• Кто такой левиафан в библии. Что такое Морской левиафан

    Происхождение

    Египтяне в древности говорили, что их страну с юга и востока охраняют непроходимые пустыни, с севера - мощные крепости, а западную границу (Нил) сторожат крокодилы . По мнению Бориса Шарова, их древние евреи могли иметь в виду, описывая Левиафана. А в дальнейшем, чтобы объяснить простому крестьянину, что есть вещи пострашнее засухи или наводнения, преувеличивали в десятки и сотни раз размер, мощь и силу зверя и приравняли его к Геенне огненной.

    В Библии

    Можешь ли ты удою вытащить левиафана и веревкою схватить за язык его? вденешь ли кольцо в ноздри его? проколешь ли иглою челюсть его? будет ли он много умолять тебя и будет ли говорить с тобою кротко? сделает ли он договор с тобою, и возьмешь ли его навсегда себе в рабы? станешь ли забавляться им, как птичкою, и свяжешь ли его для девочек твоих? будут ли продавать его товарищи ловли, разделят ли его между Хананейскими купцами? можешь ли пронзить кожу его копьём и голову его рыбачьею острогою? Клади на него руку твою, и помни о борьбе: вперёд не будешь.

    Надежда тщетна: не упадешь ли от одного взгляда его? Нет столь отважного, который осмелился бы потревожить его; кто же может устоять перед Моим лицем? Кто предварил Меня, чтобы Мне воздавать ему? под всем небом всё Моё. Не умолчу о членах его, о силе и красивой соразмерности их. Кто может открыть верх одежды его, кто подойдёт к двойным челюстям его? Кто может отворить двери лица его? круг зубов его - ужас; крепкие щиты его - великолепие; они скреплены как бы твёрдою печатью; один к другому прикасается близко, так что и воздух не проходит между ними; один с другим лежат плотно, сцепились и не раздвигаются. От его чихания показывается свет; глаза у него как ресницы зари; из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры; из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя. На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас. Мясистые части тела его сплочены между собою твёрдо, не дрогнут. Сердце его твёрдо, как камень, и жёстко, как нижний жернов. Когда он поднимается, силачи в страхе, совсем теряются от ужаса. Меч, коснувшийся его, не устоит, ни копьё, ни дротик, ни латы. Железо он считает за солому, медь - за гнилое дерево. Дочь лука не обратит его в бегство; пращные камни обращаются для него в плеву. Булава считается у него за соломину; свисту дротика он смеётся. Под ним острые камни, и он на острых камнях лежит в грязи. Он кипятит пучину, как котёл, и море претворяет в кипящую мазь; оставляет за собою светящуюся стезю; бездна кажется сединою. Нет на земле подобного ему; он сотворён бесстрашным; на всё высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости.

    Влияние на культуру

    Литература и изобразительное искусство

    Кинематограф и анимация

    • «Левиафан » - фильм ужасов режиссёра Дж. Косматоса .
    • Левиафан - название гигантских биомеханических живых кораблей в фантастическом сериале «На краю Вселенной ».
    • Левиафан - одна из семи Сестёр Чистилища в аниме «Когда плачут чайки ».
    • Левиафан - гигантский робот, созданный королём Атлантиды для защиты подводного прохода к последней на дне в мультфильме «Атлантида ».
    • Левиафан - магическое имя одного из главных персонажей «Девять неизвестных », чёрного мага Артура Полякова.
    • Левиафан - Владыка Ада в кинофильме «Восставший из ада ».
    • Левиафан - морское существо из мультсериала «Пираты Тёмной Воды », внешне выглядящее как морской дракон. Левиафаны передвигаются стаями, и только кожа этих существ может выдерживать Тёмную Воду.
    • Левиафаны - в сериале «Сверхъестественное » одни из самых первых существ (в данном случае монстры), которых создал Бог задолго (помимо первых четырёх Архангелов) до создания ангелов и человека. Были заключены в Чистилище . Их поглотил Кастиэль для увеличения своей силы вместе со множеством душ из Чистилища. Главные злодеи 7-го сезона. Не могут умереть, так как не имеют души.
    • Левиафан - прототип военно-морского оружия на звуковой основе в сериале «Тайны Смолвиля ».
    • Левиафан - имя алхимика-афериста в аниме «Госик».
    • Левиафан - огромный монстр, живущий в воздушном океане, из одноимённой серии анимационного сериала «Небесные рыцари ».

    Компьютерные игры

    Музыка

    Примечания

    См. также

    • «Ориэлла» (книга Мэгги Фьюри)
    • Leviathan (альбом американской прогрессив-метал группы Mastodon)

    Категории:

    • Персонажи Ветхого Завета
    • Демоны в христианстве
    • Западносемитская мифология
    • Иудаистическая мифология
    • Мифические змеи
    • Животные Библии
    • Книга Иова

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Синонимы :

    Смотреть что такое "Левиафан" в других словарях:

      - (евр. liwjathan, собств. значит: изогнутый, от арабск. lawaj верить, крутить). 1) морское чудовище, о котором упоминается в книге Иова. 2) заглавие знаменитого трактата английск. философа Томаса Гоббза, в котор. он олицетворяет государство в… … Словарь иностранных слов русского языка

      левиафан - а, м. leviathan, нем. Leviathan <др. евр. 1. В библии: огромное морское чудовище. Крысин 1998. Тогда некий ужасный Левиафан возшед из глубины морския, на поглощенных водой кровавых трупах, и на плоти и костях человеческих возлегал. Трутень… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Богослужение на спине огромной рыбы-Левиафана, средневековая гравюра.

    Вместе с наградами международных кинофестивалей и хвалебными отзывами экспертов на фильм «Левиафан» и его режиссера Андрея Звягинцева обрушился шквал критики от различных деятелей российской культуры и политики. Чтобы лучше понять, что же хотел сказать известный режиссер в своей работе, мы решили разобраться, какую роль в истории, философии и теологии играло морское чудовище Левиафан, образ которого заложен в основу фильма.



    Изображение Левиафана из Византийской книги , XI век.

    В Ветхом Завете, а точнее в Книге Иова, – одной из самых древних частей Библии – упоминается морской змей Левиафан. Сам Бог рассказывает о нём Иову, как об огромном чудище, внушающем ужас и одновременно прекрасном в своей необузданной мощи: «Не упадёшь ли от одного взгляда его? …Не умолчу о членах его, о силе и красивой соразмерности их… Кто подойдёт к двойным челюстям его? …круг зубов его - ужас; крепкие щиты его - великолепие; они скреплены как бы твёрдою печатью; один к другому прикасается близко, так что и воздух не проходит между ними; один с другим лежат плотно, сцепились и не раздвигаются» .


    Левиафан изображен в виде большой рыбы с чешуей и плавниками, его рот полон острых, угрожающих зубов. Его тело образует петлю, а хвост почти касается головы. Франция, XIII вв.

    Обстоятельства, при которых Левиафан появляется в Книге Иова

    Праведник Иов слыл справедливым, непорочным и богобоязненным, а богат он был настолько, что был самым знаменитым из «всех сынов Востока». У него была большая счастливая семья: три дочери и семь сыновей. Сатана заявил, что праведность Иова лишь в его земном благоденствии, а если Иов его потеряет, то и вся его благочестивость исчезнет. Люцифер лишил Иова богатства, сделал так, что умерли все его дети, а когда праведника и это не сломило, Сатана поразил его тело проказой.


    Господь ловит Левиафана с помощью человеческой ипостаси Иисуса. Гравюра, XII век.

    Все окружающие и жена Иова стали говорить, что все его беды из-за Божьего гнева. Иов и сам мучился вопросом, за какие такие грехи получил он все эти испытания , но от веры не отрекался.



    Врата ада в виде пасти Левиафана. Гравюра на дереве, книга «Процесс Велиала» (1473) Якоба де Терамо.

    Бог тогда донёс до Иова, что «пути Господни неисповедимы», а как доказательство непостижимости человеком божественной сути показал созданного им ужасного дракона Левиафана.

    Как выглядит Левиафан

    Самое, пожалуй, развёрнутое описание Левиафана можно найти всё в той же Книге Иова : «круг зубов его - ужас...; от его чихания показывается свет; глаза у него - как ресницы зари..., дыхание его раскаляет угли, из пасти его выходит пламя; он кипятит пучину, как котёл, и море претворяет в кипящую мазь; ... он царь над всеми сынами гордости» . Говорится, что у чудища на голове рога длиной в 300 миль, а испускаемые змеем пар может вскипятить океан.



    Левиафан. Гравюра 18 века.

    В дальнейшем описании Левиафан сравнивается с огнедышащим драконом, глаза которого – ресницы зари, от чихания показывается свет, из ноздрей полыхает дым, а из пасти выскакивают огни пламени. Левиафан неустрашим, неуязвим и гордится своей силой. «Нет на земле подобного ему; он сотворён бесстрашным; на все высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости» , - говорится в Святом писании.

    Если местонахождение величайших библейских реликвий известно, то Левиафан - существо мифическое, которое в библейских апокрифах упоминается в связи с апокалиптическими мотивами. Якобы мясо животного, поражённого Богом, будет служить пищей на пиру праведников в день, когда придёт мессия.

    Левиафан в философии

    В 1651 году вышла ставшая впоследствии всемирно известной книга «Левиафан» Томаса Гоббса – философа, отвергавшего теологическую схоластику. В этой книге он обосновал теорию государства и общества. Но мнению Гоббса, человек изначально обладает злой природой, поэтому постоянно идёт «война всех против всех», в которой не может быть победителя.



    Изображения Левиафана, созданные для карты Америки гравером Иеронимом Коком (1510-1570) из Антверпена. / Левиафан на гравюре 1710 года. Библиотека Сент-Джеймс, Великобритания.

    Левиафан Гоббса – всесильное, многоликое и непоколебимое чудовище - это государство. Философ утверждает, что государство-Левиафан, пожирающее и сметающее всё на своём пути – это сила, противостоять которой невозможно, но которая просто необходима, чтобы поддерживать жизнеспособности общества.


    Убийство Левиафана. Гравюра Гюстава Доре, 1865 год.

    Левиафан – это не просто монстр, это своего рода урок для человечества. «Левиафан» режиссера Звягинцева поражает своей мощью, шокирует трагической правдой и удивляет сатирической энергией. Фильм сложный и спорный. Критики назвали его «живым», а всё живое, как известно, создание несовершенное. Поэтому довести этот сюжет до конца под силу только жизни или смерти общества, стоящего на грани.



    Левиафаном в библейской мифологии зовется чудовищное, огромное и сильное существо. Обиталище его где-то в глубине, но не морской, ибо библейское понятие глубины – космос. То есть глубина как раз над головами, а не под ногами. И именно в самом низу высшей глубины и проживал Левиафан, порою опускаясь в моря и океаны человеческие, где разрушал и топил лодки и корабли.


    Если брать смысл прямой, то в Библии Левиафан означает «изгибающийся, извивающийся». По сути, огромное чудовище, обитающее в море. Это чудовище, которое олицетворяет собой самые страшные силы земли. В некоторых местах это понятие обозначают как дракон, крокодил, бегемот. Он является символом тайны Божественного сотворения, ее непостижимости.

    Его зовут и большим чудовищем из воды, на Ниле оно наводило ужас на жителей, и по всей вероятности, являлось крокодилом. О чудовище среди моря и кораблях говорится у Иова. В данном случае речь может идти об огромном ките, поскольку крокодил в морях не живет. Левиафаном можно также назвать огромных змей, которые извиваются и образуют клубок. Так можно называть и дракона.

    Кто написал левиафан?

    Произведение «Левиафан» создал Томас Гоббс, и оно стало его основной литературной работой. Томас Гоббс жил в Новое время в Англии, был философом, политиком, знал право. В этом произведении автор разрабатывает и систематизирует мысли, касающиеся права и государства. Его «Левиафан» очень серьезным образом повлиял на Европу, ее общественное настроение, и по сей день является источником, где люди черпают неординарные социальные идеи.

    Как он выглядит?



    Если рассматривать внешний вид Левиафана Гоббса, то это государство, сметающее и уничтожающее на своем пути все, что попадется, это тоже чудовище, многоликое и всесильное, система подавления. Противостоять ей не может никто, но без нее невозможно поддерживать общество, оно будет нежизнеспособно.

    В книге Иова вид Левиафана таков: ужасный круг зубов, чих его вызывает проблеск света, от дыхания раскаляются угли, пасть изрыгает огонь, пучина морская вскипает от испускаемого его дыханием пара. Голову украшают 300-мильные рога. В некоторых источниках Левиафан имеет 7 голов, 10 рогов, на голове по венцу.

    У режиссера Звягинцева Левиафан является уроком человечеству, а не просто монстром. Он мощен, шокирует правдой, несет огромный заряд сатирической энергетики.

    0 Множество поколений людей, придумывали страшных существ, наделённых неодолимой силой, способных уничтожать города и наводить страх и ужас на всё население планеты. Сегодня мы поговорим об ещё одном любопытном создании, которого слабые людишки назвали Левиафан , что значит вы можете прочесть немного ниже.
    Однако, прежде чем продолжить, мне бы хотелось посоветовать вам посмотреть ещё несколько познавательных новостей по тематике образования и науки. Например, что значит Стереотип , кого называют Пиковая дама , кто такие Пуритане , что такое Липофрения и т. п.
    Итак, продолжим, что значит Левиафан ? Этот термин был заимствован из иврита "ливъятан ", и переводится на русский, как "свитый", "скрученный", иногда слово Левиафан используют по отношению к китам.

    Левиафан - это огромное и страшное чудовище, живущие в морской пучине, и наводящее страх и ужас на моряков, и жителей прибрежных городов


    Описание этого монстра во множестве можно встретить в Ветхом Завете и других христианских и иудейских книгах. Современные демонологи уверены в том, что это существо попало в наш мир из Ада, и является довольно могущественным демоном. Хотя в некоторых современных сектах , его вообще принимают за высшее божество.


    В Библии написано, что когда Бог сделал наш мир, он создал каждой паре по паре, чтобы они плодились и размножались, не забывая пожирать друг друга. Однако, из некоторых источников до нас дошла информация, что некоторые создания были помещены на земную твердь без своей пары. Вероятно, эти данные, своими корнями уходят в античность, когда мудрецы тех времён, пугали своих соплеменников, сочиняя сказки, одна страшнее другой.

    Стоит отметить, что похожие легенды и предания встречаются практически у всех развитых народов планеты, и евреев, которые и создали Библию, нельзя считать исключением. Как вы наверное поняли, одним из таких чудовищных порождений зла и является Левиафан. В книге Иова можно прочитать подробное описание этого необычного существа.

    Этот монстр имеет пару сильных челюстей, большое тело, покрытое очень прочной чешуёй. Этот вид водной твари обладает возможностью выпускать пламя изо рта. Утверждается, что его сила на столько велика, что он может испарять моря (вероятно, просто кипятит воду, это же не ядерное оружие в конце то концов). Так же в книге Иова сказано, что Левиафан не демон, не бог и не является мистическим существом. Он создан из плоти и крови, и является символом бесконечной мощи Господа .

    Кстати, на нашей планете проживал ещё один монстр, которого в еврейских притчах называют Бегемотом . По сути , в то время, когда была написана книга Иова , с этими двумя существами не способно было совладать ни одно оружие созданное человеком. Это и понятно, как можно с помощью луков, мечей, копий, пращей и даже стреломётов и баллист поразить существо размером Останкинскую телебашню?


    В тех же еврейских предсказаниях написано, что Левиафан и Бегемот сойдутся в страшной битве, и уничтожат друг друга, во время Страшного суда, и когда их мёртвые тела вынесет на берег, они станут пищей для праведников. Которые понятно, настолько проголодаются, что будут поедать, даже эти полуразложившиеся трупы чудовищ. Вот такие у нас праведники, так-то.

    В Древнем Египте также знали про Левиафана, и скорее всего эта легенда имела под собой реальные основания. Египтяне в те далёкие времена считали, что их страну с востока защищают страшные рептилии , которые называются крокодилы обитающие в Ниле. Вероятно, описание этих довольно опасных существ, каким-то образом дошло до семитских племён, что дало толчок их фантазии, придумавшей огромную, и мощную тварь. В древневавилонских трактатах также была упомянуто ужасное чудовище, вселяющее страх в сердца самых храбрых воинов .

    Некоторые учёные альтернативщики , считают, что динозавры долгое время жили бок о бок с людьми, о чём имеется довольно много вещественных доказательств. Вероятно, люди не раз замечали в море странных огромных животных, и оставшиеся в живых моряки с ужасом описывали этих подводных страшилищ.

    Кстати, у скандинавов существовал миф, об огромном кабане, живущего в Асгарде , и мясо которого постоянно вкушают павшие на поле брани воины. Многим кажется, что этот миф, очень близок по смыслу с еврейской притчей, когда праведники будут питаться плотью Левиафана и Бегемота после Страшного суда.


    У многих, кто начинает изучать Левиафана, и его собрата Бегемота, начинают закрадываться мысли, что здесь имеется совпадение, между такими древнегреческими монстрами, как Сцилла и Харибда . На Руси же в свою очередь имелось предание о неком чуде-юде, и об огромной рыбе, на которой был выстроен довольно большой посёлок.
    Собственно, чего греха таить, таких монстров можно встретить практически во всех преданиях и легендах народов мира.

    В наше время Левиафан является отсылкой к власти чиновников, которые словно спрут, оплели всё тело России, и вытягивают из неё все соки.

    В связи с тем, что существо, называемое Левиафаном было огромным, и соответственно обладало невероятной для простого человека силой, то средневековые алхимики и учёные склонны были причислить его к демоническому сословию. В 16-м веке жил известный в узких кругах человек по имени Бинсвельд демонолог, который всю свою жизнь исследовал этих непростых созданий. Он утверждал, что Левиафан по сути , является одним из смертных грехов, имя которому - зависть. Он был уверен, что Левиафан по своей мощи и власти равняется с Люцифером (как вообще можно было делать подобные сравнения, непонятно, ведь описываемые существа скорее всего выдумка). Тем более, что самые известные гримуары (книги, описывающие магические процедуры и заклинания для вызова духов/демонов), ни как не упоминают про существование Левиафана. Соответственно, исходя из этого, можно довольно уверенно утверждать, что Левиафан не может быть ничем иным, как обычным существом, хоть и обладающим по истине

    • Зимой (уже в декабре 2010 года) Олегом Негиным была написана первая версия сценария под рабочим названием «Батя», действие которого разворачивалось в России, но повторяло события американской трагедии, в том числе и бунт главного героя. Сценарий изобиловал ненормативной лексикой, что в некоторой степени смутило продюсера картины Александра Роднянского , и помешало запустить проект сразу по завершении работы над фильмом «Елена » (2011).
    • Вторая версия сценария, уже под названием «Левиафан», была закончена осенью 2012 года и объединила в себе аллюзии на американскую трагедию Марвина Джона Химейера, историю библейского Иова и философский трактат Томаса Гоббса «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского».
    • «Левиафан» – самый «многолюдный» фильм Андрея Звягинцева . Круг центральных персонажей составляет 8 человек. В целом в картине более 15 персонажей, постепенно вовлекаемых в полную драматизма воронку сюжета.
    • Поиск актеров занял почти год. Между пробами Владимира Вдовиченкова и его утверждением на роль прошло несколько месяцев. В этот период времени Вдовиченкову поступило предложение о съемках в британской картине под названием «Чёрное море » режиссера Кевина МакДональда с Джудом Лоу в главной роли. Вдовиченков уже дал устное согласие англичанам, и тут ему сообщают, что он утвержден на роль в «Левиафане». Для Вдовиченкова это явилось серьезным испытанием, которое он все же преодолел в пользу работы со Звягинцевым .
    • В поисках места действия фильма творческая группа картины посетила более 70 городов в радиусе 600 километров от Москвы, совершив путешествие от Пскова до Владимира, от Ярославля до Орла, заглянув даже в Беларусь. Окончательный выбор пал на поселок Териберка, расположенный на берегу Баренцева моря (Мурманская область).
    • В поселке Териберка была выстроена декорация «Дом Николая», состоящая из двухэтажного деревянного дома, автомастерской и теплицы. Строительство велось с мая по июль 2013 года силами художественного департамента под руководством художника-постановщика картины Андрея Понкратова .
    • Съемочный период картины продолжался с 1 августа по 8 ноября 2013 года и составил 67 съемочных дней. Съемки проходили в поселках Териберка и Туманный, городах Кировск, Мончегорск, Апатиты и Оленегорск Мурманской области, а также в Пошехонье (Ярославская область). Некоторые интерьеры, с целью экономии средств на экспедицию, сняты были в Москве.
    • Для того, чтобы сродниться со своим персонажем Алексей Серебряков брал костюм своего героя накануне съемочного дня и обживал его, приезжая и уезжая со съемочной площадки в нем. Отказавшись от участия в других проектах, он не выезжал из Териберки два с половиной месяца, посвятив себя целиком съемкам в фильме «Левиафан». То же сделала и Елена Лядова , весь съемочный период оставаясь с группой в экспедиции, и не покидая места съемок фильма. Это было очень важно для того, чтобы «нажить» отношения, сделать дом Николая живым, наполненным духом самой жизни.
    • Актриса Анна Уколова по просьбе режиссера поправилась для съемок на 15 кг.
    • Первый съемочный день ознаменовался неприятным событием. Во время съемки первого кадра, в котором Николай и Ромка проезжают сквозь каменное ущелье, у автомобиля Nissan Terrano лопнуло переднее колесо. Находящийся за рулем Сергей Походаев и Алексей Серебряков , контролирующий управление автомобилем с пассажирского сидения с помощью специальной дублирующей системы, не справились с управлением. Автомобиль врезался в машины съемочной группы. К счастью, в аварии никто не пострадал. Находящийся в этот день на съемочной площадке Вдовиченков сказал, что это событие стоит рассматривать как хороший знак. Из-за повреждений игровой машины, съемочный план в срочном порядке пришлось изменить. Несколько первых дней пришлось снимать не по запланированному заранее графику. Для продолжения съемочного процесса, спустя несколько дней, в Петербурге был приобретен еще один автомобиль той же марки и выкрашен в тот же цвет. Параллельно с этим ремонтировалась пострадавшая в аварии машина. В результате в картине снимались две машины, обе они постоянно присутствовали на съемочной площадке. Через две-три недели, в том же самом месте, во время съемки похожей сцены, когда рано утром Николай проезжает сквозь каменное ущелье, чтобы встретить на вокзале Дмитрия, ситуация повторилась. В первом же дубле у игровой машины лопнули сразу два колеса, но Алексей Серебряков справился с управлением и аварии удалось избежать.
    • В одной из сцен, не вошедших в окончательный монтаж фильма, героиня Елены Лядовой отъезжает от парковки. Сдавая назад, Елена врезалась в стоящий позади автомобиль. Все отделались легким испугом, кроме того, что режиссер фильма возместил незначительный ущерб хозяину пострадавшей машины. Таким образом, все актеры, управлявшие игровой «машиной Николая» попадали в аварию. Причем происходило это всегда именно в кадре.
    • В сцене первой встречи Николая с Пашей на посту ДПС, в роли напарника Паши снялся отец Сергея Походаева – Алексей.
    • В сцене, где Ромка выбегает из дома встретить приехавшего Дмитрия, режиссер намеренно не предупредил Сергея Походаева , играющего Ромку, о том, что Вдовиченков будет дарить ему подарок (модель самолета для самостоятельной сборки). Эта импровизация была введена начиная с третьего дубля и в итоге вошла в фильм.
    • Во время съемок сцены завтрака в доме Николая после приезда Дмитрия, Ромка дерзит Лиле, за что получает подзатыльник от отца. Снято было восемь дублей. На вопрос о том, как ему удается столь натурально изображать реакцию на подзатыльник, Сергей Походаев ответил: «Он бьет их по-настоящему».
    • Кадр со старой фотографией дома, которую Николай кладет на стол, показывая ее Дмитрию, был снят уже на этапе монтажа прямо в московском офисе, когда стало ясно, что сцена подвергнется значительному сокращению. Для этой съемки были вызваны и Алексей Серебряков , и Владимир Вдовиченков . Эта панорамная фотография, сделанная еще в 1929 году, найдена была исполнительным продюсером Екатериной Маракулиной в краеведческом музее поселка Териберка. Но удивительным совпадением является то обстоятельство, что точка кинокамеры с видом на поселок и дом Николая определена была на том этапе подготовки, когда у группы не было еще в руках этой старой фотографии. То есть, кто-то еще 85 лет назад поставил фотоаппарат почти на ту же точку, с которой съемочная группа решила снять эту панораму.
    • Сцена «Пикник у озера» снималась пять дней. Кадр, в котором брошенный Дмитрием камень «блинчиком» скачет по воде (начало сцены «Пикник у озера»), снимался отдельно от вышеупомянутого пятидневного блока. Мастерство запуска блинчиков демонстрировал лично Андрей Звягинцев по очереди с дольщиком группы Леонидом Доленко. Чей именно бросок попал в монтаж никому не известно.
    • Скелет синего кита весом в полторы тонны и длиной 24 метра, изготовленный бутафорами на металлическом каркасе по заказу художника-постановщика Андрея Понкратова , был смонтирован в бухте рядом с поселком Териберка в течение шести дней.
    • Сцена, в которой Лиля и Анжела разделывают рыбу на конвейере, снималась в реальной рабочей обстановке рыбоперерабатывающей фабрики непосредственно во время ночной смены. Актрисы предварительно прошли инструктаж и встали за конвейер вместо двух работниц. Вместе с Лилей в «пазике» рыбзавода ехали жительницы поселка Териберка, настоящие работницы фабрики.
    • За весь съемочный период фильма было отснято три с половиной часа полезного материала, на что было потрачено 85000 метров пленки Kodak.
    • Монтаж фильма занял 50 дней.
    • Фильм был показан отборщикам 67-го Каннского международного кинофестиваля еще до окончания процесса монтажа, а также работ по сведению звука и был принят в основную конкурсную программу. Премьера фильма состоялась в последний день фестиваля, 23 мая 2014 года.
    • Один из американских кинокритиков Тодд МакКарти в декабре 2014 года составил список из самых главных десяти фильмов уходящего года. В этой десятке первую строчку занял «Левиафан» (2014).
    • В фильме два раза упоминается «панк-молебен» Pussy Riot (российская панк-рок-группа, действующая на принципах анонимности и осуществляющая свои выступления в форме несанкционированных акций в не предназначенных для этого местах) — ближе к концу фильма название группы мелькает на экране телевизора, а в концовке эту акцию упоминает архиерей в своей проповеди.
    • В фильме используются популярные в России песни: «Владимирский централ» (Михаил Круг), «Городской шалман, жизнь пропащая» (Любовь Успенская), «О Боже, какой мужчина!» (Натали). По словам режиссёра, он подбирал «песни, которые звучат в каждом кабачке и в каждом ресторанчике» и составляют нашу звуковую среду.
    • Фильм «Левиафан» должен был открывать программу российского кино на 36-м Московском международном кинофестивале. Но показ не состоялся — из-за ненормативной лексики фильму не было выдано прокатное удостоверение в России. В конце июня прокатное удостоверение было получено с ограничением по возрасту «18+» в связи с наличием нецензурной лексики.
    • Прокатное удостоверение «Левиафан» получил до 1 июля 2014 года, то есть до вступления в силу закона о запрете нецензурной лексики в кино, и может быть показан в первоначальном виде. Однако продюсер картины Александр Роднянский заметил, что мат в фильме всё равно придётся править. «Прокатное удостоверение мы действительно получили, но это не освобождает нас от ответственности за соблюдение закона РФ». Мат в фильме будет переозвучен или попросту «запикан».
    • По словам режиссёра Андрея Звягинцева , мат в фильме пришлось вырезать «по живому»: «Артикуляция есть, а звука нет — это травма. Эти два дня я сидел и чертыхался, вспоминал их всех, этих депутатов, прозаседавшихся, весь этот идиотизм. Я надеюсь, что будет инициатива к пересмотру этого закона, потому что совершенно очевидно, что есть запретительные меры, есть острожный ненорматив, есть „18+“ — этого достаточно. Кинозал — это место, где взрослый, ответственный человек приобретает в кассе билет. Билет является нашим с ним соглашением. Я хочу показать картину вот в таком виде, а он готов её посмотреть в таком виде. Почему сюда вмешивается третья сторона? Откуда? Что это за дичь такая?».
    • В январе 2015 года, за месяц до предполагаемого начала кинопроката в России, пиратские копии фильма были нелегально выложены в Интернет и просмотрены многими зрителями и кинокритиками. Роднянский подозревал в этом отборщиков одного из кинофестивалей. Писатель Дмитрий Быков ввиду сомнительных, по его оценке, шансов на успех российского проката, советовал продюсерам радоваться тому, что фильм в пиратской копии увидят хотя бы жители северных территорий, в которых он снят, и даже подозревал их самих в распространении фильма таким способом.
    • Для посмотревших пиратскую копию фильма и желающих отблагодарить его создателей открылся сайт www.leviathan-film.ru. По словам продюсера фильма, полученные денежные средства будут переданы в благотворительный фонд «Подари жизнь».
    • Фильм получил резко негативные отзывы от политолога Сергея Маркова, назвавшего его «антироссийским политическим заказом, снятым на российские бюджетные деньги» и «фильмом новой холодной войны Запада против России».
    • Татьяна Трубилина, глава села Териберка (Мурманская область), в котором снимался фильм, 12 января 2015 года выступила против показа ленты на больших экранах: «Впечатлений (от фильма) особых нет, мы здесь все алкаши, живущие в собственной помойке. С эстетической точки зрения я против показа, я вообще не знаю, кому этот фильм стоит смотреть». Позднее в некоторых СМИ прошла информация о том, что администрация Мурманской области настоятельно рекомендовала кинотеатрам отказаться от показа фильма, однако губернатор Марина Ковтун опровергла эту информацию: «Всех пишущих о запрете показа фильма «Левиафан» прошу успокоиться. Такого запрета просто не может быть. И потом мы живем в век Интернета».
    • Митрополит Мурманский и Мончегорский Симон (Гетя) (в пределах митрополии, которой он управляет и снимался «Левиафан») в ответ на просьбу радиостанции «Говорит Москва» оценить фильм Звягинцева сказал: «Он мне понравился. Фильм честный» — и отметил, что запрещать показ фильма не следует. Говоря о наличии в фильме ненормативной лексики Симон заметил, что «Мат, на который в данной ситуации ссылаются, к большому сожалению, стал нашей позорной действительностью, и в фильме его не больше, чем в жизни, чего уж тут лицемерить» и «Кроме стыда за мат, ужасно удручает водка-водка-водка, которая везде и всюду. Однако в целом фильм вдохновляет тем, что в нём указано на жизненные проблемы страны, как на зияющие раны тела, от которых оно разлагается, страдает и умирает. Необходимо серьёзное врачевание».
    • Православные активисты обращались к министру культуры Владимиру Мединскому с просьбой запретить показ фильма в России.
    • Власти Самары получили коллективное письмо с просьбой наказать исполнителя роли архиерея Валерия Гришко, который в то время работал главным режиссёром в Самарском театре драмы имени М. Горького, за участие в «клеветническом опусе» и «изощрённом поношении Российской власти и Православной Церкви».
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • История создания фильма Левиафан началась в 2008 году. На съемках новеллы Апокриф для киноальманаха «Нью-Йорк, я люблю тебя » (2008), переводчица и ассистент Андрея Звягинцева Инна Брауде рассказала ему историю о сварщике из штата Колорадо Марвине Джоне Химейере, у которого новые владельцы цементного завода решили выкупить мастерскую, расположенную на их территории. Марвин не шел ни на какие соглашения, и тогда управление завода попросту огородило его забором. Отчаявшись бороться за свою собственность, пройдя все круги бюрократической судебной и исполнительной системы, он оборудовал многотонный бульдозер пуленепробиваемой броней, буквально запаяв себя в кабине трактора, и выехал на нем из своей мастерской. Он разрушил все постройки цементного завода, полностью снес забор, отгородивший его от внешнего мира и направился в город. Полиция пыталась препятствовать ему чем только могла, в него было выпущено более двухсот пуль, были сооружены заслоны из тяжеловозов, но все их старания были совершенно напрасны, он сметал на своем пути все, а по въезду в город методично снес около десятка административных зданий и, завершив свое возмездие, в громкоговоритель сказал, что «до сих пор никто не хотел его слышать, теперь же услышали все». После чего в кабине своего бульдозера он покончил с собой. В этом инциденте не пострадал ни один человек, кроме самого Химейера.
    • После того, как он узнал историю Химейера, режиссер натолкнулся на текст, пересказывающий средневековую хронику времен Мартина Лютера (Михаэль Кольхаас). Сюжет этой новеллы, написанной Генрихом фон Клейстом , был почти до деталей схож с историей Химейера. Ясно было, что это вечный сюжет, исток которого, при определенном усилии, можно найти и в истории несчастного библейского Иова. Потому совершенно не имеет значения, где именно могли бы разворачиваться события этой драмы. История о столкновении человека и власть имущих универсальна. Скоро была найдена и еще одна аллюзия – параллель с текстом английского философа XVII века Томаса Гоббса. Между этих сюжетов и идей и выстроен скелет «Левиафана».
    • В фильме есть сцена, в которой герои Алексея Серебрякова , Елены Лядовой и Владимира Вдовиченкова приезжают на центральную площадь вымышленного города Прибрежный, на которой расположен памятник Ленину. Любопытно, что на одной из детских фотографий, предоставленной Еленой Лядовой для съемок, она вместе с матерью стоит на точно такой же площади. Это фото стоит на трюмо в доме Николая и его можно увидеть в сцене, когда к Николаю приезжает Паша, чтобы сообщить о том, что пропавшую Лилю нашли.
    • Сцена застолья после оглашения приговора по делу об имущественной тяжбе, в которой участвуют Николай, Дмитрий и Лиля, на этапе монтажа была сокращена вдвое.
    • Кадр с мухой, бьющейся о стекло в начале сцены, когда Дмитрий перечитывает только что набранную им на компьютере жалобу на мэра, снят был спонтанно, когда режиссер случайно заметил насекомое во время подготовки к сцене.
    • В одном из эпизодов сцены «Пикник у озера», персонажи Алексея Серебрякова , Владимира Вдовиченкова , Сергея Бачурского и Алексея Розина выпивают по полному стакану водки в честь дня рождения Степаныча (Сергей Бачурский). В результате ошибки реквизитора в первом же дубле актерам была дана бутылка с настоящей водкой, которую они и выпили. Только после команды «стоп» актеры сообщили о том, что водка настоящая. Все четверо решили, что это был розыгрыш режиссера, и едва ли верят до сих пор, что это было не так. Таким образом, актеры испытали на себе «суровый российский обычай» пить водку стаканами.
    • Сцена в вагоне поезда, в которой Дмитрий возвращается в Москву, была значительно сокращена при монтаже. Снималась она в реально движущемся поезде. Однако маршрут его движения был коротким, посему съемочной группе предоставили два вагона, прикрепленных друг к другу «зеркально». Таким образом, когда поезд достиг пункта прибытия, съемочная группа просто перешла в соседний вагон. Поезд последовал в обратном направлении, однако направление движения в кадре осталось правильным.
    • Во время съемки сцены, в которой Анжела и Паша приезжают предложить Ромке свое опекунство, в декорации «дом Николая» прямо во время дубля начался пожар. К счастью, в тот день было решено отложить обеденный перерыв, чтоб не прерывать съемку сложной сцены, и потому группа не ушла из декорации и вовремя обнаружила дым, идущий из-под стены, что позволило нейтрализовать источник возгорания и предотвратить преждевременную гибель декорации.