• Bellingcat доказала российское происхождение «сбившего MH17 «Бука. Чей "Бук" сбил "Боинг". Российская версия развалилась со скоростью света С другой стороны фронта

    Исследователи Bellingcat по этим номерам и отметкам идентифицировали ЗРК как «Бук» под номером 332, приписанный к 53-й зенитно-ракетной бригаде (в/ч 32 406).

    Фотография с механиком была сделана на транспортном дворе 53-й бригады, отмечается в докладе. Подтверждает это другой снимок, опубликованный неназванным курсантом в августе 2014 года (имя публикатора авторы доклада не указывают, известно только, что он проходил сборы в Курске по направлению одного из московских вузов). На снимке изображен тот же розовый ракетный контейнер​. Геотег подтверждает, что фото сделано во дворе 53-й бригады в поселке Маршала Жукова недалеко от Курска. Геолокацию фотографии авторам доклада удалось подтвердить благодаря спутниковым снимкам.

    Альбом с фотографиями был загружен в феврале 2015 года, но по ним невозможно было установить ни имени механика, ни даты и места, где были сделаны снимки.

    Как выяснил РБК, человек на снимке занимается ремонтом военной техники, в частности, он ремонтировал «Бук-М1». Механик (его имя известно редакции) пояснил РБК, что был во многих городах России в силу специфики своей работы. Он подтвердил, что «точно был» в Курске в 2013 году и, «возможно», в 2014 году.

    Помимо «Бука» в альбоме также содержатся фотографии заряжающей установки 9А85 комплекса С-300, спецмашины (в Bellingcat предполагают, что это может быть автоматизированная система управления боевыми действиями «Поляна-Д4 9С52») и еще одной установки «Бук-М1». Члены команды Bellingcat установили личность запечатленного на фотографиях механика и нашли его профили в социальных сетях. На одной из страниц они увидели фотографию «Бука» с номером 332, на другой — фото другого ЗРК «Бук» и спецмашины. Последние два снимка были загружены 31 марта 2013 года. На третьем — изображена пусковая установка 9А83 для зенитной ракетной системы 9К81 С-300В. Он был загружен 20 июня 2013 года. Как отметили в Bellingcat, «на других фотографиях, загруженных до 31 марта 2013 года и после 20 июня 2013 года, не видны места его [человека на фотографиях] работы в качестве механика военной техники».

    Исходя из того, что фотографии были выложены в интернет в 2015 году в одном фотоальбоме, а также учитывая условный номер машины, авторы исследования Bellingcat заключают, что «практически наверняка» снимок был сделан в 2013 году. Тем не менее они допускают, что фотография могла быть сделана весной 2014 года.

    Трагедия с Boeing 777 произошла в небе над восточной Украиной 17 июля 2014 года в 16:20 по местному времени. Самолет следовал рейсом MH17 «Малайзийских авиалиний». На его борту находились 298 человек, все они погибли. Большинство пассажиров на борту были гражданами Нидерландов. Спустя несколько часов в интернете стали появляться заявления о том, что пассажирский самолет сбили пророссийские сепаратисты из зенитно-ракетного комплекса «Бук», приняв по ошибке гражданский самолет за военный. Позднее Bellingcat номер ЗРК — 332, а также сообщила, что комплекс приписан к 53-й зенитной ракетной бригаде из Курска. Машина была доставлена из Курска в Миллерово (Ростовская область), а оттуда — на восток Украины, утверждают расследователи. По их данным, перевозку «Бука» отставной российский офицер Сергей Дубинский, фигурировавший в СМИ как командир разведки ДНР с позывным Хмурый. Сам он свою причастность к гибели лайнера отрицал .

    Cовет безопасности Нидерландов в окончательном докладе об обстоятельствах крушения Boeing 777 назвал причиной катастрофы попадание в лайнер ракеты класса «земля — воздух», выпущенной из установки «Бук». По словам руководителя расследования Тьиббе Яустры, пуск ракеты был произведен из района площадью 320 кв. км (в указанной зоне находились как силы ополченцев, так и Украины). В результате обломки самолета оказались разбросаны на площади в 50 кв. км.

    Позиция России

    РБК ожидает ответа от Минобороны России относительно новых фактов в деле об уничтожении MH17.

    После крушения самолета в июле 2014 года замначальника Генерального штаба ВС России Андрей Картаполов озвучил версию крушения российской стороны. Все данные российского ведомства указывают на то, что MH17 был сбит украинскими войсками, заявил он. Участие действующих российских военнослужащих в конфликте на Украине официальная Москва всегда отрицала.​

    В октябре 2015 года специалисты военного концерна «Алмаз-Антей» собственного расследования катастрофы Boeing 777. Из него следует, что лайнер сбит ракетой, уже не использовавшейся российскими военными, с территории, которая тогда не контролировалась ни одной из сторон конфликта в Донбассе.

    В сентябре 2016 года в российском Минобороны прошел брифинг на тему крушения. Радиолокационный комплекс «Утес-Т», расположенный в Ростовской области, не зафиксировал каких-либо посторонних объектов близ маршрута MH17 перед катастрофой, заявил заместитель главного конструктора комплекса Виктор Мещеряков. Если бы ракета комплекса «Бук» была запущена из района, контролировавшегося повстанцами Донбасса, то «Утес-Т» ее бы обнаружил, объяснял Мещеряков. Присутствовавший на том же брифинге начальник радиотехнических войск ВКС генерал-майор Андрей Кобан добавил, что ракета «Бука» не является для «Утеса-Т» сложной целью. Для сравнения: радиолокационный комплекс обнаружил куда более сложную цель — полет беспилотника «Орлан-10», который «барражировал вдоль российско-украинской границы на территории России», заметил генерал-майор.

    «Украинская сторона не​случайно утаивает от следствия, родственников погибших и мирового сообщества информацию, которая позволила бы установить полную картину катастрофы», — заявил представитель Минобороны Игорь Конашенков на брифинге.

    Bellingcat — международная экспертно-журналистская группа, основанная 15 июля 2014 года британским журналистом Элиотом Хиггинсом. Задача ​команды — объединить гражданских журналистов в расследовании текущих событий. Сейчас основной проект Bellingcat — расследование обстоятельств крушения малайзийского Boeing. Команда также следит за военной кампанией в Сирии, в том числе за действиями российских военнослужащих.​ В своих докладах Bellingcat опирается на открытые источники: видео- и фотоматериалы, размещенные в социальных сетях, спутниковые снимки.

    Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Пользуясь методикой Bellingcat, можно с большой долей уверенности утверждать, что данный "Бук", участвовавший в параде на Красной площади в 2013 году, не сбивал малайзийский "Боинг" в июле 2014 года

    Международная группа расследований Bellingcat определила точный номер самоходной огневой установки зенитно-ракетной системы "Бук", которая, по мнению Bellingcat, 17 июля 2014 года сбила над Украиной пассажирский "Боинг" Малайзийских авиалиний, совершавший рейс MH17 из Амстердама в Куала-Лумпур.

    Новый доклад группы озаглавлен "Бук 3х2": тайна потерянной цифры" и посвящен детальному анализу улик, по которым можно установить, из какой именно установки был произведен выстрел.

    "17 и 18 июля 2014 года на востоке Украины была снята на фото и видео самоходная огневая установка "Бук" под номером 332 российской 53-й зенитно-ракетной бригады, базирующейся в районе города Курск. На одном из видео этот "Бук", который мы ранее обозначали как "Бук 3х2", движется в направлении центра района, откуда, по оценке Совета по безопасности Нидерландов, была запущена ракета, сбившая MH17", - делают вывод авторы доклада.

    Таким образом, эксперты Bellingcat утверждают, что с помощью открытых источников, главным образом публикаций в социальных сетях, определили не только круг лиц, причастных к катастрофе "Боинга", но и назвали конкретное оружие, состоявшее в тот момент на вооружении российской армии, из которого был произведен выстрел.

    Россия последовательно отрицает какую бы то ни было причастность к трагедии МН17, в результате которой погибли 298 человек.

    Машина номер 332

    Bellingcat считает установленным фактом, что ракета, сбившая "Боинг", была запущена одной из самоходных установок из российской 53-й зенитно-ракетной бригады, базирующейся под Курском - этому были посвящены предыдущие расследования Bellingcat.

    Однако на фотографиях "Бука", предположительно сбившего малайзийский лайнер, частично стерт номер, точнее - центральная цифра трехзначного номера, поэтому условно этот "Бук" называется "3х2".

    "В ходе анализа открытых источников мы установили, что цифры наносятся на установки в соответствии со структурой части. Можно сказать, что это кодовый номер подразделения. Первая цифра обозначает дивизион, вторая - батарею в дивизионе, а третья - условный номер машины в батарее", - объясняют авторы доклада Bellingcat, делая вывод, что на искомом "Буке" отсутствует цифра, обозначающая номер батареи 3-го дивизиона.

    Правообладатель иллюстрации AP Image caption Первая цифра в номере "Бука" обозначает дивизион, вторая - батарею в дивизионе, третья - номер машины в батарее

    На снимке "Бука" видны остатки краски от центральной цифры, но невозможно точно утверждать, от какой именно из трех возможных - "1", "2" или "3".

    Энтузиасты Bellingcat нашли в социальной сети "ВКонтакте" фотографии всех трех "Буков" этого дивизиона, сделанные с 2009 по 2013 год, и сравнили все различимые на снимках особенности каждой из машин: повреждения корпуса, расположение внешних электропроводов, форма пятен краски, масла и копоти, а также шрифт и расстояние между цифрами номера.

    "Ни одна из этих особенностей, взятая в отдельности, не позволяет достаточно убедительно установить соответствие. Однако сочетание всех этих отличительных особенностей представляет собой уникальный набор характеристик и может считаться достаточным для однозначной идентификации", - заключают авторы доклада.

    Bellingcat напоминает, что перемещение "Бука" по востоку Украины в течение 17 и 18 июля (то есть в день гибели MH17 и на следующий день) попало на четыре фотографии и три видеозаписи.

    "При сравнении семи отличительных черт СОУ "Бук" 53-й зенитно-ракетной бригады под номерами 312, 322 и 332 видно, что только у "Бука 332" имеется совпадение более одной черты с "Буком 3х2". Четыре из наблюдаемых особенностей могут сохраняться в течение длительного времени, одна частично видна на старых изображениях, а две другие на них отсутствуют", - утверждают авторы доклада.

    Голландское расследование

    13 октября 2015 года Совет по безопасности Нидерландов, расследующий причины и последствия аварий и катастроф, представил заключительный доклад о крушении самолета Malaysia Airlines MH17.

    В нем говорилось, что причиной катастрофы стала ракета "Бук", взорвавшаяся слева от кабины пилотов. Однако выводов о том, кто мог выпустить эту ракету, тогда сделано не было.

    Эксперты лишь очертили территорию площадью 320 квадратных километров, откуда могла быть запущена ракета. В этом районе находится селение Снежное, из района которого, по версии Bellingcat, был произведен пуск ракеты, сбившей "Боинг".

    Вскоре после голландского доклада российский оборонный концерн "Алмаз-Антей" (производитель систем "Бук") собрал пресс-конференцию, на которой представил результаты собственного расследования обстоятельств катастрофы.

    По версии концерна, пуск ракеты производился из района южнее села Зарощенское, которое в момент катастрофы находилось под контролем украинских силовиков. На этом основании специалисты "Антея" утверждали, что ракету запустили украинские военные.

    Война версий

    В феврале 2016 года Bellingcat представил, вероятно, свою самую сенсационную публикацию о гибели лайнера - "MH17: Потенциальные подозреваемые и свидетели из 53-й зенитно-ракетной бригады".

    В этом докладе поименно называются все те, кто, по мнению Bellingcat, несет ответственность за принятие решения и запуск ракеты в пассажирский самолет: командир бригады, командир 2-го дивизиона, в состав которого могла входить пусковая установка. Командиры батарей и экипажей названы по именам и первым буквам фамилий.

    Список подозреваемых, представленный в виде иерархической схемы с фотографиями, именами и должностями, не ограничивается у Bellingcat чинами бригады.

    Верхний ряд занимают четыре фото, на которых изображены верховный главнокомандующий вооруженными силами России, министр обороны и два его первых заместителя.

    Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Голландские следователи пришли к выводу, что малайзийский "Боинг" был сбит ракетой зенитного комплекса "Бук", однако пока не объявили, кто, по их мнению, управлял установкой

    В ответ на эту публикацию российская сторона - в лице экспертов "Антея" - подготовила новое, более развернутое описание своей версии, добавив в список потенциально возможных точек запуска ракеты соседнее с Зарощенским село Великая Шишовка.

    Вина за запуск ракеты по-прежнему возлагалась, по этой версии, на украинских военных.

    Однако Bellingcat считает версию "Антея" в любых ее модификациях несостоятельной.

    Bellingcat с большой долей уверенности утверждает, что, даже если согласиться с версией "Алмаз-Антея" о точке запуска ракеты, ее все равно не могли запустить украинские военные.

    На основании информации из открытых источников - главным образом фотографий с геотегами в социальных сетях - энтузиасты-расследователи пришли к выводу, что 17 июля, в день гибели "Боинга", в районе Зарощенского не было украинских установок "Бук".

    Точно так же была проверена версия о точке запуска возле Великой Шишовки: в результате проверки было признано, что украинских "Буков" там также не было.

    Bellingcat признает, что собранные данные не позволяют делать выводы о том, какой стороной вооруженного конфликта контролировалась эта зона.

    Однако сопоставление доступных более поздних данных из этого района позволяет экспертам Bellingcat предполагать, что 17 июля 2014 года там уже были, как сказано в докладе, российские военные.

    Сначала ряд общих вопросов... так сказать - тактико-технические характеристики.
    Чего не может БУК:

    1. не отражаться на радарах (кстати взлетать бесшумно и незаметно тоже) - на радарах его нет
    2. попасть в кабину и убить пилотов

    Чего скорее всего не может БУК
    1. обеспечить приемлемую точность без штатной РЛС (бортовая - не в счет)
    2. обеспечить кучность попадания - БУК это принципиально дробовик

    Перевожу - БУК это чисто армейская машина. И еще БУК - это комплекс. Грубо говоря, ракеты+РЛС+обеспечение. Просто ракеты - струельнуть в принципе можно. Но на это БУК не заточен... не проектировался, не испытывался, этому НЕ УЧАТ ПЕРСОНАЛ... ну т.е. да - можно. Но очень сложно и с непредсказуемым результатом. Ну какому идиоту понадобится стрелять из ОДНОЙ машины, тогда как БУК ВСЕГДА И ВСЮДУ - КОМПЛЕКС?

    Итого, можно ли выстрелить из одинокого БУК-а? Да! И это теоретически могли сделать ополченцы. Но если Россия ПЛАНИРОВАЛА сбить Боинг... нет - если Россия ПЛАНИРОВАЛА закрыть небо над ополченцами, то БУК был бы В КОМПЛЕКТЕ! А если бы она планировала уничтожить Боинг? ТО ЭТО БЫЛ БЫ НЕ БУК! А что? Ответ известен - МиГ, который еще зовется летающим ПВО, который бы из стратосферы уебал бы по Боингу ракетой и никто вообще бы ничего не понял... да только ЗАЧЕМ?

    Что мы видим в этом случае?
    1. неслышный, невидимый, не сфотографированный при старте (а это старт ракеты, видимый издалека) не отразившийся на радарах БУК
    2. невероятная кучность - изрешетил кабину (причем очень разными по размеру осколками, от пулевых - до пушечных) и пилотов, и почти не задел пассажиров
    3. и все это сделал при стрельбе навскидку без РЛС

    Вопрос - а был ли БУК? Почерк подобного уровня может обеспечить другое средство - а именно атакующий беспилотник типа Предатора с управляемыми оператором ракетами. Он мог встретить Боинг, пустить ракету по кабине, а оператор - вывел ее точно в форточку... вот и вся загадка древнейшей цивилизации

    И кста - Предатор на штатных локаторах не отображается
    Правда, у России есть спец.радары, но эту инфу слегка придерживают
    Однако на нее уже намекнули - показав БОЛЬШОООЙ самолет...))

    Итого: БУК был виден только в соц.сетях, старта ракеты не зафиксировали ни местные жители, ни радары, поражение КАБИНЫ С ГАРАНТИРОВАННЫМ УНИЧТОЖЕНИЕМ ПИЛОТОВ - и близко не почерк БУК... это почерк спецоперации, это делал либо истребитель, либо боевой дрон - и происходило это при визуальном контроле. Летчик приблизился, убедился - и расстрелял пилотов. Или? Дрон приблизился, встал на позицию стрельбы, пустил управляемую ракету... понимаете, насколько это НЕ БУК? Эту ракету ведет оператор, точно в форточку кабины пилотов.

    Управляемая оператором ракета в форточку кабины пилотов попасть может.
    Истребитель кабину пилотов расстрелять может.
    БУК в кабину пилотов ПОПАСТЬ НЕ МОЖЕТ В ПРИНЦИПЕ.
    Такая точность и кучность ему не нужна, ибо?
    БУК бьет по площадям...

    P.S. Украина 27 лет не получала от России зенитных ракет. Об этом, как сообщает ТАСС, заявили в Министерстве обороны РФ.
    По информации военного ведомства, после развала Советского Союза в связи с разделом военного имущества в собственности Украины оказались примерно 20 дивизионов зенитных ракетных комплексов «Бук».
    «В то же время на Украину не было поставлено ни одной новой зенитной ракеты», - подчеркнули в Минобороны.
    Также ведомство отметило, что Международная следственная группа по расследованию крушения Boeing 777 над Донбассом, показавшая якобы принадлежащую России ракету, не упомянула о дате ее производства. Однако серийный номер на ее двигателе делает «более чем вероятным» принадлежность ракеты Вооруженным силам Украины.


    «Данный агрегат был произведен в 1986 году в Советском Союзе», - сообщили в Минобороны.
    При этом гарантийный срок эксплуатации таких ракет составляет 15 лет, а предельный - 25, в связи с чем все подобные ракеты России были утилизированы еще в 2011 году, а так как новых ракет Украине не поставляли, то и вероятность принадлежности этой именно ей очень высока.
    Накануне Международная следственная группа, в которую входят эксперты из Нидерландов, Украины, Малайзии, Бельгии и Австралии, заявила, что ракета, сбившая над Донбассом Boeing 777, была выпущена зенитным ракетным комплексом «Бук», который стоял на вооружении армии России.
    Boeing авиакомпании Malaysia Airlines, летевший из Амстердама в Куала-Лумпур, был сбит в июле 2014 года над Донбассом. Жертвами авиакатастрофы стали 298 человек.

    P.P.S. а мне нравятся эти ребята!
    Признайте что виноваты вы, СОТРУДНИЧАЙТЕ СО СЛЕДСТВИЕМ, и мы обеспечим вам теплую постель, накормим ужином и нальем ВОТКА!
    РУС, СДАВАЙСА!

    НАТО и страны Евросоюза призвали Россию взять на себя ответственность за гибель над Донбассом малазийского Boeing 777, выполнявшего рейс MH17, в 2014 году. Об этом в своем аккаунте в Twitter сообщило информагентство Agence France-Presse.
    Также, по информации агентства, лидер Североатлантического Альянса Йенс Столтенберг призвал Россию сотрудничать с Международной следственной группой, состоящей из голландских, украинских, малазийских, бельгийских и австралийских экспертов, которые накануне заявили, что ракета, сбившая над Донбассом Boeing 777, была выпущена зенитным ракетным комплексом «Бук», стоявшим на вооружении армии России.
    По словам главы НАТО, власти России должны помочь найти и наказать конкретных виновников авиакатастрофы.
    На официальном сайте Европейского совета также было опубликовано заявление о крушении Boeing, в котором содержится призыв, дословно повторяющий формулировку Столтенберга.

    Все помнят как долго и безуспешно искали ЗРК «БУК» М-1 сбивший Боинг МН-17. Напомню, что в результате применения зенитной ракеты, был сбит пассажирский самолет рейса МН-17, летевший из Голландии в Малайзию. Самолет был сбит 17 июля 2014 года и упал вблизи села Грабово в Донецкой области. В этом чудовищном преступление обвинили Россию и ополченцев ДНР. Доказать их непричастность не удалось. Дело в том, что 17 июля 2014 года, ополченцы ДНР действительно перевозили подобную установку. Машина была захвачена в мае 2014 года у военных Украины. Перевозка установки попала на кадры видео. Была зафиксирована из космоса на снимках компании Digital Globe 17 июля 2014. Все это было озвучено в ходе расследования и опубликовано в докладе международной комиссии.

    Но «Бук» ополченцев не сбивал Боинг МН-17. Говорю это открыто и смело, так как теперь у меня есть этому доказательства. «БУК» сбивший Боинг 17 июля 2014 года никуда не уезжал, его никто не возил на машине, никто его не фотографировал. Эта машина находилась на подконтрольной Украине территории. Более того, она была там установлена после 10 июля 2014(!) Место её дислокации (а это именно одна машина, самоходная огневая установка 9А310М1-2) все время находилась рядом с курганом Острая Могила. Справка из интернет: В 9 километрах от п. Ольховатка г. Енакиево между п. Полевое (Донецкая обл. Шахтерский район) и селом Орлово-Ивановка (Донецкая обл. Шахтерский район) расположен курган "Острая Могила".

    Позиция "Бук" находится 1 километре от самого кургана на Северо-Востоке. Её "пристреливали" (проводили пробные стрельбы) ещё в июне 2014 года. О чем есть многочисленные, найденные мной видео с камер наблюдения. Они фиксировали ночные стрельбы в этом квадрате, иногда запуски осветительных ракет, работу прожекторов ПВО. Установка находилась по координатам 48°11"25.84"N,38°28"40.07"E она зафиксирована на снимке за 17 июля 2014 (снимки спутников Digital Globe). Если сравнить со старыми снимками, то хорошо видно, что укрытие для установки вырыли после 10 июля 2014 года. 16 июля 2014 года установка стояла в углубленном укрытие, закрытая сеткой. Но при этом на снимке она очень хорошо видна. В частности видно, что на установке всего две (!) ракеты. После применения установки «Бук» вывезли. Но остались следы гусениц установки и укрытие, отрытое в грунте.

    Если у властей ДНР хватит ума проверить мою находку, то, возможно, по координатам 48°11"25.84"N,38°28"40.07"E будут найдены доказательства того, что там производили стрельбы из зенитной установки. Самоходная огневая установка 9А310М1-2 вполне самостоятельная машина. Может работать по одиночным целям, даже без станции наведения системы «Купол». Так как установка там была одна, то это была, именно, засада. Охотились за гражданским самолетом. И,видимо, так сложилось, что цели своей украинцы добились. Только каким путем? Дополнение. Рядом находятся города Орлово-Ивановка,Полевое. До села Грабово (место гибели Боинга) всего 13 километров на Юго-Восток(!) Именно эту установку не смогли найти все чины МО России. Как видите она все это время была на виду. Вот так вот…

    Важное дополнение. Я всю эту информацию отправил на сайт Следственного Комитета России. Обращение успешно отправлено! Номер обращения - 453401 Думаю это нужно обязательно проверить! Это не просто забавная находка, это возможная улика в этом чудовищном преступление!

    P.S. У меня начал складываться интересный пазл. У Стрелкова в ДНР действительно был «БУК». Машину захватили ещё в апреле-мае 2014 года. Но так как в ней было неисправно (о чем было сообщение в СМИ) счетно-решающее устройство, то использовать по назначению её было нельзя. Москва же отказалась поставлять ополченцам подобную технику. Однако Стрелков начал использовать «Бук» с целью запугивания украинцев. Поэтому по долам и весям, вокруг Донецка, то тут-то там, трейлер таскал на себе эту машину. То же самое Стрелков наделал и 17 июля 2014. В этот раз установка попала в многочисленные видео снятые гражданами. После того как был сбит Боинг, Стрелков сильно испугался. И вместо того, что бы показать сломанный «Бук» всем, счел нужным его уничтожить. Думаю, установку где-то просто взорвали. В это время реальная установка была тщательно спрятана (после 10 числа) на украинской территории. 17 июля 2014 года машина была использована по назначению. Из двух ракет была запущена только одна. При этом она взорвалась рядом с кабиной пилотов Боинга. Мгновенно убив экипаж. Поэтому нет речевых записей на черном ящике Боинга. Огромный самолет после взрыва вначале набрал скорость, затем стал сваливаться в штопор. Точку в его падение, возможно, поставил военный самолет «добивший» смертельно раненого великана. Далее все случилось, как вы и знаете.



    Место дислокации Бук-М1 у кургана Острая Могила

    Новые выводы международного следствия

    Серийный номер на одном из обломков ракеты, сбившей малайзийский "Боинг"

    Самоходная огневая установка “Бук”, с помощью которой был сбит самолет, выполнявший рейс МН17 компании “Малайзийские авиалинии”, состоит на вооружении 53-й зенитной ракетной бригады, дислоцирующейся под Курском. Об этом в четверг на пресс-конференции в нидерландском Бюннике официально заявила Совместная следственная группа (Joint Investigation Team, JIT), которая проводит уголовное расследование гибели пассажирского самолета летом 2014 года над Донбассом.

    Международной следственной группе на основании результатов работы судмедэкспертов, собранных свидетельств и фотоматериалов очевидцев, данных с радаров и спутниковой съемки, предоставленных Украиной, Россией и США, ранее удалось собрать неопровержимые доказательства того, с помощью какого оружия был сбит малайзийский "Боинг", откуда это оружие появилось и с какого места производился запуск. Итак, уже не подвергается сомнению, что самолет “Малайзийских авиалиний” был сбит с помощью зенитного ракетного комплекса “Бук” ) с территории в Восточной Украине, которая на тот момент находилась под контролем пророссийских вооруженных формирований. Известно точное место запуска ракеты (поселок Первомайский, находящийся недалеко от города Снежное ), тип боеголовки (зенитная ракета БУК класса 9M38), а также то, что установку “Бук” привезли с территории России, а затем увезли обратно.



    Глава JIT Фред Вестербеке выступает на пресс-конференции 24 мая

    В четверг к этим данным добавилась информация о Курской 53-й зенитной ракетной бригаде и подробное описание маршрута, по которому шел военный конвой из Курска в Украину. Журналистам также показали обнаруженные в Донецкой области обломки ракеты - сопло двигателя и корпус - с номерами, которые указывают на то, что ракета произведена в России, в Долгопрудном (Московская область).

    В ходе пресс-конференции были продемонстрированы различные видеозаписи, сделанные жителями населенных пунктов, которые проезжал военный конвой, направлявшийся из Курска в Донецкую область. Таких записей совместной группой было получено очень много, что неудивительно, если представить себе, сколь впечатляющее зрелище представлял собой конвой из 50 машин, в том числе шести самоходных огневых установок “Бук”, заявил начальник уголовного розыска полиции Нидерландов Вилберт Паулссен. Первые видеозаписи были сделаны еще 23 июня 2014 года, когда конвой выехал из Курска в направлении населенного пункта Никольское. Снимали конвой на видео и в последующие дни - в районе населенных пунктов Старый Оскол, Алексеевка, Незнамово. Все съемки следователи тщательно сверяли с Google Street View(https://www.google.com/streetview/). Последние видеокадры конвоя датированы 25 июня 2014 года.

    Ракета произведена в России, в Долгопрудном (Московская область)

    Как отметил Вилберт Паулссен, все самоходные установки “Бук” в составе конвоя имели на корпусе трехзначные номера, начинавшиеся с цифры 2. В Курской 53-й зенитной ракетной бригаде насчитывается три батальона, то есть сотни людей. Цифра 2 на корпусе означает принадлежность установки ко второму батальону. Лишь одна самоходная огневая установка “Бук” в составе курского конвоя имела номер, начинающийся с цифры 3. Причем вторая и третья цифры были частично закрашены. По словам Паулссена, это обычная практика в том случае, если установка готовится к участию в военной операции. В результате подробного анализа всех фото и видеоматериалов с изображением конвоя, а также фото и видео с изображением установки “Бук”, сделанных позднее (17 и 18 июля 2014 года), следственной группе удалось установить, что именно эта установка - с номером, начинающимся на цифру 3, то есть относящаяся к третьему батальону 53-й бригады, - была использована для удара по пассажирскому лайнеру “Малайзийских авиалиний”. Прийти к такому выводу помогли семь отличительных признаков, которые неизменно повторяются на всех снимках этой установки на протяжении всего маршрута. Это белые цифры, отметины и полоса на корпусе, а также определенная последовательность колес (то, как чередуются между собой колеса двух видов).


    Сравнительный анализ боковых пластин "Буков" под номерами 312, 322 и 332 (из материалов ранее опубликованного расследования группы Bellingcat)

    В зале пресс-конференции также были представлены обломки ракеты, найденные в Донецкой области. Это сопло Вентури , газоход ракеты и оболочка, а также корпус ее двигателя. На внешней поверхности корпуса ясно виден номер: 9Д1318869032. По словам представительницы австралийской полиции Дженнифер Хурст, первые пять знаков этого номера и буква “Д" свидетельствуют о том, что ракета была произведена в российском Долгопрудном.

    Хурст также обратилась с призывом к возможным свидетелям: не может ли кто-то помочь расшифровать другие, написанные от руки цифры на сопле, не узнает ли кто-то почерк человека, который нанес эти обозначения. На сайте JIT приведены фотографии обломков и список вопросов:

    1.Узнаете ли Вы почерк, которым написан номер на сопле Вентури?
    2.Есть ли у Вас информация о номерах на нем?
    3.Есть ли у Вас информация о номерах на оболочке? Можете ли Вы подтвердить значение этих номеров, или знаете ли Вы кого-нибудь, кто может это сделать?
    4.Знаете ли Вы кого-нибудь, кто знает, или знаете ли Вы сами серийный номер ракеты, которой принадлежат эти части?
    5.Знаете ли Вы кого-нибудь, кто знает, или знаете ли Вы сами подразделение, которому были доставлены эти части ракеты или сама ракета?

    Речь пока не идет о подозреваемых, а лишь о “причастных” к преступлению

    Возможно, продолжила Хурст, кто-то сможет по этим отличительным признакам больше рассказать о самой ракете. Разумеется, речь идет о конфиденциальной информации, однако в JIT напомнили о действующей программе защиты свидетелей.

    Основной целью пресс-конференции стал призыв о помощи к дополнительным возможным свидетелям, которые по каким-то причинам еще не нашли возможности связаться со следственной группой, в том числе к пророссийским боевикам, которые ищут возможности выйти из зоны конфликта. Речь пока не идет о подозреваемых, а лишь о “причастных” к преступлению. В ходе пресс-конференции всех их называли “свидетелями”.

    Глава следственной группы Фред Вестербеке еще прошлой осенью заявлял, что у него на примете сто конкретных лиц, однако конкретных имен на пресс-конференции 24 мая опять не прозвучало. На официальном сайте JIT указано, что следствие в особенности заинтересовано в информации о двух лицах:

    Лицо 1: Псевдоним: Орион (позывной) Имя: Андрей Иванович
    -Лицо 2: Псевдоним: Дельфин (позывной) Имя: Николай Федорович

    Объединенная следственная группа располагает несколькими записями телефонных разговоров, в которых принимают участие эти двое. Записи можно прослушать на сайте .

    Отвечая на вопрос, почему причастные к преступлению лица пока не вызывались на допрос, Фред Вестербеке сказал, что в четверг впервые публикуется официальная информация о том, какое именно подразделение (53-я бригада) стоит за запуском ракеты. Он не исключил, что в дальнейшем свидетели будут вызываться на допрос.


    Военнослужащие 53-й зенитно-ракетной бригады у установки "Бук"

    На данный момент расследование вошло в заключительную фазу, заявил Вестербеке. Целью остается “призвать виновных к ответу”, но для того, чтобы дождаться вынесения окончательного приговора, понадобится еще много терпения. Эти заявления руководителя JIT вызвали у журналистов недоуменные вопросы. Почему расследование длится так долго? Почему совместная следственная группа лишь сегодня публикует данные о 53-й зенитной ракетной бригаде, которые Bellingcat опубликовала еще два года назад (Радио )? По словам Вестербеке, выводы международной следственной группы являются тщательно проверенными результатами уголовного расследования и могут быть использованы в суде. Это не расследование независимых журналистов по открытым источникам. Он добавил, что условия проведения расследования остаются крайне затруднительными. Место преступления до сих пор частично вне доступа следователей, зачастую необходимая недостающая информация носит гриф “секретно” и является военной тайной. Помимо этого, не все стороны активно сотрудничают со следствием. “Я констатирую, что ключевой информации российская сторона нам так и не предоставила”, - заявил Вестербеке в ответ на вопрос об уровне взаимодействия с российскими властями.

    БОНУС:

    «Есть больше доказательств, но мы пока не будем раскрывать карты».

    Следствие: «Бук», сбивший MH17, был доставлен из 53-й зенитной курской бригады


    Члены международной следственной группы предъявили журналистам капсулу от ракеты ЗРК, сбившей «Боинг». На ней есть цифры серийного номера. Фото: Павел Каныгин / «Новая газета»

    Зенитно-ракетный комплекс «Бук», из которого летом 2014 года был сбит Боинг-777, следовавший рейсом MH17 «Малайзийских авиалиний», был доставлен в Донбасс из 53-й зенитной ракетной бригады, расположенной под Курском. К такому выводу пришла Объединенная следственная группа (JIT), сообщает с пресс-конференции корреспондент «Новой газеты».

    Следователи уверены, что машина выехала из Курска 23 июня 2014 года, затем была доставлена в Миллерово (Ростовская область), а оттуда — на восток Украины. Подозреваемыми в причастности к крушению самолета сейчас являются около сотни человек, имена которых следствие не называет.

    https://www.youtube.com/watch?v=DagpuXaiUlk

    В качестве доказательств на пресс-конференции были представлены множество фото и видео, на которых запечатлено движение именно этого «Бука» по территории России. По ним следственная группа установила, что эта ЗРК имеет ряд уникальных особенностей: следы краски, вмятины на корпусе и цифры серийного номера.

    https://www.youtube.com/watch?v=RVyx6eDHUP8

    На вопрос корреспондента «Новой газеты» Павла Каныгина о том, есть ли у следствия другие доказательства, например, спутниковые снимки, глава международной следственной группы Фред Вестербеке ответил: «Мы не демонстрируем абсолютно все, что у нас есть, потому что в этом случае мы «раскроем карты» другой стороне. Пока мы не собираемся этого делать».

    Следствие уже запросило от российской стороны ответа на вопрос о том, что делал «Бук» из курской бригады в Донбассе летом 2014 года. Также JIT призвала всех возможных очевидцев трагедии обратиться к следствию, пообещав им полную безопасность и анонимность.

    Ранее о том, что «Бук», сбивший пассажирский самолет в Донбассе, был приписан к 53-й зенитной ракетной бригаде из Курска сообщали расследователи из организации BellingCat. Также они называли номер ЗРК — 332. Таким образом, международная группа следователей подтвердила выводы гражданских журналистов.



    Члены Объединенной следственной группы на пресс-конференции, посвященной расследованию крушения Боинга-777 в Донбассе. Фото: Павел Каныгин/ «Новая газета»

    НУ КТО БЫ СОМНЕВАЛСЯ...

    В Минобороны раскритиковали подход голландских следователей к делу по MH17



    Спасатели работают на месте крушения малайзийского самолета Boeing 777 в районе города Шахтерск Донецкой области.
    РИА Новости / Андрей Стенин

    МОСКВА, 24 мая — РИА Новости. Минобороны РФ выразило озабоченность нацеленностью голландского следствия по малазийскому Boeing на обоснование своих выводов за счет только изображений из социальных сетей.

    "Вызывает озабоченность нацеленность голландского следствия на обоснование своих выводов за счет использования только изображений из социальных сетей, подвергнутых искусной обработке компьютерными средствами графического редактирования. Причем часть использованных в ходе брифинга изображений, подготовленных украинскими спецслужбами, ранее не раз демонстрировались псевдорасследователями из Bellingcat", — говорится в сообщении.

    Малайзийский Boeing 777, летевший из Амстердама в Куала-Лумпур, потерпел крушение 17 июля 2014 года под Донецком на востоке Украины. На борту находились 298 человек, все они погибли.

    Киев обвинил в катастрофе ополченцев, те заявили, что не располагают средствами, которые позволили бы сбить воздушное судно на такой высоте. В докладе международной следственной группы утверждается, что поразивший Boeing ЗРК "Бук" был якобы доставлен из России, а потом возвращен обратно.

    Москва заявила о предвзятости следствия, выводы которого основаны только на данных, полученных от Украины. Эксперименты концерна "Алмаз-Антей", ведущего предприятия по производству систем ПВО, в том числе комплексов "Бук", также подтверждают, что Boeing был сбит с территории, контролировавшейся украинской армией.