• Библейские знаки. Знаки и символы веры в православии. Почему рыба – символ христианства

    Знаки и символы существуют на земле издавна. Ними изображают отношение к определенной культуре, религии, стране, роду или вещи. Символы христианской православной культуры подчеркивают принадлежность к Богу, Иисусу, Духу Святому, через веру в Святую Троицу.

    Христианскими знаками православные выражают свою веру, но немногие даже крещенные, знают их значение.

    Христианские символы в православии

    История возникновения символов

    После распятия и воскрешения Спасителя начались гонения на христиан, уверовавших в приход Мессии. Для того чтобы общаться между собой, верующие начали создавать тайнописные коды и знаки, помогающие избежать опасности.

    Криптограмма или тайнопись возникла в катакомбах, где приходилось прятаться ранним христианам. Порой они использовали давно известные знаки из иудейской культуры , придавая им новый смысл.

    Символизм ранней Церкви основывается на видении человеком Божественного мира через сокровенные глубины невидимого. Смысл возникновения христианских знаков состоит в подготовке ранних христиан к принятию Боговоплощения Иисуса, жившего по земным законам.

    Знаки тайнописи в то время были более доходчивыми и приемлемыми между христиан, чем проповеди или чтение книг.

    Важно! Основой всех знаков и кодов является Спаситель, Его Смерть и Вознесение, Евхаристия - Таинство, оставленное Миссией перед Его распятием. (Марка 14:22)

    Крест

    Крест символизирует распятие Христа, его изображение можно видеть на куполах храмов, в виде нательных крестиков, в христианских книгах и многих других вещах. В православии есть несколько видов крестов, но основным является восьмиконечный, на таком кресте был распят Спаситель.

    Крест: главный символ христианства

    Маленькая горизонтальная перекладина служила для надписи » Иисус Назарей, Царь Иудейский«. К большой поперечной перекладине прибиты руки Христа, к нижней - Его ноги. Верх креста направлен в небо, а царство Вечное, а под ногами Спасителя - ад.

    О кресте в православии:

    Рыба - ихтис

    Иисус призвал в ученики рыбаков, которых впоследствии сделал ловцами людей для Царства Небесного.

    Одним из первых знаков ранней Церкви стала рыба, впоследствии в нее вписали слова «Иисус Христос Божий Сын Спаситель»

    Рыба — христианский символ

    Хлеб и виноградная лоза

    Принадлежность к выражается через рисунки хлеба и винограда, а порой вина или виноградных бочек. Эти знаки наносились на священные сосуды и были понятны каждому, принявшему веру во Христа.

    Важно! Виноградная лоза - прообраз Иисуса. Все христиане - его ветви, а сок - прообраз Крови, которая очищает нас во время принятия Евхаристии.

    В Старом Завете виноградная лоза является знаком земли обетованной, Новый Завет преподносит лозу, как символ рая.

    Виноградная лоза как символ рая в Новом Завете

    Птица, сидящая на лозе винограда, символизирует возрождение к новой жизни. Часто хлеб рисуется в виде колосьев, что одновременно является знаком единства Апостолов.

    Рыба и хлеб

    Хлеба, изображенные на рыбине, относятся к одному из первых чудес, совершенных Иисусом на земле, когда Он пятью хлебами и двумя рыбками (Луки 9:13-14) накормил более пяти тысяч людей, пришедших издалека послушать проповеди Миссии.

    Иисус Христос - в символах и кодах

    Спаситель выступает Добрым пастырем для своих овец, христиан. В то же время, Он - Агнец, закланный за наши грехи, Он - спасительный крест и якорь.

    Вселенский собор 692 года запретил все символы, касающиеся Иисуса Христа, чтобы перенести акцент не на образ, а на Живого Спасителя, однако, они существуют и поныне.

    Агнец

    Маленький ягненок, послушный, беззащитный - прообраз жертвы Христа, который стал последней жертвой, ибо Богу стали не угодны приносимые евреями жертвоприношения в виде заклания птиц и животных. Всевышний Творец хочет, чтобы Ему поклонялись чистыми сердцами через веру в Его Сына, Спасителя человечества (Иоан. 3:16).

    Символ Агнца со Знаменем

    Только вера в спасительную жертву Иисуса, который есть путь, истина и жизнь, открывает дорогу к вечной жизни.

    В Ветхом Завете ягненок является прообразом крови Авеля и жертвы Авраама, которому Бог послал для жертвоприношения ягненка вместо его сына Исаака.

    В Откровении Иоанна Богослова (14:1) говорится об агнце, стоящем на горе. Гора - это вселенская Церковь, четыре потока, - Евангелия от Матвея, Марка, Луки и Иоанна, которые питают христианскую веру.

    Ранние христиане в тайнописи изображали Иисуса Добрым пастырем с овечкой на плечах. Ныне священников называют пастырями, христиан - овцами или паствой.

    Монограммы имени Христа

    В переводе с греческого монограмма «crisma» означает миропомазание и переводится, как печать.

    Кровью Иисуса Христа мы запечатаны для Его любви и спасения. За буквами X.P скрыто изображение Распятия Христа, Воплотившегося Бога.

    Буквы «альфа» и «омега» обозначают начало и конец, символы Бога.

    Монограммы имени Иисуса Христа

    Малоизвестные закодированные изображения

    Корабль и якорь

    Образ Христа часто передается знаками в виде корабля или якоря. В христианстве корабль символизирует человеческую жизнь, Церковь. Под знаком Спасителя верующие в корабле по имени Церковь плывут к вечной жизни, имея якорь - символ надежды.

    Голубь

    Святой Дух часто изображается в виде голубя. Голубь опустился на плечо Иисуса при Его крещении (Луки 3:22). Именно голубь принес зеленый лист Ною во время всемирного потопа. Дух Святой является Одним из Троицы, Который был от начала создания мира. Голубь - птица мира и чистоты. Он прилетает только туда, где есть мир и покой.

    Символ Святого Духа — голубь

    Око и треугольник

    Глаз, вписанный в треугольник, означает всевидящее око Всевышнего Бога в единстве Святой Троицы. Треугольник подчеркивает, что Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой равны в Своем предназначении, являются единым целым. Понять это простому христианину практически невозможно. Этот факт надо принять верой.

    Богородичная звезда

    При рождении Иисуса на небе зажглась Вифлеемская звезда, которую в христианстве изображают восьмиконечной. В центре звезды находится светлый лик Богоматери с Младенцем, поэтому рядом с Вифлеемской появилось название Богородичная.

    7.3. Библейская символика

    Что касается символики, то здесь тоже достаточно много нюансов, поскольку смысл символов со временем искажался, а то и вовсе менялся.

    Самым известным примером является один из главных символов Христианства – крест. Всем известно, что он появился только в пятом веке нашей эры, а до этого символом Христа было обозначение рыбы, понятное только посвященным.

    Ее называли И?хтис, от греческого????? (и?хсис) – рыба. Это анаграмма словосочетания?????? ??????? ??o? ????? ????? (Исус Христос Се?у Ис Соти?р) (Иисус Христос Сын Божий Спаситель). Рыба была идеальным символом и с библейской точки зрения, поскольку Иисус накормил голодающих рыбой и многие его последователи были обычными рыбаками.

    Когда на смену этому символу пришел крест, то поначалу он был не очень распространен, но со временем обосновался в быту каждого христианина. Крест – это обозначение распятия Иисуса за наши грехи, прощения Господом людей и очищения.

    Интересный факт – изначально Иисус на кресте изображался живым и в одежде, иногда ликующим, но в позднем Средневековье стал представляться в терновом венце, агонирующим или же мертвым.

    Кстати, крест – самый узнаваемый и широко используемый религиозный символ во всем мире.

    Многие классические символы в период раннего христианства были взяты из эллинистической культуры, поскольку были понятны на интуитивном уровне каждому человеку. Например, феникс обозначал возрождение, петух – воскресение, лев – силу и власть, павлин – бессмертие, а оливковая ветвь – мир. Но наряду с ними существовали и символы, которые присущи только христианству и взяты из Библии, например, лилия как символ чистоты появилась благодаря апокрифам, в которых Архангел Гавриил дарит Деве Марии этот цветок. Уважением пользовалась корзина с хлебом и виноградная лоза, которые обозначают причастие, агнец – как Иисус Христос, голубь – символ Святого Духа. Эти символы популярны и сейчас не меньше, чем много веков назад.

    Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Ветхий Завет. Курс лекций. Часть I автора Соколов Николай Кириллович

    Символика книги. Центральный образ и символ этой книги - пасхальный агнец, служит прямым указанием на Христа, как Агнца Божия, берущего на себя грех всего мира. Пасхальный агнец упоминается в Посланиях апостола Павла к Коринфянам и Евреям, в 1-м послании ап. Петра, и в 1-м

    Из книги Йога: бессмертие и свобода автора Элиаде Мирча

    СИМВОЛИКА И ГНОСИС УПАНИШАД Упанишады также по-своему выступают против ритуализма. Они являются выражением тех практических приемов и способов созерцания, на которые мало обращал внимание ортодоксальный брахманизм. Эти священные произведения отвечали потребности в

    Из книги Настольная книга по теологии. Библейский комментарий АСД Том 12 автора Церковь христиан адвентистов седьмого дня

    Д. Символика Долгосрочные предсказания Даниила и Откровения изобилуют символами, которые, хотя порой и озадачивают, не так уж непонятны. Истолкования, предложенные в Священном Писании, не подчеркивают и не пытаются объяснить все детали, но проясняют смысл вестей. Так,

    Из книги Иисус. Надежда постмодернистского мира автора Райт Том

    Иисус и символика иудаизма Cyббoтa Изучая отрывки, описывающие противоречия, возникавшие по поводу субботы (наиболее известный из них - M«. 2, 23 - 3, 6), я вновь вынужден не согласиться с Сандерсом и его последователями. Сандерс считает эти истории невероятными, поскольку

    Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

    КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СИМВОЛИКА БИБЛЕЙСКАЯ символич. образы Свящ. Писания, к–рые не рассчитаны на целостное зрительное представление. Элементы К.с. подчинены определенному замыслу, но, соединенные вместе, они фактически неизобразимы. Таковы, напр., парадоксальное движение

    Из книги Справочник православного человека. Часть 1. Православный храм автора Пономарев Вячеслав

    Из книги Другой Рим автора Аверинцев Сергей Сергеевич

    Из книги Тайные общества. Обряды инициации и посвящения автора Элиаде Мирча

    Из книги Ностальгия по истокам автора Элиаде Мирча

    Символика рассечения (subincision) Как уже было сказано, в Австралии вслед за обрезанием, осуществляемым в обряде посвящения, с некоторым интервалом - пять-шесть недель у Арунта, два-три года у Караджери - следует еще одна операция - рассечение полового органа (subincision). Эта

    Из книги Психология литературного творчества автора Арнаудов Михаил

    Символика «препятствий» Но представление о потустороннем мире, как о внутренностях Матери-Земли или животе гигантского чудовища, - это всего лишь один образ среди тех, которые относятся к описанию Другого Мира, проникнуть в который чрезвычайно трудно. Сталкивающиеся

    Из книги Ислам и политика [Сборник статей] автора Игнатенко Александр

    Символика магического жара Есть основания полагать, что магически-религиозный «жар» является чрезвычайно древним явлением. Так, множество первобытных народов представляют себе магическую и религиозную силу как нечто «обжигающее» и пользуются для определения этого

    Из книги Сравнительное богословие. Книга 6 автора Коллектив авторов

    Из книги Культы, религии, традиции в Китае автора Васильев Леонид Сергеевич

    Из книги автора

    Важный элемент – символика И электоральный успех социалистов, и решение о выводе войск из Ирака все наблюдатели связывают с точно рассчитанным в политическом отношении терактом в Мадриде 11 марта сего года. Следствие по этим терактам еще не закончено, но все имеющиеся

    Вся православная символика – это олицетворение жизни Христа Спасителя: его распятия, воскресения, вознесения.

    Изначально символы использовались как тайнопись, помогавшая христианам узнавать друг друга в периоды враждебных гонений.

    Позднее, изображения приобрели глубокий философский смысл. Каждый знак имеет свою историю возникновения, свое значение.

    Почему рыба – символ христианства

    ИХТИС (рыба) – сокращение, появившееся при переводе выражения «Иисус Христос Божий Сын Спаситель» с греческого языка, путем сложения первых букв.

    Рядом с Иисусом было много апостолов – рыбаков. Он называл их «ловцами человеков», а себя ассоциировал с Альфой и Омегой (началом и концом всего живого). Изображая рыбу, христиане проповедовали свою веру и узнавали единоверцев.

    По некоторым источникам, рыба стала символом благодаря своей легкодоступности.

    Что символизирует якорь

    Знак появился в начале нашей эры. В Греции изображался на монетах как надежда на светлое будущее. В Древнем Риме — олицетворял возвращение домой после долгих путешествий.

    Большую известность имел амулет с изображением дельфина и якоря: дельфин – знак быстроты, якорь – сдержанности.

    Знак святых

    Атрибутами святых являлись одежда, звери, различные предметы, изображаемые рядом.

    Святых мучеников рисовали с орудием своих пыток или казни, или с животными, являвшимся им во сне.

    Некоторые святые на разных картинах изображались по-разному. Это объясняется тем, что про одного святого могло ходить много историй и легенд.

    Христианский символ Троицы

    Многие путают понятия «Троица» и «Трехликость». Чем же они отличаются?

    Бог един, но имеет 3 лица: Отец, Сын, Святой Дух. А Святая Троица – это единое слияние, где один — плавно переходит в три, а три — становится одним.

    Раньше символом был круг, внутри которого располагался треугольник. Одинаковые стороны фигуры означали триединство и вечную жизнь. Иногда изображение было в виде трех зайцев, уши которых соединялись в треугольник. Современный знак Троицы – орнамент, вплетенный в круг.

    Голубь в христианстве

    Существует повествование, как голубь во время всемирного потопа прилетел к Ною, держа в лапах оливковую ветвь. Оповестив о Божьей милости, птица стала символом мира и добра.

    Другое предание гласит, что злые духи могут облачиться в кого угодно, кроме голубя. Поэтому он символизирует чистоту и надежду, правду и непорочность.

    Значения:

    • птица с оливковой ветвью — новая жизнь, познавшая Иисуса Христа;
    • стая голубей – верующие;
    • белая голубка – спасенная душу, прошедшая этапы очищения;
    • пара голубей – любовь и крепкая семья.

    Раннехристианские символы

    Их количество не так мало, как кажется: оливковая ветвь, павлин, корабль, колосья хлеба и т.д. Рассмотрим самые известные.


    Крест «Виноградная лоза»

    Это восьмиконечный крест с изображением тонких ветвей винограда. Иногда в центре может изображаться Спаситель.

    Виноград – олицетворение мудрости и бессмертия. Служители церкви – ветви, а гроздья – знак Причащения. Листья и ягоды символизируют жертву Христа собой ради людей. Такой крест всегда будет напоминать о любви Бога к каждому, кто в него верит.

    Библейские символы

    Самые распространенные:

    • антихрист – дьявол;
    • белые одежды – праведность Христа;
    • бодрствовать – хранить веру;
    • бросать пыль к небу – негодование;
    • венец – награда;
    • ветер – война;
    • ворота – место суда;
    • глина – человек;
    • дырявый кошелек – напрасные приобретения;
    • звезда – ангел;
    • змей – сатана;
    • лев – сила;
    • плоть и кровь – человеческое разумение.

    Символ Иисуса Христа

    Главным символом Иисуса Христа является «крест». Для искупления грехов всего человечества, Иисус принес себя в жертву. Крест – олицетворение жертвенной победы над злыми деяниями.

    Неверующие считают, что поклонение кресту – это поклонение орудию казни. Но верующие знают — это символ жизни, спасения человечества.

    Иконописцы часто рисуют возле креста Богородицу и Иоанна Богослова. Череп у подножия – знак смерти. Образ наполнен благодатной силой, почитая его, человек восхваляет Бога.

    Символы апостолов

    Каждый апостол изображается с определенным атрибутом.

    Например, апостол Петр изображается с ключами в руках.

    Они подарены Иисусом, открывают врата Царства Божия.

    Апостол Павел изображается с орудием своей казни. Варфоломей – проповедник христианства, был замучен в одном из городов Армении – с него содрали кожу, потом распяли. Атрибуты – собственная кожа и нож.

    Иаков Старший – ученик Христа, лишившийся жизни в Иерусалиме. Приходя на его могилу, паломники забирали с собой ракушки. Это означало, что они добрались до цели. Так и стали изображать его с посохом, в шляпе и с ракушкой.

    Фома – нарисован с копьем, которым был пронзен. Иуда держит в руках мешочек денег. Он помогал нищим, но был жадным. Изображают его с рыжей бородой – это цвет трусости и предательства.

    Символика храма

    Каждый фрагмент храма имеет определенное значение.

    Форма храма:

    • крест – спасение от дьявола, вход в рай;
    • круг – нерушимость Церкви;
    • восьмиконечная звезда – спасение человеческой души.

    Форма купола:

    • шлемовидная – борьба Церкви со злом;
    • в виде луковицы – пламя свечи.

    Цвет купола:

    • золотой – посвящен Христу;
    • синий со звездами – Пресвятой Богородице;
    • зеленый – Троице.

    Православный храм – это собрание множества таинств, значения которых может понять только истинно верующий человек.

    словесные, предметные и др. знаки, отражающие высшую духовную реальность. Греч. слово sЪmbolon, символ, происходит от глагола sumbЈllw, соединяю. Эта этимология указывает на роль С. как вида коммуникации, призванного кодировать и передавать человеческий опыт и мысль. По существу всякая речь или система условных знаков (напр., в математике) символичны. Но в сфере религ. C. не есть отвлеченная идея или даже аллегория; он сам причастен той духовной реальности, к-рую отображает. Религиозный С. оказывается необходимым там, где абстрактная, чисто логическая система не в силах выразить реальность. "В символе все являет духовную реальность, и в нем все необходимо для ее явления, но н е в с я духовная реальность является и воплощается в символе. Символ всегда о т ч а с т и, "ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем" (1 Кор 13:9), - ибо символ по самой сущности своей соединяет реальности несоизмеримые, из к-рых одна остается по отношению к другой - "абсолютно другой"" (прот.А.Шмеман). *Антиномия библ. С. заключается в том, что они выражают невыразимое. Поэтому по своей природе они близки к *мифологеме и догмату. В С. слова и образы временного бытия передают тайны бытия вечного.

    Словесные С. В первую очередь, к ним относятся *Имена Божьи, а также *антропоморфизмы, *социоморфизмы в Библии, а также *натуроморфные образы библейские, призванные возвещать о Боге Живом на языке земных представлений. Глубоко символичны и тайны метаистории, запечатленные в *Прологе Кн.Бытия, у *пророков и в Откровении. Символич. язык характерен для *предапокалиптической и *апокалиптической литературы. Нередко свящ. авторы прибегают к парадоксам *концептуальной символики. Символическими являются и "пространственные" образы Писания (Бог, пребывающий "на небесах"", Христос, "сходящий" в наш мир). С. не претендуют на адекватное изображение тайны. Их гл. особенность - способность передавать опыт Запредельного.

    *Символические действия. К ним относятся особые формы пророческой проповеди, *жертвоприношения и обряды *таинств церковных.

    Предметные С. включают принадлежности ветхозав. культа, напр., Ковчег и Скинию, знаменующие присутствие Бога среди народа. Все устройство ветхозав. Храма (семисвечник, "медное море" и т.д.) символизирует Вселенную, наполненную Славой Господней. Символическими являются элементы обряда в христ. таинствах.

    Библ. С. в раннехрист. искусстве. Изобразительное искусство древней Церкви уделило много места символич. образам, заимствованным из Писания (особенно из ВЗ и евангельских *притч). Голубь Ноя символизировал весть о спасении, агнец - Христа, рыба - воды крещения (слово рыба, ic(Ъj также является аббревиатурой греч. слов "Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель"), виноградная лоза - единство Церкви Христовой, рыбы и хлеб - Евхаристическую Трапезу, Добрый Пастырь - любовь Христову. Иногда древние христиане использовали и языческие С. (напр., образ Орфея, толкуемый как *прообраз Христа, укрощающего злые силы). Несмотря на ветхозав. запрет изображений, искусство позднего *иудейства тоже имело свою изобразительную символику. В частн., на стенах древних *синагог нередко встречаются изображения семисвечника, Ковчега и храмовой утвари (см. ст.Изобразительное искусство и Библия)

    *А в е р и н ц е в С.С., С., ФЭС; *Б е р н ф е л ь д С., Символизм в евр. лит-ре, ЕЭ, т.14; еп.*Г е д е о н Покровский(Археология и символика ветхозав. жертв, Каз., 1888; Г о л у б и н с к и й Д.Ф., Разбор и опровержение ложного мнения о Кивоте Завета, ПТО, 1862, т.21; Д е б о л ь с к и й Г.С., Установления ветхозав. Церкви и христианской, для к-рых первые служили образцами, СПб., 1898; И в а н о в М., Язык Библии, ЖМП, 1975, (8; е г о ж е, Особенности библ. терминологии, ЖМП, 1975, (10; Л о с е в А.Ф., Знак, символ, миф, М., 1982; Ф а р т у с о в В.Д., Планы и фасады Ноева ковчега, скинии Моисеевой, первого и второго Иерусалимского храмов и дворца Соломонова с рисунками их принадлежностей, М., 1909; свящ.Ф л о р е н с к и й П., Столп и утверждение истины, М., 1908; е г о ж е, Из богосл. наследия, БТ, 1977, сб.17; прот.Ш м е м а н А., Евхаристия. Таинство Царства, Париж, 1984; иностр. библиогр. см. в В о u r g u е t Р. de, Early Christian Art, L., 1971; Е l i а d е М., Images and Symbols, L., 1961; O n а s с h К., Liturgie und Kunst der Ostkirche, Halle, 1981; U l r i с h Е., Lexikon christlicher Symbole, Innsbruck-W.-Munch., 1976; HTG, Вd.4, S.175; NCE, v.13, р.863.