• Логопедическое занятие на тему "предлоги". Конспект логопедического занятия на тему "предлог "без" Задания логопеда предлоги

    Светлана Ходаковская
    Логопедическое занятие «Предлоги»

    ТЕМА : ПРЕДЛОГИ

    Цели :

    сформировать представление о смысловой значимости предлогов ;

    сформировать представление о предлоге , как об отдельном слове;

    сформировать навык грамматического значения предлога ;

    учить детей правильно произносить и писать предлоги ;

    уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами .

    Оборудование : раздаточные карточки с заданиями, мяч схемы предлогов .

    Ход занятия:

    Орг. момент. Ответить на вопросы логопеда .

    ЗА КЕМ ТЫ СТОИШЬ? ПЕРЕД КЕМ ТЫ СТОИШЬ?

    МЕЖДУ КЕМ ТЫ СТОИШЬ? ВПЕРЕДИ КОГО ТЫ СТОИШЬ?

    ПОЗАДИ КОГО ТЫ СТОИШЬ? РЯДОМ С КЕМ ТЫ СТОИШЬ?

    Сделать вывод о пространственных значениях предлога .

    В ШКОЛЕ, К ДОМУ, ИЗ ШКАФА, У СТОЛА, БЕЗ ШАПКИ, С КНИГОЙ, ПОД ЕЛКОЙ, ЗА ПАРТОЙ, ИЗ ЖУРНАЛА, ПОД ЛЕСОМ, ПО ДОРОГЕ …

    Маленькие слова : в, на, под, у, о, об, от, к, из, с, для – ПРЕДЛОГИ . Они пишутся отдельно с другими словами, служат для связки слов в предложениях .

    Составить предложения с данными предлогами и словами , с которыми они «дружат» .

    Пример : В ШКОЛЕ СЕГОДНЯ ПРАЗДНИК.

    Задание 2.

    Прослушайте предложения . Назовите предлоги и слова , с которыми они

    «дружат» .

    ДИМА ВОШЕЛ В КЛАСС.

    МАЛЬЧИК СЕЛ ЗА ПАРТУ.

    ДИМА СИДИТ С ГАЛЕЙ.

    ОН ВЫНУЛ ИЗ РАНЦА ТЕТРАДИ.

    ПОЛОЖИЛ ИХ НА ПАРТУ.

    УЧИТЕЛЬ ВЫЗВАЛ ДИМУ К ДОСКЕ.

    УЧЕНИК СТОИТ У ДОСКИ.

    ТРОПИНКА ВЕЛА ОТ ЛЕСА К ДОМУ.

    ОТ МАМЫ ПАВЛИК ПОШЕЛ К СЕСТРЕ.

    ВОРОБЕЙ ОТ МОРЖА ПОЛЕТЕЛ К СЛОНУ.

    У ЛЕНЫ ЕСТЬ МНОГО ФАНТИКОВ ОТ КОНФЕТ.

    Задание 3.

    Списать, изменяя данные в скобках слова – существительные, выбирая подходящий предлог . Выделить предлог и слово , с которым он «дружит» .

    Мы повесили карту – (стена) . Мама положила фрукты – (ваза) . Зонт висит – (вешалка) . Кошка спряталась – (кровать) . Дети вернулись – (школа) . Моя мама работает – (библиотека) . – (стол) упала тарелка. – (крыша) каркает ворона. На лыжах ходят – (снег) . На коньках бегают – (лед) . На лодке плавают – (вода) . Белка прыгает – (дерево) . Поезд едет – (рельсы) .

    Прослушать стихотворение и запомнить.

    ИЗ ЛЕСА, К ЛУГУ, НА ПОЛЯНКУ,

    У КУСТИКА, С ТРОПИНКИ, В ЯМКУ,

    ОТ РЕЧКИ, ОКОЛО ДОРОГИ –

    ПИШИ ОТДЕЛЬНО ВСЕ ПРЕДЛОГИ !

    Н. Бетенькова

    Задание 4. Составьте предложения из данных слов .

    Обобщите, как же пишутся предлоги .

    РЕБЯТА, РЕЧКЕ, В, КУПАЮТСЯ.

    КОШКА, КОМНАТЫ, ИЗ, ВЫСКОЧИЛА.

    ПТИЦЫ, НАД, ЛЕТАЮТ, ДЕРЕВЬЯМИ.

    МУРАВЕЙ, ГРИБОМ, ПОД, ПОЛЗЕТ.

    МАРИНА, С, ДРУЖИТ, ВИКОЙ.

    УЗКАЯ, ДОМУ, ТРОПИНКА, К, ВЕСТИ.

    ВЫГЛЯНУЛО, ТУЧ, СОЛНЫШКО, ИЗ-ЗА.

    Физ. минутка. Игра с мячом «Наоборот» .

    Передавая мяч, назови противоположный предлог .

    Образец ответа : В ШКОЛУ – ИЗ ШКОЛЫ, В СУМКУ – ИЗ СУМКИ….

    НАД ОКНОМ –, К ДОМУ – ….

    ПЕРЕД УРОКОМ – …., К ДВЕРИ – …

    НАД ДИВАНОМ – …., ПЕРЕД БОЕМ – ….

    ДО ГОРОДА –, ДО ПОВОРОТА – …

    ПЕРЕД МАШИНОЙ – …

    Задание 5. Графический диктант.

    Проверить навык раздельного написания предлогов с существительными .

    Образец : ЛАСТОЧКА С ЮГА ВЕРНУЛАСЬ НА РОДИНУ.

    ___ __ ___ ___ ___ ___ .

    В УГЛУ ЗА ШКАФОМ СПИТ ЩЕНОК.

    ПЧЕЛЫ ЛЕТАЮТ С ЯБЛОНИ НА ЯБЛОНЮ.

    ВОЛНЫ С ШУМОМ БИЛИСЬ О БЕРЕГ. В ЛЕСУ ПОД ДЕРЕВЬЯМИ ЛЕЖИТ СНЕГ. НА ЦВЕТОК СЕЛА БАБОЧКА. ИЗ-ЗА КУСТОВ ПОКАЗАЛАСЬ КУРИЦА. ПЛАЩ ВИСИТ НА ВЕШАЛКЕ В КОРИДОРЕ. ДЕТИ ВЫШЛИ ИЗ ЛЕСА НА БОЛЬШУЮ ПОЛЯНУ.

    Задание 6. Составить предложения из данных слов , изменяя слова по смыслу. Предлоги выделить .

    Птицы, над, кружатся, деревьями.

    Марина, вика, с, дружат.

    Кошка, комнаты, выскочила, из.

    С, взял, Степан, полки, журнал.

    Налить, стакан, полки, молоко.

    Узкая, дом, тропинка, вести.

    Сосна, Зоя, стоять, под.

    Куст, заяц, из-под, выпрыгнул.

    Машина, поворота, из-за, выехала.

    Птицы, над, летают, деревьями.

    Дети, мокрая, бежали, по, трава.

    Муравей, грибом, сидит, под.

    Остановились, озера, у, туристы.

    Смеялся, радости, от, Вова.

    Лида, боли, от, заплакала.

    Итог занятия .

    Отметить работу детей, подвести итог.

    Для чего нужны предлоги ? Можно ли обойтись без них?

    Публикации по теме:

    Фронтальное логопедическое занятие «Звуки [В]-[Ф], [В’]-[Ф’]» Задачи: o формирование мотивации учебной мотивации; o развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления; o формирование.

    Индивидуальное логопедическое занятие «Звук [р]» МБДОУ «Детский сад №3 комбинированного вида» Непосредственная образовательная деятельность Индивидуальное логопедическое занятие «Звук.

    Конспект логопедического занятия в старшей группе «Предлоги» Цель: Учить детей определять пространственное расположение предметов; познакомить детей со значением предлогов «В, НА, ПОД, С»; упражнять.

    Конспект логопедического занятия в подготовительной группе детей с ФФН Тема: «Звук ш в словах, фразах, текстах». Цели: 1. Автоматизация.

    Конспект занятия «Предлоги и приставки» Грамматическая тема: Предлоги и приставки. Лексическая тема: «Инструменты» Цели: Учить дифференцировать предлоги и приставки. Задачи: 1. Познакомить.


    ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ «ПРЕДЛОГИ»

    Учителя – логопеда
    Тихоновой М.А.
    Тема занятия: предлоги В, НА, ПОД.
    Цели:
    1.Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами В, НА, ПОД.
    2. Учить детей выделять эти предлоги в тексте.
    3.Учить детей составлять предложения с заданными предлогами по картинке, схеме и наглядной ситуации.
    4.Закрепить правильное употребление в речи приставочных глаголов.
    5.Развитие слухового внимания и памяти.
    Оборудование:
    схемы предлогов, изображение Карлсона, игрушки (кукольная мебель и посуда, птичка, коробка и т.д.), предметные и сюжетные картинки, сюжетная картина «Лес».
    План занятия.
    Организационный момент.
    Логопед читает детям загадку и просит найти и запомнить маленькие слова в стихотворении:
    На пригорке и под горкой
    Под берёзкой и под ёлкой
    Хороводами и в ряд
    В шляпках молодцы стоят.
    1.Уточнение пространственных значений предлогов,
    Знакомство с понятием «предлог».
    На доске выставлены схемы предлогов В, НА, ПОД.
    -Когда мы говорим эти маленькие слова? –
    В: когда предмет находиться внутри
    НА: когда предмет находиться сверху
    Под: если предмет внизу.
    -Вы выросли, многому научились, скоро пойдете в школу, поэтому пора называть маленькие слова более точно – предлоги.
    2.Игра «Найди предлог».
    Логопед на столе производит действия с игрушками, перекладывая их НА,ПОД и В разные предметы (используется кукольная мебель и посуда, птичка, бабочка, коробочка).
    - Посмотрите на схемы и составьте с каждым предлогом предложение.
    3.Анализ рассказа.
    Логопед выставляет картинки на панно и рассказывает:
    Однажды осенью во двор вышли погулять Маша, щенок Джерри и петушок Гоша. Вдруг набежала туча, закрыла солнце, и пошел дождь. Машенька и Джерри спрятались в доме, а Гоша взлетел на забор и закричал «Я удалец!Я молодец!Я ничего не боюсь!». Вышли тут мама и папа Маши и сказали: «под дождем можно только под зонтиком быть, тогда дождь не страшен». Вскоре дождик закончился, на небе засияло солнышко, и только на дорожке остались лужи.
    Закончив рассказ, логопед просит найти в тексте предложения с предлогами НА, ПОД, В.
    Детально анализируются предложения со словами «вышли, вдруг, набежала, взлетел», поясняется, что начальные звуки (слоги, приставки) не являются предлогами, это часть слова.4. Физминутка. «Слушай, повторяй, делай».
    На горе растут дубы,
    Под горой растут грибы,
    Мы в корзинки их собрали,
    Быстро к дому подбежали.
    Пальчиковая гимнастика «Дом»(Ткаченко Т.А.):
    На поляне дом стоит,
    Ну а к дому путь закрыт.
    Мы ворота открываем,
    И в наш домик приглашаем.
    В доме стол на тонкой ножке,
    Рядом стульчик у окошка,
    Два бочонка под столом.
    Вот какой я видел дом!
    Внимательно послушать и выполнить задание, затем повторить из предложения только предлог:
    Встань на ковер
    Подойди к стульчику
    Подпрыгни вверх
    Встань на носочки
    Найди вертолёт
    Поднять левую над головой
    Положить левую ладонь под правую
    5.Работа с индивидуальным наглядным материалом.
    У детей на столах - индивидуальные сюжетные картинки, по которым они должны составить предложения и назвать один из предлогов: В,НА,ПОД.
    6.Исправь ошибки в рассказе Карлсона.
    - Все вы знаете Карлсона, который живёт на крыше. Однажды ему надоело летать по городу, и Карлсон отправился вместе с друзьями погулять в лесу. Прогулка была просто замечательной! И Карлсон решил придумать рассказ про лес для Малыша. Но вот беда – он совершенно не знает предлогов, поэтому рассказ получился неправильный, некрасивый. Помогите Карлсону исправить ошибки!
    Вчера я гулял (В) замечательном лесу. Стояла тихая осенняя погода, листочки (НА) деревьях были желтые, красные, оранжевые. Сухие листья лежали у нас (ПОД) ногами. Мы собрали кленовые, березовые и рябиновые листочки. Какие красивые осенние букеты несли мы домой (В) руках! Много грибов выросло (ПОД) деревьями.
    7. Итог занятия, оценка деятельности детей


    Приложенные файлы

    Логопедическая работа над правильным употреблением предлогов.

    В условиях реализации ФГОС НОО при поступлении ребенка в школу проводится комплексное обследование каждого. Частью этого обследования является логопедическое, цель которого – выявление актуального уровня речевого развития. Обследуются шесть компонентов речевой системы: звукопроизношение, фонематическое восприятие, слоговая структура, грамматический строй, словообразовательные навыки, связная речь. Результаты обследования изучаются, анализируются, выявляются сильные (наиболее развитые) и слабые (проблемные) стороны речевого развития. По итогам диагностики первоклассники имеют более низкие показатели по блокам: словообразование, связная речь и грамматический строй. Наибольшее количество допущенных детьми ошибок – это добавление пропущенного предлога в предложение. Мы заметили, что данный вид работы сложен не только для детей, имеющих какие – либо речевые нарушения, но и для детей с нормой речевого развития. С целью дальнейшего развития устной речи, уточнения и расширения навыков словоизменения и словообразования в нашей школе разработана и внедрена программа внеурочной деятельности «Секреты правильной речи» для обучающихся 1 классов.

    Программа нацелена на выполнение следующих задач:

    1.Формировать связную речь как средство и форму мыслительной деятельности.

    2.Развивать лексический запас и грамматический строй речи в процессе практической деятельности.

    3. Развивать и совершенствовать психологические предпосылки к обучению.

    4. Формировать коммуникативные умения и навыки.

    5. Расширять кругозор.

    6. Воспитывать любовь к русской речи, к родному языку.

    Логопедические занятия проводятся фронтально 1 раз в неделю.

    Одним из блоков в программе является изучение темы «Предлоги», на котором остановлюсь более подробно.

    Предлоги – это слова, которые не имеют номинативного значения, но без знания этих слов дети не смогут овладеть структурой различных типов предложений и связной речью.

    Работа над темой «Предлоги» осуществляется в двух направлениях:

    Работа над пониманием роли предлогов в речи;

    Обучение правильному употреблению предлогов в речи.

    Этапы работы над предлогами:

    Каждый предлог сначала отрабатывается отдельно от других предлогов. После изолированной работы над отдельными предлогами проводится дифференциация нескольких предлогов. Чтобы правильно организовать работу, логопеду необходимо четко знать значение каждого из часто употребляемых предлогов. Разные авторы предлагают различное деление предлогов на группы и их изучение. Условно я разделила предлоги на 3 группы.

    1)Знакомство со значением предлогов.

    Предлоги местоположения:

    В – предмет находится внутри другого

    На - предмет находится сверху и касается другого предмета

    Под – предмет находится внизу

    Над – предмет находится сверху и не касается его

    У (около) - предмет находится рядом с другим предметом

    За – предмет прячется позади другого

    Между – предмет находится в середине, справа и слева другие предметы

    Предлоги движения:

    ПО – один предмет движется по поверхности другого

    От – предмет удаляется от другого предмета

    К – приближается к предмету

    Из – предмет сначала был внутри и его оттуда достали

    С – предмет находился на поверхности другого и его оттуда достали

    Через – кто – то или перешагивает, или перепрыгивает, или перелетает через какой-то предмет

    Сквозь – один предмет проходит полностью другой

    Сложные предлоги:

    Из-за – предмет был позади другого предмета и начал двигаться оттуда

    Из – под – предмет был внизу и его оттуда достали, или он сам оттуда движется

    С целью уточнения понимания предлогов в импрессивной речи можно рекомендовать такие задания. Подборка заданий осуществлена на примере предлога НА. Аналогично проводится работа над другими предлогами.

    2)Предлагаются картинки с различным пространственным расположением предметов (гусеница в грибке, над грибком, на грибке), а также вопрос к ним: « Где гусеница на грибке? Ребенок должен показать соответствующую картинку.

    3)Подружи слово – название этой картинки и предлог НА. (картинки цветов)

    3) Составление предложений по картинкам

    4) Логопед произносит фразу: Книга лежит на столе. А где ещё может лежать книга? (На стуле, на окне, на полке и т.д.)

    5) Игра «Придумай предложение».

    Цель: учить детей составлять предложение с заданным предлогом по двум опорным картинкам:

    Логопед предлагает ребенку внимательно посмотреть на картинки, соединенные стрелкой, и составить по ним предложение с «маленьким словом» (например, на). При составлении предложений полезно добиваться их вариативности, например:

    Птица села на ветку. Птица свила гнездо на ветке. Птица уселась на большую ветку. Птица сидит на ветке и поет и т.п.

    Необходимо контролировать, чтобы в предложении ребенка были оба опорных слова, а также предлог.

    6) Составление предложений по опорным картинкам и слову – действию.

    7) Упражнение «Послушай, запомни, назови».

    Цель: учить ребенка выделять в тексте предлоги (например, НА).

    Логопед четко, внятно читает стихи, уже не акцентируя голосом предлог НА. Задача ребенка - выделить в каждом коротком стихотворении «маленькое слово НА», то есть произнести его утрированно.

    На полянке возле речки загорали огуречки.

    Пели песенку, что скоро загорят, как помидоры.

    Воробей сидел на ветке у окна,

    Ну а я- на табуретке у окна.

    Посидели, посмотрели, покачались, полетели:

    Воробей на крышу с ветки,

    А я на пол с табуретки

    Белые снежинки на веточках висели,

    Белые снежинки от ветра полетели:

    На машины, на дорожку, на смешную нашу кошку,

    На высокие дома…

    Значит, к нам пришла зима!

    Аналогично проводится работа над другими предлогами.

    8)Логопед читает предложение. Если в предложении есть предлог НА, ребенок записывает его номер или рисует количество палочек, соответствующих номеру предложения.

    9)Чтение небольших рассказов, нахождение предложений с предлогом НА

    Можно предложить такие задания, к примеру, с предлогами ИЗ-С.

    1) Игра «Не зевай, отвечай». Ответь на вопросы логопеда.

    Платок лежал в кармане. Откуда достали платок?

    Машину поставили на стоянку. Откуда выехала машина?

    2) Закончи предложения.

    Мальчик спрыгнул (откуда?)…………

    Девочка вылила воду (откуда?)…………

    3)Самостоятельное составление предложений с предлогом ИЗ, а потом с предлогом С (схемы предлогов вывешены на доске). Можно разделить детей на две группы, чтобы создать соревновательный момент.

    После обучающего момента в занятия обязательно включаются упражнения на закрепления правильного и сознательного употребления в речи разных предложных конструкций.

    Задания:

    1) Начерти в тетради схему названного логопедом предлога.

    2) Игра «Не разорви цепочку» Детям предлагается вспомнить предлоги. Первый ребенок называет любой предлог, следующий повторяет его и называет свой, следующий повторяет уже два предлога и называет свой и т.д., пока не разорвется цепочка.

    3) Добавление предлога к падежной флексии существительного в словосочетаниях с глаголом: влетела... (клетка), вылетела... (клетка), подлетела... (клетка), отлетела... (клетка), залетела... (клетка).

    4) Игра «Правда или шутка». Прочитайте предложения, но в них допущены ошибки. Вы должны их исправить.
    Мяч играет с Сашей.

    Дорога едет по машине.

    Маша несет сумку в капусте.

    5) Игра «Помоги Незнайке» Учитель читает предложения, дети исправляют ошибки:

    Я перепрыгнул ПО лужу.

    Машина едет ЧЕРЕЗ дороге.

    6) Подстановочные упражнения. Детям необходимо вставить во фразу пропущенный предлог.

    Дом стоит ……реки. Собака вышла ……..будки.

    7) Составление предложений из слов, данных в начальной форме с использованием разных предлогов.

    Книга, стол, лежать. (Книга лежит на столе. Книга лежит под столом. Книга лежит за столом. Книга лежит около стола. И т.д.)

    8) Запись предложений под диктовку или списывание с печатного текста. Вместо существительных, к которым относится предлог, дети рисуют картинку.

    9) В тексте за определенное время вычеркнуть все предлоги.

    В конце учебного года был проведен итоговый логопедический мониторинг, с целью выявления динамики в речевом развитии. Данная работа дала положительные результаты.. При итоговом обследовании не обнаружилось серьезных проблем в пробах, направленных на выявление сформированности грамматического строя. Осознанное употребление предложных конструкций помогает вырабатывать у детей языковое чутьё и явление переноса. Усвоенные грамматические средства необходимы ребенку для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.


    Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР.

    Тема: Предлоги НА, ПОД

    Задачи:

      Образовательные:

    - Учить детей различать значение предлогов «на» и «под» и правильно употреблять их в речи.

    Учить детей составлять предложения по сюжетной картине и по двум опорным предметным картинкам.

    2. Развивающие:

    Развитие слухового внимания и памяти.

    3. Воспитательные:

    Воспитание навыков сотрудничества, взаимодействия.

    Оборудование: сюжетная картина, схемы предлогов, предметные картинки, магнитная доска, плоскостные фигуры на магнитах: зайчонок, мышонок, петух, солнце, облако, забор, гриб, ёлка; 2 машины: зелёного и синего цвета; сюжетные картинки по количеству детей.

    План занятия

      Организационный момент.

    Логопед читает стихотворение:

    В лесу метёт метелица,

    По лесу снегом стелется.

    Зайцы бегали в лесу,

    Там заметили лису.

    Под сосной стоит лисица,

    На сосне сидит синица.

    Где стоит лисица? (под сосной)

    Где сидит синица? (на сосне)

    Когда мы говорим маленькое слово ПОД? (когда предмет находится снизу чего-то). Логопед выставляет схему.

    Когда мы говорим маленькое слово НА? (когда предмет находится сверху чего-то). Логопед выставляет схему.

    2. Составление предложений с предлогами НА, ПОД по сюжетной картине с помощью вопросов логопеда.

    Где сидит девочка?

    (Девочка сидит на диване. И т.д.)

    Где стоит машинка?

    (Машинка стоит под столом. И т.д.)

    3.Составление предложений с предлогами НА и ПОД по 2 опорным предметным картинкам. Предметные картинки:

    стол – хлеб, собака;

    стул – кошка, мышка;

    кровать – подушка, туфли;

    диван – кукла, мяч.

    Составьте предложение с предлогом НА. (Хлеб лежит на столе. И т.д.)

    Составьте предложение с предлогом ПОД. (Собака лежит под столом. И т.д.)

    4. Составление предложений по сюжетным картинкам.

    На доске 2 машинки: синяя и зелёная.

    Разложим картинки по машинкам. На синей машинке картинки с предлогом ПОД, а на зелёной с предлогом НА.

    Дети по очереди выбирают машинку для своей картинки.

    Под ёлкой лежат подарки. Синяя машинка.

    Потому что в этом предложении спряталось маленькое слово ПОД.

    Сыр лежит на тарелке. Зелёная машинка.

    Потому что в этом предложении спряталось маленькое слово НА. И т.д.

    5. Физкультминутка.

    Ищет вещи Маша,

    Маша-растеряша,

    И под стулом нет, и на стуле нет, (заглядывают под стул, качают головой)

    На кровати нет, под кроватью нет, (заглядывают под кроватку, качают головой)

    Вот какая Маша, Маша-растеряша. (разводят руками)

    Где Маша искала свои вещи?

    6. Пересказ рассказа. (Логопед выставляет по ходу рассказа фигурки на доске).

    На полянке гуляли зайчонок, мышонок и петушок. Вдруг на солнце набежала туча, и пошёл дождь. Зайчонок спрятался под ёлкой. Мышонок спрятался под грибок. А петушок взлетел на забор.

    Вспомним предложения со словом НА.

    Вспомним предложения со словом ПОД.

    Кто расскажет весь рассказ?

    7. Итог занятия, оценка деятельности детей.















    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цели:

  • совершенствование лексико-грамматического строя речи;
  • сформировать представление о смысловом значении предлогов, предлог как отдельное слово, навык предложного управления
  • Задачи:

    образовательные:

    • отработать понимание пространственного значения предлогов В, НА, ИЗ, ПОД, К, ЗА;
    • работать над правильным употреблением предлогов в устной речи;
    • сформировать умение правильно членить предложения на отдельные слова;
    • дифференцировать предлоги противоположного значения;
    • подводить к практическому усвоению правильного написания предлогов со словами.

    развивающие:

    • развивать память, внимание, мышление;
    • расширять словарный запас;
    • совершенствовать лексико-грамматический строй речи;
    • развивать монологическую речь;
    • учить детей правильно и логично излагать свои мысли;
    • развивать у ребенка зрительно-пространственных представлений и смыслового значения употребления предлогов.

    воспитательные:

    • воспитывать культуру коммуникации;
    • формировать взаимопонимание, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, навыков сотрудничества.

    коррекционная:

    • устранение и предупреждение ошибок на письме, при написании предлогов со словами.

    Оборудование:

    • таблица символов-предлогов;
    • предметные картинки;
    • карточки для фронтальной работы;
    • сюжетные картинки;
    • наборы предлогов;
    • карточки с текстом;

    Ход занятия

    I. Организационный момент.

    Логопед предлагает ученикам взять карточки лежащие на, в, под, перед коробкой, прочитать написанные на них слова и ответить на вопросы используя слова карточек

    (На столе, под столом, в столе, над столом). Слайд №2.

    Я задам вам вопросы, ответить на которые помогут слова на карточках и картинка на доске.

    Где стоит клетка?

    Дети отвечают полным предложением. Клетка стоит на столе.

    Где лежат карандаши?

    Где сидит мышка?

    Где порхает бабочка?

    Параллельно логопед уточняет сколько слов сказал каждый ученик, какой предлог использовал в своём ответе.

    Какие предлоги вы использовали в своих ответах?

    Как предлоги пишутся со словами?

    II. Сообщение темы занятия.

    Сегодня мы совершим прогулку по городу ПРЕДЛОГОВ. На нашем пути будет много интересных остановок. Подготовимся к дороге. Откроем тетради запишем дату и тему урока – ПРЕДЛОГИ.

    Перед отправлением я хочу проверить все ли готовы к прогулке.

    Внимательно послушайте стихотворение и запишите все предлоги, которые вы услышите в нём.

    Логопед читает стихотворение, ребята записывают встретившиеся предлоги.

    Осторожно ветер

    Из калитки вышел,
    Постучал в окошко,
    Пробежал по крыше,
    Поиграл немного
    Ветками черёмух,
    Пожурил за что-то
    Воробьёв знакомых.

    Ребята какие предлоги вы записали? Проверка выполнения задания. Слайд №3.

    III. Работа по теме занятия.

    Первая остановка на нашем пути остановка на улице СИМВОЛОВ.

    Мы знаем, что каждый предлог можно зашифровать символом.

    Посмотрите на доску, расшифруйте символы. Слайд № 4.

    Хорошо. А сейчас прочитаем предложения, записанные с помощью символов. Скажите с каким словом, связан по смыслу предлог.

    Дети самостоятельно делают выводы.

    Слайды № 5 -6

    Запишите эту пару слов в тетрадь. Выделите предлог значком о.

    Учащиеся записывают в тетрадь словосочетания: в шкафу, по мосту, к морю, в лес, за ягодами.

    Следующая остановка на улице СЛОВОСОЧЕТАНИЙ.

    Прочитай слова, написанные на карточках. Слайд № 7.

    Река, мост, под; cтол, лампа, на; cтул, стол, у; едет, автобус, в; ползёт, по, лист.

    Ребята, вам понятен смысл? Составь понятное по смыслу словосочетание. Сколько слов в словосочетании? Какое слово изменило своё окончание? Какой предлог?

    Запишите словосочетание в тетрадь. Слайд № 8.

    Ребята, со словосочетанием ползёт по листу составьте предложение.

    Сколько слов в предложении? На каком месте стоит предлог?

    Запишите предложение в тетрадь.

    Вот мы с вами подъехали к самой длинной улице - улице ПРЕДЛОЖЕНИЙ, на которой будет несколько остановок.

    Первая остановка покажет кто самый внимательный.

    Ребята, послушайте предложения и скажите сколько в нём слов. Под дубом лежат жёлуди.

    Какой предлог? На каком по счёту месте он стоит в предложении.

    Аналогичная работа проводится со следующими предложениями.

    Хитрая лиса подкралась к норе.
    Ученики ходили на экскурсию в музей.
    Пироги вынули из печи.
    На двери повесили замок.

    Слайд № 9.

    Мы продолжаем движение по улице предложений. Нас ждёт остановка Пропущенных предлогов.

    Ребята, прочитайте предлоги.

    Вы каждый предлог должны вернут “в своё” предложение “на своё место”.

    Ученики получают конверты с предлогами: в, за, из, с, к, у, на и карточку с предложениями.

    Ученики самостоятельно выполняют задание, после чего выполняется проверка задания. Слайд №10, слайд № 11.

    Ребята, найдите предложение в котором есть два предлога и запишите его в тетрадь, выделив предлоги.

    Динамическая пауза.

    Остановка на улице “АКТИВНАЯ”.

    Игра “Наоборот” с перекидыванием мяча. Логопед начинает фразу, а ученики заканчивают.

    Над окном - под окном
    Под землёй - над землёй
    К двери – от двери
    Перед уроком – после урока
    От дома – к дому
    В портфель – из портфеля
    Из школы – в школу
    На ветку - с ветки.
    Перед домом - за домом.

    Продолжаем путь. ОСТАНОВКА СХЕМАТИЧЕСКАЯ.

    Прочитайте слова, записанные на доске. Из данных слов вы должны составить предложения по вопросам и схемам.

    Дайте ответ на вопрос: “Кто кружит над старым деревом?”

    Работа проводится с опорой на слайд № 12.

    Внимательно послушайте мой второй вопрос.

    Где кружит грач? Каким предложением мы ответим?

    Над старым деревом кружит грач. Работа по слайду № 13.

    На каком месте стоит предлог в предложении? Запишите предложение в тетрадь, выделив предлог.

    Последняя остановка нашего пути называется “Я САМ”.

    Вы должны самостоятельно составить предложение используя слова, записанные на доске, правильно выбрав предлог из скобок. В помощь вам будет сюжетная картинка.

    Слайд № 14.

    Скала, поднимается, (в, с, на, из), альпинист.

    V. Подведение итогов занятия. Оценивание работы детей.

    1. Чему мы учились на занятии?
    2. Что такое предлоги?
    3. Какие бывают предлоги?
    4. Для чего они нужны?
    5. Что показалось трудным
    6. Какие задания были интересны?

    Логопед оценивает работу детей и делает итоговый вывод самое главное не забывайте, что предлог маленькое слово, которое не только связывает слова и объединяет их в предложении, но и указывает на место нахождение предметов. Слайд №15.