• Мандельштам notre dame анализ. Изучение поэзии Осипа Мандельштама. Урок I. Поэт и слово. Анализ стихотворения Мандельштама «Notre Dame»

    Стихотворение «Notre Dame» написано Осипом Мандельштамом в 1912 году. Именно в этот от литературного общества «Цех поэтов» отделилось новое направление. Его авторы называли себя акмеистами – «находящимися на вершине». В числе акмеистов оказался и Осип Мандельштам. Его лирика заявила об этом раньше, чем поэт примкнул к новому течению. Стихотворениям Мандельштама никогда не была присуща абстрактность и погружение во внутренний мир, характерные для символистов.

    Каждая строка, каждая метафора у него – четкая линия цельного художественного полотна поэтического произведения. Таково и стихотворение, посвященное собору Нотр-Дам-де-Пари. Стоит отметить, что Мандельштам принял христианство в 1911 году. И больше всего его интересовали истоки католической веры. Изыскания в этой области вдохновили поэта на создание нескольких произведений, в том числе и «Notre Dame».

    Размер стихотворения – шестистопный ямб. Он придает строфам и певучесть и ритмичность одновременно. Отсюда ощущение легкости строк, словно они действительно взлетают к самому куполу собора. И если у символистов эпитеты играют «служебную», проходную роль, то у Мандельштама они подчеркивают, усиливают качества описываемого предмета: «…Стоит базилика, и - радостный и первый -/Как некогда Адам, распластывая нервы,/Играет мышцами крестовый легкий свод».

    У ключевого слова «свод» целых четыре эпитета и метафорическое сравнение с первым человеком на Земле. Так же, как Адам предстал перед Создателем, архитектурный венец предстает перед лирическим героем, которым является сам автор. Напряжение, созданное в первом четверостишии, рассеивается во втором: «…Здесь позаботилась подпружных арок сила,/Чтоб масса грузная стены не сокрушила,/И свода дерзкого бездействует таран». По сути, здесь описана динамическая статика.

    Сильные, выразительные эпитеты – «подпружные» арки, «грузная» масса, «дерзкий» свод – рисуют нам картину архитектурного творения, живущего своей жизнью. И справляются с этим лучше, чем почти незаметные глаголы – «позаботилась», «сокрушила», «бездействует».

    В третьем четверостишии поэт говорит о синтезе антагонистичных культур и религий, из которого возникла непостижимая красота рукотворного шедевра: «Души готической рассудочная пропасть,/Египетская мощь и христианства робость,». В заключительном четверостишии поэт подводит итог своим наблюдениям. Как матрешка в матрешке, здесь заключена метафора в метафоре: нависший свод собора символизирует собой некую угрозу, которая в свою очередь олицетворяет сомнения и творческие метания автора.

    Размышляя, лирический герой обнаруживает, что угроза в то же время является и стимулом к созиданию: «Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,/Я изучал твои чудовищные ребра,-/Тем чаще думал я: из тяжести недоброй/И я когда-нибудь прекрасное создам…».

    Творчество Осипа Мандельштама - это яркая, и одновременно трагическая страница истории русской литературы. Поэта еще при жизни называли «лицом Серебряного века» за его творческую смелость, решительность и бескомпромиссность. Мандельштам не чуждался читать вслух перед широкой публикой антисталинские стихи в страшных 30-х годах, за что и нашел свою смерть в дальневосточном трудовом лагере.

    Анализ стихотворения «Notre Dame»

    В своем стихотворении автор описывает собор Notre Dame, но не с той стороны, как привыкли его видеть люди. Образ собора в произведении приобретает форму вызова, который бросил человек самому богу. Собор - это сотворенными человеческими руками, застывшая на множество веков стихия. Автор описывает готику Notre Dame, как явление, захватывающее дух человека.

    Но вместе с восхищением от сооружения, в его сознании зарождается вопрос о том, зачем собор создавался, какие цели преследовала церковь, инициируя строительство Notre Dame? В тоге, автор приходит к выводу, что тяжесть собора недобрая, она угнетает человека, убивает его душу, напоминая о ничтожности человеческого существования.

    «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...»

    Это произведение заслуженно является одним из самых достопримечательных в поэзии Мандельштама. Автор в своем стихотворении обращается к поэме Гомера «Илиада», не искажая при этом сюжетную линию древнегреческого произведения. Лирический герой рождает в своем воображении древне времена Троянской войны.

    Перед его глазами с глубины истории всплывают могущественные парусники, на которых находятся греческие герои в сопровождении мифических богов. Такие иллюзии наталкивают героя на размышления о великой силе любви, из-за которой возникла война меду троянцами и греками. Герой понимает, что именно настоящая любовь является движущей силой в истории человечества: во имя любви слагают песни и стихи, идут на ратные подвиги, разжигают военные противостояния.

    Стихотворение наполнено философским смыслом, реальный мир в нем сопряжен с миром фантазии, но парадоксальным образом они представляют собой единое целое.

    Анализ стихотворения «За гремучую доблесть...»

    В своем произведении автор пишет о судьбе интеллигентного благородного человека, которого советское государство и тоталитарная машина Сталина загнала в адские условия существования. Мандельштам сравнивает большевиков и их поклонников с «хлипкой грязцой», не знающей, что такое понятие чести и благородства.

    Весьма смело для своего времени поэт описывает все ужасы коллективизации и насильственной идеологической пропаганды. Благородный человек в этом государстве имеет только два варианта действий, либо стать винтиком системы и активно поддерживать ее, либо добровольно упасть в «черную воронку» трудовых лагерей.

    Анализ стихотворения «Я вернулся в мой город...»

    В первых строках стихотворения «Я вернулся в мой город...» , автор описывает всю величественность и красоту Санкт -Петербурга, в котором прошло его детство и юность. Мандельштам мечтает о скором возвращении на свою Родину, чтобы вновь соприкоснуться с царственным городом. Однако, перед ним постает Ленинград середины 30-х годов со своими грязными улицами и жителями, которые не растеряв свое благородство, все же превратились в нищих, запуганных людей, благодаря стараниям сталинской власти.

    Автор описывает все ужасы тоталитарного режима: дверные замки здесь круглосуточно открыты для гостей из НКВД, люди разговаривают здесь полушепотом, чтобы избежать возможных доносов. В стихотворении поэт в первую очередь обращался не к своему городу, не к советской власти, а к потомкам, чтобы они осознали всю трагичность страшных для России времен.

    Нужна помощь в учебе?

    Предыдущая тема: Цветаева «Кто создан из камня...» и «Тоска по родине»
    Следующая тема:   Тема любви в мировой литературе: «cквозные» сюжеты

    1891 — 1921 годы. Сборник "Камень".

    Стихотворения " Notre Dame " 1912 .

    Биографические сведения.

    Вступительное слово учителя.

    Осип Мандельштам - один из самых загадочных и самых значительных русских поэтов XX века. Его раннее творчество относится к "серебряному веку",а позднее выходит далеко за рамки этого временного периода.

    Родился О.Мандельштам 3 (15) января 1891 года в Варшаве в семье купца первой гильдии Хацкеля (Эмиля) Вениаминовича Мандельштама.

    Детство провёл в Санкт-Петербурге, впитал русскую культуру с её "всемирной отзывчивостью", и она стала для него ближе, чем иудейская, хотя родился он в иудейской семье. Школьные годы провёл в знаменитом Тенишевском училище (гуманитарной гимназии).

    В 1909 году посещает впервые Францию, Италию, Германию, и там Мандельштам вбирает дух европейской культуры. В 1911 году возвращается в Россию, поступает на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета.

    Мандельштам попадает в поэтическую среду, знакомится с поэтами-символистами, посещает собрания на башне В.Иванова, сближается с Н.Гумилёвым, выступает в знаменитом кафе "Бродячая собака".

    Начало творческого пути. Разрыв с символизмом. Мандельштам - акмеист.

    Работа с цитатами. Какой вывод можно сделать из высказываний О.Мандельштама о долге поэта, об особенностях поэтики раннего творчества?

    Мандельштам начинает свой творческий путь как ученик символистов, но его вступление в литературу приходится на тот момент, когда кризис символизма уже очевиден. Влечение к осязаемому, материальному миру привело Мандельштама к акмеизму.

    В программной статье "Утро акмеизма" Мандельштам выступает против символизма с его отрицанием трехмерного мира: "Для того чтобы успешно строить, первое условие - искренний пиетет к трем измерениям пространства - смотреть на мир не как на обузу и на несчастную случайность, а как на Богом данный дворец. <...> Строить можно только во имя "трех измерений", так как они есть условия всякого зодчества. Вот почему архитектор должен быть хорошим домоседом, а символисты были плохими зодчими. Строить - значит бороться с пустотой, гипнотизировать пространство. Хорошая стрела готической колокольни - злая, - потому что весь ее смысл уколоть небо, попрекнуть его тем, что оно пусто".

    Поэт не приемлет также и футуризма с его неверием в реальный смысл слова, с его словоизобретательством: "... с презрением отбрасывая бирюльки футуристов, для которых нет высшего наслаждения, как зацепить вязальной спицей трудное слово, мы вводим готику в отношения слов, подобно тому, как Себастьян Бах утвердил ее в музыке. Какой безумец согласится строить, если он не верит в реальность материала, сопротивление которого он должен победить, <...> ... камень Тютчева, что "с горы скатившись, лег в долине, сорвавшись сам собой или низвергнут мыслящей рукой" (смотри стихотворение Ф. И. Тютчева "Problem" -авт. ) - есть слово. Голос материи в этом неожиданном падении звучит, как членораздельная речь. На этот вызов можно ответить только архитектурой. Акмеисты с благоговением поднимают таинственный тютчевский камень и кладут его в основу своего здания. Камень как бы возжаждал иного бытия. Он сам обнаружил скрытую в нем потенциально способность динамики, - как бы попросился в "крестовый свод" участвовать в радостном взаимодействии себе подобных".

    Поэт, по мысли Мандельштама, - строитель, зодчий. Как для строителя материалом является камень, так для поэта - слово. Камень - материал грубый, необработанный, но в нем заложена потенциальная возможность стать частью целого: крестового свода, готического собора, шпиля. Надо поднять его, соединить с другими, превратить тяжесть в динамику, материал в конструкцию. Слово - материал, но слова не должны стоять одиноко, они должны "играть всеми своими переливами, в "веселой" перекличке между собою, как камни в соборах". Эта аналогия определила и название первого сборника Мандельштама ("Камень"), и то место, которое занимает в сборнике тема зодчества.

    Поэтика сборника "Камень".

    Анализ стихотворения "Notre Dame" 1912.

    Где римский судия судил чужой народ,

    Стоит базилика, - и, радостный и первый,

    Как некогда Адам, распластывая нервы,

    Играет мышцами крестовый легкий свод.

    Но выдает себя снаружи тайный план:

    Здесь позаботилась подпружных арок сила,

    Чтоб масса грузная стены не сокрушила,

    И свода дерзкого бездействует таран.

    Стихийный лабиринт, непостижимый лес,

    Души готической рассудочная пропасть,

    Египетская мощь и христианства робость,

    С тростинкой рядом - дуб, и всюду царь - отвес.

    Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,

    Я изучал твои чудовищные ребра,

    Тем чаще думал я: из тяжести недоброй

    И я когда-нибудь прекрасное создам.

    Вопросы на выявление общего представления о стихотворении в целом.

    Фронтальная работа.

    1. О чём это стихотворение? Как воспринимает лирический герой собор? Какой вывод звучит в стихотворении?

    2. Воспользуйтесь необходимыми комментариями, чтобы понять I и II строфы.

    3. Обратите внимание на композицию стихотворения. Как развивается поэтическая мысль в стихотворении? Что особенного вы видите в расположении строф? Где находится лирический герой, откуда он смотрит на собор? Что вы можете сказать о временном плане стихотворения?

    Вопросы для анализа стихотворения в группах.

    В помощь учащимся предлагаются словари, выдержки из статей литературоведов.

    4. Как соотносятся между собой образы III строфы? Какие противоположные начала присутствуют в облике собора? Что объединяет разнородные элементы в единую гармоническую конструкцию? Какие ещё ассоциации у вас возникают в связи со строчками III строфы?

    5. Как связано изображение собора с содержанием последней строфы? В чем своеобразие звучания этой строфы? Как ее фонетический строй раскрывает идею стихотворения?

    6. Проанализируйте контекст, в который вписывалось это стихотворение у Мандельштама и его современников.

    Предполагаемые ответы.

    1. О чём это стихотворение? Как воспринимает лирический герой собор? Какой вывод звучит в стихотворении?

    Это стихотворение о соборе. Поэт восторженно его описывает: лирический герой видит собор лёгким, радостным, прекрасным, похожим на человека, построенным на противоречиях. В последней строфе вывод: из тяжести недоброй и я когда-нибудь прекрасное создам .

    2. Привлечём необходимые комментарии, чтобы понять I и II строфы.

    Notre Dame построен на острове Сите в центре Парижа, где находилась древняя Лютеция, колония, основанная Римом: римское поселение среди чужого галльского народа. Напомним также, что Рим - столица католичества, Нотр-Дам - католический собор. В Римской, католической культуре Мандельштам в это время видел образец творчески-деятельного преображения человеком мира. Неслучайно многие стихи сборника "Камень", в который было включено стихотворение, связаны с темой Рима

    Многие элементы Нотр-Дам связаны с готикой - направлением в архитектуре и искусстве, зародившимся в XII веке и получившим распространение в средневековой Европе. В архитектуре, где нет арок и сводов, вся "недобрая тяжесть" постройки давит только сверху вниз - как в греческом храме. А когда в архитектуре появляются свод и купол, он не только давит на стены вниз, но и распирает их вбок: если стены не выдержат, они рухнут сразу во все стороны. Чтобы этого не произошло, в Раннем Средневековье поступали просто: строили стены очень толстыми - это был романский стиль. Но в таких стенах трудно делать большие окна, в храме было темно, некрасиво.

    Тогда, в Высоком Средневековье, в готическом стиле, купол стали делать не гладкий, как опрокинутая чашка, а клиньями, как сшитая тюбетейка. Это и был крестовый свод: в нем вся тяжесть купола шла по каменным швам между этими клиньями, а промежутки между швами не давили, стены под ними можно было делать тоньше и прорезать их широкими окнами с цветными стеклами. Зато там, где каменные швы с их умноженною тяжестью упирались в стены, эти места стен нужно было очень укреплять: для этого к ним снаружи пристраивали дополнительные опоры - подпружные арки, аркбутаны, которые своей распирающей силой давили навстречу распирающей силе свода и этим поддерживали стены. Снаружи эти подпружные арки вокруг здания выглядели совсем как ребра рыбьего скелета: отсюда слово ребра в IV строфе. А каменные швы между купольными клиньями назывались нервюры: отсюда слово нервы в I строфе.

    3. Обратим внимание на композицию стихотворения. Где находится лирический герой, откуда он смотрит на собор? Что вы можете сказать о временном плане стихотворения? Что особенного вы видите в расположении строф?

    Вот теперь этого достаточно, чтобы пересказать стихотворение своими словами по строфам: (I, экспозиция) собор на месте римского судилища красив и легок, (II, самая "техническая" строфа) но эта легкость - результат динамического равновесия противоборствующих сил, (III, самая патетическая строфа) в нем все поражает контрастами, - (IV, вывод) вот так и я хотел бы создать прекрасное из противящегося материала. В начале II и IV строф стоит слово но , оно выделяет их как главные, тематически опорные; получается композиционный ритм, чередование менее и более важных строф через одну. I строфа - взгляд изнутри под крестовый легкий свод ; II строфа - взгляд снаружи; III строфа - опять изнутри; IV строфа - опять изучающий взгляд снаружи. I строфа смотрит в прошлое, II-III- в настоящее, IV- в будущее.

    4. Как соотносятся между собой образы III строфы? Какие противоположные начала присутствуют в облике собора? Что объединяет разнородные элементы в единую гармоническую конструкцию? Какие ещё ассоциации у вас возникают в связи со строчками III строфы?

    Готический стиль- это система противоборствующих сил: соответственно, стиль стихотворения - это система контрастов, антитез. Гуще всего они - мы это заметили - в III строфе. Самая яркая из них: Души готической рассудочная пропасть : пропасть - это что-то иррациональное, но здесь даже пропасть, оказывается, рационально построена человеческим рассудком. Стихийный лабиринт - это нечто горизонтальное, непостижимый лес - нечто вертикальное: тоже контраст. Стихийный лабиринт: природные стихии организованы в человеческую постройку, запутанную, но сознательно запутанную. Здесь, по мнению некоторых комментаторов, Мандельштам имеет в виду нередко используемое в готических соборах украшение пола, символизирующее путь в Иерусалим.Далее. Египетская мощь и христианства робость - тоже антитеза: христианский страх Божий неожиданно побуждает возводить постройки не смиренные и убогие, а могучие, как египетские пирамиды. С тростинкой рядом дуб - та же мысль, но в конкретном образе.

    Архитектурное сооружение - это не творение природы, а его подобие, выполненное с абсолютной конструктивной точностью. Собор - творение человека, сумевшего в соответствии со строгим творческим замыслом, "тайным планом", превратить материал (камень) в произведение искусства, в сложнейшую конструкцию, сочетающую рациональное и непостижимое, мощное и тончайшее, что подчеркнуто композиционным построением третьей строфы. Все разнородные элементы, из которых состоит собор, объединяет предельная выверенность, строгий технический расчет ("и всюду царь - отвес").

    В подтексте образа с тростинкой рядом дуб - басни Лафонтена и Крылова: в бурю дуб гибнет, а тростинка гнется, но выживает; а за ней - еще один подтекст с контрастом, сентенция Паскаля: Человек - лишь тростинка, но тростинка мыслящая , у нас ее помнят по строчке Тютчева: ...и ропщет мыслящий тростник . А в ранних стихах самого Мандельштама тростинка, вырастающая из болота, была символом таких важных понятий, как христианство, вырастающее из иудейства. Не будем отвлекаться слишком далеко, но вы видите, как обогащается наше восприятие в связи с пониманием этих частностей, т.е. подтекста произведения.

    5. Как связано изображение собора с содержанием последней строфы? В чем своеобразие звучания этой строфы? Как ее фонетический строй раскрывает идею стихотворения?

    В изображенном соборе поэт видит универсальную модель творчества, в том числе и поэтического: как из тяжелого необработанного камня возникает великолепное произведение зодчества, так из "необработанного" слова создается поэтическое произведение. В самом звучании последней строфы передано возникновение из тяжести недоброй прекрасного, преодоление материала творчеством: аллитерация первых трех строк (т - р т - р // щ - р - р // щ - т - р ) сменяется в последней строке ассонансом с четырьмя ударными а (а - о - а // е - а - о // о — а ).

    6. И в заключение посмотрим на контекст, в который вписывалось это стихотворение у Мандельштама и его современников.

    Стихотворение было опубликовано в начале 1913 г. в приложении к декларации нового литературного направления - акмеизма, во главе которого были Гумилев, Ахматова и позабытый сегодня Городецкий. Акмеизм противопоставлял себя символизму: у символистов - поэзия намеков, у акмеистов - поэзия точных слов. Они объявляли: поэзия должна писать о нашем земном мире, а не о мирах иных; этот мир прекрасен, он полон хороших вещей, и поэт, как Адам в раю, должен дать имена всем вещам. (Вот почему Адам упомянут, казалось бы, без особой надобности в I строфе Notre Dame). И в самом деле, мы можем заметить: Notre Dame- стихотворение о храме, но это не религиозное стихотворение. Мандельштам смотрит на храм не глазами верующего, а глазами мастера, строителя, которому неважно, для какого бога он строит, а важно только, чтобы его постройка простояла прочно и долго. Это подчеркнуто в I строфе: Notre Dame- наследник трех культур: галльской (чужой народ) , римской (судия) , и христианской. Не культура есть часть религии, а религия - часть культуры: очень важная черта мировоззрения. И к этому ощущению, общему для всех акмеистов, Мандельштам добавляет свое личное: в своей программной статье "Утро акмеизма" он пишет: "Любовь к организму и организации акмеисты разделяют с физиологически гениальным Средневековьем". В своем стихотворении он прославляет Notre Dame как организацию материала трудами строителя. Мы видим, как стихотворение Notre Dame вписывалось в контекст литературной борьбы акмеизма с символизмом в 1913 г., оно гимн организации: культуре.

    Вывод.

    Таким образом, Мандельштам-зодчий вплетает в единую конструкцию знаки прошлых культур.В стихах Мандельштама звучит речь современного человека, но человека, живущего в пространстве культуры, сформированном многочисленными эпохами.

    Домашнее задание:

    Учащиеся читают сборник "Камень". Выполняют письменно задания С3, С4. Учат наизусть одно из понравившихся стихотворений.

    Примеры домашних работ:

    В каких образах стихотворения "Notre Dame" воплощено представление лирического героя о соборе?

    Бог создал Адама, а человек - творец создал Notre Dame во славу Парижской Божьей Матери. Собор подобен человеку: "радостный" (рад жизни), "играет мышцами". Он столь же сложен и загадочен, как творение Божие. Он — единство противоположностей: мощного и тончайшего ("египетская мощь и христианства робость, с тростинкой рядом - дуб"), рационального и непостижимого ("стихийный лабиринт, непостижимый лес, души готической рассудочная пропасть"). Это произведение искусства — результат труда человеческого разума, воплощение "тайного плана". Собор выполнен с абсолютной конструктивной точностью, выверен, технически рассчитан: "и всюду царь-отвес".

    Как Бог создал мир - Вселенную, так человек на протяжении веков обустраивает свой мир — Землю, "из тяжести недоброй" создаёт прекрасное на радость себе и будущим поколениям. На собор поэт смотрит глазами мастера, прославляет организацию материала трудами строителя. Звучит мотив творчества. Вид Notre Dama вдохновляет лирического героя на создание из необработанного слова прекрасного произведения искусства — поэтического.

    Петров Анатолий. 11Я.

    В каких произведениях русских поэтов поднимается тема "прекрасного" и что их сближает со стихотворением О.Мандельштама " Notre Dame"?

    Прекрасное способно вдохновлять. Как Мандельштам пишет о Notre Dame, так А.С.Пушкин пишет о Медном всаднике в одноимённой поэме. Он восторгается гордостью и силой правителя, увековеченного в памятнике:

    Какая дума на челе!

    Какая сила в нём сокрыта!

    ......................................

    О мощный властелин судьбы!

    Для Пушкина памятник — символ величия Петербурга, выстроенного Петром I:

    Из тьмы болот, из топи блат

    Вознёсся пышно, горделиво.

    Петербург - жемчужина России - вдохновляет на создание прекрасного уже не одно поколение людей.

    Пушкин также пишет, что прекрасным, источником жизненных сил может быть и человек. В стихотворении "Я помню чудное мгновение" он говорит о том, что именно "гений чистой красоты", "мимолётное виденье" может возродить, исцелить душу, страдающую в заточении:

    И сердце бьётся в упоенье,

    И для него воскресли вновь

    И божество, и вдохновенье,

    И жизнь, и слёзы, и любовь.

    Человек живёт, пока созерцает, переживает прекрасное, творит его; в этом счастье человека.

    Шульц Ксения. 11 Я.

    Читать стих “Notre Dame” Мандельштама Осипа Эмильевича нужно, зная тот факт, что к году его написания (1912-му), он уже несколько лет был студентом Сорбонны. Однако свои студенческие годы поэт тратил не только на изучение французской литературы, но и на путешествия по стране и прогулки по Парижу. Одной из его достопримечательностей – Собору Парижской Богоматери – и посвящено это произведение. Изучение его на уроке литературы в классе показывает, что описание материальность красоты – это не все, что хочет сказать поэт. Рассказывая об архитектуре и красотах готического собора, он делает совершенно философский вывод, проводя параллель между камнями и словами.

    В тексте стихотворения Мандельштама “Notre Dame” слова являются таким же строительным материалом, как и камни. И если с помощью вторых можно создать воздушную архитектуру, восхищающую и волнующую людей, то первые – такие же грубые и неотесанные – могут создать прекрасные строки, которые хочется учить полностью. И действительно, прочтя это произведение онлайн, можно “увидеть” и всю красоту описываемого в нем здания, и мастерство человека, который построил из слов собственный шедевр, только поэтический.

    Где римский судия судил чужой народ -
    Стоит базилика, и - радостный и первый -
    Как некогда Адам, распластывая нервы,
    Играет мышцами крестовый легкий свод.

    Но выдает себя снаружи тайный план,
    Здесь позаботилась подпружных арок сила,
    Чтоб масса грузная стены не сокрушила,
    И свода дерзкого бездействует таран.

    Стихийный лабиринт, непостижимый лес,
    Души готической рассудочная пропасть,
    Египетская мощь и христианства робость,
    С тростинкой рядом - дуб, и всюду царь - отвес.

    Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,
    Я изучал твои чудовищные ребра,-
    Тем чаще думал я: из тяжести недоброй
    И я когда-нибудь прекрасное создам…

    Произведение относится к раннему периоду творчества Мандельштама. Оно было опубликовано в 1913 году вместе с манифестом нового направления в поэзии - акмеизма. В противоположность символистам, которые писали о выдуманных иных мирах, акмеисты считали, что поэты должны писать о прекрасных земных вещах, которым поэт должен дать названия, подобно Адаму в раю (поэтому его упоминание в первой строфе стихотворения не случайно).

    Стихотворение описывает восторг при созерцании величественного здания собора Парижской богоматери. Но анализ стихотворения "Notre Dame" невозможен без знания некоторых фактов из истории и архитектуры. Собор построен на острове Сите, где во времена Римской империи находилась Лютеция - римское поселение среди галлов («народ чужой»). При строительстве собора использовалось новаторское достижение готического стиля - крестовый свод, который снаружи укреплялся подпружными арками. Внешне они напоминают рыбий скелет («чудовищные ребра»). Собор является продолжателем трех культур - галльской, римской и христианской.

    Анализ стихотворения "Notre Dame" несложен. Стихотворение построено на контрастах: «радостный и легкий» крестовый свод, каким он видится внутри помещения, конечно же, имеет «массу грузную». Но поскольку наружные арки поддерживают свод и стены, то таран свода не задействован. В третьей строфе антитез еще больше. Самая выдающаяся из них о готической душе создавшей неосознаваемое, что названо рассудочной пропастью. Пропасть - это что-то стихийное, не поддающееся рассудку, но, оказывается, она рационально продумана человеком. Робость христиан перед Богом, тем не менее, позволила создать храм, по грандиозности не уступающий египетским пирамидам. Стихотворение воспевает творение человека, посвященное Богу, но главной темой является не религиозная, а тема организации материала трудом архитекторов и строителей («всюду царь - отвес»).

    Восхищение лирического героя грандиозным строением приводит к выводу, что как из камня можно создать такое легкое, устремленное ввысь здание, полное света и красоты, так и из обычных слов можно создавать прекрасные поэтические произведения, подобные лучшим образцам архитектуры. Стихи должны так же впечатлять своей легкостью и изяществом, как бы ни был долог и труден для поэта процесс их создания.