• Как тренировать вокал. Развитие мышц языка. Разогреваемся и тянем гласные звуки начиная с высоких нот до низких

    Часто люди, которые хотят научиться петь, не понимают, что такое вокальная опора. Они ищут ответы в интернете, пытаются повторить ощущения других людей, которые достигли вокальной опоры. В действительности же, ощущения при достижении вокальной опоры у всех разные. Сегодня я попробую помочь Вам разобраться в вопросе: "", что и означает "Как достигнуть вокальной опоры".

    Вокальная опора - это, по сути, пение с помощью диафрагмы. Когда задействуется диафрагма, наши голосовые связки не будут сильно напрягаться, потому что все напряжение идет на диафрагму. Если вы поете на вокальной опоре, то вы можете пропеть хоть несколько часов. В противном случае, у вас будет напряжение в голосовых связках. Вот почему нужно обязательно развить вокальную опору, если Вы собираетесь всерьез заниматься вокалом.

    Без развитой вокальной опоры у новичков часто возникают проблемы:

    • Голос быстро устает;
    • Новичок без вокальной опоры не может брать высокие ноты;
    • Новичок не попадает в ноты. Да-да! Часто эта проблема не является лишь следствием отсутствия слуха. Иногда виной тому - слабое владение вокальной опорой.

    Существуют разные техники вокала, множество различных вокальных школ. Но существует нечто одинаковое для всех - и для оперного певца, и для рок-певца - "Техника вокального выдоха ". По-простому, можно было бы сказать "дыхание ", но дыхание - это и вдох тоже. А вот вдох как раз в разных вокальных техниках может быть разным.

    Как самостоятельно поставить голос?

    1. Вдохните немного воздуха "в живот" (как в живот?) , где-то половину объема легких. Обратите внимание, что когда Вы набрали воздух, живот выпячился вперед, а, вместе с тем, немного напрягся. Совсем немного! При чем это как бы внутреннее ощущение, что все органы "пришли в тонус", но прес не напрягается.

    2. После того, как все органы "пришли в тонус", перенесите свое внимание на связки (Строение голосового аппарата). А теперь подайте немного воздуха из надутого живота на связки. Как это сделать? Представьте, что Вы хотели что-то сказать, но Вас оборвали на получлове: "Я ска...". Но тут Вы замолчали, и воздух уперся Вам в связки.
    Повторите весь процесс несколько раз для лучшего запоминания.

    3. После того, как Вы потренировались в "беззвучном режиме", переходим на звук. Итак, после того, как воздух уперся Вам в связки - начинайте произносить звук. Любой, но обязательно гласный, а лучше А, О или Э, на любой удобной Вам высоте . Это должен быть короткий звук.

    4. Теперь повторяем все от начала до конца . Необходимы многократные повторения, чтобы скоординировалась необходимая работа диафрагмы и голосовых складок. После того, как это произойдет, Вы больше внимания станете уделять самому звуку, а на процессе, описанном выше, уже не будете зацикливаться.

    Постепенно, день за днем, увеличивайте продолжительность звука, а также меняйте гласные: И, Е, У, Я ... Начните с 2-3х секунд, вначале этого будет вполне достаточно. Следите за тем, чтобы звук был ровным и одинаковым по громкости на всем протяжении звука.
    Ровный звук, который Вы пропели с помощью описанного выше процесса - и называется звуком на "Вокальной опоре ".

    Видео о вокальной опоре

    Предлагаю посмотреть видео преподавателя по вокалу - Василия Кашеварова, в котором объясняется, что такое вокальная опора, а также предлагается пара упражнений:

    Заключение

    Вот мы с Вами и выяснили "Как самостоятельно поставить голос" . А дальше - еще интересней! переходим к следующему уроку, из которого Вы узнаете о том, как развить музыкальный слух.

    Всякий человеческий голос имеет свой тембр. Он может быть приятным (мелодичным, благозвучным, бархатным) и противным (скрипучим, писклявым, крикливым). Своим голосом человек способен создать ту или иную атмосферу. Удивительно, но смысл и суть произнесенных слов носят второстепенный характер. В первую очередь обращает на себя внимание музыка вашего голоса. Непроизвольно прислушиваешься к его тону, интонации и тембру. Обладатели сочных и насыщенных голосов привлекают, притягивают и имеют особый магнетизм. Неприятные же, напротив, отталкивают и раздражают окружающих. С такими людьми мало кто жаждет общаться. Поэтому многих интересует ответ на вопрос о том, как сделать голос красивее.

    Природный и приятный голос

    Естественный и свободный голос называют природным. Он максимально отображает внутренний мир человека. С самого рождения мы имеем сильный голос (в подтверждение тому достаточно вспомнить любого здорового младенца). Однако природные возможности голосового аппарата основная масса людей использует всего на 5-10 процентов.

    Приятный голос охватывает все частоты: низкие, средние и высокие. Он является своеобразным отображением личности человека. Если глаза - это зеркало души, то по голосу можно распознать различные черты характера. У лживого и подлого человека он звучит не особо приятно. Если придавать этому значение и обращать внимание на человеческий голос, то достаточно легко определить уровень развития собеседника, его настроение и состояние здоровья, а также истинные намерения. Еще одна распространенная причина - зажимы (внутренние напряжения), которые лишают его свободы. В связи с этим тембр становится беднее, пропадают как сочные, теплые, низкие краски, так и звонкие, высокие. Поэтому обладатели таких голосов задумываются, как сделать голос красивее.

    Многообразие звукоизвлечения

    Человек может извлекать звук, вовлекая в этот процесс все тело. Оно резонирует в силу своей природы от макушки до пяток. Однако из-за наличия зажимов (внутренних напряжений) вибрации не проходят через все тело, а сохраняются на уровне горла. Поэтому распространено такое словосочетание, как "говорить горлом". Это, безусловно, обедняет окраску звука. Специалисты утверждают, что звук можно извлекать разными способами:

    • Говорить горлом.
    • Говорить ртом.
    • Говорить грудью. То есть умение наполнять голосовыми вибрациями грудь.
    • Говорить животом. Это способность наполнять вибрациями живот.

    Внешние факторы воздействия на тембр и красоту голоса

    Для укрепления поддерживающих осанку мышц следует как можно чаще посещать бассейн или плавать в водоемах. Совместно со специальными голосовыми упражнениями это дает ошеломляющий результат. Об отдыхе и продолжительности сна также не нужно забывать. Многие вокалисты справедливо замечают, что звучание голоса напрямую зависит от того, во сколько лечь спать и в какое время проснуться. Скорость речи также поддается контролю. Для этого необходимо быть в определенной степени расслабленным и внутренне спокойным. Благодаря этому голос будет звучать гораздо богаче, сочнее и приятней. Однако невозможно добиться результата искусственным замедлением речи. Если вы неоднократно задумываетесь, как сделать голос красивее, то знайте, что это более чем реально. Если с ним поработать, то можно добиться благозвучных обертонов, легкого и правильного интонирования. Следует помнить, что голос тесным образом связан с вашей личностью и неповторимой индивидуальностью. Поэтому, возможно, вам в некоторой степени придется изменить себя. Приятный голос необходимо иметь не только для того, чтобы петь. Во время собеседования, переговоров или презентаций он также играет главную роль.

    Важные подготовительные этапы

    1. Оздоровление всего организма . В первую очередь нужно избавиться от болезней, которые связаны с горлом. Это ларингит, простуда и прочие. Обратитесь за консультацией к фониатору. Однако процесс звукоизвлечения связан с вибрациями всего тела, а не только горла. Поэтому если у вас есть проблемы с пищеварительной системой, сердечно-сосудистой и легочной, то уделите им должное внимание. Иначе внезапного кашля, одышки, боли в гортани и быстрой утомляемости вам не избежать. На правильную постановку дыхания влияет остеохондроз и искривление позвоночника, что мешает извлечению звука и вызывает охриплость. Подавление эмоций и психологическая зажатость лишают артикуляционной четкости.
    2. Правильное питание . В идеале было бы неплохо отказаться от острой, жирной и соленой пищи, а также от чрезмерно горячего или сильно холодного. Если для вас это очень сложно, то постарайтесь хотя бы включать в рацион такие продукты, которые обогащены витаминами В и С. Это могут быть: апельсины, капуста, печень, рис, шпинат, яйца и другие. Не стоит употреблять за день до важного события семечки, орехи и томаты.
    3. Бросить курить . Вы наверняка слышали о вреде сигарет и папирос. Ни для кого не секрет, что курение негативно влияет и на голосовые связки. Поэтому скорее избавляйтесь от вредной привычки.

    Упражнения для голоса

    Существует ряд упражнений, которые помогут вам достичь желаемого результата.

    1. Постановка дыхания.

    • Глубоко вдохните и сделайте резкий выдох. Представьте, что вы задуваете свечу. Получилось? Теперь тремя предельно короткими выдохами задуйте сразу три свечи, а затем пять. После ежедневных тренировок вы освоите эту технику.
    • Совершите пять длинных и шумных вдохов носом, как будто вы вдыхаете аромат любимого парфюма. После чего сделайте такое же количество выдохов ртом.
    • Представьте себе, что вы едете в лифте, и вам нужно объявлять этажи. Чем ниже этаж, тем ниже будет голос, и наоборот.

    2. Работа над артикуляцией.

    Говорить отчетливо и ясно для окружающих требуется повсюду. Как на важных переговорах, так и в любой другой ситуации. Такие упражнения рекомендуется выполнять глядя на себя в зеркало, так как это помогает следить за мышцами лица.

    • Представьте себе, что ваш язык стал на мгновенье малярным валиком. Теперь вам надо покрасить нёбо очень тщательно.
    • Вообразите, что вы - лошадь, пофыркайте. При этом зубы должны быть сомкнуты, а губы максимально расслаблены, и через них выпускайте воздух с характерным "Фррр".
    • Вытяните губы вперед и немного наружу. Постарайтесь не двигать головой, но при этом рисовать ими различные картинки - от фруктов до сложных композиций.

    Красивые голоса мира

    О великолепном и сильном вокале мечтают исполнители-новички. Безусловно, многое зависит от природных данных. Однако для достижения поставленной цели нужно регулярно заниматься с профессиональными педагогами, вести здоровый образ жизни, постоянно уделять время определенным тренировкам. Существуют такие голоса, которые восхищают своей силой и звучанием, они становятся примером для подражания.

    Топ-10 лучших голосов

    • Рене Флеминг (сопрано). Это самый фантастический и красивый женский голос. Она написала очень полезную книгу о технике вокального мастерства "Внутренний голос".
    • Плачидо Доминго (тенор). Обладатель виртуозного и богатого голоса. Исполнитель очень сложных партий.
    • Лео Нуччи (баритон) имеет мощный, гибкий и самый красивый голос.
    • Крассимира Стоянова (сопрано). У нее прозрачно и чисто звучат верхние ноты.
    • Сэмюэль Рэми (бас). Мощный и фактурный голос.
    • Нетребко Анна (сопрано). Имеет блестящий тембр и безупречную вокальную технику.
    • Ильдар Абразаков (бас).
    • Роберто Аланья (тенор).
    • Сергей Лейферкус (баритон). Универсален как в оперном, так и камерном жанре.
    • Юрий Марусин (тенор).

    Заключение

    Каждый голос имеет свой тембр. Он может быть приятным и завораживать своим звучанием, а может раздражать и "резать" слух. На его красоту немало воздействуют внешние факторы. Это и осанка, и скорость речи, и степень "выспанности". Для того чтобы иметь самый красивый голос, нужно придерживаться ряда правил. Следить за здоровьем своего организма, не курить и правильно питаться. Также следует выполнять определенные упражнения для голоса, которые помогут достичь желаемого результата. Существуют такие голоса, которые восхищают своей силой и звучанием, именно они становятся примером для подражания.

    «Как мне научиться красиво петь?» – таким вопросом задаётся, наверно, каждый начинающий вокалист.

    «Как улучшить качество пения учеников?» – вопрос, волнующий педагогов.
    Идеальные голоса, без дефектов, лично в моей практике встречаются редко. В основном наблюдаются следующие недостатки звучания голоса:

    • качание и тремоляция;
    • гнусавость;
    • фальшивая интонация;
    • тихий звук.

    Хорошая новость, что благодаря ежедневной, планомерной, систематической работе можно либо полностью устранить эти недостатки, либо значительно улучшить качество пения.

    Каким образом? Разберем каждый случай в отдельности.

    Качание голоса и тремоляция.

    Такой недостаток чаще всего встречается у певцов в возрасте, но может возникнуть и у детей, и у молодых вокалистов. Голос льётся не ровно и гладко, а как бы дрожит, качается между соседними звуками, пульсирует.
    По природе своей это вибрация .

    Размах – это степень крайних отклонений звука от основного тона.
    Скорость – это частота колебаний в секунду.

    Вибрация в 6-7 колебаний в секунду называется ВИБРАТО.
    Вибрато является свойством хорошего вокала. Оно придаёт голосу яркость и динамичность.

    Но если скорость вибрации больше или меньше 6-7 колебаний – это уже недостаток, требующий исправления.
    При скорости вибрации больше 6-7 колебаний появляется тремоляция («барашек»), а при меньшей скорости – неустойчивая интонация, качание звука .

    Причины возникновения этих недостатков могут быть самые различные: это и заболевания голосового аппарата, и органические недостатки (возрастные изменения).

    Но если здоровье в порядке, то основными причинами возникновения качания и тремоляции, на мой взгляд, являются:

    • неправильная постановка голоса;
    • отсутствие навыка певческого дыхания;
    • постоянное форсирование звука.

    Каковы же методы исправления?

    1) Прежде всего, необходимо научиться правильно дышать при пении. Вдох должен быть активным, бесшумным и глубоким, а выдох ровный и продолжительный. Для тренировки можно использовать различные упражнения дыхательной гимнастики.

    2) Петь упражнения с закрытым ртом на согласный «м», тренировать ровный, без толчков, выдох.

    3) Петь упражнения с открытым ртом, хорошо прикрытым звуком. Самые лучшие гласные для устранения тремоляции – это «у» и «о».

    Пение должно быть негромким, максимум mf, без форсирования, так как при громком пении вибрация увеличивается. Упражнения должны быть построены на ряде последовательных тонов в пределах квинты, не больше. Темп небыстрый, максимально позволяющий снять качание.

    Усложнять упражнения и прибавлять темп следует постепенно, по мере выравнивания звука.

    Гнусавость голоса.

    Пение в нос – часто встречающийся недостаток.

    Гнусавость может возникнуть в результате заболевания (простуда, заложенность носа). В этом случае нужно обратиться к врачу, пройти лечение.

    Вторая причина – отсутствие певческого навыка, вялая нёбная занавеска. Вместо того, чтобы находиться в приподнятом положении, она провисает. В результате звук в основном проходит через нос, и возникает гнусавый оттенок голоса.

    Исправление – пение на гласные «у» или «о», так как при их исполнении нёбная занавеска значительно сокращается. При этом губы должны быть очень активными, а рот должен достаточно широко раскрываться.

    Также хорошо помогает пение и говорение с зажатым носом. Подробнее читайте и слушайте

    Фальшивая интонация.

    Опять же причины возникновения могут быть самыми различными. Сначала выясняем причину, потом принимаем меры по её устранению.

    Фальшивое пение может быть результатом простудного заболевания, болезни горла, заложенности носа. Понятное дело, что в таком состоянии не нужно петь, а нужно лечиться.

    Физическая слабость, переутомление, мутация тоже могут стать причиной неточного интонирования в пении. Что нужно делать? Укреплять своё здоровье, заниматься спортом, грамотно планировать работу и отдых.

    Другие причины, которые можно исправить в процессе обучения:

    • неразвитость музыкального слуха, отсутствие координации между слухом и голосом;
    • неправильное формирование звука, пение в низкой позиции;
    • небрежное исполнение, когда певец не старается петь идеально чисто.

    Методы исправления.

    • Развивать общую музыкальность, музыкальный кругозор, слушать больше разнообразной хорошей музыки в профессиональном исполнении.
    • Развивать музыкальный слух: мелодический, гармонический, внутренний.
    • Учиться анализировать своё пение, контролировать, опираясь на свои внутренние ощущения, возникающие при пении.
    • Петь упражнения на стаккато в небыстром темпе (это очень действенный приём для исправления интонации).
    • Петь упражнения сначала с постоянным сопровождением инструмента (очень важно, чтобы инструмент был настроен!), затем чередовать пение с сопровождением и без него, а потом исполнять упражнения a cappella, т. е. без поддержки инструмента.

    Только при пении a cappella можно научиться петь чисто, держаться в тональности. Этот приём развивает музыкальный слух и самоконтроль певца.

    Тихое пение.

    Тихий, вялый и слабый звук может возникнуть по следующим причинам:

    • плохое дыхание;
    • особенности характера – робость, скованность, стеснительность, неуверенность в себе.

    Исправление в плане работы над вокалом:

    • использование твёрдой атаки звука;
    • пение упражнений на стаккато, затем на чередование стаккато и легато;
    • пение упражнений и произведений в быстром темпе и с острым ритмом.

    Что же касается воспитания характера, то для получения быстрого результата я рекомендую обратиться к специалисту, найти хорошего психолога, коучера, пройти тренинг личностного роста.

    Важно всегда петь эмоционально, чувствовать себя свободно, раскованно. Внутреннее чувство свободы, уверенность в себе — залог успеха в любой деятельности. Но об этом — в одной из следующих статей.

    Содержание:

    Своему успеху многие люди обязаны собственному голосу. Его тембр важен для нас так же как внешний вид, имидж и манеры поведения. Развитию голоса следует уделять достаточно времени, ведь это тот инструмент, при помощи которого мы доносим свои мысли до окружающих. От наших голосовых и речевых данных зависит взаимопонимание между нами и людьми. Хорошо поставленный голос делает речь ясной и приятной для окружающих, помогает произвести первое впечатление, может помочь убедить человека в нашей правоте, перетянуть его на нашу сторону.

    Вам нравится свой голос?

    Давно установлено, впечатления людей от общения друг с другом основано на языке тела (54 процента), 37 процентов уделяется тембру голоса и дикции речи и лишь 6 процентов словам, которые они произносят. Поэтому проблема хорошего голоса для человека чрезвычайно актуальна, поскольку определяет около 35 процентов его успеха в жизни.

    Другими словами, ваш голос должен содействовать судьбе и карьере, а не портить их. Не важно, кто вы: политик или актер. Каждому из нас приходится разговаривать с людьми с целью получения от них той реакции, которая нам нужна. Мы заинтересованы в том, чтобы нас выслушали и поняли, чтобы наши слова подействовали, дошли до другого человека. А в случае произнесения позитивных утверждений или аффирмаций, что бы они дошли до нас самих.

    Ваш голосовой инструмент принадлежит только вам, и только вы можете им воспользоваться. По возможности, запишите свой голос на диктофон и прослушайте записанное. Понравилось ли вам? Устраивает ли вас ? Или вы воскликнули: «Неужели этот голос — мой?». После того, как вы поймете, что участвует в образовании голоса, вы сможете выработать свои способы его улучшения.

    Он создается в глубине нашего организма, а не только в области голосовых связок. Диафрагмальное дыхание поддерживает голосовой процесс, гортань выталкивает воздух сквозь резонаторы, а органы артикуляции позволяют нам произносить звуки и слова. Этими процессами управляет подсознание, отражая голосом всю вашу сущность и то состояние, в котором вы в данный момент находитесь.

    К примеру:

    Из-за волнения вы теряете контроль над собой – у вас повышается тон голоса

    Ускоренный темп речи говорит о вашей неуверенности в себе

    Вы отвечаете раньше заданного вопроса – вы оправдываетесь или чем-то раздражены

    Взяв трубку телефона, бесцельно начинаете ходить по комнате – вы волнуетесь или смущены

    Если вы устраиваетесь поудобнее в кресле или делаете паузу перед ответом на звонок, то вы спокойны и уверенны в себе.

    Существуют гласные звуки, оказывающие воздействие на разные органы человека.

    Вот, например:

    а-а-а, и-и-и — вызывают колебания в голове

    э-э-э — в железах и в мозг

    у-у-у — в глотке, гортани

    м-м-м — в легких

    о-о-о — в средней части груди

    су-су-су — в нижней части легких

    о-о-о — в диафрагме

    Как понять, нужно ли вам заниматься развитием голоса? Вот некоторые сигналы, свидетельствующие об этом:

    Часто люди просят вас повторить то, что вы им сказали

    У вас есть страх публичных выступлений

    У вас заметный акцент

    Чувствуете, как устает ваше горло после двенадцатиминутного разговора

    Вам приходится объяснять слушателям, что вы занимаете высокую должность, потому что по вашей речи они этого не чувствуют

    Забудьте нижеперечисленные прилагательные, которые будут мешать вам в жизни из-за неприятного голоса:

    Монотонный

    Скрипучий

    Гнусавый

    Картавый

    Писклявый

    Дрожащий

    Плаксивый

    Неуверенный

    Саркастический

    Слишком громкий

    С одышкой

    Замените их следующими, хорошо подходящими для аффирмаций:

    Уверенный

    Приятный

    Красивый

    Спокойный

    Доверительный

    Дружеский

    Выразительный

    Мелодичный

    Властный

    Естественный

    Заботливый

    Прослушав свой голос на диктофоне, вы поймете для себя: стоит ли вам работать над своим голосом. Если ответ положительный, то в каком направлении? Вспоминая о том, что процесс формирования голоса управляется на подсознательном уровне, становится очевидно: плохой голос — это прежде всего ваша ситуация, которую можно «лечить» перепрограммированием подсознания. А сформулировать ситуацию для перепрограммирования чрезвычайно просто: «У меня скучный голос (монотонный, скрипучий, гнусавый и т.д)». При этом подсознание укажет вам причины, по которым оно генерирует именно такой голос. Чаще всего возникают мысли по поводу заносчивости или гордыни (громкий и резкий голос – «нечего общаться с шутами!») или из-за низкой самооценки (тихий, слабый голос – «я недостойный, больной, слабый, ничтожный и т.д.). Но вполне возможны и другие варианты. После перепрограммирования подсознания вы узнаете позитивное намерение, которое обычно бывает весьма одобрительным. Что-то вроде «не тратить время и силы на тех, кто всё равно этого не поймёт (для заносчивости и гордыни) или «уберечь себя от ненужных проблем» (в других случаях).

    После процесса «перепрошивки» подсознания, ваш голос может настолько измениться, что не потребуется никаких совершенствований. Но если вы хотите придать определенный тембр, увеличить его силу или что-то еще, то вам следует выполнять упражнения для развития голоса. Лучше всего начать с постановки правильного речевого дыхания, которое обеспечит оптимальное звукообразование и мелодичность речи.

    Упражнения для постановки речевого дыхания

    1. Выберите удобную для вас позу, положите одну руку на живот, другую – на нижнюю часть грудной клетки сбоку. Глубоко вдохните через нос (живот при этом должен выпятиться вперед, а нижняя часть грудной клетки должна расшириться). Сразу же после вдоха сделайте плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимают исходное положение).

    2. Сделайте короткий и спокойный вдох через нос, задержав воздух в легких на 3-4 секунды. После этого произведите плавный и протяжный выдох через рот.

    3. Произведите короткий вдох (рот при этом открыт) и на плавном продолжительном выдохе произнесите один из гласных звуков (у, а, о, ы, и, э).

    4. Плавно произнесите на одном выдохе несколько звуков:

    аaaaaуууууу

    аaaaaыыыыы

    5. Гудение

    Встаньте и громко «прогудите» гласные 3 раза: «А», «Э», «И», «О», «У». При этом обратите внимание:

    1. Замечайте, где звук рождается, как он движется внутри вас.
    2. Когда гудите, воздух выдыхайте не до конца. Заканчивайте гудеть, когда внутри еще остается запас воздуха на 20-22% от объема легких. Так вам будет легко набрать дыхание.
    3. Старайтесь посочувствовать вибрации, которые возникает в грудной клетке при гудении.
    4. Максимально расслабьте свое тело: плечи, шея, спина, руки, ноги, живот…

    Если гудеть вслух не получается, то попробуйте сделать это беззвучно. Вы заметите, что когда вы слегка приоткрываете рот и начинаете гудеть без звука, то на 85% напрягаются те же самые мышцы, которые работают, когда вы гудите в полный голос.

    7. Прочтите скороговорки, пословицы, поговорки на одном выдохе. Обязательно обращая внимания на указания в первом упражнении.

    На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова – не руби дрова на траве двора.

    На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.

    Правой рукой строят – левой ломают.

    Живи не как хочется, а как Бог велит.

    Есть время плакать, есть и веселиться

    Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка…

    Психологические упражнения для развития голоса, отработка благозвучности

    Развить свой голос вы можете также как, например, развить мускулатуру при занятии спортом. Как результат, ваш тембр измениться, голос станет благозвучным, его диапазон расшириться, а произношение станет более отчетливым. Рекомендуем выполнять эти упражнения ежедневно, по утрам. Это зарядит вас бодростью на весь последующий день. Помимо красивого и приятного голоса, вы будете чувствовать себя значительно лучше.

    1. Сделайте выдох, затем вдохните и произносите каждый звук насколько вам хватит дыхания. Вдохните и начинайте:

    ииииииииии

    эээээээээээ

    аааааааааа

    оооооооооо

    уууууууууу

    Звуки даны в такой последовательности не случайно. Вы начинаете со звука «и» — он имеет самую высокую частоту. Если вы при этом положите ладонь на голову, то ощутите легкую вибрацию. Это свидетельствует о более интенсивном кровообращении.

    При звуке «э» активизируется область горла и шеи. Вы также это можете почувствовать – приложите руки к этим областям.

    Произнесение звука «а» благоприятно воздействует на область грудной клетки.

    Произнося звук «о», вы усиливаете кровоснабжение сердца.

    А упражнение со звуком «у» оказывает полезное воздействие на нижнюю часть живота.

    Медленно произносите все звуки один за другим четыре раза. Если вы хотите, чтобы тембр голоса стал более низким, а голос более выразительным и глубоким, то в течение дня многократно произносите звук «у».

    2. Теперь следует активизировать область груди и живота. Для этого надо произносить звук «м» с закрытым ртом. Упражнения на звук «м» проделайте три-четыре раза. В первый раз очень тихо, второй раз – погромче, в третий и четвертый раз — как можно громче. Если вы положите ладонь на живот, ощутите сильную вибрацию.

    Особое внимание следует уделить звуку «р», так как он способствует улучшению произношения и придает голосу силу. Для того, чтобы расслабить язык, проведите предварительную подготовку: поднимите кончик языка к небу за передними верхними зубами и «порычите» как тигр. Итак, выдохните, потом вдохните и начинайте «рычать». После этого выразительно и громко произнесите следующие слова:

    Радио, рулет, ракетка, роль, рояль, рысь, ковер, напор, тропа, тростник и т.д.

    3. Произнесите протяжно и плавно слоги:

    ми, мэ, ма, мо, му, мы.

    4. Упражнение «Тарзан»

    Итак, Встаньте прямо, сделайте выдох, затем глубокий вдох. Сожмите руки в кулаки. Помните, как Тарзан колотил себя кулаками по груди? Громко произносите звуки «ииииииииии» и одновременно сделайте то же самое.

    Теперь продолжите выполнять это упражнение со звуками:

    аааааааааа

    оооооооооо

    ууууууууууу

    эээээээээээ

    По окончании упражнения вы заметите, как очищаются ваши бронхи от слизи, как ваше дыхание становится естественным, как вы заряжаетесь энергией. Хорошенько откашляйтесь, избавьтесь от всего ненужного! Следует выполнять это упражнение для развития голоса только по утрам, поскольку оно обладает возбуждающим действием.

    4. Индийские йоги известны своим глубоким и красивым голосом, который достигается с помощью одного простого упражнения.

    Встаньте прямо и поставьте ноги на ширину плеч. Выполните несколько спокойных вдохов и выдохов. Затем наберите воздух в живот и сделайте один резкий выдох, сопровождаемый звуком «Ха-а». Выдох должен быть полным, а звук таким громким, как это только возможно. При этом можете чуть наклонить корпус вперед.

    Работа над дикцией

    Дикцией — ясное и отчетливое произношение всех звуков родного языка с правильной их артикуляцией. Четкое произношение слов обеспечивается за счет правильной артикуляции каждого звука и умения широко открывать рот. Поскольку если вы недостаточно широко открываете рот, то речь у вас будет «цедиться сквозь зубы».

    Артикуляция также управляется на уровне подсознания. Поэтому следует понять те причины, по которым у вас плохая дикция, и перепрограммировать их уже известными приёмами.

    Например: «У меня плохая дикция», «Я говорю нечетко», «Я не могу произнести звук «Р». Причинами плохой дикции чаще всего являются отрицательные мысли типа «Моё дело молчать» или «В моём роду нет «.

    После перепрограммирования подсознания дикция, как правило, заметно улучшается. А для последующего развития подвижности органов артикуляции и умения широко открывать рот в процессе речи используются специальные упражнения.

    Развитие подвижности нижней челюсти

    1. Свободно опускайте нижнюю челюсть до тех пор, пока между зубами не будет промежуток в один большой палец.

    2. Беззвучно и протяжно, на одном выдохе, произнесите гласные звуки:

    ааааааааааааа

    ооооооооооооо

    ууууууууууууу

    иииииииииииии (рот приоткрыт)

    ёёёёёёёёёёёёё (расстояние между зубами в один палец);

    яяяяяяяяяяяяяя (расстояние между зубами в два пальца);

    ооооооооооооо

    ууууууууууууу

    иииииииииииии

    ёёёёёёёёёёёёё

    яяяяяяяяяяяяяя

    4.Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе:

    аааааооооо

    ааааауууууу

    аааааиииии

    оооооааааа

    оооооууууу

    ааааауууууооооо

    иииииээээээаааааа

    аааааиииииэээээооооооуууууу

    При произнесении следите за своим ртом: он должен быть широко открытым.

    5. Произнесите скороговорки, поговорки, пословицы, в которых присутствуют несколько гласных звуков, требующими широкого раскрытия рта.

    Например:

    Щипцы да клещи, вот наши вещи.

    У ужа ужата, у ежа ежата.

    Два сапога — пара.

    Мал, да удал.

    Знай край, да не падай.

    Каков рыбак, такова и рыбка.

    Под лежачий камень вода не течет.

    6. Прочтите стихотворение, четко произнося звуки а, о, я:

    Служив отлично благородно,

    Долгами жил его отец,

    Давал три бала ежегодно

    И промотался наконец.

    Судьба Евгения хранила:

    Сперва Madame за ним ходила,

    Потом Monsieur ее сменил.

    Ребенок был резов, но мил.

    Monsieur l’Abbe, француз убогой,

    Чтоб не измучилось дитя,

    Учил его всему шутя,

    Не докучал моралью строгой,

    Слегка за шалости бранил

    И в Летний сад гулять водил.

    А.С. Пушкин

    В процессе выполнения упражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки произносите, слегка подчеркивая их.

    Упражнения для развития подвижности губ

    При недостаточной подвижности губ страдает четкость и ясность произношения многих звуков. Так, для произнесения звуков «у» и «ю» требуется вытянуть губы вперед трубочкой. Для «о», «ё» — округлить губы, а для звуков «с» и «з» — растянуть губы в улыбке.

    Используйте следующие упражнения для развития губ:

    1. Растяните губы в улыбке, не обнажая зубы.

    2. Растяните губы в улыбке с обнажением зубов. Рот при этом закрыт.

    3. Плотно сомкнутые губы вытяните вперед (как при свисте).

    4. Вытяните губы вперед в форме трубочки.

    5. Чередуйте «трубочку» и «улыбку».

    6. Поднимите верхнюю губу, обнажив верхние зубы, затем опустите нижнюю губу, обнажив нижние зубы.

    7. Медленно произнесите гласные звуки (сначала без голоса, но тщательно звуки, затем с ним):

    оооооо (губы овалом)

    уууууу (губы трубочкой)

    ииииии (губы растянуты в улыбке)

    8. Произнесите согласные (сначала беззвучно, затем с голосом):

    сссссс, зззззз (губы растянуты в улыбке)

    шшшшшш, жжжжжж (губы вытянуты вперед)

    9. Теперь, Слитно и протяжно произнесите несколько звуков на одном выдохе:

    ииииуууу (губы сначала растянуты, затем принимают форму трубочки)

    оооуууииии (округлены, «трубочка», «улыбка»)

    ууууииии (губы из формы трубочки переходят в форму улыбки)

    ааааииииууууыыыы

    ссссссшшшшш (при произнесении звука «с» губы растянуты, при произнесении «ш» вытянуты вперед)

    ззззззжжжжж (при произнесении «з» растянуть губы, при произнесении «ж» вытянуть вперед)

    10. При плотно сомкнутых губах произносить взрывные звуки «п» и «б» (поп, бобы, бобер, крупа, барабан, полет).

    11. Закрепите ясность и четкость произношения звуков в словах:

    Ева, игра, утка, курок, стиль, овес, ослик, юла, юнга, юг, ёжик, Ира, институт, инкубатор, укрытие, улитка, ощущение, окулист, оборудование, сок, колесо, шапка, шторы, жук, живот, Саша, солнышко, железо, палка, веник, велосипед, фартук, фуфайка, куртка.

    Следите за положением губ перед зеркалом при произношении слов.

    12. Прочтите скороговорки, пословицы, и поговорки. Не забывайте следить за правильным положением губ и за четкостью произнесения слов.

    У осы не усы, не усищи, а усики.

    У ёлки иголки колки.

    Радость не вечна, печаль не бесконечна.

    Друг за друга стой и выиграешь бой.

    Капуста любит воду и хорошую погоду.

    От умного научишься, от глупого разучишься.

    13. Прочтите вслух рассказ и проследите за тем, чтобы губы принимали активное участие в произнесении звуков и слов.

    Весна

    На солнце нельзя было теперь взглянуть, - лохматыми ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака, словно кучи снега. Весенние ветерки пахнули свежей травой и птичьими гнездами.

    Перед домом лопнули большие почки на душистых тополях, на припеке стонали куры. В саду, из разогретой земли, протыкая зелеными кочетками догнивающие листья, лезла трава, весь луг подернулся белыми и желтыми звездочками. С каждым днем прибывало птиц в саду. Забегали между стволами черные дрозды - ловкачи ходить пешком. В липах завелась иволга, большая птица, зеленая, с желтой, как золото, подпушкой на крыльях, - суетясь, свистела медовым голосом.

    Как солнцу вставать, на всех крышах и скворечниках просыпались, заливались разными голосами скворцы, хрипели, насвистывали то соловьем, то жаворонком, то какими-то африканскими птицами, которых они наслушались за зиму за морем, - пересмешничали, фальшивили ужасно. Сереньким платочком сквозь прозрачные березы пролетел дятел, садясь на ствол, оборачивался, дыбом поднимал красный хохолок.

    И вот в воскресенье, в солнечное утро, в еше не просохших от росы деревьях, у пруда закуковала кукушка: печальным, одиноким, нежным голосом благословила всех, кто жил в саду, начиная от червяков;

    Живите, любите, будьте счастливы, ку-ку. А я уж одна проживу ни при чем, ку-ку…

    Весь сад слушал молча кукушку. Божьи коровки, птицы, всегда всем удивленные лягушки, сидевшие на животе, кто на дорожке, кто на ступеньках балкона, - все загадали судьбу. Кукушка куковала, и еше веселее засвистал весь сад, зашумел листьями… Медовым голосом, точно в дудку с водой, свистит иволга. Окно было раскрыто, в комнате пахло травой и свежестью, свет солнца затенен мокрой листвой. Налетел ветерок, и на подоконник упали капли росы… До того было хорошо, проснувшись, слушать свист иволги, глядеть в окно на мокрые листья.

    Толстой Алексей Николаевич

    Развитие мышц языка

    Язык активно участвует в образовании большинства звуков. От его работы во многом зависит четкость речи. Особые трудности возникают, когда необходимо быстро переключить движение языка с одного положения на другое. Для укрепления мышц языка, улучшения его подвижности, следует четко отработать следующие движения.

    1. Высуньте язык наружу и двигайте им влево, вправо, вверх, вниз несколько раз.

    2. Высуньте наружу язык и произведите круговые движения слева направо, затем наоборот.

    3. При открытом рте и слегка высунутом языке сделайте его широким, узким (кончик и боковые края приподняты).

    4. Слегка приподнятым напряженным кончиком языка «почистите» верхние зубы с наружной и внутренней стороны, в направлении от внутренней стороны зубов к наружной и наоборот.

    Вы поможете использовать зеркало при необходимости. Добейтесь, чтобы все движения языком выполнялись свободно и естественно.

    Развиваем силу голоса

    1. Прочитайте тексты, меняя в зависимости от содержания силу голоса:

    Была тишина, тишина, тишина.
    Вдруг грохотом грома сменилась она!
    И вот уже дождик тихонько - ты слышишь? -
    Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.

    Гром грохочет - бух! Трах!
    Словно горы рушит.
    Тишина в испуге - ах! -
    Затыкает уши.
    Наверно, сейчас барабанить он станет.
    Уже барабанит! Уже барабанит!
    Скажи погромче слово «гром» —
    Грохочет слово, словно гром!
    Я сижу и слушаю, не дыша,
    Шорох шуршащего камыша.
    Камышинки шепчутся:
    - Ши, ши, ши!
    - Что вы тихо шепчете, камыши?
    Разве так шушукаться хорошо?
    А в ответ шуршание:
    - Шо, шо, шо!
    - С вами я шушукаться не хочу!
    Я спою над речкой и спляшу,
    Даже разрешения не спрошу!

    Я спляшу у самого камыша!
    Камышинки шепчутся:
    - Ша, ша, ша…
    Словно просят шепотом:
    - Не пляши!..
    До чего пугливые камыши!

    Иду вперед (топ-топ-топ) -
    И снег идет (тирлим-бом-бом),
    Хоть нам совсем, совсем не по дороге!
    Но только вот (топ-топ-топ)
    Скажите, от - (тирлим-бом-бом),
    Скажите, от - чего так зябнут ноги?

    Упражнения на изменение высоты голоса и расширение его диапазона

    1. «Этажи»

    Называйте этажи, по которым вы мысленно поднимаетесь, повышая каждый раз тон голоса, а затем “спускайтесь” вниз, понижая его тон.

    «Гнев, о богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына!»

    3. Прочитайте стихотворение таким образом, чтобы повышение и понижение высоты голоса соответствовало содержанию высказывания:

    Чтоб овладеть грудным регистром,
    Я становлюсь аквалангистом.
    Все ниже опускаюсь, ниже!
    А дно морское ближе, ближе!..
    И вот уж в царстве я подводном!
    Хоть погрузился глубоко,
    Но голосом грудным, свободным
    Распоряжаюсь я легко.
    Чтоб овладеть грудным регистром,
    Полезно стать аквалангистом.

    Отработка полетности голоса

    1. Для выполнения этого упражнения нужны два человека. Между ними должно быть достаточно большое расстояние (7-10 метров). Говорить нужно тихо, но отчетливо. Тема беседы заранее не обговаривается. Перед выполнением упражнения вы должны разработать речевую ситуацию (например, представить, что рядом находится кто-то третий, которому по каким-либо причинам не должно стать известным содержание вашей беседы).

    Упражнение на выработку подвижности голоса

    1. Сначала медленно произносите слова, затем постепенно ускоряйте темп до очень быстрого с последующим замедлением:

    «Быстро мчались, быстро мчались, быстро мчались… быстро мчались… быстро мчались».

    2. Прочитайте приговорку с постепенным ускорением:

    Божья коровушка,
    Полети на облышко,
    Принеси нам с неба,
    Чтобы было летом:
    В огороде бобы,
    В лесу ягоды, грибы,
    В роднике водица,
    Во поле пшеница.

    3. Прочитайте стихотворение в заданном темпе:

    Еле-еле, еле-еле — — -(медленный темп)
    Завертелись карусели. — — -(медленный темп)
    А потом, потом, потом — — -(средний темп)
    Все бегом, бегом, бегом! — — -(быстрый темп)
    Все быстрей, быстрей, бегом, — — -(очень быстрый темп)
    Карусель кругом, кругом! — — -(очень быстрый темп)
    Тише, тише, не спешите — — -(средний темп)
    Карусель остановите. — — -(средний темп)
    Раз, два, раз, два — — -(медленный темп)
    Вот и кончилась игра. — — -(медленный темп)

    Мы идем по кругу,
    Посмотри.
    И шагаем дружно: раз, два, три.
    Мы скачем по дороге,
    Меняем часто ноги.
    Поскакали, поскакали:
    Скок-скок-скок!
    А потом как аист встали -
    и молчок!

    5. Прочитайте стихотворение. Выбирайте темп речи, соответствующий содержанию текста:

    Убежало молоко,
    Убежало молоко!
    Вниз по лестнице скатилось,
    Вдоль по улице пустилось,
    Через площадь потекло,
    Постового обошло,
    Под скамейкой проскочило,
    Трех старушек подмочило,
    Угостило трех котят,
    Разогрелось - и назад:
    Вдоль по улице летело,
    Вверх по лестнице пыхтело
    И в кастрюлю заползло,
    Отдуваясь тяжело.
    Тут хозяйка подоспела:
    - Закипело?
    - Закипело!

    6. Подберите стихотворное произведение, в котором изменение темпа речи играет важную роль для понимания содержания.

    Отрабатываем тон речи

    1. Произнесите фразу «Ах, какая женщина» так, чтобы выразить:

    • вопрос
    • удивление
    • восхищение
    • презрение
    • сочувствие
    • пренебрежение
    • зависть
    • вопрос-переспрос

    2. Прочитайте текст в соответствии с примечаниями:

    Пришла?! Мне страшно за тебя! — — -(со страхом)
    Во всем вини саму себя! — — -(со страхом)

    Пришла?! А самолюбье где? — — -(с осуждением)
    За ним как верный пес везде! — — -(с осуждением)

    Пришел!? Так обмануть меня! — — -(с презрением)
    Ты не мужик, а размазня! — — -(с презрением)

    Пришел?! Вот и попался, друг! — — -(с ехидством)
    Меня ведь не обманешь вдруг! — — -(с ехидством)

    Пришла! Знать, так тому и быть! — — -(радостно)
    Нам друг без друга не прожить! — — -(радостно)

    Ушел!.. Придет иль нет? Загадка. — — -(с тревогой)
    Я поступила с ним так гадко! — — -(с тревогой)

    Ушел! Гора свалилась с плеч! — — -(с облегчением)
    Избави бог от этих встреч! — — -(с облегчением)

    «Миша, хватит сердиться! Извини меня, если я тебя обидела…»

    «И ты еще издеваешься? И ты еще осмеливаешься спрашивать?»

    «Я на тебя нисколько не сержусь. Честное слово.»

    «Я ни в чем не виновата!»

    «Да-а-а, с тобой каши не сваришь…»

    Сказала она тихо, но решительно.

    С сожалением протянула она.

    Кричала и даже взвизгивала она, размахивая руками.

    4. Определите, каким тоном разговаривают с Золушкой отец, мачеха, сестры, фея, принц. Слова для справок: добрый, злой, восторженный, равнодушный, грубый, нежный, удивленный, испуганный, грустный, официальный, дружеский.

    5. Расскажите об опоздании работника на работу от лица начальника и самого сотрудника.

    6. Придумайте сами речевую ситуацию, в которой об одном и том же событии можно рассказать от лица разных героев. Обратите внимание на тон речи.
    7. Подберите отрывок из детского произведения с прямой речью героев. Проанализируйте, каким тоном надо читать реплики. Какие средства в тесте помогают правильно выбрать тон речи?

    Упражнения для четкого произношения согласных звуков в слогах

    Прочтите следующие слоги:

    1. па, по, пу, пы, пэ, пя, пё, пю, пи, пе,

    та, то, ту, ты, тэ, тя, тё, тю, ти, те,

    са, со, су, сы, сэ, ся, сё, сю, си, се,

    жа, жо, жу, жи, же;

    2. ап, оп, уп, ып, эп, ат, от, ут, ыт, эт,

    ас, ос, ус, ыс, эс,

    аш, ош, уш, ыш, эш

    Отработка слов со стечением согласных звуков

    Прочтите вслух слова со стечением двух, трех и четырех согласных звуков:

    Вход, вложить, поклажа, турист, карта, клумба, служба, хвост, смахнуть, смекнуть, собрать, ястреб, канадцы, мгновение, плотва, штамп, прыщ, чванливый, вплавь, вплести, вправить, сдвинуть, искра, раскармливать, холст, взгляд, гротескный, груздь, застлать, сгладить, столбняк, сгладить, столбняк, ствол, шпроты, всплыть, вскрыть, здравница, схватка, встретить, надсмотрщик, обмундирование, метростроевец, дуршлаг, странствие, транскрипция.

    Четкое произношение звуков и слов в речи

    Для отработки четкости и ясности произнесения согласных звуков полезно использовать скороговорки, построенные на сочетании согласных звуков. Чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово и каждый звук. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы четкость и ясность произнесения не снижалась.

    Ткет ткач ткани на платки Тане.

    Купи кипу пик.

    Водовоз вез воду из водопровода.

    Галка села на палку, палка ударила галку.

    У быка бела губа была тупа.

    Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

    На семеро саней по семеро в сани уселись сами.

    Цыпленок цыпли цепко цеплялся за цепь.

    У боярина бобра нет богатства, нет добра – два бобренка у бобра лучше всякого добра.

    Чешуя у щучки, щетина у чушки.

    Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

    Зажужжала пчела, дожужжалась паука.

    На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова — не руби дрова на траве двора.

    Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

    Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

    Короткие и небольшие скороговорки произносите на одном выдохе. Соблюдайте слитность их произнесения.

    Заключение

    Для дальнейшего закрепления хорошей дикции вы можете читать вслух поэтические тексты. При этом следует также следить за работой губ, языка, нижней челюсти, за отчетливым произнесением гласных и согласных звуков, не допуская при этом подчеркнутого их произнесения.

    Каждое упражнение отрабатывается до тех пор, пока оно не будет выполняться легко и естественно.

    При работе над дикцией необходимо учитывать правильное использование речевого дыхания и голоса. А при произнесении скороговорок необходимо правильно доносить их смысл и содержание, уместно делать паузы, своевременно набирать воздух.

    Проводите занятия по отработке хорошей дикции речи ежедневно, уделяя минимум 12-15 минут. Переход к следующему упражнению осуществляется только после того, как будет достаточно четко отработано предыдущее.

    Талантливое и красивое пение вызывает восхищение у окружающих, поэтому многие хотят научиться петь. Конечно, можно пойти учиться в музыкальную школу или на специальные мастер-классы. Но задачу, как развить голос, можно решить и в домашних условиях. Главное, знать принципы, на которых основывается профессиональный вокал.

    Как развить голос?

    Чтобы научиться красиво петь, нужно уметь владеть голосовыми связками. Достигается это выполнением определенных упражнений. Проходя мимо музыкальной школы или училища можно услышать, как студенты на распев поют звуки. Это и есть одно из таких упражнений. Связки представляют собой мышцы, которые нужно постоянно тренировать. Профессиональные музыканты занимаются этим с самого детства, поэтому мы заслушиваемся их голосами.

    Существуют и другие упражнения, как развивать голос для пения:

    • произносите нараспев слоги, в которых есть глухие и звонкие согласные звуки;
    • читайте прозу вслух, растягивая предложения, как в песне;
    • пойте скороговорки;
    • тренируйте артикуляцию, раскрывая рот при пении как можно шире.

    Особенно красиво звучит глубокий, грудной голос. Его тоже можно развить, но для начала проверьте, может, он у вас в норме. Приложите ладонь к груди и спойте что-нибудь. Если вы рукой чувствуете вибрацию за грудной клеткой, значит, у вас есть грудной голос.

    Как научиться петь в домашних условиях?

    Если вы всерьез решили заняться развитием певческих талантов и хотите узнать, как заняться и развить голос в домашних условиях, то чаще слушайте сами себя. Собственные звуки можно записать на диктофон, а потом анализировать. Кроме того, за правильное пение отвечает соответствующее дыхание, а его придется выработать. В противном случае вы не сможете допеть песню и начнете задыхаться.

    1. Начинайте утро с дыхательной гимнастики. Сделайте 7−8 коротких вдохов и 1 длинный выдох.
    2. При пении следите, чтобы ваша грудь «не колыхалась». Воздух должен опускаться в живот, который может раздуваться и сдуваться, а грудь должна оставаться неподвижной.
    3. Во время пения дышите только носом.
    4. Не задирайте голову. Растягивая гортань, вы мешаете себе петь.

    Чтобы развить музыкальный голос, можно воспользоваться услугами педагога по вокалу. Совсем не обязательно учиться годами, если вы, конечно, не собираетесь покорить мир. Можно взять несколько уроков, во время которых педагог сможет проверить ваш слух, поставить голос и научить, как выражать эмоции в песне. Красивое пение не может быть без души, и поэтому, исполняя песню, вкладывайте в нее свои переживания и чувства.