• Почему вера важна для человека. Зачем просвещенным людям верить в бога: объясняет натуралист. Вера - великая сила

    Сегодня как никогда становится трудно говорить людям о Боге. Слова из Писания: «Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу. Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня». (Иоан.16:2-3) Почему будут так делать? Потому, что не знают ни Бога Отца, ни Господа Иисуса Христа.

    Как грибы появляются люди, называющие себя верующими. В этом нет ничего плохого, если бы не одно только но…

    В большинстве своем они не знают, что такое вера, хотя могут быть религиозно набожны. Они могут при этом курить, пить, блудить, воровать, сознательно грешить. Они могут отвергать Спасителя Иисуса Христа, что само по себе катастрофа. Они могут хвалиться верой предков и ничего о ней не знать. Говорить «верю», но этого мало. Наличие веры можно проверить.

    Главное не пожалеть потом, что верил не так, как нужно. Ты можешь ходить в какой-то храм, а после смерти отправиться в ад? «Все там будем»- говоришь. Но знай. Не все там будут. Многие души пойдут на небо. Возможно пошел и ты, если бы знал как спасти свою душу. Но ты не хочешь слушать тех, кто старается тебе рассказать об этом. Возможно о тебе написаны эти строки.

    Написано: «Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого. Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы — рабы ваши для Иисуса, потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить [нас] познанием славы Божией в лице Иисуса Христа». (2Кор.4:3-6)

    Не существует какой-то особенной веры протестантской, православной, католической. Все это придумали люди. Вера у всех одна.

    Написано: «… один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас». (Еф.4:5-6)

    Вера как вода в стакане. Либо она есть, либо ее нет. Либо ты веришь, либо нет. Либо спасен от ада, либо отправляешься в преисподнюю. Либо искуплен Кровью Христа, либо не искуплен. Если ты искуплен Христом, то Он обещает забрать на небо. Так говорит Писание.

    Посылать после смерти в царство небесное всех подряд, по крайней мере невежество. Не все после смерти идут на небо, многие из них отправляются в ад. Не только потому, что кого-то убили, а потому, что оставались грешниками до смерти. Грешники на небо не попадают. Многие об этом не знают

    О вере написано здесь: «По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте [о] [себе] более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил». (Рим.12:3) Веру дает Бог.

    Вера - это доверие Богу. Доверие Божьему Слову. Разве не этого всегда хотел Бог от Своего народа? Разве не этого Он хотел от евреев в пустыне?

    Знаете, что было, если бы у человека отняли веру?

    Представьте, что вы садитесь в поезд и не верите, что он довезет вас до места. Покупаете машину и не верите, что на ней поедите. Не верите, что выздоровеете. Что дети вырастут. Что женитесь или выйдите замуж. Без веры наступает просто катастрофа.

    Если с верой вообще, понятно, то с верой в Бога, не понятно многим из нас.

    Сегодня прислали рисунок с текстом: «Люди мучаются вопросом: «А что же после смерти»? Ответ очень прост, то же самое, что и до вашего рождения. Вас просто не будет. Осознайте это и наслаждайтесь каждым мгновением своей жизни. Нет никакого мифического Бога. Не давайте себя одурачить».

    Прислали рисунок и спросили: «Как все это понимать»? Как же легко нас поймать на крючок сатаны. Люди не утвержденные в вере проглотят это, будь здоров и будут верить этой наживке, пока не окажутся в аду. Многие люди и в него не верят. Им так легче жить. Твори все, что хочешь, умер и небытие. Но это неправда. Бог есть, сатана есть, ад есть. Суд Божий для каждого кто умер.

    Написано: «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд». (Евр.9:27)

    «Кто оттуда приходил из этого ада» — спрашивают меня. Если и приходили, то опять же нужна вера, чтобы поверить свидетельству тех, кто приходил.

    Удивляют те, кто ничего не знает и знать не желает. Они могут говорить, что им не нужно христианство и не нужен Христос. Они могут говорить, что ходят в храм и им этого достаточно.

    Все религии хороши, но только настоящее христианство имеет Спасителя. Если Христа нет внутри тебя, то это может окончиться плачевно. Послушай, что написано в Священном Писании об этом:

    «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот [и] не Его». (Рим.8:9)

    Если же кто Духа Христова не имеет, тот [и] не Его. Если внутри тебя нет Божьего Духа, то ты не принадлежишь Богу, а принадлежишь сатане. Это не я придумал.

    Есть два хозяина либо Бог, либо дьявол, третьего не дано. Если ты не принадлежишь Богу, то обязательно принадлежишь сатане.

    Как определиться кому ты принадлежишь? Опять же из Священного Писания:

    «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Потому что вы не приняли духа рабства, [чтобы] опять [жить] в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться. (Рим.8:14-17)

    Может это не сильно для тебя понятно, но Божий Дух должен в тебя войти, после твоего приглашения Его в твою жизнь, после искреннего покаяния. По-другому не бывает.

    Хочу задать вопрос: «Зачем тебе вера»? Если ты говоришь, что имеешь веру, но при этом оказываешься грешником (все мы грешники, говорим), то как может вера твоя тебя спасти? Не все грешники, есть святые и праведные. Как ими стать, ты возможно не знаешь.

    Если ты направляешься в ад, то скажи: «Зачем тебе вера»? Зачем тебе религиозные традиции, если вечность ты проведешь в мучениях? Может быть ты веришь на всякий случай, надеясь на авось, но это не поможет? Пытаешься отмолить свои грехи, но их отмолить невозможно. Как могут слова твоих молитв исправить твои грехи и поступки?

    Почему предлагают людям отмаливать грехи? Это надежда человека спастись своими собственныеми силами. Именно это ненавидит Бог. Этого сделать просто невозможно. Ни добрые дела, ни молитвы, ни посты, ни хождение в храм, спасти человека от ада не могут. Спасает только Иисус Христос. Если Его нет внутри тебя, то зачем тебе вера? Если ты с ней и без нее отправляешься в преисподние места земли.

    Зачем человеку вера? Все намного проще — чтобы спастись. Верой, а не делами, человек приходит ко спасению.

    Написано: «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает». (Евр.11:6)

    Без веры нельзя угодить Богу, и только ищущим Его, Он воздает.

    Написано: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус». (1Тим.2:5)

    Ты должен молиться Небесному Отцу во имя Иисуса Христа, но без искреннего покаяния твоя молитва будет мерзость для Бога. Об этом написано здесь:

    «Жертва нечестивых — мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему».(Прит.15:8)

    Праведный - значит оправданный. Оправданный не твоими делами, но Иисусом Христом Господом нашим. Без покаяния и оставления грехов, быть оправданным невозможно.

    Не существует русских или еврейских богов. Есть только один Бог и Он для всех и над всеми. Иисус Христос по плоти был еврей, но это только по плоти. Он Бог на сто процентов, хотя ты можешь этому не верить.

    Написано: «… их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь». (Рим.9:5) Сущий над всем Бог.

    Бог не имеет национальности, живет вне времени, Его не видел никто. Никому не должен.

    Трудно верить, когда не видишь. Вот поэтому и стали люди поклоняться видимым предметам, но это не добавляет им веры.

    Еще этот человек написал о кришнаитах, что они сказали ему, что христианство это слишком короткий путь в истории мироздания и дескать не может быть полным и верным в познании истины.

    Так вот, чтобы вы знали, что к настоящему Богу попасть нельзя, как только через Иисуса Христа. Об этом написано здесь: «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня». (Иоан.14:6)

    Иисус Христос - Путь.

    Иисус Христос - Истина.

    Иисус Христос - Жизнь.

    Покаяние, вера, крещение и никак не наоборот. Тебе нужен человек, который научен Богом и который подскажет тебе о вере. Вот поэтому тебе говорят, что Библия тебе не нужна и что все остальные сектанты. Скажу честно: «Лучше быть «сектантом» и попасть на небо, чем быть «истинным» и попасть в ад». Тебе нужно подумать об этом.

    Николай Николаевич

    Даже давно воцерковленным верующим людям (а что уж говорить об иных!) иногда кажется, что многие самые важные события в жизни происходят как бы случайно и стихийно и зачастую практически невозможно выявить причину того или иного свершения. Но чем больше изучаешь примеры других людей, тем больше начинаешь чувствовать, что какая-то закономерность все-таки имеется и ничего не происходит случайно. И сразу же становится чрезвычайно актуальным знаменитый вопрос Воланда: "...кто же, спрашивается, управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?" И неуверенный Иванушкин ответ: "Сам человек и управляет" - не то что не вызывает несогласия, а просто проходит куда-то мимо. И с этого момента начинается то единственно важное и самое ценное, что мы имеем в жизни, - наша вера.

    Вера - великая сила!

    Жить без веры человек вообще не может, как бы он ни уверял себя в своем безверии. Вот как пишет об этом архиепископ Иоанн (Шаховской): "Путь высокой веры есть на-правление, данное всем людям... Даже неверующие в Бога, сами того не понимая и не желая признавать, живут верой в своей жизни. Они верят свидетельству других; доверяют другим и в исторической, и в личной своей жизни. Так мы, люди, не сомневаемся, что наша мать есть именно наша мать, хотя уверенность наша не покоится на опыте собственных знаний, а держится на вере, на доверии к близким людям..."
    Вера - великая сила! Если к ней не примешивать житейскую логику (а разве такое вообще может быть?), то расшатать ее практически невозможно. Примечателен пример апостола Петра, который с верою шел по волнам (Мф 14:30), но, как только вмешалась логика, стал тонуть. Грех, особенно смертный, тоже сильно вредит вере, так как по существу является раной на "теле" души. Он лишает нас благодати Божией, а без нее вера гаснет и может даже умереть. Если присмотреться к жизни, то вокруг нас найдется немало женщин, которые потеряли веру после первого аборта.

    Спасение или осуждение?

    Но вера, как известно, бывает разная. Вера может быть во спасение и преображение души, а может - в осуждение и гибель человека. Хорошо, если она окрыляет, учит правильно жить и ради нее совершаются подвиги. Но ведь бывает и так, что она буквально застилает глаза и приводит человека к страшным поступкам. Вспомним только языческие жертвоприношения - например, ханаанскую практику сжигания младенцев или "вечернюю жертву восьми молодых и сильных" племени астматов, обитавших в Новой Гвинее. Не от жестокости люди приносили столь страшные жертвы - скорее от отчаяния. Слишком далек Бог - слишком близки "боги". И слишком непостоянен у них характер: сегодня помогают - завтра издеваются. И, словно выражая последнюю надежду, люди убивали друг друга перед лицом "богов": может, хоть это сделает вас милосерднее?..

    Все это у нормального человека вызывает чувство омерзения и ужаса, реже - жалости, но ведь и в наше время достаточно случаев, когда ради веры совершаются непонятные для многих, а порой и трагические поступки.

    Буквально несколько дней назад в программе "Время" Первого канала передавали сюжет о смертельно больном трехлетнем мальчике, которому было необходимо срочное переливание крови. Ребенка разъедала страшная опухоль мозга, и единственным, что могло дать ему шанс на спасение, была именно эта процедура. Его привезли в Москву из Саратова в тяжелейшем состоянии, счет шел не то что на дни - на часы. Но отец мальчика, воинствующий свидетель Иеговы, не давал свое согласие на переливание, мотивируя свое решение тем, что это противоречит догмам учения и его религиозным убеждениям. Врачи, полдня потратившие на то, чтобы переубедить полубезумного родителя, в конце концов обратились в суд, имея на то полное право, так как речь шла о спасении жизни человека. Судья, учитывая исключительность случая, принял решение в течение нескольких минут - и, конечно же, в пользу докторов. Спустя полчаса после оглашения вердикта началась без разрешения отца ребенка необходимая врачебная операция; она прошла успешно, и сейчас мальчик хоть и находится в реанимации, но его состояние уже гораздо лучше. Самое интересное, что его папа после результатов процедуры заявил: он был вовсе не против переливания, просто врачи его "не так поняли"...

    Важно верить правильно!

    Конечно, данный пример кроме возмущения "непробиваемостью" папаши вызывает еще и удивление: какой же все-таки спрут с длинными загребущими щупальцами все эти секты... И как же страшно коверкают души и религиозное чувство современные сектанты, которые, как известно, являются отличными психологами! Конечно, правильно верующим людям их паутина не грозит, но вот что касается невоцерковленных, которые только делают свой выбор... Оплетут невидимой, но прочной сетью, затащат в свое логово - и человек порой не успевает опомниться, не понимает, как это случилось, ведь на него вроде никто не давил, говорили что-то непонятное о Боге... Но так кажется только на первый взгляд.

    "Вера - свободный выбор. Суть веры и религиозной жизни не в принудительной очевидности, а в усилии и выборе. Вера - путь к Богу, опыт, который всегда удается. Праведники стремились к небу, и оно приняло их. "При-близьтесь к Богу, и Бог при-близится к вам" (Иак 4:8). Убедить кого-либо в существовании Бога совершенно невозможно, так как все, что можно словами сказать о вере, ни в какой степени не может передать того, что вообще несказуемо и что в ней главное. Доводы веры не против разума, а помимо него. Те, кто хотят доказательства для своей веры, - на ложном пути. Там, где есть хотя бы скрытое даже от самого себя желание доказательства, нет веры. Знаки Богоявления не надо принимать как "подтверждение" - этим мы снижаем, перечеркиваем подвиг веры", - пишет священник Александр Ельчанинов, и это высказывание сводит на нет многие усилия сектантов. Может быть, стоит задуматься, прежде чем вообще начинать разговаривать с ними на улице?..

    Вера - родник жизни

    Конечно, эти все печальные примеры веры "в осуждение" ничего не стоят в сравнении с яркими положительными образцами настоящей Веры, которая вносит столько радости в нашу жизнь, является источником сил и вдохновения, которая творит чудеса, потому что она - величайший из даров человеку от Господа.

    Моя свекровь практически не пьет никаких лекарств, кроме святой воды. В 73 года она почти самостоятельно управляется с огородом и еще успевает помогать мне дома и с детьми. Я никогда не видела ее унывающей, хотя знаю, что у нее часто болят и ноги, и сердце. Она легко может выстоять две литургии в один день - и раннюю, и позднюю. Лицо нашей бабушки озарено верой! И все ее по-ступки тоже. Даже когда 28 лет назад убили горячо любимого старшего сына, а вслед за этим умер от разрыва сердца супруг, ее плечи, говорят, поникли только на короткое время. Она никогда не ропщет, хотя мы частенько даем для этого повод. И в том хорошем, что происходит с нами в жизни, огромную роль играет ее горячая молитва за нас. Порой я, выискивая примеры подвижников в современном мире, напоминаю себе, что немаловажный пример - у меня перед глазами.

    "Ты трижды мать..."

    В любой, пусть даже самой сомнительной ситуации вера помогает сделать правильный выбор. Когда в нашей жизни происходят тяжелые события, потеря близкого человека, расставание с любимыми, когда нас с головой окутывает безысходность или мы слышим страшный диагноз - только вера становится утешением, и если мы доверимся Господу, то все будет как надо и как лучше для нас. Но только о себе надо думать в последнюю очередь или не думать вообще, спрятать свое эгоистичное "я" как можно глубже, чтобы дать место Божественному лучику, который пробьется, обязательно пробьется, если человек очень к этому стремится. Так сказал мне батюшка, когда я, однажды заболев и неправильно восприняв свою болезнь, пришла к нему с чувством неимоверного страха, что в следующий раз я могу заболеть еще сильнее, - а ведь у меня трое деток, что же будет с ними, если со мной что-нибудь случится? "Ты трижды мать, и если Господь Сам дал тебе детей, то неужели Он о них не позаботится? Доверься Ему, не растрачивайся на бесполезные метания и думай о себе как можно меньше. Мы в этой жизни без Бога - ничто".

    Верить - по-настоящему доверять Богу

    Есть такая хорошая фраза: "Человек и ложку не поднимет без ведома Всевышнего". У меня и статья-то эта не писалась, покуда я у батюшки благословения не взяла, а до этого никак не могла мысли в кучу собрать... И доченька наша перестала часто болеть не после очередного курса антибиотиков, а после того, как мы с ней съездили в Москву, в Покровский монастырь, где приложились к мощам святой Матронушки...

    Большинство значительных дел не случается и проходит мимо нас именно из-за не-уверенности и сомнений в исходе события. Иногда оно и к лучшему, ибо ограждает от кучи нежелательных последствий, но зачастую человек пропускает очень важные повороты на своем жизненном пути, новые дороги, которые могли бы в корне изменить его жизнь, укрепить веру. И в такие моменты очень важно, чтобы рядом оказался человек - кто-то из нас, православных христиан, кто даст добрый совет и будет переживать и молиться за страждущего. Как правило, таким человеком чаще всего оказывается священник, но, может быть, и кто-то еще, кто-нибудь из близких. Или, наоборот, совершенно посторонний, который вдруг оказывается самым родным. Но даже если такого не случится, мы можем помочь себе сами, надо только научиться с детской радостью и сердечной благодарностью принимать то, что посылает нам Господь.

    http://www.ubrus.org/newspaper-spas-article/?id=457

    Люди, в большинстве своём, в начале жизненного пути ставят перед собой какие-то цели. Цели обычного человека в большинстве случаев сводятся к стремлению обрести популярность в своём обществе, иметь возможность выделиться среди сверстников и т.п. У людей есть инстинкты: удаление чувства голода, размножение и доминирование. В своих инстинктах мы схожи с животными, но кое-что нас всё-таки отличает от зверей. Деятельность человека не останавливается на удовлетворении инстинктов, человек всегда стремится к большему. Обычно подобное поведение человека приводит к разрушениям, войнам, природным катаклизмам, извращениям, но иногда человек, благодаря своей неутомимости и целеустремлённости, совершает научные открытия, делает различные изобретения, и это даёт возможность человечеству продолжать своё развитие. Но надо помнить, что нельзя совершенствовать этот мир, не повышая уровень своей духовности.

    Большинство представителей нашего общества хотят стать успешными. Успешный человек — обладатель дорогой машины, пользуется успехом у девушек, популярный, «живущий на полную катушку». Как говорил один известный французский писатель: «Сегодня не существует другой утопии кроме той, в которой ты ужинаешь в модном ресторане, садишься в роскошную машину и едешь в пятизвёздочный отель». Люди живут погоней за удовольствиями. Мы учимся, чтобы работать, а работаем, чтобы жить, но в итоге получается, что мы будто бы живём, чтобы работать, мы превращаемся в рабов собственных желаний и страстей. Человек стремится утвердиться на своём рабочем месте, заработать как можно больше денег, продвинуться как можно выше по служебной лестнице. Он отдаёт этой цели все свои силы и время.

    Очень часто люди делают то, что им не нравится. Занимаются офисной нудной работой, обижают, обманывают окружающих лишь для того, чтобы заработать и удовлетворить свои сильные безумные желания, основанные на вторичном подражании людям, которые сами особо не понимают и не осознают своё место в жизни.

    Люди боятся просыпаться собой, они лишаются своей внутренней идентичности. Утрачивается преемственность индивида и его самосознания, что приводит к разложению общества в целом. Множится число завершений жизни самоубийством. Города и страны наполнены сумасшедшими, душевнобольными, одержимыми и маньяками. Подростки теряют жизненные ориентиры, видя, как их родители застряли в вечно повторяющемся лабиринте в виде безумной гонки за вещами, которые не имеют никакой ценности. Человеческие существа готовы бросать свои души под копыта Шайтана, лишь бы получить в этом мире всё, что они якобы заслуживают. Они грызутся между собой за каждую мелочь, грубят друг другу, относятся с высокомерием, чтобы не показаться слабыми. Они выбивают себе более хорошие условия для жизни, плюя на своих ближних, заботясь лишь о себе. Эгоизм и погоня за удовольствиями – это главные идеи сегодняшнего дня.

    Вся жизнь такого человека построена на программе достижения заурядных жизненных целей и идеалов. Однако всю свою жизнь, до наступления своего последнего часа, он, возможно, никогда и не задумывался о смерти. Каждый из нас знает, что люди умирают, но никто не может представить, особенно в молодом возрасте, как он будет умирать.

    Старея, человек начинает немного соображать, смекает, что вся его жизнь с его охотой на блага этой жизни, вообще ничего не стоит, что ему осталось всего ничего, а время бежит и бежит и ни на минуту не желает останавливаться, а впереди человека ожидает могила, холодная и страшная, наполненная огнём Ада. Страх смерти пробирает человека до костей. Человек начинает думать и искать выход из своего трудного положения, он столько прожил, столько зла сделал, чтобы возвыситься над другими, а теперь впереди его ждёт другое пространство, где его богатство никак не сможет ему помочь.

    Но выход есть. ВЕРА. Вера в Бога, в его Пророков и то, что они проповедовали. Когда есть Пророк Аллаха, рассказавший про Ад и Рай, про Добро и Зло, про Милость Творца, про Прощение и Предопределение, то жить и умирать намного легче. Верующие понимают, что эта жизнь всего лишь небольшой привал во время путешествия к Великой Истине.

    Ислам наполняет жизнь смыслом, выводит человека от поклонения людям и вещам к поклонению Господу.

    Поклонение Аллаху и образ жизни, к которому оно приводит, – единственный верный путь и является альтернативой поклонению имуществу, власти, общественному мнению и другим идолам. Аллах прямо угрожает в Коране тому, кто строит свою жизнь, поклоняясь имуществу и попирая на этом пути права других людей.

    Ислам освобождает человека от комплексов. Осознанный ислам связывает человека с Богом. Понимание этой связи – это самая большая сила, которой только может овладеть человек. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Каждый человек получает только то, к чему он стремился» .

    Вера объединяет людей в большую семью. Аллах говорит: «Воистину, верующие – братья» (сура «Комнаты», аят 10). Принимая ислам, человек становится братом или сестрой огромного количества людей, которые любят его и всегда готовы помочь в тяжёлой ситуации, зная о нём лишь то, что он мусульманин. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не станет желать своему брату (в исламе) того же, чего желает самому себе» .

    Мусульманин любит своего брата, не имея с ним родственных связей и не получая от него никакой выгоды. Эта любовь является составной частью его убеждений. Исламская история хранит удивительные примеры единения сердец, каких никогда не видело человечество.

    Однажды умирающему на поле боя сподвижнику Пророка (мир ему и благословение Аллаха), мучимому жаждой, поднесли воду. Но в это время он услышал стоны своего брата, просившего воды… Стакан прошёл через несколько рук, после чего вернулся к нему же. Все раненые погибли от жажды, а стакан так и остался полным

    Господь добр к человеческому роду, Он отправлял нам своих посланников, которые говорили о Настоящем мире, которые указывали на ошибки людей и призывали к развитию.

    Вера раскрывает глаза на мир. У Платона, греческого философа, была идея, которая называется «платоновская пещера». Согласно мифу о пещере, человеческое знание и незнание можно описать следующим образом. Стоя спиной к свету костра в тёмной пещере, человек смотрит на тени, отбрасываемые вещами на стены пещеры, и, видя их, полагает, что имеет дело с подлинной реальностью, в то время как видит лишь теневые фигуры. Согласно Платону, наше восприятие строится на наблюдении иллюзий, и мы только воображаем, будто познаём подлинную реальность. Таким образом, пещера представляет собой чувственно-воспринимаемый мир.

    Так давайте будем людьми, которые не отворачиваются от света, ведь вера и есть тот свет, что указывает нам на истинную сущность вещей.

    Религия зародилась под мохнатыми лбами наших предков где-то в среднем палеолите. Наука как метод появилась позже - , что в Древней Греции. Но, как и все остальные наши качества, и то и другое не спустилось к нам на облачке, а досталось от предков-животных. Собственно религии и науки у животных нет. Но у них есть то, из чего выросли и религия, и наука: вера, знание, а также потребность и в том и в другом.

    Сначала животным понадобились объективные знания для повышения контроля над окружающим. Обработанные факты складываются в опыт, и чем он больше, тем лучше животное приспособлено, тем легче его жизнь и успешнее размножение.

    Вера появляется позже, примерно на том же уровне психической эволюции, что и образное мышление. Собака лает на шум за дверью, потому что верит: этот шум не просто так, за ним стоит кто-то, на кого надо полаять. И это дает ей иллюзию контроля. Всего лишь иллюзию, но этого достаточно, чтобы снизить стресс от непонятной и потенциально опасной ситуации. А чем ниже уровень стресса, тем легче жизнь и успешнее размножение.

    Польза знаний очевидна. Но и от веры ее немало:

    Вера экономит время и мозговые ресурсы при принятии решений. В природе хорошо решает тот, кто решает не столько верно, сколько быстро.

    Вера видит за случайными явлениями некую создавшую их силу и пытается на эту силу влиять. Это спасает от развития выученной беспомощности. Когда все плохо и ничего нельзя изменить, можно держаться за иллюзии и ритуалы как за соломинку, и эта воображаемая соломинка реально поддерживает.

    Вера улучшает нашу способность понимать друг друга. Чужая душа потемки, все наши представления о внутреннем мире другого - исключительно догадки, фантомные факты. Но тем не менее они помогают нам строить настоящие отношения, заводить друзей и оказывать влияние на людей. , что чем лучше у человека развита эмпатия и способность к пониманию чужой психики, тем больше у него склонность к того или иного рода религиозности. Похоже, отношения с воображаемыми друзьями работают как тренажер для оттачивания навыков чтения душ.

    И, наконец, вера превращает нашу экзистенциальную тревогу в страх. Отличная замена, правда? Правда, отличная. Страх смерти есть уже у животных. Отсюда известные ритуалы прощания и погребения у слонов, обезьян и дельфинов, а этолог Марк Бекофф в книге «Эмоциональная жизнь животных» описывает такое поведение даже у лам, лисиц и волков. Великие эмпаты - собаки - боятся смерти хозяина. Коко про своего любимого котенка, сбитого машиной: «Плохо. Грустно. Спи, котик» (R.I.P., Коко. Нам тоже).

    По мнению знаменитого психотерапевта Ирвина Ялома, тревога небытия и доконцептуальное знание о смерти есть у нас с самого рождения. Концептуальным оно становится лет в пять, когда мы впервые осознаем, что умрем. Насовсем. Когда-нибудь раз - и меня нет. Совсем. Ужас! Ужас по Хайдеггеру - это запредельный уровень тревоги, при котором вызывающий его объект выделить невозможно. Пока человек находится в этом состоянии, он не способен ни к какому действию. Тревога парализует волю и активность, поскольку не отделена от моего я. Но если ее превратить в страх, он будет изолирован от меня и управляем. Не мною, так кем-то еще. С кем, как верит наш макиавеллиевский интеллект, наверняка можно договориться.

    Наука бескомпромиссна, а религия это всегда искусство переговоров. Хорошо, смерть - это возможность, от которой невозможно отказаться. Но ведь можно обсудить условия? Любая религия признает факт, что вы умрете, но дополняет его обещанием, что при выполнении определенных условий на этом все не закончится.

    Надежда на бессмертие - это наш способ контроля над страхом смерти. Иррациональный, иллюзорный, но другого пока не придумали. Наука все возится, а нам надо прямо сейчас.

    Жизнь с ее экзистенциальными проблемами и общей тревожной спонтанностью стрессирует нас, и от этого есть только два средства - контроль и предсказуемость. Настоящие или иллюзорные - для психики не так уж и важно.

    Ученые поместили две группы крыс в неудобное положение: они были связаны, лежали на спине и ничего не могли с этим поделать. Но одна при этом могла грызть деревянную палочку, а другая - нет. Угадайте, которая группа быстрее оправилась от стресса? В грызении палочки, как и в любом ритуале, нет никакого рационального смысла. Но есть смысл в снижении стресса. Опыты над животными и людьми показывают: воображаемое управление ситуацией успокаивает так же, как настоящее. А если не видно разницы, зачем платить больше?

    Вот поэтому не бывает атеистов в окопах под огнем и даже в самолете во время турбулентности их становится меньше, чем десять минут назад. Религия дает выход из безвыходной ситуации. Да, вы его сами нарисовали на стене. Но для вашего здоровья лучше такой, чем никакого.

    Но если вера такая полезная штука, за что же ее теперь так ругают ученые, просветители и другие хорошие люди с хорошим образованием?

    Ведь так было не всегда. Когда тяга к вере и знаниям в сочетании с накопительным механизмом культуры породили религию и науку, до поры до времени они жили мирно. Шаманы-лекари. Священники-астрономы. Монах-генетик. Книги писались в монастырях, от аббатств отпочковывались университеты, и трудно было понять, где заканчивается одно и начинается другое. Но постепенно выросшие на основе веры и знаний мощные социально-культурные институты обособились и перешли от кооперативных отношений к конкурентным.

    И к началу XXI века их конфликт достиг исторического максимума. Да, когда-то ученых жгли на кострах, но Средневековье в принципе жгло. Это был нормальный способ решения вопросов, и ученые проходили на общих основаниях. Но когда в XXI веке сторонники религии и науки устраивают настоящие петушиные бои, мамкины веруны и мамкины атеисты ходят стенка на стенку в интернете, а ученые и священники в публичных дебатах швыряются пометом и банановыми шкурками, это уже не вполне нормально. Причем чувства участников настолько переплелись и взаимно оскорбились, что уже сам черт не поймет, кто во что верит, кто что знает и кто за что готов перегрызть друг другу глотку. За истину? За влияние на аудиторию? За победу своей концепции над концепцией противника? Что бы там ни было, в результате получается следующая неприятная вещь.

    Знание и вера - главные естественные способы регуляции стресса. Они нужны нам оба, потому что знание работает в условиях достаточной информации, а вера - в условиях недостаточной.

    Но общественное мнение настаивает на выборе: нет, дружок, или ты с нами на стороне света, или с этими на стороне тьмы. И нам приходится выбирать.

    Ситуация сложного выбора запускает известный эффект когнитивного диссонанса: выбрав одно, мы тут же начинаем обесценивать отвергнутую опцию.

    Курицу или рыбу?

    Э-э-э… Ну… Наверное, рыбу… Да, рыбу! Рыба полезная. А курица что? В ней даже фосфора нет.

    Не страшно, что человек выбирал религию, страшно, что навязанная обществом ложная дихотомия заставляет его обесценивать альтернативу: «Да что ваша наука, ничего не знает, одни проблемы от нее». И это может лишить его многого из того, что наука могла бы ему дать, но не даст, поскольку и сама стоит в позе: «Кончай тут верить или проваливай».

    Хотя никто не обязан выбирать между своими базовыми потребностями. Мы имеем право на обе. На знание, чтобы снижать стресс с помощью реальных фактов. И на веру, чтобы делать это, когда фактов не хватает.

    Но чтобы сохранять адекватность, мы должны отделять фантомные факты от настоящих. И вот тут, собственно, прячется главная проблема.

    В новом выпуске «Все как у зверей» мы проводим простой опыт, иллюстрирующий отношения веры и знания в отдельно взятой голове. Скромно надеюсь, что для кого-то он что-то прояснит и, может быть, даже немного уменьшит количество бессмысленных разборок, заполонивших телевизоры и интернеты. Ведь чтобы избавиться от предрассудков, а не укрепить их или заменить другими, нужно просто аккуратно добавлять знания в каждую отдельно взятую голову. И они сами собой вытеснят все лишнее. Поверьте, никакими другими способами этого не добиться.

    Физиолог, лауреат Нобелевской премии в области медицины