• Список тем классных часов. Классные часы для старшеклассников и студентов колледжа. Классный час по психологии «Как научиться слушать и слышать? (овладение техникой активного слушания)» (9 класс) Разработка классных часов педагогом психологом

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа № 3

    города Тутаева Ярославской области

    Конспект классного часа
    для 5-6 классов

    «Психологическое здоровье нашего класса»

    подготовила

    педагог-психолог

    Атрошкина Юлия Викторовна

    г. Тутаев
    2014

    Классный час «Психологическое здоровье нашего класса».

    Цель: содействие сплочению классного коллектива; развитие толерантного отношения к другим людям, выявление (с помощью анкетирования) межличностных проблем в классе.

    Оснащение : Анкета, Бланк ответов, Толерантность - справочная информация и высказывания знаменитых людей (Приложение 3, 7,8,9 ), правила психологического здоровья, Качества для 2-х конвертов, шаблоны цветных ладошек для каждого ученика, солнышко, белые салфетки для каждого ученика, клубок ниток.

    Психолог: Ребята, здравствуйте. Вы знаете, что у нас в школе в течение месяца проводятся мероприятия, посвященные здоровому образу жизни. Я думаю, что вы все хорошо знаете, что значит здоровый образ жизни и здоровое питание. Но я с вами хотела бы сегодня поговорить еще об одной составляющей нашего здоровья - это психологическое здоровье, не путать с психическим здоровьем. Когда говорят, что человек психически здоров - это значит, что у него нет психических заболеваний, его психическое развитие, соответствует возрасту и высшие отделы центральной нервной системы работают правильно.

    Психологическое здоровье включает в себя :

    Принятие себя (со всеми своими недостатками и достоинствами),

    Принятие других (с их особенностями внешности и поведения),

    Умение адаптироваться (приспосабливаться) в разных коллективах,

    Полноценное межличностное общение,

    Умение контролировать свои эмоции,

    Умение анализировать свои поступки и проводить работу над ошибками.

    Как вы думаете, ваш классный коллектив в плане психологического здоровья абсолютно здоров, или, все-таки, есть какие - то проблемы? (Ответы детей )

    Вы сами сказали, что не все обстоит благополучно с понимание и взаимоотношениями в классе. А что бы я могла лучше понять и разобраться в чем проблема, я предлагаю, вам выполнить несколько заданий (Приложение 1).

      Анкета (Приложение 2)

    Спасибо за ваши, я надеюсь, честные и искренние ответы.

    2. Задание «Снежинка».

    Сейчас, я предлагаю вам выполнить такое задание.У каждого из вас находится бумажная салфетка. Сложите её пополам и оторвите правый верхний уголок. Сложите еще раз пополам и оторвите правый верхний угол. Складывайте и отрывайте правый верхний уголок до тех пор, пока позволяет салфетка.

    А теперь разворачиваем салфетки и покажем друг другу. Что же у нас получилось? У всех получились разные рисунки на салфетках. А что это может значить? (Ответы детей)

    Вы правы, это значит, что мы с вами все очень разные, непохожие друг на друга не только внешне, но и отличаемся своими взглядами, поступками, мнением. И как нет двух одинаковых людей, так и наши снежинки получились все разные.

    Но в то же время у людей есть очень много общего друг с другом. Вы большую часть времени проводите в школе, в общении друг с другом и вам, несмотря на все ваши различия, необходимо находить общий язык друг с другом. В этом вам может помочь очень важное и нужное качество, с которым я вас хочу сегодня познакомить.

      Знакомство с понятием ТОЛЕРАНТНОСТЬ (Приложение 3)

    Значение этого слова в разных языках, несколько отличается, но у всех этих определений есть общая мысль.

      в английском – готовность быть терпимым;

      во французском – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам;

      в китайском – быть по отношению к другим великолепным;

      в арабском – милосердие, терпение, сострадание;

      в русском – умение принять другого, таким, какой он есть .

    Толерантность просто необходима! Каждый человек это отдельный мир, со своими эмоциями и чувствами, взлетами и падениями. Мне бы очень хотелось, что бы вы относились друг к другу терпимее, не наносили боль и вред другим.

    Толерантность - это милосердие, сострадание, уважение, доброта души, дружба.

    4. Попробуйте из предложенных качеств человеческой личности выбрать те, которые, по вашему мнению, соответствуют человеку с толерантным отношением.

    Класс делится на 2 команды. На команду выдается один конверт с качествами личности

    (Приложение 4).

    Конверт 1:

    снисходительность, злорадство, эгоизм, конфликт, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность, сердечность, хвастовство, равенство, грубость, милосердие, зазнайство, благосклонность,уважение.

    Конверт 2:

    миролюбие, бессердечность, прощение, равенство, уважение,милосердие, вспыльчивость, диалог, раздражение, сердечность, конфликт, великодушие, поддержка миролюбие, сотрудничество, равенство, сострадание, скупость, ложь, согласие, зависть, милосердие, доброта.

    А сейчас, подумайте, пожалуйста, а все ли из этих качеств есть у каждого из вас? Всегда ли вы можете спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту, понять непохожих на вас людей, разрешить конфликты мирным путем?

    А можем ли мы изменить себя? Можем ли мы воспитать в себе те качества, о которых сегодня говорим?

    (Ответы детей)

    Я думаю, что вы со мной согласитесь, что толерантность является очень хорошим показателем психологического здоровья человека. Потому, что если ты готов принимать другого человека со всеми его достоинствами и недостатками, умеешь сострадать и быть терпимым к людям непохожим на тебя, значит с твоим психологическим здоровьем все в порядке.

      Ладошки.

    Выберите для себя ладошку любого цвета. На каждом пальчике этой ладошки напишите 5 своих положительных качеств, которые помогают вам поддерживать своё психологическое здоровье. А на ладошке – напишите то, что, по-вашему, надо сделать, чтобы ваш класс стал пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в нем стали как можно более дружными.

    На обратной стороне этой ладошки, на пальцах напишите 5 качеств, которые мешают вам в общении, и от которых вы хотели бы избавиться.

    Приклейте ваши ладошки вокруг солнышка (Приложение 5 ), так, чтобы, то от чего вы хотите избавиться, осталось снизу.

    5. Рефлексия. Упражнение «Паутина»

    В завершении нашего занятия, я хотела бы, чтобы каждый из вас поделился своими чувствами и настроением от нашего занятия, что понравилось, а что нет. Что нового и полезного для себя вы узнали.

    Для этого я попрошу всех встать в круг. Вы будем высказывать своё мнение, при этом надо намотать часть нитки себе на палец, а затем передать клубок другому ученику.

    Когда клубок вернется к первому человеку, дети натягивают нить.

    Сейчас я попрошу вас закрыть глаза и представить, что все вы составляют один целый, общий организм, что каждый из вас важен и значим в вашем классном коллективе.

    Спасибо всем за работу, до новых встреч!

    Правила психологического здоровья (Приложение 6 ) я оставляю у вас в классе для вашего классного уголка.

    Использованные материалы и Интернет-ресурсы

    1.
    2.
    3. http :// www .azovlib . ru / page / resurscbs / biblioposobiya / posobiya / Tolerantnost . htm

    Приложение 1

    А Н К Е Т А

      Считаете ли вы необходимым выполнять правила и нормы принятые в обществе.
    да нет не знаю
      Часто ли вы откликаетесь на просьбы о помощи:
    А) одноклассников да нет иногда Б) учителей да нет иногда
      Важны ли для вас успехи вашего класса?
    да нет не знаю
      Считаете ли вы нужным участвовать в общественных мероприятиях класса или школы?
    да нет иногда
      Считаете ли вы важным получить образование?
    да нет не знаю
      Считаете ли вы важным выполнять свои домашние обязанности?
    да нет иногда

    7. Нравится ли вам школа в которой вы учитесь? да нет затрудняюсь ответить
    8. Хороший человек это- . . .

    Приложение 2.
    Фамилия, имя_________________________________________возраст______________ Класс_________________________________ дата проведения_____________________

    1. Напишите 5 эпитетов (прилагательных), характеризующих ваш класс.
    1. 2. 3. 4. 5.
      Поставьте точку там, где вы себя ощущаете в группе одноклассников.

    III . Анкета (подчеркните выбранный вариант ответа )
    1. да нет не знаю 2. а) да нет иногда б) да нет иногда 3. да нет не знаю 4. да нет иногда 5. да нет не знаю 6. да нет иногда 7. да нет затрудняюсь ответить

    Хороший человек это -_____________________________________________________________

    __________________________________________________________________________________

    IV . Напишите фамилии тех ребят из вашего класса : 1) к чьему положительному мнению чаще всего 2) кто своим отрицательным поведениемприслушиваются ребята в классе: может повести за собой других:

    2) кто из ребят в классе вам симпатичен и приятен в общении? Почему? (перечислить качества или конкретные поступки, за которые вы этого человека уважаете)

    3) С кем из ребят в классе вам трудно и неприятно общаться? Почему? (перечислить качества или поступки этого человека)

    Приложение 3

    Т О Л Е Р А Н Т Н О С Т Ь

      в английском – готовность быть терпимым;

      во французском – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам;

      в китайском – быть по отношению к другим великолепным;

      в арабском – милосердие, терпение, сострадание;

      в русском – умение принять другого таким, какой он есть

    Каждый человек это отдельный мир, со своими эмоциями и чувствами, взлетами и падениями. Было бы очень здорово, если бы все люди относились друг к другу терпимее, не наносили боль и вред другим.

    Т О Л Е Р А Н Т Н О С Т Ь это

    милосердие

    Сострадание

    Уважение

    Дружба

    Доброта души

    Приложение 4

    Конверт 1:

    снисходительность злорадство эгоизм конфликт доброта понимание миролюбие грубость бессердечность сострадание уважение великодушие бестактность ложь сердечность хвастовство равенство милосердие благосклонность вежливость

    Конверт 2:

    миролюбие бессердечность добро прощение равенство уважение милосердие вспыльчивость диалог раздражение сердечность конфликт великодушие поддержка зависть сотрудничество сострадание скупость согласие зазнайство

    Приложение 5.



    Приложение 6.

    Правила психологического здоровья:

      Принимай себя таким, какой ты есть, уважай себя – ты уникален и неповторим.

      Регулируй и контролируй свои эмоции и чувства.

      Смело высказывай свою точку зрения, если в этом есть необходимость.

      Не бойся делать ошибки – бойся их повторить.

      Трудности должны будоражить, а не обескураживать.

      Верь в себя. Сознание своих сил увеличивает их.

    Приложение 7.

    «Поставь себя на место другого»

    (Е. Г. Гениева

    Приложение 8.

    «Признание + Принятие + Понимание = Толерантность»

    (А.Г. Асмолов )

    Приложение 9.

    «Воспринимайте окружающих людей такими, какие они должны быть».

    ( Рутт , психолог)

    педагог-психолог

    МОУ Кесовогорская СОШ

    Классный час с психологом на тему: «Учимся быть терпимыми»

    (для учащихся 6-7 классов)

    Цель:

    Развитие навыков толерантного общения.

    Задачи:

    1. Развивать навыки эмпатии.

    2. Создать условия для формирования стремления к самопознанию.

    3. Способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.

    Оборудование: бланки для составления памятки на «черный день», карандаши, альбомные листы, разрезанные пополам, рисунок дерева, бумажные листочки дерева по количеству участников, клей.

    Организация пространства: Дети сидят за круглым столом.

    Ход классного часа.

    Я рада всех вас приветствовать! Чтобы наше сегодняшнее общение удалось – приготовьте хорошее настроение, желание высказаться, позитивный настрой друг к другу. А сейчас немного поиграем.

    Ребятам предлагается сыграть в очень простую игру. Необходимо сосчитать до десяти. Но сделать это должна вся группа. Первый участник говорит "один", второй - "два", и т. д. Есть только одна проблема - если участники произнесут число одновременно - группа начинает сначала. В течение всей игры запрещены любые разговоры. Обсуждение:

    • как началась игра?
    • чего хотелось каждому сначала?
    • почему сначала ничего не получалось?
    • как удалось досчитать до десяти?
    • появился ли в группе лидер или порядок сформировался сам собой?
    • чему нас учит эта игра?

    2. Чтение китайской притчи о терпении

    Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье царил покой, мир, уважение и взаимопонимание. Что же для этого нужно. Прослушайте притчу, и вы всё поймёте.

    Правитель обратился к известному мудрецу-отшельнику с просьбой посоветовать, как достичь всеобщего счастья и благоденствия. Он пообещал ответить через некоторое время. Через месяц он сказал посланникам императора, что ответ не готов. То же произошло и через полгода. Разгневанный правитель через год приказал привести ответ или казнить мудреца за издевательство. Отшельник отдал таблички, и их привезли императору. На них 365 раз было написано одно и то же слово. Разгневанный император приказал доставить мудреца во дворец и спросил: «Почему только одно слово и почему ему потребовался целый год, чтобы все это написать». Мудрец ответил, что год понадобился ему, чтобы осознать написанное, а императору, чтобы смог прочитать его совет.

    • Какое слово написал мудрец? (ТЕРПЕНИЕ).
    • Поднимите руку, кто считает, что этого качества у него в достатке.
    • Приведите примеры, когда вы его проявили.
    • Что вы при этом чувствовали?
    • Легко ли быть терпимым?

    3. Классный руководитель предлагает детям закончить фразы:

    • Простить - это...
    • Когда мне отказывают в моей просьбе, я...
    • Когда я вынужден кому-нибудь отказать в просьбе, я...

    4. «Кто похвалит себя лучше всех или памятка на «черный день»

    Классный руководитель заводит разговор о том, что у каждого из людей случаются приступы хандры, «кислого» настроения, когда кажется, что ты ничего не стоишь в этой жизни, ничего у тебя не получается. В такие моменты как-то забываются все собственные достижения, одержанные победы, способности, радостные события. А ведь каждому из нас есть чем гордиться. В психологическом консультировании существует такой прием. Психолог вместе с обратившимся к нему человеком составляет памятку, в которую заносятся достоинства, достижения, способности этого человека. Во время приступов плохого настроения чтение памятки придает бодрости и позволяет оценивать себя более адекватно. Классный руководитель предлагает ребятам проделать подобную работу. Участникам раздаются бланки с таблицами, в которых они должны самостоятельно заполнить следующие графы. «Мои лучшие черты»: в эту колонку участники должна записать черты или особенности своего характера, которые им в себе нравятся и составляют их сильную сторону. «Мои способности и таланты»: сюда записываются способности и таланты в любой сфере, которыми человек может гордиться. «Мои достижения»: в этой графе записываются достижения участника в любой области.
    Классный руководитель на свое усмотрение (в зависимости от уровня доверия в группе) предлагает членам группы зачитать свои памятки.
    Заполненные памятки остаются у детей.

    1. «Копилка обид»

    Что же делать с «текущими» обидами? Важно уметь выразить обиду. Но нельзя мстить другим людям: это не решает проблему, а усугубляет ее. Как же нужно относиться к обидчику?
    Учащиеся обсуждают, приходят к выводу, что нужно уметь прощать обиды. Ребятам предлагается нарисовать «Копилку обид» и поместить в нее все обиды, которые они переживали раньше. После этого проводится обсуждение: что делать с этой копилкой? Классный руководитель говорит о бесплодности накопления обид. Жалость к себе является плохой привычкой.

    (Копилки отправляются в мусорную корзину).

    1. Составление правил общения.

    Мы часто обижаем других, но не потому, что хотим их обидеть, а потому, что не всегда понимаем их поступки или мысли. Поэтому в общении следует придерживаться определенных правил:

    Дети самостоятельно формулируют и записывают на листочках в виде листьев дерева правила, а потом крепят на изображение дерева, размещённое на доске. Примерные ответы:

    1) Говори о другом только тогда, когда тебя об этом попросят.
    2) Говоря о своих чувствах к другому человеку, скажи о том, какие его слова и поступки их вызвали, не говори о человеке в целом.
    3) Говори так, чтобы не обидеть и не оскорбить другого человека.
    4) Не давай оценки.
    5) Не давай советов. Слова: «Я бы на твоем месте...»; «Ты должен...» - под запретом.

    1. Рефлексия. Практические задания для обсуждения в группах (3 группы).

    При помощи правил толерантного общения дайте конструктивный ответ собеседнику.

    Ситуация 1 . Друг отказывается выполнять твою просьбу.

    Ситуация 2. Подруга не возвращает книгу, а она тебе сейчас очень нужна.

    Ситуация 3. Соседка обвиняет тебя в том, что ты разбросал мусор.

    Ситуация 4 . Общаясь с одноклассниками, подруга неожиданно перебивает и начинает разговор на другую тему.

    Ситуация 5. Одноклассник без разрешения воспользовался твоим мобильным телефоном.

    Ситуация 6. Подруга грубит и отказывается обсуждать с тобой семейную проблему.

    8. Упражнение в кругу «Импульс»

    Классный руководитель предлагает учащимся вспомнить ситуацию, когда каждый из них испытывал чувство обиды и разочарования. Он предлагает им вернуться в это состояние, затем взяться в кругу за руки. Через рукопожатие по кругу ко всем приходит «огонек поддержки». Эта поддержка адресована каждому и исходит от всех.

    1. Подведение итогов.

    Сегодня мы учились быть терпеливыми, прощать обиды. Я надеюсь, что полученные на сегодняшнем занятии знания вы будете использовать в своем повседневном общении. Спасибо всем! До новых встреч!

    Литература

    1. Девина И. Мы с тобой одной крови // Школьный психолог - 2009.-
      №20
    2. Остапенко А. Упрямо штопать изрешечённую ткань добра//Воспитательная работа в школе. - 2009. - №4.
    3. Солдатова, Г.У. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков / Г.У. Солдатова, Л. А. Шайгерова, О.Д. Шарова - М: Генезис, 2000.
    4. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. – М.: Педагогическое общество России.
    5. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А.. Воспитание толерантности у школьников. Ярославль, 2003.
    6. Солдатова Г.У., Шалгерова Л.А., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков.
    7. Тренинг развития жизненных целей. Программа психологического содействия социальной адаптации. СПб., 2001.

    Классный час с психологом « Наш характер»

    Цель: развитие самоанализа своего характера, его сильных и слабых сторон; построение плана развития и приобретения положительных черт характера; открыть новые пути саморазвития личности.

    Оборудование: листы с таблицами качеств – черт характера по количеству учеников в классе, заранее подготовленные бланки по количеству учеников в классе.

    Посеешь поступок –

    Пожнешь привычку.

    Посеешь привычку -

    Пожнешь характер.

    Посеешь характер –

    Пожнешь судьбу.

    Психолог. Здравствуйте, ребята Давайте начнем наше занятие с того, что мы все поделимся друг с другом своим настроением. Какое у нас оно сегодня и сейчас:….

    Психолог. Как вы думаете, почему у нас у всех разное настроение?

    Психолог. Наше настроение зависит не только от эмоций и чувств, которые мы испытываем, но и от того, какой у нас характер.

    Психолог. Какие бывают характеры у людей? И почему они так называются?

    \Добрые, веселые, уравновешенные/

    Психолог. Правильно. Эти характеры называются по тому, какое главное качество есть в характере. Сегодня мы с вами определим, какой у каждого из вас характер. А правильно определить характер нам позволит игра «Назови противоположное».

    ИГРА «Назови противоположное»

    Группа делится на 2 команды. Первая команда называет положительное качество характера, вторая группа называет отрицательное качество характера. Затем они меняются ролями.

    Психолог. Посмотрите, на столах у вас есть списки качеств характера, которые могут быть у любого человека (см. таблицу). Этот список неполный, но он поможет вам написать на листе бумаги не меньше 10-12 качеств характера, которые есть у вас. Желательно написать положительные качества характера. Если какие-то слова для вас незнакомы, спросите, мы все вместе дадим ответ.

    Дети пишут на листах бумаги 10-12 черт своего характера.

    Психолог. Теперь нужно распределить ваши качества характера на рисунке. В середине написана буковка «Я», она обозначает конкретно каждого из вас. Это центр, и в первом кругу вы запишите те качества характера, которые проявляются каждый день. Во втором кругу запишите те качества характера, которые у вас проявляются редко. В четвертом кругу запишите те качества характера, которые у вас проявляются редко. В четвертом кругу запишите те качества, которых у вас нет, но вы хотели бы их приобрести.

    Психолог. Какие качества характера находятся в первом кругу. Потому какие качества записаны в первом круге, и называется характер: добрый и веселый, отзывчивый.

    Теперь мы познакомимся с вашими характерами, называйте по очереди черты вашего характера. Какие характеры чаще всего встречаются в вашем классе?

    / Дети называют характеры, часто встречающиеся:………\

    Психолог. Давайте снова посмотрим на бланк, который вы заполнили

    То, что написано в центре круга, - это сильные стороны вашего характера. Дальше качества характера распределены в зависимости от того, насколько ярко они у вас проявляются. Но сейчас нас больше интересует четвертый круг, в котором вы записали те качества характера, которые вы хотите выработать. Напишите на листе то качество характера, которое вы хотите выработать или приобрести. Например,чувство юмора. А сейчас давайте посмотрим, на какие качества характера, которые у нас уже есть, мы можем опереться, чтобы приобрести это качество

    Посмотрим, как это будет выглядеть:

    Чувство юмора:

      Усидчивость. Это качество вам необходимо тогда, когда вы читаете юмореску, смотрите юмористическую передачу до конца.

      Внимание, которое необходимо, чтобы лучше сориентироваться, в каких случаях и какой следует применять юмор. Обратить внимание, что и когда считается смешным.

      Фантазия, вам поможет представить смешную, несуществующую ситуацию и придумать то, что вы можете сказать. Или представить уже прошедшую ситуацию и переиграть ее в своем изображении, чтобы представить, что сказать в следующий раз в подобной ситуации.

      Чувство такта поможет вам быть внимательнее к собеседнику и не обидеть его случайно, не перебивать и чутко чувствовать уместность юмора в конкретной ситуации. Теперь возьмите листочки и красиво запишите:

    Чувство юмора – усидчивость, внимание, фантазия, тактичность.

    Этот листочек нужно прикрепить дома на таком месте, куда вы часто смотрите, и он будет напоминать и помогать вам вырабатывать чувство юмора. То, что мы сделали, называется алгоритмом выработки нового качества характера – чувства юмора. А теперь вы напишите самостоятельно такой же алгоритм приобретения желаемого качества характера.

    Завершение:

    Психолог. Может ли изменяться у нас характер?

    Что для этого нужно? /желание и воля/

    Могут ли изменить твой характер папа, мама, или другие люди без твоего желания?

    Как вы можете изменить свой характер?

    Что больше всего понравилось на занятии?

    Что показалось трудным, а что было легко делать? Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Подарите друг другу улыбку. Улыбайтесь и вы будете нравиться людям.

    А теперь проверим, как изменилось наше настроение. … /ответы детей\

    Психолог. Большое спасибо вам за ваше настроение и за проведенное занятие.

    Конспект классного часа на тему «Общение с пониманием», 7-8 класс

    Цели: расширить представление детей о межличностных отношениях; формировать положительное отношение к таким нравственным качествам, как тактичность и сдержанность, принципиальность, уступчивость, доброжелательность; воспитывать отвращение к распущенности, вульгарности; способствовать созданию позитивной нравственной атмосферы в классе, укреплению дружбы между мальчиками и девочками.

    Оборудование

    Для упражнения «Немое кино» выбрать три пословицы (из предложенных ниже), записать каждую на отдельной табличке.

    Сколько волка ни корми, он все равно в лес смотрит.

    Коса - девичья краса.

    Своя рубаха ближе к телу.

    Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

    Дома и стены помогают.

    Конь о четырех ногах, да спотыкается.

    Поспешишь - людей насмешишь.

    Работа не волк, в лес не убежит.

    Не рой другому яму, сам в нее попадешь.

    Слово не воробей, вылетит - не поймаешь;

    Для упражнения «Подсказка» написать на альбомном листе крупными буквами строку стихотворения:

    «Однажды, в студеную зимнюю пору, я из лесу вышел; был сильный мороз»;

    Для упражнения «Первое впечатление» сделать коробку стремя небольшими отверстиями, положить туда какой-либо предмет (например, будильник) так, чтобы из каждого отверстия была видна часть предмета;

    Для упражнения «Испорченный телефон» записать на трех листах инструкции для каждой группы (взять из текста сценария).

    План классного часа

    I. Вступительная беседа «Человек - существо общественное».

    II. Мини-лекция «Язык жестов и мимики».

    III. Упражнения на понимание.

    1. «Немое кино».

    2. «Подсказка».

    3. «Первое впечатление».

    4. «Испорченный телефон».

    IV. Комментирование «Общайся по правилам».

    V. Подведение итогов (рефлексия).

    Ход классного часа

    I. Вступительная беседа «Человек - существо общественное»

    Классный руководитель. Ребята, всем вам хорошо известна сказка о Маугли. Ребенок, выросший среди зверей, ведет себя как человек. Но в жизни такие дети людьми не становятся, а остаются только человеческими существами. Науке известны случаи, когда дети с рождения были воспитаны животными. Эти дети так и не смогли овладеть человеческими навыками и на всю жизнь оставались инвалидами. Как вы думаете, почему? (Дети высказываются.)

    Конечно, недаром говорят, что человек - существо общественное, только в общении с себе подобными он и становится человеком. С помощью общения люди обмениваются информацией, накапливая и сохраняя ее для будущих поколений. Как люди передают друг другу информацию? (С помощью слов, сказанных или записанных.)

    Ученые из США установили, что в среднем человек говорит только в течение 10-11 минут в день и что каждое предложение в среднем звучит не более 2,5 секунды. А вообще, в любой беседе с помощью слов передается менее 1/3 информации, а более 2/3 информации - с помощью других средств общения. Как вы думаете, каких? (С помощью звуков, жестов, позы, мимики и т. п.)

    Всегда ли общение благотворно для человека или оно бывает вредным или даже гибельным? (Иногда простая беседа может закончиться ссорой или даже дракой.)

    Чтобы общение было успешным, нужно соблюдать определенные правила. Об этих правилах мы и будем говорить в ходе сегодняшнего классного часа.

    II. Мини-лекция «Язык жестов и мимики»

    Классный руководитель. Как мы уже говорили, 2/3 информации люди передают друг другу с помощью жестов, мимики, других средств общения. Но язык жестов нужно уметь понимать.

    Ребята, прошу вас отвечать мне без слов. Хотите ли вы, чтобы вас понимали?

    (Дети кивают.)

    Знаете ли вы язык племени тамбу-ламбу?

    (Дети отрицательно качают головами.)

    А что это за племя и зачем нужно знать его язык?

    (Дети пожимают плечами, показывая недоумение.)

    Жесты, которыми вы сейчас пользовались, являются универсальными, понятными людям почти всех национальностей. Но есть жесты, которые понимают в разных странах по-разному.

    Поднятый вверх большой палец в Америке, Англии, Австралии и Новой Зеландии может означать «все в порядке», но если большой палец резко вскидывается вверх, жест может означать и грубое ругательство.

    А что означает этот жест? (Показывает V-образный знак пальцами.) Для англичанина этот жест означает «победа», если рука повернута тыльной стороной к говорящему, а если ладонью, то жест приобретает оскорбительное значение - «закрой рот!». Но в большинстве стран Европы этот жест в любом исполнении означает «победа». Во многих странах этот жест означает также цифру 2.

    Считаем на пальцах. Итальянцы считают, начиная с большого- это цифра 1, а американцы и англичане - с мизинца, тогда большой палец обозначает цифру 5. А как считают в России?

    Посчитайте на пальцах до пяти. С какого пальца вы начали? (С мизинца.)

    Эти примеры говорят о том, что при толковании жестов нужно учитывать национальные особенности говорящего, чтобы избежать недоразумений при общении.

    III. Упражнения на понимание

    Классный руководитель. В общении очень важно понимание. «Счастье - это когда тебя понимают» - эти слова из фильма «Доживем до понедельника» стали афоризмом. Только тогда общение становится плодотворным, когда обе стороны хотят взаимопонимания.

    Чтобы укрепить и накачать мускулы, ребята ходят в тренажерные залы, выполняют специальные упражнения. Так и в общении, чтобы научиться правильно общаться, нужно укрепить мускулы общения. Этому помогут такие упражнения.

    1. «Немое кино»

    Классный руководитель. Все знают о том, что такое немое кино. Сейчас, как в таком кино, с помощью жестов и мимики нам покажут пословицу. Приглашаю к доске по одному представителю от каждого ряда. Вы можете выйти на 5 минут за дверь, чтобы подготовиться к «съемке».

    (Учитель дает каждому листочки с пословицами. Дети выходят за дверь, готовятся.)

    А мы пока выполним упражнение, которое называется «Подсказка».

    2. «Подсказка»

    Классный руководитель. Я вызываю к доске трех ребят (по одному с каждого ряда). Они должны написать строку из стихотворения, которое нужно было выучить наизусть, но они его, конечно, не выучили. А вы это стихотворение знаете. (Показывает классу табличку с предложением так, чтобы текст не видели ученики, стоящие у доски.)

    Как подсказать товарищам, чтобы не увидел и не услышал учитель?

    (Дети стараются передать жестами смысл предложения. Ученики У доски записывают то, что им удалось понять.)

    Да, не все можно передать с помощью жестов, так что на подсказку лучше не рассчитывать, а надо учить то, что задано.

    А теперь я приглашаю ребят, которые готовились показать пословицы. Проверим, как вы сможете понять смысл жестов и мимики.

    (Дети передают смысл пословицы, одноклассники пытаются Угадать.)

    Да, возможности жестов и мимики довольно ограниченны, недаром с появлением звука немое кино прекратило свое существование.

    Американские ученые заметили, что есть зависимость между общественным положением человека, его образованием и количеством жестов и движений, которыми он пользуется.

    Люди, которые находятся на вершине общественной лестницы или профессиональной карьеры, предпочитают словесные формы общения, менее образованные люди чаще полагаются на жесты, а не на слова.

    3. «Первое впечатление»

    Классный руководитель. Встречаясь с человеком, мы часто составляем о нем мнение по первому впечатлению, но оно, как известно, часто бывает ошибочным.

    Вот в этой коробке с отверстиями лежит предмет. Вы должны посмотреть в отверстие и описать только то, что вы видите, не называя самого предмета. Я приглашаю трех желающих к столу.

    (Дети смотрят в отверстия коробки, называют признаки предмета.)

    Классный руководитель (обращаясь к классу). Как вы думаете, что же за предмет лежит в этой коробке?

    (Дети высказывают предположения.)

    Классный руководитель (показывая предмет). Как видите, каждый из трех ребят назвал какой-то один признак, и ни один из этих признаков не дает полного представления о предмете.

    Но ведь это всего лишь будильник, а как можно доверять первому впечатлению, когда речь идет о человеке?

    4. «Испорченный телефон»

    Классный руководитель. Важным условием успешного общения является умение слушать и слышать. Упражнение «Испорченный телефон» покажет, обладаете ли вы этим умением.

    Я приглашаю сюда по одному человеку с каждого ряда.

    (Дети выходят к доске.)

    Ребята, сейчас каждый из вас получит секретную инструкцию. Вы ее запомните, а затем по моей команде передадите устно одному из ребят на своем ряду, затем эту фразу по цепочке передадут до конца ряда. Те, кто услышит эту фразу последним, выйдут к доске и произнесут ее. Затем мы сравним, в каком ряду ребята лучше умеют слушать и слышать.

    Итак, начали. Ребята, у нас в школе ложилась чрезвычайная ситуация. Вам нужно срочно сделать это (дает детям прочитать записки, которые потом заберет, или говорит шепотом каждому ученику такие фразы):

    1-й ряд - бежать в кабинет директора и сообщить о том, что наш класс после 4-го урока отправляется на крышу дома № 23, чтобы сбивать сосульки.

    2-й ряд - позвонить в службу спасения и сказать, что на самую верхушку осины во дворе дома № 23 забрался кот и своим мяуканьем мешает проводить уроки.

    3-й ряд - найти завхоза и сказать ему, что на втором этаже сорвался с панели огнетушитель и пена уже доходит до самого потолка в кабинете № 23.

    Внимание, начали!

    (В каждом ряду дети передают устные сообщения по цепочке. Последние ученики в каждом ряду выходят к доске.)

    Послушаем, как изменились инструкции, полученные командирами, и что сделает каждая команда в этой чрезвычайной ситуации.

    (Дети произносят фразы, учитель для сравнения читает исходные инструкции, дети делают выводы о том, насколько исказилась информация в ходе передачи.)

    Мы часто обижаемся, что нас не понимают. Но для того чтобы нас понимали, мы сами должны быть внимательными, четко и ясно выражать свои мысли.

    IV. Комментирование «Общайся по правилам»

    Классный руководитель. Чтобы в ходе общения возникло взаимопонимание, нужно соблюдать определенные правила. Главное из них звучит так: «Относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе».

    А вот несколько советов от специалистов по деловому общению. Предлагаю вам дать комментарии к этим правилам. (Учитель читает правила, дети комментируют.)

    1. Будьте во всем пунктуальны.

    2. Не говорите лишнего.

    4. Одевайтесь, как принято.

    5. Говорите и пишите хорошим языком.

    6. Не оправдывайте себя (меня не понимают, не ценят, ко мне несправедливы и т. д.).

    7. Не снимайте с себя ответственности.

    8. Будьте искренни, мужественны и справедливы.

    9. Будьте терпимы и оптимистичны.

    10. Считайтесь с чужим мнением.

    11. Радуйтесь успехам людей, которые вас окружают.

    12. Будьте естественны в общении.

    13. Не бойтесь правды, высказанной в ваш адрес.

    Те, кто выполняет эти правила, получают репутацию учтивых, вежливых, тактичных людей, с которыми общаться одно удовольствие.

    V. Подведение итогов (рефлексия)

    Классный руководитель. Заинтересовала ли вас тема классного часа? Понравились ли игровые упражнения? Что вам больше всего понравилось в ходе игры? Довольны ли вы своим участием в классном часе? (Дети высказываются.)

    Данный классный час ориентирован на студентов 1 курсов с целью самопознания собственной личности,

    на основании чего они смогут составить свой психологический портрет,

    а также выявить определенные качественные психологические характеристики для дальнейшего саморазвития.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Классный час с психологом.

    Тема: «Познай себя - кто я, какой я»

    Цели:

    1. акцентировать внимание студентов на собственной личности с целью самопознания и дальнейшего саморазвития;
    2. научить осознавать и анализировать свои поступки в общении с окружающими;
    3. дать возможность составить свой личностный психологический портрет, чтобы выявить определенные качественные характеристики.

    Задача классного часа:

    1. познакомить студентов с приемами самопознания;
    2. научить определять свои личные особенности;
    3. развивать умение правильно оценивать себя и других;
    4. способствовать формированию веры в свои силы и в возможности стать лучше;
    5. побуждать студентов к самопознанию, самовоспитанию;

    Форма проведения:

    Беседа с элементами тестирования и тренинга.

    Подготовка:

    1. Составить и размножить на каждого студента анкеты (за неделю до мероприятия провести анкетирование) и тесты.

    2. Подготовить докладчиков и ведущих.

    3. Подготовить аудиторию столы по периметру комнаты, а середину оставить пустой.

    Вводное слово психолога:

    Каждый из вас не только неповторим, но и до конца непознаваем, потому что сложнее человека - природа ничего не создала. И одно из увлекательных занятий – узнавать что-то новое о самом себе. Тема нашего разговора «Познай себя - кто я, какой я» . Эта тема стара как мир и неисчерпаема как вечность. Чего не знает человек? Человек не знает разве только предела своей силы. Люди ищут себя везде, только не в себе самих. Сегодня мы попытаемся, приоткрыть завесу тайны в познании себя. А сейчас я приглашаю всех послушать диалог двух молодых людей.

    В центр аудитории выходят двое ведущих - юноша и девушка.

    У обоих в руках по зеркалу.

    Ведущий: Я смотрю в зеркало. Сегодня мне нравится мое отражение. На меня смотрит хороший человек. Он умен, ироничен, мужественен...

    Ведущая также смотрится в зеркало и говорит:

    Ведущая: О, и на меня смотрит прекрасное лицо. Она умна, изящна, привлекательна, загадочна...

    Ведущая: Я смотрю опять в зеркало. Кто это? Что за лицо? Ни намека на обаяние, что за жалкая личность?

    Ведущий (глядя в зеркало): Какой ужас! Какая тупая физиономия

    на меня смотрит. Он примитивен, туп и безволен!

    Ведущая: Каждый день мы отражаемся во множестве зеркал.

    Ведущий: На протяжении всей жизни мы отражаем и ловим

    несовершенные, сиюминутные, иногда мутные и расплывчатые свои отражения, блики, силуэты...

    Ведущая: Каждый раз мы пытаемся представить светлый образ самого себя, созданный нами в самых сокровенных мечтах...

    Ведущие вместе: Какие же мы??? Как познать себя?

    1. Беседа «Нужно ли знать себя?»

    Психолог Первое, что нам сегодня предстоит выяснить, это ответ на вопрос: «Нужно ли человеку познавать себя, и если да, то для чего ему это нужно?»
    А сейчас я хочу зачитать для вас ответы на вопросы анкеты «Нужно ли знать себя?», которую мы проводили в преддверии нашего классного часа.

    Показ презентации с ответами студентов.

    Психолог. Ваши ответы, говорят о том, что- то вы уж знаете о себе, что-то для вас остается непознанным, пугающим, во многом вам хочется разобраться и понять что-то важное как в себе, так и в других. Но все вы сходитесь в одном, в самом главном- познавать себя необходимо.

    Слова «Познай самого себя» принадлежат величайшему философу древности Сократу, который жил много веков назад. Уже тогда человек задумывался: кто он, какой у него характер, что он любит, чего не любит, каковы его цели в жизни, как к нему относятся другие люди? Этот процесс называется самопознанием.

    Сегодня мы будем учиться самопознанию. А значит, будем проводить самонаблюдение, самооценку, самоанализ всё это- приемы самопознания.

    А вот как на вопрос «Нужно ли человеку познавать себя?», отвечает Священное Писание. «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя». Вникать в себя – означает познавать себя.

    А как вы думаете, для чего человеку нужно познавать себя?

    Ответы студентов.


    Психолог Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, давайте с вами немного по рассуждаем. Допустим, человек попытался познать себя и понял, что он плохой, или хороший, и что дальше? Либо он впадёт в уныние от осознания своих недостатков, либо безмерно возгордиться своими талантами. Что же дальше? Человек должен что-то делать с тем, что он узнал о себе. И если он не использует узнанное о себе для своего дальнейшего совершенствования, то его самопознание является бесполезным. Если совершенствование не является целью самопознания, то какой смысл познавать себя?

    Мы подошли к определению термина «самопознание».
    Самопознание – это процесс познавания себя как личности с целью совершенствования, то есть изменения к лучшему. Как человек может познать самого себя? Узнать мнение о себе у близких, друзей, вспомнить свои интересы, увлечения, пройти тест.

    Тест «Это я»

    Многие воспринимают тесты как развлечение, или при ответах на вопросы пытаются оценить не себя, а насколько точно угадал тест то, что человек уже о себе знал. Однако тесты нельзя воспринимать слишком прямолинейно, не преломляя через призму своих особенностей и личных ситуаций.

    Постарайтесь быстро и четко ответить на вопросы:

    Вопрос №1: загадайте любое животное (кроме кошки и собаки).

    Запишите три определения, которые описывают ваше отношение к нему.

    Вопрос № 2: загадайте любимый цвет. Запишите три определения, которые описывают ваше отношение к этому цвету.

    Вопрос № 3:закройте глаза и представьте море или океан. Запишите три определения, которые описывают ваши чувства.

    Объяснение теста

    Ответ на вопрос №1 описывает отношение окружающих к вам;

    Ответ на вопрос №2 описывает ваше собственное отношение к себе;

    Ответ на вопрос №3 описывает ваше отношение к жизни.

    Скажите, о чем вы узнали, пройдя этот тест? Узнали о своем отношении к себе, к окружающим, к жизни. Прошу не принимать результаты теста близко к сердцу. Но если вы узнали что-то новое для себя, то я рада за вас.

    Упражнение «Имя-прилагательное»

    Выполните следующее упражнение, быстро напишите семь прилагательных начинающихся на первую букву вашего имени. Вычеркните из списка те, которые вам не нравятся. Слова, которые вы оставили - будут вас характеризовать, с точки зрения вашего мнения о себе.

    Вопросы студентам:

    Как вы думаете, человеку интересно познать себя?

    А как еще можно познавать себя?

    Можно ли познавать себя, полагаясь только на собственный разум, опыт?

    Ответы студентов

    Психолог Да, только одного разума и собственного мнения и опыта не будет достаточно. Некоторые настолько в себе уверены, что полагают, что они в состоянии познать сами себя, полагаясь на собственный разум. Более того, такие люди думают, что они достаточно хорошо себя знают. Придётся их разочаровать, сказав, что они себя совершенно не знают. Народная мудрость гласит: «Не будь мудрецом в глазах своих».

    А познавать себя, полагаясь на мнение окружающих? Это правильно?

    Окружающие не всегда могут правильно нас оценить. Человек может познавать себя, только сравнивая себя с окружающими и прислушиваясь к их мнению. Данные меры позволят человеку узнать кое-что о себе. Однако такое самопознание обречено на односторонность. Таким образом, подобный метод самопознания как единственно верный тоже не подходит.

    Вопросы студентам:

    Нужно лучше узнать себя, свою самооценку?

    Как вы думаете, что лучше: переоценить себя или недооценить?

    Ответы студентов

    Психолог А сейчас вашему вниманию мини – лекция «Что такое самооценка?

    Знать себя недостаточно, нужно иметь правильную самооценку. Самооценка – это оценка своих достоинств и недостатков. Не каждый человек может себя правильно оценить. Самооценка бывает завышенной, заниженной и верной. Люди с заниженной самооценкой считают себя глупыми, слабыми, некрасивыми. Эти люди очень обидчивы, необщительны, неуверенные в себе.

    Люди с завышенной самооценкой, наоборот, считают себя самыми умными, красивыми, талантливыми. Они очень общительны, самоуверенны, но они часто берутся за работу, которая им не по силам и не доводят её до конца.

    И только люди с правильной самооценкой знают свои сильные и слабые стороны, не боятся критики, не боятся общения, они уверенно возьмутся за дело, которое им по силам, доведут его до конца и заслужат уважение окружающих.

    Верная самооценка помогает человеку сохранять своё достоинство и жить в ладу со всеми и с самим с собой.

    Тест «Моя самооценка».

    Мы сегодня учимся оценивать самих себя. Пройдем с вами испытание и узнаем, какая у каждого из вас самооценка. У каждого на парте лежит листок бумаги. Нарисуйте на нём 8 кружочков в один ряд. Лучше расположить листок в ширину. Быстро напишите букву «я» в любом кружочке. А теперь вы можете узнать какая у вас самооценка. Чем ближе к левому краю, тем ниже ваша самооценка. Чем ближе к правому краю, тем выше ваша самооценка. Те, кто поставил букву «я» посередине, имеют правильную самооценку.

    Результат, который вы получили необязательно открывать всем. Этот результат должен дать вам пищу для размышлений, для дальнейших наблюдений над собой. Ведь только узнав свои слабости, мы сможем исправить их и стать сильнее. От этого зависит, насколько успешной будет ваша жизнь.

    Вопросы студентам

    Как вы понимаете слова «самонаблюдение», «самоиспытание»?

    А как долго может длиться познание самого себя?

    Ответы студентов

    А сейчас мы проведем с вами самоиспытание, которое покажет, знаете ли вы себя? К примеру, какая у вас память? (пригласить к доске студента уверенного, что у него плохая память). У доски и на местах быстро делаем зарисовки, которые соответствуют словам: Солнце, цветок, машина, дерево, дорога, рука. Повторяем, глядя на картинки слова (студент у доски справляется с заданием, значит он не верно оценил качества своей памяти).

    Упражнение «Создание автопортретов».

    А теперь я приглашаю вас в фотоателье, для начала предлагаю вам провести обсуждение и дать ответ на вопрос «Какого человека можно назвать уникальным?».

    Примерные ответы студентов:

    Это яркий, талантливый, незаурядный человек

    Человек, который отличается от других

    Необычный человек, странный, чудак

    Это обычный человек, любой человек отличается от другого человека

    Психолог Каждый человек уникален, неповторим. Слово «уникальный» означает «единственный, неповторимый». Я хочу, чтобы каждый из вас задумался о своей уникальности. Для этого предлагаю вам создать автопортрет, в который вы включите все, что вам дорого, чем вы увлекаетесь. На работу вам дается 5 минут. К вашему распоряжению лист бумаги, вырезки из журналов, различные картинки, клей, фломастеры и карандаши. Это может быть и абстрактная композиция или изображение внешности.

    У вас получились уникальные автопортреты. На обратной стороне листа напишите несколько предложений, начиная со слова «Я». Опишите характер, внешность, увлечения, внутренний мир, за что вы себя уважаете, что хотите исправить в себе (3-5 минут на работу). Кто хочет представить себя всей группе? (зачитываются несколько работ)

    Заключение

    Наше мероприятие подошло к концу, я всем очень благодарна, за активное участие. Да. Познать себя необходимо! Ведь если человек будет знать свои сильные и слабые стороны, он может развить свои таланты, исправить свои недостатки. Ему будет легче общаться с окружающими людьми, потому что, определив свою индивидуальность, он сможет увидеть индивидуальность другого человека. Он будет чувствовать себя успешным, счастливым.

    Подведем итоги нашей встречи:

    Была ли вам интересна тема познания себя? Как может верная самооценка помочь тебе в жизни? Что нового узнали вы сегодня о себе? Помогла наша встреча найти вам ответы на вопросы кто я, какой я, узнали ли вы, что- то новое о себе? С помощью, каких приемов происходило самопознание?