• Радость в Господе – сила моя. Поддержание радости в господе Место писания из библии о радости

    ) – они вкушают блаженство.

    Почти 70 раз в Новом Завете упоминается радость наших первых братьев, ибо, несмотря на их отступления, грехопадения, трудности жизни и гонения, их радость была и их же отличительной особенностью. Радость была и у обращенных и у обращающих (, ). Послание к недавно обращенным в Филиппах, хотя и написанное в узах, буквально пропитано радостью. Апостолы Павел и Сила, заключенные в темницу, пели от радости. Братья радовались тогда, когда несли на себе бесчестие Христово (). Апостол Павел ежедневно “хвалился” (радовался) крещенными Коринфянами ().
    Каждая литургия начинается с молитвы «Возрадуется душа моя о Господе…» и заканчивается «…Исполни радости и веселия сердца наша», хотя большинство молящихся и не слышат их.

    Радость веры

    Верой мы постигаем тайну Церкви, основанной Христом для нашего спасения. Все, что происходит в Церкви и связано с ней – дело Божие. Слова законоучителя Гамалиила: «Ибо если это предприятие и это дело – от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его» () – подтвердились и оправдались двухтысячелетней историей Церкви.

    Христос указал нам путь, по которому мы должны следовать, возносясь сердцем к горнему, к вечной радости. Вера соединяет нас со Христом и друг с другом: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа» (). Вера объясняет нам смысл жизни с ее победами и поражениями, с удачами и неудачами, с ее радостями и скорбями. Все посылается к нашему благу и совершенству. Терпением и добродетелью человек созидает себе доброе, злом – злое. На земле даны нам все возможности созидать свою будущность.

    Вера дает нам радость молитвы, беседы с Богом. Молитва, и частная и общественная, окрыляет верующих людей, соединяет их со святыми небожителями в общем славословии, прошениях и благодарениях, воссылаемых Богу, на которые Господь всегда по-отечески отвечает.

    Только вера может привести к искреннему и спасительному покаянию, которое прощает и очищает нас. Вера приводит нас к великой радости единения с Господом в таинстве святого Причащения, единения с Тем, Который не перестает призывать людей: «Придите ко Мне все… и Я успокою вас» ().

    Ветхозаветные пророки имели от Бога откровение о Христе, о Божией Матери. Они очами веры видели будущее, мы же имеем настоящее. С нами Бог! «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них», – говорит нам Господь (). Святые пророки, особенно псалмопевец Давид, предвидели величие Божией Матери: «Стала царица одесную Тебя в Офирском золоте. В испещренной одежде ведется она к Царю» (). Но они не знали полноты той радости, которую знаем мы, прибегая к Ней, Заступнице усердной рода христианского, Царице неба и земли, всегда являющей нам Свою любовь, покров и защиту. Пророки только предсказывали грядущее, а мы живем свершением. И эту радость дает нам вера.

    Не исчесть тех радостей, которые дает христианину вера. И потому, чтобы в жизни ни случилось с нами, верующими людьми, всегда и всюду надо радоваться, радоваться о Господе (), радоваться в скорби (), радоваться с радующимися () радостью неизреченною (), радоваться в огорчении (), радоваться в немощи (), в страданиях (), всегда радоваться ().

    Необходимо благодарить Бога за радость веры, радоваться и беречь веру. Вера никогда не посрамит нас, а возвеличит и прославит. Живя здесь, на земле, с верой, мы уже предвкушаем вечное блаженство в Царствии Небесном:

    «Царствие Божие внутрь вас есть» (). Царство Божие и есть плод веры христианской, дарующей нам все святое, радостное, чистое, временное и вечное.

    Концепт радость в православном дискурсе

    Н. А. Дьячкова

    Сие сказал я вам,
    да радость Моя в вас пребудет
    и радость ваша будет совершенна
    .

    Земная жизнь не представляет
    ничего радостного,
    ничего утешительного,
    кроме надежды спасения
    .
    Приношение современному монашеству.

    Концепт радость, по мнению некоторых ученых, «остается плохо описанным в русской и мировой культуре» . Это замечание представляется нам справедливым, хотя и нельзя сказать, что концепт радость, а также репрезентирующие его слова не привлекали внимания исследователей. Данный концепт и соответствующие лексемы рассматривались многими учеными и притом в разных аспектах. Нас же интересует вопрос о лингво-богословской составляющей концепта радость, поскольку именно она не нашла, на наш взгляд, должного освещения, между тем радость – это одно из ключевых понятий Православия. В одном только 50-ом Псалме, по своему содержанию покаянном, начинающемся со слов «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей…» лексема радость и ее дериваты употребляются четырежды. Очевидно, что в современных лексикографических и культурологических описаниях православно-христианский дискурс почти не учитывается. Например, в «Новом объяснительном словаре синонимов» глагол радоваться рассматривается в ряду с ликовать, торжествовать. В словарной статье представлена развернутая сопоставительная характеристика данных слов – имен соответствующих концептов, однако здесь нет никакой информации о духовной составляющей этих чувств , хотя очевидно (и в некоторых работах на это указывается), что чувство радости «тяготеет к сфере высокого, духовного, небесного» .
    Употребление имен абстрактных понятий – таких как радость, веселье, любовь и др. имеет богатую традицию употребления именно в христианской литературе. И если одна из задач концептуального анализа выявление «культурной памяти» (выражение Е. С. Яковлевой) , которая хранится в семантике слова, то необходимо обращение не только к художественной литературе, светским текстам, но и к сочинениям религиозных философов, богословов, проповедников. Обращение к христианскому дискурсу необходимо для того, чтобы реконструированный концепт был объективным.
    Концепт радость рассматривался учеными в основном применительно к поэтической картине мира – общеязыковой или индивидуально-авторской. Так, А. Б. Пеньковский показал, что в русской поэтической картине мира в образе радости сопрягаются языческие и христианские представления. По мнению ученого, в русском языке представление о радости сформировалось «под влиянием великой христианской идеи Радости и с участием мощных токов европейской культурной традиции. В русской поэтической картине мира, – пишет автор, – сложился и достроился мифологический образ радости». Согласно этому мифологическому представлению, радость – «прекрасное женственное существо, живущее на грани двух миров, земного и небесного, с лицом неземной красоты, с глазами-очами, излучающими небесный свет, с несущим тепло «легким дыханием», с добрыми теплыми руками, с легкими ногами-стопами, на которых радость приходит и уходит, и с легкими, но мощными крыльями-крылами, на которых она улетает и прилетает, окрыляя человека и одаряя его способностью лететь на крыльях радости. Легкий и мягкий свет, который может усиливаться до степени ослепительного сияния восторга, и мягкое живительное тепло, способное превращаться в очистительный огонь, – две основные эманации Радости и одновременно две стихии, которые образуют двуединую […] субстанцию Радости в двух ее взаимосвязанных ипостасях: радости души и радости сердца. Первая одухотворяет и освящает человеческое, поднимая его к горнему свету. Вторая вочеловечивает небесное, принимаемое и постигаемое умным сердцем» . Безусловно, это впечатляющий поэтический образ радости! Однако – именно мифологический, языческий. В православном дискурсе, в частности в аскетических произведениях, христианский образ радости таким быть не может. Тот, кто знаком с сочинениями святых отцов Церкви, православных подвижников благочестия, современных богословов, знает, что христианское представление о радости не может быть сопряжено с образом женщины, да еще и «прекрасной, с легкими стопами, с крыльями-крылами» и т.п.
    Как было сказано выше, концепт радость рассматривался и применительно к индивидуально-авторским поэтическим картинам мира. Например, В. А. Маслова исследовала лирические тексты М. И. Цветаевой. В них зафиксированы понимание радости как: 1) внутреннего состояния человека (радостное настроение) и 2) состояния, перенесенного на материальный мир (радос тный день), что в целом совпадает с узусом, на который указывает, в частности, Ю. С. Степанов. Он пишет, что в языке «прилагательное радостный имеет два разных значения. Одно представлено в словосочетаниях радостное настроение, радостное чувство, а другое – в словосочетаниях радостный день, радостное событие, радостный повод для чего-либо» . В. А. Маслова отмечает, что в лирике Цветаевой отразилось «христианское представление о радости: радость – это источник жизни и вдохновения» (Мне, чтобы жить, надо радоваться) . У Цветаевой сочетаются два представления о радости: мирское (радоваться луже) и религиозное (за гробом радость велика) .
    Последнее совсем не удивительно, поскольку в индивидуально-авторской картине мира поэта, носителя православного мировоззрения, отразилось общехристианское пред-ставление о радости, которая ждет праведников после смерти. Об этом писал, например, преподобный : «Тот же, кто увидел и познал Бога, и чрез это не позволяет себе легкомысленно и бесстрашно вдаваться в грех и тем показывает, что он не только боится, но и любит Бога, такой человек перейдет в другую жизнь с надеждою и чаянием воскресения мертвых, воскреснет к радости неизглаголанной, для которой одной и рождаются, и умирают люди» (преп. . Слово четвертое, рус. пере-вод) .
    Концепт радость рассматривался и в художественной картине мира, созданной Ф. М. Достоевским. По данным исследователей, в произведениях Достоевского лексема радость «выступает в довольно неожиданных кластерах, например: радость обиды; онемела от радостного изумления («Преступление и наказание»), к величайшему моему недоумению и радостному смущению; радостное изумление («Неточка Незванова»), радостный испуг («Дя-дюшкин сон»). «Видно, – иронически замечают авторы статьи, – что необычные комбинации доставляют радость великому писателю» .
    Однако в таких сочетаниях нет ничего необычного. Для Достоевского как выразителя христианской идеи сочетания типа радость обиды, радостный испуг, радостное изумление не являются странными. Это вполне обычные для христианского дискурса сочетания. Согласно православному учению, земные скорби сулят человеку радости небесные, поэтому земных обид и унижений не стоит бояться. Радость обиды – это чувство, которое хорошо знакомо ревностным христианам, подвижникам, которые умеют принять обиду не только со смирением, но и с радостью. Известный русский старец XX века, протоиерей Николай (Гурьянов) наставлял своих духовных чад: «Радуйтесь и веселитесь, когда кто обидит-то. Имя знаете, помолитесь за него: «Господи, прости, какой счастливый, что все-таки ты благословил радоваться!» (Воспоминания о старце Николае (Гурьянове)) . Обижаться – грех, тот, кого обидели, должен радоваться и молиться за обидчика. Радость обиды – это то, о чем прямо сказано в девятой заповеди блаженства: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, потому что велика ваша награда на небесах» ().
    Что касается радостного испуга / изумления / смущения, – то это известный евангельский образ: именно так описывают евангелисты чувства жен-мироносиц и апостолов, узнавших о воскресении Христа. Испуг и радость; радость и смущение; изумление и страх, смешанные с радостью великой – все эти слова в том или ином сочетании употребляют евангелисты. См., например, у Матфея: «выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостию великою побежали возвестить ученикам Его» о воскресении Господа (). Ревностный христианин может испытывать радость и страх одновременно. Вот как описаны эти чувства в «Житии Сергия Радонежского»: Нужно ли говорить, с каким сердечным умилением впервые приносил преподобный Сергий бескровную жертву собственными руками? Он весь исполнен был благоговейного страха и весь сиял неземною радостию ( . Житие и подвиги преподобного Сергия Радонежского) .
    Заметим, что в православно-христианском дискурсе часто встречаются не только такие, казалось бы, необычные для мирского контекста сочетания, как радость обиды, радостный испуг, радость и страх, но и такие, например, как радость разлуки, радость разлучения. См. фрагмент из проповеди , которая называется «Радость разлуки»: Радость нам оставил Господь, радость Он нам завещал, и сегодня мы празднуем праздник таинственной радости, – радости разлучения […] есть радость и в разлуке. Вспомните слова Спасителя на Тайной вечери. Говоря о том, что Ему надлежит умереть, и воскреснуть, и уйти от своих учеников, Он увидел, что они стали скорбны, и сказал им: Если бы вы Меня действительно любили, вы радовались бы, что Я иду к Отцу … () . Таким образом, сочетания типа радость обиды, радость разлуки, кажущиеся некоторым читателям необычными, в православно-христианском дискурсе вполне обычны – они являются интертекстуальными вкраплениями, отсылающими к тексту Священного Писания.
    В сочинениях святых отцов Церкви встречается слово радостотворный (обычно в словосочетании радостотворный плач) и словосочетание радостная печаль – также как будто необычные. Одно из сочинений преподобного называется «Радостотворный плач», в котором, он, в частности, пишет: «С усилием держи блаженную радостную печаль святого умиления, и не переставай упражняться в сем делании, пока оно не поставит тебя выше всего земного и не представит чистым Христу». (И. Лествичник. Лествица, рус. перевод) . Радостотворный плач, если исходить из внутренней формы прилагательного, означает «плач, творящий радость», т. е. плач сокрушения о своих грехах и о любви к Богу. Радостотворный плач рождается от действия Божьей благодати и «творит» духовную радость.
    Хорошо природу такого плача, изъясняет преп. . См.: Чем больше кто-либо нисходит в глубину смирения и презирает самого себя как недостойного спасения, тем в большей степени он плачет и дает свободу потокам слез; по мере их пробуждается в сердце духовная радость, а вместе с ней изливается и возрастает надежда, которая укрепляет абсолютную уверенность в спасении ( , . Аскетические произведения) . Радостная печаль, плач, творящий радость – это не оксюмороны, а своего рода термины, вполне обычные для православно-христианского дискурса. Ср. также: …да возвеселится сердце мое боятися имени Твоего (Псалом 85).
    Концепт радость рассматривался лингвистами также в сопоставлении с концептом удовольствие. Было установлено, что в современном русском языке понятие радость противопоставляется понятию удовольствие по признакам ‘духовное’ – ‘телесное’. Радость – это чувство, живущее в душе человека. Удовольствие воспринимается в первую очередь как «радость тела» . К сожалению, современные словари не учитывают этого существенного различия и толкуют данные слова одно через другое. Ср.: радость – «чувство удовольствия, ощущение большого душевного удовлетворения»; удовольствие – «чувство радости, довольства от приятных ощущений, переживаний» .
    Концепт радость рассматривался, наконец, и в диахроническом аспекте. . При рассмотрении концепта радость в православно-христианском дискурсе мы учитываем этимолого-исторические данные.
    Русские письменные памятники ХI–ХVII вв. свидетельствуют о том, что различение двух представлений о радости (земной, телесной, с одной стороны, и духовной, небесной, – с другой) сложилось в языке относительно поздно. Ученые отмечают, что «лексема радость, вплоть до Нового времени продолжая быть именем того, что чувственно открывается человеку в земном, с известного момента становится также обозначением умопостигаемой эмоции, внутреннего переживания, приписываемого индивидууму» . Именно это, второе обозначение (не телесная, не чувственная, а умопостигаемая эмоция, внутреннее переживание) является концептуальным признаком, который актуализируется в православно-христианском дискурсе. Например: Возрадуемся о Воскресении Господнем, и не будем бояться. Свет Христов, который так торжествующе, так ослепительно озарял нас в пасхальную ночь, теперь превратился в тот тихий свет, о котором мы поем на всенощной: Свете тихий святыя славы Небесного Отца ().
    Определения к слову радость, которые встречаются в православном дискурсе, дают представление о природе христианской радости. Она здесь всегда небесная, неземная, духовная, несказанная, благодарная (Господу), пасхальная, вечная, дивная… Примеры: Небесная радость наполнила сердце смиренного Сергия; он пожелал разделить свою духовную радость с кем-нибудь из присных учеников своих (Житие…); Старец всегда был исполнен благодарной радости Господу, поэтому и в немощи находил возможность ласковой шутки, веселости (Воспоминания…); Осознаем же теперь, что нам дает Господь в этой дивной радости церковной любви, осознаем, как велико призвание человека, которое только мы, верующие, можем знать до конца, до самых глубин, возрастем в меру роста Христова! ().
    В православном дискурсе радость – это эмоция, имеющая неземную, духовную природу, причем такая, источник которой всегда известен. Ю. С. Степанов пишет: «Внутренняя форма концепта «Радость», по данным этимологии, в русском языке такова: «ощущение внутреннего комфорта, удовольствия бытия, возникшее в ответ на осознание (или просто ощущение) гармонии меня со средой, «заботы» кого-то обо мне (это причина; причина здесь может быть и «неведомой»), и сопровождающееся моей готовностью проявить такую же заботу в отношении к другому (это – мотив, цель); как и причина, цель и ее объект – «другой, другое» могут быть также неведомыми, лингвист сказал бы «референтно неопределенными», – «другое» здесь, по отношению к которому я проявляю готовность, – это сама жизнь» . Источником того, что ученый называет «гармонией со средой», «ощущением заботы кого-то обо мне» является для христианина Господь, который есть любовь, потому что все от Него и Его любви. Например: Блажен тот, кто познал, что ничего у него нет; даже то, что кажется его собственностью, – не его. Жизнь, тело, ум, сердце и все, чем богата наша жизнь, – все это от Бога. И если почувствовать совершенную нашу нищету, почувствовать, что ничего у нас нет, тогда вдруг хлынет в сердце такая несказанная радость: хотя нет этого у меня, хотя оно не мое, но – Господь дает! ().
    Этимологическое значение концепта радость, о котором сказано выше, в полной мере выявляет православный контекст. См.: Особенно яркой, характерной чертой его [старца] внутреннего устроения на фоне подавляющего уныния наших дней является «веселие вечное», – сияющая, радостная благодарность Господу: «Слава Богу за все!» (Воспоминания…). Как видно из примера, источником радости является Господь.
    «Неведомой» – причина радости может быть только в мирском, светском дискурсе. Ср. примеры, приводимые А. Б. Пеньковским: Я вдруг почувствовал беспричинную радость жизни (Л. Толстой); Без всякой причины в груди ее шевельнулась радость (Чехов) . Основываясь на подобных примерах, ученый делает вывод о том, что в языковой картине мира современного русского языка радость может быть и беспричинной, «ни от чего» . Однако, как уже было сказано, это примеры из мирского дискурса, и они не могут свидетельствовать о концептуализации данной эмоции в языке в целом.
    В «культурной памяти» слова радость и его производных есть представление не только о причине этого чувства, но и о его цели. Косвенным свидетельством этому являются опять-таки этимологические данные. В русском языке есть целевой предлог ради (Христа ради, ради детей), восходящий к древнерусской форме косвенного падежа c локативным значением имени рад . Христианский дискурс сохраняет эту «память». См.: Это [первоначальное познание Бога, предпочтение духовного всему остальному] есть всего лишь – лично испытанный и сердцем узнанный край Ризы Божией или благодарно и радостно принятый дар Его Благодати (И. Ильин. Аксиомы религиозного опыта) . В этом примере речь идет о том, что радость Его Благодати является целью, ради которой человек предпочитает духовное всему остальному.
    Объекты любви в христианском дискурсе, казалось бы разнообразные.
    Православные радуются:
    – о Господе (Боге), о благости и милости Его к ним, о надежде вечнаго живота, о Воскресении Господнем, о вознесении Господнем. Например: Тогда преподобный поведал ему все, что сам видел и слышал [о небесном знамении], и оба они, по слову Псалмопевца, возрадовались о Господе с трепетом (Житие…); Господь вознесся человеческой плотью Своей. И не только мы можем радоваться об этом, но радуется вся тварь ();
    – процветанию обители, Божиим излучениям. Например: Преподобный Сергий гостил у своего друга несколько дней, он обходил с ним пустыню и радовался процветанию его обители (Житие…); Человек должен воспринимать излучения Божии, узнавать их, радоваться им, искать их, пребывать в них (Ильин. Аксиомы…);
    – от духовного опыта, духовного состояния. Например: Вслед за тем он [религиозно-ищущий человек] должен совершить приятие духовности и духа – сердцем: предпочесть духовное, испытать от него радость, полюбить его и обратиться к нему с тем, чтобы служить ему, беречь и умножать его (Ильин. Аксиомы…);
    – оттого, что есть на свете духоносные старцы. Например: Образ настоящего духоносного батюшки так меня поразил, что на следующий день в пять часов утра мы с Николаем отплыли на остров. На сердце было необычайно радостно, душа чувствовала особую бодрость, легкость, покой (Воспоминания…);
    – радуются тому,
    1) …что сын [их] будет избранным сосудом Духа Божия и служителем Святой Троицы (Житие…);
    2) …что Бог благословил [их] таким детищем: Он предызбрал [их] сына еще прежде его рождения (Там же);
    3) …что можно в будущем послужить украшению храмов (Воспоминания…);
    4) …что [можно петь в храме и значит быть] с Господом! (Там же);
    – при одной только мысли о том, что Бог через воплощение породнился с нами: Мы можем думать с радостью, что Господь Бог не только человеческую судьбу взял на Себя, не только так породнился с нами, что Он один из нас, человек среди нас, но что вся тварь, все породнилось через воплощение с Живым Богом ().
    Понятно, однако, что разнообразие это кажущееся, и «объект», вызывающий чувство радости, ее источник во всех случаях, по сути дела, один и тот же – Бог.
    Интересно в этом смысле сравнить описываемый источник радости с «объектами радости» в мирском дискурсе, который хорошо отражают речения из Словаря сочетаемости: радоваться сыну, дочери, Анне…письму, встрече, свиданию, удаче, успеху, весне, теплу, солнцу… ; за брата, за сына, за Анну, за класс… . Аналогичные примеры приведены в «Новом объяснительном словаре синонимов». См.: радоваться победе в изнурительной войне, новому костюму, спасению детей, хорошей погоде; тому, чего долго ждали, случайному подарку судьбы, завершению своей работы, успехам другого человека. Радоваться можно без всякой конкретной или видимой причины – от ощущения физического здоровья, полноты жизни . Светские тексты отражают также и тот факт, что источником радости может быть зло. См.: – Товарищ Сталин, мы можем взять его через час, – с радостной готовностью отозвался Берия (Искандер); Только теперь я понял великую радость войны, это древнее первичное наслаждение убивать людей – умных, хитрых, лукавых, неизмеримо более интересных, чем самые хищные звери (Андреев); Тут, может быть, примешивается и некоторая радость мести,- и им, господам нашего сегодня, и моей ненужной науке, моим лишним знаниям, моему напрасному уму (Осоргин); – Ну, взялись, – негромко, с ехидной радостью сказал Владимир Семеныч своей новой подруге (Шукшин).
    Представления о так называемых мирских радостях отражаются в православном дискурсе, однако они подчеркнуто противопоставляются радостям духовным. Например: Видишь, в чем должна проводиться на земле жизнь христианина! Увидишь это, читая Евангелие Христово. Имеется здесь и для христианина веселие, но духовное. Они радуются не о злате, сребре, пище, питии, чести и славе, но о Бозе своем, о благости и милости Его к ним, о надежде вечнаго живота ( . Приношение современному монашеству) ; …всякий человек, рожденный в мире сем, тем паче христианин, пусть не думает, будто родился для того, чтобы наслаждаться сем миром и вкушать его радости, потому что если б этот был конец и эта цель его рождения, то он не умирал бы ().
    Таким образом, можно сказать, что в православно-христианском дискурсе Бог является одновременно и причиной радости, и ее целью, и ее объектом. Следуя логике рассуждений Ю. С. Степанова, можно заключить: причина, цель и объект христианской радости являются «референтно определенными». Еще одним подтверждением этому является приводимый ниже пример. См.: Воспринимая благодатный свет, духовный человек ищет его источник, чтобы поклониться ему. Еще не зная Его […], он несет Ему радость и благодарность, призывая Его к усилению и умножению Его лучей (Ильин. Аксиомы…).
    Важным «параметром» христианской радости является также ее деятельный характер. Рассуждая об этом, мы вновь обращаемся к истории языка. По данным этимологии, первичное значение старославянского и русского рад – это «готовый к благодеянию – его совершению или восприятию» (выделено мной – Н. Д.). Современный русский язык сохраняет это значение. Ср.: Я рад Вам помочь – субъект приводит в определенное состояние объект. Я рад Вашему приходу – субъект приведен в данное состояние приходом объекта. . Ср. также: Я радуюсь / мне радостно, что я могу вам помочь; я радуюсь / мне радостно оттого, что вы пришли. Мало сказать, что православный дискурс сохраняет эту «культурную память», но именно «готовность к совершению или восприятию благодеяния» является одним из основных признаков концепта радость в православном дискурсе. См.: Чтобы вести достойную жизнь, полную духовного смысла и творчества, человек должен воспринимать излучения Божии, узнавать их, радоваться им, искать их, пребывать в них; и потому он должен приобрести необходимый для этого духовный опыт (Ильин. Аксиомы…); Радостно вступает в свой подвиг отшельник пустынный: никто не понуждал его к тому, горячая ревность к подвижничеству увлекала его в пустыню. Все скорби и лишения – для него вожделенны (Житие…). Человек может испытывать радость уже от одного только религиозного созерцания мира, готовности воспринять религиозный опыт. См.: Человек, умеющий трепетно и благоговейно предстоять, сумевший утвердить свое духовное достоинство через жажду священного и познавший радость верного ранга , уже научился чувству ответственности и вступил в сферу религиозного опыта, совершенно независимо от того, принял ли он какой-либо догмат или остался с протянутой и пустой рукой (Ильин. Аксиомы…).
    Радость – это не только чувство, но и поведенческая реакция. Об этом пишет Е. В. Рахилина: «В наивной картине мира чувства находятся внутри человека, причем главным сосудом для человеческих чувств является душа» . Именно поэтому в русском языке невозможна метафора глубокая радость, поскольку глубокая – «это метафора дистантного расположения. Она возможна только с именами чувств, не переходящими в поведение. Поведенческие реакции не шкалируются, поэтому к ним не применимы ни метафорическое глубокий, ни метафорическое высокий» . В православном дискурсе радость – это чувство, переходящее в поведение. См.: После беседы с ним [старцем] я вышел из его дома совершенно другим человеком. Словно гора спала с плеч. Какая радость! Жизнь стала казаться совершенно иной, появилась твердая уверенность в будущем (Воспоминания…); Мы сошли с катера и пошли в сторожку церкви. Вдоль улицы навстречу нам очень бодро шел батюшка Николай. Отец Николай был необыкновенно радостный, деятельный (Воспоминания…).
    Для исследования концепта, его объективной реконструкции необходимо изучение текстового окружения его лексических репрезентантов. Л. Г. Бабенко пишет: «…исследование концепта в тексте предполагает учитывать наряду с парадигматическими преимущественно синтагматические связи слов» . Синтагматические связи слов-имен концепта радость (радость, рад, радоваться, радостный, возрадоваться) в православно-христианском дискурсе со всей очевидностью обнаруживают богословскую компоненту. Современные толковые словари не учитывают православный дискурс, поэтому дефиниции слов-имен отвлеченных понятий типа радость, любовь и др. оказываются обедненными. По этой же причине невозможна объективная реконструкция одноименных концептов. Характерны в этом смысле замечания Ю. С. Степанова, которыми он предваряет статью «Радость» в книге «Константы…».
    «Что может быть более естественным, – пишет ученый, – как не описать – после длинного ряда концептов, следующих выше, и концепт «Радость»? Но, к удивлению для меня самого, в моих подготовительных, долгое время собираемых материалах не оказалось на этот счет почти ничего (не есть ли это – «значимое отсутствие»?)» . В этом высказывании ученого есть риторический вопрос, оформленный как вставная конструкция, а значит имеющий статус необязательного попутного замечания. Однако именно это замечание и представляется существенным. Рискнем предположить, что отсутствие полного описания концепта радость в современном русском языке является, действительно, значимым и имеет свое объяснение. Повидимому, радость будет оставаться «неуловимой материей» до тех пор, пока исследователи не обратятся к христианскому дискурсу, потому что эта эмоция имеет не только душевно-телесную природу, но и духовную.
    Слова-имена данного концепта (радость, радостный, радостно, радоваться и др.) – это, по сути, слова-термины, которые именуют одно из ключевых переживаний православного христианина. В христианской картине мира радость имеет божественную природу, ибо это Господь нам завещал радость. В основе данного чувства лежит любовь к Богу и благодарность Ему за жизнь. В этом смысле можно говорить о том, что православно-христианский дискурс сохраняет и актуализирует это исконное значение слова радость. В. В. Колесов пишет, что «в древнерусских текстах радость представлена как благодать, исходящая от Бога […], такая благодать дает здоровье и силу, а это и есть счастье» .
    Получается, что не радоваться о Господе, то есть унывать, – значит грешить.

    Дорогие друзья!
    Этот день сотворил Господь! Будем радоваться и веселиться в этот день!
    Сегодня я хотел бы поговорить с вами о важности служения Богу в радости и вообще о радости в нашей жизни.

    Библия говорит о том, что

    «…ибо доброхотно дающего любит Бог..» (2 Кор.9:7).

    В некоторых переводах Библии этот стих переведён так: «ибо Бог любит радостных даятелей .» Бог любит не только даятелей, но дающих с радостью. Для нас самих не только важно служить Богу, но и делать это с радостью.

    Библия утверждает, что уныние и депрессия сушат наши кости или приносят болезни.

    «Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости.» (Притчи 17:22).

    Уныние уничтожает человека. Поэтому, Бог желает, чтобы радость занимала важное место в нашей жизни и нашем служении Богу.

    «Служите Господу с веселием; идите пред лице Его с восклицанием!» (Пс.99:2).

    В другом переводе сказано, чтобы мы служили Господу с радостью. Бог желает, чтобы мы служили Ему с радостью, потому что Бог знает, что без радости мы теряем не только своё здоровье, но и своё помазание.

    Это мы можем видеть в жизни пророка Самуила. После того, как Саул отступил от Господа, Библия говорит о том, что Самуил из-за этого долгое время скорбил.
    Видя это, Бог сказал Самуилу:

    «И сказал Господь Самуилу: доколе будешь ты печалиться о Сауле, которого Я отверг, чтоб он не был царем над Израилем? Наполни рог твой елеем и пойди; Я пошлю тебя к Иессею Вифлеемлянину, ибо между сыновьями его Я усмотрел Себе царя.»(1Царств 16:1).

    Мы видим, что из-за того, что Самуил долгое время печалился о Сауле, из-за этого рог Самуила опустел, в нём не было уже елея. И Бог сказал ему, чтобы он прекратил печалиться. Бог сказал, что пришло время менять своё настроение, пришло время наполнить свой рог елеем, чтобы помазывать в цари Давида вместо Саула.
    Когда приходит печаль, тогда помазание уменьшается или вообще уходит. Но когда приходит радость, тогда вместе с радостью приходит и помазание.

    Пусть твой рог никогда не опустеет, но будет наполнен елеем Божьего благословения, свежим елеем от Господа. Но, есть одно условие для того, чтобы твой елей не уменьшился и не закончился, — и это есть радость. Радость в Господе – это сила и укрепление для нас.
    Поэтому, Слово Божье для тебя сегодня: Радуйся в Господе!

    Пусть Бог вас благословит!
    С миром Божьим!

    Пастор Руфус Аджибойе

    Э то не грех — иметь скорбь.

    Если кто-то вам когда-либо скажет, что христиане никогда не должны грустить, не верьте им, потому что даже Иисус иногда грустил… и плакал.

    Уже в первой главе книги Иова мы читаем о том, что скорбь Иова была велика. На самом деле, его скорбь была так велика, что в третьей главе мы видим, что он больше не хочет жить.

    Вы когда либо переживали подобное?

    Это не грех — переживать скорбь, — но вопрос заключается в том, куда ваша скорбь приводит вас?

    Для некоторых, их скорбь приводит к алкоголю и наркотикам.

    Одних она приводит к депрессии, и они ищут утешение в телевидении, еде, книгах или видеоиграх.

    А другие изнуряют себя работой, чтобы не чувствовать боль. И так поступала я.

    У меня два сына (Божий подарок для нас!) и, на самом деле, я бы сказала, что они — чудо-малыши, потому что до того как я родила первого сына, у меня было два выкидыша. После рождения второго сына было еще два выкидыша.

    После третьего выкидыша я была настолько потрясена и глубоко огорчена, что даже не могла говорить об этом. Казалось, что достаточно было произнести слово «выкидыш», чтобы это стало для меня реальностью. Но я не хотела, чтобы это действительно было так.

    Скорбь во мне была настолько велика, что я боялась утонуть в ней. Я искала свое успокоение в работе. Я поднималась рано утром, в полпятого-пять, и окуналась с головой в работу. У меня работа на дому, поэтому уже есть сложности в соблюдении правильных рабочих часов.

    Я часто работала целыми днями напролет, до ночи.

    Я шла спать примерно к одиннадцати часам вечера, но от всей этой нагрузки не могла спокойно спать.

    Мои дети и муж страдали от того, что я не заботилась о домашних делах… и о себе.

    Но это была ловушка.

    И пока изнурение заглушало боль и скорбь, в тот момент, когда я снижала темп, боль возвращалась. Почему? По той причине, что я не шла к Тому Единственному, Кто мог послать радость — непередаваемую и полную славы!

    Только в Иисусе Христе мы сможем найти исцеление для наших душ!

    12 библейских стихов о радости, которые нужно вспоминать в трудные времена

    1 Петра 1:8-9 «Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною, достигая наконец верою вашею спасения душ.»

    Филиппийцам 4:8 «Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.»

    Псалом 42:5 «Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога; ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего»

    Римлянам 14:17 «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.»

    Иакова 1:2-3 «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение»

    Псалом 26:6 «Тогда вознеслась бы голова моя над врагами, окружающими меня; и я принес бы в Его скинии жертвы славословия, стал бы петь и воспевать пред Господом.»

    Иоанна 16:22 «Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас;»

    Евреям 12:2 «Взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.»

    Псалом 29:6 «Ибо на мгновение гнев Его, на [всю] жизнь благоволение Его: вечером водворяется плач, а на утро радость.»

    Призыв апостола к «всегдашней радости» нередко вызывает некоторое недоумение и смущение: как же возможно смиренному христианину, постоянно пребывающему в состоянии сердечного сокрушения и «плача о грехах своих», тем не менее «всегда радоваться»? Непонимание, как же совмещать эти два, казалось бы, несовместимых состояния души, приводит зачастую к полному отрицанию самой возможности присутствия какой-либо радости в жизни православного христианина. Иногда само упоминание о радостном чувстве в церковной среде признается недопустимым (например, в греческом тексте знаменитого песнопения «Свете тихий…» говорится вовсе не о «тихом», а о «радостном» свете (ilaron – веселый, радостный )).

    Для «обоснования» такого «безрадостного» мировоззрения часто приводятся многочисленные места Свщ. Писания и творений свв. Отцов, с одной стороны осуждающих радость и веселье, а с другой – восхваляющих сетование о гресех: «Сердце мудрых – в доме плача, а сердце глупых – в доме веселья» (), «горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете» (), «Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь» (). Исходя из подобной эклектической экзегезы Свщ. Писания можно прийти к выводу, что любые проявления радости в принципе недопустимы, а скорбь душевная является несомненной добродетелью.

    1. Два типа «радости» и «печали»

    Тем не менее, опыт Церкви говорит о существовании двух родов «радости» и «печали»: «о Господе», т.е. имеющие свой источник в Боге, и «мирские», ведущие к отрыву от Божественной жизни.

    1.1. Мирская радость

    Действительно, «мирская радость» часто несовместима не только с покаянными чувствами, но и вообще с памятованием о Боге: «Но вот, веселье и радость! Убивают волов, и режут овец; едят мясо, и пьют вино: «будем есть и пить, ибо завтра умрем!» (). Для такой «радости концом бывает печаль» () и именно такая «радость» неприемлема для христианина: «Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость – в печаль» ().

    1.2. Чрезмерная печаль

    С другой стороны, «чрезмерная печаль» () также осуждается Церковью, ибо граничит с проявлениями таких смертных грехов как уныние и отчаяние. По словам архим. Кирилла «Павлова), «человеку в унынии все в жизни показывается лишь с темной стороны. Он ничему не радуется, его ничто не удовлетворяет, обстоятельства кажутся ему несносными, на все он ропщет, по всякому поводу раздражается – словом, сама жизнь бывает тогда ему в тягость… очень часто само уныние приводит к другому, более опасному душевному состоянию, называемому отчаянием, когда человек нередко допускает мысль о преждевременной смерти и даже почитает ее уже существенным благом на пути своей земной жизни» . По словам ап. Павла «печаль мирская производит смерть» ().

    1.3. Печаль ради Бога и подмены на пути к ней

    Если же говорить о «печали и радости» в религиозном контексте, то необходимо признать, что настоящим христианином может стать и является лишь тот человек, который видит свое духовное и нравственное несовершенство, свою греховность, страдает от нее и ищет исцеления. Только такой, смирившийся внутри себя человек способен к правильной, спасающей вере во Христа. Именно это является «печалью ради Бога», которая «производит неизменное покаяние ко спасению», в то время как неумеренная скорбь о грехах, сопровождаемая внешней «суровостью» и «угрюмостью» очень часто свидетельствует скорее об ущербности покаяния или же об его полном отсутствии: «те, которые почитают добродетелью чрезмерную печаль, бывающую у них после учинения греха, не разумея, что это происходит у них от гордости и самомнения… они изумляются, как встречающие нечто неожиданное, мятутся и малодушествуют, ибо видят падшим и простертым на земле тот самый истукан, т. е. себя самих, на который возлагали все свои чаяния и надежды. Посему когда (смиренный) впадает в какое бы то ни было прегрешение, хотя чувствует тяготу этого и печалится, однако ж не мятется и не колеблется недоумениями, ибо знает, что это случилось с ним от его собственного бессилия, опыт которого в падении для него не неожиданная новость» (Невидимая брань) .

    Внешнее сетование часто есть лишь признак самолюбования. Ведь намного проще вместо подвига самоиспытания, ведущего к сердечному сокрушению и к обновлению души, иметь просто «вид благочестия» (), «принимая на себя мрачные лица, чтобы показаться людям» () – а иногда и самим себе – кающимися. Подобный самообман и лицемерие во «всплеске эмоций» не имеют никакого отношения к истинному покаянию, которое есть поворот, обращение к Богу в глубине своего «я». Таким образом «сетование» не довлеет само по себе – оно лишь средство к достижению Богообщения: «печаль по Богу не ввергает человека в отчаяние, напротив того, приносит радость и утверждает человека в воле Божией», – говорит . А все внешние проявления покаяния являются лишь средством или следствием этой личной встречи человеческой души со своим Спасителем. По слову преп. «не в делании только их состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения ее. Истинная же цель жизни христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего».

    1.4. Радость духовная как следствие искреннего покаяния

    И как бы естественным следствием обращения к Богу является радость духовная: «Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня» (). Даже пост – время сугубого покаяния – должен проявляться не в духовным бесплодии, а в особом подъеме на пути к Богу. И Бог Сам обращает это время сетования в радость: «так говорит Господь Саваоф: пост … соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством; только любите истину и мир» (), «им вместо пепла дастся украшение, вместо плача – елей радости, вместо унылого духа – славная одежда, и назовут их сильными правдою, насаждением Господа во славу Его» ().

    2. Тема перемены плача в радость в Свщ. Писании

    Можно заметить, что тема перемены плача в радость является одной из ключевых в Свщ. Писании. Особо изобилуют подобными обетованиями мессианские пророчества Ветхого Завета. И вот, приходит исполнение обетований и архангел Гавриил взывает к Деве Марии: «радуйся, Благодатная!» (). В греческом тексте слово c?r= (корень слова «радость») звучит дважды: в слове «радуйся» (ca_re) и в слове «Благодатная» (kecaritwm1nh). Получается, что-то напоминающее русское «радуйся, обрадованная» или «радуйся, полная радости» – ведь с приходом Христа миру действительно была дарована полнота радости и «радости вечной» (). Эту же радостную весть принес ангел и вифлеемским пастухам «не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» ().

    Пасха же Христова без всякого сомнения является самым радостным, самым светлым «праздником праздников и торжеством всех торжеств» для всех православных христиан. В этот светлый день каждый приобщается небесной радости по обетованию Христа: «радость Моя в вас пребудет, и… радости вашей никто не отнимет у вас» ().

    3. Феноменальность христианской радости. Источник истинной радости – в Боге

    Эта Божественная радость не обусловлена никакими житейскими факторами, наоборот, – она помогает перенести все житейские испытания: по слову пророка Аввакума «хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, – но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего» (). Ап. Иаков советует при впадении в различные искушения принимать их «с великою радостью» (). «Радуйтесь и веселитесь», – говорит Христос Спаситель мученикам за Имя Его () – в этом и заключается феноменальность христианства: христиане «при всей скорби… преизобилуют радостью» (), причем «радостью неизреченною и преславною» (). Св. в Послании к эфесянам назвал ее «радостью непорочною о Иисусе Христе» .

    Таким образом, именно благодать Божия является источником «радости о Господе», той пасхальной радости, которая наполняет любящее сердце и «изливается» на всех окружающих. Человек становится как бы проводником благодати Божией. По свидетельству ап. Павла такая радость является «плодом Духа» ( в пер. еп. Кассиана), причем именно «радость во Святом Духе» является одним из признаков воцарения Бога в сердце человеческом (). «Когда Дух Божий снисходит к человеку и осеняет его полнотою Своего наития, тогда душа человеческая преисполняется неизреченной радостью, ибо Дух Божий дает радость всему, к чему бы Он ни прикоснулся», – говорит преп. , который всей своей жизнью показал возможность «совместимости» горечи покаяния и самоуничижения с глубокой радостью «о Господе». То, что такая радость имеет свое начало в Боге подтверждает и то, что Самому Богу приписывается радость о Своем народе: «Господь Бог возвеселится о тебе радостью, будет милостив по любви Своей, будет торжествовать о тебе с ликованием» ().

    4. Радость в общении с ближними

    В притчах Христовых Пастырь, найдя потерянную овцу, берет «ее на плечи свои с радостью» (), а женщина, обретшая потерянную драхму не только сама радуется, но и призывает подруг и соседок разделить эту радость (), причем под образом последних подразумеваются не только Ангелы Божии, у которых «бывает радость об одном грешнике кающемся» (), но и все христиане. «Братия мои возлюбленные и вожделенные, радость и венец мой» (, ) – так обращался ап. Павел к современным ему христианам. «Радость моя», – приветствовал преподобный Серафим каждого приходящего к нему. При этом случае полезно вспомнить наставление свт. : «Будьте со всеми так же приветливы, благодушны и веселы, как и всегда. Только от смеха, смехотворства и всякого пусторечия воздерживайтесь. И без этого можно быть и приветливою, и веселою, и приятною. Никогда ни под каким видом не угрюмничайте. Когда Спаситель сказал постящимся, чтобы умывались, голову помазывали и причесывали, то разумел именно чтобы не угрюмничали» . Эта мысль хорошо иллюстрируется жизнью преп. , который прошел тяжелый путь монашеских искусов, ступил на стезю старчества, имел дар слезный, но при этом сохранил свой веселый нрав. Только шутил он не о мирском и не для того, чтобы повеселиться, а чтобы поддержать, утешить, приободрить .

    5. Радость прощения как мотив доброделания

    6. Житейские радости

    Следует отметить, что и в повседневной жизни не всякую радость можно отождествить с грехом. Если человек воспринимает окружающий мир как чудесное творение Божие, а ближних как детей Его, то и в обычных «житейских мелочах» он будет радостно замечать проявление благости Божией. Так что такая радость опять-таки имеет источником Божию благость: «когда благодать Божия с человеком, тогда всякое явление в мире поражает душу своею непостижимою чудесностью, и душа от созерцания видимой красоты приходит в состояние чувствования Бога, живого и дивного во всем» .

    Заключение

    Таким образом, рассмотрение проблемы совмещения в духовной (и житейской) жизни христианина покаянных чувств с непрестанной радостью показывает, что эти два состояния не противоречат, а органично дополняют друг друга, ибо в конечном счете покаяние означает, что прощение дает возможность жить, что снова можно стать чадом Божиим, поэтому покаяние – это радость. Эта «радость о Господе» имеет духовную природу, ибо даруется благодатью Святого Духа. Но человек не должен удерживать этот дар в себе. Познав пасхальную радость он должен его дарить окружающим, «радуясь с радующимися и плача с плачущими» (). Ведь только в новом эоне все верные Христу войдут «в радость Господина» своего (), а «печаль и воздыхание удалятся» ().

    «Миссионер Дона»

    Использованная литература

    1. Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. Репринт 5-го изд. 1899 г. – М.: ГЛК Ю.А. Шичалина, 1991.

    2. Архимандрит Кирилл (Павлов). Время покаяния. – М.: Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2000. Интернет-издание сайта www.wco.ru

    3. Невидимая брань. Блаженной памяти старца . – М: Изд-во Московской Патриархии. 1979 г.

    4. Брянчанинов Игнатий, еп. Отечник. – М.: Изд-во «Правило веры», 1996.

    5. Чистяков Г.П. Над строками Нового Завета. – М.: Истина и Жизнь, 1999. – 340 с.

    6. Писания мужей апостольских. Киев: Изд-во им. Свт. Льва, папы Римского, 2001. – 327 с.

    7. Серафим Саровский, преп. О цели христианской жизни. Интернет-издание сайта www.orc.ru

    8. Свт. . Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться? – М.: Сестричество во имя преподобномуч. Великой Княгини Елизаветы, 2001. Интернет-издание сайта www.wco.ru/biblio

    9. Бочаров А.С., Чернышев А.В. Очерки современной церковной психологии. Иваново: Свет православия, 2003. – 298 с.

    10. Софроний, иеромонах. Старец . – М.: Подворье Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, 1996. – 463.

    Жизнерадостность - это не просто свойство темперамента. Это качество, которое очень нужно мне и нашим сестрам в работе, поэтому мы должны научиться радоваться, выращивать радость в наших сердцах.

    Радость умножает наши силы, душевные и физические.
    Радость - лучшая защита от искушений диавола. Диавол подобен носильщику, который тащит на плечах мешок с грязью. Он использует любую возможность, чтобы бросить в нас грязью. Радостное сердце знает, как защититься от этой грязи.

    Бог может полностью завладеть нашей душой, только если душа с радостью отдается Ему. "Святой, который печален, - плохой святой, - любил повторять Святой Франциск де Салес. Святая Тереза волновалась о своих сестрах только тогда, когда замечала, что они в плохом настроении. Детям и бедным, всем тем, кто страдает и одинок, не нужны наши кислые физиономии. Им нужны наши счастливые улыбки, радость, исходящая из наших сердец, влюбленных в Бога. Радость очень заразительна, поэтому я всегда призываю сестер "наполнить" сердце радостью перед тем, как идти к людям.

    Радость - это сила, радость - это любовь. Лучший способ выразить свою благодарность Богу и людям - это принимать все, что случается в жизни, с радостью. Если все проблемы и неприятности принимать стойко, с радостью и улыбкой, Бог поможет вам справиться с трудностями. Сердце, в котором живет любовь, радостно.

    СЛОВО "РАДОСТЬ" В СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ ОЗНАЧАЕТ ЕЩЕ И СЛОВО "СЧАСТЬЕ". ЧЕЛОВЕК БЕЗ БОГА СЧАСТЬЯ НЕ ИМЕЕТ, ИБО ПЕЧАЛЕН ЕГО УДЕЛ И ТРАГИЧЕН ФИНИШ ЖИЗНИ, ЗАКАНЧИВАЮЩИЙСЯ ВЕЧНЫМИ МУКАМИ В АДУ. ГРЕШНИК НИКОГДА НЕ МОЖЕТ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ, ИБО ДУХ ЕГО ДЕМОНИЧЕСКИ УГНЕТЕН. А МЫ С ГОСПОДОМ ИДЕМ РАДОСТНО И ВЕСЕЛО, ДАЖЕ УЛЫБАЯСЬ СКВОЗЬ СЛЕЗЫ. ГОСПОДЬ В ДУШЕ-ЭТО НЕИЗРЕЧЕННАЯ РАДОСТЬ И ПРИБЛИЖЕНИЕ К ДОЛГОЖДАННОЙ РАДОСТНОЙ ВСТРЕЧЕ С НАШИМ СПАСИТЕЛЕМ. ВЕЧНАЯ СЛАВА НАШЕМУ ГОСПОДУ ИИСУСУ ХРИСТУ.
    «Ожидание праведников - радость, а надежда нечестивых погибнет.» Прит. 10:28
    «Коварство - в сердце злоумышленников, радость - у миротворцев.» Прит. 12:20
    «человеку, который добр пред лицем Его, Он дает мудрость и знание и радость;» Еккл. 2:26
    «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.» Рим. 14:17
    «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах:» Мф. 5:12
    «Однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.» Лук. 10:20
    «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.» Фил. 4:4

    Радость является исключительно важной составляющей христианской жизни. Нам заповедано не просто радоваться, а радоваться всегда.
    Мы читаем в Библии:
    "Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь." (1Фес. 5.16-17) Можно ли после этих слов молиться без радости?

    В нагорной проповеди Иисус объясняет как правильно поститься:
    "Также, когда поститесь, не будьте унылы,
    как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и
    Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно." Мат 6.16-18

    Почему столько внимания уделено радости?
    Служение Богу невозможно без радости.

    "За то, что ты не служил Господу Богу твоему с веселием и радостью сердца, при изобилии всего, будешь служить врагу твоему, которого пошлет на тебя Господь, в голоде, и жажде, и наготе и во всяком недостатке; он возложит на шею твою железное ярмо, так что измучит тебя." Второзаконие 28.47-48

    Это важно для нашего здоровья. Мы сотворены Богом, чтобы жить в радости!
    "Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости." Притчи 17.22

    Радость придает нам силы.
    "И не печальтесь, потому что радость пред Господом - подкрепление для вас." Ниемия 8.10

    В радости достигается понимание и единство с людьми.
    "Умоляю Еводию, умоляю Синтихию мыслить то же о Господе. Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена- в книге жизни. Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь." Фил 4.2-4

    Как можно всегда радоваться?

    Прежде всего это Сам Господь Бог! Невозможно пребывать в общении с Богом без радости.
    "Веселитесь о Господе и радуйтесь, праведные; торжествуйте, все правые сердцем." Псалом 31.11

    Обещание вечной жизни с Богом для верующих.
    "но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах." Луки 10.20-21

    Жизни других верующих.
    "Ибо кто наша надежда, или радость, или венец похвалы? Не и вы ли пред Господом нашим Иисусом Христом в пришествие Его? Ибо вы-- слава наша и радость." 1 Фес 2.19-20
    Радуйтесь!

    Призыв апостола к "всегдашней радости" нередко вызывает некоторое недоумение и смущение: как же возможно смиренному христианину, постоянно пребывающему в состоянии сердечного сокрушения и "плача о грехах своих", тем не менее "всегда радоваться"? Непонимание, как же совмещать эти два, казалось бы, несовместимых состояния души, приводит зачастую к полному отрицанию самой возможности присутствия какой-либо радости в жизни православного христианина. Иногда само упоминание о радостном чувстве в церковной среде признается недопустимым (например, в греческом тексте знаменитого песнопения "Свете тихий…" говорится вовсе не о "тихом", а о "радостном" свете (ilaron - веселый, радостный )).
    Для "обоснования" такого "безрадостного" мировоззрения часто приводятся многочисленные места Свщ. Писания и творений свв. Отцов, с одной стороны осуждающих радость и веселье, а с другой - восхваляющих сетование о гресех: "Сердце мудрых - в доме плача, а сердце глупых - в доме веселья" (Еккл.7:4), "горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете" (Лк.6:25), "Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь" (Лк.6:21). Исходя из подобной эклектической экзегезы Свщ. Писания можно прийти к выводу, что любые проявления радости в принципе недопустимы, а скорбь душевная является несомненной добродетелью.

    1. Два типа "радости" и "печали"
    Тем не менее, опыт Церкви говорит о существовании двух родов "радости" и "печали": "о Господе", т.е. имеющие свой источник в Боге, и "мирские", ведущие к отрыву от Божественной жизни.
    1.1. Мирская радость
    Действительно, "мирская радость" часто несовместима не только с покаянными чувствами, но и вообще с памятованием о Боге: "Но вот, веселье и радость! Убивают волов, и режут овец; едят мясо, и пьют вино: "будем есть и пить, ибо завтра умрем!" (Ис. 22:13). Для такой "радости концом бывает печаль" (Прит. 14:13) и именно такая "радость" неприемлема для христианина: "Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость - в печаль" (Иак. 4:9).

    1.2. Чрезмерная печаль
    С другой стороны, "чрезмерная печаль" (2Кор. 2:7) также осуждается Церковью, ибо граничит с проявлениями таких смертных грехов как уныние и отчаяние. По словам архим. Кирилла "Павлова), "человеку в унынии все в жизни показывается лишь с темной стороны. Он ничему не радуется, его ничто не удовлетворяет, обстоятельства кажутся ему несносными, на все он ропщет, по всякому поводу раздражается - словом, сама жизнь бывает тогда ему в тягость… очень часто само уныние приводит к другому, более опасному душевному состоянию, называемому отчаянием, когда человек нередко допускает мысль о преждевременной смерти и даже почитает ее уже существенным благом на пути своей земной жизни" . По словам ап. Павла "печаль мирская производит смерть" (2 Кор. 7:10).

    1.3. Печаль ради Бога и подмены на пути к ней
    Если же говорить о "печали и радости" в религиозном контексте, то необходимо признать, что настоящим христианином, может стать и является лишь тот человек, который видит свое духовное и нравственное несовершенство, свою греховность, страдает от нее и ищет исцеления. Только такой, смирившийся внутри себя человек способен к правильной, спасающей вере во Христа. Именно это является "печалью ради Бога", которая "производит неизменное покаяние ко спасению", в то время как неумеренная скорбь о грехах, сопровождаемая внешней "суровостью" и "угрюмостью" очень часто свидетельствует скорее об ущербности покаяния или же об его полном отсутствии: "те, которые почитают добродетелью чрезмерную печаль, бывающую у них после учинения греха, не разумея, что это происходит у них от гордости и самомнения... они изумляются, как встречающие нечто неожиданное, мятутся и малодушествуют, ибо видят падшим и простертым на земле тот самый истукан, т. е. себя самих, на который возлагали все свои чаяния и надежды. Посему когда (смиренный) впадает в какое бы то ни было прегрешение, хотя чувствует тяготу этого и печалится, однако ж не мятется и не колеблется недоумениями, ибо знает, что это случилось с ним от его собственного бессилия, опыт которого в падении для него не неожиданная новость" (Невидимая брань) .
    Внешнее сетование часто есть лишь признак самолюбования. Ведь намного проще вместо подвига самоиспытания, ведущего к сердечному сокрушению и к обновлению души, иметь просто "вид благочестия" (2Тим. 3:5), "принимая на себя мрачные лица, чтобы показаться людям" (Мф. 6:15-18) - а иногда и самим себе - кающимися. Подобный самообман и лицемерие во "всплеске эмоций" не имеют никакого отношения к истинному покаянию, которое есть поворот, обращение к Богу в глубине своего "я". Таким образом "сетование" не довлеет само по себе - оно лишь средство к достижению Богообщения: "печаль по Богу не ввергает человека в отчаяние, напротив того, приносит радость и утверждает человека в воле Божией", - говорит авва Исаия . А все внешние проявления покаяния являются лишь средством или следствием этой личной встречи человеческой души со своим Спасителем. По слову преп. Серафима Саровского "не в делании только их состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения ее. Истинная же цель жизни христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего".

    1.4. Радость духовная как следствие искреннего покаяния
    И как бы естественным следствием обращения к Богу является радость духовная: "Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня" (Пс. 50:14). Даже пост - время сугубого покаяния - должен проявляться не в духовным бесплодии, а в особом подъеме на пути к Богу. И Бог Сам обращает это время сетования в радость: "так говорит Господь Саваоф: пост … соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством; только любите истину и мир" (Зах. 8:19), "им вместо пепла дастся украшение, вместо плача - елей радости, вместо унылого духа - славная одежда, и назовут их сильными правдою, насаждением Господа во славу Его" (Ис. 61:3, 58:14).

    2. Тема перемены плача в радость в Свщ. Писании
    Можно заметить, что тема перемены плача в радость является одной из ключевых в Свщ. Писании. Особо изобилуют подобными обетованиями мессианские пророчества Ветхого Завета. И вот, приходит исполнение обетований и архангел Гавриил взывает к Деве Марии: "радуйся, Благодатная!" (Лк. 1:28). В греческом тексте слово c¼r= (корень слова "радость") звучит дважды: в слове "радуйся" (ca_re) и в слове "Благодатная" (kecaritwm1nh). Получается, что-то напоминающее русское "радуйся, обрадованная" или "радуйся, полная радости" - ведь с приходом Христа миру действительно была дарована полнота радости и "радости вечной" (Ис. 35:10). Эту же радостную весть принес ангел и вифлеемским пастухам "не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь" (Лк. 2:10-11).
    Пасха же Христова без всякого сомнения является самым радостным, самым светлым "праздником праздников и торжеством всех торжеств" для всех православных христиан. В этот светлый день каждый приобщается небесной радости по обетованию Христа: "радость Моя в вас пребудет, и… радости вашей никто не отнимет у вас" (Ин. 15:11; 16:22).

    3. Феноменальность христианской радости. Источник истинной радости - в Боге
    Эта Божественная радость не обусловлена никакими житейскими факторами, наоборот, - она помогает перенести все житейские испытания: по слову пророка Аввакума "хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, - но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего" (Авв. 3:17-18). Ап. Иаков советует при впадении в различные искушения принимать их "с великою радостью" (Иак. 1:2). "Радуйтесь и веселитесь", - говорит Христос Спаситель мученикам за Имя Его (Мф. 5:11-12) - в этом и заключается феноменальность христианства: христиане "при всей скорби… преизобилуют радостью" (2Кор. 7:4), причем "радостью неизреченною и преславною" (1Пет. 1:8). Св. Игнатий Богоносец в Послании к эфесянам назвал ее "радостью непорочною о Иисусе Христе" .
    Таким образом, именно благодать Божия является источником "радости о Господе", той пасхальной радости, которая наполняет любящее сердце и "изливается" на всех окружающих. Человек становится как бы проводником благодати Божией. По свидетельству ап. Павла такая радость является "плодом Духа" (Гал. 5:22 в пер. еп. Кассиана), причем именно "радость во Святом Духе" является одним из признаков воцарения Бога в сердце человеческом (Рим. 14:17). "Когда Дух Божий снисходит к человеку и осеняет его полнотою Своего наития, тогда душа человеческая преисполняется неизреченной радостью, ибо Дух Божий дает радость всему, к чему бы Он ни прикоснулся", - говорит преп. Серафим Саровский , который всей своей жизнью показал возможность "совместимости" горечи покаяния и самоуничижения с глубокой радостью "о Господе". То, что такая радость имеет свое начало в Боге подтверждает и то, что Самому Богу приписывается радость о Своем народе: "Господь Бог возвеселится о тебе радостью, будет милостив по любви Своей, будет торжествовать о тебе с ликованием" (Соф. 3:17).

    6. Житейские радости
    Следует отметить, что и в повседневной жизни не всякую радость можно отождествить с грехом. Если человек воспринимает окружающий мир как чудесное творение Божие, а ближних как детей Его, то и в обычных "житейских мелочах" он будет радостно замечать проявление благости Божией. Так что такая радость опять-таки иметь источником Божию благость: "когда благодать Божия с человеком, тогда всякое явление в мире поражает душу своею непостижимою чудесностью, и душа от созерцания видимой красоты приходит в состояние чувствования Бога, живого и дивного во всем" .

    Заключение
    Таким образом, рассмотрение проблемы совмещения в духовной (и житейской) жизни христианина покаянных чувств с непрестанной радостью показывает, что эти два состояния не противоречат, а органично дополняют друг друга, ибо в конечном счете покаяние означает, что прощение дает возможность жить, что снова можно стать чадом Божиим, поэтому покаяние - это радость. Эта "радость о Господе" имеет духовную природу, ибо даруется благодатью Святого Духа. Но человек не должен удерживать этот дар в себе. Познав пасхальную радость он должен его дарить окружающим, "радуясь с радующимися и плача с плачущими" (Рим. 12:15). Ведь только в новом эоне все верные Христу войдут "в радость Господина" своего (Мф. 25:21), а "печаль и воздыхание удалятся" (Ис. 35:10).