• Жизнь древних людей для детей. Как жили древние люди? Стадии становления человека

    Я бы не хотела поменяться местами с древним человеком. Хотя сейчас многие говорят о том, что надо бы «опроститься», сбросить с себя оковы цивилизации, жить на природе, есть натуральную еду. И тогда мы, как и наши предки, сможем дожить до 150 лет. Я много читала об эволюции человека. И думаю, что каждый образованный человек согласится, что жизнь древних людей была сложной.

    Жизнь и выживание древних людей

    На самом деле, продолжительность жизни людей была гораздо меньше. Они жили до 35-40 лет. Инфекций и онкологии тогда почти не было. Но людям приходилось много охотиться , а это было очень опасно.

    Уже тогда они научились разделять обязанности. Появилось некое подобие патриархата . Мужчины добывали пищу, женщины обрабатывали добычу (готовили еду, выделывали шкуры), самые пожилые члены общества занимались воспитанием и обучением детей. Это был прообраз пенсии.


    Как жили и питались древние люди

    Вероятно, питание древних людей и вправду было более здоровым. За исключением того, что, чаще всего, оно было недостаточным. Но нам бы оно, в любом случае, не понравилось:

    1. Они ели гораздо больше белка . Но мясо всегда было в дефиците. В ход шли, например, личинки и насекомые.
    2. Редко употребляли углеводы . Вкусные сладкие фрукты и плоды были роскошью. С тех времен у нас сохранилась нездоровая привязанность к сладкому.
    3. Открытие огня стало прорывом. Термически обработанная пища лучше усваивается. Ее белки повлияли на рост мозга человека и ускорили эволюцию.
    4. В рационе не было соли . Да, с ней еда вкуснее, и в ней содержатся необходимые микроэлементы. Но она может вызвать обезвоживание и приводит к проблемам с сердцем.

    Несмотря на то, что жизнь древних людей была гораздо сложнее, биологически они были более приспособлены к этому миру. Как вид, конечно. Вряд ли кому-то из нас пришлась бы по душе такая жизнь. Слишком уж сложной она была. Все наши современные проблемы и заболевания связаны с тем, что нам удалось обмануть природу. А вы бы хотели поменяться местами с древним человеком?

    Полезно0 0 Не очень

    Друзья, вы часто спрашиваете, поэтому напоминаем! 😉

    Авиабилеты - сравнить цены от всех авиакомпаний и агентств можно !

    Отели - не забываем проверять цены от сайтов бронирования! Не переплачивайте. Это !

    Аренда авто - тоже агрегация цен от всех прокатчиков, все в одном месте, идем !

    Когда я была маленькая, мне всегда читали книги, и очень часто там были темы о древнем мире и обычаях древних людей . Меня настолько заинтересовала эта тема, что я целыми днями могла слушать о том, как жили древние люди, чем они занимались. И сейчас я попытаюсь рассказать вам о жизни древних людей.


    Какие люди считаются древними

    Точную дату, когда появился древний человек , ученые до сих пор не могут назвать. Одно лишь известно, что они появились около двух миллионов лет тому назад. Древние люди напоминали чем-то и современного человека, но, в большей мере, они были внешностью склонны к горилле. У них были длинные руки , форма черепа больше похожа на форму обезьяны, также они имели мозг, меньший размером, чем размер мозга современного человека. По сравнению с древнейшими людьми, древние люди уже были способны выговаривать определенные звуки и отрывки слов , но предложения и слова, имеющие смысл, произносить они не могли. Можно выделить некоторые характерные черты древних людей :

    • мо зг чуть больше, чем у обезьяны;
    • способность выговаривать отрывистые звуки;
    • объединение в малые общности, наподобие племен .

    По сути, я считаю, что древний человек - это эволюционирующий и более способный представитель, чем древнейший его сородич.

    Жизнь древних людей

    Древние люди имели, в основном, однообразный и монолитный образ жизни. Практически каждый день они занимались одним и тем же делом. Основными занятиями древних людей являлись:

    • охота;
    • собирательство;
    • доб ыча и поддержка огня;
    • освоение новых земель.

    Жизнь этих людей была довольно жестокой, и я могу пояснить почему.

    В древнее время, человек, имевший более сильное телосложение, и больший инстинкт самосохранения, получал практически все блага окружающей его природы, в то время как слабый и немощный человек умирал от голода или холода.


    День древних людей проходил довольно-таки рутинно. Примерно он выглядел так: утром или вечером мужчины объединялись в группы, а затем шли на охоту. Добыв какую-либо дичь и прийдя на место своего обитания, они шли к женщинам, которые с помощью огня готовили мясо, рыбу или корнеплоды. Огонь они, в основном, добывали с помощью молнии, а затем поддерживали его, постоянно подкидывая туда палочки, ветки и угольки. Жили древние люди в пещерах, и это было их единственное убежище.


    Жизнь древнего человека была очень опасной , его окружали дикие условия, хищные звери и птицы , охотно отбирающие последние пропитание у человека. Поэтому жизнь древних людей была непростая, скорее, я бы сказала, это была не жизнь, а выживание.

    Полезно0 0 Не очень

    Комментарии0

    В детстве я мечтал стать археологом. Я грезил себя на Куликовом поле или в песках Вавилона, достающим из-под земли оружие и черепа воинов. Моя мечта почти сбылась: я стал историком. Для меня «древний» и «доисторический» не одно и тоже. У Древнего мира уже была история. Посмотрите, какая она может быть разная.


    Когда и как жили древние люди

    Древний мир. Знания и мифы переплетаются, когда мы слышим это словосочетание. Мало сведений досталось историкам о тех временах. Но сегодня уверенно можно сказать, что 6000 лет назад возникла древняя цивилизация в долине Тигра и Евфрата .Они называли себя «черноголовыми», а мы их называем шумерами. Они создали себе первых богов, у них была своя культура, но лишь осколки её доступны для изучения. То, что удаётся нам узнать сегодня об их жизни , кажется нам страшным, но одновременно мудрым. В центре их городов стояли многоступенчатые башни – зиккураты, на вершинах которых было святилище, то, что сегодня бы назвали храмом.


    Древние люди умели наблюдать за звёздным небом и знали целых пять планет. Дома они строили из камня и кирпичей. Хозяйство (двор) находилось на крыше. Одевались они в шерстяные одежды и выделывали шкуры. И уже тогда появились драгоценности. Хлипкие (по нашим понятиям) шумерские корабли из тростниковых стволов доплывали даже до Индии . Это была настоящая древняя цивилизация . Вот ещё интересные факты о древних людях Шумера:

    • у древних шумеров были прообразы современных банковских сейфов;
    • в их домах не было окон;
    • ножи делали из глины.

    Другие древние

    Вопрос, а что было до древнего человека, терзал общество. В конце 19-го века госпожа Блаватская в свое работе «Тайная доктрина» отвечает на эти вопросы.


    Все современные люди потомки гиперборейцев, великой расы, со своей цивилизацией, которые жили на севере Евразии или за Полярным кругом . Они обладали даром предвидеть и телепортироваться, владели неведомыми техническими навыками, но 9000 лет назад пришли в упадок. Что ещё говорит Блаватская о древних людях:

    • сейчас живёт пятая раса, а всего будет семь;
    • считала, что конец каждой расы связан с космической катастрофой ;
    • доказывала, что учение истории о древнем мире неверное.

    Конечно, это псевдоистория , утопия, альтернатива. Назвать можно по-разному, но как захватывающе! Уверен, нам ещё многое придётся узнать о том, как жил древний человек.

    Полезно0 0 Не очень

    Комментарии0

    Конечно же, все замечают, как с годами человечество развивается. Появляются новые блага цивилизации. Даже я прекрасно помню время, когда никто не знал о существовании мобильного телефона и, например, планшетного компьютера. А ведь в далеком прошлом людям приходилось самостоятельно добывать огонь и мастерить предметы быта. Напомню вам немного, как именно жили древние люди.


    Образ жизни древних людей

    История говорит нам о том, что первобытные люди появились на нашей планете около 2 млн. лет назад . Конечно же, мельчайшие детали их жизни воссоздать невозможно, но в наши дни уже очень много известно о жизни того времени.

    Условия были сложными, поэтому поодиночке никто не жил. Древние люди собирались в небольшие группы , где за каждым были закреплены определенные обязанности. Они вместе добывали себе еду, охраняли и обустраивали свое жилище.


    Такие первобытные орудия труда, как палка и камень помогали древним людям добывать себе пищу. Самой важной проблемой было именно пропитание . Первобытные люди в большой степени зависели от природы. В засушливую погоду они оставались без ягод, а разыгравшиеся пожары отгоняли вдаль всех животных. Именно поэтому они долго не засиживались на одном месте. Им приходилось кочевать в поисках еды.


    Лучшим вариантом для них было найти пещеру для жизни недалеко от воды . Тогда их постоянной добычей становились животные, которые пришли на водопой. Все накопленные навыки и опыт передавались из поколения в поколение.

    Предметы домашнего быта и приготовление пищи

    В далеком прошлом люди тоже облагораживали свое жилище и находили способы создать предметы домашнего обихода. Так, например, для изготовления домашней утвари древние люди использовали :

    • плотные ветки деревьев;
    • скорлупу кокосовых орехов;
    • дерево;
    • бамбук;
    • кожу.

    Еду они готовили в корытах из дерева , кидая в них раскаленные камни. Только потом, когда древние люди научились делать посуду из глины , они смогли на огне готовить еду. Чтобы приготовить обед, женщины:

    • собирали плоды;
    • искали птичьи яйца;
    • находили улиток и крабов.

    На мужские плечи ложилась охота и рыбалка. Поймав хорошую добычу, с нее можно было получить не только сытный обед, но еще шкуру и кости, которые потом использовались в быту. Трудно поверить, что наша жизнь стала настолько развитой по сравнению с первобытными временами. Возможно, наши потомки тоже будут удивляться, как это у нас машины ездили по дорогам, а не летали по воздуху. :)

    1.1. Предпосылки возникновения и развития путешествий

    Необходимость в перемещениях 1 и путешествиях 2 возникла у наших предков еще в глубокой древности. Причем термин «путешествие» можно трактовать буквально, так как «ознакомление» с новыми территориями было жизненно необходимо.

    Перемещения (миграции) первобытных коллективов, или этносоциальных организмов (ЭСО), могли носить следующий характер:

    1. Внутриэтнические миграции, когда перемещения происходили внутри территории, занимаемой ЭСО.
    2. Этноэмиграция, участие в которой принимали отдельные группы ЭСО. Они выходили за пределы обитания своего коллектива и затем утрачивали с ним структурную связь.
    3. Миграции собственно ЭСО. Это был наиболее часто встречающийся тип миграции в древности. Он, в свою очередь, мог носить характер:

    Переселения ЭСО - перемещения его на новую территорию;
    - расселения ЭСО - перемещения одной или нескольких частей первобытного коллектива на другую территорию без потери структурных связей с ЭСО;
    - сегментации ЭСО - по форме представляющей то же самое, что и расселение, но с одновременным созданием собственного ЭСО мигрантов. Сегментацию ЭСО можно характеризовать и как этническую парципацию. Иногда в результате этномиграционной сепарации мог разрушиться (распасться) и сам ЭСО .

    Первобытный коллектив, проживая на четко определенной территории, редко нарушал ее границы - это могло повлечь за собой столкновения с другими племенами, на чью территорию он вторгался. Территория обитания ЭСО не могла быть маленькой по размерам, так как она являлась «кормящим ландшафтом» для людей - уровня «присваивающего хозяйства».

    Во внутриэтнической миграции принимали участие в той или иной степени все члены коллектива. Это были и сезонные миграции охотников, а впоследствии, когда появляется рыболовство - передвижения рыбаков за нерестящейся рыбой в реках или ее косяками в морях. В полной мере внутриэтническая миграция относится и к собирательству. В поисках съедобных растений, червей, насекомых, разнообразных личинок и т.п. люди должны были чуть ли ни ежедневно проходить многие километры по «своей» территории.

    Этноэмиграция могла происходить по нескольким причинам. Группа охотников, рыболовов или собирателей могла удалиться на достаточно большое расстояние от своей территории обитания и по объективным причинам не смогла воссоединиться со своим коллективом. К объективным причинам можно отнести следующие факторы:

    Климатические - разливы рек, извержения вулканов, сходы лавин, камнепады и др.;
    - биологические - преследования группы людей хищниками или опасными для них крупными животными: мамонтами, шерстистыми носорогами и т.п.;
    - социальные - погоня охотников первобытного коллектива за группой, вторгшейся на их территорию.

    Вряд ли могли существовать сильные субъективные причины, заставившие первобытных людей покинуть свой коллектив. Жизнь не то что в одиночку, но и небольшой группой была просто невозможна во времена палеолита 3 и мезолита 4 . Недаром одним из наиболее страшных видов наказания было изгнание из племени. Это было осуждение на верную смерть или от хищников, или от голода.

    Миграция первобытных людей представляла собой распространенное явление. Переселения были необходимы. Климатические изменения носили, как правило, весьма продолжительный характер: наступление ледников или межледниковые периоды исчислялись десятками и сотнями тысяч лет. Они несли постепенное изменение флоры и фауны. Но могли быть и скоротечные катаклизмы, например землетрясения, которые вынуждали людей покинуть данную территорию. Но на миграции влияли не в последнюю очередь антропогенные факторы.

    Охотники чаще всего убивали молодняк и самок - на них было проще охотиться, и их мясо было вкуснее. Это приводило к подрыву популяции. Часто охотники во время загонной охоты истребляли животных больше, чем необходимо для их жизни. Это можно проследить на примере археологических раскопок в Со-лютре (Франция). Здесь, на площади, превышающей гектар, была обнаружена костная залежь толщиной более 5 м. Первобытные охотники уничтожили около 100 тыс. диких лошадей. Очевидно, что не все съедалось. Многие скелеты были в «анатомическом порядке». Это были скелеты животных, чьи стада полностью погибали, упав с обрыва. Аналогичная картина наблюдалась и в деревне Амвросиевка Донецкой области, где было уничтожено не менее 1000 зубров, что составляет половину всей популяции этих животных на сегодняшний день. В Старом Свете исчезли мамонты, мастодонты, шерстистые носороги, пещерные медведи и пантеры, гигантские олени, а в Новом Свете - хоботные, верблюды, лошади и др. В целом первопоселенцы в Америке истребили более 30 видов крупных животных. Разумеется, в исчезновении этих животных определенную роль сыграли изменения климата, повлекшие и изменения в их кормовой базе. Но антропогенный фактор, несомненно, был очень велик.

    В эпоху верхнего палеолита произошло сокращение на 75% животных, чья масса была от 100 до 1000 кг, на 41% - тех, кто весил от 5 до 100 кг, и всего на 2% тех, чей вес был менее 5 кг . Это привело к кризису специализированной охоты, заставив людей не только «изобрести» новые виды оружия: бумеранг, лук со стрелами, копьеметалку, но и начать интенсивные поиски новых мест охоты, т.е. передвигаться , осваивая новые территории.

    Собиратели часто устраивали палы: поджигали траву, чтобы дать возможность как можно быстрее появиться новым, более сочным растениям. В ряде районов не происходило восстановления прежнего растительного покрова, соответственно исчезали и животные. Людям приходилось искать новые территории. Особенно пагубно это отразилось на лесотундре в северных районах, чья зональная граница была отодвинута на юг.

    Миграции как расселение также характерны для всего периода праистории человечества. Уже в эпоху палеолита на Земле проживало около 2 - 3 млн. человек. Но этот вид переселения переживал бум в эпоху неолита 5 , когда вследствие неолитической революции население увеличилось как минимум в 10 раз. Неолитическая революция осуществила переход от присваивающего хозяйства к производящему. Появилось земледелие и скотоводство.

    В эпоху первого общественного разделения труда на оседлых земледельцев и кочевников-скотоводов начинается дифференциация миграционных процессов в зависимости от вида деятельности. Демографический взрыв придал новую динамику рассматриваемым процессам. С началом неолитической революции происходит изменение обычных маршрутов, меняется их значение. Отныне надо отыскивать более удобные и тучные пастбища для скота, подбирать места для посева злаков, дающих максимальную урожайность. Вид деятельности кочевников-скотоводов прямо предполагал постоянные передвижения.

    Расселение протекало чаще всего в форме интрузии. Это было характерно для земледельческих народов. Земледельческие племена вели, разумеется, оседлый образ жизни. Своеобразными «якорями» оседлости являлись засеянные поля, загоны для скота и каменные, очень тяжелые зернотерки.

    Переселившись на новые пространства, земледельцы буквально «вгрызались» в него. Окультуренные участки прочно удерживались мигрантами, и на новые земли уходила лишь часть потомков. Развитие земледелия позволило начать создание антропогенного ареала культурных растений, возникла техника ирригации. Появление колесного транспорта позволило совершить прорыв за пределы густонаселенных территорий. В период энеолита расселение происходило в форме массовой стихийной земледельческой колонизации.

    Для скотоводческих племен переселение часто носило характер инвазии, что действительно нередко было похоже на нашествие или нападение. Скотоводческим племенам, в отличие от их предков - охотников, часто приходилось отгонять свои стада во время кочевок через вражеские или засушливые территории.

    В период присваивающего хозяйства миграции выступали в значительной мере как средство сохранения ЭСО. Многое меняется при переходе к производящему хозяйству. Культурные растения и одомашненные животные быстро распространялись по ойкумене, зачастую удаляясь от центров происхождения своих видов на десятки тысяч километров.

    Знакомство с новыми территориями было важно охотникам, которые должны были выслеживать животных. Очевидно, что охотникам приходилось значительно удаляться от своих стоянок. Для того чтобы другие члены племени могли им помогать переносить или разделывать добычу, стали создаваться первые карты. «Картография» существовала повсеместно. Разумеется, карты не были совершенными. На земле при помощи камней, ракушечника, обломков дерева и кости, иногда даже и птичьих перьев делались эти первые карты. На них были обозначены безопасные пути, удобные проходы, броды, водопои, пастбища, норы и лежки зверей. Некоторые племена меланезийцев и полинезийцев использовали подобные «наглядные пособия» еще и в XX в. Но на таких, казалось бы, примитивных картах меланезийцы с древности умудрялись показывать даже направления ветров, течений, рифы и подводные коралловые острова в океане, что европейцы стали делать только в средневековье. Эти карты даже по сегодняшним представлениям впечатляют, ибо они охватывали территории свыше тысячи квадратных километров.

    К древнейшим известным картам можно отнести те карты, которые выполнены на костях животных около 11-14 тыс. лет назад. Эти находки далеко не единичны: Якутия, юг Европы, Восточная Африка, Меланезия и др. Так, на бивне мамонта, найденном близ деревни Межиричи на Украине, вырезана карта поселения, расположенного на берегу реки (рис. 1.1).

    Рис. 1.1. Карта каменного века, изображающая жилища на берегу реки

    Со временем, когда появляется пиктография, карты стали изображать и на стенах пещер. Вряд ли удастся разгадать все те значки, которые нарисованы рядом с животными в период верхнего палеолита в пещерах Ласко (Франция), Альтамирской (Испания), Каповой (Южный Урал) и др. Вполне вероятно, что это могли быть наиболее удобные охотничьи маршруты тех времен.

    Собирательство непосредственно было связано с передвижением. Женщины и дети должны были менять свои обычные маршруты хотя бы сообразно изменению времен года. Если учесть, что собирательство было более стабильным, чем охота, и одновременно помнить, что это была, в основном, пища растительного происхождения (малокалорийная), то для того чтобы прокормить членов первобытного «стада», а это до 40 особей, надо было собирать ежедневно чуть ли не до центнера различных кореньев, листьев и плодов. Каков же должен быть по территории кормящий ландшафт, чтобы на протяжении определенного времени удовлетворять запросам того или иного первобытного коллектива?

    Первобытные люди не могли часто менять место своего проживания хотя бы потому, что его надо было максимально укреплять против хищников, да и других крупных животных, а это всегда требовало больших и длительных по времени усилий.

    Собирательство должно было быть не только результативным, но и максимально безопасным. И здесь также можно говорить о наличии определенных маршрутов.

    Когда в жизнь наших предков вошло рыболовство, они сумели не только освоить реки, но на довольно утлых суденышках умудрялись выходить в открытое море, охотясь на глубоководных рыб, морского зверя и даже на таких исполинов, как киты.

    В подтверждение того, что освоение мирового океана началось в эпоху первобытности, говорят и факты заселения людьми островных архипелагов Тихого океана и Австралии еще на рубеже палеолита и мезолита.

    В эпоху первобытности начинают закладываться и первые «торговые» маршруты. Обмен осуществлялся не только с соседними племенами, где он носил характер «дарообмена», если взаимоотношения были дружественными, или «немого» - если натянутыми или враждебными. Иногда «товар» мог пройти сотни, а то и тысячи километров, прежде чем доходил до потребителя. Нужность того или иного продукта порождала спрос на него, его могли специально «заказывать».

    На примере австралийских аборигенов и ряда племен Южной Америки были выявлены сходные черты в формировании и развитии обменных отношений, для реализации которых необходимо было преодолевать иногда весьма обширные пространства.

    К эпохе неолита появляются специальные встречные пункты - прообразы рынков. Эти встречные пункты для обменных операций располагались, как правило, на стыке границ проживания нескольких дружественных племен. Очень часто праздники, на которые прибывали соседние племена, использовались и для обмена. Известно, что стали возникать специальные праздники, на которые собирались именно для обменных операций, т.е. торговли. Но договориться о получении необходимых товаров можно было и на церемонии похорон.

    Активно развивалась посредническая торговля. Так, некоторые изделия находили более чем в 1000 км от места, где они были сделаны. Места произрастания или добычи того или иного продукта часто были четко локализованы. Это мог быть диорит, который использовался для производства топоров; охра - для раскраски тела; пичери - растение, из листьев которого производили наркотик, и др.

    Фигура странствующего «торговца» считалась неприкосновенной. У австралийских «купцов» существовали специальные «посланнические жезлы», по которым их легко можно было узнать.

    Со времени неолита активизируются обменные операции. Еще задолго до того как происходит третье общественное разделение труда и выделяются как социальный слой собственно купцы, племена «делегируют» своих членов на известные и малоизвестные им территории для добычи/обмена необходимых товаров.

    В доисторические времена наши предки, «путешествуя», в основном руководствовались внешней мотивацией, т.е. объективными причинами, главной из которых было - выживание. Человек в те далекие времена был практически полностью зависим от природы. Любые природные изменения могли стоить жизни. Уничтожение конкретных животных и растений не подлежало восстановлению в эпоху палеолита и мезолита, люди еще не знали скотоводства и земледелия. Зачастую единственно возможным выходом из кризисной ситуации был исход из родных мест в надежде найти что-то лучшее.

    А была ли внутренняя мотивация у людей, чья жизнь, полная опасностей, давала им не много времени для досуга?

    Да, была. Австралийские аборигены по уровню своего развития в начале XX в. находились на неолитическом уровне. Европейские этнографы зафиксировали следующие характерные черты их жизни: «...Взаимные визиты и гощения представляют собой очень яркую и характерную черту быта всех австралийских племен. Визиты наносят друг другу разные группы даже тогда, когда они обитают очень далеко одна от другой. Эти визиты совершаются как целыми группами, так часто и отдельными лицами. Австралийцы предпринимают целый обход с визитами, которые продолжаются от нескольких недель до нескольких месяцев. Бывает, что какой-нибудь группе приходится провести в пути целую зиму, чтобы дойти до мест назначения» .

    Принятие и хождение в гости можно характеризовать именно как внутреннюю мотивацию. Так, например, когда созревают плоды какого-либо дерева, растущего в местности, занятой одной группой, то со всех сторон собираются представители других племен, которые беспрепятственно допускаются хозяевами для сбора плодов. На примере туземцев северного Квисленда исследователи неоднократно могли наблюдать следующее: если на территории племени было изобилие какого-либо продукта, то для сбора или охоты приглашали соседей. Вообще, если запасов пищи было более чем на один день и ее не могли съесть, то приглашали соседние племена: если они находились на расстоянии 2,5 - 3,0 км - то специальными повторяющимися криками, а если дальше - то в определенных местах зажигали костры.

    Выделение племен с производящим хозяйством (земледелие и скотоводство) из общей массы других племен привело со временем к первому общественному разделению труда: оседлое земледелие и кочевое скотоводство. Второе общественное разделение труда - отделение ремесла (кузнечного, гончарного, ткачества), когда шло производство изделий для обмена или продажи от других занятий, прежде всего важнейшего из них - земледелия.

    Уже в неолите (а может быть, и раньше) стал складываться ритуал встречи гостей. Причем ритуал был различен для мужчин и женщин. Для того чтобы соседи могли отыскать племя, ушедшее со стоянки, на земле проводили борозду, направление и длина которой указывали, куда и на какое расстояние ушли хозяева. При этом надо отметить, что границы кормовых областей племен строго соблюдались.

    К внутренней мотивации относятся и «эмоции новизны», выражающиеся в стремлении расширить круг средств, удовлетворяющих потребности, путем ознакомления со всяким новым, неведомым и невиданным предметом, и импульсивное стремление к экономическому общению.

    Потребность в знакомстве с новыми многообразными явлениями жизни, относящаяся к внутренней мотивации, составляла одну из естественных черт характера человека начиная с эпохи первобытности.

    «Брачные» путешествия становятся характерной частью быта при переходе от первобытного стада к родовой общине. Семейно-брачные отношения в первобытном стаде носили характер или промискуитета, или гаремный. С переходом к родовой общине брак внутри нее был запрещен. Брачных партнеров можно было искать только вне рода, в других кровнородственных коллективах. Это явление получило название экзогамии. Соответственно, чтобы выбрать себе жену, необходимо было совершить путешествие на территорию обитания соседней родовой общины. Отголоски этого явления можно увидеть в генеалогических мифах, традициях и поверьях. Таковы, например, сведения о 12 коленах древнего Израиля, 6 племенах индийцев, 4 филах древних афинян, 24 старейшинах гуннов и т.д. Брачные права и привилегии, установленные внутри определенной группы, развились в систему, на которой было построено общество периода родовой общины.

    Подробный обзор и анализ экзогамных отношений можно найти у Л. Моргана.

    Появление постоянного все возрастающего прибавочного продукта приводит в действие еще один фактор миграций - военный. Этот фактор, имея, в основном, внешнюю мотивацию, носит и некоторые черты внутренней, например самоутверждение. При переходе общества к так называемой «военной демократии» начинаются захватнические военные походы. Они становятся составной частью жизни людей в период перехода к раннеклассовым обществам. Военные походы начинаются во времена энеолита 6 , когда у тех или иных коллективов уже накапливается определенный излишек продукции. Во второй половине V тыс. до н. э. начинает изменяться социально-экономическая и демографическая ситуация в Передней Азии и на Балканах, создавая постоянную угрозу военных нападений на земледельческие центры. Это приводит к необходимости создания более крупные общественные системы - союзы племен.

    В районах лесной зоны Центральной и Западной Европы наметился переход к подсечно-огневому земледелию 7 . Это также вызвало рост прибавочного продукта, начало социальной стратификации и, как следствие, начало военных миграций и переход к субплеменным объединениям. Только в эпоху бронзы массовая земледельческая колонизация стала приобретать планомерно-организованный характер, демонстрируя черты экспансии.

    Передвижения первобытных людей имели множественную мотивировку, они являлись характерной чертой их образа жизни. Все сколько-нибудь важные сферы жизни первобытного коллектива были непосредственно связаны с миграционными процессами. Можно констатировать, что жизнь первобытных людей без «путешествий» была бы просто невозможна.

    Контрольные вопросы и задания

    1. Дайте определение понятию «путешествие».
    2. Назовите виды миграций первобытных коллективов, или этносоциальных организмов (ЭСО).
    3. В чем отличие внутриэтнической миграции от этноэмиграции?
    4. Охарактеризуйте типы миграции собственно ЭСО.
    5. Как климатогеографические и антропогенные факторы влияли на миграции в эпоху первобытности?
    6. Каковы были внешние мотивы миграций в первобытности? Перечислите их и охарактеризуйте.
    7. Существовала ли внутренняя мотивация, побуждавшая древних людей к путешествиям?
    8. Что Вы знаете о первобытной картографии?

    Литература

    1. Алексеев В.П. Становление человечества. - М., 1984.
    2. Алексеев В.П., Лершиц А.И. История первобытного общества. - М., 1990.
    3.
    4. Джеймс П., Торп Н. Древние изобретения: Пер. с англ. - Минск, 1997.
    5. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. - М., 1989.
    6. Хейердал Т. Древний человек и океан. - М., 1982.
    7. Шаповал Г.Ф. История туризма. - Минск, 1999.

    1 Переместить - поместить, перевести в другое место. - Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1999. - С. 506.
    2 Путешествие - поездка или передвижение пешком по каким-нибудь местам, странам (обычно для ознакомления или отдыха). - Там же. - С. 633.
    3 Палеолит (от греч. palaios - древний и litos - камень) - древний каменный век. Палеолит подразделяется на нижний, средний и верхний (от 4-3 млн до 15 тыс. лет назад).
    4 Мезолит (от греч. mesos - средний и litos - камень) - средний каменный век (15 - 10 (5) тыс. лет до н.э.).
    5 Неолит (от греч. neos - новый и litos - камень) - новый каменный век (10 (5)-3 тыс. лет до н.э.).
    6 Энеолит (от лат. aeneus - медь и греч. litos - камень) - медно-каменный век, сменяющий неолит.
    7 При подсечно-огневом земледелии на предполагаемом к засеву участке первоначально вырубаются (подсекаются) деревья и кустарники, потом их на этом же месте сжигают, используя образовавшуюся золу в качестве удобрения.

    Не так давно мы отправлялись на машине времени в глубокую древность, чтобы вместе с малышом проследить, как человек постепенно приобретал и совершенствовал . А в этой статье я предлагаю вам перенестись в доисторическую эпоху. На этот раз темой нашего исследования будет изобразительное искусство древних людей, которое мы будем изучать в совместных размышлениях с малышом, а также на практике.

    Вот вопросы, ответы на которые мы постараемся найти:

    Что чаще всего изображали первобытные люди и почему
    на чем они рисовали, когда не было бумаги
    что они использовали вместо красок и кистей
    почему и для чего человек вообще начал рисовать

    А для этого давайте сначала вместе с ребенком погрузимся в атмосферу первобытного времени.

    Мир глазами древнего человека

    Станьте учеными-исследователями. Рассматривая вместе картины, изображающие жизнь первобытного человека, помогите ребенку сделать вывод о том:
    что служило для него жилищем
    какую пищу люди тогда употребляли
    и как они ее добывали.

    А еще лучше - попробуйте с малышом посмотреть на мир глазами древнего человека, мысленно перевоплотившись в него. Начните думать, как он. И тогда ваш ребенок станет настоящим первооткрывателем.

    Скажите ребенку так: «Когда-то, давным-давно, не было ничего, к чему ты привык, совсем ничего, что сделано руками человека (перечислите). Существовала только природа: поля, леса, горы, реки и озера. Представь, что ты - человек, которому суждено было родиться в этот период. Какие трудности тебе могут встретиться? Как и где ты будешь спасаться от непогоды? А где будешь проводить ночь, чтоб не замерзнуть?»

    Пусть малыш предложит как можно больше вариантов. Возможно, среди них будет и пещера. Каждое «открытие» моделируйте, помогая ребенку еще лучше прочувствовать атмосферу первобытной эпохи. Неплохая пещера получится, если накинуть покрывало на стол и залезть под него, причем вместе с малышом!

    Как первобытный человек добывал еду

    Продолжайте задавать вопросы: «А чем бы ты питался, где бы брал пищу? Ведь магазинов тогда не было. Верно, зато были реки и озера, в которых есть много рыбы! А лес может насытить человека? Конечно. В лесу есть ягоды, грибы, съедобные травы. Но на них одних долго не продержишься. Чтобы были силы, нужно есть мясо. А сможет ли человек добыть его голыми руками? Что бы ты придумал, будучи представителем первобытного общества? Смастерить приспособления для ловли животных? Верно! А какие?»

    Если не догадается, покажите малышу картинки с луком, стрелами, копьями. А теперь сделайте вместе с ним уменьшенные модели этих самых орудий, прикрепив более или менее острые камни веревкой к палке (стрелы и копья) и соединив два конца гибкой ветки веревкой или пучком длинной травы (лук).

    Учимся готовить «по-первобытному», переносить непогоду

    Теперь можно обсудить с малышом приготовление пищи древним человеком, задав следующие вопросы: «Что будет, если съесть сырое мясо? Будешь не очень хорошо себя чувствовать, согласен? Но ведь плиты тогда не было. Чем можно заменить ее в природных условиях? Правильно, костром или очагом.»

    Разбросайте по ковру карандаши, имитирующие дрова, и камни. Походите «по лесу» и соберите эти столь важные для выживания ресурсы. Соорудите в своей «пещере» «очаг». Огонь можно имитировать кусочками красной и оранжевой ткани. Можно «поджарить» на нашем «костре» кусок «мяса», сделанный из пластилина или соленого теста.

    Спросите малыша, как еще животные могут помочь человеку выжить. Задавайте больше наводящих вопросов, чтоб ребенок делал открытия сам, активизируйте его мыслительные и творческие способности: «Как бы ты спасался зимой от холода? Ведь всю зиму в пещере перед огнем не просидишь. Правильно, нужна теплая одежда! Кому холод нипочем? Конечно, животным с их удерживающей тепло шерстью! Поэтому люди и догадались делать из теплых шкур одежду.» Облачите малыша в кусочки ткани, похожие на мех животных.

    Первые рисунки: от теории к практике

    Ну а теперь, когда азы жизнедеятельности первобытных людей ребенок усвоил, спросите его: «А как ты думаешь, а умели ли древние люди рисовать? Если да, то как - хорошо или не очень?»
    Выслушайте рассуждения ребенка, а затем расскажите ему, как появился первый рисунок. Пещерный человек провел пальцами по сырой глине и заметил пять следов-дорожек, в которых он увидел разные образы, в том числе и запутанные следы зверей.

    Предложите и вашему малышу сотворить его первый «рисунок». Если глины нет, пусть проведет пальчиками по песку.

    Ученые назвали эти рисунки - «макароны». Спросите начинающего «древнего художника», как он думает, почему? А как бы он их назвал, может быть, волнами, змейками, тропинками, ленточками, витыми рогами антилоп, вьющимися прядями волос, кремом на пирожном или же горками в аквапарке?

    Сегодня мы помогли ребенку прочувствовать жизнь первобытного человека, а также коснулись начального этапа становления изобразительного искусства древних людей. В следующей статье нам предстоит самим стать первобытными художниками, предварительно подробно освоив основы доисторического творчества.

    Оксана Яремчук , педагог дополнительного образования, психолог

    Niramin - Авг 3rd, 2016

    Первобытные люди появились на Земле около 2 миллионов лет назад. Очень трудно с точностью воссоздать их быт, но археология совершенствуется, и многие нюансы жизни древних людей нам уже доподлинно известны.

    В суровых и опасных условиях в те времена невозможно было выжить в одиночку, и первобытные люди жили небольшими группами. У каждого человека были свои обязанности и права, вся добытая еда была общей, люди вместе защищались от хищников, вместе решали спорные вопросы.

    Первые орудия труда (острый камень и палка) помогали улучшать нелегкий быт: с помощью камня можно было разделывать убитую добычу, а заостренная палка применялась на охоте, и ей можно было выкапывать корешки.

    Вопрос пропитания стоял всегда очень остро, люди зависели от природы. Ведь при засухе нельзя найти ягод, а пожары могут отогнать от стоянок всех животных. Древний человек часто менял место обитания, племя переходило с места на место в поисках еды. Первобытные люди старались устраивать стоянки поближе к воде, ведь так проще нападать на стада животных, пришедших на водопой.

    С помощью примитивных орудий труда еще невозможно было построить жилище самостоятельно, поэтому древние люди выбирали уже созданные природой – пещеры и ущелья. От сырости в пещерах не спасал даже огонь, прирученный человеком и заботливо охраняемый днем и ночью. Но, несмотря на такие сложные условия жизни, древние люди болели гораздо меньше, чем наши современники.

    Смотрите как жили древние люди — на картинках и фото:





    Древние люди у входа в пещеру.








    Жизнь древнего человека напрямую зависела от племени, в котором был налажен коллективный труд. Все жили в общих жилищах, потому что так легче было выживать. Объединившись в общину, они могли передавать опыт от старших поколений к младшим, которые, в свою очередь, учились охотиться, изготавливать различные орудия труда из дерева и камня. Умения и знания передавались из поколения в поколение на протяжении многих столетий.

    Каждый школьник должен знать историю своих предков. Почерпнуть знания они могут из учебников, в которых описана жизнь древних людей. 5 класс дает возможность ознакомиться с первыми людьми и узнать особенности их быта.

    Первый огонь

    Борьба с природными стихиями всегда интересовала человека. Покорение огня было первым шагом на пути выживания человечества. Древние люди впервые познакомились с огнем, увидев вулканические извержения и лесные пожары. Люди не побоялись масштаба бедствий, обрушившихся на них, а наоборот, захотели использовать огонь для своей пользы. Поэтому научились добывать его искусственным путем. Получить огонь было достаточно трудоемким процессом, поэтому его тщательно берегли и сохраняли. Древние люди добывали огонь следующим способом. Брали сухую дощечку, проделывали в ней ямку и крутили в ней палочку до тех пор, пока не появлялся дым, а за ним и огонь в сухих листьях возле ямки.

    Оружие и орудия труда

    История жизни древних людей имеет интересные факты. Учеными найдены интересные находки: труда и множество предметов домашнего обихода. Они удивляют своей изобретательностью. Все предметы сделаны древними мастерами из подручных материалов: дерева, кости и камня. Основными орудиями труда считались предметы, изготовленные из камня. С их помощью впоследствии обрабатывались дерево и кость. Многие племена в целях защиты мастерили из камня боевые дубинки, стрелы, копья и ножи. Из оленьей и китовой кости делали топоры для изготовления лодок из цельного ствола дерева. Процесс изготовления одной лодки таким орудием труда мог занимать до трех лет. Иглами из кости собак шили обувь и одежду.

    Особенности приготовления пищи

    Жизнь древнего человека не обходилась без приготовления пищи. Домашние предметы обихода первые люди делали преимущественно из кустов и веток, кожи, бамбука, дерева, скорлупы кокосовых орехов, бересты и прочее. Еду варили в деревянных корытах, в которые бросали раскаленные камни. В более поздний период люди научились изготавливать посуду из глины. Это положило начало настоящей варке еды. Аналогом ложек были речные и морские раковины, а вилок — обычные деревянные палочки.

    Рыболовство, охота и собирательство

    В общинах рыболовство, охота и собирательство были неотъемлемой частью быта древних людей. Данный вид добычи пищи относится к присваивающей форме хозяйства. В древние времена люди занимались собирательством плодов, птичьих яиц, личинок, улиток, корнеплодов и прочее. Преимущественно это была работа женщин племени. Мужчинам досталась роль охотников и рыбаков. Охотясь, они предпринимали различные приемы: ловушки, капканы, загоны и облавы. Целью охоты была добыча пищи и иных средств к существованию, а именно: рогов, сухожилий, перьев, жира, кости и шкур. В ловле рыбы использовали палки с острыми каменными наконечниками, а позднее начали плести сети.

    Выращивание скота

    На смену присваивающей форме хозяйства пришла производящая. Можно выделить одну основную — скотоводство. древних людей со временем поменялся, из кочевников они превратились в оседлых, они перестали стремиться покидать места своих поселений, осели в них навсегда. Поэтому приручение и разведение животных стало возможным. Скотоводство возникло из охоты. Первыми были овцы, козы и свиньи, позднее — крупный рогатый скот и лошади. Соответственно, незаменимым домашним животным была собака, которая охраняла дом и была союзником на охоте.

    Земледелие

    Женщины сыграли ведущую роль в становлении земледелия, так как они занимались собирательством. Жизнь древнего человека поменялась в корне, когда он освоил данный вид добывания пищи. Топорами из камня вырубались деревья, затем сжигались. Таким образом, освобождалось пространство в лестных местностях. Палка-копалка с острым наконечником была импровизированной тяпкой. Ею первые люди копали землю. Позднее изобрели лопату — палку с плоским концом, и мотыгу — обычный сук с отростком, к которому привязывался острый камень, костяной наконечник или рог животного. По всему миру древние люди выращивали на полях те растения, которые были присущи местности их обитания. Кукурузу, картофель и тыкву выращивали в Америке, рис - в Индокитае, пшеницу - в Азии, капусту - в Европе и так далее.

    Ремесла

    Со временем жизнь древнего человека вынудила освоить различные ремесла. Они развивались согласно условиям местности проживания первых людей и наличия имеющегося поблизости сырья. Самыми ранними из них считаются: работа по дереву, гончарство, выделка кожи, плетение, обработка шкур и коры. Имеется догадка, что гончарство возникло при процессе плетения сосудов женщинами. Они начали обмазывать их глиной или в самих кусках глины выдавливать углубления для жидкостей.

    Духовная жизнь

    Духовная жизнь древнего человека просматривается в культурном наследии Древнего Египта. Эта великая цивилизация оставила существенный след в истории всего человечества. Религиозными мотивами пронизано все творчество египтян. Первые люди верили, что человеческое земное существование — это лишь переход к Этот этап не считался столь важным. С самого рождения люди готовились к уходу в более совершенный иной мир. Отражение духовной жизни Древнего Египта отражено в живописи и иных видах искусства.

    Жизнь человека в искусстве Древнего Египта

    В государстве процветала неординарная и яркая живопись. Египтяне были глубоко верующими религиозными людьми, поэтому вся их жизнь состояла из ритуалов, что прослеживается в тематике их картин и рисунков. Большинство произведений живописи посвящены высшим мистическим существам, прославлению умерших, религиозным обрядам и жрецам. По сей день находки этих произведений являются настоящими образцами искусства.

    Картины египетские художники выполняли в соответствии со строгими рамками. Фигуры богов, людей и животных принято было изображать строго в анфас, а их лица в профиль. Это выглядит, как некая мистическая схема. Живопись у египтян служила украшением регилиозных строений, гробниц и зданий, где жили знатные горожане. Также для живописи Древнего Египта характерна монументальность. В храмах своих богов египетские художники создавали изображения, которые порой достигали огромных размеров.

    Живопись Древнего Египта имеет своеобразный, присущий только ей стиль, не сравнимый ни с каким другим.

    Древняя цивилизация первых людей подкупает своей многогранностью и глубиной. Этот период является важным этапом в развитии всего человечества.