врачи и сами граждане нашей страны к такой заботе о населении, проявляемой государством?

    Единодушие неполное

    Исследовательская компания MAR CONSULT провела опрос 200 кардиологов и терапевтов из 12 регионов нашей страны, включая Москву и Санкт-Петербург, чтобы выяснить это.

    Оказывается, что полностью одобряют усилия по пропаганде ЗОЖ 90% врачей. 8% - скорее поддерживают, 2% - затруднились с ответом. При этом никто не высказался против.

    Примечательно, что те врачи, которые не полностью поддерживают усилия государства по оздоровлению или затруднились с ответом, объясняют свою позицию тем, что человек должен сам определять свой образ жизни (46%). Каждый четвёртый из них отмечает, что в этой пропаганде больше запретов, чем разъяснений, при этом не все рекомендации компетентны.

    55% врачей уверены, что пропаганда ЗОЖ существенно влияет на отношение людей к своему здоровью и способствует отказу от вредных привычек. Однако 39% медиков, участвующих в опросе, считают это влияние незначительным, а 4% убеждены, что пропаганда ЗОЖ вообще не оказывает какого-либо влияния на общество. 2% врачей затруднились с ответом.

    Пропаганда должна быть напористой

    «Пропаганда здорового образа жизни однозначно нужна, и она даёт свои плоды - ЗОЖ стал модным трендом. Здесь не обходится без перегибов: когда вредная привычка или нежелательное поведение возводятся в ранг зла, на человека, который такое поведение демонстрирует, навешивается негативно окрашенный ярлык - не всегда обоснованно. Вред, который несёт в себе то или иное поведение, порой преувеличен», - считает руководитель департамента исследований в медицине и фармацевтике MAR CONSULT Ксения Медведева . По её мнению, пропаганда и должна быть жёсткой, напористой, без полутонов, поскольку она должна вкладывать в головы людей эмоционально окрашенный стереотип правильного поведения.

    Другой опрос, показывающий, как, по мнению врачей и населения, должна развиваться отечественная система здравоохранения и насколько она готова к вызовам будущего, провела компания Philips в рамках ежегодного международного исследования «Индекс здоровья будущего», охватывающего 19 стран.

    Здоровье - на двоечку

    Исследование, в котором приняли участие 680 рядовых россиян и более 200 медработников, показало, что 95% медиков и 60% граждан оценивают состояние здоровья населения как плохое или неудовлетворительное. При этом 48% россиян доверяют системе здравоохранения и 70% опрошенных считают врачей главным источником медицинской информации. Интересно, что женщины в большей мере, чем мужчины, оценивают состояние здоровья населения как плохое или неудовлетворительное (62% против 49%).

    По мнению экспертов, повысить эффективность здравоохранения позволит переход к интегрированной медицинской помощи, а также фокус на профилактику. Так, 62% медработников уверены, что основной упор в их работе должен быть сделан не на лечении, а на профилактике социально значимых заболеваний - сердечно-сосудистых, онкологических и др. Однако такую позицию разделяют лишь 38% населения, остальные считают приоритетом лечение болезней. Многие россияне недо-оценивают важность профилактики и не замечают ухудшений собственного здоровья, пока, как говорится, рак не свистнет. Так что цель призывов к изменению образа жизни ещё не достигнута.

    Современное государство, помимо внешней и внутренней экономики, обороны и образования, занимается и многими другими вопросами, которые раньше ложились исключительно на плечи граждан страны. Например, проблема организации оздоровления населения. Ниже мы рассмотрим, как в России проводится пропаганда здорового образа жизни.

    Здоровый образ жизни – неотъемлемая часть жизни взрослого человека, заботящегося о своем самочувствии. Однако так же важно вести пропаганду правильного и здорового образа жизни среди детей и молодежи. Ведь именно в детстве зарождаются и закрепляются полезные привычки. В России этому способствуют специально разработанные программы по сохранению и укреплению здоровья, а также популяризация спорта в целом. Как же построена популяризация здорового образа жизни в РФ?

    Здоровье как национальная проблема

    Не всегда государство уделяло должное внимание вопросам спорта и здорового образа жизни. В 90-е годы аспекты, формирующие высокое качество жизни населения, ушли на второй план. Пропаганды здорового образа жизни и ценностей физической культуры практически не было. Последствием этого стала неутешительная статистика (данные исследований 2002 года) критериев эффективности здорового образа жизни:

    • сверхсмертность мужчин трудоспособного возраста, влекущая за собой экономический дисбаланс;
    • около 1 миллиона детей освобождены от занятий физкультурой по состоянию здоровья из-за хронических болезней, что создает недостаток физической активности и провоцирует развитие болезней костно-мышечной системы;
    • рост неврозов, депрессий, суицидов, преступности;
    • уровень общей заболеваемости вырос на 15%;
    • количество курящих мужчин до 40 лет увеличилось до 70% от всего населения;
    • табачную зависимость имеет каждый десятый школьник;
    • 20% населения злоупотребляют алкоголем: пьянство влечет за собой несчастные случаи и проблемы со здоровьем;
    • миллионы россиян живут с инвалидностью;
    • снизилась продолжительность жизни.

    Но правительство, возглавляемое Путиным В.В., осознало допущенные ошибки и вплотную занялось вставшей перед ним проблемой. В январе 2002 года было проведено заседание Государственного совета по вопросам развития спорта в России, на котором президент озвучил главную идею собрания: здоровый образ жизни – социальный феномен, способствующий развитию сильного государства. Он влияет на поведение человека в быту, на учебе и на производстве, способствует решению оздоровительных, воспитательных и социально-экономических задач. Именно после этого заседания, на котором была определена социальная и личностная значимость здорового образа жизни, вектор спортивного развития страны кардинально сменился. И хоть спорт – лишь один из аспектов ЗОЖ, но он напрямую влияет на качество жизни, демографию, общее здоровье нации.

    Лео Бокерия, директор Центра сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева, считает, что создание особой программы, благодаря которой дети могли бы во имя чего-то заниматься спортом, — это главное, что поможет сохранить здоровье россиян.

    Задачи ЗОЖ в современной России

    Теперь, когда одной из главных целей государства стало превращение программы по пропаганде ЗОЖ в национальную идею, правительству предстояло заняться целым комплексом мероприятий, основными направлениями которого стали:

    • профилактика психического и физического здорового образа жизни людей;
    • популяризация спорта среди учащейся молодежи;
    • воспитание поколения, способного сказать «нет» пьянству, табакокурению, наркомании;
    • развитие национальных систем спорта и здорового образа жизни;
    • обеспечение доступности занятий спортом всех слоев населения;
    • рождение здорового поколения;
    • создание мощной спортивной индустрии;
    • эффективная реабилитация инвалидов;
    • формирование нового способа освещения в СМИ программы по формированию ЗОЖ и его рекламе.

    Сформировав основные требования к организации здорового образа жизни, государство незамедлительно принялось их воплощать.

    Основные направления ЗОЖ-деятельности

    Для проведения мероприятий, направленных на популяризацию ЗОЖ, необходимо единовременное развитие различных ведомств и министерств, коммерческих организаций, общественных структур, специалистов и ученых. Для реализации задуманного, были сформированы концепции, содержащие в себе программы по пропаганде здорового образа жизни:

    • развития физической культуры и спорта;
    • охраны здоровья населения;
    • государственной политики в области здорового питания;
    • демографического развития РФ.

    Эти документы обновляются раз в несколько лет и представляют собой свод основных требований к организации здорового образа жизни, состоящий из общих положений, целей и задач, а также планируемых результатов и средств их достижения.

    Во многом государственные направления по ЗОЖ совпадают с основными личностными направлениями по укреплению здоровья, о которых мы рассказываем рубрике.

    Здоровое питание

    Профилактика ЗОЖ не может проводиться без регламентирования питания населения. Положение от 2010 года содержит в себе следующие критерии достижения здорового образа жизни:

    • расширение отечественного производства в сфере детского, диабетического и другого специализированного питания;
    • разработка образовательных программ по вопросам питания, доступных всему населению;
    • контроль состояния питания населения.

    Демография

    До 2025 года целями демографической политики РФ являются:

    • стабилизация численности населения на уровне 145 млн. человек,
    • увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 75 лет благодаря профилактике здорового образа жизни.

    Способы достижения этих целей разнообразны:

    • применение передовых технологий для ранней диагностики заболеваний;
    • улучшение технического и материального обеспечения учреждений здравоохранения;
    • внедрение программ профилактики туберкулеза, онкологических заболеваний и ВИЧ для поддержания здорового образа жизни;
    • процесс организации ЗОЖ у старших возрастных групп населения;
    • мероприятия по сохранению и укреплению здоровья для жителей сельской местности;
    • формирование помощи малоимущим слоям населения (например, материнский капитал и другие социальные выплаты).

    Помимо прочего, существуют и правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья, состоящие из различных факторов и функций.

    Охрана здоровья населения

    Основными принципами, способствующими сохранению и укреплению выносливости и здоровья населения являются:

    • реструктуризация поликлиник, диспансеров, санаторных учреждений;
    • создание Центров здоровья в составе реабилитационных комплексов со сформированной программой по пропаганде здорового образа жизни, рассказывающих населению все об основных принципах ЗОЖ;
    • повышение социальной значимости здорового образа жизни;
    • реклама ЗОЖ в СМИ и др.

    По вопросам физической активности в 2007 году был издан Федеральный закон №329, регламентирующий спортивные критерии эффективности здорового образа жизни и устанавливающий экономические, правовые и другие основы деятельности в этой области.

    Благодаря государственной поддержке в вопросах социальной и личной значимости ЗОЖ, повышается уровень здоровья у всего населения, что благотворно сказывается на качестве жизни отдельного человека и уровня развития страны в целом.

    Одним из приоритетов современной государственной политики является сохранение и укрепление здоровья населения Российской Федерации и усиления пропаганды здорового образа жизни.

    Под пропагандой здорового образа жизни понимают широкий спектр деятельности - от просветительских и выездных программ работы с населением до использования средств массовой информации - деятельности, направленной на то, чтобы люди ответственнее относились к своему здоровью и располагали необходимой информацией для его сохранения и укрепления.

    Важный метод укрепления здоровья населения - это обучение граждан здоровому образу жизни, пропаганда и информирование их о той важной роли, которую каждый человек играет в сохранении собственного здоровья и благополучия общества. Поэтому пропаганда формирования здорового образа жизни населения требует создания массированной информационно-пропагандистской кампании с использованием широкого спектра разнообразных средств, с широким использованием средств массовой информации - печати, радио, телевидения и др.

    При пропаганде здорового образа жизни используются методы устной, печатной, наглядной (изобразительной) и комбинированной пропаганды:

    Метод устной пропаганды является наиболее эффективным. Он включает лекции, беседы, дискуссии, конференции, викторины;

    Метод печатной пропаганды охватывает широкие слои населения. Он включает статьи, листовки, памятки, стенные газеты, буклеты, брошюры и т.п.;

    Наглядный метод - самый многообразный по числу входящих в него средств. Их можно разделить на 2 группы: натуральные объекты и изобразительные средства (объемные и плоскостные);

    Комбинированной метод - метод массовой пропаганды, при которой происходит одновременное воздействие на слуховые и зрительные анализаторы.

    Залогом успешного развития нашего общества является здоровье подрастающего поколения. Вопрос формирования, сохранения и укрепления здоровья детей, подростков, учащейся молодежи имеет особую социальную значимость, так как от этой категории населения зависит здоровье нации.

    В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье детей и подростков относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Важность такой ориентации очень высока, поскольку по статистическим данным лишь 16% всего населения здоровы, 50% имеют функциональные нарушения и отклонения в состоянии здоровья, 34% - хроническую патологию.

    Основы по привитию навыков здорового образа жизни закладываются в детском и подростковом возрасте. Поэтому пропаганде здорового образа жизни среди детей и подростков необходимо уделять особое внимание и осуществлять целенаправленное просвещение, как детей, так и их родителей.

    Учебные заведения, являясь интеллектуальными, культурными, образовательными центрами, играют важную роль в формировании здоровья участников образовательного процесса, в обучении и воспитании навыков ЗОЖ, в увеличении трудового потенциала общества в целом.

    В пропаганде используются традиционные методы - это лекции, беседы, круглые столы, дискуссии, тематические вечера, вечера вопросов и ответов, организуются семинары, конференции по вопросам здорового образа жизни.

    Особое место в пропаганде здорового образа жизни среди детей, подростков и пожилых людей принадлежит работникам социальной сферы, а их основной задачей является правильный выбор форм и направлений данной работы. Пропаганда осуществляется по следующим направлениям:

    Индивидуальная работа с подопечными;

    Организация групповых встреч в коллективах;

    Пропаганда здорового образа жизни при переписке и компьютерном общении;

    Публикация информации о здоровом образе жизни в печати и другие формы.

    Так, по данным опроса в г. Красноярске из 150 опрошенных пенсионеров, 143 респондента отметили необходимость пропаганды здорового образа жизни среди лиц пенсионного возраста. При этом они указывали на необходимость проведения данной работы среди школьников, подростков и молодых семейных пар.

    Формы работы можно расширить путем организации школ здорового образа жизни в образовательных учреждениях, вузах, средних учебных заведениях и даже в поликлиниках, стационарах.

    Наиболее эффективной формой работы 43% опрошенных считают индивидуальную работу работника социальной сферы с клиентом, причем по инициативе последнего. На втором месте по эффективности респонденты отметили публикации информации о здоровом образе жизни в печати (27%) и на третьем месте пропаганда при переписке и компьютерном общении (14%) с клиентами. Самой низкой эффективностью характеризуется групповая встреча в коллективах (лишь 9%), когда многие клиенты настроены на другие формы работы и особого интереса к обсуждаемой проблеме не проявляют.

    Пропаганда здорового образа жизни среди детей и подростков должна носить профилактический характер: предлагать альтернативу, возможность выбора своего места в жизни; заинтересовать разнообразными увлечениями.

    Важно, чтобы подростки поняли, что в реальной жизни есть очень много увлекательного и интересного. Это - занятие спортом, увлечение музыкой и т.д. Работа должна вестись в тесном сотрудничестве с образовательными учреждениями.

    Наиболее приемлемые формы работы - беседы, книжные выставки, просмотры, обзоры, уроки здоровья, часы размышлений и др.

    В последнее время идет активный поиск донесения информации до детей и подростков через создание интернет-сайтов, где размещаются информационные материалы, пропагандирующие здоровый образ жизни.

    Ежегодно в апреле проводится Всемирный День здоровья. В рамках этого дня в школах проводятся общешкольные линейки, посвященные Единому Дню Здоровья, а также классные часы на тему «Здоровый образ жизни», основная тематика которых: «Скажи нет наркотикам», «Я выбираю жизнь», «Научись себя беречь», «Мифы и правда об алкоголе», «Приятного аппетита», «Правила гигиены», «Инфекционные заболевания и их профилактика», «Что делает человека здоровым и счастливым» и другие.

    В настоящее время ощущаются острая потребность в увеличении количества телевизионных программ, необходимость создания в системе телерадиовещания канала, доступного широкой зрительской аудитории, производства видеороликов, фильмов, телепрограмм и телепередач, печатных и интернет-материалов информационно-образовательного характера, направленных на формирование у детей, подростков и молодежи потребности в занятиях спортом и здоровом образе жизни, выработку социально-психологического иммунитета к употреблению наркотических средств, адекватному отношению к агрессивной рекламе.

    Средства массовой информации в пропаганде ЗОЖ должны убедительно показывать значение физической культуры и спорта в воспитании населения, профилактике болезней, продлении активного долголетия, борьбе с наркоманией, курением, употреблением алкоголя, другими негативными явлениями и способствовать:

    Повышению у людей интереса к физическому совершенствованию, раскрытию ценности физической культуры;

    Популяризации самостоятельных занятий с широким использованием природных факторов;

    Формированию в массовом сознании понимания жизненной необходимости здорового образа жизни.

    Проблема здоровья студентов также является особенно актуальной в характерных для текущего периода сложных экономических условиях. Эта группа населения относится к группе повышенного риска, т.к. на непростые возрастные проблемы: адаптационные, физиологические и анатомические изменения, связанные с процессом созревания, высокая психоэмоциональная нагрузка, приспособление к новым условиям проживания и обучения, формирование межличностных взаимоотношений вне семьи; кроме того накладывается негативное влияние кризиса практически всех сфер общества и государства.

    Здоровье молодого поколения сегодня напрямую связано не только с состоянием общественного здравоохранения, но и с самим образом жизни людей. В связи с этим определены основные задачи и цели государства: многоуровневый подход к организации профилактических мероприятий, изменение образа жизни, разработка и реализация образовательных программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья подростков и молодежи, формирование у каждого из них активной мотивации к укреплению собственного здоровья и здоровья окружающих.

    Одним из направлений работы по формированию здорового образа жизни студенческой молодежи является участие в реализации программы по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний раздел «Диспансеризация и оздоровление студентов, имеющих факторы риска возникновения сердечно-сосудистых заболеваний», которые являются одними из наиболее распространенных в мире и занимают ведущее место среди причин смерти.

    По данным профилактического осмотра студентов 1 курса Красноярского государственного Педагогического университета им.В.П.Астафьева в 2010 г. 10-12% имеют те или иные сердечно-сосудистые заболевания (85-90% из которых с пограничной гипертензией, 2-3% с заболеваниями эндокринной системы).

    И уровень факторов риска развития сердечно-сосудистых заболеваний среди студентов достаточно высок: распространенность курения составляет более 25%, алкогольные напитки употребляют более 60% ,а число студентов, проявляющих активную физическую деятельность не более 25%. Кроме того, юноши и девушки все чаще подвергаются стрессовым ситуациям.

    В тоже время большинство студентов считает, что за свое здоровье отвечают они сами, готовы и хотят получать информацию по формированию здорового образа жизни.

    Студенты понимают, что без активного и созидательного отношения человека к своему здоровью и здоровью других людей, без формирования у каждого привычки и стремления к здоровому образу жизни, без активного участия населения в проведении санитарно-гигиенических и профилактических мероприятий, надеяться на успех в охране и укреплении индивидуального и общественного здоровья нельзя. Только хорошо организованная пропаганда соответствующих знаний способствует снижению заболеваний, помогает воспитывать здоровое, физически крепкое поколение.

    Улучшение здоровья студенческой молодежи посредством проведения качественной профилактической работы, направленной на формирование здорового образа жизни.

    Приоритетной в формировании здорового образа жизни должна стать роль различных государственных программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья студентов, создание активной жизненной позиции в сохранении собственного и общественного здоровья.

    Так, с целью пропаганды ЗОЖ Министерством здравоохранения и социального развития РФ в рамках реализации государственной коммуникационной программы по формированию здорового образа жизни среди населения РФ объявлен Всероссийский конкурс проектов по здоровому образу жизни «Здоровая Россия».

    Конкурс проводится с целью содействия формированию и распространению (продвижению) приоритетов здорового образа жизни среди населения РФ.

    Задачи конкурса - поддержка инициатив, содействующих

    Формированию и продвижению приоритетов здорового образа жизни;

    Обобщение и распространение лучшего опыта, практик и стандартов формирования здорового образа жизни;

    Формирование механизмов, объединяющих усилия государства, муниципалитетов, НКО, граждан, бизнеса и СМИ для решения задач здорового образа жизни.

    Таким образом, пропаганда и формирование здорового образа жизни включает:

    Создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы, направленной на повышение уровня знаний всех категорий населения о влиянии и возможностях снижения всех негативных факторов на здоровье;

    Привлечение населения к занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления.

    Обязательным условием эффективности этой работы являются ее целенаправленность, плановость и непрерывность проведения.

    Большое значение в основе формирования здорового образа жизни занимают личностно-мотивационные качества данного человека, его жизненные ориентиры. Никакие пожелания, приказы, наказания не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять собственное здоровье, если человек сам не будет сознательно формировать собственный стиль здорового поведения.

    Как видим, пропаганда здорового образа жизни - очень важная и ответственная социально-педагогическая задача.

    Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка.

    Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды; позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

    Здоровый образ жизни – один из самых главных вопросов современного общества. Многочисленные исследования об оптимальных диетах и ведении повседневной жизни каждый раз преподносят людям всё новые и новые варианты корректировки режима дня с целью поддержания здоровья, как физического, так и психологического. Чтобы интерес к данному процессу не угасал, ведётся активная пропаганда здорового образа жизни.

    Важность пропаганды здорового образа жизни

    Переоценить важность ведения здорового образа жизни просто невозможно, равно как и пропаганду данного действия в современном обществе. Преобладание среди людей пассивного отдыха и времяпрепровождения, в целом, часто становится причиной развития самых разных заболеваний. Некоторые недуги так и характеризуются – болезни малоподвижного образа жизни. К таковым относятся ожирение различной степени, артриты, артрозы, зашлакованность организма, снижение работоспособности, постоянная сонливость и усталость, бессонница, частые ночные кошмары. Вместе с этим повышается и риск возникновения более серьёзных заболеваний, таких как рак, диабет, рассеянный склероз и многое другое.

    Малоподвижность несёт опасность, но ещё больший риск представляет для человека неправильное питание. Большое количество забегаловок быстрого питания привлекают людей яркими вывесками, демократичными ценами и шаговой доступностью, но качество еды в этих заведениях чаще всего оставляет желать лучшего. Но и на этом беды современного общества не заканчиваются – в магазине продаются товары, которые редко соответствуют принципам здорового образа жизни. Консерванты, растительные жиры, канцерогены, пищевые синтетические добавки – всё это не только способствует быстрому набору веса, но и ухудшению здоровья человека. Главная опасность в том, что нарушение деятельности организма происходит постепенно, поэтому не сразу можно выявить то или иное отклонение и из-за чего оно происходит.

    Ещё один противник здорового образа жизни – компьютеризация. Компьютеры везде, интернет – повсюду. Маленькие и большие, стационарные и переносные – теперь их можно взять куда угодно, что резко изменило отношение многих людей к активному отдыху, заменив его достижениями рекордов не по-настоящему, а в виртуальной среде. И чем дальше, тем больше – новые технологии и открытия часто несут новые риски для нарушения людьми принципов здорового образа жизни. Поэтому очень важно осуществлять пропаганду здорового образа жизни в современном обществе.

    Методы пропаганды здорового образа жизни

    1. Телевещание. Сегодня по телевизору показывают множество программ про здоровое питание, о физических тренировках, спорте, особенностях заболеваний, их профилактике, о лекарствах, уместности их применения, а также об уловках предприимчивых личностях людей, которые пытаются нажиться на болезнях граждан. Это один из самых эффективных методов пропаганды. С помощью телевещания людям можно подробно рассказать о плюсах и минусах современной медицины, о том, где и как купить качественные продукты, как правильно пользоваться БАДами и нужно ли это вообще. Здесь же можно узнать о спорте, посмотреть соревнования, увлечься, узнать, где находятся профцентры, куда можно записаться.

    2. Интернет. Он обладает теми же возможностями, что и телевидение. Минусом, пожалуй, будет то, что помимо очень полезной информации, пропагандирующей здоровый образ жизни, есть множество ложных, неподтверждённых опытом рекомендаций. В интернете человек, так или иначе, натыкается на статьи о здоровом образе жизни, видит рекламу фитнес-центров или БАДов для укрепления здоровья, фотографии с последствиями неправильного образа жизни и многое другое. В качестве целенаправленной пропаганды в интернете создаются профильные страницы, описываются возможности спортивных секций. Через интернет можно записаться в спортивный клуб, связаться с врачом и даже получить бесплатную консультацию о том, как сделать свой образ жизни здоровым.

    3. Против вредных привычек. Особое место в пропаганде отводится борьбе против курения, алкоголизма и наркомании. Отказ от этого – основа здорового образа жизни, поэтому встретить на улице сегодня плакат против одной из этих вредных привычек можно достаточно часто. Однако в данном случае пропаганда зависит и от самих людей – сообщая о правонарушениях, связанных с вредными привычками, они также способствуют более широкому распространению информации о здоровом образе жизни.

    4. Секции, открытие спортивных клубов. Открытие спортклубов, бассейнов, секций создаётся в основе своей для привлечения молодёжи, детей и поддержания здоровья пожилых людей. Люди среднего возраста, подростки могут найти здесь свою жизненную цель.