• Пример невидимых нитей в зимнем лесу? Схема невидимых нитей в лесу? Конспект урока на тему "невидимые нити в зимнем лесу" Продолжение работы над новым материалом

    Урок по окружающему миру составленный учителем МБОУ « Лицей №6 имени М. А. Булатова» г. Курска Шилиной Еленой Геннадьевной

    Тема: «Невидимые нити в зимнем лесу»

    Цель: продолжить формирование знаний о связях в природе, научить выявлять эти связи в зимнем лесу на конкретных примерах.

    Планируемые результаты: учащиеся научатся рассказывать о взаимосвязях между растениями и животными в зимнем лесу, приводить примеры невидимых нитей в зимнем лесу, аргументировано отвечать, доказывать своё мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.

    Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, фотографии растений и животных (ель, белка, дятел, мышь, заяц, сойка, филин и т. д.)

    I. Оргмомент.

    Чтоб природе другом стать, тайны все её узнать,

    Все загадки разгадать, вы учитесь наблюдать.

    Будем вместе развивать в себе внимательность.

    А поможет всё узнать наша любознательность

    II. Актуализация знаний.

    Кто помнит, чем мы занимались на прошлом уроке? Какова была тема прошлого урока? (Зимняя жизнь птиц и зверей.)

    Проверка домашнего задания.

    Дети отгадывают, о каком животном идёт речь. Отгадавший рассказывает о жизни этого животного зимой.

    Догадайтесь, о каком животном идёт речь?

    Кто отгадает, тот и расскажет о его жизни зимой.

    1.Сильный умный хищник. Его добычей становятся чаще всего зайцы. (Волк)

    Что вы можете рассказать о волке и о его жизни зимой?

    2. У какой птицы клюв похож на изогнутые клещи? (Клёст)

    3.Животное, которое быстро бегает и запутывает свои следы. (Заяц)

    4.Хитрый рыжий хищник с хорошим слухом. (Лиса)

    5. Этот зверёк проводит зиму под снегом, с осени делает запасы в своих подземных кладовых. (Мыши)

    Можно ли этих животных встретить в лесах нашей области?

    Где это можно узнать?

    III. Самоопределение к деятельности.

    Вспомните наше путешествие по осеннему лесу.

    Существует ли связь между растениями и животными? Вспомните, какие невидимые нити мы наблюдали с вами в осеннем лесу? (Ответы детей)

    Существуют ли такие связи в зимнем лесу, как вы думаете? (Ответы детей)

    Давайте попытаемся это выяснить на сегодняшнем уроке.

    Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока? (Невидимые нити в зимнем лесу.)

    Какую цель мы поставим перед собой на сегодняшний урок? (Ответы детей)

    Да, правильно мы будем учиться выявлять связи в зимнем лесу на конкретных примерах.

    IV. Работа по теме урока.

    Отгадайте загадку и вы поймёте на примере, какого дерева мы будем рассматривать связи в зимнем лесу.

    Зелёная тётка оделась в иголки,

    Стоит одиноко в лесу на пригорке.

    Надела серёжки себе для потехи,

    Припрятав для белок в серёжках орехи. (Ель)

    Прикрепляется к доске фотография ели.

    Ель – одно из самых интересных и красивых деревьев нашего леса.

    Информация для учителя (Густые еловые лапы (ветви) не пропускают леденящий ветер, оттого под елью и теплее. Шишки ели длинные. Семена в них маленькие с крылышками. Ветки ели никогда не ломаются от снега.)

    V. Физкультминутка.

    Быстро поморгайте глазами, закройте веки и посидите тихо 5-10 секунд.

    Сильно зажмурьтесь на 5 секунд, откройте глаза, посмотрите вдаль и задержите взгляд на 5 секунд.

    Вытяните правую руку перед собой, медленно поводите указательным пальцем вправо и влево, вверх и вниз, следя за движениями пальца взглядом.

    V I .Работа по учебнику.

    А теперь давайте прочитаем в учебнике на странице 36 текст, который называется «С кем дружит ель?» и попытаемся ответить на вопрос:

    С кем дружит ель?

    При чтении будьте внимательны, запоминайте друзей ели и то, что их связывает. (Можно аккуратно подчеркнуть карандашом названия животных.)

    После прочтения вспоминаем друзей ели. (На столе учителя фотографии различных животных.)

    У меня на столе лежат фотографии животных. Вы должны выбрать только тех, которые являются друзьями ели. Докажите свой выбор. (Прикрепляем к доске, рисуем стрелки от ели к животному, доказываем связь животного с елью.)

    У нас получилась схема, но она односторонняя. А ель получает пользу от животных? Могут ли животные быть связанны между собой? Давайте в этом попытаемся разобраться.

    VII. Работа в группах.

    Откроем рабочие тетради на странице 21 и выполним задание №2 (Читаем задание) Выполняем задание при помощи учебника в группах.

    Проверяем то, что получилось. Делаем выводы.

    VIII. Физкультминутка.

    Раз – потопали немножко,

    2 – похлопали в ладошки,

    3 – головкой повертели,

    На 4 – тихо сели.

    Совсем недавно мы отмечали праздник - Новый год. В этот праздник принято приносить в дом ель и наряжать её. Представьте себе, что будет, если нашу красавицу ель срубят? (Снимаем изображение с доски.)

    (Животные останутся без пищи, дома, укрытия и погибнут впоследствии)

    Как же быть? Есть ли выход из сложившейся ситуации? (Ставить дома искусственную ель, или наряжать ель на природе, не нанося ей вреда.)

    IX. Итог.

    Что нового вы узнали на уроке?

    Кто же является другом для ели?

    Какие невидимые нити есть в зимнем лесу?

    Как растения помогают животным?

    Давайте прочитаем вывод на странице 36 в учебнике.

    X. Рефлексия.

    Что вам больше всего понравилось на уроке?

    Продолжите фразы... (Фразы заранее заготовлены и прикреплены к доске)

    Я хочу себя похвалить за...

    Я хочу похвалить своего товарища за...

    Я расскажу дома о том, ...

    Цели урока:

      Продолжить расширение знаний о сезонных явлениях в природе на основе характеристики невидимых нитей в зимнем лесу.

      Напомнить о взаимосвязях компонентов неживой природы с ж ивыми ее обитателями

      Убедить в том, что нарушение природных связей приводит к разрушению природы.

      Формировать заботливое отношение к природе.

    Оборудование : презентация, таблицы, фотографии с изображением зимних пейзажей: зимнего леса, ели и всех животных, которые получают от нее пищу и укрытие; житоны

    Ход урока

    Оргм омент.

    Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в зимний лес. И вы станете исследователями. Ваша цель – увидеть невидимые нити в зимнем лесу. Готовы? Тогда начнем наше путешествие.

    Проверка домашнего задания. Игра "Рассели животных в д омики".

    Зимняя жизнь птиц и зверей.

      Какие же птицы остались зимовать? Рассказать о н их. (дятел, пищуха. Поползень, королек, клёсты, синицы) Присмотримся к жизни зверей. 2) Загадки

    Итог по домашнему заданию.

    Изучение нового материала. Беседа.

    Зимой и летом одним цветом?

    Сегодня мы посмотрим эту связь на примере дерева ели и животных . Ель - одно из самых интересных и красивых деревьев нашего леса.

      Как связана жизнь животных с елью?

    Рассказ учителя: животные питаются семенами ели, прячутся среди ее ветвей, под ними; клест строит зимой на ели гнездо и выкармливает еловыми семенами своих птенцов; заяц тоже может спрятаться под ветвями ели, так как они обычно расположены низко, иногда почти у самой земли.

    Существует также и связь между животными - "друзьями" ели. Клест, срывая шишку ели он выедает из нее только часть семян, а затем бросает ее на землю. Брошенные клестами шишки поднимают на снегу белки, дятлы и это облегчает им поиск пищи. Но еще важнее сброшенные клестом шишки для лесных мышей и полевок, которые не могут сами сорвать шишки с деревьев. Приведенные факты показывают связи ме>еду животными.

    Невидимые нити ели - это та польза, которую получают от нее животные и птицы, в зимующих лесах:

      семена ели служат кормом для птиц: дятлов, клестов, корольков;

      зайцам ель защита от зубастых хищников;

      белкам ель дает пищу.

    Невидимые нити природы надо изучать и т щательно оберегать.

    Перед праздником Новый год люди вырубают тысячи елок. Человек стремится лишь на несколько дней украсить свой дом.

      Что это за собой влечет? (Животные лишаются корма, места обитания, места для гнезда.)

      Какой можно найти ВЫХОД? (Лучше оставить ель в лесу, а дом украсить искусственной елью.)

    4. Физминутка.

    5. Закрепление материала.

    Практическая работа (в рабочих тетрадях)

    Взаимопроверка.

    Что произойдет в зимнем лесу, если по какой - либо причине погибнут ели?

    Каким образом друзья ели помогают ей?

      Работа с учебником

    Чтение цепочкой на стр.38

    Практическая работа (взаимопроверка)

    Итог урока.

    Кто с кем дружит в зимнем лесу?

    Что нельзя в лесу уничтожать?

    Что больше всего понравилось на уроке?

    Домашнее задание

    Открытый урок

    по окружающему миру


    ЦЕЛИ УРОКА: провести наблюдения за зимними изменениями в природе; систематизировать и обогатить знание детей о природных связях; познакомить детей с особенностями и жизнью животных, связанных с этим деревом. СНЕГ НА ПОЛЯХ, СНЕГ НА ПОЛЯХ, ЛЁД НА РЕКАХ, ЛЁД НА РЕКАХ, ВЬЮГА ГУЛЯЕТ. ВЬЮГА ГУЛЯЕТ. КОГДА ЭТО БЫВАЕТ? КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?




    ВОПРОСЫ: Какие явления в неживой природе происходят зимой? Какие явления в неживой природе происходят зимой? А ещё какие природные явления вы знаете? А ещё какие природные явления вы знаете? Как зимуют деревья? Как зимуют деревья? Как зимуют кустарники и травы? Как зимуют кустарники и травы?


    Есть травянистые растения: земляника, копытень, озимая рожь и озимая пшеница, которые уходят под снег зелёными. Как вы думаете, почему они не замерзают? Есть травянистые растения: земляника, копытень, озимая рожь и озимая пшеница, которые уходят под снег зелёными. Как вы думаете, почему они не замерзают? А как можно зимой определить дерево, если оно без листвы? А как можно зимой определить дерево, если оно без листвы?








    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Солнце землю греет слабо (руки вверх и вниз) Солнце землю греет слабо (руки вверх и вниз) По ночам трещит мороз, (руки на пояс, наклоны в сторону) По ночам трещит мороз, (руки на пояс, наклоны в сторону) Во дворе у снежной Бабы (руки на пояс, поворот вокруг себя) Во дворе у снежной Бабы (руки на пояс, поворот вокруг себя) Побелел мокрый нос. (дети показывают нос) Побелел мокрый нос. (дети показывают нос) В речке стала вдруг вода В речке стала вдруг вода Неподвижна и тверда, (прыжки на месте) Неподвижна и тверда, (прыжки на месте) Вьюга злится, Вьюга злится, Снег кружится, (дети кружатся) Снег кружится, (дети кружатся) Заметает всё кругом Заметает всё кругом Белоснежным серебром. (имитируют движения руками) Белоснежным серебром. (имитируют движения руками)


    ИГРОТЕКА Рассели животных: белку, медведя, лося, лису, волка, кабана, зайца, ежа – по домикам. Рассели животных: белку, медведя, лося, лису, волка, кабана, зайца, ежа – по домикам. Домик 1 – животные, которые к зиме делают запасы. Домик 1 – животные, которые к зиме делают запасы. Домик 2 – животные, которые зимой впадают в спячку. Домик 2 – животные, которые зимой впадают в спячку.


    Выбери животных, которых можно встретить зимой: Муравей, лягушка, медведь, ёж, белка, лиса, заяц, куница, синица, ворона, волк, кукушка, уж, лось, бабочка. Муравей, лягушка, медведь, ёж, белка, лиса, заяц, куница, синица, ворона, волк, кукушка, уж, лось, бабочка.


    Отгадай загадки Летом по лесу гуляет, а зимой в берлоге отдыхает. Летом по лесу гуляет, а зимой в берлоге отдыхает. Какая птица зимой птенцов выводит? Какая птица зимой птенцов выводит? Шуба серая для лета, для зимы другого цвета. Шуба серая для лета, для зимы другого цвета. У какого зверя зимой рождаются детёныши? У какого зверя зимой рождаются детёныши?


    БЕСЕДА: Невидимые связи в зимнем лесу Связаны ли между собой растения и животные? Как? Связаны ли между собой растения и животные? Как? Как связана жизнь животных с елью? Как связана жизнь животных с елью? Что это за собой влечёт? Что это за собой влечёт?


    Закрепление: Что нового вы узнали сегодня на уроке? Что нового вы узнали сегодня на уроке? Как зимуют различные звери, птицы, рыбы? Как зимуют различные звери, птицы, рыбы? Что делает человек, чтобы помочь животным зимой? Что делает человек, чтобы помочь животным зимой?

    Разделы: Начальная школа

    Цели урока:

    1. Продолжить расширение знаний о сезонных явлениях в природе на основе характеристики невидимых нитей в зимнем лесу.
    2. Напомнить о взаимосвязях компонентов неживой природы с живыми ее обитателями
    3. Убедить в том, что нарушение природных связей приводит к разрушению природы.
    4. Формировать заботливое отношение к природе.

    Средства обучения:

    Таблицы, картины, фотографии с изображением зимних пейзажей: зимнего леса, ели и всех животных, которые получают от нее пищу и укрытие; набор карточек с изображением животных и птиц, которые связаны невидимыми нитями с елью для игры – моделирования невидимых нитей в зимнем лесу.

    Ход урока

    1. Оргмомент. Сообщение темы и цели урока.

    Январь на дворе новый год начинается.
    Мы снова к животным лесным отправляемся.
    Истории новые леса дремучего
    Нас ждут, не дождутся самые лучшие.

    2. Проверка домашнего задания.

    Игра “Рассели животных в домики”.

    Домик 1 – животные, которые к зиме делают запасы.

    Домик 2 – животные, которые впадают в спячку.

    Домик 3 – животные, которые зимой ищут корм в природе.

    Животные: белка, медведь, лось, лиса, волк, кабан, заяц, еж, барсук, бобер, хомяк.

    Работа в группах. Подведение итогов.

    – Укажи следы лесных животных. (см. Приложение 1 )

    3. Изучение нового материала. Беседа.

    – Связаны ли между собой растения и животные? Как?

    Сегодня мы посмотрим эту связь на примере дерева ели и животных. Ель – одно из самых интересных и красивых деревьев нашего леса.

    – Как связана жизнь животных с елью?

    Рассказ учителя: животные питаются семенами ели, прячутся среди ее ветвей, под ними; клест строит зимой на ели гнездо и выкармливает еловыми семенами своих птенцов; заяц тоже может спрятаться под ветвями ели, так как они обычно расположены низко, иногда почти у самой земли.

    Существует также и связь между животными – “друзьями” ели. Клест, срывая шишку ели он выедает из нее только часть семян, а затем бросает ее на землю. Брошенные клестами шишки поднимают на снегу белки, дятлы и это облегчает им поиск пищи. Но еще важнее сброшенные клестом шишки для лесных мышей и полевок, которые не могут сами сорвать шишки с деревьев. Приведенные факты показывают связи между животными.

    Невидимые нити ели – это та польза, которую получают от нее животные и птицы, в зимующих лесах:

    – семена ели служат кормом для птиц: дятлов, клестов, корольков;

    – зайцам ель защита от зубастых хищников;

    – белкам ель дает пищу.

    Невидимые нити природы надо изучать и тщательно оберегать.

    Перед праздником Новый год люди вырубают тысячи елок. Человек стремится лишь на несколько дней украсить свой дом.

    – Что это за собой влечет? (Животные лишаются корма, места обитания, места для гнезда.)

    – Какой можно найти выход? (Лучше оставить ель в лесу, а дом украсить искусственной елью.)

    4. Физминутка.

    Солнце землю греет слабо, (руки вверх и вниз)
    По ночам трещит мороз (руки на пояс, наклоны в стороны)
    Во дворе у снежной бабы (руки на пояс, поворот вокруг себя)
    Побелел морковный нос (приседание)
    В речке стала вдруг вода
    Неподвижна и тверда, (прыжки на месте)
    Вьюга злится, снег кружится (руки вверх и вниз, покружились)
    Заметает все кругом белоснежным серебром. (движения руками)

    5. Закрепление материала.

    Игра “ Кто скажет спасибо зимней елочке?” Работа в парах. (см. Приложение 2)

    – Каким животным и птицам ель дает приют и пищу?

    – Что произойдет в зимнем лесу, если по какой – либо причине погибнут ели?

    – Каким образом друзья ели помогают ей?

    Сценка “ Бюро лесных услуг ”.

    Нагрянул в лес холодный февраль. На кусты сугробы намел, деревья инеем опушил.

    А солнышко хоть и светит, да не греет.

    Сорока: – Опять всяк сам за себя? Опять поодиночке? Нет, чтоб нам сообща против общей беды! И так уж все про нас говорят, что мы в лесу только клюемся да грыземся. Даже обидно...

    Заяц: – Правильно сорока стрекочет. Один в поле не воин. Предлагаю создать Бюро лесных услуг. Я куропаткам могу помочь. Я снег на поле каждый день до земли разрываю, пусть они после меня там семена и зелень клюют – мне не жалко.

    Клесты: – Мы шишки на елках шелушим, половину шишек целыми вниз роняем, так помогаем мышам и полевкам, белкам, дятлам и ели расселяться по всей земле.

    Сорока: – Заяц – копатель, клесты – бросатели!

    Бобры: – Мы осенью столько осин навалили – на всех хватит. Приходите к нам лоси, косули, зайцы сочную осиновую кору да ветки глодать!

    Дятлы: – Предлагаем свои дупла для ночлега!

    Волк: – Хочу сторожем служить в лесу! Зайцев, лосей и косуль у осинок, куропаток на зеленях, бобров в хатках. Я сторож опытный.

    Сорока: – Разбойник ты с лесной дороги, а не сторож! Знаем мы тебя. Я буду всех в лесу от тебя сторожить: как увижу, так крик подниму!

    Вот так звери в лесу друг друга выручают.

    Учитель: Ребята, почему звери не захотели, чтобы волк был сторожем?

    – Расскажите кто кому в лесу помогает?

    Сценка “ Яблонька и воробей”.

    Яблонька: – Слушай, Воробей, не слыхал ли ты, что про зайца – русака говорят: хищный он зверь или нет?

    Воробей: – Ой, Яблонька, насмешила, ой, уморила! Какой же заяц хищник? С его крысиными зубами впору только кору глодать.

    Яблонька: – Кору?! Ох, чуяло мое сердце: огложет он меня со всех сторон, хищник свирепый! Погубит, злодей!

    Учитель: Права ли яблонька, что заяц – хищник?

    Сценка “ Белка и Бобр ” – Кто из животных говорит такие слова?

    – До чего тут место худое: ни тебе елок, ни тебе сосен со сладкими шишками – одна горькая осина вокруг!

    – До чего же миленькое тут местечко: ни тебе сосен смолючих, ни тебе елок колючих! Одни сладенькие осинки.

    Сценка “ Заяц и полевка”.

    – Мороз и вьюга, снег и холод. Травку зеленую понюхать захочешь, листиков сочных погрызть – терпи до весны.

    – Не надо весны дожидаться, травка у тебя под ногами! Прокопай снег до земли – там и брусничка зеленая и манжетка, и одуванчик. И нанюхаешься и наешься.

    6. Итог урока.

    – Кто с кем дружит в зимнем лесу?

    – Что нельзя в лесу уничтожать?

    – Что больше всего понравилось на уроке?

    7. Домашнее задание (по выбору).

    1. Прочитать текст “ Сойка, белка и другие ” с.140–141, выполнить задания к тексту.
    2. Написать сочинение на тему “ Кто зимой в лесу не спит ”.

    Вспомним

    1. Что мы назвали невидимыми нитями? На какие группы мы их разделили?
    2. Какие невидимые нити мы обнаружили в осеннем лесу?

    С кем дружит ель?

    Отправимся на поиск невидимых нитей в зимний лес.

    Вот перед нами красавица-ель. Это прямое, стройное дерево. Оно может быть очень высоким. А живёт до 500 лет! Густо покрывают ствол ветви с зелёной хвоей. На многих из них мы увидим шишки, а в них обнаружим семена.

    Для лесных животных ель - кормилица и защитница.

    Белки, дятлы, клесты умеют ловко доставать семена из её шишек. Это для них главный корм в зимнее время. А то, что они не съедят, уронят, подберут на снегу лесные мыши.

    В густых еловых ветвях белки и птицы укрываются от врагов. А клесты здесь зимой ещё и гнёзда вьют, птенцов выводят! Холод им не страшен, если корма достаточно.

    У многих елей ветви почти до самой земли дотягиваются. За этим зелёным занавесом и заяц может спрятаться от ветра и хищного зверя.

    • Проследите по схеме связи между елью и лесными животными.
    • Используя свои знания о зимней жизни птиц и зверей, приведите другие примеры невидимых нитей в зимнем лесу (8).

    Как животные друг другу помогают

    Посмотрим, как поживает наша старая знакомая - сойка. В своих кладовых она припрятала много желудей и теперь разыскивает их и поедает. Но вот беда: сойка не умеет доставать жёлуди из-под глубокого снега. Что же ей делать?

    На помощь приходит белка. Для неё кладовые сойки - чудесная находка. Ловко раскопав глубокий снег, белка съедает часть желудей. После неё на разрытое место прилетает хозяйка кладовой и доедает то, что осталось.

    Но это ещё не все лесные хитрости.

    Белке помогают прокормиться... клесты. Оказывается, клёст выедает из шишки только небольшую часть семян. Затем бросает шишку, и она достаётся белке.

    Но не только белкам невольно помогают клесты! Брошенные ими шишки нередко подбирает дятел. А ещё чаще их находят и доедают полёвки и лесные мыши.

    Вот как тесно связаны между собой разные животные в зимнем лесу!

    Поиграем!

      Придумайте и разыграйте с ребятами сценки из жизни зимнего леса, исполнив роли различных животных. Можете использовать для игры костюмы и маски.

    Подумаем!

    1. Как нарушилась бы жизнь леса, если бы вдруг исчезли все дубы? все сосны и ели? все белки? все клесты? все сойки?
    2. Какие связи мы изучали на уроке? Выбери правильные ответы: а) связи между неживой и живой природой; б) связи между растениями и животными; в) связи между различными животными; г) связи между природой и человеком.

    Проверим себя

    1. Почему мы назвали ель кормилицей и защитницей?
    2. Жизнь каких животных зависит от ели?
    3. Как связаны между собой сойка и белка в зимнем лесу?
    4. Как клёст помогает прокормиться другим животным леса?