• Дефис в прилагательных правило. Сложные прилагательные. Примеры сложных прилагательных. Проверка домашнего задания

    Конспект открытого урока по теме: «Слитное и дефисное написание сложных прилагательных»

    Цели:

    Обучающая: сформулировать понятие о сложных прилагательных, обеспечить усвоение учащимися орфограммы слитного и дефисного написания сложных прилагательных, отработать первичные навыки слитного и дефисного написания прилагательных;

    Развивающая : создать условия для развития умений производить классификацию прилагательных по слитному и дефисному написанию, умений устанавливать сходства и различия, умений делать обобщенные выводы;

    Воспитывающая: формировать умение ставить цели в учебной деятельности и стремление добиваться их, воспитывать потребности давать самостоятельную оценку своей деятельности.

    Оборудование: компьютер, проектор.

    Ход урока:

    1 Организационный момент.

    Здравствуйте, ребята.

    Садитесь.

    Ну проверьте-ка, друзья. Всё ль на месте, все ль в порядке ручки, книжки и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получить, только лишь оценку пять.

    2. Актуализация знаний.

    Какую большую тему вы сейчас изучаете?

    Что вы знаете об этой части речи?

    Составление кластера.(слайд №1)

    Имя прилагательное

    Обозначает-(признак предмета)

    Изменяется по-(родам, числам, падежам)

    Каким членом предложения может быть(сказуемым, определением,)

    Какие разряды прилагательных вам известны?(качественные, относительные, притяжательные)

    Какие орфограммы вы изучили-(не с прилагательными, Н и НН в прилагательных, О, Ё после шипящих и Ц, суффиксы К и СК в прилагательных)

    Найди лишнее и объясни почему.(слайд № 2)

    Морской

    Матросский

    Флотский

    Рыболовецкий

    (рыболовецкий, потому что 1) суффикс К, 2) состоит из двух корней, т.е. является сложным)

    Давайте откроем тетради и запишем сегодняшнее число и классная работа, а для темы оставим 2 строчки и запишем ее чуть позже.

    3. Формирование знаний.

    А) Работа с текстом.(слайд №3)

    Прочитайте текст.

    Юго - западный ветер гнал сине - зеленые волны горько – соленого моря. На борту рыболовецкого судна стоял высокий седобородый человек с темно – зеленым водонепроницаемым плащом и смотрел вдаль. На горизонте маячил трехмачтовый бриг. Над ним висели бело – розовые облака. Одно было похоже на огромную носорожью тушу.

    Слова какой части речи у нас подчеркнуты?

    Что отличает их от других прилагательных?

    Почему они являются сложными?

    Задание: Выпишите в 2 столбика все сложные прилагательные, которые пишутся слитно и через дефис.(слайд № 4,5)

    Почему они пишутся по- разному?

    Как вы думаете, какую тему мы будем сегодня изучать?

    Давайте запишем ее.(слайд №6)

    Чему мы должны научиться к концу урока?

    Мне бы очень хотелось, чтобы к концу урока каждый из вас смог ответить себе на вопрос достиг ли он поставленной цели?

    Какие из этих сложных прилагательных образованы от имени существительного?(слайд №7)

    Носорожья – носорог,

    Юго – западный – юго – запад

    Почему одно прилагательное пишется слитно, а другое через дефис?

    Какой мы вывод можем сделать?

    - Какие из этих сложных прилагательных образованы от словосочетания?(слайд №8)

    Рыболовецкое – ловец(чего?) рыбы,

    Седобородый – борода (какая?) седая,

    Водонепроницаемый – непроницаемый(чем?) водой,

    Трехмачтовый – три(чего?) мачты

    Как пишутся все эти сложные прилагательные?

    Вывод. Сложные прилагательные, образованные от словосочетания должны писаться слитно.

    Какие сложные прилагательные образованы от сочетания двух имен прилагательных, не зависящих друг от друга?(слайд № 9)

    Сине – зеленый

    Горько- соленый

    Темно – серый

    Бело – розовые

    - Что объединяет подчеркнутые прилагательные?

    (Цвет)

    Как они пишутся?

    Вывод: Сложные прилагательные, в одной части которого имеется цвет пишутся через дефис.

    Можно ли между частями оставшегося прилагательного вставить союз И. Море горькое и соленое.(слайд №10)

    - Такие прилагательные называются равноправными или равносильными. Как пишутся такие прилагательные?

    Вывод: Сложное прилагательное, между частями которого можно вставить союз И пишется через дефис.

    Б) Работа в группах.(слайд № 11)

    Задание: Сформулируйте правило и заполните таблицу.

    Слитно

    Через дефис

    Проверка.(слайд №12)

    4. Формирование умений и навыков.

    Задание по группам . Работаете вместе, затем один из вас представляет свою работу.

    1 группа: Раскрашивает кораблик не карандашами и фломастерами, а словами, используя только сложные прилагательные.(слайд №13)

    2 группа : из словосочетаний составьте сложное прилагательное.(слайд №14)

    Язык Древней Руси-

    Техника по строительству судов-

    Обряды старой Руси-

    3 группа: Образовать сложные имена прилагательные.(Слайд №15)

    Бумажный и картонный комбинат-

    Взлетная и посадочная полоса-

    Русский и татарский словарь-

    4 группа: Образовать сложные имена прилагательные от сложных существительных. (слайд №16)

    Северо – восток-

    Северо – запад-

    Юго –восток-

    Юго – запад-

    5 группа: Образовать сложные имена прилагательные от сложных имен существительных. (Слайд №17)

    Водопровод-

    Лесопарк-

    Трубопровод -

    Проверка.

    5. Итоги урока.

    Ребята, с какой темой мы сегодня познакомились?

    Какой была наша цель?

    Что мы рассмотрели, давайте еще раз вспомним.(слайд № 18)

    Как пишутся сложные прилагательные, одна часть которого обозначает цвет?

    Как пишутся прилагательные, образованные от словосочетаний?

    Как пишутся прилагательные, образованные от сложных существительных, которые также пишутся через дефис?

    Как пишутся прилагательные, которые образованы от сложных существительных, которые пишутся слитно?

    Как пишутся прилагательные, образованные от равноправных прилагательных, между которыми можно вставить союз И?

    Для того, чтобы закрепить пройденный материал вы должны выполнить следующее домашнее задание пар.56(выучить правило), упр. 331(раскрыть скобки)

    А теперь нам предстоит, проверить достигли ли мы поставленной цели, дать самооценку своей работы. Для этого проведем тест.

    Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга.

    Ответы (слайд №19)

    Критерии.

    Кто-то сегодня работал очень хорошо и у него все получилось, кто – то был сегодня не в настроении и работал не в полную меру.

    Я по рядам пущу кораблики с оценкой.

    В зависимости от того, на сколько вы сегодня поработали, посадите себя в кораблик с соответствующей оценкой и напишите на обороте листочка свою фамилию и имя.

    Ребята, я рада, что мы с вами успешно изучили тему. Желаю вам успеха. Спасибо за урок!


    Дефисное и слитное написание сложных прилагательных

    Урок русского языка в 6 классе

    Цели урока:

      Формирование знаний правописания сложных прилагательных,

      Развивать аналитическое мышление, память учащихся

      Способствовать воспитанию ответственного отношения к учебному труду.

    Ход урока

    1. Организационный момент

    2. Проверка домашнего задания

    Какие есть вопросы по домашнему заданию?

    Дети под диктовку на листочках записывают словосочетания с прилагательными, где пишется -НН-:

      деревянными изделиями

      утиный нос

      обыкновенным резцом

      стеклянный графин

      кожаный портфель

      оловянный солдатик

      песчаный берег

      безветренный день

      торфяное болото

      соломенная крыша

    Дети должны выписать номера 1, 3, 4, 6, 8, 10.

    3. Подготовка к изучению нового материала

    На перемене учитель раздает распечатанные тексты (по одному на парту) - отрывок из произведения И.А.Бунина

    В отрывке текста, который отксерокопирован для каждого ученика, предлагается выделить слова, которые помогают Бунину передать цвет и оттенки цветов.

    Один ребенок читает вслух:

    Над нами, в бездонной глубине, ткани облаков окрасились в нежно-малиновый цвет. А через мгновение все изменилось: восточный ветер стал сине-лиловым, море над ним – густо-фиолетовое. И всё огромней разгорались полосы на закатном небосклоне.

    Учитель сразу же задает вопрос:

    О чем этот текст? (О природе, о наступлении вечера, закат)

    Давайте найдем прилагательные, обозначающие оттенки цвета и выпишем их в тетрадь:

    Нежно-малиновый Сине-лиловый Густо-фиолетовое

    В чем особенность этих прилагательных? Особенность заключается в том, что эти прилагательные пишутся через дефис.

    4. Объяснение нового материала

    Учитель вслед за ребенком четко проговаривает правило: сложные прилагательные, обозначающие оттенки цветов, дополнительные оттенки качества или признака всегда пишутся через дефис. Акцентируется внимание на слове всегда.

    Например: бледно-голубой, сладко-кислый, иссиня-черный и др.

    Учитель предлагает открыть детям учебник (учебник 6 класс М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская) и познакомится с правилом написания прилагательных через дефис.

    Один ребенок читает вслух и комментирует правило, придумывая свои примеры.

    Дефис употребляется, если сложное прилагательное образовано от сложных существительных, которые пишутся через дефис: в учебнике юго-западный (юго-запад) , свой пример: северо-восточный (северо-восток);

    Дефис употребляется, если сложное прилагательное образовано путем сложения равноправных слов, между которыми можно вставить союз и:

    Пример: горько-соленый (горький и соленый), русско-английский (русский и английский).

    Слитно пишутся сложные прилагательные, которые образованы на основе словосочетания: железнодорожный (железная дорога).

    Теперь учитель предлагает выполнить следующее задание:

    Небходимо разделить тетрадь на две части (заполнение таблицы на пройденное правило, учителем заранее начерчена или спроецирована на доску):

    Задание: заполнить своими примерами таблицу.

    Слитное написание прилагательных

    Дефисное написание прилагательных

    В тетрадь для записи слов выписываем трудные слова зеленой ручкой, которые необходимо запомнить: общественно полезный и общественно-политический.

    5. Первичное закрепление

    Учитель читает стихотворение-подсказку, дети внимательно слушают и выписывают сложные прилагательные, потом объясняют, как написали и по какому правилу:

    Тёмно-русый паренёк Шел на северо-восток Так он к вечеру устал, Что лимонно-желтым стал, Но зато успел понять, Где в словах дефис вставлять. Будешь помнить наш урок В школе скажет педагог: «Этот парень – голова!»
    («Радионяня»)

    Ребята выписывают: темно-русый, северо-восток, лимонно-желтым.

    (Чаще всего дети попадаются на уловку и выписывают северо-восток как прилагательное).

    Объяснение детей:

    Темно-русый – сложное прилагательное обозначает оттенок цвета, поэтому пишется через дефис.
    Лимонно-желтым – сложное прилагательное обозначает оттенок цвета, поэтому пишется через дефис.

    Какой частью речи является северо-восток ?

    Рассуждение учеников:

    Существительным, от него можно образовать сложное прилагательное – северо-восточный , которое будет писаться через дефис.

    На доске записано слово горько-соленый , учитель задает вопрос: как мы будем рассуждать при написание сложного прилагательного?

    Это сложное прилагательное, образованное от двух независимых слов, между которыми можно вставить союз и горький и соленый, поэтому данное прилагательное пишется через дефис.

    По учебнику устно по цепочке выполняется упражнение:

    (Сельско)хозяйственный, (физико)математический, (русско)английский, (стале)литейный, (средне)вековой, (туго)плавкий, (зеленовато)серый, (десяти)этажный, (паровозо)ремонтный,(юго)восточный, (изжелта)красный, (трех)метровый, (садово)огородный, (рельсо)прокатный, (северо)западный, (сорока)километровый, (древне)русский, (фабрично)заводской, (хлопчато)бумажный, (двух)комнатный, (чугуно)литейный.

    Открываем тетрадь Богдановой Г.А. стр.39, упр.79:

    Один из учащихся читает задание: обозначьте в словосочетаниях главное слово и зависимое и образуйте от них прилагательные:

    Дальний Восток – Древний Рим – (языки) восточных славян – Черные волосы – Длинные ноги (журавля) – Широкие плечи (юноши) – (дом) из крупных паилей –

    Учитель спрашивает выборочно.

    Ребята, сложные прилагательные, обозначающие оттенки цвета или сочетания цветов помогают «увидеть» разнообразие, разноцветие окружающего нас мира.

    В произведениях И.А. Бунина – великого мастера слова – очень часто используются такие прилагательные (мы сегодня их уже рассматривали частично).

    Выпишите из примеров, взятых из произведений писателя, сложные прилагательные вместе с существительными. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки:

      (Зелено)серебристый свет,
      (Не)уловимый свет
      Восход…т над землёй.

      1. (Прозрачно)бледный, как весной,
        Сл…зит…ся снег (не)давней стужи.

        Вдруг молния всю чащу озарила
        Таинствен…ым и (бледно)синим светом.

      Там глыбы (ж…лто)пепельных камней.

      1. И ягоды (туманно)сини
        На можжевельнике сухом.

        Лишь море в летн…й штиль
        Все так же сыпл…т ласково на рифы
        (Лазурно)фосфорическую пыль.

      В семье г…рдились жеребц…м (сиво)железного цвета.

      1. Серп месяца, (мутно) красный и поникший на сторону,
        Покачивался на краю неба.

      На полянах, в солнечн…м блеске, сверкали паутинки и неподвижно рдели (светло)золотые клены.

      Слабо брезж…т (синевато)свинцовый свет угасающего дня.

    Ученики выполняют самостоятельно, учитель у трех учеников проверяет, ставит отметки, с остальными проверяют вслух.

    6. Итог урока

    Давайте ещё раз проговорим правило, когда сложные прилагательные пишутся слитно, а когда раздельно:

    Слитно пишутся сложные прилагательные, которые образованы на основе словосочетания.

    Железнодорожный < железная дорога

    Через дефис пишутся сложные прилагательные:

      обозначают оттенки цветов: жёлто-синий

      образованы от сложных существительных, которые пишутся через дефис: юго-западный< юго-запад

      Слово образовано от сочетания независимых слов: садово-огородный< сад и огород.

    Есть слова, которые необходимо запомнить:

    Общественно полезный Общественно-политический

    7. Домашнее задание

    Домашнее задание учитель записывает на доске. Домашнее задание на усмотрение учителя. Например, упр. 309. В одну колонку нужно выписать сложные прилагательные, в другую – прилагательные, которые пишутся через дефис. Один из учеников читает задание. Учитель выясняет, всем ли понятно, как выполнять упражнение.

    Сложные прилагательные - это части речи, созданные в результате сочетания двух слов. Их можно преобразовать снова в словосочетание, составляющие которого будут либо иметь грамматические отношения, либо просто примыкать друг к другу. В последнем случае слова могут быть связаны друг с другом лишь по смыслу.

    Способы образования

    В русском языке встречаются сложные прилагательные, состоящие из двух элементов, которые в своем первоначальном виде представляют собой слова, связанные друг с другом грамматическим согласованием. Например:

    • русскоязычное население (русский язык);
    • общеисторический метод (общая история);
    • общеобразовательная школа (общее образование);
    • тяжелобольной пациент (тяжелый больной);
    • одностороннее движение (одна сторона).

    Имена прилагательные могут быть образованы из существительных, взаимосвязанных друг с другом таким видом грамматического значения, как управление. Например:

    • металлообрабатывающий станок (обработка металла);
    • лесоохранный знак (охрана леса);
    • домостроительная компания (строение дома);
    • автопрокатное предприятие (прокат автомобилей);
    • мелкобуржуазное мышление (мелкая буржуазия).

    Сложные прилагательные могут происходить из слов, которые не имеют какой-либо грамматической взаимосвязи, и названий географических объектов. Например:

    • легкоранимый человек (легко ранить);
    • острозаточенный нож (остро заточить);
    • нижнетагильский завод (Нижний Тагил);
    • североосетинский филиал (Северная Осетия);
    • большевяземский музей (Большие Вяземы).

    Слитное написание терминов

    Правописание сложных прилагательных может быть различным. Зависит оно от способа образования и области лексики, к которой эти слова относятся. В научно-технической и медицинской литературе встречаются нередко термины, происходящие от двух слов. Например: кислородосодержащий, древнеславянский, спинномозговой, термоизоляционный, хромовокислый, частновладельческий, щелочноземельный. Среди этих слов встречаются и такие, которые невозможно преобразовать в словосочетание. Например: конноспортивный; травоядный. Слитное написание сложных прилагательных этой категории не может вызывать сомнений, поскольку они состоят из элементов, один из которых (а в отдельных случаях и оба) не могут употребляться отдельно. Следует также помнить, что всегда пишутся слитно прилагательные, начинающиеся на такие элементы, как обще-, поздне-, верхне-, древне-, нижне-. Раздельно нельзя писать также слова терминологической тематики, начинающиеся на высоко-, широко-, низко-, глубоко-, мелко-, узко-, много-, мало-, сильно-, остро-, круто-, густо- и так далее. Например:

    • сильнодействующе снотворное;
    • высокоразвитая страна;
    • широкомасштабные действия;
    • узкоспециализированное производство;
    • густонаселенный пункт.

    Раздельное написание терминов

    На правописание сложных прилагательных оказывает влияние присутствие в предложении пояснительных слов. Точнее сказать, при их наличии верным может быть только написание отдельно стоящих слов. Например:

    • густонаселенная область (густо населенная иностранцами область);
    • малоизученные проблемы (мало изученная наукой проблема).

    В правописании нужно также обращать внимание на порядок слов. Сложные прилагательные почти во всех случаях предшествуют существительному, к которому они относятся. А свободное словосочетание, примеры которого были рассмотрены выше, следует, как правило, за ним. Например:

    • быстросохнущая краска (краска, быстро сохнущая на открытом воздухе);
    • остропахнущий (раствор, остро пахнущий при высокой температуре воздуха);
    • легкодостижимая цель (цель, легко достижимая для человека, который обладает специальными знаниями);
    • скоропортящееся молоко (молоко, скоро портящееся без предварительной пастеризации).

    Также следует помнить, что сложные слова, как и все прочие, имеют только одно ударение. В словосочетаниях их два.

    Сложными прилагательными являются также слова, первая составляющая которых - четверть-. Например: четвертьфинальный, четвертькровный.

    Дефис в прилагательных и существительных

    Дефисное и слитное написание сложных прилагательных - раздел правописания, незнание которого нередко приводит к совершению орфографических ошибок. Для того чтобы их избежать, необходимо всего лишь запомнить несколько простых правил.

    Необходимо знать, что через дефис прилагательные всегда пишутся в том случае, если они образованы от существительных с дефисным написанием. Например:

    • социал-демократическая партия (социал-демократия);
    • юго-восточный округ (юго-восток);
    • карачаево-черкесское население (Карачаево-Черкесия);
    • нью-йоркский парк (Нью-Йорк);
    • премьер-министерский корпус (премьер-министр).

    Но если такие сложные прилагательные обладают приставкой, пишутся они слитно. Например:

    • антисоциалдемократические воззрения;
    • присырдарьинский город.

    Индивидуальная принадлежность

    Всегда через дефис пишутся слова, созданные от имен собственных. Тогда как необходимо знать, что в подобных случаях между основными элементами прилагательного должен непременно стоять дефис. Например:

    • ильфо-петровские персонажи;
    • майн-ридовский роман;
    • робин-гудовские подвиги;
    • Потап-Потапычев портфель;
    • Иван-Грозновское время.

    Прилагательные, включающие два равноправных понятия

    Написание сложных прилагательных зависит от смысловой нагрузки, которую несет каждая из составляющих. И если в одном слове содержатся элементы, имеющие равноправные понятия, они пишутся через дефис. Например:

    • культурно-развлекательный центр;
    • отчетно-экзаменационный концерт;
    • сердечно-сосудистое заболевание;
    • агитационно-пропагандистское мероприятие;
    • англо-немецкий словарь;
    • рабоче-крестьянское движение;
    • русско-турецкая война;
    • художественно-публицистический жанр;
    • ликеро-водочный завод;
    • электронно-автоматический метод.

    Прилагательные, образованные из частей с неоднородными признаками

    Дефисное написание сложных прилагательных применимо в том случае, когда слово состоит из элементов, которые можно преобразовать в существительные или другие части речи, не являющиеся однородными членами речи. В качестве первой части в таких прилагательных часто выступают такие основы, как массово-, народно-, военно-, научно-, учебно-. Например:

    • научно-исследовательский институт;
    • народно-прикладное искусство;
    • военно-морской флот;
    • учебно-консультационный центр.

    Прилагательные, обозначающие оттенок качества

    Если прилагательное означает какое-либо свойство, а для придания ему некоего оттенка добавляется дополнительный элемент, применяется дефисное написание. Это же правило применяется и в написании сложных прилагательных, обозначающих цвета и оттенки. Например:

    • кисло-сладкий соус;
    • мужественно-суровый вид;
    • тревожно-навязчивые мысли;
    • добродушно-приветливая улыбка;
    • бледно-розовые губы;
    • ярко-красное платье.

    Написание терминов через дефис

    Многие прилагательные терминологического характера пишутся через дефис. Например:

    • злаково-бобовые травы;
    • желудочно-печеночный сбор;
    • магнито-мягкие материалы;
    • каменно-бетонный фундамент;
    • заправочно-сливной клапан.

    Сложные прилагательные слитно не пишутся в том случае, если первая часть их является заимствованием из иностранного языка с суффиксом «-ико». При написании слов этого типа используется дефис. Например:

    • историко-этнографический;
    • критико-публицистический;
    • медико-оздоровительный;
    • политико-правовой;
    • химико-технологический.

    Дефисное и слитное написание сложных прилагательных встречается в одних и тех же определениях. Правописание в подобных случаях зависит от контекста. Например:

    • мужественно-суровый облик (суровый и мужественный);
    • мужественно суровый облик (мужественная суровость).

    Прилагательные часто состоят из элементов, являющихся по отдельности синонимами. И их синонимичность является верным основанием к дефисному написанию. Например:

    • наивно-детские рассуждения;
    • торжественно-возвышенная лексика;
    • высокомерно-презрительное отношение.

    III. Имена прилагательные

    § 80. Пишутся слитно сложные имена прилагательные:

    1. Образованные от слитно пишущихся сложных имен существительных, например: водопроводный (водопровод), земледельческий (земледелец, земледелие), новосибирский (Новосибирск).

    2. Образованные из сочетаний слов, по своему значению подчиненных одно другому, например: железнодорожный (железная дорога), народнохозяйственный (народное хозяйство), естественнонаучный (естественные науки), сложноподчиненное (сложное по способу подчинения), рельсопрокатный (прокатывающий рельсы), общенародный (общий для народа), полезащитный (образующий защиту для полей), металлорежущий (режущий металл); сюда же относятся обозначающие единое понятие образования (в том числе и терминологические) из наречия и прилагательного (или причастия), например: малоупотребительный, близлежащий, животрепещущий, глубокоуважаемый, свежеиспеченный, ясновидящий, сильнодействующий, дикорастущий, вечнозеленый, гладкокрашеный .

    Примечание. Сложные прилагательные, в состав которых входят наречия, не следует смешивать со словосочетаниями, состоящими из наречия и прилагательного (или причастия) и пишущимися раздельно, например: диаметрально противоположный, прямо противоположный, чисто русский, детски наивный, плохо скрываемый, отчетливо выраженный .

    3. Употребляемые в качестве терминов и образованные из двух или трех основ, независимо от характера последних, например: грудобрюшная (преграда), индоевропейские (языки), древневерхненемецкий (язык), двууглекислый (газ); также – глухонемой .

    § 81. Пишутся через дефис сложные имена прилагательные:

    1. Образованные от существительных, пишущихся через дефис, от личных именований – сочетаний имен и фамилий, а также от названий населенных пунктов, представляющих собой сочетания имен и фамилий, имен и отчеств, например: дизель-моторный, социал-демократический, бурят-монгольский, северо-восточный, алма-атинский, орехово-зуевский, нижне-масловский, усть-абаканский, ромен-роллановский, вальтер-скоттовский, лев-толстовский, ерофей-павловичский .

    Примечание 1. Пишется слитно прилагательное москворецкий .

    Примечание 2. Имена прилагательные, образованные от имен собственных, пишущихся через дефис, и имеющие приставку, отсутствующую у существительного, пишутся слитно, например: приамударьинский, заиссыккульский .

    2. Образованные из двух или более основ, обозначающих равноправные понятия, например: беспроцентно-выигрышный, выпукло-вогнутый, партийно-комсомольский, садово-огородный, мясо-молочный, англо-японский, русско-немецко-французский (словарь), сине-бело-красный (флаг).

    3. Образованные из двух основ и обозначающие: а) качество с дополнительным оттенком, например: раскатисто-громкий, горько-соленый ; б) оттенки цветов, например: бледно-розовый, ярко-синий, темно-русый, черно-бурый, синевато-голубой, золотисто-желтый, пепельно-серый, бутылочно-зеленый, лимонно-желтый, изжелта-красный .

    4. Входящие в состав географических собственных имен и начинающиеся с восточно-, запад-но-, северно- и северо-, южно- и юго- , например: Западно-Казахстанская область, Восточно-Китайское море, Южно-Африканский Союз .

    Примечание 1. Прилагательные, образованные из двух или более основ, не подходящие под перечисленные правила, пишутся через дефис, например: литературно-художественный (альманах), политико-массовая (работа), словарно-технический (отдел), подзолисто-болотный, рыхло-комковато-пылеватый, удлиненно-ланцетовидный .

    Примечание 2. Через дефис пишутся также слова, первой составной частью которых являются сам-, сама- , например: сам-друг, сам-трете й, сам-пят, сама-пята .